Успешный человек… Что значит быть успешным? Что означает понятие «успешный человек.

Очень часто мои клиенты ставят запрос – «Хочу стать успешным человеком!», и очень мало кто из них может ответить на вопрос, какой он — успешный человек? По каким критериям они определяют успешность? Обычно ответ: «богатый» (как вариант «состоятельный») и уже менее конкретное «у него все хорошо»…

Так вот. Давайте немного подробнее разберем понятие «успешного человека» и непосредственно самого «успеха».

Об этом можно говорить много, но если коротко и по сути, то успех – это осуществление цели и состояние удовлетворения (счастья) от этого . Действительно, можно ли считать успешным человека, который не осуществил ни одного своего желания, не довел до конца ни одного дела и не добился в жизни ничего из того, что планировал? Скорее всего, нет. Можем ли мы считать успешным человека, который осуществил свою цель, но удовлетворения или счастья от этого не испытывает? Скорее всего, нет. Поэтому, вероятно, успех – это состояние счастья от осуществления своих целей.

Итак. Успешный человек — это тот человек, у которого есть цель, которую он воплотил в жизнь, или воплощает сейчас, потому что каждая промежуточная, может стать частью еще большей цели. Если у вас есть реальная цель, и вы выполняете действия (шаги) по ее реализации, то вы уже на пути к успеху. Поэтому чем крупнее цель, тем лучше!

А атрибуты в виде дорогой машины, квартиры, хорошего отдыха в элитном отеле – это все увеличение степени свободы, побочный продукт успеха (если вы этого хотите). Но хочу сделать акцент – деньги не должны и не могут быть целью, они – лишь промежуточный этап, который дает возможность получить нечто более важное и значимое для вас.

Немного о цели, это – важно: цель должна быть ваша, а не навязанная социумом, семьей или кем-то еще, потому что . Постановка цели тоже крайне важна. Мне нравится формулировка по SMART (конкретная, достижимая, измеримая, ориентированная на результат, определенная во времени). В своем тренинге , эффективность которого доказана многими участниками, я использую ее, дополнив эмоциональной составляющей. И затем применяю определенный алгоритм, составленный при помощи , для того, чтобы научить подсознание находить кратчайший путь к ее достижению. Я люблю максимально простые и короткие дороги к успеху!

Независимо от того, используете ли вы помощь консультантов или тренинги для того, чтобы ускорить и упростить достижение своей цели, или решили действовать самостоятельно, критерии цели и успеха остаются неизменными.

Я делаю акцент на том, чтобы цель была ваша – это крайне важно, еще и потому, что успешный человек желает воплощения своей цели. А желание – один из самых первых шагов к успеху . Жгучее, настоящее… есть и другие шаги, они важны для достижения цели и важно делать их последовательно и непрерывно… По большому счету успех — это ИДЕЯ И ЖГУЧЕЕ ЖЕЛАНИЕ . Если есть оба компонента, дальше появляется все остальное. И действие, и стимул, и результат! Если нет идеи у вас, подключите воображение и реализуйте чужую идею! Главное – верьте!

Советую прочитать мотивирующую книгу Н. Хилла «Думай и богатей»… несколько раз… самое важное – между строк:). Это — удивительная книга! Знания, которые я получила и встроила в свой тренинг, помогли многим моим клиентам реализовать свои цели и обрести успех.

Успешный человек обладает некоторыми качествами, которые в себе следует развить:

1 — трудолюбие

2 – терпение (путь к большому успеху – это чаще всего длительный и многоэтапный процесс, поэтому терпение — необходимо)

3 – упорство

4 – целеустремленность (стремление к цели)

5 – решительность (успешных людей отличает умение быстро принимать решение и неохотно его менять)

6 – вера в себя.

И еще несколько характеристик успешного человека. Развитие навыков общения с людьми, привычка к планированию рабочего времени, умение определять приоритеты, развитие творческого потенциала и эрудиции, любовь к своему делу и профессионализм, активность, оптимизм, ответственность и обязательность, психическая стабильность, умение обращаться с финансами, честность – все это можно в себе развить для упрощения дороги к успеху.

И помните, успешный человек будет искать возможности добиться успеха, а неуспешный – отговорки, почему он этого не сделает.

И еще раз вернемся к желанию и вере. Они формируются в подсознании, поэтому нужно наладить с ним контакт, чтобы побудить материализовать мечту (цель). Но подсознание – не та «аудитория», к которой просто найти подход. Вы должны говорить на ее языке – иначе вас не услышат. А язык подсознания — это язык чувств. Семь основных положительных чувств: Желание, Вера, Любовь, Секс, Энтузиазм, Романтика, Надежда. Именно с этими помощниками ваше подсознание охотно поможет вам в реализации любой истинно вашей цели.

Немного о сомнении… Сомневаться нормально. Это присуще любому здравомыслящему человеку. Сомнение опасно только в одном случае — если вы сели на диван, сомневаетесь и никуда не двигаетесь… А если вы сомневаетесь, взвешиваете все за и против, принимаете решения и делаете усилия по достижению своей цели и обретению успеха, то сомневаться можно и даже нужно… Иногда 🙂

Чтобы не уменьшать свою решимость, старайтесь не обсуждать то, чем вы занимаетесь с теми людьми, которые могут поколебать вашу уверенность в успехе, и вообще лучше избегать нытиков и пессимистов, которые в своей жизни сами ничего не добились. Вам стоит окружить себя единомышленниками.

И хотелось сказать еще об одном важном моменте, который многие упускают… Все наши попытки, каждый наш шаг для достижения успеха – это и есть наша жизнь, получайте удовольствие от самого процесса, и тогда успех будет более ярким, а жизнь – более насыщенной и полной. Не думайте, что начнете по-настоящему жить тогда, когда добьетесь успеха. Вы живете прямо сейчас!

Если вам кажется, что это сложно, задумайтесь о том, что на самом деле, самый большой тормоз в достижении успеха мы создаем себе собственной неорганизованностью, неграмотностью, страхами, комплексами и неуверенностью. И каждый из этих негативных моментов достаточно легко преодолеть.

И помните – временные поражения – это нормально. Успешный человек иногда переживает такие моменты, но они не делают его менее успешным, потому что после нескольких неудачных попыток он сделает удачную попытку, и обретет успех. И я уверена, что любому из вас придется сделать намного меньше неудачных попыток, чем Томасу Эдисону, которому понадобилось 10 000 таких попыток… но зато в результате одной успешной попытки – появилась электрическая лампочка.

P.S. История каждого большого успеха — уникальна. Напишите свою историю! 🙂

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 38 г.Шахты Ростовской области»

Беседа с учащимися

«КТО ТАКОЙ УСПЕШНЫЙ ЧЕЛОВЕК»

Учитель: Румянцова

Людмила Валерьевна

2015 г.

    К нему стремятся все, кто хочет реализовать себя как личность.

    Это здорово, когда ты его достиг.

    Его сравнивают с вершиной счастья.

    Он стоит рядом со словом «удача», и их часто путают.

    В него нужно верить.

    Чтобы его достичь, обязательно нужно приложить массу усилий.

    Это на пути к нему человеку говорят – «Дорогу осилит идущий».

    Сегодня я хочу поговорить с вами о том, к чему, наверное, стремится каждый человек. Каждый, кто хочет реализовать себя как личность.

    Нашу встречу я начала с неких высказываний. У вас, наверное, уже появились свои предположения о том, что скрывается за местоимением «ОН» в этих фразах. Поделитесь со мной своими мыслями. (ответы учащихся)

    На самом деле сегодня мы будем говорить об успехе, а точнее о том, какого человека можно назвать «успешным».

    Ребята, назовите слова, которые ассоциируются у вас со словом «УСПЕШНЫЙ» (ответы учащихся)

    Интересные варианты. А вот какое определение слову «УСПЕШНЫЙ» дает в своем толковом словаре Сергей Иванович Ожегов:

Успешный – сопровождающийся успехом, удачный

    Ребята, назовите известных вам людей, которых вы можете назвать успешными. И почему вы и таковыми считаете.

    Ребята, я хочу у вас спросить: «Можно ли назвать успешным человека, обладающего внешними признаками успешности: машина, часы, дорогой костюм?»

    Не всегда.

    Например, в случае, когда это все досталось ему без труда. Например, выиграл в лотерею, получил наследство, дали родители. Это все не успех, а случай. И человек все это может потерять так же быстро, как и получить.

    Когда еще мы не можем назвать человека успешным: когда он внутренне неспокоен и не уверен в себе. Сам не уверен в своей успешности.

    Говорят, что буквы, из которых состоит любое слово могут помочь раскрыть его суть. Я вам предлагаю поиграть в своеобразную лингвистическую игру: разложим по буквам слово «УСПЕШНОСТЬ» и подберем к каждой букве прилагательное, называющее качества успешного человека.

У – успешный, упорный

С – смелый, сильный

П – профессиональный, принципиальный

Е – единый с миром и с собой

Ш – широко мыслящий, шустрый

Н – настойчивый, независимый

О – ответственный, организованный

С – самолюбивый

Т – трудолюбивый

Ь (может быть мягкосердечие в некоторых случаях тоже помогает стать успешным)

    А давайте вернемся к примерам успешных людям. Я тоже сделала подборку успешных людей.

    А кто эти люди по своей профессии?

    А давайте теперь посмотрим на наши записи. Чем занимается каждый из этих людей? Глядя на названия этих профессий, какой можно сделать вывод?

    Это ведь совершенно разные виды деятельности. Значит, что успешным можно стать в любом деле, главное воспитать в себе те качества, о которых мы с вами говорили.

    И это далеко не все качества, которыми может и должен обладать успешный человек. Это только некие штрихи к портрету успешности.

    Человек должен сам выбрать, в какой сфере ему стать успешным. Он должен прежде всего самому себе обратиться с вопросом: «А я хочу быть успешным в чем?» и задать себе направление движения.

    Помните разговор Алисы с Чеширским котом:

    Скажите, пожалуйста, куда мне идти?

    А куда ты хочешь попасть? – спросил Кот.

    Мне все равно… - сказала Алиса.

    Тогда все равно, куда идти, - заметил Кот.

    В этом диалоге сформулирован один из важнейших принципов достижения успешности

    Какой?

    Выбери направление движения, выбери направление своей деятельности, в которой ты бы хотел стать успешным и развивай в себе те качества, о которых мы говорили. И тогда, может быть со временем и вас кто-то сможет назвать успешным человеком.

    Но я думаю, что вы уже сейчас можете назвать себя успешными людьми.

    Вы со мной согласны? (ответы детей)

    Вы успешные ученики, многие из вас успешны в спорте, в творчестве.

    Для того, чтобы подвести итого нашего разговора, я предлагаю вам заполнить пробелы в ваших карточка «Составляющие успешности».

    То, что получилось, пусть останется у вас и помогает не забывать о том, как стать успешным в жизни.

    Являешься ты успешным или нет – это определяет каждый сам для себя. И тут, как мне кажется, многое зависит от того, доволен ли ты теми результатами, которых достиг. Если человек добился поставленных им самим целей, а чувства удовлетворения все же нет, назовет ли он себя успешным, даже если все вокруг считают его таковым? И напротив – если человек удовлетворен тем, что добился, хотя для окружающих его успех вовсе не очевиден, можно ли его назвать успешным?

    Я думаю, что успешность – это внутренне и очень личное состояние человека. Так же как и счастье. Человек успешен на столько, на сколько он сам это чувствует.

    Желаю вам чувствовать эти ощущения и не расставаться с ним на всем жизненном пути.

Успешные люди чаще всего не боятся осуждения, необоснованной и неадекватной критики. Они просто пропускают ее мимо себя, и сохраняют равновесие.

Осознанность

Основывается на осознанности. Успешные люди знают кто они, куда движутся, и чего хотят от жизни. Понимают, какие имеют ресурсы, знания и чего им не хватает. Каждый успешный человек знает себе цену, ставит простые, ясные цели и двигается к ним.

Фокусировка на целях

Важно не только иметь . Важно фокусироваться на ней. как магнит притягивает к себе. Успешный человек сверяет свои шаги и действия с целью. Предпринимает нужные и эффективные действия, которые приближают к ней.

Позитивное мышление

Если бы успешные люди не были бы оптимистами, и были уверены, что "стакан на половину пустой", то никакая настойчивость, целеустремленность и трудолюбие ни привели бы их к успеху.

Страсть

И последняя отличительная черта в характере успешных людей - это страсть. Чтобы на постоянной основе обеспечить себе успех, необходимо иметь страсть к жизни, и к тому, чем Вы занимаетесь. Страсть движет человека, и он постоянно "сгорает" в стремлении к той заветной мечте.

Развивайте в себе все черты успешных людей, и сами становитесь на этот путь. Удачи!

Как быть успешным человеком? Этот вопрос – один из самых волнующих в современной жизни. Об успехе думают и говорят, снимают фильмы и пишут книги, на тему достижения успеха проводится огромное количество психологических тренингов. Поэтому в этой области накопился большой багаж знаний. Психологами и непрофессиональными исследователями сделаны выводы о сути успеха, о качествах успешного человека и о том, что мешает жизненным достижениям, написаны подробные рекомендации и алгоритмы достижения успеха, разработаны тактика и стратегия по завоеванию и покорению жизненных вершин. Некоторые из этих рекомендаций мы разберем ниже.

Чтобы стать успешным, нужно сначала понять, что такое успех в вашем понимании. Ведь определения этого понятия у разных людей могут существенно отличаться. Для кого успех – это деньги и слава, для кого-то – профессиональные достижения и признания талантов, а для кого-то – наличие любимого человека, семьи и детей. Возможны и другие варианты, некоторые из которых могут показаться странными всем, кроме тех, кто к ним стремится.

И все же есть некоторые универсальные показатели и определения успеха и успешного человека. Успешный человек – это тот, кто делает то, что ему нравится, получая от своей профессии и деньги, и удовольствие. Это тот, кто достигает намеченных целей. Тот, кто мыслит нестандартно и идет нехожеными путями к вершине. И приходит туда гораздо раньше других.

Как достичь успеха? Даже самый долгий и сложный путь начинается с первого шага. Технология достижения успеха проста: вы делаете первый шаг, потом второй, третий и так далее. Иногда приходится останавливаться, иногда – делать обходные маневры. Это нормально. Если не вы не упускаете главного и не сворачиваете с намеченного пути.

Последовательность действий для достижения успеха:

  1. Ставьте конкретные цели. «Хочу много зарабатывать» - очень расплывчатое желание. Надо хорошо понимать, сколько именно вы хотите зарабатывать, чтобы чувствовать, что вы достигли жизненного успеха.
  2. Устанавливайте сроки достижения этих целей. «Увеличить доход в два раза за год» - конкретная цель с четкими сроками.
  3. Рассматривайте разные варианты осуществления намеченного. Для того, чтобы удвоить доход можно перейти работать в другую компанию, где платят именно такой оклад, можно работать на двух работах, а можно открыть свое дело или даже поменять профессию. Подумайте, какой вариант легче осуществить и какой принесет вам больше удовольствия.
  4. Планируйте конкретные шаги. Например, чтобы перейти на работу в другую компанию, нужно завязать контакты с теми, кто там работает, узнать, какие требования предъявляются к кандидатам, подтянуть те пункты, которые не соответствуют, составить резюме и т.д.
  5. Проявляйте гибкость. Если что-то из запланированного не получилось, ищите другие пути и способы достижения цели.
От чего зависит успех и почему у кого-то получается достичь всего, что задумано и даже больше, а у кого-то не получается ничего? Причин может быть много, но главная – вовсе не судьба-злодейка. Очевидно, что для достижения успеха, человеку требуются определенные качества характера, а также некоторые навыки и полезные привычки. Рассмотрим, может помочь вам быть успешным человеком:
  • Упорство, в быту часто именуемое упрямством. Удача – вовсе не синоним успеха, и на пути к желанным целям вас обязательно будут поджидать мелкие и крупные неудачи. Упорство поможет идти дальше и не падать духом.
  • Уверенность в себе. Это качество не всем дается от рождения и не всегда приобретается путем школьного и домашнего воспитания. Но без него к успеху не прийти, поэтому придется его развивать. Самая простая и действенная рекомендация тем, кто страдает от неуверенности в себе: ведите себя и действуйте как уверенный в себе человек, как бы вам ни было при этом страшно. Окружающие поверят, что вам все по плечу и со временем убедят в этом вас.
  • Независимость. Ваши мысли, так же как и ваши поступки не должны зависеть от мнения окружающих или от стереотипов, навязываемых вам той или иной системой – обществом, авторитетами в профессии, комплексом ваших собственных установок. Мыслите глобально и всегда старайтесь смотреть на ситуацию со стороны.
  • Креативность. Творческий подход к делу полезен не только лирикам, но и физикам. Он помогает найти новые пути и неожиданные решения, которые в дальнейшем приведут к успеху.
  • Стрессоустойчивость. Человеку, активно действующему и идущему по жизни семимильными шагами, часто приходится находиться в психологически некомфортной обстановке. Причем не только находится, но работать: думать, анализировать, принимать оптимальные решения. Поэтому такое качество, как устойчивость к стрессам ему очень и очень пригодится.
  • Самокритичность. При всей вашей реальной или напускной уверенности в себе, вы не должны забывать о том, что вы не безупречны. Вы можете ошибаться, в том числе и по-крупному. Способность критически относится к своим поступкам, так же как и понимание своих слабых сторон и недостатков может стать вашим оружием в борьбе за первенство.
  • Умение сосредоточиваться на главном. Жизнь, так же как работа, многолика и разнообразна. Всегда есть шанс отвлечься на что-то второстепенное и потерять время и другие ресурсы. Если вы можете постоянно держать в голове свою главную цель, помнить о ней в водовороте событий, то шансы достичь успеха у вас очень велики.
  • Бодрость духа и оптимизм. Без него никуда. Вряд ли кто-то, стремясь к успеху, представляет себя в образе недовольного всем на свете брюзги, сидящего на мешке денег. Позитивный настрой важен на всех этапах жизненного и профессионального пути, без умения смотреть на вещи в положительном ключе и видеть вокруг себя хорошее выжить очень сложно. А уж тем более не выживать, а жить с удовольствием. Ведь успешный человек – это не только тот, кто достиг славы, богатства и признания, а тот, кто умеет всем этим наслаждаться. В том числе и тогда, когда все достижения только в планах.
  • Любовь и даже страсть к занятию всей жизни. Чтобы быть успешным человеком, нужно страстно любить то, чем занимаешься. Только при соблюдении этого условия можно получить от своей судьбы что-то существенное взамен. Если вы выбираете дело всей жизни, исходя только из его финансовой выгодности, то вы, конечно, можете добиться в нем определенных успехов. Ваши успехи могут быть даже значительными, но все же прорыва в своей области вы, скорее всего, не совершите. Ведь вы не будете отдаваться своей профессии всей душой, а будете использовать ее только для получения жизненных благ. И удовольствия она вам не доставит. Таким образом, одно из важных условий успешности не будет соблюдено.
Кроме качеств, нужных успешному человеку, есть качества и черты характера, ему совершенно ненужные. Вот некоторые из них:
  • Низкая самооценка и неуверенность в себе
  • Страх потерпеть неудачу
  • Отсутствие гибкости мышления
  • Боязнь любых перемен
  • Привычка искать виноватых
  • Разболтанность и неумение сосредоточиться
  • Отсутствие мотивации
От этих качеств будущему успешному человеку обязательно надо избавляться. Это и будет первым шагом на долгом пути к успеху. Департамент образования и науки Кемеровской области

Областная научно-практическая конференция исследовательских и прикладных работ

«Мы – будущее Кузбасса (юниор)»
Секция «Химия. Биология. Экология. Психология»

Кто он, успешный человек?

Самойлов Алексей, 7 класс

МБОУ «Основная общеобразовательная

школа № 2» г. Таштагол

Научный руководитель:

Шепета Ирина Валентиновна,

учитель начальных классов,

педагог - психолог

2014
Оглавление


Введение…………………………………………………………………........

3

Глава 1. Психологический аспект понятий «успех» и «успешность» человека. …………………………………………………………………….

    1. Успех, успешность как категория социальной психологии.………

    2. Успех или неуспех в деятельности …………………………………..

    3. Успех и успешность в учебе и жизни ………………………………

    4. Формирование представлений об успешности в юношеском возрасте ………………………………………………………..……..

5

10
13


Приложение 1. Организация и методы

исследования………………………………………………………………….


Приложение 2. Русские люди в достижении успеха …………………….

23

Заключение……………………………………………………………………

26

Библиография…………………………………………………………………

28

Введение

Термин «успешность» является одним из самых распространенных в языковой культуре современного российского общества. Актуальность исследования продиктована социальными, экономическими и политическими изменениями, произошедшими в социуме в последние годы Кто он, успешный человек, и каковы критерии успешности в нашей стране? Мы попытались ответить на эти вопросы.

Успешность – жизненный стимул, жизненная позиция, которая во многом зависит от того, насколько сформирована эта потребность у человека и каким ценностным смыслом он ее наполняет. Успешный человек – это человек сумевший реализовать заложенный в нем потенциал, осуществить свои возможности и желания с пользой для себя и для общества. Успешный человек успешен потому, что делает все для того, чтобы стать успешным.

Понятие успеха не чуждо ни старшим, ни младшим поколениям. Но у каждого времени свой Успех и свои Герои. Так или иначе, каждое поколение создает и отстаивает свою версию Успеха.

Целью данного исследования является изучение представлений разных возрастных групп об успешности человека.

Поставленная цель предполагает решение следующих задач:





  1. Выявление особенностей представлений об успешном человеке у разных возрастных групп (юношество и их родители).
Гипотеза исследования состоит в том, что представления об успешности людей имеют сложную структуру и различны в зависимости от возраста.

Задачи исследования:


  1. Изучение научной литературы по теме исследования.

  2. Составление анкеты, касающейся различных аспектов представлений об успешности.

  3. Проведение необходимых исследований.

  4. Выявление особенностей представлений об успешном человеке у
разных возрастных групп (юношество и их родители).

Объектом исследования являются предпосылки развития успешности обучающихся МБОУ «ООШ № 2».

Предмет исследования – обучающиеся МБОУ «ООШ № 2».

На наш взгляд, исследование представлений об успешности молодых людей в сравнении с представлениями взрослых будет особенно важно для молодежи. Им предстоит справиться с трудностями периода вхождения во взрослость, в перечне которых на одном из первых мест стоит жизненный успех. Суметь стать успешным, как нам кажется, ценно для современной России.

С пожеланиями успеха …

Глава 1. Психологический аспект понятий «успех» и «успешность» человека


    1. Успех, успешность как категория социальной психологии
Исследование успеха человека стало традицией преимущественно за рубежом. Недавно известный лингвист А. Шмелев в интервью с корреспондентом журнала «Знание-сила» сказал, что еще лет двадцать тому назад словосочетания «успешный человек» в русском языке не было. Однако в языковой культуре современного российского общества успешность является одним из самых распространённых терминов. Например, средства массовой информации, обращаясь к теме решения житейских проблем наших соотечественников, предлагают самые разнообразные алгоритмы достижения социального, профессионального, личностно-семейного успеха. Может быть, само словосочетание «успешный человек» действительно прежде не было в ходу, но все, же успех, ценили во все времена.

Термины «успех», «успешный» «успешность» однозначно несут смысловую нагрузку положительного свойства.

Понятие «успешный», по определению С.И.Ожегова , означает «заключающий в себе успех, удачный», а понятие «успех» - «удача в достижении чего-нибудь» . «Удача», в свою очередь, трактуется автором как «нужный или желательный исход дела» . При этом понятия «успех», «удача», «желание», с одной стороны, мы можем соотносить с эмоциональным состоянием человека, а с другой, - сочетание «нужный или желательный исход дела» может означать, по нашему мнению, соответствие достигнутого результата поставленной цели, что отражает деятельность человека.
Успех связан с социальной природой человека, с проявлением его сущностного начала. Потребность в успехе рассматривалась и в настоящее время рассматривается как одна из фундаментальных. Это потребность ставить всё дальше идущие цели и стремиться к их достижению. Она отражает постоянное соревнование человека с другими и самим собой в стремлении превзойти ранее достигнутый уровень, сделать лучше и оригинальнее. Американский писатель Майкл Корда писал: «Успех легко измерить. Это расстояние между тем, с чего вы начинали, и вашим самым последним достижением» .

Успех, однако, нельзя рассматривать только как «достижение результата». Весь его смысл в той радости, которую он даёт. Ожидание радости – источник движения человека вперёд. Уберите её – и все действия и способности человека теряют смысл. Радость сама по себе не возникает. Её горючее – осознание достигнутого .

Из всего вышесказанного следует, что, успех – это осуществление цели и состояние удовлетворения (радости, счастья) от этого. Но что все-таки считать успехом: то, что человек лично для себя считает таковым, или то, что утверждает в качестве успеха общество? Мнения на этот счет расходятся: «Успех – это оценка общества. Социум говорит: если ты добился того, того, того, значит, ты успешен» .

Позволим себе не согласиться с формулировкой: успех – понятие индивидуальное, каждый сам-де решает, что для него успех и успешен ли он оказался. Успех – категория социальная и очень важна значимость выполненной деятельности в соответствии с системой общественных ценностей.

Успех всегда имеет две стороны. Одна – сугубо индивидуальное переживание радости, личностное, субъективное. Другая – отношение окружающих к успеху конкретного человека. Связь этих сторон несомненна. Человек переживает чувство успеха тогда, когда он не только сам понимает, что добился успеха, но видит (понимает), что окружающие его и значимые для него люди оценивают его деяния как удачу. Например, на соревнованиях спортсмен пробегает 100-метровку быстрее своих соперников, он ощущает удачу, но чувство успеха к нему приходит тогда, когда объявляют, что он на 0, 02 секунды побил мировой рекорд по бегу .

Кроме этого, успех – это, прежде всего, и главным образом понятие человеческое, а уж потом профессиональное. Если характер человека далеко не безупречен, отличается двуличностью, то одних профессиональных достижений будет мало, чтобы завоевать уважение окружающих. Это значит, что нет основы для прочного успеха. Любой успех: в учебе, спорте, бизнесе, общественной работе никак нельзя оторвать от двух вопросов, на которых, как на китах, стоят основы нравственности – во имя чего? Какими средствами? Если успех нужен лишь для внешнего эффекта, либо он вообще превратился в самоцель (успех ради самого успеха), велика ли его цена с человеческой точки зрения?

Итак, успех – это переживание радости от того, что результат, к которому человек стремился в своей деятельности, либо совпал с его ожиданиями, либо превзошёл их. Успешный результат деятельности человека предполагает оценку со стороны общества в форме признания или одобрения. И нельзя забывать и о том, что понятие «прочный успех» основано на нравственных законах человеческой жизни. Вряд ли кто-нибудь всерьез счел бы эгоизм, несправедливость, обман, жестокость надежной основой длительного успеха.


    1. Успех и неуспех в деятельности
В формировании отношения человека к деятельности, в развитии его мотивации большое значение имеет успех или неуспех в деятельности.

Для достижения успеха в деятельности человеку, прежде всего, важно уметь ставить цели и строить план реализации задуманного. «Счастливые люди каждый день делают хотя бы один, хотя бы маленький шаг по направлению к своим целям» (Дэвид Нивен).

Кроме этого, существенная составляющая успеха – это вера в успех. «В любом проекте важнейшим фактором является вера в успех. Без веры успех невозможен» (Уильям Джеймс).

Формула успеха:

Вера в успех аккумулирует все умственные способности человека, и подсознание начинает активно работать над достижением цели, появляется особое чувство уверенности - и тогда Ваши мечты обречены сбыться .

Наиболее приятным, радостным и ценным для человека будет такой успех, который дался с известным трудом и который потому воспринимается как заслуженный результат его работы. Слишком легко давшийся успех может разочаровать: я-то знаю, что немного усилий приложил к их выполнению этого дела, так за что же они меня хвалят? Чувство удовлетворения такой успех не приносит. И хотя приятно бывает чувствовать себя «счастливчиком», «везучим человеком», всё же для подлинного переживания успеха очень важно, что ты добился его собственными усилиями, собственным трудом.

В лаборатории известного отечественного психолога А. Н.Леонтьева был проделан такой опыт. Детям-дошкольникам предлагалось выполнить задание: достать определённую вещь, не вставая при этом с места. Сделать это, не нарушая правила, было очень трудно. Поэтому некоторые дети не выдерживали, и когда психолог выходил из комнаты, нарушали правило: вставали с места и брали нужную вещь. Когда психолог вновь возвращался, он радовался «успеху» ребёнка, хвалил его и в награду давал конфету.

Некоторые дети спокойно принимали награду, но были и такие, которые огорчались до слёз, всеми силами старались избавиться, говорили, что «конфета горькая» .

На переживание успеха и неудачи влияют также представления человека о том, какие причины лежат в основе результатов его деятельности – внутренние или внешние.

Внутренние причины успехов или неудач в деятельности во многом зависят от самого человека. Это его способности, сообразительность, знания, упорство, желание и пр.

Внешние причины от самого человека чаще всего не зависят. Это трудность задания, случай, везение или невезение и пр. Конечно, переживая успех, каждый из нас обычно учитывает и внешние и внутренние причины. Однако люди отличаются по тому, какими причинами – внутренними или внешними – они преимущественно объясняют свои успехи и неудачи. Такое объяснение называется локусом контроля. Если человек считает, что его успехи зависят от него самого - от его упорства, настойчивости, ума, способностей, то говорят о внутреннем локусе контроля.

Если человек относит свои успехи и неудачи на счёт внешних причин, на которые он сам влиять не может, – трудности задания, отношения других людей, то его локус контроля считается внешним.

Психологические исследования показали, что локус контроля, как внутренний, так и внешний, оказывает влияние на успешность деятельности.

Люди, которые в объяснении своих успехов и неудач ориентируются преимущественно на внутренние причины, считают, что результаты их деятельности зависят, прежде всего, от них самих. Поэтому они прилагают больше усилий к выполнению деятельности и объективно достигают больших успехов, чем те, что педагоги к ним придираются, а свои успехи – везением. Некоторые взрослые свои неуспехи объясняют несправедливостью начальника, а успехи – счастливым стечением обстоятельств. Внешний локус контроля ведёт к тому, что при первой неудаче человек бросает начатое дело, поскольку твёрдо уверен, что у него всё равно ничего не получится .

Ощущение успеха или неуспеха в деятельности всегда изменяют психологические условия её протекания. Неуспех в деятельности, особенно длительный неуспех, вообще затрудняет дальнейшую работу, делает её психологически для человека ещё более трудной, чем она есть на самом деле. Трудности стимулируют деятельность, но они должны быть в пределах разумного, иначе они превращаются в сверхтрудности, и человек начинает себя перед ними бессильным.

Успех окрыляет человека, какого бы возраста он ни был и какой деятельностью не занимался. Герой трилогии Л. Н. Толстого «Детство. Отрочество. Юность» Николенька Берсенёв так передаёт своё ощущение от похвалы: «Вот я бы никак не думал, чтобы вы были так умны!- сказал он мне с такой добродушной, милой улыбкой, что вдруг мне показалось, что я чрезвычайно счастлив. Похвала так могущественно действует не только на чувство, но и на ум человека, что под её приятным влиянием мне показалось, что я стал гораздо умнее, и мысли одна за другой с необыкновенной быстротой набирались мне в голову»


    1. Успех и успешность в учебе и жизни
С одной стороны «успеваемость» и «успешность» - слова по значению близкие. Успешность – это свойство, заключающее в себе успех. А успеваемость – степень успешности обучения, усвоения знаний. Это внешний показатель. В настоящее время существует множество сомнений в том, что этот показатель действительно отражает свойство, которое во внутреннем мире человека и его внешней деятельности проявляет себя, переживается как успешность.

Многие родители постоянно твердят своим детям: «Прилежно учись, получай хорошие отметки – лишь тогда ты сможешь найти высокооплачиваемую работу» и переживают, если учеба не ладится. Взрослые убеждены, что хорошие знания дадут их детям шанс на успех в будущем. Но верно ли утверждение, что учеба – это главное? Есть ли взаимосвязь между отличными школьными оценками и дальнейшей успешностью в жизни?

Переживания родителей по поводу низкой успеваемости ребенка можно понять. Однако не стоит переносить «школьные успехи» на успешность в жизни (положение в обществе, занимаемая должность, уровень доходов, количество друзей, семейное благополучие и т.п.). Как ни парадоксально, те, кто учился средне и удовлетворительно, тоже могут быть успешными.

Безусловно, хорошая успеваемость – это в большой степени вероятность того, что молодой человек хорошо устроится в жизни, но все же, это всего лишь вероятность, а не гарантия. Существует много людей известных, которые в школе учились не очень хорошо, но добились своей цели, и стали успешными.

Например, Алла Пугачева закончила школу с семью тройками: по черчению, биологии, физике, географии, химии, физкультуре и поведению. У нее было всего три пятерки: по литературе, арифметике и труду. Андрей Миронов имел тройки по алгебре и геометрии. Зато учился на «отлично» по истории, естествознанию, литературе и черчению. Владимир Путин имел двойку по рисованию, тройку по русскому, естествознанию и арифметике. Пятерка была единственная – по истории. При этом он смог занять пост президента. Основатель компании Microsoft Билл Гейтс учился так плохо, что его даже отводили к психологу по этому поводу. У него были только хорошие математические способности. Не смотря на это, он организовал свою компанию, и в возрасте 31года стал миллиардером. Таких примеров, когда троечники становятся успешными в жизни, можно приводить еще немало. Но не следует расценивать данные истории известных людей как призыв к снижению учебных показателей в школе. Напротив, образование крайне необходимо. Следует лишь шире подходить к вопросу о школьной успешности. Ведь результаты успеваемости, не единственная составляющая учебной успешности.

Как же можно трактовать учебную успешность ребенка? Прежде всего, успешность – это качественная оценка результатов деятельности, которая складывается из объективной результативности и субъективного отношения к этим результатам самого человека. Субъективные составляющие успешности – это устойчивая высокая самооценка и удовлетворенность собой и своей деятельностью. Несчастный, тревожный, замученный нормативными требованиями и ожиданиями окружающих отличник не может быть отнесен к успешным ученикам. Учеба не приносит ему радости, удовлетворения, ощущения подъема, всего того, что входит в понятие «успех».

Объективный показатель успешности – результативность – тоже не стоит трактовать примитивно. Показатели результативности могут быть количественными и качественными, они должны давать возможность оценить реальные достижения в разных системах координат – в сравнении с самим собой, учебной группой, некоторой региональной нормой, стандартом и т.п.

А сегодняшняя система оценок, по сути дела, фиксирует только количественный результат и только в сравнении с образовательным стандартом. Вот и получается, что ребенок с серьезными проблемами в развитии, сумевший достичь оценки «три» благодаря силе воли, огромному желанию, серьезным и продолжительным занятиям, и одаренный ученик, учащийся спустя рукава и получающий свои четверочки – троечки шутя, без единого усилия и старания, - одинаково успешны. Ой ли?

Сейчас предпринимаются определенные шаги, для того чтобы хотя бы разнообразить количественные показатели эффективности (нетрадиционные шкалы оценок, рейтинговая система и др.) Помимо этого, просто необходимо вводить качественные показатели результативности. Они должны фиксировать изменения, происходящие с самим ребенком, приращение его компетентности, его умений, появление у него новых качеств, новых культурных потребностей и привычек.

В баллах творческий подход, умение работать над проблемой, проводить исследование, сотрудничать с другими учениками в учебной группе и прочие психологические свойства и способности измерить очень трудно. По этой причине от их оценки просто отказываются, сводя результативность обучения к усвоению знаний и сугубо учебных навыков и умений. Но это в корне не правильно .

Успешность – жизненный стимул, жизненная позиция, которая во многом зависит от того, насколько сформирована эта потребность у ребенка еще в школе. Формирование личности ребенка проходит под влиянием среды, учителя и родителей . Успешность ребенка может поддерживаться и развиваться в результате специально организованной психолого - педагогической работы. Ориентация на создание ситуации успеха должна рассматриваться как одно из непременных условий повышения эффективности процессов обучения и воспитания.

Таким образом, успеваемость – это лишь составная часть успешности ученика в школе. В понятие «успешный ученик» должны вкладываться не только высокие школьные отметки, но и положительная динамика развития, социальная адаптированность, адекватно-позитивная самооценка, коммуникабельность, хорошее физическое и психическое здоровье и т.п. К сожалению, успешность ребенка в учебе (часто это просто успеваемость) и за порогом школы, в реальной жизни не всегда совпадают. Современная ситуация в образовании говорит о том, что проблема успешности человека актуализировалась. Произошло изменение представления о содержании и качестве образования. При организации профессиональной психолого-педагогической деятельности каждому школьнику должна создаваться ситуация успеха, он должен иметь динамику личностного развития. Хочется видеть наших детей успешными. Если при этом у них будет и высокая степень успеваемости – замечательно. И тогда успешное пребывание молодого человека в школе обязательно будет способствовать его дальнейшему успешному продвижению в жизни.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.