Зачем вступать в студенческий совет. Семь причин вступить в студенческое самоуправление

«КАК СОЗДАТЬ ОРГАН СТУДЕНЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ»

Что такое студенческий орган самоуправления?

Безусловно, прежде чем что-то создавать, нужно определить, а что это вообще такое есть.

Студенческое самоуправление - форма управления, предполагающая активное участие студентов в подготовке, принятии и реализации управленческих решений, касающихся жизнедеятельности учебного заведения или его отдельных подразделений, защите прав и интересов обучающихся, включение студентов в различные виды социально значимой деятельности.

В целом, студенческое самоуправление - это особая форма инициативной, самостоятельной, под свою ответственность общественной деятельности студентов, направленной на решение важных вопросов жизнедеятельности студенческой молодежи: быта, досуга, обучения.

Зачем нужен студенческий орган самоуправления?

Отвечать на этот вопрос нужно с двух позиций: позиции студента и с позиции социально-психологических особенностей формирования личности молодого человека.

С точки зрения первой позиции, студенческое самоуправление может и должно быть сконцентрировано на решении трех наиболее актуальных задач:

Стать условием реализации творческой активности и самостоятельности в учебно-познавательном, научно-профессиональном и культурном отношениях.

Стать реальной формой студенческой демократии с соответствующими правами, возможностями и ответственностью.

Стать средством социально-правовой самозащиты.

С точки зрения социально-психологических особенностей формирования личности молодого человека предполагает решение следующих задач:

Повышение компетенции студентов в принятии управленческих решений.

Формирование активной гражданской позиции.

Формирование ценностного отношения к себе, другим, природе, человечеству.

Порядок создания студенческого органа самоуправления

1. Создание рабочей группы. Инициативная группа состоит из студентов учебного заведения и других заинтересованных лиц. Эта группа планирует результат. При этом надо помнить, что результат на этом этапе - это не создание студенческого объединения. Первый результат, которого необходимо добиться, чтобы как можно больше людей стали участниками создания студенческого объединения. Люди поддерживают только то, что создают сами. Группа людей, задумавшая проводить совместную деятельность, должна договориться о правилах работы, о распределении обязанностей, о механизме координации общей работы.

2. Ответы на вопросы: зачем, что и как. На этом этапе, когда вы знаете, какие проблемы волнуют будущих участников студенческого совета, необходимо ответить на следующий вопрос: какие проблемы вы собираетесь решить с помощью студенческого совета? Инициативная группа должна составить примерный план дальнейшей деятельности студенческого совета.

3. Обращение инициаторов к администрации учебного заведения для получения согласия и поддержки. Студенческий орган самоуправления - это не оппозиция, а способ совместно решать проблемы. Напомним, что активная поддержка представителей администрации вуза в проведении первой конференции просто необходима.

На встрече информируйте о целях и задачах студенческого самоуправления, расскажите о ближайших планах его работы. Вместе определите, в каких вопросах управления вузом вы можете участвовать, в решение каких конкретных проблем студентов вам нужна помощь администрации вуза, что вы можете сделать для их решения. Согласуйте вопрос выделения помещения и оргтехники для деятельности студсовета, возможность использования имущества вуза, взаимодействия со структурными подразделениями вуза.

4. Совместное планирование. Определение системы мер для создания студенческого совета. Создание оргкомитета по проведению Конференции.

5. Проведение Конференции (см. Примерное положение), на которой выносятся следующие вопросы:

Принятие Положения.

Основные программы деятельности.

Организация бюджета.

Выбор руководящего органа организации.

6. Составление плана работы.

Планирование работы студсовета

Важное место в работе председателя Совета, самого Совета и всей организации занимает планирование деятельности организации. Планы могут быть перспективными и текущими.

Перспективный план работы - это план работы на учебный или календарный год.

Перспективный план включает в себя основные направления деятельности организации и Совета, программы, крупные основные мероприятия. В перспективный план может быть включено и какое-то крупное мероприятие, требующее длительной подготовки и с участием большого количества людей.

На основании перспективного плана, который принимается либо собранием, либо Советом, Совет утверждает текущий план. Поскольку учеба в вузе разделена на семестры, то целесообразнее текущий план принимать на семестр или по месяцам.

Направление работы сентябрь октябрь ноябрь декабрь
Учебный сектор
Спортивный сектор
Пресс-центр
Творческий сектор
Подшефный сектор

В текущем плане отражается более подробно вся работа студенческой организации и Совета. Данный план можно разбить на разделы:

1. Организационная работа (проведение заседаний Совета, собраний, примерные вопросы для рассмотрения на этих заседаниях, организация семинаров, работа с вновь вступающими в организацию, торжественные приемы в организацию, оформление наглядных стендов студенческой организации, выпуски стенгазет и т.д.).

3. Общественная деятельность (проведение каких-либо акций, помощь в обустройстве территории вуза, организация дискуссионных клубов по общественной тематике и т.д.).

Основные правила составления планов:

Планы должны быть конкретными и содержать четкие формулировки, что надо сделать, какого результата достигнуть;

Планы должны быть реальными, не планируйте того, чего наверняка не сможете сделать;

Планы должны учитывать реальные интересы студентов и аспирантов;

Каждый пункт плана должен иметь сроки и ответственных за выполнение (либо организацию выполнения);

Сроки исполнения надо ставить реальные, крупные мероприятия необходимо готовить заранее;

Ознакомление с планом должно быть доступно всем желающим и не только членам организации.

Организация работы Студсовета.

Функции Совета:

Созывает общевузовские конференции, утверждает проекты повестки дня, готовит проекты решений;

Утверждает планы работы, планы подготовки отдельных мероприятий;

Распределяет поручения и задания по выполнению планов работы, подготовки мероприятий, стараясь вовлечь как можно больше студентов и аспирантов;

Ведет делопроизводство;

Заслушивает отчеты о выполнении поручений и заданий;

Выдвигает разные инициативы и идеи для обсуждения среди студентов и аспирантов;

Рассматривает предложения, заявления студентов и аспирантов и принимает решения по существу этих обращений;

Координирует подготовку общевузовских мероприятий.

Как правило, заседания Совета проводятся один раз в две недели. Однако все зависит от ситуации. Если требуется, то заседания могут проходить и каждый день.

Работой Совета руководит председатель Совета.

В функции председателя Совета входит:

Созыв заседания Совета, оповещение членов Совета о дате, времени и месте заседания, о возможной повестке дня заседания;

Организация подготовки заседаний Совета;

Ведение заседаний Совета;

Распределение обязанностей и поручений среди членов Совета и всех членов организации по выполнению утвержденных планов работы, по подготовке мероприятий;

Представление студенчества в отношениях с администрацией вуза, с другими общественными объединениями студентов, а также с иными организациями, учреждениями, предприятиями;

Контроль исполнения планов работы, поручений, заданий и обязанностей;

Выдвижение инициатив, предложений по деятельности и развитию организации.

Ведет заседания Совета председатель Совета, а в его отсутствие - заместитель председателя. В начале заседания обязательно утверждается повестка дня, чтобы понять, сколько вопросов и какой сложности предстоит обсудить, есть ли уже по тем или иным вопросам проекты решений, сколько времени займет все заседание, может быть, целесообразно часть вопросов перенести на следующий день или на следующее заседание Совета. Каждый член Совета вправе предложить любое количество вопросов в повестку дня.

По каждому вопросу делается небольшое сообщение теми членами Совета или студентами (аспирантами), которые готовили вопрос или инициировали его рассмотрение на заседании Совета. Далее идет обсуждение вопроса. В конце обсуждения председатель Совета подводит итоги и ставит вопрос на голосование (если это большой проект, он сначала принимается за основу, а затем обсуждаются поправки). Обязательно ведется протокол заседания Совета.

Распределение обязанностей среди членов Совета должно быть сделано на первом же его заседании после избрания. При этом необходимо учитывать как пожелания самих членов Совета, их увлечения, умения, опыт, так и необходимость выполнения той или работы, без которой Совет просто не сможет функционировать.

В Совете необходимо обязательно кому-то отвечать за организационную работу, связанную с подготовкой конференций, с ведением контроля над выполнением текущих планов. Одного из членов Совета можно избрать заместителем председателя Совета, который бы непосредственно помогал председателю в выполнении его функций и замещал его на время длительного отсутствия.

Завершим рассмотрение вопросов организации работы Совета делопроизводством. Делопроизводство - это документооборот в совете, это отражение в документах его деятельности. Зачем нужно документировать деятельность студсовета? На этот вопрос можно дать несколько ответов. Во-первых, не надо забывать, что не вы первые, не вы последние, и тот, кто придет после вас в студсовет, и будет вести работу через три-четыре года, должен знать, что и как делали их предшественники, что получалось, а что нет и почему. Такой анализ деятельности иногда просто невозможно сделать без соответствующих документов, без протоколов и планов работы. Во-вторых, в деятельности студсовета могут (и это нормальное явление) возникать спорные моменты, неясности, дискуссии по тому, что и как было решено несколько недель, месяцев назад на заседании. И здесь документы помогают прояснить ситуацию. В-третьих, участвуя в работе студсовета, каждый получает навыки, в том числе и такие необходимые, как умение четко формулировать задачи, предложения в различных документах, отстаивать свое мнение с использованием документов.

Приведем перечень документов, который должен быть в Студсовете.

1. Документация о прошедших выборах Студсовета на всех уровнях, включая соответствующим образом оформленные протоколы.

2. Положение о Студсовете вуза.

3. Копии Устава вуза и правил внутреннего распорядка.

4. Протоколы заседаний Студсовета. Их можно вести в обычной общей тетради.

5. Список членов Студсовета с указанием домашнего адреса, телефона и обязанностей каждого члена Студсовета.

6. Планы работы (перспективные, текущие, планы подготовки отдельных мероприятий).

7. Документы, приходящие в студсовет и исходящие из студсовета (письма, заявления, в том числе вступающих в организацию, запросы и т.п.).

Студентка 2 курса направления «Политологии экономических процессов». Мы задали ей несколько интересных вопросов о студенческом совете и её пути к такой ответственной должности.

Почему ты решила стать Председателем?
Катя: «Студенческий совет ФСП стал для меня уже родным за все время, что я нахожусь в нем. А работа в качестве Секретаря принесла мне немало опыта в руководстве командой. Я хочу продолжить курс, заложенный предыдущим Председателем, и делать все возможное, чтобы наш факультет с каждым годом становился все лучше и лучше!»

Что было самым сложным в подготовке?
Катя: «Анализ проделанной работы и поиск наиболее правильного решения проблем».​

Что ты почувствовала, когда узнала результат ы?
Катя: «Большую радость и чувство огромной ответственн ости перед факультетом и своими ребятами, которые поверили в меня!»


Петросян Альберт Тигранович

Председатель ССт ФСП

79268417525

[email protected]


Конищев Евгений Сергеевич

Заместитель председателя ССт ФСП

79779510869

[email protected]



Лехмус Екатерина Сергеевна

Секретарь ССт ФСП

79771344815

[email protected]



​Григорян Карина Артуровна​​​​

Помощник Председателя ССт ФСП

В ноябре и декабре Вышку ждет большая агитационная кампания по выборам в студенческие советы и на пост уполномоченного по правам студентов. Назначение стипендий и отчисление из университета, финансирование студенческих проектов и обновление учебных планов - это лишь некоторые вопросы, в рассмотрении которых принимают участие органы студенческого самоуправления, но уже они показывают, почему участие в выборах - в интересах каждого студента.

Развитая студенческая самоорганизация сейчас является таким же показателем уровня и репутации вуза, как качество образования и цитируемость исследований. Студсоветы ведущих университетов мира - это структуры самоуправления, располагающие серьезными ресурсами и влияющие на повседневную жизнь и стратегию развития своих университетов. Работа в студсовете - ценная строчка в резюме, которая приносит его обладателю дополнительные очки при поступлении на работу.

В России, увы, представление о студсоветах другое. Те, кто о них что-то слышал, либо вовсе не понимают, чем они занимаются, либо считают, что студсовет в лучшем случае помогает решать вопросы по общежитию.

Вышка хочет изменить этот стереотип. Студсовет ВШЭ может стать реально функционирующим, представительным, имеющим существенные полномочия органом соуправления университетом. Но указами «сверху» такой совет создать нельзя - именно поэтому всем студентам и аспирантам Вышки стоит участвовать в предстоящих выборах.

Кого будут выбирать

В Вышке - на разных факультетах, образовательных программах, в общежитиях - есть малые студсоветы, «привязанные» к локальным сообществам. Именно в эти, местные, студсоветы (за исключением тех, полномочия которых еще не истекли) и будут проходить выборы.

После формирования нового состава малых (местных) студсоветов каждый из них делегирует своего представителя в большой, общеуниверситетский Студенческий совет (единый для всех кампусов Вышки - и московского, и региональных). Он будет представлять интересы всех студентов и аспирантов перед администрацией университета, координировать работу студенческих организаций, реализовывать собственные проекты и инициативы.

Одновременно с локальными выборами в студсоветы состоятся и общеуниверситетские выборы уполномоченного по правам студентов. В системе государственного устройства разные ветви власти призваны уравновешивать друг друга. Так и уполномоченный будет дополнять и в то же время служить «противовесом» Студенческому совету. Если по какой-то причине студент не нашел помощи в совете, он может обратиться к уполномоченному.

Прямые всеобщие выборы уполномоченного нужны именно за тем, чтобы он был легитимен в глазах всех студентов и аспирантов, а не представлял интересы отдельной их группы. Для победы кандидату в уполномоченные придется собрать голоса с разных факультетов, а не только того, на котором он учится. Для этого понадобится провести реальную избирательную компанию на нескольких факультетах и в нескольких зданиях Вышки.

Чем займется уполномоченный по правам студентов

Его основная задача - прямая связь со студентами, обработка их жалоб/обращений. Например, те «сигналы», которые сейчас отправляются на «красную кнопку» анонимно, можно будет направлять уполномоченному лично - при этом обратившемуся будет гарантирована защита.

Уполномоченный также будет являться председателем студенческого арбитража. И в целом он будет следить за тем, чтобы Студсовет адекватно выполнял свою работу и не допускал злоупотреблений.

Считается, что основная забота студсоветов связана с устройством быта студентов (вдруг надо что-то подправить в общежитии) и организацией разных праздников (вроде Дня Вышки). Но это не так. Точнее, это лишь малая часть вопросов, которые будет решать Студсовет ВШЭ.

Вот чем он будет заниматься:

1. Стипендии

Общеуниверситетский Студсовет разрабатывает правила и механизм распределения повышенной государственной академической стипендии и организует непосредственную работу по проверке заявок на нее. Студсовет также участвует в процедуре выделения материальной помощи малообеспеченным студентам.

2. Выговоры и отчисления

Студсовет утверждает или оспаривает дисциплинарные взыскания, выносимые администрацией ВШЭ студентам - например, за плагиат. Это важный момент, ведь некоторые взыскания могут закончиться исключением из университета. Студсовет может помочь студенту аргументированно доказать, что решение о взыскании было излишним или ошибочным.

3. Корректировка учебных планов

Студсовет дает рекомендации по совершенствованию отдельных учебных планов и образовательного процесса в университете в целом. Качество преподавания, расписание занятий, работа LMS - всё это нуждается в постоянной оптимизации, и мнение студентов в этих вопросах, безусловно, нужно учитывать. Кстати, многие ли студенты знают, что их представители на вполне легальных основаниях могут входить в состав академических советов образовательных программ?

4. Поиск и распределение финансирования

Это одна из основных задач Студсовета. Его членам предстоит доработать концепцию финансовой самостоятельности Студсовета. В американских университетах студенческие советы (за счет членских взносов и пожертвований) порой аккумулируют такие средства, которых хватает на строительство спортивных стадионов.

Студсовет Вышки предполагает использовать два механизма. Во-первых, создать краудфандинговую платформу с прозрачной отчетностью, на которой средства будут собираться под вполне конкретные проекты. Во-вторых, участвовать в различных грантовых конкурсах на развитие студенческого самоуправления. Их проводят Минобрнауки и другие организации, а бюджеты таких конкурсов составляют десятки миллионов рублей. Заявки на такие конкурсы нужно тщательно прорабатывать и оформлять, и большой Студсовет с этой бюрократической задачей справится лучше, чем отдельные активисты.

5. Создание онлайновой и офлайновой среды для творчества и взаимодействия студентов

Задача Студсовета не только реагировать на происходящие в университете процессы, но и инициировать проекты, востребованные студентами. Этим займется исполнительный комитет Студсовета - по сути, проектный офис, к работе в котором Студсовет может привлечь любого студента, аспиранта и даже выпускника, если у него есть такое желание и, конечно, интересные идеи.

Вот лишь несколько примеров. Уже сейчас совместно с Студсовет занимается доработкой IT-ресурсов Вышки. В ближайших планах - подготовка дизайн-проекта open space для студенческого коворкинга, выставок и т.п. Студсовет предложит идеи по обустройству коридорных пространств в зданиях Вышки. При участии предполагается создание холдинга студенческих медиа.

6. Улаживание конфликтов с участием студентов/аспирантов или студенческих организаций

При Студсовете создается конфликтная комиссия (студенческий арбитраж), которая будет разрешать споры между студентами и администрацией, и студенческими организациями. Это своего рода третейский суд, который обязан будет мотивировать свое решение, а это решение затем должно быть утверждено Студсоветом.

Когда и как пройдут выборы

Сначала сформируются избирательные комиссии с участием представителей администрации университета и студентов. Затем избирательные комиссии определят избирательные округа (так, чтобы психологи в свой локальный совет избирали психологов, социологи - социологов и т.п.) и количество мандатов в каждом округе.

В начале ноября пройдет открытая встреча студентов с ректором, на которой официально будет дан старт выборам. На второй неделе ноября начнется прием заявлений от кандидатов в локальные студсоветы и на пост уполномоченного по правам студентов. В последнюю неделю ноября и первую неделю декабря кандидаты проведут избирательные кампании. Сами выборы ориентировочно пройдут 7-8 декабря.

На выборах предполагается установить минимальный порог явки. Если он не будет достигнут, локальный студсовет не будет сформирован, а студенты данного общежития или образовательной программы останутся без самоуправления и без представительства.

Общественные слушания

21 октября пройдут публичные слушания с участием первого проректора ВШЭ Вадима Радаева и председателя Студсовета московского кампуса Дмитрия Шминке, на которых будут обсуждаться вопросы, связанные с процедурой проведения выборов и полномочиями студенческого самоуправления (с документами, которые будут представлены на обсуждение, можно ознакомиться на ). На эти слушания приглашены преподаватели, студенты и представители администрации НИУ ВШЭ, так как необходимо учесть мнения всех заинтересованных групп при подготовке такого общественно важного мероприятия, как выборы в Студсовет.

Место проведения слушаний: Мясницкая 9/11, ауд. 323.

Ну что, первокурсники, дождались 1 сентября?! Теперь вы – полноправные представители особой социальной группы – студенчества. И чтобы оставаться студентами ещё лет пять, а , рекомендуем намотать на ус или на что вы там наматываете советы старших товарищей.

Особенности учебного процесса, или почему вуз – не школа

  1. Запомни, студент, главную вещь, отличающую вуз от школы: твой диплом – твои проблемы. Да, мы знаем, что в школах повсеместно натягивают тройки гоминидам, не достигшим даже уровня эректуса. Потому что учителя, завучи и директоры, во-первых, клепают отчёты об успеваемости школьного поголовья, а во-вторых, получают бабло за каждого барана из школьного стада. Среднюю школу не зря называют «отстойником» и «загоном», в котором держат тинейджеров до армии, чтобы те не шатались по улицам. Ты привык, что тебя тянули за уши? Забудь об этом.

В вузах отчисляют нещадно и эректусов, и неандертальцев, и даже некоторых недоэволюционировавших кроманьонцев. Потому что возраст уже позволяет сплавить их в армию! Или отправить раскладывать товары на полках супермаркета. Причём самый мощный поток отчисленных сливается в канализацию после первого семестра.

Вузовским преподам глубоко фиолетово, доползёшь ли ты до диплома. Никто не будет за тобой бегать с просьбами сдать, наконец, зачёт. И родителей в деканат вызывать не будут.

Заруби на носу: вуз – не школа! Ты стал взрослым!

  1. Но посещать нужно. К сожалению, гипотеза о том, что «студент – взрослый человек, самостоятельно контролирующий личный учебный процесс», не выдерживает проверки практикой. Практика показывает, что большинство студентов остаются великовозрастными школьниками. И если не контролировать посещения оными недорослями лекций и семинаров, в аудитории будет сидеть пяток «ботанов». Поэтому, как бы ни противоречил принцип проверки присутствующих принципам вузовского обучения, большинство преподавателей его практикуют.

Прогуливая лекции, можно попасть в «чёрный список» преподавателя, что чревато особо пристальным вниманием на экзамене. Некоторые преподы даже требуют показать конспекты пробакланеных лекций.

А прогулянные семинары, коллоквиумы, практические, лабораторные и контрольные отрабатывать придётся в 99% случаев.

  1. Выясни сразу, что нужно для допуска к сессии. К некоторым зачётам и экзаменам допускают только при условии написания реферата, доклада, эссе, контрольных. Это ещё полбеды, «макулатуру» можно в ноябре – декабре заказать у студлансеров. Хуже, если в вузе действует балльная система допуска к сессии. Баллы надо собирать прямо с сентября.
  1. Засунь учебник… ну, куда-нибудь на заднюю полку. Не надейся, что учебник тебе поможет подготовиться к экзамену. Это ещё одно ключевое отличие от школы. Учебник – вспомогательный инструмент, а основными источниками знаний в вузе являются лекции и литература, с помощью которой ты будешь готовиться к семинарам. Совсем уж выбрасывать учебник, конечно, не надо – как база, основа, вполне сгодится. Только учти, что учебники, который вам выдадут, чаще всего устаревшие. Новые нужно искать в библиотеке, покупать или скачивать в сети (если удастся). А ещё есть преподаватели, которые специально гоняют на экзаменах по своим лекциям. Впрочем, есть и такие, что лекции читают по учебнику – с этими проще.
  1. Готовься самостоятельно работать с литературой. Если ты думаешь, что цель вуза – напичкать тебя знаниями, то глубоко ошибаешься. Цель вуза – научить тебя самостоятельно получать информацию, дать навыки самообразования и, желательно, сформировать у тебя научное мышление. Учебник даёт базис, лекции структурируют материал и помогают разложить его в твоей башке по полочкам, а рулит самостоятельный поиск материалов среди статей и монографий.

Часть материалов ты найдёшь в интернете (спасибо оцифровке!), но многое ещё не попало во всемирную паутину. Поэтому придётся топать в вузовскую, областную или специализированную библиотеку, делать выписки и ксерокопии. Ужас-ужас? Ничего, потом скажешь спасибо за то, что научили тебя учиться самостоятельно. В информационную эпоху знания устаревают очень быстро. Профессионалу нужно учиться и учиться, чтобы оставаться востребованным, а для этого нужно обладать навыками самообразования.

Один из способов измерить скорость устаревания фактов - посмотреть индекс цитирования научных статей. Если публикацию не цитируют, это с большой вероятностью означает, что она нерелевантна или устарела. Так, например, в результате изучения публикаций в журналах Physical Review, представляющих разные области физической науки, выяснилось, что половину публикаций перестают цитировать в среднем через 10 лет, а, скажем, в ядерной физике - уже через 5 лет. Период полураспада книги (в смысле цитирований) составляет в физике около 13 лет, в экономике - 9,4 года, в математике - 9,1 года, а в истории и психологии - и вовсе около 7 лет.

  1. Выясни, что такое семинары, коллоквиумы, рефераты, конспекты, зачёты, курсовики и прочая таинственная фигня. На первокурсника обрушиваются мегатонны малознакомых или вовсе незнакомых слов, под которыми скрываются новые способы проверки знаний. Да, бро, тут всё не так, как в школе. Начинай разбираться со всем этим прямо с сентября.
  1. Настройся на новый ритм обучения. Уроки по 40 минут и длинные перемены остались в прошлом. Теперь придётся сидеть на парах, а перерыва хватит только на то, чтобы перебежать из аудитории в аудиторию (в столовую лучше отправляться во время «окон»). С другой стороны, есть и плюсы: возможно, в расписании будут дни, когда можно являться на вторую или даже на третью пару. Цени «окна»: вместо того, чтобы просто тупо шататься в ожидании следующей пары, сходи в библиотеку или в столовую.
  1. Запомни, что недели бывают верхними и нижними. Ещё одно новшество. Занеси данные в гаджет, которые носишь при себе. Всё-таки запутался? Подойди к расписанию – это простейший способ выяснить, какая сейчас неделя.
  1. Узнай, когда начинается сессия, а также (на всякий пожарный) правила предоставления академотпуска. И выясни всё это не в декабре, а как можно раньше.
  1. Не забывай о том, что из вуза можно вылететь за нарушение дисциплины. Жизнь студента гораздо свободней, чем у школьника, но на некоторые выбрыки деканат закрывать глаза не станет. А если дело дойдёт до ректората – сам понимаешь. Поводом для исключения может стать и особо бурная пьянка в общаге (например, с вышвыриванием холодильника в окно), и нарушение закона, и даже излишне активная политическая деятельность (например, одиночный пикет перед административным корпусом с требованием отставки ректора). Если не отчислят прямо, то создадут условия, при которых сдать сессию будет очень проблематично. Так что держи себя в руках.
  1. Попытайся понять, что ты уже взрослый и сам отвечаешь за результаты обучения в вузе. Учти, никто за тобой гоняться с напоминаниями о лекциях и семинарах не станет. И звонков родителям с вопросом: «Где ваше чадо, заболело или прогуливает?» – тоже не будет. Становись самостоятельным.
  1. Работай на зачётку. По крайней мере первые две сессии выкладывайся на все сто. Потом будет легче: чем лучше твой имидж, тем лояльней к тебе относятся преподаватели. И наоборот: к троеничкам и «хвостистам» преподы относятся с предубеждением. В общем, работай на зачётку, потом она будет работать на тебя.

Голова пухнет от советов, первокурсник? Погоди, это только начало. Если ещё не сломался, читай рекомендации, которые помогут тебе дожить до сессии и пережить оную.

Советы первокурсникам по плаванию в учебных водах

  1. Научись извлекать пользу даже из скучных лекций. Для этого нужно научиться 1) слушать (и слышать), 2) сосредотачиваться. Полезные навыки, которые тебе пригодятся в жизни.
  1. Овладей навыками имитации интереса. Это на тот случай, если препод – зверь, а лекции у него ну совсем уж тупые и бессмысленные. Но не злоупотребляй этим навыком, иначе вся твоя будущая карьера сведётся к офисной ИБД (имитации бурной деятельности). Используй скилл в исключительных случаях.
  1. Научись конспектировать. Не нужно стенографировать лекции слово в слово. Вычленяй главное, разработай свою, понятную для мозга систему сокращений и условных знаков. Конспектируй логично, структурно.
  1. Используй диктофон и прочие гаджеты с умом. Не полагайся на достижения цивилизации на все 100%. Во-первых, расшифровывать лекцию с диктофона – муторный труд. Представь: ты отсидел лекцию, а потом ещё должен потратить столько же времени на расшифровку записи! Это что, разумно? Запись на диктофон подходит только аудиалам (людям, которые лучше всего воспринимают информацию на слух). Во-вторых, преподаватели очень не любят студентов, которые включают диктофон и дальше сидят с отсутствующим взглядом.

Что касается планшетов, ноутбуков и нетбуков, то они могут здорово помочь, особенно в библиотеке. Но не забывай о том, что запись ручкой активизирует процессы запоминания в мозге. Помни о преподавателях, которым нужно сдавать конспект, написанный от руки.

  1. Запасись общими тетрадями, ручками, разноцветными маркерами. Носи с собой запасную ручку. Используй цветные маркеры для того, чтобы выделять главное, структурировать записи.
  1. Иди в вузовскую библиотеку за учебниками в числе первых. Да, учебники в вузе – не главное, но они всё равно нужны. В большинстве вузов учебников на всех не хватает. Особенно новых.
  1. Выясни, где находятся нужные тебе библиотеки и читальные залы. Записывайся и учись работать с каталогом. К сожалению, пока в интернете нет всех материалов, которые тебе понадобятся.
  1. Запиши расписание, запомни расположение корпусов и аудиторий. Можно просто ходить хвостиком вслед за своей группой, но лучше быть независимым. Стоит записать также часы работы библиотек, спортзалов, лабораторий и других мест, которые ты будешь посещать.
  1. Собери информацию о преподавателях и учитывай их индивидуальные особенности. Запиши и запомни ФИО преподов – это раз! Узнай их в лицо – два. Нет ничего глупее, чем знакомиться с преподавателем на экзамене. Узнай о характере и привычках каждого (в этом помогут старшекурсники). Выясни, кто как относится к посещениям лекций, у кого какие требования на семинарах, зачётах, экзаменах.
  1. Выбери научрука. Правильно выбранный научный руководитель не только поможет в написании курсовых и доведёт до диплома, но и будет защищать тебя перед кафедрой и даже перед деканатом. Советуем, первокурсник, .
  1. Почитай о принципах тайм-менеджментента. Научись распределять время так, чтобы его хватало и на посещение вуза, и на самостоятельную подготовку, и на отдых.
  1. Раздели предметы на важные и маловажные. Профильные – важные, в них зарывайся с головой. Всякие непрофильные учи так, чтобы получить зачёт – этого достаточно. Нет смысла погружаться в изучение аналога школьного ОБЖ в ущерб профильному предмету.
  1. Старайся получать «автоматы» по максимуму. Принятие зачёта или экзамена «автоматом», за активную учебную деятельность в течение семестра, избавит тебя от нервотрёпки перед экзаменом. У некоторых преподавателей бывают ещё и «полуавтоматы», тоже неплохая штука: из двух вопросов на экзамене сможешь выбрать один.
  1. Не садись на «камчатку». Это место для тех, кто хочет заниматься своими делами, а не учёбой. Многие преподаватели относятся к «камчатке» с предубеждением (особенно если слышат грохот пивных бутылок, случайно задетых чьей-то ногой). Кроме того, на «камчатке» обычно плохо слышно, что говорит преподаватель. Лекции лучше записывать, сидя на первых партах или в середине аудитории.

Середина, пожалуй, самое комфортное место. Слышно нормально, а в случае чего – можно немного посачковать. Первые парты любят отличники, они позволяют установить визуальный контакт с преподавателем, а также продемонстрировать трудолюбие и заинтересованность.

  1. Не стесняйся задавать вопросы преподавателю. Если что-то непонятно – спрашивай смело. Преподаватели любят активных студентов. Но не переусердствуй, имитация заинтересованности создаст тебе имидж подлизы. Или ещё хуже – имидж глупого подлизы.
  1. Лекции бывают бесполезными, на них нет смысла тратить свои силы. Если препод отмечает прогульщиков, садись в середину и имитируй занятость. Если, конечно, этот зверь не требует предоставить конспекты своей пурги.
  1. Если препод пофигист, и его лекции никто не пишет – тебе их лучше записывать. Почему? Потому что потом их фиг у кого достанешь! Учти, что пофигистичное отношение преподавателя к посещениям и записям его лекций может обернуться жесткачом на экзамене. У некоторых преподавателей пофигистичность выборочна: они считают, что студента не нужно принуждать к учёбе, это его личное дело – учиться или не учиться. Экзамен расставит все точки над «i»…
  1. Активничай на семинарах! Это прямой путь к «автомату». Или, по крайней мере, снижение риска отработок перед сессией.
  1. Боишься выступать перед аудиторией? Парадоксальный совет: выступай как можно чаще. Навык публичных выступлений здорово пригодится в жизни (не говоря уж о том, что сессию будет сдать проще).
  1. Если препод раздал всем темы докладов, постарайся свой прочитать как можно раньше. Иначе времени может не хватить, и либо «автомат» накроется, либо придётся нести доклад прямо на зачёт или экзамен, либо будешь искать преподавателя, чтобы познакомить его с плодами своего труда во внеурочное время.
  1. Практические, лабораторные, контрольные нужно сдавать вовремя. Не прогуливай их, не копи мини-хвосты. Сдавать всё равно придётся. Постепенно это делать легче, чем разбираться с грудой отработок перед самой сессией.
  1. Приступай к написанию курсовой и рефератов как можно раньше. Если собираешься заказывать их у студлансеров – тоже не затягивай. Почему – детально разъяснено в статье .
  1. Перед тем, как сдавать заказанную или скачанную работу, прочти её! Не давай повода преподавателю поймать тебя на халяве.
  1. Если твои однокурсники гоняют балду, не равняйся на них. Ты же не хочешь попасть в те 20% бездельников, что вылетят в первую же сессию?

Зачем первокурснику общественная, культурная и научная деятельность?

  1. Общественная активность – это не только интересно, но и полезно. Активность в социальных и культурных проектах повышает шанс получить именную стипендию.
  1. Если у тебя есть склонность к научной деятельности, не сдерживай себя. Участвуй в вузовских и международных конференциях, записывайся в студенческое научное общество. Это полезно для зачётки и открывает путь в аспирантуру. А то и к вкусным грантам.
  1. Международный обмен, зарубежные конференции и участие в международных студенческих проектах – шанс побывать за границей на халяву. Учи языки и будь активней!
  1. Если факультет проводит олимпиады, викторины, конкурсы – участвуй. Призом могут быть автоматы по всем предметам в зачётке, именная стипендия, разовое денежное поощрение… В общем, всякие ништяки плюс уважение преподавателей.
  1. Участие в молодёжных политических проектах тоже полезно. Именно с этого может начаться твой путь в политику – если, конечно, тебе это интересно. Но учти, что не вся политика полезна для студента. Оппозиционная политическая активность в нашей стране, к сожалению, может довести до исключения из вуза. Так что выбирай проекты, одобренные вузом.
  1. Если ты – прирождённый администратор, становись старостой или финоргом, а ещё лучше – делай карьеру в профкоме. Путь не для всех, но если это твоё – дерзай. Чувство власти и денежные ништяки прилагаются.
  1. Студенту с журналистской, публицистической жилкой есть смысл уже на первом курсе направиться в редакцию студенческой газеты. Можно завести самому или вместе с единомышленниками альтернативный блог, сайт или наладить выпуск факультетской газеты. Только будь адекватен – не нужно вываливать даже в личный блог всё, что ты думаешь о «тупаке Денисове» и «стерве Кубаревой». Они ведь тоже умеют читать.
  1. Участвуй в художественной самодеятельности. Во-первых, капустники и КВН – это весело! Во-вторых, если ты претендуешь на именную стипендию, эта активность тоже пойдёт в зачёт. В-третьих, ценные творческие кадры могут рассчитывать на поблажки от деканата при проблемах с сессией. Но в разумных пределах, конечно.
  1. Художникам, поэтам, писателям и прочим ну очень творческим личностям есть смысл участвовать в конкурсах, записываться в студенческие профильные сообщества. Иногда творчество студентов публикуют вузовские газеты. Ну а в интернете для самопрезентации вообще раздолье. Эти таланты очень востребованы и при подготовке всяческих мероприятий.
  1. Умникам и умницам стоит записаться в команду ЧГК. Если не берут, создайте свою команду и порвите соперников на клочки!
  1. Участвуй в спортивных соревнованиях. Волейбольные, баскетбольные и даже шахматные турниры – не только способ самореализации, но и шанс получения «автомата» по физре. Возможны денежные поощрения. В США даже очень тупые спортсмены настолько ценятся колледжами и вузами, что сдают сессии даже при полной атрофии мозга. У нас поблажки не такие шикарные, но на них тоже можно рассчитывать.
  1. Думай о будущем. Уже с первого курса стоит задуматься о том, как ты будешь строить свою карьеру после выпуска. Будешь ли работать по специальности? Собираешься ли идти на красный диплом? Интересует ли тебя аспирантура? Нужен ли для твоей карьеры иностранный язык? Собираешься и искать рабочее место по специальности во время учёбы в вузе? Чем чётче будут твои планы – чем больше шансов, что к выпуску ты подойдёшь с точным знанием того, где будешь работать и, возможно, даже с предложениями от работодателей.

Полезные контакты

  1. Вливайся в коллектив. Не будь высокомерен, не провоцируй конфликты с первых же дней в вузе. Не бойся однокурсников – им тоже страшно
  1. Веди себя с достоинством. Не стелись перед «сильными», не становись «шестёркой». Не бойся быть изгоем, если не сошёлся с доминирующей на курсе группировкой. Ищи единомышленников. Будь самим собой.
  1. Не интригуй, избегай враждующих микрогрупп. Это позволит избежать многих неприятностей.
  1. Обменяйся контактами с однокурсниками. В случае чего будешь знать, кому позвонить, написать или стукнуться в скайп, чтобы уточнить расписание или задание на семинар.
  1. Если любишь прогуливать, закорешись со старостой. Хорошие отношения со старостой уменьшат число значков «Н» напротив твоей фамилии в журнале посещений. Шоколадки рулят.
  1. Контакты со старшекурсниками – реально полезны. Старшие товарищи помогут конспектами и материалами, расскажут о характере преподавателей.
  1. Дружи с теми, кто живёт в общаге. Во-первых, у них весело. Во-вторых, в общаге всегда есть конспекты. У кого-нибудь.
  1. Заведи полезных знакомых. Это могут быть студлансеры, которые помогут написать учебные работы или сотрудники медучреждений, которые могут выписать нужную справку. Не факт, что эти знакомства пригодятся, но в форс-мажорной ситуации ты будешь знать, к кому обратиться.
  1. Создай сообщество поддержки с однокурсниками. Вместе проще готовиться к семинарам (каждый готовит свою часть, потом обмениваетесь материалами). При подготовке к зачётам и экзаменам друзья проверят знания (при проверке получают интеллектуальный бонус обе стороны). А или ответы на тесты, упражнения по латыни или английскому вскладчину дешевле.
  1. Отсеивай халявщиков и пиявок. Взаимовыгодная помощь – это хорошо, наглость – плохо. Помогай друзьям, но не в ущерб себе. Помни: кто везёт, на том и едут. Пока ты пишешь рефераты халявщикам бесплатно, .
  1. Постарайся получить контакты научного руководителя и других преподавателей. Возможно, понадобится с ними связаться. Но не заваливай преподов сообщениями, не доставай людей. Это контакты на крайний случай. Впрочем, с адекватным научруком можно связываться в процессе написания курсовой регулярно. Многие преподы перешли на консультации по скайпу.
  1. Познакомься с куратором курса, возьми контакты деканата. Тоже, возможно, пригодятся.
  1. Завязывая контакты с преподами, не влюбляйся Этот совет адресован прежде всего прекрасному полу. Влюблённость в преподавателя – известный психологический феномен. Опасная штука!

Правила безопасности

  1. В первые же дни оформи все нужные документы. Прежде всего – студенческий и читательский. Принеси справки, которые требует деканат.
  1. Не зли охранника. Не забывай пропуск (студенческий билет), не пытайся прошмыгнуть мимо, не ной и не раздражай человека. Особенно если у него есть дубинка.
  1. Продумай маршрут до вуза. Учитывай расписание транспорта и пробки. Выходи из дома на 10 – 15 минут раньше, чтобы иметь запас времени.
  1. Не храпи на лекциях
  1. Не складируй пивные бутылки под партой. И тем более их не роняй!

О деньгах

  1. Разузнай правила предоставления стипендии в своём вузе. Выясни, в каких случаях можно лишиться стипухи и постарайся в эти ситуации не попадать.
  1. Уточни, в каком банкомате снимать стипендию. Ошибка обойдётся в несколько сотен, которые ты отдашь «чужому» банку. Если стипендия минимальная, можно потерять 30%.
  1. Узнай о том, как получить губернаторскую, президентскую стипендию (есть и другие виды). Возможно, ты сможешь претендовать на одну из них. Для этого нужно хорошо учиться, активно участвовать в научной и общественной деятельности.
  1. Загляни в профком. Узнай всё о получении социальной стипендии и материальной помощи. Если подходишь под условия – собирай справки, не затягивай.
  1. В профкоме распределяют льготные путёвки и билеты на всякие мероприятия. Пользуйся! Многие студенты даже не знают, что могут что-нибудь получить в профкоме. Значит, больше достанется тем, кто не ленится ходить на разведку.
  1. Не поленись узнать обо всех льготах, которые полагаются студенту. Они касаются проезда, бесплатного посещения некоторых музеев и т. д. Регулярно отслеживай изменения в законодательстве, касающиеся студенческих льгот.
  1. Подумай о том, как ты можешь заработать. Грузить вагоны? Мыть полы? На каникулах можно записаться в студотряд, поучаствовать в строительстве какого-нибудь космодрома. Правда, говорят, что в этом году из-за финансовых трудностей студентам заплатили меньше, чем они рассчитывали. В любом случае, работа не должна мешать учёбе. У нас нет ограничений на работу студентов, как в Европе (там студенту можно работать только определённое число часов в неделю), поэтому рассчитывай свои силы сам.

О здоровье, порядке, дресс-коде и отдыхе

  1. Береги печень. Забудь о стереотипном представлении о студенте как о вечно бухающем существе. По крайней мере, если собираешься дожить до второго курса, а тем более – до пятого.
  1. Подружись с физкультурой. Не прогуливай пары физры, запишись дополнительно в спортзал, в бассейн, на йогу или на фитнес. Физическая активность не только укрепляет здоровье и помогает поддерживать вес в норме, но и улучшает деятельность мозга.
  1. Питайся правильно. Не давись бутерами всухомятку. Выбирай продукты, полезные для тела и мозга. Кстати, можешь почитать статью о .
  1. Разведай, где находятся кафе и столовые, где лучше кормят и где дешевле. Это, конечно, на тот случай, если в корпусе и поблизости их несколько. Чтобы не опаздывать на лекции и не стоять в дикой очереди, выясни не только часы работы, но и время, когда наплыв голодных спадает.
  1. Одевайся в деловом стиле или в стиле casual. Не эпатируй преподавателей дредами, цветными ирокезами и голыми ягодицами (это совет первокурсницам, обожающим мини-юбки). Индивидуальность в почёте, но помни об адекватности. Особенно при выборе одежды на экзамен.
  1. Приведи в порядок рабочее место. Не оправдывай бардак склонностью к творческому беспорядку. Читай статью . Прикинь, приведение в порядок места, где работаешь – прочищает мозги!
  1. Отдыхай! Погрузившись в учёбу, регулярно выныривай на поверхность. Отдых помогает мозгу бороться со стрессами. Учёба без отдыха – путь к срывам, истощению нервной системы и хронической усталости. Работая на красный диплом, не заработай себе астению.
  1. Помни о том, что студенческие годы – отличное время! Дружи, веселись, развлекайся! В меру, конечно Но так, чтобы было, что вспомнить!

Что такое студенческий совет?

Студенческий совет - это своеобразный орган студенческого самоуправления. В него в обязательном порядке должны входить деканы факультетов, Председатель студсовета, Председатель общежития для студентов, Председатель научного общества учащихся, а также представители различных студенческих организаций, например, группы КВН.

Студенческий совет решает целый ряд вопрос. Например, если в аудиториях летом нечем дышать - этот вопрос может решить студсовет. А точнее - Председатель студсовета. Объединение решать как текущие проблемы студентов, так и те проблемы, которые могут подстерегать учащихся после выпуска.

О второй категории проблем стоит сказать отдельно. Многие студенты туманно представляют себе выпуск и работу, а у кого-то завышены ожидания. В дальнейшем это может стать причиной профессионального краха. В студенческом совете эту проблему могут решить, организуя различные мероприятия для учащихся. Такие мероприятия направлены на просвещение студентов.

Кроме того, участвуя в студенческом самоуправлении, студент приобретает ряд полезных навыков. Он учится общаться, решать проблемы, завязывать деловые и полезные контакты. Все это точно пригодится после выпуска. Впрочем, всегда ли студсовет дает что-то полезное?

Студенческий совет не всегда представляет собой реальную силу. Если это объединение в крупном университете большого города, то тогда организация может стать отличным помощником для студента. В будущем студент, который участвовал в студенческом самоуправлении, может лучше проявить себя. К тому же у него будет много знакомых.

А вот студсовет в маленьком городке в глубинке - совсем другое дело. Здесь обычно создаются такие обхединения просто для того, «чтоб было». В результате в студсовет принимают практически всех. Причем на встречах членов объединения проходят не полезные беседы, а в основном дружеская болтовня. Вряд ли молодой человек получит пользу от участия в таком совете, особенно если он планирует покинуть город.

Если у студента есть возможность вступить в студсовет в солидном вузе - это превосходно. Не стоит отказываться от такой возможности. Более того, к ней нужно стремиться. А вот в глухой провинции можно не прилагать усилий и не тратить время напрасно. Лучше найти другие полезные объединения, которые могут оказать поддержку.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.