Московское метро, таганско-краснопресненская линия. Таганско-краснопресненская линия

Фото: Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы. Евгений Самарин

Новые составы со сквозным проходом тише и экономичнее своих предшественников, оснащены современными системами вентиляции и видеонаблюдения, зарядками для гаджетов и интерактивными картами.

Дал старт началу эксплуатации вагонов нового поколения «Москва», которые будут курсировать по Таганско-Краснопресненской линии метро.

«Сегодня большое событие в московском метро и российском транспортном машиностроении: сегодня на линию выходит самый лучший в мире метропоезд, лучший по целому ряду совокупных характеристик — и технологических, и обеспечивающих комфорт пассажирам. Я уже не говорю о стоимости. Он в полтора раза дешевле международных аналогов», — отметил он.

По словам Мэра Москвы, город давно готовился к этому событию. В подготовке технических требований принимали участие ведущие российские организации в области машиностроения, а также представители крупнейших производителей подвижного состава.

«Задача была архисложная — спроектировать самый лучший в мире поезд, конкурентный по стоимости и эксплуатации. Такой поезд “Трансмашхолдингом” был создан и сегодня действительно является примером хорошей работы российского машиностроения, его конкурентности не только на российских площадках, но и в мире», — добавил Сергей Собянин.

В рамках программы обновления подвижного состава метрополитена с 2010 по 2016 год было закуплено свыше 1600 новых вагонов — больше, чем для метрополитенов Лондона и Нью-Йорка. С 2017 года парк Московского метрополитена пополняется вагонами нового поколения типа 81-765/766/767 «Москва».

Как отметил Сергей Собянин, эти поезда более комфортные, тихие и вместительные. Они имеют плавный ход и экономят энергию, а сквозной проход между вагонами позволяет, опять же, существенно экономить время пассажиров.

«Приняли решение, что первые поезда придут на Таганско-Краснопресненскую ветку — самую загруженную в Москве. Каждый день ей пользуются более миллиона человек. Это самая сложная, пожалуй, линия метро. В течение нескольких лет подвижной состав на ней будет полностью обновлен, причем обновлен вот такими удивительными, красивыми поездами», — добавил Мэр Москвы.

Наименование «Москва» было дано вагонам по итогам голосования в проекте «Активный гражданин», в котором приняли участие более 220 тысяч человек.

Контракт жизненного цикла на поставку вагонов нового поколения был заключен с ОАО «Метровагонмаш» (входит в состав ЗАО «Трансмашхолдинг») в 2014 году.

Производитель обязуется не только поставить, но и своими силами обслуживать вагоны на протяжении 30 лет их эксплуатации. При этом цена поезда нового поколения не изменилась по сравнению с предыдущей моделью, и она в полтора раза ниже стоимости мировых аналогов. А расходы Московского метрополитена на сервисное обслуживание поездов сократятся на 15 процентов.

Сергей Собянин поблагодарил сотрудников «Трансмашхолдинга» за активное участие в создании нового поезда, а также работников метро, которые содействовали его разработке и подготовке к эксплуатации. На Таганско-Краснопресненской ветке было заменено огромное количество шпал и рельсов, а также освещение и все техническое состояние этого радиуса метро.

Мэр Москвы проехал в новом поезде и пообщался с пассажирами метро.

«Хотел сказать спасибо пассажирам, которые также принимали активное участие в формировании технического задания. Я надеюсь, что метропоезд, вагоны новые, которые появятся на ветке, которые сегодня по решению “активных граждан” названы “Москвой”, понравятся всем», — добавил Сергей Собянин.

Всего, согласно контрактам, с 2017 по 2020 год будет поставлено 912 вагонов. В 2017-2018 годы — по 264 вагона в год, а в 2019-2020 годы — по 192 вагона в год. Большая часть из них поступит на обслуживание пассажиров по Таганско-Краснопресненской линии метро. Этот контракт является одним из крупнейших в истории мирового метровагоностроения.

Поставки вагонов «Москва» обеспечат рабочими местами и стабильной заработной платой свыше семи тысяч человек — сотрудников мытищинского ОАО «Метровагонмаш» и смежных предприятий по всей стране.

Поезд «Москва»: комфортный, безопасный, экономный

Технические требования к подвижному составу нового поколения были разработаны Московским метрополитеном в 2013 году. В их подготовке принимали участие ведущие российские научные организации в области транспортного машиностроения (Всероссийский научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта, Всероссийский научно-исследовательский институт железнодорожной гигиены и Институт проблем естественных монополий), а также консультанты — представители крупнейших производителей подвижного состава (Siemens, Bombardier, CAF, Alstom, «Группа “Синара”», корпорация «Уралвагонзавод», ЗАО «Трансмашхолдинг»). Кроме того, разработчики консультировались с машинистами, пассажирами и гражданами из числа маломобильных групп населения. В результате в конструкцию вагонов было внесено более 200 изменений, касающихся организации внутреннего пространства салона и улучшения эргономики кабины машиниста.

Больше места для пассажиров

По сравнению с классическими составами серии Еж вместимость поезда была увеличена на 28 процентов — до 1524 человек.

Сквозной проход позволяет пассажирам равномерно занимать места и выходить через удобные для них двери. Отсутствие отдельных вагонов снижает риск падения пассажира с платформы станции между вагонами.

Удобно ехать стоя

Конструкторы позаботились и о стоячих пассажирах, оборудовав вагоны мягкими выступами на стенах, к которым можно прислониться спиной во время поездки.

Улучшен каркас поручней для удобного проезда стоя, в том числе с крупным багажом и детскими колясками. Впервые установлен вертикальный поручень в накопительной зоне у дверей. Всего же поручней стало почти на 30 больше, к тому же все они оборудованы теплым покрытием.

Удобная и быстрая посадка

Дверные проемы поезда «Москва» на 15 процентов шире, чем в предыдущих моделях, — 1,4 метра вместо 1,2 метра. Это ускорит и сделает комфортнее посадку и высадку пассажиров, прежде всего в часы пик.

Также новые двери более безопасны за счет замедления хода перед закрытием и наличия системы противозажатия. О закрытии дверей пассажиров будут информировать световые и звуковые индикаторы.

Свежий воздух и температурный комфорт

Из-за сквозного прохода системы кондиционирования и вентиляции равномерно распределяют воздух по составу, устраняя «мертвые зоны». Вагоны также оборудованы усовершенствованной системой обеззараживания воздуха при помощи ультрафиолетовых ламп, убранных в специальные короба по всей длине потолка вагонов.

Тишина в вагоне

Уровень шума в новых поездах по сравнению с предыдущими моделями снижен почти на 30 процентов и составляет не более 70 децибел.

Плавный и тихий ход поезда стал возможен благодаря использованию колесных тележек новой конструкции (в том числе впервые применены колеса с шумопоглотителями). А за счет уменьшения веса вагонов уменьшается воздействие на путь, что также снижает уровень шума.

Безопасность

Безопасность движения значительно увеличена за счет использования краш-системы и применяемой впервые жесткой сцепки вагонов, исключающей наползание вагонов друг на друга, а также систем противоюза, автоматического обнаружения и тушения пожара в салоне.

За порядком будут следить внешняя и внутренняя системы видеонаблюдения, не имеющие «мертвых зон». Будет фиксироваться не только лицо обратившегося к машинисту человека, но и обстановка вокруг него. Предусмотрена возможность передачи изображения в ситуационный центр метрополитена.

Мягкий свет

В поезде установлены светодиодные светильники с возможностью изменения цветового тона освещения салона. Белый свет будет использоваться по утрам, способствуя концентрации внимания людей. Более теплый и расслабляющий желтый цвет будет включаться по вечерам.

При этом энергопотребление снизилось на 50 процентов. Например, поезд оборудован системой автоматического выключения головного освещения при въезде на станцию, что позволяет также избежать ослепления пассажиров.

Удобно работать

Кабина оснащена эффективными техническими средствами контроля бдительности машиниста и системами интеллектуальной поддержки. Размещение и оптимизация органов управления, элементов на пульте проработаны с группой машинистов Московского метрополитена. Разработана система самодиагностики, предусматривающая сбор, хранение и вывод информации на монитор машиниста.

Комфортную работу в жаркую погоду обеспечит климат-контроль. При этом в кабинах теперь на 15 процентов больше места.

Больше информации о поездке

В вагонах имеются информационные сенсорные панели с интерактивной схемой метро. В пути пассажиры смогут получить справочную информацию и при необходимости проложить маршрут до нужной станции.

Wi-Fi и USB-зарядки

Для повышения комфорта пассажиров в вагонах впервые в мире установлены зарядные устройства для гаджетов. А возможность подключения к бесплатному интернету сделает поездку не только удобной, но и интересной.

Проезд инвалидов

Впервые в истории московского метро в головных вагонах оборудованы места для маломобильных пассажиров. Здесь есть спинка для коляски, ремень безопасности и отдельная кнопка связи с машинистом.

Легкий и экономный поезд

Поезд «Москва» на 22 тонны легче своего предшественника. Экономия электроэнергии составляет 35-40 процентов. Из восьми вагонов поезда два немоторных, что облегчает конструкцию и снижает износ рельсов и потребление электроэнергии. Экономию электричества также обеспечивает система рекуперации энергии торможения.

Без зацепа

Проезд зацеперов на внешней поверхности поезда «Москва» невозможен. На вагонах нет выступов, за которые можно держаться при движении или зацепиться, чтобы подняться на крышу. Благодаря этому на линии снизится количество несчастных случаев и причин для задержки движения.

Лучший в мире

Сегодня поезд «Москва», специально сконструированный для Московского метрополитена, является одним из лучших в мире по своим техническим характеристикам и лучшим по параметрам комфорта и безопасности для пассажиров.

Вагоны Московского метрополитена

Характеристики/Тип

Еж-3

«Ока» (81-760)

«Москва» (81-765)

Годы выпуска

1973-1979

2010-2016

С 2017 года

Материал кузова

Сталь

Нержавеющая сталь

Нержавеющая сталь

Тип дверей

Сдвижные

Прислонно-сдвижные

Прислонно-сдвижные

Ширина дверей, миллиметры

1208

1250

1400

Информирование пассажиров

Аналоговые динамики

Цифровой монозвук

Мультимедиа

Сквозной проход

Нет

Нет

Да

Номинальная вместимость поезда, человек

1190

1258

1524

Кондиционирование салона

Нет

Да

Да

Уровень шума в салоне вагона, децибел

85-90

Эвакуационный трап

Нет

Да

Да

Специальное место для маломобильных пассажиров

Нет

Нет

Да

Таганско-Краснопресненская линия: от самой загруженной к самой комфортной

В настоящее время Таганско-Краснопресненская линия является наиболее загруженной линией московского метро. В будние дни в среднем этой линией пользуются 1,2 миллиона пассажиров. Для сравнения — пассажиропоток Кольцевой линии составляет 722 тысячи пассажиров.

В 2013-2015 годах на линии было открыто четыре новые станции: «Спартак», «Лермонтовский проспект», «Жулебино» и «Котельники», причем три из них расположены в густонаселенных районах — Выхино-Жулебине, Котельниках и Люберцах.

Переоснащение Таганско-Краснопресненской линии новыми поездами «Москва» позволит значительно увеличить провозные мощности и улучшить комфорт пассажиров.

В 2017 году на линию будет выведено 33 поезда нового поколения (264 вагона), что обеспечит более 145 тысяч дополнительных пассажирских мест ежедневно.

Полностью подвижной состав Таганско-Краснопресненской линии будет обновлен до конца 2020 года.

Кроме того, в 2014-2016 годах для повышения комфорта пассажиров были выполнены работы по благоустройству подуличных переходов и реконструкции вестибюлей 12 станций Таганско-Краснопресненской линии: «Баррикадной», «Планерной», «Сходненской», «Тушинской», «Октябрьского Поля», «Беговой», «Кузнецкого Моста», «Китай-города», «Пролетарской», «Текстильщиков», «Кузьминок» и «Выхина».

Во время реконструкции вестибюлей отремонтированы стены, потолки, кассовые зоны, установлена новая навигация и организованы зоны торговли. Кроме того, реконструированы фасады станций «Планерная», «Баррикадная» и «Кузнецкий Мост», которым был возращен исторический облик.

В рамках второго этапа благоустройства и реконструкции запланированы ремонтные работы на станциях «Пушкинская», «Таганская» и «Рязанский проспект».

В результате к концу года пассажирская инфраструктура вестибюлей и подуличных переходов будет соответствовать всем современным требованиям на 19 из 23 (83 процента) станций Таганско-Краснопресненской линии.

Полностью проблему перегруженности и дискомфортного проезда на Таганско-Краснопресненской линии решит пуск ее дублера — новой Кожуховской линии метро, которая в настоящее время находится в активной фазе строительства.

Новые вагоны московского метро

Программа обновления подвижного состава Московского метрополитена реализуется с 2010 года. Всего к концу прошлого года метрополитен закупил 1651 вагон — около 40 процентов от общего количества, что ежедневно работает на линиях метрополитена (4200-4300 штук).

Новые вагоны эксплуатируются на восьми линиях: Кольцевой, Арбатско-Покровской, Серпуховско-Тимирязевской, Калининской, Филевской, Люблинской, Бутовской и Таганско-Краснопресненской.

Из общего числа новых вагонов 987 штук было закуплено по традиционной схеме поставок (в собственность с последующим обслуживанием собственными силами).

Начиная с 2014 года внедрена новая схема закупки подвижного состава — контракты жизненного цикла, по которым было поставлено 664 вагона.

С февраля 2017 года метрополитен начал получать поезда нового поколения «Москва», закупленные по КЖЦ. Всего до 2020 года предусмотрена поставка 912 вагонов.

Программа обновления подвижного состава Московского метрополитена является одной из крупнейших в мире. Для сравнения, в 2010-2015 годах для метрополитена Лондона было закуплено 1276 вагонов, Дели — 788, Парижа — 310, Гонконга — 176, Нью-Йорка — 131 вагон.

СК начал проверку после обрушения лесов у станции метро «Улица 1905 года» В Москве следственный комитет (СК) начал проверку по факту обрушения деревянных строительных лесов в подземном переходе возле станции метро «Улица 1905 года». Об этом говорится на сайте столичного главного управления СКР. Следователи осматривают место происшествия, а также устанавливают причины ЧП. Сообщение об обрушении лесов поступило в экстренные службы... В депздраве Москвы сообщили о пятерых пострадавших при обрушении лесов Руководитель департамента здравоохранения Москвы Алексей Хрипун сообщил РБК, что в результате обрушения деревянных строительных лесов в подземном переходе возле станции метро «Улица 1905 года» пострадали пять человек. «На место происшествия в течение семи минут прибыли несколько бригад скорой помощи. Всего пострадали пять человек, все они уже... В переходе у станции метро «Улица 1905 года» обрушились строительные леса В Москве в подземном переходе около станции метро «Улица 1905 года» обрушились строительные леса. По разным данным, в результате ЧП пострадали от трех до шести человек. По данным МЧС, информации о погибших не поступало. Деревянные строительные леса обрушились в реконструируемом подземном переходе возле станции метро «Улица 1905 года» в Москве, сообщили РБК... На фиолетовой ветке метро увеличили интервалы движения поездов На центральном участке Таганско -Краснопресненской линии Московского метрополитена с 08:40 мск 29 ноября увеличены интервалы... мск график движения поездов на Таганско -Краснопресненской линии начали вводить в график. @MetroOperativno В 09:05 мск движение на Таганско -Краснопресненской линии вошло в график. @MetroOperativno ... На Таганско-Краснопресненской линии метро произошел сбой движения поездов Сбой в движении поездов произошел утром 23 августа на Таганско -Краснопресненской линии в Москве. Об этом говорится в сообщении, опубликованном на официальной... Ранее, 10 августа, движение поездов от станции «Текстильщики» до станции «Таганская » было приостановлено. На следующий день, 11 августа, руководитель пресс-службы... На Таганско-Краснопресненской линии метро человек упал на рельсы ... экстренных службах. В связи с этим поезда на южном участке Таганско -Краснопресненской линии следовали с увеличенными интервалами. Инцидент произошел в 00:10 мск... о том, что на южном участке Таганско -Краснопресненской линии на рельсы упал человек. В связи с этим на линии также были перебои в движении. Пассажир упал на рельсы Таганско-Краснопресненской линии метро столицы Интервалы в движении поездов на южном участке Таганско -Краснопресненской линии московского метро увеличены из-за инцидента с пассажиром, говорится в... метро. По данным на 14:07, график движения поездов на линии восстанавливается. twitter: https://twitter.com/MetroOperativno/status/882194760362057730 Часть фиолетовой ветки метро Москвы закрыли из-за инцидента с пассажиром Движение на южном участке Таганско -Краснопресненской линии Московского метрополитена было остановлено из-за инцидента с пассажиром. Об... Поезда на фиолетовой ветке следуют с большими интервалами Поезда на Таганско -Краснопресненской линии следуют с увеличенными интервалами, говорится на официальной странице московского метро... здании станции «Выхино». Тогда на входах станций на южном участке линии образовалась давка, в результате которой пострадали несколько человек. Из-за...

Общество, 11 сен 2015, 17:05

... ». По словам оператора, сбой произошел «по техническим причинам». 16:50. Таганско -Краснопресненская линия . Движение на северо-западном участке осуществляется с увеличенными интервалами. - Московское... «Октябрьского поля» были запущены бесплатные автобусы. Два дня назад на Таганско -Краснопресненской линии произошел сбой из-за поломки поезда. Инцидент произошел в час... Движение поездов по фиолетовой линии метро частично остановят ... с подготовкой к вводу в эксплуатацию строящейся станции "Спартак" на Таганско -Краснопресненской линии будет временно прекращено движение поездов от станции "Октябрьское поле" до... отнестись к временным изменениям. Пассажиров просят по возможности пользоваться Замоскворецкой линией метрополитена, а также другими видами транспорта.В Мосгортрансе сообщили также...

Общество, 16 сен 2013, 10:10

На фиолетовой ветке московского метро произошел сбой Утром в понедельник, 16 сентября, произошел сбой на Таганско -Краснопресненской линии московского метро. Поезда следовали с увеличенным интервалом. Из-за инцидента... "Нагорная" до станции "Боровицкая".В субботу, 14 сентября, на Замоскворецкой линии произошла кратковременная задержка движения из-за возгорания муфты кабеля напряжением...

Общество, 22 фев 2012, 18:21

На Таганско-Краснопресненской линии московского метро произошел сбой ... увеличенным интервалом. . Как сообщили РБК в пресс-службе метрополитена, на Таганско -Краснопресненской линии из-за нарушения работы системы сигнализации в районе станции "Выхино... настоящее время специалисты устраняют неполадки.Аналогичный инцидент произошел на Таганско -Краснопресненской линии 13 января. На линии отсутствовало напряжение, в связи с чем пассажирам рекомендовали...

Таганско-Краснопресненская линия - седьмая линия Московского метрополитена по номеру на схемах - диаметральная линия, соединяющая северо-западные районы Москвы через центр с восточными и юго-восточными районами. Преимущественно подземная линия включает в себя участки глубокого и мелкого заложения и два наземных участка. Линия обозначается на картах фиолетовым цветом.

1966 г.: строительство ст. «Ждановская».
Фото И. Иванова,
с сайта «Фотографии прошлого ».

История линии начинается в мае 1932 г. с разработкой перспективного плана развития метро, в котором помимо прочих планировалось строительство двух диаметров: Таганско-Тверского и Рогожско-Краснопресненского. 21 марта 1933 г. постановлением СНК СССР была утверждена схема развития метро из пяти диаметральных линий. Таганский радиус длиной 8,9 км начинался от «Площади Свердлова» и через станции (названия промежуточных станций условны) «Площадь Ногина» - «Яузские ворота» - «Таганская площадь» - «Крестьянская застава» - «Новодубровская» - «Симоново» шёл до ст. «Завод имени Сталина», таким образом, на участке от «Площади Ногина» до «Крестьянской заставы» соответствуя современному прохождению линии.

В 1934 г. было решено пристыковать Таганский радиус к Дзержинскому, изменилась и трассировка Рогожско-Краснопресненского диаметра. В новом варианте Краснопресненский радиус начинался от ст. «Мясницкие ворота» и через станции (названия промежуточных станций опять же условны) «Трубная площадь» - «Пушкинская площадь» - «Никитские ворота» - «Площадь Восстания» - «Зоопарк» - «Красная Пресня» шёл до ст. «Ваганьково». Соответственно, участок от «Пушкинской площади» до «Красной Пресни» (сейчас - «Улица 1905 г.») также соответствовал современному прохождению линии.

Несмотря на ранние проекты Краснопресненского радиуса, проекта Ждановского радиуса не существовало ни до, ни после войны, вплоть до самого конца 50-х годов. Так ещё в 1954 г. в качестве первоочередной стройки VI очереди рассматривался Калининский радиус, осенью 1957 г. был разработан план перспективного развития, предусматривавший создание Краснопресненско-Калининской линии от Тушина до Новогиреева. Этим же планом предлагался новый радиус, который должен был стать продолжением Староарбатского радиуса от ст. «Калининская» до пос. Текстильщики через Шарикоподшипниковскую ул. 28 февраля 1959 г. Советом министром СССР был утверждён план строительства на 1959–65 гг., в котором присутствовал Калининский радиус от ст. «Таганская» до ст. «Новогиреево» с шестью промежуточными станциями, а также, в виде задела будущего строительства, Краснопресненский радиус от ст. «Краснопресненская» до ст. «Хорошёво» с тремя промежуточными станциями: «Звенигородская», «Магистральный проезд» и «Карамышево».

Проектное задание на радиус от Таганской площ. до станции, совмещённой с платформой Рязанского направления МЖД было выдано Метрогипротрансу в 1960 г. В 1960 г. предполагалось завершить радиус на ст. «Вешняки», 3 января 1961 г. Исполком Моссовета принял решение о продлении радиуса до следующей железнодорожной платформы Рязанского направления - «Косино». Всего на радиусе предполагалось построить 10 станций, линия трассировалась по плану 1957 г. через Крестьянскую заставу, Шарикоподшипниковскую ул., 2-ю улицу Машиностроения, Ново-Остаповское шоссе до ст. «Текстильщики» с пересадкой на платформу Курского направления. От ст. «Текстильщики» она шла через район новой жилой застройки Новые Кузьминки к платф. Вешняки, где должна была быть сооружена наземная станция, совмещённая с одной из платформ электропоездов. Далее наземная линия шла вдоль железной дороги до следующей станции «Косино», также наземной и совмещённой с ж. д. платформой, что согласовывалось с новой концепцией строительства наземных вылетных трасс метро вдоль направлений железных дорог, появившейся в 1961 г. Ст. «Таганская» глубокого заложения согласно этому проекту также должна была быть совмещённой с будущей станцией Калининского радиуса, при этом рассматривался вариант двухуровневой пересадочной станции. Остальные станции радиуса предполагались колонными мелкого заложения из сборного железобетона.

В результате проработки вариантов трассировка линия была спрямлена, и итоговый рабочий проект 1961 г. включил в себя 6 станций: «Таганская», «Остаповское шоссе», «Текстильщики», «Кузьминская», «Рязанское шоссе» и «Выхино». При этом две последние наземные станции - «Вешняки» и «Косино» - были заменены одной, находящейся посредине между ними. Одноимённые платформы Рязанского направления, Вешняки и Косино, оставались в существующем виде, а для пересадки между метро и электропоездами возводилась новая платформа.

В 1965 г. в проект радиуса была включена ст. «Крестьянская застава» - будущая «Пролетарская».

12 декабря 1966 г. было принято в эксплуатацию электродепо «Ждановское», которое ещё с августа начало получать вагоны типа Е для новой линии. 31 декабря 1966 г. открыт Ждановский радиус со станциями: «Таганская», «Пролетарская», «Волгоградский проспект», «Текстильщики», «Кузьминки», «Рязанский проспект» и «Ждановская». Наземная станция «Ждановская» стала первой и единственной станцией в Москве, имеющей совмещённую (через платформу) пересадку на пригородные электропоезда. Первое время станция выполняла практически одни лишь пересадочные функции, поскольку застройка ориентированных на станцию жилых кварталов на тот момент только начиналась. Вторая удобная пересадка на пригородные электропоезда была создана на ст. «Текстильщики». На ст. «Таганская» был открыт переход на одноимённую станцию Кольцевой линии. На радиусе были построены две станции - «Волгоградский проспект» и «Рязанский проспект» - с зауженной платформой: 8 м против стандартных 10 м, но с увеличенным шагом колонн - 6 м вместо принятых 4 м. Эти станции стали единственными в Московском метро станциями такого типа - предвестника «новых сороконожек» с увеличенным шагом колонн. На ст. «Кузьминки» был сделан задел под перспективную пересадку на станцию Большого кольца.

В 1968 г. начались работы по сооружению второго радиуса - Краснопресненского.

10 декабря 1966 г.: пробный поезд на ст. «Кузьминки».
Фото Виктора Будана,
с сайта «Фотографии прошлого ».

3 января 1971 г. Ждановская линия была продлена в центр от ст. «Таганская» до ст. «Площадь Ногина» с организацией совмещённой пересадки на Калужскую линию . Станция «Площадь Ногина» стала конечной сразу для обеих линий.

30 декабря 1972 г. открыт Краснопресненский радиус от ст. «Баррикадная» до ст. «Октябрьское поле» с промежуточными станциями: «Улица 1905 года», «Беговая» и «Полежаевская». Образована восьмая на тот момент линия метро - Краснопресненская. При этом на схемах линия обозначалась одинаковым со Ждановской фиолетовым цветом со строящимся центральным участком. В легенде схемы было подписано: Ждановская и Краснопресненская линии. «Полежаевская» стала второй станцией Московского метро с двумя пассажирскими платформами и тремя путями. Такая конфигурация была выбрана для обеспечения работы будущего так и не построенного ответвления в сторону Мнёвников, Живописной, Серебряного бора и Строгина. Проектное название «Полежаевской» - «Хорошёвская» - было изменено незадолго до открытия в связи с кончиной начальника Московского метростроя Василия Дементьевича Полежаева.

Краснопресненская линия обслуживалась четырёхвагонными составами ТЧ-4 «Красная Пресня». Для связи с депо была сооружена служебная ветка, отходящая от перегона «Улица 1905 года» - «Беговая». Никакой иной связи с другими линиями метро не существовало.

Начиная с 1974 года в ТЧ «Ждановское» стали поступать новые вагоны типов Еж3 и Ем-508Т, а вагоны Е передавались в другие депо.

17 декабря 1975 г. был открыт центральный участок от ст. «Баррикадная» до ст. «Площадь Ногина» с двумя промежуточными станциями: «Пушкинская» и «Кузнецкий мост». На ст. «Кузнецкий мост» заработала пересадка на ст. «Дзержинская» Кировско-Фрунзенской линии , а ст. «Пушкинская» до 1979 г. оставалась непересадочной, при этом её вестибюль был изначально сооружён совмещённым на две станции. С открытием центрального участка Ждановская и Краснопресненская линии были, согласно первоначальному плану, объединены в Ждановско-Краснопресненскую линию. К моменту пуска участка вся новая линия стала обслуживаться ТЧ «Ждановское», в эксплуатацию были введены семивагонные составы.

30 декабря 1975 г. был пущен в эксплуатацию участок от ст. «Октябрьское поле» до ст. «Планёрная» (с 90-х годов принимается норма произношения, закреплённая сначала в автоинформаторах, а в дальнейшем и на схемах - «Планерная») с промежуточными станциями: «Щукинская», «Тушинская» и «Сходненская». Вводится в эксплуатацию ТЧ-6 «Планёрное». На перегоне между ст. «Щукинская» и «Тушинская» сооружена в конструкциях без строительства вестибюлей, но не открыта ст. «Волоколамская». «Щукинская» стала 100-й станцией Московского метро.

19 июля 1979 г. с пуском промежуточной ст. «Горьковская» Горьковско-Замоскворецкой линии была организована пересадка между станциями «Пушкинская» и «Горьковская».

27 сентября 1983 г. начался переход на эксплуатацию восьмивагонных составов. Ждановско-Краснопресненская стала первой в Московском метро линией, использующей восьмивагонные составы, занимающие всю длину платформы. Пиковый график предусматривал проход 40 пар поездов в час.

31 декабря 1987 г. с открытием ст. «Чеховская» Ждановско-Краснопресненская линия получила пересадку на Серпуховскую линию : был образован трёхстанционный пересадочный узел «Пушкинская» - «Горьковская» - «Чеховская».

13 января 1989 г. ст. «Ждановская» была переименована в «Выхино». Одновременно название «Выхино» получили электродепо ТЧ «Ждановское» и платформа Рязанского направления Московской железной дороги «Ждановская». Ждановско-Краснопресненская линия была переименована в Таганско-Краснопресненскую. 5 ноября 1990 г. в рамках масштабного переименования станций ст. «Площадь Ногина» получила название «Китай-город».

23 июля 1997 г. была открыта пересадка между ст. «Пролетарская» и ст. «Крестьянская застава» Люблинской линии , вступившей в строй 28 декабря 1995 г. Эти полтора года пересадки между станциями не было: для перехода с Таганско-Краснопресненской на Люблинскую линию требовалось выйти из вестибюля ст. «Пролетарская» и зайти в расположенный рядом вестибюль ст. «Крестьянская застава» с повторной оплатой проезда.

2 октября 2004 г. завершено переустройство пересадочного узла на ст. «Выхино». Была реконструирована платформа по II пути, при этом ликвидирована совмещённая пересадка на электропоезда: платформа по II пути перестала принимать электропоезда Рязанского направления в сторону Москвы, для них была сооружена новая платформа, начинающаяся от западного торца существующей.

В середине 2011 г. начались работы по продлению линии на восток от ст. «Выхино» в район Жулебино.

9 ноября 2013 г. участок «Выхино» - «Жулебино» со станциями «Лермонтовский проспект» и «Жулебино» был открыт.

В декабре 2012 г. начались работы по расконсервации построенной в 1974–75 гг. между ст. «Щукинская» и «Тушинская» ст. «Волоколамская», что было связано со строительством на Тушинском аэрополе стадиона «Спартак». Станция получила новое название - «Спартак». Под этим названием 27 августа 2014 г. она была введена в строй.

Последнее обновление в марте 2016 г.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.