Животные попадают в рай после смерти. Отвечает священник Афанасий Гумеров

На иконе Рождества Христова мы видим вола и осла, склонившихся над лежащим в яслях Богомладенцем. Некоторые святочные вертепы напоминают Ноев Ковчег: тут и овцы с пастухами, и караван верблюдов. О том, как относится Церковь к братьям нашим меньшим, "Правде.Ру" рассказал иеромонах Никанор (Лепешев), преподаватель Хабаровской духовной семинарии.

— Отец Никанор, у животных, согласно православному учению, есть душа?

— В Книге Бытия животные, рыбы и птицы названы "душой живой". Ее наличием они отличаются, например, от растений, небесных светил и т. д. Но также из Писания мы знаем, что "душа животных в крови их" и умирает вместе с телом. В этом — ее главное отличие от бессмертных человеческих душ, которые продолжают жить и после смерти тела. Таким образом, среди обитателей видимого мира выстраивается духовная иерархия, по признаку наличия или отсутствия души, а также ее бессмертия или смертности. И из всех творений Божиих только человек создан по образу и подобию своего Творца.

— Есть мнение, что в Царствие Небесное попадут все животные, которых любил кто-либо из попавших туда людей. Что говорили об это святые отцы?

— В момент Второго Пришествия Христа, как говорит апостол Павел, "последний враг истребится — смерть". То есть она отпустит все и всех, кого поглотила за время своего царствования в материальном мире. Ничто из сотворенного Господом не канет в полное небытие, Божие творение будет восстановлено во всей своей полноте. О том, что для животных тоже найдется место в обновленном мироздании, говорит пророк Исайя: "Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе". А преподобный Нектарий Оптинский, очень любивший кошек, говорил, что из всех животных именно они первыми войдут в рай.

Но вот относительно того, будут ли с наступлением вечного Царствия Христова воскрешены все прежде умершие животные, у богословов существуют разные мнения. Одни думают, что да, будут. Другие же считают, что, если говорить о животных, то для Творца значение имеют не отдельно взятые особи, не индивиды того или иного вида, а лишь сами виды.

Лично я — большой любитель братьев наших меньших, и потому думаю, что в очах Божиих каждое Его творение неповторимо и ценно. И то, как относились к своим бессловесным друзьям святые, укрепляет меня в этом мнении. Вспомним и преп. Герасима Иорданского с его львом, и преп. Серафима Саровского с его медведем, преп. Брендана Мореплавателя с его китом, и многих других подвижников. Но настаивать на своей точке зрения я не могу, поскольку все это сфера частных богословских суждений, и то или иное мнение по данному вопросу никак не влияет на наше спасение. Так что истину все мы узнаем только после Страшного Суда.

— Слишком сильно привязываться к животным — это грех?

— Любить животных так же сильно, как людей или, тем более, сильнее людей — конечно же, грех. В подлинной любви существует своя иерархия: на первом месте — всегда Бог, на втором — наши ближние, то есть окружающие нас люди, созданные по образу и подобию Божию. И уже на третьем месте — бессловесные животные, братья наши меньшие. Любить животных, как прекрасные божии создания, жалеть их, заботиться о них — просто необходимо. А вот иметь к ним пристрастие, чрезмерную привязанность — это уже нарушение заповеди "не сотвори себе кумира". Так как в этом случае мы в своем сердце воздвигаем идола, который заслоняет от нас и Бога, и окружающих людей.

— Можно ли православным держать в доме собак? Правда ли, что собаки — нечистые животные?

— Деление животных на чистых и нечистых существовало только в Ветхом Завете. В Новом Завете, с отменой ритуальной стороны Закона Моисеева, эти нормы потеряли для нас всякое значение. Ни в Евангелии, ни в посланиях апостолов, ни в творениях святых отцов, ни в деяниях соборов, мы не найдем каких-либо указаний на то, что одни животные — чисты перед Богом, а другие — осквернены. Новый Завет знает лишь понятие нравственной скверны — то есть греха. Животные же по определению безгрешны. То есть с нравственной точки зрения нечисты вовсе не братья наши меньшие, а мы.

Поэтому собака ничуть не более осквернена, чем кошка, или мышка, или канарейка, или аквариумная рыбка, или летающий по комнате комар. В Книге Бытия сказано, что всякое творение Божие — "добро зело", то есть "хорошо весьма". Это, конечно, вполне относится и к таким замечательным друзьям человека, как собаки. И какие-то предубеждения против них есть не более чем отголоски или ветхозаветного законничества, или языческого суеверия.

Бытует поверие: если в храм забежит собака, его необходимо после этого заново освящать. Так вот, на самом деле никаких церковных канонов, говорящих об этом, просто не существует. В Книге Правил есть запрет вводить животных в храм, но там не уточняется, о ком именно идет речь. И согласно авторитетным толкователям, смысл этого канона вовсе не в том, что животное своим присутствием осквернит храм, а в том, чтобы не профанировать дом Божий, сохранять к нему благоговение и не использовать церковное здание не по назначению. А в Большом Требнике есть только один чин переосвящения храма, связанный с животными: он совершается в том случае, если животное умерло или родило в храме. И опять никаких особых указаний относительно собак.

У священномученика Киприана Карфагенского есть замечательные слова: "Обычай без истины есть всего лишь застарелое заблуждение". И их вполне можно отнести к странному мнению, будто собака — нечистое животное, которое даже нельзя держать в доме.

Иллюстрация: Адам дает имена животным. Фреска Феофана Критского, 1527 г.

Почему-то принято считать, что душа есть только у человека. Но это не так. Она имеется и у животных. Это признавали как видные умы человечества, так и многие служители церкви. Например, Л. Н. Толстой однажды сказал, что человек способен жалеть животных потому, что чувствует: в них живет то же, что и в нем. Другой видный писатель, Г. Д. Торо, словно дополнил его слова, высказав свое неверие тем религиозным деятелям и философам, которые называют зверей "бездушными машинами". Но, дабы избежать голословности, давайте посмотрим, есть ли душа у животных с разных точек зрения - со стороны разных религий, науки и эзотерики.

Наука и душа

Отрицать наличие некой духовной субстанции не могут психологи, так как название науки, коей они занимаются, с древнегреческого языка переводится как «учение о душе». Как известно, эти специалисты корректируют и анализируют поведение людей, учат строить отношения с окружающим миром. Зоопсихологи занимаются тем же самым, но только объектом для их исследований является не человек, а животное. И если питомцы способны понимать речь человека, любить или злиться, различать друзей и врагов, не говорит ли это о том, что душа у них действительно есть?

Кто-то сейчас скажет, что современная наука не признает существование таковой в каком-либо состоянии даже у людей, не то что у зверей. Это не совсем так. Например, Наталья Бехтерева (директор НИИ мозга человека) писала о том, что сознание существует даже после К подобным выводам сравнительно недавно пришли и голландские физиологи. А что же такое сознание? Если прочесть в "Википедии", это состояние психической жизни человека, которое выражается в переживаниях событий внешнего мира и жизни индивида. Очень похоже на определение души, которое дают некоторые религиозные деятели. Не правда ли?

Стоит отметить, что в зарубежных научных изданиях опубликовано множество описаний исследований, которые доказывают возможность существования души. Будем надеяться, что скоро энтузиастам удастся «потянуть за ниточку» и вытянуть всю правду о наличии таковой как у человека, так и у животного. Ведь доказали же они существование параллельных миров. А ведь в их наличие тоже некогда никто не верил.

Православие и душа

Если задать вопрос священнику, есть ли душа у животных, скорее всего, он приведет цитату из книги Священного писания. Там говорится, что Бог дал зелень травную в пищу всем земным зверям, в которых есть душа: и птицам небесным, и всякому пресмыкающемуся (написано от лица самого Господа). Таким образом, православие признает наличие духовной субстанции у всех живых существ. А вот как определять термин «душа» и бессмертна ли она - это уже совсем другой вопрос.

Стоит заметить, что, если отвечать на вопрос, есть ли душа у животных, по Библии можно вспомнить и другие цитаты. Например, в книгах Моисея говорится, что после убийства животного его кровь следует слить в землю, а не кушать, поскольку в крови душа. Соломон упоминает: человек и животное - по сути одно и то же. В Книге пророка Исайи говорится, что после установления на Земле Царства Небесного в него смогут войти не только чистые духом люди, но и братья их меньшие. Мол, тогда все будут жить дружно и мирно, никто никого не станет убивать и есть.

Интересно, что о кошках в Библии говорится лишь вскользь, в послании Иеремии 1:21: «… и ласточки, и другие птицы, лазают по ним и кошки». Но это не значит, что такой домашний питомец - отрицательный персонаж в христианстве. Просто израильтяне тогда были глубоко возмущены раболепным отношением к нему соседей-египтян, потому ничего о нем не написали. Таким образом, нельзя точно сказать, есть ли душа у кошек. Но одно известно точно: многие священнослужители пускают питомцев поспать у алтаря и запрещают выгонять их из Церкви. Собакам нельзя заходить в храм только потому, что они не умеют себя прилично вести и могут залаять во время службы.

Буддизм и индуизм

Индуисты на вопрос, имеют ли животные душу, отвечают, что да. По их мнению, после смерти своего обладателя она может попасть в тот же самый Рай или Ад, куда уходит дух человека. Затем она получает перевоплощение, становится чем или кем угодно - от простейшего микроорганизма до человека, в зависимости от накопленной кармы.

Буддисты отрицают существование души. Они верят, что вокруг есть лишь постоянный общий поток Сознания, который принимает разные формы. А Рай или Ад для всех живых существ - лишь психологическое состояние. Каждый, будь то человек или кошка, создает их для себя, выбирая жизненный путь. Кроме того, буддисты верят в перевоплощение человека и животных в следующей жизни. По их мнению, живые существа в результате реинкарнации могут стать духами, низшими или высшими божествами, людьми или зверьми. Здесь все, как и в индуизме, будет зависеть от кармы.

Есть ли душа у животных по исламу?

Коран учит терпеливыми, милосердными и справедливыми по отношению не только друг к другу, но и к животным. Одним из самых положительных персонажей у мусульман считается кошка, так как пророк Мухаммед особо выделял этого питомца: сажал на колени во время проповеди, пил из одной посуды с нею, а однажды даже отрезал рукав одеяния, чтобы не разбудить спящего зверька. Что касается того, попадают ли животные в рай, согласно Корану, ответ прост: нет. Душа четвероногих друзей смертна и после гибели своих обладателей обращается в прах.

Мифология

Существует множество разных мифов, в которых упоминаются души животных. Например, у якутских народов в фольклоре есть такое существо, как Абаас, живущий под землей. Он вырастает из камня черного цвета. Сначала питается той же едой, что и люди. А после, когда превращается в гиганта ростом с дерево, начинает охотиться на человека. Родственники больных или умерших людей ранее приносили ему в жертву разных зверей, чтобы обменять их души на человеческие.

В японской мифологии существуют некие Сикигами. Этих духов способен вызвать знаток Омме-до. Согласно легендам, существа выглядят как птицы или звери. Также они могут вселиться в любого животного и управлять его телом и душой. Способны вырваться из-под контроля мага и начать «командовать» им самим. Так что если вы ищете ответ на вопрос, есть ли душа у животных согласно мифологии, знайте: да, она у них имеется.

Философия и душа

Философию хоть и невозможно назвать точной наукой, однако она дает наиболее точный ответ на вопрос: имеется ли душа у животных? Например, Татьяна Горячева в своей книге «Святые животные» высказала мысль, что животные вынуждены «стенать и мучиться» возле человека, ожидая пришествия Божьего Царствия. Мол, они уже готовы вслед за мучениками войти в Церковь и даже «обожиться». Также она напоминает о житии целителя Пантелеймона, на которого, согласно легенде, не хотели нападать дикие звери. Животные были убиты и брошены на съедение птицам, однако те до них даже не дотронулись. Трупы долго лежали на солнце нетленными, представляя собой мощи святых зверей.

Английский писатель говорил, что если душа - это способность быть благодарным и преданным и любить, то у зверей, в отличие от многих людей, она точно есть. Доктор Уилл Татл сокрушался, что человек часто вглядывается в космос в надежде увидеть хоть кого-то похожего на него, в то время как сам окружен тысячами разумных существ, способности которых еще не открыты и не оценены. Георгий Вицин мечтал, чтобы все люди подкармливали животных. Интересно, что когда актера хоронили, все бродячие животные, которым он давал корм, вышли вместе с людской толпой, чтобы проводить его в последний путь.

Можно еще долго перечислять всех философов, которые отзывались о зверях как о разумных и душевных существах: от Сократа до Питера Сингера, опубликовавшего в 1975 году книгу «Освобождение животных», ставшую настольной для многих активистов, занимающихся защитой прав меньших братьев человека. Но не стоит ли здесь упомянуть, что сам человек далеко не Бог и не ангельское существо. Он - представитель животного мира. И если у него есть душа, то почему у зверей ее не должно быть?

Эзотерика и душа

Можно долго отрицать возможность существования души у животного, но стоит подойти к любимой кошке (или собаке) и заглянуть ей в глаза, чтобы понять: она есть. Эзотерики говорят, что домашние питомцы селятся рядом с людьми не только потому, что им так комфортнее и легче жить, но и чтобы оберегать своего владельца от различных напастей. Например, рыжие коты способны лечить разные болезни и приоткрывать «двери» в потусторонний мир, а черные - оберегают своих любимцев от магии, порчи и сглаза.

Некоторые экстрасенсы верят, что души зверей после смерти остаются возле людей в виде некой энергии и помогают им всем, чем только могут: предупреждают в случае опасностей, отводят беду и так далее. Они твердят, что иногда можно даже почувствовать душу любимого зверька рядом или увидеть его самого. Однако тут же противоречат сами себе, говоря, что под видом бывших питомцев к человеку иногда являются бесы. Стоит ли им верить - это большой вопрос.

Куда уходят животные после смерти?

Существует множество версий про то, есть ли душа у животных. В православии, например, как уже говорилось выше, даже в Библии есть цитаты, которые свидетельствуют, что она у них имеется. Но тогда куда же она уходит после смерти? На этот счет существует множество разных теорий. Самые популярные из них:

  • проходит стадию реинкарнации и перерождается;
  • присоединяется к некой «мировой душе»;
  • попадает в Рай (недаром же на многих иконах нарисованы звери и птицы?!);
  • остается возле человека в виде электромагнитного импульса;
  • превращается навсегда в прах, да и вообще, ее нет (по версии атеистов).

Думается, здесь каждый должен выбрать ту версию, которая нравится ему более всего. Ведь невозможно же заставить человека поверить в Рай, если он скептично относится к существованию самого Бога. Что касается того, бессмертна ли душа животных, здесь тоже нет определенного ответа.

Можно ли молиться за животных?

Заботиться о животных - прямая обязанность человека, по мнению многих священнослужителей. Например, игумен Свято-Георгиевского монастыря Даниил говорит, что люди не только могут, но и обязаны молиться о своих питомцах. Обращаться для этого можно к их покровителям: святым Косьме и Дамиану, мученику Афиногену, святому Власию, преподобному Сергию Саровскому и Сергию Радонежскому, кормившему при жизни животных с рук. Но лучше всего, по словам служителя Церкви, "идти" непосредственно к Богу, так как подать просимое может только Он.

Есть ли душа у растений?

Некоторые спрашивают, есть ли душа у животных и растений. Про существование этой субстанции у зверей мы уже говорили в этой статье. А вот про наличие ее у растений - пока нет. Это тема для большой отдельной публикации. Единственное, что можно сейчас сказать: цветы, деревья и травы рождаются, растут, погибают, умеют любить. Было много случаев, когда они погибали сразу после смерти своего хозяина, как бы хорошо за ними ни ухаживали другие люди. Поэтому их можно назвать "живыми". А раз так - то, скорее всего, у них тоже есть душа, пусть и не похожая на ту, которая имеется у человека.

В качестве заключения

Сегодня мы попытались определить, есть ли у зверей душа. Многое говорит о том, что она действительно имеется. Но точно об этом могут знать только высшие существа: Бог, ангелы и так далее. Современный же человек вряд ли когда ответит на этот вопрос. Точно так же он не сможет сказать, встречаются ли души умерших людей и животных. Но хочется верить, что все возможно. Удачи вам!

Ас-Саляму алейкум!

Уважаемые знающие братья ответьте! Слышал что есть 10 животных, которые попадут в рай. Есть ли такой хадис? А на счет того, что животные друг перед другом ответят это правда? Точно не помню слова Аллаха или хадис, но говорится с примерным смыслом, что это день справедливости и даже безрогий баран будет бить рогатого, за то что тот ударил его при жизни имея преимущество в рогах.Есть животные которые попадут, это помоему баран котрого зарезал Ибрахим (мир ему) верблюдица Пророка,салляллаху алейхи ва салям. Правда ли это и есть ли такой хадис? И есть ли указание в шариате что животные будут в раю или в аду, или тоже будут воскрешены на судный день? Приведите пожалуйста доводы и слова ученых!

Ва алейкум салям ва рахматуллах!

Слышал что есть 10 животных которые попадут в рай- есть ли такой хадис?

Такого хадиса скорее всего нет. Об этом передается от Мукъатиля, который сказал, что десять животных будут в раю:
верблюдица Салиха, теленок Ибрахима, баран Исма’иля, корова Мусы, рыба Юнуса, осел Азиза, муравей Сулеймана, удод Балкъиса, собака обитателей пещеры и верблюдица Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует!
Во-первых, то, что при передаче этого сообщения использовано слово «передается», указывает на слабость данного сообщения.
Во-вторых — Мукъатиля обвиняли во лжи. Ибн Хиббан говорил о нем, что он брал от иудеев и христиан знания о Коране, которые совпадали с их книгами. Он уподоблял Господа своим творениям, и вместе с этим был лжецом. См. «аль-Маджрухин» 2/15. Похожие высказывания также приводятся в других книгах, например, «ат-Та’диль ва-т-таджрих» (1/197) аль-Баджи; «ад-Дуафаъ» (1/136) Ибн аль-Джаузи, и др.
Основываясь на этом нельзя доверять данному высказыванию.

А на счет того что животные друг перед другом ответят это правда? точно не помню слова Аллаха или хадис но говорится с примерным смыслом что это день справедливости и даже безрогий баран будет бить рогатого, за то что тот ударил его при жизни имея преимущество в рогах.

عن أبي هريرة أن رسول الله صلى الله عليه و سلم قال
لتؤدن الحقوق إلى أهلها يوم القيامة حتى يقاد للشاة الجلحاء من الشاة القرناء

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «В День воскресения обязательно будут соблюдены права имеющих право и даже к безрогому барану приведут рогатого» . Этот хадис передали Муслим 2582, ат-Тирмизи 2420.

И есть ли указание в шариате, что животные будут в раю или в аду, или тоже будут воскрешены на судный день?

От Абу Хурайры сообщается о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Аллах рассудит между Своими творениями: джинами, людьми и животными. И, поистине, в тот день животное, у которого не было рог, возьмет возмездие от животного, у которого были рога. И когда уже не останется у одного из них права на другого, скажет Аллах: “Будьте прахом!” И тогда скажет неверующий: “О, если бы я был прахом!”» (сура Весть, 40)
Шейх аль-Албани после того как привел этот хадис в «Сильсиля ас-сахиха» (1966) сказал: «Его привел Ибн Джарир в своем «Тафсире» от Исма’иля ибн Рафи’и аль-Мадани от Язида ибн Зияда от Мухаммада ибн Ка’ба аль-Курази от человека из числа ансаров от Абу Хурайры от пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
Я (аль-Албани) говорю: этот иснад слабый, об Исма’иле ибн Рафи’и аль-Мадани, хафиз (Ибн Хаджар) сказал о нем: «У него слабая память»…
Однако шейх аль-Албани привел после этого хадиса два асара, смысл которых подобен вышеупомянутому хадису, от Абу Хурайры и ‘Абдуллы ибн ‘Амра ибн аль-‘Аса, которые также приводятся в «Тафсире» Ибн Джарира ат-Табари, и сказал, что эти два асара возвышают степень, вышеприведенного хадиса до достоверного.
Эти асары: От Абу Хурайры сообщается, что он сказал: «Поистине, Аллах соберет все творения: всех животных, птиц и людей. И Он скажет животным и птицам: “Будьте прахом!” И тогда скажет неверующий: “О, если бы я был прахом!”»(Весть,40)
После этого асара шейх аль-Албани сказал: «И этот иснад достоверный, передатчики его заслуживают доверия, передатчики, которые встречаются у Муслима, кроме Ибн Саура, а он Мухаммад ас-Сан’ани. И хотя этот асар от сподвижника (Абу Хурайры), однако он является сильным подтверждением для того хадиса от пророка, да благословит его Аллах и приветствует, так как такое не говорят от себя. Также его подтверждает, что есть также у Ибн Джарира от ‘Ауфа от Абуль-Мугъиры от ‘Абдуллы ибн ‘Амра, что он сказал: «Когда наступит Судный день, будет распростерта земля, и будут собраны животные. Потом будет возмездие между животными. Барану, у которого не было рог, будет возмещено от барана, у которого были рога за то, что он бодал его. И когда возмездие между животными закончится, Он скажет им: “Будьте прахом!” И тогда скажет неверующий: “О, если бы я был прахом!”» (Весть,40)
Есть еще вот такие хадисы:
Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Все мухи будут в Огне, кроме пчёл». Этот хадис передали аль-Баззар, Абу Я’ля 4231 и ат-Табарани со слов Ибн ‘Умара (13467), а ат-Табарани со слов Ибн ‘Аббаса (11058) и Ибн Мас’уда (10487). Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 3442.
Аль-Хайсами в «аль-Маджма’» 10/390 сказал: «Его передал Абу Я’ля и его передатчики заслуживающие доверия». Хусайн Сулейм сказал: «Его иснад хороший». См. «Та’ликъ аля Муснад Абу Я’ля» 7/230.
Похожие хадисы с хорошими иснадами от Ибн ‘Аббаса (11058), Ибн ‘Умара (13467) и Ибн Мас’уда (10487) передал ат-Табарани. В совокупности с его путями этот хадис является достоверным.
Аль-Мунави сказал: «Все мухи будут в огне» — для того, чтобы ими подвергать мучениям обитателей Огня, а не для того, чтобы подвергать мучениям их (мух). Так это растолковал аль-Хаттаби.
«Кроме пчёл» — так как в них есть исцеление (или лечебное средство)». См. «Файдуль-Къадир» 3/569.
В «Мусаннафе» ‘Абду-р-Раззакъа (9415) передается от ас-Саури, который передал от Лейса, который передал от Муджахида, сообщившего от ‘Убайды ибн ‘Умайра или Ибн ‘Умара о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Все мухи будут в Огне, кроме пчёл» , и он запрещал убивать их, а также сжигать еду.

Саубан (да будет доволен им Аллах) рассказывал, что однажды, когда он стоял рядом с посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), подошел один из иудейских раввинов ….
Он спросил: «Кто будет первыми из людей, кому будет позволено (перейти мост ас-Сырат)?» Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Бедняки из числа мухаджиров». Иудей спросил: «А что им будет подарено, когда они войдут в Рай?»
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Самую лакомую часть печени кита». Он спросил: «А что будет их пищей после этого?» Он (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Для них будут зарезаны Райские буйволы (быки), которые паслись на его окраинах». Он спросил: «А что они будут пить?» Он (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Питье их будет из (Райского) источника, который называется “Сальсабиль”». Муслим 315 (часть длинного хадиса).

Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Вытирайте слизь с овец и очищайте их загон, молитесь рядом с их загоном, ибо поистине, они из числа животных рая» . Этот хадис передали аль-Байхакъи в «аль-Ма’рифа» со слов Абу Хурайры. Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1385, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 1128.
_______________________________________________
Если слово «ругъам» писать с фатхой – «рагъам», то у него будет такой смысл: «удаляйте пыль с овец». Имеется в виду, что овец следует содержать в чистоте и ухаживать за ними, как об этом говорил имам аль-Мунави в «Файдуль-Къадир». Аллах же знает об этом лучше всех!
ВаЛлаху а’лям!


…У одной девочки, моей прихожанки, умерла любимая собака. Девочка много плакала, а через несколько дней во сне увидела свою собаку – здоровой и жизнерадостной. Самое интересное то, что от собаки исходило сияние. Как эта девочка потом мне сказала – «Я перестала плакать, потому что поняла, что моя собачка находится в лучшем мире». Как относиться к этому сну? Как к фантазии, или как к какому-то знаку от Бога?.. В любом случае он поднимает огромную и важную тему: Какова судьба животных? Прожить отведенный им, иногда весьма краткий срок, и кануть в небытие? Тогда зачем они вообще были созданы Богом? Чтобы развлекать людей, быть для человека игрушкой и пищей?

Об этом сегодня и поговорим. Но сначала мы должны усвоить одну важную вещь: Церковь никогда не пряталась от таких вопросов. Их ставили богословы и святые отцы всех времен. Другое дело, что наверняка решить эти вопросы мы не можем. Нам не открыто это! Лишь иногда Священное Писание и Предание деликатно касаются этой темы.

Итак, судьба животных, или более широко – вечная судьба природы… Какова она?

Напомню, что согласно православному богословию, наш нынешний мир находится в состоянии поврежденности, отпадения от Бога. Виной всему – Грехопадение прародителей. Если мы вспомним библейский рассказ об Адаме и Еве мы увидим, что в Эдеме, прекрасном райском саду, они жили в любви со всем живым творением. Так и было задумано Господом, чтобы и человек и все творение жили в любви и единстве друг с другом и с Ним, Творцом и любящим Отцом всяческих.

Грехопадение явилось катастрофой космического масштаба, и оно имеет последствия не только для человека, но и для всего мироздания. Повредился человек, повредился весь мир… «Падение человека было в то же время и падением природы, проклятие человека, стало проклятием природы. И с тех пор человек и природа, как два неразделимых близнеца, ослепленные одним и тем же мраком, омертвленные одной и той же смертью, нагруженные одним и тем же проклятием, рука об руку идут через историю по бесконечным беспутьям греха и зла; вместе спотыкаются, вместе падают, вместе и поднимаются, непрестанно стремясь к далекому концу своей печальной истории» (преп. Иустин Сербский).

В мир вошли смерть, злоба, взаимное уничтожение. Духовной задачей человека стало вернуть утерянный Рай! Возможно ли это? В большей или меньшей степени многие ветхозаветные герои духа (да и язычники, вспомним хотя бы праведного язычника Иова) старались жить по-Божьи . Пророки укрепляли людей, говорили, что в рамках этого мира подлинное богообщение и не достижимо. Оно возможно лишь тогда, когда на землю придет посланник Божий, Его Сын.

И вот тогда наступит время примирения всего творения с Богом. Правда, произойдет это за горизонтом здешнего бытия, после преображения мира. Тогда наступит Царство Небесное, в которое войдут не только люди, но и животные. И в этой вечности, как некогда, при начале бытия, в Раю, человек и животные будут жить в мире и дружественном общении. «Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе; и лев, как вол, будет есть солому». И далее: «И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Не будут делать зла и вреда на святой горе Моей…» ( гл.).

И действительно, новым этапом, или вернее эрой в судьбе человека и мира стало пришествие в наш мир Сына Божия – Иисуса Христа. Христос примиряет мироздание и человека с Богом. И вносит в начертанную ветхозаветными пророками картину некоторые коррективы. Да, преображение мира нами еще только ожидается, оно в будущем, но уже сегодня всякий желающий может задышать его воздухом, ощутить его аромат…

Однажды, когда Иисуса спросили, когда придет Царствие Божие, Он ответил: «Не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» (). Это значит, что Царство Божие начинает проявляться уже в этом мире, среди нас, людей века сего, - внутри нас! Когда мы видим чудеса, происходящие по молитвам подвижников веры, как мы называем их – святых людей, когда мы видим, как законы мироздания как бы смиренно уступают некоей высшей воле и силе, что это, как не обнаружение в нашем мире каких-то иных законов?.. Законов Царствия Божия…

Знакомство с жизнью святых людей показывает нам, что ветхозаветные пророчества о дружбе животных и людей уже как бы осуществляются. Всем известны рассказы о дружбе преп. Сергия Радонежского, преп. Серафима Саровского с дикими зверями – медведями. О преп. Германе Аляскинском читаем у его биографа и очевидца его духовных подвигов: «Около его келий жили горностаи. Эти зверьки отличаются своей пугливостью. Но они прибегали к преподобному Герману и ели из его рук. Видели, как преподобный Герман кормил медведя». Тоже известно и о древних отцах пустынниках, к которым приходили за помощью и которых охраняли дикие звери.

Почему это происходит? Можно предположить, что благодать Божия, действующая через подвижника, ощущается зверями. И нам, людям, хорошо быть рядом со святым, и животные чувствуют, что этот человек принадлежит тому миру (Царству Небесному), в котором нет вражды и взаимоуничтожения. В известной дореволюционной книге «Откровенные рассказы странника духовному своему отцу» описывается случай с намоленными четками старца. Отмахнувшись этими четками от разъяренного волка, странник спасся от растерзания хищным диким зверем. Чудесному происшествию книга дает такое объяснение: «Когда первосозданный человек Адам был в невинном святом состоянии, тогда все животные и звери были ему в покорении, они со страхом подходили к нему, и он нарицал им имена. Старец, чьи сии четки, был свят: а что значит святость? Не что иное, как через подвиги возвращение невинного состояния первого человека в грешном человеке. Когда освящается душа, освящается и тело. Четки всегда бывали в руках освященного; следственно, чрез прикосновение к ним рук и испарений его, привита к ним святая сила, - сила невинного состояния первого человека».

Замечательный современный русский мыслитель Татьяна Горичева, автор книги «Святые животные» пишет: «Животные не только “стенают и мучатся” вместе с человеком. Не только ждут усыновления и искупления… они уже способны, вслед за святыми и мучениками проникнуть в новый эон, войти в Церковь, дерзнем сказать - обожиться. В житии св. Великомученика и целителя Пантелеймона рассказывается, что дикие звери не хотели нападать на юношу. Тогда были убиты и они. Их трупы были брошены на съедение птицам. Но птицы до них не дотронулись. Трупы животных долгое время лежали на солнце и оставались нетленными. Итак, мы имеем дело с мощами животных».

Очевидно, - животные чувствуют духовную атмосферу Рая…

Сложнее тема вечной судьбы животных. Бессмертны ли их души (а у животных есть душа, как набор психических свойств)? Может быть, свидетельство ветхозаветных пророков понимать как поэтическую аллегорию?..

Апостол Павел пишет об этом конкретно: «Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего» ().

Откровение сынов Божиих – это время прославления человека в Царствии Божием. Значит, по мысли ап. Павла, тварь ждет этого времени? И ждет в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы . Частное мнение ап. Павла? Едва ли. То же читаем и у многих святых отцов. Так, толкуя слова ап. Павла - сама тварь освобождена будет… св. Иоанн Златоуст говорит: «Что значит сама ? Не ты один [человек], но и то, что ниже тебя, что не имеет ни разума, ни чувств – и то будет с тобою участвовать в благах. Освобождена будет , - говорит апостол, - от рабства тлению , то есть не будет уже тленною, но делается соответственною благообразию твоего тела. Как тварь соделалась тленною, когда твое тело стало тленным, так и тогда, когда тело твое будет нетленным, и тварь последует за ним и сделается соответственной ему».

А вот что об этом говорит св. Симеон Новый Богослов: «Все твари, когда увидели, что Адам изгнан из рая, не хотели больше повиноваться ему, преступнику. Но Бог… сдержал все эти твари силою Своею, и по благоутробию и благости Своей не дал им тотчас устремиться против человека и повелел, чтобы тварь оставалась в подчинении ему, и сделавшись тленною, служила тленному человеку, для которого создана, с тем, чтобы когда человек опять обновится и сделается духовным, нетленным и бессмертным, и вся тварь, подчиненная Богом человеку в работу ему, освободилась от сей работы, обновилась вместе с ним и сделалась нетленною и духовною».

О грядущем преображении твари вдохновенно пишет в своем учебнике «Догматика Православной Церкви» преп. Иустин Сербский: «Богочеловеческая истина о преображении природы непрестанно живет в Богочеловеческом теле Православной Церкви Христовой и будет жить вовеки… Воскресение мертвых будет концом смерти не только для людей, но и для видимой природы, которая подверглась смерти и тлению по грехолюбивой воле своего надменного господина – человека… Восстановлением человека в изначальном состоянии Господь и природу вернет в ее изначальное безгрешное состояние. Тогда не только христолюбивые люди древнею добротою возобразятся, но и вся природа…»

Каким образом это произойдет? А вот это нам не открыто. То, что живое творение каким-то образом войдет в вечность, приобщится грядущим благам вечного и блаженного бытия – истинная вера Православной Церкви. Как это будет? – мы не знаем.

Некоторые мыслители высказывали на этот счет свое мнение, но будем помнить, что это всего лишь частное богословское мнение, хотя и уважаемого лица.

Некоторые говорили, что войдут в вечность лишь те животные, которые общались с человеком. Через общение с бессмертной человеческой душой и животная душа прикоснулась к вечности, восприняла в себя благодатные силы, которые не дадут ей исчезнуть со смертью тела, а позволят жить в ином мире…

Иначе считал, например, святитель Феофан Затворник. Он писал, что возможно, Бог сотворил некую «мировую душу». В эту-то душу и вливаются после смерти души всех живых существ, кроме человека. «Есть градация душ: «некая химическая душа», и выше - растительная, затем - животная. Все эти души, низшие духа, в свой черед «погружаются в душу мира», растворяются в своем первичном субстрате. "А душа человека не может туда погрузиться, но духом увлекается горé, - это по смерти"» Духовные чада известного подвижника, исповедника и прозорливого старца архимандрита Бориса (Холчева) рассказывали, что он придерживался такого же мнения: «Не раз задавался вопрос о душе собак, что будет с ними после их смерти. Отец Борис говорил, что их души сольются с душой "мировой собаки"».

Есть и иные, менее известные теории, но все это лишь теории. Как и что будет на самом деле – знает лишь Бог. А мы и вся природа, предадимся Ему, - Отцу и Спасителю, с любовью и доверием.

Наверное, каждый православный христианин хотел бы, чтобы его домашний любимец получил жизнь вечную. Появляется логичный вопрос: могут ли животные попасть в Царство Небесное? Для начала стоит изучить комментарии богословов по этому поводу и понять, есть ли душа у животных вообще.

Душа у животных и человека: в чем отличие

Не стоит забывать, что все живое в этом мире создано Господом Богом. Изначально человек был венцом творения и пребывал со Всевышним в гармонии и любви. Как известно, человек был создан по подобию Божьему.

Бог создал первых людей, Адама и Еву, по собственному образу и подобию

Пребывание человека в Раю было самым лучшим и благим временем. Из библейских рассказов и описаний можно понять, что и животные населяли Эдемский Сад. Они жили в гармонии с первыми людьми, Адамом и Евой. Сам Адам давал имена этим животным, а они были в его власти. Не существовало смерти и страданий, но все это закончилось, когда праотцы совершили грехопадение. Вместе с природой человека повредилась и природа животных. Теперь все живое было подвластно физической и духовной смерти.

Человек столкнулся с грехом, который ему предстояло побороть, чтобы вернуть утерянный Рай. В Писании говорится об обновленной природе человека после второго пришествия Спасителя и о Рае, населенном различными животными. Следовательно, животные тоже имеют душу. Вот только душа эта отличается от человеческой, так как она тленна . По Писанию, душа животного находится в его крови. А кровь - не что иное, как плоть. Плоти свойственна смерть, тление. Душа человека бессмертна, так как сам человек был создан по образу Божьему.

Тем не менее природа души животного не полностью раскрыта. Богословы пытались трактовать слова из Священного Писания по этому поводу, но однозначных мнений нет и по сегодня. Неизвестно, каким образом войдут обновленные животные в Царство Небесное. Некоторые богословы считали, что такими животными станут те, которые когда-то при земной жизни повстречали человека. Святитель Феофан Затворник считал, что для каждого животного и растения Господь создаст одну душу, будто один идеальный собирательный образ пса, кошки и т.д.

Важно! Иногда любовь к домашнему питомцу переходит все допустимые границы. Иисус Христос заповедал прежде любить Бога, а потом ближнего и все живое существо.

Например, если человеку его домашний любимец важнее собственных родственников или друзей, то можно смело говорить о неправильной духовной жизни такого человека.

Куда попадает душа животных после смерти

Как и было сказано раньше, душа животного смертна, так как изначально животные были созданы для службы человеку. Господь даже заповедал Ною употреблять животных и растения в пищу, приносить их в жертву, но запретил употреблять кровь, так как в ней душа животного.

Каждый человек должен относиться к животным с любовью

Христианские богословы так и не пришли к одной точке зрения насчет загробной жизни у животных:

  • одни ожидают встретить своих питомцев в раю;
  • другие настаивают на том, что встретят всего лишь обновленный образ животного.

Тем не менее только будущая жизнь приоткроет эту завесу неведения. Что же касается земной жизни, то здесь все немного яснее. Оказывается, что за домашних животных можно молиться. Не о прощении грехов или упокоении души, ведь животные по природе своей не согрешили, но были вынуждены последовать за человеком после его грехопадения. Да и душа животного умирает вместе с его телом.

Молитвенно можно обращаться к Богу тогда, когда животное заболело или потерялось. Есть святой покровитель кошек. В истории Церкви известны и другие святые, которые без всякого страха жили бок о бок с дикими животными и даже кормили их с рук. Каждый человек должен относиться к животным с любовью, ведь эти существа вынуждены страдать за грехопадение рода человеческого.

Интересно! Православным христианам и по сей день не рекомендуется употреблять кровь животных в пищу. В Средневековье употреблявших кровь животных отлучали от Причастия.

Что ждет животных после смерти?

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.