Структура таможенных органов. Южное региональное таможенное управление

Таможня - одна из крупнейших и наиболее значимых государственных структур в России. Ее подразделения разбросаны по всей стране. Основная цель данного органа - контроль пассажирских и товарных потоков, пересекающих российскую границу в различных направлениях. Структура таможни в России включает в себя несколько уровней.

Структура таможни: уровни и полномочия

1. ФТС - государственный орган исполнительной власти, имеющий наиболее широкие полномочия.
2. Региональные управления, которые располагаются в столицах федеральных округов.
3. Подразделения, которые чаще всего занимаются оформлением и функционируют в пределах определенного субъекта федерации, подчиняясь региональным центрам. Также есть структуры, подчиненные напрямую ФТС (например, расположенные в основных аэропортах и прочие). Функционируют и специализированные структуры, задача которых заключается не в оформлении, а реализации других функций. Пример - оперативная таможня, сотрудники который специализируются на выявлении контрабанды.
4. Посты, которые подчиняются таможням. В некоторых постах отдельно выделяются отделы, специализирующиеся на таможенном контроле и оформлении.

Благодаря такой довольно гибкой и не чрезмерно громоздкой структуре таможни российская система отличается довольно высокой степенью оперативности и скоростью реагирования. Конечно, отечественная служба уступает по продуктивности лучшим службам мира, но и неэффективной ее назвать нельзя.

Функции таможни

Разветвленная, но, в то же время, эффективная структура таможни России позволяет данному госоргану выполнять целый ряд важных функций, среди которых:

  • участие в планировании и реализации государственной таможенной политики;
  • защита отечественных экономических интересов, содействие в обеспечении экономической безопасности страны;
  • регулирование торгово-экономических отношений с различными странами, взимание всех видов таможенных платежей, определение порядка перемещения всех типов товаров через отечественную таможенную границу;
  • контроль и оформление, нормативное стимулирование оптимизации товарооборота;
  • ведение всей профильной статистики;
  • борьба с контрабандой и всеми видами нарушений таможенных правил, пресечение незаконного оборота наркотиков и прочих запрещенных грузов.

Задач у данного органа довольно много, и для их эффективного решения структура таможни регулярно переформатируется государством. Правда, в основном, это касается не главной вертикали построения организации, а создания, расформирования и перепрофилирования отдельных таможенных постов. За последние годы российская таможня сумела избавиться от большой части бюрократических инструментов, и сейчас является организацией, с которой вполне возможно иметь дело.

Задайте свой вопрос по структуре российской таможни:

Ваше имя:

Ваш e-mail (для ответа)

Внешнеэкономическая деятельность: учебный курс Маховикова Галина Афанасьевна

4.4. Структура таможенных органов РФ и их основные функции

Собственно таможенное дело ведет единая система таможенных органов, которые, относясь к исполнительной власти, имеют конкретные цели формирования, осуществляют государственные исполнительно-распорядительные функции, наделены определенной компетенцией, образуются вышестоящими органами управления, подотчетны и подконтрольны им и ответственны за свою деятельность перед государством и гражданами.

Таможенный орган представляет собой федеральный государственный орган исполнительной власти, наделенный специальной компетенцией в области таможенного дела и выполняющий задачу содействия развитию внешней торговли.

Таможенные органы составляют единую федеральную централизованную систему, в которую входят:

1) Федеральная таможенная служба РФ;

2) региональные таможенные управления;

3) таможни;

4) таможенные посты.

В таможенную систему входят также учреждения, подведомственные непосредственно ФТС (таможенные лаборатории, учебные заведения, вычислительные центры и др.). В ведении ФТС могут находиться государственные унитарные предприятия, деятельность которых способствует решению задач, возложенных на таможенные органы.

Все звенья системы являются федеральными и не подчиняются органам государственной власти субъектов Федерации, органам местного самоуправления и общественным объединениям. Каждый нижестоящий таможенный орган подчинен по вертикали только вышестоящим таможенным органам, контролирующим его деятельность.

Места нахождения таможенных органов определяются исходя из объема пассажиро– и товаропотоков, транспортных организаций, интенсивности развития внешнеэкономических связей отдельных регионов, потребностей экспортеров, импортеров, других участников ВЭД, а также иных факторов.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим непосредственное руководство таможенным делом в РФ, является ФТС РФ. ФТС находится в ведении Министерства экономического развития и торговли РФ.

Создание, реорганизация и ликвидация региональных таможенных управлений, таможен и таможенных постов, а также компетенция конкретных таможенных органов по осуществлению конкретных функций, совершению определенных таможенных операций, а также регион деятельности таможенных органов определяются ФТС РФ.

Таможенная служба вправе создавать специализированные таможенные органы, компетенция которых ограничивается отдельными правомочиями для выполнения некоторых функций, возложенных на таможенные органы, либо для совершения таможенных операций в отношении определенных видов товаров.

Региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты действуют на основании положений, утверждаемых ФТС.

В систему таможенных органов также входят не являющиеся правоохранительными органами учреждения, которые учреждаются ФТС для обеспечения деятельности таможенных органов.

Таможенные органы РФ выполняют следующие основные функции:

Осуществляют таможенное оформление и таможенный контроль, создают условия, способствующие ускорению товарооборота через таможенную границу;

Взимают таможенные пошлины, налоги, антидемпинговые, специальные и компенсационные пошлины, таможенные сборы, контролируют правильность исчисления и своевременность уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принимают меры по их принудительному взысканию;

Обеспечивают соблюдение порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу;

Обеспечивают соблюдение установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и международными договорами РФ запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу;

Обеспечивают в пределах своей компетенции защиту прав интеллектуальной собственности;

Ведут борьбу с контрабандой и иными преступлениями, административными правонарушениями в сфере таможенного дела, пресекают незаконный оборот через таможенную границу наркотических средств, оружия, культурных ценностей, радиоактивных веществ, видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов, объектов интеллектуальной собственности, других товаров, а также оказывают содействие в борьбе с международным терроризмом и пресечении незаконного вмешательства в аэропортах Российской Федерации в деятельность международной гражданской авиации;

Осуществляют в пределах своей компетенции валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, в соответствии с законодательством РФ о валютном регулировании и валютном контроле;

Ведут таможенную статистику внешней торговли;

Обеспечивают выполнение международных обязательств РФ в части, касающейся таможенного дела, осуществляют сотрудничество с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела;

Осуществляют информирование и консультирование в области таможенного дела, обеспечивают в установленном порядке государственные органы, организации и граждан информацией по таможенным вопросам;

Проводят научно-исследовательские работы в области таможенного дела.

ФТС РФ осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и общественными объединениями. Государственные органы и их должностные лица обязаны оказывать содействие таможенным органам РФ в решении возложенных на них задач, в том числе путем создания для этого надлежащих условий.

Из книги Экономическая теория: конспект лекций автора Душенькина Елена Алексеевна

1. Предмет, структура, функции и методология экономической теории Слово «экономика» (от греч. oikonomike) означает искусство ведения домашнего хозяйства, домоводство. Точно сказать, что такое «экономика» в современных условиях, сложно. Экономика – это и совокупность

Из книги Государственное и муниципальное управление автора Сибикеев Константин

40. Система и структура органов местного самоуправления В любом государстве способность органов местного управления эффективно выполнять свою задачу во многом зависит от того, как они организованы. Известно, что организация чего-либо имеет структурную и

Из книги Экономика фирмы: конспект лекций автора Котельникова Екатерина

2. Функции и структура рынка Приведенное в предыдущей главе определение рынка требует подхода к его характеристике как к сложноорганизованному объекту, состоящему из широкого спектра отдельных частей, элементов. Такое многообразие составляющих и специфика

Из книги Банковское дело: шпаргалка автора Шевчук Денис Александрович

Тема 44. Финансовый рынок: структура, функции, участники Финансовый рынок – организованная или неформальная система торговли финансовыми инструментами. На этом рынке происходит обмен деньгами, предоставление кредита и мобилизация капитала. Основная роль на финансовом

Из книги Экономическая теория. автора

Лекция 6 Тема: РЫНОЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ: СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ, СТРУКТУРА В данной лекции исследуется экономическое содержание рыночной экономики:рассматриваются условия возникновения, роль и функции рынка;изучаются роль и место в экономике домашних хозяйств, фирм и

Из книги Экономическая теория: учебник автора Маховикова Галина Афанасьевна

6.1 Рынок: сущность, роль, функции и структура В становлении рыночного хозяйства можно выделить ряд ступеней: обмен, товарное обращение, рынок.Наличие общественного разделения труда приводит к необходимости возникновения обмена деятельностью и продуктами труда. В этом

Из книги Все налоги России 2012 автора

18.3. Денежно-кредитная система: структура и функции Кредитная система – это комплекс валютно-финансовыхучреждений, призванных регулировать экономику посредством изменения количества находящихся в обращении денег. Современная денежно-кредитная система состоит из трех

Из книги Все налоги России 2013 автора Семенихин Виталий Викторович

5.1. Рынок: сущность, роль, функции и структура В истории развития рыночного хозяйства можно выделить ряд этапов: обмен, товарное обращение, рынок.Наличие общественного разделения труда приводит к необходимости возникновения обмена деятельностью и продуктами труда. В

Из книги Налоговое право. Шпаргалки автора Смирнов Павел Юрьевич

Занятие 8 Рынок: сущность, роль, функции, структура

Из книги Деньги, кредит, банки. Шпаргалки автора Образцова Людмила Николаевна

Из книги Финансы организаций. Шпаргалки автора Зарицкий Александр Евгеньевич

Раздел III. Налоговые органы. Таможенные органы. Финансовые органы. Органы внутренних дел. Следственные органы. Ответственность налоговых органов, таможенных органов, органов внутренних дел, следственных органов, их должностных лиц Глава 5. Налоговые органы. Таможенные

Из книги Инновационный менеджмент автора Маховикова Галина Афанасьевна

40. Функции региональных органов Федеральной налоговой службы в субъектах РФ Региональные органы Федеральной налоговой службы в субъектах Российской Федерации осуществляют функции, предусмотренные законодательством для государственных налоговых инспекций по

Из книги Деньги. Кредит. Банки [Ответы на экзаменационные билеты] автора Варламова Татьяна Петровна

22. Функции и структура денежного оборота Функции денег, находящихся в обороте: 1) платежа; 2) обращения; 3) накопления.В процессе движения денег всегда имеют место остановки, и именно в периоды временного прекращения движения реализуется функция денег как средства

Из книги автора

85. Функции и структура денежного оборота Функции денег, находящихся в обороте: 1) платежа; 2) обращения; 3) накопления.В процессе движения денег всегда имеют место остановки, и именно в периоды временного прекращения движения реализуется функция денег как средства

Из книги автора

7.2. Основные функции государственных органов в инновационной сфере Роль государства в инновационной деятельности проявляется в его функциях, направленных на регулирование всех процессов, имеющих место в инновационной сфере. Наиболее важные государственные функции в

Из книги автора

118. Особенности банковской системы США и ее структура и функции Ядром кредитной системы США является Федеральная резервная система (ФРС), состоящая1) из 12 федеральных резервных банков;2) из большого количества банков-членов. Согласно Федеральному резервному акту

  • 4. Понятие правоохранительной деятельности
  • Литература раздела:
  • II. Судебная система России
  • 1. Судебная система рф и принципы ее функционирования.
  • 1.1. Судебная власть и её признаки
  • 1.2. Судебная система рф – общая характеристика
  • 1.3. Статус судей и судейское сообщество в рф
  • 1.4. Принципы судопроизводства
  • 2. Конституционный контроль и конституционное производство в Российской Федерации
  • 2.1. Общие вопросы организации и деятельности Конституционного суда
  • 2.2. Полномочия Конституционного суда рф
  • 2.3. Порядок рассмотрения дел в Конституционном суде рф
  • 2.4. Конституционные (уставные) суды субъектов рф
  • 3. Судопроизводство в арбитражных судах Российской Федерации
  • 3.1. Задачи и принципы организации и деятельности арбитражных судов.
  • 3.2. Система арбитражных судов Российской Федерации
  • 4. Суды общей юрисдикции в рф
  • 4.1. Система судов общей юрисдикции
  • 4.2. Военные суды
  • 4.3. Верховный Суд Российской Федерации
  • Литература раздела:
  • III . Прокурорский надзор и органы прокуратуры в рф
  • 1. Общие вопросы организации и деятельности прокуратуры в России
  • 2. Система и структура прокуратуры Российской Федерации
  • 1. Главное организационно-инспекторское управление:
  • 3. Правоохранительная деятельность прокуратуры
  • Литература раздела:
  • IV. Правоохранительные органы исполнительной власти
  • 1. Органы внутренних дел рф
  • 1.1. Органы внутренних дел – общая характеристика
  • 1.2. Мвд рф - задачи, структура и система
  • 1.3. Полиция в Российской Федерации
  • 1.4. Внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации
  • 2. Органы юстиции и деятельность по исполнению судебных решений
  • 2.1. Система органов юстиции
  • 2.2. Органы исполнения уголовного наказания
  • 2.3. Органы службы судебных приставов и их деятельность
  • 2.4. Иные органы юстиции
  • 3. Органы обеспечения безопасности в Российской Федерации
  • 3.1. Понятие безопасности и ее обеспечения
  • 3.2. Федеральная служба безопасности Российской Федерации
  • 3.3. Органы государственной охраны
  • 1. Обеспечение безопасности объектов государственной охраны.
  • 3.4. Служба внешней разведки Российской Федерации и иные органы обеспечения безопасности
  • 4. Таможенные органы рф.
  • 4.1. Понятие и основные функции таможенных органов рф
  • 4.2. Система и структура таможенных органов рф
  • 5. Органы по контролю за наркотиками
  • 5.1. Система и структура фскн России
  • 5.2. Задачи, функции и направления деятельности фскн России
  • Литература раздела:
  • V. Предварительное расследо­вание преступлений
  • 1. Предварительное расследование как вид правоохранительной деятельности
  • 2. Формы предварительного расследования
  • 3. Органы предварительного расследования
  • Литература раздела:
  • VI. Оперативно-розыскная деятельность
  • 1. Понятие и основные положения оперативно-розыскной деятельности
  • 2. Оперативно-розыскные мероприятия как организационная форма оперативно-розыскной деятельности.
  • 3. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность
  • 4. Контроль оперативно-розыскной деятельности
  • Литература раздела:
  • VII. Негосударственные правоохранительные органы рф
  • 1. Адвокатура и адвокатская деятельность в рф
  • 1.1. Понятие адвокатуры
  • 1.2. Организация адвокатуры
  • 1.3. Правовой статус адвоката
  • 1.4. Организация адвокатской деятельности
  • 2. Нотариат и нотариальная деятельность в рф
  • 2.1. Понятие нотариата
  • 2.2. Организация нотариата
  • 2.3. Правовой статус нотариуса в Российской Федерации
  • 2.4. Совершение нотариальных действий
  • 3. Частная детективная и охранная деятельность
  • 3.1. Понятие и общая характеристика частной детективной и охранной деятельности
  • 3.2. Частная детективная (сыскная) деятельность
  • 3.3. Частная охранная деятельность
  • 3.4. Профессиональная подготовка частных детективов и охранников. Контроль и надзор частной детективной и охранной деятельности
  • Литература раздела:
  • Кутуев Эльдар Кяримович,
  • 4.2. Система и структура таможенных органов рф

    Таможенные органы осуществляют многочисленные функции, поэтому их структура включает несколько групп органов и организаций, эти функции реализующих.

    Структура таможенных органов включает в себя:

      таможенные органы, осуществляющие таможенное дело;

      таможенные органы, осуществляющие правоохранительную деятельность (оперативные таможни);

      органы, осуществляющие силовое обеспечение;

      таможенные лаборатории;

      научно-исследовательские и учебные заведения;

      обеспечивающие службы и подразделения.

    7. представительства и представители в зарубежных странах.

    Возглавляет систему таможенных органов ФТС РФ. Федеральная таможенная служба РФ (ФТС) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством РФ функции по контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями .

    Федеральную таможенную службу возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации.

    В ФТС образуются коллегия и консультативный совет по таможенной политике. В состав центрального аппарата ФТС входят 8 Главных управлений и 14 Управлений. Например:

    1. Главное организационно-инспекторское управление;

    2. Главное управление организации таможенного оформления и таможенного контроля;

    3. Главное управление по борьбе с контрабандой;

    4. Главное управление таможенных расследований и дознания;

    5. Правовое управление;

    6. Управление торговых ограничений, валютного и экспортного контроля;

    7. Управление собственной безопасности;

    8. Управление по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил;

    9. Управление товарной номенклатуры и др.

    Кроме того, в ФСТ на правах структурных подразделений входят:

    1. Региональное таможенное управление организации силового обеспечения;

    2. Региональное таможенное управление радиоэлектронной безопасности объектов таможенной инфраструктуры;

    3. Региональное оперативно-поисковое управление;

    4. Центральная оперативная таможня;

    5. Главный научно-информационный вычислительный центр;

    6. Центральное экспертно-криминалистическое таможенное управление.

    Таможенные органы, осуществляющие таможенное дело, включается в себя:

    Региональные таможенные управления (РТУ) РФ, которыеявляются промежуточным звеном между ФТС РФ и таможнями РФ. Первое РТУ в качестве эксперимента было создано в Северо-Западном Федеральном округе в соответствии с Временным положением о Северо-Западном таможенном управлении, утвержденным приказом ГТК РФ от 11 февраля 1992 г. В настоящее время существует 7 Региональных таможенных управлений.

    Этим положением предусмотрено, что РТУ входят в единую систему таможенных органов Российской Федерации и под непосредственным руководством ФТС России реализуют таможенную политику и обеспечивают осуществление таможенного дела на территории подведомственного региона.

    Введено понятие «таможенный регион», границы которого, как правило, не совпадают с границами субъектов РФ. Например, в зону деятельности Северо-Западного РТУ входят: город Санкт-Петербург, Ленинградская, Архангельская, Вологодская, Мурманская, Новгородская, Псковская области, а также республики Карелия и Коми.

    РТУ осуществляют руководство таможенным делом на территории соответствующего таможенного региона и непосредственно руководят отдельными таможнями. Структурно РТУ состоят из отделов и служб, которые осуществляют на территории таможенного региона деятельность по тем же направлениям, что и управления и отделы ФТС РФ. РТУ возглавляет начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от нее Руководителем ФТС.

    Таможня РФ – это государственный орган, через который непосредственно осуществляется ввоз на территорию РФ и вывоз с территории РФ импортируемых и экспортируемых товаров, багажа, почтовых отправлений и других грузов. Границы деятельности таможни определяет ФТС РФ. Им же таможни РФ создаются и ликвидируются. Таможни подразделяются на виды в зависимости, во-первых, от местонахождения (пограничные и внутренние), а во-вторых – в зависимости от того, какой вид транспортировки грузов контролируется данной таможней (таможни морские, речные, воздушные, сухопутные

    Кроме того, существуют таможни центрального подчинения:

      Внуковская таможня;

      Домодедовская таможня;

      Шереметьевская таможня;

      Центральная таможня (кинологический центр ФТС РФ);

      Центральная акцизная таможня;

      Центральная базовая таможня;

      Центральная энергетическая таможня.

    Таможня РФ является юридическим лицом, имеет печать с изображением государственного герба РФ, текущие счета в банках и иных кредитных учреждениях.

    Таможенный пост РФ – это подразделение таможни РФ, уполномоченное в полном объеме проводить таможенное оформление и таможенный контроль в определенном пункте или на определенной территории. Например, подразделениями Санкт-Петербургской таможни являются Волховский, Киришский, Гореловский и Колпинский таможенные посты. Таможенный пост, в отличие от таможни, не является юридическим лицом.

    Правоохранительную деятельность таможенных органов реализуют оперативные таможни , создаваемые на уровне таможенного региона и осуществляющие оперативно-розыскную и экспертно-криминалистическую деятельность, неотложные следственные действия и дознание по уголовным делам, производство по делам об административных правонарушениях и иные виды правоохранительной деятельности.

    Органы, осуществляющие силовое обеспечение, разрешают задачи, связанные с охраной таможенной границы РФ, административных зданий таможенных органов, учреждений, организаций и предприятий, подведомственных ФТС РФ, таможенного сопровождения товаров и таможенного надзора, защиты должностных лиц таможенных органов и членов их семей от противоправных посягательств. Кроме того, на эти органы возложено проведение различных силовых операций. Указанные подразделения существуют на уровне таможни (подразделение силового обеспечения) и на уровне таможенного поста (оперативно-дежурная служба таможенного поста).

    Таможенные лаборатории созданы для проведения экспертиз, как в интересах правоохранительной деятельности таможенных органов, там и в интересах таможенного дела. Эти органы создаются как на федеральном уровне (ЦЭКТУ), так и на уровне таможенных регионов (Региональные филиалы Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления).

    Научно-исследовательские учреждения и учебные заведения профессионального и дополнительного образования создаются с целью проведения научно-исследовательских работ в области таможенного дела, подготовки кадров таможенных органов РФ и повышения их квалификации. Предприятия и организации, подведомственные ФТС РФ (вычислительные центры, полиграфические, строительно-эксплуатационные и иные предприятия и организации, деятельность которых способствует решению задач таможенных органов).

    Таможенное дело ведет единая система таможенных органов, которые, относясь к исполнительной власти, имеют конкретные цели формирования, осуществляют государственные исполнительно-распорядительные функции, наделены определенной компетенцией, образуются вышестоящими органами управления, подотчетны и подконтрольны им и ответственны за свою деятельность перед государством и гражданами.

    Таможенный орган представляет собой федеральный государственный орган исполнительной власти, наделенный специальной компетенцией в области таможенного дела и выполняющий задачу содействия развитию внешней торговли.

    Таможенные органы составляют единую, федеральную централизованную систему, в которую входят: 1)

    Федеральная таможенная служба (ФТС) России; 2)

    региональные таможенные управления; 3)

    таможни; 4)

    таможенные посты.

    В таможенную систему входят также учреждения, подведомственные непосредственно ФТС (таможенные лаборатории, учебные заведения, вычислительные центры и др.). В ведении ФТС могут находиться государственные унитарные предприятия, деятельность которых способствуют решению задач, возложенных на таможенные органы.

    Все звенья системы являются федеральными и не подчиняются органам государственной власти субъектов Федерации, органам местного самоуправления и общественным объединениям. Каждый нижестоящий таможенный орган подчинен по вертикали только вышестоящим таможенным органам, контролирующим его деятельность.

    Места нахождения таможенных органов определяются исходя из объема пассажиро- и товаропотоков, транспортных организаций, интенсивности развития внешнеэкономических связей отдельных регионов, потребностей экспортеров, импортеров, других участников ВЭД, а также иных факторов.

    Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим непосредственное руководство таможенным делом в РФ, является Федеральная таможенная служба РФ (ФТС РФ). Руководство ФТС осуществляет Правительство Российской Федерации. Назначение на должность руководителя ФТС и его заместителей и их освобождение от должности осуществляется Правительством Российской Федерации. Начальники региональных таможенных управлений и таможен, а также иные должностные лица и работники таможенных органов Российской Федерации назначаются на должность и освобождаются от должности в порядке, устанавливаемом руководителем ФТС.

    Создание, реорганизация и ликвидация региональных таможенных управлений, таможен и таможенных постов, а также компетенция конкретных таможенных органов по осуществлению конкретных функций, совершению определенных таможенных операций, а также деятельности таможенных органов в регионе определяются ФТС РФ.

    Таможенная служба вправе создавать специализированные таможенные органы, компетенция которых ограничивается отдельными правомочиями для вы полнения некоторых функций, возложенных на таможенные органы, либо для совершения таможенных операций в отношении определенных видов товаров.

    Региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты действуют на основании положений, утверждаемых ФТС.

    В систему таможенных органов также входят не являющиеся правоохранительными органами учреждения, которые учреждаются ФТС для обеспечения деятельности таможенных органов.

    Таможенные органы РФ выполняют следующие основные функции: -

    осуществляют таможенное оформление и таможенный контроль, создают условия, способствующие ускорению товарооборота через таможенную границу; -

    взимают таможенные пошлины, налоги, антидемпинговые, специальные и компенсационные пошлины, таможенные сборы, контролируют правильность исчисления и своевременность уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принимают меры по их принудительному взысканию; -

    обеспечивают соблюдение порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу; -

    обеспечивают соблюдение установленных в соот ветствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и международными договорами РФ запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу; -

    обеспечивают в пределах своей компетенции защиту прав интеллектуальной собственности; -

    ведут борьбу с контрабандой и иными преступлениями, административными правонарушениями в сфере таможенного дела, пресекают незаконный оборот через таможенную границу наркотических средств, оружия, культурных ценностей, радиоактивных веществ, видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов, объектов интеллектуальной собственности, других товаров, а также оказывают содействие в борьбе с международ ным терроризмом и пресечении незаконного вмешательства в аэропортах Российской Федерации в деятельность международной гражданской авиации; -

    осуществляют в пределах своей компетенции валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, в соответствии с законодательством РФ о валютном регулировании и валютном контроле; -

    ведут таможенную статистику внешней торговли; -

    обеспечивают выполнение международных обязательств РФ в части, касающейся таможенного дела, осуществляют сотрудничество с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела; -

    осуществляют информирование и консультирование в области таможенного дела, обеспечивают в установленном порядке государственные органы, организации и граждан информацией по таможенным вопросам; -

    проводят научно-исследовательские работы в области таможенного дела.

    ФТС РФ осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и общественными объединениями.

    Государственные органы и их должностные лица обязаны оказывать содействие таможенным органам РФ в решении возложенных на них задач, в том числе путем создания надлежащих условий для этого.

    Еще по теме 4. СТРУКТУРА ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РФ И ИХ ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ:

    1. 2. Региональное таможенное управление как звено системы таможенных органов: правовой статус, основные задачи, функции и организационная структура
    2. 3. Таможни и таможенные посты как звенья системы таможенных органов: правовой статус, основные задачи, функции и организационная структура

    Единую структуру таможенных органов России можно определить, как общую совокупность самостоятельных звеньев, характеризующихся едиными целями и задачами. При этом каждый орган в соответствии со своим местом и положением в общей системе играет определенную роль, выполняя больший или меньший объем функций, возложенных государством на таможенные органы в целом.

    Общее руководство таможенным делом осуществляют Президент РФ и Правительство РФ [Приложение «В»]. В соответствии со ст. 402 ТК система таможенных органов включает:

    ­ федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела (Федеральная таможенная служба РФ);

    ­ региональные таможенные управления;

    ­ таможни;

    ­ таможенные посты.

    Система таможенных органов представлена на рисунке 2.

    Рисунок 2 - Система таможенных органов РФ

    Центральным органом федеральной исполнительной власти РФ, осуществляющим непосредственное руководство таможенным делом в РФ, является Федеральная таможенная служба России (далее - ФТС России). Федеральная таможенная служба, уполномоченная в области таможенного дела, обеспечивает непосредственную реализацию в таможенных целях задач в области таможенного дела [Приложение «Г»]. ФТС РФ вправе создавать специализированные таможенные органы, а также свои структурные подразделения (департаменты, управления), компетенция которых ограничивается отдельными правомочиями для выполнения некоторых функций, возложенных на таможенные органы, либо для совершения таможенных операций в отношении определенных видов товаров. ФТС России имеет свои представительства в иностранных государствах, создаваемые в порядке, установленном законодательством РФ .

    ФТС России является юридическим лицом со всеми присущими статусу юридического лица признаками. Финансирование деятельности ФТС России и подчиненных ему таможенных органов осуществляется за счет средств федерального бюджета, направляемых на содержание федеральных органов исполнительной власти, а также иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников. Федеральная таможенная служба входит в единую, централизованную систему таможенных органов России и возглавляет ее. В соответствии с постановлением правительства ФТС наделяется правами и обязанностями, устанавливаются сферы ее компетенции, задачи. Основное назначение обеспечивающих управление в структуре ФТС России - создавать нормальные условия для функционирования системы таможенных органов, обеспечивать развитие таможенной инфраструктуры, социально-бытовые и финансовые условия, предусмотренные законами и иными нормативными актами для государственных таможенных служащих .

    Региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты действуют на основании общих или индивидуальных положений, утверждаемых ФТС России. Таможенные посты могут не обладать статусом юридического лица.

    На ступень ниже Федеральной таможенной службы стоит региональное таможенное управление (далее - РТУ).

    Региональное таможенное управление является таможенным органом, входящим в единую федеральную централизованную систему таможенных органов РФ и обеспечивающим реализацию задач и функций ФТС России в регионе деятельности РТУ в пределах своей компетенции. Регион деятельности РТУ определяет ФТС России . РТУ является промежуточным звеном между ФТС и таможенными постами. На рисунке 3 представлена схема расположения региональных таможенных управлений.

    Территориально-структурное деление таможенных органов Российской Федерации:

    ФТС России (Таможен: 10)

    ­ Внуковская, Домодедовская, Шереметьевская

    ­ Центральная акцизная, Центральная энергетическая, Центральная, (Кинологический центр ФТС России) Центральная базовая

    ­ Калининградская областная

    ­ Крымская

    ­ Севастопольская.

    ­ Центральное таможенное управление (Таможен: 15, Субъектов РФ 18)

    ­ Белгородская, Брянская, Владимирская, Воронежская, Ивановская, Калужская, Курская, Липецкая, Смоленская, Тверская, Тульская, Ярославская, Московская областная, Московская, Центральная оперативная таможня.

    Северо-Западное таможенное управление (Таможен: 11, Субъектов РФ 10)

    ­ Архангельская

    ­ Пулковская, Санкт-Петербургская, Балтийская

    ­ Кингисеппская, Выборгская

    ­ Мурманская, Себежская, Псковская

    ­ Карельская

    ­ Северо-Западная оперативная

    Южное таможенное управление (Таможен: 8, Субъектов РФ 6)

    ­ Астраханская

    ­ Новороссийская, Сочинская, Краснодарская

    ­ Миллеровская, Таганрогская, Ростовская

    ­ Южная оперативная

    ­ Северо-Кавказское таможенное управление (Таможен: 4, Субъектов РФ 7)

    ­ Дагестанская

    ­ Минераловодская

    ­ Северо-Осетинская

    ­ Северо-Кавказская оперативная;

    Приволжское таможенное управление (Таможен: 9, Субъектов РФ 14)

    ­ Самарская, Нижегородская, Саратовская, Ульяновская, Татарстанская, Башкортостанская, Оренбургская, Пермская, Приволжская оперативная

    Уральское таможенное управление (Таможен: 8, Субъектов РФ 6)

    ­ Екатеринбургская, Кольцовская имени В.А. Сорокина

    ­ Тюменская

    ­ Ханты-Мансийская

    ­ Ямало-Ненецкая

    ­ Челябинская, Магнитогорская

    ­ Уральская оперативная

    Сибирское таможенное управление (Таможен: 12, Субъектов РФ 12)

    ­ Иркутская

    ­ Красноярская

    ­ Бурятская

    ­ Тывинская

    ­ Хакасская

    ­ Читинская

    ­ Кемеровская

    ­ Алтайская

    ­ Новосибирская

    ­ Томская

    ­ Сибирская оперативная

    Дальневосточное таможенное управление (Таможен: 12, Субъектов РФ 9)

    ­ Благовещенская

    ­ Биробиджанская

    ­ Камчатская

    ­ Магаданская

    ­ Владивостокская, Находкинская, Уссурийская, Хасанская

    ­ Сахалинская

    ­ Хабаровская, Ванинская

    ­ Дальневосточная оперативная .

    Региональное таможенное управление (РТУ) входит в единую систему таможенных органов Российской Федерации и осуществляет непосредственное руководство таможенным делом на территории подведомственного ему региона. В непосредственном подчинении РТУ находятся все расположенные на территории подведомственного ему региона таможенные органы, за исключением непосредственно подчиненных Федеральной таможенной службе России. Правовой статус РТУ закреплен в Общем положении о региональном таможенном управлении Российской Федерации, утвержденном Федеральной таможенной службой России .

    Основными задачами РТУ являются: реализация таможенной политики России на территории подведомственного региона; разработка и реализация в пределах своей компетенции в подведомственном регионе мер, направленных на обеспечение единства таможенной территории России.

    Организационный фундамент системы таможенных органов России составляют таможни и таможенные посты. Именно они непосредственно решают основную часть задач в сфере таможенного дела.

    Таможни и таможенные посты составляют организационный фундамент системы таможенных органов России. Именно они непосредственно решают основную часть задач в сфере таможенного дела .

    Таможня входит в единую систему таможенных органов России и осуществляет свою деятельность под общим руководством Федеральной таможенной службы России и непосредственным руководством РТУ, в состав которого она входит. В ряде случаев таможни подчиняются непосредственно Федеральной таможенной службе России (например, Шереметьевская таможня) .

    Таможни подразделяются на пограничные и внутренние. Первые располагаются преимущественно в приграничной зоне в районах транспортных узлов: портов, аэропортов и железнодорожных станций, а вторые -- в глубине таможенной территории страны в местах концентрации участников внешнеэкономической деятельности.

    Таможенный пост РФ согласно действующему законодательству входит в единую систему таможенных органов России, является первичным звеном этой системы и осуществляет свою деятельность под непосредственным руководством таможни . В ряде случаев таможенные посты могут быть подчинены РТУ либо напрямую Федеральной таможенной службе России.

    Таможенные посты могут различаться по своему юридическому статусу. В соответствии с законодательством решением Федеральной таможенной службы России таможенному посту может быть предоставлен статус юридического лица. Таможенные посты, обладающие статусом юридического лица, наделены большими полномочиями по сравнению с таможенными постами, такового статуса не имеющими .

    Штатная численность таможенных постов определяется исходя из грузо- и пассажиропотока, проходящего через каждый конкретный таможенный пост, и может колебаться от нескольких человек до ста и более.

    Типовая структура и штатная численность таможни и таможенного поста утверждается Федеральной таможенной службой России. Конкретная структура и штатная численность таможни и таможенного поста утверждается вышестоящим таможенным органом .

    Создание, реорганизацию и ликвидацию таможни осуществляет Федеральная таможенная служба России по представлению либо с учетом мнения РТУ, в состав которого входит данная таможня. Создание, реорганизацию и ликвидацию таможенного поста осуществляет РТУ, а таможенного поста со статусом юридического лица или непосредственно подчиненного Федеральной таможенной службе России либо подчиненного таможне, в свою очередь непосредственно подчиненной Федеральной таможенной службе России, -- Федеральная таможенная служба России.

    В таможенной системе помимо обычных действуют и так называемые специализированные таможенные органы: специализированные РТУ, специализированные таможни и специализированные таможенные посты.

    Организационная структура существенно сказывается на реализации таможенным органом своих функций, что определяется, главным образом, степенью жесткости или устойчивости структуры. Поэтому органы с устойчивой, узкоспециализированной структурой создаются тогда, когда заранее известны все те функции, для осуществления которых они предназначаются . К одним из узкоспециальных организационных структур относятся специализированные РТУ.

    Специализированные РТУ -- это региональные таможенные управления, регионом деятельности которых является вся таможенная территория Российской Федерации, созданные для организации и непосредственного руководства теми или иными направлениями деятельности таможенных органов (борьбой с контрабандой и иными таможенными правонарушениями, реализацией задач обеспечения радиоэлектронной безопасности объектов таможенной инфраструктуры и противодействия техническому проникновению на них, осуществлением тылового обеспечения деятельности таможенных органов и пр.) .

    Первое специализированное РТУ -- Региональное таможенное управление по борьбе с таможенными правонарушениями -- было создано в 1995 г. в целях организации в таможенных органах эффективной работы по выявлению, предупреждению, пресечению и расследованию таможенных правонарушений. В настоящее время их уже более десяти.

    Специализированные таможни и таможенные посты -- это таможни и таможенные посты, специализирующиеся на регулировании таможенно-правовых отношений при определенных обстоятельствах. Так, например, Чкаловская таможня специализируется на таможенном оформлении и таможенном контроле военно-транспортной авиации в Московской области, Энергетическая таможня -- на таможенном контроле за перемещением энергоносителей через таможенную границу Российской Федерации, так называемые оперативные таможни, существующие в каждом таможенном регионе, -- на борьбе с контрабандой и иными таможенными правонарушениями. Центральная акцизная таможня и акцизные таможенные посты, также существующие в каждом таможенном регионе, -- на таможенном оформлении и таможенном контроле подакцизных товаров. И таких примеров существует много.

    На примере Алтайскoй таможни мы рассмотрим организационную структуру и её управление.

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.