Праздник успения богородицы по православному календарю. Успение Пресвятой Богородицы: что можно делать, а что нельзя Молитва Пресвятой Богородице на каждый день

Опубликовано 27.08.16 20:31

Успение Пресвятой Богородицы в 2016 году: что можно есть, чего нельзя делать - это и многое другое читайте в материале TopNews.

Успение Пресвятой Богородицы в 2015 году: какого числа?

28 августа 2016 года православные верующие отмечают Успение Пресвятой Богородицы. Этот праздник относится к 12 важнейших дней, почитаемых РПЦ после Пасхи.

Успение Пресвятой Богородицы 2016: история праздника

Успение стало одним из первых, среди праздников, посвященных Богородице. Этот день стали отмечать в Византии в 592-602 годах, хотя в Священном Писании и не говорится об обстоятельствах смерти (успения) Богородицы, о нем известно из церковного Предания и ряда апокрифов.

Верующие считают этот день и печальным и радостным единовременно, ведь Дева Мария ушла из инткббээ этого мира, зато она воссоединилась со своим Сыном Иисусом Христом на небе.

После распятия и воскрешения Христа, Богородица находилась на попечении апостола Иоанна Богослова. Долгое время она молилась у Гроба Господня, а во время одной из них архангел Гавриил сообщил ей о скорой кончине, подарив райскую ветвь в качестве символа победы над смертью.

Ожидая свой исход, Дева Мария молилась в окружении апостолов. Неожиданно они увидели очень яркий свет.: это сам Иисус в сопровождении ангелов спустился с Небес. В этот момент наступила смерть Богоматери.

Она была похоронена в Гефсимании, рядом с родителями - святыми Иоакимом и Анной. Иудеи хотели помешать похоронной процессии, но они не смогли этого сделать: ангел отсек руки иудейскому священнику Афонии. В дальнейшем он получил исцеление, раскаявшись и принял христианство.

Успение Пресвятой Богородицы отмечают один день и еще несколько проводят в подпраздненствах. За две недели до празднования наступает Успенский пост, а накануне самой даты в церквях проводится всенощное бдение.

После этого в храмах совершается чин погребения Божией Матери, проводится каждение плащаницы, после чего её обносят

Что можно есть на Успение Пресвятой Богородицы?

Если Успения Пресвятой Богородицы выпадает на среду или пятницу, то верующим разрешается есть рыбу. В таком случае разговение переносится на следующий день. Если Успение выпадает на другие дни недели, то пост соблюдать не требуется.

Успение Пресвятой Богородицы: чего нельзя делать?

На Успение Пресвятой Богородицы нельзя вставлять в землю острые предметы. В этот день следует начинать заготавливать овощи, а для улучшения урожая на полях было принято оставлять немного колосьев хлеба. и.

Также на Успение нельзя ссориться. В этот день нужно дарить людям любовь и добро.

Успение Пресвятой Богородицы: традиции и обычаи

Успение Пресвятой Богородицы совпадает с окончанием жатвы, поэтому в сознании народа в этот день соединялись православные традиции и языческие верования.

На Руси ко дню Успения в старину приурочивали так называемые "Дожинки" или "Обжинки" - праздники в честь жатвы хлебов. Также этот день еще называли "Госпожинки".

В этот день христиане наряжали "последний" сноп в сарафан, а затем его с песнями несли в деревню и ставили под иконы, после чего затевали пир.

В основном приметы и поговорки об Успении Пресвятой Богородицы были связаны с уборочной страдой и погодой. Согласно приметам, в этот день "молодое бабье лето начинается, а солнце засыпается", "с Успенья солнце засыпает", "Успение провожай, осень встречай", а если в этот день появится радуга, то это говорит о том, что наступающая осень будет затяжной и теплой.

В последние дни лета православные отмечают один из самых красивых и трогательных христианских праздников - Успение Пресвятой Богородицы .

Праздник Успение Пресвятой Богородицы, который отмечают православная и католическая церкви, посвящен воспоминанию о смерти (успении) Божией Матери. В православии принадлежит к числу двунадесятых, то есть относящихся к двенадцати важнейшим после Пасхи, и его полное название звучит так: Успение пресвятой владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

Согласно церковному преданию, в этот день апостолы, проповедовавшие в разных странах, чудесным образом собрались в Иерусалиме, чтобы проститься с умершей Богородицей и принять участие в ее погребении.

Когда отмечается Успение Богородицы

Русская православная церковь , а также некоторые другие конфессии, придерживающиеся юлианского летоисчисления, отмечают Успение Богородицы 28 августа , что соответствует 15-му августа по так называемому «старому стилю».

Католическая церковь и некоторые другие конфессии, живущие по григорианскому календарю, отмечают этот праздник 15 августа.

История праздника

По преданию в последние годы жизни Богородица , которой было уже за 70 лет, проживала в Иерусалиме, часто приходя молиться на Голгофу и к гробу Господню. Однажды во время молитвы деве Марии явился архангел Гавриил , которые сообщил, что скоро ей предстоит распрощаться с земной жизнью и встретиться со своим сыном - Иисусом Христом , принявшим свою божественную сущность.

Поэтому архангел повелел Марии не грустить, а радоваться, что вскоре ей предстоит войти в царство Божие. Архангел вручил Богоматери ветвь райского древа (скорее всего, финиковой пальмы) и сказал: «Сын твой и Бог наш с архангелами и ангелами, херувимами и серафимами, со всеми небесными духами и душами праведных примет тебя, матерь свою, в небесное царство, чтобы ты жила и царствовала с ним бесконечное время». Именно поэтому грусть, связанная с успением Богородицы, смягчается радостью от того, что она смогла встретиться со своим сыном в божьих чертогах.

Перед окончанием земной жизни Мария захотела увидеть всех учеников Иисуса, но они были далеко, поскольку проповедовали слово Христово в разных странах. Однако, по преданию, ангелы, повинуясь Божьему велению, перенесли апостолов в Иерусалим, поставив их на Сионе пред дверями дома, в котором перед смертью жила дева Мария. Увидев дорогих ей людей, Богородица со всеми простилась и приготовилась к смерти. После этого вокруг нее заблистал божественный свет, и дева Мария мирно скончалась.

Погребение Богородицы апостолы совершили в гробнице, где были похоронены ее родители - Иоаким и Анна и муж - Иосиф Обручник . После погребения Богородицы апостолы закрыли вход в пещеру камнем и ушли.

Существуют легенда, что на погребении Богородицы не присутствовал только апостола Фома, и на третий день после своей смерти, Мария бросила ему в утешение свой пояс с неба. По другим апокрифическим рассказам, Фома пришел в Иерусалим на третий день после погребения Богородицы, и по его просьбе апостолы открыли гробницу, чтобы он мог проститься с девой Марией, однако, ее тела там не оказалось.

Празднование Успения

В православии праздник Успение Богородицы относится к числу двунадесятых, то есть особо важных и имеет один день предпразднства и восемь дней попразднства. Празднику предшествует двухнедельный строгий с 14 по 27 августа включительно, о котором Федеральное агентство новостей писало ранее.

Особо торжественно Успение празднуется в Иерусалиме, в Гефсимании в гробнице Богородицы, где проходит особая служба погребения Богоматери. На второй или третий день праздника подобное богослужение, начинающееся всенощным бдением, совершается и во многих храмах Русской православной церкви.

Обжинки

В народно-христианской славянской традиции праздник Успения Богородицы называется Обжинки или Дожинки . Это день народного календаря, символизирующий завершение жатвы, поскольку в это время обычно заканчивалась уборка хлебов. Праздник включал в себя ритуалы, связанные с последним (дожиночным) снопом, «завивание бороды», праздничную трапезу, гадания, народные гуляния и другие ритуалы.

По старинному обычаю на сжатом поле оставляли небольшую часть неубранных колосьев, которые связывали лентой, либо даже наряжали в сарафан. Затем из колосьев сплетали венок, это и называлось «завивание бороды». Венок надевала самая красивая девушка. Последний сноп посвящали либо языческим божествам, либо Николаю-угоднику или Илье-пророку и с песнями несли на пир честной. В народе это называлось «пировать Успенщину». Девушка могли отдать венок понравившемуся парню, существовали и другие обряды, символизирующие окончания жатвы. Трапеза была обильная и сытная: блины с салом, яичница, мед и густая каша - чтобы на будущий год посевы также были густые.

Также в это время начинался сбор калины, и преуспевшая в этом девушка имела шанс на хорошее замужество. Кроме того считалось, что огурцы, засоленные на успение, не заплесневеют до весны.

Поговорки и приметы на Успение

Считалось, что с Успения начинается молодое бабье лето или лето молодух (считается, что настоящее бабье лето начинается 11 сентября). Про это время существовали поговорки, символизирующие погодные приметы:

  • Молодое бабье лето ведряное (погожее) - жди ненастья на старое.
  • На Успенье огурцы солить, на Сергия (8 октября) капусту рубить.
  • Первая пречистая жито засевает, а вторая помогает.

На следующий день после Успения наступал так называемый , подробнее о котором читайте в материале Федерального агентства новостей.

и народные приметы в этот день

Великий праздник – Успение Пресвятой Богородицы отмечается 28 августа .

Успение Богородицы: что можно делать

  1. Отмечать праздник вместе с родителями за накрытым столом. Но, поскольку, этот праздник приходится на последний день поста, лучше ограничить себя в жирном и мясном.
  2. Солить огурцы, согласно народным приметам, это поможет к дому мужа «присолить». Также можно квасить капусту, закатывать другие соленья и работать в огороде.
  3. Сохранить последний сноп, сжатый накануне в поле. В некоторых местностях на него и вовсе надевали сарафан.
  4. Освящать хлеб нового урожая в церкви, а принеся его домой, сесть за стол всей семьей, отведать каравай, а остатки положить за икону. Обязательно этим хлебом нужно накормить больных и немощных.
  5. Помогать собирать урожай тем семьям, где не хватает рабочих рук или, например, где кормилец умер.
  6. Оставлять на поле несколько колосьев, чтобы в следующем году собрать хороший урожай.

Успение Богородицы: что делать нельзя

  1. Считается, что крайне нежелательно в этот день пользоваться режущими или колющими предметами. Даже хлеб лучше ломать руками.
  2. Босиком на Успение ходить не рекомендуется: не лечит от всех болезней, а наоборот, привлекает их, ведь она символизирует слезы по почившей Богородице.
  3. , в этот день также нельзя.
  4. Чтобы избежать трудностей и неудач, нежелательно в этот день обувать неудобную или старую обувь. Натереть мозоль на Успение – привлечь проблемы.
  5. Не стоит есть в этот день овощи и фрукты, круглые по форме – яблоки, капусту.
  6. Нельзя ронять хлебные крохи на пол, особенно если буханка была освящена в церкви – это большой грех.

Успение Богородицы: народные приметы

Безусловно, наши предки не могли не связать с этим великим праздником и ряд . Так незамужние девушки верили, что если до Успения парня не найдешь – до весны замуж не пойдешь.

Кроме этого считается, что именно 28 августа начинается первое бабье лето, которое продлится до 11 сентября. Согласно народному календарю, если это будет сухим, то вторая половина сентября будет дождливой.

Если после Успения начнутся заморозки, осень будет долгой, а если в этот день появится радуга – осенние месяцы будут теплыми.

Успение провожай – осень встречай», – говорили в народе.

28 августа православные отмечают Успение Пресвятой Богородицы. В народе праздник называют Первая Пречистая.

Дева Мария, согласно церковному преданию, завершила свою земную жизнь в Иерусалиме через 15 лет после Воскресения Христова. Проститься с Богородицей собрались все апостолы. И в этот момент к ним сошел Христос со множеством ангелов. Богородица обратилась к Господу с молитвой и радостно предала свою душу в его руки. Именно этот момент изображается на иконах Успения Пресвятой Богородицы.

Успение Пресвятой Богородицы — это по-настоящему светлый и радостный праздник.

История праздника Успение Богородицы

Во всем мире церковь чтит Пресвятую Богородицу как «Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим».

После распятия и воскрешения Иисуса Христа Богородица много времени проводила у Гроба Господня. Она молилась. И в одну из молитв архангел Гавриил сообщил ей о скорой кончине. Перед самой смертью у своего ложа она увидела всех апостолов, которых чудесным образом собрал Святой Дух. Апостолы и похоронили Богородицу возле Гефсиманского сада (на этом месте сейчас подземный православный (греческий) храм).

Все верующие в этот день молятся и просят помощи и заступления у Пресвятой Богородицы.

Традиции праздника Успение Богородицы

Как правило в праздник Успение Богородицы православным следует задуматься о своей матери, оказать ей помощь. Праздник принято отмечать в кругу родных и близких, непременно с родителями, за богатым столом и вкусными яствами.

Обычно к этому дню уже успевали убрать урожай в полях. Поэтому накануне в дом приносили последний сноп, наряжали его в сарафан, а на Успение отмечали завершение жатвы.

Пекли хлеб из муки нового урожая, святили в церкви и по возвращению из храма домой все отламывали по кусочку, а остатки убирали под икону и берегли. Считалось, что такой хлеб обладает мощной целительной силой и может лечить больных.

Чего нельзя делать в этот день

В этот день не следует брать в руки колющие и режущие предметы, а также варить пищу. Верующие ломают хлеб руками, так как ножом пользоваться нельзя.

На Успение нельзя ходить босиком. Считалось, что таким образом можно собрать все болезни. Роса в этот день — это слезы природы о том, что Богородица покинула этот мир и не может находиться с людьми и помогать им.

Также нельзя надевать старую или неудобную обувь в этот день — чтобы избежать проблем в жизни. Если натрете ногу в этот день, то ждет трудная, полная проблем и неудач жизнь.

А вот работать в это день разрешалось, особенно если вы не закончили какое-то начатое дело или кому-то нужно помочь.

А хозяйки в день Успения Богородицы солят капусту и огурцы.

В рождестве девство сохранила ecu, во успении мира не оставила ecu, Богородице, преставилася ecu к Животу, Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша .

Успение Божией Матери — последний двунадесятый праздник церковного года (15/28 августа). Ему предшествует двухнедельный пост.

Из Нового Завета мы знаем, что Матерь Господа занимала почетное место среди апостолов (Деян 1,14). Она жила в доме Иоанна (Ин 19,27) в Иерусалиме. В дальнейшем следы Ее теряются. Одни предания связывают конец Ее земного пути с Эфесом, куда переселился Иоанн, другие указывают на Гефсиманию. И тут и там есть храмы, посвященные Успению. Наиболее ранний апокриф, повествующий об Успении, написан от лица Иоанна Богослова. Некоторые историки датируют его V веком, но большинство относит на полтора века позднее. Иерусалимский патриарх Модест (начало VII века) уже знал сказание о том, что проводить Пречистую в последний путь собрались все Двенадцать апостолов. Святитель исповедует веру в Ее целокупное бессмертие, наступившее до всеобщего воскресения. «Всеславная Матерь Начальника жизни и бессмертия, Христа Спасителя нашего Бога, — говорит он, — Им оживляется, чтобы телесно разделить вечную нетленность с Тем, Кто вывел Ее из гроба и принял Ее к Себе образом, который известен Ему одному».

Поэтому кончину Богоматери окружает не печаль, а радость. Смерть Ее — лишь краткий сон, за которым следует воскрешение и вознесение. Веру эту разделяют как Западная, так и Восточная церкви, но у католиков (с 1950 года) она выражена в догматической формуле.

Празднику Успения посвящены многие русские соборы (в Москве, Киеве, Владимире и других городах).

О почитании Девы Марии в первохристианскую эпоху свидетельствует надпись в одной из назаретских церквей II века, а также фрески в катакомбах.

Церковь с самых древних времен видела в Богоматери великую Молитвенницу за человеческий род. Соучастницу в тайне Искупления. Наименования Ее икон выражают глубокую веру в Ее покров, простертый над миром. Она — «Заступница усердная», «Нерушимая Стена», «Всех скорбящих радость», «Целительница», «Споручница грешных». Она прибежище всех матерей мира. Она учит жить в совершенной преданности воле Небесного Отца. Та, Которая среди испытаний «хранила в сердце» божественные глаголы, являет нам образец верности, любви и служения.

Кондак праздника:

В молитвах неусыпающую Богородицу и в предстательствах непреложное упование, гроб и умерщвление не удержаста: якоже бо Живота Матерь к животу престави во утробу Вселивыйся приснодевственную .

По обычаю (проникшему из западнорусских областей) на следующий день после Успения совершается служба «Погребения Богоматери», во время которой на середине храма полагают «плащаницу» Св. Девы, а потом обносят ее вокруг церкви.

Святые Отцы и богословы о Успении

«Что значит, что смерть сделалась предметом праздника?» - Филарет Московсский

[Церковь], как бы указуя, говорит нам: вот и действительный, скорый, очевидный в лице Матери Господней опыт воскресения, которого начатком был Христос; благодатию Сына Своего и Бога Она так совершенно созрела на земле для неба, что и тела Ея не могла удержать земля до времени всеобщего воскресения: зрите праздный гроб Ея и радуйтесь упованием жизни за гробом. Мысль о смерти, доселе омрачаемая страхом и печалию — от нашего несовершенства и немощи, теперь освещена радостию надежды — от силы благодати Божией. Теперь смерть является нам не страшною или печальною, но радостною и торжественною; не разрушительницею жизни, а руководительницею к вечному животу: когда она дышит на нас не тяжким воздухом тления, но благоуханием нетления; когда непосредственно за темною дверью гроба она отверзает светлую дверь неба; когда живот предобручает смерть; когда она, чтоб не смущать нас даже звуком своего имени, преобразилась и переименовалась в успение, то есть успокоение, мирному сну подобное, и в преставление, то есть как бы легкое перестановление от места на место, от места в мире видимом в состояние мира невидимого. — Здесь видна сила благодатной святости. Она и смерть превращает в жизнь, а потом и печаль в радость.

Какое необыкновенное зрелище представляется нам у гроба Богоматери! Обыкновенно до гроба — свет и ясность, далее гроба — мрак и неизвестность: а здесь совсем наоборот. До гроба — какое высокое достоинство и добродетель, в какой глубокой тайне и безвестности! Далее гроба — какой свет и слава, какое торжественное воздаяние достоинству и добродетели!

Ныне радуйся благодатная и отныне на веки ненарушимо радуйся; не только радуйся, но и блаженствуй; не только радуйся, но и блаженствуй; не только Благодатная, но и Препрославленная!

Мы ничего не знаем о Успении Богородицы - Епифаний Кипрский

Пусть изследуютъ Писанія, и не найдутъ сведеній ни о смерти Маріи, ни о томъ, умерла ли она, ни о томъ, что не умерла, ни о томъ, погребена ли она, ни о томъ, что не погребена. И когда Іоаннъ предпринялъ путешествіе по Азіи, то также нигде не говорится, чтобы онъ велъ съ собою святую Деву; но Писаніе просто умолчало объ этомъ по чрезвычайности чуда, чтобы не привести въ изумленіе разумъ человеческій. Я не дерзаю говорить, но размышляя о деле, храню молчаніе. Впрочемъ быть можетъ мы найдемъ где либо следы святой и блаженной Девы, когда ничего нельзя найти о смерти ея. Ибо въ одномъ месте Симеонъ говоритъ о ней: и тебе самой душу пройдетъ оружіе: яко да открыются отъ многихъ сердецъ помышленія (Лук. 2, 35), а въ другомъ, — въ Апокалипсисе Іоанна, говорится: и устремлялся змій на жену , родившую мужеска: и даны быша ей крыла орла , и взята была она въ пустыню , дабы не похитилъ ее змій (Апок. 12, 13-14). Можетъ быть это исполнилось на ней; но я не утверждаю этого окончательно, и не говорю, что она осталась безсмертною; но не утверждаю и того, что она умерла. Ибо Писаніе стоитъ выше ума человеческаго и оставило то неизвестнымъ, такъ какъ Дева была сосудъ честный и превосходнейшій, дабы не остался кто либо въ предположеніи чего либо плотскаго о ней. И такъ умерла ли она и погребена ли, мы не знаемъ.

Мать Бога, но не богиня - Иоанн Дамаскин

Зная эту Деву как Матерь Бога, мы празднуем Ее успение, но не именуем Ее богиней, — прочь от нас подобные россказни эллинской глупости; ведь мы и смерть Ее возвещаем, — но мы Ее знаем как Матерь Бога, потому что Бог воплотился [из Нее] — учит Иоанн Дамаскин в «Трех похвальных словах на Успение Богородицы», наверное главном святоотеческом сочинении о Успении. Приведм еще цитату из них:

О, как источник жизни приводится к жизни через посредство смерти?! О, как Та, которая в рождестве поднялась выше пределов естества, попадает ныне под его законы, и смерти подчи няется непорочное тело! Ибо надлежит ему отложить саму смертность иоблечься в нетление (1 Кор. 15:53), ведь и Сам Господин Ее не отвратился испытания смертного; Он умирает по плоти, — и смертию разрушает смерть, тлением дарует нетление и умерщвление делает источником воскресения. О, как священную душу, отделяющуюся от богоприемной скинии, принимает собственными руками Творец всего [мира], воздавая законное почитание Той, Которую, по естеству рабу, Он по неисследимым пучинам Своего человеколюбия, домостроительно соделал Матерью, истинно во плотившись, непризрачно вочеловечившись. И [все] это, по преданию, видели предстоявшие строи ангелов, которые ожидали Твое от людей удаление.

О, прекраснейшее отшествие, которое дарует к Богу пришествие! Ибо, хотя это даровано Богом всем его [верным] слугам и всем богоносным [людям], — а мы веруем, что даровано, — но безмерно различие между рабами Божиими и Его Матерью. Посему какое же имя дадим Таинству, совершившемуся над Тобой? Смерть? Но, если и отдаляется по законам естества Твоя священнейшая и блаженная душа от преславного и непорочного Твоего тела, и [само] тело предается законному погребению, то оно все же не остается в области смерти и не разрушается тлением — У Той, у Которой после рождения девство пребыло нерушимым, и тело по преставлении сохранилось невредимым; и [ныне] оно пере ходит к лучшей и божественной жизни, которая уже не пресекается смертью, но пребывает в бесконечные веки веков.

Ибо как всесиятельное, многосветное солнце, когда ненадолго скрывается телом луны, кажется, как бы пропадает, омрачается и вместо блеска восприемлет мрак, однако само по себе оно не лишается присущего ему света, ибо имеет в себе самом вечно текущий источник света, как установил создавший его Бог, — так и Ты-неиссякающий источник истинного света, неисчерпаемая сокровищница Того, Кто есть сама жизнь, обильно бьющий ключ благословения, причина и подательница нам всех благ, хотя на некоторое время покрываешься телесной смертью, однако щедро изливаешь на нас непрерывные, чистые и неиссякающие потоки беспредельного света, бессмертной жизни и подлинного блаженства, реки благодати, источники исцелений, вечное благословение. Ты ведь, что яблоня между лесными деревьями… и плоды Твои сладки для гортани (Песн. 2:3) верующих. Поэтому не смертью назову священное Твое успение, но преставлением или отшествием или, точнее сказать, водворением. Ведь выходя из тела, Ты водворяешься у Господа (2 Кор. 5:8).

«Смерть - общий удел, а слава по смерти - достояние веры, чистой и живой» - Феофан Затворник

«Смерть — общий удел, а слава по смерти — достояние веры, чистой и живой. […] Так вот где ключ жизни о Христе Иисусе, Господе нашем! В живом уповании! […] Упование есть самое тонкое чувство. К утешению нашему, образ стяжания его прост и осязателен. Хочешь украситься упованием, начни работать Господу исполнением его заповедей, — и родишь упование и возрастешь в нем. Как слуга, верный господину, уверен, что господин благоволил к нему и никак не оставит его, так верный Богу не может не носить ощущения благоволения Его и уверенности в готовности воздаяний от лица Его. Напротив, и сын теряет уверенность в благоволении отца, когда в чем‑либо преступит явную волю его, так и у живших свято погасает упование, когда они сознательно нарушают явную заповедь Божию» — проповедует свт. Феофан Затворник .

«Всеобщая Матерь верна и близка человеческому роду и в час смертный» - Сергей Булгаков

Совершившееся Богоматеринство предполагает и прославление Богоматери, которым и является Ее Успение. Однако первое впечатление от этого события — не прославление, но некоторое уничижение: почему Богоматери, святейшей всей твари, суждено было вкусить смерть, когда этого удела миновали даже в Ветхом Завете Илия и Енох? Почему Та, Которая явилась воодушевленным Храмом, Престолом небес, оказалась повинна оброку смерти? Можно здесь привести невольно напрашивающийся религиозно-практический мотив: Своею кончиною Пресвятая Дева, вслед за Сыном Своим, прошла врата смерти, которые обречено проходить все человечество. Она освятила этот путь и не пожелала отделиться здесь от всего человеческого рода, которого Она является Материю, по усыновлению его Ей у креста в лице Иоанна. И по учению Церкви, Богоматерь встречает отходящую душу на сем страшном пути, к Ней обращены последние предсмертные её моления (см. Канон молебный на исход души Преев. Богородице). Всеобщая Матерь верна и близка человеческому роду и в час смертный. Вместе с этой беспредельной любовью Богоматери к людям надлежит здесь вспомянуть и беспредельное Ее смирение, которому Она пребыла верной до конца. «Вся слава Дщери Царевой внутрь (Пс. 44,14), сказано о Ней в пророческом псалме, — сокрыта смирением». Можно ли не поражаться тем, что Богоматерь в превеликом смирении Своем (подобно сроднику Своему, Предтече) не творила чудес на земле, по крайней мере, в рамках евангельского повествования, и только однажды просила Своего Сына (да и то непрямо) о совершении чуда в Кане Галилейской (Ин. 2,1). И если Сын Ее смирился до вольной смерти из любви к человеческому роду, то могла ли в этом от Него отделиться Его Пречистая Матерь? Этим дается хотя некоторый частичный ответ, почему Богоматерь не миновала смерти каким-нибудь особенным, чрезвычайным путем.

«Как Она могла умереть?» - Вениамин (Федченков)

Для Нее дивно не то, что случилось, то есть что Она, умерши, жива на небе. Это так и должно быть. Наоборот, дивно другое: КАК ОНА МОГЛА УМЕРЕТЬ?

Вот «чудо новое»! Вот «знамение странное»! Она носила ЖИВОГО БОГА в отроковической утробе и не должна бы совсем помирать!

Но Она — «Адамова дщи», и общую участь смерти должна испытать.

Однако мы, «земнородные», ВОЗЛИКУЕМ: ибо эта «Адамова дщи» преставляется к небу, согласно пророчеству еще Давида:

— Воскресни, Господи, в покой Твой, Ты, и Ковчег Святыни Твоея (стихиры на стиховне предпразднства), то есть Матерь, именуемая «Ковчегом». И не просто преставляется на небо, — как было и с другими святыми, — а совершенно исключительно:

Она — высшая небес, херувимов славнейшая, и всея твари (всего сотворенного) честнейшая…

Почему? — Потому, что была Присносущнаго, то есть прежде всякой твари бывшего, Существа приятелище — приемница…

А сие совершилось ради другой исключительной причины: премногия ради чистоты Ея (стихиры на стиховне предпразднства, слава и ныне).

И таковая ныне душу Сыну Богу предаст. Потому мы и не плачем, а веселимся: и за Нее, и за себя. За Нее: Она восходит в высшее состояние; за себя: ибо Она ныне и нам дарует велию милость (там же).

Богослужение праздника Успения

«Приидите, люди, прославим Пресвятую Деву Чистую, ибо от Нее неизъяснимо родился воплотившийся Сын -Слово Отца; прославим Ее, взывая и говоря: Благословенная Ты между женами, блаженно чрево, вместившее Христа. Его святым рукам отдавшая душу, молись, Пречистая, о спасении наших душ » — взывает сегодня Церковь. Мы дали цитату по русскому переводу священномученика Феофана (Адамченко) из его «Богослужебного сборника ». На церковно-славянском читайте в Минее .

Красовицкая в «Литургике» пишет о богослужении Успения:

«Какие темы появляются в богослужении? Во-первых, чудесное собрание апостолов, которые были перенесены в Иерусалим по воздуху. На иконе они как бы на облаках несутся к месту успения Пресвятой Богородицы. Появляются и другие темы: предсмертная беседа, преставление, погребение Пресвятой Богородицы. Отдельно говорится об апостоле Фоме: он опоздал, для него открыли гробницу и увидели, что тела Пресвятой Богородицы нет, что Она вместе с телом взята на Небо.

В текстах праздничного богослужения очень трогательно описывается прощание апостолов с Пресвятой Богородицей (стихира по 50-м псалме):

«Егда преставление пречистаго Твоего тела готовляшеся, тогда апостоли, обстояще одр, с трепетом зряху Тя, и ови убо, взирающе на тело, ужасом одержими бяху, Петр же со слезами вопияше Ти: О Дево, вижду Тя ясно простерту просту, Живота всех, и удивляюся, в Нейже вселися будущия жизни наслаждение. Но, о Пречистая, молися прилежно Сыну и Богу Твоему спастися стаду Твоему невредиму». Петр недоумевает, поражаясь несоответствию: Та, которая была вместилищем, домом, храмом, кивотом Живота всех, тоже подвержена закону смерти. Как это возможно?

Интересен светилен этого праздника:

«Апостоли, от конец совокупльшеся зде, в Гефсиманийстей веси погребите тело Мое, и Ты, Сыне и Боже Мой, приими дух Мой».

Совершенно ясно, что гимнограф вложил эти удивительные слова в уста Пресвятой Богородицы, это Она говорит апостолам, чтобы они погребли тело Ее в Гефсиманском саду, и затем обращается с молитвой к Сыну Своему и Богу.

В нашем богослужении вообще очень много прямой речи. Таких слов мы не найдем ни в Евангелии, ни в Предании, ни в сказаниях, но гимнограф дерзает сочинить их, влагая в уста того или иного лица, участвующего в событиях праздника. Эти тексты показывают нам удивительную широту, свободу, дерзновение литургического творчества и очень многому нас учат.

С праздником Успения связана традиция совершения особенной службы — погребения Плащаницы Пресвятой Богородицы. Эта служба никак не обозначена в нынешней редакции Типикона, но упоминается в Оке Церковном. В назначении дня этой службы от храма к храму существует разнобой: где-то погребение совершают в день Успения, где-то на следующий день, где-то на отдание, везде по-разному.

Служба погребения Плащаницы Пресвятой Богородицы поминается в Оке Церковном, в той редакции Устава Иерусалимского, который был переведен в Константинополе Афанасием Высоцким по благословению прп. Сергия Радонежского в XIV в. — это самый полный, авторитетный и обстоятельный Устав. К нему мы постоянно должны обращаться, поскольку наш Типикон много раз отредактирован, переправлен, дополнен и не столь логичен, как Око Церковное. Там упоминалась эта служба, но отнюдь не в теперешнем ее виде. Современный греческий Типикон не знает чина погребения Богородицы, но в некоторых храмах он все же совершается. Служба, которую мы знаем, появляется достаточно поздно и совершается в храме в Гефсиманском саду в Иерусалиме, где реально происходило это событие. В конце XIX в. эта служба появляется в России. Поначалу она совершалась только в Гефсиманском скиту близ Троице-Сергиевой Лавры, но в 60-е годы XX в. получила уже повсеместное распространение.

Служба эта построена симметрично утрени Великой Субботы, когда совершается погребение Плащаницы Господа нашего Иисуса Христа.

Возникает вопрос, насколько это правомочно и целесообразно (не говоря уже о том, насколько это талантливо), потому что служба Великой Субботы, по-видимому, должна быть единственной в своем роде. Но есть и другое мнение: как хорошо, какое замечательное подражание такому высокому образцу. Согласно Оку Церковному, чин Погребения обязательно совершается в Богородичных храмах (в прочих «аще изволит настоятель») и заключается в том, что на праздничной утрени по 6-й песни пелись Непорочны с тремя припевами — «похвалами», по одной на каждую статию».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.