Вторым законом диалектики является закон перехода коли­чественных изменений в качественные. Основные законы диалектики

Количество и качество. Закон перехода количественных изменений в качественные
Это (см.предыдущие записи по тегу "диамат") приводит нас к тому принципу марксистского диалектического метода, который может быть назван "законом перехода количественных изменений в качественные". Что это значит?

Всякое изменение имеет количественную сторону, то есть сторону, которая характеризуется простым увеличением или уменьшением, которое не меняет природы того, что изменяется. Но количественное изменение, увеличение или уменьшение, не может продолжаться бесконечно. В определённой точке оно всегда ведёт к качественному изменению; и в этой критической точке (или "узловой точке", как называл её Гегель) качественное изменение наступает относительно внезапно, так сказать, скачком.
Например, если нагревать воду, то она не будет бесконечно становиться горячее; при определённой критической температуре она начинает превращаться в пар, претерпевая качественное превращение из жидкости в газ. К верёвке, употребляемой для поднятия тяжестей, можно привешивать всё больший и больший груз, но верёвка не может выдержать бесконечно большой груз: в определённый момент верёвка должна оборваться. Паровой котёл может выдерживать всё большее и большее давление пара - вплоть до той точки, где он взрывается. Разновидность какого-либо растения может подвергнуться многим изменениям на протяжении ряда поколений. Такие изменения, например, могут произойти в условиях более низкой температуры. Эта разновидность остаётся неизменной, пока не наступает момент, когда внезапно происходит качественное изменение, изменение в наследственности растения. Таким же образом в результате накопления ряда количественных изменений яровая пшеница превращается в озимую пшеницу, и наоборот.
Этот закон перехода количественных изменений в качественные имеет силу также и для развития общества. Так, раньше, чем возникла система промышленного капитализма, происходил процесс накопления богатства в денежной форме в немногих частных руках (в значительной степени путём колониального грабежа) и образование неимущего пролетариата (путём огораживания и изгнания крестьян с земли). На определённой стадии этого процесса, когда было накоплено достаточно денег, чтобы составить капитал для промышленной деятельности, когда было пролетаризировано достаточное количество людей, чтобы предоставить необходимый труд, созрели условия для возникновения промышленного капитализма. В этом пункте накопление количественных изменений привело к возникновению качественной ступени в развитии общества.
Вообще качественные изменения происходят относительно внезапно, в виде скачка. Новое рождается внезапно, хотя его возможность уже содержалась в постепенном эволюционном процессе непрерывного количественного изменения, происходившего до этого.
Таким образом, мы находим, что непрерывное, постепенное количественное изменение в определённой точке ведёт к прерывному, внезапному качественному изменению. Мы уже отметили в предыдущей главе, что большинство из тех, кто рассматривал законы развития природы и общества, видели это развитие только с его непрерывной стороны. Это значит, что они рассматривали развитие лишь со стороны процесса роста, количественного изменения, и не видели его качественной стороны, именно того, что в определённой точке постепенного процесса роста внезапно появляется новое качество, происходит качественное превращение.

Внезапное появление нового качества в определённый момент постепенного процесса роста происходит при преобразовании общества. Капиталистическое общество будет преобразовано в социалистическое общество только тогда, когда господство одного класса будет заменено господством другого класса, а это является радикальным преобразованием, скачком к новому состоянию общества, революцией.
Если, с другой стороны, мы обратим внимание на качественную сторону дела, то увидим‚ что качественные изменения всегда возникают в результате накопления количественных изменений и что качественные различия основаны на количественных различиях.
Поскольку количественные изменения должны в определённом пункте привести к качественному изменению, то мы, если хотим добиться качественного изменения, должны изучать его количественную основу и знать, что́ нужно увеличить и что́ уменьшить, чтобы произвести требуемое изменение.
...........
Таким образом, мы видим, что количественные изменения в определённый момент переходят в качественные изменения и что качественные различия основываются на количественных различиях. Это всеобщая черта развития.

Данный закон занимает важное место в системе диалектики, так как дает объяснение механизма всякого преобразования. Согласно этому закону коренные изменения происходят не сами по себе, а за счет незаметных, постепенных, количественных нарастаний. Вместе с тем, случившись, коренные изменения определяют дальнейшие количественные процессы. Содержание закона выражено в категория- х качества, количества, меры, скачка и в их диалектической взаимосвязи.
Качество. Мир представляет собой великое многообразие вещей и явлений. Предметы, явления и процессы материального мира по одним чертам схожи между собой, по другим - различаются. При этом основания, по которым предметы объединяются и различаются, - не одного уровня. Одни касаются сущности, главного в предметах, другие основания несущественны. Для качественной определенности человека как человека различия в росте весьма несущественны, но в определенных ситуациях эти различия приобретают значимость, например при моделировании одеж-
140
ды, в спорте, даже в космонавтике. То же самое можно сказать о животных, растениях, химических элементах и т.д.
То определяющее, что лежит в основе предметов, процессов того или иного класса и отличает предметы данного класса от предметов другого класса, и есть качество. Благодаря ему предмет является данной определенностью. В частности, Г. Гегель указывает на специфику и уникальность вещей как важнейшие характеристики качества. «Нечто, - пишет он, - есть благодаря своему качеству то, что оно есть, и, теряя свое качество, оно перестает быть тем, что оно есть*.40
Качество - это философская категория, содержание которой выражает целостность и специфику предмета, что отличает его от других предметов и явлений, какими бы схожими они ни были. Приведенная дефиниция не является полной хотя бы потому, что целостность сама должна быть определена, а, как показывает история вопроса, даже сам подход к такому определению требует введения новых понятий. Таким понятием является свойство. Указание на специфику предмета не означает его полной замкнутости, изолированности. Его качественная определенность формируется и существует в совокупности взаимодействий, в которых проявляются те или иные ее стороны и свойства. Каждая вещь вступает во множество взаимодействий и обладает поэтому множеством свойств. Представляя только одну сторону вещи, свойство не выражает ее целостности. А качество определяет целостность, представляя ее через органическое единство общих и специфических свойств данной вещи или класса вещей. В отличие от существенной определенности, понятие качества органически соединяет существенные и несущественные свойства. Это связано с тем, что в зависимости от типа взаимодействия несущественное свойство может оказаться существенным, а существенное несущественным.
Современная наука пользуется весьма близким к понятию качества понятием «система». Любая вещь как система, в силу делимости материи, представляет собой единство определенных элементов. Система - динамическое понятие, и с этой точки зрения она представляет собой единство внутренних и внешних связей и взаимодействий. Качество в этом смысле предполагает единство внешних и внутренних свойств и не может мыслиться только как внутренняя определенность. Специфика вещи не может быть установлена вне соотношения данной вещи с другими вещами. Она также не может быть установлена без общего основания, позволяющего определить различия. Так, например, качественную определенность урана как радиоактивного химического элемента составляют не только свойства, присущие самому урану, но и те, которые являются общими для ряда химических элементов, которым свойственна радиоактивность как таковая.
Понятие системы, являясь другим выражением качественной определенности, способствует решению еще одной проблемы, которая активно дискутируется: о соотношении однокачественности и многокачественности вещей материального мира. Утверждение о многокачественности вещи часто отрицается на основании отождествления понятий качества и свойства. Качество определяется через единство множества свойств, стало быть, многокачественность применительно к категории качества оказывается излишней. Но как только мы начинаем говорить о вещи как о системе естественного происхождения, которая, как правило, субординирована и иерархична, отказаться от признания наличия в ней многих относительно самостоятельных качеств чрезвычайно затруднительно. В данном моменте весьма удачно соединяются, во-первых, ряд близких философских категорий - единое (качество) и многое (много качеств), целое и части; а во-вторых, философские и научные понятия, которыми в настоящее время широко оперируют и философия, и наука, - качественная определенность и система. Понятие системы включает в себя определение качества, но помогает интерпретировать его не как пустую абстракцию, но как более наполненную содержанием, формой, бытием часть материального мира.
Качественная характеристика предмета (системы) объективна, но терминологически понятия качества и данный предмет часто употребляются как идентичные. В исследовании предмета мы берем во внимание ту или иную его сторону - здесь может обнаружиться субъективность в оценке качества.
Количество - «философская категория, отображающая общее в качественно однородных вещах и явлениях».41 Качественная однородность создает основание сравнимости вещей и явлений. Количественная определенность обусловливает возможность сравнимости, соответствующие способы и нормы сравнения.
Начало научного исследования количественных отношений восходит к античности. Как свидетельствуют исторические источники, первым, кто отнял математику у купцов, был Пифагор. Это означает, что именно пифагорейцы попытались сделать из математики науку. Они исследовали природу чисел и их соотношений и использовали свои исследования для понимания гармонии мира.
У античных мыслителей математика вообще была в большом почете. Аристотель дал определение категории количества, которое до сих пор не потеряло своей ценности: «Количеством называется то, что делимо на составные части, каждая из которых, будет ли их две или больше, есть по природе что-то одно и определенное нечто. Всякое количество есть множество, если оно счислимо, а величина - если измерима».42
В данном определении важно отметить ряд необходимых моментов. Прежде всего, Аристотель различает «количество» и «число». Количество выражается числом, но не тождественно ему. Число - это форма выражения множества, связанная с определенной системой счисления. Количество - это объективная, необходимая характеристика предмета, противоположная качеству и соотносимая именно с ним. Если качество есть целостность, то количество есть то, что делимо. Кстати, делимость относится как к прерывному (множество), так и к непрерывному (величина = линия, ширина, глубина). Но главное здесь, какую делимость имеет в виду Аристотель? Он имеет в виду делимость на такие части, каждая из которых есть что-то одно и определенное нечто. Это и есть однородное нечто, что служит основанием и объектом сравнимости вещей. Например, заряд ядра в элементах таблицы Менделеева. Если заряд ядра у некоего элемента равен 17 единицам, то мы определим этот элемент как хлор. Указанное Аристотелем одно и определенное нечто представляет собой однородное качество или свойство, подлежащее исчислению и выражению в числах. Благодаря способности к исчислению и измерению количество может выражать величину, объем предметов, степень наличия свойств и однородных признаков. Являясь категорией противоположной качеству, количественная определенность также необходима предмету и характеризует особенность его предметного бытия. Возвращаясь к примеру с хлором, добавим, что хлор, в отличие от других элементов, не только имеет особый заряд ядра, равный 17 единицам, - он характеризуется еще температурой плавления (100,98 градусов), температурой кипения (34,05 градуса), что в совокупности раскрывает внутреннюю природу качественной определенности данного химического элемента.
Материалистическая диалектика исходит из положения о необходимой связи и зависимости качества и количества. В истории науки и философии существует взгляд, преувеличивающий значение количества в определении вещей, явлений и их развития. Это характерно для Декарта и Спинозы, Ньютона и Лейбница и связано прежде всего с интенсивным развитием и успехами математики.
Существует также тенденция представлять развитие науки как движение от описания предметов со стороны их качественной определенности к описанию количественных закономерностей, и считать последнее высшим этапом ее развития. Однако в действительности одностороннее изображение предметов не является полноценным. Наука может накопить большое количество знаний, характеризующих предметы с количественной стороны, но это не дает знания закономерностей. Только в единстве, в сочетании количественной и качественной сторон, в изучении этого сочетания создается возможность познания закономерностей материального мира. Исследование материального мира требует обязательного учета единства количества и качества. Об этом, в частности, писал Д. И. Менделеев: «Знания, относящиеся к количественной стороне химических превращений, далеко опередили изучение качественных отноше- ний. Связь этих двух сторон, по моему мнению, составит нить, долженствующую вывести химию из лабиринта современного, уже значительного, но отчасти одностороннего запаса данных. Такую связь я сам старался разыскать: она лежит в основе той периодической системы элементов, которой подчинено все мое изложение».43 Аналогичное положение складывается сейчас в физике элементарных частиц.
Мера есть философская категория, выражающая единство качества и количества. Это граница, предел количественных изменений, достижение которых вызывает изменение качества. Известно, что представление о мере - древнего происхождения. Философему «меру во всем соблюдай» приписывают многим мудрецам, известным глубокими высказываниями. Мера длительное время существовала как универсальная норма поведения, выступающая признаком правильной жизни и поведения. Понятию меры уделил внимание Аристотель, но она не выступала еще частью важного диалектического закона.
Г. Гегель рассматривает меру как понятие, без которого структура закона количественных и качественных изменений была бы неполна. Акцентируя онтологический и объективный аспект, он пишет: «Мера есть качественно определенное количество прежде всего как непосредственное; она есть определенное количество, с которым связано некое наличное бытие или некое качество».44 Данное определение меры конкретизирует в законе только принцип связи количества и качества, подчеркивает необходимость этой связи противоположностей для характеристики любого предмета. Понятие меры выражает форму связи количества и качества, в которой функция качества состоит в определении общего объема количества, а функция количества - в реализации непрерывной изменчивости (уменьшении или увеличении) материи качества.
В плане развития мера указывает на тот предел, достижение которого вызывает изменение качества. Гегель даже вводит понятие, противоположное мере, - безмерность. Это есть «выхождение меры в силу ее количественной природы за пределы своей качественной определенности. Но так как это другое количественное отношение, которое в срав- нении с первым безмерно, тем не менее также качественно, то безмерное есть также мера. Эти два перехода (от качества к определенному количеству и от последнего обратно к качеству) могут быть представлены как бесконечный прогресс - как снятие и самовосстановление меры в безмерном».45 Здесь Гегель уже описывает процесс развития, выраженный в категориях закона количественных и качественных изменений. Можно говорить о противоречивости меры, заключающейся в том, что, с одной стороны, это граница, указывающая на конечность данного качества, и она не только выступает как внешнее ограничение, но является его внутренним фактором, охватывающим, пронизывающим всю его определенность. С другой стороны, она - носитель изменчивости частей данного качества, стремящихся выйти за его пределы. Количественная природа меры дает возможность рассматривать ее как механизм, обеспечивающий процесс бесконечного развития и смены одного качества другим. Не случайно Гегель обозначает иногда развитие как «узловую линию мер».
Границы меры подвижны, так как она не представляет собой изолированного явления или понятия об изолированном явлении. Подвижность этих границ зависит от общих условий и специфической природы процесса. В целенаправленном изменении условий кроется решение проблемы управления закономерными связями природы.
Закон перехода количества в качество и обратно конкретизирует принципы диалектики, характеризуя одну из сторон развития, раскрывая его механизм. По Энгельсу, суть данного закона можно выразить следующим образом: «... в природе качественные изменения - точно определенным для каждого отдельного случая способом - могут происходить лишь путем количественного убавления материи или движения (так называемой энергии)».46 Количественные изменения как непрерывный процесс изменчивости предметов материального мира, достигая меры, вызывают качественные изменения. За пределами меры развитие не прекращается, но представляет собой уже новое отношение, характеризуется новой мерой. Новое качество содержит новую меру количества, которое в дальнейшем продолжит развитие.
Данный закон, характеризуя одну из сторон развития, тем не менее связан с другими законами. О связи с законом диалектического противоречия уже было сказано. То же самое можно сказать и о связи закона количественных и качественных изменений с законом отрицания отрицания. Излагая последний закон, уже можно использовать вместо более абстрактных понятий типа «бытия и ничто», «нечто и другого» более определенные категории качества, количества и меры. Эти понятия, их связь и взаимопереходы делают закон отрицания отрицания более содержательным и полнее раскрывают единство всех сторон развития.
Существует методология, согласно которой не признается развитие, выражаемое в необходимой связи и взаимных переходах понятий. Это методология, в научном отношении базирующаяся на принципах механистической картины мира. По традиции, идущей от Аристотеля, философскую картину мира называют метафизикой, а метод - метафизическим. Метафизический взгляд на качество и количество обусловлен общим принципом сведения высших форм движения материи к низшим. Основой такого подхода является тот факт, что более высокие формы содержат более простые. Отсюда стремление сводить все формы движения к простейшей - механической. Если же всякое движение есть механическое перемещение тел в пространстве, то о качественных изменениях речи не может быть. Отсюда вывод: развитие есть не более чем увеличение или уменьшение одного и того же неизменного по качеству предмета.
Метафизики, отрицая единство качественных и количественных изменений, абсолютизируют либо те, либо другие. Так, преформисты в биологии считали, что в зародыше существует уже полностью весь организм. Концепции преформизма придерживался идеалист Г. Лейбниц и другие философы. Материализм XVII-XVIII вв. также страдал метафизической ограниченностью, которая выражалась в том, что а нем не различались качественно разнообразные формы Движения материи. Не зная, как показать возникновение нового качества, эти философы вынуждены были наделять всю природу свойствами живого, одухотворять ее (Б. Спиноза, Д. Дидро).
Противоположную, но также метафизически ограниченную позицию развивали представители т.н. «теории катастроф». Французский естествоиспытатель Ж. Кювье, отрицая период накопления количественных изменений, пытался объяснить качественное разнообразие видов животных наличием в природе катастроф. Такую же точку зрения развивал голландский ученый-ботаник начала XX в. Гуго де Фриз. «В течение тысячелетий все остается в покое... - писал он. - От времени до времени, однако, природа пробует создать нечто новое и лучшее. Она захватывает один раз один, другой раз другой вид. Приходит в движение творческая сила, и на старой, до тех пор неизменной основе возникают новые формы» .47 Каждый новый вид животных и растений возникает внезапно, в результате действия некоей творческой силы.
Эти теории снимают проблему развития: развитие становится невозможным, ибо нет связи с предшествующим.
Метафизическая концепция опровергалась самим ходом развития естествознания. Теория Канта-Лапласа о возникновении и развитии Солнечной системы как закономерного процесса сыграла существенную роль в борьбе с метафизикой. Учение Ч. Дарвина о происхождении видов положило конец метафизике в биологии. Огромную роль в решении вопроса о взаимосвязи количественных и качественных изменений в материальном мире сыграла химия. В этом чрезвычайно большая заслугаМ. В. Ломоносова, А. М. Бутлерова, Д. И. Менделеева. Периодическая система Менделеева есть конкретная иллюстрация неразрывной связи количественных изменений и качественных преобразований. В химии вообще наиболее ярко раскрывается сущность взаимоотношений между качественной и количественной определенностью предметов и процессов. Развитие науки подготовило диалектическое понимание количественно-качественных связей и развития.
Скачок. Многообразие и жизнь природы содержат в себе необходимость качественных преобразований. «Скачок и означает здесь качественное различие и качественное изменение», - отмечает Гегель.48 Новое качество прерывает постепенность количественных изменений. Перерыв посте- пенности не означает перерыва в развитии. Скачок есть процесс, а не мгновенный полет через пустоту. И этот процесс имеет всеобщий характер, т.е. переход от качества к качеству на основе количественных изменений всегда и на всех уровнях движения материи представляет собой скачок.
Качественное разнообразие материального мира обусловливает разнообразие скачков. Они классифицируются по многим критериям: природа предмета, системы, масштаб изменений, форма протекания. Сложные многоуровневые системы, например организм человека, содержат внутри себя возможность множества скачков, характеризующих качественные изменения его частей и не изменяющих качества самого организма. Другой пример описывает превращение глобулы, представляющей собой турбулентную газопылевую массу, в полноценную звезду.
Этот процесс, продолжающийся тысячелетия, на основе количественных изменений претерпевает по крайней мере два существенных скачка - переход кинетической энергии частиц в тепловую и возникновение термоядерных процессов. В результате глобула превращается в протозвез- ду, а протозвезда - в полноценную. Еще сложнее обстоит дело с эволюцией видов. Например, древняя землеройка (мышка), возраст которой свыше 50 млн. лет, является «прародительницей» современных млекопитающих (медведя, волка, слона). Можно представить себе, сколько скачков содержит данный процесс. По масштабу скачка можно различать частные и общие скачки. Частные скачки относятся либо к структурным элементам системы, либо к промежуточным этапам ее развития. Масштабность скачка связана со временем его протекания.
По форме различаются постепенные скачки и со «взрывом» . Постепенность как форму скачка следует отличать от постепенности количественных изменений. Постепенность количественных изменений не связана с коренными изменениями предмета или системы. Постепенность скачка как форма качественных изменений выражает именно коренные изменения в развитии. Применительно к вопросу о взаимопревращениях форм движения материи Энгельс заметил: «При всей постепенности, переход от одной формы движения к другой всегда остается скачком».49
Скачки со «взрывом» означают качественное изменение всей основы старого качества, изменение системы в целом. Такие скачки характерны, например, для перехода одних химических элементов в другие. Считается, что для таких переходов не требуется этапа накопления количественных изменений, хотя это свойственно больше для рукотворных процессов, нежели природных, поскольку природные процессы включают множество неупорядоченных молекулярных взаимодействий, которые только на определенных этапах могут привести к реакциям, означающим процесс качественного скачка.
Закон перехода количественных изменений в качественные, выраженный через специфику своих категорий и их взаимосвязь, характеризует общий механизм развития материального мира, его общее содержание как единство прерывности и непрерывности.

Другой закон материалистической диалектики — это закон перехода количества в качество и обратно. Для понимания процесса развития этот закон имеет важнейшее значение, ибо в этом законе диалектики находит свое выражение революционный скачкообразный переход от одного качества к другому.


Под качеством следует понимать определенность явлений , благодаря которой они отграничиваются друг от друга, и которая делает их тем, что они есть. Научное исследование достигает успеха в том случае, если оно, изучая определенный объект, берет его в его качественном своеобразии по сравнению с другими предметами. Определенность, характеризующая предмет, и есть качество. Качественное многообразие предметов объективной действительности объясняется наличием в окружающем мире различных форм движения материи . Все существующее находится в виде определенной формы движения материи. Правда, отдельным вещам присуща не одна форма движения, а ряд их. Например, человеческий организм заключает в себе формы движения материи, начиная от механической и кончая мышлением. Но для каждой специфической, определенной вещи характерна какая-либо одна из форм движения, играющая решающую, определяющую для нее роль. Следовательно, когда мы говорим о качестве, то имеем в виду не независимое от объективного мира существование качеств, но самые предметы, явления, обладающие тем или иным качеством. Качество носит объективный характер; качественная определенность вещей в природе существует независимо от сознания. Мышление человека лишь отображает эту качественную определенность объективных процессов.

Благодаря своему качеству вещи отличаются, отграничиваются друг от друга. Граница эта, правда, не носит абсолютного характера, ибо абсолютно индивидуальных, абсолютно единичных предметов в природе не существует. Каждый предмет заключает в себе нечто общее со всеми другими предметами, с которыми он и находится всегда в неразрывной связи. Качественная определенность вещей не есть нечто постоянное, неизменное, как думали представители средневековой схоластики. Качественная определенность явлений действительности постоянно развивается, изменяется, усложняется.

Для того чтобы правильно понять категорию качества, необходимо рассмотреть вопрос о качестве и свойстве . Этот вопрос разбирает в своей «Науке логики» Гегель. Он пишет: «Качество есть свойство прежде всего и преимущественно в том смысле, поскольку оно обнаруживает себя во внешнем отношении как имманентное определение » . Мысль Гегеля состоит здесь в том, что, в то время как качество выражает имманентную, т. е. внутренне присущую данному явлению, процессу или предмету определенность, свойство выражает эту определенность в отношении к другим предметам. Так, например, роза как цветок имеет определенные качества как один из видов растений, и это качество есть ее определенность, отличающая ее от всяких других растений. Эта ее определенность выражается в целом ряде свойств — в запахе розы, в цвете и т. д.

Качество неразрывно связано с самим бытием вещи. Без того или иного свойства вещь еще не теряет своей определенности, теряя же качество, вещь перестает быть тем, что она есть, она становится другою. Качественная определенность вещи получает свое выражение в специфической закономерности, определяющей характер ее развития. Научное определение вещи приобретает содержательный характер только тогда, когда оно улавливает качественную определенность ее.

Познание вещи, однако, не останавливается на одной качественной характеристике, оно схватывает также присущую исследуемому объекту количественную определенность. Что же такое количество? Обратимся сначала к тому, как определяет количество Гегель.

Он пишет: «Качество есть вообще тождественная с бытием, непосредственная определенность, в отличие от рассматриваемого после него количества, которое есть также определенность бытия, но уже не непосредственно тождественная с последним, а безразличная к бытию, внешняя ему определенность» .

Таким образом Гегель определяет количество как безразличную к бытию, внешнюю определенность. В этом определении зерно истины состоит в том, что изменения количества до поры до времени действительно внешни по отношению к качеству. Несмотря на изменения количества, качество остается тем же. Однако это все только до определенного момента, когда дальнейшее изменение количества ведет к изменению качества. В таком случае данная определенность не просто увеличивается или уменьшается, а, наоборот, в корне изменяется. Количественная определенность явлений так же, как и качественная, носит объективный характер. Понятие количества есть отображение в сознании тех количественных отношений, которые свойственны самим явлениям. Поэтому научное познание и должно схватывать, отображать реальную действительность не только в ее качественном, но и в ее количественном многообразии. Количественная определенность предмета не существует вне его качественной определенности, она всегда тесно связана с последней. Точно так же для определенного качества характерна и определенная специфическая мера количественных измерений.

Итак, в природе нет просто качества и количества, есть вещи, обладающие и качественной и количественной определенностью. Количественная и качественная определенность предмета составляет неразрывное единство . Но это единство есть единство различных определенностей, единство противоположностей. Поэтому переход количества в качество и обратно представляет собою, по словам Ленина, пример взаимоперехода противоположностей. Определенное, присущее тем или иным вещам окружающего мира единство количества и качества составляют меру . Мера выражает собою специфическую качественную определенность предмета, которой присуща также специфическая количественная характеристика. Однако количественные изменения предметов происходят на основе определенного, им соответствующего качества. Качество к тому же ограничивает до поры до времени пределы количественных изменений предмета. Так, например, феодальный способ производства крайне ограничивал возможности роста производительных сил, материального богатства и весь уровень развития общества. Эти феодальные отношения были устранены в результате буржуазной революции, установившей капиталистический способ производства. В свою очередь и капитализм, сыграв прогрессивную роль в истории, превратился на империалистической стадии своего развития в крайнее препятствие для дальнейшего движения общества вперед. Зато какие невиданные темпы развития всех сторон общественной жизни мы имеем в условиях диктатуры пролетариата и именно потому, что СССР представляет собою по типу производственных отношений новое качество !

Словом, свою основу и свое ограничение количественное изменение находит в качественной определенности предмета. В свою очередь количественное изменение предмета воздействует на качественную сторону его. Определенный предмет остается тем, чем он есть лишь до известного момента. Количественный процесс изменения, достигнув предельной для определенного качества и при данных определенных условиях грани, требует изменения качества, вызывает переход одного качества в другое . Одновременно этот переход есть и переход качества в количество , так как через уничтожение старого качества достигается теперь возможность нового количественного движения вперед. При любых возможных условиях количественного роста в капиталистическом обществе невозможно осуществление социалистического типа производственных отношений. Зато в условиях диктатуры пролетариата создается новая социалистическая форма производственных отношений и даже простое сложение средств производства в коллективизированном сельском хозяйстве дает несравненно больший количественный рост производства.

Закон перехода количества в качество, как и другие законы диалектики, был сформулирован Гегелем в его «Науке логики». Но у Гегеля этот закон получил идеалистическое выражение, как закон самодвижения категорий, а не закон объективного мира . Само собою понятно, что гегелевское идеалистическое понимание закона перехода количества в качество для нас абсолютно неприемлемо. Основоположники марксизма, доказав несостоятельность гегелевского понимания закона перехода количества в качество, вскрыли в нем рациональное зерно, дали ему глубоко материалистическое истолкование, как формулирует Энгельс. «Закон этот мы можем для своих целей выразить таким образом, что в природе могут происходить качественные изменения — точно определенным для каждого отдельного случая способом — лишь путем количественного прибавления, либо количественного убавления материи или движения (так называемой энергии).

Все качественные различия в природе основываются либо на различном химическом составе, либо на различных количествах или формах движения (энергии), либо — что имеет место почти всегда — на том и другом. Таким образом невозможно изменить качество какого-нибудь тела без прибавления или отнимания материи, либо движения, т. е. без количественного изменения этого тела» .

В подтверждение этой мысли Энгельс и в «Анти-Дюринге» и в «Диалектике природы» приводит целый ряд примеров, показывающих, как чисто количественное уменьшение или увеличение одних и тех же химических элементов превращается в качественное различие.

Энгельс, имея в виду закон перехода количества в качество и обратно, указывает, что «открытый Гегелем закон природы празднует свои величайшие триумфы в области химии. Химию можно назвать наукой о качественных изменениях тел, происходящих под влиянием изменения количественного состава» . Затем Энгельс приводит следующие примеры: кислород и озон. В молекулу кислорода соединяются два атома, а в молекулу озона — три, — получается новое тело, отличающееся своими свойствами от кислорода. «А что сказать, — пишет дальше Энгельс, — о различных пропорциях, в которых кислород соединяется с азотом или серой и из которых каждая дает тело, качественно отличное от всех других тел! Как отличен веселящий газ (закись азота N 2 O ) от азотного ангидрида (двупятиокиси азота N 2 O 5)! Первый — это газ, второй при обыкновенной температуре — твердое кристаллическое тело! А между тем все отличие между ними по составу заключается в том, что во втором теле в пять раз больше кислорода, чем в первом, и между обоими заключаются еще другие окиси азота (NO, N 2 O 3 , N 2 O 7), которые все отличаются качественно от них обоих и друг от друга» .

Таковы примеры из химии, которые приводит Энгельс в качестве иллюстраций к закону перехода количества в качество. Энгельс считает, что этот закон имеет огромное значение для самих химических элементов. Открытая и разработанная Менделеевым периодическая система элементов показывает, что качество элементов и место их в системе обусловлено количеством их атомного веса.

Итак, количественные изменения явлений носят до известного предела характер непрерывного роста одного и того же по своему качеству предмета. Предмет, изменяясь количественно в пределах одной и той же меры , не перестает быть тем, что он есть. Только на определенной ступени своего развития, при определенных исторических условиях предмет теряет свое качество, перестает существовать. Превращение одного качества в другое, в противоположность непрерывному количественному процессу изменения, происходит не постепенно, а скачком. Предмет, ставший новым качеством, проявляет лишь свои многоразличные свойства, стороны, остается по своему качеству тем же предметом до тех пор, пока борьба противоположных сторон не приведет его к изменению качества. Скачок, перерыв непрерывного процесса и есть момент перехода одного качества в другое.

Одно лишь количественное непрерывное изменение явлений никогда не приводит к возникновению новых качеств. Признание только непрерывного изменения влечет за собою отрицание возможности возникновения качественно новых вещей. А это и означало бы стоять на точке зрения неизменности вещей, которые, раз появившись, совершают движение по вечно неизменному кругу. Точно так же несостоятельным было бы и признание одного лишь качественного развития явлений. Одни лишь качественные переходы без соответствующего количественного изменения означали бы отсутствие исторической связи между различными фазами изменения явлений.

Диалектическая концепция развития в отличие от вульгарной теории эволюции признает скачкообразный, прерывистый характер изменения явлений окружающего нас мира. Скачок, переход одного качества в другое, подготовляется не сразу, а в процессе постепенного изменения вещи. И в этом постепенном изменении заключена с самого начала возможность перерыва, скачка, который наступит тотчас же, как только в достаточной степени созреют необходимые для каждого случая количественные изменения.

Закон перехода количества в качество и обратно вызывает особую ненависть со стороны врагов марксизма, всякого рода реформистов и оппортунистов, ибо этот закон в применении к явлениям общественной жизни означает признание необходимости революционного изменения общества, признание необходимости скачка при переходе от одной общественной формации к другой. Реформисты и социал-фашисты, выхолащивая революционное содержание марксизма, проводят ту точку зрения, что переход к социализму вовсе не обязателен через революцию, через диктатуру пролетариата, что простое количественное развитие демократии само собой приведет общество к социализму. Гитлеровский фашизм воочию показал, куда ведет развитие буржуазной демократии, и всю ценность социал-фашистских «теоретических» измышлений по вопросу о «постепенной реформе» капиталистического общества.

В советских условиях учение материалистической диалектики о качестве и количестве подвергается ревизии со стороны механистов и со стороны меньшевиствующих идеалистов .

Сторонники механистического мировоззрения объясняют «всякие изменения из изменений места, все качественные различия из количественных и не замечают, что отношение между качеством и количеством взаимно, что качество также переходит в количество, как количество в качество, что здесь имеется взаимодействие» .

Давая блестящее опровержение механистического мировоззрения, Энгельс показывает, что если мы будем «сводить все различия и изменения качества к количественным различиям и изменениям, к механическим перемещениям, то мы с необходимостью приходим к тому положению, что вся материя состоит из тождественны х мельчайших частиц и что все качественные различия химических элементов материи вызываются количественными различиями в числе и пространственной группировке этих мельчайших частиц при их объединении в атомы» . Но в таком случае возникает вопрос, где причина того многообразия, той многокачественности, которую мы наблюдаем в природе? На этот вопрос, не попадая в болото безотрадной метафизики, механисты не могут ответить. Так, например, современные механисты отрицают качественное своеобразие всех форм движения, сводя их к механическому движению и объясняя последним положительно все явления окружающей нас действительности.

Отрицание механистами того, что качества носят объективный характер, влечет за собою как свое неизбежное следствие отрицание скачкообразного развития явлений. В самом деле, если предметы окружающего мира определимы только с количественной стороны, то их развитие может состоять исключительно в количественном увеличении или уменьшении , но не в превращении одного качества в другое, как учит диалектическая концепция развития. Поэтому механисты и являются реставраторами давно изжившей себя, а, следовательно, и реакционной теперь вульгарной эволюционной теории, сводящей развитие к увеличению или уменьшению и отрицающей скачки.

Вульгарная теория эволюции, отрицающая скачкообразный характер развития и превращение одного качества в другое, является теоретической основой ревизионизма. Отец ревизионизма Бернштейн, в свое время исходя из этой теории, проповедовал притупление классовых противоречий между буржуазией и пролетариатом, отрицал неизбежность крушения капитализма и необходимость пролетарской революции. Современные социал-фашисты аргументируют свою тактику вульгарной теорией эволюции, выдвигая ее против учения о пролетарской революции. В условиях диктатуры пролетариата вульгарная концепция эволюции является методологической предпосылкой правооппортунистической теории затухания классовой борьбы и врастания кулака в социализм. Реакционные взгляды современных механистов дают философское обоснование правооппортунистическим выводам.

В противоположность механистам, меньшевиствующие идеалисты признают на словах единство качества и количества и объективный характер качества. Однако эти категории, как и все другие, они превращают в абстрактные формулы и чисто логические категории, оторванные от действительного мира. В оторванности общих категорий качества и количества от их конкретного, материального содержания состоит идеалистическое понимание закона перехода количества в качество и обратно. Придавая понятиям качества и количества самодовлеющее значение, меньшевиствующие идеалисты выводят чисто логическим путем, переходы количества в качество и обратно, считая возможным рассматривать любые конкретные случаи перехода, независимо от условий, времени и места .


Так звучит второй закон диалектики. С понятием "количества" все довольно просто: все физические законы выражаются количественно. Понятие "качества" значительно более размыто. Обычно в данном случае подразумевается резкий, скачкообразный переход или изменение. Когда чего-то не было и вдруг есть. Закон подразумевает, что если какой-то процесс развивается достаточно долго, то рано или поздно произойдет качественный скачок. Рассмотрим это утверждение с разных сторон.

Во-первых, нам придется исключить якобы качественные изменения, связанные с переходом произвольно установленной границы. Например, мы можем назвать какой-то ничем не примечательный момент в будущем "часом Икс" и начнем отсчитывать время по нему. Тогда произойдет резкий переход от времени "до часа Икс" ко времени "после часа Икс". Такой переход, несмотря на резкость, нельзя назвать качественным. Ведь в этот момент в природе не произошло никакого знаменательного явления. Оно произошло только в наших вычислениях: отсчет достиг нуля.

Во-вторых, совершенно резкие скачки в природе обнаружить крайне трудно. Например, при нагревании воды происходит не мгновенный переход из жидкого состояния в газообразный. Есть некоторый промежуток закипания. А до того вода постоянно испаряется сама по себе. Таким образом, к качественным изменениям мы должны относить не мгновенные изменения, а всего лишь более резкие, чем обычно.

Если бы все на свете происходило идеально плавно (линейно), это было бы странно. Вряд ли будет ценен закон, который замечает, что не все происходит плавно. Это наблюдение тривиально и не более ново, чем закон: "Солнце светит". Обычно философия претендует на знание "наиболее общих" законов, справедливых всегда и везде, или, по крайней мере почти всегда и везде. Если мы посмотрим на закон перехода количественных изменений в качественные, мы обнаружим, что этот закон не выполняется сплошь и рядом.

Во-первых, он не выполняется для равновесных процессов. Пример: котел стоит на огне, в него подводится холодная вода и откачивается горячая. Такой процесс может происходить сколь угодно долго. Несмотря на то, что увеличивается количество истраченной энергии и увеличивается количество протекшей через котел воды, никаких качественных изменений не происходит. Во-вторых, закон не выполняется для циклических процессов. Тикают часы, время от времени их заводят, а они так и тикают себе. В-третьих, закон не выполняется для асимптотических процессов. Например, мы начинаем охлаждать камень. Но чем больше падает температура, тем труднее охладить его еще хоть немного. Несмотря на то, что все большее количество энергии уходит на работу холодильника, это количество не переходит в качество: абсолютный ноль температуры оказывается недостижим.


Вот еще один пример, придуманный Пью Чай Ли:

Допустим, решили мы опровергнуть закон ПКК [примечание: ПКК - перехода количества в качество] таким примером. Рассмотрим распад радиоактивного ядра. Качественное изменение (распад) происходит спонтанно и без каких либо предварительных изменений количественных характеристик ядра. Означает ли это, что закон ПКК не верен? Вовсе нет! Изменяющимся количественным параметром можно считать само время - прошло время и качественный переход произошел. Тут можно попытаться поймать диалектика на слове и привести пример стабильного ядра - время (количественное изменение) идет, а качественного изменения нет. Но он опять вывернется! Скажет, - количественных изменений в ядре не происходит, - вот и нет качественного скачка!

Таким образом, имея некоторый атом, диалектик не сможет предсказать, произойдут ли с ним качественные изменения с течением времени. Только если дополнительно привлечь знания из физики, можно будет это сделать. С другой стороны, можно взять одну только физику и получить те же самые результаты - то есть, диалектика не дает никаких дополнительных сведений по сравнению с физикой.

Итак, мы приходим к выводу, что данный "закон" является надуманным. Некоторые процессы ему подчиняются, а некоторые - нет. Произойдет ли качественное изменение - зависит от физических законов, а не от философских.

Можно привести некоторые примеры действия закона перехода количественных изменений в качественные.

Если нагревать воду последовательно на один градус по Цельсию, то есть изменять количественные параметры — температуру, то вода будет изменять свое качество — станет горячей (в силу нарушения привычных структурных связей атомы начнут двигаться в несколько раз быстрее). При достижении же температуры в 100 градусов произойдет коренное изменение качества воды — она перейдет в пар (то есть разрушится прежняя "система координат" процесса нагревания — вода и прежняя система связей). Температура в 100 градусов в данном случае будет узлом, а переход воды в пар (переход одной меры качества в другую) — скачком. То же самое можно сказать и об охлаждении воды и ее превращении при температуре ноль градусов по Цельсию в лед.

Если телу придавать все большую и большую скорость — 100, 200, 1000, 2000, 7000, 7190 метров в секунду, - оно будет ускорять свое движение (менять качество в рамках стабильной меры). При придании же телу скорости 7191 м/с ("узловой" скорости) тело преодолеет земное притяжение и станет искусственным спутником Земли (изменится сама система координат смены качества — мера, произойдет скачок).

В природе не всегда удается определить узловой момент.


Переход количества в принципиально новое качество может произойти:

Резко, одномоментно;

Незаметно, эволюционно.

Примеры первого случая были рассмотрены выше.

Что касается второго варианта (незаметного, эволюционного коренного изменения качества — меры), то хорошей иллюстрацией данного процесса были древнегреческие апории "Куча" и "Лысый": "При добавлении какого зерна совокупность зерен превратится в кучу?"; "Если из головы будет выпадать по волосу, то с какого момента, с выпадением какого конкретного волоса человека можно считать лысым?". То есть грань конкретного изменения качества может быть и неуловимой.

Закон отрицания отрицания - один из основных законов диалектики. Впервые возник и сформулирован в идеалистической системе Г. В.Ф. Гегеля.

Закон отрицания отрицания заключается в том, что новое всегда отрицает старое, но постепенно само становится старым и отрицается более новым. Закон выражает преемственность, связь нового со старым, повторяемость на высшей стадии развития некоторых свойств низшей стадии, обосновывает прогрессивный характер развития.

В диалектике категория «отрицание» означает превращение одного предмета в другой при одновременном «уничтожении» первого. Но это такое «уничтожение», которое открывает простор для дальнейшего развития и удерживает все положительное содержание пройденных ступеней. Диалектическое отрицание порождается внутренними закономерностями явления, выступает как самоотрицание.

Из сущности диалектического отрицания вытекает особенность развития, выражаемая двойным отрицанием, или отрицанием отрицания. Саморазвитие объекта вызывается внутренне присущими ему противоречиями (закон единства и борьбы противоположностей), наличием в нем собственного отрицания. Противоречие разрешается в движении объекта (и познания), что означает возникновение «третьего» по отношению к двум противоположностям.

Только через исследование Закона отрицания отрицания как закона практической и теоретической деятельности можно содержательно истолковать его всеобщность. Так как основой человеческих отношений к внешнему миру является практика, ее особенности обусловливают и теоретическое (познавательное) отношение. Оно состоит в том, что развивающийся объект воспроизводится только лишь в истории его познания, через диалектически отрицающие друг друга теории и концепции.

Наличие в объекте (и в теории) возможности собственного отрицания раскрывается через деятельность, вне которой оно непостижимо. Знание на каждом этапе его развития односторонне, т. е. раскрывает всеобщие определения предмета через воспроизведение его в особенной форме. Это противоречие разрешается в деятельности, моментом которой является знание. В этом движении происходит развитие знания как всеобщего, отрицание одной теории другой, раскрываются законы движения предметного мира как отрицание одного его состояния другим.

Здесь же содержится объяснение того факта, что отрицаемое состояние не отбрасывается, а сохраняется в преобразованном виде. Ведь односторонний подход к объекту раскрывает в нем нечто непреходящее, что сохраняется в ходе отрицания. Поэтому развитие научной теории возможно лишь при сохранении всего положительного содержания отвергаемого знания, включении его в состав новой теории.

В естествознании такое соотношение старой и новой теории выражается как принцип. Таким образом и раскрывается собственная диалектика объективного мира. Вот почему закон отрицания отрицания выступает и как закон познания, и как закон объективного мира. Закон относится к большим циклам развития, образуя форму этого развития применительно к целому; за его рамками возникает новое развивающееся целое.

Сущность познания. Принципы научный теории познания.

Познание - это обусловленный общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование. Знание - это результат познания. Видов познания будет столько же, сколько и видов знания (обыденное, религиозное, научное, художественное и т. д.).

Вопрос о познаваемости мира давно интересовал людей. Большинство философов и ученых утвердительно отвечали на вопрос о том, познаваем ли мир. Однако представители такого философского учения, как агностицизм отрицают возможность познания реального мира, достижения объективной истины. Наиболее известными агностиками были английский философ Юм и немецкий философ Кант . Кант, например, утверждал, что предметы хотя и существуют объективно, но представляют собой непознаваемые «вещи-в-себе».

Сторонники скептицизма, в отличие от агностиков, не отрицают познаваемость мира, но либо сомневаются в возможности его познания, либо останавливаются на отрицательном результате.

В основе всех материалистических теорий познания лежит положение о том, что познание - это отражение в голове человека внешнего мира таким, какой он есть вне человеческого сознания. Для первых материалистических теорий познания (XVII-XIX вв.) были характерны созерцательность (рассмотрение познания как пассивного акта восприятия субъектом окружающего мира), метафизичность (непонимание диалектического характера познания и роли субъекта в процессе познания) и механистичность (рассмотрение всех явлений на основе законов классической механики). В диалектико-материалистической философии познание рассматривается не как зеркальное отражение мира, а как сложный процесс активного творческого отражения действительности человеком в ходе его социально-исторической практики.

Процесс познания мира осуществляют все науки, но изучением закономерностей, форм и принципов познания в целом занимается философия (гносеология).

Естествознание XX в. показало, что субъект (исследователь) неразрывно связан с объектом познания, что картина объективного мира определяется не только свойствами самого мира, но и методами и средствами получения знаний о нем. Квантовая механика дала первые наглядные и неопровержимые доказательства того, что разделение субъекта и объекта его наблюдения невозможно. Практически нельзя при построении теории полностью отвлечься от человека, от его активного вмешательства в природу. Особенностью познавательного процесса конца XX - начала XXI в. является изменение характера объекта и усиление роли междисциплинарных комплексных подходов к его изучению. Одним из таких подходов можно считать синергетический.

Объектами современной науки все чаще становятся так называемые «человекоразмерные» системы: медико-биологические объекты, объекты экологии и биотехнологии (генной инженерии), системы «человек-машина». Это ведет к изменению подходов и методов исследования. Специфику современной науки все больше определяют комплексные исследовательские программы, междисциплинарные исследования.

Сегодня все шире входит в теорию познания заимствованный из квантовой механики термин «виртуальная реальность» (виртуальный - возможный, такой, который может или должен появиться при определенных условиях). В теории познания понятие идеального выступает как разновидность виртуального существования, которое возникает в пространстве между объектом и субъектом. Его нельзя обнаружить ни на стороне объекта, ни на стороне субъекта, взятых отдельно друг от друга.

Познание прошло определенные этапы развития, на каждом из которых осуществлялось в многообразных и взаимосвязанных формах. На ранних этапах истории развития общества существовало обыденно-практическое познание. Оно давало элементарные сведения о природе и обществе, которые носили разрозненный характер, представляли собой простой набор сведений и правил. Одной из исторически первых форм познания было игровое познание. Оно играет достаточно большую роль в развитии познавательной деятельности. В ходе игры индивид приобретает большой объем знаний, впитывает в себя богатство культуры.

Важную роль выполняет игра в формировании духовного мира человека и навыков общения. На начальном этапе истории большое значение имело также мифологическое познание, представляющее фантастическое отражение реальности. Мифологическое мышление - это своеобразное моделирование мира, позволяющее фиксировать и передавать опыт поколений. В рамках мифологии зарождается художественно-образное познание, которое в дальнейшем нашло свое отражение в искусстве. С мифологией также связаны философское и религиозное познания - одни из древних форм познания. Библия и Коран являются достаточно глубокой сокровищницей религиозных и других знаний, накопленных человечеством в течение тысячелетий. Религиозное познание соединяет эмоциональное отношение к миру и веру в сверхъестественное.

Для научного знания характерны некоторые особенности, которые отличают его от донаучного и ненаучного знания. К таким особенностям можно отнести: систематичность знаний, строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов, возможность логически выводить одни знания из других, независимость научных знаний от познающего субъекта, воспроизводимость знаний. Основная задача научного познания - обнаружение объективных законов действительности: природных, социальных, законов мышления и др. Непосредственная цель научного познания - достижение объективной истины. Поэтому характерной чертой научного познания является объективность.

Источником познания , его основой, движущей силой является практика. Астрономия, например, была вызвана к жизни потребностями торговли и мореплавания; потребность измерять земельные участки, площади, время привела к появлению математических знаний. Весь познавательный процесс обусловливается задачами и потребностями практики. Она ставит перед познанием определенные проблемы и требует их решения. Преобразуя окружающий мир по мере решения проблем, поставленных практикой, человек обнаруживает и исследует все новые и новые свойства природы и все глубже проникает в сущность явлений.

Практика - основа познания еще и потому, что она обеспечивает его техническими средствами, приборами, оборудованием и т. п. Задача человека состоит не только в том, чтобы познать и объяснить мир, но и в том, чтобы использовать полученные знания для удовлетворения своих материальных и духовных потребностей, для улучшения жизни. Жизненный смысл научного познания может быть выражен словами: «Знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы практически действовать».

Структура научного познания, его уровни и формы

Научное познание - это целостная система, имеющая довольно сложную структуру. Основными элементами этой структуры являются: фактический материал; понятия как результат первоначального обобщения фактов; научные предположения (гипотезы); законы, принципы и теории, обобщающие группы фактов и описывающие определенный фрагмент реального мира; научные картины мира, систематизирующие все теории и рисующие образ всей реальности.

Научное познание включает два основных уровня: эмпирический и теоретический. На эмпирическом уровне преобладает живое созерцание (чувственное познание). На этом уровне возможно только фиксирование общих внешних признаков вещей и явлений. Сбор фактов, их первичное обобщение, описание наблюдаемых и экспериментальных данных, их систематизация и классификация - характерные признаки эмпирического познания. На этом уровне познания объект исследуется с помощью таких средств и приемов, как сравнение, наблюдение, измерение, эксперимент, анализ и др.

На теоретическом уровне познания осваиваются внутренние связи и закономерности исследуемых явлений и процессов. Это достигается с помощью рациональной обработки (относящееся к разуму, рассудку) эмпирических данных с помощью таких форм, как понятия, теория, закон, категория, принцип и т. д. На этом уровне широко используется абстрагирование - отвлечение от ряда свойств и отношений предметов, идеализация - мысленное создание образа рассматриваемого объекта, синтез - объединение в систему полученных в результате анализа элементов. На основе теоретического объяснения и познанных законов осуществляется предсказание, научное предвидение будущего.

Основными структурными моментами построения и развития знания на теоретическом уровне являются проблема, гипотеза и теория. Научная проблема - это вопрос, возникающий при появлении новых фактов, не объяснимых с помощью старых теорий. Британский философ Карл Поппер считал, что наука начинается именно с постановки проблем, а ее развитие - это переход от одних проблем к другим. Попытки решить возникшие проблемы приводят к возникновению гипотез.

Гипотеза - это предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинность которого не доказана с абсолютной достоверностью, но является весьма вероятной. Научная гипотеза обязательно должна удовлетворять условию принципиальной проверяемости. Гипотеза анализируется, логически осмысливается, подвергается экспериментальной проверке. Если получены достоверные неоднократно повторяющиеся доказательства, подтверждающие гипотезу, то она переходит в статус закона.

На базе законов формируется научная теория - форма научного знания, дающая целостное отображение закономерностей и внутренних связей определенной области реального мира. Основной элемент любой теории - закон, поэтому ее можно рассматривать как систему законов, раскрывающих сущность исследуемой реальности. Примерами научных теорий являются классическая механика, созданная Ньютоном , теория Максвелла об электромагнитном поле, теория относительности Эйнштейна, эволюционная теория Дарвина и др.

Эмпирический и теоретический уровни познания взаимосвязаны. Начальный толчок к созданию любой теории дает практический опыт и ее правильность также проверяется опытом. Эмпирическое исследование выявляет новые данные и стимулирует теоретическое познание, которое, в свою очередь, ориентирует и направляет эмпирическое познание в поисках новых научных фактов, в совершенствовании его средств и методов.

Методы научного познания

Метод - это совокупность способов, с помощью которых может быть достигнута цель. Учение о методах познания называется методологией. Она исторически формировалась в связи с необходимостью обобщения и дальнейшей разработкой всех методов познания реального мира. Первоначально методология разрабатывалась в рамках философии и, несмотря на то, что в дальнейшем методологические идеи разрабатываются появившимися частными науками (механикой, физикой, химией, биологией и т. д.), она и сегодня тесно связана с философией (гносеологией, онтологией, логикой).

Существует множество методов, которые можно классифицировать по разным основаниям.

По широте охвата действительности все методы можно разделить на три группы:

1) всеобщие, универсальные (философские и формально-логические);

2) общенаучные (системный метод, моделирование и др.);

3) специальные (метод кольцевания птиц в зоологии, энцефалография как метод исследования головного мозга и т. д.).

В соответствии с двумя уровнями познания методы подразделяются на эмпирические (научное наблюдение, описание, измерение, эксперимент) и теоретические (абстрагирование , идеализация, индукция , дедукция и др.).

В истории познания известно два всеобщих метода: метафизический и диалектический. Это общефилософские методы, на основе которых формируется идеалистическая и материалистическая философия. Метафизика рассматривает предметы и их мысленное отражение как нечто законченное и неизменное, отрицает их всеобщую связь и развитие. Этот метод с середины XIX в. все шире стал вытесняться диалектическим методом, который рассматривает природу как единое целое, в котором все предметы и явления взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Диалектика рассматривает мир как закономерное развитие материи. Развитие познания, согласно этому методу, осуществляется по спирали. Об этом в свое время писал В.И. Ленин. Наступает время, когда наука возвращается к тем идеям, которые однажды уже были высказаны, но это возвращение осуществляется на более высоком уровне. Диалектический метод лежит в основе диалектического материализма - философии и методологии марксизма, разработанной в 40-х годах XIX в. К. Марксом и Ф. Энгельсом. Современная наука стоит на позициях диалектического материализма.

На эмпирическом уровне познания используются методы, опирающиеся на чувственно-наглядные приемы. Рассмотрим важнейшие из них.

Научное наблюдение - целенаправленное восприятие реального мира. Визуальные наблюдения играют большую роль в сборе первичного материала для научного исследования. Обычно наблюдение используют там, где нельзя или трудно провести эксперимент, или в том случае, когда необходимо изучить естественное поведение объекта. Научное наблюдение предполагает использование различного рода приборов и инструментов, что значительно расширяет горизонты исследования. Например, непосредственное наблюдение звездного неба с помощью органов зрения давало человеку только общие представления о картине звездного мира, применение телескопа значительно расширило представления о Вселенной: стало возможным увидеть далекие планеты, детально рассмотреть особенности ближайших соседей Земли (Луны, Марса, Венеры, Юпитера) и др. Применение космической техники позволяет сегодня наблюдать за более далекими небесными объектами (квазарами, пульсарами).

Эксперимент - изучение объекта или явления в специально созданных и контролируемых условиях. Он отличается от наблюдения тем, что человек может активно вмешиваться в протекание исследуемых явлений. В результате эксперимента объект может быть преобразован или изменены условия его изучения, что позволяет открыть новые свойства этого объекта, глубже проникнуть в сущность изучаемых явлений. Например, эксперименты по изучению проводимости металлов при низких температурах (близких к абсолютному нулю) привели к открытию явления сверхпроводимости. Если трудно или невозможно проводить эксперимент в естественных условиях, то его заменяют «мысленным экспериментом» или математическим моделированием. При проведении эксперимента широко используются приборы, воздействие которых на объекты в большинстве случаев не учитывается. Однако при изучении процессов микромира пренебрегать этим воздействием уже нельзя, возникает необходимость учета «возмущающего» действия приборов.

Описание - это фиксирование данных, полученных при наблюдении или в результате эксперимента, с помощью обычного языка или языка науки (специальных обозначений). Описание должно быть полным, точным и достоверным. Оно составляет эмпирический базис науки.

Измерение - это сравнение изучаемых объектов по каким-либо признакам или свойствам с целью определения их характеристик (длины, высоты, массы, веса и т. д.). Измерения производятся с помощью измерительных приборов. Неизвестная величина находится путем сравнения ее с эталоном - известной установленной единицей меры. Значение измерений для науки огромно. «Наука начинается с измерений» - писал Д.И. Менделеев . Существует большое количество единиц измерений, соответствующих множеству объектов, явлений и свойств объектов. Для удобства пользования ими в естествознании введена единая система единиц - Международная система (СИ).

Она была принята в 1960 г. на XI Генеральной конференции по мерам и весам. Основные единицы Международной системы: метр, килограмм, секунда, ампер, кельвин, кандела и моль. Есть еще две дополнительные единицы - радиан и стерадиан. Все остальные единицы измерения являются производными от основных (ньютон, джоуль, ватт и др.). Например, единица силы - ньютон (Н) - может быть представлена следующим образом: 1Н = 1кг?м/с 2 . Международная система единиц охватывает все физические величины, связанные между собой физическими законами. Наиболее широко используются единицы измерения длины, времени и массы.

Единица длины - метр - определяется как длина пути, проходимая светом в вакууме за 1/299 792 458 долю секунды. Секунда - общепринятая единица времени. Определение этой меры менялось по мере развития науки. Начиная с 50-х годов прошлого столетия, измерение всех промежутков времени стали осуществлять с помощью атомных стандартов. Атомная секунда определяется как интервал времени, в течение которого совершается 9 192 631 830 колебаний атома изотопа цезия Cs 133 . Но в настоящее время действует еще более точный эталон - водородный мазер с шириной спектра 1 Гц, стабильность которого 10 -12 . Для измерения времени в быту достаточно хорошую точность дают кварцевые часы. За единицу массы принята масса эталона, изготовленного из сплава платины и иридия. Это цилиндр, имеющий высоту и диаметр 39 мм. Эталон массы хранится в Палате мер и весов в Париже.

Используя перечисленные выше методы, ученые накапливают первичный материал, который в дальнейшем обрабатывается и обобщается. Осуществляется это в результате теоретических исследований.

Можно выделить целую группу важнейших теоретических методов исследования.

Абстрагирование - отвлечение от несущественных в данном контексте свойств и отношений изучаемого объекта или явления. При рассмотрении ряда объектов или явлений фиксируются их наиболее общие свойства, признаки, отношения. Абстракции оформляются в понятия, которые содержат в себе не только чувственное восприятие объекта, его внешние признаки, но и нечто более скрытое, внутреннюю сущность предмета исследования. Примерами таких абстрактных понятий являются «электропроводность», «вязкость», «растворимость», «вещество», «животное» и т. д.

Идеализация - вид абстрагирования, мысленное создание образа исследуемого объекта. Подобный вид абстрагирования очень удобен при рассмотрении реальных процессов, когда можно отбросить все второстепенные особенности поведения реального тела, усложняющие решение той или иной практической задачи. Например, в физике такими идеализациями являются «материальная точка», «абсолютно твердое тело», «идеальный газ», «абсолютно черное тело» и др. Материальная точка - это тело, размеры и форма которого несущественны в данной задаче. Рассматривая движение Земли и других планет вокруг Солнца, их можно принять за материальные точки, потому что размеры планет малы по сравнению с размерами их орбит.

Или абстракция - «идеальный газ». Это газ, молекулы которого имеют пренебрежимо малый собственный объем и не взаимодействуют друг с другом на расстоянии. В реальных газах существуют силы межмолекулярного притяжения и отталкивания. Эти силы действуют совместно. Силы отталкивания проявляются при взаимных столкновениях молекул друг с другом и со стенками сосуда. Силы притяжения преобладают на больших расстояниях между молекулами, чем силы отталкивания, но и они убывают с увеличением расстояния и практически равны нулю на расстояниях больше, чем 10 -9 м.

Поэтому разреженные газы по своим свойствам близки к идеальным. Модель идеального газа можно использовать при изучении реальных газов, так как они в условиях, близких к нормальным, а также при низких давлениях и высоких температурах ведут себя как идеальные газы.

Формализация - создание абстрактно-математической модели с использованием специальной символики. Например, для описания химических процессов пользуются химической символикой, в физике законы природы записываются с помощью математических символов. Наиболее широко используется математическая формализация. Она лежит в основе математической логики, положившей начало развитию кибернетики, а в дальнейшем - созданию ЭВМ.

В последнее время все большее значение приобретает метод моделирования - изучение одних объектов с помощью других, специально для этого созданных. Специально созданные объекты называются моделями. Появление этого метода связано с тем, что изучение некоторых объектов не всегда доступно, дорого, требует дополнительного вмешательства, изменения условий, а это не всегда возможно. Моделирование предполагает, что модель должна обязательно отражать какие-либо стороны, свойства, признаки своего прототипа или тождественно математически описывать поведение объекта исследования.

Существует несколько типов моделирования: предметное моделирование, знаковое, мысленное. При предметном моделировании модель воспроизводит определенные характеристики объекта (геометрические, физические и др.). В качестве знаковых моделей выступают схемы, таблицы, чертежи, формулы. При мысленном моделировании вместо знаков используются мысленные представления этих знаков и операций с ними. В последние годы в моделировании широко используется компьютер. В этом случае моделью будет алгоритм функционирования объекта.

Среди всех методов познания особый интерес представляют всеобщие методы. Рассмотрим некоторые из них.

Анализ - мысленное или фактическое расчленение целого на составные части. Этот прием обычно является первым этапом научного исследования. Его используют для выявления состава, строения, свойств объекта. При анализе того или иного объекта происходит сравнение его отдельных элементов, отделяется случайное от необходимого, выявляются взаимосвязи частей, устанавливается его структура.

Синтез - процедура воссоединения целого из частей, обобщение выделенных в результате анализа особенностей объекта. При этом не обязательно воссоздается старое целое, это может быть и создание нового. В процессе познания анализ и синтез используются в единстве, дополняя друг друга.

Индукция - метод научного познания, суть которого заключается в движении познания от единичных фактов, полученных при наблюдениях и экспериментах, к обобщениям более высокого порядка. Этим методом пользовался уже Сократ, его описание дал Аристотель, но наиболее широко он стал использоваться при становлении науки Нового времени. Ф. Бэкон положил этот метод в основание эмпирического познания. Различают полную и неполную индукцию. В случае полной индукции обобщение делается на основе анализа всех объектов данного класса. Чаще всего приходится иметь дело с неполной индукцией, когда общий вывод делается на основании наблюдения ограниченного числа фактов. Знания, полученные в результате неполной индукции, носят вероятностный характер и требуют дополнительных доказательств. В основе индуктивного метода лежит такой вспомогательный прием как аналогия - сходство различных предметов по определенным параметрам.

Дедукция - логический путь от общего к частному, от исходных предложений-посылок к их следствиям.

Индукция и дедукция тесно связаны между собой и взаимно дополняют друг друга.

Огромную роль в формировании гипотез, теорий, законов играет интуиция - способ познания человеком истины без предварительных логических рассуждений. Можно сказать, что это - озарение, которое приводит к решению проблемы. Интуитивное решение исследовательской задачи возникает, как отмечал русский психолог и философ А. Спиркин, «на уровне бессознательного».

В современном естествознании используются различные методы и методологические приемы, выбор которых зависит от конкретных научно-исследовательских программ. Кроме того, методология науки может меняться в ходе научных революций, происходящих в науке в целом, и в естествознании, в частности. В ходе такой революции меняется парадигма науки - система убеждений, ценностей, норм, технических средств, господствующих в научном обществе в определенный исторический период. В результате этого меняется и методология науки.

На современном уровне развития естествознания широкое распространение получили идеи и методы синергетики. Отличие этих методов от традиционных состоит в переходе от изучения простых систем к более сложным, от закрытых к открытым, от линейности к нелинейности, от равновесных форм к неравновесным.

Существенно влияют на методологию исследования природы на современном этапе идея глобального эволюционизма и родственная ей идея коэволюции - взаимообусловленного изменения систем или частей внутри системы. Первая из них подчеркивает момент саморегулирования, саморазвития современных систем, согласно второй - развитие одних систем приводит к изменению других. Важно то, что в процессе коэволюции не происходит подавления одних систем другими, они адаптируются друг к другу.

На современном этапе развития естествознания усиливается роль междисциплинарных комплексных исследовательских программ в связи с тем, что объектами исследования становятся многофункциональные сложные системы. Их изучение требует использования методов различных научных дисциплин, создания научных коллективов, состоящих из специалистов различных научных направлений.

В современной науке резко возросла роль вычислительной математики, поэтому математическое моделирование становится важнейшим методом познания на современном этапе развития науки. Математическое моделирование очень тесно связано с синергетикой в связи с ростом процессов неопределенности, хаосомности, происходящих во Вселенной.

Изменения, происходящие в науке, ставят перед учеными сложные задачи верного выбора научной парадигмы и умения творческого выбора методов и приемов исследования.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.