Эмоциональное, социальное и психическое развитие ребенка. Развитие мозга ребенка по годам

Мозг в основном отвечает за то, что происходит в вашей голове. Это не просто орган, а комплексная система с различными способностями. Тот факт, что части функционируют вместе с помощью сложных взаимосвязей, является особенно сложным для понимания. Хотя многое уже изучено, все же до сих пор работу этих отделов окружает немало тайн и парадоксов.

Вот как развивается мозг вашего младенца: около трех недель от зачатия начинают появляться основные части позвоночника и спинного мозга. На двенадцатой неделе они уже сформированы. Верхняя часть спинного мозга развивается в основание головного мозга. Нижняя часть головного мозга растет очень быстро: в течение первых семи недель поднимается немного вверх, расширяется в средний и передний отделы мозга. Извилистая верхняя поверхность переднего отдела образует кору головного мозга - самое позднее эволюционное дополнение человеческого мозга. Четкие морщины и извилины коры не случайны. Это оригинальное строение позволяет гораздо большему количеству клеток мозга (нейронам) разместиться в ограниченном пространстве.

В зависимости от условий мозговые клетки младенца увеличиваются и растут, пока не достигают количества от 20 до 200 биллионов. Ученые полагают, что большое количество функционирующих клеток создает младенцу благоприятные условия для хранения и обмена большим объемом информации. Клетки мозга отличаются друг от друга своей формой, но все они имеют характерные короткие (дендриты) и длинные (аксоны) разветвления, что придает им вид деревьев без корней. Эти ветви простираются к соседним клеткам, образуя коммуникационные соединения (синапсы). Здесь происходят химические чудеса, когда они обмениваются "посланиями" в виде нейротрансмиттеров. Эти экзотические соединения содержатся в маленьких пузырьках, количество которых достигает 50000 в отдельной клетке коры головного мозга. Несмотря на сложность, сигналы носятся взад и вперед по запутанной сети нервов и попадают в необходимые мускулы, железы и органы, упорядоченно и своевременно.

В течение последних 50 лет эксперты сомневались в эффективности передачи нервных сигналов у неродившихся и родившихся младенцев. Эти сомнения основывались на медленном развитии миэлина, толстого изолирующего покрытия, которое обволакивает все нервы. Считалось, что все нервы, не имеющие миэлина, не могут достаточно эффективно передавать сигналы. Опираясь на это положение, эксперты игнорировали многочисленные проявления талантов новорожденных.

Но миэлинизация прогрессирует постепенно и зависит в основном от нервной системы. Хотя она очень несовершенна при рождении, это не имеет большого значения; некоторые нервы остаются не изолированными полностью до пубертатного возраста, то есть задолго до того, как мозг достигает высокой степени развития. Учитывая многие способности ребенка, которые проявляются как до, так и после рождения, создается впечатление, что миэлинизация не имеет к этому никакого отношения.

В прошлом столетии ученые, как правило, изучали мозг по частям в соответствии с их формированием по времени и месту положения; те части, которые расположены ближе к спинному мозгу, развиваются первыми и составляют основание мозга. Считалось, что они находятся в подчинении у тех частей мозга, которые формируются в последнюю очередь, то есть у коры головного мозга. Полагали, что без коры головного мозга младенец в матке не может обретать опыт. Доктора были уверены, что дети не могут понимать, осознавать и запоминать те события, которые происходят с ними в матке или при рождении. Обычная акушерская практика была основана и построена на этом же предубеждении.

Кора головного мозга неродившегося ребенка является объектом интенсивных исследований, стремящихся установить момент завершения ее формирования и готовности к работе. Ученые судят о сформированности коры мозга по наличию дендритов и дендритных отростков, нервные разветвления получают информацию, поступающую со всех частей тела. С помощью электронного микроскопа они обнаружили, что дендриты и их отростки формируются между 20-й и 28-й неделями беременности. Таким образом, сейчас уже неправильно считать, что неродившиеся и родившиеся младенцы не имеют вегетативных центров. Эти структуры как до, так и после рождения, продолжают прирастать в количестве и усложняться.

Дальнейшим доказательством функционирования коры головного мозга младенца является измерение волн ее электрической активности. Они показывают, что не позднее 17-й недели беременности мозг отвечает на зрительную, осязательную и слуховую стимуляцию. Это подтверждает предположение, что ваш младенец уже в матке способен осознанно отвечать на происходящее.

Но эти измерения не объясняют те многочисленные признаки разума, которые были обнаружены у плода намного раньше.

Неудачи экспертов, пытавшихся обнаружить компетентность у неродившихся и новорожденных младенцев, привели к возникновению новых теорий о мозге и взаимоотношений мозга и тела. Новые теории воодушевляют родителей, стремящихся понять, может ли ребенок в матке или во время родов слышать, страдать, запоминать и что-то изучать. Согласно теории австралийского нейрохирурга Ричарда Бергленда (Richard Bergland), мозг сам по себе является гигантской железой, потому что производит гормоны, имеет рецепторы для гормонов, производимых в теле, сам функционирует под их воздействием и имеет гормоны, движущиеся туда и обратно по волокнам отдельных нервов. Отсюда новое понятие - жидкий мозг. Это в корне меняет всю хронологию начала работы "мозга" неродившихся младенцев.

Одно из захватывающих открытий, связанных с этим новым "жидким" мозгом, состоит в том, что многие жизненные части разумной системы тела младенца находятся за пределами головы. Эта коммуникационная сеть была открыта с помощью радиоактивных веществ. Было доказано, что определенные гормоны соответствуют определенным рецепторам, как ключи подходят к соответствующим замкам. В Национальном институте психического здоровья Кендейс Перт (Candace Pert) и его коллеги систематизировали рецепторы к более чем 50 нейропептидам, аминокислотным соединениям, синтезируемым непосредственно нервными клетками. Эти важные вещества выполняют информационную функцию, перемещаясь туда и обратно через все жидкости организма. Другие молекулярные посланники между мозгом и телом движутся туда и обратно по нервным каналам.

Знание точных мест в мозге и теле, где циркулируют определенные посланники, позволило Перту с уверенностью утверждать, что нейропептиды объединяются в три системы:

нервную (головной и спинной мозг и органы чувств);

эндокринную систему (гормоны);

иммунную систему (селезенка, костный мозг, лимфоузлы и другие специфические клетки, которые борются с заболеваниями).

Эта большая разумная работа ведется как в мозге, так и вне его.

Родители и дети в одинаковой мере участвуют в совершенствовании разума и иммунной системы. В отличие от мозговых структур, которые закреплены на одном месте, клетки иммунной системы перемещаются по всему телу, определяя и уничтожая измененные клетки и чужеродные тела, заживляя раны, борясь с заболеваниями в сотрудничестве с нейропептидами. Они не снабжены рецепторами для нейропептидов, но могут манипулировать нейропептидами и другими химическими веществами, которые оказывают влияние на здоровье тела и эмоции. Среди других веществ иммунные клетки могут вырабатывать эндорфины, собственные естественные "молекулы удовольствия" (опиаты). Перт говорит: "Я не могу отделить мозг от тела".

Эта исследовательская работа переключила внимание с нервных синапсов как основных соединений для обработки информации на рецепторы тела и мозга ребенка, куда приходит информация от нейропептидов. b-эндорфины - "молекулы удовольствия", вырабатываемые в основном в гипофизе, обнаруживаются в кровотоке, уже начиная с семнадцатой недели беременности. К двенадцатой неделе функционирующий гипофиз уже похож на гипофиз взрослых. Другие пептиды появляются во втором триместре. Область гипоталамуса (которая тесно связана с гипофизом) полностью формируется менее чем за четыре месяца. Исследования показывают, что наличие этих веществ и структур не случайно, и возможно, они начинают функционировать, как только появляются.

Самым важным в вопросе осведомленности неродившегося является открытие плотных гроздьев нейропептидных рецепторов в основании мозга. Перт полагает, что столь большое их количество делает основание мозга частью лимбической системы, которая изначально затрагивает эмоции и память. Поскольку основание мозга является одной из наиболее рано развивающихся его частей, это открытие выдвигает новые доказательства наличия памяти у младенцев в первом триместре беременности.

В этой статье:

Развитие мозга ребенка подтверждают сопутствующие его росту физиологические изменения. Когда ребенку исполняется 5 лет, его головной мозг по размерам уже максимально приближается к параметрам головного мозга взрослого человека. По ходу его развития ребенок осваивает новые навыки, совершенствует речь и моторную деятельность.

Развитие мозга на физиологическом уровне

Нейроны - сотни миллиардов клеток, лежащие в основе нервной системы – начинают развиваться еще на этапе формирования эмбриона, и к моменту появления на свет малыша процесс доходит до определенной степени зрелости. Рост глиальных клеток, ответственных за качество передачи нервных импульсов и изолирующих нейроны, продолжается до конца второго года жизни ребенка.

Наиболее интенсивными рост и развитие головного мозга считаются в период от рождения и до двух лет. Именно в это время глиальные клетки увеличиваются в количестве, нейроны - в размерах, а синапсы (межнейронные зоны контакта) становятся более сложными. Эти изменения протекают, пусть уже и не с такой скоростью, в течение всего дошкольного возраста ребенка.

В период активного развития мозг отличается особой пластичностью и гибкостью, поэтому в случае получения травмы дети быстро восстанавливаются без особых последствий для организма. Чем старше ребенок, тем сложнее ему будет восстановиться после серьезной травмы головного мозга.

Что говорят ученые?

По результатам исследований в области развития мозга детей ученые пришли к выводу о том, что работа мозга имеет прямую связь с движением тела – то есть движение стимулирует процесс развития мозга. Именно поэтому маленькие дети в первые же дни после рождения совершают ряд специфических движений.

Специалисты уверены, что совершаемые ребенком движения можно привести к единой системе, способствующей стимуляции детского головного мозга, а впоследствии и взрослого – вплоть до
80 лет! Целенаправленные действия являются отличным подспорьем для мозга и нервной системы в отношении оптимальной производительности в разных областях:

  • межличностной;
  • интеллектуальной;
  • спортивной;
  • креативной и пр.

Ниже рассмотрим несколько методик, активно используемых сегодня для развития головного мозга в детском возрасте.

Система Brain Gym: как работает?

Brain Gym - это одна из методик, разработанных для тренировки мозга путем целенаправленной физической деятельности. Тренировки активируют ряд когнитивных функций, позволяют улучшить память, способствуют развитию речи и концентрации внимания, повышают способности в области чтения, письма и пр.

Методика может быть использована в нескольких направлениях и областях:

Именно развитие моторики движений будет способствовать улучшению внимания, речи, повышению самооценки ребенка.

Методика была признана в десятках стран мира, включена в список программ «Успешные инновации обучения». Применение ее на практике помогает развивать детей независимо от того, сколько им лет. Малыши учатся концентрировать внимание, поэтому становятся более внимательными, лучше и быстрее усваивают информацию.

Методика Макото Шихида: принципы

Еще один вариант
программы - это методика профессора Макото Шихида о целенаправленном развитии в детском возрасте правого полушария мозга. Ученый активно работает над исследованием программ обучения и развития дошкольников уже более 60 лет. Он утверждает, что каждый ребенок, появившийся на свет, гениален. Профессор уверен, что методика по стимуляции раннего развития правого полушария головного мозга с утробы матери и до зрелости будет иметь стопроцентный результат.

Методика строится на следующих принципах.

Чем активнее развивается левое полушарие мозга, тем сложнее будет работать над развитием функционала правого полушария. Если ребенок с детства получает огромный объем информации и его мозг просто забит знаниями, то работать над развитием правого полушария в дальнейшем будет практически невозможно. Профессор убежден, что главное - это не знания и не полученное образование, а развитие способностей детей к усвоению информации. Именно это он считает главной целью методики.

Возможности правого полушария.


Детский головной мозг, подобно губке, может впитывать множество информации. Несколько дней может понадобиться ребенку для того, чтобы освоить новые навыки, на которые у взрослого ушли бы месяцы. Эту способность мозга можно использовать и взрослым, стимулируя его развитие.

Простые упражнения для стимуляции развития мозга

Существует множество упражнений, способных активировать головной мозг ребенка и стимулировать его развитие. Многие из них можно делать дома, с самого раннего возраста. Ниже некоторые из эффективных и простых упражнений.


Все эти упражнения объединяет одно: выполняются они двумя руками, чтобы головной мозг детей развивался в обоих полушариях равномерно.

Из этого можно сделать вывод о том, что, развивая головной мозг детей в раннем возрасте, можно и нужно брать за основу несколько методик, соединяя их в свой собственный комплексный подход, который даст результат. Не стоит в раннем возрасте перегружать детей информацией о числах, буквах, звуках, таким образом стимулируя развитие левого полушария. Правильным будет сконцентрироваться на двигательной активности, направляя ее в нужное русло.

Если осматривать мозг новорожденного ребенка, то он может показаться уменьшенной копией мозга взрослого человека. Мозг ребенка полностью сформировался еще в утробе матери, также в нем были заложены все предпосылки для дальнейшего роста и очень быстрого развития. Также можно только удивлять скорости с которой растет мозговая ткань. Например за первые полгода жизни мозг увеличивается в размерах в два раза, а уже потом начинает расти немного медленнее. К трем годам его размер больше от начального в три раза.

Кроме увеличения массы мозга в нем на протяжении первого года жизни происходят очень сложные процессы, которые должны подготовить ребенка к дальнейшей жизни. Функциональными единицами мозга есть нейроны, а именно клетки мозговой ткани. Так как мозг очень быстро растет, то и их количество постоянно увеличивается, а после полгода жизни ребенка нейроны начинают сами увеличиваться в размерах. Таким образом происходит установление связи между самыми отдаленными участками головного мозга. Постепенно уже после рождение происходит окончательно развитие нервных клеток. Некоторые из них могут еще продолжать развиваться до 18 лет и только после этого начинать полноценно функционировать.

Именно все эти невероятно сложные процессы позволяют в столь раннем возрасте обрабатывать просто невероятное количество информации. Примерно в два года ребенок начинает говорить, чуть позже у него начинают закладываться базис интеллектуального развития и те способности, которые ему в дальнейшем помогут учиться и общаться с людьми.

Так, как развитие головного мозга в первые годы происходит очень быстро, то стоит отметить, что очень важно что в это время происходит вокруг ребенка. Например, ребенок очень нуждается в материале с которого можно было бы строить не только те умственные процессы, но и то, что ему позволяет расти. Как результат, очень важно правильное питание для ребенка, начиная с младенческого возраста. Строительным материалом для мозга есть белки, поэтому надо обеспечить ребенка полноценным питанием.

Другим не менее важным моментом есть стимуляция всех функций, которые происходят в головном мозге и полностью направлены на общение взрослых людей с новорожденным ребенком. Если у ребенка есть возможность узнавать что-то новое, то формирование нейронных связей происходит намного активнее. Поэтому надо с первых дней начинать рассказывать ребенку о том, что его окружает. При этом не надо забывать об эмоциях.

Наверное нельзя описать словами как важна для ребенка игровая деятельность, ведь именно она позволяет ребенку стимулировать размышление и интеллектуальную активность. Нужно постепенно рассказывать ребенку о новых вещах, понятиях и так далее. Таким образом более активно будет происходить развитие головного мозга и восприятие окружающей среды будет намного лучше.

Многие ученные отмечают, что в том что в дальнейшем ребенок плохо учится, имеет проблемы со здоровьем, виновата не наследственность, а именно плохое воспитание ребенка в ранние года. Если родители уделяли мало времени малышу и ничего ему не рассказывали, то соответственно мозг ребенка развивался намного медленнее и ему может быть многое непонятно в то время, как его сверстники давно уже знают об этом. Очень важно уделять достаточно внимания ребенку в первые годы его жизни, чтобы построить максимально крепкий фундамент для его дальнейшего умственного развития. Поэтому играйте с ребенком, рассказывайте ему о том, что его окружает, обращайте внимание на мелочи, ведь через несколько лет это может сыграть очень большую роль в его понимании. Кроме того постоянное общение с ребенком сделает ваши отношения более доверительными, что тоже очень важно для построения не только головного мозга ребенка, но и в целом для вашей семьи!

Знаете ли вы, что ежедневное взаимодействие с ребенком непосредственно влияет на развитие его головного мозга ?

Когда ваш ребенок развивается, в его мозге образуются крошечные электрические соединения, синапсы.

С помощью них передаются сигналы от нервных клеток к мозгу и обратно. Чем их больше, тем лучше работает человеческий мозг.

Первый год жизни является наиболее важным в развитии мозга.
. Чем больше вы общаетесь с ребенком, тем больше образовывается синапсов у него в мозгу.
. Создание этих синапсов практически завершено к трем годам жизни ребенка.
. Младенцы предпочитают высоко контрастные книги и фотографии. Вот, почему им интересны яркие книги с четкими изображениями.
. Не только вы хотите, чтобы малыш развивался. Он сам тянется к знаниям!
. Среда, в которой воспитывается ваш ребенок, играет огромную роль в развитии его мозга.
. Визуальная стимуляция играет важную роль в развитии любопытства вашего ребенка, концентрации и внимания.
. В то время, как игрушки и книги - отличные стимуляторы, простое общение между вами и вашим ребенком, это лучший способ, чтобы помочь его мозгу развиваться!

Помощь развитию мозга младенца

Есть простые и интересные занятия, которыми вы можете стимулировать развитие мозга вашего ребенка.

Читайте! Читайте! Читайте! Так вы не только учите ребенка нужным словам, но и стимулируете его познавать мир. Чтение является очень важным, и оно должно было начаться, как только ребенок родился, если не раньше!
. Разговаривайте со своим ребенком каждый день, постоянно. Выясняйте, что он сегодня видел, повторяйте незнакомые слова, говорите с ним о том, что он делал и что делали вы.
. Реагируйте на потребности ребенка как можно быстрее! Когда вы это делаете, вы учите его значению общения не только устного, но и эмоционального.
. Детям нужно, чтобы их любили и обнимали. Тратьте как можно больше времени на объятия, дарите ему как можно больше любви и ласки. Ваша любовь научит его любить других. Это сделает его уверенным и заставит его чувствовать себя в безопасности в мире, который его окружает.
. Ходите с ребенком не только на прогулку. расширяйте его кругозор. Берите его с собой в магазины, библиотеки, на выставки.
. Играйте с ребенком. Пойте вместе с ним детские песни, придумывайте простые игры, чтобы он мог за вами повторять. Дети любят подражать.
. Давайте вашему ребенку возможность исследовать пространство вокруг. Пусть отходит от вас на улице на безопасное расстояние. Наденьте ему резиновые сапоги и идите мерить лужи. Конечно, всегда хочется держать ребенка в безопасности, но не нужно постоянно кричать ему: «Нет!!» Ребенок - исследователь. так дайте же ему хотя бы некоторую свободу.

Этапы развития детского мозга

. С рождения до 8 месяцев: ребенок учится реагировать на раздражители вокруг него.
. С восьми до десяти месяцев дети начинают сохранять конкретные воспоминания о том, как выполнить определенное действие.
. Десять месяцев - год: ребенок отвечает вам высоким, певучим голосом.
. От года до полутора лет его память будет расширяться.
. От полутора до двух лет ребенок запоминает лица людей, которых часто видит.
. С двух до трех лет ребенок осознает себя в огромном мире и уже владеет огромным багажом эмоций.

Да, ваш малыш растет как на дрожжах! Помогайте ему развиваться и учитесь вместе с ним каждый день!

Константин Моканов

Стремительные изменения размеров и пропорций тела являются зримым свидетельством роста ребенка, но параллельно с этим происходят невидимые физиологические изменения в головном мозге. Когда дети достигают 5-летнего возраста, их головной мозг становится по своим размерам почти таким же, как у взрослого человека. Его развитие способствует осуществлению более сложных процессов научения, разрешения проблем и употребления языка; в свою очередь, перцептивная и моторная деятельность вносят свой вклад в создание и укрепление межнейронных связей.

Развитие , 100 или 200 миллиардов специализированных клеток, составляющих нервную систему, начинается еще в эмбриональном и фетальном периодах и практически завершается к моменту родов. Глиальные клетки, выполняющие функцию изоляции нейронов и повышающие эффективность передачи нервных импульсов, продолжают расти в течение всего 2-го года жизни. Быстрый рост размера нейронов, количества глиальных клеток и сложности синапсов (межнейронных областей контакта) является причиной интенсивного развития мозга в период с младенчества до 2-летия, который продолжается (хотя и немного снизив темп) в течение всего раннего детства. Интенсивное развитие мозга является временем значительной пластичности или гибкости, на протяжении которого ребенок гораздо быстрее и с большей вероятностью восстановится после повреждения мозга, чем в старшем возрасте; взрослые не обладают свойством пластичности.

Происходящее в раннем детстве созревание (ЦНС) также включает в себя миелинизацию (образование защитного слоя из изолирующих клеток - миелиновой оболочки, которая покрывает быстродействующие проводящие пути ЦНС) (Cratty, 1986). Миелинизация проводящих путей моторных и зрительного анализатора происходит в раннем младенчестве. В дальнейшем миелинизируются двигательные пути, необходимые в организации более сложных движений, и, наконец, волокна, пути и структуры управляющие вниманием, зрительно-моторной координацией, процессами и научения. Наряду с развитием головного мозга продолжающаяся миелинизация ЦНС коррелирует с ростом когнитивных и двигательных способностей и качеств ребенка в дошкольные годы и позже.

В то же время специализация, происходящая в результате уникального опыта каждого ребенка, повышает количество синапсов некоторых нейронов и уничтожает, или «купирует» синапсы других. Как объясняют Элисон Гопник и ее коллеги, нейроны в мозге новорожденного в среднем имеют примерно по 2500 синапсов, а к возрасту 2-3 лет их число у каждого нейрона достигает максимального уровня - 15 000, что, в свою очередь, гораздо больше, чем это характерно для мозга взрослого человека. Как говорят исследователи: Что происходит с этими нервными связями, когда мы становимся старше? Мозг не занимается постоянно созданием все большего числа синапсов. Вместо этого он создает множество связей, в которых нуждается, а затем от многих из них избавляется. Оказывается, что удаление старых связей - столь же важный процесс, как и создание новых. Синапсы, которые несут наибольшее количество сообщений, становятся сильнее и выживают, тогда как слабые синаптические связи обрываются... В возрасте между 10 годами и наступлением пубертата мозг безжалостно разрушает свои самые слабые синапсы, сохраняя только доказавшие на практике свою полезность.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.