Что такое мнемотехника? Приемы мнемотехники. Мнемотехника: что это такое и как ее использовать

Почему, имея неплохую память, нам трудно запоминаются цифры, номера телефонов и особенно даты? Это поправимо. Поможет мнемотехника, о которой и пойдёт речь в нашей статье.

Мнемотехника - что это?

Прежде немного поговорим о мнемонике. С греческого означает «искусство запоминания». Это совокупность методологий и правил, которые направлены на улучшения работы памяти. Они помогают организовывать приходящую в мозг информацию, создавая ассоциативные картинки.

Запоминание цифр и сложных слов происходит посредством превращения их в некие красочные образы, благодаря этому, информация прочно закрепляется в нашем сознании. Мнемотехника, это не что иное, как реализация мнемоники на практике. Это совокупность приемов, которые помогают запомнить большие объемы информации.

Овладеть мнемотехникой может каждый и в любом возрасте. Для этого не нужно обладать сверхспособностями и специальными знаниями. Все будет зависеть лишь от того, сколько времени вы готовы этому уделить.

Виды мнемотехники

Рассмотрим их:

  1. Народная. Широко распространенная мнемотехника. Это не конкретная система запоминания, это некие приемы, которые используются людьми неосознанно. Косвенно нас учили их применять в детском саду и школе. Конечно, их эффективность низкая, не имеет научного обоснования и строгой системы.
  2. Классическая. Использовалась еще в глубокой древности для запоминания длинных ораторских речей. Набор приемов данного направления невелик. Лучшим примером классической мнемотехники станет метод «Цицерона», который рассмотрим ниже и «Вешалка».
  3. Педагогическая. В отличие от классической не использует за основу благодаря чему стала понятной и доступной большинству людей. Тут делается упор на естественное запоминание через усиленное переживание изучаемого материала. Это не что иное, как многократное чтение текстов, другими словами, зубрежка, конспектирование, срисовывание книжных иллюстраций. Привычный учебный процесс. В XVI веке эта мнемотехника одержала победу над классической. Методы первой по сегодняшний день применяются в современной системе образования.
  4. Цирковая, или как ее еще называют «эстрадная» мнемотехника. Использует принципы классической. Отличительная черта в особой кодировке информации, которая шифруется везде и в мимике и в жестах, интонации голоса. Главное, даже не само запоминание, а передача кода от ассистента к исполнителю разными способами. Получается, что используется только часть средств мнемоники.
  5. Спортивная. Речь идет о соревнованиях мнемонистов. Соревнуются по двум критериям: скорости запоминания и объема информации, запоминаемой однократно.
  6. Современная мнемотехника. Она подкреплена наличием теоретической базы. Существующие приемы на основе теории дорабатываются и объединяются в конкретную систему запоминания, которая будет направлена на решение той или иной задачи. Допустим, существуют комплексы упражнений для изучения иностранного языка. Наглядным примером станет метод «Джордано», позволяющий запомнить четкую, точную информацию.

Итак, мы коротко рассмотрели виды мнемотехники, приступим к обсуждению следующего вопроса.

Как она действует?

Итак, мнемотехника - что система запоминания. Нам тяжело удержать в голове и воспроизвести цифры, числовые ряды, списки слов и так далее, нежели логические, ассоциативные и другие связи между этими объектами. Именно по ним проще отыскать информацию в памяти. А если таковых связных нитей нет, их необходимо создать. Над чем и работает большинство приемов мнемотехники.

Как долго могут храниться в нашей голове эти зашифрованные объекты? Сколько потребуется. Главное - периодически их воспроизводить.

Память, как и наше тело, требует постоянной должен постоянно работать. Чем больше он загружен, тем эффективнее его производительность. Мнемоника известна еще из глубокой древности. Древние греки заметили прямую взаимосвязь памяти с органами чувств. Считалось, что чем больше эмоций получит человек в процессе жизни, тем ярче будут его воспоминая. Поэтому, выполняя упражнения для запоминания, необходимо подключать вспышки-ассоциации.

Ассоциации - основа. Только научившись воссоздавать в голове правильные и крепкие образы, можно двигаться дальше. Нелогичные и странные ассоциации способствуют лучшему запоминанию.

А как создать ассоциацию?

Есть несколько правил:

  1. Возникший образ поможет вспомнить информацию.
  2. Картинка должна быть нелогичной, нелепой и даже бессмысленной. Чем более неординарная ситуация возникнет в вашей голове, тем сильнее она врежется в сознание. Если же вам удается создать мысленно образ предмета, это пол успеха.
  3. Мнемотехника для начинающих покажется несложной, если научиться воссоздавать крупные, яркие, с детальной прорисовкой образы. К этому процессу желательно подключить все свои органы чувств.
  4. Пусть ассоциация будет смешной, первое, что могло прийти в голову.
  5. Представляйте себя. Для большей эффективности запоминания, приведите ассоциацию в действие.

К примеру, необходимо запомнить два слова: «верблюд» и «песочница». Представьте, что играете в песочнице, лепите куличики. А вдалеке около качелей стоит верблюд, жует колючку. И тут он уселся рядом, выставив огромные ноги в стороны, чтобы уместиться в малюсенькой песочнице. Вы смотрите и думаете, зачем здесь верблюд, я пришла в песочницу забирать сына. Что он тут забыл? Неожиданно верблюд прыгнул и скрылся за поворотом, а ребенок побежал за великаном вдогонку.

Поэтому, чтобы наша память долго хранила полученную информацию, следует сухие факты заменять яркими картинками. Приемов мнемотехники очень много, мы более подробно о некоторых поговорим ниже, так вот, каждый обладает рядом характеристик:

  • Новшество. Суть в том, что неважно, какой прием вы выбираете и какой сложности, главное, чтобы упражнение было новым, а, следовательно, и польза будет большей. Цель - выход из зоны комфорта.
  • Уровень сложности. Необходимо выбирать такие тренинги, над которыми нужно производить усилие, получать знания. К примеру, освоить новый язык.
  • Интерес, без которого далеко не уедешь. И еще, необходимо брать задания с нарастающим уровнем сложности. Он должен быть высоким, но не настолько, чтобы выявить вашу неспособность.

Результата можно достичь только путем регулярных тренировок. Итак, мы вкратце осветили на вопрос о том, что это - мнемотехника, немного поговорили о приемах, к которым позже снова вернемся. Разберемся, как научиться мнемотехнике.

Неважно, будь то мнемотехника для начинающих, или вы уже овладели некими азами, необходимо знать, чтобы развивать систему запоминания, ее нужно чаще использовать. Начинать стоит с простых задач. Если необходимо научиться запоминать цифры, начните с номеров телефонов, кредитных карт. Придумывайте длинные числовые ряды, допустим, пароль к аккаунту, и защиту поставите, и память потренируете.

Если вы хотите запоминать нечисловую информацию, можно воспользоваться книгой, только не художественной литературой. Потому что, мнемотехника - что это? Это совокупность методов и приемов, позволяющих запоминать большие объемы информации. А роман, как известно, содержит сюжет с логической последовательностью связанных событий. Присутствие этих связей, позволяет легко усваивать материал. Пусть лучше это будет физика, химия или география.

И еще некоторые советы по мнемотехнике для начинающих:

  1. Выбор метода. Важно правильно выбрать наиболее подходящую и соответствующую вашему типу мышления и восприятию систему.
  2. Выбор картинок и связей. В некоторых источниках даются однозначные рекомендации, к примеру, представить такие-то объекты, и что с ними необходимо делать. Но, каждый человек обладает индивидуальностью и преобразовывает полученную информацию в образы, основываясь на личном опыте, используя свои ассоциации. Поэтому не стоит останавливаться и отчаиваться, приведенные рекомендации могут послужить отправными точками.
  3. Повторение. Хорошего результата можно достичь путем многочисленных, регулярных тренировок. Их необходимо проводить каждый день или, хотя бы, три раза в неделю. Приобретенный опыт нужно закрепить, довести навык до автоматизма, чтобы в любой момент без труда им можно было воспользоваться. Повторяйте различные фразы. Памяти нужно показывать, что сохраненные объекты актуальны и важны для вас, доставайте из нее материал, который положили туда давно.
  4. Спокойствие. Тренироваться необходимо в полной тишине. Нет, это можно проделывать и в метро, но, главное, чтобы вы могли сконцентрироваться и абстрагироваться от окружающего мира. На начальном этапе освоения какого-то метода не позволяйте вмешиваться в процесс непрошенным эмоциям, гневу, стрессу и так далее. Во-первых, будет трудно понять, подходит ли он вам, а во-вторых, в последующей работе его использование может быть связано именно с этими ассоциациями, что будет мешать процессу запоминания.

Увлекательны, главное, вначале определиться с целью, для чего вам нужна развитая память: запоминать цифры (номера телефонов, пароли), для изучения иностранного языка или юриспруденции.

При изучении методов мнемотехники для начинающих, главной ошибкой становится иллюзия того, что после нескольких тренировок, многие считают себя профессионалами. В нужный момент ассоциация не срабатывает. Это все потому, что мало практических навыков для запоминания информации на длительный срок. Вроде бы связь между образами получилась правильной, но не сработала. Нужно много и упорно практиковаться, и методы мнемотехники шаг за шагом будут вам подчиняться.

А для чего, вообще, нужна мнемотехника?

Во-первых, мнемотехника - самообразование. Мы не только учимся запоминать большие объемы информации, она совершенствует работу мозга, это, во-вторых, тем самым улучшая нашу память. А в-третьих, постоянное применение техник позволит включить в работу и использовать:

  1. Внимание. Как известно, память и внимание тесно взаимосвязаны. Отслеживание связей между картинками, замена предметов образами тренирует внимание и улучшает концентрацию над производимыми действиями.
  2. Образное мышление. Его развитие способствует быстрому анализу и принятию решения.
  3. Способность к визуализации. Умение рисовать образы и ассоциативные картинки к ним, это уникальная возможность, которая помогает быстро запоминать большие объемы информации. И, вообще, меняет жизнь к лучшему, вы посмотрите на нее другими глазами.
  4. Воображение, которое мнемотехника прекрасно развивает. Вы заметите, как быстро сможете находить решение, а ваше видение будет ярким и нестандартным, причем окружающим будет казаться это сложным.

Вообще, мнемотехника способствует тому, что в работу включаются оба полушария головного мозга, левое отвечает за логику, правое за воображение. Обычно люди используют только одно полушарие, левое. Потому что применяют логический подход к решению задачи, а подключая правое, возможности мозга используются намного шире, делая процесс мышления более эффективным.

Рассмотрим основные приемы

Их можно практиковать каждый день и абсолютно всем:

  1. Базовый метод «Цепочка», для запоминания большого числа предметов. Он прост. Рекомендуется для начинающих в мнемотехнике. Допустим, нам нужно запомнить список продуктов для покупки. Что мы делаем, представляем яркий образ и склеиваем его мысленно с другим предметом, таким же пестрым, одинакового размера. Затем эти образы связываются между собой попарно. Когда связь образовалась, первая картинка из сознания убирается, переносом внимания на вторую. После этого возникает связь между вторым и третьим и так далее. Когда цепочка вспоминается, в сознании всплывает сразу несколько образов.

К примеру, нужно купить курицу, яйца и пшено. Представляем курицу, которая высиживает яйца. Цыплята вылупились и начинают клевать пшено. И так далее, выстраивается целая башня из образов. Так можно запомнить до сотни наименований.

  1. Прием «Матрешка». Тут образы соединяются парами. Первая картинка ассоциации всегда больше и содержит в себе второй. Тут, как в матрешке, одна картинка помещается в другую, при этом мелкий элемент представляется нам большим и соединяется с частью крупного объекта. При их соединении, внимание переводим на меньший, другой должен исчезнуть из сознания. Затем мы мысленно его увеличиваем и присоединяем третий. И так далее. Образы вкладываются друг в друга. При этом четко должны вырисовывать только два образа.
  2. Прием «Символизации». Применяется для запоминания абстрактных понятий. Кодируя некий образ, нужно задать себе вопрос, как его можно представить. Допустим, холод ассоциируется со льдом, лето с изумрудной травой, весна с букетом тюльпанов, а осень с желтыми кленовыми листьями.

Отличие приемов мнемотехники от зубрежки в том, что во втором случае информация запоминается после прочтения и повторения несколько раз. Здесь же запоминание происходит сразу, а потом, придерживаясь определенного алгоритма, полученную информацию необходимо повторять.

Теперь ясно, что мнемотехника для развития памяти является эффективным методом. Благодаря ней память не только улучшается, но и повышается скорость чтения, и быстрее усваивается информация.

Какие еще существуют мнемотехники и способы развития памяти?

Поговорим о методе «Цицерона» для запоминания текстовой информации. Он был так назван в честь великого исторического деятеля, философа, политика, превосходного адвоката, великолепного оратора, который на закате жизни стал консулом. Сделал огромный вклад в развитие европейской культуры. Он был объявлен врагом государства и казнен, но навсегда осталась память о нем.

Марк Туллий Цицерон обладал уникальной памятью, чем и был прославлен, являлся прекрасным оратором, и все свои речи говорил, не подглядывая в лист, воспроизводил даты, цифры и множество фактов и имен. Он всего лишь пользовался приемами мнемотехники, которую применял на практике древнегреческий поэт Симонид.

Сначала определимся, как работает метод

У него есть еще другое название «Римская комната». Смысл в том, что образы привязываются к знакомой обстановке дома, которые возникают в определенной последовательности. Благодаря этим ассоциациям, в памяти легко воспроизводились знакомые предметы интерьера, к которым привязывались, цифры, даты и имена. Этот метод пользуется популярностью в мнемотехнике у начинающих.

Принцип работы

Этот способ мнемотехники очень интересен. Есть определенные правила запоминания:

  1. Интерьер комнаты, рабочего кабинета или всей квартиры являются матрицей, к которой привязываются ассоциации объектов, которые необходимо запомнить. Тут важно придерживаться определенной последовательности, к примеру, передвигаться по часовой стрелке или по правой стороне, если представлять путь от дома к работе.
  2. Фиксация матрицы. Необходимо пройтись мысленно по комнате несколько раз, чтобы запомнить четкую расстановку предметов.
  3. Привязка информации к определенным объектам матрицы, к примеру, к обстановке комнаты или кабинета.

Есть некоторые особенности, облегчающие процесс запоминания по данному методу:

  1. Образы должны привязываться к предметам, которые хорошо освещены.
  2. Реальный размер объекта необходимо изменять на противоположный, если предмет большой, представляем его маленьким и наоборот.
  3. Связка знакомого предмета с новым образом должна быть яркой и динамической. Можно воспользоваться приёмом действия или просто включить воображаемую пеструю раскраску.

Приведем пример метода «Цицерон»

В качестве отправной точки будем использовать интерьер комнаты: дверь, угол, окно, зеркало, диван. Слова, которые нужно запомнить: ангел, крыса, огонь, старик, топор.

Ассоциация будет выглядеть следующим образом: Я подхожу к двери, и вижу, ослепляющего светом, ангела. Открываю дверь, а в угол бежит огромная крыса. Бросаю взор на окно, а его охватил пламенем огонь. Потом вижу зеркало, из которого на меня смотрит старик. Я подхожу к дивану, и начинаю бить его топором.

Популярна мнемотехника для у взрослых и не только. Ею могут пользоваться все, она эффективна и проста в применении. «Римская комната» научит легко запоминать информацию и воспроизводить ее в любой момент, не хуже пресловутого оратора.

И в заключение хочется отметить, что подходить ко всему нужно грамотно. Существует много литературы с методами запоминания, но в книгах смешивают различные, порой несовместимые приемы. Получается некий сыр-бор, в котором не прослеживается какая-либо система. Еще одной проблемой становится полное отсутствие теоретического обоснования применяемых методов. Без теории, любая практика будет неэффективной. Термины «мнемотехника» и «самообразование» тождественны, потому что, развивая память разными способами, мы получаем много новых знаний. А совершенствоваться необходимо постоянно.

Что такое мнемоника, мнемотехника, искусство мнемотехники: определение, объяснение метода.

  • Авторы многих доступных учебников по мнемотехнике при публикации своих работ руководствовались вполне приземленными для человека мыслями – написать текст, который будут покупать. Потому в книгах много сведений о науке мнемотехнике, объяснений, позволяющих, якобы, применять почерпнутые из различных выкладок, научных энциклопедий сведения в реальной жизни.
  • Однако, преследуя цель собрать несколько значительных «пластов» знаний о науке, в действительности у них получается все иначе: полезной и доступной информации мало, а терминов и «воды» много.
  • Человеческий мозг обладает невероятными возможностями, и мнемотехника помогает их раскрыть. Однако не всем, кто заинтересовался этой наукой, удается «раскопать суть» большинства техник, чтобы автоматически применять их в повседневной жизни.

В нашей статье собраны наиболее доступные объяснения и способы обучения навыку запоминания.

Что такое мнемоника, мнемотехника, искусство мнемотехники: определение, объяснение метода

  • В основе метода мнемотехники – создание образов в подсознании. Берется информация, необходимая для запоминания, и подсознательно преобразуется в образ путем ассоциации.
  • Мы обладаем прекрасной ассоциативной памятью, которую мнемоники используют в полной мере. Чтобы развить способность запоминать, необходимо уметь рисовать мысленно воображаемые предметы.
В основе метода мнемотехники – создание образов в подсознании

Вот пример запоминания информации. Ниже приведен список того, что мы обычно покупаем в магазине. Попробуйте запомнить последовательность слов:

Чаще всего у людей остается в памяти 7 наименований. Счастливчики, запомнившие весь список, как и остальные, как правило, по прошествии 5 минут забывают все слова из списка.
А теперь раскрываем секрет запоминания подобных списков таким образом, чтобы он оставался в памяти на несколько дней минимум.



Неординарные ситуации сильнее «врезаются» в память

Для запоминания необходим образ, а не только набор слов. Потому умение создавать в голове нужную картинку – уже первый шаг к успеху.

Для запоминания нашего списка проделываем следующие воображаемые действия:

  • Представляем пачку влажных салфеток
  • Представляем тюбик зубной пасты
  • Совмещаем два предмета, мысленно поставив их рядом или проткнув насквозь пачку салфеток тюбиком зубной пасты
  • Соединение двух необычных образов надолго врезается в мозг, особенно, если добавить некоторые детали: например, из пачки салфеток может вытекать какая-то жидкость или, находясь рядом с тюбиком зубной пасты, влажные салфетки покрываются пеной. Основная задача – соединение двух различных образов.
  • Далее в списке записаны шампунь, голландский сыр, мандарины и томатная паста. Проделываем все то же самое: на разлитый шампунь падает кусочек сыра, а мандарины варятся в томатной пасте.
  • Если с придумыванием ассоциаций все сложно, то просто представьте, как один образ «протыкает» другой.


Соединение двух необычных образов надолго врезается в мозг, особенно, если добавить некоторые детали
  • «Протыкание» одного образа другим не просто забыть, потому способ срабатывает почти всегда.
    Противники метода могут возразить, что на соединение образов уходит много времени. Однако, если нужно постоянно запоминать информацию в большом количестве, то метод того стоит. Упражнения мнемотехники как раз и разрабатываются для запоминания подобных списков, сведений, логических цепочек.

В книгах по мнемотехнике собрано достаточно информации, чтобы понять, как работают упражнения и как создавать свой дворец памяти или чертог разума, если вам так больше нравится. Все упражнения полезны при регулярном их применении в жизни.

Как создавать дворец памяти

  • Сохранившиеся в памяти образы – это ваш склад изображений, который вы строите в голове. Из подобного хранилища образы извлекаются в нужный момент, например, список продуктов. В течение нескольких дней список забудется, даже при наличии суперпамяти.
  • Упражнения мнемотехники помогут сохранить список на долгие годы в так называемом дворце памяти.
    Создание дворца памяти можно сравнить с методом Цицерона. Суть его заключается в том, что мнемоник рисует в своем воображении жилище и мысленно расставляет в нем предметы, присваивая им определенные образы.
  • Теперь об особенностях нашего «строения»: поскольку дворец памяти создается в мысленно, то и процесс запоминания будет проходить удобнее, ведь в таком случае позволительно использовать самые разнообразные предметы.


Вот как это выглядит практически:

  • Требуется запомнить физическую формулу q = CU. Преобразовываем полученные латинские буквы в образ. Здесь все совершенно индивидуально: представляйте то, что вам легче запомнить.
    Например, q - кочан капусты, CU - авоська. Теперь рисуем завершенный образ: в авоське лежит кочан капусты.
  • Двигаемся дальше и отправляем полученный образ во дворец. Но не просто оставляем его там, а укладываем на полочку, которая называется «Физика». Чтобы проще было ориентироваться в нашем дворце, установим на эту же полку небольшой бюст Эйнштейна или учебник по физике. Теперь ставим авоську с кочаном на полку.

Как видите, ничего сложного!

Для обучения навыку запоминания не обязательно погружаться в изучение деталей о работе мозга и о том, какова скорость заряда между нейронами. Главное усвоить технику запоминания.



Усвоив технику запоминания, вы сможете без труда наполнять свой дворец памяти образами

Как развить память начинающим взрослым — мнемотехника: методы, приемы и упражнения

Какими же приемами и практическими упражнениями располагает мнемотехника? Тренируя память, вы сможете запоминать как образную информацию, так и сведения, представленные в текстах или таблицах.

Для кого приемы мнемотехники будут полезны:

  • Всем нам в какие-то моменты необходимо запомнить определенное количество точных сведений. И совершенно не обязательно для этого быть школьником, студентом или преподавателем. Вспомните, сколько имен, номеров телефонов и списков вы записываете в электронные или записные книжки.
  • А ведь было бы проще вносить все сведения в свой мозг. Тогда вы уж точно сохраните все «листы» своей «записной книги» и не нужно будет искать зарядное устройство для телефона или планшета, если вдруг разрядиться аккумулятор, чтобы увидеть свои записи.
  • Вы просто будете помнить всю информацию, которая может понадобиться. В некоторых случаях «сделать запись» мысленно намного легче, чем искать нужный блокнот, ручку или карандаш.


В некоторых случаях «сделать запись» мысленно намного легче, чем искать нужный блокнот, ручку или карандаш
  • Приемы мнемотехники выручат и оратора, речь которого после некоторых выполненных и опробованных во время выступления упражнений будет литься плавно и естественно.
  • Школьники и студенты также смогу оценить приемы мнемотехники, особенно в период сдачи зачетов и экзаменов. Ведь упражнения помогут лучше запоминать большое количество информации. Если на экзамене студенты пытаются списать со шпаргалки или с телефона, то тот, кто применяет описанные выше техники по запоминанию данных, сможет без особых усилий списывать из своей памяти.
  • Такой способ безопаснее, да и времени на подготовку к сложным экзаменам понадобится меньше.
    Для преподавателей использование приемов мнемотехники будет не только полезным, но и добавит уважения. Лекционные материалы будут запоминаться быстрее и подглядывать в конспект не придется.
  • Для запоминания информации о людях из своего обширного круга деловых знакомств также не лишним будет знание приемов мнемотехники.
  • Если вы будете часто прибегать к разработанным мнемониками способам запоминания информации, даже в качестве профилактики своей постоянной забывчивости, то ваша память не начнет «отмирать» за ненадобностью до преклонных лет.


Располагать данные и связывать их мысленно помогают образное мышление, воображение, внимание

Основы мнемотехники: описание

Как же работают приемы и методы для запоминания больших информационных блоков? Мысленно упорядочив (расположив) необходимую для запоминания информацию, используя различные ассоциации, можно связывать получаемые сведения между собой. Располагать данные и связывать их мысленно помогают образное мышление, воображение, внимание.

  • Чтобы применять методы мнемоники, не обязательно начинать знакомство с этой областью знаний с нуля. Все приемы становятся доступными и понятными практически сразу после ознакомления с мнемоникой. Основы мнемоники позволяют уже на ранних этапах самообучения запоминать простые последовательности чисел, знаков, слов.
  • Быстрое освоение основ мнемотехники может сыграть злую шутку с новичком: свои новые возможности он воспринимает как полностью освоенный навык и прекращает развиваться в этом направлении дальше. Что же происходит? В определенные моменты мнемотехника дает сбой из-за отсутствия практических навыков по запоминанию и опыта сохранения информации в памяти на длительный период.


Основы мнемоники позволяют уже на ранних этапах самообучения запоминать простые последовательности чисел, знаков, слов

Правильно составленные ассоциации помогут обрабатывать в уме большое количество информации. Потому важно отрабатывать приемы мнемотехники на уровне навыка. Регулярные тренировки помогут овладеть искусством запоминания. А вот быстрым наскоком добиться эффективности приемов нельзя.

Видео: Чертоги разума. Дворец памяти

Мнемотехника – тренировка памяти: таблицы цифр, букв, символов

Для тренировки памяти есть специальные таблицы. Их можно найти во всемирной паутине в свободном доступе. Таблицы Шульге, например, разработаны для разного уровня сложности. Суть заключается в том, что нужно находить числовые значения и знаки, которые нужно будет добавить через пару ходов. Таблицы Шульге развивают память, улучшают концентрацию внимания.



Принципы запоминания информации

Буквы

Цыфры

Знаки

Есть тренировочные упражнения, разработанные в виде игр на внимание и сообразительность. Вот некоторые из них:

  • В игре «Числовой охват революция» необходимо запоминать появляющиеся на экране цифры и безошибочно вводить их в пустое окошко. Правильный ввод цифр позволяет пройти дальше и увеличить количество набранных очков. Игра может длиться долго или закончится после третьего неправильного ввода последовательности цифр.
  • Суть игры «Быстрое сложение перезагрузка» заключается в том, что открывается заданное трехзначное число, а игроку необходимо подобрать правильные слагаемые суммы этого числа. Правильный ответ увеличивает количество балов.
  • Среди сложных заданий можно выделить Красно-черные таблицы Горбова-Шульге. В них требуется запомнить одновременно две цифровые последовательности. Черные клетки предназначены для выбора наименьшего числа, а красные – для наибольшего. В игре главное быстро подбирать нужные числа.
  • Не все таблицы и задания построены на вычислениях и подборе чисел. Например, в игре «Буквенный охват» развивается память и внимание, благодаря запоминанию букв и их воспроизведению. На экране появляются буквы, которые нужно запомнить. Следующий шаг предполагает запись буквенного ряда по памяти.


Во Всемирной паутине можно найти тренировочные упражнения, разработанные в виде игр на внимание и сообразительность

Мнемотехника – запоминания имен на основе визуального мышления: описание метода, ассоциации

  • Для запоминания имен необходимо внимательно слушать людей, которые вам представляются, а не отвлекаться на мысли о предстоящих с ними беседах.
  • Услышанное от нового знакомого имя можно несколько раз повторить во время первой встречи или разговора (если это уместно). Завершающей фразой может стать следующая: «приятно познакомиться», и обязательно повторить имя нового знакомого.

Но есть и другие способы, позволяющие запоминать имена новых знакомых. Мысленно представить образ, который ассоциируется в вашем воображении с конкретным именем:

  • Светлана – электрическая лампочка
  • Валерий – школьный учитель
  • Соня – грызун
  • София – софа
  • Павел – перо павлина
  • Лилия – одноименный цветок
  • Николай – кол
  • Михаил – медведь

Представив картинку, которую рисует ваше воображение при упоминании определенного имени, свяжите полученный образ с внешностью нового знакомого. Например, если София рыжеволосая, то представьте на софе копну рыжих волос. Только не раскрывайте свой секрет человеку, имя которого вы запомнили таким необычным способом. Ведь нарисованный вашим воображением образ-ассоциация может его обидеть.

Видео: Как запоминать имена людей?

Мнемотехника для развития памяти взрослым – программа: описание

Приемы мнемотехники

Цепочка

  • Связывание ассоциаций попарно. Пары придуманных образов составляются примерно одинаковые по размеру. После образования связи между первым образом и вторым, связь с первым образом «обрывается», а внимание переключается на второй образ. Так образуется взаимосвязь между образами. Если возникнет необходимость припомнить один из образов «цепочки», то сознание воспроизведет одновременно до пяти образов.
  • В образовании связей должна присутствовать определенная система: горизонтальная ассоциация предполагает размещение первого образа по левую сторону, вертикальная ассоциация предполагает размещение первого образа внизу. Припоминание образов должно происходить в таком же порядке.

Прием «Матрешка»

  • Механизм запоминания предполагает соединение образов парами, но в определенной последовательности: первый образ самый крупный, второй образ меньше первого, третий — меньше второго и так далее.
  • При переключении внимания на следующие образы, предыдущие складываются друг в друга. В подсознании четко видно только два образа.

Видео: Мнемотехника и мнемоника

Мнемотехника – запоминание на основе визуального мышления. Существуют разные способы применения этой техники. С помощью методов мнемоники запоминаются такие объемы информации, которые кажутся на первый взгляд не запоминаемыми.

Мнемоническое запоминание осуществляется в четыре этапа. Сначала происходит кодировка, соединение двух образов, запоминание последовательности, отправка в длительную память.

Мнемотехника (мнемоника): что это и как освоить

Метод быстрого запоминания называется мнемотехникой. Сочетание различных приемов позволяет запоминать обширные объемы информации. Приобрести такие способности мечтают многие ученики, инженеры, ученые и простые люди, в личных целях.

В последнее время по телевизору показывают удивительных людей, которые за одну минуту запоминают 100 вытащенных наугад карт или сотню мелких деталей. Такие способности выглядят для простых зрителей настоящим волшебством.

Секрет заключается в том, что эти люди владеют мнемоникой. Они не скрывают того, что закончили курсы мнемотехники и утверждают, что эти тренинги способны развить супер-память у любого желающего.

Важное достоинство техники для развития памяти заключается в том, что ее приемами способен овладеть любой желающий. Сверхспособности или специфические знания для этого не нужны. Тренировка поможет взрослым, подросткам и детям. В любом возрасте легко натренировать память, стоит только захотеть.

Обучение мнемотехнике начинают в любом возрасте. Насколько успешно будут усвоены приемы запоминания, зависит лишь от потраченного вами времени и приложенного старания.

Важнее всего понять закономерности запоминания, узнать базовые принципы и применять мнемотехнику практически. Следует постоянно совершенствовать свое умение, не останавливаться на достигнутом.

Мнемотехнику можно изучить самостоятельно, по источникам в интернете, бесплатно. В этой статье мы расскажем об общих возможностях использования мнемотехники и раскроем ее некоторые секреты.

Мнемоника

Говоря двумя словами, мнемоника – искусство запоминания. Мнемотехника – это приемы и методы запоминания.

Некоторые эффективные методы известны вам с детства. Метод Акростих помогает ученику запомнить раз и навсегда цвета радуги. Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан. Первая буква каждого слова этого детского стишка совпадает с буквой цвета радуги. И все знают, что радуга имеет семь цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

С помощью этой методики наши предки заучивали буквы алфавита. Сейчас этот стих не используют, потому что и буквы уже называют по-другому.

Мнемофразы помогают помнить правила синтаксиса: надеваю одежду, одеваю Надежду. Уж замуж невтерпеж.

Биссектриса – это крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам. Эти детские стишки помогут нам понять, как работает мнемотехника.

Для того, чтобы хорошо запоминать мастера мнемоники советуют пользоваться системой образов или ассоциаций . Так фамилию Эйнштейна связывают с физикой. Имя Иван похоже по звучанию на диван. Число одиннадцать внешне похоже на барабанные палочки и китайские палочки для еды. Любовь ассоциируется с сердцем.

Метод сочинения истории помогает запомнить не связанные друг с другом слова. К примеру:

  • Ананас;
  • Барабан;
  • Крокодил;
  • Вентилятор;
  • Кирпич.

Придумаем смешной рассказ про то как ананас играл на барабане, крокодилу это не понравилось, он побежал к барабану, но вентилятор сдул его с пути, и крокодил ударился об кирпич.

Причем, чем более бредовая история, тем скорее она запомнится.

Очень близкая к этой методике – Цепочка . Она предполагает образы выставить в уме в цепочку. Ананас держит барабан, крокодил кусает барабан, на его хвосте висит вентилятор, и кирпич лежит на подножье вентилятора.

Представив в уме такую веселую картинку вы быстрее запомните пять слов. Таким же способом можно запоминать и 10, 20, 100 незнакомых слов.

Самым продвинутым способом запоминания считается метод Локаций . Чтобы им воспользоваться, следует вспомнить в уме привычную обстановку вашей квартиры и обозначить для себя все места каким-то числом. Входная дверь будет номером 1, коврик с парой обуви – 2, кассета с чистой обувью – 3, вешалка с пальто – 4, полка для шляп – 5.

Если теперь на дверь прицепить ананас, на коврик положить барабан, в кассету засунуть крокодила, на вешалку повесить вентилятор и на полку между шляпами спрятать кирпич, мы тоже запомним эти слова, которые слышали недавно впервые.

Также можно вспомнить маршрут, по которому вы ходите каждый день на работу.

Упражнения мнемотехники для начинающих

Совет начинающей аудитории: сохранять спокойствие. Для изучения новой информации следует оставаться спокойным. Это необходимо для того, чтобы лишние эмоции, тревожное состояние не смешивалось с ассоциациями, которые вы выстраиваете в голове, для кодирования. К тому же будет сложно понять для себя, какой метод подходит вам больше.

Новичку полезно понять принципы мнемоники и выбрать подходящие приемы. Замечено, что запоминать разрозненные предметы, несвязанные цифры труднее. Легче запоминать связь между объектами. Хорошо связать уже известную информацию с новой.

Проще запоминаются логические, образные, эмоциональные, яркие ассоциации, а не сами объекты. По этим связям информацию легче найти в памяти и воспроизвести.

Если нет таких связей, их надо создать. В этом и есть суть заучивания в мнемонике.

Мнемотехника работает следующим образом:

  • берутся абстрактные данные;
  • между ними создаются связи – происходит кодирование;
  • запоминание, повторение в удобной форме;
  • декодирование, расшифровка;
  • воспроизведение нужных данных, которые надо было запомнить.

В такой последовательности происходит работа с данными. Новичкам не следует пугаться этого, вроде сложного процесса. Если практически начать применять советы мастеров, окажется, что это не так сложно, как кажется.

Мнемотехника позволяет новичкам использовать те образы и ассоциации, которые им ближе, удержать их в памяти легче.

Как запоминать списки

Описываемые техники помогают запоминать списки. Нам иногда приходится брать с собой длинный список продуктов в магазин, который неудобно держать в руке и запоминать трудно.

Список нужных вещей в дорогу, план выступления тоже выглядят как список. Анекдоты и истории, фокусы тоже люди любят запоминать. В виде списков можно запоминать полезную информацию.

Удобнее все это запомнить, пользуясь мнемоникой.

Эта техника позволяет запоминать списки ненадолго.

Первый десяток слов запомним по тому, на что они похожи по внешнему виду:

  1. Столб, фонарь;
  2. Лебедь;
  3. Попа, ухо;
  4. Стул перевернутый, флаг;
  5. Крючок;
  6. Вишня;
  7. Кочерга, клюшка;
  8. Женщина, гитара;
  9. Воздушный шарик;
  10. Гольф.

Второй десяток – по звучанию:

  1. Орден, Бог Один;
  2. Тварь;
  3. Трио;
  4. Черт;
  5. Пятка;
  6. Шест;
  7. Семечки;
  8. Дева;
  9. Деспот.

Нам надо запомнить список:

  1. Шуба;
  2. Свекла;
  3. Селедка;
  4. Картошка;
  5. Велосипед;
  6. Колбаса;
  7. Конфеты;
  8. Газировка;
  9. Варенье;
  10. Молоко.

Чтобы запомнить эти слова представим шубу, болтающуюся на фонаре, свеклу в клюве у лебедя, селедку, шлепающую попу, картошку, сидящую на стуле, велосипед, с крючком в шине. И для каждого слова надо придумать свою бредовую историю, связывающую его с цифрами от 1-10.

Чем история веселее, неожиданнее, тем скорее она запомнится. Мозг отмечает для себя все необычное, неординарное.

Следующий десяток списка свяжите с цифрами от 11 до 20.

Список:

  1. Телефон;
  2. Карета;
  3. Телевизор;
  4. Кровать;
  5. Осьминог;
  6. Рубашка;
  7. Варежки;
  8. Мышеловка;
  9. Пирог;

Представим орден с изображением телефона, карету в которой едет ужасная тварь. Телевизор, на экране которого танцует трио. Кровать, где спит Черт. Осьминог хватает пятку. Рубашка болтается на шесте. Варежки полны семечек. В мышеловку попались осы. Дева испекла пирог. Деспот кормит всех бочками меда.

Теперь попробуем воспроизвести список и увидим, что у нас это получится, даже в разброс.

Мнемотехника для развития памяти взрослым: лучшие упражнения

Приемы запоминания можно придумывать разные. Если количество букв в слове считать цифрой, то можно запомнить сложное длинное число. К примеру, корень из двух: 1,4142135623. Смешной стишок в этом поможет.

«Я Дуся, я дура, но я вот нашла корень из два».

Способы мнемотехники под названием Рифмизация помогают запомнить скучные законы по физике. «Тело, впернутое в воду, выпирает на свободу с силой выпертой воды телом, впернутым туды», так звучит закон Архимеда.

Для заучивания иностранных слов подходят приемы созвучия. Слово Swing – раскачиваться, похоже на русское свин. Представляя себе раскачивающегося на качели поросенка, запомним надолго английское слово.

Длинные английские слова можно дробить на короткие для более легкого запоминания.

Методы мнемотехники для запоминания текстов

Цицерон, отправляясь на очередное публичное выступление, всегда шел по одной и той же дороге. Дорога была ему знакома, начиная от кустика до камушка. Ключевые слова, с которых начинались блоки, на которые делил тексты Цицерон, он произносил в уме в тех местах, которые помнил по маршруту.

Для запоминания текстов, выучите маршрут, по которому идете каждый день на работу или в школу. Ключевые слова следует связать с точками дороги, которую вы помните наизусть. Текст хорошо разделить на абзацы или главы, небольшие части. Тогда вы сможете удивить своих друзей и преподавателей, рассказывая текст без ошибок.

Лучшие книги по мнемотехнике

В этой книге собраны примеры упражнений, разных способов, для развития быстрого запоминания. Артур запомнил число Пи до 22529 знаков.

Цены на Думчев Артур Помнить все. Практическое руководство по развитию памяти

Книга повествует о периоде времени, которое автор потратил на изучение собственных способностей к запоминанию. Целый год он раскрывал внутренние потенциалы, скрытые механизмы, защитные нюансы и тренировался.

Цены на Джошуа Фоер Эйнштейн гуляет по Луне. Наука и искусство запоминания

Цены на Тони Бьюзен Суперпамять

Любой человек при желании может помнить обширные объемы информации, в цифрах, событиях, списках, в виде текстов. Если вы не верите, советуем попробовать поработать со своей памятью по методу О’Брайена. Упражнения дадут уникальный результат через несколько недель.

Цены на Доминик О’Брайен Как развить Суперпамять

Произведение выпущено для тех, кто плохо запоминает информацию. Улучшить возможности ума, стать смелее в коллективе, результативнее в карьере, семье, максимально улучшить потенциал мышления учит Денис Букин.

Цены на Денис Букин Развитие памяти по методикам спецслужб

Ученые доказали, что способность помнить тренируется еще успешнее, чем бицепсы. Когда вы начали забывать что-либо, надо потренировать головной мозг. Этот пробел биографии легко исправить, если почитать рекомендации чемпиона запоминания среди россиян.

Цены на Станислав Матвеев Феноменальная память. Методы запоминания информации

Путь к большому успеху открывает талант хорошо помнить и обрабатывать объемную информацию быстрее других. Эти таланты можно развивать, считает автор, предлагая необычные способы и интересные упражнения.

Цены на Кристин Лоберг, Майк Байстер Быстрый ум. Как забывать лишнее и помнить нужное

У десяти процентов престарелых людей, перешагнувших семидесятилетие замечена болезнь Альцгеймера. Нил Барнард рекомендует полезную еду и упражнения, отодвигающие расстройство мышления, проявления слабоумия и утрату воспоминаний.

Цены на Нил Барнард Питание для мозга. Эффективная пошаговая методика для усиления эффективности работы мозга и укрепления памяти

Познакомившись с этим произведением, вы узнаете о работе головного мозга, о том, как сохранить ясность мышления до последних дней жизни. Решать интересные головоломки, необычные задачки и синтезировать новые связи нейронов в коре головного мозга, предлагает Анхельс Наварро.

Цены на Анхельс Наварро Память не изменяет. Задачи и головоломки для развития интеллекта и памяти

Достигнуть настоящих рекордов в различных сферах жизни, вы сможете, когда прочитаете это простое руководство. Раскроются потенциальные способности запоминания, возможности обрабатывать большой объем текста, цифр и чисел.

Цены на Гарри Лорейн, Джерри Лукас Развитие памяти. Классическое руководство по улучшению памяти

В чем состоит секрет высокой эффективности различных методик запоминания больших объемов информации? Мы поговорим о процессе, на котором основаны все мнемотехнические приемы. Именно на нем построены все наиболее известные в мире техники запоминания.

Самым простым, но от этого не менее важным мнемоническим приемом является правило ассоциаций. Если вы вспомните один только предмет из ассоциативного ряда, вы тут же вспомните и все остальные предметы из него! Главной проблемой является создание искусственной ассоциации с ее последующим «увязыванием» в один информационный пласт. Словом, особенных секретов тут просто нет!

При запоминании и усвоении информация всегда должна превращаться в образы. Это вся информация, которая была увидена или услышана вами. Так вы во много раз превзойдете результаты тупого механического зазубривания. Так данные не только моментально запоминаются, но и навсегда остаются в памяти.

Словом, основным мнемоническим приемом является способ ассоциации. Единицей памяти в этом случае является образ, который соединяет в себе несколько предметов и явлений.

Правила выбора лучшего образа

Качество образов, на основе которых и проходит само запоминание, бывает различным. Ведь предмет можно запомнить не только во всех деталях, но и очень обобщенно, в черно-белом цвете. Таким образом, далеко не каждый образ может подойти для запоминания. Наиболее качественными являются:

  1. Образы предмета в цвете. Цвет представляемого вами образа должен соответствовать таковому для запоминаемого вами предмета. Скажем, радугу бесполезно запоминать, используя для этого одноцветный предмет.
  2. «Объемистые» образы. Даже если запоминаемый вами предмет мелкий, то образ, которому он соответствует, мелким быть не должен. К примеру, запоминая парочку из мыши и экскаватора, представьте, что мышь не меньше огромного механического монстра!
  3. Обилие деталей. Образ обязательно должен быть как можно более детальным. Запоминая мордочку все той же мыши, представляйте ее во всех мельчайших деталях, включая усики и глазки-бусинки. Это очень важно в тех случаях, когда при помощи мнемотехники вы запоминаете сложные пароли.
  4. Яркость и насыщенность красок. Предметы всегда должны быть яркими и блестящими. Яркий образ – легко запоминающийся образ!
  5. Объем. Плоские образы использовать не советуем, так как они практически не запоминаются.

Наша память и мощь нашего сознания во много раз превосходят все современные программы для трехмерного моделирования. Мы можем приблизить, осмотреть со всех сторон и даже деформировать практически любой предмет. Возможности нашего мозга в этом плане практически не изучены. Возможно, они и вовсе являются безграничными.

Картинки для образов

При объединении нескольких детальных образов в один мы получаем так называемую картинку. Однако не все они полезны и всегда должны соответствовать некоторым определенным требованиям:

  • Картинка должна быть необычной. Красочные, яркие и необычные связи запоминаются очень хорошо и быстро. К примеру, вместо «кленового листа» советуем использовать пример «ярко-желтого листа клена, глубоко врезавшегося в осеннюю землю». Данный прием отлично себя показывает в абсолютном большинстве случаев.
  • Картинка должна двигаться. Любой движущийся предмет намного лучше запоминается. Кроме того, в движении каждый предмет привлекает к себе больше внимания. Сами посудите: «шурупы и отвертка лежат на верстаке» и «слон закручивает шурупы отверткой в верстак». Когда запомнить большее число предметов проще?
  • Картинка должна быть эмоциональной. Это не только куда проще запомнить, но и просто интереснее и «легче».
  • Картинка должна обладать четкими связями между всеми своими элементами. Причем составляющие картинки должны быть логично и осознанно связываться друг с другом. Контуры всех составляющих картинки должны быть представлены вами на фоне специфической и подходящей для них обстановки. К примеру, вы легко запомните наименования целой горы фруктов, если будете их представлять на фоне овощного магазина.

Абстракции

Бывают случаи, когда нет никакого зрительного или визуально представляемого образа. Слова наподобие боли и власти, жесткости и доброты просто не имеют таковых. Именно для этого случая идеально подходит метод ассоциаций. Богатое воображение легко поможет вам и в этом случае.

Любовь легко представить в виде пронзенного стрелой сердца, а в виде целой кучи золота вы легко запомните богатство. Власть, к примеру, может быть запомнена как трон или как скипетр с державой. Такие ассоциации достаточно распространены, но конкретную вам подскажет ваша фантазия. Кроме того, ассоциации легко строить на основе созвучности предмету или даже рифмы (галка-палка). Быть может, боль для вас ассоциируется не с огорчением, а с запахом аптеки или помещением больницы.

Приведем несколько устоявшихся и повсеместно распространенных ассоциаций:

  • Смерть-крест.
  • Богатство-слиток золота.
  • Скорость-автомобиль.
  • Ум-книга.
  • Жара-вентилятор.

Сами подумайте, подходят ли вам эти определения, ведь в случае необходимости их можно быстро поменять на необходимые вам.

Терминология. Довольно часто приходится встречаться с текстами, в которых слишком много узкоспециализированных терминов. Особенно это применимо к медицинским текстам. Если терминов мало – то это не беда. А если из них состоит едва ли не половина текста? В этом случае вы (быть может) одолеете кучу незнакомых слов, но непосредственный смысл текста от вас легко может ускользнуть.

Наибольшую проблему представляет то обстоятельство, что не только слово, но и его значение нужно запомнить. А потому образ приходиться создавать не только для самого слова, но и для его значения. В основе данного метода лежит все тот же метод использования абстракций. Все образы при удачном подборе легко связываются в цельную картину.

К примеру:

  • «Консенсус» (согласие и достижение взаимовыгодной позиции). Представляем картинку: на копне сена в телеге сидят двое мужчин, пожимающих друг другу руки. Рядом с ними сидит суслик.
  • «Аккреция» (выпадение рассеянного космического вещества на поверхность космического тела). На солнце падают лепестки акации и кусочки кремния.
  • «Аутопсия» (вскрытие погибшего). Представляете картину: психически неполноценный человек с якорем в руках вскрывает автомобиль (думаем, что вы и так запомните то, что вскрывают в этом случае тело, а не автомобиль).

Эти простые и наглядно представленные предметы должны быть понятны каждому и помогут любому человеку эффективно запоминать большие количества информации.

Однако все образы, приведенные выше, не являются панацеей. В случае самостоятельного подбора образов они работают намного лучше.

Лучше применять те образы, которые сразу приходят к вам в голову. Несколько образов, создаваемые с целью отбора для них подходящего – плохая и ошибочная стратегия.

Как правило, мнемотехника признается практически всеми, но в обществе распространена ее неправильная трактовка. Многие думают о том, что «несерьезность» используемых методов не может дать хороший результат. Ведь мы привыкли мыслить квадратно-гнездовым методом. Ведь простые решения сложных проблем редко находят отклик в головах взрослых людей. Зато школьники и студенты быстро втягиваются в эту увлекательную и веселую «игру», с легкостью запоминая сотни и тысячи самых разнообразных терминов, дат и определений. Причем результаты бывают самыми фантастическими! Кроме мнемотехники, никакая прочая методика не даст столь впечатляющих результатов. А потому мы настойчиво призываем вас воспринимать серьезно предлагаемые нами методы и больше тренироваться.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Под этой многообещающей шапкой собраны воедино различные рекомендации. Некоторые из них нацелены на общее укрепление памяти, некоторые - на прицельное запоминание определенного текста или определенных данных. Одни связаны с интеллектуальной работой над запоминаемой информацией, другие - с ее механическим зазубриванием, третьи - со всем вышеперечисленным вместе. Что-то потребует от вас потратить время на специальную предварительную подготовку рабочих "ассоциативных" рядов, что-то работает только при непосредственном прочтении или прослушивании материала. Общее у всех этих методов и приемов только одно: они позволяют значительно укрепить запоминание и усвоение какой бы то ни было информации. Надеемся, что студент, перед каждой сессией страдающий от невозможности запомнить огромный объем свалившихся на него фактов, цифр и концепций, не пробежит мимо этого раздела.

Механическое запоминание

При всех мыслимых ухищрениях есть вещи, которые проще всего запомнить механически, зубрежкой. К ним ни в коем случае не относятся куски взаимосвязанной информации, и даже ряды не связанных друг с другом сведений (лучшим образцом которых является телефонная книга). К таким вещам относятся только одиночные элементы информации, которые невозможно увязать в систему с другими, вам уже известными (например, отдельный телефон или пароль). В этом случае остается зазубрить. Однако и это делать нужно с толком. Конечно, главное в зубрежке - повторение. Но какое? Ни в коем случае не надо вдумываться в смысл зазубриваемого. Надо повторять его как можно больше раз подряд (и потом несколькими циклами на протяжении нескольких дней) вслух, как заклинание на иностранном языке, пока оно не "впечатается" в ваш мозг чисто фонетически. Вот тогда можете дополнительно осмыслить, это уже ничему не повредит. Духовенство раннего Средневековья таким образом - чисто фонетически - заучивало громадные тексты на непонятной ему самому по необразованности латыни.

Зазубривание идет лучше, если вы подберете музыкальную фразу или аккорд, на которые хорошо ложатся запоминаемые словосочетание или предложение. Если вы будете не проговаривать, а петь заучиваемое, оно "схватится" гораздо быстрее и будет сохраняться дольше. Кстати, один из секретов памяти сказителей, хранящих в мозгу невероятные по объему своды эпических песен, заключается в том, что это именно песни, а не голый текст: музыкальный ряд словно сам собой несет память от одного ассоциированного с определенным его фрагментом слова к другому, ассоциированному со следующим. Мотив же запомнить гораздо легче, чем аналогичную по информационному объему последовательность слов.

Улучшение запоминания при обычном чтении

"Повторение - мать учения" - вот квинтэссенция правил на этот счет. Повторять информацию надо сразу после ее прочтения (так как в противном случае именно на первое время после восприятия информации приходятся наибольшие ее потери). Пяти-шести повторений достаточно для того, чтобы материал засел в голове намертво (или хотя бы крепко). Промежутки между повторениями нужно с течением времени удлинять. Например, если вы повторяете раздел учебника перед экзаменом и на подготовку вам дана неделя, то образцово-показательный режим повторений будет таким. Первый день - два повторения, второй - одно, третий - пропуск, четвертый - одно, пятый - шестой - пропуск, седьмой - одно или два. Пропуски требуются для подсознательного, т.е. наиболее прочного, освоения и усвоения материала.

Этот метод рассчитан на размеренное повторение информации, с которой вы хоть в каком-то, пусть самом общем виде уже знакомились на протяжении семестра. При авральной подготовке к экзамену, связанной с заучиванием совершенно неизвестной вам (в силу вашего недопустимого бездельничанья) информации, рекомендуется несколько иной режим: беглое повторение сразу после чтения, потом - через 20 мин, потом - через 8 и, наконец, через 24 ч. Эффект будет действовать после последнего повторения довольно сильно, но недолго - не больше одного-двух дней. Таким образом, эту технику надо применять только при скоростной подготовке к экзаменам, зачетам, коллоквиумам и пр.

Дополнительный совет: для облегчения запоминания пробегите сначала изучаемый текст целиком, уясните его общий смысл и самые общие внутренние взаимосвязи. Затем быстро разбейте его мысленно на соответствующие разделы или осознайте, как сделана разбивка в самом тексте, после чего возвращайтесь к началу и читайте детально и вдумчиво, теперь уже стараясь запомнить содержание "по разделам в их взаимосвязи" (кстати, такое возвращение повторением не считается). Эффект приема основан на том, что внутренне организованное большое целое воспринимается и запоминается гораздо легче, чем даже несколько мелких независимых друг от друга деталей: в сцепке одно подсознательно тянет за собой другое, вразбивку - нет. Поэтому с самим принципом логико-содержательной сцепки в данном тексте необходимо ознакомиться заранее, представить себе его как можно яснее (лучше даже в виде мысленной графической схемы) и дальше все читаемое воспринимать с учетом и через призму этой сцепки (например, мысленно размещая поступающую информацию по блокам, линиям и узлам указанной схемы).

Четырехступенчатый метод

Этот метод запоминания и усвоения информации основан на обогащении обычного повторения внутренним и устным проговариванием и пересказом прочитанного.

Первая ступень - основные мысли. При первом чтении главы учебника или другой книги нацельтесь на выделение основных мыслей текста и их взаимосвязей.

Вторая ступень - внимательное чтение. Еще раз читаете главу, но теперь уже очень внимательно, "отлавливая" подробности, которые можно и необходимо привязать в виде ответвлений к основным мыслям. При этом мысленно повторяйте всю схему основных мыслей в их взаимосвязи.

Третья ступень - обзор. Снова обращаетесь к учебнику и не читаете, а просматриваете его, причем в обратном направлении, от конца к началу. По ходу дела проверяете и повторяете связь основных мыслей друг с другом и подробно, мысленно задавая себе предваряющие вопросы об этих связях, тут же отвечаете на них и по тексту проверяете ответы. Такое обратное прохождение "схватит" информацию в вашем мозгу, как цемент.

Четвертая ступень - доводка. Отложив книгу, по памяти повторяете весь материал, следуя от одной основной мысли к другой по усвоенной к этому времени схеме и припоминая всякий раз связанные с соответствующей мыслью подробности. Повторять нужно не образами, а членораздельно проговаривая про себя, еще лучше - вслух, хотя бы и отрывками и обрывками речи, а не полными предложениями.

Примечание 1. Последнюю стадию для надежности можно расчленить на две. На первой вы производите указанные действия с учебником под руками, после каждого крупного куска приостанавливаясь, заглядывая туда, в последний раз осваивая материал, автокорректируясь и вдумчиво и внимательно подстраивая пропущенный, но нужный материал в вашу систему знаний, как она сложилась (а после всего проделанного она сложилась с гарантией). Закончив эту процедуру, немедленно повторите все, как указано в описании стадии, без учебника.

Примечание 2. Как ни странно, очень многим помогает, если, проходя все вышеописанные ступени, они не сидят с учебником (или без него) за столом, а ходят с ним (или без него) по комнате, возможно кругами. Кстати, тем, кому это помогает, следовало бы употреблять этот прием независимо от метода запоминания материала.

Примечание 3. Если что-то не запомнилось, не огорчайтесь. Метод допускает проведение стольких повторений всего цикла или любого его этапа, сколько это необходимо.

Метод ключевых слов

Связан с мнемотехникой, т.е. с приемами, нацеленными на запоминание информации вне зависимости от ее смысла, как если бы это были вещи или зрительные объекты. Метод работает только после тренировок, полного овладения им и доведения его использования до автоматизма (как и все мнемотехнические методы).

Метод основан на том, что в каждой фразе может быть выделено одно- два ключевых слова, припомнив которые немедленно вспоминаешь целиком и всю фразу, а для каждого абзаца - это ключевая фраза, по которой можно легко вспомнить раз прочитанный абзац. Фраза и абзац - здесь понятия условные, соответствующие не реальным фразам и абзацам текста, а примерно соответствующим по объему подразделам и единицам информации, которые вы хотели бы из него усвоить. То есть это как бы абзацы и фразы текста, который вы сами мысленно хотели бы создать и усвоить по материалам настоящего. Ключевые слова - это маркеры смысла всей фразы и в совокупности они должны образовывать логическую последовательность, что-то вроде рассказа в рассказе (или его скелета), несущего главный смысл всего текста. Этот внутренний, или свернутый, рассказ вы и должны запомнить накрепко; поскольку он куда короче, чем реальное изложение, сделать это легче. А при воспроизведении этого внутреннего рассказа (и минимальной, имеющейся почти у всех силе памяти) вы легко припомните и развернете все указанное изложение. Этапы работы по данному методу.

1. При чтении текста систематизируйте его содержание по разделам.

2. Выберите для каждого раздела главное ключевое слово, к нему пристегните отобранные аналогичным образом ключевые слова для подлежащих запоминанию (с вашей точки зрения) фраз.

3. Очень важный этап! Немедленно несколько раз "прокрутите" связь: узел ключевых слов - весь соответствующий ему раздел - опять узел. Здесь можно даже заглядывать в учебник для автокорректировки.

Именно на этом этапе в вашем мозгу укореняется прочная связь между ключевыми словами и материалом, который должен вытягиваться вслед за ними.

4. Мысленно, а поначалу лучше письменно, составьте всю последовательность ключевых слов. Скорректируйте и осмыслите ее внутреннюю взаимосвязь (т.е. определите и усвойте взаимосвязь между каждыми соседними ключевыми словами и наращивайте соответствующий взаимосвязанный сегмент за счет следующих ключевых слов, пока он не охватит всю последовательность). Повторяйте каждую отдельную взаимосвязь и всю цепочку взаимосвязей, пока не запомните твердо. Повторите, осмыслите и выучите эту последовательность как отдельное целое.

5. Сформулируйте вопрос к каждому ключевому слову, связывающий его с соответствующей фразой/разделом. Вновь повторите эту взаимосвязь несколько раз, сворачивая и разворачивая информацию, однако на этот раз - вместе со всей последовательностью, двигаясь от ее начала к концу.

6. Этап необязательный. В целях максимального закрепления материала проделайте то же самое в убыстренном и упрощенном виде, но от конца к началу.

Через несколько часов, прогоняя цепочку, разверните ее в текст и перескажите его. Для верности то же самое можете повторить на следующий день. Вот теперь, наконец, все.

Сам текст после этой работы можно полностью выкинуть из активной памяти. Держите там только цепочку взаимосвязанных ключевых слов.

Метод требует довольно длительного и энергичного вживания, чтобы развернуться в полную силу. Но зато после соответствующего этапа действует он с эффективностью девяносто девять и девять в периоде.

Метод пространственного маркирования

Мнемотехническая составляющая увеличена. Цепочка ключевых слов (как в предыдущем методе) не просто запоминается как рассказ. Ключевые слова мысленно "распихиваются" в отдельные части некоего зрительного образа (по углам зримо представляемого дома, в разных местах некой страны и т.д. - нужный образ отберете сами), и продвижение от одного к другому представляется как соответствующий маршрут и ассоциируется с ним. Таким образом, этапы применения метода следующие.

1. Создаете "свое пространство". Оно должно быть и без того хорошо вам известно, образно и мысленно обжито, с ярко и зримо представляемыми маршрутами - от страны из любимого произведения в жанре фэнтэзи до собственного микрорайона.

2. Прокладываете по нему маршрут и запоминаете его.

3. Мысленно проходите маршрут, помещая в очередных пунктах «клады" - последовательные фрагменты текста или, что еще лучше, ключевые слова.

4. Пройдите маршрут несколько раз в прямом и обратном порядке, "обнаруживая", "подбирая" и вновь "ставя на место" смысловые единицы.

Теперь при необходимости "вспомнить все" мысленно становитесь в исходную точку маршрута и начинайте движение, последовательно выбирая из ваших "захоронок" размещенную информацию. Дополнительные ассоциации единиц информации с взаимосвязанными и яркими зрительными образами послужат надежным подспорьем вашей памяти.

Метод упорядоченных ассоциаций

Вот это чисто мнемотехнический прием. Мнемотехника, как известно, позволяет запоминать информацию, которая состоит из не связанных друг с другом или даже не имеющих осмысляемого значения элементов (и тем более любую другую информацию). Основана мнемотехника на ассоциациях. Проассоциировав фрагменты любой информации с членами и без того известного вам связного ряда и двигаясь затем вдоль этого ряда (или обращаясь к тем или иным его звеньям), вы автоматически будете припоминать и выхватывать ассоциативно связанные со звеньями ряда элементы информации, даже если сами по себе они никаких откликов у вас не вызвали. Алгоритм такого метода следующий.

На первом этапе, естественно, следует создать тот самый базовый ряд, со звеньями которого вы потом будете ассоциировать информацию. Ряд этот, может быть, каким угодно; важно только, чтобы и его элементы, и их последовательность были для вас естественны и очевидны и мгновенно представимы как по отдельности, так и вместе. Ниже мы опишем образец такого ряда, рекомендуемый в большинстве пособий по мнемотехнике. Но следует иметь в виду, что вы можете сами подобрать для себя более эффективные и не требующие (в отличие от типового) дополнительного заучивания индивидуальные образцы. Так, один известный историк-востоковед в качестве базового мнемотехнического ряда использовал список египетских фараонов.

Типовой базовый ряд, например, выглядит так: пишется ряд чисел от 1 до 100. Каждому числу соответствует слово по следующему правилу. Сначала вводится буквенный код для каждой цифры (0 = Н, 1 = К, 2 = = Л, 3 = Т, 4 = Ч, 5 = П, 6 = Ш, 7 = С, 8 = В, 9 = Д, т.е. каждая цифра, за исключением единицы и двойки, кодируется начальной буквой обозначающего ее слова). Затем каждому числу приписывается эквивалент - слово, звуковой скелет которого состоит из соответствующих цифрам звуков в соответствующем порядке. Например, 36 можно придать эквивалент "тушь" (3-Т) + (6-Ш) = ТШ. После этого вы дополнительно "прошиваете" словесный ряд последовательными ассоциациями и запоминаете их. Например, 1 у вас - Ока, 2 - лев, 3 - трос. Ассоциативный ряд, соответствующий начальному сегменту вашей 100-звенной цепи, может быть такой: из реки Оки выныривает лев, держа в пасти трос. Составив такой ряд ассоциаций, вы должны намертво запомнить все три колонки - цифр, слов и связывающих их картинок - в их последовательной и параллельной взаимосвязи. При этом цифры становятся просто номерами словесных образов и картинок, созданных на их основе, своего рода номерами кадров мультфильма.

Разумеется, чтобы составить и выучить такой список, надо попотеть. Вам придется периодически менять и выкидывать слова, чтобы образный ряд получился как можно более ярким, четким и безальтернативным. На всю эту работу уходит обычно несколько дней, а то и неделя. Но зато результат будет служить вам всю жизнь!

Теперь самое главное. Допустим, вам надлежит выучить N относительно слабо связанных друг с другом элементов информации (например, сто телефонных номеров), где N меньше либо равно 100. Каждый из этих элементов свяжите ассоциацией с одним из звеньев базового ряда. Ассоциации должны быть столь же яркими, как и внутри самого этого ряда. Для телефонов, например, едва ли найдется лучший способ, чем зримо представить себе номер написанным на соответствующем объекте как инвентарный, да еще связать цифры номера (переведенные в слова по уже известному вам алгоритму, так же, как в базовом ряду) с этим объектом словесными и зрительными ассоциациями по отдельности.

Если важна последовательность элементов (как в случае с телефонами, размещаемыми в алфавитном порядке имен владельцев), размещайте их по базовому ряду последовательно.

Отныне, если вам надо припомнить любой из N элементов, первым у вас в памяти всплывет "поплавок" - соответствующее звено базового ряда, - а затем он вытянет за собой и "рыбу" - весь нужный фрагмент информации, проассоциированный с ним. Если этого не произошло, не печальтесь, а быстро скользите вдоль базового ряда, отслеживая отходящие в сторону ассоциации, т.е. проверяя все "поплавки" подряд. Рано или поздно, причем скорее рано, чем поздно (при небольшой тренировке 100-звенный ряд можно просмотреть за полминуты -- мысль штука быстрая), вы наткнетесь на искомый фрагмент.

Что же, однако, делать, если элементов информации больше 100? Вообще-то такого практически не бывает. Но если все же случилось, поступите просто: разделите эти N по любому осмысленному критерию на несколько списков, каждый из которых меньше 100, и каждым из них распорядитесь, как подсказывают вам совесть и настоящий раздел.

На чем основан описанный метод? (А именно он позволяет людям, наделенным так называемой чудо-памятью, воспроизводить чудовищные по объему ряды цифр, букв и т.п.) Очевидно, на том, что отсутствующая связь между элементами запоминаемого ряда искусственно подменяется отработанной заранее связью звеньев ряда базового, к каждому из которых пристегнут один из элементов искомого запоминаемого ряда. В нужную вам информацию как бы встраивается чужой скелет, которого ей самой недостает. Естественно, такой метод разумно применять только для бессистемной, хаотической, неорганизованной информации, наподобие того же списка телефонных номеров или статистических данных и списков царей. Если у информации есть собственный "скелет", зачем подменять его искусственным "новоделом"? В таком случае разумно применять предыдущие методы.

Приведем несколько случаев, где метод упорядоченных ассоциаций может быть применен.

Пусть на следующей неделе вас ожидает множество различных заданий. Составьте их список и свяжите в нужной вам последовательности со звеньями базового ряда. В жизни ничего не забудете без всяких записей в ежедневниках.

Фамилии и цифры (точнее, списки фамилий и цифр) можно запоминать так же, как описано выше.

Если надо запомнить как можно точнее беседу или лекцию "на слух", свяжите ее логические элементы со звеньями базового ряда.

Так же можно готовиться к экзамену, учитывая, что материал, подлежащий выучиванию, обычно не представляет собой единого внутренне взаимосвязанного целого, а распадается на отдельные логико-тематические блоки, поэтому и в данном случае вышеописанный метод может вас выручить.

Метод свободных ассоциаций

Слова в базовом списке - произвольно подобранные и цифровой ряд не используется. Объединяет их сочиненный вами на месте рассказ, переходящий от одного к другому (в этом рассказе они, стало быть, играют роль ключевых слов). Самое главное, чтобы этот рассказ был зримым, как видеофильм. Ну, допустим, первым словом списка у вас оказался пеликан, вторым -- крокодил. Тогда начало вашего "видеофильма", скорее всего, будет выглядеть так: пеликан кормит крокодила из своего подклювного мешка. Представив себе такую картинку, вы ее век не забудете.

Дальнейшее - как в предыдущем методе. Последовательно изучаемые вами фрагменты информации связываете с последовательными элементами вашего базового списка (кадрами "видеофильма"). Связываете опять-таки зрительными, хорошо запоминающимися ассоциациями. Теперь прогоняете весь ваш базовый "видеофильм", делая от каждого кадра по мостику только что придуманной ассоциации шаг в сторону к соответствующему фрагменту информации, ради которой вы все это затеяли. Повторите прогонку несколько раз. Схвачено!

При этом, чтобы "видеофильм" оказался наиболее запоминающимся и ярким, старайтесь учитывать при его мысленном создании следующие советы. Предметы надо как можно больше представлять в активном действии, характерном для данных предметов, либо в действии, прямо противоположном такому "обычному" действию. Те же требования предъявляются к ассоциациям, связывающим фрагменты информации с кадрами вашего "видеофильма".

Прием "МЫСЛЕННЫХ КАРТИН"

Старайтесь любую информацию переводить в кодирующую ее схематически картинку, можно забавную. Этим приемом активно пользовались в средние века, а затем и все составители схем в школьных учебниках (принцип наглядности). Связь картинки с информацией может быть сколь угодно метафорической (например, информационные блоки могут представляться в виде соединенных линиями геометрических фигур, помеченных соответствующими надписями и ярлычками). Важно лишь, чтобы она была однозначно читаема для вас. Связывайте картинки в большие грозди зрительными ассоциациями.

Чтобы применять прием эффективно, нужно научиться хорошо воображать себе картинки (если вы не умеете этого делать). Прекрасный способ тренировки - представлять себе бытовые сценки, предметы, движущийся экран компьютерной игры, создавать и просматривать "мысленный мультфильм".

Запоминание чисел

Есть много мнемотехнических приемов запоминания цифр. Мы приведем самые, с нашей точки зрения, доступные. Если речь идет о датах и телефонах, то их надо заучивать наизусть методом прямой бесхитростной зубрежки, с возможным "положением на музыку". Если речь идет о других числах, старайтесь запоминать их по ассоциативному методу, памятуя сочинение Х.Л. Борхеса "Иринео Фунес, чудо памяти". Присвойте каждой цифре некий образ, запомните их (дело-то нехитрое, всего десять штук), и каждое число запоминайте как картинку, в которой в соответствующем порядке объединены общей ситуацией указанные образы. Проассоциируйте полученную картинку с тем, что измеряется данным числом, и дело в шляпе. Телефоны и даты так тоже можно запоминать.

При запоминании чисел широко применяются индивидуальные ассоциации с событиями и элементами вашей жизни, случайно оказавшимися связанными с теми же числами.

Запоминание имен

Рекомендуемый способ: только наизусть, "напевной" механической зубрежкой. С данным лицом надо ассоциировать не только имя, но и музыкальный аккорд, на который оно ложится. "Зубрить" имя надо, повторяя про себя и вслух, не менее 20 сек. "Гроздья" и ряды имен запоминаются проще, чем те же имена вразбивку, за счет эффекта сцепления.

Упражнение для развития слуховой памяти

По дороге старайтесь схватить на слух, удержать в голове и запомнить случайные отрывки чужих разговоров; старайтесь хранить в голове такое увеличивающееся в течение дня досье весь этот и следующий день. Вы убедитесь, что вскоре научитесь удерживать в памяти на редкость много не связанных по смыслу фраз одновременно.

Всюду, где это возможно, старайтесь различать людей по голосу и по шагам и корректировать ваши определения.

Учите наизусть стихи и мотивы, проговаривая и напевая их (самый эффективный и приятный прием!).

Потренируйтесь на лекциях, слушая и внимательно запоминая их. Раз уж судьба предоставила вам как студенту такую возможность, не пренебрегайте ею даром, а воспользуйтесь этим способом как тренажером.

Проговаривайте вслух прозаический текст как можно более сухого содержания и учите его. В первый день проговорите и выучите наизусть одну строчку, на другой - добавьте следующую и повторите обе, и так до больших объемов. Именно так, кстати, заучивали с голоса тексты эпические певцы. Вот и для вас самое важное здесь - учить именно с собственного голоса, а не с текста. Для этого достаточно сконцентрировать внимание на том, что вы слышите, а не на том, что видите. В крайнем случае, можно попросить кого-нибудь ежедневно читать вам по строке.

Упражнения для развития зрительной памяти

Совсем очевидное дело: разглядывайте картинки и тренируйтесь, запоминая и воспроизводя их мысленно с последующей автокорректировкой и идя при этом от простых картинок к сложным, от длительного рассматривания - к мгновенному взгляду и от неточного воспроизведения - к точному.

В качестве таких картинок используйте изображения, знание которых вам пригодится независимо от тренировок: схемы устройств, предметы искусства, географические карты и т.д.

Помните, что зрительная память очень важна для восприятия любой информации: часто мы помним нужный нам смысл только потому, что нам зримо представляется та страница, тот ее угол и те печатные или рукописные строчки, коими этот смысл был запечатлен.

Диета для памяти

Не секрет, что многие химические вещества усиливают память, многие ослабляют. Приведем перечень тех и других веществ. Память укрепляют продукты, богатые магнием, кальцием и глютаминовой кислотой (курага, свекла, финики, орехи, фасоль, зелень, проростки пшеницы), а также чай и кофе, содержащие кофеин. Но! Есть разновидность людей, которых кофе вгоняет в сон. Проверить это можно уже по реакции на четвертую-пятую чашку кофе в жизни (первые непоказательны). Изменить в этой области ничего нельзя, остается лишь примириться с судьбой. Память ослабляют и разрушают атропин, скополамин, никотин (вот этот при каждом употреблении поначалу даже активизирует умственную деятельность, но в целом память от него мало-помалу слабеет) и алкоголь.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.