Крейсер баян 2 после модернизации чертежи. Броненосные крейсера типа "баян"

Малые броненосные крейсера 1-го ранга, проект разработан во Франции. Несмотря на уменьшение
водоизмещения и габаритов, по своей броневой защите они превосходили «Россию», а по мощи бортового залпа уступали не так уж много (2-203-мм, 4-152-мм против 2-203-мм и 7-152-мм).

Толщина главного пояса (крупповская цементированная броня, на «Баяне I» - гарвеевская никелевая) составляла 203 мм в центре и 102 мм в оконечностях, верхнего, доходящего до главной палубы на протяжении МО и КО - 63 мм. Главный пояс шел от форштевня до кормовой 203-мм башни, упираясь в 178-203-мм траверзы. Его верхняя кромка находилась на уровне 60 см выше ватерлинии, нижняя - в 1,2 метра ниже ее уровня. Казематы 152-мм орудий и батарея из восьми 75-мм пушек защищались 63-мм броней. Площадь забронированного борта составляла 30%, что стало большим шагом вперед по сравнению с предыдущими русскими кораблями этого класса, но все же уступало бронированию японских крейсеров.

Силуэт характеризовался четырьмя высокими и относительно узкими дымовыми трубами, между которыми была установлена единственная мачта; впоследствии ее демонтировали и заменили двумя - перед трубами и за ними.
203-мм орудия размещались в разнесенных в оконечности башни, 152-мм - в казематных установках. В районе миделя располагалась бронированная цитадель с 75-мм и малокалиберными пушками. Расположение орудий ГК отличалось оригинальностью: для обеспечения ведения огня по траверзам в бортах пришлось делать специальные вырезы. Но, несмотря на все ухищрения, короткий полубак не обеспечивал должной мореходности.

Вначале был построен только «Баян», но огромные потери русского флота в войне с Японией заставили вернуться к строительству его аналогов в 1905 (кредиты для экстренной постройки новых кораблей в возмещение боевых потерь Морское ведомство выделило еще в середине 1904).

В итоге были заказаны крейсера «Баян-второй», «Паллада-вторая», «Адмирал Макаров» и «Рюрик-второй». «Адмирал Макаров» строился во Франции, остальные два - в Петербурге. От своего прародителя они отличались мало: например, 381-мм торпедные аппараты заменили на 457-мм, была изменена толщина некоторых элементов бронирования. Однако, если первый «Баян» в 1900 году был весьма неплохим кораблем, то его «систершипы» десять лет спустя уже выглядели весьма слабо в плане артиллерийского вооружения.

Все четыре единицы серии состояли в Балтийском флоте.

Первый «Баян» был потоплен на внутреннем рейде Порт-Артура (в Восточном бассейне) снарядами японских осадных мортир. После захвата горы Высокая японские корректировщики ясно наблюдали панораму рейда со стоящими на нем русскими кораблями.

Расстрел крейсера начался утром 25.11/8.12.1904 и продолжался до 17 часов, причем из 320 выпущенных снарядов калибров 280 мм и 152 мм, в крейсер попали 9-10. Пожары в жилой палубе заставили экипаж затопить оба 203-мм и все носовые погреба, крейсер сел носом на грунт, внутрь начала поступать вода. До 11 утра следующего дня в «Баян» попали еще девять 280-мм снарядов, он накренился на левый борт и сел на грунт. Были затоплены все помещения жилой палубы. Потерь в экипаже не было, поскольку все офицеры и матросы сошли на берег до начала обстрела.

Корабль, сидевший на грунте возле самого берега у Золотой горы, был захвачен японцами уже 2 января 1905, но поднят только через год. В 1906-1908 проходил ремонт и переоборудование в Майдзуру, после чего вступил в строй под наименованием «Aso». По некоторым данным, корабль лишился одной из паровых машин, а мощность его механизмов упала до 16500 л.с.

Вооружение включало 2-203-мм, 8-152-мм и 16 - 76-мм орудий, но в 1913 башни с 8-дм орудиями японцы заменили двумя 152-мм L/50 пушками Армстронга в палубных щитовых установках (остальные 152-мм пушки были прежними русскими орудиями). На крейсере установили два пулемета, торпедные аппараты сняли, водоизмещение составило 7800 тонн.

«Aso» оказался трофейным долгожителем в императорском флоте - он числился в боевом составе до 1930. С 1920 его превратили в минный заградитель (принимал до 420 мин). Корабль стал первым японским заградителем с ярко выраженными боевыми качествами - прообразом крейсеров-заградителей тридцатых голов.

В апреле 1930 «Aso» был списан, переоборудован в блокшив и переименован в «Haikun № 4». Позже служил плавучей мишенью и отправился на дно во время учебных стрельб от 200-мм снарядов тяжелого крейсера «Myoko» 8.08.1932.

28.09.1914 «Паллада» и крейсер «Баян» в устье Финского залива были замечены немецкой подводной лодкой U-26. В 11.10, когда головная «Паллада» находилась на дистанции 500 метров, лодка выпустила торпеду. Взрыв вызвал детонацию боеприпасов, после чего крейсер практически мгновенно затонул со всем экипажем (597 человек).

«Адмирал Макаров» и второй «Баян» позже довооружили двумя 75-мм и двумя 47-мм зенитными пушками; корабли могли принимать до 150 мин. В мае 1918 их сдали к порту (просто бросили ржаветь), а летом 1922 продали на слом в Германию.

В Порт-Артуре

Артиллерия

В выходах из гавани навстречу японской эскадре «Баян» выполнял роль флагмана отряда крейсеров. Однако его боевые возможности уменьшала ограниченная дальнобойность 8" орудий. В перестрелках с японскими крейсерами на предельной дальности снаряды крейсера не долетали до противника.

В начале августа на команду «Баяна» возложили обязанность обслуживать 4x6", 3x120-мм, 12x75-мм, 9x47-мм, 12x37-мм пушек и 5 прожекторов на сухопутном фронте и 9 фугасов форта № III, для чего с корабля на берег было списано 223 человека (батареями на сухопутном фронте командовали мичманы Юрий Лонткевич, Александр Бошняк, Анатолий Романов). Ещё более 200 человек было послано 7 августа в резерв сухопутных войск крепости под командованием лейтенанта В. И. Руднева 3-го и мичмана П. М. Соймонова 2-го (в героической обороне г. Высокой участвовали лейтенант В. И. Руднев, инженер-механик М. И. Глинка, младший врач А. П. Стеблов, священник о. Анатолий Куньев). Старший минный офицер крейсера лейтенант Н. Л. Подгурский предложил использовать для стрельбы по японским окопам метательные минные аппараты, а 4 сентября скатил шаровую мину заграждения в японский окоп. 9 сентября лейтенант Подгурский взорвал блиндаж, занятый японцами на Высокой горе, что отсрочило падение важного опорного пункта более чем на два месяца.

В конце сентября на «Баян» начали устанавливать 6" орудия с крейсера «Паллада», готовя его к выходу в море. Японцы обстреливали гавань из орудий среднего калибра, а потом и из 11" мортир. «Баян» получил 10 попаданий снарядами среднего калибра и 6 - 11" снарядами. 3 (16) октября крейсер, уже получивший повреждения в ходовой части, вышел на внешний рейд, уходя от обстрела. Покончив с броненосцами, стоявшими на внутреннем рейде, 25 ноября (8 декабря) японцы вновь перенесли огонь на «Баян». С 9 до 17 часов по крейсеру было выпущено до 320 11" и 6" снарядов. Четыре из десяти попавших в крейсер снарядов были 11" калибра. Не имея подводных пробоин, корабль всё более оседал в воду, поскольку отсеки заполнялись водой в результате борьбы с пожарами. О восстановлении корабля уже не могло быть и речи. К полудню 26 ноября (9 декабря) крейсер, наполнившись водой, с 15-градусным креном на левый борт всем корпусом лёг на грунт Восточного бассейна.

Часть команды «Баяна» образовала десантную роту во главе мичманом Ю. Л. Леонтковичем и инженер-механиком Е. П. Кошелевым. Капитан 2-го ранга Иванов получил должность при штабе. В ночь на 20 декабря 1904 (2 января 1905 ) года «Баян» был взорван.

В составе японского флота

После захвата Порт-Артура японцы начали поднимать затопленные корабли. 7 августа из гавани в Японию вышел поднятый со дна крейсер «Баян». Сначала бывшие русские корабли предполагалось продать Китаю, но сделка не состоялась, и 22 августа 1905 года крейсер был включен в состав японского флота под именем «Асо». В 1906-1908 годах он прошел восстановительный ремонт в Майдзуру минный заградитель););).

Броненосный крейсер «Баян», построенный во Франции, представлял собой новый для русского флота тип кораблей – бронированный разведчик при эскадре, а не автономный рейдер, как предыдущие боевые единицы этого класса. Несмотря на не самые оптимальные тактико-технические характеристики, «Баян» великолепно проявил себя во время Русско-японской войны, став лучшим крейсером Порт-Артурской эскадры.

Экспансия Российской империи на Дальнем Востоке привела к неизбежному столкновению ее с Японией, уже познавшей вкус победы над Китаем. Готовясь к предстоящей войне, Россия начала срочно усиливать свои силы на Тихом океане. Основная ставка делалась на линейные силы – согласно кораблестроительной программе 1898 года (позже объединенной с программой 1895 года), Россия должна была иметь на Тихом океане флот из 10 эскадренных броненосцев.

Для успешных действий главным силам были необходимы разведчики при эскадре. Изначально на эту роль предлагались бронепалубные крейсера 1-го и 2-го рангов (в качестве дальних и ближних разведчиков соответственно), однако отсутствие бортовой брони и защиты артиллерии делали их непригодными для боя с сильным противником. Имелись у русского флота и крупные броненосные крейсера («Рюрик» и «Россия»), однако и они не годились на роль разведчиков при эскадре, являясь практически «чистыми» рейдерами. В свою очередь, корабль, предназначенный для службы при эскадре броненосцев, должен был обладать таким вооружением и защитой, чтобы суметь постоять за себя в бою с вражескими легкими силами, без особых опасений сближаться с главными силами врага, и, в случае необходимости, занять место в линии своих кораблей для эскадренного боя.

В апреле 1897 года на рассмотрение Морского технического комитета (МТК) были представлены четыре проекта французских броненосных крейсеров, которые предполагалось использовать в качестве прототипов. Ни один из этих проектов МТК не устроил, однако были выработаны основные требования к будущему крейсеру:

  • водоизмещение не более 6700 т (впрочем, разрешалось довести водоизмещение до 7000 т, если проект будет признан удачным);
  • корпус должен быть обшиваться деревом, медью и иметь двойное дно;
  • запас угля на 7000–8000 миль плавания экономическим ходом, максимальная скорость – не менее 21 узла в течение 24 часов;
  • двухвальная энергетическая установка с котлами Бельвиля (особо оговаривалось обязательное использование экономайзеров);
  • обязательное бортовое и карапасное бронирование;
  • вооружение из двух новейших 203-мм орудий, восьми или десяти 152-мм орудий Канэ и двадцати 75-орудий, не считая более мелкой артиллерии; вся артиллерия главного калибра и часть 75-мм орудий должна была защищаться броней.

Как видно из этих требований, в МТК решили создать в пределах водоизмещения бронепалубного крейсера типа «Диана» лучше защищенный и вооруженный корабль. Из-за срочности заказа и загруженности отечественных верфей постройку крейсера решили вести за границей. Вопрос, где строить корабль, даже не стоял – уже давно сложились тесные связи между кораблестроительными фирмами Франции и Великим князем Алексеем Александровичем, занимавшим пост главного начальника флота и Морского ведомства. Поскольку готового проекта в России не имелось, конкурсное задание было разослано французским кораблестроительным фирмам, которые через полгода прислали свои чертежи. Всего было прислано три проекта: от Тулонского и Гаврского отделений компании «Форж э Шантье де Медитеррани», а также от компании «Ателье э Шантье де ла Луар». Лучшим был признан проект из Тулона инженера Антуана Лаганя (даже несмотря на то, что водоизмещение корабля достигало 7800 т). В итоге, после ряда изменений, в июне 1898 года с Лаганем подписали контракт на постройку в Тулоне броненосного крейсера – будущего «Баяна».

Краткое описание корабля

Тактико-технические характеристики корабля приведены в таблице в конце статьи, здесь отметим лишь некоторые особенности французского проекта. Главный пояс корабля имел весьма значительную толщину в средней части (200 мм), но при этом был очень узким – над водой возвышались лишь 60 см. Зато верхний пояс толщиной 60 мм (на подложке из двух слоев кораблестроительной стали по 10 мм) имел 2,3 м в высоту, прикрывая броней значительную часть борта. Казематы орудий также защищались 60-мм броней. Таким образом, площадь бронезащиты была даже выше, чем у японских броненосных крейсеров типа «Асама». Бронепалуба крейсера была плоской, примыкала к верхней кромке главного броневого пояса и не имела скосов, типичных для кораблестроения того времени.

В целом, уровень защиты корабля следует признать достаточным для борьбы с «одноклассниками», однако в ней имелось несколько слабых мест. Во-первых, не были защищены дымоходы, а котельные отделения не прикрывались сверху броневыми колосниками – позже эта особенность сослужила кораблю плохую службу, когда во время боя несколько котлов вышло из строя из-за осколков снаряда, разорвавшегося сверху. Во-вторых, барбет носовой башни ниже бронепалубы имел толщину всего в 50 мм, будучи прикрытым бортовой броней толщиной лишь 80 мм. В-третьих, часть корпуса в корме вообще не была прикрыта поясной броней, что делало уязвимым рулевой отсек. Плохую защиту крейсер имел и от навесных попаданий – толщина крыш артиллерийских башен, казематов и боевой рубки была явно недостаточной. В оправдание этому можно отметить, что в то время вряд ли предполагались артиллерийские дуэли на большом расстоянии, к тому же, главные противники «Баяна» – броненосные крейсера типа «Асама» – также имели прорехи в защите.

Схема бронирования «Баяна». Реконструкция С. Е. Виноградова
Источник: tsushima.su

Паровые машины «Баяна» были унифицированы с машинами эскадренного броненосца «Цесаревич», строившегося в это же время – таким образом, удалось добиться снижения их стоимости.

Расположение артиллерии главного калибра на «Баяне» отличалось от всех русских кораблей, но было типичным для французского флота. 203-мм орудия с длиной ствола 45 калибров размещались в одноорудийных башнях в оконечностях корабля. Оси орудий (особенно носового) проходили высоко от ватерлинии, что гарантировало возможность ведения огня в свежую погоду. Увы, этого нельзя сказать о казематных орудиях, располагавшихся низко над водой, что делало затруднительным или вовсе невозможным их применение в свежую погоду.

Строительство и испытания

Контракт на постройку крейсера был подписан 25 июня 1898 года – стоимость корабля без вооружения составила 6,1 млн рублей. Строительство началось в ноябре, официальная закладка состоялась 26 июня 1899 года, одновременно с броненосцем «Цесаревич», строившемся на соседнем стапеле. Наблюдающим за строительством кораблей от российской стороны был капитан 1-го ранга И. К. Григорович (будущий морской министр). Поначалу строительство велось быстро, однако вскоре возникли задержки – основной причиной этого был фактический срыв поставок бортовой и башенной брони заводами «Сен-Шамон» и «Шатильон-Комментри». К тому же, поставляемая броня оказалась низкого качества и зачастую не выдерживала приемных испытаний. В итоге пришлось сменить поставщика брони, причем последние плиты для кормовой башни были получены с завода лишь в сентябре 1902 года.

Спуск корпуса на воду состоялся 30 мая 1900 года – крейсер сошел на воду без гребных винтов, отливки которых были забракованы из-за многочисленных раковин и несоответствия чертежам. Изготовление главных механизмов также протекало со скрипом – не раз забраковывались коленчатые валы, поршни, другие детали. О качестве работ на французских верфях говорит тот факт, что рама правой машины не подошла к своему фундаменту и была возвращена для доработки. Несмотря на все препятствия, летом 1901 года готовность «Баяна» по корпусу составляла 90%. Пробы котлов и вспомогательных механизмов провели в январе 1902 года, первый самостоятельный выход крейсера в море состоялся в апреле (испытания были признаны удачными). Тогда же во Францию вместе с частью экипажа крейсера прибыл его новый командир – капитан 1-го ранга Роберт Николаевич Вирен.


«Баян» на испытаниях, май 1902 года
Источник: tsushima.su

Состоявшиеся в мае испытания на полный ход выявили еще одну особенность крейсера – из-за чрезмерного облегчения корпуса возникала сильная вибрация оконечностей в диапазоне скоростей 14–17 уз. Для устранения вибрации были выполнены подкрепления по расчетам штабс-капитана А. Н. Крылова – будущего знаменитого математика, инженера и кораблестроителя. Впрочем, окончательно решить эту проблему так и не удалось. Различные испытания продолжились почти до конца 1902 года, наконец, 16 декабря комиссия подписала приемный акт, в котором сообщалось, что крейсер успешно прошел все испытания и «никоим штрафам не подлежит» .

Служба в русском флоте

1 января 1903 года «Баян» вошел в строй, а 22 января покинул французские берега, отправившись в Средиземное море, где экипаж приступил к учениям и освоению корабля. На Средиземном море крейсер пробыл до апреля, после чего получил предписание следовать в Тулон за запасными частями и комплектом чертежей, после чего направляться в Кронштадт.

4 апреля, на пути в Тулон, «Баян» попал в сильный шторм. Испытание непогодой показало, что крейсер имеет неплохие мореходные качества, однако из-за облегченности конструкции получила повреждения носовая часть. Выяснилось, что практически все иллюминаторы негерметичны, а ставни орудийных портов пропускают воду на батарейную палубу. В Тулоне повреждения были быстро исправлены, «Баян» отправился в Кронштадт и благополучно прибыл туда 6 мая.


Крейсер «Баян» на Балтике, июль 1903 года
Источник: tsushima.su

Долго пребывать в родных водах крейсеру не пришлось – непростая обстановка на Дальнем Востоке требовала немедленного усиления Тихоокеанской эскадры. Для этого в Порт-Артур отправлялись броненосец «Ослябя» и крейсер «Баян», которые должны были встретиться в Средиземном море с броненосцем «Цесаревич». 25 июля «Баян» отправился в долгий переход на Дальний Восток. 30 июля он прибыл в Шербур, где должен был дождаться «Ослябю», вышедшего несколько позднее. Однако из Петербурга пришло указание далее следовать самостоятельно, и 2 августа «Баян» отправился дальше, выдержав в Ла-Манше сильный шторм. Как и в прошлый раз, под ударами сильных волн створки орудийных портов начали в больших количествах пропускать воду, которая чуть не затопила артиллерийские погреба. 8 августа, миновав Гибралтар, крейсер вошел в Средиземное море, а 16 августа прибыл в бухту Порос, где состоялась встреча с «Цесаревичем».

Почти полтора месяца экипажи готовились к длительному переходу и осваивали свои корабли. Наконец, 25 сентября отряд покинул греческие берега – дальнейший переход до Порт-Артура проходил без происшествий, в пути много времени уделялось подготовке команд. 19 ноября «Баян» и «Цесаревич» бросили якоря в Порт-Артуре, успев на войну, до начала которой оставалось чуть больше двух месяцев.


Фрагмент панорамы, показывающей внутреннюю гавань Порт-Артура в конце 1903 года. В центре снимка – «Баян», выделяющийся белой окраской на фоне остальных кораблей Тихоокеанской эскадры, уже перекрасившихся в защитный цвет
Источник: kreiser.unoforum.pro

Начало войны

Ночь с 26 на 27 января 1904 года «Баян», как и остальные корабли русской эскадры, встретил на внешнем рейде Порт-Артура, заняв самое правое место в линии крейсеров. Начало японской атаки застало русских моряков врасплох – были торпедированы «Ретвизан», «Цесаревич» и «Паллада». «Баяну» повезло – он благополучно избежал японских торпед. Утром «Баян» и бронепалубный крейсер «Аскольд» отправились на сближение с показавшимися на горизонте крейсерами 3-го боевого отряда японцев. Однако сближение с неприятелем пришлось отложить из-за приказа ожидать выхода главных русских сил, а японские разведчики скрылись. Русская эскадра вернулась на внешний рейд и встала на якорь, а крейсер «Боярин» был отправлен в разведку к Ляотешаню. Вскоре, встретив главные силы японцев, шедшие к Порт-Артуру, «Боярин» повернул обратно. Корабли русской эскадры начали сниматься с якорей, а крейсера получили приказ идти навстречу «Боярину».

Получив приказ двигаться навстречу врагу, «Баян» сблизился с японской эскадрой и повернул вправо (левым бортом к неприятелю). Целью для артиллеристов «Баяна» был флагманский броненосец «Микаса» , минимальная дистанция до него в ходе боя составила 19 кб (примерно 3500 м). Бой длился недолго – оказавшись под огнем множества японских кораблей, «Баян» вскоре еще раз повернул вправо и вступил в строй русской эскадры, двигавшейся контркурсом по отношению к японцам. «Баян» стал замыкающим в колонне, и теперь вел огонь правым бортом по крейсеру «Идзумо», а затем по крейсеру «Ёсино». Вскоре японцы отвернули к югу, а русская эскадра не стала их преследовать, упустив шанс потопить более слабые замыкающие вражеские корабли.

Всего «Баян» выпустил в тот день 28 203-мм, 100 152-мм и 160 75-мм снарядов, претендуя на несколько попаданий в японские корабли. Сам он получил 9 попаданий (преимущественно, в левый борт), в том числе, 305-мм снарядами – было убито 4 и ранено 37 человек (из них двое смертельно). Вышло из строя три 75-мм орудия, был разбит кормовой прожектор. Повреждения «Баяна» детально описаны в рапорте его командира Р. Н. Вирена, кроме того, после боя на корабле побывал американский военно-морской атташе Маккалли, который также зафиксировал попадания:

  • один из снарядов (152- или 203-мм) попал в левый борт точно в район ватерлинии под носовым казематом 152-мм орудия. Потенциально это попадание было очень опасным, однако бронеплита (примерно 120 мм толщины) выдержала его практически без ущерба для себя. Осколками так сильно повредило ствол 75-мм орудия над местом разрыва, что при следующем выстреле от него оторвался кусок, и орудие вышло из строя (попадание а на схеме);
  • крупный снаряд (скорее всего, 305-мм) попал в фальшборт с левого борта в корме и взорвался в момент касания преграды. Осколками был изрешечен вельбот над местом разрыва, разбросаны и подожжены коечные сетки, во многих местах пробиты дымовые трубы (попадание b на схеме);
  • еще один 305-мм снаряд попал рядом с этим местом в основание грот-мачты в небольшую рубку вокруг нее. Находившийся внутри человек был убит, левую стенку рубки разворотило взрывом, при этом противоположный борт рубки был пробит всего одним осколком. В кранец 75-мм патронов попал осколок, который вызвал взрыв одного из них (попадание c на схеме);
  • 152-мм снаряд разорвался на бортовом срезе за портом левого кормового каземата. Осколки вывели из строя почти весь орудийный расчет, а также ранили несколько человек на верхней палубе (попадание d на схеме);
  • еще один снаряд разорвался далее в корму, уничтожив командирскую каюту (попадание e на схеме);
  • 152-мм снаряд попал в корму с левого борта возле ватерлинии. Пробив обшивку, он взорвался в пустом коффердаме, при этом внутреннюю стенку пробило всего несколько осколков. По этой причине потенциально опасное попадание привело лишь к тому, что на волнении внутрь корабля поступало незначительное количество воды (попадание f на схеме);
  • два снаряда калибра 152 или 203 мм разорвались на палубе в корме, осыпав осколками кормовую башню и сильно повредив палубный настил. Средняя палуба во многих местах была пробита осколками (попадания g и h на схеме);
  • последнее попадание пришлось в самый верх четвертой дымовой трубы, при этом осколки дождем обрушились вниз, выведя из строя три котла (попадание k на схеме).


Схема попаданий в крейсер «Баян», взятая из отчета Маккалли
Источник: The McCully Report. The Russo-Japanese War 1904–1905. Naval Institute Press Annapolis, Maryland, 1977

Все полученные повреждения оказались несерьезными, однако выявили слабую защиту надстроек от осколков (присущую всем тогдашним кораблям) и уязвимость котлов при попаданиях в дымовые трубы. За храбрость, проявленную в бою, командир крейсера Р. Н. Вирен был награжден золотым оружием, шесть офицеров – различными орденами, трое нижних чинов – Георгиевскими крестами. Устранение повреждений заняло несколько дней, и в начале февраля крейсер был снова готов выйти в море.

12 февраля «Баян» вместе с «Аскольдом» участвовал в прикрытии бронепалубного крейсера «Новик» и миноносцев, возвращавшихся с моря. Перестрелка с японскими крейсерами 3-го боевого отряда закончилась безрезультатно для обеих сторон, однако вскоре в море появились главные силы адмирала Того. Пробыв некоторое время под обстрелом почти всего неприятельского флота, русские крейсера вернулись во внутреннюю гавань. Весьма рискованное столкновение окончилось для русских кораблей благополучно, хотя расстояние до японских броненосцев иногда сокращалось менее чем до 30 кб.

16 февраля «Баян» вместе с «Аскольдом», «Новиком» и «Дианой» безуспешно выходили на поиски передовой базы неприятеля.

22 февраля состоялся очередной выход, изначально направленный на конвоирование четырех пароходов из Дальнего в Порт-Артур, однако затем эта задача была отменена. Новое приказание предписывало идти к району Инчендзы для отражения вражеского десанта, сведения о котором были получены от начальника телеграфной станции. Тревога оказалась ложной – за вражеский десант были приняты русские миноносцы, ранее вышедшие в этот район для осмотра побережья.

Участие в активных действиях флота

24 февраля в Порт-Артур прибыл новый командующий флотом – адмирал С. О. Макаров. Вместо контр-адмирала М. П. Моласа новым командующим крейсерским отрядом был назначен капитан 1-го ранга Н. К. Рейценштейн. Активность нового командующего сказалась на количестве выходов в море как отдельных кораблей, так и всей эскадры. Уже 26 февраля это привело к гибели миноносца «Стерегущий», возвращавшегося из ночного похода вместе с миноносцем «Решительный». Последнему удалось проскочить в крепость, а «Стерегущий» был расстрелян японскими миноносцами. На выручку погибающим товарищам немедленно вышел сам Макаров на «Новике», вслед за ним с якоря снялся «Баян». Спасти миноносец не удалось, более того, на горизонте показалась японская эскадра, открывшая огонь сначала по русским крейсерам, а затем по внутреннему рейду и кораблям, стоявшим на нем. Лишь по счастливой случайности японские снаряды почти не причинили вреда целям. Безнаказанно обстреляв русские корабли, японцы удалились. 27 февраля вся русская эскадра вышла в море и провела там целый день, занимаясь отработкой навыков совместного плавания и маневрирования.


Корабли Тихоокеанской эскадры на рейде Порт-Артура. Справа налево: «Баян», «Победа», «Пересвет», «Полтава»
Источник: tsushima.su

6 марта японцы вновь бомбардировали крепость с моря, но получили отпор – из гавани им ответили орудия броненосцев «Победа» и «Ретвизан». Японские корабли ретировались. «Баян» в тот день выполнял свои прямые обязанности разведчика – сблизившись с японской эскадрой, он рассмотрел входившие в ее состав корабли, о чем и было доложено Макарову.

24 марта «Баян» конвоировал из Дальнего в Порт-Артур пароход «Эдуард Бари». На обратном переходе был встречен английский пароход «Хаймун», зафрахтованный газетой «Таймс». На его борту обнаружили 16 англичан, 39 китайцев и одного японца. Несмотря на подозрения о разведывательной миссии парохода, он был отпущен из-за отсутствия явных оснований для задержания.

Черный день Порт-Артурской эскадры

29 марта в Порт-Артур поступили сведения о готовящемся десанте японцев на Квантунский полуостров в непосредственной близости от русской крепости. Посчитав эту информацию достоверной, вечером 30 марта Макаров отправил в район островов Эллиот два отряда миноносцев для атаки вражеского десантного соединения. Прикрывать их возвращение с моря должен был «Баян», на следующее утро планировался выход в море всей эскадры, чтобы добить японское соединение. При возвращении миноносец «Страшный» отстал от отряда и в темноте принял вражеские миноносцы за свои. Утром стороны разглядели друг друга, и начался неравный бой, в котором «Страшный» практически сразу потерял ход и почти всю артиллерию. Получив сведения о попавшем в беду миноносце, «Баян», покинувший гавань еще на рассвете, поспешил на выручку вместе с двумя дежурными миноносцами.

Отогнав японские корабли, «Баян» подошел к месту гибели «Страшного» и спустил на воду шлюпки для спасения людей. Тем временем со стороны моря приближалась японская эскадра в составе крейсеров «Асама», «Токива», «Касаги», «Такасаго», «Титосе» и «Ёсино». Они немедленно открыли огонь по «Баяну», оставшемуся в одиночестве, так как русские миноносцы, бывшие с ним, начали отход в Порт-Артур. Под вражеским огнем шлюпкам с «Баяна» удалось подобрать из воды четырех матросов со «Страшного», еще один человек был спасен непосредственно с борта крейсера. Учитывая колоссальное преимущество японцев в артиллерии, командир «Баяна» принял решение о прекращении спасательной операции и поднял на борт шлюпки, после чего начал отходить в сторону крепости. По счастливой случайности крейсер не пострадал во время этого боя, впрочем, как и противник.


«Баян» выходит из внутреннего рейда Порт-Артура на выручку миноносцу «Страшный», 31 марта 1904 года
Источник: navsource.narod.ru

Немедленно после получения сигнала с «Баяна» о вражеских крейсерах Макаров приказал «Диане», «Аскольду» и «Новику» выдвигаться ему на помощь. Сам он спустя час вышел в море на броненосце «Петропавловск», вслед за которым шла «Полтава». Остальные русские корабли замешкались с выходом из-за сильного ветра, мешавшего буксирам. Встретив свои броненосцы, «Баян» возглавил русский отряд, поведя его на противника. Теперь перевес в силах был уже на стороне русского отряда – два броненосца и четыре крейсера против двух броненосных и четырех бронепалубных крейсеров. Макаров решил воспользоваться этим и разгромить вражеский отряд до подхода подкреплений. Завязался бой, но вскоре японцы повернули навстречу своим главным силам (шесть броненосцев и два броненосных крейсера), и отступать пришлось уже русскому отряду. Вернувшись к Порт-Артуру и встретившись с отставшими броненосцами, Макаров снова развернулся навстречу японцам.

Назревало генеральное сражение двух флотов, однако состояться в тот день ему не было суждено. Примерно в 9:42 флагманский броненосец «Петропавловск» подорвался на японской минной банке и затонул после детонации погребов. Адмирал Макаров погиб. Вскоре коснулся мины броненосец «Победа», однако взрыв не привел к его гибели. На русской эскадре началась паника, поскольку моряки подумали, что их атаковали подводные лодки. Беспорядочно стреляя по воде, русские корабли уходили во внутреннюю гавань Порт-Артура… «Баян» остался снаружи, наблюдая за действиями противника, который через несколько часов скрылся за горизонтом.

В осаде

После гибели Макарова командование эскадрой принял контр-адмирал В. К. Витгефт. Не осмеливаясь брать на себя ответственность за судьбу эскадры, он фактически свернул все операции на море. Как следствие этого, 22 апреля состоялась высадка японской армии на Квантунском полуострове – вскоре сухопутное сообщение крепости с материковой Россией было перерезано. Началась наземная операция по взятию Порт-Артура…

В этот период с русских кораблей начали снимать орудия, которые вместе с комендорами срочно отправлялись на усиление сухопутного фронта (впрочем, крейсеров это поначалу не касалось). Кроме того, началось формирование сводных батальонов из моряков, в один из которых вошла рота с «Баяна» и «Паллады».

В мае удача, казалось, улыбнулась русским морякам. По инициативе командира минного транспорта «Амур» капитана 2-го ранга Ф. Н. Иванова было выставлено минное заграждение, на котором 2 мая погибли два японских броненосца – «Хацусе» и «Ясима». Учитывая, что поврежденные «Ретвизан» и «Цесаревич» заканчивали ремонт, русский флот вновь получил преимущество в линейных кораблях.

10 июня состоялся выход эскадры из Порт-Артура в море – его целью было объявлено достижение Владивостока. Встретив в море японскую эскадру в полном составе, русские корабли вернулись обратно в Порт-Артур, при этом броненосец «Севастополь» подорвался на мине. «Баян», участвовавший в этом походе, благополучно избежал ночных атак миноносцев и подрыва на японском заграждении возле своей базы. При этом в темноте артиллеристами «Баяна» едва не был потоплен минный крейсер «Всадник», принятый за японский миноносец.

Крейсера

Броненосный крейсер «Рюрик» - 1 ед.

«Рюрик» Вик 9.8.1905/4.11.1906/7.1909 - искл. 1924

16 933/17 880 т, 161,2x22,9x8,7 м. ПМ - 2, 28 ПК, 19 700 и.л.с.= 21 уз., 1200 т угля. Броня: пояс до 152 мм, казематы 76 мм, башни ГК и их барбеты до 203 мм, рубка до 203 мм, броневая палуба до 37,5 мм, нижняя броневая палуба до 25 мм. Эк. 950 чел. 4 - 254 мм/50, 4 - 203 мм/50, 20-120 мм/50, 8 пул., 2 ТА 450 мм подв.

Крейсер разрабатывался с учетом опы­та русско-японской войны. Предназначал­ся для службы при эскадре линкоров. Имел довольно мощное артиллерийское воору­жение, развитую систему противоторпед­ной защиты и прочную конструкцию. Вмес­те с тем специалисты отмечали слабое вер­тикальное бронирование и небольшую ско­рость хода. Несмотря на эти недостатки, «Рюрик» являлся наиболее боеспособным и совершенным КР русского флота. Исхо­дя из этого, на двух других однотипных ко­раблях, планировавшихся к постройке в России, хотели применить паротурбинные агрегаты, но ввиду морального устаревания всего проекта от этих планов отказались. В период 1-й мировой войны являлся флаг­манским кораблем командующего БФ. В феврале 1915 г. наскочил на камни у о. Гогланд, принял около 2000 т воды, но сумел самостоятельно дойти до базы. В ноябре 1916 г. в том же районе подорвался на не­мецкой мине; и на этот раз экипаж умело справился с повреждениями и привел ко­рабль в Кронштадт. Участвовал в артиллерийских боях с крейсерами и легкими си­лами немцев, обеспечивал активные мин­ные постановки и нес дозорную службу. В годы Гражданской войны был частично ра­зоружен. В 1924 г. выведен из состава фло­та и сдан на слом.

Броненосные крейсера типа «Баян» - 3 ед.

«Адмирал Макаров» ФШ 22.3.1905/26.4.1906/16.5.1908 - искл. 1925

«Паллада» Адм 4.5.1905/28.10.1905/8.2.1911 - погиб 8.9.1914

«Баян» Адм 2.8.1905/2.8.1907/30.11.1911 - искл. 1925

7890/8250 т, 138,8x17,5x6,6 м. ПМ - 2, 26 ПК, 16 500 и.л.с.=21 уз., 644 т угля. Броня: пояс до 175 мм, башни до 132 мм, казематы 80 мм, рубка до 136 мм, палуба до 30 мм. Эк. 575 чел. 2 - 203 мм/45, 8-152 мм/45, 22 - 75 мм/50, 8 пул., 2 ТА 450 мм подв.

Построены по чертежам броненосного крейсера «Баян», по­гибшего в ходе русско-японской войны. Обладали хорошими мо­реходными качествами и маневренностью, но к началу 1-й миро­вой войны морально устарели из-за слабого и неудачно располо­женного артиллерийского вооружения. В период боевых действий несли дозорную службу, совершали набеги на коммуникации противника и выставляли мины у его побережья. «Паллада» была тор­педирована германской ПЛ U -26 и затонула со всем экипажем. Оба других корабля в конце 1915 г. - начале 1916 г. перевооружили на 3 203-мм, 12 152-мм и 2 75-мм орудия. После окончания Граж­данской войны оба оставшихся крейсера вывели из состава флота и в 1926 г. разобрали на металл.

Броненосный крейсер «Громобой» - 1 ед.

«Громобой» БЗ 20.5.1895/30.4.1896/13.9.1897-искл. 1922

13 060/15 700 т, 146,9x20,88x8,6 м. ПМ - 3, 32 ПК, 14 500 и.л.с.=19 уз., 1400 т угля. Броня: пояс 152 мм, скосы 50,8 - 63,5 мм, казематы до 120 мм, рубка до 50,8 мм. Эк. 870 чел. 4 - 203 мм/45, 22 - 152 мм/45, 4-75 мм/50, 4-47 мм, 2 пул., 2 ТА 450 мм подв., до 200 мин загр.

Являлся дальнейшим развитием высокоавтономных крей­серов «Рюрик» и «Россия». Участвовал в русско-японской войне. К моменту начала 1-й мировой войны морально уста­рел из-за слабой броневой защиты, небольшой скорости хода и неудачного расположения артиллерии (в бортовых казематах). В 1915 г. два 152-мм орудия заменены на 203-мм. В период боевых действий участвовал в набеговых опе­рациях на коммуникации противника и в минных постанов­ках. Был разоружен в 1919 г. и в 1922 г. сдан на слом.

Броненосный крейсер «Россия» - 1 ед.

«Россия» БЗ 20.5.1895/30.4.1896/13.9.1897 - искл. 1922

13 060/15 670 т, 146,9x20,9x8,6м. ПМ - 2, 32 ПК, 14 500 и.л.с.=19,7 уз., 2530 т угля. Броня: пояс до 203 мм, казематы до 127 мм, рубка до 305 мм, палуба до 76 мм. Эк. 782 чел. 4 - 203 мм/45, 22 - 152 мм/45, 15 - 75 мм/50, 2 пул., до 200 мин загр.

Высокоавтономный броненосный крейсер, предна­значавшийся для действий на торговых коммуникациях противника. Участвовал в русско-японской войне. К на­чалу 1-й мировой войны морально устарел, активно учас­твовал в боевых действиях, прикрывал набеговые опе­рации легких сил флота, занимался минными постанов­ками. В 1915 г. был перевооружен на 6 203-мм/45, 14 152-мм/45 орудий. После окончания Гражданской войны крейсер разоружили и в 1922 г. сдали на слом.

Легкие крейсера типа «Светлана» - 0+4 ед.

«Светлана» РБЗ (Р) 11.11.1913/28.11.1915/1.7.1928-искл. 1959

«Адмирал Бутаков» Пут 23.7.1916/1917 - не достроен

«Адмирал Спиридов» Пут 16.11.1913/27.8.1916 -достроен как танкер

«Адмирал Грейг» РБЗ (Р) 24.11.1913/26.11.1916- достроен как танкер

6800/7400 т, 158,4x15,35x5,7 м. ПТ-4, 13 ПК, 50 000 л.с.=29,5 уз., 498 т угля+нефть. Броня: пояс и рубка до 75 мм, защита 130-мм орудий и казематы 25 мм, палубы 20 мм. 15 - 130 мм/55, 4 - 64 мм зен., 4 пул., 2 ТА 450 мм подв.

Первые турбинные крейсера русского флота. Предназначались для разведыва­тельной службы при эскадре ЛК и совмест­ных действий с ЭМ. Отличались хорошей броневой защитой и мореходностью. Воору­жение, хотя и мощное, располагалось не­удачно - в казематах и бортовых палубных установках. Достройка затянулась из-за сры­ва поставок главных и вспомогательных механизмов. «Светлана», переименованная в «Профинтерн», а затем в «Красный Крым», была достроена по первоначальному проекту с небольшими изменениями в системе управления огнем и усиленным зенитным и торпедным вооружением. «Адмирал Спири­дов» и «Адмирал Грейг» достроены в 20-е гг. как танкеры, а корпус «Адмирала Бутакова» простоял на приколе до начала 50-х гг., после чего был разобран на металл.

Бронепалубные крейсера типа «Богатырь» - 2 ед.

«Богатырь» Вулк 9.12.1899/17.8.1901/7.8.1902-искл. 1922

«Олег» Адм 6.7.1902/14.8.1903/12.10.1904-погиб 18.6.1919

7428/8250 т, 132,2x16,6x6,8 м. ПМ - 2, 16 ПК, 19 500 и.л.с.=23 уз., 720 т уг. Броня: палуба до 35 мм, скосы до 70 мм, рубка 140 мм, башни до 125 мм, барбеты до 75 мм, защита орудий 25 мм. Эк. 582 чел. 12-152 мм/45,.12-75 мм/50, 4-47 мм, 4 пул., 2 ТА 450 мм подв., до 150 мин загр.

Оба крейсера участвовали в русско-япон­ской войне. Одни из самых удачных броне­палубных крейсеров русского флота, но к 1914 г. считались устаревшими. В период 1 -и мировой войны участвовали в набеговых операциях на торговые коммуникации про­тивника и выставляли мины у его побережья. Зимой 1916 г. были перевооружены на 16 130-мм орудий с установкой новых прибо­ров управления огнем. «Олег» был потоплен английским торпедным катером у Толбухина маяка в Финском заливе во время патрули­рования. «Богатырь» во время Гражданской войны разоружили и в 1922 г. сдали на слом.

Бронепалубные крейсера типа «Диана» - 2 ед.

«Аврора» Адм 23.5.1897/11.5.1900/16.7.1903-с 1950 г. музей

«Диана» Гал 23.5.1897/30.9.1899/10.12.1901 - искл. 1922

7130/7900 т, 126,8x16,8x7,2 м. ПМ - 3, 24 ПК, 11 600 и.л.с.=19 уз., 750 т угля. Броня: палуба 38 мм, скосы до 63,5 мм, рубка 152 мм. Эк. 547 чел. 10-152 мм/45, 20-75 мм/50, 3 пул., 126 мин загр.

Бронепалубные крейсера, предназна­чавшиеся для разведывательной службы при эскадре и действий на торговых ком­муникациях противника. Участвовали в рус­ско-японской войне. К 1914 г. морально устарели из-за малой скорости хода и сла­бого артиллерийского вооружения. В годы 1-й мировой войны прикрывали легкие силы флота и занимались активными минными постановками. В 1915 г. «Диану» пе­ревооружили на 10 130-мм орудий, «Авро­ру» - на 14 152-мм/45 и 6 76-мм зен. Пос­ле окончания Гражданской войны «Аврора» использовалась как учебный корабль, в на­стоящее время превращена в музей. «Диа­на» в 1918 г. была разоружена и в 1922 г. сдана на слом.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.