Возрастные особенности зрительной сенсорной системы. Возрастные особенности органа зрения Возрастные особенности органа зрения

Глазное яблоко у человека развивается из нескольких источ­ников. Светочувствительная оболочка (сетчатка) происходит из боковой стенки мозгового пузыря (будущий промежуточный мозг), хрусталик - из эктодермы, сосудистая и фиброзная обо­лочка - из мезенхимы. В конце 1-го - начале 2-го месяца внут­риутробной жизни на боковых стенках первичного мозгового пузыря появляется небольшое парное выпячивание - глазные пузыри. В процессе развития стенка глазного пузыря впячива­ется внутрь его и пузырь превращается в двухслойный глазной бокал. Наружная стенка бокала в дальнейшем истончается и пре­образуется в наружную пигментную часть (слой). Из внутренней стенки этого пузыря образуется сложно устроенная световоспринимающая (нервная) часть сетчатки (фотосенсорный слой). На 2-м месяце внутриутробного развития прилежащая к глазно­му бокалу эктодерма утолщается, затем в ней образуется хрусталиковая ямка, превращающаяся в хрустальный пузырек. Отде­лившись от эктодермы, пузырек погружается внутрь глазного бокала, теряет полость и из него в дальнейшем формируется хру­сталик.

На 2-м месяце внутриутробной жизни в глазной бокал прони­кают мезенхимные клетки, из которых образуются внутри бока­ла кровеносная сосудистая сеть и стекловидное тело. Из приле­жащих к глазному бокалу мезенхимных клеток образуется сосу­дистая оболочка, а из наружных слоев - фиброзная оболочка. Пе­редняя часть фиброзной оболочки становится прозрачной и пре­вращается в роговицу. У плода 6 - 8 мес кровеносные сосуды, на­ходящиеся в капсуле хрусталика и стекловидном теле, исчезают; рассасывается мембрана, закрывающая отверстие зрачка (зрачко­вая мембрана).

Верхние и нижние веки начинают формироваться на 3-м ме­сяце внутриутробной жизни, вначале в виде складок эктодермы. Эпителий конъюнктивы, в том числе и покрывающий спереди роговицу, происходит из эктодермы. Слезная железа развивается из выростов конъюнктивального эпителия в латеральном части формирующегося верхнего века.

Глазное яблоко у новорожденного относительно большое, его переднезадний размер составляет 17,5 мм, масса - 2,3 г. К 5 годам масса глазного яблока увеличивается на 70 %, а к 20 - 25 го­дам - в 3 раза по сравнению с новорожденным.

Роговица у новорожденного относительно толстая, кривизна ее в течение жизни почти не меняется. Хрусталик почти круглый. Особенно быстро растет хрусталик в течение 1-го года жизни, в дальнейшем темпы роста его снижаются. Радужка выпуклая кпе­реди, пигмента в ней мало, диаметр зрачка 2,5 мм. По мере уве­личения возраста ребенка толщина радужки увеличивается, ко­личество пигмента в ней возрастает, диаметр зрачка становится большим. В возрасте 40 - 50 лет зрачок немного суживается.



Ресничное тело у новорожденного развито слабо. Рост и дифференцировка ресничной мышцы осуществляется довольно быстро.

Мышцы глазного яблока у новорожденного развиты достаточ­но хорошо, кроме их сухожильной части. Поэтому движение гла­за возможно сразу после рождения, однако координация этих дви­жений наступает со 2-го месяца жизни ребенка.

Слезная железа у новорожденного имеет небольшие размеры, выводные канальцы железы тонкие. Функция слезоотделения по­является на 2-м месяце жизни ребенка.

Жировое тело глазницы развито слабо. У людей пожилого и старческого возраста жировое тело глазницы уменьшается в раз­мерах, частично атрофируется, глазное яблоко меньше выступа­ет из глазницы.

Глазная щель у новорожденного узкая, медиальный угол глаза закруглен. В дальнейшем глазная щель быстро увеличивается. Удетей до 14 -15 лет она широкая, поэтому глаз кажется боль­шим, чем у взрослого человека.

Сложное развитие глазного яблока приводит к появлению врожденных дефектов. Чаще других встречается неправильная кривизна роговицы или хрусталика, вследствие чего изображение на сетчатке искажается (астигматизм). При нарушенных пропор­циях глазного яблока появляются врожденные близорукость (зри­тельная ось удлинена) или дальнозоркость (зрительная ось уко­рочена). Щель в радужке (колобома) чаще бывает в переднемедиальном ее сегменте. Остатки ветвей артерии стекловидного тела мешают прохождению света в стекловидном теле. Иногда встреча­ется нарушение прозрачности хрусталика (врожденная катаракта). Недоразвитие венозного синуса склеры (пглеммов канал) или про­странств радужно-роговичного угла (фонтановых пространств) вызывает врожденную глаукому.



Контрольные вопросы

1. Перечислите органы чувств, дайте каждому из них функциональную характеристику.

2.Расскажите о строении оболочек глазного яблока.

3.Назовите структуры, относящиеся к прозрачным средам глаза

4.Перечислите органы, которые относятся к вспомогателен аппаратам глаза. Какие функции выполняет каждый из вспомогательных органов глаза?

5.Расскажите о строении и функциях аккомодационною аппарата
глаза.

6.Опишите проводящий путь зрительного анализатора от рецепторов, воспринимающих свет, до коры большого мозга.

7.Расскажите об адаптации глаза к свету и о цветовом зрении

ОРГАНЫ СЛУХА И РАВНОВЕСИЯ (ПРЕДДВЕРНО-УЛИТКОВЫЙ ОРГАН)

Органы слуха и равновесия, выполняющие разные функции, объединены в сложную систему (рис. 108).

Орган равновесия находится внутри каменистой части (пирамиды) височной кости и играет важную роль в ориентации чевека в пространстве.

Рис. 108. Преддверно-улитковый орган:

1 - ушная раковина; 2 - наружный слуховой проход; 3 - барабанная перепонка; 4 - барабанная полость; 5 - молоточек; 6 - наковальня; 7 -стремя, 8- полукружные протоки; 9 - преддверие; 10 - улитка; 11 - прг-i улитковый нерв; 12 - слуховая труба

Новорожденный появляется на свет с системой зрительного восприятия, очень непохожей на аналогичную систему взрослого человека. В дальнейшем и оптический аппарат, и те органы, которые отвечают за получение «картинки» и ее интерпретацию головным мозгом, подвергаются весьма существенным изменениям. Несмотря на то, что процесс развития полностью завершается к 20-25 годам, наиболее масштабные изменения органов зрения приходятся на первый год жизни ребенка.

Особенности зрения у детей раннего возраста

В течение всего периода внутриутробного развития органы зрения малышу практически не нужны. После рождения система зрительного восприятия начинает бурно развиваться. Основным изменениям подвергаются:

  • Глазное яблоко. У новорожденного оно похоже на шар, сильно сплющенный по горизонтали и вытянутый по вертикали. По мере роста форма глаза приближается к шарообразной;
  • Роговица. Толщина основного преломляющего диска в центре у малыша первых месяцев жизни составляет 1,5 мм, диаметр – около 8 мм, а радиус кривизны поверхности – порядка 7 мм. Рост роговицы происходит за счет растягивания образующей ее ткани. В результате, по мере взросления ребенка этот орган становится шире, тоньше и приобретает более округлую поверхность. Кроме того, роговица новорожденного почти лишена чувствительности в связи со слабым развитием некоторых черепных нервов. Со временем этот параметр также приходит в норму;
  • Хрусталик малыша представляет собой почти правильный шарик. Развитие этого важнейшего элемента оптической системы идет по пути уплощения и превращения в двояковыпуклую линзу;
  • Зрачок и радужная оболочка. Особенностью зрения у детей, только что появившихся на свет, является недостаток в организме красящего пигмента – меланина. Поэтому радужка у малышей, как правило, светлая (голубовато-сероватая). Мышцы, ответственные за расширение зрачка, развиты слабо; в норме зрачок у новорожденных узкий;
  • Основной элемент зрительного анализатора – сетчатка, у ребятишек первых месяцев жизни состоит из десяти слоев, имеющих разное строение, и имеет очень низкую разрешающую способность. К полугодовалому возрасту сетчатка растягивается, шесть слоев из десяти истончаются и совсем исчезают. Формируется желтое пятно – зона оптимальной фокусировки световых лучей;
  • Передняя камера глаза (пространство между роговицей и поверхностью радужки) углубляется и расширяется в первые годы жизни;
  • Кости черепа, образующие глазницу. У малышей полости, в которых расположены глазные яблоки, недостаточно глубоки. Из-за этого оси глаз оказываются скошенными, и возникает такая особенность зрения у детей, как видимость сходящегося косоглазия.

Некоторые детишки появляются на свет с дефектами век, а также слезных желез или слезовыделительных протоков. В дальнейшем это может стать причиной развития патологий зрения.

Особенности зрения у детей различного возраста

Специфика строения зрительного аппарата новорожденного является причиной того, что малыш видит плохо. Со временем система восприятия изображения совершенствуется, и недостатки зрения исправляются:

  • Изменение конфигурации глазного яблока приводит к коррекции врожденной дальнозоркости, которая наблюдается у подавляющего большинства новорожденных (около 93%). У большинства трехлетних детишек форма глаз практически такая же, как у взрослых;
  • Нормальная иннервация роговицы возникает уже у годовалого ребенка (к 12 месяцам полностью развиваются соответствующие черепные нервы). Геометрические параметры роговицы (диаметр, радиус кривизны, толщина) окончательно формируются к семи годам. При этом оптимизируется преломляющая сила этого элемента оптической системы, исчезает физиологический астигматизм;
  • Мышцы, расширяющие зрачок, приобретают возможность нормально работать, когда крохе исполняется 1-3 года (это очень индивидуальный процесс). Содержание меланина в организме тоже нарастает у всех ребятишек по-разному, поэтому цвет радужки может оставаться нестабильным до 10-12 лет;
  • Изменения формы хрусталика происходят у человека всю жизнь. Для малышей решающим моментом является становление навыка аккомодации (возможности фокусировать взгляд на различных расстояниях), которое происходит в первые месяцы жизни. Кроме того, с развитием хрусталика возрастает его преломляющая сила;
  • Оптимизация размеров и формы глазницы за счет роста костей черепа, которая завершается к 8-10 годам.

Основной особенностью зрения у детей является врожденное несовершенство оптического аппарата и системы интерпретации изображения. Если развитие крохи идет нормально, к трехмесячному возрасту он получает навыки пространственного восприятия, к полугоду – умеет видеть предметы в трехмерном изображении и прекрасно различает цвета. Острота зрения, очень низкая у малышей, достигает уровня, характерного для взрослых, приблизительно к 5-7 годам.

Зрительные функции - это комплекс отдельных компонентов зрительного акта, позволяющих ориентироваться в пространстве, воспринимать форму и цвет предметов, видеть их на разном расстоянии при ярком свете и в сумерках.

Принято различать пять основных зрительных функций: центральное или форменное зрение, периферическое зрение, светоощущение, цветоощущение и бинокулярное зрение.

Центральное зрение.

Центральное зрение осуществляется колбочковым аппаратом сетчатки. Важной его особенностью является восприятие формы предметов. Поэтому эта функция называется форменным зрением.

Состояние центрального зрения определяется остротой зрения.

Острота зрения

Остроту зрения определяет способность глаза воспринимать мелкие детали на большом расстоянии или различать две точки, расположенные на минимальном расстоянии друг от друга. Чем меньше деталь, которую различает глаз, или чем больше расстояние, с которого видна эта деталь, тем выше острота зрения и, наоборот, чем больше деталь и меньше расстояние, тем она ниже.

Для исследования остроты зрения применяют таблицы, содержащие несколько рядов специально подобранных знаков, которые называются оптотипами. В качестве оптотипов используют буквы, цифры, крючки, полосы и рисунки и т.п.

Для обследования грамотных и неграмотных людей разных национальностей Ландольт предложил использовать в качестве оптотипа незамкнутые кольца разной величины. В 1909 г. на XI Международном конгрессе офтальмологов кольца Ландольта были приняты в качестве интернационального оптотипа. Они входят в большинство современных таблиц.

В нашей стране наиболее распространена таблица Головина - Сивцева.

При более низкой остроте зрения предлагают различить пальцы или движения руки исследующего. Различение их с расстояния 30 см соответствует остроте зрения, равной 0,001.

Когда зрение так мало, что глаз не различает предметов, а воспринимает только свет, остроту зрения считают равной светоощущению.

Если исследуемый не ощущает даже света, то его острота зрения равна нулю.

Острота зрения у детей претерпевает определенную эволюцию и достигает максимума к 6 - 7 годам.

Степень понижения остроты зрения является одним из основных признаков, по которому дети направляются в дошкольные учреждения и школы для слабовидящих или слепых.

Наряду с таблицами для исследования остроты зрения используют и другие устройства, в т.ч. переносные. К ним относят:

· транспарантные приборы, в которых тестовые знаки, нанесенные на полупрозрачную пластину, освещаются расположенным внутри прибора источником света;

· проекционные приборы (проекторы), с помощью которых тестовые знаки проецируются с диапозитивов на отражающий экран;

· коллиматорные приборы, которые содержат тестовые знаки на диапозитивах и специальную оптическую систему, создающую их изображение в бесконечности, что позволяет располагать предъявляемые знаки в непосредственной близости к исследуемому глазу.

При помутнениях оптических сред глаза определяют ретинальную остроту зрения. С этой целью используют интерференционные ретинометры, например лазерные. С помощью когерентного источника света на сетчатке глаза вызывают изображение решетки, образованной чередующимися светлыми и темными полосами, ширину которых можно произвольно менять. По минимальному расстоянию между полосами судят о состоянии зрения. Этот метод позволяет определить остроту зрения в пределах 0,03 - 1,33.

Итак, мы продолжим наш разговор о проблемах зрения у детей. Вчера мы обсуждали развитие органа зрения внутриутробно и остановились на вопросах, касающихся его развития в первый год жизни. Что же может нарушаться в этот период?

Проблемы развития зрения у детей в раннем возрасте

Если в раннем возрасте будет происходить ограниченное поступление световых лучей на сетчатку из-за проблем с прозрачностью каких-либо отделов оптической системы глаза – тогда зрение может пострадать. Не менее важно и нарушение в фокусировке на предметах, например, при наличии близорукости, либо проблемы с восприятием зрительных образов в целом из-за повреждений зрительных нервов или области зрительных центров в коре головного мозга. В таких случаях зрение может не формироваться до нормальных значений или не развивается совсем. Как же происходит развитие зрения этом периоде? В возрасте одного месяца ребенок может фиксировать взгляд на крупных и ярких предметах – лампочке, яркой картинке с контрастным фоном, крупной игрушке. Затем к возрасту двух-трех месяцев малыш начинает следить глазами за перемещением предметов на небольшом от его глаз расстоянии – это могут быть двигающиеся игрушки на подвесном «мобиле», передвижение по комнате взрослых. Постепенно ребенок начинает учиться рассматривать детали у крупных предметов, присматриваться к мимике родителей, разглядывать свое отражение в зеркалах или следить за движением предметов уже на достаточно больших расстояниях – машины за окном, птички, листики.

После годовалого возраста за счет повышения остроты зрения возникает возможность интересоваться теми предметами, которые могут находиться на достаточно удаленном месте от ребенка. При получении большого количества активных стимулов со стороны зрения, у ребенка возникают выраженные потребности к движениям, чтобы взять и рассмотреть интересующие его объекты. Таким образом, он начинает совершать первые осознанные попытки к тому, чтобы вставать на ножки и делать свои первые в жизни шаги. Поэтому, отмечено, что дети с выраженными нарушениями зрения начинать самостоятельно ходить значительно позже хорошо видящих сверстников. На втором году жизни детишки начинают произносить первые отдельные слова и простые предложения. В развитии таких речевых навыков им помогает накопление большого зрительного опыта по восприятию речи окружающих его взрослых и детей. Младенцы всегда внимательно изучают мимику родителей при произнесении ими звуков и затем они пытаются воспроизводить какие-то подобные им звуки самостоятельно.

Естественно, если по уровню развития зрения у ребенка нет возможности воспринимать артикуляцию в речи родителей, тогда у детей будут формироваться плохие навыки в звуко- или словообразовании. К трем годам у детей при правильной постановке вопросов есть возможность самостоятельного ответа о том, что или как он видит. Поэтому в этом возрасте родители уже могут проконтролировать развитие зрительного анализатора, если обращают внимание ребенка на описание различных объектов в окружающем их мире. К возрасту трех лет детишки должны без ошибок узнавать любые предметы размерами около 10 см с расстояния не менее 5-6 метров, они должны различать летящие в небе самолеты или небольших птиц, сидящих на верхушке деревьев. Естественно, что дети в таком возрасте могут закапризничать или путать правильные ответы, но тогда можно просто предложить ему альтернативы, спросив – что ты видишь, зайчика или кошечку? Ребенок должен выбрать правильный ответ.

Помните, что детям до двух лет нельзя позволять смотреть телевизор и разные передачи-мультики. Смысла происходящего на экране они пока не могут понять, и телевизор ими воспринимается как универсальная, мигающая звуковая игрушка. При этом мышцы глаз малышей в таком возрасте просто физически не готовы к такой зрительной нагрузке и напряжению. Далее, в возрасте четырех-шести лет на глазки ребенка накладываются нагрузки, которые практически соизмеримы со школьными нагрузками – дети занимаются в детском садике, группах подготовки к школе, вырезают, лепят и рисуют. Но именно в этот период важно не перегружать глаза и мышцы глаз, нужно делать частые перерывы в зрительных нагрузках – занятия и статичные творческие уроки не должны превышать 20-30 минут в день и перерывы между ними не должны быть менее 15 минут. В этом возрасте можно смотреть и мультики, но при просмотре их дети должны находиться на максимальном от телевизора расстоянии, исходя из диагонали экрана, но не менее трех метров.

При любой возможности стоит отказаться от использования электронных развивашек и игр с маленькими экранами на телефонах, так как они вынуждают глазки малыша длительно и сильно напрягаться, чтобы глаза моли рассмотреть мелкие детали на экране. Нужно помнить о том, что даже получасовое занятие подобными видами развлечений может давать выраженный спазм в области зрительных мышц на протяжении нескольких часов, а иногда и на несколько дней. Первыми признаками таких спазмов являются боли в глазках и их покраснение, истечение слезы, а также жалобы ребенка на головные боли и на расплывчатость в видении предметов вдали. При постоянных таких серьезных нагрузках и длительном существовании спазмов зрительных мышц может провоцироваться развитие близорукости.

К возрасту шести-семи лет зрение у детей достигает уровня взрослого человека, то есть острота их зрения становится равной «единице». При таком зрении глаза вполне отлично могут различать предметы как вдалеке, так и на достаточно близком расстоянии, и рефракция глаз становится соразмерной или эмметропической. Одним словом – глаза видят стопроцентно. При прохождении световых лучей фокус изображения попадает точно на сетчатку и воспринимается максимально четко. И таким образом, именно в этом возрасте органы зрения, наряду со всем остальным организмом, могут быть полностью готовы к обучению в школе. С той целью, чтобы к началу активных школьных занятий все отделы зрительной системы малыша были отлично подготовлены к предстоящей им нагрузке, и ничего в дальнейшем не мешало работе органа зрения, важно с самого раннего возраста проводить регулярный профилактический осмотр в кабинете врача-офтальмолога и своевременная коррекция возможных нарушений зрения.

Выявление заболеваний глаз с раннего возраста

Важно регулярное обследование глаз ребенка у врача, и впервые зрение проверяют еще в родильном доме, когда можно выявить основные признаки многих из врожденных заболеваний глаз. Одним из них является врожденная катаракта – это помутнение хрусталика, который в норме должен быть абсолютно прозрачным. Катаракта проявляется в виде сероватого свечения в зоне зрачка, при этом зрачок сам выглядит не черным, а имеет серый цвет. Обычно лечение этого заболевания осуществляется хирургически, путем удаления помутневшего хрусталика. Если этого не делать, при длительном существование помех в прохождении лучей света в зону сетчатки глаза приводит к формированию резкой задержки в развитии зрения. После проведения подобной операции ребенку нужно будет ношение специальных очков или контактных линз, заменяющих хрусталик. Но некоторые из видов катаракты нельзя оперировать в раннем детском возрасте, и при таких условиях будут проводиться периодические курсы стимулирующей терапии. При таком лечении на глаза будут воздействовать световым или лазерным излучением, магнитными и электрическими полями, проводить занятия по специальным компьютерным программам, назначать необходимые лекарственные препараты, что позволит оттянуть период хирургической коррекции до более старшего возраста ребенка, когда будет возможность для проведения имплантации искусственной линзы-хрусталика.

Очень похожими изменениями с катарактой могут проявиться и другие, более серьезные поражения глаз ребенка. Одной из самых серьезных патологий будет являться ретинобластома – злокачественное поражение сетчатки опухолью. На ранних стадиях на опухоль возможно воздействие лучевыми методами. Особые конструкции лучевых аппликаторов – пластин с нанесенными на них радиоактивными материалами, пришивают непосредственно к области склеры в месте проецирования опухоли. Место пришивания будет определяться при проведении операции и просвечивании склеры особым прибором, похожим на фонарик – диафаноскопом. Там, где выявляется тень от опухоли, подшивается аппликатор. Радиоактивные материалы разрушают ткани опухоли сквозь склеру. Однако, в поздних стадиях опухоли, когда может возникать угроза распространения тканей опухоли за территорию глаза, прибегают только к единственному пути – удалению пораженного глазного яблока.

Это далеко не все заболевания глаз, выявляемые при первых осмотрах у офтальмолога, и завтра мы продолжим с вами обсуждение вариантов развития и лечения многих из врожденных и ранних приобретенных поражений зрения у детей.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

  • Введение 2
  • 1. Орган зрения 3
  • 8
  • 12
  • 13
  • Заключение 15
  • Литература 16

Введение

Актуальность темы нашей работы очевидна. Орган зрения, organum visus, играет важную роль в жизни человека, в его общении с внешней средой. В процессе эволюции этот орган прошел путь от светочувствительных клеток на поверхности тела животного до сложно устроенного органа, способного осуществлять движения в направлении пучка света и посылать этот пучок на специальное светочувствительные клетки в толще задней стенки глазного яблока, воспринимающие как черно-белое, так и цветное изображение. Достигнув совершенства, орган зрения у человека улавливает картины внешнего мира, трансформирует световое раздражение в нервный импульс.

Орган зрения расположен в глазнице и включает глаз и вспомогательные органы зрения. С возрастом происходят определенные изменения в органах зрения, что приводит к общему ухудшению самочувствия человека, к социальным и психологическим проблемам.

Цель нашей работы - выяснить, в чем заключаются возрастные изменения органов зрения.

Задача - изучить и проанализировать литературу по данной теме.

1. Орган зрения

Глаз, oculus (греч. ophthalmos), состоит из глазного яблока и зрительного нерва с его оболочками. Глазное яблоко, bulbus oculi, округлое. В нем выделяют полюса -- передний и задний, polus anterior et polus posterior. Первый соответствует наиболее выступающей точке роговицы, второй находится латеральнее места выхода из глазного яблока зрительного нерва. Линия, соединяющая эти точки, называется наружной осью глаза, axis bulbi externus. Она равна примерно 24 мм и находится в плоскости меридиана глазного яблока. Внутренняя ось глазного яблока, axis bulbi internus (от задней поверхности роговицы до сетчатки), составляет 21,75 мм. При наличии более длинной внутренней оси лучи света после преломления их в глазном яблоке собираются в фокусе впереди сетчатки. При этом хорошее видение предметов возможно только на близком расстояний -- близорукость, миопия (от греч. myops -- щурящий глаз). Фокусное расстояние у близоруких короче внутренней оси глазного яблока.

Если внутренняя ось глазного яблока относительно короткая, то лучи света после преломления собираются в фокусе позади сетчатки. Видение вдаль лучше, чем вблизи, -- дальнозоркость, гиперметропия (от греч. metron -- мера, ops -- род, opos -- зрение). Фокусное расстояние у дальнозорких длиннее внутренней оси глазного яблока.

Вертикальный размер глазного яблока составляет 23,5 мм, а поперечный -- 23,8 мм. Эти два размера находятся в плоскости экватора.

Выделяют зрительную ось глазного яблока, axis opticus, которая простирается от его переднего полюса до центральной ямки сетчатки -- точки наилучшего видения. (рис. 202).

Глазное яблоко состоит из оболочек, которые окружают ядро глаза (водянистая влага в передней и задней камерах, хрусталик, стекловидное тело). Выделяют три оболочки: наружную фиброзную, среднюю сосудистую и внутреннюю чувствительную.

Фиброзная оболочка глазного яблока, tunica fibrosa bulbi, выполняет защитную функцию. Передняя часть ее прозрачная и называется роговицей, а большая задняя часть из-за белесоватого цвета получила название белочной оболочки, или склеры. Границей между роговицей и склерой служит неглубокая циркулярная борозда склеры, sulcus sclerae.

Роговица, cornea, является одной из прозрачных сред глаза и лишена сосудов. Она имеет вид часового стекла, выпуклого спереди и вогнутого сзади. Диаметр роговицы -- 12 мм, толщина -- около 1 мм. Периферический край (лимб) роговицы, limbus corneae, как бы вставлен в передний отдел склеры, в которую переходит роговица.

Склера, sclera, состоит из плотной волокнистой соединительной ткани. В задней ее части имеются многочисленные отверстия, через которые выходят пучки волокон зрительного нерва и проходят сосуды. Толщина склеры у места выхода зрительного нерва составляет около 1 мм, а в области экватора глазного яблока и в переднем отделе -- 0,4-0,6 мм. На границе с роговицей в толще склеры залегают узкий круговой канал, заполненный венозной кровью, -- венозный синус склеры, sinus venosus sclerae (шлеммов канал).

Сосудистая оболочка глазного яблока, tunica vasculosa bulbi, богата кровеносными сосудами и пигментом. Она непосредственно прилежит с внутренней стороны к склере, с которой прочно сращена у места выхода из глазного яблока зрительного нерва и у границы склеры с роговицей. В сосудистой оболочке выделяют три части: собственно сосудистую оболочку, ресничное тело и радужку.

Собственно сосудистая оболочка, choroidea, выстилает большую заднюю часть склеры, с которой, кроме указанных мест, сращена рыхло, ограничивая изнутри имеющееся между оболочками так называемое околососудистое пространство, spatium perichoroideale.

Ресничное тело, corpus ciliare, представляет собой средний утолщенный отдел сосудистой оболочки, расположенный в виде кругового валика в области перехода роговицы в склеру, позади радужки. С наружным ресничным краем радужки ресничное тело сращено. Задняя часть ресничного тела -- ресничный кружок, orbiculus ciliaris, имеет вид утолщенной циркулярной полоски шириной 4 мм, переходит в собственно сосудистую оболочку. Передняя часть ресничного тела образует около 70 радиарно ориентированных утолщенных на концах складок длиной до 3 мм каждая -- ресничные отростки, processus ciliares. Эти отростки состоят в основном из кровеносных сосудов и составляют ресничный венец, corona ciliaris.

В толще ресничного тела залегает ресничная мышца, m. ciliaris, состоящая из сложно переплетающихся пучков гладких мышечных клеток. При сокращении мышцы происходит аккомодация глаза -- приспособление к четкому видению предметов, находящихся на различном расстоянии. В ресничной мышце выделяют меридиональные, циркулярные и радиарные пучки неисчерченных (гладких) мышечных клеток. Меридиональные (продольные) волокна, fibrae meridionales (longitudinales), этой мышцы берут начало от края роговицы и от склеры и вплетаются в переднюю часть собственно сосудистой оболочки. При их сокращении оболочка смещается кпереди, в результате чего уменьшается натяжение ресничного пояска, zonula ciliaris, на котором укреплен хрусталик. Капсула хрусталика при этом расслабляется, хрусталик изменяет свою кривизну, становится более выпуклым, а его преломляющая способность увеличивается. Циркулярные волокна, fibrae circulares, начинающиеся вместе с меридиональными волокнами, расположены кнутри от последних в циркулярном направлении. При своем сокращении суживают цилиарное тело, приближая его к хрусталику, что также способствует расслаблению капсулы хрусталика. Радиальные волокна, fibrae radiales, начинаются от роговицы и склеры в области радужно-роговичного угла, располагаются между меридиональными и циркулярными пучками ресничной мышцы, сближая эти пучки при своем сокращении. Присутствующие в толще цилиарного тела эластические волокна расправляют цилиарное тело при расслаблении его мышцы.

Радужка, iris, -- самая передняя часть сосудистой оболочки, видимая через прозрачную роговицу. Она имеет вид диска толщиной около 0,4 мм, поставленного во фронтальной плоскости. В центре радужки имеется круглое отверстие -- зрачок, рuрillа. Диаметр зрачка непостоянный: зрачок суживается при сильном освещении и расширяется в темноте, выполняя роль диафрагмы глазного яблока. Зрачок ограничен зрачковым краем радужки, margo pupillaris. Наружный ресничный край, margo ciliaris, соединяется с ресничным телом и со склерой при помощи гребенчатой связки, lig. pectinatum iridis (BNA). Эта связка заполняет образованный радужкой и роговицей радужно-роговичный угол, angulus iridocornealis. Передняя поверхность радужки обращена в сторону передней камеры глазного яблока, а задняя -- к задней камере и хрусталику. В соединительнотканной строме радужки располагаются кровеносные сосуды. Клетки заднего эпителия богаты пигментом, от количества которого зависит цвет радужки (глаза). При наличии большого количества пигмента цвет глаза темный (коричневый, карий) или почти черный. Если пигмента мало, то радужка будет иметь светло-серый или светло-голубой цвет. При отсутствии пигмента (альбиносы) радужка красноватого цвета, так как сквозь нее просвечивают кровеносные сосуды. В толще радужки лежат две мышцы. Вокруг зрачка циркулярно расположены пучки гладких мышечных клеток -- сфинктер зрачка, m. sphincter pupillae, а радиально от ресничного края радужки до ее зрачкового края простираются тонкие пучки мышцы, расширяющей зрачок, m. dilatator pupillae (расширитель зрачка).

Внутренняя (чувствительная) оболочка глазного яблока (сетчатка), tunica interna (sensoria) bulbi (retina), плотно прилежит с внутренней стороны к сосудистой оболочке на всем ее протяжении, от места выхода зрительного нерва до края зрачка. В сетчатке, развивающейся из стенки переднего мозгового пузыря, выделяют два слоя (листка): наружную пигментную часть, pars pigmentosa, и сложно устроенную внутреннюю светочувствительную, получившую название нервной части, pars nervosa. Соответственно функции выделяют большую заднюю зрительную часть сетчатки, pars optica retinae, содержащую чувствительные элементы -- палочковидные и колбочковидные зрительные клетки (палочки и колбочки), и меньшую -- "слепую" часть сетчатки, лишенную палочек и колбочек. "Слепая" часть сетчатки объединяет ресничную часть сетчатки, pars ciliaris retinae, и радужковую часть сетчатки, pars iridica retinae. Границей между зрительной и "слепой" частями является хорошо видимый на препарате вскрытого глазного яблока зубчатый край, ora serrata. Он соответствует месту перехода собственно сосудистой оболочки в ресничный кружок, orbiculus ciliaris, сосудистой оболочки.

В заднем отделе сетчатки на дне глазного яблока у живого человека с помощью офтальмоскопа можно видеть беловатого цвета пятно диаметром около 1,7 мм -- диск зрительного нерва, discus nervi optici, с приподнятыми в виде валика краями и небольшим углублением, excavatio disci, в центре (рис. 203).

Диск является местом выхода из глазного яблока волокон зрительного нерва. Последний, будучи окружен оболочками (продолжение оболочек головного мозга), образующими наружное и внутреннее влагалища зрительного нерва, vagina externa et vagina interna n. optici, направляется в сторону зрительного канала, открывающегося в полость черепа. Вследствие отсутствия светочувствительных зрительных клеток (палочек и колбочек) область диска называют слепым пятном. В центре диска видна входящая в сетчатку ее центральная артерия, a. centralis retinae. Латеральнее диска зрительного нерва примерно на 4 мм, что соответствует заднему полюсу глаза, находится желтоватого цвета пятно, macula, с небольшим углублением -- центральной ямкой, fovea centralis. Центральная ямка является местом наилучшего видения: здесь сосредоточены только колбочки. Палочки в этом месте отсутствуют.

Внутренняя часть глазного яблока заполнена водянистой влагой, находящейся в передней и задней камерах глазного яблока, хрусталиком и стекловидным телом. Вместе с роговицей все эти образования являются светопреломляющими средами глазного яблока. Передняя камера глазного яблока, camera anterior bulbi, содержащая водянистую влагу, humor aquosus, находится между роговицей спереди и передней поверхностью радужки сзади. Через отверстие зрачка передняя камера сообщается с задней камерой глазного яблока, camera posterior bulbi, которая расположена позади радужки и ограничена сзади хрусталиком. Задняя камера сообщается с пространствами между волокнами хрусталика, fibrae zonulares, соединяющими сумку хрусталика с ресничным телом. Пространства пояска, spatia zonularia, имеют вид круговой щели (петитов канал), лежащей по периферии хрусталика. Они, так же как и задняя камера, заполнены водянистой влагой, которая образуется при участии многочисленных кровеносных сосудов и капилляров, залегающих в толще ресничного тела.

Расположенный позади камер глазного яблока хрусталик, lens, имеет форму двояковыпуклой линзы и обладает большой светопреломляющей способностью. Передняя поверхность хрусталика, facies anterior lentis, и наиболее выступающая ее точка -- передний полюс, polus anterior, обращены в сторону задней камеры глазного яблока. Более выпуклая задняя поверхность, facies posterior, и задний полюс хрусталика, polus posterior lentis, прилежат к передней поверхности стекловидного тела. Стекловидное тело, corpus vitreum, покрытое по периферии мембраной, находится в стекловидной камере глазного яблока, camera vitrea bulbi, позади хрусталика, где плотно прилежит к внутренней поверхности сетчатки. Хрусталик как бы вдавлен в переднюю часть стекловидного тела, которое в этом месте имеет углубление, получившее название стекловидной ямки, fossa hyaloidea. Стекловидное тело представляет собой желеобразную массу, прозрачную, лишенную сосудов и нервов. Преломляющая способность стекловидного тела близка к показателю преломления водянистой влаги, заполняющей камеры глаза.

2. Развитие и возрастные особенности органа зрения

Орган зрения в филогенезе проделал путь от отдельных эктодермального происхождения светочувствительных клеток (у кишечно-полостных) до сложно устроенных парных глаз у млекопитающих. У позвоночных животных глаза развиваются сложно: из боковых выростов мозга образуется светочувствительная оболочка -- сетчатка. Средняя и наружная оболочки глазного яблока, стекловидное тело формируются из мезодермы (среднего зародышевого листка), хрусталик -- из эктодермы.

Внутренняя оболочка (сетчатка) по форме напоминает двухстенный бокал. Из тонкой наружной стенки бокала развивается пигментная часть (слой) сетчатки. Зрительные (фоторецепторные, светочувствительные) клетки находятся в более толстом внутреннем слое бокала. У рыб дифференцировка зрительных клеток на палочковидные (палочки) и колбочковидные (колбочки) выражена слабо, у рептилий имеются одни колбочки, у млекопитающих в сетчатке находятся преимущественно палочки; у водных и ночных животных колбочки в сетчатке отсутствуют. В составе средней (сосудистой) оболочки уже у рыб начинает формироваться ресничное тело, усложняющееся в своем развитии у птиц и млекопитающих. Мышцы в радужке и в ресничном теле впервые появляются у амфибий. Наружная оболочка глазного яблока у низших позвоночных состоит преимущественно из хрящевой ткани (у рыб, частично у амфибий, у большинства ящерообразных и однопроходных). У млекопитающих она построена только из волокнистой (фиброзной) ткани. Передняя часть фиброзной оболочки (роговица) прозрачная. Хрусталик у рыб, амфибий округлый. Аккомодация достигается вследствие перемещения хрусталика и сокращения особой передвигающей хрусталик мышцы. У рептилий и птиц хрусталик способен не только перемещаться, но и изменять свою кривизну. У млекопитающих хрусталик занимает постоянное место, аккомодация осуществляется вследствие изменения кривизны хрусталика. Стекловидное тело, имеющее вначале волокнистую структуру, постепенно становится прозрачным.

Одновременно с усложнением строения глазного яблока развиваются вспомогательные органы глаза. Первыми появляются шесть глазодвигательных мышц, преобразующихся из миотомов трех пар головных сомитов. Веки начинают формироваться у рыб в виде одной кольцевидной кожной складки. У наземных позвоночных животных образуются верхние и нижние веки, а у большинства из них у медиального угла глаза имеется также мигательная перепонка (третье веко). У обезьян и человека остатки этой перепонки сохраняются в виде полулунной складки конъюнктивы. У наземных позвоночных животных развивается слезная железа, формируется слезный аппарат.

Глазное яблоко у человека также развивается из нескольких источников. Светочувствительная оболочка (сетчатка) происходит из боковой стенки мозгового пузыря (будущий промежуточный мозг); главная линза глаза -- хрусталик -- непосредственно из эктодермы; сосудистая и фиброзная оболочки -- из мезенхимы. На ранней стадии развития зародыша (конец 1-го, начало 2-го месяца внутриутробной жизни) на боковых стенках первичного мозгового пузыря (prosencephalon) появляется небольшое парное выпячивание -- глазные пузыри. Концевые отделы их расширяются, растут в сторону эктодермы, а соединяющие с мозгом ножки суживаются и в дальнейшем превращаются в зрительные нервы. В процессе развития стенка глазного пузыря впячивается внутрь его и пузырь превращается в двухслойный глазной бокал. Наружная стенка бокала в дальнейшем истончается и трансформируется в наружную пигментную часть (слой), а из внутренней стенки образуется сложно устроенная световоспринимающая (нервная) часть сетчатки (фотосенсорный слой). На стадии формирования глазного бокала и дифференцировки его стенок, на 2-м месяце внутриутробного развития, прилежащая к глазному бокалу спереди эктодерма вначале утолщается, а затем образуется хрусталиковая ямка, превращающаяся в хрусталиковый пузырек. Отделившись от эктодермы, пузырек погружается внутрь глазного бокала, теряет полость и из него в дальнейшем формируется хрусталик.

На 2-м месяце внутриутробной жизни в глазной бокал через образовавшуюся на нижней его стороне щель проникают мезенхимные клетки. Эти клетки образуют внутри бокала кровеносную сосудистую сеть в формирующемся здесь стекловидном теле и вокруг растущего хрусталика. Из прилежащих к глазному бокалу мезенхимных клеток образуется сосудистая оболочка, а из наружных слоев -- фиброзная оболочка. Передняя часть фиброзной оболочки становится прозрачной и превращается в роговицу. У плода 6-8 мес. кровеносные сосуды, находящиеся в капсуле хрусталика и в стекловидном теле, исчезают; рассасывается мембрана, закрывающая отверстие зрачка (зрачковая мембрана).

Верхние и нижние веки начинают формироваться на 3-м месяце внутриутробной жизни, вначале в виде складок эктодермы. Эпителий конъюнктивы, в том числе и покрывающий спереди роговицу, происходит из эктодермы. Слезная железа развивается из выростов конъюнктивального эпителия, появляющихся на 3-м месяце внутриутробной жизни в латеральной части формирующегося верхнего века.

Глазное яблоко у новорожденного относительно большое, его переднезадний размер 17,5 мм, масса -- 2,3 г. Зрительная ось глазного яблока проходит латеральнее, чем у взрослого человека. Растет глазное яблоко на первом году жизни ребенка быстрее, чем в последующие годы. К 5 годам масса глазного яблока увеличивается на 70%, а к 20-25 годам -- в 3 раза по сравнению с новорожденным.

Роговица у новорожденного относительно толстая, кривизна ее в течение жизни почти не меняется; хрусталик почти круглый, радиусы его передней и задней кривизны примерно равны. Особенно быстро растет хрусталик в течение 1-го года жизни, в дальнейшем темпы роста его снижаются. Радужка выпуклая кпереди, пигмента в ней мало, диаметр зрачка равен 2,5 мм. По мере увеличения возраста ребенка толщина радужки увеличивается, количество пигмента в ней возрастает, диаметр зрачка становится большим. В возрасте 40-50 лет зрачок немного суживается.

Ресничное тело у новорожденного развито слабо. Рост и дифференцировка ресничной мышцы осуществляются довольно быстро. Зрительный нерв у новорожденного тонкий (0,8 мм), короткий. К 20 годам жизни диаметр его возрастает почти вдвое.

Мышцы глазного яблока у новорожденного развиты достаточно хорошо, кроме их сухожильной части. Поэтому движение глаза возможно сразу после рождения, однако координация этих движений наступает со 2-го месяца жизни ребенка.

Слезная железа у новорожденного имеет небольшие размеры, выводные канальцы железы тонкие. Функция слезоотделения появляется на 2-м месяце жизни ребенка. Влагалище глазного яблока у новорожденного и детей грудного возраста тонкое, жировое тело глазницы развито слабо. У людей пожилого и старческого возраста жировое тело глазницы уменьшается в размерах, частично атрофируется, глазное яблоко меньше выступает из глазницы.

Глазная щель у новорожденного узкая, медиальный угол глаза закруглен. В дальнейшем глазная щель быстро увеличивается. У детей до 14-15 лет она широкая, поэтому глаз кажется большим, чем у взрослого человека.

3. Аномалии развития глазного яблока

Сложное развитие глазного яблока приводит к появлению врожденных дефектов. Чаще других встречается неправильная кривизна роговицы или хрусталика, вследствие чего изображение на сетчатке искажается (астигматизм). При нарушенных пропорциях глазного яблока появляются врожденные близорукость (зрительная ось удлинена) или дальнозоркость (зрительная ось укорочена). Щель в радужке (колобома) чаще бывает в переднемедиальном ее сегменте.

Остатки ветвей артерии стекловидного тела мешают прохождению света в стекловидном теле. Иногда встречается нарушение прозрачности хрусталика (врожденная катаракта). Недоразвитие венозного синуса склеры (шлеммов канала) или пространств радужно-роговичного угла (фонтановы пространства) вызывает врожденную глаукому.

4. Определение остроты зрения и его возрастных особенностей

Острота зрения отражает способность оптической системы глаза строить четкое изображение на сетчатке, то есть характеризует пространственную разрешающую способность глаза. Она измеряется путем определения наименьшего расстояния между двумя точками, достаточного для того, чтобы они не сливались, чтобы лучи от них попадали на разные рецепторы сетчатки.

Мерилом остроты зрения служит угол, который образуется между лучами, идущими от двух точек предмета к глазу, - угол зрения. Чем меньше этот угол, тем выше острота зрения. В норме этот угол равен 1 минуте (1"), или 1 единице. У некоторых людей острота зрения может быть меньше единицы. При нарушениях зрения (например, при близорукости) острота ухудшается и становится больше единицы.

С возрастом острота зрения повышается.

Таблица 12. Возрастные изменения остроты зрения при нормальных преломляющих свойствах глаза.

Острота зрения (в усл. Ед.)

6 месяцев

Взрослые

В таблице горизонтально расположены параллельные ряды букв, размер которых уменьшается от верхнего ряда к нижнему. Для каждого ряда определено расстояние, с которого две точки, ограничивающие каждую букву, воспринимаются под углом зрения в 1". Буквы самого верхнего ряда воспринимаются нормальным глазом с расстояния 50 метров, а нижнего - 5 метров. Для определения остроты зрения в относительных единицах расстояние, с которого испытуемый может прочитать строку, делится на расстояние, с которого она должна читаться при условии нормального зрения.

Опыт проводится следующим образом.

Посадите испытуемого на расстоянии 5 метров от таблицы, которая должна быть хорошо освящена. Закройте один глаз испытуемого экраном. Попросите испытуемого назвать буквы в таблице в направлении сверху вниз. Отметьте последнюю из строчек, которую испытуемый смог правильно прочитать. Делением расстояния, на котором находится испытуемый от таблицы (5 метров), на расстояние, с которого он прочитал последнюю из различаемых им строк (например, 10 метров), найдите остроту зрения. Для данного примера: 5 / 10 = 0,5.

Протокол исследования.

Острота зрения для правого глаза (в усл. ед.)

Острота зрения для левого глаза (в усл. ед.)

Заключение

Итак, в ходе написания нашей работы, мы пришли к следующим выводам:

- Орган зрения развивается и изменяется с возрастом человека.

Сложное развитие глазного яблока приводит к появлению врожденных дефектов. Чаще других встречается неправильная кривизна роговицы или хрусталика, вследствие чего изображение на сетчатке искажается (астигматизм). При нарушенных пропорциях глазного яблока появляются врожденные близорукость (зрительная ось удлинена) или дальнозоркость (зрительная ось укорочена).

Мерилом остроты зрения служит угол, который образуется между лучами, идущими от двух точек предмета к глазу, - угол зрения. Чем меньше этот угол, тем выше острота зрения. В норме этот угол равен 1 минуте (1"), или 1 единице. У некоторых людей острота зрения может быть меньше единицы. При нарушениях зрения (например, при близорукости) острота ухудшается и становится больше единицы.

Возрастные изменения органа зрения необходимо изучать и контролировать, так как зрения - одно из важнейших чувств человека.

Литература

1. М.Р.Гусева, И.М.Мосин, Т.М.Цховребов, И.И.Бушев. Особенности течения невритов зрительного нерва у детей. Тез. 3 Всесоюзной конференции по актуальным вопросам детской офтальмологии. М.1989; с.136-138

2. Е.И.Сидоренко, М.Р Гусева, Л.А. Дубовская. Церебролизиан в лечении частичных атрофии зрительного нерва у детей. Ж. Невропатологии и психиатрии. 1995; 95: 51-54.

3. М.Р.Гусева, М.Е.Гусева, О.И.Маслова. Результаты исследования иммунного статуса у детей с невритами зрительного нерва и рядом демиелинизирующих состояний. Кн. Возрастные особенности органа зрения в норме и при патологи. М., 1992, с.58-61

4. Е.И.Сидоренко, А.В.Хватова, М.Р.Гусева. Диагностика и лечение оптических невритов у детей. Методические рекомендации. М., 1992, 22 с.

5. М.Р.Гусева, Л.И.Фильчикова, И.М.Мосин и соавт. Электрофизиологические методы в оценке риска развития рассеянного склероза у детей и подростков с моносимптомным оптическим невритом Ж.Невропатологии и психиатрии. 1993; 93: 64-68.

6. И.А.Завалишин, М.Н.Захарова, А.Н.Дзюба и соавт. Патогенез ретробульбарного неврита. Ж. Невропатологии и Психиатрии. 1992; 92: 3-5.

7. И.М.Мосин. Дифференциальная и топическая диагностика оптических невритов у детей. Дис.канд.мед.наук (14.00.13) Моск.НИИ глазных болезней им. Гельмгольца М.,1994, 256 с,

8. М.Е.Гусева Клинико-параклинические критерии демиелинизирующих заболеваний у детей. Автореферат дисс.к.м.н., 1994

9. М.Р.Гусева Диагностика и патогенетическая терапия увеитов у детей. Дисс. докт.мед.наук в форме научного доклада. М.1996, 63с.

10. И.З.Карлова Клинико-иммунологические особенности оптического неврита при рассеянном склерозе. Автореферат дисс.к.м.н., 1997

Подобные документы

    Элементы, составляющие орган зрения (глаз), их соединение с головным мозгом через зрительный нерв. Топография и форма глазного яблока, особенности его строения. Характеристика фиброзной оболочки и склеры. Гистологические слои, составляющие роговицу.

    презентация , добавлен 05.05.2017

    Изучение возрастных особенностей зрения: рефлексов, световой чувствительности, остроты зрения, аккомодации и конвергенции. Анализ роли выделительной системы в поддержании постоянства внутренней среды организма. Анализ развития цветового зрения у детей.

    контрольная работа , добавлен 08.06.2011

    Зрительный анализатор. Основной и вспомогательный аппарат. Верхнее и нижнее веко. Строение глазного яблока. Вспомогательный аппарат глаза. Цвета радужной оболочки глаз. Аккомодация и конвергенция. Слуховой анализатор - наружное, среднее и внутреннее ухо.

    презентация , добавлен 16.02.2015

    Внешнее и внутреннее строение глаза, рассмотрение функций слезных желез. Сравнение органов зрения у человека и животных. Визуальная зона коры больших полушарий и понятие аккомодации и светочувствительности. Зависимость цветового зрения от сетчатки.

    презентация , добавлен 14.01.2011

    Схема горизонтального сечения правого глаза человека. Оптические недостатки глаза и аномалии рефракции. Сосудистая оболочка глазного яблока. Вспомогательные органы глаза. Гиперметропия и ее коррекция с помощью выпуклой линзы. Определение угла зрения.

    реферат , добавлен 22.04.2014

    Понятие об анализаторе. Строение глаза, его развитие после рождения. Острота зрения, близорукость и дальнозоркость, профилактика этих заболеваний. Бинокулярное зрение, развитие пространственного зрения у детей. Гигиеническое требование к освещению.

    контрольная работа , добавлен 20.10.2009

    Значение зрения для человека. Внешнее строение зрительного анализатора. Радужная оболочка глаза, слезный аппарат, расположение и строение глазного яблока. Строение сетчатки, оптическая система глаза. Бинокулярное зрение, схема движения взгляда.

    презентация , добавлен 21.11.2013

    Острота зрения у кошек, соотношение размеров головы и глаз, их строение: сетчатка, роговая оболочка, передняя глазная камера, зрачок, линза хрусталика и стекловидное тело. Преобразование падающего света в нервные сигналы. Признаки нарушения зрения.

    реферат , добавлен 01.03.2011

    Понятие об анализаторах, их роль в познании окружающего мира, свойства и внутреннее строение. Строение органов зрения и зрительного анализатора, его функции. Причины нарушения зрения у детей и последствия. Требования к оснащенности в учебных помещениях.

    контрольная работа , добавлен 31.01.2017

    Изучение глазного яблока, органа, отвечающего за ориентацию лучей света, преобразование их в нервные импульсы. Исследование особенностей фиброзной, сосудистой и сетчатой оболочек глаза. Строение цилиарного и стекловидного тел, радужки. Слезные органы.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.