Понятие трудового поведения. Факторы трудовой адаптации

До настоящего времени категория трудового и производственного поведения персонала исследовалась фрагментарно, с позиций активизации человеческого фактора в общественной системе, и многие его элементы либо оставались без внимания, либо им не придавалось какого-то сущест­венного значения. Вследствие этого можно было наблюдать признаки социальной апатии работников, снижение их профессио­нальной мобильности, агрессивной реакции на экономические и произ­водственные нововведения, о чем свидетельствует возрастающее забастовочное движение, снижающаяся эффективность производства и другое.

Отправной же точкой в разрешении данной ситуации может стать анализ развития процессов формирования трудового поведения работ­ников.

В рамках исследования роли трудового поведения на передний план выдвигается деятельность человека, которая в виде определенных актов, действий, по­ступков, совокупность которых обычно рассматривается как поведение, и признается одним из выражений общественных отношений. Поведение работника не ограничивается абстрактным сложением рабочей силы со средствами и предметами труда, а должно пониматься более широко - как производст­венное поведение с присущими ему сложными экономическими и соци­альными проявлениями, в которых переплетается объективное и субъек­тивное, внутреннее и внешнее, общее и особенное, социальное и социально-психологическое, волевое и эмоциональное, сознательное и бессозна­тельное .

Трудовое поведение является одной из разновидностей социального поведения, наряду с экономическим, организационным, функциональным, коммуникационным, нормативным, девиантным и др. Социальное поведение можно понимать как процесс целенаправленной активности в соответствии со значимыми интересами и потребностями человека. Оно, с одной стороны, сложнейшая система адаптации и приспособления личности к разнообразным условиям. С другой - активная форма преобразования и изменения социальной среды.

Трудовое поведение представляет собой поведенческий аналог трудовой деятельности. Поэтому рассмотрим понятие трудовой деятельности .

Трудовая деятельность - это жестко фиксированный во времени и пространстве целесообразный ряд операций и функций, совершаемых людьми, объединенными в производственной организации. Здесь ставятся следующие цели:

создание материальных благ, средств жизнеобеспечения;

оказание услуг различного целевого назначения;

разработка научных идей, ценностей и их прикладных аналогов;

накопление, консервация, передача информации и ее носителей и т.д.

Трудовая деятельность характеризуется такими свойствами: функционально-технологическим набором трудовых операций; набором соответствующих качеств субъектов труда; материально-техническими условиями и пространственно-временными рамками реализации; определенным способом организационно-технологической и экономической связи субъектов труда со средствами и условиями их реализации; организационно-управленческой структурой .



Трудовое поведение - это индивидуальные и групповые действия, показывающие направленность и интенсивность реализации человеческого фактора в производственной организации. Это сознательно регулируемый комплекс действий и поступков работника, связанных с совпадением профессиональных возможностей и интересов с деятельностью производственной организации, производственного процесса.

Структуру трудового поведения можно представить следующим образом:

· циклически повторяющиеся действия, однотипные по результату, воспроизводящие стандартные статусно-ролевые ситуации или состояния;

· маргинальные действия и поступки, которые формируются в фазах переходного состояния от одного статуса в другой;

· поведенческие схемы и стереотипы, часто встречающиеся образцы поведения;

· действия, в основе которых лежат рационализированные смысловые схемы, переведенные в план устойчивых убеждений;

· акции, совершаемые под диктатом тех или иных обстоятельств;

· спонтанные действия и поступки, спровоцированные эмоциональным состоянием;

· осознанное или неосознанное повторение стереотипов массового и группового поведения;

· действия и поступки как трансформация влияния других субъектов, применяющих различные формы принуждения и убеждения .



Современные исследователи рассматривают поведение персонала предприятий, как правило, с трех позиций. Трудовое поведение как:

· способ бытия, существования и его развития;

· форма жизненной активности человека, направленной на преобра­зование не только сферы приложения труда, но и окружающего мира, окружающей действительности;

· включение человека в процесс преобразований в соответствии с потребностями, целями и задачами социально-экономического развития общества, производственной системы, самого человека.

При исследовании деятельности работника человек рассматривается, как:

· субъект деятельности, трудовые возмож­ности которого направлены на преобразование сферы труда, эко­номического и производственного потенциала предприятий;

· объект деятельности, связываемой с вос­производственными процессами человека;

· цель деятельности, связываемой с повы­шением его профессионального и жизненного уровня;

· участник трудовых, производственных, экономических, социальных действий;

· реальный продукт изменений в производ­ственной, экономической, социальной, социально-психологической, политической сферах.

В поведении человека в сфере производства выделяются два взаимосвязанных уровня. Первый - управ­ляющий уровень, объективно возникающий в силу необходимости орга­низации управления, координации, стимулирования, контроля, учета деятельности работников. Второй - управляемый, обуслов­ленный организационно-технологическим процессом производственной деятельности . Таким образом, функции планировании, организации, контроля и др. становятся для некоторых категорий персонала основной сферой трудовой деятельности .

Трудовое поведение формируется под влиянием различных факторов : социальных и профессиональных характеристик работников, условий работы в широком смысле, системы норм и ценностей, трудовых мотиваций. Оно направляется личными и групповыми интересами людей и служит удовлетворению их потребностей.

Составляющими трудового поведения являются: потребности - нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; интересы - реальные причины действий, формирующиеся у социальных групп, индивидов в связи с их различиями по положению и роли в общественной жизни; мотивы - осознанное отношение к своим поступкам (низкий же уровень мотивации производственной деятельности может привести к созданию условий имитации деятельности, неэффективной в конечном счете ); ценностные ориентации - разделяемые личностью социальные ценности, являющиеся целью жизни и основными средствами ее достижения; установка - общая ориентация человека на определенный социальный объект, предшествующая действию и выражающая предрасположенность действовать определенным образом относительно данного объекта; трудовая ситуация - комплекс условий, в которых протекает трудовой процесс; стимулы - внешние по отношению к человеку воздействия, которые должны побудить его к определенному трудовому поведению .

Эффективное использование знаний о трудовом поведении работников предполагает его типологию. Правильная классификация, облегчая процесс познания, позволяет быстрее найти внутренние закономерности развития и изменения исследуемых явлений и на этой основе прогнозировать и направлять их развитие .

В литературе дается различная классификация видов трудового поведения, зависящая от того, что вкладывается в ее основание. По субъектам поведения : индивидуальное, коллективное. По наличию (отсутствию) взаимодействий с другими субъектами : предполагающее взаимодействие, не предполагающее взаимодействие. По степени соответствия принятым нормам: нормативное, отклоняющееся от нормативов. По степени формализации: установленное в официальных документах, неустановленное. По производственным результатам и последствиям : позитивное, негативное. По сфере осуществления поведения : собственно трудовой процесс, построение отношений на производстве, создание трудовой атмосферы. По степени реализации трудового потенциала : не требующие изменения достигнутой степени реализации трудового потенциала, вызывающие необходимость мобилизации различных компонентов трудового потенциала (как совокупности качеств работника). По характеру воспроизводства трудового потенциала : предполагающие простое воспроизводство трудового потенциала, требующие расширенного воспроизводства потенциала .

Г.В. Суходольский предпринял выделил два типа деятельности: непрофессиональную и профессиональную. Ппро­фессиональная деятельность связана непосредственно с внутренней сре­дой осуществления процесса труда, а отношения, возникающие при этом носят характер социально-трудовых отношений. Непрофессиональная деятельность является общесоциальной, косвенно воздействующей на производственный процесс .

М.И. Бобнев выделил следующие типы по­ведения:

· институциональное , полностью соответствующее видам производ­ственной деятельности и обусловленное построением организаци­онных форм, закрепляющих и регламентирующих эту деятель­ность;

· неинституциональное , подлежащее регуляции в системе управле­ния производственной деятельностью, но регуляция не проводи­лась по независящим от работника причинам;

· внутриннституциональное - производственное поведение, на ко­торое не распространяется обязательность институциональной системы организации предприятия. Вполне вероятно, что здесь имеется разновидность произвольного производственного поведе­ния;

· антиннституциональное - производственное поведение, направ­ленное против нормализации поведенческой деятельности; против создания систем регулирования поведения, подчинения его инте­ресам и целям предприятия .

По признаку активности поведе­ния выделяют следующие типы трудового поведения:

· инициативный , предприимчивый тип производственного поведе­ния, предполагающий повышенную производственную и общест­венную активность работников;

· исполнительный тип , наиболее соответствующий таким чертам производственного поведения работников, как: дисциплинирован­ность, аккуратность, добросовестность и т. п.;

· пассивный тип , при котором работник нуждается в постоянном настрое на производственную деятельность, контроле со стороны органов управления, корректировке поведения в трудовом коллек­тиве;

· отклоняющийся тип , характеризующийся созданием конфликтных ситуаций, нарушением трудовых и технико-технологических про­цессов .

Трудовое поведение также можно рассматривать в зависимости от целей , которые ставит перед собой исследователь.

Функциональное поведение . Это конкретная форма реализации профессиональной деятельности, определяемая технологией рабочего места. Функциональное поведение присуще любому трудовому процессу независимо от степени сложности и специализации. Различия наблюдаются только в преобладании физических или умственных нагрузок. В одном случае доминируют физические, а в другом умственные нагрузки.

Экономическое поведение . Применяя свои профессиональные способности в процессе производства, индивид постоянно ориентируется на оптимальный баланс между затратами и их компенсацией. В противном случае, если не будет компенсации (товарно-денежной, натуральной, экономической, социальной), то начнется падение интереса к такого рода деятельности. Можно сформулировать следующие виды экономического поведения: “максимум дохода ценою максимума труда”, “гарантированный доход ценою минимума труда”, “минимум дохода при минимуме труда” и “максимум дохода при минимуме трудам. Существуют различные формы экономического поведения в сфере распределения и потребления.

Экономическое поведение характеризуется понятием эффективность. Применительно к производственной и трудовой деятельности эффективность часто определяется как соотношение между затратами и результатом. Данную характеристику можно отнести как к производству, так и к работнику.

На экономическое поведение оказывает влияние ряд факторов: технический (использование новой техники и технологии), организационный (как улучшается организация производства и труда), социально-экономический (влияние условий, содержания труда, его нормирования и оплаты), социально-психологический (удовлетворенность трудом, морально-психологический климат в коллективе), личностный (образовательный и культурный уровень работника), общественно-политический (это солидарность наемных работников, деятельность профсоюза и т.д.). Важным фактором, детерминирующим экономическое поведение работника, является его отношение к форме собственности (когда работник является полным или частичным собственником средств производства).

Организационное и административное поведение . Его суть состоит в формировании позитивной мотивации членов трудовой организации. Для этих целей активно используют различного рода стимулы: моральные, материальные, социальные. Субъекты организационного поведения - отдельные работники, социальные группы, которые действуют в рамках функциональных, нормативных и социокулътурных ограничений, позволяющих им регулировать и соотносить процессы достижения своих специфических целей с целями и задачами тех производственных организаций, в структуру которых они включены.

Стратификационное поведение . Это поведение, связанное с профессиональной, трудовой карьерой, когда работник сознательно выбирает и реализует в относительно длительный промежуток времени путь своего профессионального или должностного продвижения.

Адаптивно-приспособленческое поведение . Оно проявляется в процессе приспособления работника к новым профессиональным статусам, ролям, требованиям технологической среды и т.д. Такое поведение обнаруживает себя в фазе первичного вхождения работника в производственный процесс, коллектив, профессиональную среду. К данному типу поведени относятся и такие виды поведения, как конформистское - приспособление к установкам других лиц, особенно вышестоящих в иерархической ступени управления, и конвенциональное - форма приспособления индивида, работника к сложившейся или постоянно изменяющейся поведенческой структуре, постоянно возобновляющаяся система компромиссов.

Церемониальные и субординационные формы поведения . Эти формы поведения обеспечивают сохранность, воспроизводство и передачу значимых ценностей, профессиональных традиций, обычаев и образцов поведения, поддерживают устойчивость и интеграцию работников с организацией в целом. Данные виды поведения связаны с реализацией служебного, профессионального и должностного этикета.

Характерологические формы поведения . Это эмоции и настроения, которые реализуются в поведении. Личность может подавлять других своим волевым или должностным темпераментом, демонстрируя качества, к которым нужно приспосабливаться.

Несовместимость характерологических форм поведения у двух и более лиц является причиной конфликтов и конфликтных ситуаций в трудовой организации. Одна из разновидностей этой формы поведения - спонтанное, немотивированное поведение, возникающее под воздействием сильных эмоций в экстремальных, нестандартных ситуациях.

Деструктивные формы поведения. Это выход работника за пределы статусно-ролевых предписаний, норм и дисциплинарных рамок трудового процесса. Можно выделить следующие формы такого поведения: противоправное; административно-управленческое, связанное с превышением прав и полномочий, с прямым невыполнением обязанностей; дисфункциональное (профессиональная некомпетентность); индивидуально-целевое, носящее крайне эгоистический характер, направленное на реализацию сугубо личных интересов; групповой эгоизм; имитационное поведение, псевдоактивность; виды группового и индивидуального поведения, связанные с сохранением консервативных привычек и традиций, которые в той или иной мере сдерживают инициативу, творчество, новаторство; девиантное, связанное с реализацией ассоциативных привычек и склонностей .

В экономической науке по менеджменту и управлению персоналом принято также разделять все виды трудовой деятельности человека на две компоненты. Первая компонента характеризуют регламентированный труд , выполняемый но заданной технологии или схеме, когда исполнитель не вносит в работу никаких элементов новизны, собственного творчества (например, выполнение рабочим трудовых операций станочника или сборщика по заранее разработанным технологическим картам или процессам). Вторая компонента характеризует творческий труд , направленный на создание новых материальных благ или духовных ценностей, а также новых технологий или методов производства (труд предпринимателя, изобретателя-рационализатора, научного работника - новатора и др.) .

Таким образом, трудовое поведение: представляет собой поведенческий аналог трудовой деятельности; является формой приспособления работника к требованиям и условиям технологического процесса и социального окружения; выступает динамическим проявлением социальных стандартов, стереотипов и профессиональных установок; отражает характерологические черты личности работника; есть определенный способ и средство воздействия человека на окружающую его производственную и социальную среду. Трудовое поведение формируется под воздействием социальных и профессиональных характеристик работников, условий работы в широком смысле, системы норм и ценностей, трудовых мотиваций. В состав трудового поведения входят: потребности, интересы, мотивы, ценностные ориентации, установка, трудовая ситуация, стимулы.

Рассмотрев же типологию трудового поведения работников, можно сделать вывод, что многообразие видов трудового поведения свидетельствует не только о чрезмерной сложности рационализации процессов труда различных категорий работников, но и необходимости их тщательного анализа и правильной оценки, лежащих в основе современного механизма управления персоналом.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

К числу ведущих категорий социологии труда относятся социальное поведение и его модификации — трудовое, экономическое, организационное, функциональное, коммуникационное, производственное, демографическое, нормативное и девиантное. В них отражены свойства основных субъектов социальной жизни: личности, группы, коллектива. Социальное поведение — производный компонент социальной среды, который преломляется в субъективных характеристиках и актах действующих лиц, а также результат субъективной детерминации человеческой активности.

В этом смысле социальное поведение можно понимать как процесс целенаправленной активности в соответствии со значимыми интересами и потребностями человека. Оно, с одной стороны, сложнейшая система адаптации личности к разнообразным условиям, способ функционирования в системе конкретного социума. С другой — активная форма преобразования и изменения социальной среды в соответствии с объективными возможностями, которые человек самостоятельно проектирует и открывает для себя, сообразуясь со своими собственными представлениями, ценностями и идеалами. Разновидностью социального поведения является трудовая деятельность и трудовое поведение.

Необходимо разграничить эти понятия. Трудовая деятельностъ это жестко фиксированный во времени и пространстве целесообразный ряд операций и функций, совершаемых людьми, объединенными в производственной организации. Трудовое поведение это индивидуальные и групповые действия, показывающие направленность и интенсивность реализации человеческого фактора в производственной организации. Это сознательно регулируемый комплекс действий и поступков работника, связанных с совпадением профессиональных возможностей и интересов с деятельностью производственной организации, производственного процесса.

Структуру трудового поведения можно представить следующим образом:

— циклически повторяющиеся действия, однотипные по результату, воспроизводящие стандартные статусно-ролевые ситуации или состояния;

— маргинальные действия и поступки, которые формируются в фазах переходного состояния от одного статуса к другому;

— поведенческие схемы и стереотипы, часто встречающиеся образцы поведения;

— действия, в основе которых лежат рационализированные смысловые схемы, переведенные в план устойчивых убеждений;

— акции, совершаемые под диктатом тех или иных обстоятельств;

— спонтанные действия и поступки, спровоцированные эмоциональным состоянием;

— осознанное или неосознанное повторение стереотипов массового и группового поведения;

— действия и поступки как трансформация влияния других субъектов, применяющих различные формы принуждения и убеждения.

Трудовое поведение можно дифференцировать по следующим критериям:

1. по предметно-целевой направленности, т. е. по тому, на что оно направлено;

2. по глубине пространственно-временной перспективы достижения определенной цели;

3. по контексту трудового поведения, т. е. по комплексу относительно устойчивых факторов производственной среды, субъектов и систем коммуникации, во взаимодействии с которыми развертывается все многообразие поступков и действий;

4. по методам и средствам достижения конкретных результатов в зависимости от предметно-целевой направленности трудового поведения и его социокультурных образцов;

5. по глубине и типу рационализации, обоснования конкретной тактики и стратегии трудового поведения и т.д.

Итак, трудовое поведение:

1) отражает функциональный [алгоритм производственного процесса, представляет собой поведенческий аналог трудовой деятельности;

2) является формой приспособления работника к требованиям и условиям технологического процесса и социального окружения;

3) выступает динамическим проявлением социальных стандартов, стереотипов и профессиональных установок, которые интернализованы индивидом в процессе социализации и конкретного жизненного опыта;

4) отражает характерологические черты личности работника;

5) есть определенный способ и средство воздействия человека на окружающую его производственную и социальную среду.

Виды трудового поведения, механизм регулирования

В специализированной литературе можно встретить различные классификации видов трудового поведения. Это зависит от того, что берется за ее основание. Соответственно этому.можно предложить различные виды трудового поведения:

Основания классификации

Виды трудового поведения

1. Субъекты поведения

Индивидуальное, коллективное

2. Наличие (отсутствие) взаимодействия

Предполагающее взаимодействие, не предполагающее взаимодействие

3. Производственная функция

Исполнительское, управленческое

4. Степень детерминированности

Жестко детерминированное, инициативное

5. Степень соответствия принятым нормам

Нормативное, отклоняющееся от нормативов

6. Степень формализации

Установленное в официальных документах, неустановленное

7. Характер мотивации

Ценностное, ситуативное

8. Производственные результаты и последствия

Позитивное, негативное

9. Сфера осуществления поведения

Собственно трудовой процесс, построение отношений на производстве, создание трудовой атмосферы

10. Степень традиционности поведения

Сложившиеся виды поведения, зарождающиеся виды, в том числе в форме реакции на различные социально-экономические акции

11. Результаты и последствия с точки зрения человеческих судеб

Соответствующие желаемым образцам трудовой жизни, не соответствующие

12. Степень реализации трудового потенциала

Не требующие изменения достигнутой степени реализации трудового потенциала, вызывающие необходимость значительной мобилизации различных компонентов трудового потенциала (как совокупности качеств работника)

13. Характер воспроизводства трудового потенциала

Предполагающие простое воспроизводство трудового потенциала, требующие расширенного воспроизводства трудового потенциала

Виды трудового поведения практически трудно ограничить этим перечнем. Для выявления степени осуществления традиционных позитивных видов поведения в социологические опросы, как правило, включается блок вопросов, отражающих производственные требования к работнику и соответствующих сложившемуся представлению о «хорошем» или «плохом» работнике. Так в ходе социологического опроса рабочих обычно ставится задача обнаружить стремление и сам факт проявления социально одобренного поведения по следующим признакам:

— выполнение и перевыполнение норм выработки;

— повышение качества своей работы и продукции;

— рационализаторская и изобретательская деятельность;

— точное соблюдение требований технологии производства;

— экономия сырья, топлива, электроэнергии;

— забота о машинах и механизмах;

— повышение квалификации и деловых качеств и т.д. Все эти виды поведения можно отнести к исполнительскому. К управленческому поведению традиционно относят участие рабочих в управлении производством, в обмене опытом и т.д. Безусловно, при характеристике трудового поведения необходимо проявлять гибкость.

Трудовое поведение формируется под влиянием различных факторов: прежде всего социальных и профессиональных характеристик работников, условий работы в широком смысле слова (включая условия труда и быта на производстве, оплату труда и т.д.), системы норм и ценностей, трудовых мотиваций. Оно направляется личными и групповыми интересами людей и служит удовлетворению их потребностей.

Поведение человека – совокупность осознанных, социально значимых действий, обусловленных пониманием собственных функций. Трудовое поведение человека будет разновидностью его социального поведения. Социальное поведение ϶ᴛᴏ производный компонент социальной среды, кᴏᴛᴏᴩый преломляется в субъективных характеристиках и актах действующих лиц, а также социальное поведение будет результатом субъективной детерминации человеческой активности. Под социальным поведением понимается процесс целенаправленной активности в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии со значимыми интересами и потребностями человека. Социальное поведение будет результатом, с одной стороны, сложнейшей системы адаптации личности к разнообразным условиям, и, с другой стороны, активной формы преобразования и изменения социальной среды в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с объективными возможностями человека.

Трудовое поведение представляет собой индивидуальные либо групповые действия, показывающие направленность и интенсивность реализации человеческого фактора в трудовой организации. Трудовое поведение – ϶ᴛᴏ сознательно регулируемый комплекс действий и поступков работника, связанных с совпадением профессиональных возможностей и интересов с деятельностью производственной организации, производственного процесса. Это процесс самонастройки, саморегуляции, обеспечивающей определенный уровень личностной идентификации с трудовой средой и трудовым коллективом.

Трудовое поведение формируется и под влиянием таких факторов, как социальные и профессиональные характеристики работников, условия труда в широком смысле, системы норм и ценностей, трудовых мотиваций. Трудовое поведение направляется личными и групповыми интересами людей и служит удовлетворению их потребностей.

В качестве основополагающих начал трудового поведения человека можно выделить следующие: мотивацию, восприятие, критериальную основу трудового поведения человека.

В основе трудового поведения лежат мотивы, внутренние устремления, определяющие направленность трудового поведения человека и ее формы. Важно заметить, что одно и то же поведение может иметь разную мотивационную основу. Мотивация ϶ᴛᴏ ключ к пониманию поведения человека и возможностей воздействия на него.

Восприятие будет процессом организации и интерпретации представлений об окружающем мире. Восприятие представляет собой полусознательную деятельность по приему и переработке информации, причем не всей, а исключительно значимой. Стоит заметить, что оно влияет на поведение людей не непосредственно, а преломляясь через ценности, верования, принципы, уровень притязаний.

К критериальной основе трудового поведения человека ᴏᴛʜᴏϲᴙтся те устойчивые характеристики его личности, кᴏᴛᴏᴩые определяют выбор, принятие решений человеком по поводу его поведения. В одинаковых ситуациях разные люди могут принимать совершенно разные, зачастую необъяснимые и нерациональные решения.

  1. трудовое поведение демонстрирует функциональный алгоритм производственного процесса, и представляет собой поведенческий аналог трудовой деятельности;
  2. трудовое поведение будет формой приспособления работника к требованиям и условиям технологического процесса и социального окружения;
  3. трудовое поведение выступает динамическим проявлением социальных стандартов, стереотипов и профессиональных установок, кᴏᴛᴏᴩые интернализованы индивидом в процессе социализации и конкретного жизненного опыта;
  4. трудовое поведение демонстрирует характерологические черты личности работника;
  5. трудовое поведение – есть определенный способ и средство воздействия человека на окружающую его производственную и социальную среду.

Поведение является важнейшей социальной характеристикой личности. В зависимости от формы выражения оно может быть вербальным (словесным), складывающимся из различных высказываний, суждений и оценок, которые дают представление о внутреннем состоянии индивида, и реальным (практическим), которое заключает в себе определенные действия людей.

Не всякое поведение людей в обществе, обычно вызываемое их потребностями, представляет из себя социальное действие. Человеческое поведение приобретает черты социального тогда, когда оно рационально, т.е. совершается осмысленно и находится в связи с действиями другого лица или лиц; когда поведение сориентировано на других; когда поведение данного индивида воздействует на иных и в свою очередь испытывает на себе влияние поведения других. Когда люди взаимно влияют друг на друга, на поведение друг друга, тогда и складывается взаимосвязь, социальное взаимодействие, лежащее в основе всех социальных процессов в обществе.

Социальное поведение всегда или в подавляющем большинстве случаев выступает элементом социального взаимодействия. Последнее представляется принципиальным моментом в познании поведения, поскольку позволяет расставить некоторые важные акценты. В частности, предложенные рассуждения о необходимости должного внимания к самим авторам поведения подготавливает восприятие уже более завершенной идеи: социальное поведение - это поведение в составе взаимодействия. Сказанное означает, что мало пролить свет на роль самих авторов поведения, важно обозначить эту роль в составе социального взаимодействия.

Правомерное поведение, как и всякое социальное поведение, обладает сложной структурой, возникает и реализуется преимущественно в составе специального (юридического) взаимодействия, заметную роль в составе такого взаимодействия играют проводники, в первую очередь нормативы, правомерное поведение имеет различные формы, которые обеспечивают ту или иную степень устойчивости такого поведения и различный характер связанности сторон.

В борьбе с правонарушениями основные усилия направлены на профилактику этих проступков и на устранение причин, их порождающих. Однако это не исключает возможности использования правовых санкций в отношении лиц, виновных в совершении административных правонарушений. Именно посредством административных взысканий, наряду с другими мерами, обеспечивается превенция административных проступков.

Разумеется, эти санкции реализуются не сами по себе, а в процессе особого рода правовой деятельности, получившей наименование административной юрисдикции. В процессе ее осуществления компетентные органы рассматривают дела об административных правонарушениях и принимают решения. Основанием применения взыскания, возбуждения дела об административном правонарушении является наличие в содеянном административного проступка. Поэтому осуществление юрисдикции невозможно без глубокого знания понятия состава административного проступка, а также без глубокого знания понятия самого правонарушения. Необходимые знания помогут правильно квалифицировать административные проступки, принимать законные решения по делам, обеспечивать соблюдение законности, охрану прав и интересов граждан.

Правомерное поведение - основная разновидность поведения предусмотренного правовыми нормами. Правомерное поведение олицетворяет, как правило, единство интересов общества и личности, гражданина и коллектива.

Социальное значение правомерного поведения определяется двумя основными факторами: во-первых, его источником и предназначением, во-вторых, его последствиями для общества и личности.

Поскольку правомерное поведение есть поведение, соответствующее требованиям нормы, а норма отражает господствующие интересы, то в правомерном поведении находят свое опосредованное выражение - воля и интересы всего общества. В социально- правовом смысле правомерное поведение можно определить как общественно необходимое, желательное и допустимое, с точки зрения интересов общества, поведение граждан, а коллективов, состоящее в соблюдении норм права, гарантированное и охраняемое государством.

Правомерное поведение и интересы субъектов. Связь правомерного поведения с личностными интересами можно охарактеризовать как сложную, разнообразную и многофакторную. Правомерное поведение может быть привычным, желаемым, должным или вынужденным в зависимости от ряда конкретных обстоятельств.

Юридическая регламентация правомерного поведения предполагает не только установление прав одного лица (коллектива), но и закрепление корреспондирующих им обязанностей других. Тем самым она оказывается эффективным средством регуляции взаимодействия людей.

С точки зрения поведения человека есть процесс, развертывающийся как в пространстве, так и во времени и включает не только сами внешние поступки, изменяющие внешнюю среду, но и предшествующие им психические явления и процессы. Таким образом, раскрывается не только динамика, но и генезис поведения.

Правомерное поведение можно, во-первых, представить в качестве процесса, в котором превращение происходит под непосредственным воздействием права и, во всяком случае, в полном согласии с ним, во-вторых охарактеризовать как конечный результат, и тогда правомерное поведение предстанет в качестве суммы вербальных или реальных поступков, соответствующих требованиям правовых норм. Вместе с тем выявление закономерностей в правомерном поведении побуждает избирать в качестве объекта исследования наиболее значимое для юридической науки явление-превращение внутреннего мира людей во внешние деятельные акты под воздействием побудительных факторов. Закономерность правомерного поведения - это объективное развитие связи между правом, внутренним состоянием адресата норм, его внешними поступками и иными факторами, воздействующими на превращение субъективного состояния в правомерные действия. Она устойчиво и существенно обуславливает количественное и качественное соответствие содержания и направленности поведенческого акта требованиями правовых норм. Противоположное явление наблюдается в области правонарушений, где формально между теме же явлениями и факторами правового поведения соответствующие связи развиваются совершенно иначе. Правомерные мотивы поведения формируются активнее и в более полном объеме, если предшествующий правовой опыт и усвоенные в соответствии с ними взгляды имеют позитивную направленность. И наоборот, опыт не способствует правомерному сознанию и поведению. Чем беднее общественная направленность личности, тем вероятнее отклонение ее целей и идеалов от тех, которые поддерживаются в законодательстве.

Значение понятия"социология труда"

Социология труда является одним из разделов экономической социологии. Содержание понятия"социология труда"охватывает всестороннюю деятельность людей в процессе создания ими материальных и духовных благ в части их жит ття, которое называют труд. Социологию труда можно рассматривать в широком и узком смыслені.

В широком смысле она включает в себя социологию предпринимательства и охватывает такие сферы:

а) социологическое осмысление мотивов и результатов труда;

б) структурные подразделения труда как социальные системы;

в) социально-психологические конфликты на рабочих местах

В узком смысле социология труда включает анализ всех сторон трудовой деятельности человека, изучение социальных условий на рабочих местах и??их влияния на мотивы, интенсивность и результаты социально-эко ономичних процессов в обществе, а также изменения, которые происходят под влиянием труда в структуре и деятельности различных социальных игру.

В пособии социологии под редакцией доктора исторических наук профессора. ВГГородяненка социология труда определяется как отраслевая социологическая теория, изучающая закономерность формирования, функционирования и развитие социальных образований (систем, сообществ и институтов) в сфере труда и связанные с ними процессы и явленийща.

Еще в начале 60-х годов прошлого века. Ян. Щепанский отмечал, что в области социологии труда входят:

Общая дефиниция социологии труда и классификация ее различных форм и видов в человеческих сообществах;

Анализ и выводы относительно социальных аспектов труда, социального разделения труда, развития орудий и средств труда;

Определение факторов, влияющих на мотивацию труда;

Выявление факторов, влияющих на идентификацию членов организации с фирмой, ассоциацией;

Определение мест сходимости личных интересов членов организации с интересами фирмы;

Исследования явлений и процессов, которые дезорганизуют работу предприятия, выявление путей их влияния на трудовой процесс;

Исследование отношений между руководством и рядовыми членами организаций, а также определение основных критериев, которым должен отвечать руководитель, чтобы по крайней мере формальное право для руководства чел дьмы в процессе труда

Изучение влияния труда на формирование различных типов личности, уровня их профессии и места работы в социальной селекции

Объект и предмет социологии труда

Объектом социологии труда является труд как общественно значимое явление со всеми ее признаками, благодаря которым она отличается от других общественных явлений

Предметом социологии труда являются структура и механизм взаимоотношений и деятельности людей на рабочих местах, социально-психологические отношения в трудовых коллективах, формирующих у работающих личность, усви идомлення личностью своего значения в жизни фирмы и, наоборот, оценка места труда в системе общественных цинносте.

Социология труда изучает разного рода социальные проблемы, которые возникают в жизни предприятий, учебно-образовательных учреждений, учреждений культуры и т.п.. Изучая мотивы деятельности той или иной социальной группы и, социология труда часто может дать конкретный ответ на вопрос:. Что нужно сделать в социальной сфере, чтобы решить ту или иную социальную проблему на данном предприятии, учреждении? и, рационализировать трудовой процесс в интересах человека и фирмы?

82 Социологическое понимание труда

Особенности социологического понимания труда заключаются прежде всего в системности и комплексности рассмотрения проблем труда

Понятие"труд"является многозначным как в обыденной / крюк и в научном его понимании. Много здесь во многом зависит и от языков. В некоторых из них, например, работа отождествляется с работой. Так в украинских и. Россией йських языках труд означает целенаправленную человеческую деятельность. В праксеологии труд определяется как"совокупность действий, направленных на преодоление разного рода трудностей с целью удовлетворения существенных потребностей л. Юдину"К таким существенных потребностей польский философ и социолог. Тадеуш. Котарбиньский относит охрану жизни, здоровья, средства существования, личную свободу, социальную позицию, честь, совесть, уважение к людей тощ тощо.

украинский ученый профессор. ВГ. Городяненко отмечает, что труд-это основа функционирования и развития человеческого общества, всех социально-общественных формаций, условие возникновения и существования человечества

Английский социолог. МАрмстронг, раскрывая социальный аспект труда в социологии, пишет:"Труд - это усилия и использование человеком своих способностей и способностей для достижения определенной цели. Большинство л людей работают потому, чтобы заработать себе на проживание. Но работают они еще и потому, что труд дает человеку внутреннее удовлетворение, осуществления чего-то важного в ее жизни ради престижа, реализации своих воз ливости, развития склонностей, использование власти, завязывания и укрепления дружеских отношений"в"4.

В экономической литературе труд является своеобразным товаром, который человек предлагает на рынке труда в виде физических сил, квалификации и навыков, интеллектуальных возможностей с целью производства материальных и духовных благ для общества и реализации своих квалификационных возможностей и способов существования.

В социологическом понимании трудом является каждая целенаправленная, осознанная действие, определяет позицию ее субъекта, его место в обществе. Это означает, что не всякая деятельность является работой в социологическом ее вы ирази. Анализируя содержание понятия труда, социологи обращают внимание на такоее:

Труд - это процесс, который происходит между человеком и природой, в котором человек своей деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой

Труд - это социальная деятельность, детерминированная тем, что определение определенной цели, средств и методов их достижения, даже в условиях индивидуальных действий, отражается на интересах и действиях разного рода соц ных групп и отдельных люди.

Работа осуществляется с целью удовлетворения различного рода потребностей (биологических, экономических, политических, культурных и др.), но эти потребности реализуются благодаря структуре и возможностям организаций, к которым л человек принадлежит, и тех институтов, способствующих этой реализации.

Труд является фундаментом на котором базируются социальные процессы. Средства реализации целей работы детерминированы обществом, организацией, группой

Как социальная категория, труд охватывает способности, умения, способы организации трудового процесса, инструменты для выполнения определенных операций, техническое оборудование, а также производимую продукцию собственного конечного ный результат в значительной степени является свидетельством уровня культуры труда того или иного общества.

Поведение человека в труде

Идеалом хорошего работника является тщательность, уравновешенность, ответственность за продукцию, отзывчивость, желание в любую минуту прийти на помощь своему коллеге по работе, постоянное профессиональное самосовершенствование ния, умение самоорганизоваться в трудовом процессе тощ.

Поведение человека в работе имеет различные оценки-с квалификационного, экономического, морального и т д сторон. Представление о хорошо и плохо в процессе работы и ее результатах находим в основах профессиональной этики, электронной криками которой являются оценки, нормы, идеалы поведения, настроенность на качественно изготовленную продукцию тощощо.

Добросовестное отношение человека к труду порождает определения его как личности со стороны других членов организации. Порой, правда, у некоторых людей такое отношение вызывает зависть. В их подсознании постоянно жев врие вопрос:. А почему такая черта, как добросовестное отношение к труду, у него (нее), а не у меня? ь и другие, и имеют место в жизни членов организации, несмотря на их негативность это подтверждает социально-психологическую значимость труда, ее высокое нравственное звучаниеня.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.