Транспортная проблема крыма. Крыму нужна диверсификация транспортных сообщений

Уже в этом году Крым получит мощный импульс развития, связанный с запуском ряда крупных транспортно-инфраструктурных объектов. Недавно в Симферополе открылся новый терминал аэропорта, в мае начнётся движение автотранспорта по Крымскому мосту, а в конце года завершится строительство первой очереди федеральной трассы «Таврида». Всё это кардинально изменит облик региона и крепко свяжет его с Большой землей.

Раньше главным транспортно-логистическим коридором для Крыма было направление север-юг, по которому с материковой Украины прибывали товары и большинство туристов. После возвращения в Россию стратегической артерией стал коммуникационный коридор восток-юго-запад. Роль связующего узла у Перекопского перешейка перехватил Керченский пролив, а Керчь стала воротами Крыма. Понимая, что паромная переправа в перспективе не сможет обслуживать растущие транспортные потоки между материковой Россией и полуостровом, федеральный центр без промедления принялся создавать здесь новые инфраструктурные мощности.

Новые «воздушные ворота»

После решения Киева прекратить транспортное сообщение с Крымом вторым, после Керченской переправы, «окном в мир» для региона стал аэропорт Симферополя. Но старая воздушная гавань, работая на пределе мощности, даже после расширения не готова была удовлетворить возросшие пассажирской связи с остальной Россией.

16 апреля состоялось открытие нового аэровокзального комплекса Симферополя под названием «Крымская волна». Его строительство обошлось в 32 млрд рублей и стало крупнейшим инвестиционным проектом, реализованным на территории Крыма. Финансирование осуществлялось на принципах частно-государственного партнёрства: 30% суммы выделили инвесторы, а 70% предоставили в качестве кредита работающие в Крыму банки РНКБ и «Россия».

«Крымская волна» имеет площадь 78 тыс. кв. м и является самым мощным воздушным узлом юга России. Он способен принимать все типы воздушных судов, которые эксплуатируются на территории РФ, включая широкофюзеляжные лайнеры производства Boing и Airbus. На первых порах терминал сможет обслуживать 6,5 млн. пассажиров в год и со временем нарастит объёмы до 10 млн. Его пропускная способность в час составит 3,6 тыс. пассажиров.

Архитектурный проект разработала компания Samoo Architects & Engineers из Южной Кореи, а строительством занималась крымская компания «Акконс Про». Работы продолжались около двух лет. На возведение нового аэровокзального комплекса ушло одних только металлоконструкций 7 тыс. тонн. Потолок здания поддерживают 136 криволинейных колонн высотой до 35 метров, причём каждая имеет уникальный радиус кривизны. Это позволило сделать крышу волнистой.

В здании установлена специальная «умная система», которая в автоматизированном режиме управляет всеми технологическими процессами от движения лифтов и эскалаторов до уровня освещения и работы противопожарного оборудования. Кроме того, аэровокзал оснащён первой отечественной багажной системой.

Изюминкой нового терминала является гигантская зелёная стена площадью 1,6 тыс. кв. м длиной 110 м и высотой 15 м. Это самая крупная в Европе стена из растений, расположенная внутри здания. Кроме того, возле аэропорта завершается обустройство ландшафтного парка площадью 11 гектаров с фонтаном и детской площадкой.

С учётом курортно-туристической специфики Крыма перед аэровокзалом оборудована отдельная парковка для туристических автобусов, чего нет больше ни в одном аэропорту России. Кроме того, объект полностью приспособлен для пассажиров с ограниченными возможностями передвижения.

Вековой мост

После прощания со страной победившего евромайдана Крымский полуостров превратился фактически в остров. С Украины сюда перестали ходить поезда и грузовой автотранспорт, Киев прекратил подачу днепровской воды и электричества. В этой ситуации главным каналом связи региона с материковой Россией оказался Керченский пролив. Но паромная переправа не способна обслужить растущие транспортные потоки из-за своей малой пропускной способности и зависимости от погодных условий. Поэтому приоритетной задачей для Москвы стало моста к берегам Тавриды.

30 января 2015 г. правительство назначило единственным подрядчиком строительства многофункционального транспортного перехода через Керченский пролив компанию «Стройгазмонтаж» Аркадия Ротенберга, а в феврале был подписан государственный контракт на проектирование и строительство объекта. Инженерные изыскания и технико-экономическое обоснование будущего сооружения выполнила компания «Институт Гипростроймост-Санкт-Петербург», которая ранее занималась проектированием мостов через бухту Золотой Рог и на остров Русский во Владивостоке.

Активная фаза строительства стартовала в феврале 2016-го, а уже в конце следующего года была завершена сборка пролётных строений автомобильной части моста и сформировано дорожное полотно. Сегодня дорога полностью заасфальтирована, и на ней нанесена дорожная разметка.

После недавнего осмотра объекта президентом Владимиром Путиным стало известно, что проезд по автомобильной части моста досрочно откроют в мае, хотя по графику это должно было произойти 18 декабря.

Параллельно ведутся работы по возведению железнодорожной части моста, чей ввод в эксплуатацию намечен на конец следующего года. Готовность ж/д-перехода оценивается сейчас в 60%.

Мост имеет длину 19 километров и является самым протяжённым надводным мостовым сооружением в России и Европе. Четырёхполосная австострада и двухпутная электрифицированная железная дорога идут на двух параллельных мостах от керченского побережья на остров Тузлу, проходят по самому острову, а затем опять двумя мостами соединяются с Тузлинской косой на Тамани. Этот маршрут обходит грязевые вулканы, объекты историко-архитектурного наследия и зоны тектонических разломов.

Технические параметры мостового перехода

Мост способен выдержать напор ледовых глыб, штормы и сильные морские течения, которые в Керченском проливе не редкость. Он гарантированно прослужит в течение 100 лет и сможет устоять даже при землетрясении мощностью 9 баллов. Столь масштабных мостовых переходов в такие сжатые сроки и при таких сложных геологических условиях в России ещё не строили.

На «стройке века» ударно трудятся свыше 10 тыс. человек из разных регионов страны. Субподрядчиками работ выступают только российские компании, благодаря чему отечественные заводы получают заказы, а инженеры-мостовики приумножают опыт.

Летом-осенью прошлого года на фарватерных опорах закрепили два судоходных пролёта длиной 227 метров, высотой 35 метров и весом около 5 тыс. тонн каждый. Под ними образуется свободное для прохода морских судов пространство шириной 185 метров и высотой 35 метров.

Мост покоится на 595 массивных опорах и 7 тысячах свай. Он оборудован шумозащитными экранами и системой освещения, технологией сбора и 7-ступенчатой очисткой стоков. Автомобильную часть моста оснастили автоматизированной системой управления дорожным движением, которая будет регулировать транспортные потоки и сообщать водителям необходимую информацию.

Расчётная пропускная способность моста составит 40 тыс. автомобилей и 47 поездов в сутки, что позволит перевозить больше 16 млн тонн грузов и 15 млн пассажиров в год.

Общая стоимость моста составляет 228 млрд рублей. Строительство финансируется из российского госбюджета, без привлечения частных инвестиций. Это - крупнейший проект Федеральной целевой программы социально-экономического развития Крыма и Севастополя.

Автомобили будут двигаться по мосту со скоростью 120 км/ч и смогут добраться с одного берега Керченского пролива на другой за 10-15 минут. Пассажирские поезда будут идти с такой же скоростью, а для грузовых составов установлен предел в 80 км/ч. Проезд по новому мосту будет бесплатным, поскольку российское законодательство допускает введение платного проезда только при наличии бесплатной транспортной альтернативы, а действующая паромная переправа платная.

Наличие Крымского моста требует создания железнодорожных и автомобильных подходов на обеих берегах пролива. Со стороны Тамани к нему будет подходить двухпутная железная дорога протяжённостью 42 км и 40-километровое четырёхполосное шоссе, которое свяжет мост с федеральной трассой М-25. На крымском берегу протяжённость подъездных ж/д-путей составит 18 км, автомобильных - 9 км.

Крымский мост - это «дорога жизни» и яркий символ единства полуострова с Россией. Его по праву называют «стройкой века», проектом общенационального значения. Даже название моста выбирали на всероссийском онлайн-голосовании (64% выбрали вариант «Крымский мост»). Введение этого грандиозного инженерного сооружения в строй завершит интеграцию Крыма в российское пространство.

Этим и объясняется болезненная реакция Украины на реализацию проекта. Сначала киевские пропагандисты и «эксперты» с пеной у рта доказывали, что мост - всего лишь декорация, умело снятая в павильоне «Мосфильма», затем предрекали мосту скорое разрушение под воздействием природных факторов. Когда отрицать очевидное стало невозможно, зазвучали призывы устроить на мостовом переходе теракт или даже разбомбить его. Мост остаётся желанной мишенью атак враждебных сил, однако российские спецслужбы готовы пресечь их поползновения. Как сообщил недавно директор ФСБ Александр Бортников, силовые структуры контролируют обстановку в районе моста и готовы отразить угрозу терактов, в т. ч. со стороны Украины.

Ещё на стадии строительства безопасность моста с моря обеспечивала совместная группа ЧФ и погранохраны ФСБ. В свою очередь, Росгвардия сформирует морскую бригаду специально для защиты инфраструктурного объекта, для неё закупят несколько быстроходных противодиверсионных катеров проекта «Грачонок». Также в Росгвардии может появиться отряд боевых аквалангистов, в задачи которого войдёт отражение атак диверсантов под водой и мониторинг морских глубин. Помимо этого, для охраны моста планируется использовать надводно-подводные беспилотники «Пингвин», способные обнаруживать и уничтожать взрывные устройства и вражеских водолазов. Сам мост будет оборудован системой видеонаблюдения и стационарными постами полиции, а его морские опоры защищены от возможного навала судов специальными гидротехническими сооружениями из металла и железобетона.

Главная дорожная артерия

Продолжением грандиозного моста по территории Крымского полуострова станет федеральная скоростная трасса «Таврида». Её пропускная способность рассчитана на 40 тыс. автомобилей в сутки. Для сравнения: в 2016 г. средняя интенсивность движения транспорта на участках будущей автодороги составила чуть более 18 тыс. автомобилей в сутки.

В прошлом году правительства Крыма и Севастополя подписали контракты на строительство «Тавриды» с компанией «ВАД» из Санкт-Петербурга, которая выступает подрядчиком проекта. Создание автомагистрали ведётся за счёт федерального бюджета и предварительно оценивается в 149,2 млрд рублей.

Официальный старт работам был дан в мае прошлого года. Процесс строительства разбит на семь этапов - шесть на территории Республики Крым и один в Севастополе. В июне этого года подрядчик обещает начать укладку асфальта на самом последнем - севастопольском - участке «Тавриды». К концу года намечен запуск движения по двум полосам трассы, а завершится строительство объекта с открытием для транспорта двух оставшихся полос в декабре 2020 г.

Общая протяжённость четырёхполосной скоростной автодороги составит 250 км. Полный маршрут выглядит так: Керчь - Феодосия - Белогорск - Симферополь - Бахчисарай - Севастополь. Автомагистраль станет главной дорогой полуострова, соединяющей восток с центром и юго-западом региона. При этом она будет обходить основные населённые пункты, что предотвратит хаотичное транзитное передвижение через них больших объёмов транспорта.

«Таврида» будет иметь 18 транспортных развязок и 123 искусственных сооружения, включая мосты и надземные пешеходные переходы. Также трассу оборудуют освещением, системами видеонаблюдения, очистными сооружениями, шумозащитными экранами, зарядными станциями для электромобилей, парковками и стоянками. Крымскому автобану присвоят техническую категорию 1-Б, а скорость движения по нему составит 120 км/ч.

Новый аэровокзал, мост и скоростная трасса радикально преобразуют всю транспортно-инфраструктурную систему Крыма. Помимо своего прямого предназначения, эти объекты станут катализаторами экономического полуострова и захода туда новых компаний и инвесторов. Это позволит Крыму превратиться в передовой регион России.

Для полноценного вхождения Крыма в состав РФ требуется решить комплекс проблем. В проекте ИТАР-ТАСС затронуты узловые точки интеграции (информация будет дополняться по мере поступления новых данных).

Автомобильные дороги

Автодорожная сеть Крыма – 6,26 тыс. км автодорог, из них так называемая опорная сеть составляет около 1,18 тыс. км (после интеграции в структуру Росавтодора эти дороги получат статус федеральных трасс), около 5 тыс. км – местные дороги и улично-дорожная сеть населенных пунктов. По территории Крыма проходят так называемые Европейские транспортные коридоры Е-97 Херсон (Украина) - Ашкале (Турция) и Е-105 Киркенес (Норвегия) - Ялта.

Дорожная сеть Автономной Республики Крым запроектирована и построена в 1940-50 годы и не была рассчитаны на современные нагрузки, возрастающую интенсивность и многоразовое увеличение грузоподъемности транспортных средств. Все автомобильные дороги имеют твердое покрытие. Значительная часть автомобильных дорог пролегает в горной местности, имеет сложные условия содержания, учитывая сложность горных перевалов, оползни, сели, падение скальных обломков.

Начиная с 1970-80-х годов практически не осуществлялись строительство новых автомобильных дорог и реконструкция существующих. В условиях дефицита государственного финансирования было пропущено по два-три межремонтных срока по большинству автотрасс. Для исправления ситуации на местных автомобильных дорогах необходимо ежегодно выполнять около 650-700 км планово-предупредительного ремонта и 120-150 км капитального ремонта и реконструкции.

Средства из бюджета

По оценкам Росавтодора, на первоочередные мероприятия по ремонту и содержанию автодорог полуострова в 2014 году потребуется 1,2 млрд рублей. Сейчас Росавтодор проводит детальную инспекцию дорожной сети полуострова и рассматривает возможность реализации нескольких приоритетных строительных проектов. Наиболее значимыми из них являются симферопольская объездная и подъездные пути к Керчи.

Согласно распоряжению главы правительства Дмитрия Медведева, субсидии федерального бюджета на решение проблем транспортной инфраструктуры Крыма по линии Росавтодора в 2014 году составят около 4,5 млрд рублей, в том числе 3,84 млрд на обслуживание автомобильных дорог на территории полуострова и еще 587,4 млн рублей на ремонт улично-дорожной сети в Севастополе.

Мост через Керченский пролив

Проект строительства транспортного перехода через Керченский пролив реализуется государственной компанией "Автодор" по поручению председателя правительства РФ. Непосредственной реализацией проекта занимается ОАО "Транспортный переход через Керченский пролив" - специально созданная дочерняя компания ГК "Автодор". Госкомпания также отвечает за автомобильные подъезды к строящемуся морскому порту Тамань и автодороги в северной части Краснодарского края.

Победителем конкурса на разработку технико-экономического обоснования (ТЭО) и инженерные изыскания в рамках проекта строительства транспортного перехода через Керченский пролив стало ОАО "Гипротрансмост", входящее в группу строительных компаний "Волгомост" (владельцы группы не раскрываются). В срок до 1 ноября компания проведет инженерные изыскания и разработает технико-экономическое обоснование для принятия решения о выборе типа коммуникации через Керченский пролив (мост, система мостов или тоннель), проектирования и строительства. Согласно поручению правительства, переход должен включать в себя автомобильную и железнодорожную составляющие.

По состоянию на 30 апреля инженерно-геологические изыскания ведутся в береговой зоне со стороны Краснодарского края. Выполнено бурение 27 скважин общей протяженностью 330 м. Работы должны завершиться до 5 мая. Затем будут начаты работы в береговой зоне со стороны полуострова Крым, которые должны завершиться до 25 мая, это 18 скважин общей протяженностью 360 м.

Стоимость моста

Еще до завершения ТЭО проекта профильные министерства привели предварительные оценки стоимости проекта. Изначально проект моста оценивался в 50 млрд рублей, но по поручению президента началась разработка проекта совмещенного автомобильного и железнодорожного моста, тогда предварительные оценки повысились до 100 млрд рублей. Позднее в Минэкономразвития сообщили, что на Керченский мост может быть выделено 155 млрд рублей. В рабочих материалах Минрегиона по проекту концепции ФЦП "Социально-экономическое развитие Крымского федерального округа до 2020 года" указано, что на создание моста через Керченский пролив может быть выделено 200 млрд рублей из федерального бюджета РФ в течение пяти лет. Региональные и внебюджетные инвестиции по Керченскому переходу в проекте концепции не предусмотрены.

Заинтересованность в участии в строительстве и финансировании Керченского моста выразили несколько ведущих российских строительных компаний, таких как "Мостотрест" и "Волгомост". Кроме того, в СМИ сообщалось о переговорах с инвесторами из Китая, о заинтересованности инвестиций в проект заявил и государственный инвестфонд Бахрейна.

Аэропорты

Симферополь

Аэропорт Симферополь по итогам 2013 года обслужил более 1,2 млн пассажиров, на 8% больше, чем в 2012 году. Основной объем перевозок приходился на международные рейсы, которыми были и рейсы из России. Действующий аэропортовый комплекс с несколькими пассажирскими терминалами позволяет увеличить пропускную способность аэропорта до 2,5-3 млн пассажиров в год. В перспективе он может стать одним из крупнейших аэропортов России с пропускной способностью более 5 млн пассажиров в год.

В аэропорту Симферополь одна из самых длинных в России ВПП - более 3,7 тыс метров, которая не реконструировалась с момента создания в 1982 году и требует серьезного улучшения. Масштабная реконструкция планировалась уже несколько лет, но так и не началась. Публичная акционерная компания "Международный аэропорт Симферополя" полностью находилась в собственности Автономной Республики Крым еще до присоединения к России, в 2013 году крымское министерство экономической торговли и развития утвердило бизнес-план инвестпроекта по реконструкции. Предполагалось, что инвестор построит новый пассажирский и грузовой терминалы, вложив в проект минимум $90 млн и получив долю в компании. Реконструкция аэродрома была запланирована в рамках частно-государственного партнерства с привлечением денег с рынка под гарантии украинского правительства.

Севастополь

Аэропорт Бельбек (Севастополь), на территории которого находится аэродром военной авиации и базировалась украинская авиационная войсковая часть, подвергался реконструкции еще в советское время, когда туда выполнялись так называемые литерные рейсы первых лиц государства. С 1990-х годов аэропорт обслуживал, в основном, чартерные рейсы.

В начале 2000-х годов аэропорт получил лицензию на международные перевозки, но с 2002 по 2007 год Бельбек обслужил всего лишь около 50 тыс. пассажиров, а затем Минобороны Украины отказалось продлить договор о совместном использовании аэродрома. В 2010 году рейсы из Севастополя в Киев, Днепропетровск и Москву возобновила авиакомпания "Днеправиа", но расписание было нестабильным и основной пассажиропоток аэропорта обеспечивали рейсы бизнес-авиации.

Железные дороги

Эксплуатационная длина железных дорог на полуострове составляет 752 км, длина двухпутных линий – 245 км, однопутных – 507 км. На железнодорожной сети расположено 69 станций и разъездов, в том числе 13 грузовых станций, одна сортировочная, четыре пассажирских вокзала и 41 промежуточная станция. В составе комплекса три локомотивных депо, крупное депо для обслуживания грузовых вагонов в Джанкое, два пассажирских и одно моторвагонное депо.

Электрифицированные двухпутные линии проходят из Запорожской области Украины через Джанкой до Симферополя, далее до Евпатории и Севастополя идут однопутные линии. Остальные линии, в том числе линия от Симферополя до станции Керчь однопутные и неэлектрифицированные.

Управление движением и обслуживанием железнодорожных перевозок занимается государственное предприятие "Крымские железные дороги", после присоединения Крыма к РФ национализированное правительством республики (до 15 марта 2014 года - Крымская дирекция Приднепровской железной дороги, входящей в состав ГП "Укрзалiзниця" - Украинских железных дорог).

Грузовые перевозки

Официальных данных об объеме грузовых перевозок на сети республики Крым не публикуется, годовой объем перевозок оценивается на уровне 11 млн тонн, исходя из объема грузовой базы, формируемой морскими портами полуострова. На железных дорогах Крыма выгрузка доминирует над погрузкой, преобладают транзитные грузы, внутренние железнодорожные грузоперевозки практически отсутствуют. Около половины грузопотока составляют транзитные нефтепродукты, около 20% – зерно, следующее в адрес двух морских зерновых терминалов, оставшиеся 30% – иные грузы.

По данным пресс-службы Украинских железных дорог, объем железнодорожных грузоперевозок, осуществляемых по территории Республики Крым, в марте 2014 года уменьшился на 32% до 1 млн тонн по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В частности, импортных грузов перевезено 19,2 тыс. тонн, экспортных - 292,5 тыс. тонн, транзитных - 229,7 тыс. тонн, во внутреннем сообщении- 535,7 тыс. тонн. В феврале общий объем грузовых перевозок составил 1,5 млн тонн. Из них импортных грузов - 38,3 тыс. тонн, экспортных - 560,65 тыс. тонн, транзитных - 333 тыс. тонн, во внутреннем сообщении - 536,3 тыс. тонн.

Будущее крымских железных дорог

После присоединения Крыма к России эксперты говорят о значительном изменении логистических цепочек и транспортных потоков. Это приведет к существенному сокращению пассажиропотока и грузооборота в прямом сообщении между Крымом и Украиной, которые будут вызваны не только политическими, но и технологическими причинами. Отсутствие инфраструктуры пограничных пунктов приведет к значительному снижению пропускной способности железной дороги на границе с Украиной: необходимость пограничного контроля пассажирских поездов может фактически блокировать грузовое сообщение.

Значительного усиления потребует инфраструктура железнодорожного сообщения на линии Керчь – Симферополь, обусловленная необходимостью увеличения пассажирских перевозок туристов из России. Кроме того, с учетом планов по строительству мостового перехода через Керченский пролив с железнодорожной составляющей, потребуется электрификация и строительство вторых путей на этом участке сети, а также усиление ответвления магистрали на Феодосию.

Согласно распоряжению главы правительства РФ Дмитрия Медведева, на обеспечение деятельности "Крымской железной дороги" в 2014 году направлено 1,8 млрд рублей в виде субсидий из федерального бюджета.

Вопрос о структурной интеграции ГП "Крымская железная дорога" в холдинг ОАО "РЖД" до сих пор обсуждается, руководство российской железнодорожной монополии считает такую интеграцию нецелесообразной.

Порты

На полуострове существуют пять морских портов – Севастополь, Керчь, Феодосия, Евпатория и Ялта.

Нефть и зерно

Крупнейший нефтеналивной порт Крыма – Феодосийский. Доля оборота крымских терминалов в нефтеналивной перевалке Украины в 2013 году составила 40,3%. Доля крымских терминалов от перевалки всего Азово-Черноморского бассейна составила в 2013 году только 3,4%. От оборота российских терминалов доля крымских терминалов составила в 2013 году лишь 3,54%. К примеру, оборот наливных грузов Новороссийского морского торгового порта в 2013 году составил 116,8 млн тонн.

Перевалкой зерна занимаются два специализированных терминала в портах Севастополя и Керчи. Доля оборота зерна крымских портов в обороте всего Азово-Черноморского бассейна - 3,5% в 2013 году. В обороте украинских терминалов их доля составляет 5,5%. Если посчитать крымские терминалы в российском обороте, то на их долю в 2013 году приходилось 8,6%.

Сейчас Минтранс РФ изучает возможность развития портовых мощностей полуострова, в частности, министр транспорта Максим Соколов заявил, что строящийся новый грузовой порт Тамань в Краснодарском крае может стать частью Керченской портовой агломерации.

Морские пассажирские перевозки в Крыму до последнего времени были незначительны. С учетом поставленной правительством задачи организации транспортного сообщения с полуостровом для выполнения перевозок в Крым до 15 мая будет зафрахтовано до пяти паромов различного назначения - пассажирский, железнодорожный, грузовой автомобильный и пассажирский автомобильный.

Евпатория

Евпаторийский порт расположен на северном берегу Каламитского залива Евпаторийской бухты на Черном море. В порту два погрузочных района – грузопассажирский участок в Евпатории и грузовой район в Донузлаве. Навигация длится круглый год. Порт практически не замерзает, он принимает суда длиной до 145 м и осадкой до 5 м. Ближайшая к порту железнодорожная станция Евпатория-товарная находится в 5 км в черте города Евпатория.

Грузооборот Евпаторийского морского торгового порта по итогам 2013 года вырос на 7,6% до 978,4 тыс. тонн (экспорт – 200 тыс. тонн, импорт - 300 тыс. тонн, транзит – 400 тыс. тонн). По количеству обработанных судов Евпаторийский порт превысил показатель 2012 года на 21,8%. Общее количество судозаходов составило 274 судна.

В порту функционирует паромный терминал, осуществляются перевозки генеральных грузов и пассажиров. Порт осуществляет снабжение судов пресной водой. В порту не осуществляется бункеровка топливом, обеспечение маслами, предметами материально-технического и продовольственного снабжения. Порт не принимает нефтеналивные суда, а также суда с опасными, взрывчатыми и легковоспламеняющимися грузами.

Грузовой район в Донузлаве обрабатывает каботажные суда (внутреннего плавания), осуществляет погрузку-выгрузку строительных материалов. Грузопассажирский участок в Евпаторийском порту обрабатывает грузопассажирские и грузовые суда с генеральными грузами, а также суда для накатных грузов (автомобили) и грузопассажирские суда, следующие как в каботаже, так и из-за границы. Имеет четыре причала, из них два грузовых, соединенных в единый причальный комплекс.

Ялта

Ялтинский порт специализируется на приеме круизных пассажирских судов. Территория порта включает в себя пассажирский комплекс, находящийся в черте Ялты, грузопассажирский пункт в Массандре, а также несколько других пассажирских причалов. Порт не замерзает, навигация длится круглый год. Пассажирский комплекс может принимать теплоходы длиной до 215 м и осадкой до 8,6 м. Грузопассажирский комплекс включает в себя грузовой причал, причал для судов с накатными грузами и паромов с осадкой 6 м.

Грузооборот Ялтинского морского порта в 2013 году составил 0,2 млн тонн (сухие грузы), что на 13,7% меньше показателя 2012 года.

Феодосия

Феодосийский порт расположен в западной части незамерзающего Феодосийского залива Черного моря, является грузовым портом. Порт включает в себя акваторию внутреннего рейда, рейдовых нефтеналивных причалов, якорных стоянок. Акватория порта, примыкающая к причалам Широкого мола и набережной Десантников, не защищена от ветров и волнения северо-восточной четверти горизонта. Порт осуществляет перевалку нефти, нефтепродуктов, контейнеров, металлопродукции, глины, песка, лесоматериалов, продовольственных и прочих грузов. Принимает и обслуживает лихтеровозы, суда для накатных грузов, танкеры, сухогрузные суда грузоподъемностью до 35 тыс тонн.

Перевалка грузов Феодосийским морским портом в 2013 году снизилась на 13,3% до 2,61 млн тонн (экспорт – 500 тыс. тонн, импорт 70 тыс. тонн, транзит - 2,03 млн тонн, внутренние сообщение 10 тыс. тонн). Перевалка наливных грузов, в частности, снизилась на 2,3% до 2,1 млн тонн, строительных материалов перевалено 0,5 млн тонн (22,6%), черных металлов перевалено 10 тыс. тонн, что на 93,3% меньше показателя 2012 года.

Сейчас Феодосийский порт принимает грузовой паром "Посейдон-экспресс" направлением Новороссийск - Феодосия - Новороссийск, сообщение организовано после присоединения Крыма к РФ.

Керчь

Керченский порт расположен в Керченской бухте на западном побережье Керченского пролива, соединяющего Черное и Азовское моря. Незамерзающая акватория открыта для захода судов круглый год. В порту преобладают сильные ветры, часты туманы. Основной судоходной артерией Керченского пролива является Керчь-Еникальский канал. В порту работают 10 причалов, позволяющих переваливать навалочные и генеральные грузы, наливные грузы, зерно, сжиженный газ.

Грузооборот Керченского морского порта за 2013 год снизился на 58,4% до 2,8 млн тонн (экспорт – 300 тыс. тонн, импорт 20 тыс. тонн, транзит 2,4 млн тонн, внутренние сообщение 10 тыс. тонн). Перевалка нефтепродуктов снизилась в 2013 г. на 17,6% до 1,9 млн тонн. Перевалка сухих грузов в порту составила 800 тыс. тонн (-80,3%), зерна 20 тыс. тонн (-98,9%). Объем перевалки черных металлов в порту составил 20 тыс.тонн (-87,1%).

Между портами Керчь и Кавказ (Краснодарский край) через Керченский пролив организовано паромное сообщение. Сейчас между Крымом и портом Кавказ курсируют два пассажирских парома "Керченский-2" и "Ейск", а также катамаран "Сочи–1". Между портами Анапа и Керчь курсирует катамаран "Сочи–2".

Севастополь

Севастопольский порт находится в Севастопольской бухте, расположенной на юго-западном побережье Крымского полуострова. Навигация в порту круглогодичная. В состав порта входят грузопассажирский причал и прилегающая к нему территория с морским вокзалом в Южной бухте, причалы в Артиллерийской бухте, грузовой причал в канале реки Черной в Малом Инкермане, причалы внутригородских линий пассажирского флота. Акваторией Севастопольского торгового порта являются бухты Севастопольская, Балаклавская, Казачья.

Порт имеет два пассажирских причала длиной 200 и 135 м в центральной части города и другие пассажирские причалы и пирсы. В состав порта также входят грузовой порт "Авлита", нефтеперевалочный комплекс «Югторсан», а также Севастопольский морской рыбный порт (СМРП). В состав СМРП входят 11 причалов, в том числе наливной и грузовые, порт также переваливает зерно. Терминал компании "Авлита" является самым современным в Крыму, он переваливает металолопродукцию и зерно, оперирует двумя глубоководными причалами.

Грузооборот Севастопольского порта по итогам 2013 года снизился на 5,4% по сравнению с годовым показателем 2012 года и составил 4,8 млн тонн (экспорт - 4,4 млн тонн, внутренние сообщение – 400 тыс. тонн). В том числе перевалка внутренним сообщением наливных грузов (масла) увеличилась на 11,7% до 200 тыс. тонн, перевалка сухих грузов снизилась на 31,6% до 1,44 млн тонн, объем перевалки черных металлов увеличился на 3,3% до 3,2 млн тонн.

http://itar-tass.com/ekonomika/1178511?page=12

Вершицкий А.В. 1 , Салабутин А.В. 2

1 ORCID: 0000-0002-9628-070X, Доцент, Кандидат экономических наук, 2 ORCID: 0000-0003-1830-2958, Студент кафедры государственного и муниципального управления, Институт экономики и управления (структурное подразделение) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского»

НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Аннотация

В статье рассмотрены актуальные проблемы, связанные с транспортным обеспечением и туристской информационной средой в Республике Крым. В результате анализа и изучения факторов развития туризма выработаны основные методы решения проблем, а также отражены главные преимущества нововведения. Обоснована необходимость в модернизации транспортной системы, использовании информационно-коммуникационных технологий, способствующих развитию внутреннего и въездного туризма, который воздействует на экономику государства и развитие региона.

Ключевые слова: туризм, транспортное обеспечение, Республика Крым, туристский регион, интеллектуальная транспортная система, информационно-коммуникационные технологии.

Vershitskiy A.V. 1 , Salabutin A.V. 2

1 ORCID: 0000-0002-9628-070X, Associate professor, PhD in Economics, 2 ORCID: 0000-0003-1830-2958, Student of department of the public and municipal administration, Institute of Economics and Management of the Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education «V.I.Vernadsky Сrimean Federal University»

MODERNIZATION DIRECTIONS OF TRANSPORT SYSTEM IN THE REPUBLIC OF CRIMEA

Abstract

The article considers urgent issues related to the transport service and tourist information environment in the Republic of Crimea. As a result of analysis and studying the tourism development factors the basic methods of problem solving are worked out, as well as reflects the main advantages of the innovation are presented. The necessity to modernize the transport system as well as the use of information and communication technology to promote the development of domestic tourism, which affects the economy of the state and development of the region are justified.

Keywords: tourism, transportation services, Republic of Crimea, tourist region, intellectual transport systems, information and communication technologies.

Туризм оказывает непосредственное воздействие на экономику государств и развитие регионов, является важным источником денежных поступлений, способствует увеличению занятости, улучшению инфраструктуры, влияет на повышение деловой активности, обеспечивает рост доходов и повышение уровня благосостояния граждан. Развитие туризма и транспорта взаимно обусловленный процесс, в котором транспортное обеспечение является важнейшим элементом туристской инфраструктуры и входит в основной комплекс услуг, включающий туристские перевозки, трансфер, обслуживание программных мероприятий.

Российская Федерация обладает высоким туристским потенциалом, который включает в себя уникальность самобытных природных комплексов, богатое культурно-историческое прошлое, разнообразие природно-климатических, туристских и курортных зон. По данным погранслужбы России отмечается положительная динамика увеличения количества иностранных туристов в первом полугодии 2016 г. на 10% по сравнению с аналогичным периодом 2015 г. Однако в структуре российского ВВП доля туризма пока остается низкой: 1,5%, при среднемировом значении 10% .

Вследствие этого возникает необходимость в модернизации отечественного туризма. Особое внимание стоит уделить проблемам развития туризма в новом, перспективном субъекте Российской Федерации – Республике Крым, вошедшей в 2014 году в состав России и входящей в пятёрку наиболее популярных туристских регионов страны . Согласно Федеральной целевой программе «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года» в Крыму существуют актуальные проблемы, нуждающиеся в практическом решении, к которым относятся недостаточно комфортная туристская информационная среда, а также отсутствие современного автотранспортного обеспечения.

Целью исследования является выявление основных методов решения актуальных проблем, связанных с обеспечением и предоставлением услуг туристского транспорта.

Становление нового субъекта Российской Федерации и изменение правового статуса Республики Крым непосредственно отразилось на состоянии туристского сектора региона, сосредоточенного на развитии внутреннего и въездного туризма, чему способствует увеличение турпотока: количество посетивших регионов 2016 г. составило 5,57 млн. туристов, что на 21,2% выше уровня 2015 г. . Самым молодым и активно развивающимся видом транспорта является воздушный, демонстрирующий существенный потенциал. В аэропорту Симферополя наблюдается увеличение турпотока, который будет и в дальнейшем демонстрировать исключительно положительную динамику (рис. 1).

После реконструкции аэропорта в Симферополе, он сможет принять 6,5 млн. пассажиров в год, с возможностью увеличения этого показателя до 10 млн. человек. Увеличение количества парковочных мест и двухполосных дорог перед терминалами, закупка нового оборудования, а также спецтехники для служб аэропорта значительно повысит уровень комфорта туристов. В связи с наметившейся тенденцией увеличения использования авиатранспорта наблюдаются значительные проблемы, касающиеся предоставления автотранспортных услуг.

Рис. 1 – Количество туристов, прибывших авиатранспортом в аэропорт г. Симферополь

Туристам, прибывшим в аэропорт города Симферополь, предоставляются транспортные услуги для перемещения по безрельсовым путям в виде временной аренды частного автотранспортного средства, трансфера, использование общественного транспорта. Отсутствие должного современного рейсового транспорта – автобусов обеспечивающих перемещение специально для туристов в Республике Крым оказывает негативное воздействие на развитие туризма. Согласно справочной информации о развитии туристской отрасли Республики Крым в 2016 г., среди причин выбора отдыха в Крыму на последнем месте расположилось качество обслуживания, в котором заметную роль играет и транспортное обслуживание .

2016 год объявлен годом экологии в Российской Федерации и поэтому также актуальным является переход сферы транспорта на новые экологически чистые технологии, вследствие того, что Крым на данный момент является «бензиновым регионом». До 80% объема продаж на АЗС приходится на автомобильный бензин. Поэтому автобусы должны соответствовать современным экологическим стандартам «Евро-5», регулирующим содержание вредных веществ в выхлопных газах. Возможно использование гибридных автотранспортных средств, способных снижать расход топлива, а также электрических автобусов, например автобусов марки ЛиАЗ-5292, которые является наиболее экологически безопасными автобусами в России.

Современные транспортные средства, предназначенные для перевозки туристов должны быть экологичными, обладать повышенным комфортом и безопасностью, иметь в оснащении инновационные технологии, использовать интеллектуальные транспортные системы (ИТС). Интеллектуальные транспортные системы представляют собой системную интеграцию современных информационно-коммуникационных технологий и средств автоматизации с транспортной инфраструктурой, транспортными средствами и пользователями, ориентированную на повышение безопасности и эффективности транспортного процесса, комфортности для водителей и пользователей транспорта . Мировой опыт демонстрирует целенаправленное продвижение ИТС в качестве метода осуществления транспортной политики, начиная с 80-х годов в странах Европы и США.

Создание интеллектуальных транспортных средств основывается на модернизации существующих транспортных систем, формировании единой системы информационного обмена, стандартизации используемых средств, процедур связи и управления. Транспортные средства, оборудованные с использованием инновационных технологий, способствуют повышению безопасности, предоставляют возможность контролировать и регулировать транспортные потоки в реальном масштабе времени. ИТС уже используются в регионах Российской Федерации (внедрены в 60 регионах, более чем в 240 городах России) с целью повышения эффективности работы транспортного комплекса. Внедрение в Крыму новых ИТС обеспечит безопасность туристских перевозок, создаст единую туристскую транспортную сеть.

Для возможности распределения турпотока направляющегося в туристские города Крыма, необходимо во время оформления заказа о покупке авиабилета указать город, в который направляется турист по прилете в Крым. Анализ и синхронизация полученной информации минимизирует финансовые потери, вследствие не укомплектованности транспортного средства, а также поспособствует оптимизации расписания движения новых автобусов.

Развитие транспорта – одна из приоритетных задач в Республике Крым, которую не решить без современной и качественной техники. И как показывает практика, такая техника у нас есть, причем не только иностранного, но отечественного производства. Автобусы должны быть экологичными и современными, что поспособствует решению проблемы связанной с отсутствием современного транспортного обеспечения, предназначенного для туристов.

Недостаточно комфортная туристская информационная среда выражается в недостатке и разрозненности информационных ресурсов о туристских программах региона, а такженевозможности предварительного бронирования и покупки билетов через Интернет. Низкий уровень информационного обеспечения тормозит развитие въездного и внутреннего туризма в Республике Крым. Осуществить информирование туристов о туристских программах, достопримечательностях, а также курортах Крыма возможнов рамках туристского транспортного обеспечения. Современные автобусы будут соответствовать туристским потребностям в качестве предоставляемых услуг и обеспечивать:

  1. Показ фильмов о живописных местах, легенды, история Крыма;
  2. Показ роликов или слайд-шоу туристских программ регионов;
  3. Объявление текущей и следующей остановки;
  4. Вывод времени, температуры воздуха, бегущей строки, срочной информации на экран;
  5. Озвучивание и предоставление информации осуществляется на русском и английском языках.

Высокая активность интернет-пользователей и широкое распространение использования Интернет демонстрирует потребность в предоставлении возможности предварительного бронирования и покупки билетов через Интернет, путем внедрения данной функции в терминалах, а также на сайтах учреждений и через мобильное приложение.

Вследствие наличия российской спутниковой системы ГЛОНАСС в современных автобусах, станет возможным реализация дополнительной туристской услуги, путемсоздания мобильного приложения, которое позволит проводить мониторинг туристского транспорта, отправляющегося в наиболее распространенные туристские города и обратно, с помощью с мобильного устройства, имеющего доступ в интернет. Приложение позволит отслеживать движение, маршрут, местонахождение и расписание туристского транспорта в режиме реального времени, предоставит возможность планирования времени, путем построения графика перемещения с оповещением времени прибытия и отправления транспортного средства. Наличие полной, достоверной и актуальной информации способствует увеличению темпов развития туризма.

Источником финансирования и реализация проекта может стать курортный сбор, который планируется ввести в Республике Крым.

Реализовав перечисленные методы для решения проблем, путем модернизации транспортного обеспечения и создания туристской комфортной информационной среды, можно осуществить переход Крыма на новый уровень в развитии туризма. Положительная динамика турпотока в республике, в частности в аэропорту Симферополя, способствует повышению доли туризма в структуре ВРП, а также ВВП государства, что доказывает важность исследуемой темы и приоритетность решения социально-экономических проблем, которые затрудняют развитие туристской индустрии.

Республика Крым обладает всеми необходимыми, а также уникальными туристскими ресурсами, однако низкий уровень транспортного обеспечения сдерживает реализацию потенциальных возможностей региона. Именно поэтому развитие транспорта является важной задачей Республики Крым, которую не решить без современной и качественной техники. Внедрение инновационных технологий предоставляют возможность использовать экологичные автобусы, обладающие повышенным комфортом и безопасностью.

Современные автобусы, организующие транспортное обеспечение исключительно для туристов во взаимодействии с информационно-коммуникационными технологиями способны не только решить существующие проблемы, но и стать визитной картой Крыма, что непосредственно отразится на развитии туризма.

Список литературы / References

  1. Добродомова Т. Н. Оценка развития рынка туристских услуг в России / Т. Н. Добродомова, Ю. В. Келиоглу // Актуальные проблемы экономики в условиях реформирования современного общества. – 2016. – С. 423–427.
  2. Национальный туристический рейтинг 2016 [Электронный ресурс] – URL: http://rustur.ru/nacionalnyj-turisticheskij-rejting (дата обращения: 17.02.17).
  3. Справочная информация о количестве туристов, посетивших Республику Крым за 2016 год [Электронный ресурс] – URL: http://mtur.rk.gov.ru/file/spravochnaya_informatsiya_13012017.pdf (дата обращения: 17.02.17).
  4. О развитии туристской отрасли Республики Крым в 2016 году [Электронный ресурс] – URL: http://mtur.rk.gov.ru/file/o_razvitii_turistskoy_otrasli_respubliki_krim_v_2016_godu_1.pdf (дата обращения: 17.02.17).
  5. Козлов Л. Н. О концептуальных подходах формирования и развития ИТС в России / Л. Н. Козлов, Б. Е. Циклис, Ю. М. Урличич // T–Comm: Телекоммуникации и транспорт. – 2009. – № 6. – С. 8–14.

Список литературы на английском языке / References in English

  1. Dobrodomova T. N. Ocenka razvitija rynka turistskih uslug v Rossii / T. N. Dobrodomova, Ju. V. Kelioglu // Aktual’nye problemy jekonomiki v uslovijah reformirovanija sovremennogo obshhestva . – 2016. P. 423–427.
  2. Nacional’nyj turisticheskij rejting 2016 – URL: http://mtur.rk.gov.ru/file/spravochnaya_informatsiya_13012017.pdf (accessed: 17.02.17).
  3. Spravochnaja informacija o kolichestve turistov, posetivshih Respubliku Krym za 2016 god – URL: http://mtur.rk.gov.ru/file/spravochnaya_informatsiya_13012017.pdf (accessed: 17.02.17).
  4. O razvitii turistskoj otrasli Respubliki Krym v 2016 godu – URL: http://mtur.rk.gov.ru/file/o_razvitii_turistskoy_otrasli_respubliki_krim_v_2016_godu_1.pdf (accessed: 17.02.17).
  5. Kozlov L. N. O konceptual’nyh podhodah formirovanija i razvitija ITS v Rossii / L. N. Kozlov, B. E. Ciklis, Ju. M. Urlichich // T–Comm: Telekommunikacii i transport . – 2009. – № 6. – P. 8–14.

Дело техники

События стали развиваться невероятно быстрыми темпами. ГК «Автодор» для строительства моста создала дочернее предприятие ОАО «Транспортный переход через Керченский пролив». В кратчайшие сроки был проведен конкурс, итоги на проектирование и подготовку технико-экономического обоснования строительства. Заявки перестали принимать 25 марта. А уже через два дня стал известен победитель - ОАО «Институт по изысканиям и проектированию мостовых переходов «Гипротрансмост», структура известного предпринимателя Аркадия Ротенберга. Конкурсная комиссия сочла 39 предложенных институтом технологий инновационными.

«Сейчас должны быть проанализированы все варианты: и совмещённый железнодорожный и автомобильный мост, и отдельные мосты – всё это должно быть проработано, - сообщил на заседании правительства Дмитрий Медведев. - Мы определимся по этому вопросу в самое ближайшее время по итогам изыскательских работ. Одновременно будут проведены мероприятия по формированию проекта развития Керченского порта. Он станет одним из ключевых черноморских портов России».

Стоимость работ по проектированию и ТЭО составляет 380 млн рублей. Стоимость моста пока не известна, поскольку нет точного проекта и изысканий. Ранее называлась сумма от 1,5 до 3 млрд долларов. Дороже, чем самый высокий вантовый мост в мире на острове Русский (менее 1 млрд долларов в нынешних ценах).

«Еще с советских времен идет дискуссия: что целесообразнее – строить мост или прокладывать тоннель, - сообщил «Эксперт Online» Михаил Блинкин, директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ. – Тоннель безопаснее, но дороже и дольше. Если мы присоединяем к себе новые регионы Крымского полуострова, то строительство перехода через Керченский пролив в кратчайшие сроки – это безальтернативное решение. Даже если оно окажется первое время экономически нецелесообразным, это вопрос политики. В таких вопросах политика всегда должна брать верх над экономикой. А разве мост через остров Русский имеет большое экономическое значение? Что туда возить или оттуда? Тоже чистой воды политика».

Занятой паромщик

Наряду со строительством моста правительство приняло решение об удвоении пропускной способности действующей паромной переправы через Керченский пролив.

Автомобильные паромы «Керченский-1», «Керченский-2» и «Ейск» находятся в собственности государственной судоходной компании «Керченская паромная переправа» (Республика Крым). Ежегодно ГСК «Керченская паромная переправа» перевозит 330 тыс. пассажиров, 42 тыс. автомашин и 7 тыс. тонн грузов.

В 2009 года была открыта линия порт «Кавказ» (Россия) - Варна (Болгария), на которой работает новый паром - теплоход «Авангард», вместимостью 45 условных вагонов. Осенью 2010 года на эту линию вышел второй паром - «Славянин» (вместимость - 50 условных вагонов).

Грузовое железнодорожное сообщение осуществляет российское ООО «Аншип» и ЗАО «АНРОСКРЫМ», дочерние предприятие группы компаний «АнРуссТранс» (Россия). На линии порт «Крым» - порт «Кавказ» работают паромы «Анненков» и «Петровск». Из России в Болгарию по паромной железнодорожной переправе идут сжиженный газ, нефтепродукты, масло техническое, стекло и химические продукты. Всё это поступает в порт по железной дороге. Из Болгарии приходят сборные грузы и товары народного потребления, например конфеты и сладости.

Передвижение пассажирских поездов через пролив было закрыто в 90-е годы и с тех пор не возобновлялось.

В конце 2013 года на средства частных инвесторов был построен и спущен на воду пассажирский паром «Николай Аксененко».

«Необходимость в увеличении пропускной способности переправы была всегда. Летом люди до полутора суток ждали места на пароме, - пояснил «Эксперт Online» Василий Анненков, генеральный директор «АнРуссТранс». - Сейчас сезон еще не начался, а спрос уже вырос. Но хорошо, что в конце прошлого года у нас добавился новый паром «Николай Аксененко», построенный за счет частных инвестиций. Я не исключаю, что удвоение пропускной способности произойдет за счет прихода новых инвесторов и перевозчиков на переправу».

«После присоединения Крыма нагрузка на переправу выросла примерно на 50%. Но по железнодорожному парому мы увеличения трафика пока не наблюдаем и заявок нет», - говорит Сергей Петриченко, и.о. генерального директора ЗАО «АнросКрым».

Пока трудно оценивать экономический эффект от строительств моста, поскольку не известно, какими темпами будет развиваться экономика Крыма.

«У нас по сути не было ощутимого торгового оборота с Крымом, кроме разве что вина «Кассандра»1. Впрочем, сейчас добавятся пищевые продукты, но это не те объемы, чтобы говорить о большой загрузке, - говорит Алексей Безбородов. - По товарам народного потребления – они идут в основном из Турции напрямую. Возникнут ли проблемы с транзитными грузопотоками через Украину, чтобы составы стали переходить на паром? Пока не слышал. В прошлом году через Украину российские компании перевезли 800 тысяч тон удобрений, 400 тысяч тон металла. И если возникнут осложнения, то любой российский черноморский порт с легкостью сможет взять на себя эти объемы. У нас почти все терминалы имеют 25-40% запасов прочности».

Но предприниматели не сомневаются, что Россию ждет увеличение товарооборота с Крымом. Тем более, что сейчас активно прорабатывается вопрос о создании свободной экономической зоны в Крыму1.

«Потенциал увеличения торгового оборота с Крымом у российского бизнеса большой, - пояснил «Эксперт Online» Андрей Назаров, сопредседатель «Деловой России». - Во-первых, это туризм: сейчас разрабатывается программа субсидирования стоимости путевок в Крым для пенсионеров и бюджетников1, а значит, поток туристов увеличится и возникнет потребность в дополнительном сервисе – это уже возможность для надежных инвестиций. Во-вторых, это продукты питания и другие товары для торговых сетей. Украинские компании, конечно, не хотят терять такой рынок сбыта как Крым и Севастополь, но с установлением рублевой зоны и пошлин им станет невыгодно здесь торговать и однозначно произойдет замещение российскими товарами. При этом многие предприниматели говорят, что предпочтут миновать проезд через Украину в Крым во избежание различных неприятностей».

«Увеличения грузоперевозок мы однозначно ожидаем, - говорит Василий Анненков. - Со стороны Крыма явно вырос спрос на российские горюче-смазочные материалы, которые подешевели после присоединения и отмены таможенных пошлин в то время как украинские, напротив, подорожали. С возведением перехода через Керченский пролив не думаю, что упадет спрос на паромные перевозки. Они будут дополнять друг друга, тем более, что к тому времени вырастет и товарооборот, и вообще передвижение людей. В советские времена было меньше машин, не было заграничных паспортов, на переправе было больше катеров и паромов, а очередь все равно была. Так что не думаю, что удвоение пропускной способности переправы окажется экономически необоснованным после возведения перехода через пролив».

Но чтобы активизировать товарооборот уже сейчас, правительству предстоит форсировать и административную работу:

«Главное, что надо сделать, чтобы нормализовался товарооборот – это срочно упростить таможенное оформление грузов и выдачу сертификатов, - считает Сергей Габестро. - Формально здесь еще действуют импортно-экспортные пошлины, а крымские компании имеют украинскую регистрацию. Поэтому происходит неразбериха. Думаю, самый простой выход, это на время особым распоряжением приравнять все крымские компании к российским без перерегистрации1. Тогда быстро наладится товарооборот. Это важно и для туризма: крымские отели не могут в упрощенном порядке заключить контракт с российскими туристическими агентствами поскольку де юре считаются иностранными, а с ними процедура сложнее».

Крым сопоставим с площадью Бельгии, а по природным ресурсам неизмеримо богаче. Постоянное население Бельгии больше в 5 раз. Особых жалоб на экологические, транспортные и социальные проблемы от бельгийцев не слышно.
Крым может, по расчетам ученых, принимать в год 20 млн отдыхающих при средней продолжительности отдыха в 15 дней. Но прямо сейчас не может принимать и 7 млн при средней продолжительности отдыха в 7-10 дней. Вопрос в другом - пока нет концепции развития всего Крыма на 2020-2030 идеи и предложения, нет смысла обсуждать генеральные планы Симферополя, Ялты , Севастополя и других городов.

Ясно, что в сезоне 2019 года при вводе в строй Керченского транспортного перехода (мост плюс тоннель) и федеральной трассы "Таврида" транспортная нагрузка вырастет в 5-10 раз. А Симферополь уже сейчас задыхается в автомобильных пробках.

Пока схема основных решений для обсуждения

Порт Салгир в центре Арабатской стрелки это ближайший пункт для связи железных и шоссейных дорог Крыма с водными путями Российской Федерации, включая Москву, и с Федеральной трассой Дон.

Ячеистая схема развития транспортной системы Крыма . Разработал Игорь Русанов на основе проектов рубежа 1970-80х института КрымНИИпроект, Всесоюзной научной программы КУРОРТ и собственных научных исследований с 1980х по 2015 год.

Азовские ворота Крыма - Порт Салгир и новый морской курорт Салгирский в центре Арабатской стрелки, Нижнегорский район. Железная дорога вдоль реки Салгир: Порт Салгир, Нижнегорский, Октябрьское.
Децентрализация хозяйства, культуры и туризма. Разгрузка Симферополя, дублер столицы Гвардейское. Развитие локальных кластеров малого и среднего бизнеса по нескольким древним культурным коридорам.

Картографические материалы для предпроектных исследований и ТЭО (технико-экономического обоснования) пассажирского движения и перевозки автотуристов в Крым обсуждаем, делимся полезными ссылками.
Галерея ЛОГИСТИКА. Паромная линия через Азовское море: Ростовская область - Крым

Некоторые структурные решения для круглогодичной работы крымских курортов .
1. В санаториях и домах отдыха с лечением часть корпусов надо перепрофилировать как пансионов ветеранов. Постоянное проживание пожилых людей как в домах престарелых, но с качественно лучшими бытовыми и культурными условиями, развитой базой курортного лечения, парками и спортивными сооружениями, возможностями принимать родственников.
Пансионы ветеранов могут быть от благотворительных до элитных.

2. Спортивные интернаты и олимпийские базы Крыма в общей системе Российской Федерации могут сочетать постоянную загрузку с проведением сборов, соревнований, фестивалей, мастер-классов и прочих событийных мероприятий на каникулах.

3. Санаторные школы-интернаты, детские комбинаты (сад-школа), лицеи разного профиля от художественных до научно-технических также как и спортивные центры могут сочетать постоянный и сменных контингент детей.

4. Дачные поселки, городки фрилэнсеров и вахтовиков вблизи аэродромов прибрежной зоны, которые сейчас не используются. Нечто развивающее стиль жизни советских академгородков и американской Силиконовой долины. Не просто дачные участки или коттеджи , а обширная инфраструктура для конференций, спорта, отдыха.

5. Глубинное развитие для всех крымских курортов по общему принципу "море - горы - город ": создание центров активного туризма, которые в летнем сезоне будут обслуживать отпускников, а с осени до весны местное городское население.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.