Весёлые конкурсы для детей. Веселые игры для детей и взрослых


Предлагаемые игры подойдут для развлечения в больших помещениях, во дворе, на улице или на пикнике.

Для их проведения кроме сноровки и смекалки стоит запастись стульями, спичечными коробками, воздушными шариками, пуговицами и другой мелочевкой. И тогда веселье на полную катушку обеспечено!

Укротитель диких зверей

По довольно обширному кругу в комнате расставляются стулья из расчета, что один гость останется без него. Выбирается укротитель диких зверей, оставшиеся гости занимают стулья. Обладатели стульев называют животное, кого они буду олицетворять (названия не повторяются), укротитель запоминает. Потом он медленно прохаживается по кругу, называя подряд всех животных. Названное «животное» встает и идет вслед за укротителем. Когда все «животные» подняты и идут цепочкой за укротителем, он произносит: «Внимание, охотники!». А теперь задача всех, и «животных» и укротителя занять свободные стулья. Кто не успел и остался без места занимает должность укротителя диких зверей, игра продолжается.

Угадай, кто я?

Если в игре участие будут принимать большое количество гостей, то она будет проходить гораздо веселее. Выбирается ведущий, которому завязывают глаза, вокруг него, взявшись за руки, становятся остальные игроки. По хлопку ведущего, игроки начинают водить хоровод. И еще один хлопок ведущего – круг замирает. Ведущий указывает на любого игрока, которого должен угадать. Если ведущий с первого раза правильно назвал игрока, то «узнанный» становится ведущим. Если первая попытка была неудачной, то ведущему разрешается дотронуться до игрока и еще раз попытаться угадать. При правильной догадке, опознанный игрок становится ведущим. Для быстроты идентификации личности и разнообразия игры можно ввести правило, согласно которого ведущий просит гостей подать голос, например, промяукать, погавкать, прокукарекать и далее в том же духе.

Руки вверх!

Командная игра для коллектива в 8 человек или более, главное число участников должно быть четное. Присутствующие делятся на 2 команды и рассаживаются по противоположным сторонам стола. Для игры нужно обладать 1 монетой. Монета вручается одной команде, участники передают ее по рукам под столом. Предводитель команды - соперника медленно ведет счет до десяти (можно про себя), а затем произносит: «Руки вверх!». Команда, передававшая монету, должна моментально поднять руки, сжатые в кулаки. После команды «вражеского» предводителя: «Руки вниз!», игроки опускают руки ладонями вниз на стол. Игрок, у кого в руках оказалась монета, должен незаметно для окружающих прикрыть ее ладонью (во время опускания рук). Команда - соперник на общем собрании решает, у кого спрятана под ладонью монета. При правильной догадке - монета переходи к ним, при неправильной – остается у команды. Игра продолжается.

Попади в шляпу!

Как можно догадаться из названия игры, то гостям предлагается устроить пальбу по мишени – шляпе, которую устанавливают на стул и определяют расстояние, с которого будет проходить артобстрел головного убора. Каждому игроку выдается по 5 «гранат» - игральные карты, китайские палочки, неочищенные орехи (грецкие, фундук, арахис и т.д.), коктейльные соломинки и т.п. Боеприпасы можно выдать различного калибра.

Растопи лед!

Такую игру лучше устроить на лоне природе в солнечную погоду. Отдыхающие делятся на 2 команды, каждой выдается кубик льда (кубики одинакового размера). Все очень просто, команда первая растопившая лед – победитель. Кубик переходит в команде из рук в руки, каждый как может, так и растапливает (греет в руках, трет его и т.п.).

Оркестр

В такую игру забавнее развлекаться в большой компании. Каждый называет свой музыкальный инструмент, который он выбрал для «игры». Интереснее будет, если игроки выберут разные инструменты. Например, флейта, саксофон, барабан и т.д. Выбирается «дирижер» образованного оркестра, который становится к нему лицом и начинает игру на своем выбранном инструменте (например, имитирует барабанный бой, если выбрал себе барабан или надувает щеки – если флейту). Оркестр тоже начинает играть на своих инструментах, при этом, не сводя глаз с дирижера. Вдруг дирижер начинает играть на другом инструменте (выбранным иным игроком). Игрок, у которого отобрали инструмент, прекращает «игру» и руками закрывает уши. Остальные участники оркестра играют на выбранном дирижере инструменте. Через определенный временной отрезок дирижер возвращается к игре на своем инструменте, и оркестр тоже начинают играть на своих инструментах. Таким образом, дирижер меняет инструменты, а оркестр должен успеть за ним и не ошибиться в выборе инструмента.

Бутылочка

Одна из вариации игры в бутылочку, без поцелуев. На нескольких листиках (по количеству участников) пишутся различные задания, например: «Изобразите (озвучьте) животное, представленное на картинке», «Обежите вокруг дома», «Первой встреченной девушке подарите цветок», «Отожмитесь 5 раз» и т.д. Скрученные в трубочку листики засовываются в бутылку. Игроки на полу рассаживаются по кругу. Бутылка размещается в центре круга и раскручивается, игрок, напротив которого она остановилась, достает листик и выполняет написанное задание.

Жучок

Игроки образуют полукруг, в шаге от них спиной к лицам становится водящий. Водящий правую сторону лица закрывает правой ладонью, ограничивая себе обзор, а тыльной стороной левую ладонь прижимает к правому боку. Один из игроков тихонько своей ладонью ударяет по ладони водящего. Все игроки вытягивают правую руку с жатым кулаком и приподнятым большим пальцем. Водящий становится лицом к игрокам и угадывает того, кто его ударил. При удачной попытке – «опознанный» заменяет водящего, при неудачной – игра повторяется.

Подними стул

Различные варианты жима стулом: держа стул одной рукой за переднюю ножку или за заднюю, за верхнюю перекладину спинки стула, но уже двумя руками и т.д. Поднимать надо на вытянутых руках над головой, кому удалось больше всех поднять, не опуская стул на пол – победитель.

Разыгрывание приза на счет 3

Приз кладется на стул между двумя участниками. Ведущий ведет счет: раз, два, три...дцать два, раз, два, три…ста четыре, раз, два, три…надцать и т.д. Приз достанется самому внимательному и проворному, кто сумеет первым взять приз, услышав слово «три» от ведущего.

Зомби

От команды выходит по два участника, которым связывают руки (правую одного с левой второго). Свободными руками, соответственно левой одного и правой другого, участники должны упаковать заранее приготовленный подарок в сверток, потом обвязать его тесемкой, концы которой завязать в бантик. Опередившей паре присуждается очко. Потом по очкам выявляется победившая команда.

Поймай бутылку

Необходимый реквизит для игры: небольшое кольцо (диаметр 2-3 см) вырезать из дерева, картона или пластмассовой крышки. К кольцу с помощью веревки (проволоки) прикрепить палку длиной больше метра. В каком-то месте в комнате расставляются разные бутылки. Игрок, держа палку за конец, должен накинуть кольцо на горлышко бутылки. Можно приготовить несколько палок, чтобы увеличить количество одновременно играющих. Для ажиотажа, бутылки можно расставить с содержимым: «Фанта», «Кока-кола» или горячительные напитки. Кто «поймал» бутылку – тот получает ее содержимое в виде приза. Желательно, чтобы каждый игрок остался с призом.

Первооткрыватель

Для начала игрокам предлагается сделать «открытие» новой планеты – как можно быстрее надуть воздушные шары. Далее требуется «заселить» открытые планеты жителями – также быстро нарисовать их фломастером. Победитель тот, у кого окажется самая густонаселенная планета.

Песни

Игра для любителей песни. Игроки образовывают круг лицами внутрь. Ведущий затягивает песню, куплет или говорит, если не умеет петь. Без паузы следующий игрок продолжает петь куплет другой песни. И так далее, но новый куплет должен содержать хоть одно слово из «старого» куплета. Поют куплеты без паузы, каждый раз подхватывает песню игрок, стоящий справа.

Песня

Всем игрокам ведущий предлагает спеть хором. Сначала общеизвестную песню: «В лесу родилась елочка» или другую. Ведущий один раз хлопает в ладоши – хор поет, второй раз хлопает – поют мысленно (про себя), третий хлопок – опять громогласное всеобщее пение. Таким образом, несколько раз до момента, пока какой-то певец не собьется. Сбившейся певец становится ведущим и для воспроизводства предлагает свою песню, также общеизвестную. Ведущий помогает хору, особенно при мысленном пении.

Держи свою мелодию

Выбирается ведущий. Остальные игроки вспоминают хорошо им известные песни, слова и мотив. Кроме ведущего, каждый игрок будет исполнять выбранную им песню. Один хлопок ведущего – все мысленно поют (про себя). Два хлопка ведущего – громогласное пение всех игроков. Главное не сбиться с ритма, слыша постороннее пение. Потом ведущий хлопает один раз – все поют мысленно, хлопает два раза – громко поют. Допевший игрок песню до конца, ни разу не сбившись, признается победителем. За этим следит ведущий. Награда – возможность спеть любимую песню без посторонних голосов и хлопков ведущего.

Звукооператор

Для игры необходимо специальные приспособления и звуковое сопровождение. Источником характерных звуков может послужить, например: консервные банки, наполненные сухим горохом, противень, закрытая банка с сухим горохом, лыжные ботинки и доска, кастрюльки с крышками, металлическая ложка, тряпки и т.п. Необходимо подготовить магнитофон и пустую кассету. Теперь все готово для радиопостановки.
Расскажите любую сказку, например: «Сказание о добре и зле». Начало сказки может быть такое:- «Пошел я как-то в лес по грибы (засунув руки в ботинки легко перебирать по доске), пробирались сквозь сосны (звук отодвигающихся сосновых лап – тряпкой слега бить по какой-то поверхности) и неожиданно раздался звук чьих-то шагов (также руки в ботинки но медленно перебирать по доске). Шаги доносились сначала тихо, а потом звук все нарастал и нарастал (стук крышкой по кастрюле). И тут я обернулся и передо мной оказался медведь. От страха у меня затряслись поджилки (тряска закрытой банкой с горохом) и в это время грянул гром (интенсивно ложкой по противню). Я поднял голову к небу, и с него посыпались крупные капли дождя (тряска консервной банкой с горохом), обернулся на медведя, а он идет прочь с раскрытым зонтом…».
Сказку записать на магнитофон и прослушать потом.

Оживление картины

Игра командная, каждая по секрету от другой команды придумывает сюжет своей картины. Далее команды показывают пантомиму задуманных картин друг другу, на что отводится по 15 секунд. Дается время на обсуждение и выдвигается версия названия картины. Команды оглашают то, что изображали. Две номинации победителей: кто лучше отгадал, кто лучше изобразил.

Штирлиц

Выбирается ведущий, остальные на счет три замирают в различных позах. «Штирлиц» запоминает одежду и позы игроков, покидает комнату. Игроки в это время меняют 5 элементов (в одежде или позе) – 5 элементов на всех участников. Штирлиц должен найти изменения и все вернуть в исходное положение. Если ему удалось найти все пять – он дает задание игрокам, которое они обязаны выполнить. В противоположном случае – остается Штирлицем и все начинается заново.

Оригинальное знакомство

Игроки образуют круг. Каждый берет себе новое имя – иностранное или псевдоним, которое оглашает, сделав шаг вперед. Например: «Я – Наполеон». К имени в придачу придумывается жест, характерный для выбранного образа, его показывают во время представления имени. Так, например, вы представились и заложили руку за пиджак. Следующий игрок повторяет все за вами и затем представляется сам. Третьему игроку приходится повторять сначала за первым, потом за вторым игроком и уже после представляться самому. И так, снежным комом по кругу. Кто ошибется, то начинает заново с повтора предыдущего игрока (имя и жест) и опять «ком нарастает» по кругу. Пройдя несколько кругов, выявите обладателя самой длинной цепочки и как-то его порадуйте.

Нарисовать фигуру

Для игры происходит разбивка на пары. Каждая пара выступает по очереди. Незаметно для других игроков, партнер в паре пальцем рисует на спине коллеги любую фигуру. Игрок, на спине которого рисовали, изображает эту фигуру перед остальными парами: танцует, шагает, как-то двигается. Все отгадывают. По решению судьи определяется победившая пара – фигуры, которой распознали большая часть игроков.

Передай апельсин

Все игроки образовывают круг и передают друг другу апельсин или другую круглую вещь (яблоко, мяч, круглую игрушку). Передача апельсина происходит без помощи рук – подбородком или плечом. Участник, уронивший предмет, выбывает из игры. Победителями будут двое оставшихся игроков.

Карикатура

Все образовывают круг. Каждый придумывает и изображает пантомимическую карикатуру на одного из присутствующих в круге коллег. Далее по кругу участники пытаются последовательно изобразить карикатуры на всех игроков. Один изображает, остальные коллективно отгадывает. Если правильно отгадали – игру покидает «разоблаченный». В противном случае игру покидает автор пародии. И так далее по кругу, самые стойкие – победители.

Шоколадка

Командная игра для сладкоежек. Ведущий готовит для каждой команде (2) по одинаковой шоколадке. Команды рассаживаются по противоположным сторонам стола, ведущий – в центре. Ведущий, командуя: «Начали!» раздает по шоколадке ближайшим к нему игрокам. Первые игроки должны быстро развернуть шоколад и откусить кусочек, далее ее передать следующим участникам, которые тоже откусывают и передают эстафету. Победившая команда – первая съевшая шоколадку, причем ее откусить должны абсолютно все игроки, так что еще надо суметь правильно распределить сладкий инвентарь.

Шарик

На поле стоят игроки и перекидывают друг другу воздушный шарик. Правило игры - с места не двигаться (ступни от пола не отрывать). Штрафное очко присуждается тому, кто сдвинулся с места или в случае, когда мяч никто не поймал – коснулся его последним. Игрок с тремя штрафными очками становится просто наблюдателем. Последний оставшийся на игровом поле – победитель.

Брито-стрижено

Вспоминаете сказку, где супруга наперекор супругу все делала наоборот? Ведущий выходит перед игроками и показывает какое-то движение, а игроки делают все наоборот. Ведущий поднимает левую руку – игроки левую руку опускают, разводит руки - игроки сводят, приседает – подпрыгивают и т.п. Новым ведущим становится игрок допустивший ошибку.

Игра в спички

Коробку спичек (можно неполную) грудой опрокидывает на стол один из игроков. Следующий игрок берет спичку из груды таким образом, чтобы не задеть другие спички.
Если пошевелилась спичка другая, кроме той, которую достают, игрок отступает. И тащить спички начинает новый участник. Каждому дается 5-10 попыток, кто больше сумел достать спичек – тот победитель. Можно определять победителя по другому методу: Спички разукрасить в разные цвета, каждому цвету присвоить количество очков, или нарисовать круговые полоски на спичках (круг – очко). Игрок, набравший больше очков – победитель.

Кого нет и как одет?

Игра для большой компании, завязать глаза водящему. Один из гостей покидает комнату. Водящему открывают глаза и он должен сказать, кто вышел и полностью описать его гардероб.

Гомеостат (групповая совместимость)

Игроки сидя образуют круг. Все игроки сжимают кулаки и по сигналу ведущего резко «выбрасывают» пальцы. Задача игроков: «выбросить» пальцы в одинаковом количестве. Играют пока, не добьются синхронности. Переглядываться и договариваться запрещается.

Превращения

Вещи и люди превращаются в иное, без помощи слов, а путем определения целесообразности действий. Например, комната – пляж, то все игроки – море, песок, зонты. Базар – прилавки, овощи, цены, авоськи. Концертный зал – операторы, «звезды», поклонники, цветы и т. п. Можно дополнительно устроить шумовое сопровождение, изображение реквизита.

Снимание пуговиц

При помощи только указательных пальцев передавать пуговицу друг другу по цепочке. Пуговица лежит на указательном пальце. Уронивший пуговицу выбывает из игры, последний – победитель.

«Футбол» с пуговицами

Двое ворот для двух команд. Ворота – две лежащие на полу пуговицы. Также на полу с каждой стороны лежат еще три пуговицы. Среднюю пуговицу «забивают» в ворота. Поочередное забивание голов.

Пуговичный рекорд

Игрок встает на носки у края ковра и пытается положить пуговицу как можно дальше от себя. Можно при этом наклонить корпус вперед. Не удержавшийся на носках и упавший на ковер игрок, выбывает из игры. Победитель либо самый стойкий, либо тот, кто дальше других уложил пуговицу.

Самый сказочный праздник в году уже не за горами, а это значит, что пора задуматься над развлечениями: играми и конкурсами для детей и взрослых. Пожалуй, новый год – самый семейный праздник, когда все члены семьи собираются вместе, чтобы разделить радости уходящего года, вспомнить, что хорошего с ними случилось и помечтать о том, что произойдет в грядущем году.

Безусловно, меню и сервировка новогоднего стола – очень важные моменты, но если планируется веселый новый год, тогда без развлечений не обойтись! Мы подготовили для Вас 20 лучших новогодних игр, которые придутся по вкусу не только детям, но и взрослым.

#1 Угадай сколько

Для этого конкурса придется подготовиться заранее. Вам понадобится емкость, внутрь которой будут помещены некоторое количество одинаковых предметов (например, корзина с мандаринами). Емкость должна стоять на самом видном месте, чтобы каждый из гостей мог ее хорошенько рассмотреть и оценить. Задача каждого гостя – угадать, сколько предметов находится в емкости. Вам также понадобится приготовить коробку, куда каждый из гостей бросит бумажку со своим предположением и подписью. Побеждает тот, кто указал наиболее близкое к результату число.

#2 Воспоминания

Игра подойдет для детей от 6 лет. Вам понадобится от 10 до 20 различных предметов. Все участники подзываются к столу, на котором разложены предметы, и в течение одной минуты внимательно изучают их. Изучать можно только глазами. Затем предметы накрываются полотенцем, а участникам выдается по листу бумаги и ручка. Задача каждого игрока написать как можно больше предметов из тех, что лежали на столе.

#3 Стикер Сталкер

Игра подойдет для большой компании. В начале праздника каждому участнику мероприятия раздается по 10 бирок-стикеров, которые тот на протяжении вечера должен расклеить другим гостям. Главное условие: тот, кому Вы собираетесь приклеить бирку, не должен ничего заподозрить. Если Вам не повезло, и жертва обнаружила Ваши планы, тогда Вы становитесь жертвой, и тот, кто Вас поймал, может открыто приклеить одну из своих бирок Вам! Побеждает тот, кто раньше остальных избавится от бирок, выданных в начала праздника.

#4 Горячая картошка с камерой

Подойдет для большой компании. Все гости должны собраться в одном месте. Под музыку каждый передает своему соседу камеру. В момент, когда музыка остановилась, тот, в чьих руках оказалась камера, должен сделать смешное селфи и выйти из игры. Побеждает тот, чья это камера, ведь теперь у Вас есть целая куча смешных фото друзей!

#5 Успей снять шляпу

Идеально для больших компаний. Суть игры заключается в том, что у каждого гостя обязательно должна быть шляпа. Лучше подготовиться заранее и купить (сделать) бумажные колпачки для каждого гостя. Суть игры в том, что в начале вечера все дружно надевают свои колпачки. Праздничную шляпу нужно снять, но нельзя этого делать до того, как шляпу снимет ведущий (хозяин вечеринки). Вы свою шляпу снимите где-то в середине вечера. Внимательные гости заметят, а вот тот, кто занят рассказом своих интересных прошлогодних историй, скорее всего, станет лузером, ведь именно он будет последним, кто снимет свою шляпу, если снимет вообще!

#6 Кто Я?

Отличная игра для всей семьи. Каждому игроку раздаются карточки, на которых написаны имена селебритис, сказочных персонажей, писателей или других известных в Вашей среде людей. Каждый участник не может читать свою карточку, но должен приклеить ее себе на лоб. Задавая наводящие вопросы соседу, на которые тот может ответить только «Да» или «Нет» Вам нужно определить, кто Вы согласно надписи на карточке.

#7 Объясни мне

Игра для всех возрастных групп. Подготовиться придется заранее. Вам понадобится несколько с простыми словами и секундомер. Участники должны разделиться на пары. Каждой паре выдается бумажка со словами. Один человек из пары читает слова и пытается объяснить их своему партнеру без употребления названия этого слова и однокоренных слов. На все про все у каждой команды минута. Побеждает тот, кто сможет объяснить наибольшее количество слов за минуту.

#8 Испорченный телефон, только картинками

Подойдет для всех возрастных групп. Вам понадобится несколько участников (не менее 5-7 человек). Каждому дается лист бумаги и ручка. По команде каждый участник пишет на своем листе бумаги предложение. Любое, которое придет ему в голову. Когда предложения написаны, лист отдается соседу слева. Теперь перед Вами лист бумаги, на котором написано предложение Вашего соседа. Ваша задача проиллюстрировать это предложение. Когда все готово, Вы заворачивате предложение, так чтобы сосед слева получил лист бумаги только с Вашим рисунком. Теперь задача описать словами то, что Вы видите на картинке. Так повторяется до тех пор, пока к Вам не вернется лист с Вашим первым предложением. По окончании у Вас получится равное количеству игроков листов с умопомрачительными историями в картинках и описаниях! Забавно читать то, что было в первом предложении и как пошло развитие мысли!

#9 Крокодил

Конечно же, не стоит обходить вниманием игру «Крокодил». Для тех, кто не знает или не помнит правила: суть игры заключается в том, что один человек объясняет остальным загаданное ему слово при помощи жестов. Символично будет загадывать исключительно слова, связанные с новогодней тематикой. Кроме того, если на празднике будут присутствовать только хорошо знакомые между собой люди, можно загадывать целые жизненные ситуации, о которых хорошо знают все участники мероприятия. Например, если Вы отмечаете новый год с коллегами по работе, вполне логично загадать некое значимое для Вас событие, скажем, празднование прошлогоднего корпоратива, когда Ирина Петровна отменно танцевала стриптиз.

#10 Угадай слово

Еще одна увлекательная игра для новогодней ночи, принять участие в которой, смогут все гости. Суть игры заключается в том, что гостям нужно угадать слово или название только по согласным буквам. Подготовиться придется заранее, подобрав тему и заготовив несколько вариантов слов.

Тема: Новогодние фильмы

Задания: крнвльннчь (карнавальная ночь); рнсдьб (ирония судьбы); мрзк (Морозко); лклхмт (елки лохматые); дндм (один дома) и т.д.

#11 Нарисуй то, что я описал

Игра подойдет как для детей, так и для взрослых. Игрокам нужно разделиться на пары. Пара игроков садится спинами друг к другу. Одному игроку из пары предлагается вытащить из непрозрачного пакета одну вещь. После этого его задача заключается в том, чтобы максимально доступно объяснить своему напарнику, что же он держит в руках. При этом называть вещь нельзя, как и нельзя употреблять однокоренные слова.

#12 Правда и ложь

Еще одна новогодняя игра, в которую могут играть как взрослые, так и дети. Итак, один из игроков говорит две правды о себе и одну ложь. Задача всех остальных угадать, что из сказанного – ложь. Ход переходит к тому, кто первым угадал ложь.

#13 Вещи, которые…

Подойдет для большой компании. Всем участникам предлагается написать на листе бумаги какие-то вещи, которые заставляют их что-то почувствовать или сделать. Например, вещи, которые заставляют меня улыбаться/радоваться/грустить и т.д. После того, как все написали ответ, бумажки собираются и ответы зачитываются вслух. Теперь задача каждого игрока угадать, чей ответ зачитали.

#14 Гонки со снежинками

Если на новогодней вечеринке предполагается большое количество детей, тогда стоит обратить внимание на подвижные игры. Разделите ребят на команды, на каждую команду выдается большая бумажная снежинка. Суть игры заключается в том, чтобы донести снежинку на голове до определенного места, а там передать другому участнику. Побеждает та команда, которая справится с заданием быстрее. Когда снежинка лежит на голове ее нельзя трогать руками.

#15 Печенье на лице

Отличная игра не только для детей, но и для взрослых. Вам понадобится печенье, так что подготовьтесь заранее. Каждому участнику на лоб кладется печенье. Задача – без рук переместить печенье в рот.

#16 Новогодняя рыбалка

Очень занимательная игра для участников всех возрастов. Вам понадобятся рождественские леденцы палочки. Один леденец привязывается на палочку, а остальные кладутся на стол таким образом, чтобы изогнутая часть выходила за пределы стола. Задача участников леденцом, который привязан к палочке, собрать остальные леденцы без помощи рук. Палочку с леденцом участники держат в зубах.

#17 Игра в снежки

Идеальное развлечение для всей семьи. Вам понадобятся шарики для пинг-понга или тенниса, пластиковые стаканчики, бумажные трубочки и длинный стол. К одному из краев стола приклеиваются пластиковые стаканчики (на скотч). С другого конца стоят игроки, задача которых закатить шариков в пластиковые стаканчики. Использовать можно только воздух! Игроки дуют через бумажные трубочки на шарики, пытаясь направить их в нужном направлении. Если шарик упал, начинать придется сначала. Выигрывает тот, кто справится быстрее.

#18 Новогодний баланс

Еще одна активная командная игра. Участников необходимо разделить на команды по два человека. Вам понадобится цилиндр из плотного картона и длинная палка или линейка. Картонный цилиндр ставится вертикально на стол, наверх кладется линейка. Задача каждой команды разместить на линейке как можно больше новогодних шаров, чтобы не нарушить равновесие. Работать придется слажено, ведь если повесить шар только с одной стороны равновесие будет нарушено!

#19 Распакуй подарок

Занять гостей на новогодней вечеринке можно еще одним занимательным конкурсом: кто быстрее распакует подарок. Вам придется заранее подготовить хорошо упакованный подарок и лыжные перчатки. Задача участников в лыжных перчатках открыть подарок. Чем меньше коробка, тем интереснее!

#20 Найди слово

Еще одна игра, которая придется детям по вкусу. Заранее нужно подготовить карточки с буквами, а участники из этих карточек должны составить как можно больше слов. Вы можете написать, к примеру, 10-12 слов новогодней тематики, а затем разрезать слова на буквы, перемешать их и конкурс готов. Как вариант можно просто на листе бумаги написать слова, перемешав буквы, а участники должны угадать, что за слово (например, никвегос – снеговик).

В общем, идей для новогодних конкурсов и игр – бесчисленное множество. Можете воспользоваться нашей подборкой, а можете включить свою фантазию и подарить себе и своим гостям незабываемый вечер!

Помогите нам стать лучше: если заметили ошибку выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter .

Семейные игры – это отличный способ провести время с детьми, повеселиться и сблизиться как семья. Взрослым также полезно немного расслабиться и возвратиться в детство, хотя бы ненадолго.

Интеллектуальные игры прекрасно подходят для совместного времяпрепровождения детей и взрослых, как в повседневные дни, так и во время праздника. Отлично зарекомендовали себя простые, но интересные забавы, вот их список:

  1. Ассоциации. Нужно назвать слово и следующий участник должен придумать на это слово самую логичную и самую близкую смысловую ассоциацию. При этом ассоциация может быть абсолютно любой, это зависит от воображения и фантазии игроков.
  2. Пожелания. Эта забава идеально подходит для праздника и в нее можно играть за столом. Рассадите всех членов семьи вперемешку и попросите каждого пожелать сидящему справа того, чего он хочет больше всего. Думать долго нельзя и тот, кто задумался, выбывает.
  3. Сказка. Для того чтобы начать играть, нужно будет лист бумаги и пишущая ручка. Первый участник должен написать первое предложение сказки и загибает листик бумаги так, чтобы написанного не было видно. Следующий участник должен написать продолжение и так далее, передавайте листочек по кругу, пока каждый из игроков не напишет на бумаге продолжение сказки. Чем смешнее и интереснее будут варианты игроков, тем лучше получится сказка. Когда все напишут на бумаге свои варианты, разверните листочек и прочитайте сказку игрокам. Такая сказка потешит и взрослых и детей во время семейного праздника дома.
  4. Поиск того, что пропало. Это будет полезно и для взрослых и для детей, ведь она развивает зрительную память и внимательность. Инвентарем станет цветная клеенка и мелкие предметы, такие как косметика, коробочки, бижутерия, столовые приборы, сувениры. Желательно, чтобы все эти предметы были разными, и их было достаточно. Разложите все на клеенке на столе и пусть участники рассаживаются вокруг него. Пусть все внимательно посмотрят на разложенные на столе предметы, а потом пусть все закроют глаза. Ведущий должен убрать один или несколько предметов со стола, а участники должны будут угадать, что именно убрал ведущий. Кто угадал – тот и выиграл.

Настольные игры для детей и взрослых

Подвижные игры

Подвижные семейные игры бывают очень веселые и забавные. Детьми они любимы тем, что позволяют деткам выпустить часть энергии, ведь малыши очень активны и им обязательно нужно много двигаться.

Забава с поисками клада – это целая детективная история для детей. Родители должны на листиках написать задания или же приготовить карточки с поясняющими картинками для тех детей, которые еще не умеют хорошо читать.

Спрячьте в разных местах квартиры подарочки для деток. На плане обязательно выберите место, с которого нужно начать игру. С каждым сюрпризом можно спрятать поясняющую записку, а также можно сделать карту, где отметить все значимые места.

Обязательно помогайте малышу, если он запутался или слегка потерялся. Только тогда такая забава будет интересной и познавательной. Такую игру легко можно затеять дома, это могут быть семейные каникулы или выходные. Бюджет будет совсем небольшим, сюрпризы могут быть не дорогими или даже сделанными своими руками. Но подготовиться нужно будет обязательно.

Игры на природе

Если вы выехали на пикник на природе или вышли в парк на длительную прогулку, то вы обязательно должны знать, что на природе также можно играть в интересные семейные забавы. Если у вас есть, к примеру, мяч, то вы уже можете придумать веселые дурачества с детками

Но, если располагает бюджет, и вы купили два мяча, вы можете устроить на природе игру «Передай мяч соседу». Встаньте все в круг, пусть два игрока, которые находятся друг напротив друга, возьмут в руки по мячу. По сигналу начинайте передавать мячи друг другу в руки так, чтобы один мячик как бы догонял другой. У кого из детей окажется сразу два мячика в руках – тому начисляем штрафное очко.

Также на природе с мячом можно поиграть в простую игру «Не дай мячик ведущему». Выберите одного или двух ведущих и поставьте всех играющих в круг. Игроки будут бросать друг другу мяч, а ведущие должны дотронуться до мяча, а еще лучше – перехватить его. Если это произойдет, игрок, который бросил мячик неудачно, должен стать ведущим.

На природе «Съедобное-несъедобное» будет отличной забавой для детей. Посадите играющих в круг или в шеренгу и выбрать ведущего. Забава заключается в том, чтобы ведущий называл слово и одновременно с этим бросал мяч. Если слово означает нечто съедобное, то игрок ловит мяч. Если же ведущий назвал нечто несъедобное, то мяч нужно отбивать.

На бумаге

Если же вы решили поиграть с детками дома, то, если позволяет бюджет, вам стоит приобрести на бумаге. Это будет прекрасный вариант игр для дома, ведь в любой свободный вечер или выходной день вы сможете достать свои настольные игры и провести хорошо время с детками. Такие настольные игры как лото, шашки, шахматы, домино, монополия, мемори и другие позволяют развивать скорость мысли, сноровку, память, внимание и его концентрацию. Обязательно, если позволяет семейный бюджет, приобретите эти настольные игры для своих деток.

Если же вы решили поиграть с детками, и у вас нет никаких готовых настольных игр, то вы вполне можете сделать их самостоятельно. Все знают, что такое крестики-нолики или в . Расчертите на бумаге нужное вам игровое поле и ваши импровизированные настольные игры готовы. Также на бумаге можно нарисовать лабиринт, картинки, которые нужно сравнить, танчики или точки.

Каждый из ребят знает много считалочек. Поэтому для интереса будет лучше разделить детей на команды (для работы сообща). Каждая команда называет по очереди считалочку. Кто назвать не может - вылетает, а команда-победитель получает приз. Считалок много, тем более у современных детей. Например, чикин-пикин-пальчик выкинь; на златом крыльце сидели; раз-два острова, три-четыре мы приплыли; камень-ножницы, бумага, раз, два, три и так далее.

Современный Гарри Поттер

Каждый из участников получает 5 минут для раздумий. За это время он должен придумать своё заклинание (по примеру кинофильма «Гарри Поттер», например «остолбеней» или «алакидавра», все дети знают подобные словечки), объяснить его значение и действие. Кто из детей придумает самое интересное, необычное и полезное заклинание, тот и получит приз. В итоге побеждает фантазия и уникальность каждого ребёнка.

Необычный снеговик

И зимой, и летом интересно будет создать своего снеговика. Дети делятся на несколько команд и получают задание - соорудить снеговика своей фантазии из подручных средств. Для этого заранее необходимо обеспечить в комнате наличие таких предметов, как шарики, мячики, подушки и так далее. Кто лучше всех справится с таким заданием и соорудит самого интересного снеговика, та команда и получит первое место.

Муравейник

Дети делятся на команды по одинаковому количеству человек. На определённом расстоянии от команд лежат кучки палочек. Ведущий даёт команду «старт» и засекает время, к примеру, 5 минут, а участники команд по одному методом эстафеты бегут к своей кучке палочек, один участник берёт одну палочку и бежит с ней к своей команде. Команда складывает палочки в виде пирамидки-муравейника. У кого получится муравейник больше, тот и будет признан победителем.

Время песен

Игру можно провести и для команд, и для участников по отдельности. Для облегчения задания всё же лучше поделить детей на команды. Каждая команда по очереди поёт песни, в котором есть слова, которые называет ведущий. В любой момент ведущий может останавливать игру и задавать новое слово. Команда, которая не сможет вспомнить и пропеть ни одной песни, выбывает из игры. А кто держится до последнего - тот и побеждает. Слова для песен лучше выбирать широкораспространённые, ориентируясь на содержание детских песен, например, улыбка, дружба, солнце и так далее.

Гонки вприсядку

Дети делятся на 2-3 команды с одинаковым количеством человек. Ребята каждой команды находятся в положении «на присядках», держась друг за дружку одной рукой по схеме «паровозик». На одинаковом расстоянии от каждой команды стоит стул. По команде «старт» команды начинают гонки: ребята должны добраться до стула, оббежать его и вернуться на исходную позицию, при этом не бросая рук друг от друга и не вставая. Команда, которая вприсядку быстрее всех преодолеет расстояние, победит.

Забег крабов

Дети делятся на команды с одинаковом количеством пар. На определённом расстоянии от команд лежат вырезанные лепестки цветка. Каждая пара находится в положении «спина к спине» при этом взяв руки друг друга в замок. По команде ведущего первая пара «крабов», то есть они бегут боком, добирается до своих лепестков, хватает один и обратно, затем к забегу приступает вторая пара и так далее. Команда, в которой ребята быстрее остальных соберут целый цветок из лепестков, победит.

Машинки для кукол

Участвуют пары: мальчик и девочка. Каждой паре необходимо по листу бумаги, ручке или карандашу и ножницам. Задачей мальчишек является нарисовать и вырезать самую лучшую машинку для кукол, которых нарисуют и вырежут девочки. Пара, у которой получится самая лучшая кукла с машиной, заслуживает аплодисментов и приза.

Фрукт на скорость

Ребята делятся на 2 команды. Игра проходит по принципу эстафеты. На определённом расстоянии от команд расположены тарелки с фруктом, разрезанным на равные дольки (по количеству участников), например, яблоко или груша. Каждый участник подбегает к тарелке, съедает кусочек и бежит обратно, затем бежит второй участник и так до последнего. Команда, которая быстрее закончит эстафету и скушает свой фрукт, победит.

Чупа-чупс

Чур, не жульничать и не грызть. Каждый участник получает Чупа-чупс и по команде «старт» приступает рассасывать его. Участник, который быстрее остальных рассосёт конфету и покажет пустую палочку из под Чупа-чупса, победит.

В основном они проводятся как соревнования между игроками или командами. Предварительно опытным путем определяются маршрут и оптимальные расстояния.

1. Перемещаться, прыгая сидя на корточках или на стуле.

2. Бег в мешках. Соревнующийся забирается в мешок и, удерживая его за края, преодолевает расстояние прыжками.

3. Соревнующиеся пары удерживают надувной шарик лбами и перемещаются.

4. Участники разбиваются на пары, становятся спиной друг к другу и складывают руки на груди. За спиной у них надувной шарик или мяч. Пары перемещаются.

5. Проскакать маршрут на одной ноге, ударяя надувной шарик.

6. На линии старта выстраиваются две колонны. По сигналу бегут первые номера, огибают предметы, лежащие на расстоянии 6—8 м. Возвращаются. На линии старта к ним присоединяются вторые номера (берут их за пояс) и т. д. Побеждает команда, первой пересекающая линию старта.

7. Все то же, только наоборот: вначале бежит вся команда. На линии старта оставляют последнего игрока, бегут снова и т.д.

Не задень!

Играющие становятся в круг, крепко держась за руки.

В середине круга в произвольном порядке, примерно на расстоянии 50 см одна от другой, расставляются кегли (их можно легко заменить пустыми пластиковыми бутылками из-под газировки). По сигналу судьи каждый играющий, не разжимая рук, старается натолкнуть на кеглю своих соседей. Как только первая кегля будет свалена, игра приостанавливается. Кегля ставится вновь, а игрок, сваливший кеглю, выбывает из игры.

Остальные, взявшись за руки, по сигналу возобновляют игру. Следует помнить, что наталкивать разрешается только руками, не отпуская рук соседей. И еще: если игрок, не уронив кеглю, три раза разорвал цепь (отпустив руку), он выбывает из игры. К концу игры, когда число участников станет небольшим, можно уменьшить количество кеглей и расстояние между ними.

Рисунок на спине

Насколько вы близки друг к другу? Попробуйте понять это с помощью несложной игры.

Ведущий должен сказать слово на ухо последнему в ряду человеку. Слова должны быть несложными, такими, чтобы их можно было изобразить. Например: дом, солнце, цветок, человек, стол и т. д. Последний на спине предыдущего человека должен пальцем «нарисовать» то, о чем сказал ведущий. Тот, на спине которого рисовали, должен понять, о чем идет речь, и нарисовать на спине своего соседа спереди то же самое. Когда на спине первого, стоящего в шеренге, «нарисуют» рисунок, он должен сказать ведущему то, что было нарисовано у него на спине. Ведущий сравнивает слово, которое сказал последнему человеку и услышал от первого. Если слова совпадут, то игроки смогли прочувствовать ход мыслей друг друга. Если нет, то им нужно проявлять больше доверия друг к другу, быть ближе в общении.

Не пропусти мяч

Участники игры становятся в круг и кладут руки друг другу на плечи. Водящий стоит в середине круга, у его ног мяч. Задача водящего — ногой выбить мяч из круга. Задача играющих — не выпустить мяч из круга, отбить его в центр водящему. Разнимать руки нельзя. Не разрешается переступать за черту ни водящему, ни стоящим в круге. Если посланный водящим мяч пролетит над руками или головой, удар не засчитывается. А вот когда мяч пролетит между ног, водящий выигрывает. Он становится в круг, а его место занимает тот, кто пропустил мяч.

Электрический ток

Две команды шеренгами стоят друг против друга. Каждая команда берется за руки, образуя за спинами цепь, так чтобы другой команде не было видно сцепленных рук. В конце цепи находится любой предмет — например, пластиковая бутылка, а в начале цепи стоит ведущий, который подбрасывает монетку. Капитаны команд, т. е. те, кто стоят первыми в цепи, внимательно смотрят за монетой (остальные смотрят только в противоположную сторону, т. е. они не видят своего капитана). В случае выпадения «орла» капитаны передают ток, т. е. быстро сжимают руку стоящего рядом, тот жмет руку другого, и так — до конца «электрической цепи». Последний в цени, получив «разряд», быстро хватает предмет.

В команде, которая не успела схватить его первой, происходит перестановка. Тот, кто должен был хватать, становится капитаном, а бывший капитан становится вторым в цепи. Капитан может ошибиться, поспешив раньше времени «дать ток». В этом случае команда тоже проигрывает.

Цепочка

Определяем размеры территории, на которой будет проходить игра. В начале игры ведущий — один человек. Он догоняет разбегающихся участников. Догнав кого-нибудь, он берет его за руку, и они вместе ведут игру уже вместе — догоняют следующего и так далее, пока не образуется цепочка. Если игроков много, можно образовать 2 цепочки. Когда образуется цепочка в четыре человека, они делятся на пары и все повторяется.

Игра с мячом

Участники делятся на две команды. Задача каждой команды — перебросить друг другу мяч 10 раз, не уронив его. Игроки другой команды стараются забрать мяч. Если мяч упал или попал к другой команде, игра и счет начинаются заново.

Пассажиры - билетики

Группа делится на 2 равные команды, образуя пары. Одна — пассажиры (внутренний круг), а другая — «билетики» (внешний круг). Ведущий стоит в центре, и по его команде начинается движение. Пассажиры поворачиваются направо и бегут по кругу, а «билетики» — налево; все при этом поют песню «Мы едем, едем, едем в далекие края». Внезапно ведущий кричит: «Контролер!». «Билетики» останавливаются на месте, а пассажиры стараются встать впереди «билетиков» (ища пару). Ведущий тем временем старается опередить кого-то и занять пустое место впереди «билетика». Oставшийся без места становится ведущим.

Три, тринадцать, тридцать

Игроки образуют круг, встав друг от друга на расстоянии вытянутых в стороны рук. В середину его становится водящий. Если он говорит: «Три» — все игроки должны поднять руки в сторону, при слове «тринадцать!» — поднять их вверх, при слове «тридцать!» — положить их на пояс (можно придумать другие движения). Водящий быстро называет любое из указанных выше чисел. Допустивший ошибку отходит на шаг назад, но продолжает играть. Выигрывает тот, кто до конца остается на своем месте. Водящий может растягивать слова: «Три-и-и-и...».

Удержи шарик на лету

Все стоят в кругу, взявшись за руки. Задача — не дать опуститься воздушному шарику на землю, подталкивая его всеми частями тела. После того как шар упадет один раз, его нельзя подталкивать ногами, и так до тех пор, пока нельзя будет подталкивать ничем. Можно усложнить игру так: рассчитаться на первый-второй, первые подталкивают, а вторые их удерживают. Или по-другому: одни держат свой шарик, другие — другой, при этом нужно не только свой удержать в воздухе, но и помешать делать то же самое другой команде.

Лес, болото, озеро

Чертят круг такого размера, чтобы в него поместились все играющие, и еще 3 круга на равном расстоянии от первого. В первый становятся играющие, а остальные получают названия: «лес», «болото», «озеро». Ведущий называет зверя, птицу или рыбу (можно договориться и называть растения). Быстро считает до установленного числа. Все бегут и каждый становится в тот круг, который, по его мнению, соответствует месту обитания названного животного или птицы, потом возвращаются и все сначала. Слово «лягушка» позволяет встать в любой круг. Побеждают те, кто ни разу не ошибся. Менять круг нельзя. Если прибежавший опоздал и не успел ступить в круг хотя бы одной ногой, он получает штрафное очко.

Прятки наоборот

Один участник прячется, все остальные ищут его. Тот, кто находит спрятавшегося, прячется вместе с ним, и так до тех пор, пока не останется один ищущий.

Горящий лес

Задача — перебежать с одного края поля (по которому проведена черта) на другой. В центре поля есть 3—4 водящих, которые салят тех, кто бежит. Осаленные останавливаются там, где их осалили, расставляют руки по сторонам, изображая горящее дерево (сходить с места нельзя). Остальные продолжают бегать туда и обратно. Их задача усложняется тем, что нельзя касаться «горящих деревьев». Тот, кто коснулся, останавливается и «горит». Игра может продолжаться, пока не останется 2—3 «несгоревших» участника. Они и будут победителями.

Салки - монетки

Две команды, выстроенные в шеренгу, становятся друг против друга на расстоянии двух метров. Одна из них «орлы», другая — «решки». Ведущий подбрасывает монету и выкрикивает, что выпало. Если орел, «орлы» бегут за «решками», и наоборот (обычно получается путаница). Та команда, что гонится, должна осалить как можно больше людей из другой команды, и тогда осаленные переходят в их команду. Салить можно, пока игрок не добежал до заранее обозначенной границы. Игра продолжается до тех пор, пока все не станут членами одной команды, но это происходит редко, поэтому играйте, пока не выдохнетесь.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.