В каких проблемах вам поможет икона корсунской божьей матери. Икона Пресвятой Богородицы «Корсунская

Огромным значением обладают для православных святые образы связанные непосредственно с самим Христом. И тут Корсунская икона Божией Матери, безусловно, является одной из ценнейших святынь, которая позволяют каждому практически прикоснуться ко временам самого Спасителя.

Ведь, согласно преданию, данный образ был написан самим апостолом Лукой (который считается зародителем иконописной традиции в целом) и был одобрен самой Богоматерью, которая назвала образ пребывающим под благословением ее самой и Христа.

Немного истории

Как считается, именно евангелист Лука начала писать святые образы и ему принадлежит как минимум три различные изображения, в том числе и икона Богородицы Корсунская, которая относится к подтипу: Елеуса или Умиление. Напомним, всего есть три основных типа икон Пречистой Девы:

  • Оранта;
  • Одигитрия;
  • Елеуса.

Они символически изображают христианские добродетели: Веру, Надежду, Любовь. Каждый вариант имеет собственный канон написания, характерные позы и расположение фигур. В Корсунской иконе Елеуса Спаситель и Богоматерь прижимаются друг к другу щеками, такое расположение фигур говорит о нежных отношениях, но также на символическом уровне указывает на стремление души к божественному, ведь Богоматерь как бы символически представляет душу каждого верующего, которая стремится к Господу и хочет наладить с ним самые близкие и доверительные отношения.

До поры до времени Эфесская икона Божией Матери (название по городу Эфес является вторым для данного образа) пребывала на территории Византийской империи, но в дальнейшем была привезена на Русь. Тут существуют различные версии касательно того, кто привез данный образ, не станем на этом акцентировать внимание, так как этот факт не является особенно существенным для молитвенного обращения к образу и религиозной практики.

Согласно одной из версий, Корсунская икона Божией Матери была привезена самим крестителем Руси, то есть князем Владимиром, а по другой версии, заслуга принадлежит великой подвижнице Евфросинией Полоцкой, которая активно распространяла христианство в 12 веке.

Сейчас образ хранится в коллекции Русского музея в Санкт-Петербурге, хотя, вполне вероятно, в итоге снова перейдет во владение церкви. В музей икону передали в период советской власти для того, чтобы сохранить. Реликвию сохранили, но реставраторы убрали изначальный темный цвет кожи лиц, который приняли за копоть.

Традиционно православные иконы не изображают лица, с яркими эмоциями и переживаниями. Как правило, лики спокойны и наполнены глубокой задумчивостью, умиротворением. Именно поэтому молитва Корсунской иконе, да и любому другому православному образу является такой действенной, взгляд на святой образ сразу приводит верующего в соответствующее молитвенное настроение.

На этом образе перед нами предстает Богоматерь в синих и красных одеждах. Синий цвет символизирует собой Царствие Небесное, а красный цвет подчеркивает величественность. Зеленый цвет одежд младенца символизирует в свою очередь благую весть о его собственном появлении.

В одной руке младенец держит свиток, который символизирует собой Евангелие, а другой рукой держится за одежды Девы Марии. Также есть варианты композиции без свитка.

Акцент сделан на лицах, которые прижимаются друг к другу. Хотя они спокойны и не выражают эмоций, заметна глубокая приязнь героев этой иконы и духовная близость между ними.

В чем помогает Корсунская икона

Так как значение этого образа указывает на связь человека с Господом, перед ним просят о самом разном. Разнообразным является спектр того, в чем помогает икона Корсунской Божьей Матери: кто-то просит о достатке, другие о том, чтобы избавиться от страстей или какой-то немощи. Суть заключается в милостивом характере Богоматери, которая может помочь практически каждому.

Поэтому верующему следует самому выбрать, о чем молиться Корсунской иконе Божией Матери, она примет искренние просьбы, которые идут с глубокой верой.

Многие свидетельствуют о помощи от этого образа, на котором пребывает благословение самого Спасителя и Богородицы.

Акафист Корсунской иконе Божией Матери и молитва

Кондак 1

Избранней от всех родов Заступнице рода христианскаго, покровом Своея благости покрывающей страну нашу православную, благодарственная пения приносим Ти, Богородице, о явлении чýдныя Твоея иконы. Ты же, яко Всемилостивая, всех притекающих к Тебе Помощнице, заступай нас во всех скорбех и нуждах, бедах и напастех, да зовем Ти: Радуйся, Заступнице усердная рода христианскаго.

Икос 1

Ангел предстатель послан бысть рещи Богородице «Радуйся», егда Бог Слово воплощашеся во утробе Ея; и мы, грешнии, прославляюще явление чудныя Ея иконы и Божественнаго Младенца Спаса Христа, со умилением вопием Благодатней:

Радуйся, Богоизбранная Отроковице; радуйся, Мати Божия. Радуйся, Царице Небесе и земли; радуйся, светлое Церкве Небесныя и земные украшение. Радуйся, Ангелы чтимая; радуйся, певаемая от Серафим. Радуйся, светлое пророческое сбытие; радуйся апостолов похвало. Радуйся, мученическое исповедание; радуйся преподобных венче. Радуйся, праведных веселие; радуйся, грешных упование. Радуйся, Заступнице усердная рода христианскаго.

Молитва

О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице! Со страхом, верою и любовию припадающи пред честною иконою Твоею, молим Тя: не отврати лица Твоего от прибегающих к Тебе, умоли, милосердная Мати, Сына Твоего и Бога нашего, Господа Иисуса Христа, да сохранит мирну страну нашу, Церковь Свою Святую да незыблему соблюдет от неверия, ересей и раскола. Не имамы бо иныя помощи, не имамы иные надежды, разве Тебе, Пречистая Дево: Ты еси Всесильная христиан Помощница и Заступница. Избави всех с верою Тебе молящихся от падений греховных, от навета злых человек, от всяких искушений, скорбей, бед и от напрасныя смерти; даруй нам дух сокрушения, смирение сердца, чистоту помышлений, исправления греховныя жизни и оставление прегрешений, да вси благодарне воспевающее величия Твоя, сподобимся Небеснаго Царствия и тамо со всеми святыми прославим Пречестное и Великолепное Имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Корсунская икона Божией Матери

Корсунская икона Божией Матери. Молитва.

Корсунская икона Божией Матери свою историю ведет из седой древности. Есть несколько версий происхождения святого образа.

Одним из преданий святой образ написал сам евангелист Лука. Корсунская или Ефесская икона была доставлена в 988 году крестителем Руси князем Владимиром в Киев из Корсуни. Потом образ был перенесен в Великий Новгород, потом в Москву. До 1918 года образ находился за престолом в Успенском соборе Московского Кремля.

По второму приданию икону принесла в 12 веке на Русь Евфросиния Полоцкая, которую в миру знали как Предислава, дочь полоцкого князя Георгия, избравшая с юных лет путь подвижничества. Евфросиния Полоцкая основала в Полоцке (город Витебской области в Беларуси) женскую обитель. Одну из церквей она украсила древним образом Пресвятой Богородицы. Отправив к императору Византийскому гонца с богатыми дарами (в то время полоцкие князья состояли в родстве с родом Комнинов, царствовавшими в Византии) она получила в дар дивный образ, который был украшен золотом, серебром, драгоценными камнями. Этот дивный образ в 1173 году торжественно установили в храме Пресвятой Богородицы, где он прославился чудесными исцелениями.

Князь Александр Невский в 1239 году женился на дочери полоцкого князя Брячислава. В честь венчания, состоявшегося в Торопце, образ из Константинополя перенесли в этот город, где он был в иконостасе Воскресенского собора до начала 20 столетия.

Мы не будем искать истину происхождения Корсунской иконы Божией Матери.

В России было почти полтора десятка списков с Корсунской иконы позднего происхождения: в Нежине Черниговской губернии, в псковском Изборске, в кафедральном Исаакиевском соборе северной столицы, в селе Пилатики Романовского уезда Ярославской губернии и в других городах, обителях. Еще большее количество храмов построено на Руси во имя Корсунской Богоматери.

Молятся перед Корсунской иконой Божией Матери об исцелении телесных и душевных страданий верующих.

День празднования иконы Божией Матери Корсунская 9 октября по старому стилю, 22 октября по новому стилю.

Молитва ко Пресвятой Богородице пред Ее иконою Корсунская

В каждом доме где живут православные, имеется хотя бы одна икона Богородицы. Есть такие образы, которые связаны именно с Россией. Корсунская икона Божией Матери была принесена из Херсонеса после крещения Руси. Она признана чудотворной, является культурным наследием всего человечества.


История написания

Относится к типу «Елеуса» (как и «Владимирская»), согласно церковной легенде, была скопирована с оригинала, написанного евангелистом Лукой (однако, если верить преданиям, он написал чуть ли не каждую вторую икону Царицы Небесной). Чтить надо не иконописцев и происхождение, а саму Божию Матерь, образ может быть любым - лишь бы не нарушал канонов.

Корсунская Икона Божией Матери сменила много мест пребывания:

  • Первоначально князь принес ее из Корсуни в Киев;
  • Затем была отправлена в Новгород;
  • После этого оказалась в Успенском соборе Москвы.

Сам первоначальный образ давно утерян, сегодня чтимый список с нее находится в Нижнем Новгороде, в Благовещенском монастыре. Оригинал, написанный более тысячи лет назад, также исчез. Святыни теряются не случайно - Господь скрывает их либо до времени, либо укрывает от поругания. Поэтому слишком огорчаться не стоит - молитвы все также возносятся к Богу, как и тысячи лет назад.


Копии

Название «Корсунская» на самом деле носят несколько разных икон. Их объединяет не столько происхождение, сколько общий тип изображения - «Умиление».

  • Образ княгини Полоцкой. Невеста Александра Невского принесла святыню в качестве приданого в 1239 г. Написан образ был в Константинополе. В Полоцке был основан Спасский женский монастырь, куда Ефросинья пожертвовала его. Образ был украшен драгоценным окладом.
  • Одигитрия Корсунская - создана в 13 в., сегодня находится в музее Кремля. Долгое время икона находилась в Успенском храме, куда ее привез Иван Грозный. По мнению историков, попала в Россию из Константинополя в начале 14 в.

Существует и несколько других образов, которые претендуют на честь именоваться Корсунской иконы Богородицы. У каждого из них отдельная история, многие прославлены чудесами, поэтому могут одинаково почитаться верующими.


Значение, о чем молятся Корсунской иконе

Данный тип изображения характерен тем, что выказывает всю глубину материнской любви. В богословском смысле он демонстрирует идеальные отношения между Господом и людьми (их представляет Богородица). Божия Матерь, как известно, имеет очень чистую душу, свободную от грехов. Поэтому она с дерзновением может возносить молитвы к Богу, вся ее душа стремится лишь к Владыке небес. На иконе Пречистая показывает это, прижимая Младенца к себе обеими руками.

Особенная нежность между Матерью и Сыном здесь проявляется в расположении фигур - Мария и Христос нежно прижимаются щека к щеке. Между их телами нет расстояния, что символизирует духовное единение. Ручка Младенца обвивает шею Богородицы. Младенец возвел глаза к Небу, как бы всматриваясь в свое будущее.

Мария же смотрит словно вглубь собственной души, на ее лице - оттенок глубокой грусти. Она ведь тоже знает, что должно произойти, когда чадо вырастет. Судьба вырвет его из материнских объятий, и она будет обнимать хладное изувеченное тело…

Но обоих объединяет великая надежда на Воскресение. Значение Корсунской иконы - показать, что крестная жертва была принесена во имя Любви Бога к человечеству. Каждый искуплен кровью Христа, об этом верующим надо помнить, ценить и беречь друг друга. Тогда каждая молитва получит ответ, упование исполнится, грехи изгладятся.

В чем помогает

В России очень почитают Божию Матерь, Корсунская икона - лишь один из примеров. О чем молятся?

  • Просят утешения в духовных скорбях, облегчения мучений;
  • О просвещении души светом Христовых заповедей;
  • О спасении и наставлении детей и близких на путь истинный;
  • О телесном исцелении от недугов.

У каждого свои печали и заботы, все их можно принести к ногам Богородицы. Она ведь мать всего человечества. Перед Корсунской иконой можно читать акафист, заказывать ей молебен, читать молитвы частным порядком. Здесь важна лишь воля самого верующего, Церковь не регулирует количество молитв. Важно, чтобы они были регулярными. Тогда постепенно уменьшиться груз забот, Бог пошлет силы и радость духовную. Пресвятая Богородица, моли Бога о нас!

Молитва ко Пресвятой Богородице пред Ее иконою «Корсунская»

О Пресвятая Дево, Мати Христа Бога нашего, Царице Небесе и земли! Вонми многоболезненному воздыханию душ наших, призри с высоты святыя Твоея на нас, с верою и любовию покланяющихся пречистому и чудотворному образу Твоему. Се бо грехми погружаемии и скорбьми обуреваемии, взирающе на Твой образ, яко живей Тебе сущей с нами, приносим смиренная моления наша. Не имамы бо иныя помощи, ни инаго предстательства, ни утешения, токмо Тебе, о Мати всех скорбящих и обремененных! Помози нам немощным, утоли скорби наша, настави на путь правый нас заблуждающих, уврачуй болезненная сердца наша и спаси безнадежных, даруй нам прочее время жития нашего в мире и покаянии проводити, подаждь христианскую кончину, и на страшнем суде Сына Твоего явися нам милосердая Предстательница, да всегда поем, величаем и славим Тя, яко благую заступницу рода христианскаго, со всеми угодившими Богу, во веки веков. Аминь.

Корсунская икона божией матери - где находиться, о чем моляться was last modified: Июнь 8th, 2017 by Bogolub

Отличная статья 0

«Икона же Корсунская, аки Купина вторая, огнем опаляема, незгараше, неверныя сим устрашающе, верным же сиянием благодати блистающее», - так ярко и огненно говорят об одном из русских Богородичных образов, почитаемого как «от неистовств нашествия иноплеменных ограждение наше».

Одна из общерусских святынь, подобно и другим нашим святыням, соединяющая Русский мир, от Херсонеса и Киева с Черниговом до Новгорода, Пскова, Санкт-Петербурга, Ярославля и Москвы, почитается праздником в день 22 октября (9 по ст. ст.).

В малоазийском городе Ефесе пребывала икона Божией Матери, написанная святым евангелистом Лукой. Считается, что в 988 году список с этой иконы был принесен в Киев из Корсуни святым равноапостольным князем Владимиром. Этот список получил название Корсунской иконы Божией Матери. Корсунский образ Богоматери относится к иконописному типу «Умиление» («Елеуса»).

Известный православный писатель Егор Поселянин (Евгений Николаевич Погожев, 1870-1931) в книге «Сказания о чудотворных иконах Богоматери» рассказывает о том, что чудотворный образ из Киева затем был перенесен в Новгород, а позже - в Москву, где и находился в алтаре Успенского собора (пропал в 1812 году во время ).

Другой список Корсунской иконы был принесен на Русь дочерью полоцкого князя Георгия Предиславой, впоследствии прославленной Церковью как игумения Евфросиния Полоцкая

Есть предание, что другой список этой иконы был принесен на Русь в конце XII века дочерью полоцкого князя Георгия Предиславой, впоследствии прославленной Церковью как игумения Евфросиния Полоцкая. Приняв постриг, княжна основала в Полоцке женскую обитель и построила в ней каменную церковь во имя Спаса Всемилостивого. Позднее преподобная Евфросиния возвела новую церковь в честь Пресвятой Богородицы и пожелала украсить ее древнейшим образом Богоматери. Преподобная направила к византийскому императору Мануилу Комнину и патриарху Луке Хрисовергу своего слугу Михаила с богатыми дарами и с просьбой прислать список с образа Пречистой. Просьба Евфросинии была исполнена, и Михаилу был вручен список с чудотворной Ефесской иконы.

Украсив образ драгоценностями, преподобная Евфросиния в 1173 году поставила его в храме Богоматери, где икона находилась более 60-ти лет. В 1239 году святой благоверный князь Александр Невский вступил в брак с дочерью полоцкого князя Брячислава Александрой в городе Торопце. Княжна забрала с собой из Полоцка Ефесскую Богородичную икону и поставила ее в соборной Торопецкой церкви. Здесь чудотворный образ стал именоваться Корсунской иконой Богоматери. Помещалась она в иконостасе Воскресенского собора, в резном киоте. Длина иконы составляла 1 аршин и 2 вершка, а ширина - 14 вершков (1 аршин равен 71, 12 см.,1 вершок равен 4, 445 см. - Прим.ред. ). Хотя живопись от времени потемнела, но цвета красок различались легко. Верхняя одежда Богоматери была написана красным, а нижняя - темно-синим цветом. У Младенца Христа одежда была темно-зеленая. На обороте иконы находилось изображение святителя Николая Чудотворца.

Еще один список иконы Корсунской Богоматери находился в Николаевском соборе пригорода Изборска под Псковом и помещался в иконостасе главного придела, по левую сторону от царских врат.

Евгений Поселянин отмечает, что в рукописном сказании о бывшем от этой иконы чуде она названа «пядничной», поскольку изображение ее по ширине было равно старинной русской мере - «пяди», или 4 вершкам, и что на иконе Божия Матерь изображена по перси. «Глава Ее слегка склонилась в левую сторону к Богомладенцу, Который Своим немного приподнятым ликом приник к лику Пречистой Матери, охватил Ее шею правой рукой и левую простер к Ее правому плечу. Свежесть красок, ясность и отчетливость изображения изумительны! Икона кажется написанной в самое недавнее время, а между тем никто не помнит, чтобы живопись обновлялась; не видно этого и из церковных документов. Местные жители рассказывают, что никому не удается воспроизвести вполне точную копию: список всегда резко отличается от подлинника сухостью изображения».

Далее очеркист приводит историю 1657 года о «великом и преславном чуде Богоматери» во псковском Изборске, когда «во святый и великий пост, на шестой немели, во вторник, месяца марта 17 день пришедше нощию погании немцы к Печерской обители на посад и пожгоша весь посад той, и в той день много кровопролития сотвориша».

Вдовица и ее дочь «видеша знамение страшно и ужаса исполнено, - показашася от тоя иконы от образа Пречистыя Богоматере из обою оку слезы текуща»

Тогда некая посадская вдовица Евдокия, в доме которой и находилась пядничная икона Пресвятой Богородицы, принесла чудотворный образ в Изборск. «Того же марта 22 день, в неделю цветную (Ваий)», молясь пред этой иконой, вдовица вместе с дочерью Фотинией «абие видеша знамение страшно и ужаса исполнено, - показашася от тоя иконы от образа Пречистыя Богоматере из обою оку слезы текуща». Эти «слезные потоки от обою очию» видели потом прихожане в соборной церкви Святителя Николая Мирликийского, где была поставлена икона.

Тогда же молитвами Богородицы «град Избореск избавлен бысть от нашествия поганых», а образ был перенесен на две недели во Псков.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский был настолько поражен красотой иконы, что простоял перед ней полчаса на коленях, вознося Богородице хвалебные песни

Известно также о списке с Корсунской иконы, находившемся в Исаакиевском соборе Санкт-Петербурга. Этот образ был написан в начале царствования императора Николая I и принесен в дар собору Александрой Алексеевной Алексеевой. Предыстория этого дара такова. Сановный вельможа Дмитрий Львович Нарышкин увидел образ во сне и в течение долгого времени пытался отыскать такую икону. 30 августа 1828 года ему довелось побывать в Александро-Невской лавре в келье митрополита Серафима, где он и увидел приснившийся ему образ Богородицы. Это была Корсунская икона Богоматери, написанная в 1784 году. С нее и был сделан петербургский список иконы. Список этот хранился у графини Эртцен, потом у ее воспитанницы графини Алексеевой. Именно тогда икона стала причиной изобильного притечения в дом графини множества молитвенников. Примечательно, что к судьбе и этой святыни оказался причастным (широко известно его участие в судьбе Богородичной иконы «Аз есмь с вами и никтоже на вы», которая теперь хранится на Черниговщине). Посетив однажды дом Алексеевой, святой был настолько поражен красотой иконы, что простоял перед ней полчаса на коленях, вознося Богородице хвалебные песни.

18 февраля 1894 года святыня была торжественно перенесена в Исаакиевский собор. В этот день от нее произошло чудесное исцеление жены певчего Исаакиевского собора Анны Ераксиной, в детстве травмированной ударом лошадиного копыта в правое плечо и уже в замужестве перенесшей в этой связи операцию. «Когда привезли Корсунскую икону в собор, Анна встретила ее вместе с прочими верующими и склонилась перед ней с горячей мольбой о своем исцелении. Каково же было ее удивление, когда, придя из собора домой, она в состоянии была поднять руку на лоб, на плечо и перекреститься на святые иконы. На другой день болящая отправилась к врачам для обычной перевязки раны. Когда бинт был снят, врачи удивились столь быстрому заживлению раны и отослали Анну домой, сказав при этом, что ей незачем больше обращаться к их помощи. Свое исцеление Анна отнесла исключительно предстательству Небесной Владычицы».

Называют и иные списки Корсунской Чудотворной - в Суздальском Спасо-Евфимиевом монастыре и в Нижегородском Благовещенском монастыре (принесен в монастырь святителем Алексием, митрополитом Московским). Список, пребывавший в Благовещенской обители, сохранил ее при трех опустошительных пожарах в Нижнем Новгороде (в 1715, 1722 и 1767 годах).

Отметим и списки Корсунской иконы, находившиеся в Малороссии. Два из них связаны с Черниговской губернией. Один список пребывал в Благовещенском монастыре городка Нежин. Написан он был Киевским митрополитом Михаилом (Зборовским) в первой половине XVIII века, когда святитель был еще псковским епископом. И кто знает, не благословение ли именно этого святого образа сопровождало в жизни юного нежинского гимназиста, будущего великого писателя Николая Гоголя…

Там же, в Черниговской губернии, недалеко от города Стародуб, в селе Печеники находился еще один, весьма древний список чудотворной иконы Корсунской Богоматери.

Упоминали исследователи (тот же Е. Поселянин) и о Корсунском образе в селе Горбаневка под Полтавой.

Широко известен и Корсунский образ из Покровской церкви села Шпилевка (по-украински Шпыливка) Сумского уезда, именуемый также «Прозренная». От этой иконы произошло исцеление слепорожденной девочки, дочери человека, в чьем доме находилась икона. После этого образ был передан для общенародного поклонения в Шпилевский Покровский храм. Ежегодно 9 октября икону торжественно переносили в Преображенский собор города Сумы, где она находилась всю зиму. В восьмом кондаке акафиста чудотворной иконе Божией Матери, именуемой «Корсунская Прозренная» (Шпилевская), поется: «Егда услыша свободитель царь Александр, како прославися в земле Слободской образ Богоматери Корсунския, тогда повеле из града Петрова: Да творят вси людие перенесение ежелетно Честнаго Образа из церкви Шпилевской в Соборный храм града Сумы до третиего дне восстания Сына Божия, от Девы плотию Возсиявшаго, и да поют Ему, яко Победителю Смерти, песнь сугубую о Тебе, Богородице: Аллилуиа».

Именно этот список Корсунской иконы, датированный концом XVIII века и входивший в число 50-ти икон Украины, канонизованных и признанных чудотворными, в марте 2009 года был похищен из кафедрального собора города Сумы. До похищения осенью ежегодно проходил крестный ход с этой иконой по центру города.

Вспоминают и икону, находившуюся в селе Пилатики Романовского уезда Ярославской губернии. Этот образ прославился чудотворениями с 1642 года.

В 1771 году в городе Романове (сейчас Тутаев) разразилась эпидемия чумы, которую удалось остановить лишь крестным ходом с принесенной из Пилатиков Корсунской иконой.

А в Угличе существует даже церковь в честь Корсунской иконы Богородицы (построена в 1730 году), в которой и находился благодатный образ.

В Усмани Тамбовской губернии, в городском Богоявленском Усманском соборе, Корсунская икона Богоматери прославилась своими чудесами с 1854 года, когда у одной женщины, прежде рождавшей мертвых детей, стали рождаться младенцы живые.

О Корсунском образе было известно и на далеких Соловках в Белом море. Там до безбожных времен почитали икону Корсунскую Сосновскую, обретенную на сосне, у морской Сосновой губы, в 15 верстах от обители. Потом эта икона находилась в Преображенском соборе Соловецкого монастыря.

Один из списков Чудотворной хранился в Мураново, подмосковной усадьбе, связанной с именами двух выдающихся русских поэтов - Е. А. Баратынского и Ф. И. Тютчева

Известны были образы Корсунской иконы Божией Матери также в Симбирской, Витебской губерниях, в бывшем Леохновском монастыре Новгородской епархии, а также в селе Глинкове Владимирской епархии и в Павло-Обнорском монастыре Вологодской епархии. Один из списков Чудотворной хранился в Мураново, подмосковной усадьбе, связанной с именами двух выдающихся русских поэтов - Е. А. Баратынского и Ф. И. Тютчева.

Кондак одиннадцатый акафиста чудотворной иконе Божией Матери, именуемой «Корсунской Прозренной» (Шпилевской), гласит: «Огнь Божества прияла еси Дева, пребыв нетленна. Ныне же тернии души моея попали, Пречистая, огнем Благодати Твоея. Да стану и аз, якоже Моисей, в Земле Святей ногама моима, вопия чистым сердцем песнь Богу: Аллилуиа».

Молитва пред Корсунской иконой Божией Матери

О Пресвятая Дева, Владычице Богородице, Единороднаго Бога Слова, всякия видимыя и невидимыя твари Творца и Владыку, единаго от Троицы Господа, Бога же и Человека, паче естества и слова рождшая, вместилище Божественное, всякия святыни и благодати приемнице, в Нейже исполнение Божества пребывает, благословением Бога и Отца и действом Святаго Духа избранная от всея твари, славо и неизглаголанное веселие Ангелов, царский апостолов и пророков венче, чудное и всехвальное мучеников мужество и страдальцев венчание, присносущных и нетленных воздаяний ходатаице непреложная, преподобных честь и славо, незаблуднаго пути учительнице, источниче света, милости неистощимая реко, всяких чудес и дарований духовных море неисчерпаемое!

Тебе молимся и Тебе просим, милостивную Матерь Человеколюбца Владыки, помиловатися нам, смиренным и недостойным рабом Твоим: призри милостивно на пленение наше и исцели сокрушение душ и телес наших, видимыя и невидимыя рати разори, и всяко столп крепости, оружие во бранех, воевода и поборница непобедимая буди нам недостойным от лица враг наших. Покажи на нас древния милости и чудеса Твоя.

Яко един есть Царь и Владыка Сын Твой и Бог, Ты же воистину еси Богородица, от всех родов блажимая, истиннаго Бога по плоти рождшая, и Того ради вся можеши и сильна еси действовати, елика аще волиши на небеси и на земли.

Исполни убо всякое прошение на пользу коемуждо, Владычице: подаждь недугующим цельбу, в мори плавающим тишину и управление, с путешествующими спутешествуй и соблюдай я, скобящия утешай, нищету и всякое телесное озлобление облегчи, душевныя же болезни и страсти телесныя прежде всех потреби Твоим невидимым предстательством и ходатайством, яко да путь временныя сея жизни добре и непреткновенно скончаем, и вечная оная блага Тебе ради во Царствии Небеснем получим.

Изряднее же Тебе вручаемый град сей и всяк град и страну от глада, губительства, труса, потопа, огня и меча, от нахождения иноплеменных и междоусобныя брани и от напрасныя смерти избави, и всяк гнев праведно на ны движимый отврати, благоволением и благодатию Единороднаго Сына Твоего, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и Присносущным и Животворящим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.