Является ли Рождественский пост исключением, что делать, если человек не может поститься по состоянию здоровья, зачем вообще нужен пост. Нужно ли поститься

В монастырях относительно поста вопросов не возникает, но люди, живущие в миру, часто пребывают в недоумении: как поститься, когда коллеги или домашние не постятся, когда нужно работать полный рабочий день и немало времени добираться до работы, когда одолевают болезни и немощи, усталость и стрессы?

Оптинские старцы пост считали весьма важным и давали множество наставлений о посте и воздержании.

Почему мы постимся

Преподобный Амвросий писал о необходимости соблюдения постов:

«О необходимости соблюдения постов мы можем видеть и в Евангелии и, во-первых, из примера Самого Господа, постившегося 40 дней в пустыне, хотя Он был Бог и не имел нужды в этом. Во-вторых, на вопрос учеников Своих, почему не могли изгнать беса из человека, Господь отвечал: “По неверию вашему”, - а потом прибавил: - “Сей род не может выйти иначе, как только от молитвы и поста” (Мк. 9: 29).

Кроме того, есть в Евангелии указание и на то, что мы должны соблюдать пост в среду и пятницу. В среду Господь предан был на распятие, а в пятницу был распят».

Старец объяснял, почему мы воздерживаемся в пост от скоромной пищи:

«Пища же скоромная не есть скверна. Она не оскверняет, а утучняет тело человека. А святой апостол Павел говорит: “Если внешний наш человек и тлеет, то внутренний обновляется со дня на день” (2 Кор. 4: 16). Внешним человеком он назвал тело, а внутренним душу».

Преподобный Варсонофий напоминал, что если мы угождаем плоти, то потребности ее растут неимоверно быстро и подавляют всякое духовное движение души:

«Справедлива пословица: “Чем больше ешь, тем больше хочется”. Если мы только утолим голод и жажду и займемся делом или станем молиться, нас еда не будет отрывать от нашего занятия. Это я сам на себе испытал.

Если же мы угождаем плоти, то ее потребности растут неимоверно быстро, так что подавляют всякое духовное движение души».

Не вредит ли пост здоровью?

Старец Амвросий наставлял:

«Разумеется, иное дело, если кто нарушает пост по болезни и немощи телесной. А здоровые от поста бывают здоровее и добрее и сверх того долговечнее бывают, хотя на вид и тощими кажутся. При посте и воздержании и плоть не так бунтует, и сон не так одолевает, и пустых мыслей в голову меньше лезет, и охотнее духовные книги читаются и более понимаются».

Преподобный Варсонофий также объяснял своим чадам, что пост не только не вредит здоровью, но, напротив, сохраняет его:

«А заповеди Господни не тяжки. Церковь Православная нам не мачеха, а мамашенька добрая, любвеобильная. Она предписывает нам, например, соблюдать умеренный пост, и он нисколько не вредит здоровью, а, напротив, сохраняет его.

И хорошие врачи, даже неверующие, теперь утверждают, что постоянно питаться мясом вредно: необходима по временам растительная пища - то есть, другими словами, прописывают пост. Теперь в Москве и других больших городах заводятся вегетарианские столовые, чтобы желудок отдохнул от мяса. Напротив, из-за постоянного употребления мясной пищи случаются всякие болезни».

Нужно ли поститься больным?

Бывают случаи таких телесных немощей, когда пост не вреден, а, наоборот, полезен. Старец Варсонофий приводил пример из своей пастырской практики, когда больная не соблюдала постов, боясь ухудшения здоровья и даже смерти. Но когда начала поститься по совету старца, не только не умерла, а полностью поправилась:

«Приезжали ко мне двое супругов из купеческой семьи, ведущие благочестивую жизнь. Он здоровый человек, но жена постоянно хворала и никогда не соблюдала посты. Я говорю ей:

Начните поститься, и все пройдет.

Она отвечает:

А что если я умру от поста? Такой опыт сделать страшно.

Не умрете, - отвечаю, - а поправитесь.

И действительно, Господь помог ей. Начала она соблюдать установленные Церковью посты и теперь совершенно здорова, как говорится - “кровь с молоком”».

Больному чаду, не желающему нарушать пост, старец Амвросий отвечал:

«Письмо ваше получил. Ежели совесть ваша не соглашается, чтобы употреблять вам в пост скоромное, хотя по болезни, то не должно презирать или насиловать совесть свою. Скоромная пища не может исцелить вас от болезни, и потому после вы будете смущаться, что поступили вопреки благим внушениям совести вашей. Лучше из постной пищи выбирайте для себя питательную и удобоваримую вашим желудком.

Бывает, что некоторые больные употребляют в пост скоромную пищу как лекарство и после приносят в этом покаяние, что по болезни нарушили правила святой Церкви о посте. Но всякому нужно смотреть и действовать по своей совести и сознанию и сообразно с настроением своего духа, чтобы смущением и двоедушием себя еще больше не расстроить».

Однако болезни и немощи у разных людей разные, и при одних можно ограничивать себя, а при других лучше не нарушать предписания врачей. Невкушение той или иной пищи не должно быть самоцелью. Пост предназначен для людей здоровых, для больных же постом является сама болезнь. От поста обычно освобождаются беременные женщины, больные люди, маленькие дети.

Так, в связи с наступающим постом старец Амвросий давал наставления хозяйке дома, обремененной многочисленными хлопотами с детьми и не имеющей крепкого здоровья:

«Наступающий пост старайтесь проводить рассудительно, соображаясь с телесными силами. Вам должно помнить, что вы хозяйка дома, окруженная детьми; к тому же и нездоровье привязывается к вам.

Все это показывает, что вам нужно более заботиться о душевных добродетелях; касательно же употребления пищи и других телесных подвигов, у вас должно стоять впереди всего благое рассуждение со смирением

Святой Лествичник приводит слова: “Не постихся, ни бдех, ни на земли возлегах; но смирихся, и спасе мя Господь”. Представьте со смирением немощь вашу Господу, и силен Он устроить все во благое».

Преподобный предостерегал:

«Немощь и болезненность телесная мудрена, и мудрено с ней справляться. Не без причины святой Исаак Сирин, первый из великих постников, написал: “Если понудим немощное тело паче силы его, то приходит смущение на смущение”.

Поэтому, чтобы бесполезно не смущаться, лучше снисходить немощи телесной, сколько потребно будет».

Старец Анатолий (Зерцалов) писал:

«Рыбку кушать, по немощи, можно. Только, пожалуйста, не злись да помыслов долго не держи».

Как быть, если постной пищей не наедаешься?

Некоторые люди жалуются, что не наедаются постной пищей. Но на самом деле это не так. Пресыщенное чрево требует все больше пищи, но она не идет на пользу. Преподобный Иосиф советовал:

«Пишете, что страшновато остаться без молока. Но силен Господь силу немощному естеству подать. Хорошо бы питаться окунями и ершами…»

Сам старец пищи употреблял очень мало. Удивляясь этому, однажды спросили у него, трудно ли ему было достигнуть такого воздержания или это уже от природы ему дано? Он отвечал такими словами:

«Если человек не будет понуждаться, то хотя бы он все снеди Египта поел и всю воду Нила выпил, его чрево все будет говорит: алчу!»

Преподобный Амвросий говаривал как всегда кратко, но метко:

«Объястливые уста - свиное корыто».

Как совместить пост и социальную жизнь (когда приглашают на юбилеи, банкеты и тому подобное)?

Здесь также потребно рассуждение. Бывают такие банкеты и праздники, где наше присутствие совершенно необязательно, и можно спокойно отказаться от этого празднества, не нарушая пост. Бывают застолья, где можно незаметно для окружающих поесть чего-нибудь постного, не превозносясь своим постом над другими.

В случаях нарушения поста «ради гостей» преподобный Иосиф учил:

«Если когда ради гостей нарушишь воздержание, то смущаться не надо, а укоряй себя за это и приноси покаяние».

Наставлял:

«Пост бывает двоякий: внешний и внутренний. Первый есть воздержание от скоромной пищи, второй - воздержание всех наших чувств, особенно зрения, от всего нечистого и скверного. Тот и другой пост неразрывно связан друг с другом. Некоторые люди все внимание обращают только на внешний пост, совсем не понимая внутреннего.

Например, приходит такой человек куда-нибудь в общество, начинаются разговоры, в которых сплошь и рядом - осуждение ближних. Он принимает в них деятельное участие и много похищает от чести ближнего. Но вот наступает время ужина. Гостю предлагают скоромную пищу: котлетку, кусочек поросеночка и т.д. Он решительно отказывается.

Ну покушайте, - уговаривают хозяева, - ведь не то, что входит в уста, оскверняет человека, а то, что из уст!

Нет, я насчет этого строг, - заявляет он, совершенно не сознавая, что, осуждая ближнего, он уже нарушил и даже совсем уничтожил пост».

Пост в дороге

Существуют и другие ситуации, когда мы не можем в полной мере соблюдать пост, например во время путешествий. Когда мы путешествуем, мы живем в особых, не зависящих от нас условиях.

Хотя если путешествие недолгое и есть возможность покушать постной пищи, то следует воздержаться от скоромной.

Можно по этому поводу вспомнить наставления старца Варсонофия:

«Молодая девица, Софья Константиновна, приехавшая гостить к Нилусам в Оптину Пустынь, на исповеди пожаловалась старцу, что, живя в чужом доме, она лишена возможности соблюдать посты. “Ну а зачем же вы теперь в пути в постный день соблазнились колбасой?” - спросил ее старец. С.К. ужаснулась: как мог это узнать старец?»

Если пост кажется ненужным, излишним

Иногда люди отрицают значение поста, заявляют, что согласны со всеми заповедями, но вот соблюдать пост не хотят, не могут, считают ненужным, излишним. Старец Варсонофий по этому поводу говорил, что это вражьи помыслы: враг так настраивает, потому что ему ненавистен пост:

«Мы познаём силу поста и его значение хотя бы из того, что он как-то особенно ненавистен врагу. Приходят ко мне на совет и на исповедь - советую соблюдать святые посты. Со всем соглашаются, а как дело коснется поста - не хочу, не могу и прочее. Враг так возбуждает: не хочется ему, чтобы соблюдались святые посты…»

О воздержании и трех степенях сытости

Также нужно помнить, что и постной пищей можно пресыщаться до такой степени, что это будет чревоугодием. Для людей разного телосложения и имеющих различную физическую нагрузку количество еды тоже будет разным. Преподобный Никон напоминал:

«Для тела одного человека достаточно одного фунта хлеба, для тела другого человека надо четыре фунта хлеба: меньшим количеством хлеба он не насытится. Поэтому святой Иоанн Златоуст говорит, что постник не тот, кто потребляет малое количество пищи, а тот, кто употребляет пищи меньше того, что требуется для его организма. В этом-то и заключается воздержание».

О воздержании и трех степенях сытости преподобный Амвросий писал так:

«Пишешь о пище, что трудно тебе привыкать к тому, чтобы понемногу есть, так, чтобы после обеда еще быть голодной. Святые отцы установили касательно пищи три степени: воздержание - чтобы после принятия пищи быть несколько голодным, довольство - чтобы не быть ни сытым, ни голодным, и сытость - чтобы есть досыта, не без некоторого отягощения.

Из этих трех степеней каждый может избирать любую, по своим силам и по своему устроению, - здоровый и больной».

Если нарушил пост по невнимательности

Случается, что человек съедает скоромную пищу в постный день по невнимательности, рассеянности, забывчивости. Как относиться к такой оплошности?

Преподобный Иосиф приводит пример человека, который съел в постный день скоромный пирожок, причем сначала ел, забыв о постном дне, а потом уже вспомнив, все равно доел, рассуждая, что и так согрешил:

«Во втором письме описали вы случай, бывший с вами в Петербурге: одну половину скоромного пирожка в среду скушали вы по забвению, а другую половину скушали, уже опомнившись. Первый грех извинителен, а другой не извинителен. Это похоже на то, как если бы кто по забвению бежал к пропасти, но среди дороги опомнился бы и все-таки продолжал бы бежать, презирая угрожающую ему опасность».

Если нарушил пост по недостатку силы воли

Иногда человек старается держать пост, но не выдерживает, по недостатку силы воли нарушает и впадает от этого в уныние. Таким преподобный Иосиф советовал:

«Когда не можешь воздерживаться, то хоть смиряться и укорять себя будем и не осуждать других».

Также старец Иосиф на сокрушения чада, что не смог поститься как следует, отвечал:

«Пишете, что плохо постились - ну, благодарите Господа и за то, как Он помог повоздержаться, да помните слово преподобного Иоанна Лествичника: “Не постихся, но смирихся, и спасе мя Господь!”»

О неумеренном, неблагоразумном посте

Преподобный Амвросий предостерегал от неблагоразумного поста, когда человек, никогда ранее не постившийся, возлагает на себя неумеренный пост, возможно и подстрекаемый бесом тщеславия:

«А то у нас тут был один пример неблагоразумного поста. Один помещик, проводивший жизнь в неге, захотел вдруг соблюсти суровый пост: велел себе во весь Великий пост толочь конопляное семя и ел его с квасом, и от такого крутого перехода от неги к посту так испортил свой желудок, что доктора в продолжении целого года не могли поправить его.

Впрочем, есть и святоотеческое слово, что мы должны быть не убийцами тела, а убийцами страстей».

Пост не цель, а средство


Отказ от скоромной пищи - внешняя сторона дела. И мы должны помнить, что соблюдаем посты не ради воздержания от пищи, а для того чтобы достичь высот на нашем духовном пути.

Преподобный Лев не одобрял тех, кто, оставив благоразумную умеренность, вдавался в чрезмерные телесные подвиги, надеясь спастись как будто ими одними:

«Не опровергаю воздержание, оно всегда имеет свои силы, но не в том его сущность и сила, чтобы пищи не кушать, но да изженет от сердца всякое памятозлобие и сему подобное. Вот истинный пост, какового от нас паче всего требует Господь».

Старец Варсонофий также напоминал:

«Конечно, пост, если не сопровождается молитвой и духовной работой, не имеет почти никакой цены. Пост не есть цель, а средство, пособие, облегчающее нам молитву и духовное совершенствование».

Преподобный Анатолий (Зерцалов) писал:

«Не есть хлеба и не пить воды или чего иного - не есть еще пост. Ибо и бесы не едят и не пьют совершенно ничего, а все-таки злы…»

А старец Никон метко и коротко замечал:

«“Истинный пост есть злых дел отчуждение” (так сказано в одной стихире великопостной)».

Искушения поста

Во время поста в нас часто просыпается раздражительность, гневливость. Пост же должен высвобождать наши духовные силы для добрых дел.

Преподобный Амвросий учил:

«Воздержание нужно иметь не только от различных снедей и пития, но от страстей вообще: от гнева и раздражительности, от зазрения и осуждения, от тайного и явного возношения, от упрямства и неуместной настойчивости на своем и подобного».

Рассказываем, откуда пошла традиция не есть мясо перед Пасхой и как выдержать пост, не доводя себя до обморочного состояния.

1. Что такое Великий пост?


Великий пост – это главный пост христианства. Его целью является подготовка верующих к светлому празднику Воскресения Христова. Традиция соблюдения физической и духовной аскезы в течение нескольких недель возникла в память об Иисусе Христе, который после принятия крещения удалился в пустыню, чтобы в уединении подготовиться к исполнению своей миссии.

Иисус пробыл в пустыне сорок дней. Поэтому продолжительность Великого поста, хотя и варьируется в зависимости от правил исчисления, принятых в конкретной конфессии, непременно связана с числом сорок. У православных Великий пост, который еще называют Четыредесятницей, длится семь полных недель. В 2016 году его окончание – Великая суббота – приходится на 30 апреля.

2. Как правильно держать пост?


Важно помнить, что пост предполагает не только физическое, но и духовное воздержание. Телесный пост заключается в отказе от определенного рода пищи. Душевный пост – это самоограничение в развлечениях, в общении.

В период поста верующему предписывается соблюдать умеренность во всем, проводить больше времени наедине с собой, воздерживаться от дурных помыслов, молиться и посещать богослужения в храмах.

Безусловно, соблюдение гастрономических запретов – это важная составляющая, однако без сопутствующего духовного роста и очищения отказ от пищи теряет свой сакральный смысл.

Причастие является Божьей благодатью, великим Таинством, через которое христиане могут стать причастны самому Спасителю. Важно знать, как правильно поститься, чтобы после исповедания грехов и причастия получить Божье помазание на веру, силу любви и терпение.

Что такое пост и зачем поститься перед причастием

Причастие является открытой дверью для принятия Божьей благодати в жизнь христиан. Через Причастие верующие принимают:

Каждый верующий сам несет ответственность за принятие Божьего Таинства, ибо, как пишет апостол Павел, кто делает это, не рассуждая, греша, тот болеет и даже умирает (Кор. 11:28-30).

Довольно тяжелое испытание для христиан, не правда ли? Не принимаешь Причастия, не получаешь благословения и благодати, принимаешь - можешь заболеть и умереть. Где же выход? А выход прост - в посте и исповедании грехов.

Пост - время, когда человек через усмирение плоти старается очиститься от душевных вредных привязанностей и привычек, чтобы приблизиться духовно к Творцу. Пост - время молитв и размышлений о жертве Христа, Ее очищающей и благословляющей силе. Во время подготовки к причастию христиане стараются пересмотреть свою жизнь, выявить в ней грехи и покаяться в них.

Трудно удержаться от соблазнов при сытости и веселье. Трудно не впасть в искушение при употреблении алкоголя или на увеселительных мероприятиях. Во время говенья люди, укрощая плоть, укрощают свои эмоции и нравы. По словам Иоанна Лествица, во время покаяния должна первенствовать чистота молитвы, в безмолвии, послушании отказаться от наслаждений, лукавых мыслей для того, чтобы получить наслаждение в Небесах.

Некоторые христиане могут часами просиживать в социальных сетях, проводить время в пустых разговорах по телефону, принимать участие в сплетнях, но при этом находиться в строжайшем воздержании от пищи, гордясь собой. Хочется разочаровать таких верующих — Бог смотрит не на желудок, а на душу.

Все, что отстраняет христианина от Бога, является грехом.

Важно! Пост - единственная возможность приблизиться к Всевышнему. По мнению священников, пост и молитва - крылья, позволяющие верующей душе взлететь к Небесам.

История появления поста перед причастием

Первые христиане после Вознесения Иисуса принимали причастие ежедневно, постоянно пребывали в общении. Безусловно, в то время не могло идти и речи о соблюдении поста. Свое послание апостол Павел писал христианам того времени, напоминая о важности раздумий перед принятием Святой жертвы Христа.

Икона Причастие апостолов

Во время апостолов Евхаристия совершалась вечером, но со временем Таинство причастия перенесли на утро, давая возможность верующим с самого утра принять пищу Господню, очищающую кровь и тело.

Первое появление постных дней перед Евхаристией относится к четвертому веку. Священники того времени отмечают охлаждение веры и призывают христиан воздержаться от сексуальных наслаждений и мирских увеселений перед принятием Святых Даров, но при этом ничего не говорилось о пище.

Ранние христиане постились трижды в неделю и в дни установленных Церковью постов. Говенье или ограничение в принятии пищи в течение трех-семи дней появляется в начале девятого столетия из-за упадка духовной жизни.

По словам митрополита Волоколамского Илариона, не существует единого требования о трехдневном воздержании перед Евхаристией.

Каждый верующий индивидуально решает, сколько времени ему потребуется, чтобы прийти к чистоте и благоговению перед Господом. Некоторые христиане этот вопрос решают со своим духовным наставником.

Правила поведения во время подготовки к Причастию

Трехдневное воздержание перед принятием причастия не является требованием, а только пожеланием. Оно касается в основном людей, которые участвуют в Евхаристии 2 −3 раза в году. Во время четырех постов нет требований по дополнительному воздержанию.

В церкви верующие и крещенные люди причащаются Тела и Крови Христовых

Согласно постановлению Православной Церкви во время говенья запрещено вкушать:

  • продукты животного происхождения;
  • яйца;
  • молочные продукты;
  • выборочно - рыбу.

В эти дни пища готовится не для удовольствия ее употребления, а как средство для поддержания здоровья в храме Божьем, т.е. в самом христианине.

Если рыба является основным видом питания, тогда ее можно употреблять.

Перед Евхаристией христиане не принимают пищи, перед этим проведя день в молитвах, отказе от увеселений, употребления алкогольных напитков и секса.

Важно! На таинстве Исповеди следует честно признаться священнику обо всех своих проступках, чтобы он решил, безопасно ли христианину касаться Святых Даров или следует возвратиться домой и тщательно подготовится.

Перед исповеданием и причастием христиане идут на вечернюю службу в храме, утром обязательно присутствуют на Литургии. Искреннее раскаяние на Исповеди открывает двери к Причастию.

Пост перед причастием: как правильно соблюдать

Послабления в посте

Причастие - великая сила, дарующая исцеление, освобождение от зависимостей, прощение грехов и пребывание в радости. К этому таинству допускаются христиане всех возрастов, даже младенцы.

Дети, которым еще не исполнилось 7 лет, причащаются без соблюдения воздержания перед этим, но это не означает вседозволенность в еде и играх. Семя благоговения перед Таинствами, посаженное в детскую душу, даст хороший плод по мере взросления ребенка. В младенческом возрасте подвиг говенье родителей - лучший пример для подрастающего поколения.

Беременные женщины, больные должны тщательно следить за своим питанием, для таковых не существует дней сухоядения. Эта категория христиан уточняет со своим духовным наставником перечень допустимых блюд.

Современная кухня богата всевозможными продуктами, умелое приготовление которых по готовым рецептам не может навредить ни беременным, ни плоду, ни больным.

Милостиво относится Церковь и к той категории людей, которые находятся вне дома и питаются в столовых. Это армия, интернаты, больницы и места лишения свободы. В этом случае по мере возможности следует на несколько дней отказаться от скоромного, усилив молитву и пребывание в Слове.

Умирающие и тяжелобольные люди допускаются к Причастию без всякой подготовки.

Пост - это не диета и наказание, а великое благословение от самого Творца, приближающее нас к Богу.

Постоянно пребывая в молитве, читая «Отче наш» и молитву грешника, постящиеся люди приближаются на очередной шаг к Спасителю, Целителю и нашей надежде на жизнь вечную.

Молитва грешника

Господь мой, Иисус Христос, Сын Божий, помилуй меня, грешного.

Господь мой, Иисус Христос, Сын Божий, помилуй меня.

Господь мой, Иисус Христос, помилуй меня.

Иисус, Сын Божий, помилуй меня.

Господи, помилуй по великой милости Твоей во имя Отца, Сына и святого Духа. Аминь.

Без заголовка

Философия поста
Нужно ли поститься?
Каждый решает это сам для себя. Кто-то считает, что посты могут негативно сказаться на его здоровье, поскольку организм человека на время лишается необходимых витаминов. Другие полагают, что отказ от скоромной пищи - это просто очередная жесткая диета. Однако следует понимать, что пост и диета вещи не совместимые! Несовместимые, прежде всего по своим задачам. Ведь главная цель любой диеты – привести в порядок ваш организм, наладить процессы пищеварения. Постясь, верующие стремятся очистить душу, и в этом - основная разница.

В нынешних реалиях даже люди, далекие от религии, следуя моде или по каким-то другим соображениям, нет-нет, да и постятся. Но уметь делать это правильно - целая наука.

Постные дни есть в каждой религии – не только в православии, но и в католицизме и мусульманстве. В календаре христиан четыре больших поста. Однажды я задумался, а почему посту придается такое огромное значение уже на протяжении несколько веков?

Верующий человек на этот вопрос скорей всего ответит, что пост для него - закалка духа и молитва Богу, когда ты меньше всего зависишь от своего земного, бренного начала. Главная цель поста - молитва, которая дает сближение с Богом. В постные дни верующий ограничивает себя в пище животного происхождения – молочной, мясной, рыбной, употребляя пищу только растительную.

Пост и медицина

Давайте теперь рассмотрим физиологические аспекты соблюдения поста. С точки зрения медицины православные посты не только отличный способ «разгрузить» тело, но и привести в порядок нашу психику. Биохимические исследования подтвердили, что зимой и летом организм усваивает пищу по-разному. Для холодного времени года характерен белково-жировой обмен, а для лета - белково-углеводный. Чтобы переключиться с одного типа обмена на другой без подрыва здоровья, между сезонами следует проводить своеобразную перезагрузку. Может быть, в этом и заключается природный вековой смысл поста.

Некоторые диетологи считают, православный пост гораздо полезнее, здоровее и безопаснее, чем любые искусственно придуманные системы питания и диеты. Ведь, на время исключая из рациона животные жиры и перейдя на растительную пищу, мы выводим из организма лишние холестерин, канцерогены и токсины. Постная пища содержит антиоксиданты, которые стабилизируют состояние сердца, сосудов и опорно-двигательного аппарата.

Во время поста из-за сокращения объема пищи уменьшается нагрузка на желудочно-кишечный тракт. Происходит как бы обновление слизистой оболочки желудка. Благодаря самоочищению организм избавляется от ненужных, балластных веществ посредством органов выделения, кожи, легких, почек. Так, например, исследования западных ученых обнаружили в мясе и молочных продуктах молекулу чужеродного вещества из категории «сахаров». В 1 кг мяса содержится от 5000 до 12000мг подобного «сахара», в молоке - 600-700мг. Этот токсин с годами может вызвать онкологические опухоли и серьезные болезни. Православный человек не употребляет мяса и молока более 200 дней в году и тем самым очищает свой организм от подобных токсинов. Строгое соблюдение постов в несколько раз снижает риск приобретения тяжелых неизлечимых болезней.

Обезьяны на диете

В 1989 году американские биологи начали проводить эксперимент над популяцией макак. В течение всех 20 лет, пока он длился, учёные докладывали о его промежуточных результатах, но итоги были подведены только недавно. Сначала исследователи изучали 30 особей обезьян в возрасте от 7 до 14 лет (в неволе эти приматы живут, как правило, до 25-27 лет). В 1994 году к первой группе ученые добавили ещё 46 обезьян.

В чем суть эксперимента? Обезьян разделили на две группы. Половина питалась как обычно - эти особи составили контрольную группу. Другой половине макак ученые в течение трех месяцев «урезали» 30% калорий, такой рацион обезьянам «прописали» на всю жизнь. При этом биологи не забывали подкармливать этих приматов витаминами и минералами, которые те недополучали из-за вынужденной диеты. В остальном условия животных были равны. Итогом обычного питания в контрольной группе стали 5 случаев заболевания диабетом и 11 случаев повышения уровня глюкозы в крови. В то же время их «голодающие» собратья до сих пор полностью здоровы. Их полуголодная диета на 50% уменьшила вероятность сердечно-сосудистых заболеваний и опухолей. Неудивительно, что эти макаки имели меньший вес, но учёных заинтересовало совсем другое: результаты магнитно-резонансного сканирования показали, что количество серого вещества в мозгу у этих обезьян превышало таковое у контрольной группы. Они стали умнее!

Итак, по мнению биологов, диета делает жизнь длиннее и лучше. То есть ограничение пресловутых калорий не только замедляет процесс старения, но и в три раза уменьшает риск появления старческих болезней.

Немного истории

С древнейших времен пост являлся важным средством мобилизации физических и душевных сил, а также главным инструментом работы над собой. В знак покаяния и смирения перед Богом постились и цари, и простолюдины. Моисей до обретения скрижалей с главными христианскими заповедями сорок дней и сорок ночей не вкушал пищи и молился на горе Синай. Появление многодневных постов относится уже к традициям древнего христианства. Один из них – Рождественский. О нем сейчас и хочется сказать несколько слов.

Рожественский пост

Праздник Рождества Христова стали отмечать еще во времена Апостолов. В Апостольских постановлениях говорится: «Храните, братия, дни праздничные и, во-первых, день Рождества Христова, которое да празднуется вами в 25-й день десятого месяца». Там же сказано: «День Рождества Христова да празднуют, в он же нечаемая благодать дана человекам рождением Божия Слова из Марии Девы на спасение миру».

Сначала Рождественский пост длился у одних христиан семь дней, у других – несколько больше. При константинопольском патриархе Луке и византийском императоре Мануиле на соборе 1166 года было положено всем христианам хранить пост перед великим праздником Рождества Христова сорок дней. Рождественский пост - последний многодневный пост в году. Он начинается 15 (28 - по новому стилю) ноября и продолжается до 25 декабря (7 января), длится сорок дней и потому именуется в Церковном уставе Четыредесятницей, так же, как и Великий пост. Рождественский пост, считают священнослужители, установлен для того, чтобы ко дню Рождества Христова православные люди очистили себя покаянием, молитвою и воздержанием, чтобы благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия и принести Ему в дар чистое сердце и желание следовать Его учению.

Лев Великий в V веке писал: «Само хранение воздержания запечатлено четырьмя временами, чтобы в течение года мы познали, что непрестанно нуждаемся в очищении и что при рассеянии жизни всегда надо стараться нам постом и милостынею истреблять грех, который приумножается бренностью плоти и нечистотою пожеланий».

По словам другого святого отца Симеона Фессалоникийского: «Пост Рождественской Четыредесятницы изображает пост Моисея, который, постившись сорок дней и сорок ночей, получил на каменных скрижалях начертание словес Божиих. А мы, постясь сорок дней, созерцаем и приемлем живое слово от Девы, начертанное не на камнях, но воплотившееся и родившееся, и приобщаемся Его Божественной плоти».

С того момента, как Церковь получила свободу и стала господствующей в Римской империи, упоминание о празднике Рождества Христова появляется во всей Вселенской Церкви. Император Юстиниан в VI веке установил праздновать Рождество Христово по всей земле.

Азбука Рождественского поста

Устав Церкви учит, от чего следует воздерживаться во время постов: «Все благочестиво постящиеся строго должны соблюдать уставы о качестве пищи, то есть воздерживаться в посте от некоторых брашен (еды, пищи), не как от скверных (да не будет сего), а как от неприличных посту и запрещенных Церковью. Брашна, от которых должно воздерживаться в посты, суть: мясо, сыр, коровье масло, молоко, яйца, а иногда и рыба, смотря по различию святых постов».

Кроме того, в понедельник, среду и пятницу Рождественского поста церковным уставом запрещены рыба, вино и елей, дозволяется принимать пищу без масла (сухоядение) только после вечерни. В остальные же дни - вторник, четверг, суббота и воскресенье - разрешено принимать пищу с растительным маслом. Рыба во время Рождественского поста разрешается по субботам и воскресеньям и в великие праздники, например, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, в храмовые праздники и во дни великих святых, если эти дни приходятся на вторник или четверг. От 20 декабря до 25 декабря (старого стиля) пост усиливается, и в эти дни даже в субботу и воскресенье рыба не благословляется. Между тем, именно на эти дни приходится празднование гражданского Нового года, и православным христианам приходится быть особенно собранными, чтобы весельем, винопитием и вкушением пищи не нарушить строгость поста.

Постясь телесно, человек должен соблюдать и духовный пост. «Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне, разрешим всяк союз неправды», - проповедует Святая Церковь. Только пост телесный ничего бесполезен для спасения души, даже наоборот, может быть и духовно вредным, если человек, воздерживаясь от пищи, проникается мыслью о собственном превосходстве от сознания того, что он постится. Поэтому кощунственно отождествлять святой пост с диетою, дабы избавиться от живота обременяющего. Истинный пост связан с молитвой, покаянием и воздержанием. Пост – это смирение плоти и очищение от грехов, а без молитвы и покаяния пост становится всего лишь диетой.

Как я уже сказал, христианские посты ведут свою историю еще от пророка Моисея, который 40 дней постился в пустыне. Но такой же подвиг совершил Иисус Христос. По Священному Писанию, он «возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола, и, постившись сорок дней и сорок ночей…» Соблюдая посты, христиане стремятся показать свою готовность сопротивляться искушениям. Только Православие из всех христианских конфессий сохранило обязательность соблюдения постов для прихожан.

Великий пост

У православных самым значительным постом стал Великий пост, который длится 7 недель и приходится на март-апрель. Я убежден, что Великий пост полезен телу не меньше, чем душе. 40-дневный отказ от мясной и жирной пищи готовит тело человека к периоду летнего и осеннего «травоедения». Если организм очищен, и подготовлен – витамины свежей зелени, по весне и лету хорошо усваиваются и перевариваются.

В древности в Великий пост разрешалось вкушать только хлеб, сушеные фрукты и овощи, да и то только один раз в сутки – вечером. Требования к тем, кто поститься, сейчас стали заметно мягче, но Церковь до сих пор настаивает на соблюдении ряда жестких правил.

В первые два дня первой недели Великого поста, (если следовать предписаниям Церкви) нельзя есть вообще ничего – можно только пить воду. И хотя я всегда был против голодовок но даже в этом тоже есть определенный физиологический смысл: после недели блинов с маслом, икрой, творогом, организму необходимо передохнуть. Разгрузиться.

В будние дни поста можно есть пищу, приготовленную на огне, не добавляя в еду масла. В своей новой книге я подробно обосновываю такой способ приготовления пищи. Дважды разрешается употреблять в пищу рыбу. Во время Страстной седмицы в пятницу и субботу надо вовсе отказаться от еды. Легче соблюдать пост, когда от него ничего не отвлекает. В старину на Руси на время Великого поста запрещались праздники, закрывались мясные лавки и даже приостанавливались судебные тяжбы. Я бы на время поста предложил добровольно отказаться от просмотра телевизора и сосредоточить свое внимание на изучении серьезной (не праздной) литературы.

Если вы решили соблюдать Великий пост, учтите, что подходить к этому надо разумно. Не будьте к себе чрезмерно строги и ешьте чуть более разнообразную пищу, чем рекомендуют строгие предписания для верующих.

Если вы человек верующий, предварительно посоветуйтесь со своим духовником. Он подскажет, как вам следует соблюдать пост и даст свое благословение. Не помещает поговорить и со своим лечащим врачом. Поскольку есть болезни, при которых строгое соблюдение поста чревато необратимыми изменениями в организме. Учитывайте также, что во время поста вам придется ходить на работу и выполнять свои повседневные обязанности. Не должны соблюдать посты дети, больные люди (с заболеваниями желудочно-кишечного тракта, гастритами, холециститами, панкреатитами, диабетом, после операций, физических или душевных травм), беременные и кормящие женщины и путешественники. Если вы рассматриваете ожирение как системное заболевание, а не как косметический дефект и проходите курс лечения у врача – вы так же с благословления своего настоятеля можете получить послабление или даже освобождение от строгих правил соблюдения поста. При этом всю духовную составляющую следует не только соблюдать, но и преумножить. Разговенье – окончание Великого поста.

Если во время поста принимаешь гостей, пища для них должна ли быть постной
У меня сильная простуда. Можно ли мне нарушить пост?
Можно ли смотреть в пост образовательные программы
Стоит ли перенести день регистрации брака на непостное время
Почему в Православии столько ограничений в удовольствиях, в еде, половых отношениях...
Если во время поста я нарушила его, можно ли вместо этого дня поститься в другой день?
Батюшка, скажите, можно ли во время Успенского поста посещать концерты? Лирические песни, романсы?
Каким образом можно удержать себя от соблазна супружеских отношений во время поста
Не во время поста по средам и пятницам всегда ли можно есть рыбу?
Можно ли в постные дни есть изделия из слоеного теста (пирожки,печенье-покупные)?
Надо ли попоститься 3 дня перед Причастием новоначальному невоцерковленному христианину
Как правильно проводить сочельник перед Рождеством
Можно ли в среду и пятницу, когда нет поста, употреблять рыбу
В день заговенья на Великий пост дома будет застолье с мясом - что позволительно нам
Как правильно проводить Великий пост - по монастырскому уставу, или просто без скоромной пищи
Как объяснить юноше, который мне нравится, для чего нужно соблюдать посты
Можно ли дарить в пост коробки конфет служащим организаций, с которыми работает фирма
Можно ли выходить во время Петровского поста, но не венчаться

Если во время поста принимаешь гостей, пища для них должна ли быть постной
ВОПРОС ПОЛНОСТЬЮ:
Скажите пожалуйста, если во время поста принимаешь гостей, пища для них должна быть постной? (Гости пост не соблюдают.)

ОТВЕТ:
Желательно угощать гостей постной пищей. Но в любом случае мы сами, принимая таких гостей, должны сохранить пост.

У меня сильная простуда. Можно ли мне нарушить пост?
Будет лучше, если Вы найдете способ лечить простуду, не нарушая поста.

Можно ли смотреть в пост образовательные программы
ВОПРОС ПОЛНОСТЬЮ:
Я в пост стараюсь исключить просмотр развлекательных программ по телевизору. А можно ли смотреть в пост образовательные программы, например, фильмы BBC о природе, культуре и цивилизациях, об истории?

ОТВЕТ:
Мы с детьми смотрим в пост такие фильмы, и думаю, что их действительно можно смотреть в пост (исключая Страстную седмицу).

Стоит ли перенести день регистрации брака на непостное время
ВОПРОС ПОЛНОСТЬЮ:
День нашей регистрации назначена 27 августа, но это последний день Успенского поста. Может быть нам перенести регистрацию на несколько дней позже?

ОТВЕТ:
Да, если получится, лучше перенести регистрацию брака на непостное время. Но главное, чтобы постом не было свадебных торжеств и супружеских отношений, а дата регистрации не столь уж важна. Венчание все равно будет совершаться только когда положено.

Почему в Православии столько ограничений в удовольствиях, в еде, половых отношениях...
ВОПРОС ПОЛНОСТЬЮ:
Почему в Православии столько ограничений в удовольствиях, в еде, половых отношениях? Этим же вроде бы не причиняется вред другим, не нарушается заповедь о любви к ближнему. Почему нужно обязательно "убивать своё тело", свои желания? Зачем такая несвобода?

ОТВЕТ:
Наше тело убивается не ограничениями в еде и других удовольствиях, а излишеством в них. А кроме того, даже если мы и не причиняем вред другим и не нарушаем заповедь о любви к ближнему, нужно еще любить Бога. Отсюда и происходят некоторые ограничения в удовольствиях, поскольку любовь, когда она есть, проявляется в действии, в наших поступках. Например, легко сказать: «Я не люблю себя», но при этом наши дела свидетельствуют, что мы любим себя именно так, как нужно было бы любить Бога. И можно с той же легкостью сказать: «Я люблю Бога», но только нет ничего легче слов, - любовь познается из дел. И если мы, по крайней мере, хотим любить Бога, ограничим себя в том, что нас удаляет от Бога. Нет такой цели - ни в мирской жизни, ни в жизни духовной, ради которой мы не жертвовали бы чем-то другим. Те же, кто не хотят ничем жертвовать, ни с чем и остаются, - не приобретают ничего стоящего, и при этом теряют и то, что имели.

Если во время поста я нарушила его, можно ли вместо этого дня поститься в другой день?
Не надо так делать, если только священник не даст Вам такое послушание. А то так и будем переносить посты по своему вкусу.

Батюшка, скажите, можно ли во время Успенского поста посещать концерты? Лирические песни, романсы?
Таня, не знаю. Может быть и можно, да нужно ли?

Каким образом можно удержать себя от соблазна супружеских отношений во время поста
ВОПРОС ПОЛНОСТЬЮ:
Здравствуйте, отец Михаил! Скажите пожалуйста, каким образом можно удержать себя от соблазна супружеских отношений во время поста? Помогите пожалуйста, не можем решить эту проблему уже долгое время. Заранее благодарны. Р. и Н.

ОТВЕТ:
Человек может сделать только то, что он может себе представить. Представьте себя без супружеских отношений в пост. Без этого и молитва не поможет - она будет молитвой без веры в исполнение того, о чем вы просите.

Не во время поста по средам и пятницам всегда ли можно есть рыбу?
По уставу - только в период от Пасхи до Троицы, или в большие праздники.

Можно ли в постные дни есть изделия из слоеного теста (пирожки,печенье-покупные)?
Если на изделии указан состав, и в нем отсутствуют скоромные продукты, то можно.

Надо ли попоститься 3 дня перед Причастием новоначальному невоцерковленному христианину
ВОПРОС ПОЛНОСТЬЮ:
Благословите, батюшка! Доброго дня! Недавно подходила к нашему приходскому батюшке с вопросом о том, что надо делать, чтобы приобщиться Таинству Причастия. Он посоветовал начать с чтения утреннего и вечернего правила, дабы не сильно обременять человека на начальном этапе воцерковления. На вопрос о том, надо ли попоститься 3 дня перед Причастием, батюшка ответил, что нигде не сказано о необходимости соблюдения 3-х дневного поста. И добавил, что поститься в субботу запрещено; что люди, которые хотят Причаститься в воскресенье на литургии и соблюдают перед этим пост (в том числе и в субботу), согрешают. Вразумите, батюшка. Неужели нигде не сказано о необходимости соблюдения поста перед причастием? Я где-то читала, что раньше православные христиане постились перед Причастием целую неделю, а в наше время в силу нашей немощи уменьшили пост до 3 дней. И какое правило запрещает поститься в субботу? Спаси Господи! Екатерина.
ОТВЕТ СВЯЩЕННИКА:
Катя, о семидневном (!) посте перед Причащением написано в Типиконе, то есть в книге, которая именуется церковным Уставом. Думаю, что Вы можете смело поститься три дня, и батюшка Вас не осудит за это. Если Вам предлагают послабление, это не значит, что нужно им пользоваться. Что касается поста в субботу, то в Апостольских Правилах, коими этот пост запрещается, под «постом» имеется в виду воздержание от всякой пищи до вечера, а не замена скоромной пищи на постную, как постимся мы. Так что запрет поститься в субботу не относится к постам в нашем понимании этого слова.

Как правильно проводить сочельник перед Рождеством
ВОПРОС ПОЛНОСТЬЮ:
Как правильно проводить сочельник перед Рождеством? Что делать как питаться (не есть ничего до первой звезды или только сочиво в течении дня)?

ОТВЕТ:
В сочельник перед Рождеством выберите между едением сочива после первой звезды и обычным постным питанием тот вариант, какой Вам по силам.

Можно ли в среду и пятницу, когда нет поста, употреблять рыбу
ВОПРОС ПОЛНОСТЬЮ:
Подскажите можно ли в среду и пятницу, когда нет поста, употреблять рыбу? Где-то прописано такое правило? Екатерина

ОТВЕТ:
Катя, по Уставу (Типикону) рыбу можно употреблять в среду и пятницу во весь период от Пасхи до Троицы, а также в дни, накануне которых совершалась служба с полиелеем или всенощное бдение (это правило относится и Петровскому и Рождественскому постам).

В день заговенья на Великий пост дома будет застолье с мясом - что позволительно нам
ВОПРОС ПОЛНОСТЬЮ:
У моего мужа 18 февраля - юбилей. В гости приедут родственники. Будет застолье, на столе будет и мясная пища. Я, Ю. и И. (мои дочери) не хотели бы лишний раз брать грех на дущу. Подскажите, пожалуйста, какая пища в таком случае нам позволительна? С уважением, Ира.

ОТВЕТ:
Ира, для вас троих не будет грехом накрыть неверующему мужу и родственникам такой стол, какого они хотят. В этом мне тоже видится любовь к ближнему, ведь они поста не разумеют и отвечать могут за неверие, но не за нарушение устава. Когда станут православными, тогда и будут ответственны за соблюдение поста, а пока будет с ними, как с рабами, которые не исполнили волю господина, потому что не знали ее. Но вам троим 18 февраля, в день заговенья на великий пост, можно будет вкушать только то, что вкушает в этот день вся Церковь, а именно - любую пищу, кроме мяса.

Как правильно проводить Великий пост - по монастырскому уставу, или просто без скоромной пищи
ВОПРОС ПОЛНОСТЬЮ:
Как правильно проводить Великий пост? По монастырскому уставу (например, в понедельник полное воздержание от пищи, во вторник горячая пища без масла и т.д.) или просто воздерживаясь от скоромной пищи?

ОТВЕТ:
Лучше просто воздерживаясь от скоромной пищи. Монастырский устав к нашей жизни не идет, а воздержание от скоромной пищи - идет. И то иногда бывает непросто, но уже не выше наших сил.

Как объяснить юноше, который мне нравится, для чего нужно соблюдать посты
ВОПРОС ПОЛНОСТЬЮ:
У меня в последнее время часто и сильно болит желудок. Я объяснила юноше, который мне нравится,что это из-за бутербродов, которые я употребляю на обед и ужин. Он просто начинает уговаривать меня не поститься в среду и пятницу, и соблюдать только Великий пост (т.к. он человек неверующий)... Как ему объяснить, для чего нужно поститься в среду и пятницу и вообще соблюдать все посты? Я пробовала, но у меня не получилось... Подскажите. С уважением, N.

ОТВЕТ:
N, по-моему, объяснять нужно не это. Лучше мягко и доброжелательно дать почувствовать молодому человеку, что ты этот вопрос решаешь не с ним, а он нужен тебе не для того, чтобы решать, когда ты будешь поститься. А если не поймет, сделать это чуть-чуть тверже. Потом, если не поможет, еще тверже... И так до тех пор, пока не подействует. Как, например, твоя мама живет с папой? Она ведь его уважает и любит, но не он же решает, поститься ей, или нет? А вообще бутербродами многие испортили желудок. Это уже проблема не поста, а человеческой лени. А от нормального (без "бутербродной" лени и без крайностей) поста никто еще себе здоровье не повредил.Так что бери с собой нормальную еду и ешь ее. И никому не должно быть до этого дела. Или так всю жизнь и будешь страдать от людей, которые будут решать за тебя, как тебе жить и что делать.

Можно ли дарить в пост коробки конфет служащим организаций, с которыми работает фирма
ВОПРОС ПОЛНОСТЬЮ:
Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, 1) можно ли преподносить на гражданские праздники (Новый год, 8 марта) служащим государственных организаций, с которыми работает фирма, подарки в виде бутылки шампанского/коньяка, коробки конфет? Ведь обычно это приходиться делать в пост, а фирма заинтересована в дальнейшем с ними сотрудничестве... 2) является ли стяжательством распечатка нужных тебе лично материалов, копирование документов на работе? И если используешь для этого свою бумагу? Благодарю за ответ. Благослови Вас Господи! Ксения.

ОТВЕТ:
Ксения, здравствуйте! 1) Думаю, не будет греха в том, чтобы подарить коробку конфет в пост Вашим деловым партнерам по одной простой причине: конфеты можно съесть и после поста. А шампанское, как и всякое вино, вообще не запрещается в пост (в некоторые дни и в умеренных количествах). 2) Думаю, не будет греха и в распечатке личных материалов на работе, если это не идет в ущерб самой работе или Вашей организации.

Можно ли выходить во время Петровского поста, но не венчаться
ВОПРОС ПОЛНОСТЬЮ:
Можно ли выходить во время Петровского поста, но не венчаться. Правда, что во время поста нельзя жениться?

ОТВЕТ:
Во время поста нельзя венчаться, а следовательно - и жениться во время поста нежелательно. Лучше выберите день после 12 июля или до поста.

Сайт о.Михаила Немнонова

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.