Эффект зейгарник заключается в что. Эффект зейгарник в психологии

Эффект Зейгарник - пожалуй, наиболее известный психологический эффект, который заключается в том, что человек запоминает незавершенные действия лучше, чем завершённые. Свое название эффект получил в честь его первооткрывательницы Блюмы Вульфовны Зейгарник.

История открытия эффекта Зейгарник

В 20-е годы Блюма Зейгарник проходила стажировку у Курта Левина в Берлине. Как-то они вместе находились в кафе, где кроме них было множество посетителей. Блюма заметила, что официант не записал принятый большой заказ и затем принес блюда, ничего не забыв. Поговорив с официантом, она выяснила, что тот никогда не записывает заказы и при этом не забывает их.

Но когда психологи попробовали выяснить, что заказывали посетители, которых официант уже обслужил, оказалось, что тот не может полностью вспомнить этот заказ.

В связи с этим возникла идея экспериментально проверить, как на запоминание влияет завершенность или незавершенность действий, чем и занялась Б. Зейгарник.

Эксперименты состояли в решении испытуемыми интеллектуальных задач. Время, отведенное на решение задачи, определялось экспериментатором произвольно, и в любой момент она могла заявить, что время вышло. По прошествии некоторого времени испытуемых просили вспомнить условия задач, которые им предлагались.

Оказалось, что если решение задачи было прервано, она запомнилась лучше, чем условия успешно выполненной задачи. Количество запомнившихся незавершенных задач примерно в два раза превышало количество запомнившихся завершенных задач. Хотя, конечно, этот показатель, зависит от времени, прошедшего с момента решения задачи.

Предполагается, что незавершенные процессы создают некоторое энергетическое напряжение в памяти, которое, не получив разрядки, может сохраняться некоторое время.

Хотя существуют и другие теории, пытающиеся объяснить этот феномен. Одна из теорий говорит о том, что внезапное прерывание работы создает шоковый эффект и усиливает в сознании испытуемых выделенность незавершенного задания. Также есть мнение, что испытуемые, возможно, предполают, что прерванные задания нужно будет завершить позднее, и поэтому они лучше отпечатываются в памяти.

В ходе исследований выявились еще некоторые закономерности. Так, коэффициент вспоминания для почти завершенных задач, то есть прерванных в середине или ближе к концу, оказался выше, чем для заданий, прерванных в начале выполнения. Кроме того, более амбициозные люди забывали завершенные задания быстрее, чем менее амбициозные испытуемые.

Другие исследования

Феномен незавершённых действий исследовался и другими психологами.

Курт Левин проводил эксперименты, в которых творческую деятельность детей прерывали, предлагая им другие занятия. При этом в случае незавершенности задачи дети при первой возможности старались закончить незавершенное дело.

Согласно Теории поля этого психолога напряженность, которая возникает в начале действия, не разряжается полностью при его неполном завершении. При сохранении такой напряженности облегчается доступ к следам памяти.

Интересный эксперимент в этом направлении провел Поль Фресс. Он давал испытуемым 20 задач, но разрешал решить только 10 из них, а потом спрашивал, сколько по мнению испытуемого ему удалось решить задач. Оказалось, что уверенные в себе люди склонны преувеличивать свои достижения. Они считали, что справились успешно с большей частью задач. Люди же с более низкой самооценкой были скорее склонны преуменьшать свои достижения. Этот эксперимент, таким образом, превратился в своеобразную форму личностной диагностики.

Различные исследователи также обнаружили некоторые прочие факторы, связанные с эффектом Зейгарник:

  1. вероятность проявления данного эффекта меньше, если испытуемый в определенной степени лично заинтересован в выполнении задания;
  2. эффект проявляется в большей степени, если прерывание задания не выглядит как часть экспериментального плана;
  3. проявление эффекта более вероятно, если испытуемый всерьез настроился на выполнение незавершенного задания.

Практическое применение

Основной вывод, который следует из эффекта Зейгарник таков, что в начале выполнения задачи в памяти человека создается напряжение, сохраняющееся до тех пор, пока задача не будет завершена. И это напряжение постоянно стремится к своей реализации — к завершению начатой задачи. Завершение задач высвобождает вашу энергию.

Люди любят чувствовать завершенность, и наоборот, им не нравится незавершенность задач.

Отсюда можно сделать вывод, что не нужно иметь много незавершенных задач одновременно, поскольку любая незаконченная задача сохраняет в памяти напряжение. А напряжение — это определенная часть вашей отвлеченной энергии.

У каждого человека свой разумный предел незавершенного количество задач. Его нужно понимать и стараться не превышать. Если же перед вами возникает крупная задача большая, то лучше разбить ее на части, чтобы получать удовлетворение от решения промежуточных задач.

Приветствую вас на сайте «Наш секрет»!

Эффект Зейгарник в психологии - феномен, заключающийся в том, что человек лучше запоминает незавершенные действия, чем завершенные. Назван по фамилии Блюмы Вульфовны Зейгарник - психолога, одного из основателей отечественной патопсихологии (раздел клинической психологии, изучающий необычные модели поведения, эмоции, мысли, которые трудно одномоментно распознать как симптомы психических расстройств).

История открытия эффекта

Зейгарник родилась в 1900 году, в 1921 поступила на филфак Берлинского университета, но очень быстро переквалифицировалась на психолога. Вскоре она начинает посещать семинары выдающегося психолога Курта Левина, который активно изучал движущие мотивы и потребности личности, а также их зависимости от социального окружения.

Как-то вместе с Левином и другими его студентами Зейгарник зашла в кафе и обратила внимание на то, что их официант, принимая объемный заказ, ничего не записывает, но приносит абсолютно все, ничего не позабыв. На вопрос, как ему удается все помнить, он недоуменно ответил, что никогда ничего не записывает. Тогда Блюма Вульфовна попросила его припомнить, какие блюда выбрали другие посетители, которых он уже обслужил. Вот тут-то официант впал в раздумья, признавшись, что не может вспомнить ни один выполненный заказ хоть более или менее подробно. В тот момент Зейгарник решила узнать, как повлияет на процесс запоминания завершенность или незавершенность ситуации или действия.

Суть эффекта Зейгарник

Собственно саму теорию предложил Левин, но Зейгарник сосредоточилась на экспериментах, которые были крайне просты. Испытуемые должны были решить несколько задач за определенное время. В какой-то момент их прерывали, предлагали перейти к следующим заданиям, ссылаясь на ограниченное время. Потом участников эксперимента просили назвать задания, которые им запомнились лучше всего. И действительно, подавляющее большинство указывало на задачи, которые они не успели выполнить. Так и родился эффект Зейгарник. Осталось только понять, почему так происходит.

Первый и главные вывод - невыполненные задачи вызывают напряжение памяти, которое не отпускает до тех пор, пока дело не завершено. Любое напряжение пытается достигнуть разрядки. Кроме того, нечто завершенное нам нравится больше, чем эскиз.

Первый шаг к гештальт-терапии

На обывательском уровне вроде бы все понятно, но по сути - это огромный шаг к гештальт-терапии, направлению, сформировавшемуся только к середине 20-го века. Все слышали выражение «незакрытый гештальт», который, говоря очень поверхностно, по сути, и есть некое незавершенное действие, а точнее -дискомфорт, возникающий от незаконченности действия или ситуации. Как в сказке про Золушку: навязчивый поиск принцем обладательницы туфельки по факту является именно незакрытым гештальтом. Эти незавершенности накапливаются, накапливаются и в итоге преобразуются в невроз. Таким образом, эксперименты Зейгарник стали важным шагом к пониманию некоторых психологических проблем.

Психологическое значение

Понятно, что на работу эффекта влияют не только внешние факторы, но и внутренние. В первую очередь, уровень мотивации: насколько важно вообще завершить ту или иную работу. Чем больше мы эмоционально вовлечены в процесс, в явление, тем сильнее нас будет волновать его незавершенность, в том числе на бессознательном уровне. Важно и вознаграждение: что мы упускаем при невыполнении задания, какой будет приз. Плюс самооценка. Эффект в полную силу работает только при нормальном ее уровне. Если самооценка занижена, человек может вообще ничего не запоминать или делать вид, что не запоминает. Если завышена, то человек всегда будет слишком мотивирован на любое задание.

Необходимо отметить и человеческую особенность - акцентировать внимание на победах и стараться забыть о поражениях. Это легко объяснимо: еще Фрейд писал, что человек имеет склонность к вычеркиванию из памяти психологически неприятных явлений и ситуаций. Но забывание и работа с неприятным - немного разные вещи. Вот и получается, что наши старые нерешенные задачи, о которых мы уже позабыли, сохраняют свое напряжение в глубинной памяти и влияют на всю нашу жизнь.

"ОТПУСТИ СВОЮ БОЛЬ")

  • Немного теории.
  • Упражнение на завершение.
  • Случай из практики. (имя и местность клиента изменены для соблюдения конфиденциальности).

Вопрос:

Подскажите, как справиться с этим, если нет возможности завершить действие так, как хочется?

Ольга.

Ответ:

Ольга, добрый день! К сожалению, вы не написали, о каком незавершении идет речь. Но давайте попробуем разобраться.

Эффект незавершенного действия - один из интереснейших и наиболее изучаемых эффектов в психологии. Он заключается в том, что мы гораздо лучше (почти в два раза) запоминаем те действия, которые по тем или иным причинам прервали. Этот эффект назван эффектом Зейгарник.

Блюма Вульфовна Зейгарник (1900-1988) училась в 20-е годы ХХ века в Берлинском университете у известного психолога Курта Левина. В этом же университете преподавали более известные в те времена психологи и классики гештальт-психологии Вольфганг Келер, Курт Коффка, Макс Вертгеймер, но они занимались философией, теорией, изучали отдельные эффекты восприятия.

Курт же Левин, немецкий, а затем американский психолог, был близок к гештальт-психологии. Его всегда интересовала личность человека, мотивы поведения. Он разработал с помощью эксперимента методики изучения мотивации, в частности уровня притязаний, запоминания законченных и незаконченных действий и др.

Левин щедро делился знаниями со своими студентами, поддерживал их научные поиски. В своих воспоминаниях Блюма Вульфовна описывает его как человека, полностью поглощенного наукой, «рассеянного профессора», который может обсуждать пришедшие в голову мысли в самом неподходящем для этого месте, например, в галантерейном магазине. Однажды новая идея возникла при переходе улицы и Левин, прикрепив свой блокнот к борту грузовика, начал было ее записывать, но едва не упал, когда грузовик внезапно тронулся. Кстати, идею, которую Левин с риском для жизни так старался запечатлеть, позже подтвердил один из его учеников в своем эксперименте.

Подобная история произошла и с Зейгарник. Идея ее эксперимента возникла у Курта Левина тоже не в самом академическом месте – в небольшом берлинском кафе, где он вместе со своими студентами часто бывал, обсуждая научные проблемы. Материал для экспериментов можно найти везде, считал Курт Левин. И обратил внимание на поведение официанта, который легко запоминал то, что заказывали его клиенты. Но как долго официант может помнить заказы своих клиентов?

Попросив официанта подойти, Левин уточнил у него, что заказали клиенты, сидящие у окна. Официант легко вспомнил заказ этой пары. Но вспомнить, что ели другие клиенты, которые уже расплатились и направлялись к выходу, оказалось для официанта более сложной задачей. Он начал перечислять и запутался. Почему так произошло? Зейгарник предположила, что после того, как клиенты расплатились, у официанта уже больше нет необходимости помнить заказ, но пока этого не произошло, он должен держать все в голове. По всей видимости, человек по-разному запоминает законченные и незаконченные действия.

Идея была замечательной, но необходимо было ее развить и получить экспериментальное подтверждение. Этим и занялась Зейгарник. Во время опыта испытуемому предлагали выполнять несколько различных заданий. Рядом сидела Зейгарник и периодически, под разными предлогами прерывала выполнение некоторых заданий. Она делала это специально, но испытуемые об этом не знали, полагая, что просто происходят небольшие накладки. Количество завершенных и незавершенных заданий было одинаковым. После окончания эксперимента все задания убирали из поля зрения испытуемого, а потом, как бы случайно, его просили припомнить, что это были за задания. Здесь и обнаружилось, что испытуемые лучше запомнили те действия, выполнение которых было прервано. Причем разница оказалась довольно большой, незавершенные действия запоминаются в 1,9 раз лучше, чем завершенные.

Ольга, возвратимся к Вашему случаю. Здесь есть несколько вариантов решения вопроса.

Упражнение.

Вспомните Вашу ситуацию и мысленно проделайте завершение, которое вы хотите. И повторяйте такое действие до тех пор, пока почувствуете состояние завершенности.

Случай из практики.

У меня был случай с клиенткой. Она помнила свою обиду на мальчика 13 лет, когда еще была в пионерском лагере. Ситуация была такая. Мальчишка приставал к ней постоянно, задирал и девочка его сторонилась. Как-то было у них собрание, что-то они обсуждали. Все дети сидели за партами. Она тоже. Ей было неудобно, потому что к ней подошел и встал рядом тот мальчишка. Увидев, что она хочет встать с места и уйти, он ей просто приказал:

Сиди на месте, а то ударю.

Она все же встала и тут же получила удар ребром ладони по шее. Взрослая 45-летняя женщина помнила этот случай почти 30 лет. Стали с ней работать.

Я попросила ее представить какого-нибудь человека, героя фильма, книги, или может быть родственника или знакомого, который мог бы справиться с этой проблемой. Стали искать героя. Среди людей не нашли, ничего ей не отзывалось. Ни фея, ни Никита, ни женщина с веслом. Тогда стали искать образы среди животных. Она сказала:

    Вот если бы я была пантера, я бы смогла выскользнуть из-под его руки и не получила бы удара.

Я попросила ее представить эту картинку, и через некоторое время спросила ее, как она себя чувствует. Она сказала, что лучше. Но по ее виду и голосу я поняла, что полного завершения ситуации не произошло. Тогда я попросила ее посмотреть, что было с мальчишкой, когда она увернулась от его удара. Она сказала:

Он с размаху ударил по парте ребром ладони.

И как он себя чувствует после этого? - спросила я.

Ему очень больно, - сказала она и засмеялась.

Это и было завершением ситуации. Примерно по такому же принципу попробуйте и Вы поискать.

Может помочь повысить вашу работоспособность. Сначала я объясню, в чем заключается идея, а затем дам практический совет, как можно применить ее в обучении.

Что такое Эффект Зейгарник?

Представьте, что сейчас 9:00 вечера. Вы изучаете JavaScript. Садитесь за стол. Открываете свой ноутбук и запускаете редактор кода. Работаете вы, скажем, над проектом с ресурса freeCodeCamp - Wikipedia Viewer .

Работаете некоторое время, затем отвлекаетесь, открываете браузер, чтобы прочитать статью на сайте Mozilla Developer Network о совместном использовании ресурсов между разными источниками (CORS), потому что хотите разобраться c кросс-доменными Ajax запросами.

Все идет хорошо. Чем дольше вы читаете статью о CORS, тем лучше ее понимаете. Становится поздно, пора закругляться.

А) Оставите статью недочитанной, чтобы вернуться к ней следующим утром?
Или
Б) Доведете дело до победного конца и закончите чтение?

Потому что согласно эффекту Зейгарник, «прерванные задачи запоминаются лучше, чем законченные».

Люди так устроены, что испытывают тягу к завершению действия, которая активируется, когда какая-либо задача осталась недовыполненной. Вспомните о том, как постепенно разрешаются загадки в детективах, или о чувстве, которое испытываете, когда кладете трубку, так и не закончив спор с любимым человеком. Это ощущение напряженности появляется как раз благодаря пресловутой тяге к завершению начатого, которая эффективно помогает нам запомнить неоконченные задачи.

Итак, если вы предприимчивый разработчик, то вполне можете применить данный эффект, когда изучаете новые инструменты или развиваете свои навыки. Потому что – при равных временных затратах на изучение материала – эффект Зейгарник может помочь вам лучше и эффективнее запомнить концепции разработки.

А вот одна идея, как можно использовать этот феномен, когда учитесь писать код.

Профессиональный лайфхак: Оставьте кусок кода недописанным, когда “работа прет” и вернитесь к нему позже.

Вот вы работаете над одним из алгоритмов. Вы ухватили суть проблемы. Набросали кое-какие заметки и псевдо-код на бумажке, составили высококлассный план, как будете писать этот самый алгоритм.

Затем начинаете переводить свои мысли в код. Потом еще и еще. Работа спорится, и вы начинаете чувствовать прилив дофамина от мысли, что скоро задание будет выполнено и freeCodeCamp выдаст вам награду - поощрительное сообщение:

А теперь остановитесь. Прежде, чем закончите эту задачу. Остановитесь. Примите осознанное решение остановить процесс. Отойдите от компьютера и займитесь чем-нибудь другим.

«Но я же почти закончил!» - скажете вы.

Идея в том, что когда вы сами себя прерываете на середине процесса, вы не только лучше запоминаете то, в чем практикуетесь - вы еще и усиливаете свою мотивацию продолжить работу.

Тяга к завершению будет такой сильной, что вы не сможете выдержать долгой разлуки со своим компьютером. А когда наконец вернетесь, то точно оторветесь по полной.

Итак, используя пресловутый эффект Зейгарник, вы:

  1. Лучше запоминаете те концепции, которые затрагивались в задании
  2. Даете себе стимул вернуться к работе.
Причем с удвоенной энергией. Двойная польза.

Эффект Зейгарник в действии

В последнее время я запоем читаю книги и рассказы Роальда Даля, потому что он потрясный автор. И в одном из своих интервью он описал стратегию, наводящую на мысли об эффекте Зейгарник:
Я никогда не возвращаюсь к чистой странице, всегда дописываю примерно до половины. Сталкиваться с пустой страницей не очень хорошо. Но Хемингуэй, великий американский писатель, научил меня отличному трюку, который незаменим при работе над длинной книгой. Он выразил это так: «Когда работается хорошо, переставай писать» .

Это значит, что если все идет как по маслу, и ты точно знаешь, что случится в конце главы и что будут делать персонажи, не стоит продолжать писать, пока не доберешься до конца. Иначе тебе придется задаться вопросом, что делать дальше. И ты встанешь и уйдешь, а потом совсем не захочешь возвращаться к работе, потому что просто не знаешь, как продолжить.

Но если ты остановишься, когда все идет отлично, как сказал Хемингуэй… тогда ты будешь знать, что хочешь сказать дальше. Нужно заставить себя остановиться, отложить карандаш и все остальное и просто отойти. И тогда у тебя будут руки чесаться скорее вернуться к работе, потому что ты уже знаешь, что будет дальше, и это прекрасно, и тебе нужно это сделать. И так каждый раз, каждый день в течение года.

Если ты останавливаешься, когда застрял - вот тогда у тебя будут неприятности!


Послушать полное интервью Роальда Даля можно по ссылке.

Написание романа и кода намного ближе, чем вы думаете. И то, и другое - насыщенные творческие процессы. Если подобные остановки во время успешного процесса помогли двум легендарным писателям создать произведения, которыми восхищается весь мир, то могут и вам помочь прокачать свои способности и создать полезный продукт.

Если у вас есть идеи, как еще можно было бы использовать эффект Зейгарник для улучшения навыков в программировании, будем рады увидеть их в комментариях. Спасибо за внимание!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.