Растительная ткань. Строение и функции тканей

Урок биологии в 5 классе по ФГОС (УМК Пасечника В.В.)

Шляпочные грибы

учитель биологии и химии МОУ Темповская ООШ Пархалина О.В.

Задачи:

Сформировать и закрепить знания об основных типах тканей животного и растительного организма: строении и функциях.

Выработать умение распознавать виды тканей.

Продолжить развитие учебно-интеллектуальных умений (выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи, логически мыслить и делать выводы), навыков самоконтроля.

Формировать познавательный интерес к предмету, коммуникативные навыки.

Цель урока: создать условия для эффективного усвоения знаний о тканях растительного организма и о функциях, которые они выполняют.

Планируемые результаты

Предметные: учащиеся имеют первоначальное представление о тканях и выполняемых ими функциях в растительном организме.

Метапредметные: развивается умение работать с разными источниками биологической информации (текстом и иллюстрациями учебника, микроскопом, таблицей).

Личностные: формируется научное мировоззрение в связи с развитием у учащихся представления о ткани как следующем уровне организации организмов из клеток.

Тип урока : комбинированный.

Оснащение урока : мультимедиа, шкатулка с тканями, подносы с раздаточным материалом, микроскоп, готовые микропрепараты тканей растений.

    Организационный момент: Взаимные приветствия учителя и учащихся; организация внимания и внутренней готовности.

II. Актуализация знаний:

Таинственная шкатулка.

Какое изделие рук человеческих называется так же, как составная часть живого, которую мы будем изучать? (ткань)

Из шкатулки извлекаются разнообразные виды тканей (х\б, шерстяная, шелковая).

Чем же они отличаются?

Как связать с тканями организма?

Давайте вспомним, что же собой представляет ткань. Слово предоставляется Саше Д., он дома выполнял мини-исследование. (Саша сварил клубень картофеля и сравнил его с сырым клубнем. Вывод: при варке разрушается межклеточное вещество, которое удерживает клетки, поэтому клубень картофеля варенный стал рассыпчатым)

Из чего же состоит ткань? (клетки и межклеточное вещество) – слайд 2 .

Работа по группам (повторение д/з)

1) Карточки с набором слов (органические и минеральные вещества) определить вещества по группам и дать общую характеристику.

2) Составить верное предложение из набора слов по темам «процессы жизнедеятельности клетки» и «как клетка делится».

III. Изучение нового материала:

Тема урока: Ткани

Почему клетки одного растения такие разные

Целеполагание: Что должны узнать по теме? (на доске)

Какие ткани имеют растения.

Установить связь между строением и функциями тканей.

Местонахождение в растении.

Эвристическая беседа с элементами игры:

На нашей планете есть множество растений, не имеющих тканей. Все их клетки имеют одинаковое строение, потому что обитают эти растения в однородной среде. Предположите, что это за растения и где обитают? (водоросли, обитают в воде) – слайд 3 .

А теперь представьте, что водоросль решила сменить среду обитания, перебраться на сушу. Для этого ей наверняка нужно будет обзавестись тканями. Давайте пофантазируем и заглянем вместе с водорослью в удивительный магазин. Где продаются самые разные ткани растений. Мы пока не знаем название тканей растения, но предположить можем, для чего они ему нужны будут на суше (работа в группе) Сравнительный анализ (гербарий растения - подсказка)

Обсуждение групп - ключевые слова появляются на экране – слайд 4 .

Одежда, защита -

Питание -

Для каждой этой потребности в растении есть специальные ткани. Как они называются, вы сами узнаете. Если бегло прочитаете материал на стр. 47-48, обращая внимание на выделенные слова (индивидуальная работа).

Афиширование результатов: слайд 5 (сколько всего тканей).

Вывод: Для жизни на суше нужны ткани.

И наша водоросль, если и приобретёт эти ткани, то сможет жить на суше. Сейчас в действительности может водоросль выйти на сушу и приспособиться к ней? (нет) Но много лет тому назад, когда на Земле менялся климат и участки воды сменялись на сушу, действительно, водорослям приходилось приспосабливаться к жизни на суше. У них постепенно появились ткани, о которых мы сегодня с вами говорим. Самые первые растения, которые вышли на сушу называются - Псилофиты.

Связаны ли функции тканей с их строением?

Вывод: Строение каждой ткани индивидуально, своё, это зависит от работы, какую выполняет растение.

IV. Закрепление:

Привести учащихся к ситуации успеха

1.Задание: Попробуйте определить, какие типы тканей на экране слайды 6-10 (сопоставить с рис 27 на стр. 47 учебника).

2. Работа с раздаточным материалом (в паре):

Определить тип тканей у следующих объектов:

Берёста -

Мякоть томата -

Кедровые орешки -

Кончик корня -

Жилка листа -

V. Рефлексия:

На слайде 11

До урока:

Не знал…

Не понимал…

Не мог представить…

Не мог выразить…

Не мог выполнить…

Выяснил…

Выучил…

Познакомился…

Запомнил…

(выбрать и закончить предложение).

VI. Домашнее задание

В учебнике § 10, вопросы № 1-4

* мини-сочинение «Путешествие внутри растения».

Общий обзор организма человека

Организм – целостная, саморегулирующаяся, самовоспроизводящаяся система, состоящая из клеток, тканей, органов и систем органов.

В основе жизнедеятельности всего организма лежит обмен веществ, включающий два взаимосвязанных процесса: синтез органических веществ (ассимиляция) и их расщепление и окисление (диссимиляция) .

Как целостная система организм обладает свойствами живого:

  • наследственностью и изменчивостью,
  • ростом, развитием и размножением,
  • раздражимостью,
  • обменом веществ и энергии,
  • целостностью, дискретностью и др.

Целостность организма обеспечивается:

    структурным объединением всех его частей (клеток, тканей, органов);

    регуляторным действием нервной системы (при помощи нервных импульсов);

    гуморальной регуляцией (при помощи циркулирующих в жидкостях внутренней среды организма биологически активных веществ, которые вырабатывают в процессе своей жизнедеятельности клетки, ткани, органы, железы внутренней секреции).

Упорядоченное и эффективное функционирование сложного многоклеточного организма чело­века обеспечивается согласованной работой двух систем - нервной и эндок­ринной.

Организм состоит из клеток. На уровне клетки происходят важнейшие процессы: обмен веществ, рост, размножение.

Основные компоненты клетки: клеточная оболочка, ядро, цитоплазма с органоидами и включениями.

Строение и функции тканей.

Ткань – совокупность клеток и межклеточного вещества, имеющих общее происхождение, сходное строение и выполняющих одинаковые функции.

Существует 4 типа тканей: эпителиальная, соединительная, мышечная, нервная.

Эпителиальная ткань (эпителий) покрывает тело, выстилает его полости и внутренние органы, образует большинство желез. Классификация:

Покровный эпителий.

Железистый эпителий.

Однослойный:

  • кубический,

    цилиндрический.

Многослойный:

    ороговевающий,

    неороговевающий,

    кубический,

    цилиндрический,

    переходный.

Экзокринные железы:

    одноклеточные,

    многоклеточные,

Эндокринные железы:

    одноклеточные,

    многоклеточные.

Особенности морфологии:
  • клетки плотно прилегают друг к другу, образуя сплошной пласт (межклеточного вещества практически нет);
  • клетки эпителия всегда располагаются на слое соединительной ткани.
Свойства: обладает высокой способностью к восстановлению. Функции: защитная (защита нижележащих структур от механических по­вреждений и от инфекции, потери тепла и влаги), участвует в обмене веществ (всасывание, выделение, газообмен), секреторная (эпителиальные клетки желез выделяют секреты и биологически активные вещества). Соединительная ткань образует скелет, подкожную жировую клетчатку, собственно кожу (дерму), кровь, лимфу, входит в состав всех внутренних органов. Классификация:

Жидкая

Рыхлая

Плотная волокнистая

Костная

Кровь и лимфа

Волокнистая

Дерма кожи

Компактная

Сухожилия, связки

Губчатая

Особенности морфологии:
  • клетки расположены рыхло;
  • хорошо выражено межклеточное вещество, состоящее из волокон и основного вещества.
Свойства: ткань обладает очень высокой способностью к восстановлению. Функции: трофическая (питательная); защитная (фагоцитоз и выработка иммунитета); механическая (опорная); кроветворная (красный костный мозг); восстановительная (регенерация). Мышечная ткань.

Свойства: возбудимость (способность отвечать на раздражение), сократимость (способность волокон укорачиваться и удлиняться), проводимость (способность проводить возбуждение). Эти свойства основываются не только на функциональных особенностях мышц, но и объясняются их строением.

Функция мышечной ткани – двигательная. Классификация:

I. По гистологическому признаку:

II. По физиологическому признаку:

    Неисчерченная:

    гладкая мышечная ткань.

    Исчерченная:

    поперечно-полосатая мышечная ткань,

    сердечная мышечная ткань.

    Непроизвольная:

    гладкая мышечная ткань,

    сердечная мышечная ткань.

    Произвольная:

    поперечно-полосатая мышечная ткань.

Гладкая мышечная ткань входит в состав стенок сосудов и полых внутренних органов.

    состоит из мелких (до 0,1 мм длиной) веретеновидных клеток с одним ядром и тонкими, по всей длине клетки, миофибриллами;

    сокращается непроизвольно, медленно (время сокращения 3 – 180 с), с небольшой силой, способна к длительному тоническому сокращению, медленно утомляется, небольшая потребностью в энергии и кислороде;

    иннервируется вегетативной нервной системой.

Поперечно-полосатая скелетная мышечная ткань образует скелетную мускулатуру, мышцы рта, языка, глотки, верхней части пищевода, гортани, мимические мышцы и диафрагму. Особенности морфологии и физиологии:

    представлена длинными, вытянутыми мышечными волокнами (до 10 -12 см длиной). Каждое волокно состоит из цитоплазмы, большого числа ядер и специальных органоидов – миофибрилл; диаметр миофибрилл не превышает 1 мкм. В каждом волокне находится до 1000 миофибрилл;

    миофибриллы поперечно-полосатой мускулатуры имеют поперечно-полосатую исчерченность: под микроскопом мышечное волокно выглядит разделенным на чередующиеся темные и светлые диски. Миофибриллы состоят из продольных нитей: толстых и тонких. Толстые нити состоят из белка миозина, а тонкие – из актина;

    сокращение быстрое с большой силой и скоростью (сокращаются и расслабляются за 0,1 с), произвольное, быстро наступает утомление;

    сокращения регулируются соматической нервной системой.

Поперечно-полосатая сердечная мышечная ткань: Особенности морфологии и физиологии:

    состоит из соединенных друг с другом клеток, содержит поперечно-исчерченные миофибриллы;

    содержит большое число митохондрий;

    сокращается непроизвольно, медленно, обладает автоматией и низкой утомляемостью;

    ее сокращения регулируются вегетативной нервной системой.

Нервная ткань образует головной и спинной мозг, нервные узлы, нервы. Особенности морфологии и физиологии:
  • состоит из нервных клеток (нейронов) и расположенных между ними клеток нейроглии (соединительная ткань);
  • нейрон имеет тело и 2 типа отростков: короткие ветвящиеся – дендриты (обычно их много) и один длинный – аксон (нейрит), который обычно не разветвляется, отростки клеток могут объединяться в пучки;
  • дендриты проводят возбуждение к телу нервной клетки;
  • аксон, имеющий миелиновую оболочку, передает импульс от клетки к другим нервным клеткам и рабочим органам (скорость проведения импульсов по волокнам соматической нервной системы – до 120 м/с);
  • передача информации в нервной системе осуществляется посредством специализированных межклеточных контактов – синапсов. Синапс образован двумя мембранами и узкой щелью между ними. Одна из мембран принадлежит клетке, посылающей сигнал, а другая – клетке, принимающей сигнал. Информация передается от одной клетке к другой при участии медиаторов, которые выделяются из передающей клетки в синаптическую щель, а затем взаимодействуют с мембраной принимающей клетки, и она приходит в состояние возбуждения;
  • нейроны подразделяются на чувствительные, двигательные и вставочные;
  • скопления тел нейронов и дендриты образуют серое вещество головного, спинного мозга и нервные узлы, а аксоны – белое вещество мозга, нервные волокна и нервы;
  • чувствительные нервные волокна начинаются рецепторами (специальные образования, приспособленные к восприятию раздражений и преобразованию их в нервный импульс) в органах, двигательные нервные волокна заканчиваются нервными окончаниями в органах.

Существует 4 типа клеток нейроглии:

    олигодендроциты представляют собой клетки-спутницы, которые окружают тело нейрона и покрывают миелиновой оболочкой некоторые аксоны;

    микроглия – мелкие подвижные отростчатые клетки, которые выполняют фагоцитарную функцию.

    астроциты имеют звездчатую форму, у одних есть тонкие цитоплазматические отростки, которые оканчиваются в пространстве вокруг сосудистой стенки, обеспечивая доставку питательных веществ к нейрону.

    эпендимные клетки образуют непрерывную выстилку желудочков мозга и сохраняются в канале спинного мозга. Выполняют функцию активного транспорта и секреторную функцию, а также принимают участие в образовании спинно-мозговой жидкости.

Свойства: возбудимость (способность воспринимать раздражения и отвечать на них) и проводимость (способность передавать возбуждение). Функции: рецепторная и проводниковая.

Органы и системы органов.

Орган – часть организма, имеющая определенную форму, строение, расположение и выполняющая определенную функцию. Состоит из всех видов тканей, но обычно одна ткань преобладает (в сердце мышечная ткань, в головном мозге – нервная).

Система органов – группа органов, выполняющих определенную функцию, развивающихся из общего эмбрионального зачатка и топографически связанных между собой. В организме человека имеются следующие системы:

    опорно-двигательная (скелет и мышцы);

    нервная (головной мозг, спинной мозг, периферические нервы, нервные сплетения);

    эндокринная (железы внутренней секреции): гипофиз, эпифиз, щитовидная железа, околощитовидные железы, тимус, надпочечники, поджелудочная железа, половые железы;

    сердечно-сосудистая (кровеносная): сердце, артерии, капилляры, вены;

    дыхательная (носовая полость, носоглотка, гортань, трахея, бронхи, бронхиолы, легкие);

    пищеварительная (ротовая полость, зубы, язык, глотка, пищевод, желудок, 12-персстная кишка, тощая кишка, подвздошная кишка, слепая кишка с червеобразным отростком, ободочная кишка, сигмовидная кишка, прямая кишка, слюнные железы, поджелудочная железа, печень);

    выделительная (почки, мочеточники, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал);

    половая : мужская половая система: внутренние половые органы (яички и их придатки, семявыносящие протоки с семенными пузырьками, предстательная железа) и наружные (половой член и мошонка); женская половая система : внутренние половые органы: яичники, маточные трубы, матка, влагалище и наружные (большие и малые половые губы, клитор, девственная плева).

    сенсорные системы (органы чувств): орган осязания, орган обоняния, орган вкуса, орган зрения, орган слуха);

    лимфатическая (лимфатические сосуды, лимфатические узлы).

В процессе эволюции выработан ряд приспособлений, поддерживающих определенный состав внутренней среды, необходимый клеткам любого организма. Этот принцип кратко сформулирован К. Бернаром: «постоянство внутренней среды есть условие свободной жизни». Для того чтобы организм мог существовать в изменяющихся условиях внешней среды, он должен иметь механизмы регуляции состава своей внутренней среды. Для достижения приспособлений к различным условиям внешней среды в организме формируются функциональные системы – это временное объединение различных органов для достижения определенного результата (потовые железы, сосуды кожи – для поддержания определенной температуры тела при разной температуре окружающей среды). Теорию функциональных систем разработал П. К. Анохин.

Для обозначения тенденции к поддержанию постоянства внутренней среды У. Кэннон ввел термин гомеостаз. Согласованная деятельность всех систем органов и тканей обеспечивает существование и жизнедеятельность каждого отдельного организма.

Конспект урока биологии с презентацией и дидактическими заданиями по теме "Ткани человека"

Удилова Татьяна Александровна, 12.11.2017

890 100

Содержимое разработки

Конспект урока биологии _ Udilova_ TA_1_8

Урок открытия нового знания по теме «Ткани человека»

Предмет – биология,

Класс – 8

Планируемые результаты:

Предметные :

Учащиеся знакомятся с особенностями строения клеток разных тканей человека, разнообразием их разновидностей и их функциями; учатся выделять существенные признаки тканей, находить сходство и отличие в строении различных тканей, различать ткани на рисунках и таблицах; овладевают умением объяснять роль различных тканей в органах.

Метапредметные :

Учащиеся осваивают основы исследовательской деятельности, включая умения изучать строение различных видов тканей, определяя принадлежность разных типов клеток к тем или иным тканям; учатся работать по плану с разными источниками информации: текст, рисуночная схема, таблица, видеоролик.

Личностные :

Учащиеся развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению внутреннего строения различных видов тканей, у них формируются ценностно-смысловые установки по отношению к самим себе, происходит осознание необходимости бережного отношения к своему здоровью, развивают умения слушать и слышать

Универсальные учебные действия (УУД)

Личностные УУД: смыслообразование (каков смысл изучения данной темы); нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания.

Регулятивные УУД : ( организация учащимися своей учебной деятельности): целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, структуирование знаний, смысловое чтение, умение осознанно строить речевое высказывание, логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение).

Коммуникативные УУД: учебное сотрудничество со сверстниками и учителем, постановка вопросов, оценка и коррекция своей работы.

    Целеполагание

День добрый, друзья! Внимание! Прозвенел долгожданный звонок. Поэтому садитесь поудобнее. Начнем скорей урок! Я люблю музыку и начну его с небольшого музыкального фрагмента. Гармония природы созвучна с гармонией музыки. Пусть музыка звучит, притягивая свет и доброту, и собирает вместе множество друзей творящих добрую мечту! С вашего позволения я, сегодня не ваш учитель, а дирижер нашего оркестра. Слаженная игра оркестра зависит от каждого инструмента, т.е. от голоса каждого из вас. Итак, приступим к настройке инструментов для репетиции нашего концертного номера. Сегодня вам пригодится для этого листы партитуры – это ваши рабочие листы с нотами, т.е. с заданиями для сегодняшней репетиции, которые вы подпишите сейчас.

Я предлагаю вам разгадать, о чем пойдет сегодня речь, просмотрев небольшие объяснялки первоклассников по теме нашего урока.

Ребята, догадались, что будет объектом нашего изучения сегодня?

( Ткани) А в курсе биологии 8 класса какой вид живой природы мы изучаем?

( Homo sapiens - человек разумный) Верно. В связи с этим прошу вас уточнить тему нашего разговора.

Тема урока: Ткани человека. Запишите тему в рабочие листы.

Человек существо одно- или многоклеточное? Да, вы правы. А все ли клетки одинаковые?

По каким основаниям тогда следует разделить клетки? (функции, строение) В результате деления образуются группы. В рабочей партитуре найдите задание № 1 и выполните его.

Задание № 1. Подберите подходящее по смыслу определение группе клеток сходных по строению и выполняемой функции.

1. обособленная совокупность различных типов клеток и тканей, выполняющая определённую функцию в живом организме.

2. система клеток и межклеточного вещества, объединённых общим происхождением, строением и выполняемыми функциями.

3. совокупность сходных или несходных образований, совместно участвующих в выполнении одной общей функции и образующих единое целое

Как следует называть эту группу клеток? (Ткань)

На какие две группы вы можете разделить все известные вам ткани? (растительные и животные)

Задание № 2. Выберите из предложенного списка только животные ткани.

    Механическая

    Основная

    Эпителиальная

    Нервная

    Проводящая

    Запасающая

    Мышечная

    Образовательная

    Покровная

    Соединительная

    Ключ для проверки: 3, 4, 7, 10

    А человеку присущи животные или растительные ткани. Способны ли наши ткани также хорошо восстанавливаться как у плоских червей, кишечнополосных животных или пресмыкающихся. Получается, что о тканях мы имеет представление, но знаем еще не все.

    Прошу вас обратиться опять к своим рабочим листам и поработать в разделе «Хочу узнать и научиться»

    Прошу озвучить задачи, которые вы для себя определили на данный урок.

    Я позволила себе ваш выбор несколько скорректировать и более кратко изложить в двух предложениях. Ознакомьтесь с ними на слайде. Согласны? Продолжаем работать.

    Задачи на слайде

    1. Научиться распознавать ткани человека по строению и свойствам.

    2. Определять их местоположение в организме и выполняемые функции.

    Прошу рассмотреть на слайде коллаж о тканях составленный учениками начальных классов. Как вы считаете, позволит ли он вам решить поставленные задачи? Нет – не совсем. Тогда предложите свои пути для решения поставленных задач. Учебники и др… Я вас услышала. Предвосхищая ваши потребности, я подготовила для групповой работы задание № 3. Для его выполнения возьмите жёлтые конверты и прочитайте, что вам предлагается для работы. Прошу задать вопросы по процедуре выполнения задания, если таковые имеются.

    Ну что же у нас хорошо прошла настройка инструментов и теперь все готовы работать, и можем начать репетицию. Приступайте к поэтапному выполнению задания № 3, а я в это время сделаю электронные фотографии тканей человека и представлю их вашему вниманию.

  1. II . Открытие нового знания

    Задание № 3 выполняется за 10 минут в группах

    Разновидности ткани;

    Место нахождения ткани в организме;

    Функции ткани;

    Свойства ткани.

    2. Рассмотрите особенности расположения клеток тканей на микропрепаратах с помощью световых микроскопов.

    III . Рефлексия

    Ну что ж репетиция окончена. Пора продемонстрировать каждой группе свой концертный номер, который называется «Живая скульптура».

    1. «Живая скульптура».

    2. «Живая скульптура».

    3. «Живая скульптура».

    4. «Живая скульптура».

    Несколько учащихся должны расположиться так, как выглядят и работают нервные клетки (тело нейрона с короткими отростками – дендритами, тело нейрона с длинным отростком – аксоном и синапс между ними)

    Нервная ткань представлена – нейронами с длинными (аксонами) и короткими (дендритами) отростками, а синапс – это такой участок, где одна нервная клетка соприкасается или почти соприкасается с другой. Нервные импульсы по аксонам распространяются с большой скоростью и являются электрохимической реакцией.

    Спасибо, вы отлично исполнили свой концертный номер и заслужили аплодисменты.

    А завершающим аккордом станет ассоциативный ряд к ключевому понятию нашего сегодняшнего концерта.

    (возможные варианты)

    - система

    - совокупность

    - единое

    -целое

    -функциональность

    IV. Домашнее задание

  1. 1. Изучить § 4

    2. Составить систематизирующую таблицу «Ткани человека», отражающую четыре вопроса:

    Тип ткани и его разновидности

    Особенности строения и расположения клеток относительно друг друга

    Местоположение ткани в организме человека

    Функции ткани

    3. Индивидуальное задание – подготовить устное сообщение на 1 минуту по теме «Роль стволовых клеток в организме человека»

Содержимое разработки

Рабочий лист _____________________________________________________

(фамилия, имя ученика)

Тема урока: _______________________________________________________

Хочу узнать и научиться: (подчеркните то, что для вас необходимо)

Задание № 1. Подберите одно подходящее по смыслу определение группе клеток сходных по строению и выполняемой функции и допишите соответствующий термин.

1. Обособленная совокупность различных типов клеток и тканей, выполняющая определённую функцию в живом организме – ____________.

2. Система клеток и межклеточного вещества, объединённых общим происхождением, строением и выполняемыми функциями – _____________ .

3. Совокупность сходных или несходных образований, совместно участвующих в выполнении одной общей функции и образующих единое целое – __________.

Задание № 2. Подчеркните в предложенном списке животные ткани.

    Механическая

    Основная

    Эпителиальная

    Нервная

    Проводящая

    Запасающая

    Мышечная

    Образовательная

    Покровная

    Соединительная

  1. Задание № 3 (Время выполнения 3 минуты. Время хранят песочные часы)

    Для выполнения задания возьмите конверт жёлтого цвета

    1. Извлеките информацию из предложенного источника (видеофрагмент, текст, таблица, рисуночная схема) по плану:

    Разновидности ткани;

    Место расположения ткани в организме;

    Функции ткани;

    Свойства ткани.

    2. Рассмотрите особенности расположения клеток изучаемой ткани на микропрепаратах.

    Изобразите пантомимой расположение клеток изученных тканей и их функции (по возможности).

    Устно сделайте вывод об особенностях расположения клеток ткани, их функциях, свойствах.

  1. Осмыслите результаты проделанной работы и предложите ваши ассоциации к термину «ткань».

Содержимое разработки

«Живая скульптура» № 1 – эпителиальная ткань

Учащиеся должны расположиться так, как клетки эпителиальной ткани (плотно друг к другу). Ещё один ученик изображает чужеродный объект, пытающийся проникнуть через клетки эпителия.

Вывод: клетки микроорганизмов не проникнут через неповреждённые покровы. Эпителиальные ткани выполняют защитную функцию в нашем организме, располагаются очень плотно, образуют железы, наружные покровы и выстилают полости тела

«Живая скульптура»№ 2 – соединительная ткань

Несколько учащихся должны расположиться так, как клетки соединительной ткани (на расстоянии друг от друга). Показать, как происходит транспорт элементов в клетку и из клетки через межклеточное вещество.

Вывод: соединительная ткань в общей массе любого органа не только составляет 60-90 %, но и обеспечивает правильное питание и очищение основных клеток нашего организма. По состоянию соединительной ткани в организме человека можно судить о его возрасте. Разновидности ткани придают ему опору и являются запасным источником энергии.

«Живая скульптура» № 3 – мышечная ткань

Несколько учащихся должны расположиться так, как клетки гладкой мускулатуры (взявшись за вытянутые руки, образовав ряд). Как будет происходить сокращение гладкой мускулатуры (рукопожатие передаются от одного к другому). А теперь как клетки поперечно-полосатой мышечной ткани (взявшись за руки, образовав кольцо). Все одновременно пожали друг другу руки.

Вывод: В ответ на сигнал нервного импульса гладкая мускулатура сокращается медленно и непроизвольно, скелетная поперечнополосатая – быстро и произвольно, а сердечная поперечнополосатая вообще работает автономно.

«Живая скульптура» № 4 – нервная ткань

Несколько учащихся должны расположиться так, как выглядят и работают нервные клетки (тело нейрона с короткими отростками – дендритами (один ученик с поднятыми руками и растопыренными пальцами), тело нейрона с длинным отростком – аксоном (один ученик – тело нейрона, а два других ученика взявшись за вытянутые руки, изображают длинный аксон), а синапс между ними – соприкосновение рук между дендритом и аксоном.

Вывод: Нервная ткань представлена – нейронами с длинными (аксонами) и короткими (дендритами) отростками, а синапс – это такой участок, где одна нервная клетка соприкасается или почти соприкасается с другой. Нервные импульсы по аксонам распространяются с большой скоростью и являются электрохимической реакцией.

Содержимое разработки

Задание № 3. Изучите текст «Нервная ткань». Выполните задание по предложенному плану.

Нервная ткань – основа нервной системы, обладает свойствами возбудимости и проводимости. Клетки нервной ткани называются нейроны – звёздчатой формы, имеют отростки – длинные: аксоны и короткие: дендриты. Рецепторы органов чувств воспринимают сигналы из окружающей среды и по аксонам образующим нервы передают их в головной и спинной мозг, таким образом, нервная ткань обеспечивает взаимодействие тканей, органов и систем организма и их регуляцию. Синапсы – это участки, где одна нервная клетка соприкасается или почти соприкасается с другой. Нервные импульсы по аксонам распространяются с большой скоростью и являются электрохимической реакцией.

Задание № 3. Изучите таблицу «Эпителиальная ткань». Выполните задание по предложенному плану.

Эпителиальная ткань

Разновидности ткани

Место расположения

в организме

Функции

Особенности расположения: клетки плотно прилегают друг к другу, межклеточного вещества мало.

Однослойный эпителий

Оболочки внутренних органов, лёгочные пузырьки, капсулы нефронов почек, стенки сосудов

Покровная, защитная, всасывающая, выделительная, газообмен

Многослойный эпителий

Покровы тела, пищевод, слизистая внутренней поверхности щёк

Покровная, защитная

Железистый эпителий Ты слышишь?

Это музыка звучит

Без слов …

Без взгляда …

Без прикосновенья…

Она коснётся глубины души,

Нам подарив минуты наслажденья!




Организм человека - сложная система, которая состоит из огромного количества клеток.


Группы клеток...

1. обособленная совокупность различных типов клеток и тканей, выполняющая определённую функцию в живом организме.

2. система клеток и межклеточного вещества, объединённых общим происхождением, строением и выполняемыми функциями.

3. совокупность сходных или несходных образований, совместно участвующих в выполнении одной общей функции и образующих единое целое


Выберите из предложенного списка животные ткани

  • Механическая
  • Основная
  • Эпителиальная
  • Нервная
  • Проводящая
  • Запасающая
  • Мышечная
  • Образовательная
  • Покровная
  • Соединительная

Ключ: 3, 4, 7, 10


Хочу узнать и научиться

Подчеркните то, что для вас необходимо что называют тканью, какие ткани бывают у человека, из чего они состоят, какими свойствами обладают, для чего нужны в организме человека, научиться отличить ткани по внешним особенностям, соотносить их работу с особенностями строения.


Задачи

1. Научиться распознавать ткани человека по строению и свойствам.

2. Определять их местоположение в организме и выполняемые функции.



Задание № 3

1. Извлеките информацию из предложенного источника ( видеофрагмент , текст, таблица, рисуночная схема) по плану:

- разновидности ткани;

- место расположения ткани в организме;

- функции ткани;

- свойства ткани.

2. Рассмотрите особенности расположения клеток тканей на микропрепаратах.


  • Изобразите пантомимой расположение клеток изученных тканей и их функции (по возможности).
  • Устно сделайте вывод об особенностях расположения клеток ткани, их функциях, свойствах.


  • Осмыслите результаты проделанной работы и предложите ваши ассоциации к термину «ткань».
Разработка учителя биологии

Горбатенковой Наталии Владимировны

План-конспект урока по теме «Ткани»

Цель: дать общее представление о многообразии тканей в человеческом организме и их функциях

Задачи:

Образовательная : раскрыть понятие о тканях многоклеточного животного организма и классификации тканей.

Развивающая : развить умение сравнивать особенности строения тканей в связи с выполняемыми функциями. Связь тканей и систем органов

Развить навыки работы с микроскопом.

Воспитательная : воспитывать дух соревнования, быстроту мышления, умение проводить анализ, осуществлять эстетическое воспитание.

Тип урока:

По дидактическим целям: изучение нового материала с элементами лабораторной работы с использованием цифрового микроскопа, и компьютерной поддержки.

Формы работ : индивидуальная,

Групповая.

Оборудование:

1. Микропрепараты ткани:

А). гладкая мышечная ткань;

Б). поперечно-полосатая ткань;

В). однослойный эпителий;

Г). нервные клетки;

Д). гиалиновый хрящ;

Е). костная ткань;

ё). рыхлая соединительная ткань;

Ж). кровь человека;

2. Школьные микроскопы.

3. Цифровой микроскоп.

4. Компьютер

5. Телевизор.

6. Таблица: «Ткани»

Ход урока:

1 . Орг. момент. Запись в дневник домашнего задания $.3, оформить лабораторную работу.

II. Теоретическая часть.

В теле человека и животных отдельные клетки или группы клеток, приспосабливаясь к выполнению различных функций, дифференцируются, т.е. соответствующим образом изменяют свои формы и структуру, оставаясь вместе с тем связанным между собой и подчиненными единому целостному организму. Этот процесс непрерывного развития клеток приводит к возникновению множества различных их видов, составляющих ткани человека.

Ткань- это историческая (филогенетически) сложившаяся специализированная система клеток и их производных, которая характеризуется общностью развития,

Строения и функционирования. В процессе эволюции взаимодействие организма с внешней средой, необходимость приспосабливаться к условиям существования привели к возникновению нескольких типов тканей с определенными функциональными свойствами. Различают четыре вида тканей: 1) эпителиальные,

2) соединительные (собственно соединительная ткань, хрящ, кость, кровь и лимфа),

3)мышечные и 4) нервную.

1)Эпителиальная ткань

Эпителии покрывают всю наружную поверхность тела, внутренние поверхности пищеварительного тракта, дыхательных и мочеполовых путей, серозные оболочки, входит в состав большинства желез организма (пищеварительные, потовые, сальные).

Через эпителиальные ткани совершается обмен веществ между организмом и внешней средой. Эти ткни выполняют защитную роль (эпителий кожи), функции секреции, всасывания (кишечный эпителий), выделения (эпителий почки), газообмена (эпителий легких). Эпителий обладает высокой регенерацией, что обеспечивает выполнение многообразных функций в течение всей жизни индивидуума.

Эпителиальная ткань всегда занимает пограничное положение, располагаясь на границе внутренней и внешней сред организма, и состоит только из эпителиальных клеток, которые образуют сплошные пласты, отграниченные от подлежащих тканей базальной мембраной.

По строению и расположению клеток различают однослойный многослойный эпителий.

Все клетки однослойного эпителия располагаются в базальной мембране, в многослойном эпителии к базальной мембране примыкают лишь внутренний слой клеток, а наружные слои утрачивают связь с ней.

Эпителий составляет основную массу желез.

2) Соединительные ткани

Выделяют две большие группы: собственно соединительную ткань и специальную соединительную ткань с опорными (хрящевая и костная) и гемопоэтическими (миелоидная и лимфоидная) свойствами.

В собственно соединительной ткани различают волокнистую и соединительную ткань с особыми свойствами.

К волокнистой соединительной ткани относятся рыхлая неоформленная и плотная оформленная соединительные ткани. Соединительная ткань с особыми свойствами представлена ретикулярной, жировой, слизистой и пигментной тканями.

А) Рыхлая волокнистая соединительная ткань обладает меньшим количеством волокон, но большим количеством клеток и основного вещества. Основными клетками является фибробласты, плазмоциты, тучные клетки, некоторые клетки крови, жировые клетки.

Она сопровождает кровеносные сосуды, протоки и нервы, отделяет органы друг от друга и от стенок полости тела. Образуют строму органов, выполняет опорную, накопительную (питательные вещества и вода), посредническую между кровью и тканью, защитную функцию.

Б) Хрящевая ткань

Состоит из клеток (хондроцитов) и межклеточного вещества повышенной плотности.

Она составляет основную массу хрящей (опорная функция), входят в состав различных частей скелета. Хрящевая ткань является исходной тканью для развития трубчатых костей, скелета плода.

В теле человека различают гиалиновую эластическую и волокнистую хрящевые ткани.

Гиалиновая хрящевая ткань - самый распространенный вид хрящевой ткани, образует гиалиновый хрящ. Это наиболее твердый и упругий из всех видов хрящей. У зародышей человека из него построен почти весь скилет, у взрослых особей он покрывает суставные поверхности костей, располагается в стенки трахеи и крупных бронхов, на концах ребер, носовой перегородке и крыльев носа.

Костная ткань

Состоит из клеток: остеоцитов, остеобластов и остеокластов – и межклеточного вещества. Последнее содержит коллагеновые волокна кости и костное основное вещество, в котором откладываются в большом количестве (до 70% от всей массы кости) минеральные соли, вследствие чего оно отличается значительной прочностью.

Кровь

Кровь и лимфа, а также межтканевая жидкость составляют внутреннюю среду организма. Кровь выполняет четко выраженные трофическую и защитную функции: переносит питательные вещества, доставляет тканям кислород и удаляет углекислый газ и продукты обмена, осуществляет выработку антител, переносит гормоны, регулирующие деятельность различных систем организма.

Форменные элементы крови подразделяются на эритроциты, лейкоциты и тромбоциты. Лейкоциты могут быть зернистыми и не зернистыми.

Плазма крови это жидкое межклеточное вещество крови. Представляет собой вязкую жидкость желтого цвета состоящую из смеси белков, углеводов, жиров, солей, гормонов, ферментов и растворенных газов.

3. Мышечные ткани:

Делятся на гладкую и поперечнополосатую (скелетную и сердечную).

Основное свойство всех мышечных тканей- способность к сокращению, что лежит в основе всех двигательных процессов в организме. Сократительными элементами мышечных тканей являются миофибриллы.

Гладкая мышечная ткань

Входит в состав мышц, расположенных в стенках кровеносных сосудов и полых внутренних органов (желудок, кишечник, матка) и сокращается непроизвольно, медленно и ритмично. Она состоит из веретенообразных мышечных клеток, или миоцитов, в центре которых обычно располагаются удлиненные палочковидные ядра. Миофибриллы гладких миоцитов локализующих по продольной оси. Гладкие мышечные клетки объединяются в пучки, последние – в мышечные пласты, которые образуют части стенок полых внутренних органов.

Поперечнополосатая скелетная мышечная ткань

Образует мускулатуру скелета, мышцы языка, глотки, диафрагмы, входит в состав мышечной стенки сердца (миокарда). Сокращается произвольно, с высокой скоростью и большой силой. Структурно-функциональной единицей такой ткани является мышечное волокно, представляющее собой удлиненный многоядерный симпласт. Миофибриллы в мышечных волокнах расположены упорядоченно и состоят из регулярно повторяющихся фрагментов (саркомеров).

4. Нервная ткань:

Является основным компонентом нервной системы, регулирующей и координирующей все процессы в человеческом организме и осуществляющей его взаимосвязь с окружающей средой.

В состав нервной ткани входят два вида клеток: нервные клетки, или нейроны (нейроциты), и глиальные клетки, или глиоциты. Первые выполняют функции возбуждения и проведения нервного импульса, вторые – опорную, трофичекую, изоляционную и защитную функции.

Форма нейронов разнообразна. Различают нейроны униполярные – одноотростчатые, биполярные- с двумя отростками, мультиполярные- с тремя и более отростками.

III Практическая часть с пояснениями учителя и компьютерной поддержкой.


  1. Просмотр микропрепаратов ткани под микроскопом. Используя
цифровой микроскоп.

А) Изучить гладкую мышечную ткань.

Б) Изучить поперечно полосатую мышечную ткань.

В) Изучить однослойный эпителий

Г) Изучить нервную ткань (нервные клетки)

Д) Изучить гиалиновый хрящ

Е)Изучить костную ткань

Ж)Изучить рыхлую соединительную ткань

З)Кровь человека

2) Сделать зарисовку тканей, обозначить их составляющие

IV Закрепление изученного материала

Используя учебник Батуева А.С. заполнить таблицу стр.15

Ткани и их функции


V Вывод

В выводе необходимо раскрыть связь особенностей строения тканей с выполняемыми функциями и местом расположения в организме, то есть с системой органов.

VI Итог урока

Вывод учителя:

В зависимости от выполняемых функций и места положения тканей в процессе эволюции сформировались некоторые приспособления к изменяющимся условиям окружающей среды. Это привело к дифференциации тканей и последующей классификации.

Эпителиальные

А) Железистые (железы)

Б)Покровные (дерма, слизистые оболочки)

В)Полостные(органы внутренней полости)

Мышечные

А)Гладкие (органы внутренней полости)

Б)Поперечно-полосатые:

Скелетные

Сердечные

Соединительные

А)Опорно-механические (хрящевая, костная, жировая)

Б)Трофическо-защитные (кровь, лимфа)

Нервная ткань

Литература


  1. Ю. П. Антипчук «Гистология с основами имбриологии. М., «Просвещение» 1983г

  2. М. Л. Анастасова. О. В. Казакова «Развитие общебиологических понятий» М., «Просвещение» 1967г

  3. М. Б. Беркипблит А. В. Жердев «Задача по физиологии человека и животных» М., «Мирос» 1995г

  4. А. С. Батуев «Биология. Человек» М., «Дрофа» 2001г

  5. Л. Г. Воронин Р. Д. Маш «Методика преподавания опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене человека». Книга для учителя М., «Просвещение» 1983г

  6. И. С. Гильбо «Знаете ли вы себя?» Ленинград «Медицина» 1973г

  7. Р. Д. Маш А. Г. Драгомилов «Биология. Человек» Методическое пособие М., «Вента Граф» 2005г

  8. Р. П. Самусев, В. Я. Липченко «Атлас анатомии человека М., «ОНИКС 21 век», «Мир и образование» 2004г

Подготовка к ЗНО. Биология.
Конспект 25. Ткани человека. Опорно-двигательный аппарат. Нервная система

Ткани организма человека

Гистология – наука о тканях.
Ткани – это совокупность клеток и неклеточных структур, сходных по происхождению, строению и выполняемым функциям. Основные группы тканей: эпителиальные, мышечные, соединительные, нервная.

Эпителиальные ткани покрывают организм снаружи и выстилают изнутри полые органы и стенки полостей тела. Клетки тесно прилегают друг к другу, обладают способностью к регенерации; межклеточного вещества мало. Функции: защитная, секреторная, всасывания.

Мышечные ткани обусловливают двигательные процессы. В клетках содержатся сократительные волокна – миофибриллы , образованные белками – актином и миозином . Особые свойства – возбудимость и сократимость.
Виды мышечной ткани: поперечнополосатая, гладкая, сердечная.
Соединительные ткани: костная, хрящевая, подкожная жировая клетчатка, связки, сухожилия, кровь, лимфа и др. Характерная черта: рыхлое расположение клеток, отделенных друг от друга хорошо выраженным межклеточным веществом, которое образовано коллагеновыми, эластиновыми волокнами и основным аморфным веществом.
Нервная ткань образует головной и спинной мозг , нервные узлы и сплетения , периферические нервы . Выполняет функции восприятия, переработки, хранения и передачи информации. Выделяют два типа клеток: нейроны и глиальные клетки.
Нейроглия , или глия , – совокупность вспомогательных клеток нервной ткани. Выполняет опорную, трофическую, секреторную, разграничительную и защитную функции.
Нейрон – это структурно-функциональная единица нервной системы. Содержит ядро, тело клетки и отростки (короткие, многочисленные, ветвящиеся – дендриты, единственный длинный – аксон).
Аксональные терминали (окончания) – расширения на концах ветвей аксона; входят в состав синапсов.
Синапс – зона контакта с другими нервными, мышечными или железистыми метками, функцией которого является передача возбуждения.
Возбудимость – это способность нервной ткани в ответ на раздражение приходить в состояние возбуждения.
Проводимость – способность передавать возбуждение в форме нервного импульса другой клетке (нервной, мышечной, железистой).
По выполняемым функциям различают нейроны трех видов:
1. чувствительные (центростремительные) воспринимают раздражение от рецепторов.;
2. двигательные (центробежные) нейроны посылают нервный сигнал из ЦНС мышцам, железам, т. е. на периферию;
3. вставочные (интернейроны) воспринимают возбуждение от других нейронов и передают его также нервным клеткам, располагаются в ЦНС.

Опорно-двигательный аппарат

Образован скелетом и скелетными (исчерченными) мышцами (активная часть и пассивная часть).
Скелет составляет основу тела, определяет его размеры и форму. Состоит примерно из 206 костей. Кости выполняют функцию рычагов, приводимых в движение мышцами, и защищают органы от травм.
Надкостница (периост) – соединительнотканная пленка, окружающая кость снаружи. Принимает участие в кровоснабжении поверхностных слоев кости и росте костей в ширину.
Соединения костей:
Сустав – подвижное соединение костей скелета, разделённых щелью, покрытое синовиальной оболочкой и суставной сумкой. Синовиальная жидкость, находящаяся внутри сустава, играет роль смазки, уменьшающей трение.
Хрящи , или хрящевые прослойки – полуподвижное соединение между костями (например , хрящевые диски между позвонками).
Шов – неподвижное соединение, часто встречается между плоскими костями (например , между костями черепа).

Нервная система

Нервная система подразделяется на центральную (головной и спинной мозг) и периферическую (черепно- и спинномозговые нервы, их сплетения и узлы), а также соматическую и вегетативную (или автономную).
Соматическая нервная система осуществляет связь организма с внешней средой.
Вегетативная – регулирует обмен веществ и работу внутренних органов.
Спинной мозг (СМ) находится в позвоночном канале и имеет вид тяжа. Серое вещество (внутри СМ) состоит из тел нервных клеток. Белое вещество (вокруг серого) образовано отростками нервных клеток (нервными волокнами). Функции СМ: рефлекторная и проводниковая. Деятельность спинного мозга находится под контролем головного мозга.
Головной мозг расположен в мозговом отделе черепа. Отделы: передний (большие полушария), промежуточный, средний, задний и продолговатый мозг.
Функции нервной системы:
1. Восприятие сигналов окружающей среды.
2. Обеспечивает протекание процессов памяти, сознания, мышления, речи, сложного поведения.
3. Согласует деятельность различных систем и органов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.