Всевышний Аллах – что мы обязаны знать о Нём? Речь - اَلْكَلاَمُ.

Всевышний желает, чтобы мы постоянно читали зикр. Поэтому в Коране сказано: « О, вы, которые уверовали! Поминайте Аллаха многократно » (Сура «аль-Ахзаб», 33 / 41).

Аллах Тааля призывает мусульман постоянно сердцем пребывать рядом с Ним. Благочестивыми названы в Коране те люди, «которые поминают Аллаха и стоя, и сидя, и [лёжа] на боку и размышляют о сотворении небес и земли [и говорят]: «Господи наш! Ты сотворил всё это не напрасно. Славен Ты! Охрани нас от мук огня» » (Сура «Али Имран», 3 / 191).

Обязанность верующих заключается не только в совершении богослужений. Мы должны и в жизни достигнуть состояния единения с Аллахом, в котором пребываем во время намаза. Ибо Всевышний ни на миг не забывает о Своих рабах и желает, чтобы они также постоянно помнили о Нём. Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) побуждал сахабов часто поминать Аллаха. Он собирал всех в круг, чтобы вместе произносить зикры (Ахмад, IV, 124).

Расулюллах (салляллаху алейхи ва саллям) знал, что забвение Всевышнего даже на мгновение подвергает верующих большой опасности. Поэтому он молился: «Господи! Не вверяй меня нафсу даже на мгновенье!» («Джамиус-Сагир», I, 58).

Забывшая Аллаха душа впадает в беспечность. Поэтому мы должны просить прощения не только за совершённые грехи, но и за те моменты, когда человек перестаёт помнить о Всевышнем.

Известен хадис: «Если люди соберутся вместе и не будут поминать Творца, то они не обретут баракат. Путник, идущий по дороге без поминання Аллаха, совершает грех. А тот, кто ложится спать и не произносит «Велик Аллах и славен», также творит бесчестие» (Ахмад, II, 432).

Аллах желает, чтобы мы беспрестанно совершали зикр зрелым сердцем, трепещущим от восторга и волнения, в глубоких размышлениях о божественном могуществе и величии. Только так мусульманин способен осознать собственную немощь.

В Коране сказано: « Верующие - это только те, сердца которых испытывают страх при упоминании Аллаха; у которых, когда им произносят Его аяты, приумножается их вера; которые уповают на своего Господа » (Сура «аль-Анфаль», 8 / 2).

Всевышний не принимает зикр, состоящий лишь из повторения слов, который не доходит до глубины души и не вызывает волнение и трепет. Цель поминания Аллаха – искренность сердца и устремление к Создателю. Именно поэтому нравственное воспитание заключается не только в духовных уроках и молитвах, а в восприимчивости и облагораживании сердца.

Стремящийся к совершенству мусульманин является средоточием вежливости, чуткости, сострадания, милосердия, нежности и самоотверженности, становится прощающим, понимающим, терпеливым и проявляет довольство. Прекрасная нравственность ведёт к жизни в атмосфере духовности и света познания Аллаха.

У верующего развивается способность понимать тайну ниспосланных испытаний. Умар ибн Абдулазиз сказал: «Харам – это пламя, к которому протягивают руки лишь те, чьи сердца мертвы. Если бы сердца этих людей были живы, они бы почувствовали боль от ожога».

Мусульманин в состоянии поминания Аллаха защищён от небрежности, поэтому он:

— Не притронется к запретному и сомнительному.

— Оберегает душу от вещей и мест, которые могут навредить его духовности.

— Не будет увлекаться абсурдными, ложными, ошибочными идеями, обманываться быстротечными влюблённостями.

— Не станет губить жизнь плотскими желаниями и марать Книгу деяний позором и развратом.

— Украсит дни на Земле праведными делами и добром.

— Сделает Коран и Сунну путеводителями в жизни.

— Будет совершать поклонения в состоянии хушу, увеличит усердие на пути Аллаха.

Однако невежественная и грубая душа без зикра может погрязнуть в болоте грехопадения. Ибо опрометчивость является самой благоприятной почвой для грехов. Невоспитанный нафс подталкивает к совершению плохих поступков, и человек даже не ощущает духовной тяжести.

С этой точки зрения, устранение небрежности с помощью зикра служит самым лучшим способом духовной защиты. Ибо ни один человек, произносящий «бисмилляхиррахманиррахим» , не в состоянии подставить ножку своему брату. Сердце, повторяющее «Аллах» , не может нарочно ранить чью-либо душу.

Именно поэтому духовное воспитание означает умение жить, находясь в состоянии ихсана. Это умение превратить в жизненный принцип истину о том, что Всевышний Аллах каждое мгновение и повсюду сопровождает нас. Зикр помогает никогда не забывать о том, что Господь находится ещё ближе, чем наша аорта. Ведь Создатель знает всё, что у нас на душе, а также видит и слышит всё, что происходит с нами.

На этой странице выдержки из Корана, описывающие имена Всевышнего. Также Вы узнаете о том, повторение какого имени Бога, что может Вам даровать при смиренном отношении к нему.

Ниже даются описания всех 99 имён Всевышнего. А также что они милостиво могут Вам дать. Речь идёт только о 99 именах, хотя у Всевышенго их много. Но именно эти Он выделил для Человека, как особенно важные для него. Некоторые Свои имена Аллах являл лишь избранным - пророкам и ангелам. Есть имена, которых Аллах утаил от нас, это имена, которые ведомы только Ему или особым избранным.

Все имена Бога - описывают Его славу. Но это не значит, что мы можем сами придумать Его имена. Например восхвалив какое-то его качество, каким-то словом и решив, что оно подойдёт для Его имени. Нет. Аллах сам дал нам Свои имена. И только их мы должны использовать, а не придумывать свои, какие нам захочется, даже не смотря на то, что они тоже восхваляют Бога, описывая Его величие.

Также важно понимать значение каждого имени Всевышнего, поэтому читайте описание (оно даётся внизу к каждому имени Всевышнего).

Прослушать красивое исполнение главного имени Аллаха:

Можно слушать все 99 имён за один раз (например каждый день), это тоже очень благотворно. Нажмите на воспроизведение, чтобы прослушать все 99 имён Аллаха за один раз:

Как практиковать повторение имён Всевышнего?

Короткий список для чего читается то или иное имя Всевышнего:

Единый - самое великое имя Бога, указывающее на его Божественную сущность, инаковую множественным вещам сотворенного мира. Коран начинается со слов: «Бисмиллях ир-Рахман, ир-Рахим», что обычно переводят «Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного». Исламские теологи подчёркивают, что важно правильно произносить это имя. Этим именем не называют больше никого.

Все виды сомнений и неуверенности будут удалены из сердца того, кто повторяет это Имя 1000 раз ежедневно, а взамен прочно укрепятся определенность и вера. Также очень эффективно для исцеления неизлечимых заболеваний.

Это прекрасное Имя Аллаха очень эффективно для улучшения памяти и для избавления от жестокости в сердце и невнимательности в религиозных вопросах, если это имя читать 100 раз - 5 раз в день после молитвы.

Кто читает это прекрасное Имя Аллаха 100 раз - 5 раз в день после молитвы, тот будет избавлен от всех бед.

Человек станет финансово-независимым, если станет читать это прекрасное Имя Аллаха многократно после полудня.

Человек, познавший это имя Всевышнего Аллаха, избавляет своё сердце от всего, что оскорбляет достоинство Аллаха.

Аллах защитит от всех бедствий того, кто читает многократно это прекрасное Имя Аллаха. А если прочитать это Имя 160 раз и дунуть на больного человека, то Аллах восстановит его здоровье.

Кто произнесет это прекрасное Имя Аллаха 630 раз, пребывая в состоянии понимания величия Аллаха, того Аллах защитит от всех бед. Также желательно повторять это Имя для защиты.

Аллах наградит почетом и независимостью того, кто читает это прекрасное Имя Аллаха по 40 раз в течение 40 последовательных дней. Не будет недостатка или нужды ни в ком и ни в чём у повторяющего это имя.

Кто повторяет это прекрасное Имя Аллаха утром и вечером по 226 раз, тот будет защищен от притеснения со стороны тиранов и деспотов. Часто читающему это прекрасное Имя Аллаха не придется ничего делать против своей воли, и он будет защищен от жестокости и трудностей.

Кто повторит это прекрасное имя Аллаха в течение 7 последовательных дней ежедневно по 100 раз, того Аллах защитит от всех напастей. А кто сформирует у себя привычку продолжительного повторения этого прекрасного имени Аллаха в ночные часы, то Аллах создаст ангела с целью, чтобы тот поклонялся Аллаху в пользу этого человека.

Кто повторит это прекрасное Имя Аллаха 100 раз после молитвы в пятницу, тот может скоро ожидать прощения Аллаха. Также рекомендуется читать это прекрасное Имя Аллаха многократно для прощения.

Кто дунет во все 4 угла дома после произнесения этого Имени 10 раз в каждый угол до утренней молитвы, тому Аллах откроет все двери благополучия. А многократно читающий это прекрасное Имя Аллаха будет в достатке.

Кто повторяет это прекрасное Имя Аллаха многократно, тому Аллах откроет двери знаний и мудрости и наполнит его сердце нуром (силой веры). Особенно рекомендуется повторять это прекрасное Имя Аллаха по вечерам.

Кто ежедневно поднимает руки в дуа после намаза-духа (молитва во время с восхода соднца до полудня) и повторяет это прекрасное Имя Аллаха 10 раз, затем проводит руками по лицу после дуа (произнесения своей просьбы к Богу), того Аллах наградит самостоятельностью и защитит от одиночества.

Того, кто произносит дуа (просьбу) для защиты после повторения этого прекрасного Имени Аллаха 75 раз, Аллах защитит от зла врагов, притеснителей и завистников.

Аллах улучшит зрение и даст свой лучезарный свет читающему это прекрасное Имя Аллаха 100 раз после намаза-джума (пяничная молитва). И Аллах даст уважение в обществе повторяющему это Имя Аллаха после намаза-сунна (молитвы), но до намаза-джума (до пятничной молитвы).

Повторяющему это прекрасное Имя Аллаха 99 раз в состоянии омовения в последней части ночи, Аллах наполнит сердце нуром (своим сиянием) и даст осознать сокровенное. Особенно хорошо повторять это Имя многократно и вдохновенно в ночь с четверга на пятницу.

Кто напишет (можно просто пальцем) это прекрасное Имя Аллаха на 20 кусках хлеба в ночь с четверга на пятницу или в пятницу и съест это, то все создания Аллаха станут содействовать этому человеку. А если это Имя повторять по 20 раз в ночь на пятницу, то это станет способствовать увеличения искренности и верности друзей.

Кто с искренностью повторит это прекрасное Имя Аллаха в течение четырёх дней много раз, тому Аллах даст постигнуть сокровенное. А многократное повторение эффективно для избавления от ненасытных желаний и вредных привычек.

Кто повторяет это прекрасное Имя Аллаха, тот будет награжден уважением и почетом.

Кто часто повторяет это прекрасное Имя Аллаха, тот вылечится от головных болей и простуды, и его печали и горести уйдут. Более того, Аллах благословит его богатством и детьми. И Аллах простит грехи тому, кто искренно говорит, "Йя Рабби игфирли".

Кто повторяет это прекрасное Имя Аллаха ежедневно и, написав его, будет хранить при себе, то Аллах возвысит читающего, увеличит его богатство и исполнит его законные желания. А многократно и регулярно читающему это Имя Аллах укрепит иман (веру) и облегчит достижение заветной цели.

Дуа (просьбы) верующего (верующей), будут приняты, если это прекрасное Имя Аллаха читать постоянно.

Аллах наградит почётом того, кто напишет это прекрасное Имя Аллаха на бумаге или на ткани, и будет хранить это.

Пусть повторяет это прекрасное Имя Аллаха многократно тот, кто стремится к духовному росту и материальной независимости. А испытывающий сложности с заработком пусть часто читает это Имя Аллаха, и у него появится доход.

У кого пропал или скрылся кто-то из родных, или кого-то украли, пусть напишет это прекрасное Имя Аллаха во всех четырех углах квадратного листа бумаги и, перед началом утреннего намаза (молитвы), положит этот лист на свои ладони и прочтет дуа (просьбу). Пропавший скоро вернется (или украденную вещь вернут), всё найдётся.

Женщина, у которой грудь не выделяет молоко, пусть выпьет воду, в которой намочена бумага с этим прекрасным Именем Аллаха. И её грудь наполнится молоком. Также по воле Аллаха неприятности исчезнут у того, кто часто повторяет это Имя.

Плохие привычки поменяются на хорошие у того, кто читает это прекрасное Имя Аллаха в уединении по 93 раза в течение 45 последовательных дней. Часто повторяющий это Имя Аллаха будет любим и уважаем.

Кто повторяет это Имя 20 раз ежедневно и при этом дует на 20 частей хлеба, тому все станут помогать.

Если искренне повторить это прекрасное Имя Аллаха многократно и дунуть на больного человека (можно самому на себя), то Аллах благословит исцелением болезни. А для улучшения своего характера желательно прочитать это Имя на руки и провести ими по телу.

Кто желает хорошего здоровья, пусть повторяет это прекрасное Имя Аллаха по 3000 раз ежедневно. А для исцеления какой-либо болезни, надо написать это Имя муском и розовой водой на бумаге и замочить в воде, которую предложить выпить больному.

Кто повторит это прекрасное Имя Аллаха в уединении много раз таким образом, что будет испытывать необычное духовно-возвышенное состояние, то свет веры станет очевиден ему.

Кто в позиции саджда (поклона, касаясь лбом пола) перед началом намаза-фаджр (утренней молитвы) повторит это прекрасное Имя Аллаха 115 раз, тот приобретёт честность и правдивость. А если, находясь в состоянии омовения, повторять это Имя Аллаха очень много раз, это поможет обрести независимость от всего земного.

Кто повторяет это прекрасное Имя Аллаха постоянно, тому Аллах даст смелость, отвагу и защиту от врага, (не забывайте, что собственное эго - злейший враг человека). А кто повторяет это прекрасное Имя Аллаха часто, тот станет послушным и смиренным.

Кто желает ребенка, пусть повторяет это прекрасное Имя Аллаха по 40 раз ежедневно. Если повторять это Имя 1000 раз в течение (40) пятниц, то: 1) если путешественник сам повторяет это прекрасное Имя Аллаха, то вернется обратно достойно и благополучно; 2) читающий будет предохранен от вреда и ущерба; 3) Аллах исполнит просьбу читающего.

*Намаз-ишрак: Количество ракаатов: от 2 до 4. Время выполнения: через 15-20 минут после восхода солнца.

Благодаря постоянному повторению этого прекрасного Имени Аллаха, все проблемы читающего скоро будут решены. Более того, даже будут восстановлены утерянные силы и достоинство.

Кто станет повторять это прекрасное Имя Аллаха по 7 раз ежедневно, тот будет защищен от совершения таких больших грехов, как употребление алкоголя или легкомысленных связей. Благодаря постоянному повторению этого Имени любовь к земному уйдёт, а если прочесть 7 раз и дунуть на новорожденного, то он будет защищен от зла.

Аллах простит того, кто повторяет это прекрасное Имя Аллаха многократно. Очень рекомендуется читать после повторения этого прекрасного Имени следующее дуа (просьбу): “Аллахумма иннакя афуввун, тухыббуль-афва, фафу аннии.” Перевод: “О Аллах. Ты - Прощающий. Ты любишь прощать. Так прости меня.”

Аллах даст честь, уважение и независимость тому, кто многократно повторяет это прекрасное Имя Аллаха.

Материальное и духовное богатство будет дано тому, кто прочтет это прекрасное Имя Аллаха 1111 раз до и после чтения 11 раз салавата-дуруд (т. е. салатуль-ибрахимия или последняя часть тахията - то, что читается во всех намазах после тахийята в последнем ракаате).

Значение встречающихся слов в тексте написнао .

Идин из самых известных святых в Индии - Ширди Саи Баба - был мусульманином.

Хадис 1. (146) Передает Абу Исхак Хаффаф, что передали некоторые другие: «Абдулла Дайсани пришел к Хишаму ибн Хакаму и сказал ему: «У тебя есть Господь?» Он сказал: «Да». Тот сказал: «Сильный (кадир)?» Хишам сказал: «Да, Сильный, Могучий». Тот сказал: «Достаточно ли Он силен, чтобы поместить весь мир в одно яйцо, не увеличивая при этом яйцо и не уменьшая мир?» Хишам сказал: «Дай мне время (подумать)». Тот сказал: «Думай», - и ушел от него.

Хишам пришел к Имаму Садику (А) и попросил разрешения войти, и Имам (А) разрешил ему. Хишам сказал: «О, сын Посланника Аллаха! Ко мне пришел Абдулла Дайсани с вопросом, в котором не на кого положиться, кроме как на Аллаха и на тебя». Имам Садик (А) сказал: «О чем он спросил тебя?» И Хишам изложил вопрос.

Имам (А) сказал: «О, Хишам! Сколько у тебя чувств?» Он сказал: «Пять». Имам (А) сказал: «Какое из них самое меньшее?» Хишам ответил: «Зрение».

- «Какова его величина?»

- «Размером с горошину или меньше».

- «О Хишам! Брось взгляд перед собой и над собой и сообщи мне, что ты видишь?»

- «Вижу небо, землю, дома, дворы, горы, реки».

- «Поистине, Тот, кто был способен поместить все это внутрь твоего глаза размером с горошину или даже меньше, достаточно силен, чтобы поместить весь мир в яйцо, не уменьшая мир и не увеличивая яйцо».

Хишам упал на колени перед ним, поцеловал его руку, голову, ноги и сказал: «Для меня достаточно, о сын Посланника Аллаха!», и ушел в свой дом.

На следующий день к нему пришел Абдуллах Дайсани и сказал: «О, Хишам, я пришел к тебе, чтобы поприветствовать тебя, а не чтобы услышать ответ». Хишам сказал: «Если хочешь услышать ответ, то вот он» - и привел ему ответ.

Абдуллах Дайсани вышел от него и узнал, что он побывал у Имама Садика (А) и взял ответ у него. Тогда он сам отправился к дому Имама (А), попросил разрешения войти и получил его. Войдя, он сказал: «О, Джафар ибн Мухаммад! Расскажи мне о том, кому ты поклоняешься!» Имам (А) сказал: «Как твое имя?» Дайсани вышел от него, не назвав своего имени. Сподвижники Имама (А) сказали: «Почему ты не назвал своего имени?» Он ответил: «Если бы я сказал ему: “Мое имя Абдулла (раб Бога)”, он сказал бы: “Кто тот Бог, чьим рабом ты являешься?”» Они сказали: «Вернись к нему и скажи, чтобы он рассказал тебе о том, кому он поклоняется и не спрашивал бы о твоем имени».

И он вернулся и сказал: «О, Джафар ибн Мухаммад! Расскажи мне о том, кому ты поклоняешься и не спрашивай о моем имени». Имам Садик (А) сказал: «Садись». У Имама (А) был ребенок, который играл там с яйцом птицы. Он сказал ему: «Дай мне это яйцо, о мальчик». А потом сказал: «О, Дайсани! Это – хранимая твердыня; у него жесткая скорлупа, а под жесткой скорлупой – мягкая, а под мягкой скорлупой жидкий белок и текучий желток. И ни жидкий белок, ни текучий желток не смешиваются друг с другом; и что-то здоровое или что-то испорченное не выходит из него наружу, дабы рассказать о его здоровье или испорченности, и не известно, самец там или самка. Но со временем из него выйдет наружу разноцветный павлин. Видишь ли ты того, кто управляет этим (процессом)?» Абдуллах Дайсани опустил голову, думая. Потом сказал: «Свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха, Единого, без сотоварищей, и что Мухаммад – Его раб и посланник, и что ты – Имам и довод от Аллаха над Его творением. Я раскаиваюсь в том, на чем стоял прежде».

1. Суть вопроса в том, что не мы управляем процессом в яйце, потому что мы не знаем и не видим, что происходит внутри него. Однако понятно, что есть некто другой, кто управляет этим, и Он невидим, и это – Аллах, велик Он и свят.

Хадис 2. (147) Передает Ахмад ибн Мухаммад ибн Халид от других: «Имам Рида (А) проходил мимо могилы, принадлежавшей кому-то из его родственников, положил на нее руку и сказал: «О Аллах, Твоя сила (кудрат) проявлена, но суть ее не проявлена, а потому они (люди) не познали Тебя и ограничили Тебя, и ограничение это противоречит тому, как сами описали Тебя. Поистине, я отрекаюсь – о, Аллах! – от тех, кто взывает к Тебе, уподобляя Тебя (тому, что не есть Ты): нет ничего, подобного Тебе! О Аллах, они не познают Тебя; если бы они познали Тебя, стало бы то, что Ты даровал им из Своих милостей, для них доказательством Тебя. О Аллах, в твоем творении достаточно простора, чтобы они уяснили Тебя, но они приравняли Тебя к Твоему творению, и знают Тебя по этому (приравнению), и взяли себе Господом некоторые из Твоих знамений (аят), и описали Тебя по этому (описанию)! Превознесся Ты, о мой Господь, над тем, как описывают Тебя уподобляющие!»

1. Хайат – то есть образ, вид, способ. Имам (А) говорит, что то, какова сила Аллаха по своей сути, непонятно для нас – мы видим только ее проявления.

2. Мандуха – простор, свобода, возможность.

Хадис 3. (148) Передает Ахмад ибн Мухаммад ибн Аби Наср: «Группа из Маверонахра пришла к Имаму Риде (А), и они сказали: «Мы пришли, чтобы спросить тебя о трех вещах. Если ты ответишь, мы будем знать, что ты – знающий». Он сказал: «Спрашивайте». Они сказали: «Сообщи нам о своем Господе – где Он, как Он и что является Его опорой?» Он сказал: «Поистине, Аллах – велик Он и свят! – создал всякое “как”, и у Него нет “как”, и создал всякое “где”, и у Него нет “где”. Что касается опоры, то опора Его – на Его силе (кудрат)». И они сказали: «Свидетельствуем, что ты – знающий».

Комментарий составителя книги шейха Садука:

«Опора Его – на Его силе», то есть – на Его сущности (зат), потому что сила – из качеств сущности Аллаха, велик Он и свят.

Хадис 4. (149) Передает Абу Мансур Мутатаббиб, что ему передал человек из его товарищей: «Я, Ибн Аби Ауджа и Абдуллах ибн Мукаффаа были в Запретной мечети. Ибн Мукаффаа сказал: «Видите это собрание?» - и показал рукой на совершающих таваф. - «Ни один из них не достоин называться человеком, кроме того шейха, который сейчас сидит (то есть Имам Садик, мир ему), а все остальные суть отребье и животные». Ибн Аби Ауджа спросил: «А как ты нашел, что только он достоин называться человеком, а остальные нет?» Он сказал: «Потому что я видел у него то, чего не видел у них». Ибн Аби Ауджа сказал: «Надо проверить то, что ты говоришь о нем». Ибн Мукаффаа сказал: «Не делай этого: я боюсь, что ты потеряешь из рук то, что имеешь». Тот сказал: «Ты не этого боишься, а того, что твое мнение о нем упадет в моих глазах». Ибн Мукаффаа сказал: «Если ты так думаешь, то иди к нему, но смотри, будь осторожен и не подскользнись! Не отпускай удила, чтобы он не поймал тебя в свои сети, и напирай на то, что к твоей пользе!»

Ибн Аби Ауджа ушел. Вернувшись через какое-то время, он сказал: «О, Ибн Мукаффаа! Это не человек: если бы на этой земле был кто-то из мира ангелов, который становится телом, когда желает проявиться, и уходит назад, когда желает скрыться, то это был бы он!» Тот сказал: «Что же ты видел?» Ибн Аби Ауджа сказал: «Я сел возле него, и когда не осталось там никого, кроме меня, он начал говорить со мной и сказал: “Если истина с тем, что говорят те (которые совершают таваф), то они спасутся, а вы погибнете; если же истина с тем, что говорите вы (атеисты), а не с ними, то нет разницы между вами и ими ”. Я сказал: “А что мы говорим, и что они говорят? Мы говорим одно и то же”. Он сказал: “Как же вы говорите одно и то же, если они (совершающие таваф) говорят, что их ждет воскресение, награда или наказание и верят, что у неба есть Бог и что небеса населены, вы же мните, будто небеса пустынны, и нет там никого?”»

Ибн Аби Ауджа продолжал: «Выждав подходящий момент, я спросил у него: “Что же помешало Богу, если дело обстоит так, как ты говоришь, показать Себя творениям и призвать их к поклонению Себе, чтобы хотя бы двое из них не расходились относительно Него? Почему Он Сам закрылся от них и отправил к ним посланников? Если бы Он Сам известил их о Себе, это было бы лучше для их веры в Него”. И он сказал: “Горе тебе! Как же Он закрылся от тебя, если ты видишь Его силу (кудрат) проявленной в самом себе, в твоей старости после молодости, в твоей силе после слабости, и в твоей слабости после силы, и в твоей болезни после здоровья, и в твоем здоровье после болезни, и в твоем довольстве после гнева, и в твоем гневе после довольства, и в твоем горе после радости, и в твоей радости после горя, и в твоей любви после ненависти, и в твоей ненависти после любви, и в твоей решимости после отказа, и в твоем отказе после решимости, и в твоей страсти после отвращения, и в твоем отвращении после страсти, и в твоем стремлении после страха, и в твоем страхе после стремления, и в твоей надежде после отчаяния, и в твоем отчаянии после надежды, и в твоем вспоминании того, что не было в твоих мыслях, и в стирании из твоей памяти того, во что ты верил?” И он (Имам Садик) продолжал так говорить мне о Его силе, которую я не мог отвергнуть, покуда я не почувствовал, как будто Он (Аллах) проявляется между им и мною».

1. Ибн Аби Ауджа – известный безбожник того времени, «мусульманский Вольтер». См. также хадисы о его спорах с Имамом Садиком (А) в других главах этой книги ниже.

2. То есть свои атеистические убеждения.

3. То есть: если Бог на самом деле есть, и они Его признают, а вы, атеисты, Его отрицаете, то тогда они спасутся, а вы погибнете. Если же Бога в действительности нет, как вы говорите, то им не принесет никакого вреда то, что они делают, и после смерти вы все вместе уйдете в небытие, так что вы и они равны, и нет разницы между атеистом и верующим.

Хадис 5. (150) Передает Мухаммад ибн Аби Умейр от того, кого привел, от Имама Садика (А), что он сказал: «Иблис сказал Исе ибн Марьям (А): «Может ли твой Господь поместить землю внутрь яйца, не уменьшая землю и не увеличивая яйца?» Иса (А) сказал: «Горе тебе! Поистине, Аллах не описывается через немощь, и кто сильнее Того, Кто уменьшает землю и увеличивает яйцо?»

Хадис 6. (151) Передает Фузейл ибн Йасар: «Я слышал, что Имам Садик (А) сказал: «Поистине, Аллах – велик Он и свят! – не описывается».

Зурара также передал от Имама Бакира (А), что он сказал: «Поистине, Аллах – велик Он и свят! – не описывается. И как Он будет описан, если Он сказал в Своей Книге: “Не поняли они величие Аллаха должным образом ” (6: 91)? Аллах не описывается через силу (кудрат), разве что Он будет больше этого».

Хадис 7. (152) Передает Хусейн ибн Аби Хамза: «Я слышал, что Имам Садик (А) говорит: «Я слышал от своего отца, что Мухаммад ибн Али ибн Ханафийа был силен сердцем (храбр), - он показал рукой на Дом Аллаха, - и совершал таваф вокруг Дома Аллаха, и его встретил Хаджжадж (ибн Йусуф) и сказал: “Хочу отрубить твою голову с плеч”. Мухаммад сказал: “Никогда! Воистину, у Аллаха среди Его творений в день триста мгновения или мановений глаза (то есть событий), и среди них будет такое, которое удалит тебя от меня”».

1. Кровавый наместник Омейядов, известный своими жестокостями, злейший враг Ахль уль-Бейт (А) и их шиитов.

Хадис 8. (153) Передает Муфаддаль ибн Умар Джуафи от Имама Садика (А), что он сказал: «Воистину, сила (кудрат) Аллаха – велик Он и свят! - не поддается измерению, и рабы не способны Его описать, и они не достигнут глубины Его знания и величины Его величия. И нет ничего, кроме Него; Он есть свет, в котором нет тьмы, правда, в которой нет обмана, справедливость, в которой нет угнетения, истина, в которой нет лжи. Таков Он – не преходил и не прейдет во веки веков, никогда; и был таким же, когда не было еще небес и земли, дня и ночи, солнца и луны, звезд и облаков, дождей и ветров. И вот, затем Аллах возлюбил создать творение, которое возвеличивало бы Его величие, и превозносило бы Его грандиозность, и славило бы Его славу. И Он сказал: «Да будут две тени!» - и они возникли, как сказал Аллах, велик Он и свят».

Комментарий составителя книги шейха Садука :

Значение его слов «Он есть свет» - в том, что Он есть озаряющий и ведущий (рабов по пути), а значение слов «да будут две тени!» - Святой дух (рух мукаддас) и приближенный ангел. Аллах был, и ничего не было, кроме Него. И Он пожелал создать пророков, доводы (имамов) и шахидов и создал прежде них Святой дух, и он есть то, чем Аллах поддержал пророков, доводы и шахидов, и им Аллах защищает их от козней сатаны и его наущений, и ведет их по пути, и дарует им успех, и помогает им мыслями истины. Затем же Он создал Верного духа (Джабраила), которого отправил к Своим пророкам с откровением от Него, велик Он и свят. И Он сказал им: «Будьте двумя тенями, укрывающими Моих пророков, посланников, доводы и шахидов; и стали они, как сказал Аллах, двумя тенями, укрывающими Его пророков, посланников, доводы и шахидов, и ими двумя Он помог им, и поддержал их, и охранял их. И в этом значении говорят, например, о справедливом правителе, что он есть тень Аллаха на Его земле для Его рабов: через него Он поддерживает угнетенного, и дает безопасность страшащемуся, и оберегает дороги.

1. Иное толкование слов «да будут две тени!», подтверждаемое другими хадисами, состоит в том, что это - истина (действительность) Мухаммада и Али, мир им, которые были сотворены прежде всех других творений.

Хадис 9. (154) Передает Умар ибн Узайн от Имама Садика (А), что он сказал: «У повелителя верующих (А) спросили: «Может ли твой Господь поместить весь мир в яйцо, не уменьшая при этом мира и не увеличивая яйца?» Он сказал: «Поистине, Аллах не описывается через немощь, но само то, о чем ты спрашиваешь, невозможно».

1. То есть проблема не в силе Действующего (Аллаха), а в слабости принимающего действие (яйца). Ошибка заключается в самом вопросе. Этот вопрос подобен другим парадоксам, таким как: «может ли Аллах создать равного Себе?» Если может, то возможны два бога, а если не может, то Он не всесилен. Ответ состоит в том, что сам вопрос поставлен неверно, потому что любое созданное - не Бог уже в силу того, что оно создано.

Хадис 10. (155) Передает Абан ибн Усман от Имама Садика (А), что он сказал: «У повелителя верующих (А) спросили: «Может ли твой Господь поместить весь мир в яйцо, не уменьшая при этом мира и не увеличивая яйца?» Он сказал: «Горе тебе! Поистине, Аллах не описывается через немощь; и кто сильнее, чем Тот, Кто уменьшает мир и увеличивает яйцо?»

Хадис 11. (156) Передает Ахмад ибн Мухаммад Аби Наср: «Человек пришел к Имаму Риде (А) и сказал: «Способен ли твой Господь поместить небо, землю и то, что между ними, в яйцо?» Он сказал: «Да, и даже в то, что меньше яйца. Он уже поместил всё это в твоем глазу, а тот меньше яйца. Когда ты открываешь глаза, видишь небеса, землю и то, что между ними. Если же Он пожелает, ослепит тебя и лишит этого».

Хадис 12. (157) Передает Мухаммад ибн Араф: «Я спросил у Имама Риды (А): «Аллах сотворил вещи через Свою силу (кудрат) или через что-то другое?» Он сказал: «Творение вещей не может быть через силу. Ибо если ты говоришь, что Он создал все вещи через силу, то тем самым будто бы делаешь силу чем-то отдельным от Него, как бы орудием, через которое Он создал вещи, а это суть многобожие (ширк). И когда ты говоришь, что Он создал вещи через силу, то ты описал Его так, что Он создал вещи посредством силы, которую Он приобрел над ними. Однако Он не слаб и не немощен и не имеет нужды в том, что кроме Него».

Хадис 13. (158) Передает Умар ибн Узайна от Имама Садика (А) о словах Аллаха, велик Он и свят: «Не бывает тайной беседы трех, чтобы Он не был четвертым, или пяти, чтобы Он не был шестым; и меньше, чем это, и больше, без того: Он с ними, где бы они ни были » (58: 7): «Он Единственный, Единый по сущности, отличный от Его творения, и так Он описал Себя, и Он объемлет всякую вещь руководством, ведением и силой. Не утаится от Него вес пылинки на небесах и земле, ни то, что меньше этого, ни то, что больше – через Его ведение и знание, а не через Его сущность. Ибо все места имеют пределы, и четыре стороны охватывают их, а если бы Он (объял) их через Свою сущность, то Он также должен был быть ограничен».

Хадис 14. (159) Передает Али ибн Мухаммад ибн Джахм: «Я был на собрании (халифа) Мамуна, где присутствовал Имам Али ибн Муса Рида (А). Мамун спросил: «Утверждаешь ли ты, что Пророки очищены от грехов?» Он сказал: «Да». И Мамун стал спрашивать его о некоторых аятах из Корана, в том числе о словах Ибрахима (А): «“Господи! Покажи мне, как Ты оживляешь мертвых”. Он сказал: “Разве ты не уверовал?” Тот сказал: “Да! Но чтобы сердце мое успокоилось” » (2: 260).

Имам (А) сказал: «Поистине, Аллах внушил Ибрахиму (А) в откровении: “Я изберу Себе среди Моих рабов друга, который, если спросит Меня об оживлении мертвых, - Я отвечу ему”. И в душе Ибрахима (А) появилась надежда, что он этот друг. И он сказал: “Господи! Покажи мне, как Ты оживляешь мертвых”. Он сказал: “Разве ты не уверовал?” Тот сказал: “Да! Но чтобы сердце мое успокоилось” » - то есть успокоилось и уверилось, что я – этот друг. И Аллах сказал тогда: “Возьми же четырех птиц, собери их к себе, потом помести на каждой горе по части их, а потом позови их: они явятся к тебе стремительно, и знай, что Аллах Велик, Мудр! ” (2: 260). И Ибрахим (А) взял орла, утку, павлина и петуха и разделил их на мелкие куски, а потом положил эти куски на четырех горах из тех, что были вокруг него – а всего их было десять; клювы же их держал между своих пальцев. Потом он позвал их по именам и положил возле себя зерна и воду. И вот, эти части взлетели и стали собираться друг к другу, пока не образовали тела, и каждое тело соединилось со своей головой. Ибрахим (А) выпустил из рук их клювы. Они взлетели, потом сели и стали пить воду и клевать зерна. И сказали: “О, Пророк Аллаха! Ты оживил нас, да оживит тебя Аллах!” Он сказал: “Аллах оживляет и умерщвляет, и Он властен надо всякой вещью”». Мамун сказал: «Да наградит тебя Аллах, о Абу Хасан!»

Хадис 15. (160) Передает Мухаммад ибн Нуман: «Я спросил Имама Садика (А) о словах Аллаха, велик Он и свят: «Он – Аллах на небесах и земле » (6: 3). Он сказал: «Таков Он во всяком месте». Я спросил: «Своей сущностью?» Он сказал: «Горе тебе! Все места ограниченны. И если ты сказал, что Он в каком-то месте Своей сущностью, то должен сказать, что Он ограничен. Однако Он отличен от Своего творения; Он объемлет то, что сотворил, знанием, силой, ведением, властью и господством, и Его знание о том, что на земле, не меньше, чем Его знание о том, что на небе. От Него не удалена никакая вещь, и все вещи равны перед Его знанием, силой, властью, господством и ведением».

Хадис 16. (161) Передает Хишам ибн Хакам: «(Атеист) Абу Шакир Дайсани сказал: «В Коране есть аят, который подтверждает наши воззрения». Я спросил: «Какой?» Он сказал: «Он - тот, кто в небесах Бог и на земле Бог » (43: 84). И я не знал, что ответить ему. Когда я пошел в хадж, встретил там Имама Садика (А) и спросил это у него. Он сказал: «Слова грязного безбожника. Когда вернешься, спроси у него: “Как твое имя в Куфе?” Он скажет тебе: “Такое-то”. Потом спроси: “Как твое имя в Басре?” Он скажет тебе: “Такое-то”. Таков же и Аллах, наш Господь: Бог на небесах, и Бог на земле, и Бог в море, и Бог во всяком месте». Хишам сказал: «Я вернулся и сказал это Абу Шакиру. Он сказал: “Это пришло из Хиджаза (Мекки)”».

1. То есть, с точки зрения этого атеиста, данный аят говорит о том, что Аллах разделяется: есть на земле, и есть на небе.

Хадис 17. (162) Передает Мукатил ибн Сулейман: «Имам Садик (А) сказал: «Когда Муса (А) поднялся на гору и воззвал к своему Господу – велик Он и свят! – то сказал: “О, мой Господь! Покажи мне Твои сокровищницы!” И Он сказал: “О, Муса! Поистине, Мои сокровищницы – это то, что когда хочу что-то, говорю ему: ‘Будь!‘ – и это возникает”».

Познание Всевышнего Аллаха через присущие Аллаху атрибуты (сыфаты) является самым важным в познаниях человека. Оно осуществляется посредством науки о Единобожии – самой ценной и обязательной для каждого.

Мы должны быть глубоко убеждены в том, что Всевышний Аллах существует и нет ничего достойного поклонения, кроме Него. Аллах один, и нет для Него сотоварищей. Ни в сущности (зат) Аллаха , ни в качествах (сыфатах), ни в деяниях нет ничего и никого подобного Ему. Аллах един, и для Него нет пары; Аллах вечен, и нет для Него ни начала, ни конца, Аллах существовал всегда и будет существовать вечно, Он всегда управлял и будет управлять всем созданным Им в идеальном порядке. Аллах живой и не умирает. Аллах слышит и видит всё сущее. Аллах разговаривает, и Его увидят правоверные на том свете. По воле Аллаха происходит все хорошее и плохое, однако Он не доволен, когда рабы Его совершают зло. Аллах всезнающий и всемогущий.

Всевышний Аллах не является каким-либо материальным телом, имеющим форму, величину, и занимающим место в пространстве – Он пречист от всего этого. Он не состоит из каких-либо частей или частиц. То есть Творец не похож ни на одно из Своих творений. К Аллаху не применимы пространственные и временные ограничения. В власти Аллаха находится и пространство, и время, и вся Вселенная, Он является Создателем всего сущего, в том числе времени и пространства.

По отношению к Аллаху нельзя пользоваться такими пространственными ориентирами, как верх, низ, правая и левая стороны, перед, назад и т. д. Бессмыслен вопрос «где Аллах?» , ибо само слово «где» указывает на какое-то определенное место в пространстве, что противоречит Сущности Всевышнего . Утверждение, что Аллах находится на небесах или на ‘Арше или что Он везде, делает Его похожим на Его творения.

Он находится в Своем величии. Всевышнему Аллаху не присущи ни динамика, ни статика, Аллах чист от этих и других несовершенных качеств, уподобляющих Всевышнего Его созданиям и не достойных Его. Кто бы и в каком бы образе ни пытался представить Аллаха , Он абсолютно не похож на этот образ. Он един в сущности, в качествах и в делах.

Мусульманские ученые-теологи говорят, что самое высшее знание об Аллахе - это верить в Него без образа и без места. Его видение, слышание, знание, могущество и все другие качества были всегда и не являются созданными, они ни в чем не похожи на одноименные качества людей. К Нему невозможно физически приблизиться или отдалиться.

Аллах не подвергается временным изменениям, то есть Он не становится молодым, старым, для Него нет ни ночи, ни дня, ни зимы, ни лета, ни осени, ни весны. Аллах обладает всеми прекрасными качествами и чист от всяких недостатков. Истинно верующие, праведные люди увидят Его в Раю, что является для них самым большим даром от Всевышнего Аллаха . Но каким образом Аллаха можно будет созерцать, мы не сможем понять на этом свете, ибо наш разум, как и все другие качества, создан и ограничен. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) видел Создателя в ночь Вознесения после того, как Аллах одарил его такой способностью.

У Всевышнего Аллаха есть 99 имен-эпитетов - прекраснейшие имена («аль-Асмаъ аль-хусна» ). Все они являются Его атрибутами (сыфатами), и в этом необходимо быть убежденным. Каждый совершеннолетний и умственно полноценный мусульманин обязан знать следующие тринадцать обязательных сыфатов Господа нашего и понимать их смысл.

Существование Аллаха - اَلْوُجُودُ

Каждый человек должен быть убежден в том, что Всевышний Аллах существует. Доказательством существования Аллаха является существование Его творений: Вселенной со всеми галактиками, звездами и планетами, Земли с ее растительным и животным миром, в том числе наиболее дорогого творения Всевышнего Аллаха – человека. Как мы знаем, каждая вещь нуждается в создателе. К примеру, автомобиль или самолет свидетельствуют о существовании их конструктора и т.п.

Небеса, Земля, планеты, Солнце, Луна, звезды, горы, реки, моря, люди, животные, растения и другие творения от мельчайших частиц до громадных тел, таких как галактика, свидетельствуют об их Создателе - Всевышнем Аллахе , устроившем такой гармоничный порядок, управляющем ими и охраняющем их. Их появление без Создателя немыслимо.

Окружающая нас природа существует по многочисленным строгим законам Творца , каждый из которых гармонирует со всеми остальными, образуя единую систему. Во Вселенной всё сущее, включая мельчайшие частицы и громадные галактики, подчинено воле Аллаха , всё рождается, живёт и погибает согласно Его законам. Следовательно, вся Вселенная покорна Создателю .

Каждая вещь выполняет то, для чего она создана. Например, Луна движется вокруг Земного шара с определённой скоростью и в определённом направлении, отражает солнечный свет, а также выполняет другие функции, которые предписаны ей Аллахом . Дерево растёт, выделяет кислород, поглащает углекислый газ, приносит плоды и т.д. строго по указаниям Всевышнего Аллаха . Человек также должен исполнять все предписания Творца. Другим творениям Аллаха , кроме человека и джиннов, не дано права выбора между добром и злом, поэтому они не ослушиваются Всевышнего Аллаха . Человеку предписано жить по нормам Ислама.

Вкратце говоря, всё сущее свидетельствует о существовании Единого Творца и Управителя – Всевышнего Аллаха , куда бы ни обратил свой взор мыслящий человек, он везде найдёт подтверждение существования и единственности Аллаха . Человек, который, видя все это, не верит в существование Аллаха , вступает в противоречие с самим собой и, соответственно, не получает никакой пользы от своего разума.

Всемирно известные учёные, поэты, писатели, политические деятели были верующими. Например, великий немецкий ученый Альберт Эйнштейн говорил: «Не думаю, что настоящий ученый может не быть в то же время глубоко верующим человеком. Нельзя верить науке, лишенной веры. Религия без науки слепа, наука без религии – хрома ».

Если кто-то считает, что Аллаха нет, то он впадает в неверие (куфр) и не обретет истинного счастья в обоих мирах.

Да убережет нас Всевышний от неверия!

Из упомянутых 99 имен Аллаха исходят Его атрибуты «субути» и «сальби».

Атрибуты Аллаха - «Субути»

У Аллаха есть семь атрибутов «субути» . Причиной того, что эти семь атрибутов называются «субути», является то, что и мы причастны к ним. Каким образом? Согласно тому, насколько Всевышний Аллах наделил Свое творение, каждый человек обладает силой, волей, знаниями, речью, слухом и зрением. Однако истинными они являются только во Всевышнем Аллахе, а в Его творениях они относительны и преходящи, то есть не вечны.

Сила, зрение и слух в старости не бывают такими же, как в молодости, с возрастом они постепенно угасают, к человеку приходит смерть. По отношению же ко Всевышнему эти атрибуты являются «субути» – не исчезающими, не убавляющимися и не прибавляющимися, а вечными. Именно поэтому они и называются «субути». Перечислим их:

1. Всемогущество - اَلْقُدْرَةُ

2. Воля - اَلْإِرَادَةُ

3. Жизнесущность - اَلْحَيَاةُ

4. Всезнание - اَلْعِلْمُ

5. Речь - اَلْكَلاَمُ

6. Всеслышание - اَلسَّمْعُ

7. Всевидение - اَلْبَصَرُ

Раскроем суть каждого из них.

Всемогущество - اَلْقُدْرَةُ

Также мы должны верить в то, что Аллах всемогущий. Аллаха не настигают ни слабости, ни трудности, Аллаху не свойственна немощь в совершении чего-либо. Он един и неповторим в создании. Аллах создал всё, создал людей и их деяния и мысли, предначертал их судьбы.

Однажды сатана спросил пророка Идриса (мир ему): «Может ли Аллах вместить в ореховую скорлупу весь мир?» Идрис (мир ему) в ответ ткнул ему в глаз иглой, которую держал в руке, и сказал: «Если будет на то воля Божья, Он и в это игольное ушко может поместить весь мир ». В данном случае у нас даже и на мгновение не должен возникать вопрос, каким образом целый мир может уместиться в ушке иглы. Подобное будет означать сомнение во всемогуществе Аллаха. Если Всевышнему Аллаху будет угодно, то Он увеличит игольное ушко настолько, что в него поместится весь мир, или же уменьшит мир так, что он вместится в ушко иглы. Иными словами, мы обязаны знать, что никто в этом мире не имеет силы и могущества, кроме как благодаря всемогуществу Аллаха.

Воля - اَلْإِرَادَةُ

Мы должны верить в то, что во Вселенной всё сущее, включая малое и большое, плохое и хорошее, полезное и вредное, успех и нищету, увеличение и уменьшение, послушание и ослушание, - все происходит только по воле и предопределению Всевышнего Аллаха, по Его мудрости и желанию. То, что Он захочет, происходит, а то, чего Он не пожелает, не случается. Все, что делают люди, они делают по воле Аллаха. Но Аллах дал им право выбора. Всевышний дает нам право совершать добро или зло и предписал нам, руководствуясь разумом, выбирать добро, чем наш Господь и будет доволен.

Например, когда пророк Ибрахим (мир ему), разгневавшись на нож, который не слушался и не резал плоть его сына Исмаила (мир ему), бросил его на землю, то нож заговорил: «Почему ты гневаешься на меня?». Ибрахим (мир ему) ответил: «Несколько раз я проводил тобой по горлу моего сына, почему же ты не резал его?». Тут нож напомнил Ибрахиму (мир ему): «Когда царь Намруд (Нимруд) бросил тебя в огонь, почему же он не спалил тебя?». «Потому, что Всевышний приказал огню не жечь меня», - ответил Ибрахим (мир ему). «Так вот, - сказал нож, - если Всевышний Аллах один раз приказал огню не жечь тебя, то мне семь раз Он приказал не резать плоть Исмаила (мир ему) ».

Другой случай произошел с пророком Мусой. Однажды, когда у него заболел зуб и он не знал, как вылечить его, ему было ниспослано откровение, что на некой горе растет трава. Если подержать ее во рту, она станет лекарством от зубной боли. Он отправился к этой горе, нашел траву, сорвал ее и подержал во рту. Боль прошла. Муса (мир ему) был доволен, что наконец-то нашел лекарство от зубной боли. Через некоторое время у него вновь заболел тот же зуб. Муса (мир ему) вернулся на гору и подержал во рту эту траву, однако на этот раз она ничуть не помогла. Он был очень удивлен. Тогда Всевышний Аллах обратился к нему: «Муса, только по Моей воле и разрешению Моему та трава может стать лечебной. Если нет на то воли Моей, она не принесет пользы».

Какой же смысл в итоге нам следует извлечь из этого?

Тот, Кто сделал нож режущим и дал ему силу резать, - Аллах. Если кто-то, исключив могущество (кудра) и волю (ирада) Аллаха, думает, что нож сам по себе обладает режущей силой, то это - неверие (куфр). Например, если тебя спросят: «Чем ты порезал руку?» - как ты ответишь? Если скажешь, что порезал Всевышний, это будет верно, но к чему же тогда отнести нож? Если сказать, что порезался ножом, это тоже будет правильно, но как же быть тогда со всемогуществом и волей Аллаха? Правильнее будет сказать: «Я порезался ножом в соответствии с волей и всемогуществом Всевышнего Аллаха».

Еще один пример. Больной идет к доктору, хотя есть Всемогущий Аллах, в ведении которого все, что связано с этим миром и миром вечным. Правильно ли это? Да, ибо Всевышний Аллах, который посредством Своего всемогущества и воли может творить все, что пожелает, сделал доктора средством, причиной исцеления болезней. Во что же должен уверовать своим сердцем больной, если он попал на прием к врачу? Мусульманин должен быть уверен в том, что в действительности исцеляет только Всемогущий Аллах, а доктора и лекарства - это лишь средства, которые Аллах дал для исцеления больных. Если кто-то, исключив всемогущество и волю Аллаха, посчитает, что врачи и медикаменты излечивают сами по себе, то это неверие. Разве может быть мусульманин столь невежественным?

Почему весь мир так устроен? Почему Аллах делает именно так? Нельзя задавать эти и подобные вопросы, касающиеся предопределения, потому что наш разум ограничен и не в состоянии всецело понять ответы на них. Углубляться в изучение подобных вопросов опасно для человека, ибо в результате непонимания этого можно впасть в неверие. Так нас предупреждал Пророк и его сподвижники. Со временем, если человек будет любить и почитать Аллаха и в совершенстве выполнять все предписания Шариата, эти и другие вопросы прояснятся для него.

Человек обязан искренне стараться совершать благие деяния, тогда Аллах поможет ему совершить их. Ведь Всевышний сказал (смысл): «Я помогу тем людям, которые стараются в служении Мне и Моей религии». Если человек согрешит против своей воли, то он должен признать свою вину, искренне сожалеть об этом и просить Всевышнего Аллаха о прощении. Если он по воле Аллаха совершит благие деяния, то должен принять их с благодарностью Всевышнему. Если он попадет в трудную ситуацию, то и это должен принимать с терпением и кротостью, чтобы заслужить довольство Аллаха на том свете.

Даже если мы будем знать, что нам предписано совершить нечто плохое, мы не должны принимать это спокойно, необходимо делать все возможное, чтобы избежать греха, стараться изо всех сил. Однако, если зло все же свершилось, необходимо искренне раскаяться. Подобное поведение человека приводит к тому, что от совершенного греха остается лишь одна видимость, в действительности же это грехом являться не будет. Такое умозаключение следует из хадиса Пророка: «Искренне раскаявшийся в своих грехах подобен вовсе не совершавшему их».

Жизнесущность - اَلْحَيَاةُ

Мы должны быть уверены в том, что Всевышний Аллах вечно живой, что у Него нет ни начала, ни конца, Ему не свойственны ни молодость, ни старость. Время не меняет Аллаха, и для Него время не меняется. Все атрибуты Аллаха, как и Он Сам, не имеют ни начала, ни конца.

Всезнание - اَلْعِلْمُ

Мы должны верить в то, что Аллах ведает обо всем, от Него невозможно ничего скрыть: ни мысли людей, ни тайны их душ. Знания Аллаха не прибавляются и не убавляются, они были и остаются всегда.

Для знаний Аллаха нет никаких ограничений и преград. Его знания, в отличие от наших знаний, абсолютны и вечны. Ему изначально известно все о каждом творении еще до его создания и то, что с ним будет после его сотворения. Нет ничего, о чем бы ни ведал Всевышний Аллах.

Речь - اَلْكَلاَمُ

Аллах имеет речь, которая предвечна и не имеет начала, она не похожа на речь Его творений. Речь Аллаха не передается посредством звуков, произносимых с помощью языка и голосовых связок. Все священные Писания – Евангелие (Инджиль), Тора (Таврат), Псалтырь (Забур), Коран и другие – являются речью Самого Аллаха. Они предвечны. Иными словами, речь Всевышнего является несотворенной и безначальной.

Господь разговаривал с пророком Мусой (мир ему) на горе Тур Сайна (Синайские горы) и с нашим Пророком Мухаммадом (мир ему и благословение) в ночь Вознесения на небеса (Ми‘радж). Аллах одарил их способностью слышать и понимать Свою речь. Коран, который мы читаем, передает тот смысл, который заключен в речи Всевышнего Аллаха. Однако звуки не были произнесены Всевышним, ибо в таком случае Творец был бы в этом подобен человеку.

Всеслышание - اَلسَّمْعُ

Аллах всеслышащий, Он слышит все, даже самое малое. Для Аллаха ничего не остается тайной и никакие преграды не могут мешать Ему. Аллах слышит без органов слуха, так же как знает без сердца и мозга и создает без инструментов. У Аллаха нет никакого качества, свойственного Его созданиям, нет ничего похожего на Него.

Всевидение - اَلْبَصَرُ

Всевышний Аллах всевидящий, Он видит всё. В отличие от Его творений, никакая тьма или что-либо другое не мешает Ему видеть, Аллах видит без органов зрения. Его видение тоже вечно и не меняется.

Атрибуты Аллаха - «Сальби»

Далее среди 99 имен Аллаха есть атрибуты, относящиеся к Сущности Всевышнего, которые также необходимо знать. Их называют «сальби», потому что они очищают Сущность Аллаха от не свойственных Ему качеств, очищают от придания Ему недостатков и бессилия. К ним относятся:

1. Вечность без начала - اَلْقِدَمُ

2. Вечность без конца - اَلْبَقَاءُ

3. Бесподобие - مُخَالَفَةُ الْحَوَادِثِ

4. Самодостаточность - قِيَامُهُ بِنَفْسِهِ

5. Единственность - اَلْوَحْدَانِيَّةُ

Вечность без начала - اَلْقِدَمُ

Данный атрибут означает безначальное существование Всевышнего. Аллах - это Тот, Кто не имеет начала. Однако это не относится к Его творениям. Все творения имеют определенное начало. У Всевышнего же такого начала нет. Он предвечен.

Вечность без конца - اَلْبَقَاءُ

Смысл этого атрибута заключается в том, что для Всевышнего Аллаха не существует смерти, исчезновения, Он остающийся вечно, для Него нет конца.

Всевышний Аллах сотворил этот удивительно устроенный мир, не имея ничего для сравнения. Из всего, что сотворено Аллахом, нет ничего, что было бы неподвластно смерти или уничтожению, кроме тех вещей, которые Творец создал для вечного существования. К ним относятся: ‘Арш , Курс , Рог (Сур) ангела Исрафиля (мир ему), Рай, Ад и все, что находится в них обоих, Хранимая Скрижаль (аль-Лявх аль-махфуз) , Перо (Калам) и копчик человека. Также не умирают и души людей. Все это Всевышний Аллах создал для постоянного существования.

Человек состоит из трех частей: физического тела, животной души, которая держится на употреблении пищи, и особого духа, обладающего разумом. Тело человека умирает, также умирает и животная (биологическая) душа, благодаря которой мы можем двигаться, работать и т. д. Подобной душой обладают и все животные. Однако тот особый дух, обладающий разумом и свойственный только человеку, никогда не умирает.

Бесподобие - مُخَالَفَةُ الْحَوَادِثِ

Всевышний Аллах не похож ни на одно из Своих творений, и ничто из сотворенного Им не похоже на Него. Уподоблять Бога чему-либо есть неверие. Кто бы из людей ни попытался представить себе образ Всевышнего Аллаха , представленное им будет далеко от истины.

Осознание того, что мы не сможем познать Аллаха целиком и полностью, и является познанием Его. Нельзя вести дискуссии о самой личности Всевышнего. Аллах обязал людей к очищению своих убеждений от придания Всевышнему не присущих Ему качеств. А такие качества людей, как жизнь, речь, видение, знание вовсе не соответствуют одноименным качествам Всевышнего Аллаха.

Всевышний Аллах в 11-м аяте суры «Аш-Шура» сказал: «Нет ничего подобного Аллаху ». Он не похож на создания Свои, ни на кого и ни на что. Если бы Всевышний был подобен чему-либо или кому-либо, то Ему были бы присущи такие же качества, как у них (изменение, развитие), и он нуждался бы в том, кто изменил Его. Кто нуждается в другом, тот слаб, а слабость не присуща Аллаху, она противоречит Его сущности. Он чист от всех недостатков.

Некоторые заблуждаются из-за того, что они дословно понимают аяты непрямого смысла (муташабихат), приписывая тем самым Аллаху свойства Его созданий, такие как сидение, изменение, местопребывание и подобные качества, что в корне противоречит Корану, Сунне Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) и здравому смыслу. Все пророки и посланники учили тому, что достойно Господа и чего нельзя приписывать Ему. Абсурдность мнения также содержится и в том, что Аллах якобы воссел, утвердился на ‘Арше (Троне).

В Коране, точнее, в 7-м аяте суры «Алю ‘Имран» сказано, что Аллах ниспослал Пророку (мир ему и благословение) Священное Писание (Коран), которое содержит аяты мухкамат, имеющие одно значение, ясное по смыслу, и аяты муташабихат, т.е. иносказательные аяты, не имеющие однозначного смысла, и что аяты мухкамат являются основой для толкования аятов муташабихат. А что касается аятов муташабихат, то некоторые из них могут толковать только особые ученые-теологи, имеющие всеобъемлющие религиозные знания (расихун), основываясь на аяты мухкамат. Также надо знать, что среди аятов муташабихат существуют аяты, толкование которых не знает никто кроме Аллаха и тех, кому Он дарует такие знания.

Также, к примеру, 5-й аят суры «Таха» относится к аятам непрямого смысла - муташабихат, которые нужно толковать, опираясь на аяты, ясные по смыслу (мухкамат). В этом аяте есть слово «истава», которое, по словам аль-Хафиза Абу Бакра ибн аль-Араби, в арабском языке имеет 15 значений. Некоторые значения этого слова достойны Аллаха, а другие - абсурдны применительно к Нему. Необходимо знать, что в этом аяте нельзя толковать слово «истава» как «утвердиться», «воссесть» или «вознестись», так как это противоречит значению аята мухкамат: «Нет ничего подобного Аллаху » (Сура «Аш-Шура», аят 11). Также следует знать, что приписывание Аллаху таких свойств, как сидение или утверждение, противоречит здравому смыслу, так как если бы Аллах Всевышний сидел на ‘Арше, то Он был бы больше или меньше, или равен по объему ‘Аршу. Если бы Господь Бог был больше ‘Арша, то часть была бы внутри, а часть снаружи, а это абсурд. Если был бы по размеру равен ‘Аршу, то имел бы его форму, а если бы был меньше ‘Арша, то находился бы на какой-либо ограниченной площади. Отступает от веры тот, кто имеет такие убеждения.

Нельзя толковать указанный 5-й аят суры «Таха» буквально. Его необходимо толковать в соответствии с правильным вероубеждением. Его смысл заключается в следующем: ‘Арш – это самое грандиозное создание Аллаха, и Всевышний властвует над ним. Создатель пречист от всех недостатков, Он Властелин всего, самостоятельный и независимый. Это означает, что Всевышний никогда не нуждался и не будет нуждаться ни в ком и ни в чем, в то время как все созданное Им нуждается в Нем и не может существовать без поддержки Всевышнего Аллаха ни единого мига.

Самодостаточность - قِيَامُهُ بِنَفْسِه

Всевышний Аллах – самостоятельный, независимый. Это означает, что все нуждается в Нем, тогда как Он не нуждается ни в ком и ни в чем.

Единственность - اَلْوَحْدَانِيَّةُ

Бог един во всем и у Него нет сотоварищей. Не может быть двух или более богов, иначе во всей Вселенной был бы хаос, неизбежно ведущий ее со временем к гибели. Идеальный порядок во всем существующем - это признак единственности Бога.

Эти качества очищают Всевышнего Аллаха от всего, что не свойственно Ему, очищают от придания Аллаху недостатков и бессилия. Например, противоположным атрибуту «безначальность» является качество, означающее наличие начала чего-либо, а обратным атрибуту «вечность» является качество, под которым понимается исчезновение, конец или смерть. Таким образом, эти пять атрибутов отрицают все качества, не присущие Всевышнему Аллаху.

Все приведенные выше качества Аллаха являются безусловными, обязательно присущими Ему. Кроме приведенных атрибутов, у Всевышнего есть еще одно качество, не являющееся обязательным для Него. Это - сотворение чего-либо. Если Он захочет что-то, то Он создает его, если не захочет - не создает. Аллах сотворил мир не потому, что это было обязательным для Него (Он мог и не делать этого), Он создал мир исключительно по Своей воле.

Вера в существование Аллаха требует убежденности в том, что Ему безусловно присущи эти тринадцать качеств. Кроме них у Него есть неисчислимое множество совершенных качеств и прекрасных имен, сущность которых знает только Он Сам.

Качества, противоположные тринадцати перечисленным выше, не присущи Всевышнему Аллаху, они недопустимы для Него. Аллах чист от этих и других несовершенных качеств, не достойных Его. Кто бы и в каком бы образе ни пытался представить Аллаха, Он абсолютно не похож на этот образ. Он един в сущности, в качествах и в делах. Его качества были всегда и не являются созданными, они ни в чем не похожи на качества людей или других творений.

Истинное величие, сущность Всевышнего Аллаха, Его совершенство, истину о Нем никто не в состоянии полностью осознать, кроме Него Самого. Необходимые и достаточные знания об Аллахе человечество получает через Его пророков и благодаря Его книгам.



Тавхид - единобожие, монотеизм

Самое большое творение Всевышнего Аллаха, созданное Им из нура и включающее в себя все сотворенное Им.

Также одно из самых больших творений Аллаха, созданное из нура

Огромное творение, созданное из нура. Его диаметр больше, чем земля и небеса вместе взятые.

Ал-Лявх аль-махфуз (Хранимая Скрижаль) - небесный прототип всех Священных Писаний, в котором записано все, что было на Земле и что произойдет в будущем.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.