Вцик и снк рсфср как центральные органы государственной власти. Смотреть что такое "вцик" в других словарях

2. Рабочий контроль осуществляют все рабочие данного предприятия через свои выборные учреждения, как-то: заводские, фабричные комитеты, советы старост и т.п., причем в состав этих учреждений входят представители от служащих и от технического персонала.
3. Для каждого крупного города, губернии или промышленного района создается местный совет рабочего контроля, который, будучи органом Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, составляется из представителей профессиональных союзов, заводских, фабричных и иных рабочих комитетов и рабочих кооперативов.
4. Впредь до съезда советов рабочего контроля учреждается в Петрограде Всероссийский совет рабочего контроля, в состав которого входят представители от следующих организаций: Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Совета рабочих и солдатских депутатов - 5; Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета крестьянских депутатов - 5; Всероссийского совета профессиональных союзов - 5; Всероссийского центра рабочей кооперации - 2; Всероссийского бюро фабрично-заводских комитетов - 5; Всероссийского союза инженеров и техников - 5, Всероссийского союза агрономов - 2; от каждого всероссийского союза рабочих, имеющего менее 100.000 членов, - 1, от имеющего свыше 100.000 - 2; Петроградского совета профессиональных союзов - 2.
5. При высших органах рабочего контроля учреждаются комиссии специалистов-ревизоров (техников, бухгалтеров и т.д.), которые посылаются как по инициативе этих органов, так и по требованию низших органов рабочего контроля для обследования финансовой и технической стороны предприятия.
6. Органы рабочего контроля имеют право наблюдения за производством, устанавливать нормы выработки предприятия и принимать меры к выяснению себестоимости производимых продуктов.
7. Органы рабочего контроля имеют право контроля всей деловой переписки предприятия, причем за сокрытие корреспонденции владельцы ответственны по суду. Коммерческая тайна отменяется.
Владельцы обязаны предъявлять органам рабочего контроля все книги и отчеты как за текущий год, так и за прошлые отчетные годы.
 8. Решения органов рабочего контроля обязательны для владельцев предприятий и могут быть отменены лишь постановлением высших органов рабочего контроля.
 9. Предпринимателю или администрации предприятия предоставляется трехдневный срок для обжалования в соответствующий высший орган рабочего контроля всех постановлений низших органов рабочего контроля.
10. Во всех предприятиях владельцы и представители рабочих и служащих, выбранные для осуществления рабочего контроля, объявляются ответственными перед государством за строжайший порядок, дисциплину и охрану имущества. Виновные в сокрытии материалов, продуктов, заказов и в неправильном ведении отчетов и т.п. злоупотреблениях подлежат уголовной ответственности.
11. Районные (по пункту 3) советы рабочего контроля разрешают все спорные вопросы и конфликты между низшими органами контроля, а также и жалобы владельцев предприятий, и издают, сообразуясь с особенностями производства и местными условиями, инструкции в пределах постановлений и указаний Всероссийского совета рабочего контроля и наблюдают за действиями низших органов контроля.
12. Всероссийский совет рабочего контроля вырабатывает общие планы рабочего контроля, инструкции, издает обязательные постановления, регулирует взаимоотношения районных советов рабочего контроля и служит высшей инстанцией для всех дел, связанных с рабочим контролем.
13. Всероссийский совет рабочего контроля согласует деятельность органов рабочего контроля со всеми другими учреждениями, ведающими дело организации народного хозяйства.
Положение о взаимоотношении между Всероссийским советом рабочего контроля и другими учреждениями, организующими и регулирующими народное хозяйство, будет издано особо.
14. Все законы и циркуляры, стесняющие деятельность фабричных, заводских и других комитетов и советов рабочих и служащих, отменяются.

Именем Правительства Российской Республики Председатель Совета Народных Комиссаров
Вл. Ульянов (Н. Ленин)
Народный комиссар труда
Александр Шляпников
Управляющий делами Совета
Народных Комиссаров
Вл. Бонч-Бруевич
Секретарь Совета
Н. Горбунов

РФ-XXI: занавес непрозрачности

«Землю - крестьянам!», «Фабрики - рабочим!». Общеизвестный факт, что именно эти лозунги были центральными для Великой Октябрьской социалистической революции. Именно потому, что требования эти выдвигали большевики, народные массы и поддержали это политическую силу.
Но как лозунги воплотить в жизнь? Особенно - о фабриках и заводах. Ведь в мгновение ока национализировать каждое предприятие невозможно. Да еще так, чтобы контроль государства был не номинальным, а действительным. В революционных преобразованиях рождалось государство рабочих и крестьян, а потому и контроль должен был быть именно рабочим.
На первом этапе, в переходный период, он был особенно важен. И вот 14 (27) ноября 1917 года, на третьей неделе после революции, ВЦИК принимает Положение о рабочем контроле.
Рабочий контроль вводился над производством, куплей-продажей продуктов и сырья, хранением их, а также над финансами предприятия. Контроль рабочие осуществляли через свои выборные органы: фабрично-заводские комитеты, советы старост и т.п. В каждом крупном городе, губернии предписывалось создание местного Совета рабочего контроля.
Коммерческая тайна отменялась. Владельцы обязаны были предъявлять органам рабочего контроля всю документацию. Виновные в сокрытии документации отвечали по суду. Решения органов рабочего контроля были обязательны для владельцев и могли быть отменены только постановлением высших органов рабочего контроля.
Главной задачей рабочего контроля в переходный период являлось пресечение любых попыток хозяев предприятий ликвидировать производство, продать предприятие и вывести средства за границу. Следил рабочий контроль и за выполнением хозяевами и дирекцией трудового законодательства. Кроме того, рабочий контроль отвечал за дисциплину самих рабочих.
По данным Всероссийской промышленной переписи - 1918, к середине 1918 года специальные контрольные органы функционировали на 70,5% предприятий с числом рабочих свыше 200, несмотря на противодействие предпринимателей. Благодаря рабочему контролю уже в первые годы советской власти из среды рабочих масс выдвигаются руководители и организаторы социалистического производства. После того как процесс национализации был завершен, контроль со стороны граждан над всеми сферами жизнедеятельности общества приобретает новые формы.
Созданы контрольные комиссии и Рабоче-крестьянская инспекция (Рабкрин). В первую очередь контролеры Рабкрина осуществляли финансовые ревизии.
Занимаясь так называемой нормализацией (то, что позже стало называться научной организацией труда), контролеры и инспекторы проверяли эффективность работы бюрократии в различных ведомствах и способствовали внедрению новшеств во всех отраслях.
Созданная позже Комиссия советского контроля была основным органом проверки исполнения решений СНК СССР и расходования денежных средств и материальных ценностей. Свою деятельность Комиссия как общесоюзный орган управления осуществляла через центральный аппарат КСК, а также через уполномоченных в союзных и автономных республиках, краях и областях.
Комитет народного контроля был вправе отстранять от занимаемых постов должностных лиц за грубые нарушения государственной дисциплины и другие серьезные упущения в работе.
Органам народного контроля предоставлялись широкие права. Комитет народного контроля СССР мог вносить в Совет Министров СССР предложения по вопросам общегосударственного значения, представлять доклады о состоянии дел в отраслях экономики, об организации работы в министерствах и ведомствах.
Комитеты народного контроля издавали правовые акты - постановления, имевшие обязательную юридическую силу. Руководители предприятий и ведомств должны были устранять вскрываемые недостатки, нарушения и о результатах сообщать комитетам народного контроля. Прочим организациям и должностным лицам вменялось в обязанность оказывать содействие органам народного контроля. По материалам наиболее важных проверок народных контролеров принимались решения правительства, сам председатель Комитета народного контроля являлся членом союзного правительства.
Как вспоминал Сергей Степашин, упразднили этот орган на I съезде народных депутатов РСФСР в июне 1990 года по инициативе Бориса Ельцина. Мол, Ельцин перепутал партийный контроль с народным и в стране были упразднены практически все виды государственного контроля. А само слово «контроль» ассоциировалось с тоталитаризмом.
На самом деле, конечно, никто ничего не перепутал. Только при полном отсутствии любых видов контроля (общественного, рабочего, государственного) и было возможно провести колоссальное разграбление нашей страны. То, чему противостояли комитеты рабочего контроля в первые месяцы и годы после революции (разорение собственниками промышленности и вывод денег за рубеж), свершилось в самых катастрофических масштабах в 1990-е.
Однако и сейчас по большому счету ничего не изменилось. Счетная плата, формально пришедшая на смену прежним органам контроля, по сути, бесправна. За ее отчетами, выявлявшими колоссальные недостатки, приведшие к многомиллиардным убыткам для государства, например в возглавляемой Чубайсом корпорации «Роснано», не следовало никаких решений и изменений. Ни увольнений (а тем более уголовных дел), ни изменений финансовой политики. Ну а частные предприятия вообще полностью прикрыли свою деятельность «коммерческой тайной». В какие заграничные офшоры выводят деньги, разоряя еще недавно эффективное производство и оставляя рабочих без зарплаты долгие месяцы? Иногда этим занимаются Следственный комитет и прокуратура, но только когда уже поздно - ни предприятия, ни денег, лишь огромные долги, в том числе по зарплатам. И рабочим некуда обратиться, не у кого искать справедливости и защиты, как и крестьянам, у которых рейдеры «отжимают» земельные паи. Или учителям и медикам, чьи зарплаты урезаются в процессе исполнения указов об их увеличении. Да и каждому из нас, кто столкнулся, скажем, с «оптимизацией» школы или больницы. Ну разве что президенту раз в год пожаловаться во время прямой линии. Но это единицы счастливчиков.
А так - мнения народа не спрашивают. И уж тем более не дают ему никакой возможности контролировать антинародную и коррумпированную власть. А «народным контролем» называют полусамодеятельные, а иногда и полупотешные рейды ОНФ, активисты которого то ходят по магазинам и выявляют продукты с просроченным сроком годности, то выявляют действительно серьезные проблемы. Скажем, с реализацией программы переселения из аварийного жилья или с питанием в детских учреждениях. Порой об этом показывают даже сюжет на телевидении. При самом лучшем раскладе конкретный недостаток устраняется. А проблема как была, так и остается. Потому что реально и эффективно действующая система народного контроля нынешнему государству, его чиновничеству и олигархату не только не нужна, она для него смертельно опасна.

Великие евреи Мудрова Ирина Анатольевна

Свердлов Яков Михайлович 1885–1919 председатель ВЦИК (глава первого советского государства)

Свердлов Яков Михайлович

председатель ВЦИК (глава первого советского государства)

Родился 3 июня 1885 года в Нижнем Новгороде в еврейской семье. Отец – Михаил Израилевич Свердлов – был гравёром; мать – Елизавета Соломоновна – домохозяйкой.

Свердловы жили на Большой Покровской в жилых комнатах при скоропечатной и гравёрной мастерской. Нередким гостем семьи Свердловых был живший в те годы в Нижнем Новгороде Максим Горький. В 1901 году старший брат Якова Зиновий вместе с Максимом Горьким был подвергнут аресту по обвинению в использовании мимеографа в целях революционной пропаганды. Зиновий принял православие и получил от Горького, который стал его крестным отцом, отчество и фамилию – Пешков. Зиновий эмигрировал во Францию, служил в Иностранном легионе. При отставке получил звание корпусного генерала. Кавалер ордена Почётного легиона. Состоял в дружеских отношениях с Шарлем де Голлем.

Яков окончил четыре класса гимназии, затем учился аптекарскому делу. Уже в юности был известным подпольщиком в Нижнем Новгороде.

С 1901 года в рядах РСДРП, после раскола на II съезде РСДРП в 1903 году стал большевиком и профессиональным революционером. С сентября 1905 года направлен на Урал в качестве представителя-агента ЦК. В 1905 году организовывал революционные выступления масс в Екатеринбурге. В октябре 1905 года создал и возглавил Екатеринбургский Совет рабочих депутатов. С 1906 года Свердлов в Перми, где находился крупнейший на Урале Мотовилихинский пушечный завод. Неоднократно арестовывался и приговаривался к содержанию в тюрьме и ссылке, в тюрьмах занимался самообразованием.

С 10 июня 1906 по сентябрь 1909 года Свердлов сидел в тюрьмах Урала. 19 декабря 1909 года его снова арестовали в Москве. 31 марта 1910 года он был выслан в Нарымский край на три года. В 1910 году бежал из Нарымской ссылки в Петербург, и был редактором газеты «Правда». Вступил в активную переписку с Лениным, и был кооптирован в Русское бюро ЦК РСДРП.

5 мая 1911 года Свердлов был приговорен к ссылке в Нарымский край Томской губернии на 4 года. В 1912 года в Нарыме Яков Михайлович познакомился со Сталиным, который бежал из ссылки в августе. Свердлову тоже удалось бежать из Нарыма в декабре. В феврале 1913 года был вместе со Сталиным выдан агентом охранки и сослан в Туруханск. Ссылку на севере Енисейской губернии (посёлок Ку-рейка) они некоторое время отбывали в одном доме. Потом они стали жить на разных квартирах и встречались редко. 1 октября 1913 года на заседании ЦК РСДРП обсуждался вопрос об организации побега из ссылки Свердлова и Сталина, но он не был осуществлен.

В марте 1917 года Свердлов возвращается из ссылки. После Февральской революции он был направлен ЦК в Екатеринбург организовать работу Уральской областной партийной конференции, чтобы подготовить пролетарское восстание на Урале – на случай, если не получится в Петрограде.

На 7 (Апрельской) конференции РСДРП (24 апреля 1917 года) Свердлов впервые лично встретился с Лениным и начал выполнять для него различные текущие дела и поручения. Под влиянием Ленина Свердлов был избран членом ЦК и возглавил организованный тогда Секретариат ЦК РСДРП, реализующий решения партийных вождей. Во время массовых выступлений 3–4 июля Свердлов был главным оратором от ЦК большевиков и получил от политических противников прозвище «чёрный дьявол большевиков» (по цвету его кожаной тужурки, с которой он не расставался, потом это стало большевистской модой). Когда большевики были объявлены контрреволюционерами и немецкими шпионами, Свердлов лично пришёл к Ленину и увел его в подполье, спрятав возле станции Разлив под Сестрорецком, а сам остался в Петрограде организовывать захват власти большевиками. В дальнейшем он осуществлял связь ЦК с Лениным, всячески препятствовал его необдуманным попыткам вернуться к легальной деятельности и снабжал его общей информацией о ходе дел в Петрограде.

Пока Ленин писал в шалаше под Разливом книгу «Государство и революция», определившую принципы устройства пролетарского государства, Свердлов развил бурную деятельность по реализации его идей. Подготовив и проведя VI съезд РСДРП, он укрепил свои позиции члена ЦК РСДРП и руководителя Секретариата ЦК РСДРП. На историческом заседании ЦК 10 октября 1917 года, принявшем решение о вооружённом захвате власти, Свердлов был председателем и был назначен членом Военно-революционного центра, созданного для руководства восстанием.

8 ноября 1917 года по предложению Ленина Свердлов как главный кадровик был поставлен председателем ВЦИК Советов рабочих и солдатских депутатов. Действуя в этом качестве, Свердлов осуществил основную работу по созданию органов советской власти «в центре и на местах». С января 1918 года был председателем Комитета революционной обороны Петрограда.

Учредительное собрание – представительный орган в России, избранный в ноябре 1917 года и созванный в январе 1918 года для принятия конституции. Заседание Учредительного собрания открылось 18 января 1918 года в Таврическом дворце в Петрограде. На нём присутствовало 410 депутатов, большинство из них эсеры, представлявшие интересы крестьян, составлявших на тот момент 90 % населения страны. Ленин при поддержке левых эсеров поставил Учредительное собрание перед выбором: ратифицировать власть Советов и декреты большевистского правительства или разойтись. От имени ВЦИК Свердлов открыл первое заседание Учредительного собрания, огласив «Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа», в соответствии с которой Россия объявлялась республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Собрание большинством в 237 голосов против 146 отказывается даже обсуждать большевистскую Декларацию. Во время второй части заседания, в третьем часу ночи, представитель большевиков Фёдор Раскольников заявляет, что большевики (в знак протеста против непринятия Декларации) покидают заседание. Вслед за большевиками в четыре часа утра Собрание покидает левоэсеровская фракция. Ленин распорядился не разгонять собрание сразу, а дождаться прекращения заседания и тогда закрыть Таврический дворец и на следующий день уже никого туда не пускать. 19 января депутаты нашли двери Таврического дворца запертыми на замок. У входа стоял караул с пулемётами и двумя лёгкими артиллерийскими орудиями. Охрана сказала, что заседания не будет. На следующий день был опубликован декрет ВЦИК о роспуске Учредительного собрания, принятый 19 января.

Защита Учредительного собрания стала одним из лозунгов Белого движения. Региональные правительства объединились, избрав временную Всероссийскую Директорию. Одной из своих задач Директория провозгласила восстановление в России Учредительного собрания.

Наступление Красной армии в августе – сентябре 1918 года заставило Директорию переехать в Омск, 18 ноября 1918 года Директория была свергнута омскими военными.

Активные члены Учредительного собрания пытались вести агитацию против Колчака. 30 ноября 1918 года он приказал предать бывших членов Учредительного собрания военному суду «за попытку поднять восстание и вести разрушительную агитацию среди войск». Часть членов съезда Учредительного собрания (25 человек) была арестована и заключена в тюрьму. После неудачной попытки освобождения 22 декабря 1918 года многие из них были расстреляны.

Большое внимание Свердлов уделял формированию пролетарских кадров управления страной, организовав для них школу инструкторов и агитаторов при ВЦИК (в 1919 году она была преобразована в Коммунистический университет имени Я.М. Свердлова, который в 1939 году был преобразован в Высшую партийную школу при ЦК).

Свердлов был председателем комиссии по выработке Конституции РСФСР. Подготовленная им Конституция объявила в России диктатуру пролетариата в целях водворения социализма в государстве в виде Республики Советов.

Во время мятежа левых эсеров летом 1918 года арест Свердлова был одной из основных целей восставших, в ответ на что Свердлов и Ленин приказали арестовать руководство левых эсеров, находившееся в Большом театре на заседании V съезда Советов.

После покушения на Ленина 30 августа 1918 года Свердлов подписал обращение ВЦИК 2 сентября «О превращении советской республики в единый военный лагерь», дополненное 5 сентября изданным СНК «Постановлением о красном терроре», объявившем массовый красный террор против всех врагов революции. Пока Ленин лечился, Свердлов категорически отказался провести избрание временного исполняющего обязанностей председателя СНК и сам лично выполнял его функции, работая в кабинете Ленина и подписывая за него документы, проводил заседания СНК.

Помимо этого Свердлов вёл большую интернациональную работу: готовил I конгресс Коммунистического Интернационала, участвовал в организации съездов компартий Латвии, Литвы, Белоруссии и Украины.

16-17 июля 1918 года был произведён расстрел царской семьи. Свердлов находился в это время в Москве. Однако Троцкий в своих воспоминаниях прямо указывает на участие Я. М. Свердлова в деле расстрела царской семьи.

Возвращаясь в Москву из Харькова 6 марта 1919 года, Свердлов заболел испанкой. Скончался 16 марта 1919 года. 18 марта 1919 года был похоронен у Кремлёвской стены.

На 18 марта 1919 года был назначен судьбоносный VIII съезд РСДРП (б), на котором должна была разгореться острая борьба. Ленин, после ранения был уже не такой энергичный, и мог встать вопрос о его замене. Вероятнее всего, в руках Свердлова и сосредоточилась бы вся полнота власти. Эти обстоятельства наводят на мысль о неестественной смерти Свердлова, который отличался неплохим здоровьем.

Из книги Велимир Хлебников автора Старкина София Вячеславовна

Глава шестая ХЛЕБНИКОВ И «ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ЧЕКИ» 1919–1920 Судьба щедро дарила Хлебникову встречи с необычными людьми, и он сам постоянно искал таких встреч. В этот приезд Москва и москвичи быстро наскучили ему. Он получил аванс от издательства «ИМО», а дальше, вместо того чтобы

автора Ильин Вадим

Из книги Август 91-го. Был ли заговор? автора Лукьянов Анатолий Иванович

О названии Советского государства (Постановление Съезда народных депутатов СССР)Съезд народных депутатов СССР поименным голосованием постановляет:Поддержать предложение о сохранении названия Советского государства - Союз Советских Социалистических

Из книги Воспоминания и впечатления автора Луначарский Анатолий Васильевич

Яков Михайлович Свердлов* С Яковом Михайловичем я познакомился сейчас же по приезде в Россию,1 раньше я о нем только слышал, знал, что это неутомимый социал-демократический, большевистский борец, знал, что он беспрестанно попадал в тюрьму и ссылку и всякий раз фатально

Из книги 100 великих политиков автора Соколов Борис Вадимович

Владимир Ильич Ленин, лидер большевиков и основатель Советского государства (1870–1924) Главный творец Октябрьской революции в России и один из самых жестоких и беспощадных правителей в истории нашей страны, первый председатель Совета народных комиссаров Владимир Ильич

Из книги Жизнь Владимира Ильича Ленина: Вопросы и ответы автора Перфилов В. А.

В.И. ЛЕНИН ВО ГЛАВЕ СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА. ЧЕЛОВЕК И ПОЛИТИК ПРАВДА ЛИ, ЧТО В.И. ЛЕНИНА ВЫДВИГАЛИ НА ПРИСУЖДЕНИЕ ЕМУ НОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИИ МИРА В 1917 г.? В ноябре 1917 г. Норвежская социал-демократическая партия внесла в Комитет по Нобелевским премиям предложение присудить

Из книги Ленин вел нас к победе автора Аралов Семен Иванович

Глава первая ОТ КРАСНОЙ ГВАРДИИ - К КРАСНОЙ АРМИИ, ВЫСКАЗЫВАНИЯ В. И. ЛЕНИНА ОБ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ ОСНОВАХ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА Глубина знаний военного дела и военной науки у Владимира Ильича Ленина с особой яркостью, я бы сказал, с особым

Из книги Свердлов. Оккультные корни Октябрьской революции автора Шамбаров Валерий Евгеньевич

Из книги Тайны смерти великих людей автора Ильин Вадим

Из книги Генерал Абакумов. Палач или жертва? автора Смыслов Олег Сергеевич

РУКОВОДИТЕЛИ СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА

Из книги 100 знаменитых анархистов и революционеров автора Савченко Виктор Анатольевич

Чекисты Свердлов, Шарок и Кубаткин 30 августа 1952 г. на стол секретаря И.В. Сталина А.Н. Поскребышева курьер положил спецсообщение министра государственной безопасности С.Д. Игнатьева, адресованное САМОМУ. Это было заявление А.Я. Свердлова.«ЦК ВКП(б)Товарищу СТАЛИНУ И.В.

Из книги Самые закрытые люди. От Ленина до Горбачева: Энциклопедия биографий автора Зенькович Николай Александрович

СВЕРДЛОВ ЯКОВ МИХАЙЛОВИЧ Настоящее имя – Мовшович Янкель(род. в 1885 г. – ум. в 1919 г.) Один из лидеров партии большевиков и организаторов Октябрьского переворота, руководитель советского «парламента» – ВЦИК Советов в 1917–1919 гг., вдохновитель «красного террора». Яков

Из книги Великие евреи автора Мудрова Ирина Анатольевна

СВЕРДЛОВ Яков Михайлович (03.06.1885 - 16.03.1919). Член Оргбюро ЦК РКП(б) в 1919 г. Возглавлял Секретариат ЦК РСДРП(б) - РКП(б) в 1917 - 1919 гг. Член ЦК партии с 1912 г. (кооптирован), в 1917 - 1919 гг. Член партии с 1901 г.Родился в г. Нижнем Новгороде в семье ремесленника-гравера. Еврей. Окончил 5

Из книги Подбельский автора Расин Борис Исаакович

Ленин Владимир Ильич 1870–1924 создатель первого в мировой истории социалистического государства Владимир Ильич Ульянов (Ленин – всемирно известный псевдоним) родился в 1870 году в Симбирске (ныне Ульяновск), в семье инспектора народных училищ Симбирской губернии Ильи

Из книги Патриарх Тихон автора Вострышев Михаил Иванович

ОСОБОУПОЛНОМОЧЕННЫЙ ЦК и ВЦИК 1В первых числах мая 1919 года Вадим Николаевич снова был направлен Центральным Комитетом партии в Тамбов.Наступление Колчака на Восточном фронте чрезвычайно осложнило обстановку в стране. ЦК РКП (б) призвал всех трудящихся встать на защиту

Из книги автора

ХРОНИКА ПЕРВОСВЯТИТЕЛЬСКОГО СЛУЖЕНИЯ ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РОССИИ ТИХОНА. ПРОТИВОСТОЯНИЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ И СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА (1917–1925) 1917 год4/17 ноября. Определение Священного Собора Российской Православной Церкви о высшем управлении

Всероссийские съезды Советов и ВЦИК РСФСР (1917—1937 гг.)

На основании декрета II Всероссийского съезда Советов от 25/Х (7/XI) 1917 г. об организации власти высшими органами государственной власти стали всероссийские съезды Советов, а между съездами — Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК). Положение съездов Советов было закреплено резолюцией 111 Всероссийского съезда Советов 15/1 (28/1) 1918 г. «О федеральных учреждениях Российской республики», а затем — первой Советской Конституцией 1918 г. К ведению съездов Советов относились все вопросы, которые съезды признали бы подлежащими их разрешению, т. с. круг полномочий съездов не был ограничен. К исключительному ведению съездов относилось утверждение и изменение Конституции, руководство внешней и внутренней политикой, ратификации мирных договоров, утверждение бюджета и народнохозяйственного плана, установление основ организации вооруженных сил, выборы ВЦИКа. Конституция 1918 г. установила, что они созываются не реже двух раз в год. Решением IX Всероссийского съезда Советов (декабрь 1921 г.) был установлен созыв съездов один раз в год. Кроме очередных съездов в случае необходимости могли созываться и чрезвычайные съезды Советов — по инициативе ВЦИКа или по требованию Советов местностей, насчитывающих не менее одной трети населения.

Выборы на съезды Советов проводились на основе единого избирательного права и были многоступенчатыми. Так, в выборах делегатов съездов Советов избиратели участвовали последовательно через делегатов волостных, уездных и губернских съездов Советов, а избиратели крупных городов — через делегатов городских Советов; выборы проводились открытым голосованием. Вместе с тем для укрепления руководящей роли рабочего класса за ним были закреплены некоторые избирательные преимущества перед крестьянством.

Всероссийские съезды Советов вплоть до образования СССР по многим вопросам играли роль общефедеральных учреждений для всех советских республик, посылавших на всероссийские съезды своих делегатов. После образования СССР юрисдикция всероссийских съездов Советов ограничилась территорией РСФСР. На XII Всероссийском съезде Советов в мае 1925 г. была принята новая Конституция РСФСР, согласно которой ведению носителя верховной власти в РСФСР — Всероссийского съезда Советов — подлежали все вопросы общегосударственного значения, в том числе общее руководство политикой и народным хозяйством, общее административное разделение территории РСФСР, установление границ автономных республик, входящих в РСФСР, контроль над доходами и расходами РСФСР, утверждение кодексов законов РСФСР. Только съезды Советов могли утверждать и дополнять конституции РСФСР и автономных республик. С января 1937 г. согласно новой Конституции РСФСР, утвержденной XVII Чрезвычайным Всероссийским съездом Советов, полномочия съездов Советов как органов государственной власти перешли к Верховному Совету РСФСР.

Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК) (1917—1938 гг., Петроград, Москва). Избран на II Всероссийском съезде Советов 25/Х (7/XI) 1917 г.

ВЦИК руководил всей политикой и народным хозяйством, устанавливал границы автономных республик, утверждал их конституции, разрешал споры между республиками, ведал административным разделением территории РСФСР. В ведении ВЦИКа находилось планирование всего народного хозяйства, утверждение бюджета РСФСР, установление общегосударственных и местных налогов и сборов, заключение внешних и внутренних займов, контроль над доходами, утверждение кодексов законов. В качестве законодательного органа ВЦИК рассматривал и утверждал проекты декретов и законодательных предположений, вносимых ведомствами, и издавал свои декреты и распоряжении. Право законодательной Инициативы за ВЦИКом закрепила Конституция РСФСР 1918 г. Распорядительная функция ВЦИКа заключалась в том, что он образовывал правительство РСФСР и наркоматы, давал общее направление деятельности правительства, наблюдал за проведением в жизнь основных конституционных начал, контролировал работу наркоматов и ведомств, местных Советов. ВЦИК — представительный орган трудящихся — избирался на Всероссийском съезде Советов. Члены ВЦИКа были обязаны не только участвовать в заседаниях, но и работать в определенном советском учреждении. Они пользовались правом законодательной инициативы, свободного входа в советские учреждения, неприкосновенности.

Первоначально ВЦИК заседал почти непрерывно, с осени 1918 г. он перешел на сессионный порядок работы. Постановлением VII Всероссийского съезда Советов <О советским строительстве> ВЦИК созывался Президиумом один раз в два месяца, а по решению IX съезда Советов — не менее трех раз в год.

С образованием СССР и принятием на XII Всероссийском съезде Советов (май 1925 г.) новой Конституции РСФСР ведению ВЦИКа подлежали все вопросы общегосударственного значения, в том числе установление и изменение основных начал Конституции РСФСР и утверждение конституций автономных республик, входящих в состав РСФСР.

Для текущей практической и организационной работы ВЦИКа и подготовки материалов к его заседаниям создавались рабочие органы ВЦИКа - отделы, секретариаты и управления. Руководил ими и контролировал их деятельность Президиум ВЦИКа.

Президиум ВЦИКа был образован на заседании ВЦИКа 2/XI 1917 г. как постоянно действующий оперативный орган власти. С переходом ВЦИКа на сессионный порядок работы Президиум практически стал органом верховной власти в республике в период между сессиями ВЦИКа. Конституционное положение о Президиуме ВЦИКа было закреплено 9/ 1919 г. декретом VII съезда Советов «О советском строительстве», согласно которому Президиум руководил заседаниями ВЦИКа, подготавливал материалы к ним, вносил проекты декретов на рассмотрение пленума (сессии) ВЦИКа, наблюдал за выполнением постановлении ВЦИКа. 29/XII 1920 г. декретом VIII съезда Советов «О советском строительстве» Президиуму ВЦИКа было предоставлено дополнительное право отменять постановления СНК РСФС, издавать постановления от имени ВЦИКа и решать вопросы административно-хозяйственного деления.

С ноября 1917 г. пo 23/I 1918 г. заседания Президиума ВЦИКа происходили 4 раза в неделю, затем до 21/11 1918 г.— 3 раза в неделю, затем до 25/III 1918 г. - ежедневно, в дальнейшем зависимости от обстановки, 2—3 раза в неделю. В связи с большим количеством вопросов, поступавших на рассмотрение Президиума, с 2/I 1922 г. до 23/V 1923 г. и с 14/ХI 1923 г. до 20/II 1924 г, действовал Малый Президиум ВЦИКа.

По Конституции РСФСР 1925 г. Президиум ВЦИКа являлся высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом власти РСФСР в период между сессиями

Постановлением Президиума ВЦИКа 23/III 1922 г. было утверждено положение о Комиссии. Она состояла из трех членов ВЦИКа, назначаемых персонально Президиумом ВЦИКа, и представителей наркоматов и ведомств. II/VIII 1927 г. ее состав был увеличен до 7 членов. Комиссия пользовалась аппаратом ПКВЛ РСФСР.

К 1933 г. Комиссия в основном закончила работу по административно-территориальному делению РСФСР. Ликвидирована 3/ХII 1938 г.

Центральная комиссия ВЦИКа по ликвидации советских учреждений Украины. Образована в сентябре 1919 г. для сбора имущества украинских советских учреждений, эвакуированных с оккупированной территории.

Ликвидирована 5/I 1920 г. Собранное имущество передано особо уполномоченному Всеукраинского ревкома по реэвакуации украинских грузов.

Центральная комиссия по улучшению быта рабочих при Президиуме ВЦИКа. Образована 20/III 1921 г. из представителен ВЦИКа, ВЦСПС, наркоматов военного, продовольствия и ВСНХ для изыскания материальных средств снабжения рабочих, руководства деятельностью местных и ведомственных одноименных комиссий. Постановления Комиссии являлись обязательными для исполнения в военно-прочном порядке». Ликвидирована I3/IV 1922 г. с передачей функций ВЦСПС.

Центральная комиссия помощи голодающим (ЦКпомгол) при ВЦИКе. Образована 17/XI 1921 г. из представителей Моссовета, Наркомата продовольствия и ВЦСПС. Комиссии поручалось установить районы, наиболее пострадавшие от неурожая, и руководить оказанием помощи. 1921 г. Президиум ВЦИКа утвердил положение о Центральной комиссии помощи голодающим при ВЦИКе, по которому ей предотавлялись права высшей комиссии по объединению и согласованию деятельности наркоматов и других советских учреждений в борьбе с голодом. Комиссия пользовалась рабочим аппаратом Президиума ВЦИКа и соответствующих наркоматов. Она направляла и объединяла деятельность одноименных комиссий при наркоматах. 20/Х 1921 г. ВЦИК утвердил подробное положение о Комиссии. Она состояла из президиума и пленума. Средства на борьбу с голодом складывались из государственных ресурсов и пожертвованиях внутри России и за границей.

В ведении Комиссии находились два самостоятельных органа: Особый комитет по устройству заграничных выставок и артистических турне и Уполномоченный по марочным пожертвованиям в России и за границей. Всеми доходами этих органов распоряжалась Комиссия для оказания помощи голодающим.

Распущена с местными органами 7/IХ 1922 г. Правопреемником Комиссий стала Центральная комиссия по борьбе с последствиями голода при ВЦИКе, ей же были подчинены аппараты Особого комитета по устройству заграничных выставок и Уполномоченного по марочным пожертвованиям.

Полномочный представитель ВЦИКа при Американской администрации помощи. Назначен постановлением Президиума ВЦИКа 3/Х 1921 г. Действовал до ликвидации АРА в 1923 г. I3/1V 1922 г. с передачей функций ВЦСПС.

Полномочная комиссия ВЦИКа по борьбе с бандитизмом на Западном фронте, 23/V1921 г. при РВС Западного фронта и г. Смоленске была образована Фронтовая комиссия по борьбе с бандитизмом. 18/V1II 1921 Г. она была преобразована в Комиссию ВЦИКа, которая объединила деятельность всех военных и гражданских учреждений в борьбе с бандитизмом. В состав Комиссии вошли командующий Западным фронтом, член РВС Западного фронта, полномочный представитель ВЦИКа, представители ЦК РКП и ВЧК. В район ее деятельности входили Гомельская, Витебская, Смоленская губернии и территория советской Белорусской республики. Ликвидирована 28/VII 1922 г.

Комиссия по пересмотру учреждений РСФСР при Президиуме ВЦИКа. Образована 20/X 1921 г. для пересмотра штатов всех учреждений. Деятельность Комиссии распространялась на высшие, центральные и местные органы власти и управления. В ее состав вошли 5 членов ВЦИКа. Комиссия имела право давать поручения штатной комиссии Наркомата труда; решения Комиссии о сокращении Штатов учреждений вступали в силу лишь после утверждения их Президиумом ВЦИКа. Комиссия пользовалась аппаратом орготдела ВЦИКа. К середине 1922. г. она закончила работу по пересмотру штатов учреждений, подготовленный ею материал был рассмотрен и утвержден Президиумом ВЦИКа 23/VIII 1922 г. Ликвидирована 12/ХП 1923 г.

Комиссия ВЦИКа и СЯК РСФСР по делам Туркестана. Образована I1/1V 1921 г. для упрочения федеративных связей и проведения политики Советской власти по национальному вопросу в Туркестане. Ликвидирована 2/II 1925 г. в связи с принятием Конституции РСФСР.

Комиссия ВЦИКа по районированию РСФСР. 1О/ХI. 1921 г. была образована Временная комиссия ВЦИКа по разработке проекта районирования РСФСР для IX съезда Советов. 9/V 1923 г. она была преобразована в постоянную Комиссию ВЦИКа по районированию и состояла из представителей наркоматов национальностей, внутренних дел, военного, путей сообщения, ВСНХ, Госплана и СТО РСФСР, а также представителей Украины. Состав Комиссии утверждался Президиумом ВЦИКа. В задачи Комиссии входила выработка общего плана районирования РСФСР, подготовка областей к проведению реформы районирования. Комиссия имела право непосредственно сноситься со всеми учреждениями РСФСР.

Ее местными органами являлись оргбюро по образованию областей. Когда основные работы по районированию РСФСР были завершены (28/VI 1926 г.), Комиссия и ее местные органы были ликвидированы, документальные материалы переданы Административной комиссии ВЦИКа. Функции Комиссии по завершению районирования перешли к Президиуму ВЦИКа, при котором было создано Совещание по районированию. I4/V 1928 г. совещание было вновь преобразовано в Комиссию по районированию при Президиуме ВЦИКа. Окончательно ликвидирована 2/IX 1929 г. в связи с завершением всех работ по районированию".

Комиссия по рассмотрению ходатайств о помиловании. 5/1 1921 г. была образована Комиссия ВЦИКа по рассмотрению ходатайств об амнистии. 5/VI 1938 г. она была переименована в Комиссию ВЦИКа по рассмотрению ходатайств о помиловании. Ликвидирована 3/ХП 1938 г.

Бюджетная комиссия ВЦИКа. Образована I8/XII 1921 г. как постоянно действующая комиссия из членов ВЦИКа для рассмотрения отдельных смет и общегосударственного бюджета в целом. Ее постановления носили предварительный характер и подлежали санкционированию ВЦИКа. I8/XI 1926 Г. ВЦИК утвердил положение о Комиссии, которым на нее возлагалось рассмотрение государственного бюджета и отчетов о его пополнении, обсуждение перспективного плана народного хозяйства и вопросов, связанных с определением бюджетных прав автономных республик и автономных областей. Члены ее избирались на сессии ВЦИКа. Комиссия выбирала президиум. Перестала существовать в связи с началом работы Верховного Совета РСФСР в 1938 г.

Сельскохозяйственная комиссия при ВЦИКе. Образована 5/I 1922 г. Комиссия объединяла деятельность центральных и местных органов в борьбе с разрухой в сельском хозяйстве. Постановления Комиссии входили в силу лишь после утверждения их Президиумом ВЦИКа. Комиссия проводила всю работу через аппарат Наркомата земледелия РСФСР. Она состояла из 9 членов ВЦИКа и заседала не реже одного раза в две недели.

Ликвидирована 1/II 1923 г., а функции переданы местным земельным органам и Комитету содействия сельскому хозяйству при ВЦИКе, Конституционная комиссия ВЦИКа. Образована 10/V 1923 г. В Комиссии были созданы 4 подкомиссии для рассмотрения отдельных вопросов:

1) веления центральных органов власти и увязки конституций РСФСР и СССР;
2) о местных органах власти;
3) по национальным республикам и областям;
4) по бюджету.

Комиссия пользовалась аппаратом Президиума ВЦИКа. Распущена 6/IV 1925 г, после завершения всех работ.

Комиссия по земельному устройству трудящихся евреев. Образована 15/VI 1925 г. Ликвидирована в 1934 г. в связи с образованием Еврейской автономной области.

Всероссийская центральная избирательная комиссия при Президиуме ВЦИКа. Образована 21/IХ 1925 г. 8/II 1926 г. было утверждено положение о Комиссии. На нее возлагалось общее руководство проведением избирательных кампаний в РСФСР и рассмотрение жалоб на неправильное лишение избирательных прав. Комиссии предоставлялось право утверждать и отводить членов нижестоящих избирательных комиссий; ее решения входили в силу лишь после утверждения их Президиумом ВЦИКа. При Комиссии образовывались подкомиссии: организационная, информационно-статистическая, по рассмотрению жалоб на неправильное лишение избирательных прав. Она пользовалась

Текущая версия страницы пока не проверялась

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от, проверенной 17 августа 2018; проверки требуют.

Всеросси́йский Центра́льный Исполни́тельный Комите́т (аббр. : офиц. ВЦИК ; ВЦИК РСФСР [ ] ) - высший после Всероссийского съезда Советов , законодательный, распорядительный и контролирующий орган государственной власти Российской Советской Республики в - годы и РСФСР с по 1937 год .

Избирался Всероссийским съездом Советов и действовал в периоды между съездами, с 1918 года для реализации решений съезда, формировал Совет народных комиссаров РСФСР .

Особенности ВЦИК характеризует его важнейший идеолог В. И. Ленин , замечая, что он «даёт возможность соединять выгоды парламентаризма с выгодами непосредственной и прямой демократии, то есть соединять в лице выборных представителей народа и законодательную функцию, и исполнение законов» .

Во время становления государственного аппарата РСФСР не существовало чёткого разделения в компетенции органов государственной власти. Важной причиной этому было и то, что «теория советского государства, отрицая буржуазный принцип разделения власти, признавала необходимость технического разделения труда между отдельными органами власти Российской Советской Республики» .

Разделение полномочий было сформулировано лишь VIII Всероссийским съездом Советов в Постановлении «О советском строительстве» . Издание законодательных актов, согласно документу, осуществляли: Всероссийский съезд Советов, ВЦИК, Президиум ВЦИК и СНК . Другим постановлением Съезда Советов акты Совета труда и обороны (СТО) были признаны обязательными для ведомств, региональных и местных органов .

Множественность законодательных актов и, порой, дублирование функций было вызвано условиями гражданской войны и иностранной интервенции, поскольку данная ситуация требовала повышенной оперативности принятия решений и издания законодательных актов. При этом наличие целого ряда законодательных органов не вносило коллизий в законодательную базу РСФСР благодаря чётко сформулированной Конституцией РСФСР 1918 года ответственности ВЦИКа перед Всероссийским съездом Советов, Президиума ВЦИК перед ВЦИК, СНК перед Всероссийским съездом Советов, ВЦИК и Президиумом ВЦИК .

Избранный 27 октября (9 ноября) 1917 года на ВЦИК состоял из 101 человека. Среди них было 62 большевика, 29 левых эсеров, 6 меньшевиков-интернационалистов, 3 украинских социалиста и 1 эсер-максималист.

В ноябре 1917 года произошло объединение ВЦИК и Исполкома съезда Советов крестьянских депутатов. В объединённый ВЦИК вошли 108 членов крестьянского Исполкома: 82 левых эсера, 16 большевиков, 3 эсера-максималиста, 1 меньшевик-интернационалист, 1 анархист и 5 «прочих». В результате левых эсеров в составе ВЦИК оказалось больше, чем большевиков.

Согласно решению, принятому ещё в июне, в состав ВЦИК были дополнительно введены 80 представителей армии, 20 представителей флота и 50 представителей профсоюзов. С 25 ноября большевики вновь составили большинство ВЦИК.

В январе 1918 года избрал ВЦИК в составе 326 человек, среди которых было 169 большевиков, 132 левых эсера, 5 эсеров-максималистов, 5 правых эсеров, 4 анархиста, 4 меньшевика-интернационалиста, 2 меньшевика (Ф. Дан и Ю. Мартов).

ВЦИК вёл активную разработку законопроектов и издавал большой объём законодательных актов.

Сформирован на заседании ВЦИК 2 ноября 1917 года в качестве постоянно действующего оперативного органа власти. С переходом ВЦИК на сессионный порядок работы фактически стал органом верховной власти в период между сессиями. Конституционно положение о Президиуме ВЦИК было закреплено 9 декабря 1919 года декретом «О советском строительстве» VII съезда Советов. Согласно нему Президиум руководил заседаниями ВЦИК, подготавливал материалы к ним, вносил проекты декретов на рассмотрение пленума ВЦИКа, наблюдал за выполнением его постановлений. 29 декабря 1920 года декретом «О советском строительстве» VIII съезда Советов Президиуму ВЦИК было дополнительно предоставлено право отменять постановления СНК РСФСР, издавать постановления от имени ВЦИК и решать вопросы административно-хозяйственного деления.

По Конституции РСФСР 1925 года Президиум ВЦИК являлся высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом власти РСФСР в период между сессиями ВЦИК. Избирался ВЦИК очередного созыва. Ликвидирован 3 декабря 1938 года.

Первоначально аппарат Президиума ВЦИК состоял из отделов, в большинстве своем не имевших четких и законодательно оформленных положений. В состав аппарата Президиума в 1917-1921 годах входили следующие подразделения:

В дальнейшем структура аппарата неоднократно менялась. К моменту расформирования она имела следующий вид:

Вопрос о кандидатуре на пост председателя ВЦИК рассматривался на Пленуме ЦК РКП(б) 25 марта 1919 год . Были предложены кандидатуры Ф. Э. Дзержинского , М. И. Калинина , Н. Н. Крестинского , А. Г. Белобородова , В. И. Невского и представителя облисполкома Западной области и фронта Иванова. За кандидатуру Калинина проголосовало 7, против - 4, воздержалось - 2.

Общая характеристика

Особенности ВЦИК характеризует его важнейший идеолог В.И.Ленин, замечая, что он «дает возможность соединять выгоды парламентаризма с выгодами непосредственной и прямой демократии, т.е. соединять в лице выборных представителей народа и законодательную функцию и исполнение законов»

Во время становления государственного аппарата РСФСР не существовало четкого разделения в компетенции огранов государственной власти. Важной причиной этому было и то, что «теория советского государства отрицая буржуазный принцип разделения власти, признавая необходимость технического разделения труда между отдельными органами власти Российской Советской Республики».

Разделение полномочий было сформулировано лишь VIII Всероссийским съездом Советов в Постановлении «О советском строительстве». Издание законодательных актов, согласно документу, осуществляли: Всероссийский съезд Советов, ВЦИКа, Президиум ВЦИК и СНК. Другим постановлением Съезда Советов акты Совета труда и обороны (СТО) были признаны обязательным для ведомств, регинональных и местных органов .

Множественность законодательных актов и, порой, дублирование функций было вызванно условиями гражданской войны и иностранной интервенции, поскольку данная ситуация требовала повышенной оперативности принятия решений и издания законодательных актов. При этом, наличие целого ряда законодательных органов не вносило коллизий в законодательную базу РСФСР благодаря четко сформулированной Конституцией РСФСР 1918 года ответственности ВЦИКа перед Всероссийским съездом Советов, Президиума ВЦИК перед ВЦИК, СНК перед Всероссийским съездом Советов, ВЦИК и Президиумом ВЦИК.

В мае 1925 ВЦИК разрабатывает Конституцию РСФСР (утверждена XII Всероссийским съездом Советов мае 1925), сформировав конституционную комиссию в составе Д.И. Курского, Н.В. Крыленко, В.А. Аванесова, А.С. Енукидзе, П.И. Стучки и других. Конституция окончательно утверждает систему центральных и местных органов государственной власти и управления: РСФСР всероссийских съездов Советов, ВЦИКа, его Президиума, СНК, наркоматов.

С 1925 по 1937 год аппарат ВЦИК имел следующую структуру:

  • отделы
  • секретариат Президиума ВЦИК
  • приемная Председателя ВЦИКа.

При ВЦИК и Президиуме ВЦИК существовал ряд общереспубликанских органов (в прессе - комиссии, комитеты, управления). Некоторые непосредственно выполняли функции ВЦИК, другие были ориентированы на узкую специфику: задачи национального строительства у народов, входящих в состав РСФСР, культурного строительства, повышения жизненного уровня трудящихся, по решению некоторых конкретных народнохозяйственных задач. (по данным СУ, 1922, N 69, ст. 902.)

С 1922 года образован Верховный Суд РСФСР, состав которого назначался Президиумом ВЦИК. С созданием в июне 1933 года Прокуратуры РСФСР, прокурор РСФСР был так же подчинен ВЦИК, помимо СНК РСФСР, Наркома Юстиции и прокурора СССР (согласно данным СЗ, 1934, N 1, ст. 2.)

Законодательная деятельность

ВЦИК вёл активную разработку законопроектов и издавал большой объём законодательных актов.

К примеру, следующие документы были разработаны и приняты ВЦИК РСФСР:

  • Декрет «О национализации банков» от 14 декабря 1917 года
  • Декрет «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния» от 18 декабря 1917 года и Декрет «о расторжении брака» от 19 декабря 1917 года
  • Постановление «О признании контр-революционным действием всех попыток присвоить себе функции государственной власти» от 5 января 1918 года
  • Декрет «О роспуске Учредительного собрания» от 6 января 1918 года
  • Декрет «Об аннулировании государственных займов» от 21 января 1918 года
  • Декрет «Об отмене наследования» от 27 апреля 1918 года
  • Декрет «Об отмене прав частной собственности на недвижимости в городах» от 20 августа 1918 года
  • Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве от 16 сентября 1918 года
  • Кодекс законов о труде от 9 ноября 1922 года
  • Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР от 22 мая 1922 года
  • Уголовный кодекс РСФСР от 1 июня 1922 года , УК РСФСР от 22 ноября 1926 года
  • Исправительно-трудовой кодекс РСФСР от 16 октября 1924 года и ИТК РСФСР от 1 августа 1933 года

Председатели ВЦИК

  • Каменев, Лев Борисович (27 октября (9 ноября) - 8 (21) ноября )
  • Свердлов, Яков Михайлович (8 (21) ноября - 16 марта )
  • Владимирский, Михаил Фёдорович (16 марта - 30 марта ) (Исполняющий обязанности Председателя ВЦИК)
  • Калинин, Михаил Иванович (30 марта - 15 июля )

Секретари ВЦИК

  • Аванесов Варлаам Александрович (10(11).1917 - 1918) (Мартиросов Сурен Карпович; 1884-1930)
  • Енукидзе Авель Сафронович (7.1918 - 12.1922) (1877-1937)
  • Серебряков Леонид Петрович (1919 - 1920) (1888-1937)
  • Залуцкий Пётр Антонович (1920 - 1922) (1887-1937)
  • Томский (Ефремов) Михаил Павлович (12.1921 - 12.1922) (1880-1936)
  • Сапронов Тимофей Владимирович (12.1922 - 1923) (1887-1937)
  • Киселёв Алексей Семёнович(1924 - 1937) (1879-1937)

Примечания

См. также

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "ВЦИК" в других словарях:

    ВЦИК - [вцик], а, м. и неизм., м. Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (1917 1938 гг.). АГС, 81. ◘ Каменев был снят с поста Председателя ВЦИК. Председателем ВЦИК был избран Я.М.Свердлов. ИКПСС, 233. ВЦИК до новой, Сталинской… … Толковый словарь языка Совдепии

    См. Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет. * * * ВЦИК ВЦИК, см. Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (см. ВСЕРОССИЙСКИЙ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ) … Энциклопедический словарь

    См. Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет … Большой Энциклопедический словарь

    ВЦИК - Всероссийский центральный исполнительный комитет РФ Словарь: Словарь сокращений и аббревиатур армии и спецслужб. Сост. А. А. Щелоков. М.: ООО «Издательство АСТ», ЗАО «Издательский дом Гелеос», 2003. 318 с … Словарь сокращений и аббревиатур

    Вцик - Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (Советов), верховный законодательный, распорядительный и контролирующий орган России в 1917 1937 гг. Осуществлял одновременно законодательные и исполнительные функции, избирался всероссийскими… … Энциклопедия права

    См. Всероссийский Центральный исполнительный комитет … Большая советская энциклопедия

    М. Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (1917 1938) … Малый академический словарь

    ВЦИК - (Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет) высший законодательный, распорядительный и контролирующий орган гос. власти РСФСР в 1917 1937 гг. Избирался Всероссийским съездом Советов и действовал в периоды между съездами. До образования… … Большой юридический словарь

    ВЦИК - – см. всероссийский Центральный Исполнительный Комитет … Советский юридический словарь

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.