Зачем Аллах создал все? Как из поясницы Адама (а.с.) были вынуты души его потомков. О сын Адама, смерть - это дверь, и все люди войдут в неё

Аллах говорит в Коране, что Он создал все не для пустой забавы: «Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне.» [Священный Коран, 51:56]

Он сотворил нас для того, чтобы мы поклонялись Ему, и не придавали Ему сотоварищей (исповедовали Единобожие).

«Он - Тот, Кто создал небеса и землю за шесть дней, когда Его Трон находился на воде, дабы испытать, чьи деяния будут лучше. Если ты скажешь: «Вы будете воскрешены после смерти», - то неверующие скажут: «Это - не что иное, как очевидное колдовство!»

[Священный Коран, 11:7]

Аллах создал все, что мы называем Вселенной, для того, чтобы испытать нас. Это - не наше окончательное местопребывание. Финал же зависит от того, какими мы будем: «хорошими» или «плохими».

«Благословен Тот, в Чьей Руке власть, Кто способен на всякую вещь,

Кто сотворил смерть и жизнь, чтобы испытать вас и увидеть, чьи деяния окажутся лучше. Он - Могущественный, Прощающий.

Он создал семь небес одно над другим. В творении Милостивого ты не увидишь никакой несообразности. Взгляни еще раз. Видишь ли ты какую-нибудь трещину?

Потом взгляни еще раз и еще раз, и твой взор вернется к тебе униженным, утомленным.»

[Священный Коран, 67:1-4]

Коран рассказывает нам о человеческой природе, о том, как быстро мы забываем о множестве удивительных даров, которые мы получаем ежесекундно от нашего Господа.

Вот как Аллах описал это в Коране:

«Когда человека коснется вред, он взывает к своему Господу, обращаясь к Нему одному. Когда же Он предоставляет ему благо от Себя, человек забывает Того, к Кому он взывал прежде (или забывает то, ради чего он взывал прежде), и равняет с Аллахом других, чтобы сбить других с Его пути. Скажи: «Попользуйся благами со своим неверием немного! Воистину, ты будешь одним из обитателей Огня».»

[Священный Коран, 39:8]

Мы забываем, мы сотворены такими, и в этом - часть нашего испытания. Будем ли мы наслаждаться жизнью, забывая о наших обязанностях перед Творцом, и вспоминая о Нем лишь тогда, когда нас коснется беда, или же будем всегда помнить о Милости, которую Он нам оказывает, быть терпеливыми и благодарными Ему?

«Когда Господь испытывает человека, оказывая ему милость и одаряя его благами, тот говорит: «Господь мой почтил меня!»

Когда же Он испытывает его, ограничивая его в пропитании, тот говорит: «Господь мой унизил меня!»»

[Священный Коран, 89:15-16]

Аллах рассказывает нам в Коране об истинной причине наших бедствий:

«Вовсе нет! Вы сами не почитаете сироту, не побуждаете друг друга кормить бедняка, жадно пожираете наследство и страстно любите богатство. Но нет! Когда земля превратится в пыль и твой Господь придет с ангелами, выстроившимися рядами, в тот день приведут Геенну, и тогда человек помянет назидание. Но к чему такое поминание?

Он скажет: «Лучше бы я заранее позаботился о своей жизни!»» [Священный Коран, 89:17-24]

Аллах создал нас и дал нам все, что нас окружает. Он постоянно заботиться о нас, поддерживая наше существование. Взамен Господь требует только поклонения Ему Одному и отказа от поклонения кому-либо наряду с Ним. Люди забывают об этом, и берут себе за объект поклонения кого-то кроме Аллаха, поклоняясь этому так или иначе: пророкам, ангелам, амулетам, изображениям, знаменитостям, дорогим машинам, украшениям, своему презедентскому креслу и так далее.

Человек забывает, что чтобы он не приобрел в этой жизни, он обязательно умрет, и обязательно предстанет перед своим Господом, и нечем будет откупиться в Тот День, и не помогут человеку ни накопленные богатства, ни былая власть.

«О человек! Что ввело тебя в заблуждение относительно твоего Великодушного Господа, Который сотворил тебя и сделал твой облик совершенным и соразмеренным? Он сложил тебя в том облике, в каком пожелал. Но нет! Вы считаете ложью воздаяние. Воистину, над вами есть хранители - благородные писцы, которые знают обо всем, что вы совершаете. Воистину, благочестивые окажутся в блаженстве. Воистину, грешники окажутся в Аду, куда они войдут в День воздаяния. Они не смогут избежать этого.»

Зачем Аллах создал все? Почему существует все то что есть во круг и существует именно в той форме в какой есть?
Не забавляясь созданы небеса, земля и все что между ними. Аллах сказал в Его Куране что, он не забавляясь создал все. Аллах сказал:

*Мы не создали небо, землю и все, что между ними, забавляясь. (Куран;21/16)
*Я сотворил джинов и людей только для того, чтобы они поклонялись мне. (Куран;51/56)

Он создал нас с целью поклонения Ему одному и без сотоварищей.

*Он - Тот, Кто создал небеса и землю за шесть дней, когда Его Трон находился на воде, дабы испытать, чьи деяния будут лучше. Если ты скажешь: “Вы будете воскрешены после смерти”, - то неверующие скажут: “Это - не что иное, как очевидное колдовство!” (Куран; 11/7)

Аллах создал все что, мы называем вселенной чтобы испытать нас. Это наше не последнее назначение. То что, мы оцениваем как “добро” или “зло” могут оказаться противоположенностью.

*Благославлен Тот, в Чьей Руке власть, Кто способен на всякую вещь, Кто сотворил смерть и жизнь, чтобы испытать вас и увидеть, чьи деяния окажутся лучше. Он - Могущественный, прощающий. Он создал семьи небес одно над другим. В творении Милостивого ты не увидешь никааой несообразности. Взгляни еще раз. Видишь ли ты какую-нибудь трещину? Потом взгляни еще раз, и еще раз, и твой взор вернется к тебе униженным, утомленным. (Куран; 67/1-4)

Куран говорит нам р сущности сотворения и как же быстро мы забываем о прекрасных благословениях сопровождающих нас повседневно. Аллах ясно описывает наше отношение в Его писании:

*Когда человека коснется вред, он взывает к своему Господу, обращаясь к Нему одному. Когда же Он предоставляет ему благо от Себя, человек забывает Того, к Кому он взывал прежде (или забывает то, ради чего он взывал прежде), и равняет с Аллахом других, чтобы сбить других с Его пути. Скажи: “Попользуйся благами со своим неверием немного! Воистину ты будешь одним из обитателей Огня!” (Куран; 39/8)

Мы забываем, так как были созданы забывающими. Это часть нашего испытания. Будем ли мы использовать только избирательную память и смотреть чем мы обладаем перед Создателем или будем благодарны даже когда у нас трудности или неудачи в этой жизни?

*Когда Господь испытывает человека, оказывая ему милость и одаряя его благами, тот говорит: “Господь мой почтил меня!”. Когда же Он испытывает его, ограничивая его в пропитании, тот говорит: “Господь мой унизил меня!” (Куран; 89/16-16).
Потом Аллах сделал для нас очевидными причины за которыми это имеет место быть:
*Но нет! Вы же сами не почитаете сироту, не побуждаете друг друга кормить бедняка, жадно (или целиком) пожираете наследство и страстно любите богатство. (Куран; 89/17-20)
Аллах создал нас и дал нам так много, пока мы так беззаботны касательно Его Правоты быть поклоняемым исключительно и отрицать Судный День когда мы все будем спрошены о Его Великодушии, Благородстве.
*О человек! Что ввело тебя в заблуждение относительно твоего Великодушного Господа, Который сотворил тебя и сделал твой облик совершенным и соразмерным? Он сложил тебя в том облике, в каком пожелал.О нет! Вы же считаете ложью воздаяние. (Куран; 82/6-9)

И как же мы будем обозревать наши условия и окружение? И как мы будем учить остальных? Будем ли мы внимательны к другим и будем быстры в осуждении или в прощании? Все это вещи часть нашего испытания, вещи о которых с нас спросят в Судный День.

Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!

В своей безбожной лжи суфисты-могилопоклонники уже вплотную приблизились к прямому отрицанию Корана; вот один из таких примеров:

В этом видеоролике Абу Али аль-Ашари нагло врёт, будто мекканские язычники не верили в абсолютную власть Аллаха! Дескать, они считали своих идолов Его помощниками в делах творения и господства над земным миром, из-за чего и поклонялись им. Что это, как не открытое оспаривание священных аятов, где Аллах говорит нам:

«Если ты спросишь их: "Кто создал небеса и землю и подчинил Солнце и Луну?" - они непременно скажут: "Аллах". До чего же они отвращены от истины! <...> Если ты спросишь их: "Кто ниспосылает с неба воду и оживляет ею землю после того, как она умерла?" - они непременно скажут: "Аллах". Скажи: "Хвала Аллаху!" Но большинство их не разумеет» (29:61-63);

«Если ты спросишь их: "Кто сотворил небеса и землю?" - они непременно скажут: "Аллах". Скажи: "Хвала Аллаху!" Но большинство их не знает (Истины)» (31:25);

«Если ты спросишь их: "Кто создал небеса и землю?" - они непременно скажут: "Аллах". Скажи: "Видели ли вы тех, к кому вы взываете вместо Аллаха? Если Аллах захочет навредить мне, разве они смогут отвратить Его вред? Или же, если Он захочет оказать мне милость, разве они смогут удержать Его милость?" Скажи: "Достаточно мне Аллаха. На Него лишь одного уповают уповающие"» (39:38);

«Если ты спросишь у них, кто сотворил их, они непременно скажут: "Аллах". До чего же они отвращены от истины!» (43:87)?

А вот и хадис от Ибн Аббаса, полностью опровергающий эти лживые домыслы:

"Многобожники, (произнося тальбию), говорили: «Вот я перед Тобой, нет у Тебя сотоварища», а Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Горе вам! Хватит, хватит!» , но они произносили (далее): «...кроме одного сотоварища, принадлежащего Тебе - Ты владеешь им, а он не владеет ничем ». И они говорили это, обходя вокруг Дома (Аллаха)" (Муслим, 1185).

Шейх Атыйя бин Мухаммад Салим в связи с этим задавал риторический вопрос:

«Если он принадлежит Аллаху, и Аллах владеет им, а он не владеет ничем, то зачем вы поклоняетесь ему?» («Шарху булюги-ль-марам», 172/14).

Итак арабские идолопоклонники признавали Аллаха единственным Творцом и Господом, а их ширк состоял в том, что они посвящали идолам различные обряды поклонения! Повторим то, что сказал об этом шейх ас-Суюты, которого мы уже цитировали ранее :

"Их неверие не состояло в отрицании Создателя и Его божественности, они не приписывали идолам то, что те творят или чем-то управляют – подобно Намруду и его народу. Напротив, они утверждали в отношении Аллаха Его божественность и то, что Он является Творцом и Управляющим, как сказал Всевышний Аллах: «Если ты спросишь у них, кто сотворил их, они непременно скажут: “Аллах”» (Коран, 43:87). Они были уверены лишь в том, что идолы будут заступаться за них перед Аллахом, как сказал Всевышний, повествуя о них: «Мы не поклоняемся им иначе как для того, чтобы они приблизили нас к Аллаху возможно ближе» (Коран, 39:3)" («ат-Та"зыму ва-ль-миннату фи анна абавайи-р-расули фи-ль-джанна», стр. 44-45).

С таким же успехом суфисты завтра могут заявить, что Марьям была не родной, а приёмной матерью Исы (мир ему), или что Муса никогда не поднимался на гору Синай. Воистину, когда Аллах желает наказать кого-то, то Он лишает его разума и совести.

Наконец, простая вера в существование и господство Аллаха вовсе не делает человека мусульманином и единобожником. Даже многие индуистские авторы признают таухид в его суфийском понимании, а следовательно, не являются многобожниками, по логике тех же суфистов. Вот, к примеру, что пишет один из их идеологов Ситансу Чакраварти:

«Индуизм - это монотеистическая религия, последователи которой верят в то, что Бог проявляет Себя в различных формах. Человек может поклоняться той из форм Бога, которая наиболее близка ему, при этом относясь уважительно к другим формам поклонения» («Индуизм. Путь жизни», стр. 23).

Вот почему суфийское определение единобожия означает фактический отказ от Ислама. Какой смысл в изучении и соблюдении разнообразных норм шариата, если простое признание бытия нашего Творца уже гарантирует человеку путь в Рай? Если даже мольбы, обращённые к мертвецам, не вредят такой «вере», то тем более ей не навредят воровство, блуд, пьянство, ростовщичество, взятки и другие менее тяжкие грехи!


Забудь всю ложь, что преподносят тебе под видом закона. Забудь все, чему учат тебя лжецы именем Господним. Hеужто ты веришь, что воин может простить и возлюбить врага своего? Позор для воина это, да и разумному чести не сделает. Прощать врагов и обидчиков - удел трусливых. Ты ничего не приобретешь, простив его. Он же уверует в свою безнаказанность. И вновь сотворит тебе дурное, или другому кому. Hакажи его, накажи его стократ от вины его. И ему неповадно будет вновь делать это, и другим он закажет делать дурное. Hет прощения. Hет и забвения. Ибо кто раз сотворил дурное, вернется к этому еще не однажды. Отринь от себя и милосердие, ибо нельзя простирать милость свою на недостойных. Глупец тот, кто кормит кусающего руку его. Вот нищий сидит. У стены храма место его. Во имя Господа подаяния просит он. Пропитания ищет он. Hе давай денег ему, ибо купит он вина на них, пьян будет и насмеется над тобой. Hе давай хлеба ему, ибо съест он его и назавтра снова станет просить его. Если же помочь хочешь ему, научи его ремеслу или пусть торговать станет, дабы сам он мог хлеб себе добывать. Ибо не от бедности свой просит он, не от скудости, но от лености. И не щедростью пользуется он, но глупостью. Всех недостойных гони от себя. Всех гони, кто ищет щедрости твоей. Только того, кто нравится тебе, можешь взять под руку свою. Hо не давай и ему помыкать собою. И лучше будь один, чем среди недостойных.

И смерти не жди, дабы снискать блага себе и воздаяние. Ибо, зачем тебе блага, когда тебя нет? Посему отринь запреты все и оставь воздержание аскетам. Зачем страдать тебе и мучиться, когда ты можешь приобрести желаемое и получить искомое. Воздержание же - удел ничтожных. Hет у них ни ума, ни силы, дабы достичь желаемого. Вот и утешают они себя: пострадаю сейчас и воздастся мне после. Hичего им не воздастся. Hе уподобляйся им. Hе позволяй чувствам своим возобладать над собой. Ибо, поддавшийся им, слеп станет и глух. Глупцу уподобится он. И уйдет он с дороги Истины, и станет блуждать тропами окольными. А цель его не приблизится. И надежды бойся, бесплотна она, лжива и коварна она. Многих пленила она и предала многих. А служит она верно тому лишь, кто подчинил чувства свои разуму, веру знанию, - любовь рассудку. Тогда и надежда есть плод разума, а не дитя слепой веры. Ибо только одна вера достойна - вера в себя. Одна любовь достойна - любовь к себе. Всякая же прочая вера - беспомощна, всякая другая любовь - пуста. Ибо, если ты уверуешь во что-то, не веруя в себя, ничтожен станешь ты и будешь рабом своей веры. И возлюбить никого не сможешь, если сам себя возлюбить не сумел. Либо лжива будет любовь твоя, либо ты ее рабом станешь. И станет тебе вера твоя, как узы, и надежда словно цепи, и любовь, будто жернов на шее. Одна лишь мудрость поможет тебе сбросить эти оковы. А питать ее будут любопытство твое и жажда знаний, пытливость и хитрость. Оставь же простоту рабам господним. И ты, возлюбивший себя, верящий в себя и надеющийся на себя, вооруженный знанием и мудростью, силен будешь на пути Истины. И кто бросит тогда вызов тебе?

Могут сказать служители Господа: Ложь это! Солгал тебе Фетх, дабы совратить с пути праведного, дабы избрал ты путь дьявольский и погубил душу твою. Сумеешь ли ты ответить им? Знаешь ли ты: что есть ложь? Ложь - оружие сильных и щит слабых. И страшна она лишь тем, кто не умеет отличить ее от Истины. И не лгущий обманывает тебя, но вера слепая твоя. Hе будь же слишком доверчив, но верь лишь тому, что познал сам. Ибо много тех, кто станет лгать, дабы взять власть над тобой. И многие прибегнут ко лжи, дабы унизить тебя. И обо мне ты не можешь знать, лгу я тебе или говорю правду, доколе разумом своим не поймешь это. То же и служители Господни. Разумом проверь слова их, а рассудок твой пусть оценит дела, ими вершимые. И сам ты узришь что есть правда. Сам ты узнаешь, что есть ложь. И отличишь одно от другого. Hе будь и слишком правдив, дабы не дать оружия в руки врагов твоих. Hе сделай этого ни по глупости, ни по простоте своей. Ибо тот, кто друг тебе ныне, завтра может встать среди врагов. Так не помогай же ему против себя и не давай воспользоваться правдивостью твоей и простодушием. Мудрый же извлечет выгоду и из лжи, и из правды, и поставит их обе себе на службу. Будь же и ты мудр, и совершенствуй себя, идя к Истине. И не останавливайся на пути своем. Ибо нет пределов познанию, нет и пределов совершенству.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.