Успенский собор (Московский Кремль). Музеи московского кремля: архитектурный ансамбль кремля

(рус. Успенский собор; англ. Dormition Cathedral)

Часы работы: каждый день с 10.00 - 17.00, выходной – четверг.

Успенский собор Московского Кремля – одна из величайших святынь всей России. Несколько веков этот храм был духовным и политическим центром страны: здесь поставляли великих князей, венчали на царство, короновали императоров, оглашали государственные акты, возводили в сан епископов, митрополитов и патриархов. Это старейшее, полностью сохранившееся здание Москвы.

Первый каменный собор, на месте нынешнего, был построен в начале XIV века, в княжение Ивана I. 4 августа 1326 года, на месте прежнего деревянного храма, был заложен белокаменный собор Успения Пресвятой Богородицы, во исполнение пожелания Митрополита Киевского и всея Руси –Петра, незадолго до этого переехавшего в Москву. В северной части собора Петр собственноручно устроил себе гробницу.

Летом 1471 года «митрополит Филипп стал усердно помышлять о постройке нового каменного соборного храма в Москве, ибо старый, от древности и от многих пожаров, грозил уже разрушением, своды его уже были подкреплены, подперты древами толстыми». Строительство нового собора, огромных для того времени размеров, было поручено русским зодчим Кривцову и Мышкину. Филипп распорядился строить новый собор по образцу Владимирского Успенского собора, но крупнее его. Мастера довольно точно повторили форму Владимирского собора, он должен был иметь пять нефов, пять глав и хоры. Длина собора, с требуемой прибавкой в 1,5 сажени, составляла примерно 40 м, ширина – 34 м и высота – около 35 м. Когда стены нового собора поднялись на высоту человеческого роста, в них были сделаны ниши, и туда были помещены мощи московских святителей – Петра, Киприана, Фотия и Ионы. 20 августа 1479 года митрополит Геронтий совершил освящение храма. Мощи святителя, находившиеся во время строительства в церкви святого Иоанна Богослова, были перенесены в собор.

Собор часто страдал от пожаров. Уже в 1493 г. собор дважды зажгла молния. И в конце XV века великий князь Иван III, объединивший под властью Москвы все русские княжества, начал создание новой резиденции с перестройки Успенского собора. Семен Толбузин, за приличную для того времени сумму в 10 рублей в месяц, уговорил приехать в Москву болонского мастера Аристотеля Фиораванти. В Москву Фиораванти прибыл в апреле 1475 года и сразу же по прибытии взялся за дело. Надо сказать, что в русских летописях сохранилось очень подробное описание строительства Успенского собора. Так, сообщается, что итальянский мастер велел «изнова рвы копати», глубже, чем русские мастера, забил в них дубовые сваи. В летописях также есть упоминание о том, что Аристотель применял при постройке «колеса» (блоки), в результате чего «вверх камение не ношаше, но ужищем цепляше и възвлекаше, и верху цепляше малые колесца, еже плотники векшою зовут, еже им на избы землю волочать, и чюдно видети». Здесь, в 1498 году, Иван III короновал великим князем внука Дмитрия (сына Ивана Ивановича Молодого и Елены Волошанки), в обход своего старшего сына Василия, от Софьи Палеолог. Хотя впоследствии, в самом начале XVI века, Иван III и отстранил Дмитрия от политической жизни, склонившись в пользу Василия, однако разработанный в 1498 году, по византийскому образцу пышный ритуал коронации продолжал существовать, а в дальнейшем лег в основу коронации Ивана IV, в 1547 году, царским венцом.

Первые земельные вклады в Успенский собор восходят к концу XV века, когда его земли начали отделяться от земель митрополичьей кафедры. В 1486 году, накануне своей смерти, верейский князь Михаил Андреевич дал «к Пречистой соборной церкви на Москву, протопопу и священником, в Ерославском уезде, свое село Татаренки в Заечкове со всем, что к тому селу исъстарины потягло по своей души, после своего живота». Интересно, что этот вклад был условным – оговаривалось, что если бы Великому Князю потребовалось это сельцо, то он мог забрать его себе, дав протопопу и священникам Успенского собора за него 60 рублей. Помимо прямых земельных вкладов собору жертвовали и деньги, с условием покупки на них земли.

В начале XVII века продолжился рост вотчин Успенского собора, и в 1630-х годах размер достиг максимума. Земельные владения собора были наделены значительными льготами. Первая жалованная грамота была дана еще в 1575 году Иваном Грозным. Борис Годунов, в 1598 году, дал новую жалованную грамоту.

В 1605 году восставшие москвичи, выступившие на стороне самозванца Лжедмитрия I, разгромив дворы Годуновых, многих бояр, дворян и дьяков, ворвались в Успенский собор «со оружием и дреколием», как вспоминал впоследствии патриарх Иов, прервали богослужение и «извлекши его из алтаря, по церкви и по площади таская позорища многими позоры». Лжедмитрий I, вступив в Москву, венчался в Успенском соборе на царство, 21 июля 1605 года, патриархом Игнатием, сменившим Иова, отправленного в ссылку.

После избрания в 1606 году, на Красной площади, Василия Шуйского его сторонниками царем, он отправился в Успенский собор, где дал «крестоцеловальную запись» в том, что при нем не будет нарушений феодальной законности, совершавшихся при Грозном и Годунове. Другое шумное церковное выступление было организовано в Успенском соборе в связи с затянувшейся осадой Калуги, где укрылся после отступления от Москвы, с остатками своего войска, Болотников. Исход борьбы был еще неясен, и в Успенском соборе, в присутствии царя, патриарха Гермогена, царского двора, и московских жителей специально привезенный из Старицы, бывший патриарх Иов освободил москвичей от прежних клятв, в том числе «царю Дмитрию», под лозунгом которого развивалось восстание. Пострадал собор и во время разорения Москвы польскими войсками и большим отрядом немецких наемников в 1611-1612 годах.

В 1624 году, угрожавшие падением своды собора были разобраны «до единого кирпича» и вновь сложены, с учетом образовавшихся в верхнем ярусе деформаций по измененному рисунку («вспарушенной» конфигурации), с армированием их связным железом и с введением дополнительных подпружных арок.

Начиная с XVII века точно известен состав причта собора. Так, в 1627 году причт составляли: протопоп, протодьякон, два ключаря, 5 попов, 5 дьяконов и 2 пономаря. (Для сравнения: причт Архангельского собора состоял из 14 священников, Благовещенского – из 11-ти). Из патриаршего казенного приказа выдавались свечи и церковное вино. Причем до 1675 года свечные огарки поступали в пользу причта, но после стали отдаваться назад, в патриарший казенный приказ, где их перетапливали на свечи.

В 1642-1644 годы собор был расписан заново, но сохранились фрагменты первоначальных росписей, являющиеся древнейшим, дошедшим до нас, образцом фресковой живописи на территории Кремля. Кроме того, в соборе были устроены слюдяные двери с медными решетками. По окончании работ большая часть лиц, принимавших в них участие получили от царя щедрые подарки сукнами, соболями, серебряными кубками и ковшами. В 1660-х годах поновлялась живопись наружных стен: над алтарями, над северными и западными дверьми. Из-за неравномерной осадки фундаментов на протяжении всего XVII века западная стена собора находилась в аварийном состоянии. Собор из противоаварийных соображений был связан в уровне пять сводов дополнительными связями.


В XVII веке (а вероятно и ранее), дворы Успенских соборян были расположены в Кремле около Тайницких ворот. Земля, на которой были расположены дворы богородицких священнослужителей, принадлежала Успенскому собору, но сами строения, дворы, составляли частную собственность, принадлежали тем, кто там жил. С 1654 году дворы Успенских соборян были «обелены» (освобождены от налогов), но в начале XVIII века Петр I, несмотря на свою жалованною грамоту, взимал с дворов «банные» деньги, в размере 1 рубля с каждой бани.

В 1721 году вместо единого патриарха во главе русской церкви была поставлена коллегия духовных сановников. Ближайшее заведование Успенским собором и его духовенством принадлежало московской Синодальной Конторе, начало которой, как самостоятельного учреждения, было положено указом Петра I от 19 января 1722 года. 24 мая 1721 года Синод издал указ о том, чтобы «в Москве к соборным и знатным приходским церквам» рукополагать в священники и дьяконы учеников московских «Славено-Латинска диалекта школ». От духовного лица, которое хотело сделаться протодьяконом Успенского собора, кроме того требовалось «громогласие». Для того чтобы избрать вполне достойного протодьякона, отличающегося «громогласием» иногда устраивали состязание между несколькими кандидатами в церкви двенадцати апостолов.


Пожар, начавшийся в Москве 2 сентября 1812 года, в самый день вступления французов в Москву, и продолжавшийся до 8 сентября, истребил почти три четверти московских зданий. Кремль уцелел от пожара, хотя опасность загореться была настолько велика, что поселившийся в нем, со своей гвардией, Наполеон должен был на время оставить его. Раки святителей московских – Петра, Ионы и Филиппа были покрыты серебряными досками. Все это было похищено, осталась только рака святого митрополита Ионы и часть риз на иконах, находящихся на третьем ярусе иконостаса, с правой стороны. Кроме разграбления собора французы совершили и осквернение его. Так, они устроили посреди собора горн, в котором переплавляли ризы с икон и пережигали священные парчовые облачения. Вся стенопись собора, которая была произведена в конце XVIII столетия, была испорчена копотью от костров, с помощью которых неприятель обогревал собор, еще не имевший печей, и летевший из горна изгарью от пережигавшихся парчовых облачений. Насколько было велико опустошение собора видно из того, что на его возобновление издержано было 192 135 рублей 54 копейки.

Собор был отреставрирован и заново освящён 30 августа 1813 года, епископом Дмитровским Августином (Виноградским). 2-го февраля 1818 года для Успенского собора были установлены новые штаты, по которым священно- и церковно-служители стали получать следующее содержание: протопресвитер – 2000 рублей, сакелларии по 950 рублей, четыре пресвитера по 850 рублей, протодьякон 1000 рублей, 4 дьякона по 750 рублей, псаломщики и пономари по 150 рублей. В 1822 году император Александр I даровал некоторым служителям дополнительное содержание: сакеллариям «как хранителям Ризы Господней и святыни собора вообще» и двум пресвитерам, приставленным к мощам святого Петра митрополита – по 250 рублей, псаломщикам и пономарям по 150 рублей.


Первым старостой Успенского собора 29 января 1817 года, стал московский, 2-й гильдии, купец Сергей Федорович Болдырев. В обязанности старост входило заведование церковным хозяйством собора совместно с сакеллариями, под высшим наблюдением протопресвитера.

Коронация Николая II 14 мая 1896 года оказалась последней коронацией в Успенском соборе.

В конце XIX - начале XX века была произведена реставрация Успенского собора. Новые откосы, чтобы меньше повредить роспись стен, делались не каменными, а алебастровыми по проволочной сетке. По найденным остаткам восстановлены валики окон второго яруса, а по аналогии – и окон абсид. Восстановлены и валики окон малых барабанов, но здесь, из-за малой толщины стенок, не перелицовывали кладку, а сделали профиль только из штукатурки. Много споров вызвал вопрос о покрытиях собора. Открылись замки сводов в виде больших каменных плит с углублением посередине для установки креста, а на расстоянии около 3 аршинов от вершины, в кладке обнаружены железные ушки, для растяжек к нему. Другие возражали, что должны были быть деревянные журавцы, поскольку в летописях есть упоминания о пожарах, начинавшихся с глав. 15 августа 1917 года, в престольный праздник, здесь открылся Всероссийский Поместный Собор Православной Российской Церкви, принявший в октябре решение о восстановлении патриаршества в Российской Церкви.


Новая эпоха в жизни памятника началась с революционных событий в Кремле произошедших второго ноября 1917 года. Успенский собор, как и некоторые другие кремлевские здания, был поврежден при артобстреле: пострадали центральная, юго-западная и юго-восточная главы. 20 ноября 1918 года собор был обследован архитектором Московского дворцового управления, академиком И.В. Рыльским, а сметы на реставрацию составлены архитектором В. Марковниковым. Одна из пояснительных записок, относящихся к реставрационным работам в Кремле, сообщает, что «работами 1917- 1918 годов было почти все исправлено, и сейчас трудно уловить уже, что Кремль обстреливался».

Успенский собор был закрыт для доступа и богослужений в марте 1918 года, после переезда в Кремль правительства РСФСР. Последняя, перед закрытием храма, служба была совершена на Пасху 1918 года – 22 апреля (5 мая); богослужение, которое послужило первоначальной основой картины П. Д. Корина «Русь уходящая», возглавлял викарий Московской епархии – епископ Дмитровский Трифон (Туркестанов).

После Октябрьской революции Успенский собор был превращен в музей. Благодаря постоянным реставрационным работам практически все иконы и росписи были раскрыты из-под поздних записей. В период конца 10-х - начала 20-х годов XX века были произведены реставрации и раскрытия многих древних икон.

На протяжении 1930 -1940-х годов, из Успенского собора и других памятников Кремля, прежде всего, упраздненных, продолжалась выдача предметов, главным образом, из драгоценных и цветных металлов, в Госфонд, Рудметаллторг, Антиквариат (только за 1930 год было сдано 1219 предметов). Состояние собора резко ухудшилось, протекала кровля, а денег на ремонт не поступало, зимой и весной стены покрывались густым инеем, на полу образовывались ледяные наросты, из-за чего приходилось закрывать собор для доступа посетителей. Все это приводило к значительному ухудшению состояния монументальной и станковой живописи. Лишь в 1946 году начались систематические работы по укреплению икон и фресок в соборе. Обследование стенописи в интерьере собора показало, что в центральном барабане пробоина (1917 г) не была оштукатурена, часть росписей была расчищена и вновь записана в 1914-1917 годах (северный неф). В южном нефе закончены главы и своды, а на стене и столбах живопись была лишь расчищена. Комиссия приняла решение провести только консервационные работы, при которых вся поверхность настенной живописи была укреплена, промыта и приведена в экспозиционный вид. Одновременно был поставлен вопрос о необходимости восстановить отопление и электроосвещение в соборе, что было сделано лишь в 1949-1950 годах.

В 1954 году, после долгого перерыва, организуются экскурсии в только что отреставрированные Успенский (экскурсовод Н.В. Гордеев) и Благовещенский (экскурсовод Е.И. Сергеева) соборы, а с 20 июня 1955 года Кремль открывается для свободного доступа посетителей. В феврале 1960 года он был передан в ведение Министерства культуры СССР.

В 70-х годах начинается комплексное исследование памятника на основе программы, утвержденной Ученым советом Музеев Кремля еще в сентябре 1964 года. Оно предусматривало выяснение технического состояния ограждающих конструкций здания, его фундаментов, сводов, подпружных арок и связей, а также причин, вызывающих повышенную влажность и засоленность кладки, что вызывает повреждение и разрушение стенописи в соборе. В течение 1974-1976 годов, была проведена цементация фундамента по периметру здания и у восточных пилонов, для предотвращения его осадки. Новая система кондиционирования воздуха обеспечила поддержание стабильных параметров температуры и влажности в соборе, необходимых для создания оптимальных условий сохранения памятников в его интерьере.

Успенский собор сегодня - величественный и монументальный, мощных пропорций, трехнефный пятиглавый храм. Гладь стен лишь подчеркивают узкие щелевидные окна и небольшой аркатурный фриз. Летописи отметили, что здание смотрится «как един камень». Современники поражаются величеством и высотою, светлостью и пространством собора.

Фасады собора делятся лопатками на равные части: северный и южный – на четыре, западный и восточный – на три. Верхний ряд окон сильно поднят и частично захватывает поле закомар. Наиболее ответственные элементы здания – подпружные арки, своды и барабаны сложены из кирпича (карнизы белокаменные). Размер фиоравантиевского кирпича (28х16х7 см). Стены и своды над западной папертью сложены из другого, большемерного кирпича (30х14,5х8 см, а также 22х11х5 см). Возможно, они сложены позднее. Все вертикальные членения фасада одинаковы по ширине и главный фасад, выходящий на Соборную площадь Кремля, имеет четыре членения одинакового размера, завершенных полуциркульными закомарами равной высоты.

Нижний свет Успенского собора состоит сейчас из десяти окон четверика и семи окон алтарных полукружий. Новым, в композиции Успенского собора, было, также, применение пяти низких и плоских апсид при трехнефном плане, вследствие чего алтарная часть слабо выявлена снаружи, а со стороны Соборной площади скрыта за угловым контрфорсом.


Архитектура и стенопись храма создают образ космоса, где своды символизируют небо, несомое столпами собора. Как правило, на столпах помещают изображения мучеников, которые своей жизнью и мученической смертью поддерживают Церковь так же, как столпы несут свод. Своды Успенского собора представляют особый интерес – двенадцать равновеликих частей были перекрыты: пять – барабанами, семь – крестовыми сводами. В архитектуре великокняжеской Москвы, крестовые своды были применены Аристотелем, по-видимому, впервые, хотя домонгольская Русь их знала. Как средний, так и угловые барабаны, в соборе, расположены над одинаковыми по размерам ячейками и поставлены на одной высоте, причем восточные отчленены иконостасом. Прием взят из композиции крестово-купольного храма. Диаметр же центрального барабана, приблизительно на метр, превышает диаметр отверстия, на котором высится глава. Несмотря на все проблемы, здание удалось построить так, что в нем преобладает ощущение цельности внутреннего пространства, не разгороженного, а лишь архитектурно расчлененного, широко расставленными стройными круглыми столбами.

Для росписи первопрестольного храма привлекались лучшие мастера. На алтарной преграде сохранились древнейшие фрески Московского Кремля - изображения монахов-подвижников, исполненные в 1481 году артелью великого иконописца Дионисия. Современный облик собора определяют росписи 1642-1643 годов (над ними работала группа из 150 художников, во главе с царскими изографами – Иваном и Борисом Паисеиными и Сидором Поспеевым), и грандиозный иконостас 1653 года, созданный по инициативе Патриарха Никона. Собрание икон XI-XVII веков, в Успенском соборе, является одним из самых богатых в мире. Большинство их было написано в Москве для соборов XIV и XV веков, другие были привезены в Москву из древних городов, в период собирания русских земель. Особенно интересна огромная композиция «Страшный суд», помещенная на западной стене собора.

Царское моленное место – Мономахов трон, было создано в 1551 году для первого русского царя Ивана Грозного. Его исполнителями были, вероятно, новгородские резчики. Здесь представлены различные мотивы и приемы резьбы, когда-то широко распространенной на Руси. Квадратное в плане сооружение, со сложной формы колонками, балясинами, подзорами, увенчано затейливым шатром, с многочисленными кокошниками, розетками и вазами. В двенадцати барельефах, на стенках, иллюстрировано «Сказание о Князьях Владимирских», повествующее о привозе, на Русь, царских регалий – шапки Мономаха, барм (парадного оплечья) и других предметов.

С 1326 года, когда в храме был погребен святой Петр, и до 1700 года, собор служил усыпальницей Предстоятелей Русской Церкви – митрополитов и патриархов. Всего в соборе 19 гробниц, расположенных вдоль стен собора. Мощи московских чудотворцев Петра, Ионы, Филиппа и Ермогена покоятся в деревянных, украшенных металлическими пластинами раках - мощехранительницах. Сегодня собор, в котором сохраняется усыпальница глав русской церкви, древняя стенопись, уникальное собрание икон – является одним из наиболее посещаемых музеев Московского Кремля. С 1990 года в соборе возобновились богослужения.

Адрес: Россия, Москва, Соборная площадь Московского Кремля
Начало строительства: 1475 год
Окончание строительства: 1479 год
Архитектор: Аристотель Фьораванти
Святыни: Гвоздь Господень, посох святителя Петра, митрополита Киевского и всея Руси
Координаты: 55°45"03.6"N 37°37"01.9"E

Московский Кремль - древнейший историко-архитектурный комплекс, достопримечательность, которой по праву может гордиться Москва. Успенский собор, находящийся на территории Московского Кремля , в течение очень длительного времени являлся главным храмом столицы.

Вид на собор с Соборной площади

Не успело созреть в царской канцелярии соответствующее распоряжение, как Иван 3 полностью определился с выбором - им стал Ридольфо Аристотеле Фиораванти, больше инженер, чем архитектор, занимавшийся отливом и подъёмом колоколов на звонницы. Кроме этого, Фиораванти специализировался на прокладке водных каналов, постройке и реставрации мостов. Фиорованти был известен своими инженерными работами как в Венгрии, так и в Италии.

В очередной раз постройка нового Успенского Собора была закончена к 1479 году, через 2 года после этого храм был покрыт церковной росписью. Русские архитекторы, глядя на заморские строительные приемы чужеземца, были удивлены новыми технологиями. Особое «ихнее» недоверие вызывали своды, толщина которых была не больше одного кирпича. Думали, что потолок будет протекать во время дождей, однако этого не случилось. Впервые в русских каменных строениях были применены тяги из металла, да еще способ их подачи в нужные места был крайне необычен - на блоках с колесами.

Вид на собор со стороны Ивановской площади

Но самое главное новшество заключалось даже не в совокупности отдельных приемов и технологий, а во внутренней конфигурации собора - он по сути обладал единым пространством, в котором в качестве опор было использовано несколько столбов. Отсутствовали и приделы, чего раньше в архитектурной отрасли Руси никогда не было.

Новая жизнь Успенского Собора

Постройка нового храма под руководством мастера-итальянца вдохнуло в собор буквально новую жизнь. Так в конце 15-го века здесь был коронован на княжество внук Ивана 3 Димитрий, а уже в 1547 году здесь же венчали на царство небезызвестного Ивана Грозного . Причем Успенский Собор в Кремле не потерял своего государственного значения даже после перенесения столицы России в Санкт-Петербург. Начиная с Петра Первого, короновать всех российских императоров только в Успенском Соборе стало доброй традицией. Европейцы в лице французских наполеоновских вояк не преминули в 1812 году осквернить и спалить этот храм, однако уже во время войны он был полностью восстановлен.

Вход в собор с Соборной площади

Успенский Собор в 20 веке...

В неспокойное начало 20 века, которое переживала вся Россия, в Успенском Соборе было принято судьбоносное для Русской Православной Церкви решение о том, чтобы патриаршество на Руси было вновь возобновлено. Так же здесь была проведена церемония интронизации патриарха Тихона. В первые годы Советской власти Успенский Собор был закрыт, последняя церковная служба прошла в 1918 году на Пасху. Именно это событие и послужило сюжетом для картины известного русского живописца Павла Корина «Русь уходящая».

... и в наши дни

Сегодня Успенский Собор, расположенный на территории Московского Кремля, имеет статус

“Бысть же та церковь чудна вельми
величеством, и высотою,
и светлостью, и звонностью, и пространством,
такова же прежде того не бывала в Руси,
опроче Владимирские церкви,
а мастер Аристотель.”
Никоновская летопись

Чтобы понять и оценить архитектурные особенности Успенского собора Московского Кремля, нужно хорошо представлять себе образец, следуя которому Аристотель Фиорованти в конце XV века построил главный храм Московской Руси. Это Успенский собор города Владимира. В настоящее время у нас нет возможности представить иллюстрации владимирского храма. Поэтому, абстрагируемся от сравнительного анализа двух выдающихся соборов и кратко охарактеризуем основные приёмы зодчего, которые он применил в строительстве Успенского собора Московского Кремля.

В отличие от традиционной русской архитектуры того времени, Успенский собор НЕ является крестово-купольным. Храм относится к зальному или палатному типу сооружений. Это означает, что все части внутреннего пространства собора равновеликие.

План внутреннего устройства Успенского собора взят из книги “Памятники архитектуры Москвы”, М., “Искусство”, 1982.

Собор увенчан традиционным пятиглавием, символизирующим Иисуса Христа и четырёх евангелистов: Иоанна, Матфея, Марка и Луку. Здесь возникает логический вопрос – если все части Успенского собора одинаковы, то и его главы должны быть равными по размеру. Дабы подчеркнуть традиционность собора, Аристотель Фиорованти намеренно выстроил центральную главу выше остальных и окружил её дополнительной стеной, чтобы она выглядела больше остальных. По непроверенным сведениями, в пространстве между двумя стенками центральной главы устроили тайник, где неоднократно прятали государственную казну от татей, например, от поляков в 1612 году.

Палатное устройство собора повлияло на его внешний вид. (Напомним, что внутреннее пространство крестово-купольных храмов делится на нефы, то есть продольные части интерьера, разделённые колоннами или опорными столпами. В русских храмах традиционно бывает три нефа – два боковых (южный и северный) и центральный. В крестово-купольной конструкции центральный неф заметно шире, чем боковые. В Успенском соборе все нефы равны по ширине.


Схема внутреннего устройства крестово-купольного храма. На схеме видно, что центральная часть такого собора заметно больше других частей.

В связи с особенностями конструкции, внешние стены Успенского храма разделены на равновеликие прясла. Вспомните крестово-купольный , в нём прясла разнятся по ширине. В Успенском соборе ритмичное вертикальное деление стен на равные части подчёркивает монолитность всего здания, недаром наши предки говорили, что собор построен “яко един камень”.

Южная стена Успенского собора, выходящая на Соборную площадь – наиболее выразительная.


Южная стена Успенского собора обращена к Соборной площади

Вертикальные лопатки-пилястры делят её на четыре равновеликих прясла. Каждое прясло завершается закомарой. В верхний ярус вписаны щелевидные окна.

Горизонтальное деление стены подчёркнуто аркатурно-колончатым поясом. Колонны пояса наполовину выступают из толщи стены, они словно врезаны в неё. Ровно посередине пояса в каждом прясле устроено по одному окну нижнего яруса.

Парадный входы в Успенский собор были как с в южной, так и с северной стороны. Через южный портал в храм можно было войти со стороны Соборной площади.

С северной стороны войти в собор можно было от митрополичьего двора.

Главные ворота оформлены в виде перспективных порталов. Они украшены полуциркульными арками.


Южный портал Успенского собора

Арки украшают так называемые “бусины” – элемент, распространённый в московском зодчестве.


“Бусины” украшают южный и северный порталы Успенского собора

К порталам ведут лестницы с широкими площадками у входа. Они предназначались для торжественных выходов государей и иерархов.

Глядя на Успенский собор, можно заметить его асимметрию. Главы собора, а также южный и северный порталы храма несколько сдвинуты к востоку. Алтарные апсиды как бы сглажены, они невысокие и не объёмные. С севера и юга их прикрывают выступающие пилоны. Эти приёмы ещё более усиливают впечатление монолитности. Вновь приходит на ум выражение современников собора: “яко един камень”.


Вид Успенского собора с восточной стороны. На снимке хорошо видно, что небольшие апсиды справа и слева (с юга и севера) прикрыты глубоко выступающими из стен пилонами.
Фрагмент восточной стены Успенского собора

Внешние стены Успенского собора, кроме западной, украшены росписями.

Росписи южного фасада Успенского собора

Сразу укажем, что все росписи на стенах Успенского собора появились сразу после окончания его строительства, то есть в конце XV века. Они неоднократно поновлялись, но концепция росписей оставалась прежней.

В верхней части украшенного росписями прясла южной стены изображён образ Богородицы Владимирской. Это увеличенная иконография знаменитой иконы “Богоматерь Владимирская”, которая была перенесена из Владимира в Москву и долгое время находилась в Успенском соборе. Возможно, она была написана в 1480 году, когда, как предполагают, древняя чудотворная икона осталась в московском соборе.

Богоматерь Владимирская изображена с предстоящими архангелами Михаилом (слева) и Гавриилом (справа).
Вероятно, появление этого образа связано с бескровной победой русского войска в “стоянии на Угре”. Событие связано с заступничеством пресвятой Богородицы.

Ярусом ниже находятся изображения святителей. Их шесть.

Первое изображение слева вызывает сомнения. В книге Т.В.Толстой “Успенский собор” указано, что изображён митрополит Пётр. Цитирую из книги: “… на южном фасаде Успенского собора размещены шесть фигур святителей (слева направо) – московских митрополитов Петра, Алексия, Ионы и Филиппа, а также новгородских святых – епископа Никиты и архиепископа Иоанна”. На фреске же над святым явно читается “Леонтий митрополит Ростовский”.


Фрагмент фрески. Изображение одного из шести святителей, первого слева. Митрополит ростовский Леонтий В центре – митрополит Московский Иона Слева от окна – митрополит Московский Пётр

Следующие три святителя: митрополит московский Алексий, митрополит московский Филипп, святой Никита Новгородский.


Справа от окна – митрополит Московский Алексий В центре – митрополит московский Филипп

В источниках не указано, какой именно Филипп изображён на южной стене собора. Есть мнение, что первоначально изобразили Филиппа I. Он был инициатором строительства современного Успенского собора. Позже изображение заменили и сейчас мы видим образ митрополита московского Филиппа II (в миру Фёдора Колычева), которого канонизировали в 1672 году при царе Алексее Михайловиче.

Последнее изображение справа – святой Никита Новгородский

Изображения именно этих святителей весьма логичны. В Успенском соборе покоятся мощи святых московских митрополитов Петра, Ионы и Филиппа. Неподалёку, в Чудовом монастыре хранились святые мощи митрополита Алексия. Изображение новгородского святого Никиты связано с покорением Новгорода Иваном III в 1478 году.

Под изображением святителей в центре прясла под окном помещено изображение Спаса Нерукотоворного. Этот образ связан с покровительством, божественной защитой и часто эту икону помещали на вратах, над входами, над дверьми.

Ниже, над арками порталов, изображен Деисус – в центре изображение Христа, слева – Богородицы, справа – Иоанна Предтечи.

Ниже слева от двери изображён Архангел Михаил,

справа – Ангел хранитель.

Это тема связана со входом в храм. Архангел Михаил и Ангел-Хранитель держат в руках свитки, в которых они “вносят имена со страхом Божиим входящих в церковь”.

Интересны медные южные врата, ведущие в храм. Они выполнены в Москве в технике золотой наводки во второй половине XVI века. В настоящее время они закрыты решёткой и поздней стеклянной дверью, поэтому рассмотреть изображения не представляется возможным.

Росписи северного фасада Успенского собора

Верхняя композиция росписи северного фасада – изображение Собора апостолов. Наверху изображён Деисус – в центре Иисус Христос, слева – Богородица, справа – Иоанн Предтеча. Ниже изображены двенадцать апостолов. Медальоны с ликами оплетены вьющейся лозой.

Также, как и на южном фасаде, на северной стене в аркатурном фризе изображены шесть святителей. Слева направо: святой Пафнутий Боровский, святой Исайя епископ Ростовский, святой Леонтий.



Слева – святой Пафнутий Боровский

Кажется странным, что святой Леонтий изображён и на южном, и на северном фасаде. Скорее всего, это два разных святых. Один – Леонтий I, епископ ростовский и суздальский (умер не позже 1077 года), другой – Леонтий II архиепископ ростовский (1158-1161?). Кто из них написан на какой стене, выяснить не удалось.

Следующие три святителя – справа от окна – святой Игнатий Ростовский, святой Дмитрий Прилуцкий, святой Сергий Радонежский.

Справа от окна – святой Игнатий Ростовский В центре – святой Дмитрий Прилуцкий Справа – святой Сергий Радонежский

Выбор именно этих святых обычен для русской иконописи конца XV начала XVI веков. Включение ростовских святых можно объяснить тем, что духовником Ивана III был ростовский архиепископ Вассиан. Он также был заказчиком иконостаса Успенского собора.

По бокам от входа, так же, как и на южной стене изображены Архангел Михаил и Ангел Хранитель со свитками.

Также на северной стене установлен поминальный крест в честь святого митрополита московского Ионы. Рака святого находится в Успенском соборе в северо-западном углу, крест в киоте расположен снаружи у места захоронения святого Ионы.

Западный фасад Успенского собора. Крыльцо-паперть

Порталы на южной и северной стене собора служили парадными входами в храм. Эти врата открывались по особо торжественным случаям. Основным входом в храм по сей день служат западные врата. Их также использовали по особым дням во время торжественных шествий, крестных ходов и коронаций. С западной стороны, обращённой к церкви Ризоположения, Аристотель Фиораванти пристроил открытое каменное крыльцо-паперть. Свод паперти опирается на колонны.

Западный фасад крыльца украшен висячей гирькой, в архитектуре эту деталь часто называют вислым камнем.


“Гирька” – архитектурная деталь, замыкающая свод. “Гирька” в верхней части крыльца-паперти Успенского собора смотрит на Ризоположенскую церковь.

Крыльцо Аристотеля Фиораванти не сохранилось. Паперть “распалась на части” во время пожара 1547 года. Горела кровля собора, разрушилось западное крыльцо, позже его восстановили.

Первоначально на фронтоне над портиком было изображение сцены Успения Пресвятой Богородицы, ныне оно утрачено.

В середине XIX века крыльцо переделали. В 1858 году в собор провели отопление. Открытый портик переделали в застеклённый тамбур. К 1896 году, к коронации Николая II сделали новые металлические переплёты и дубовые двери по рисунку архитектора К.М.Быковского.
Во внутреннем своде портика западного входа сохранились росписи. Внутри тамбура сквозь верхнее стекло можно разглядеть живописные изображения, это сцены из Апокалипсиса.

Это роспись XVII века. Первоначальная – 1513-1515 года, по всей видимости, погибла в пожаре 1547 года.

Росписи восточной стены Успенского собора

На восточной стене над алтарными апсидами также сохранились росписи.

Центальная фреска – новозаветная Троица.

Слева от Троицы находится композиция “Похвала Богородицы”.

Справа – “София Премудрость Божия”. Здесь показан огнеликий ангел в виде Софии Премудрости Божией. Он восседает на престоле и опирается на семь столпов. Согласно преданию “премудрость созда себе дом и утверди столпов седмь”. Слева от трона находится образ Божией Матери, справа изображён Иоанн Предтеча. Обе фигуры написаны крылатыми, подобно непорочным ангелам. Образцом для фрески послужила храмовая икона Софийского собора в Новгороде.

Изображение Софии Премудрости Божией появилось в середине XVI века, несколько позже остальных росписей.

Мы рассмотрели все изображения на фасадах Успенского собора. Осталось невыясненным только содержание надписей над южной и северной арками порталов.


Над нижней аркой южного портала видна надпись.

Статья написана по материалам книги Татьяны Владимировны Толстой “Успенский собор”, М. 2009.

  • Замечательный культурно-исторический памятник, символ древнерусского зодчества.
  • Красивые фрески XVII-XVII веков , наглядный пример православного монументального искусства.
  • Очень ценные иконы XIII-XIV веков .
  • Мощи московских патриархов ‒ святителей Ионы, Филиппа II, Гермогена и Петра.

На фресках, которыми покрыты стены собора, четко и подробно изображены сюжеты из Ветхого и Нового Заветов, а также почитаемые на Руси святые. Основные работы по росписи стен и пятиярусного иконостаса Успенского собора относятся к середине XVII века. Реставрация этих росписей была проведена в 70-80-е годы XX века. Стоит обратить внимание на интересный художественный прием: поверхность колонн разбита художником на ярусы более низкие по сравнению с теми, что расположены на стенах. Таким образом, пространство храма кажется менее просторным, зато более высоким, устремленным вверх. Кроме того, в Успенском соборе находятся несколько : «Спас Златые власы» (XIII в.) и «Спас Ярое Око» (XIV в.).

И, конечно, на Успенский собор необходимо посмотреть как на часть Кремля и города: он не только организует пространство Соборной площади, но и во многом формирует знаменитую кремлевскую панораму, которая давно стала визитной карточкой Москвы.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.