Землетрясения. Причины возникновения землетрясения и его возможные последствия предмет: обж - Урок

Конспект урока ОБЖ

в 7 классе

по теме

«Землетрясения».

«Землетрясения».

Цель урока:
В ходе занятия рассмотреть землетрясение как одну из ЧС природного характера.
Задачи:
1. Дать учащимся необходимые сведения о причинах происхождения землетрясений и их последствиях.
2. Совершенствовать навыки работы с тестовым материалом в целях подготовки к сдаче экзаменов в новой форме; использовать межпредметные связи для осознанного восприятия материала.
3. Воспитывать чувства милосердия и сострадания к людям, попавшим в ЧС; продолжать формировать убеждения у учащихся В необходимости знаний.

Материалы и оборудование.
1. Меловая схема «Классификации землетрясений на основе причин их возникновения»
2.Географическая карта материков
3. Подборка цветных иллюстраций из журналов «Гражданская защита», «Основы безопасности жизни» и др.
Тесты, карточки.

Ход урока:
1.Вводная часть
Сегодня на уроке мы продолжаем говорить о чрезвычайных ситуациях.
Что же такое чрезвычайная ситуация?
- Ситуация опасная для здоровья и жизни.
На какие группы можно разделить все чрезвычайные ситуации?
- Техногенного, социального и природного характера.
Приведите примеры ЧС разного характера.
Какая организация занимается ЧС?
- МЧС.

Как расшифровывается МЧС?

Министерство по чрезвычайным ситуациям.
Кто возглавляет МЧС?
На прошлом занятии мы говорили о ЧС природного характера - ураганы, бури, смерчи и действия населения при угрозе возникновения и во время ураганов, бурь и смерчей.
Сейчас необходимо проверить ваши знания
(раздача тестов и карточек по теме –(ураганы, бури, СМЕРЧИ)
Просмотр результатов.
Сегодня мы начинаем изучение другого природного явления, которое может привести к возникновению ЧС
А теперь послушайте внимательно стихотворение и подумайте
- О каком природном явлении это стихотворение?
Читаю вслух стихотворение
Вся земля сотряслась, туч метнулась гряда.
Сотрясенье земли унесло города…
Все оковы небес разомкнуться смогли.
Свел разгул сотрясенья суставы земли,
Сжал он бедную землю в такие тиски,
Что огромные скалы разбил на куски…Низами
О землетрясении.
Запишите тему урока в тетрадь.
Мы рассмотрим следующие вопросы на уроке:
1Что такое землетрясение?
2.Причины возникновения землетрясений.
3.Последствия и прогнозирование землетрясений.

2. Работа над учебным вопросом №1:
Что такое землетрясения?
Как вы понимаете слово землетрясение?
Это явление, когда сотрясается земля.
ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЯ - колебания Земли, вызванные внезапными изменениями в состоянии недр планеты. Эти колебания представляют собой упругие волны, распространяющиеся с высокой скоростью в толще горных пород.
Отличительные особенности:

Выслушав все ответы, предлагаю учащимся дать определение землетрясения. Учащиеся называют разные варианты определений: землетрясение – это разрыв земной поверхности; землетрясение – это разрушение зданий и сооружений; землетрясение – это стихийное бедствие.
Если учащиеся не смогли дать точное определение, то прошу их найти правильный ответ в учебном пособии, либо сама даю правильное определение землетрясения. Учащиеся читают и записывают в тетради определение землетрясения.

Землетрясения - это подземные толчки и колебания земной поверхности, возникающие в результате внезапных смещений и разрывов в земной коре или верхней части мантии и передающиеся на большие расстояния в виде упругих колебаний.

Интенсивность землетрясений оценивается в сейсмических баллах, для энергетической классификации землетрясений пользуются магнитудой.
На следующих уроках мы с вами более подробно разберём основные характеристики землетрясений.

Ежегодно приборы фиксируют несколько сотен тысяч землетрясений. Люди ощущают лишь около 10 тыс. землетрясений, из них примерно 100 бывают разрушительными.
Существует часть земного шара, которую можно считать свободной от землетрясений - это Антарктида (записать в тетрадь). Можно сказать, что это своего рода сейсмическая загадка, так как в Антарктиде есть и молодые горы, и действующие вулканы.
По подсчетам ученых, все происшедшие только в нашем столетии землетрясения унесли более 1 млн. жизней. А за всю историю человечества от землетрясения погибло порядка 75 млн. человек.
- Ребята, для чего мы с вами на уроках ОБЖ изучаем эту тему?
- Где чаще всего происходят землетрясения и почему?

Работа над учебным вопросом №2
Причины возникновения землетрясений.
В недрах земли постоянно происходят сложные процессы накопления энергии, высвобождение которой и вызывает сейсмический толчок. Момент высвобождений этой энергии, которую принято называть

энергией тектонических процессов, связывают с движением плит, на которые разбита земная кора. На границах между плитами могут происходить три явления: в одних случаях плиты раздвигаются, в других - сдвигаются или скользят одна относительно другой.
В месте столкновения двух плит происходит деформация земной поверхности с выделением накопленной энергии. Землетрясения подобного типа называются тектоническими. Иногда случаются землетрясения во внутрённих частях плит - так называемые вкутриплитовые землетрясения. Они возникают из-за развития деформации (накопления энергии) в плитах, вызванной давлением на их краях.
Основными плитами земной коры являются: (записывают в тетрадь)
- Американская, Антарктическая, Африканская, Евразийская, Индийская и Тихоокеанская Всего насчитывается около 20 плит, на которых расположены целыё страны, континенты, моря и океаны. Зоны стыков этих плит известны. Именно там расположены области наиболее активных сейсмических явлений.
Меловая схема (схема№1:Классификация землетрясений по причинам их возникновения) должна быть заранее подготовлена на доске, закрыта от внимания учащихся до начала работы над вторым учебным вопросом.
Землетрясения:

3.Тектонические
4.Вулканические
5.Обвальные

Хотя уже с давних времен ведутся многочисленные исследования, нельзя сказать, что причины возникновения землетрясений полностью изучены. По характеру процессов в их очагах выделяют несколько типов землетрясений, основными из которых являются тектонические, вулканические и техногенные.
Вулканические землетрясения происходят вследствие резких перемещений магматического расплава в недрах Земли или в результате возникновения разрывов под влиянием этих

перемещений.
Техногенные землетрясения могут быть вызваны подземными ядерными испытаниями, заполнением водохранилищ, добычей нефти и газа методом нагнетания жидкости в скважины, взрывными работами при добыче полезных ископаемых и пр. Менее сильные землетрясения происходят при обвале сводов пещер или горных выработок.

Еще одну категорию образуют обвальные землетрясения, когда обрушение кровли шахты или подземных пустот вызывают образование упругих волн. К обвалыым землетрясениям относятся и землетрясения, возникающие при развитии крупных оползней.

Наиболее сильны и опасны тектонические и вкутриплитовые землетрясения. Если произошло одно землетрясение, то вероятность того, что в том же районе вскоре произойдет еще одно, велика. Иначе говоря, сильные землетрясения чаще всего влекут за собой повторные толчки,
Наиболее часто землетрясения возникают в определенных зонах. Зона землетрясений, окружающая Тихий океан, называется Тихоокеанским поясом; здесь происходит около 90% всех землетрясений земного шара. Другой район - это Альпийский пояс, протянувшийся от Средиземноморья на восток через Турцию, Иран и северную Индию, где происходит около 5-6% всех землетрясений. Остальные 4-5% землетрясений случаются вдоль срединно-океанических хребтов или внутри плит.

Работа над вопросом № 3
Последствия и прогнозирование землетрясений.
Регистрация землетрясений.
Для обнаружения и регистрации сейсмических волн используются специальные приборы -сейсмографы.

Первый сейсмограф появился в Китае в 132 году. Знаменитый китайский ученый Чжан Хэн создал его в Сиане во времена династии Хань. В большом сосуде (диаметром 180 см) он поместил маятник, который мог качаться в восьми направлениях. Восемь драконов, каждый с шариком в пасти, были укреплены по краям сосуда. Когда толчок землетрясения заставлял маятник качнуться, шарик выпадал из пасти дракона и попадал в открытый рот сидящей внизу жабы. В этот

момент прибор издавал звук, извещая наблюдателей, что произошло землетрясение. В зависимости от того, в рот какой из жаб попал шарик, можно было определить, в каком направлении оно произошло. Прибор работал так хорошо, что мог обнаруживать удаленные землетрясения, не ощущавшиеся самими наблюдателями.

Современные сейсмографы представляют собой сложные электронные устройства. В них используется свойство инерции. Главная часть сейсмографа - инерционное тело - груз на пружине. Этот груз подвешен к кронштейну, который жестко закреплен в твердой горной породе и поэтому приходит в движение при землетрясении. Барабан с бумажной лентой также прикреплен к корпусу сейсмографа. Когда почва колеблется, груз маятника отстает от ее движения. Сейсмические волны регистрируются пером на движущейся бумажной ленте. Запись сотрясений почвы называется сейсмограммой.
Ежедневно сейсмографы регистрируют на Земле более тысячи землетрясений. К счастью, многие из них настолько слабы, что не причиняют никакого вреда.
Записи с двух или большего количества сейсмографов помогают сейсмологам определить место, где произошло землетрясение и измерить его силу.
Современная техника позволяет зафиксировать, сфотографировать наиболее яркие моменты ЧС посмотрите и послушайте о них.

Наиболее сильные землетрясения иногда ощущаются на расстояниях более 1500 км от очага и могут быть зарегистрированы сейсмографами (специальными высокочувствительными приборами) даже в противоположном полушарии. Район, где зарождаются колебания, называется очагом землетрясения, а его проекция на поверхность Земли – эпицентром землетрясения.
Очаги большей части землетрясений лежат в земной коре на глубинах не более 16 км, однако в некоторых районах глубины очагов достигают 700 км. Ежедневно происходят тысячи землетрясений, но лишь немногие из них ощущаются человеком.
7 декабря 1988 года в Армении, в то время одной из республик Советского Союза, в результате землетрясения погибло около 25 тыс. человек, практически полностью были разрушены второй по численности населения город Ленинакан, города Спитак, Кировокан и

еще 60 населенных пунктов (см. фото на с. 73).

28 мая 195 года мощный подземный удар сравнял с землей небольшой город Нефтегорск на острове Сахалин (см. фото на с. 73). Это землетрясение - одно из самых разрушительных в России в этом веке.

17 августа под руинами в результате землетрясения оказалось несколько городов Турции, а спустя месяц, 21 сентября трагическое землетрясение произошло на Тайване.

Последствия землетрясений.
- Скажите, какие самые страшные последствия приносят землетрясения
- Что мы можем сделать, чем помочь самим себе в этой ситуации?
- Значит, делаем какой вывод? – Самое главное надо иметь знания, ведь от этого может зависеть жизнь ваша или близких вам людей.

2. Заключительная часть урока
Проверка знаний.
1-Что такое землетрясение? Дать определение.
Землетрясения - это подземные толчки и колебания земной поверхности, возникающие в результате внезапных смещений и разрывов в земной коре или верхней части мантии и передающиеся на большие расстояния в виде упругих колебаний.
2-Назвать классификацию землетрясений по причинам их
возникновения
1.Землетрясения природного происхождения
2.Землетрясения, вызванные деятельностью человека
3.Тектонические
4.Вулканические
5.Обвальные
6.Краевые (на краях тектонических плит)
7. Внутри-плитовые горные удары оползневые заполнение водохранилищ закачка воды в скважины испытания ядерного оружия
3- Назовите часть земного шара, которую можно считать свободной от землетрясений - Антарктида
4-Основными плитами земной коры являются:
Американская, Антарктическая, Африканская, Евразийская, Индийская

и Тихоокеанская.
5- Для обнаружения и регистрации сейсмических волн какие используются специальные приборы-сейсмографы.
6- Где первый сейсмограф появился - в Китае в 132 год
7- Какие крупные землетрясения произошли в последние годы?
Землетрясения на Тайване, в Ленинакане (Армения) , в Нефтегорске, в Турции и т д.

Что вы нового для себя узнали на этом уроке?

Делаю вывод об уровне усвоения знаний учащимися. Далее выставляю оценки за урок наиболее активным учащимся, подвожу его итоги и даю домашнее задание

ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЯ - подземные удары и колебания поверхности Земли, вызванные естеств. причинами (тектоническими процессами). В некоторых местах Земли происходят часто или иногда дости­гают большой силы, нарушая целостность грунта, разрушая здания и вызывая человеческие жертвы.

Причины

Физико-химические процессы, происходящие вну­три Земли, вызывают изменения физического со­стояния Земли, объема и других свойств вещества. Это приводит к накапливанию упругих напряже­ний в какой-либо области земного шара. Когда уп­ругие напряжения превысят предел прочности ве­щества, произойдет разрыв и перемещение больших масс земли, которое будет сопровождаться сотрясе­ниями большой силы. Вот это и вызывает сотрясе­ние Земли - землетрясение.

Землетрясением так же обычно называют любое колебание земной поверхности и недр, какими бы причинами оно не вызывалось – эндогенными или антропогенными и какова бы ни была его интенсивность.

Землетрясения происходят на Земле не повсеме­стно. Они концентрируются в сравнительно узких поясах, приуроченных в основном к высоким горам или глубоким океаническим желобам. Первый из них - Тихоокеанский - обрамляет Тихий океан;

второй - Средиземнотрансазиатский - простирает­ся от середины Атлантического океана через бас­сейн Средиземного моря, Гималаи, Восточную Азию вплоть до Тихого океана; наконец, Атланто-арктичёский пояс захватывает срединный Атлан­тический подводный хребет, Исландию, остров Ян-Майен и подводный хребет Ломоносова в Арктике и т. д.

Землетрясения происходят также в зоне афри­канских и азиатских впадин, таких, как Красное море, озера Танганьика и Ньяса в Африке, Иссык-Куль и Байкал в Азии.

Дело в том, что высочайшие горы или глубокие океанические желоба в геологическом масштабе яв­ляются молодыми образованьями, находящимися в процессе формирования. Земная кора в таких областях подвижна. Подавляющая часть землетрясений связана с процессами горообразования. Такие зем­летрясения называют тектоническими . Ученые со­ставили специальную карту, на которой показано, какой силы землетрясения бывают или могут быть в разных районах нашей страны: в Карпатах, в Крыму, на Кавказе и в Закавказье, в горах Пами­ра, Копет-Дага, Тянь-Шаня, Западной и Восточной Сибири, Прибайкалье, на Камчатке, Курильских островах и в Арктике.

Бывают еще и вулканические землетрясения. Лава и раскаленные газы, бурлящие в недрах вул­канов, давят на верхние слои Земли, как пары ки­пящей воды на крышку чайника. Вулканические землетрясения довольно слабы, но продолжаются долго: недели и даже месяцы. Замечены случаи, когда они возникают до извержения вулканов и служат предвестниками катастрофы.

Сотрясения земли могут быть также вызваны об­валами и большими оползнями. Это местные об­вальные землетрясения.

Как правило, сильные землетрясения сопровож­даются повторными толчками, мощность которых постепенно уменьшается.

При тектонических землетрясениях происходят разрывы или перемещения горных пород в каком-нибудь месте в глубине Земли, называемом очагом землетрясения или гипоцентром . Глубина его обычно достигает нескольких десятков километров, а в отдельных случаях и сотен километров. Уча­сток Земли, расположенный над очагом, где сила подземных толчков достигает наибольшей величи­ны, называется эпицентром .

Иногда нарушения в земной коре - трещины, сбросы - достигают поверхности Земли. В таких случаях мосты, дороги, сооружения оказываются разорванными и разрушенными. При землетрясении в Калифорнии в 1906 г. образовалась трещина про­тяженностью в 450 км. Участки дороги около тре­щины сместились на 5-6 м. Во время Гобийского землетрясения (Монголия) 4 декабря 1957 г. воз­никли трещины общей протяженностью 250 км. Вдоль них образовались уступы до 10 м. Бывает, что после землетрясения большие участки земли опу­скаются и заливаются водой, а в местах, где уступы пересекают реки, появляются водопады.

Опасности землетрясения на примере Сан-Франциско

Сильное землетрясение, опустошившее Сан-Франциско, произошло

"золотой лихорадки", который к той поре превратился в самый процветающий

город на Западном побережье, встревожились. Толчки следовали один за

другим, и было весьма странно ощущать, как дрожит земля под ногами, или

смотреть, как стол перед вашими глазами подпрыгивает.

В этот фатальный день, когда слуги разбудили газетного магната

Уильяма Рэндольфа Херста, отдыхавшего в своих роскошных нью-йоркских

апартаментах, и сказали, что его родной и любимый Сан-Франциско разрушен

подземными толчками и пожарами, он ответил: "Не переигрывайте - в Кали-

форнии часто происходят землетрясения".

К сожалению, землетрясение в Сан-Франциско намного превосходило все

допустимые предположения. Это был один из самых больших катаклизмов ве-

Подсчитано, что сила этого землетрясения составляла 8,3 балла по шка-

ле Рихтера. Тогда это была единственная шкала для сейсмических измере-

ний. По мощности землетрясение превосходило силу тридцати ядерных бомб,

одновременно взорванных под землей. Под разрушенными зданиями и в пожа-

рах, которые охватили деревянные строения в первые же минуты после под-

земных толчков, погибли восемьсот человек.

Мери Монти, теперь ей девяносто четыре года, вспоминает события того

зловещего дня: "Меня выбросило из кровати. Стены дома, в котором мы жи-

ли, начали дрожать и покрываться трещинами. Затем с шумом отвалилась

штукатурка. Она оборвала паутину, сотканную большим пауком. Мы выбежали

на улицу - дорога покрылась буграми, они двигались, вспучиваясь, словно

в кипящем котле. Моя мама собрала всех детей, и мы поехали из города на

повозке в горы. Повсюду полыхали пожары. Внезапно возник новый пожар -

это лопнул бензопровод, и бензин начал выливаться на улицу".

Мери Монти стала одной из трехсот тысяч бездомных, потерявших жилье в

результате опустошительного стихийного бедствия, которое разрушило около

двадцати девяти тысяч строений.

Землетрясение разрушило водопровод, поэтому пожарные не могли как

следует взяться за дело.

В районе Телеграф Хилл самые богатые в городе семьи итальянских им-

мигрантов пытались тушить пожары десятками тысяч литров вина.

Банды грабителей носились по улицам, опустошая разрушенные магазины и

подчищая карманы мертвецов, лежавших вдоль водосточных канав.

Захватив мародеров на месте преступления, разъяренные жители вешали

их без суда и следствия на уцелевших фонарных столбах.

Писатель Джек Лондон, писавший репортажи о землетрясении для ежене-

дельного журнала, сообщал: "Сан-Франциско умер!..

В среду в 5.15 утра произошло землетрясение. Через минуту в небо

взметнулись языки пламени. Пожары возникли в десятке кварталов южнее

Маркет-стрит, в рабочих гетто и на фабриках. Никто не гасил огонь, люди

не были организованы, отсутствовала связь... Словом, все хитроумные сис-

темы защиты человека были уничтожены тридцатисекундным движением земной коры".

К тому времени, когда вспыхнули пожары, более 75 процентов Сан-Фран-

циско уже было разрушено, четыреста городских кварталов лежали в руинах.

Все это позже вынудило правительство вложить деньги в изучение мощно-

го разлома земной коры и в разработку мер, которые позволят предсказать

следующее стихийное бедствие.

КЛАССИФИКАЦИЯ ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЙ ПО ШКАЛЕ РИХТЕРА

Балл

Наименование землетрясения

Краткая характеристика

1

Незаметное

Отмечается только сейсмическими приборами
2

Очень слабое

Ощущается отдельными людьми, находящимися в состоянии полного покоя
3

Слабое

Ощущается лишь небольшой частью населения
4 Умеренное Распознаётся по лёгкому дребезжанию и колебанию предметов посуды, сурипу дверей и стен
5 Довольно сильное Общее сотрясение зданий, колебание мебели. Трещины в штукатурке, пробуждение спящих
6 Сильное Ощущается всеми. Картины падают со стен. Откалываются куски штукатурки, лёгкое повреждение зданий
7 Очень сильное Трещины в стенах каменных домов. Антисейсмические и деревянные постройки ос-ся невредимыми
8 Разрушительное Трещины на склонах и сырой почве. Памятники сдвигаются с места или опракидываются. Дома сильно повреждаются
9

Опустошительное

Сильное повреждение и разрушение каменных домов
10 Уничтожающее Крупные трещины в почве. Оползни и обвалы. Раз-ие каменных построек, искривление рельсов
11 Катастрофа Широкие трещины в земле, многочисленные оползни и обвалы. Каменные дома сильно разрушаются
12 Сильная катастрофа Изменения в почве достигают огромных размеров. Много численные обвалы, оползни. Возникновение водопадов, подпруд на озёрах, отклонение течения рек. Разрушаются все сооружения.

Правила поведения

В случае оповещения об угрозе землетрясения или появления признаков его необходимо действовать быстро, но спокойно без паники.

При заблаговременном оповещении об угрозе землетрясения. Прежде чем покинуть квартиру, необходимо выключить нагревательные приборы и газ, если топилась печь - затушить её; затем нужно одеться, взять необходимые вещи, небольшой запас продуктов питания, медикаменты и документы и выйти на улицу. На улице следовать как можно быстрее отойти от зданий и сооружений в направлении скверов, широких улиц, спортплощадок, незастроенных участков строго соблюдая установленный порядок. Если землетрясение началось неожиданно, когда собраться и выйти из квартиры не представляется возможным, необходимо стать в дверном или оконном проёме и как только стихнут первые толчки быстро выйти на улицу.

На предприятиях и в учреждениях во время землетрясений все работы прекращаются, производственное и технологическое оборудование останавливается, принимаются меры к отключению тока, снижению давления воздуха, воды, пара и т. п.; рабочие и служащие, состоящие в формированиях Г. О., немедленно отправляются в районы их сбора, остальные люди занимают безопасные места. Если по условиям производства остановить агрегат, печь, турбину и т. п, в короткое время нельзя то их переводят на щадящий режим работы.

При нахождении во время землетрясения вне квартиры или места работы, например в магазине, театре или на улице, не следует спешить домой, надо спокойно выслушать указания соответствующих должностных лиц в создавшейся ситуации и поступать по их указанию. В случае нахождения в общественном транспорте не следует покидать его на ходу, нужно дождаться полной остановки транспорта и выходить из него спокойно, пропуская вперёд детей, инвалидов, стариков.

Землетрясения может длиться от нескольких мгновений до нескольких суток. Примерная периодичность толчков и время их возникновения, возможно, будут сообщаться по радио и другими доступными способами. Следует свои действия сообразовывать с этими сообщениями.

Действия спасательной службы

Предупреждение

Информация, полученная при регистрации земле­трясений, очень важна, она дает сведе­ния как об очаге землетрясения, так и о строении земной коры в отдельных областях и Земли в це­лом. Примерно через 20 мин после сильного земле­трясения о нем узнают сейсмологи всего земного шара. Для этого не нужно ни радио, ни телеграфа.

Как это происходит? При землетрясении переме­щаются, колеблются частицы горных пород. Они толкают, колеблют соседние частицы, которые пере дают колебания еще дальше в виде упругой волны.

Таким образом, сотрясение как бы передается по цепочке и расходится в виде упругих волн во все стороны. Постепенно, по мере удаления от очага землетрясения, волна ослабевает.

Известно, например, что упругие волны переда­ются по рельсам далеко вперед от мчащегося поез­да, наполняя их ровным, чуть слышным гулом. Уп­ругие волны, которые возникают при землетрясе­нии, называются сейсмическими . Они регистрируются сейсмографами на сейсмических станциях всего земного шара. Сейсмические волны, идущие от очага землетрясения к сейсмическим станциям, проходят через толщи Земли, которые недоступны для прямого наблюдения. Характеристики зареги­стрированных сейсмических волн - время их появ­ления, амплитуда, период колебаний и другие па­раметры - позволяют определять положение эпи­центра землетрясения, его магнитуду, возможную силу в баллах. Сейсмические волны несут и инфор­мацию о строении Земли. Расшифровать сейсмо­грамму - все равно что прочитать рассказ сейсмиче­ских волн о том, что они встретили в глубине Зем­ли. Это сложная, но увлекательная задача. При землетрясении вдоль поверхности Земли, как и вдоль океанов, распространяются очень длинные поверхностные сейсмические волны с периодами от нескольких секунд до нескольких минут. Эти вол­ны по нескольку раз обегают вокруг Земли. Рас­пространяясь от эпицентра навстречу друг другу, они заставляют колебаться весь земной шар в це­лом. Земной шар начинает «звучать», как гигант­ский колокол, когда по нему ударят, и таким уда­ром для Земли служит сильное землетрясение. В последние годы установлено, что основной тон такого «звучания (колебания) имеет период около одного часа и регистрируется особо чувствительной аппаратурой. Эти данные путем сложных расчетов на электронно-вычислительной машине позволяют делать выводы о физических свойствах нашей планеты. определять строение оболочки или мантии Земли на глубине в сотни километров.

В особом приборе - сейсмографе , отмечающем землетрясения, используется свойство инерции. Главная часть сейсмографа - маятник - представ­ляет собой груз, подвешенный на пружине к штати­ву. Когда почва колеблется, маятник сейсмографа отстает от ее движения. Если к маятнику прикрепить иглу и к ней прижать закопченное стекло так, чтобы игла лишь соприкасалась с его поверхностью, получится наиболее простой сейсмограф, которым пользовались раньше. Почва, а вместе с ней штатив и стеклянная пластинка колеблются, маятник и игла вследствие инерции остаются неподвижными. На закопченной поверхности игла прочертит кри­вую колебания поверхности Земли в данной точке.

Если вместо иглы к маятнику прикрепить зерка­ло и направить на него луч света, то отраженный луч - «зайчик» - будет воспроизводить колебания почвы в увеличенном виде. Такой «зайчик» направ­ляют на равномерно движущуюся ленту фотобума­ги; после проявления на этой ленте можно видеть записанные колебания - кривую колебаний Земли во времени - сейсмограмму.

Сейсмологи во всем мире пользуются одинаковыми определениями в сейсмологии:

Сейсмическая опасность – возможность (вероятность) сейсмических воздействий определённой силы на поверхности земли (в баллах шкалы сейсмической интенсивности, амплитудах колебаний или ускорениях) на заданной площади в течение рассматриваемого интервала времени.

Сейсмический риск – рассчитанная вероятность социального и экономического ущерба от землетрясений на заданной территории в заданный интервал времени.

Новый шаг в мировой сейсмологии сделал еще в 1902 г. академик Б. Б. Голицын, который предло­жил способ преобразования механических колеба­ний сейсмографа в электрические и регистрацию ихс помощью зеркальных гальванометров.

Такой принцип в дальнейшем был заложен во все системы сейсмографов, как в СССР, так и за ру­бежом. Это позволило создать очень чувствитель­ные приборы, с помощью которых можно регистри­ровать землетрясения в любой точке земного шара.

Оказание помощи пострадавшим

При крупных землетрясениях люди могут оказаться в завалах. В условиях длительного сдавливания мягких тканей отдельных частей тела, нижних или верхних конечностей может развиться очень тяжелое поражение, получившее название синдрома длительного сдавливания конечностей или травматического токсикоза. Оно обусловлено всасыванием в кровь токсических веществ, являющихся продуктами распада размноженных мягких тканей.

Пораженные с травматическим токсикозом жалуются на боли в повреждённой части тела, тошноту, головную боль, жажду. На повреждённой части видны ссадины и вмятины, повторяющие очертание выступающих частей давивших предметов. Кожа бледная местами синюшная, холодная на ощупь. Повреждённая конечность через 30-40 минут после освобождения её начинает быстро отекать.

В течение травматического токсикоза различают 3 периода:

Промежуточный

Поздний

В раннем периоде сразу же после травмы и в течение 2 часов сознание у пораженного сохранено, он возбуждён, пытается освободиться из завала, просит о помощи. После прибывания в завале в течении двух часов наступает промежуточный период. В организме нарастает токсические явления. Возбуждение проходит, пораженный становится относительно спокойным, подаёт о себе сигналы, отвечает на вопросы, периодически может впадать в дремотное состояние, у него отмечается сухость во рту,жажда, общая слабость. В поздний период общее состояние пострадавшего резко ухудшается: появляется возбуждение, неадекватная реакция на окружающее, сознание нарушается, возникает бред, озноб, рвота, зрачки сначала сильно суживаются, а затем расширяются, пульс слабый и частый. В тяжелых случаях наступает смерть.

Обнаружив человека в завале, прежде всего нужно осмотреть это место и принять меры к освобождению пострадавшего. Завал разбирают осторожно, чтобы он не обрушился. Из завала можно извлекать человека только после полного освобождения от сдавливания.

При оказании первой медицинской помощи на раны и ссадины накладывают стерильную повязку. Если у пораженного холодные, синюшного цвета, сильно поврежденные конечности, на них накладывают выше места сдавливания жгут. Это приостановит всасывание токсических веществ из раздавленных мягких тканей в кровеносное русло. Жгут надо накладывать не очень туго, чтобы полностью не нарушить притока крови к поврежденным конечностям.

В случаях, когда конечности тёплые на ощупь и повреждены не сильно, на них накладывают тугую бинтовую повязку. После наложения жгута или другой бинтовой повязки шприц тюбиком вводят противоболевое средство, а при его отсутствии дают внутрь 50 грамм водки. Поврежденные конечности, и даже при отсутствии переломов, иммобилизуют шинами или с помощью подручных средств.

С первых же минут оказание первой медицинской помощи пораженному показаны горячий чай, кофе, обильное питьё с добавлением питьевой соды по 2-4 грамма на приём (до20-40 грамм в сутки). Сода способствует восстановлению кислотно-щелочного равновесия внутренней среды организма, обильное питьё- выведению токсических веществ с мочой.

Пораженных с травматическим токсикозом как можно быстрее и бережнее на носилках доставляют в медицинское учреждение.

При ушибах могут повреждаться поверхностно расположенные ткани и внутренние органы. Признаками ушиба поверхностно расположенных мягких тканей являются боль, припухлость, кровоподтек. При оказании первой медицинской помощи пострадавшему накладывают давящую повязку, применяют холод, создают покой. Сильные ушибы груди или живота могут сопровождаться повреждением внутренних органов: лёгких, печени, селезёнки… Необходимо на место ушиба положить холод и срочно доставить пораженного в медицинское учреждение.

При травмах головы возможно повреждение головного мозга: ушиб или сотрясение. Признаками ушиба головного мозга являются головные боли, подташнивание, а иногда и рвота, сознание у пострадавшего сохранено. Сотрясение головного мозга сопровождается потерей сознания, тошнотой и рвотой, сильными головными болями, головокружением. Первая медицинская помощь при ушибе и сотрясении головного мозга заключается в создании полного покоя пораженному и применении холода на голову.

Растяжение связок происходит при неудачном прыжке, падении, поднятии тяжести. В поврежденном суставе появляются боли, образуется припухлость, ограничиваются движения. При оказании первой помощи производят тугое бинтование, применяют холод на поврежденный сустав, обеспечивают покой поврежденной конечности.

Вывихи возникают при смещении суставных поверхностей костей.

При этом нарушается целостность суставной сумки, иногда разрываются связки. Основные признаки вывихов суставов конечностей: боль в суставе, нарушение движений в нём, изменение формы сустава, укорочение конечности и вынужденное её положение.

Вывихи могут быть в нижнечелюстных и меж позвонковых суставах.

Оказывая первую медицинскую помощь при вывихе, не следует пытаться его вправить- этот обязанность врача. При вывихах сустава создают покой конечности, а при вывихах в крупных суставах наряду с покоем рекомендуется ввести обезболивающее средство.

Последствия землетрясений

В широком смысле экологические последствия, по-видимому, следует подразделять на социальные, природные и природно-антропогенные. В каждой из групп могут быть выделены прямые и косвенные последствия.

В настоящее время мы довольно полно знаем прямые проявления (последствия) землетрясений на земной поверхности и, следовательно, их прямые воздействия на элементы социального организма, между тем как сопровождающие (предшествующие, последующие) косвенные явления на уровне микро- и даже макроаномалий процессов в литосфере и вне её начали изучать совсем недавно.

Наиболее изучены и наглядно отражают сейсмическую опасность экономические потери в результате землетрясений. За последние десятилетия учтённые экономические потери от землетрясений возросли на порядок и достигают теперь около 200 млдр.долл. за десятилетие. Если в предшествующее десятилетие в эпицентральной зоне, например, 8-балльного землетрясения средний убыток в расчёте на одного жителя составлял 1,5 тыс.долл., то теперь он достигает 30 тыс.долл. Естественно, что с повышением балльности (и магнитуды) возрастают площади поражённых территорий, а следовательно, и ущерб.

Число жертв землетрясений на земном шаре, хотя и неравномерно распределяется по годам, в целом неуклонно, по указанным выше причинам, растёт. За последние 500 лет от землетрясений на Земле погибло 4,5млн. человек, то есть ежегодно землетрясения уносят в среднем 9 тысяч человеческих жизней. Однако в период 1947-1976гг. Средние потери составляли 28тыс. человек в год. С точки зрения экологических, как и социальных последствий, не менее важен и тот факт, что число раненых (включая тяжело раненых) обычно во много раз превышает число погибших, а число оставшихся бездомными превышает количество прямых жертв на порядок и более. Так, в зонах полного разрушения зданий (зоны 8баллов и выше) количество жертв может составлять 1-20%, а раненых –30-80%, обратные соотношения редки.

Социальные последствия,то есть воздействие сейсмических явлений на население, включает как прямой социальный ущерб (гибель людей, их травматизм физический или психический, потеря крова в условиях нарушения систем жизнедеятельности и т.п.), так и косвенный социальный ущерб, тяжесть которого зависит от размеров прямого и обусловлена резким, на фоне материальных потерь, изменением морально-психологической обстановки, спешным перемещением больших масс людей, нарушением социальных связей и социального статуса, сокращением трудоспособности и падением эффективности труда оставшихся в живых, частью отвлечённых от привычной индивидуальной и общественной деятельности. Сильное землетрясение, особенно в больших городах и в густонаселённых районах, неизбежно ведёт к дезорганизации жизнедеятельности на тот или иной срок. Нарушения социального поведения могут возникать даже в отсутствии самого события, а лишь в связи со слухами о землетрясении, сколь бы ни были эти ожидания нелепы и ничем не обоснованы. Применительно к последнему десятилетию такого рода примеры известны для ряда городов бывшего Советского Союза. Последствия же сейсмических катастроф, тем более в периоды общего ослабления хозяйственно-экономического состояния и политической нестабильности и долговременной социальной дезориентированности населения, могут сказываться на протяжении десятилетий.

В рамках экологических проблем среди нередко провоцируемых сильными землетрясениями, то есть вторичных, последствий следует отметить (на фоне повреждения и гибели ландшафтных и культурных памятников и нарушения среды обитания как таковой) такие, как возникновение эпидемий и эпизоотий, рост заболеваний и нарушение воспроизводства населения, сокращение пищевой базы (гибель запасов, потеря скота, вывод из строя или ухудшение качества сельскохозяйственных угодий), неблагоприятные изменения ландшафтных условий (например, оголение горных склонов, заваливание долин, гидрологические и гидрогеологические изменения), ухудшение качества атмосферного воздуха из-за туч поднятой пыли и появления аэрозольных частиц в результате возникающих при землетрясении пожаров, снижение качества воды, а также качества и ёмкости рекреационно-оздоровительных ресурсов.

Воздействие сильных землетрясений на природную среду (геологическую среду, ландшафтную оболочку) может быть весьма разнообразным и значительным, хотя в большинстве случаев ареал (зона) изменений не превышает 100-200км.

Среди прямых, наиболее выразительных и значимых воздействий выделим следующие:

Геологические, гидрологические и гидрогеологические, геофизические, геохимические, атмосферные, биологические..

Природно-техногенные последствия землетрясений сказываются на природной среде охваченного землетрясением района в результате нарушения (разрушения) искусственно созданных сооружения (объектов). Сюда можно отнести, в первую очередь, следующие:

1. Пожары на объектах антропогенной среды, ведущие к экологическим последствиям.

2. Прорыв водохранилищ с образованием водяного вала ниже плотин.

3. Разрывы нефте-, газо- и водопроводов, разлитие нефтепродуктов, утечка газа и воды.

4. Выбросы вредных химических и радиоактивных веществ в окружающую среду, вследствие повреждения производственных объектов, коммуникаций, хранилищ.

5. Нарушение надёжности и безопасного функционирования военно-промышленных и военно-оборонительных систем, спровоцированные взрывы боеприпасов.

Приведённый выше список последствий землетрясений, скорее всего, не полон, особенно в отношении отдалённых последствий, част которых нам ещё неизвестна. Но и среди перечисленных некоторые не имеют пока достаточно определённых количественных характеристик и соответственно не могут быть оценены по степени опасности и объёму причиняемого ущерба с необходимой полнотой и надёжностью.

Лучше других известны геологические признаки, для которых в настоящее время можно привести количественные характеристики в соотношении с силой землетрясений. Представление о размерах очагов (в проекции на земную поверхность) для землетрясений различной силы даёт таблица. (в данном случае таблица №2)

Таблица№2

Магнитуда Длина очага, км. Ширина очага, км.
5,0 11 6
6,5 25 18
7,0 50 30
7,5 100 35
8,0 200 50

Эти величины примерно определяют и ареалы разрушительных последствий. Как видно из таблицы(№2), эти ареалы могут охватывать площади в сотни и тысячи, а при самых сильных землетрясениях –в десятки тысяч квадратных километров.

Ясно, что столь многочисленные и существенные нарушения ландшафтной среды (и, конечно, биосферы) не могут не повлечь за собой нарушения экологических условий на этих и прилегающих площадях. Наиболее значимые и легко выявляемые выражаются в уничтожении растительного покрова, местообитания животных (а подчас и их самих, равно как и людей), в нарушениях традиционных местообитаний и наземных миграционных путей, изменении водного режима, перераспределении водных запасов, ухудшении качества кормовых угодий и т.д.

Можно ли ослабить вредные последствия землетрясений

На карте сейсмического районирования СССР ука­заны зоны и возможная в них сила будущих сотря­сений. Предсказать же, когда произойдут они, уче­ные пока еще не могут. Это трудно, потому что зем­летрясения зарождаются в недоступных глубинах Земли, а силы, вызывающие их, накапливаются очень медленно. Несомненно, в будущем ученые научатся предсказывать время наступления земле­трясений. Сейчас можно только ослабить последст­вия землетрясений. Для этой цели в районах, кото­рым они угрожают, строительство ведется по спе­циально разработанным правилам. Применяются особые строительные материалы и конструкции. Возводятся устойчивые, прочные здания, рассчитан­ные на возможную балльность землетрясения в дан­ной зоне. Так, Ташкент по сейсмическому райони­рованию находится в 8-балльной зоне, и сейсмиче­ские здания, построенные с учетом этого, во время землетрясений 1966 г. почти не пострадали.

В настоящее время на земном шаре постоянно действует около 1000 сейсмических станций, обо­рудованных различными системами сейсмографов и непрерывно регистрирующих землетрясения.

На центральной сейсмической станции «Москва» при Институте физики Земли АН СССР создана специальная Служба срочных донесений о сильных землетрясениях. Она сообщает о месте, времени и силе случившегося землетрясения.

На Камчатке и Курильских островах в 1960 г. была организована Служба предупреждения цуна­ми, которая работает в контакте с такими же служ­бами Японии и США.

Население, предупрежденное заранее о прибли­жающемся. цунами, уходит в безопасные места, а суда выводятся в открытое море, где волны цунами большой длины им не опасны.

Примеры

Вот что рассказала домохозяйка Аннета Генри, находившаяся на одной из

самых оживленных улиц Сан-Франциско, когда в октябре 1989 года произошел подземный удар; "Это выглядело так, словно Бог хлопнул в ладоши и под зем-

лей прошла волна. Автомобили на шоссе прыгали вверх и вниз, как в дисне-

евском мультфильме. Каждый раз, когда в Калифорнии происходит землетря-

сение, мы хихикаем, мы спокойны и самоуверенны. Но теперь все было

по-другому. Нас преследовала мысль, что шуточки закончились. Мне каза-

лось, что началось то, Большое землетрясение".

Скалы в разломе Святого Андреаса больше не могли сдерживать давление

земной коры, начавшей энергичную подвижку. Волны давления, расходясь от

эпицентра землетрясения, распространялись со скоростью 5 миль в секунду

на юго-восток от Сан-Франциско через скальное ложе под горами Санта-Крус.

течение 15 секунд превратило многие здания в развалины, уничтожило сек-

цию моста Бэй Бридж, разворотило целую милю шоссе-эстакады и ввергло в

пожарище исторический район Марина.

Благодаря мировой телевизионной сети, показывавшей бейсбольный матч,

зрители в Англии и других странах увидели, как начал качаться стадион

"Кэндлстик парк" и огромные трещины появились в бетонных стенах.

Когда на протяжении мили рухнула эстакада и упала на дорогу, прохо-

дившую под ней, погибли более ста человек. Десятки людей были погребены

в своих автомобилях под многотонной тяжестью обрушившегося бетона.

"Бетон расплющил их, - сказал Генри Реньера, руководитель чрезвычайной

службы Окленда. - Это было похоже на поле боя. Верхнее шоссе, словно мо-

лот, ударило по нижнему, засыпая водителей внизу огромными булыжниками и

автомобилями. Жертвы, оказавшиеся в ловушке под тоннами камней, отчаянно

сигналили, и мы бросили туда огромное количество подъемного оборудования

и кранов, надеясь спасти их. Слабеющие звуки автомобильных сирен посте-

пенно умирали, так как разряжались аккумуляторы, но мы знали, что там

находятся люди. Это была страшная картина".

Первые спасательные работы начались под упавшей секцией шоссе. Возле

расплющенных автомобилей одним из первых появился рабочий бумажной фаб-

рики. Он услышал вопли детей, доносившиеся из раздавленного красного ав-

томобиля. Вместе с другими спасателями рабочий помог вызволить из ловуш-

ки восьмилетнюю девочку Кейти, но ее шестилетний брат Джулио оказался

прижатым телом своей погибшей матери.

Рискуя стать жертвой последующих толчков, доктор Дэн Аллен протиснул-

ся сквозь щель и дал Джулио успокоительное лекарство. В это время детс-

кий врач Томас Беттс добирался до мальчика по автомобильной пожарной

лестнице.

Позже он сказал: "Я не был готов к тому, что там увидел. Мальчик был

в шоке. Он только плакал и гладил лицо матери своими ручками".

Два часа напряженной работы медиков не приблизили спасение Джулио.

Его правая нога была раздроблена. Врачи попытались вытащить мальчика из

машины, чтобы оказать медицинскую помощь, но не смогли. Они ввели ему

обезболивающее лекарство, затем с огромным трудом извлекли из машины те-

ло погибшей матери. Только после этого врачам удалось ампутировать Джу-

лио ногу и отправить его в больницу.

Ночью развалины освещались огнями пожаров, из раскачивающихся небоск-

ребов, построенных без учета эффекта землетрясения, сыпались стекла и

раздавались жуткие звуки сирен.

Через некоторое время разрушения были локализованы. Они коснулись

главным образом старых построек, которые не могли противостоять стихии.

Разрушенной секции шоссе, например, повлекшей самые многочисленные жерт-

вы, было тридцать лет.

Эксперты сошлись во мнении, что разрушения в Сан-Франциско были бы

еще большими, если бы не калифорнийский строительный кодекс, введенный

после 1906 года с целью свести к минимуму ущерб от будущих катастроф и

действующий до настоящего времени. Этот кодекс, дополненный уроками зем-

летрясений 1971 года в Сан-Фернандо и 1985 года в Мехико, вынудил строи-

телей обратить особое внимание на антисейсмическую устойчивость домов и

сооружений.

Жители Сан-Франциско предпочитают не думать о том, что новое землет-

рясение может достигнуть 8,3 балла по шкале Рихтера, как это было в 1906

году. Никого не занимает исследование, проведенное Национальной океани-

ческой и атмосферной комиссией после катастрофы 1989 года. А ведь в нем

утверждается, что будущее землетрясение будет в сорок раз мощнее и при-

ведет к десяткам тысяч смертей.

Прошли годы, но в Сан-Франциско все еще ликвидируются последствия

землетрясения. Вряд ли их удастся завершить в десятилетний срок. Однако































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: формирование представления о безопасном поведении в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.

Задачи:

  • Познакомить учащихся с явлением природы – землетрясение и правилами безопасного поведения при нем;
  • Развивать речь, внимание, аналитическое мышление, формировать умение выделять существенное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать, осуществлять связь с другими предметами;
  • Способствовать воспитанию дисциплинированности, организованности, умения ориентироваться в сложных жизненных ситуациях.

Формируемые УУД:

1. Регулятивные:

  • формулировать тему и цель урока с помощью учителя;
  • учиться высказывать своё предположение на основе изучаемого материала на уроке;
  • определять успешность выполнения задания в диалоге с учителем.

2. Познавательные:

  • планировать свою работу по изучению незнакомого материала;
  • извлекать информацию, представленную в иллюстрациях, таблицах;
  • ориентироваться в словарях, быстро находить нужную словарную статью;
  • наблюдать, анализировать и делать выводы.

3. Коммуникативные:

  • слушать и понимать речь своих одноклассников, умение работать в парах, вести диалог;
  • оформлять свои мысли в устной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуациях.

4. Личностные:

  • формировать положительную учебную мотивацию и навыки самооценки, понимание смысла учебной деятельности;
  • осмысливать важность бережного отношения к здоровью человека.

Тип урока: урок изучение нового.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная.

Необходимое техническое оборудование: компьютеры 1 шт., интерактивная доска.

Модели ИОС: “один ко многим”

Этапы урока Содержание Примечания
1 Организация урока.

Актуализация знаний.

1. Назови одним словом.

Бродит одиноко огненное око,

Всюду, где бывает, взглядом согревает. (Солнце)

Ветер, вырывающий деревья с корнем и сносящий крыши. (Ураган)

Волны и сильный ветер на море. (Шторм)

Огромные волны, смывающие и разрушающие всё на своём пути. (Цунами)

Какое слово из этой группы вы считаете лишним? (Солнце)

Слайд № 2

- Почему? (слово исчезает из слайда по щелчку)

Вывод: солнце – это объект природы, космическое тело, звезда. Ураган, шторм и буря – явления природы.

Какой общий признак этих явлений? (имеют разрушительную силу)

Какой будет тема нашего урока, вы узнаете, выполнив задание. Работа в парах. (Расставь буквы в порядке возрастания чисел)

Итак, какое слово у вас получилось? (Землетрясение)

Слайд № 3

Слайд № 4

3 Постановка учебной задачи.

Тема урока нам известна, а какие задачи мы будем решать на уроке?

Давайте составим план урока, который нам поможет решить эти задачи (совместно с учителем уч-ся составляют план).

1. Что такое землетрясение?

2. Причины возникновения.

3. Как называется место, где происходит землетрясение?

4. Как оценить силу разрушения?

5. Правила поведения при ЧС.

КУУД, ПУУД

4 Открытие новых знаний.

1. Рассмотри внимательно, что изображено на слайдах.

Что вы увидели?

Как вы думаете, какая причина этих разрушений?

Сделайте своё предположение – что такое землетрясение?

Вывод: Землетрясение– это подземные толчки и колебания земной поверхности, которые возникают в результате внезапных смещений и разрывов в земной коре.

Слайд № 7, 8, 9, 10, 11, 12

Слайд № 13

2. Словарная работа.

Для того, чтобы лучше разобраться в этом вопросе, мы познакомимся с новыми словами с помощью “Толкового словаря”.

Сейсмос – по-греч. “землетрясение”

Сейсмология – наука о землетрясениях

Очаг – точка в глубине земной коры, являющаяся источником землетрясения

Эпицентр – территория на земной поверхности, которая располагается над очагом.

Как часто происходят землетрясения? (Постоянно)

Всегда ли они разрушительны? От чего это зависит?

Как оценить силу землетрясения? (Биографическая справка о Ч.Рихтере, шкала, предложенная в 1935 году Ч.Рихтером, получила повсеместное распространение во всём мире)

Слайд № 14

Слайд № 15

3. Работа по таблице шкалы землетрясений.

Рассмотрите внимательно таблицу в группах, объединившись по принципу “соседи”.

Всегда ли мы ощущаем землетрясение? (нет)

От чего это зависит? (от силы магнитуды)

Можно ли предугадать землетрясения? Сделайте свои предположения.

Оказывается, для животных, обитающих в диких условиях, жизнь сродни выживанию. Это объясняет обостренное обоняние и слух. Животные способны реагировать на вибрации, которые незаметны человеку. Мигрирующие виды способны пользоваться электромагнитными полями для передвижения. Мир животных всегда умел искусно приспосабливаться к меняющимся климатическим условиям. Известно много случаев, когда заметные перемены в поведении животных явно указывали на возможные катастрофы: животные в зоопарке предпринимали попытки сбежать, кони и скот сбивались в кучу в открытом пространстве, насекомые прятались внутрь.

Слайд № 16

ПУУД, ЛУУД, РУУД

Слайд № 17, 18, 19

4. Причины возникновения землетрясений.

1. Главная причина – деформация земной поверхности с выделением накопленной энергии. Это происходит из-за того, что земная кора разбита на огромные плиты. На них расположены континенты, моря, океаны, все государства.

На границах этих плит могут происходить 3 явления:

1) плиты раздвигаются

2) плиты сдвигаются

3) плиты скользят одна относительно другой

Такие процессы называются ТЕКТОНИЧЕСКИМИ.

2. Извержение вулканов.

3. Обрушение подземных пустот и рудников.

4. Падение космических тел.

5. Ядерные взрывы большой мощности.

Слайд № 20, 21, 22

5. Последствия землетрясений.

Все последствия землетрясения условно можно разделить на группы:

1) для природы;

2) для человека;

3) для населённых пунктов.

Посмотрите и определите к какой группе последствий относятся эти слайды.

Слайд № 23, 24, 25

Слайд № 26, 27

ПУУД, ЛУУД

6. Правила поведения при землетрясениях.

Попробуйте в паре с соседом определить правила поведения во время землетрясения, если вы находитесь в здании.

Итак, что у вас получилось?

Посмотрите, совпали ваши предположения о поведении во время землетрясения с общепринятыми правилами.

1. Перейдите в безопасное место (проемы двери) и подальше от окон и тяжелой мебели.

2. Не пользуйся лифтом.

Не посещай зону разрушений: это опасно!

Слайд № 28

5 Закрепление.

2. Проверка (буквы правильных ответов)

Поднимите руки, у кого получилось это ключевое слово? (слово - МОЛОДЕЦ)

Слайд № 29

РУУД, ЛУУД

6 Итог урока.

С каким явлением природы вы сегодня познакомились?

Что было самым интересным?

Что больше всего запомнилось?

Что было трудным и сложным?

Что нужно помнить и выполнять при землетрясениях?

Какие умения вы сегодня формировали у себя на уроке?

В заключение нашего урока я хочу обратиться к вам с такими словами (чтение стихотворения слайд № 31)

Молодцы! Спасибо за работу на уроке.

ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕ ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕ - это подземные толчки и колебания земной поверхности, возникающие в результате внезапных смещений и разрывов в земной коре или верхней мантии и передающиеся на большие расстояния в виде упругих колебаний. Точку в земной коре, из которой расходятся сейсмические волны, называют гипоцентром землетрясения. Место на земной поверхности над гипоцентром землетрясения по кратчайшему расстоянию называют эпицентром. Интенсивность землетрясения оценивается по 12-бальной сейсмической шкале (MSK-86), для энергетической классификации землетрясений пользуются магнитудой. Условно землетрясения подразделяются на слабые (1-4 балла), сильные (5-7 баллов) и разрушительные (8 и более баллов). При землетрясениях лопаются и вылетают стекла, с полок падают лежащие на них предметы, шатаются книжные шкафы качаются люстры, с потолка осыпается побелка, а в стенах и потолках появляются трещины. Все это сопровождается оглушительным шумом. После 10-20 секунд тряски подземные толчки усиливаются, в результате чего происходят разрушения зданий и сооружений. Всего десяток сильных сотрясений разрушает все здание. В среднем землетрясение длится 5-20 секунд. Чем дольше длятся сотрясения, тем тяжелее повреждения. При землетрясении в г.Нефтегорске Сахалинской области (1995 г.) под обломками разрушенного города погибло около 2 тыс.человек.
КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ К ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЮ

Заранее продумайте план действий во время землетрясения при нахождении дома, на работе, в кино, театре, на транспорте и на улице. Разъясните членам своей семьи, что они должны делать во время землетрясения и обучите их правилам оказания первой медицинской помощи. Держите в удобном месте документы, деньги, карманный фонарик и запасные батарейки. Имейте дома запас питьевой воды и консервов в расчете на несколько дней. Уберите кровати от окон и наружных стен. Закрепите шкафы, полки и стеллажи в квартирах, а с верхних полок и антресолей снимите тяжелые предметы. Опасные вещества (ядохимикаты, легковоспламеняющиеся жидкости) храните в надежном, хорошо изолированном месте. Все жильцы должны знать, где находится рубильник, магистральные газовые и водопроводные краны, чтобы в случае необходимости отключить электричество, газ и воду.

КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ВО ВРЕМЯ ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЯ

Ощутив колебания здания, увидев качание светильников, падение предметов, услышав нарастающий гул и звон бьющегося стекла, не поддавайтесь панике (от момента, когда Вы почувствовали первые толчки до опасных для здания колебаний у Вас есть 15-20 секунд). Быстро выйдите из здания, взяв документы, деньги и предметы первой необходимости. Покидая помещение спускайтесь по лестнице, а не на лифте. Оказавшись на улице - оставайтесь там, но не стойте вблизи зданий, а перейдите на открытое пространство. Сохраняйте спокойствие и постарайтесь успокоить других! Если Вы вынужденно остались в помещении, то встаньте в безопасном месте: у внутренней стены, в углу, во внутреннем стенном проеме или у несущей опоры. Если возможно, спрячьтесь под стол - он защитит вас от падающих предметов и обломков. Держитесь подальше от окон и тяжелой мебели. Если с Вами дети - укройте их собой. Не пользуйтесь свечами, спичками, зажигалками - при утечке газа возможен пожар. Держитесь в стороне от нависающих балконов, карнизов, парапетов, опасайтесь оборванных проводов. Если Вы находитесь в автомобиле, оставайтесь на открытом месте, но не покидайте автомобиль, пока толчки не прекратятся. Будьте в готовности к оказанию помощи при спасении других людей.

КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПОСЛЕ ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЯ

Окажите первую медицинскую помощь нуждающимся. Освободите попавших в легкоустранимые завалы. Будьте осторожны! Обеспечьте безопасность детей, больных, стариков. Успокойте их. Без крайней нужды не занимайте телефон. Включите радиотрансляцию. Подчиняйтесь указаниях местных властей, штаба по ликвидации последствий стихийного бедствия. Проверьте, нет ли повреждений электропроводки. Устранит неисправность или отключите электричество в квартире. Помните, что при сильном землетрясении электричество в городе отключается автоматически. Проверьте, нет ли повреждений газо- и водопроводных сетей. Устраните неисправность или отключите сети. Не пользуйтесь открытым огнем. Спускаясь по лестнице, будьте осторожны, убедитесь в ее прочности. Не подходите к явно поврежденным зданиям, не входите в них. Будьте готовы к сильным повторным толчкам, так как наиболее опасны первые 2-3 часа после землетрясения. Не входите в здания без крайней нужды. Не выдумывайте и не передавайте никаких слухов о возможных повторных толчках. Пользуйтесь официальными сведениями. Если Вы оказались в завале, спокойно оцените обстановку, по возможности окажите себе медицинскую помощь. Постарайтесь установить связь с людьми, находящимися вне завала (голосом, стуком). Помните, что зажигать огонь нельзя, воду из бачка унитаза можно пить, а трубы и батареи можно использовать для подачи сигнала. Экономьте силы. Человек может обходиться без пищи более полумесяца.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.