В каком регистре играет фагот. Фагот - это музыкальный инструмент

— Примечательно, что в республике целый день в году решили обозначить днем музыкального инструмента, и этим инструментом стала домбра. Домбра — это символ музыкальной культуры от кочевников древности и до сегодняшнего дня, — начинает свой рассказ Юрий Петрович.


Инструменты, напоминающие домбру, существовали с незапамятных времен. Если верить камням с наскальными изображениями танцующих людей, выставленным в музее народных музыкальных инструментов имени Ыкыласа, наши предки играли на них более 4 тысяч лет назад. Тем не менее, первые достоверные сведения о домбре появляются лишь в XVI-XVII веках.


Предком домбры является древнетюркский музыкальный инструмент шертер. По форме он напоминает домбру, но имеет открытый корпус, три струны и короткий гриф без ладов. Шертер изготавливали из цельного куска дерева, а на корпус натягивали кожаную деку.


Играли на шертере как щипком или ударом по струнам, так и с помощью смычка. От шертера произошли кобыз и домбра.


Традиционно мастера выдалбливали домбру из цельного куска дерева. В качестве материала использовали любые породы деревьев, которые росли в данной местности. Со временем, для улучшения акустических свойств инструмента, изменился метод его изготовления. Домбру начали делать из отдельных склеенных деталей, а в качестве сырья стали выбирать твердые породы древесины — сосну, лиственницу, ель.


Одно из главных отличий современной домбры от инструментов, на которых играли Курмангазы и Даулеткерей , — струны. Сейчас их делают из лески, но до начала XX века на домбре использовали жильные струны, изготовленные путем сложного процесса выделки бараньих или козьих кишок.

— Леска звучит очень ярко и мощно, но жильные струны дают особый колорит, очень глубокий и мягкий звук. Лады — по-казахски их называют «перне» — тоже делали из жил. Благодаря этому звук традиционной домбры богат на обертоны и призвуки.


Богатый и глубокий звук

По словам Юрия Петровича Аравина, несмотря на простую конструкцию, домбра, как и другие казахские музыкальные инструменты, обладает мощным и богатым звуком.

— Хорошо понять, как звучат казахские музыкальные инструменты, можно на примере кобыза. Когда кобызист играет на кыл-кобызе, он не прижимает струны к грифу, а лишь слегка прикасается к ним. Благодаря этому создается масса обертонов. Струны кобыза делают из конских волос. Когда играет этот инструмент, фактически звучит хор из 46 отдельных волосков. То же можно сказать и о богатстве звучания домбры.


Опытные музыканты, исполняя кюй, могут отразить в своей музыке величие бескрайних просторов степи, топот сотен копыт или гул надвигающегося войска. Говоря о мощи домбрового звучания, Юрий Петрович вспомнил цитату знаменитого исследователя народной казахской музыки Александра Затаевича :

— Затаевич, великолепно проникший в особенности казахской музыки, говорил, что домбра производит впечатление не малого вблизи, а чего-то большого и даже грандиозного, но как бы издалека, наподобие боя хороших столовых часов. Очень удачное сравнение, ведь столовые часы могут звучать, как огромные колокола. Тот же поразительный эффект дает домбра. Сидишь рядом, слушаешь, а там звучит что-то огромное, издалека. Чтобы прочувствовать это, достаточно послушать кюй «Аксак кулан».


По мнению музыковеда, феномен домбры заключается в ее глубине и многообразии. Она может звучать, как целый оркестр, передавая широкую палитру звука. Такая музыка находит отклик в душе слушателей и вступает в резонанс с человеческой психикой. Длинный гриф, округлая форма, мягкие материалы и жильные струны — такая простая конструкция создает идеальную акустику.


Какой бывает домбра

Представляя себе домбру, большинство людей держат в голове инструмент строго определенной формы. Круглый каплевидный корпус, длинная шейка, две струны — такой изображают домбру везде, от обложки школьных учебников до документальных исторических фильмов. На самом деле существует множество разновидностей этого инструмента, которые изготовляли в различных регионах Казахстана. Известны аркинская, семипалатинская, жетысуйская домбра. Традиционно исследователи выделяют два основных вида домбры и школы игры на ней — западно-казахстанскую и восточно-казахстанскую.


Восточно-казахстанская домбра имеет плоскую заднюю деку, совкообразный корпус, короткую утолщенную шейку (гриф) с 8 ладами.

— Домбра в центральных и восточных регионах относилась к аркинской школе. Ее использовали в качестве аккомпанирующего инструмента для сопровождения пения. В этих регионах были очень богатые вокальные традиции. Певцам было удобнее прижимать плоскую домбру к телу. Она звучит не столь громко и не перебивает голос.


Западно-казахстанская домбра в современное время получила наиболее широкое распространение. Это классическая домбра каплевидной формы, с длинным тонким грифом и 15-16 ладами на нем. Такая домбра дает больший акустический диапазон.

— На западно-казахстанской домбре играли мощные динамичные кюи. Благодаря звуковым качествам она завоевала популярность у профессиональных музыкантов.


В коллекции музея имени Ыкыласа представлены уникальные домбры, принадлежавшие знаменитым акынам, кюйши, композиторам и поэтам. Среди них также можно встретить множество интересных видов этого музыкального инструмента. К примеру, на передней деке 160-летней домбры Махамбета Утемисова вырезаны три небольших отверстия вместо одного. Также примечательна копия знаменитой домбры Абая . По форме это типичная восточно-казахстанская домбра, но она имеет три струны.


— Трехструнная домбра Абая не должна вводить вас в замешательство. Дело в том, что казахи в этом регионе вступали в тесный культурный контакт с русским населением. Абаевская домбра переняла три струны от балалайки. Абай с уважением относился к русской культуре и заказал для себя именно такой инструмент.


В середине 30-х годов домбра, наряду с другими казахскими народными инструментами, приобрела оркестровое звучание. Ахмет Жубанов на базе музыкально-драматического техникума создал первый в республике оркестр народных инструментов. В техникуме открыли экспериментальную мас-терскую, чтобы усовершенствовать и унифицировать домбру и кобыз под оркестровый диапазон. К созданию новых вариантов домбры Жубанов привлек талантливых мастеров — братьев Бориса и Эммануила Романенко , Камбара Касымова , Махамбета Букейханова . Так появились домбра-прима, домбра-альт, домбра-тенор, домбра-бас и другие инструменты, ставшие неотъемлемой частью национальных оркестров.


— Братья Романенко имели опыт работы с русскими музыкальными инструментами. В качестве образца для оркестра народных инструментов был взят знаменитый Русский оркестр В. В. Андреева. Так же, как в свое время под оркестровое звучание переделали балалайку, преобразилась домбра. К примеру, огромная домбра-контрабас звучит совсем по-другому в сравнении со стандартной домброй. Инструменты работы Романенко, Касымова и их последователей до сих пор ценятся среди музыковедов.


Мастерство кюйши

Казахская народная музыка, которую сочиняли и исполняли на домбре, это сложное, яркое и абстрактное искусство. Поэзия в нем неразрывно связана с музыкой. Произведения известных жырау, салов и акынов через музыку и устное творчество осмысливают вечные философские вопросы.

— Творчество кюйши и акынов затрагивает глубокие темы. Его нельзя воспринимать буквально. Если во время звучания кюя кажется, что слышишь топот конских копыт, то нужно понимать, что автор хотел передать не бег лошади, а впечатление от этого бега в своей душе. Казахское искусство очень содержательно и философично, оно носит в себе много смыслов.


Профессиональная школа устного и музыкального творчества достигла своего расцвета в казахской степи в XIX веке. Талантливые акыны и кюйши могли уделять сочинению и исполнению музыки всё свое время, не заботясь о других делах. Зачастую они сами изготавливали себе подходящий инструмент. В аулах исполнителям давали кров и пищу, дарили одежду и коней. Победители айтысов могли рассчитывать на хороший приз и дорогие подарки.

— Хорошему исполнителю кюев и песен на домбре были рады в любом доме и юрте. Была очень развита традиция меценатства. В качестве гонорара победителю айтыса могли вручить слиток золота или серебра. Известно описание того, как мать Абая подарила золотое копытце Биржан-салу , восхитившись его исполнительским искусством.


В наше время до сих пор идут споры о том, кто был самым искусным сочинителем кюев для домбры. В советское время утвердился культ Курмангазы Сагырбайулы, однако Юрий Петрович считает, что у великого кюйши было много не менее талантливых современников и последователей.

— Кюи Курмангазы очень яркие, запоминающиеся и эксцентричные, но в кладовой казахской музыки есть и более сильные произведения. После революции его выделили среди других из-за бедняцкого происхождения, задвинув на второй план таких композиторов, как Даулеткерей. Вы только послушаете кюй «Жигер»! В нем заключена такая глубина и трагедийная сила... Нельзя сказать, кто был самым талантливым казахским композитором. Музыкальных произведений для домбры много, и каждый может найти для себя любимое.


Домбра в повседневной жизни казахов

Домбра играла важную роль в жизни не только профессиональных исполнителей и акынов, но и простых кочевников-скотоводов. Домбра была непременным атрибутом в каждой юрте и висела на почетном месте на кереге. Дети обучались музыке, играя на миниатюрной домбре — шинкилдеке. Взрослые знали мотивы известных песен и кюев и могли наиграть простейшие из них.


— Казахи от природы очень музыкальный и эстетичный народ. Долгие странствия по степи способствовали развитию созерцательности и музицирования. Нельзя также забывать, что музыка была средством общения. Никто никогда не играл на домбре просто так, с бухты-барахты. Вначале ты рассказывал, кто ты такой, от кого приехал, куда едешь и что видел. Музыку непременно сопровождало слово, она помогала восприятию слов. К примеру, чтобы сообщить близким о смерти родственника, часто приглашали кюйши, который играл естирту — извещение о смерти.


О большом значении домбры в жизни казахского общества говорит и множество легенд и мифов, где фигурирует этот музыкальный инструмент. Самая известная из них связана с временами монгольского нашествия:

— У Чингисхана был сын Жоши , который правил территорией современного Казахстана. У Жоши также был старший сын, который очень любил охотиться на куланов. Однажды во время охоты вожак стада куланов выбил царевича из седла, а стадо растоптало его. Никто не решался сообщить Жоши черную весть, ведь за это по обычаю вестника могли казнить. Тогда пригласили кюйши, который сыграл хану на домбре естирту, печальное известие. Через звуки домбры тот передал топот коней, страх куланов, смелость их вожака и голос души погибшего юноши. Когда он закончил играть, Жоши все понял и сказал: «Ты принес мне черную весть и достоин смерти». «Не я принес ее тебе, а моя домбра», — ответил кюйши. Тогда хан приказал залить в домбру горячий свинец. Эта легенда многое говорит о звукоизобразительных свойствах домбры и силе ее воздействия на людей.


У многих азиатских народов существуют струнные щипковые инструменты, аналогичные домбре и похожие на нее по внешнему виду, звучанию и манере игры. У узбеков и туркмен известен двухструнный инструмент каплевидной формы — дутар. У кыргызов есть трехструнный инструмент комуз. У монголов, бурят и хакасов также есть похожие на домбру музыкальные инструменты.


— Нельзя утверждать, что домбра — это уникальное и неповторимое изобретение казахов. У многих народов есть аналоги, но домбру можно назвать одним из потрясающих вариантов музыкального совершенства. Этот простой на первый взгляд инструмент способен выразить самые глубокие переживания человеческой души. В прошлом он был тесно связан с казахским народом, и я надеюсь, что так будет и в будущем.

Фотогалерея

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

сайт узнал, что значит этот инструмент для казахского народа и какая у него история. А также что связывает Президента Нурсултана Назарбаева с национальным инструментом. Фото и видео с участием Главы государства предоставлены пресс-службой Акорды.

Как появилась домбра?

Родственников у казахской домбры много, это и русская домра, и узбекская думбыра, и башкирская думбыра. Точно сказать, как и когда появился казахский национальный инструмент, невозможно. Но исследователи уверены в одном: это предмет с богатой историей. Археологические находки свидетельствуют, что прототип домбры появился более 4000 лет назад.

В качестве доказательства приводят наскальную живопись, найденную на плато Майтобе в 1989 году. На рисунке изображён музыкальный инструмент, похожий по форме на домбру, и танцующие люди. Археолог Кемаль Акишев отнёс находку к эпохе неолита.

Наскальная живопись / Фото с сайта abai.kz

Сакские племена тоже играли на инструменте, очень схожем с домброй. Во время раскопок Хорезма археологи нашли терракотовые статуэтки музыкантов с двухструнками в руках. Находили описание этого инструмента и у куманов (европейское название кипчаков). Любили домбру и племена гуннов. До наших дней дошли даже их кюи: "Кеңес", "Сары өзен", "Шұбар ат".

Абу Насыр аль-Фараби в своих трудах так описывал тамбур: инструмент, очень похожий на домбру.

Есть, конечно, и красивые легенды происхождения инструмента. По одной из них на Алтае жили два брата-великана. Младший очень любил играть на своей домбре. И только он начинал играть, забывал обо всём на свете. Старший же был очень тщеславным. Захотелось ему прославиться, построив мост через реку. Стал он собирать камни и возводить мост. Старший - работает, младший - играет. День прошёл, второй, третий. Не спешит на помощь музыкант к брату. Разозлился тогда старший, выхватил домбру и ударил её о скалу. Смолкла музыка, но остался на камне отпечаток. Через много лет люди нашли этот отпечаток, стали по его подобию изготавливать новые домбры - музыка зазвучала вновь.

Другая легенда гласит, что у Чингисхана на охоте погиб любимый сын Джучи, слуги не знали, как об этом сообщить своему правителю, и привели к нему музыканта. Тот не сказал ни слова, просто сыграл на домбре кюй "Аксак кулан". Хан всё понял и велел казнить домбру. С тех пор на инструменте появилось отверстие - след от расплавленного свинца.

Ещё одна интерпретация предыдущей истории не обошлась без любовной составляющей. Раньше домбра была с пятью струнами и без отверстия. Этим инструментом виртуозно владел джигит Кежендык. И вот он влюбился в дочь местного хана. Хан пригласил джигита к себе в юрту и приказал доказать любовь к своей дочери. Кежендык стал играть. Играл он долго и красиво. И пел не только о любви. Исполнил он песни о самом хане, о его жадности и алчности. Хан разозлился и приказал вылить на домбру свинец. Тогда-то и появилось отверстие и осталось всего две струны.

В красивых легендах есть доля правды. Этот щипковый инструмент как никто другой может передать звучание казахской степи, ветра, шевелящего ковыль, гор, упирающихся в небеса, облаков, уносящихся вдаль. Кюй красиво может напеть о прекрасном, а айтыс хлёстко ударить, напомнив о самых низменных качествах, после которых героям точно захочется залить инструмент свинцом. Не зря смелых акынов ценили во все времена. Музыка могла сказать о том, о чём боялись сказать сами люди. В состязании айтыскеров некоторые вообще видят прародителей современных рэп-батлов.

Для казахского народа домбра имеет особую историческую ценность. Есть даже поговорка:

"Нағыз қазақ - қазақ емес, нағыз қазақ -домбыра!" ("Настоящий казах - это не сам казах, настоящий казах - домбра!" .

В 2010 году домбра попала в Книгу рекордов Гиннесса. В районном центре Толы Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая 10450 человек одновременно исполнили казахский кюй "Кенес".

Историческую ценность домбры признала и ЮНЕСКО. В 2014 году в список наследия организация включила казахский кюй, домбру и юрту.

Путь к электроинструменту

Кочевники делали домбру из того, что было под рукой, и практически из любого материала: дерева, камыша, кожи, костей, рогов животных, конского волоса. Для струн использовали кишки козы или барана.

В более поздний период и в наши дни домбру изготавливают из крепкой древесины дуба, клёна. Причём искусствоведы разделяют два вида домбры: западную и восточную. Западная - это домбра больших размеров с овальным корпусом, похожим на грушу, и с тонким грифом. Специалисты отмечают, что у этого инструмента особый рокочущий звук и он насыщен переливами с низким тембром. Восточные домбры, напротив, очень мелодичны. Они имеют широкий корпус в виде лопаты и гриф у них короткий.

Создание домбры - это особое мастерство, искусство, подвластное не каждому. Как будет звучать домбра, зависит от самой мелкой детали. Немаловажную роль играет порода дерева.

В 2012 году была создана электродомбра. Автор изобретения - Нуржан Тойшы, основатель необычной группы Aldaspan. Как рассказывает Нуржан в многочисленных интервью, идея создать такую домбру пришла к нему ещё в конце 80-х годов, но начать реализацию удалось только в 2009. А в 2012 появилась первая и единственная в мире группа, которая играет на электродомбре.

День домбры

Нурсултан Назарбаев ценит домбру и хорошо владеет инструментом. Он убеждён - и этому учил своих внуков, - что домбра - неотъемлемая часть истории, достояние казахского народа.

Нурсултан Назарбаев с внуками, 1992 г. / Фото пресс-службы Акорды

В январе 2002 года Президент сказал в интервью российскому журналу "Эхо планеты":

"Домбра - это чисто национальный инструмент. Чтобы его просто понимать, надо родиться казахом… Её звук совершенно необычный. Он как бы говорит о широких степях Казахстана, о наших горах, о наших предках, о нашей истории...".

Газета "Қазақ әдебиеті" в 2006 году также процитировала главу государства:

"Қолым қалт еткенде домбыраға қол созып, жыр жазатыным да сол бір арманшыл шақтан қалған жұқана да ("Привычка брать домбру в руки и писать песни сформировалась с мечтательных времён")".

Нурсултан Назарбаев не только мечтатель и поёт о высоких чувствах. Президент на одном из мероприятий сыграл на домбре и спел о жизни и о том, что уважение заслуживает тот, кто делает, а не тот, кто много болтает.

13 июня глава государства подписал Указ, согласно которому первое воскресенье июля в Казахстане учреждено как Национальный день домбры. В этот день по всей стране тысячи домбристов заиграют на народном инструменте.

Домбра (каз. домбыра) - это музыкальный щипковый инструмент, который существует в культуре тюркских народов. Он считается народным инструментом у казахов.
Домбыра в казахской культуре

Домбра (каз. домбыра) - казахский народный двухструнный щипковый музыкальный инструмент. Применяется в качестве аккомпанирующего и сольного, а также основного инструмента в казахской народной музыке. Используется современными исполнителями.

Корпус грушевидной формы и длинный гриф, разделённый ладами. Струны обычно настроены в кварту или квинту.

Одним из величайших домбристов является казахский народный музыкант и композитор Курмангазы, оказавший большое влияние на развитие казахской музыкальной культуры, в том числе и - музыки на домбре: его музыкальная композиция «Адай» популярна в Казахстане и за рубежом.

Домбыра есть не только у казахов. Традиционно в русском языке его называют домбра, но в казахском варианте правильнее домбыра.

Этот инструмент имеет свои аналоги во многих народах. В русской культуре есть схожий по форме инструмент Думра, в таджикской культуре - Думрак, в узбекской культуре - Думбыра, Думбрак, похожий по форме Дутар, в киргизской культуре - Комуз, в туркменской культуре - Дутар, Баш, Думбыра, в башкирской культуре - Думбыра, в ногайской культуре приазовья - Домбыра, в турецкой культуре - Саз. Отличаются эти инструменты иногда количеством струн (до 3 струн), а также по материалу струн (нейлон, металл).
Этимология слова домбыра

Этимология слова Домбыра до конца не изучена. В татарском языке Думбра это балалайка, а Домбура - гитара, на калмыцком - Домбр означает то же, что и домбыра, на турецом языке Тамбура - это гитара, на монгольском языке Домбура - это опять таки домбыра. Существуют массы гипотез происхождения этого слова, единого мнения по этому поводу пока нет.
История инструмента

В 1989 году в Казахстане в Алматинской области, высоко в горах на плато (жайлау) «Майтобе» профессором С. Акитаевым, с помощью этнографа Жагда Бабалыкулы, был обнаружен наскальный рисунок с изображением музыкального инструмента и четырёх танцующих человек в разных позах. По исследованиям известного археолога К. Акишева, данный рисунок датируется периодом неолита. Сейчас этот рисунок находится в музее народных инструментов им. Ыкыласа Дукенулы в городе Алматы, Казахстан. Как видно из рисунка инструмент, изображенный древним художником на скале, сильно похож на домбыру по форме. На основании этого можно сказать, что прототип нынешней домбыры имеет возраст более 4000 лет и является одним из первых щипковых инструментов - предтечей современных музыкальных инструментов подобного вида.

Также в свое время во время раскопок древнего Хорезма были найдены терракотовые статуэтки музыкантов, играющих на щипковых инструментах. Ученые отмечают, что хорезмийские двухструнки, бытовавшие не менее 2000 лет назад, имеют типологическое сходство с казахской домброй и были одним из распространенных инструментов среди ранних кочевников, живших на территории Казахстана.

По письменным памятникам евразийского континента можно сделать вывод, что домбыра и её родственные инструменты других народов на материке хорошо известны с давних времен. В памятниках разных периодов на евразийском пространстве мы узнаем присутствие этого щипкового инструмента, в частности из памятников сакского, гуннского происхождения. Также встречается этот инструмент и у киманов (куманов). Кипчаки - потомки куманов. До нас дошли музыкальные произведения (кюи) тех лет как: Ертіс толындары (ertis tolqyndary-Волны Иртыша), Мды ыз (mundy kyz-печальная девушка), Тепен кк (tepen kok-рысь),Аса аз (aqsaq qaz-хромой гусь), Бозіген (bozingen-светлая верблюдица), Желмая (zhelmaja-одногорбый верблюд), ланны тарпуы (qulannyn tarpu’y-топот кулана), Ккейкесті (kokeikesti-глубокое переживание) и др.

Марко Поло в своих трудах отмечал, что этот инструмент присутствовал у воинов тюрков-кочевников, которых в то время на Руси называли татарами. Они пели и играли на нём перед боем, для достижения соответствующего настроя.

Этот инструмент тем не менее является достоянием всех тюркских народов мира.
Домбыра - инструмент кюя
Для казахов кюй - больше чем произведение, это звучащая страница истории своего народа, его обычаев и культуры. Поэтому казахи так высоко ценили исполнителей кюев-кюйши, среди которых домбыристы составляли подавляющее большинство (кюи исполняются не только на домбыре). В казахском народе говорят: настоящий казах это не сам казах, настоящий казах-домбыра. При этом надо понимать, что казахи не представляют своего прошлого, настоящего и будущего без своего любимого инструмента-домбыры. Также надо пояснить, что слово казах означает свободный воин, независимый индивид, который, если и существует в группе, то только по своей доброй воле, при этом присоединяется к сообществу достойных и служит ему, защищает его, отдавая труд, жизнь, здоровье и умение без остатка, как бесстрашный человек-воин добытчик.
Строение домбыры

Домбра на протяжении веков сохраняет свое основное строение и вид. Народные мастера постоянно стремятся расширить её звуковые возможности, мелодичность, нежели разнообразить форму. Так, например, центрально-казахстанская домбыра отличается плоским корпусом и на ней две жильные струны. Типичная, наиболее распространенная домбыра с овальным корпусом, представлена на фотографии. Ниже даны названия составных частей домбыры.

Шанак - корпус домбыры, выполняет роль усилителя звука.

Какпак - дека домбыры. воспринимая посредством вибрации звуки струн, усиливает их и придает определенную окраску звучанию инструмента - тембр.

Пружина-это балка на деке с внутренней стороны, по-немецки она так и называется «der bassbalken». В казахской домбыре пружины раньше не было. Длина пружины скрипки предполагается в пределах от 250 до 270 мм- 295 мм. У домбыры сейчас для улучшения звука аналогичная пружина (длинной от 250-300 мм) крепится в верхней части панциря и возле подставки. Как правило, она изготовляется из ели с выдержкой в несколько десятилетий без признаков гнили.

Обечайки изготавливаются из клёна. Заготовки должны иметь такую толщину, чтобы при чистовой отделке обечаек, в зависимости от плотности клена, толщина их составила 1-1.2 мм.

Подставка - очень ответственный функциональный элемент домбыры. Передавая колебания струн на деку и создавая первый резонансный кон тур на пути распространения колебаний от струн к корпусу, подставка является подлинным ключом к звучанию домбры. От её качеств, формы, веса и настройки зависит сила, ровность и тембр звучания инструмента.

Струна - источник звуковых колебаний домбыры. На домбыре традиционно использовались жильные струны, изготавливаемые из бараньих или козьих кишок. Считалось, что наилучшими качествами обладают струны из кишок двухлетней овцы. Такие струны дают низкий звук и соответственно низкий настрой, характерный для народной музыки. G-c, A-d, B-es, H-e. Из овец разных регионов Казахстана отдается предпочтение овцам Атырауской и Мангыстауской областей. По-видимому, засоленность пастбищ для скота в этих местах благоприятно влияет на качество струн, изготавливаемых из бараньих кишок. Для оркестровых произведений мировой классики низкий настрой оказался неудобным. Поэтому в тридцатые годы, в связи с созданием оркестров народных инструментов, была выбрана настройка струн d-g. Однако жильные струны её не выдерживали и быстро лопались. Ахмед Жубанов пробовал использовать в качестве материала кетгут, шелк, капрон, и т. п., но наиболее подходящей по звучанию оказалась обычная рыболовная леска. Как результат сегодня мы имеем единственный, широко распространенный вид домбыры у казахов стандартной формы со струнами из лески, утративший неповторимый тембр звучания.
Легенды о происхождении домбыры

Археологическими исследованиями установлено, что сакские кочевые племена использовали двухструнные музыкальные инструменты, которые схожи с казахской домброй и могут являться её прототипом, более 2 тыс. лет назад.

О домбре и её происхождении существуют легенды:
Легенда о происхождении домбры гласит, что в давние времена на Алтае жили два брата-великана. У младшего брата была домбра, на которой он очень любил играть. Как заиграет, так обо всём на свете забывает. Старший же брат был самолюбивым и тщеславным. Однажды он захотел прославиться, для чего решил построить мост через бурную и холодную реку. Стал камни собирать, начал мост строить. А младший брат всё играет да играет.

Так день прошёл и другой, и третий. Не спешит младший брат на помощь старшему, только и знает, что играет на любимом инструменте. Разозлился старший брат, выхватил у младшего домбру и, что было силы ударил ею о скалу. Разбился великолепный инструмент, смолкла мелодия, но остался на камне отпечаток.

Прошло много лет. Нашли люди этот отпечаток, стали по нему новые домбры делать, и вновь зазвучала музыка в молчавших долгое время селениях.
Легенда об обретении домброй современного вида гласит, что раньше домбра была с пятью струнами и без отверстия посередине. Таким инструментом владел известный на всю округу славный джигит Кежендык. Влюбился он однажды в дочь местного хана. Хан пригласил Кежендыка к себе в юрту и приказал доказать свою любовь к его дочери. Джигит стал играть, долго и красиво. Он исполнил песню и о самом хане, о его жадности и алчности. Хан разозлился и приказал испортить инструмент, вылив на середину домбры горячий свинец. Тогда же выжглось отверстие посередине и остались только две струны.
Вот вы узнали все о домбре... Советую вам научиться играть на домбре, так как возможности домбры обширны..

Фагот на викискладе

Непосредственным предшественником фагота был старинный духовой инструмент под названием «бомбарда». В отличие от неё, фагот для удобства изготовления и переноски был разделён на несколько частей. Изменение конструкции благотворно повлияло на тембр инструмента, что отразилось в его названии ― на первых порах его называли «дульцианом» (от итал. dolce ― «нежный, сладкий»). Имя подлинного изобретателя фагота все еще остается неизвестным.

На начальном этапе фаготы имели лишь 3 клапана. В XVIII веке - 5 клапанов, а также октавные клапаны, значительно расширившие верхний регистр.

В начале XIX века ведущее место на музыкальном рынке занимали инструменты французской системы, имевшие 11 клапанов. Автором этих моделей был Жан-Николь Саварри. Позже появились инструменты образца французских мастеров А. Бюффе и Ф. Требера.

Особое место в истории совершенствования инструмента занимает фаготист и капельмейстер Карл Альменредер . В г. вместе с Иоганном Адамом Геккелем основал в Бибрихе производство деревянных духовых инструментов. В г. Альменредер представил сконструированный им усовершенствованный, 17-клапанный фагот. Эта модель была принята за основу и доведена до совершенства фирмой «Геккель». Французские, а затем и австрийские фаготы, выпускавшиеся в середине XIX века фирмой "Циглер и сын" , не выдержали конкуренции с инструментами Геккеля и были вытеснены в ряде стран.

Роль фагота в музыке

XVI―XIX век

На первых порах своего существования фагот выполнял функцию усиления и дублирования басовых голосов. Более самостоятельную роль он начал играть в начале XVII века. Появляются произведения для дульциана и одного-двух инструментов в сопровождении бассо континуо ― сонаты Бьяджо Марини, Дарио Кастелло, Джованни Батиста Буонаменте, Джованни Батиста Фонтаны и других авторов . Первое сочинение для солирующего дульциана ― Фантазия из сборника Canzoni, fantasie et correnti Бартоломе де Сельма-и-Салаверде, опубликованного в 1638 году в Венеции. Автор поручил солирующему инструменту достаточно сложную по тем временам партию в диапазоне, расширенном вниз до B 1 (си-бемоль контроктавы). Высокие требования предъявляет к исполнителю и Соната Филиппа Фридриха Бёдекера (1651). В монументальном труде Grunde-richtiger … Unterricht der musicalischen Kunst, oder Vierfaches musicalisches Kleblatt (1687) авторства Даниэля Шпеера есть две сонаты для трёх дульцианов. Все эти произведения рассчитаны на инструмент с двумя клапанами.

На рубеже XVII―XVIII веков популярность стремительно начал набирать новый, усовершенствованный инструмент ― фагот. Прежде всего он вошёл в состав оперного оркестра: в некоторых операх Рейнхарда Кейзера используется до пяти фаготов. Жан-Батист Люлли трактовал фагот как басовый голос в духовом трио, где верхние голоса поручались двум гобоям, а само трио противопоставлялось по тембру струнной группе оркестра (например, в опере «Психея», 1678).

Фагот часто применялся как один из солирующих инструментов в концертных симфониях . Наиболее известные из них принадлежат Гайдну (для гобоя, фагота, скрипки и виолончели) и Моцарту (для гобоя, кларнета, фагота и валторны). Несколько концертов были написаны для двух фаготов с оркестром.

Сочинения для фагота, начиная со второй половины XVIII века, могут быть условно разделены на две группы. Первая из них ― сочинения самих фаготистов, таких как Ф. Гебауэр, К. Якоби, К. Альменредер . Предназначенные для собственных выступлений, они часто были написаны в форме вариаций или фантазий на популярные темы. Вторая ― произведения профессиональных композиторов с расчётом на исполнение конкретным музыкантом. К ней можно отнести концерты К. Стамица, Девьена, Кроммера, Данци, Рейхи, Гуммеля, Калливоды, М. Гайдна, Кожелуха, Бервальда и др. Карл Мария фон Вебер в 1811 написал Концерт F-dur, op. 75, для мюнхенского придворного фаготиста Брандта, кроме того, ему принадлежит Анданте и Венгерское рондо, первоначально предназначенное для альта . Сравнительно недавно был обнаружен Концерт Джоаккино Россини (1845).

Намного реже фагот использовался в камерной музыке. Известно лишь несколько сонат с фортепиано: Антона Листе, Иоганнеса Амона, Антонина Рейхи , Камиля Сен-Санса , небольшие пьесы написали Людвиг Шпор и Кристиан Руммель. Французский фаготист Эжен Жанкур пополнял свой репертуар переложениями произведений, написанных для других инструментов.

Роль фагота в оркестре XIX века также достаточно скромна. Берлиоз упрекал его за недостаток экспрессии и силы звука, хотя и отмечал особый тембр его верхнего регистра. Только со второй половины столетия композиторы начинают поручать фаготу сольные эпизоды, например, Бизе в опере «Кармен », Чайковский в Четвёртой и Шестой симфониях и др.

XX-XXI век

Благодаря усовершенствованию конструкции фагота и техники игры на нём его репертуар в XX веке значительно расширился. Сольную литературу для фагота писали:

  • Эдвард Элгар, «Романс» для фагота с оркестром, Op. 62 (1909)
  • Эрманно Вольф-Феррари Сюита-концертино F-Dur для фагота, струнного оркестра и двух валторн, Op. 16 (1932)
  • Эйтор Вилла-Лобос , «Танец семи нот» для фагота и струнного оркестра (1933)
  • Виктор Брунс 4 концерта для фагота: Op. 5 (1933), Op. 15 (1946), Op. 41 (1966) и Op. 83 (1986)
  • Жан Франсе Дивертисмент для фагота и струнного оркестра (1942); Концерт для фагота и 11 струнных (1979); Четверной концерт для флейты, гобоя, кларнета и фагота с оркестром
  • Эжен Бозза Концертино для фагота и камерного оркестра, Op. 49 (1946)
  • Гордон Джакоб Концерт для фагота, ударных и струнного оркестра (1947)
  • Пауль Хиндемит Концерт для трубы, фагота и струнного оркестра (1949)
  • Франко Донатони Концерт для фагота с оркестром (1952)
  • Андре Жоливе Концерт для фагота, арфы, фортепиано и струнного оркестра (1954)
  • Стьепан Шулек Концерт для фагота с оркестром (1958)
  • Анри Томази Концерт для фагота с оркестром (1961)
  • Bruno Bartolozzi Conzertazioni для фагота, струнных и ударных инструментов (1963)
  • Хенк Бадингс Концерт для фагота, контрфагота и духового оркестра (1964)
  • Лев Книппер Двойной концерт для трубы, фагота с оркестром (1968); Концерт фагота с оркестром (1970)
  • Софья Губайдулина Концерт для фагота и низких струнных (1975)
  • Нино Рота Концерт для фагота (1974-77)
  • Пьер Булез «Диалог двух теней» транскрипция для фагота и электроники (1985-1995)
  • Лучано Берио Sequenza XII для фагота соло (1995)
  • Джон Уильямс «The Five Sacred Trees» концерт для фагота с оркестром (1995)
  • Юрий Каспара Концерт для фагота с оркестром(1996)
  • Моисей Вайнберг Соната для фагота соло, Oр. 133
  • Эдисон Денисов 5 этюдов; Соната для фагота соло.
  • Алан Хованесс
  • Никас Скалкоттас
  • Александр Тансман Сонатина для фагота и фортепиано
  • Франк Бедросян «Transmission» для фагота и электроники (2002)
  • Марьян Мозетич Концерт для фагота, маримбы и струнного оркестра (2003)
  • Пьерлуиджи Биллоне «Legno. Edre V. Metrio» для фагота соло (2003); «Legno.Stele» для двух фаготов и ансамбля (2004)
  • Калеви Ахо Концерт для фагота с оркестром (2004)
  • Вольфганг Рим «Psalmus«» для фагота и оркестра (2007)

Ответственные оркестровые партии поручали фаготу Морис Равель , Игорь Стравинский , Карл Орф , Сергей Прокофьев . Развёрнутые сольные партии есть в Седьмой, Восьмой и Девятой симфониях Дмитрия Шостаковича .

В камерной музыке фаготу отведена важная роль. Фагот используется в камерных сочинениях таких композиторов, как Камиль Сен-Санс (Соната для фагота и ф-но), Франсис Пуленк (Соната для кларнета и фагота),Альфред Шнитке (Гимн III, IV), Пауль Хиндемит (Соната для фагота и ф-но), Эйтор Вилла-Лобос (Бразильские бахианы), Софья Губайдулина , Жан Франсе, Игорь Стравинский («История солдата»), Андре Жоливе («Рождественская пастораль» для флейты, фагота и арфы), Юн Исан , Калеви Ахо и других.

Строение фагота

Фагот представляет собой длинную трубку полого-конической формы. Для большей компактности воздушный столб внутри инструмента как бы сложен вдвое. Основной материал для изготовления фагота ― древесина клёна .

Корпус фагота состоит из четырёх частей: нижнего колена («сапога», имеющего U-образную форму), малого колена («флигеля»), большого колена и раструба. От малого колена отходит тонкая длинная металлическая трубка, изогнутая в виде буквы S (отсюда её название ― эс), на которую насаживается трость ― звукообразующий элемент фагота.

На корпусе инструмента находятся многочисленные отверстия (около 25―30), открывая и закрывая которые, исполнитель изменяет высоту звука. Лишь 5―6 отверстий управляются пальцами, для остальных используется сложный клапанный механизм.

Техника игры на фаготе

В общих чертах техника исполнения на фаготе напоминает таковую на гобое , однако дыхание на фаготе расходуется быстрее в силу его бо́льших размеров. Стаккато фагота отчётливое и острое. Хорошо получаются скачки́ на октаву и более; смена регистров практически незаметна.

Технике фагота более всего свойственны чередования мелодических фраз среднего дыхания с различными оттенками гаммообразных пассажей и арпеджио, преимущественно в стаккатном изложении и с применением разнообразных скачков.

Диапазон фагота - от B 1 (си-бемоль контроктавы) до (фа второй октавы), возможно извлечь и более высокие звуки, однако они не всегда устойчивы по звучанию. Фагот может оснащаться раструбом, позволяющим извлекать ля контроктавы (этот звук используется в некоторых произведениях Вагнера). Ноты пишутся в басовом, теноровом, изредка в скрипичном ключе в соответствии с действительным звучанием.

Новейшие техники игры, вошедшие в исполнительскую практику фаготистов в XX веке ― двойное и тройное стаккато, исполнение нескольких звуков на инструменте одновременно (мультифоники), четвертитоновая и третитоновая интонация, фруллато, тремоло, глиссандо , циркулярное дыхание и другие. Эти техники наиболее востребованы в сочинениях композиторов-авангардистов, в том числе для фагота соло.

Разновидности фагота

В современной оркестровой практике наряду с непосредственно фаготом, сохранилась только одна его разновидность контрафагот ― инструмент с такой же системой клапанов, что и у фагота, но звучащий на октаву ниже его.

В разное время существовали также более высокие по звучанию разновидности фагота. Михаэль Преториус в одном из первых в истории крупных трудов по инструментоведению Syntagma musicum (1611) упоминает семейство дульцианов высокого строя в трёх разновидностях, обозначенных как Diskantfagott , Altfagott и Fagott Piccolo . Они были в ходу до конца XVII века, но и с появлением и распространением современного фагота мастера продолжили изготавливать инструменты высоких строев, многие из которых дошли до наших дней. Обычно они настраивались на квинту (реже на кварту или малую терцию) выше обычного фагота. В англоязычной литературе такие инструменты известны под названием tenoroon , а во франкоязычной как basson quinte . Существовала и ещё более высокая разновидность, звучавшая на октаву выше фагота, под названием «фаготтино» или «малый фагот». В Бостоне хранится ранний экземпляр такого инструмента работы И. Х. Деннера .

Малый фагот эпизодически использовался в партитурах XVIII века. В начале XIX века в некоторых оперных театрах Франции им заменяли английский рожок , а Эжен Жанкур практиковал сольное исполнительство на нём. Тем не менее, к концу XIX века все высокие разновидности фагота вышли из употребления.

В 1992 фаготным мастером Гунтрамом Вольфом малый фагот впервые за много лет был изготовлен для британского фаготиста Ричарда Мура, который заказал композитору Виктору Брунсу несколько сочинений для него. Ещё одна сфера применения малого фагота ― обучение игре: ещё Карл Альменредер советовал начинать обучение с десяти лет именно на малых разновидностях фагота, чтобы в более старшем возрасте без проблем переходить на большой инструмент. Вольф также разработал инструмент контрафорте с более широкой мензурой и большей тростью, но с тем же диапазоном, что у контрафагота, способного производить более громкие звуки (отсюда название).

Известные исполнители

  • Шарроу, Леонард

Библиография

  • С. Левин Фагот. - М.: Музыка, 1963.
  • Lyndesay Graham Langwill . Bassoon and Contrabassoon. - L.: E. Benn, 1965.

Примечания

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.