19.07.2019
Аутизм каннера симптомы. Проявления и лечение синдромов аспергера и каннера
Ольга Петренко
Аутизм у детей начинает проявляться с самых ранних лет жизни, его сценарий развития может сильно отличаться и будет зависеть от того, какие специалисты занимаются вашей проблемой и насколько вам удастся найти подход к малышу с особыми потребностями. Как диагностируют аутизм синдром Каннера и Аспергера, чем чреваты оба заболевания и что ожидает ваше дитя в будущем - читайте в нашей статье .
Аутизм - психическое заболевание или особенность развития
Несмотря на то что на весь период обследования и лечения вашим ребёнком будет заниматься психиатр, строго говоря его состояние не является психотической болезнью. Аутизм - это отставание в развитии, расстройство, имеющее биологическую природу, по крайней мере, как считается на сегодняшний день.
Симптомы аутизма легко выявляемы из-за того, что малыш с ранних лет отличается странным поведением: его спектр эмоций довольно скуден, он часто зацикливается на одних действиях и предметах, не разговаривает и плохо идёт на контакт. Замкнутость сама по себе не является признаком умственной отсталости, но при диагностике именно этот показатель начинает выступать на первый план.
Градация болезни включает глубокое поражение личности с ощутимым умственным отставанием (Каннера) и менее заметная эмоциональная недоразвитость на фоне обычного или высокого интеллекта (Аспергера).
Спектр расстройств также включает такие формы, как синдром Ретта с подключением двигательных дисфункций (неспособность контролировать не только эмоции, но и моторику тела), синдром савант (аутизм одарённых детей) с наличием как бы отдушины человека в каком-либо виде искусства или точных наук.
К аутизму не относится ещё один специфический вид расстройства развития, хотя в названии этимология сохраняется - это высокофункциональный аутизм. Речь идёт о сохранённой способности к самостоятельному решению повседневных задач общения, в то время как нестандартные ситуации человек проходит с трудностями или вообще не может справиться с ними.
Продуктивная психотическая симптоматика у заболеваний любого вида отсутствует: дети не деградируют, не страдают диссоциацией личности, бредовыми состояниями или неспособностью отличить реальность от вымышленного мира фантазий.
Однако из-за связи болезни с нейробиологическими функциями организма и их влияния на поведение аутизм относится к области психиатрии, а не неврологии.
Как определяют аутизм у детей
Основанием для проверки будут жалобы родителей на особенности поведения их ребёнка, которые можно заметить в возрасте, когда другие дети подключаются к осознанным контактам со взрослыми и сверстниками. В первые годы жизни аутизм тоже имеет свои проявления - в играх, мимике, доходчивости контактов с людьми и пр.
Но пока ребёнок не демонстрирует речевое отставание, говорить о наличии у него синдрома аутизма рано. Заподозрив болезнь, не спешите из-за единичных странностей вести сына или дочь на приём к врачу, но и не игнорируйте их - ранняя диагностика будет проводиться как в условиях общения и экспериментов, так и с ваших слов.
Позднее выявление болезни, как правило, не представляет реальной опасности, так что если ваш малыш ещё очень мал, остановитесь на том, чтобы запоминать (записывать) конкретные симптомы, которые вы наблюдаете, а также их частоту и обстоятельства.
К симптомам синдрома Каннера относятся следующие состояния:
- ребёнок не в состоянии поддерживать зрительный контакт с людьми, родителями и незнакомыми;
- в его действиях присутствует некий ритуал, повторение движений в определённой последовательности;
- неспособность оценивать обстановку и осознавать опасность или угрозу;
- так называемая эхолалия - многократное повторение «лепечущих» звуков, звукоподражание вместо полноценной речи;
- вспышки агрессии против близких и незнакомцев, вступающих с ним в контакт;
- потребность переиначивать игры под себя, странные правила игры, невозможность играть с другими детьми ввиду игнорирования общих правил и назначение собственных;
- общение с предметами и наряду с этим отказ от общения с людьми;
- один из основных симптомов - мутизм (упорное молчание и игнорирование речи и обращений, направленных лично к нему).
Мутизм наблюдается в течение всей жизни, его симптомы характерны для любого возраста - с раннего детства до зрелых лет. Никакой особой демонстрации молчание не несёт, его нельзя считать умышленным, оно не относится к роду манипуляций с некой целью, например, наказать близких или привлечь внимание.
Отказ от речи становится следствием погружения в мир собственных переживаний и грёз. Он не связан с неспособностью говорить вообще или с ограниченным набором слов, это не стеснительность, а полное отсутствие побуждения общаться словесно.
Добиться реакции с помощью слов от ребёнка с синдромом Каннера и синдромом Аспергера в большинстве случаев невозможно, если его сознание в этот момент захлопнулось для внешних связей.
В чём разница между синдромами Каннера и Аспергера?
По сути, это вопрос не для диагностики и терапии, а для истории болезни, причём у разных врачей могут быть разные мнения на этот счёт. Опыт показывает, что зарубежные доктора чаще диагностируют Аспергера, наши, отечественные - Каннера, и объяснить такую избирательность можно, наверное, только традицией медицины у нас и на Западе.
Обычно считается, что при синдроме Аспергера сохраняется интеллект, для Каннера же характерна умственная отсталость. Однако психиатрию неправильно считать точной и окончательной медицинской наукой, некоторые её определения и диагнозы нестабильны и неокончательны.
Важно ли, какое название значится в карточке ребёнка? С одной стороны, диагноз имеет значение для оформления инвалидности и в решении вопросов дальнейшего ухода и обучения таких детей (спецшкола, интернат и пр.).
С другой стороны, сама тактика лечения для детей с аутизмом одинакова при любом диагнозе, а зачастую проявления заболевания настолько слабы, что при поступлении такого аутиста в учебное заведение ими можно смело пренебречь и устроить его жизнь не хуже любого другого.
В этом случае наличие любого из этих двух диагнозов будет формальным препятствием для определения в обычные школьные классы. Таким образом, необходимость в точной диагностике определяется главным фактором - нужнее ли вашему ребёнку ярлык аутиста или нет.
Добиваться пересмотра и смены диагноза Каннера на Аспергера имеет смысл, если вы хотите избежать изоляции от обычной детской среды, и при этом уверены, что так будет лучше.
Основы лечения: синдром Каннера и Аспергера
Терапия аутизма будет зависеть от того, насколько сильно поражены коммуникативные способности больного и присутствует ли аффект (пропадают эмоции, уход в себя), кататония, ступор.
Из медикаментов применяют растормаживающие средства типа высоких доз кофеина, чтобы вывести аутиста из состояния вялости, замкнутости, помочь ему начать реагировать на окружающих и речь, направленную к нему.
Комплексное расстройство с несколькими нарушениями называется Аутизмом (инфантильным или детским). Существующие современные диагностические системы едины во мнении о том, что аутизм должен подтверждаться наличием трех симптомов, сопровождающих эту болезнь.
Симптомы аутизма
- Недостаточное социальное взаимодействие, при котором больные трудно понимают эмоции, чувства окружающих людей.
- Пациенты с классическим аутизмом сложно выражают собственные побуждения и мысли, что осложняет их социальную адаптацию.
- Присутствие недостаточной взаимной коммуникабельности (невербальной и вербальной), слаборазвитое воображение, которое ограничивает спектр поведенческих реакций.
Существуют некоторые симптомы, наиболее часто проявляющиеся при аутизме, но они не считаются достаточными для диагностического заключения.
К ним можно отнести:
- Синдром гиперактивности, наиболее часто проявляющийся в подростковом и раннем детском возрасте.
- Слуховая чувствительность, проявляющаяся резким отрицанием некоторых звуков и закрыванием ребенком ушей.
- Гиперчувствительность к прикосновениям, когда больной не приемлет прикосновений к себе даже родных людей.
- Низкий болевой порог пациента.
- Переменчивость настроения ребенка и необъяснимая агрессия.
- Аутоагрессивное состояние, когда человек наносит сам себе различные повреждения.
У 1/3 людей, больных аутизмом, наблюдаются такие симптомы. Синдром классического аутизма - это генетическое расстройство, которому присуще нейрологическая основа. У таких пациентов отмечается задержка в развитии, начиная с первых дней жизни. У них заторможено развитие полезной экспрессивной речи, иногда у них хорошо развит рецептивный язык (распознавание чужой речи).
Детей с синдромом Каннера можно научить пользоваться книгами, где много картинок, при помощи невербального средства коммуникации (рукой взрослого и указательными жестами). Больные способны одинаково ровно относиться к предметам и людям, у них повышенные сенсорно-моторные симптомы (вращение на месте, тряска руками, телесное раскачивание, т.д.).
Эта симптоматика может сохраняться до полного взросления. Входящие в эту группу дети страдают от затрудненного взаимодействия с окружающими людьми. Попытки к общению воспринимаются с опаской и негативом в коллективе. Такая реакция вызывает проблемы в детском поведении, возникновение фрустрации (неуравновешенного психического состояния). Осложняющей причиной такого состояния является органическое отклонение в развитии.
Характерным дополнительным проявлением аутизма Каннера является отсутствие контроля над собственными эмоциями. Ребенок с этим синдромом зачастую подвержен неконтролируемым приступам гнева, которые приводят к агрессивному поведению. Кроме этого, такие дети подвержены такому заболеванию, как эпилепсия.
Человек, болеющий классическим аутизмом, может страдать от речевых расстройств (низкий словарный запас, грамматические ошибки, отсутствие речи). Дети с аутизмом Каннера имеют сенсорно — моторные расстройства, выражающие стереотипиями (бесцельный повтор движений, фраз, слов, заметный при наблюдающейся умственной заторможенности, аутистических расстройствах), обостренной тактильной чувствительности, отсутствии зрительного контакта.
С уважением,
Аутизм детский Каннера Нарушение психического развития ребенка, проявляющееся в возрасте до 3 лет. Характерны замкнутость, отсутствие речевого и эмоционального контакта с окружающими, предпочитает одиночество, при этом проводит время за какими-то стереотипными занятиями, играми «сам с собой», избегает общения с кем бы то ни было. При этом возможны и неспецифические проявления: фобии, расстройства сна, монотонность и стереотипия двигательных реакций, возможны вспышки раздражения и при этом возможна направленная на себя агрессивность. Может быть ранней стадией шизофрении. В 4 раза чаще встречается у мальчиков. Нередко семейная отягощенность эндогенными психическими заболеваниями. Описал австрийский психиатр L. KannerДетский аутизм, или синдром Каннера, - неравномерное развитие психических функций у детей. Причем интеллектуальный уровень ребенка при этом может быть вполне нормальным. Дети с аутизмом предпочитают стереотипные и однообразные игры в одиночестве и привычную обстановку. Они избегают контактов с другими людьми и внешним миром вообще. Особенно ярко аутизм проявляется в 3-5 лет, и если с ребенком не начать активно заниматься, болезнь будет прогрессировать и малыш может окончательно «уйти в себя». Чтобы помочь малышу, необходимо целенаправленное сотрудничество психиатров, родителей, адекватно оценивающих его состояние и возможности, и психологов, чья задача - создать коррекционную программу, учитывающую индивидуальные особенности ребенка
Аутизм это неврологическое нарушение развития, которое обычно приводит к
отсутствию социальных навыков у детей, разговорная речь и поведенческое
развитие задерживается в разной степени. Например, некоторые дети могут
хорошо разговаривать, а другие говорят не очень или не говорят вообще.
Менее тяжелые нарушения развития диагностированных случаев это
нарушение развития или синдромом Аспергера (лица с диагнозом синдрома
Аспергера, нормально разговаривают, но они сталкиваются с множеством
социальных и поведенческих проблем.
Аутизм был впервые описан в 1943 году, США хирург Л. Канер и одновременно, австрийский врач Х. Аспергера. Интересно, что Канер считает, что таких детей не было раньше, так как ни он, ни его коллеги не видели ничего подобного. Таким образом, это говорит о том, что аутизм начал развиваться с 1931. Однако, как что на самом деле считать правдой, выяснит наука.
Позднее изучение этого расстройства была разделено на группы, которые теперь объединены под одним названием аутистического спектр, иначе известный как нарушение развития. В эту группу входят: детский аутизм, атипичный аутизм, синдром Ретта,гиперактивные расстройства связана с умственной отсталостью.
Статистика этого заболевания не известна. Есть несколько стран, где
это хорошо исследовано (США, Великобритания). Официально считается, что
аутизм встречается у 0,6 до 0,2% детей. Этот процент может
варьироваться для каждой страны. Это заболевание в 2-4 раза чаще
встречается у мальчиков, чем у девочек.
Пока что неизвестно, что вызывает аутизм. Считается, что влияет наследственность и окружающая среда.
При отсутствии лечения аутизма, многие дети не смогут выработать адекватные социальные навыки: они не могут научиться говорить и вести себя должным образом. Лишь немногие дети полностью выздоравливают без лечения. Хорошей новостью является то, что существуют различные эффективные пути лечения. Тем не менее, их влияние на детей, в другом: некоторые методы могут привести к значительному улучшению, а другие – почти нет. Существует метод лечения, который поможет каждому аутисту.
Вопреки тому, что утверждали до сих пор, аутизм можно вылечить. С аутизмом могут развиваться и расти! Важно, начать как можно раньше, чтобы обеспечить эффективную поддержку, лечение и развитие детей-аутистов. ЧЕм раньше эти дети получают соответствующую помощь, тем лучше будет прогноз
Характеризующийся аутизмом (ослаблением или потерей связи с действительностью, утратой интереса к реальности), а также отсутствием речевого и эмоционального контакта с окружающими, стереотипной игрой в одиночестве, необычайной привязанностью к привычной обстановке. В наиболее полной форме проявляется у детей в возрасте 3-6 лет.
В возникновении К. с. большое значение имеют наследственно-конституциональные факторы, а также антенатальные вредности. ведущие к ранней резидуальной церебральной недостаточности (минимальной мозговой дисфункции). Играют роль и психогенные факторы, которые нередко трактуются с психоаналитических или психодинамических позиций (например, дефицит материнской ласки, внимания родителей). Во многих случаях К. с. обнаруживается несомненная связь с шизофренией (Шизофрения). При этом К. с. может проявляться в доманифестном периоде в качестве преморбидных особенностей, в активном периоде шизофрении как инициальные и манифестные проявления процесса, а также в периоде ремиссии или исхода заболевания, как выражение дефекта личности.
Патогенетической основой К. с. является , т.е. нарушение психического развития в результате патологии созревания структур и становления функций головного мозга. При этом различают формы задержанного и неравномерного (искаженного) психического развития.
Аутизм при К. с. проявляется также неспособностью детей разграничивать одушевленные и неодушевленные предметы. Они не проявляют привязанности к близким, даже к матери, но в то же время отмечается их крайняя несамостоятельность и . Наряду с безразличием к окружающему характерна повышенная к любому изменению привычной обстановки в виде страха, навязчивостей, двигательного беспокойства, агрессивности, невротических реакций (кусание ногтей, пальцев и др.). Речевые расстройства проявляются регрессом речи, выраженным в различной степени. Характерны обеднение словарного запаса, упрощение и разорванность отдельных фраз, а также эхолалии, вербигерации и персеверации (см. Кататонический синдром), неправильное употребление личных местоимений. В наиболее тяжелых случаях отмечаются эгоцентрическая, или аутистическая, (ребенок говорит сам с собой), лепет, бессвязность речи, (отказ речи).
Двигательные расстройства проявляются заторможенностью или вычурным двигательным беспокойством, свойственным детям более раннего и даже грудного возраста (своеобразное верчение или потряхивание кистями, взмахивание руками, на цыпочках, бег по кругу или взад и вперед и др.). Характерны стереотипные , ритуалы (см. Навязчивые состояния) и импульсивные действия, достигающие степени одержимости. Несмотря на это, детей в представляется крайне однообразным и монотонным.
При К. с. могут отмечаться изменения интеллекта в виде неравномерности и дисгармоничности развития его отдельных признаков: наряду с задержкой одних может наблюдаться опережающее развитие других. Часто при достаточно высоком уровне интеллекта отчетливо проявляется отставание в двигательной сфере (двигательная неловкость, угловатость).
Лечение проводят как в психиатрическом стационаре, так и амбулаторно. Применяют различные виды симптоматической терапии. Большое распространение получили , в частности . Преимущественное значение в терапии имеют различные методы психологической коррекции: индивидуальная и групповая , лечебно-педагогические мероприятия и различные занятия (логопедические, музыкально-ритмические, игровые, лечебно-трудовые и др.). Такими же способами осуществляется социальная больных, которую можно проводить в психиатрическом стационаре, в условиях полустационара, а также в психоневрологическом диспансере и на дому. В ряде случаев может возникнуть необходимость в помещении ребенка в интернат для умственно отсталых и психически больных.
II Ка́ннера синдро́м (L. Kanner, р. 1894 г., австрийский психиатр)1. Малая медицинская энциклопедия. - М.: Медицинская энциклопедия. 1991-96 гг. 2. Первая медицинская помощь. - М.: Большая Российская Энциклопедия. 1994 г. 3. Энциклопедический словарь медицинских терминов. - М.: Советская энциклопедия. - 1982-1984 гг .
Смотреть что такое "Каннера синдром" в других словарях:
- (L. Kanner, род. в 1894 г., австрийский психиатр) см. Аутизм детский … Большой медицинский словарь
Каннера синдром - См. Аутизм детский … Толковый словарь психиатрических терминов
КАННЕРА СИНДРОМ - (описан американским психиатром L. Kanner, 1894–1981; синоним – ранний детский аутизм) – изменения поведения у детей раннего возраста (начиная с 1–2 лет), чаще у мальчиков: равнодушие к окружающему, утрата контакта c родителями; отсутствие… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Синдромы Аспергера и Каннера – отклонения, при которых человек не чувствует настроения окружающих и не понимает их эмоции. Это приводит к социальной изоляции, сложностям в общении и трудоустройстве. Данная девиация наблюдается как у детей, так и у взрослых.
Что это такое?
Причины возникновения синдрома Аспергера точно не установлены, однако изучается роль патологий головного мозга, подобных при , СДВГ. Возможно, нарушение лимбической системы, ответственной за понимание эмоций, жестов, поведения других людей, приводит к плохой выработке социальных навыков. Это может происходить из-за травм, нейроинфекций, внутриутробной гипоксии, отравления ртутью либо алюминием.
За эмпатию (понимание чувств других) отвечает образование головного мозга – миндалевидное тело. При его плохом развитии у человека наблюдаются расстройства поведения. Это заболевание аутистического спектра, характеризующееся недостатками социальных навыков, помогающих эффективному общению.
Больные с данным расстройством неспособны воспринимать невербальные знаки, буквально понимают шутки, иногда ведут себя грубо из-за того, что не имеют эмпатии. Вследствие этого им крайне тяжело устанавливать дружеские контакты с другими людьми, что приводит их к изоляции, иногда – моббингу (травле).
Читайте про и причины возникновения патологии.
Узнайте, почему возникает и как устранить приступы.
Однако люди с синдромом Аспергера погружены в себя, благодаря чему проявляют хорошие способности в конкретных областях знаний. Склонны к систематизации и строгому порядку, легко запоминают даты и другую информацию.
Следует отметить, что это психологическое расстройство, а не умственная отсталость. Интеллект у таких людей на среднем уровне или выше. Они проявляют способности к изучению точных наук либо других любимых ими предметов.
Признаки синдрома Аспергера и Каннера
Синдром Аспергера у взрослых мужчин и женщин сопровождается следующими симптомами:
- Монотонная медленная речь.
- Отсутствие чувства юмора, буквальное понимание шуток.
- Неуклюжие движения, странная мимика и осанка.
- Повторяющиеся навязчивые жесты.
- Обостренная чувствительность к сенсорным раздражителям: звуковым, зрительным, вкусовым.
- Низкий уровень эмпатии, однако это не антисоциальные личности.
- Организованность и упорядоченность.
- Большие трудности с коммуникацией.
Мужчины и женщины с синдромом Аспергера страдают от изоляции, так как кажутся людям странными, не интересуются увлечениями других, а поглощены только своими занятиями. К тому же, из-за низкого уровня эмоционального интеллекта они не понимают, когда ведут себя несообразно определенной социальной ситуации. Окружающие воспринимают это как грубость.
Однако люди с данным отклонением обладают отличной памятью, запоминают даты рождения, а также исторические события. Нередко имеют большие способности к математике, видят детали, на которые обычно никто не обращает внимания.
Для человека с таким синдромом характерны сенсорные нарушения – гиперчувствительность к зрительным и слуховым стимулам. Например, чай может казаться очень горьким. Характерна также склонность к порядку, нелюбовь ко всяческим изменениям в укладе жизни.
Для таких людей разговоры ни о чем кажутся не развлечением, а самым настоящим наказанием. Человек не знает, как вести непринужденный разговор, не чувствуя эмоции собеседника. Обратная связь при этом отсутствует.
Часто расстройство аутического спектра сопровождается другими диагнозами:
- и дефицита внимания.
- Депрессия вследствие социальной изоляции. Люди хотят завести друзей, но не могут в силу отсутствия социальных навыков.
- Тревожное расстройство.
Тест на синдром Аспергера у взрослых содержит вопросы о том, насколько легко человеку общаться с окружающими, вести светские беседы, заниматься одним и тем же делом или переключаться между разными задачами.
Лечение и социализация
Терапия синдрома Аспергера заключается в выработке социальных навыков для общения с другими людьми. Этим занимаются психологи с соответствующим опытом. Пациентов обучают взаимодействию, уважению чужих границ, эмоциональной чуткости, проигрывают модели поведения.
С детьми, страдающими расстройствами аутистического спектра, проводится тщательная воспитательная работа для развития навыков общения с другими ребятами. В раннем дошкольном возрасте для решения проблем гипо- и гиперчувствительности к разного рода раздражителям используются специальные площадки с песком, турниками, чтобы человек лучше приспособился к внешним стимулам, и они его не отвлекали, не вызывали замешательства. При этом тренируется ловкость, практические навыки, моторика рук.
При трудоустройстве следует учитывать плохие социальные навыки человека и склонность к порядку, систематизации. Не подходит работа, где нужно много общаться с клиентами и коллегами. Продавец-консультант, парикмахер – неудачные варианты.
Однако подойдет работа, требующая строгого распорядка и систематизации. Человек с нарушениями социальных навыков может работать лаборантом, ювелиром, мастером по ремонту обуви, сотовых телефонов, компьютеров.
Следует также учитывать повышенную чувствительность к сенсорным раздражителям, например, шуму люминесцентной лампы, жужжанию кондиционера, кофемашины, освещению и другим факторам.
Заключение
Социализация составляет основную трудность для людей с данным расстройством. Однако у таких индивидуумов интеллектуальные способности находятся на приемлемом уровне, достаточном для заботы о себе. Людям необходимы индивидуальные и групповые занятия с психологом для отработки коммуникативных навыков. Существуют группы поддержки для пациентов с данным отклонением, где они могут найти друзей с общими интересами.