В какой стране герда искала кая. Зачем герда искала кая

Страна, куда отправилась Герда в поиках Кая

Первая буква "л"

Вторая буква "а"

Третья буква "п"

Последняя бука буква "я"

Ответ на вопрос "Страна, куда отправилась Герда в поиках Кая ", 9 букв:
лапландия

Альтернативные вопросы в кроссвордах для слова лапландия

Иисус Христос - Назарет, а Санта Клаус?

Природная область на севере Швеции

Ареал саамов и лопарей

Природная зона, район расселения саамов на севере Скандинавии и Кольском полуострове

Природная зона, р-н расселения саамов на севере Скандинавии и Кольском п-ове

Родина Санта-Клауса

Определение слова лапландия в словарях

Википедия Значение слова в словаре Википедия
Лапландия - железнодорожная станция Мурманского отделения Октябрьской железной дороги в Мурманской области. Входит в городской округ город Оленегорск. Население 143 жителя (2005). В 1930-х годах недалеко от станции Лапландия был построен торфо-коксовый...

Большая Советская Энциклопедия Значение слова в словаре Большая Советская Энциклопедия
(норв. Lapland, швед. Lappland, фин. Lappi), территория на С. Норвегии, Швеции, Финляндии и в западной части Мурманской области СССР (к С. от 64≈66╟ с. ш.), являющаяся основным районом расселения саамов (лопари, или лапландцы).

Энциклопедический словарь, 1998 г. Значение слова в словаре Энциклопедический словарь, 1998 г.
природная область на севере Швеции, Норвегии, Финляндии и на западе Кольского пова (Российская Федерация). Тундровые и таежные ландшафты. Основной район расселения саамов (лопари, или лапландцы).

Примеры употребления слова лапландия в литературе.

Кроме того, выдающийся географ, член Академии, проделав различные изыскания, пришел к выводу, крайне изумившему как его, так и нас, что республика Лабардан якобы вовсе не существует, есть остров Лабрадор и еще Лапландия , но она не республика.

После сводки погоды последовало сообщение областного радио Лапландии о том, что старейшая в мире саамка Наска Мошникофф исчезла в Кааманене во время переезда из Севеттиярви в дом престарелых коммуны Инари.

Потому что из всех этих затмений полным в странах, расположенных в северных широтах - Лапландии , Сибири и Гренландии, - будет лишь затмение девятого августа тысяча восемьсот девяносто шестого года!

Из недр Лапландии , из большого горного озера Имандра в Кандалакшу сплошным водопадом в тридцать верст длиною несется река Нива.

Из Кандалакши путешественник направился на север, в глубины Русской Лапландии , как называли тогда этот дикий и неисследованный край.

Приключения Герды в поисках Кая (по каВНОй Г. К. Андерсена «Снежная королева»)

В большом городе жили двое бедных детей. «Они не были братом и сестрой, но любили друг друга, как брат и сестра». Они ходили в гости, фалы вместе и любили сидеть на лавочке под кустами роз. Однажды, когда дети рассматривали книжку с картинками, мальчик Кай вскрикнул: «Меня кольнуло в сердце, и что-то попало в глаз». Это были стекляшки дьявольского зеркала. Злой тролль смастерил его для потехи. В нем все доброе и прекрасное уменьшалось, а все дурное и безобраВНОе так и выпирало. Стеклышко зеркала сделало сердце Кая холодным, как кусок льда. Он стал обижать Герду и свою старую бабушку, обломал их любимые розы. А зимой Кай исчез, застигнутый Снежной королевой. Герда не знала, что случилось с ее названным братом. Она любила Кая всем сердцем и поэтому не верила в его смерть. Весной Герда отправилась на поиски. Долгим и трудным был ее путь. Но доброй и храброй девочке помогали и люди, и птицы, и звери. Герда побывала у бабушки-колдуньи, где всегда сияло соїще и цвели цветы. Она пробралась во дворец принца и принцессы, попала в руки разбойников, которые могли бы ее убить. Но Маленькая разбойница помогла ей, и Герда на Северном олени добралась до Лапландии. Лапландка и финка сжалились над Гердой. Они рассказали ей про Снежную королеву и стеклышки в сердце Кая. Когда Северный олень попросил финку дать Герде силу двенадцати богатырей, старая финка сказала: «Сильнее, чем она есть, я ее не могу сделать... Ведь она босая обошла полсвета... Ее сила в ее сердце, в том, что она невинный ребенок».

Герда нашла Кая и своими слезами растопила осколок в его сердце. И они рука обруч отправились домой.

Сочинение

Во всех сказках датского сказочника X. К. Андерсена побеждают добро, любовь, верность, искренность. Герои его сказок отважны, бесхитростны, поэтому, пройдя через всевозможные испытания, они обогащаются жизненным опытом, обретают множество друзей, разрушают злые чары и выходят победителями.

Мне очень нравится сказка "Снежная королева", в которой маленькая девочка Герда борется за освобождение своего названого брата Кая из ледяных рук Снежной королевы.

Герда отправляется на поиски Кая после его похищения Снежной королевой. Ей предстоит пережить много приключений, но она упорно продолжает искать своего друга, отважно идя навстречу опасностям.

Вначале Герда попадает в мир доброй волшебницы, где цветут сады, поют птицы. Но Герде не нужен этот спокойный сказочный мирок, она идет дальше, попадая в зимнюю стужу в летней одежде.

По дороге Герда повстречала доброго ворона, который помог ей попасть во дворец, где, вполне возможно, обитает Кай. Но и во дворце Герду настигает разочарование - женихом невесты оказался не ее названый брат. Герда делится с принцессой своими печалями. Принцесса искренне хочет помочь

Герде, предлагая ей богатства. Но Герду сердце зовет дальше в дорогу, поэтому принцесса распорядилась выдать Герде теплую шубку, муфту, шапочку, лошадей и золотую карету, и Герда снова отправляется в путь.

Когда Герда едет через лес, на карету нападают разбойники. У Герды отбирают все, что ей подарила принцесса. Необузданная маленькая разбойница, дочь атаманши, выслушала печальную историю Герды. Она никогда не знала о такой любви и верности и отпускает Герду, отдав ей своего любимого оленя, который сможет доставить девочку в царство Снежной королевы.

Еще долго путешествует Герда, ее силы постепенно иссякают, северные жители вовремя поддержали девочку с сердцем, полным любви и надежды.

В конце пути Герда попадает в царство Снежной королевы. Увидев равнодушного и холодного Кая, она бросилась к нему и горько заплакала. Отчаянные, горячие слезы растопили кусочек льда в сердце мальчика, и Снежная королева потеряла силу и власть над детьми. Счастливые Герда и Кай возвратились домой.

Только стойкость и верность помогли Герде выдержать все испытания, через которые ей пришлось пройти, а самоотверженная любовь помогла вернуть Кая к нормальной, полноценной жизни.

Другие сочинения по этому произведению

Образ Снежной королевы в сказке Г.-Х. Андерсена Смысл названия сказки Андерсена "Снежная королева" Образ Герды в сказке Андерсена «Снежная королева»

Нет запланированных мероприятий или точные даты пока не определены!

Когда последний раз вы читали сказки? Скорее всего, когда дети был маленькими. А может быть и того раньше. Если так – давайте откроем старый добрый сборник Андресена и вместе с юнгианским сказкотерапевтом, аналитическим психологом, ведущей Клуба "В лабиринте сказок" Еленой Шкадаревич отправимся в необычное путешествие по страницам сказки "Снежная Королева".

Участницы семинара (текст публикуется с их согласия)

  • Анна , 46 лет, искусствовед, переводчик, незамужем.
  • Елена , 41 год, сотрудник Фонда "Подари жизнь", замужем, мать двоих детей.
  • Ольга , 42 года, журналист, редактор, воспитывает сына.

Не бойся сказки, бойся лжи

Все, что произошло на семинаре, посвященному сказке "Снежная королева", стало для всех нас, его участниц: Анны, Ольги и Елены, полной неожиданностью. Мы пришли обсудить сказку, поговорить о символах, героях и найти возможные тайные смыслы, а в результате поговорили о самих себе. Про свои переживания, страхи, принципы, желания и, конечно, боль... Именно такую работу и предполагает юнгианская сказкотерапия. "Сказочное пространство – это пространство внутреннего мира каждого из нас, сказочные образы присутствуют в психике всякого человека, задумываемся мы об этом, или нет, – говорит ведущая семинара Елена Шкадаревич. – Каждый поворот сказочного сюжета находит отражение в нашей жизни и откликается нам, вызывая образы, чувства, ассоциации. Здесь время течет по-другому, и поэтому, проживая сказку, можно прожить целую жизнь, перемещаясь во времени и пространстве так, как мы сами того пожелаем. Можно встретиться лицом к лицу с тем, что страшит нас в реальной жизни, познакомиться с собой". Что и произошло, как только мы очутились в сказке.

"В сказке время течет по-другому, поэтому читая ее, можно прожить целую жизнь, перемещаясь во времени и пространстве так, как мы сами того пожелаем".

Путешествие начинается

Елена Шкадаревич задает нам первый вопрос: "Как вы думаете, о чем сказка "Снежная королева"?" Ответы разнообразны, но в общем-то, в них прослеживается единая нить. Скорее, это история про любовь женщины к мужчине, про силу ее чувства, которое в итоге растопило лед. При этом Герда представляется нам отважной и сильной, а Кай – ценным и жизненно необходимым: он ведь нужен сразу и Герде, и Снежной королеве. Кроме того, он оказывается единственным свободным мужчиной в сказке, остальные мужские персонажи встречаются либо в паре (Ворон и Ворона, Принц и Принцесса), либо в "массовке" – разбойники.

"Если Герда хочет вернуть Кая себе, то зачем ей это надо?" – следующий вопрос от ведущей семинара. "Чтобы не быть одной" (Анна), "Чтобы справедливость восторжествовала" (Елена), "Чтобы почувствовать себя героиней, наполнить смыслом свое существование... Без подвига жизнь бессмысленна" (Ольга). Удивительно, насколько разные версии! Мы обращаемся за объяснением к ведущей.

"То, как человек воспринимает сказку, напрямую связано с тем, что происходит в его душе. Если рассматривать сказку как отражение внутреннего мира человека, а путешествие сказочного героя как путешествие души к целостности, то каждая из вас говорит о том, что важно и ценно для вас сейчас. Так представляется вам внутренняя гармония. Исследуя сказку, мы наполняем ее индивидуальным содержанием – собой. Ведь каждый символ и образ у каждого человека вызывает свои, глубоко личные ассоциации".

Сказочный Кай – это та часть души, которая почему-то оказалась изолированной, замороженной. Добраться к этой части трудно, но необходимо, ведь только так может быть восстановлена целостность. И поэтому Герда отправляется в путешествие.

Путь Героя со всеми остановками

Самое главное в любой сказке – испытания, которые выпадают на долю главного героя. Если их убрать, то сказки не будет. Герда тоже отправляется в путь, и мы послушно следуем за нею. Для этого мы просто начинаем читать сказку. Вспоминаем, что зеркало заколдовал злой тролль (а вовсе не Снежная королева), как изменился Кай, когда ему в глаз и сердце попали осколки колдовского зеркала, и почему Герда отправилась в путешествие. Это наше первое открытие: оказывается, она никуда особенно не собиралась. Она была уверена, что "Кай умер и больше не вернется!". Хотя, уверена или просто пыталась себя уговорить?

"Так бывает: хочешь начать что-то новое, но начинаешь убеждать себя в том, что делать этого не стоит. Или все вокруг твердят тебе об этом. Но внутренний голос подсказывает, что надо попробовать" (Анна). "А бывает, решишь для себя, что закрываешь какой-то проект навсегда, но вдруг появляется предчувствие, и ты меняешь свое мнение" (Ольга). В сказке Герда со своими сомнениями подходит к реке и решает получить ответ от нее, бросая в воду самое дорогое, что у нее есть – красные башмачки. "Так или иначе любое изменение требует, чтобы мы чем-то пожертвовали", – объясняет Елена. В сказке Герда отдала реке "свою первую драгоценность" – красные башмачки. В жизни это может выглядеть как отказ от привычного спокойствия, защищенности. "Для женщины красный цвет весьма символичен: возможно, это что-то про девственность или первые месячные..." (Анна). Тогда может быть Герда просто начала расти, взрослеть? Интересная мысль, однако путь продолжается и делать выводы пока рано.

Первая остановка:
Волшебница в соломенной шляпе

Герда все-таки решилась отправиться в неизведанное. Река унесла ее далеко от дома. И неизвестно чем бы закончилось это путешествие, если бы лодку не притянула к берегу старушка- волшебница. Она приютила девочку, накормила вишнями, стала расчесывать ей волосы, и Герда заснула чудесным сном: "Ей снились такие сны, какие видит разве только королева в день своей свадьбы". Когда же она, наконец, очнулась от этого прекрасного, долгого сна и выскочила за калитку волшебного сада, оказалось, что прошло очень много времени, весна сменилась летом, а лето – осенью. Не о нас ли эти строчки? О тех, кто с приближением "осени" вдруг понимает, что "весна" и "лето" прошли "на автомате", как во сне... И словно розы, спрятанные старушкой-волшебницей "под землю", перед нами вырастает вопрос – жизнь была достаточно комфортной, но была ли она моей?

"Покой и комфорт порой убаюкивают нас настолько, что когда мы вдруг "просыпаемся", оказывается, что прошло много времени".

Не спешите оплакивать это время, задумайтесь, для чего нужна была Герде (и вам) эта остановка? Самый очевидный ответ: чтобы набраться сил перед дальней дорогой. Именно этот вопрос – что дает силы, подпитку, ресурс – нам и предстоит обсудить. Оказывается, что Елена обретает внутреннюю гармонию, отправляясь гулять с любимой собакой. Анна подпитывается энергией на выставках, наслаждаясь хорошей едой или как следует высыпаясь. Ольга призналась, что однажды "бабушкой-волшебницей" в ее жизни стал врач, грамотно подобравший антидепрессанты. А потом разговор неожиданно переходит на другую тему: "Порой комфорт и покой убаюкивают нас настолько, что когда мы, вдруг, по какой-то причине "просыпаемся", оказывается, что прошло уже очень много времени" (Анна). "Оказывается, чтобы что-то изменить, нужно полить землю слезами" (Елена). "И тогда вырастут розы", – подхватывает Ольга. Но сказка продолжается.

Две пары: Ворон и Ворона, Принц и Принцесса

Покинув бабушку-волшебницу, Герда встречает Ворона, который отправляет ее искать Кая во дворец. И Герда почти уверена, что сейчас найдет мальчика. Но тот, кого она искала, оказывается незнакомым принцем. Комментарий Елены Шкадаревич: "Здесь Герду ждет разочарование от встречи с реальностью. Наверное, и вам знакомо это состояние". Первой реагирует Анна: "Я познакомилась с мужчиной в интернете, сильно увлекалась им, а когда мы встретились, так же сильно разочаровалась. Мое идеальное представление о нем было далеко от реальности". "Самым большим разочарование в жизни стало замужество, – признается Елена, – в первую очередь, я разочаровалась сама в себе: я представляла себя в роли жены совершенно другой, но не сложилось. С материнством была похожая история, но скорее, оно просто сняло с меня шелуху, я стала больше самой собой". "Для меня замужество вообще стало очень "жесткой посадкой". Мои родители развелись, когда я была совсем маленькой, поэтому я ничего не знала о семейной жизни, жила книжными представлениями о любви" (Ольга).

"Только познакомившись со своей темной стороной, мы приобретаем целостность и силу".

Маленькая разбойница: встреча, которая все изменила

Герда уходит из дворца. Дети – Принц и Принцесса – дарят ей подарки. В том числе изумительной красоты муфту. И почти сразу девочка попадает в плен к разбойникам. Встреча с ними – одна из самых знаковых в сказке. Здесь Герда взаимодействует с двумя женскими персонажами – Маленькой разбойницей и ее старухой-матерью. "Ничего не могу с собой поделать, мне очень нравится Маленькая разбойница, хотя она и издевается над оленем, который мне тоже дорог", – говорит Анна и вдруг начинает всхлипывать и утирать слезы. "Маленькая, но точно переплюнет свою старуху-мать" (Ольга). "Олицетворение дикой силы, которая есть в каждой из нас: Маленькая разбойница обладает ею, возможно, избыточно, но однажды каждому нужно найти такую силу в себе" (Елена). Но как мы обретаем эту силу в реальной жизни?

"Иногда кажется, что ходишь по кругу"

Как будто все уже было, встречалось, происходило, жизнь стала похожа на замкнутый круг. Знакомо? "Может быть, вы многократно проживаете один и тот же эпизод сказки и не можете продвинуться дальше? Вспомните сказку "Финист, ясный сокол", – предлагает Елена Шкадаревич. – "Сестры позавидовали Марьюшке и сделали так, что Финист не смог прилетать к ней ночами, и она отправилась его искать. Она шла от одной Бабы-Яги к другой, и каждый раз должна была глодать железные хлебы и изнашивать железные сапоги, и у каждой Бабы-Яги она получала в дар золотые вещицы, которые потом обменяла на возможность встречи с Финистом". Представье себе, что вы, как Марьюшка, тоже получаете от жизни ценные дары, но в отличие от нее никак не можете пустить их в дело. И вместо того, чтобы прийти к дворцу Финиста, вы отправляетесь к очередной Бабе-Яге. Может быть, очередное образование, которое вы хотите получить, это еще один дар, которым вы никак не можете воспользоваться? У вас уже есть целый мешок, набитый "золотыми слитками", но чтобы использовать добытое вам не хватает чего-то другого, к примеру, смелости? Ведь, если вы решитесь, наконец, использовать дары, вам придется сделать то, чего вы еще никогда не делали, рискнуть, предъявить свои сокровища миру. Готовы ли вы к этому? Исследуя сказку, вы сможете продвинуться дальше, прожить те чувства, которыми наполнен этот переход, найти в себе то, что поможет вам в пути. И если эта внутренняя работа будет совершена, то вслед за ней произойдут и изменения в жизни. Так работает сказка.

Елена Шкадаревич напоминает, что красивую муфту, которую Герда получила от Принца и Принцессы, Маленькая разбойница забирает себе, но взамен дает девочке мамины рукавицы. "Представьте, что разбойная мамаша делала руками в этих рукавицах: убивала, свежевала... Вместе с этими рукавицами Герда как будто получает часть этой дикой силы", – говорит ведущая. "Что это означает в переводе со сказочного? Встречу со своей темной стороной, с той дикой и необузданной силой, которую чаще всего мы стремимся спрятать". Только познакомившись с ней, мы обретаем целостность, а вместе с ней и силу действовать. Маленькая разбойница маленькая, но не миленькая. Она зубастая, умеет сопротивляться, искать лазейку, чтобы сбежать, решить свои проблемы. Мы приходим к выводу, что именно на этом этапе Герда перестает быть "пресной" "хорошей девочкой", приобретает характер и силу, чтобы победить.

Лапландка и Финка: последний рубеж

Герда все ближе к холодным чертогам. Ее верный помощник олень просит у старухи финки зелье двенадцати богатырей, чтобы Герда могла одолеть Снежную королеву. И слышит в ответ: "сильнее, чем она есть, я не могу ее сделать". Мы вспоминаем путь, пройденный девочкой, и говорим о том, из чего складывается наша внутренняя сила, что (или кто) помогает нам ее обнаружить и признать.

"Почему народные сказки такие жестокие?"

Изначально сказки вовсе не были предназначены для детей. Их рассказывали взрослые люди, которые либо обладали очень богатым воображением, либо переживали некий мистический опыт: видели яркие сновидения, пребывали в измененном состоянии сознания. И конечно, образы, которые им удавалось увидеть, не всегда были светлыми и прекрасными. В этих переживаниях люди соприкасались с тем темным и ужасным, что существует в глубинах коллективного бессознательного. Постепенно этот опыт облекался в слова. Образы становились яркими и четкими и постепенно превращались в сказочных персонажей. И неотъемлемым элементом сказочных сюжетов становится борьба со злом – часто кровавая и безжалостная, именно потому, что зло не должно восторжествовать. Не забудем о том, что в сказках отражаются важные периоды жизни человека. Так, во время древнего обряда инициации мальчики должны были проходить суровые испытания, и только так они могли стать мужчинами. Сейчас отголоски этих обрядов сохраняются только в сказках: мы читаем о детях, которых отвели в лес, о купании в горячих котлах с целью преображения, о встречах с ужасными великанами и ведьмами. Дети воспринимают сказки вовсе не так, как взрослые. Иногда они читают и читают одну сказку, как будто напитываясь силой главного героя, раз за разом уверяясь в том, что хороший конец неизбежен.

"По какой причине не осталось эмоций, ничего живого, все оказалось выморожено?"

В чертогах Снежной королевы

Но где же Снежная королева? Нам, как и Герде, не удается встретиться с хозяйкой дворца: она улетела в Италию, проведать вулканы, посыпать на них снегом... Для тех, кто судит о сказке по мультику – это неожиданный поворот сюжета. Оказывается, злодейка не растаяла, а отправилась в зарубежный тур! Но точно ли злодейка? Елена Шкадаревич предлагает нам подумать, что должно было случиться с женщиной, чтобы она превратилась в Снежную королеву. "По какой-то причине в ней не осталось эмоций, ничего живого, все оказалось выморожено. Может быть, с ней случилось что-то страшное, и ей пришлось стать автоматом, чтобы не чувствовать боли?" "Я вижу в этом описании образ матери, которая не может любить своего ребенка, потому что ее саму не любили в детстве: ей не у кого было научиться этому. Она получала материнское молоко со снежинками и теперь кормит своего ребенка им же" (Анна). "Такими не рождаются, такими становятся. У новорожденного вряд ли может быть замороженная часть себя, а у ребенка, пережившего развод родителей, вполне" (Ольга). "Если выражать чувства небезопасно, нужно избавиться от них. Перестать кричать, плакать, смеяться" (Елена). Получается, что персонаж, с которым связано столько страхов, боли, возможно, ненависти, это несчастная женщина, пережившая потерю или несчастье? И каждая из нас легко вспоминает эпизод из собственной жизни, когда нам приходилось действовать на автомате, не чувствуя боли, не позволяя себе смеяться. Быть Снежной королевой... Но кто же тогда главное действующее лицо сказки? Этот вопрос буквально вырывается у Ольги. Елена Шкадаревич немедленно переадресовывает его нам. "Мне кажется, что это Маленькая разбойница. Встреча с ней переломный момент в сказке, после нее Герда становится живой и настоящей" (Анна). "Безусловно, Герда, но она не существует сама по себе, без других героев и встреч с ними. Она постоянно обогащается, на нее нанизывается новый опыт, она проходит путь взросления человека, через испытания. Иначе она просто не достигнет цели, или перестанет быть собой. И Снежная королева также является ее частью" (Елена). "Если бы я сейчас начала снимать блокбастер, я бы превратила Герду в Снежную королеву" (Ольга). Комментарий Елены Шкадаревич: "Снежная королева" – это сказка про внутренний путь. Тот герой, тот эпизод, который вы видите в сказке главным, отражает ваш собственный этап этого пути. Путь к целостности, согласно этой сказке, лежит через узнавание и принятие разных сторон своей личности, возможность быть и прекрасной принцессой, и отважной Гердой, и заботливой старушкой-волшебницей, и необузданной Маленькой разбойницей, и замороженной, "обезболенной" Снежной королевой. Но в то же время опасно застревать в одной роли надолго: нельзя прожить всю жизнь у доброй старушки, но также страшно срастись с ролью Маленькой разбойницы или Снежной королевы".

"Путь к целостности, согласно этой сказке, лежит через узнавание и принятие разных сторон своей личности".

"Они вернулись домой взрослыми людьми"

Этими словами заканчивается сказка великого сказочника. Дети выросли. Но если мы видели, как взрослела Герда, то какой путь проделал Кай? Почему он тоже стал взрослым? "Возможно, он прошел тот же путь, когда возвращался домой?" (Ольга). "Он просто шел с другой стороны" (Анна). "Осколок растаял, и рост пошел с удвоенной силой" (Елена). Так или иначе, к финалу сказки Герда и Кай обрели друг друга. А участники семинара, путешествуя вместе с героиней сказки, смогли увидеть события своих жизней в ином свете, придать им новый смысл. И если у вас остались вопросы, просто почитайте сказку. В ней вы найдете свои ответы. Потому что они уже есть в вашей души.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.