Урок «Праздник первой борозды. Сценарий праздника первой борозды Конспект открытого мероприятия праздник первой борозды

кандидат исторических наук, доцент Ибрагимов И.Г.

Дагестанский государственный педагогический университет

КУЛЬТУРНЫЕ СВЯЗИ АГУЛОВ С СОСЕДНИМИ НАРОДАМИ

ПРАЗДНИК ПЕРВОЙ БОРОЗДЫ У АГУЛОВ

Каждый, кто изучает культуру малых народов, сталкивается с целым рядом проблем, связанных с определением границ обследования территориальных, языковых и многих других. Эти проблемысуществуют и по отношению к крупным народам, где нередко исследователи выделяют так называемые «полосы этнических границ», в которых происходят процессы взаимовлияния двух культур и где распространено двуязычие .

Некоторые обряды агулов схожи с обрядами народов Дагестана. При этом отражено своеобразие народа. Многие обряды и народные празднества в Дагестане в своей основе были связаны с аграрным культом. Появившись на начальной стадии развития земледелия, они проводились в течение многих веков подвергаясь воздействию времени, обстановки, религии и общественных отношений, изменяя в ряде случаев свою первоначальную сущность .

Наступление весны у народов Дагестана связывалось с наступлением нового года и отмечалось 22 марта. Начало весны, весеннее равноденствие, солнцестояние отмечали торжественно, начиная с 22 марта подряд три дня. При всей пестроте обычаев, исполняемых для встречи весны, обряды горцев представляются одинаковыми, похожими.

И одним из самых торжественных и пышных праздников у народов Дагестана и Северного Кавказа был праздник первой борозды. Данные археологии подтверждают вывод о глубокой древности дагестанского земледелия. О древности земледелия на Кавказе писал и выдающийся биолог Н.И.Вавилов, который считал, что земледелие в Грузии, Армении и Дагестане является весьма древним начало его уходит в глубь тысячелетий . «Выход плуга» в полебыл одним из самых важных и торжественно отмечаемых праздников горцев Дагестана. Придавая магическое значение сохе, как основному средству в проведении праздника и получения богатого урожая, ее красили белой глиной, а рога быков мазали жиром, украшали платками, лентами. Условно праздник можно разделить на две части. Первая часть составляет магический обряд совершения первой борозды, а вторая часть насыщена различными увеселительными мероприятиями. Обрядовая часть состояла в том, что перед началомвспашки один из уважаемых сельчан проводил сохой 2-3 борозды, которые тут же засеивались семенами.

Первый день пахоты у агулов приходился на различные календарные дни. У кушанцев день пахоты начинался на 6 день хилин. Выход в поле сопровождался рядом архаических обрядов, праздников и т.д.

Все трудовые процессы начинались в определенные дни недели: чаще всего в первый или второй день после халиса – четверга. С правильным, достойным началом сезона связывали то, насколько легко и быстро пройдет весь сельскохозяйственный процесс, таков будет урожай. Поэтому правом начать сезон наделяли того, кто, с точки зрения общества, был лишен лени, жадности, обжорства, отличался тихим, спокойным, доброжелательным характером, проворством и хозяйственностью, ибо первый задавал ритм в работе. Считалось, что его качества распространяются на тех, кто воспроизводит эти действия. В этом проявляется вера в силу межличностного магического воздействия . Праздник первой борозды у всех народов Дагестана начинался с общественного моления. Перед началом пахоты произносили молитву – пожелание.

Всаднику готовили лошадей на предстоящую вспашку. Скороходы упражнялись в беге на гору, пробуя кто кого перегонит. В день праздника тухумные старейшины общества выбирали на своем собрании мужчину, которому будет доверено вывезти в первый раз плуг в поле. Человек, выходивший с плугом, по мнению сельчан, должен быть везучим, т.к. по мнению сельчан, от него во многом будет зависеть будущий урожай.

Жители с.Тпиг определяли время начала пахоты – первую борозду можно провести только тогда, когда «солнце садится за озером». У агулов –кушандере в случае неблагоприятной погоды в период хилин, пахоту продолжали и в иран. При этом говорят, что зерно, особенно маара, получало красноватый оттенок и ценилось ниже. Считалось, что если в этот период будет дождливая погода, то год будет урожайным . Начало этого периода сопровождалось изготовлением ритуального блюда «т I аркрагьанар» и угощали им родственников. Т I акьракьу приписываются слова: «Если моей ноги не было бы в весне, то я разорвал бы детей в утробе, заставил бы рога скота треснуть».

Как и у других агулов, у кушанцев день сева определял опытный крестьянин, который поднимал горсть земли и подбрасывал ее вверх, проверял, чтобы земля была не очень холодной и чтобы комки не прилипали к пальцам. Для этого сжимали комок в кулаке, а затем кулак разжимали. Если на пальцах оставалась земля, если она не рассыпалась, то говорили, «руг арат хьина ара» - «земля еще не годна для посева» .

Пахарь у многих народов Дагестана одет в шубу, мех которой выходит наружу. В этом ритуальном обряде горцы надеялись на плодородие земли и обильный урожай.Смысл песни состоит в получении богатого урожая. Основное назначение обряда первой борозды – с помощью ритуальных действий, магических слов и т.д. создать условия для богатого урожая, помочь природе родить такой урожай.

После пахоты главное внимание земледельца было направлено на сохранение посева и получение хорошего урожая, который зависел большей частью от погодных условий. Во время засухи с помощью магических действий и слов пытался воздействовать на стихийные силы природы

Литература

1. Хан-Магомедов С.О. Агульская архитектура. М., 2001.

2. Халилов Х.М. Лирика народов Дагестана: взаимосвязи типология и этническая специфика. Махачкала 2004.

3. Вавилов Н.И. Опыт агроэкономического обозрения важнейших полевых культур. М.Л. 1967.

4. Тарланов З.К. Агулы: их язык и история. – Петрозаводск, 1994.

5. Агулы. Махачкала. 1975.

Ибрагимов Ибрагим Гаджиевич–кандидат исторических наук, доцент кафедры историиДагестанаисторического факультета ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет».

Контактные телефоны: 89285551930

Адрес рассылки сборника конференции:, Российская Федерация, Республика Дагестан, город Махачкала, улицаЛаптиева 46 кв.25.// Ярагского 57 Дагестанский государственный педагогический университет исторический факультет.

Электронный адрес: [email protected]

Чтец: «Хлеб» Григорий Виеру.
Положит в землю человек зерно,
Прольется дождь – зерно орошено.
Крутая борозда и мягкий снег
Зерно укроют на зиму от всех.
Весною солнце выплывет в зенит
И новый колосок позолотит.
Колосьев много в урожайный год,
И человек их с поля уберет.
И золотые руки пекарей
Румяный хлеб замесят поскорей.

Ведущий: Здравствуйте ребята. Сегодняшний наш разговор пойдет о хлебе. Мы ежедневно приносим к себе домой копию – правда, уже несравнимо улучшенную, но все-таки копию! – первого хлеба. Каждый день мы берем в руки эту загадку Природы Матери, даже не пытаясь разгадать ее. Да это и не возможно. А загадка природы размножилась для нас всего лишь бытовыми загадками про хлеб, но теперь уже с отгадками себе в утешение.

Выходит девушка в сарафане с караваем в руках (каравай разрезан на кусочки).

Девушка: Слава миру на Земле!
Слава хлебу на столе!
Если мы хотим кого-то
Встретить с честью и почетом,
Встретить щедро, от души,
С уважением большим,
То гостей таких встречаем
Круглым пышным караваем.
Он на блюде расписном
С белоснежным рушником.
С караваем соль подносим,
Поклонясь, отведать просим:
- Дорогой наш гость и друг!
Принимай хлеб-соль из рук.

Здравствуйте ребята. Хочу угостить вас вот этим вкусным караваем, а чтобы его попробовать, нужно отгадать мои загадки. Отгадаешь загадку кусочек каравая твой.

1. Белая беляна по полю гуляла,
Домой пришла, в сусек легла.
МУКА
2. Стоят столбы точеные, головки золоченые.
КОЛОСЬЯ В ПОЛЕ
3. Сидела баба на пече, на коленом кирпиче,
Не могла стерпеть, начала пыхтеть.
КВАШНЯ

4. Возьму пыльно, сделано жидко.
Брошу в пламень, будет как камень.
ХЛЕБ ПЕКУТ
5. Мешен, квашен, вялен на стол поставлен.
Всем нужен, да не всякий сделает.
ХЛЕБ
6. Загадаю загадку, закину за грядку;
Моя загадка в год пойдет, колосом взойдет.
ЗЕРНЫШКО
7. И комковато, и ноздревато,
И мягко, и ломко, а всех милей…
ХЛЕБ
8. Две недели зеленится, две недели колосится,
Две недели отцветает, две недели поливает,
Две недели подсыхает.
КОЛОСЬЯ

Девушка: Правильно, это все о хлебе, поле о колосе. Не загадывай, говорят, в год, а
загадывай в рот. Загадка, загадка да семь верст правды в ней.

Девушка раздает всем кусочки каравая.

Ведущий: Мы привыкли у виду вкусу запаху хлеба. Он давно уже стал нашей
каждодневной пищей. Ржаной, пшеничный, московский, украинский, бородинский, орловский, минский, столовый, чайный, молочный, диетический. Черный и белый, подовый и формовой, опарный, без опарный и заварной, обыкновенный улучшенный и сдобный… во всех видах – от сухаря до пирога – хлеб для нас всегда останется хлебом.

Чтец: «Живой хлеб» В.Макаров (отрывок).
Дороже злата и серебра
Он – всем и всему голова.
У хлеба значенье особое
Державные держит права.
И так повелось это исстари:
Изба пирогами красна
Хлеб – наиглавная исповедь
Пред жизнью во все времена.

Ведущий: Ежедневно потребляя хлеб из пшеничной и ржаной муки, мы обогащаем свой организм не только белками, углеводами и витаминами, но и получаем соли кальция, фосфора, калия, железа и прочих микро – и макроэлементов.
Когда нам хочется, есть, мы думаем, прежде всего, о хлебе. Вот и пословицы люди придумали об этом.

 Без печки холодно, а без хлеба голодно.
 При голодном желудке и в голове туман.
 Натощак и песня не поется.
 Тощий живот – ни в пляску, ни в работу.
 Не спится – хлеб снится.
 Уж солнышко на ели, а мы еще не ели.

И больше всего думается о хлебе на бесхлебье. А когда в наших домах прописаны сытность и достаток, хлеб попросту незаметен при своей повседневности незаменимости. Заменить же нам его ничего не может. И в незаменимости этой – хлеб бесценен. Ценность хлеба можно понимать по-разному: прежде всего это понятие экономическое. Не легкое это занятие подсчитать затраты всех работ, связанных с землей, техникой, урожаем, а так же заготовкой зерна и дальнейшей переработкой. Но есть и еще одно понятие о ценности хлеба – нравственное. Каждый понимает это по-разному. Хлеб дорог нам не только, как продукт питания, он дорог всем, что есть человеческого в нас. Именем хлеба клянутся: «Чтоб мне первым куском подавиться… Чтоб мне хлеба не видать!» Хлеб вносят в новый дом: «не красна изба углами, красна пирогами». Хлебом – солью встречают дорогих гостей: «Честь да место, да обед на столе». Краюху материнского хлеба берут с собой в дорогу, как благословение: «Хлеб в пути не тягость». Именно хлебом, отношением к нему выверяется душевная щедрость человека: и хлебом, которым делишься, не имеет себе равного по вкусу!

Чтец: * * * С. Погореловский.
Пышный, мягкий, пропеченый,
Подрумяненный слегка,
Хлеб с горбушкой золоченой
Шел к тебе издалека.
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришел,
В нем здоровье, наша сила,
В нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Сохраняло, берегло.

Ведущий: Как повелось на Руси, начинали работу: «Ну, с богом!» заканчивали: «Слава
тебе, Господи!» Что надо было иметь крестьянину, чтобы посеять хлеб? Семена, лукошко, крепкие руки и ноги да верный глаз. Шагами мерял хлебороб свою пашню – знал на ней каждый камешек. Был внимателен к солнцу, примечал когда погода изменится в хорошую ли в плохую сторону. Жизненный опыт, интуиция чувство земли – это и была его агротехника.

Ведущий: Да за заботы и труды награда для нас – хлеб. Хлеб пекут сейчас в
хлебопекарнях, в минипекарнях, а еще совсем недавно наши бабушки пекли хлеб в русской печи. Вкладывали в него не только умение печь хлеб, но и душу. Вот об этом мы и попросим рассказать нам бабушку Варвару.

Входит женщина наряженая в старинную русскую одежду

Ведущий: Спасибо, вам бабушка Варвара за интересный рассказ. Много еще можно
рассказывать о приметах, обычаях, обрядах, заговорах о том таинственно интересном пришедшем к нам из глубин веков, пронесенных людьми за многие годы жизни, дошедшие до наших дней. Пусть в наше время легче стало обрабатывать землю, сеять, убирать останется одно самое главное – люди работающие под одним небом у хлебного поля, люди самых разных профессий, судеб, характеров. Они вкладывали, вкладывают и будут вкладывать силу, труд, душу.

Чтец: «Буханка хлеба» Д. Чернов.
На столе лежит буханка хлеба,
Тяжелая и сладкая, как мед.
За нее сражались на земле и в небе,
За нее сраженье каждый день идет.
Чтоб буханка на столе лежала,
Труд вложило множество людей.
Много потрудилось комбайнеров,
Пекарей, шоферов, слесарей.
И когда ты вдумаешся в это,
Хорошо себе представишь все,
Цену будешь знать буханке хлеба,
Будешь уважать всю жизнь ее.

Ведущий: История хлеба – это хроника. И не только специалистам сельского хозяйства
и историкам надо хнать ее. Ее надо знать всем!
И помните: для того, чтобы хлеб у всех был и сегодня, и завтра, и всегда, –
трудится вся страна. Судьба хлеба зависит от каждого из нас.

Чтец: * * * Н. Аникеева.
Так повелось на моей земле:
Из года в год, из рода в род – веками
Тот хлеб, что в каждом доме на столе,
Согрет был человечьими руками.
Он их теплом, он их добром пропах,
И песней той, что жаворонком спета
Под синим небом в золотых хлебах
В июльский полдень солнечного лета.
Пройдется пахарь утром по жнивью,
И сыну, указав рукой на поле,
Негромко молвит: «Поклонись ему,
Как матери, как нашей общей доле!»
Ты вырастешь и через много лет
Опять сюда вернешся на рассвете
И скажешь: «Ничего дороже нет,
Чем теплый хлеб на этом белом свете!»

Действующие лица: ведущий, девушка, Бабушка Варвара, чтецы.

Сценарий праздника «Хлеб России, хлеб моей отчизны», посвященного Году... Сколько трудов и надежд в каждой борозде, в каждом колосочке! Чтец 1.29 апр 2011 ... ... Дагестана является «Праздник первой борозды», праздник цветов, праздник сбора черешни.23 ноя 2012 ... Выступление 11 класса "Праздник первой борозды". Вед.2: В древности праздник Ивана Купалы отмечали почти все народы Европы.8 апр 2013... хотят жениться и празднично накрытые столы - это вовсе не сценарий фильма, а неотъемлемая часть праздника первой борозды в... к 9 мая, ко Дню победы. Сценарии утренников для малышей. Сценарии торжественных линеек и праздничных представлений на 9 мая для... первой борозды и первого снопа обязательно проводились в.... Так, имеются опубликованные конспекты занятий и сценарии праздников в... Сценарий праздника, Посвященного Святым равноапостольным Кириллу.... 1-й ведущий: Мы с Вами знаем, что первая буква русского алфавита называется «А». ..... «Мы с тобою были как дружная пара волов, вели одну борозду. С любовью к родному краю: сборник сценариев по краеведению. / [Сост. Н. В. Алексеева] .... Первая похоронка в деревню..... Строчками картофельных борозд. И твою..... праздников, пьесы, развлечения, конспекты занятий, стихи... Сценарий повторяется: каждая сторона расхваливает своих друзей. ... « Праздник первой борозды являлся древнейшим земледельческим праздником...

Видео по теме сценарий праздник первой борозды

Праздник первой борозды - ооо «гравюра»

  • Собственное производство

      Все памятники и аксессуары из гранита мы изготавливаем самостоятельно на нашем производстве, расположенном недалеко от «Кантемировская». Современное оборудование и квалифицированные специалисты позволяют нам создавать памятники разных форм и размеров, в том числе и сложные, нетиповые проекты.

  • Фиксированная цена

      Благодаря прямым поставкам сырья, без посредников, наша организация удерживает стабильную ценовую политику, а так же имеет возможность делать сезонные скидки и интересные акции. Более подробно о скидках Вы можете узнать, позвонив нам по телефону, или посетив нашу выставку.

      Праздник первой борозды

      Описание отсутствует.

      Важно отметить, что стоимость за изготовление и монтаж изделий фиксируется с момента подписания Договора и остается неизменной до окончания всех работ. При оформлении заказа будут оговорены все нюансы, поэтому при возникновении, каких либо сложностей неучтенных нашими специалистами изначально, все издержки мы несем самостоятельно.

  • Гарантия на все виды работ

      Мы являемся производителями своей продукции, и несем ответственность за каждый элемент работы, профессионализм наших сотрудников и качество материалов, применяемых в производстве. Поэтому предоставляем полную гарантию не только на монтаж, но и на материалы. Реставрация монумента по гарантии обеспечивается в кратчайшие сроки.

  • Установка на любом кладбище

      Наши специалисты осуществят аккуратную доставку и качественный, профессиональный монтаж, как отдельных изделий, так и комплексных проектов любой сложности. Мы работаем на всех кладбищах Москвы и Московской области, а так же по всем регионам России. По дополнительному согласованию, можно осуществить монтаж с выездом наших мастеров в страны ближнего зарубежья.

      Все работы ведутся только нашими специалистами, без привлечения третьих лиц.

  • Комплексы любой сложности

      В случае если Вы придете к нам с уже готовым авторским чертежом или эскизом, наши мастера изготовят изделие любой сложности и высокого качества, в точности по данным размерам строго соблюдая все пропорции.

      Если точным чертежом Вы не располагаете, но есть набросок или рисунок, мы можем совместно доработать его, привлекая к обсуждению всех специалистов, художников, скульптора, или специалистов из монтажного отдела, которые основываясь на своем опыте, дадут грамотные советы в своей области.

  • Индивидуальный подход

      Чаще всего принятие решения по утверждению самого проекта становиться главной проблемой всего процесса изготовления. Многообразие форм, цвета и сочетаний разных элементов не дает понять, какое именно сочетание будет наилучшим.

      Наши консультанты учтут все Ваши пожелания, и предложат несколько вариантов решения. Для дополнительной уверенности в своем выборе Вы можете заказать изготовление 3D проекта.

      Специалист, который начнет работу с Вашим проектом, будет вести заказ до конца, контролируя каждый шаг, и внося требуемые корректировки на всех стадиях изготовления и монтажа.

  • Разработка 3D проекта

      ООО «Гравюра» предлагает разработать трехмерное изображение Вашего будущего проекта. Эта услуга дает замечательную возможность, не иметь приблизительное представление о том, что Вы заказываете, а уже наглядно видеть будущий проект. Полностью сложить все элементы в законченную гармоничную картину, а главное увидеть и доработать те моменты, которые кажутся спорными.

      Мы придерживаемся индивидуального подхода к каждому клиенту и можем гарантировать уникальность своих работ. При оформлении заказа на изготовление мемориального комплекса, мы предлагаем Вам эту возможность бесплатно.

  • Праздник первой борозды сценарий - поиск нужного...

    Сценарий праздника весны «Навруз»

    29 апр 2011 Сценарий праздника весны «Навруз» Дагестана является «Праздник первой борозды», праздник цветов, праздник сбора черешни.

    Календарно

    Сценарий повторяется: каждая сторона расхваливает своих друзей. « Праздник первой борозды являлся древнейшим земледельческим праздником

    Сборник сценариев по краеведению - МБУК Меленковского

    С любовью к родному краю: сборник сценариев по краеведению. / [Сост. Н. В. Алексеева] . Первая похоронка в деревню.. Строчками картофельных борозд. И твою.. праздников, пьесы, развлечения, конспекты занятий,

    Alive - Wikipedia, the free encyclopedia

    Alive most commonly refers to Life. It may also refer to:. Publications. Alive: The Story of the Andes Survivors, a 1974 book by Piers Paul Read which documented the 1972 crash of Uruguayan Air

    История хлеба "Живой хлеб" - Сценарии праздников

    А какие были праздники! Праздник первой борозды, праздник урожая. Да прежде чем будет проложена первая борозда, надо было проводить.

    Сценарий праздника весны «Навруз»

    Схема стробоскопа для установки зажигания Сценарий повторяется: каждая сторона расхваливает своих друзей. « Праздник первой борозды являлся древнейшим земледельческим праздником

    С любовью к родному краю: сборник сценариев по краеведению. / [Сост. Н. В. Алексеева] . Первая похоронка в деревню.. Строчками картофельных борозд. И твою.. праздников, пьесы, развлечения, конспекты занятий, стихи Alive most commonly refers to Life. It may also refer to:. Publications. Alive: The Story of the Andes Survivors, a 1974 book by Piers Paul Read which documented the 1972 crash of Uruguayan AirА какие были праздники! Праздник первой борозды, праздник урожая. Да прежде чем будет проложена первая борозда, надо было весну проводить.

    Календарно

    Сценарий праздника весны «Навруз»

    Расписание гбоу спо актт

    Сценарии праздников первая борозда / hyjdeer8.appspot.com

    Название и характеристика файла Размер Форматы Вечеринки сценарии 91.67 Mb FB2 PDF DOC Сценарии выпуск в детсаду 93.03 Mb FB2 PDF DOC Сценарии к юбилею для женщин 58.56 Mb FB2 PDF DOC Сценарии пасхальных утренников в детском саду 41.23 Mb FB2 PDF DOC Сценарий агитбригада по профессиям 60.83 Mb FB2 PDF DOC Сценарии дня здоровья для школьников 85.88 Mb FB2 PDF DOC Сценарии нового в школах 50.48 Mb FB2 PDF DOC Юмористические сценарии сценки 51.82 Mb FB2 PDF DOC Выкуп невесты сценарии в 2012 55.32 Mb FB2 PDF DOC сценарии для 88.60 Mb FB2 PDF DOC Сценарии матери в старших классах 23.48 Mb FB2 PDF DOC Сценарий детской дискотеки игровой программы 102.12 Mb FB2 PDF DOC Сценарий юбилей лицея 83.23 Mb FB2 PDF DOC сценарии на выкуп 97.04 Mb FB2 PDF DOC Юбилей сценарий врача 94.66 Mb FB2 PDF DOC Веселый сценарий день девушки 103.15 Mb FB2 PDF DOC Сценарий конкурса исполнителей песен 52.78 Mb FB2 PDF DOC Сценарий цветочная фея 118.26 Mb FB2 PDF DOC Сценарий на пейсах 75.57 Mb FB2 PDF DOC Сценарий для ведущего праздника 73.57 Mb FB2 PDF DOC Как писать сценарий кино 35.87 Mb FB2 PDF DOC Сценарий для сада по правилам дорожного движения 13.50 Mb FB2 PDF DOC Сценарии юбилея директора 35.43 Mb FB2 PDF DOC

    Сценарий праздника весны «навруз»

    Алиева Румилият Абуталибовна, преподаватель родных языков

    Сценарий праздника весны «Навруз»

    Оформление: рисунки, ветки, надпись, сто, скатерть, цветы, ваза, веточки ивы, графины, стаканы, короны, солнышко, сахар, свеча, гребень, поднос, фотограф, дерево, косынки.

    Наступила весна. Пробуждается природа. Пробуждение природы и начало сельскохозяйственных работ у народов Средней Азии и некоторых народностей Кавказа отмечалось весенними праздниками, концентрировавшимися вокруг старинного нового года в честь весеннего равноденствия - навруза – который приходился на 21-22 марта. Слово «навруз» в переводе с фарси означает новый день «нав» - новый, «руз» - день. В течение веков на столах в праздничные дни появлялись обязательно 7 предметов: напиток красного цвета, молоко, сладости, сахар, шербет, свеча и гребень. Напиток красного цвета символизировал возрождение, молоко – чистоту, сладости – радости жизни, сахар – довольство, шербет – прохладу и отдых, свечу ставили в знак света, солнца и огня, гребень – символизировал женскую красоту.

    В последние годы для дагестанцев стал традиционным праздник «Навруз», пришедший к нам с Востока.

    Как его отмечали и отмечают в нашем горном крае, расскажут студенты – первокурсники.

    Шествие студентов

    1: Дагестанские народы могут не только дружно трудиться, но и дружно радоваться успехом в труде, веселиться вместе, праздновать свои народные праздники.

    2: Самыми известными традиционными праздниками народов Дагестана является «Праздник первой борозды», праздник цветов, праздник сбора черешни.

    1: самым ярким весенним праздником является «Навруз»

    2: Народы Дагестана этот праздник называют по–разному. Например, лезгины – «Яран сувар».

    1: Лакцы «Инт дайдиху», кумыки «Шатман»

    2: Подготовка к празднику начинается задолго до него. Люди чистят, белят жилище, стирают одежду. Готовят топливо для костров, заготавливают продукты для приготовлений ритуальных кушаний.

    1: Люди аула должны быть как одна семья. Каким будет первый день нового года, таким будет и весь год. Так думали мудрые старцы.

    2: В дни праздника в домах принято готовить лучшие национальные блюда.

    1: На праздничном столе должно быть не менее семи блюд: яичные курзе, плов, курзе из крапивы, голубцы, хлеб, испеченный в национальной печи.

    2: Считается, чем обильнее пища в доме в дни праздника, тем благороднее будет год.

    1: В дни праздника перевязывают запястье руки красной нитью, чтобы божество солнца «Яр» не повредило здоровье. Красная нить является оберегом от дурного глаза.

    2: Дети, юноши, девушки одевают лучшие наряды.

    1: девушки с песнями, хороводами поздравляют своих родителей, родственников, соседей с праздником.

    Песни на национальном языке .

    2: В южном Дагестане женщины в первый день весны раскачивались на качелях, твердо веря, что это унесет все их прегрешения вдаль.

    1: В некоторых аулах в последнюю ночь уходящего года нельзя было спать. А заснувшим мазали лица сажей.

    2: Табасаранцы чуть свет бежали по - воду – в первый весенний день она будто – бы приобретала целебные свойства.

    1: А проспавших соседей будили совсем не по-соседски, со словами: «Мои все неприятности вам, все, что у вас есть хорошее - мне»

    2: Курахские женщины в предновогоднюю ночь поднимались на крышу и складывали на поднос яйца. Рядом оставляли красную и черную краску.

    1: Если на утро яйца оказывались окрашены в красный цвет – хорошо, а, если в черный – увы, не во всех делах будет ждать удача.

    2: Лезгинские мальчики – подростки в праздничный вечер запускают в небо своеобразные «ракеты» горящие по краям колесики из дерева.

    1: Колесики оставляют за собой красный огненный след и создают волнующее зрелище.

    2: У лакской детворы тоже есть свои «ракеты». Это турим – глиняные шарики, утыканные кусочками дерева. Красив полет летящих турим. Горящие кусочки дерева освещают путь его полета.

    1: На площадях разжигаются костры. При разжигании костра присутствующие произносят заклинания о хорошем урожае, здоровье.

    2: Кто может, прыгает через костры. Считается, что это очищает от болезней и всех других неприятностей.

    1: Везде дети в горах обходят дома своего аула, поют песни, выражают благопожелания, стучатся в ворота, окна, поднимаются на плоские крыши домов и поздравляют хозяев с праздником.

    Чтецы: Стихи о весне

    1. Дома у нас большие, Гьоссай!

    Окна золотые, Гьоссай!

    С навруза - Днем весны, Гьоссай!

    Мы поздравить Вас пришли, Гьоссай!

    Ассаламу алейкум! (хор)

    2. В доме этом все девицы,

    Как одна румянолицы.

    Рукова их длинны,

    И слова их умны.

    С Днеам Навруза – днем весны!

    Мы поздравить вас пришли!

    Ассаламу алейкум! (хор)

    3. да развеется тоска,

    Да просеется мука.

    А мука у нас бела,

    Испечете вы пирог.

    Нам отрежете кусок

    С Днем Навруза – днем весны

    Мы поздравить вас пришли!

    Ассаламу алейкум! (хор)

    Преподаватель:

    Обходили дома вот с таким улыбающимся солнышком. Солнышко во главе шествия нес в руках запевала, который речитативом произносил хвалебные слова в адрес хозяев, а хор вторил магическим словом гьоссай .

    А сейчас запевалой буду я, а все вместе произносим после каждой строфы магическое заклинание «Гьоссай»

    Навруз эте челченбиз, Гьоссай! ...

    2: в дети получают конфеты, сухофрукты, хлебцы, пироги и многое другое.

    Преподаватель:

    Весной ранним утром, в предрассветной тишине можно услышать шелест лествы, щебетание птиц. И в следующей песне мы услышали хор наших пернатых друзей, если все вместе споем припев, то есть после каждого предложения произнесем слово «жав-жав».

    Песня «Жав-жав»

    Двери домов открыты для гостей, а сердце для добра. Никто в этот день не должен произносить грубого слова, оскорбления. Мир и доброжелательность – вот что должно быть между людьми. В дни праздника «Навруз» принято произносить заклинания. Что мы с вами сделали сейчас. Только после каждого заклинания все должны произнести слова: «Да будет так!»

    Да уродит земля

    Да будут густыми всходы

    Да умножается стадо

    Да не будет засухи

    Да будет достаточно солнца и осадков.

    Наш праздник весны сродни ясному солнцу, солнцу улыбающемуся. А сейчас посмотрите друг на друга, улыбнитесь, простите обиды.

    История хлеба "живой хлеб" » сценаристика.ру - авторские сценарии праздников

    Ведущий: Да за заботы и труды награда для нас – хлеб. Хлеб пекут сейчас в

    хлебопекарнях, в минипекарнях, а еще совсем недавно наши бабушки пекли хлеб в русской печи. Вкладывали в него не только умение печь хлеб, но и душу. Вот об этом мы и попросим рассказать нам бабушку Варвару.

    Входит женщина наряженая в старинную русскую одежду

    Бабушка Варвара: Говорят, бабья дорога – от печи до порога. А какая это дорога? Сейчас расскажу:

    Сколько ума и сноровки, мастерства и таланта требует она. Русская печь была центром, корнем крестьянского дома и не было тягостнее проклятья: «Да потухнет огонь в твоем доме!» Печь – кормилица, печь искусница возвышала в собственных глазах любую хозяйку.

    Что не сделаешь, чтоб печь хорошо горела да пекла! На новолунье ее клали, а выложив, из другой хорошей печи золу приносили. Огонь – самый первый! – должен быть заимствован, чтобы с «ярко – красною душой» жила печка русская, жарко гудела от тяги да тепло хранила. «На холодной печи не пекут калачи, а в печь суют да потом и жуют».

    Выпечка хлеба – это событие! И здесь все важно. Дрова лучше сосновые. Выложить их в печи нужно умеючи. Хлеб посадить в печь и вынуть во время. Да разве перечислить все тонкости хлебопечения?

    А примет сколько знаю!

     Сажая хлеб в печь, подымай подол, приговаривая: «Подымайся выше…»

     «Поколе хлеб в печи, не садись на печь, исспортится».

     «Хлеб печется – не мети избы: спорынью (дух хлеба) выметешь.

     Когда один хлеб вынуть раньше прочих и разрезать его, то все хлебы испортятся…

     Хлеб обедом из рук выпадает – гость спешит»…

     Хлеб в печи раздвоится – к отлучке кого-нибудь из семьи…

    А еще перед тем, как посадить буханку в печь, выводили на верхней стороне большой крест. Разные народы и в разное время изображали на тесте разные знаки. Считалось, что это защищает хлеб от нечистой силы.

    Расскажу вам обычай один старый. Стелили в избе солому и приносили снопы. Хозяин прятался за ними. Входили в горницу дети их спрашивали, видят ли они отца? «Нет» - отвечали. Тогда хозяин говорил: «Пусть и рожь будет такая же высокая и густая, чтобы за ней не было видно человека». И дети пели разные.

    «Слава тебе, боже, что в поле пригоже!

    В поле копами, на гумне стогами!

    На гумне стогами, в клети закромами!

    В клети закромами, в печи пирогами!»

    А петь к месту будет сказано – на Руси умели всегда. Самозабвенно, распахнуто, голосисто – с припевами, с приговорками да прибаутками, с приплясом да посвистом. Сейчас в современной повседневной жизни уже не поют этих красивых старинных песен.

    А какие были праздники! Праздник первой борозды, праздник урожая. Да прежде чем будет проложена первая борозда, надо было весну проводить. Теперь этого не делают, потускнели сельские праздники.

    Расскажу ка я вам, как весну провожали: Взявшись за руки деревенская молодежь становилась в две линии: получался живой «мост», по сомкнутым рукам пускали «колосок» - иаленькую девочку с венком на голове. А венок был разукрашен разноцветными лентами да лоскутками. «Мост» оказывался нескончаемым, т.к. пройденые пары становились снова спереди. Пока шествие не доходило до озимого поля, девушки все время шли. Возле загона девочку ставили на землю, тут она срывала пук зеленой ржи и пускалась бежать к околице. Взрослые не спеша двигались за ней, распевая обрядовые песни. Возле села с венка обрывали ленты и лоскуты, которые брали на память, о прошедшей весне. Разбросаные растения ржи подбирались парнями, кому достанется с колоском – тому по осени и женатому быть.

    Красивые были праздники, да жаль забыты они, а ведь в праздничных песнях, обрядах раскрывалась душа человеческая. Пели песни и славили извечный крестьянский труд на земле. Славили хлеб для себя и для всех.

    Ведущий: Спасибо, вам бабушка Варвара за интересный рассказ. Много еще можно

    рассказывать о приметах, обычаях, обрядах, заговорах о том таинственно интересном пришедшем к нам из глубин веков, пронесенных людьми за многие годы жизни, дошедшие до наших дней. Пусть в наше время легче стало обрабатывать землю, сеять, убирать останется одно самое главное – люди работающие под одним небом у хлебного поля, люди самых разных профессий, судеб, характеров. Они вкладывали, вкладывают и будут вкладывать силу, труд, душу.

    Чтец: «Буханка хлеба» Д. Чернов.

    На столе лежит буханка хлеба,

    Тяжелая и сладкая, как мед.

    За нее сражались на земле и в небе,

    За нее сраженье каждый день идет.

    Чтоб буханка на столе лежала,

    Труд вложило множество людей.

    Много потрудилось комбайнеров,

    Пекарей, шоферов, слесарей.

    И когда ты вдумаешся в это,

    Хорошо себе представишь все,

    Цену будешь знать буханке хлеба,

    Будешь уважать всю жизнь ее.

    Ведущий: История хлеба – это хроника. И не только специалистам сельского хозяйства

    и историкам надо хнать ее. Ее надо знать всем!

    И помните: для того, чтобы хлеб у всех был и сегодня, и завтра, и всегда, –

    трудится вся страна. Судьба хлеба зависит от каждого из нас.

    Чтец: * * * Н. Аникеева.

    Так повелось на моей земле:

    Из года в год, из рода в род – веками

    Тот хлеб, что в каждом доме на столе,

    Согрет был человечьими руками.

    Он их теплом, он их добром пропах,

    И песней той, что жаворонком спета

    Под синим небом в золотых хлебах

    В июльский полдень солнечного лета.

    Пройдется пахарь утром по жнивью,

    И сыну, указав рукой на поле,

    Негромко молвит: «Поклонись ему,

    Как матери, как нашей общей доле!»

    Ты вырастешь и через много лет

    Опять сюда вернешся на рассвете

    И скажешь: «Ничего дороже нет,

    Чем теплый хлеб на этом белом свете!»

    Действующие лица: ведущий, девушка, Бабушка Варвара, чтецы.

    В Дагестане прошел праздник первой борозды

    http://rgvktv.ru Телеканал РГВК Дагестан, сюжет Гаджимурада Зияутдинова

    В селении Новая Хуштада провели праздник первой борозды. Традиционное мероприятие собрало не только сельчан. В гости к хуштадинцам приехали делегации из Казбековского, Шамильского, Хунзахского, Хасавюртовского и Бабаюртовского районов, в рамках мероприятия провели спортивные состязания.

    О прошлом, настоящем и будущем древнего праздника лезгинских народов

    В последние годы в Дагестане усилились идеологические споры относительно древнейшего праздника народов Южного Дагестана – Праздника весны, который у разных народов лезгинской группы называется по-разному – Яран сувар, Эбелцан, Эвелцан, Эр.

    Часть современной молодежи утверждает, что данный праздник противоречит мусульманским традициям из-за почитания в рамках данного праздника огня и, якобы, заимствованного характера данного праздника у огнепоклонников Ирана - зороастрийцев.

    Однако чуть более глубокое изучение данного вопроса показывает, что праздник весны у народов лезгинской группы имеет более глубокие корни, зародившиеся еще задолго до проникновения персидского влияния на Кавказ. И связан этот праздник, в первую очередь, с земледельческим циклом – с началом полевых работ.

    В принципе, название данного праздника, сохранившееся у табасаранцев и агульцев – Эбелцан и Эвелцан – самым определенным образом на это указывают. Поскольку эти названия есть не что иное, как «эвел цан» - «первая борозда».

    Несмотря на то, что у лезгин этот праздник ныне называется Яран сувар, в лезгинских районах тоже до сих пор употребляют выражение «эвел цан» применительно к первой борозде, которую закладывают крестьяне в горных районах.

    Эбелцан - это древнейшая народная традиция. Праздник, который отмечается еще с незапамятных времен, пришедший к нам от далеких предков. Эбелцан - символ прихода весны, обновления природы. Каждый год в третью субботу марта этот праздник широко отмечают в Хивском районе, а также во многих сёлах Табасаранского района.

    Лезгины, составляющие чуть меньше половины населения района, называют праздник Яран Сувар и отмечают его немного позже, в день весеннего равноденствия. Но надо сказать, что в ряде лезгинских сел района, таких, как Куг, Заза и другие, он отмечается раньше, чем у остальных лезгин.

    Яран Сувар/Эбелцан - это праздник первой борозды, начала весенне-полевых работ. Традиционно в этот день празднования начинаются с самого утра. В центре празднества – большой костер, который разжигает один из уважаемых аксакалов села. Ему в руки передает пылающий факел девушка в пестром одеянии, украшенном цветами и листьями, символизирующая собой весну. Костер - это символ обновления, в нем сгорает все плохое и начинается новая жизнь с новыми надеждами.

    Основную часть праздника предваряет символическое вспахивание «первой борозды» (а ведь именно таким образом, как мы указали выше, переводится слово «Эбелцан») прямо на праздничном майдане.

    Именно начало нового сельскохозяйственного цикла, с которым была неотрывно связана жизнь наших предков, и представляет основное смысловое наполнение праздника, который у каждого народа называется по-своему. Ведь нельзя было представить когда-либо в прошлом, вплоть до начала 20 века, жизнь наших народов в отрыве от земли, сельского хозяйства.

    Затем начинаются обрядовые песни и танцы, в том числе в исполнении ряженых в масках, изображающих головы козлов и баранов, которые веселят народ и получают за это подарки.

    Разжигаются ритуальные костры, а народ демонстрирует блюда национальной кухни, приготовлением которых женщины заняты с самого утра. Все желают друг другу урожайного года и благополучия, поздравляют с началом весны и нового года.

    На праздничный стол подаются лучшие или специально приготовляемые для Яран Сувар/Эбелцан блюда и большое количество сладостей. И это не просто прихоть: по представлениям народов Кавказа обилие и разнообразие еды на праздничном столе призвано обеспечить хороший урожай и изобилие в новом году. А частое использование птичьих яиц в обрядах и приготовлении праздничных блюд когда-то было обязательным и символизировало зарождение новой жизни. Празднование длится до позднего вечера.

    ФЛНКА на празднике в Хиве

    Важно отметить, что в нынешнем году впервые за многолетнюю историю празднования Яран Сувар/Эбелцан в нем приняла активное участие организация всероссийского масштаба – Федеральная лезгинская национально-культурная автономия в лице ее представителя в Табасаранском и Хивском районах Умганат Сулеймановой.

    В этом году праздник пришелся на 15 Марта. В этот день на праздничной площади собрались в большом количестве как местные жители, так и гости из соседних муниципалитетов, а также представители администрации и пресса. Всем гостям и участникам праздника был дан большой концерт.

    Торжества по случаю праздника Яран Сувар/Эбелцан начались в 10-00 на площади перед районным культурно-досуговым центром в селе Хив. Открыл торжество глава Хивского района Бейдуллах Мирзоев, который поздравил собравшихся и с праздником весны и началом сельскохозяйственных работ и рассказал о многолетней традиции празднования Яран Сувар/Эбелцан в Хивском районе.

    Затем началась концертная программа с участием множества творческих фольклорных коллективов и исполнителей из Хивского и Табасаранского районов.

    Отметим, что ФЛНКА поздравила в этом году жителей района красочным баннером и организовала отдельный майдан. Умганат Сулейманова лично поздравила всех жителей Хива с праздником, а также вручила от лица Лезгинской автономии подарки администрации района. К ее поздравлениям присоединился также глава фонда «Табаристан» Айваз Рамазанов, о котором мы рассказывали чуть ранее в . Он отдельно поблагодарил ФЛНКА за участие в организации прекрасного праздника в Хивском районе.

    Урок культура и традиции народов Дагестана(КТНД) в 4 классе

    по теме

    Провела

    Шахбанова Эльмира Зейнутдиновна

    Праздники. О т прошлого к настоящему.

    Целью :

    изучение традиций праздника первой борозды в нашей республике.

    развивать интерес к народным праздникам.

    помочь через национальные праздники понять особенности культуры людей.

    осознать необходимость сохранения культурных ценностей каждого народа и национальности.

    Задачи :

    изучить и проанализировать научно-историческую литературу и архивы по данной теме

    узнать как праздновали праздник первой борозды народов нашей республики

    осмыслить ценности, которые несут праздники

    проанализировать мнение сверстников об этом празднике.

    воспитывать эмоционально-положительное отношение к прошлому нашей республики.

    Эпиграф к уроку:

    Неизвестно, каков будет человек через 1000 лет,но если отнять у

    современного человека этот

    нажитой и доставшийся ему в наследство скарб праздников,

    обрядов - тогда он все забудет и всему разучится,и должен будет

    все начинать сначала.

    В. О. Ключевский

    Ход урока.

    Орг момент

    Учитель:

    У жителей нашей республики в прошлом были разнообразные традиционные национальные праздники, которые в основном связаны с живым миром природы. В наше время чаще всех проводятся праздники современные и позабыты многие праздники которые праздновали наши предки.

    Традиционная культура наших народов складывалась на протяжении веков. Она была максимально приспособлена к природным условиям их обитания, она была подчинена определенным законам, передающимся от поколения в поколение. Самыми существенными являются отношения, которые складываются между человеком и природой. Эти отношения и связи, зародившиеся в незапамятные времена, оберегаются традицией. Закрепляются в обычаях, обрядовых действиях, религиозных верованиях и традиционных праздниках.

    Дагестанцы с древности почитали стихии природы: солнце, луну, огонь, воду, ветер. Я попросила вас, ребята изучить материалы о национальных праздниках и сделать свои выводы. Итак к каким выводам вы пришли?

    Ученица - что каждый праздник имеет определенное значение и связан с определенным обрядом. национальный праздник связан с совершением каких - либо обрядов;

    праздник имеет определенное символическое значение;

    праздник способствует сплочению народа;

    праздник показывает гармонию между живым миром природы и коренным народом;

    дагестанцы в прошлом - суеверные люди.

    Учитель:

    Сегодня мы изучим праздник первой борозды. Традиционные национальные праздники народа - это часть культуры с определенным символическим значением и глубинным смыслом , информационная осведомлённость о народных праздниках Республики Дагестан невелика.

    С раннего детства мы очень люблю праздники. А на уроке КТНД мы изучали обрядовые праздники , во время которых люди обращались к своим богам и силам природы. Просили у них защиты и удачи в делах. Обрядами сопровождались так же свадьбы, рождения ребёнка, встречи весны и другие.

    Каждый год мы празднуем много различных праздников. Какие праздники любимы вами?

    Ученица:

    Особенно любимыми являются Новый год 8 марта, 9 мая и мусульманские праздники.

    Учительница:

    Амина провела анкетирование учеников нашей школы, а так же провела анкетирование среди соседей и родственников. Давайте ознакомимся с результатами.

    Амина:

    Я была очень неприятно огорчена полученными результатами. Большинство моих одноклассников относятся к праздникам просто как к выходным дням, когда можно не учиться и ничего не делать, не знают историю этих праздников, их традиции, смысл и ценности.

    С целью выяснения уровня знаний о национальных праздниках был проведен социологический опрос. Я опросила 79 учащихся МКОУ «Чинарская СОШ№1» и жителей села Чинар от 10 до 98 лет.

    Им были заданы следующие вопросы:

    Много ли праздников в современном мире?

    Какие народные праздники Вы знаете?

    Какие народные праздники Вы отмечаете в Вашей семье?

    О каком празднике Вы узнали у своих предков?

    Может ли народ обойтись без праздников?

    Как праздники влияют на родной язык и культуру?

    Может ли современный человек обойтись без знания культуры и праздников своей страны?

    Примите ли Вы участие в организации и проведении народного праздника?

    Считаете ли Вы необходимым приобщать Ваших детей к народной культуре и традициям? (вопрос родителям)

    На первый вопрос только 14% детей ответили,что много86% сказали что мало. Напротив взрослые 78%ответили что праздников слишком много. На второй вопрос все опрашиваемые дети называли гос. и религиозные праздники Ураза байрам, Курбан байрам, Новый год 8 марта, 9мая, 23 февраль, 1 сентября. Но не смогли назвать ни одного народного праздника. Взрослые смогли назвать национ. праздники, но только лишь два: Навруз и Праздник первой борозды.

    В третьем вопросе все были единодушны. Отмечают Ураза байрам, Курбан байрам, Новый год. дни рождения. четвёртый вопрос поставил всех в тупик. На него не смогли дать ответ почти все, кроме бабушки Патимат, которой 98 лет. она назвала несколько праздников. В том числе и парздник первой борозды. На пятый вопрос все дали единодушный ответ -нет,не может. На вопрос « Как праздники влияют на родной язык и культуру?» и дети и взрослые отвечали, что только лишь положительно, и давали лестные отзывы о влиянии праздников на язык и культуру. Все опрашиваемые изъявили желание оказать помощь в организации и проведении праздников. Взрослым был задан вопрос о необходимости приобщении детей к народной культуре, на который я получила утвердительный ответ.

    Учитель:

    Итак ознакомимся с праздником первой борозды в Дагестане.

    Праздник первой борозды имеет различные названия у наших народов: оцригьин (авар.- бычья свадьба ), усабухири (авар. - показ быков ), хъубях I руми (дарг.- узрение лика пашни ), хъулла мехъ (дарг.- свадьба пашни ), сук севед йигь (рутул.- день разбрасывания зерна ), къугъвер сувар (лезг. - праздник пахоты ).(слайд 4)

    Праздник первой борозды состоял из двух частей :

    1) обрядовой запашки

    2) состязаний, игр и увеселений.

    Весенний посев семян в Дагестане начинается 25 марта, а осенний - 20 сентября. Хозяйственный год у дагестанцев начинался со дня зимнего солнцестояния - 22 декабря плюс 24 дня, то есть с - 16 января. Когда солнце начало свой путь к зиме - 22 июня, исчисление периодов шло в обратном направлении, начиная за 24-25 дней до 22 декабря. (слайд 5)

    Как известно, озимые культуры сеют спустя несколько дней после уборки урожая. У аварцев обряд посева семян называют « Оцбай » («запрячь быка»), у даргинцев - Праздник первой борозды . Праздник первой борозды проводится в середине или конце марта , в зависимости от погоды. Обычно участниками его является мужское население. (слайд 6) До совершения обрядовой запашки никто не имел права начинать полевые работы. За месяц до ритуала назначался сельскими властями или избирался сельчанами пахарь кузал »). (слайд 7) Пахаря одевают в овчинную шубу мехом в наруж у, горскую папаху, а через плечо вешают сумку с зерном. . Он должен был быть опытным земледельцем, добрым человеком, удачливым в делах, обладать крепким здоровьем, быть самостоятельным хозяином и обязательно - с густыми волосами. Качества пахаря должны были передаться пашне, от которой ожидали густых всходов и обильного урожая. В соответствии с этими принципами в случае неурожая или засухи вина возлагалась на него. (слайд 8) Поэтому случалось, что удачливый пахарь проводил эту процедуру несколько раз подряд. К пашне-кормилице крестьянин питал благоговение. Считалось, что на пахоту нужно выходить морально и физически чистым. В больших селениях Праздник первой борозды проводился ежегодно каждым кварталом в порядке очереди. После объявления праздничного дня начиналась к нему деятельная подготовка. В день посева пахаря провожала в поле женщина-мать - старшая и самая трудолюбивая во всем тухуме . (слайд 9) Она шла впереди и раздавала по пути куски хлеба, чтобы посев был удачным, а урожай обильным. (слайд 10) На пути к полям пахаря поливают через решето водой, символизирующей дождь, и осыпают конфетами и мелочью, призывая достаток. (слайд 11) В этот день на место сбора из всех домов женщины несли хлеб, мясо, кувшины с бузой (хмельным напитком горцев, основой для которого служит прокисшее тесто), кашу из семи злаков. Каждая пришедшая с подносом женщина, проделав круг, ставила поднос на общую скатерть. (слайд 12) Кто был в состоянии это сделать, мог принести сюда мешок зерна или баранью тушу.

    Специально готовили и инвентарь, быков: рога, копыта смазывали жиром, рога обвязывали красной ленточкой (красный цвет символизировал амулет против злых духов, сглаза), а также вешали на рога ритуальный хлеб барта (слайды 13,14)

    В назначенный день на сельской площади собирались все жители селения. После коллективной трапезы все присутствующие во главе с главным пахарем шли на место проведения ритуальной борозды. Пахарь проводил две-три борозды или вспахивал весь участок, если он был небольшим, часто засевал его. (слайд 15) С началом хозяйственного года земледельцы связывали свои чаяния, которые сопровождали разнообразными действиями магического характера (слайд 16, 17) В некоторых селениях в первую борозду клали баранью тушу, яйца, сладости: землю угощали, приобщали её к своей трапезе, веря что этим можно умилостивить её - увеличить её плодородие.

    После проведения ритуала первой борозды все мужчины и дети шли на праздничную трапезу « свадьбу пашни». (слайды 18-23)

    Затем начиналась спортивно-развлекательная часть. В программу соревнований обязательно входили скачки на лошадях, бег, метание камней, бои быков, баранов, собак. В состязаниях могли участвовать гости из других селений. Во время танцев юноши наряжались в маски, изготовленные из шкуры мехом внутрь. Они развлекали публику. Одним из обязательных является состязание в беге между молодыми людьми. Соревнуются как юноши постарше, так и совсем маленькие школьники. (слайд 24-29) Однако самый главный забег - между ребятами, которые собираются жениться в этом году. Главный приз - выпеченная из теста кукла, которую победитель по обычаю дарит своей невесте.

    Следует отметит, что первоначально игры и состязания устраивались не ради развлечения, а являлись ритуальными праздниками силы и ловкости и были призваны содействовать плодородию почвы. По представлениям древнего земледельца, все эти состязания в силе, ловкости, выносливости должны были придать зеле силу, вызвать урожайность. В играх, споре, состязаниях молодёжи, возможно, противопоставляются зима и весна. Шум, который при этом производила молодёжь, должен был, по поверью, отпугнуть всё злое.

    После «вывоза» плуга каждая семья получала право пахать и засевать своё поле. Старались также, чтобы праздник совпал с полнолунием. Несмотря на некоторые различия в проведении этого ритуала у разных народов республики, Праздник первой борозды был и остается главным весенним праздником в Дагестане.

    Праздники у каждого народа отражают национальную и культурную значимость, их самобытность. В соблюдении и праздновании праздников запечатлен богатый исторический опыт народа, отражены представления, связанные с трудовой деятельностью, бытом и культурой людей. Изучение традиций составляет необходимое звено в усвоении языка, в повышении культуры речи. Соблюдение и сохранение праздников придает каждой национальности неповторимое своеобразие, особую выразительность, красоту, образность.

    Праздники - неизменные спутники народной жизни. Как бы далеко ни углублялись мы в историю народов нам не удастся найти такое время, такой период, в котором не было бы праздников. С течением столетий из просто ритуальных элементов они превращались в обряды, сохранившие глубокие корни и несущие извечную мудрость народного отношения к природе, обществу, близким. Пройдя сложный многовековой путь развития, они донесли до наших дней и светлую духовность, и бережность в познании мира, которые сегодня являются неотъемлемой частью нашей культуры.

    Все в жизни меняется, а праздник остается. И хотя он может стать другим и даже справляться по совсем иному поводу, остаются и праздничная радость, и особое волнение, и чувство необычайности этого дня.

    В процессе работы я сделала для себя немало интересных открытий, связанных с историей праздников. Таким образом, традиционные национальные праздники народа занимают очень важное место в их повседневной реальности. Ведь только через традиции мы можем встретиться с прошлым и сохранить свою культуру. В настоящее время традиционные праздники воспринимаются народами как одно из средств возрождения своей культуры.

    Рефлексия.

    Давайте сформулируем выводы по сегодняшнему уроку.

    В ходе дискуссии дети сделали следующие выводы:

    традиционные праздники народа - часть их культуры и они воспринимаются ими как одно из средств возрождения своей культуры;

    у каждого праздника свое символическое значение;

    почти все праздники были связаны с живым миром природы;

    богатейшие и разнообразные традиции народов представляют собой великое культурное достояние и широкое поле для дальнейшего изучения.

    Что вам особенно понравилось на уроке?

    Что было для вас интересным, необычным?

    Домашнее задание. Написать проектную работу на тему «Праздники старины»

    Литература

    Миловский А. Кубачинские смотрины // Вокруг света. - 1983. - № 5 (2512).

    Булатова А.Г., 1974. Селскохозяйственный календарь и календарные праздники. Махачкала

    Бутаев А.Г. 1912. Из жизни нагорного Дагестана. Дагестанские областные ведомости Темир Хан-Шура

    Гаджиева С. Ш. и др. материальная культура даргинцев. Махачкала

    Пржецлавский П.Г., 1867 Дагестан, его нравы и обычаи. Вестник Европы СПб.№9

    .Гаджиев Г. А. Духовная культура народов Южного Дагестана (XVIII - начало ХХ в.). 1995 г. // Рукописный фонд Института ИАЭ ДНЦ РАН. Ф.3. Оп.3. Д.819.

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.