Тому кто боится аллаха он дает выход. Ип ''алания''

с сестрами поискали аяты о богобоязненности и разделили их на разделы. Тафсир взят из Са’ди. Не судите о работе строго.

Богобоязненность – تقوى

Награда богобоязненным в этом мире:

1) Выход из трудных положений

{«Тому, кто боится Аллаха, Он создает выход из положения и наделяет его уделом оттуда, откуда он даже не предполагает».} (65 Сура «Развод»; 2-3 аяты)

2) Любовь Аллаха

{«О нет! Если кто выполняет обязательство и боится Аллаха, то ведь Аллах любит богобоязненных».} (3 Сура «Семейство Имрана»; 76 аят)

О нет! Их слова бесконечно далеки от истины, потому что богобоязненным праведником является только тот, кто исправно выполняет свои обязанности перед Аллахом и перед Его рабами, и только такой человек заслуживает Его любовь. Если же человек поступает иначе, не выполняет своих обязательств перед людьми и не исповедует богобоязненность должным образом, то он удостаивается ненависти Аллаха и заслуживает самое мучительное наказание.

{«самый почитаемый перед Аллахом среди вас - наиболее богобоязненный».} (49 Сура «Комнаты»; 13аят)

Господь сообщил, что все потомки Адама имеют единое происхождение. И ни многочисленная родня, ни принадлежность к великому народу, ни знатное происхождение не помогут человеку заслужить уважение и милость Аллаха, ибо самые уважаемые Аллахом среди людей – это наиболее благочестивые и богобоязненные, которые во всем повинуются Аллаху и остерегаются грехов. Аллаху все известно о Своих рабах. Он знает, кто из них делает вид, что страшится Его, а кто богобоязнен на самом деле, и каждому человеку Он воздаст тем, что он заслужил. Из этого аята следует, что каждый человек должен знать свое происхождение и свою родословную, ведь Аллах сотворил людей народами и племенами именно ради этого.

{«Его угодниками являются только богобоязненные, но большинство их не ведает об этом».} (8 Сура «Трофеи; 34 аят)

3) Защита Аллаха

{«Но если вы будете терпеливы и богобоязненны, то их козни не причинят вам никакого вреда».} (3 Сура «Семейство Имрана»; 120 аят)

Аллах обещал мусульманам, что если они будут бояться Его, то никто не сможет навредить им, и они не должны сомневаться в этом обещании.

{«Конечно, да! Если же вы будете терпеливы и богобоязненны, и если враги нападут на вас прямо сейчас, то ваш Господь поможет вам пятью тысячами меченых ангелов».} (3 Сура «Семейство Имрана»;125 аят)

{«Аллах является Покровителем богобоязненных».} (45 Сура «Коленопреклоненные»; 19 аят)

{«Бойтесь Аллаха и знайте, что Аллах - с богобоязненными».} (2 Сура «Корова»; 194 аят)

{«Воистину, Аллах - с теми, кто богобоязнен и кто творит добро».} (16 Сура «Пчелы»; 128 аят)

{«Если с вами случается доброе, это огорчает их; если же вас постигает несчастье, они радуются. Но если вы будете терпеливы и богобоязненны, то их козни не причинят вам никакого вреда. Воистину, Аллах объемлет все, что они совершают.»} (3 Сура «Имран»; 120 аят)

4) Принятие поклонения

{«Воистину, Аллах принимает только от богобоязненных ».} (5 Сура «Трапеза»; 27 аят)

праведные деяния принимаются от тех, кто совершает их со страхом перед Аллахом, поступая искренне ради Него и в соответствии с предписаниями Его посланника.

5) Стойкость в религии

{«Тот ли, кто заложил основание своего строения на страхе перед Аллахом и стремлении к Его довольству, лучше или же тот, кто заложил его на самом краю обрыва, готового обвалиться, так что он обвалился вместе с ним в огонь Геенны? Воистину, Аллах не ведет прямым путем несправедливых людей».} (9 Сура «Покаяние»; 109 аят)

{«Воистину, если богобоязненных людей коснется наваждение от дьявола, то они поминают назидание и прозревают».} (7 Сура; 201 аят)

6) Благодать с небес и земли

{«Если бы жители селений уверовали и стали богобоязненны, Мы раскрыли бы перед ними благодать с неба и земли. Но они сочли это ложью, и Мы схватили их за то, что они приобретали».} (7 Сура «Ограды»; 96 аят)

После упоминания о том, что невзгоды, которые постигали неверующих, отвергавших Божьих посланников, были увещеванием и предостережением, а радости, которые выпадали на их долю, были всего лишь обольщением и Божьей хитростью, Всевышний Аллах сообщил, что если бы жители этих поселений искренне уверовали всем сердцем и подтвердили свою веру праведными деяниями, если бы они исповедовали богобоязненность душой и телом и перестали совершать грехи, то Аллах раскрыл бы перед ними врата благодати на небесах и земле, и тогда небеса одаряли бы их обильными дождями, а земля взрастила бы для них растения, служащие едой для людей и кормом для скотины. Они могли вести безбедную жизнь и получать щедрые дары, не изнуряя себя трудом и работой. Однако они отказались уверовать и устрашиться своего Господа, и тогда Аллах подверг их наказанию, наслал на них несчастья и лишил их земной благодати. Но это было лишь частью того, что они заслужили своими деяниями, но если бы Аллах стал наказывать людей за все совершенные ими злодеяния, то на поверхности Земли не осталось бы ни единого живого существа.

7) Спасение и милость Аллаха

{«Моя милость объемлет всякую вещь. Я предпишу ее для тех, которые будут богобоязненны, станут выплачивать закят и уверуют в Наши знамения».} (7 Сура «Ограды»; 156 аят)

{«Это - благословенное Писание, которое Мы ниспослали. Следуйте же ему и будьте богобоязненны, - быть может, вы будете помилованы».} (6 Сура «Скот»;155 аят)

{«Неужели вы удивляетесь тому, что напоминание от вашего Господа явилось к вам через мужчину из вашей среды, чтобы он мог предостеречь вас и чтобы вы стали богобоязненны? Быть может, тогда вы будете помилованы».} (7 Сура «Ограды»; 63 аят)

{ «О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и говорите правое слово. Тогда Он исправит для вас ваши дела и простит вам ваши грехи. А кто повинуется Аллаху и Его Посланнику, тот уже достиг великого успеха».} (33 Сура « Союзники»; 70-71 аяты)

Аллах сообщил, что Он благоустроит дела мусульман, которые страшатся своего Господа и говорят только правдивые речи. Благодаря этим двум качествам поступки правоверных мусульман будут искренни и праведны и будут приняты Всевышним Аллахом. Всевышний сказал: وَاتْلُ عَلَيْهِمْ نَبَأَ ابْنَيْ آدَمَ بِالْحَقِّ إِذْ قَرَّبَا قُرْبَانًا فَتُقُبِّلَ مِن أَحَدِهِمَا وَلَمْ يُتَقَبَّلْ مِنَ الآخَرِ قَالَ لَأَقْتُلَنَّكَ قَالَ إِنَّمَا يَتَقَبَّلُ اللّهُ مِنَ الْمُتَّقِينَ «Воистину, Аллах принимает только от богобоязненных» (5:27). Таким людям Аллах помогает вершить добрые дела, оберегает их деяния и поступки от зла, заботится об их вознаграждении и умножает это вознаграждение во много раз, а также прощает им грехи, которые обрекают других людей на погибель. Таким образом, богобоязненность позволяет верующим встать на прямой путь и уберечься от неприятных последствий грехов. В то же время деяния грешников, которые не испытывают страха перед Господом, извращены и испорчены. Эти деяния не будут приняты Аллахом и не помогут людям обрести милость Всевышнего Господа.

{«Те, которые повинуются Аллаху и Его Посланнику, боятся Аллаха и исповедуют богобоязненность, обрели успех».}(212:52)

{«А тех, которые уверовали и были богобоязненны, Мы спасли».} (27:53)

{«Аллах спасет богобоязненных, и они обретут успех (или по причине их успеха). Зло не коснется их, и они не будут опечалены».} (39:61)

8) Благой конец

{«…благой конец уготован богобоязненным».} (7 Сура «Ограды»; 128 аят)

{«Будь же терпелив, ибо добрый исход уготован богобоязненным».} (11 Сура «Худ»; 49 аят)

{«Добрый исход уготован только для богобоязненных».} (28 Сура «Рассказ»; 83 аят)

{«А добрый исход - за богобоязненностью».} (20 Сура «Та ха»; 132 аят)

9) Способность различать истину и ложь

{«О те, которые уверовали! Если вы будете бояться Аллаха, то Он одарит вас способностью различать истину и ложь, отпустит вам ваши прегрешения и простит вас. Воистину, Аллах обладает великой милостью».} (8 Сура «Трофеи»; 29 аят)

Богобоязненность раба является залогом его счастья и преуспеяния. Аллах сообщил, что благодаря богобоязненности человек может приобрести многочисленные блага как при жизни на земле, так и после смерти. В обсуждаемомо нами откровении Аллах поведал о том, что богобоязненный раб приобретает четыре преимущества, каждое из которых превосходит земной мир вместе со всеми его благами.

Первое преимущество – это способность различать истину от лжи. Под этим подразумеваются полезные знания и верное руководство, благодаря которым человек отличает прямой путь от заблуждения, истину от лжи, дозволенное от запретного, счастливых праведников от несчастных грешников.

Второе и третье преимущества – это отпущение прегрешений и прощение грехов. Эти два преимущества взаимосвязаны, независимо от того, упоминаются они вместе или раздельно. Толкователи считают, что отпущение прегрешений относится к малым грехам, а прощение распространяется на тяжкие грехи.

Четвертое преимущество – это великое вознаграждение и щедрая награда, уготованная для богобоязненных праведников, которые отдавали предпочтение довольству Аллаха перед собственными желаниями.

10) Облегчение дел

{«Тому, кто боится Аллаха, Он облегчает дела». (65 Сура «Развод»; 4 аят)}

11) Прямой путь

{«Тому, кто отдавал должное (или раздавал милостыню) и был богобоязнен, кто признавал наилучшее (свидетельство единобожия или Рай), Мы облегчим путь к легчайшему (к праведным деяниям)».}

(92 Сура «Ночь»; 5-7 аяты)

Награда богобоязненным в Следующей жизни:

1) Радостная весть

«Воистину, угодники Аллаха не познают страха и не будут опечалены. Они уверовали и были богобоязненны. Им предназначена радостная весть в этом мире и в Последней жизни. Слова Аллаха не подлежат отмене. Это - великое преуспеяние». (10: 62-64)

«О сыны Адама! Если к вам придут посланники из вашей среды, читая вам Мои аяты, то всякий, кто станет богобоязненным и исправит свои деяния, не познает страха и не будет опечален». (7 Сура «Ограды»; 35 аят)

Выведя потомков Адама из рая, Аллах стал отправлять к ним посланников и ниспосылать им писания для того, чтобы подвергнуть их испытанию. Посланникам было велено читать людям Божьи откровения и разъясняли им религиозные предписания. После упоминания об этом Аллах сообщил о превосходстве тех, кто ответил на призыв Божьих посланников, и убытке тех, кто отказался ответить на их призыв.

Кто избегает многобожия, тяжких грехов и мелких прегрешений, а также остерегается всего, что запретил Аллах, кто душой и телом совершает праведные поступки, тот не будет опасаться зловещих событий, которых будут страшиться остальные люди, и не будет опечален тем, что он совершил в прошлом. И если человек защищен от страха и печали, то он обретает совершенное спокойствие, счастье и вечное преуспеяние.

А грешники, которые надменно отрицают Божьи знамения, отказываются уверовать в них сердцем и повиноваться им телом, непременно окажутся мучениками ада, в котором они останутся навечно. Они пренебрегли знамениями своего Господа и продолжали настойчиво отвергать их, и поэтому они будут преданы забвению и подвергнуты вечному наказанию.

2) Превосходство над неверующими в Судный День

«Мирская жизнь кажется неверующим прекрасной. Они глумятся над теми, кто уверовал. Но в День воскресения богобоязненные окажутся выше них. Аллах дарует удел без расчета, кому пожелает». (2:212)

3) Нахождение возле Всемогущего Властелина

«Воистину, богобоязненные пребудут в Райских садах и среди рек на седалище истины возле Всемогущего Властелина». (54:54-55)

4) Отдаление от Огня

«Я предостерег вас от пылающего Огня. Войдет в него только самый несчастный, который считает истину ложью и отворачивается. Отдален от него будет самый богобоязненный» (92:14-17)

Богобоязненный человек стремится очистить свою душу от грехов и скверны ради Всевышнего Аллаха и сумеет спастись от сурового возмездия.

5) Райские сады

«Воистину, богобоязненные пребудут в безопасном месте» (44:51)

«Воистину, богобоязненных ожидает место спасения, Райские сады и виноградники» (78:31-32)

«А богобоязненные, воистину, пребудут среди сеней и источников и плодов, каких только пожелают. Ешьте и пейте во здравие за то, что вы совершали!» (77:41-43)

«Вот описание Рая, обещанного богобоязненным. Там текут реки, не иссякают яства, и не исчезает тень. Таков конец богобоязненных, а концом неверующих будет Огонь». (13:35)

«Они войдут в сады Эдема, в которых текут реки. Они получат там все, чего пожелают. Так Аллах воздает богобоязненным». (16:31)

«Таков Рай, который Мы отдадим в наследство тем из Наших рабов, которые были богобоязненны». (19:63)

«Вот описание Рая, обещанного богобоязненным! В нем текут реки из воды, которая не застаивается, реки из молока, вкус которого не изменяется, реки из вина, дарующего наслаждение пьющим, и реки из очищенного меда. В нем для них уготованы любые фрукты и прощение от их Господа. Неужели они подобны тем, которые вечно пребывают в Огне и которых поят кипящей водой, разрывающей их кишки?» (47:15)

«Уверуйте же в Аллаха и Его посланников, ведь если вы уверуете и будете богобоязненны, то получите великую награду». (3:179)

«Мирская жизнь - всего лишь игра и потеха. Если вы уверуете и будете богобоязненны, Он дарует вам вашу награду и не попросит у вас вашего имущества». (47:36)

6) Довольство Аллаха

«Скажи: «Рассказать ли вам о том, что лучше этого? Для тех, кто богобоязнен, у Господа есть Райские сады, в которых текут реки, и в которых они пребудут вечно, а также очищенные супруги и довольство от Аллаха». (3:15)

Как достичь богобоязненности:

1) Чтение Корана

«Неужели Мы уравняем тех, кто уверовал и совершал праведные деяния, с теми, кто распространял нечестие на земле? Или же Мы уравняем богобоязненных с грешниками? Это - благословенное Писание, которое Мы ниспослали тебе, дабы они размышляли над его аятами и дабы обладающие разумом помянули назидание». (38:28-29)

«Неужели они не размышляют над Кораном? Или же на их сердцах замки?» (47:24)

2) Хидаят

«Тем, кто следует прямым путем, Он увеличивает их приверженность прямому пути и дарует им богобоязненность». (47:17)

«Это есть разъяснение людям, верное руководство и увещевание для богобоязненных». (3:138)

3) Пост

«О те, которые уверовали! Вам предписан пост, подобно тому, как он был предписан вашим предшественникам, - быть может, вы устрашитесь». (2:183)

4) Терпение

«Скажи: «Рассказать ли вам о том, что лучше этого? Для тех, кто богобоязнен, у Господа есть Райские сады, в которых текут реки, и в которых они пребудут вечно, а также очищенные супруги и довольство от Аллаха». Аллах видит рабов, которые говорят: «Господь наш! Воистину, мы уверовали. Прости же нам наши грехи и защити нас от мучений в Огне». Они терпеливы, правдивы, смиренны, делают пожертвования и просят прощения перед рассветом». (3:15-17)

5) Правдивость

«Благочестие состоит не в том, чтобы вы обращали ваши лица на восток и запад. Но благочестив тот, кто уверовал в Аллаха, в Последний день, в ангелов, в Писание, в пророков, кто раздавал имущество, несмотря на свою любовь к нему, родственникам, сиротам, бедным, путникам и просящим, расходовал его на освобождение рабов, совершал намаз, выплачивал закят, соблюдал договора после их заключения, проявлял терпение в нужде, при болезни и во время сражения. Таковы те, которые правдивы. Таковы богобоязненные». (2:177)

6) Расходование на пути Аллаха (3:15-17)

«Стремитесь к прощению вашего Господа и Раю, ширина которого равна небесам и земле, уготованному для богобоязненных, которые делают пожертвования в радости и в горе, сдерживают гнев и прощают людей. Воистину, Аллах любит творящих добро». (3:133-134)

7) Прошение прощения (3:15-17)

«Воистину, богобоязненные пребудут в Райских садах и среди источников, получая то, что даровал им их Господь. До этого они были творящими добро. Они спали лишь малую часть ночи, а перед рассветом они молили о прощении». (51:15-18)

9) Сдерживание гнева, прощение людей

«Стремитесь к прощению вашего Господа и Раю, ширина которого равна небесам и земле, уготованному для богобоязненных, которые делают пожертвования в радости и в горе, сдерживают гнев и прощают людей. Воистину, Аллах любит творящих добро». (3:133-134

10) Верить в скрытое и боятся отчета Судного дня

Аллах ниспослал наилучшее повествование – Писание, аяты которого сходны и повторяются. У тех, кто страшится своего Господа, от него по коже проходит дрожь. А потом их кожа и сердца смягчаются при поминании Аллаха. Это – верное руководство Аллаха, посредством которого Он ведет прямым путем того, кого пожелает. А кого Аллах введет в заблуждение, тому не будет наставника. (Сура «Зумар»; 23 аят)

11) Благие поступки

Что бы вы ни сделали доброго, Аллах знает об этом. Берите с собой припасы, но лучшим припасом является богобоязненность. Бойтесь же Меня, о обладающие разумом! (Сура «Бакара» 197 аят)

Теги:

Вся информация на данном сайте публикуется вне рамок миссионерской деятельности и предназначена исключительно для мусульман! Взгляды и мнения, опубликованные в данной статье, принадлежат авторам и не обязательно отражают взгляды и мнения администрации сайта

6. Поселяйте разведённых женщин (на время установленного срока) в одном из ваших жилищ по вашему достатку, не причиняйте им вреда, чтобы утеснить их в жилище. А если они беременны, то расходуйте на них, пока они не разрешатся от бремени. Если разведённая женщина кормит грудью ваших детей, то платите ей за кормление и будьте друг с другом великодушными, и избавьтесь от упрямства. Если же вы не договоритесь между собой из-за скупости или упрямства, то пусть отец нанимает кормилицу вместо разведённой матери.

7. Пусть состоятельный расходует на разведённую жену согласно его богатству, которым Аллах наделил его. Тот, у кого нет достаточных средств, пусть расходует (на разведённую жену) из того, что даровал ему Аллах. Аллах не требует с человека больше того, что Он дал ему (из удела). Аллах непременно после стеснения (в средствах) дарует облегчение.

Мы подвергли много селений, жители которых, превозносясь, высокомерно ослушивались повелений своего Господа и Его посланников, суровой расплате: Мы сочли все их деяния и рассчитались с ними за них. Мы подвергли их мучительному наказанию. И они вкусили тяжкую кару как воздаяние за их мерзкие деяния. И их дела кончились огромным убытком для них.

10-11. Аллах уготовил для заносчивых жителей селений мучительное наказание. Так бойтесь же гнева Аллаха, о обладатели здравого разума, которые уверовали! Аллах направил к вам благородного, достойного посланника, чтобы он читал вам айаты Аллаха, различающие истину от лжи, и вывел тех, которые уверовали и совершали благочестивые деяния, из мрака заблуждения к Свету руководства к верному пути. А кто верует в Аллаха, вершит благодеяния, того Аллах введёт в райские сады, где текут реки, и там он вечно пребывать будет. Поистине, Аллах даровал благочестивому верующему прекрасный удел!

12. Аллах - Тот, кто сотворил семь небес и столько же земель. Нисходят между ними повеления Аллаха и Его Откровения, чтобы вы знали, что Он - Всемогущий! Он властен над всякой вещью и объемлет всякую вещь Своим знанием!

Кулиев

Сура 65 «Развод»

1. О Пророк! Когда вы даете женам развод, то разводитесь в течение установленного срока, ведите счет этому сроку и бойтесь Аллаха, вашего Господа. Не выгоняйте их из их домов, и пусть они не выходят из них, если только они не совершат явную мерзость. Таковы ограничения Аллаха. Кто преступает ограничения Аллаха, тот поступает несправедливо по отношению к себе. Ты не знаешь, что Аллах, возможно, после этого решит иначе.

Когда для них наступит установленный срок, оставьте их у себя по-хорошему или же отпустите по-хорошему. Призовите свидетелями двух справедливых мужей из вас и будьте свидетелями ради Аллаха. Таково увещевание для тех, кто верует в Аллаха и в Последний день. Тому, кто боится Аллаха, Он создает выход из положения

И наделяет его уделом оттуда, откуда он даже не предполагает. Тому, кто уповает на Аллаха, достаточно Его. Аллах доводит до конца Свое дело. Аллах установил меру для каждой вещи.

Для тех из ваших женщин, у которых прекратились менструации, если вы сомневаетесь, установленный для развода срок равен трем месяцам, как и для тех, у которых не было менструаций. Для беременных срок установлен до тех пор, пока они не разрешатся от бремени. Тому, кто боится Аллаха, Он облегчает дела.

Таково повеление Аллаха, которое Он ниспослал вам. Тому, кто боится Аллаха, Он простит злодеяния и увеличит награду.

Поселяйте их там, где вы живете сами - по вашему достатку. Не причиняйте им вреда, желая стеснить их. Если они беременны, то содержите их, пока они не разрешатся от бремени. Если они кормят грудью для вас, то платите им вознаграждение и советуйтесь между собой по-хорошему. Если же вы станете обременять друг друга, то кормить для него будет другая женщина.

Пусть обладающий достатком расходует согласно своему достатку. А тот, кто стеснен в средствах, пусть расходует из того, чем его одарил Аллах. Аллах не возлагает на человека сверх того, что Он даровал ему. После тяготы Аллах создает облегчение.

8. Сколько городов ослушались повелений своего Господа и Его посланников! Мы представили им суровый счет и подвергли их ужасным мучениям.

Они вкусили пагубные последствия своих деяний, и исходом их деяний стал убыток.

Аллах приготовил для них тяжкие мучения. Бойтесь же Аллаха, о обладающие разумом, которые уверовали. Аллах уже ниспослал вам напоминание -

11. Посланника, который читает вам ясные аяты Аллаха, чтобы вывести тех, которые уверовали и совершали праведные деяния, из мраков к свету. Тех, которые уверовали в Аллаха и поступали праведно, Аллах введет в Райские сады, в которых текут реки. Они пребудут там вечно. Аллах уже сделал их удел прекрасным!

Аллах - Тот, Кто сотворил семь небес и столько же земель. Повеление нисходит между ними, чтобы вы знали, что Аллах способен на всякую вещь и что Аллах объемлет знанием всякую вещь.

Порохова

Сура 65 «Развод»

Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!

1.
О пророк! Когда даете вы развод своим супругам,
То разводитесь в срок, для них определенный,
И срок отсчитывайте верно.
Страшитесь разгневить Аллаха, вашего Владыку!
И из домов, принадлежащих им, не изгоняйте их,
И сами не должны они свой дом покинуть,
Коль явный блуд они не совершили.
Вот те границы, что Аллах установил.
И каждый, кто нарушит их,
Зло причинит своей душе,
И вы не знаете - ведь волею Аллаха
Перемениться может все.

2.
Когда же истечет назначенный им срок,
Верните их с достоинством обратно
Или с достоинством расстаньтесь с ними
И призовите двух свидетелей из вас,
(Известных) справедливостью своею.
И установят пусть свидетельство свое
Они (как будто) пред Аллахом.
Сие есть предписание для тех,
Кто верует в Аллаха и Последний День.
Кто гнева Господа страшится,
Тому Господь устроит Свой исход

3.
И даст ему потребное (для жизни),
Откуда он не ведает совсем.
И кто на Господа свои молитвы возлагает,
Тому не надо никого, кроме Него, -
Ведь Он один вершит все назначенья.
Поистине, Он меру должную всему установил.

4.
Для женщин, у которых по годам уж завершен их рЕгул,
Но если все ж у вас сомненья есть,
Срок (ожидания развода) - три месяца,
Как равно и для тех, у коих еще не было регула.
Тех женщин, кто во чреве жизнь несет,
Вам нужно ждать, пока они не сложат ношу.
Но облегчит все тяготы Господь
Тем, кто страшится Его гнева.

5.
Сие есть повеление Аллаха,
Которое для вас Он ниспослал,
И тем, кто гнева Господа страшится,
Награду увеличит Он и снимет все грехи.

6.
И пусть (за время прохождения иддата)
Живут они в условиях таких же, как и вы,
Согласно вашему достатку.
Им утеснений в доме не чините.
А коль несут они во чреве жизнь,
Расходуйте на них,
Пока они своей не сложат ноши.
И коль они выкармливают ваше чадо,
Выплачивайте им вознагражденье.
И меж собой с достоинством ведите разговор,
Но если затруднитесь (в этом разговоре),
То пусть другая женщина вскормИт дитя.

7.
И пусть богатый человек
Согласно своему достатку тратит.
А тот, чья доля сочтена,
Пусть тратит из того, чем одарил Его Аллах.
Ведь не возложит Он на душу груз,
Что больше, чем Он ей назначил;
За каждой тяготой пошлет Он облегченье.

8.
Ведь сколько поселений (на земле)
От повелений Господа надменно отреклись,
Ослушались посланников Его!
Расчетом сильным Мы их рассчитали
И предали их тяжким наказаньям (на земле).

9.
Тогда они сполна вкусили от плодов своих поступков,
И их концом была (всеобщая) погибель.

10.
Аллах для них суровую расплату уготовил,
А потому страшитесь Его гнева
Все, кто уверовал (в Него),
И те, кто обладает разуменьем, -
Аллах, поистине, послал напоминанье вам -

11.
Посланника, который вам знамения Господни
Толкует ясным языком,
Чтобы из мрака к свету повести
Благотворящих и уверовавших (в Истину Его).
Введет Он их в Сады, реками омовенны,
И вечно пребывать им там, -
Поистине, Аллах для них
Прекраснейшую долю уготовил.

12.
Аллах есть Тот, Кто создал семь небес и столько же земель.
Меж ними повеления Его нисходят,
Чтоб знали вы всю силу Его мощи
И всеобъемлющий охват Его познанья!

Османов

Сура 65 «Развод»

Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!

1. О Пророк! Когда вы (т. е. Муслимы) даете женам развод, то разводитесь согласно установленному сроку, ведите счет сроку и страшитесь Господа своего. Не выгоняйте [разведенных жен] из их жилищ, и пусть они остаются там, если только не совершат явную мерзость. Таковы установления Аллаха. Кто преступит установления Аллаха, тот совершит нечестие во вред себе. Ты и не знаешь, что, может быть, Аллах после этого решит по-иному.

2. Когда они выдержат установленный срок, то оставьте их[у себя] с добром или же отпустите согласно разуму и шариату. При этом призовите свидетелями двух справедливых мужей из вас (т. е. муслимов) и подтвердите свидетельство перед Аллахом. Таково наставление тому, кто верует в Аллаха, в Судный день. Тому, кто боится Аллаха, Он дает выход [из положения],

3. обеспечивает пропитанием, откуда тот и не ждет. Для того, кто уповает на Аллаха, достаточно Его [как покровителя]. Воистину, Аллах доводит до конца свое веление. Аллах предопределил меру для каждой вещи.

4. Те из ваших жен, у которых прекратились месячные, если вы сомневаетесь [по возрасту в их беременности], то установленный им срок [до вступления в новый брак] - три месяца, как и для тех, которые не достигли [возраста] месячных. Для тех же жен, которые беременны, установленный срок - до тех пор, пока они не разрешатся от бремени. Тому, кто боится Аллаха, Он дарует облегчение в его трудностях.

5. [Все] это - веление Аллаха, которое Он ниспослал вам. Тому, кто страшится Аллаха, Он простит злые деяния и увеличит вознаграждение.

6. Поселяйте их там, где вы сами поселились - по вашему достатку. Не причиняйте им вреда, дабы не поставить в трудное положение. А если они беременны, то содержите их, пока не разрешатся от бремени. Если они кормят [грудью] ваших [детей], то платите им и ведите между собой переговоры по-доброму. Если же вы не договоритесь по-доброму, то приглашайте [для кормления] кормилицу.

7. Пусть обладающий достатком уплачивает [разведенной жене] согласно своему достатку. Тот же, кто стеснен в средствах, пусть уплачивает часть того, что даровал ему Аллах. Аллах не требует ни с кого большего, чем Он даровал ему. И после лишений Аллах непременно дарует облегчение.

8. О, сколько городов ослушались велений Господа своего и Его посланников! Мы послали им суровую расплату и наказали их тяжкой карой.

9. И они вкусили кару за свои деяния, и их деяния обернулись ущербом [для них].

Бояться только Аллаха

Говорит Всевышний Аллах: «Воистину, это только шайтан пугает вас своими приближенными. Не бойтесь же их, а бойтесь меня, если вы являетесь верующими» см. «Имран», 175

Страх перед Аллахом - из лучших предстояний религии, и благороднейших из них. И поэтому поведал нам автор об обязательности уединения Аллаха в этом.

И упомянул Всевышний Аллах в Своей Книге о главах, приближенных, из ангелов и Пророков, и праведников, и сказал Аллах о них: «Боятся они своего Господа, который сверху них» Ан-Нахль, 50

И сказал Всевышний Аллах: «И они раскалываются от страха перед ним» Аль-Анбия, 28

И сказал (о верующих): «Они те, кто раскалываются от страха перед Ним» Аль-Му’минун, 57

И сказал Всевышний: «Которые доносят Послание Аллаха, и боятся Его, и не боятся никого, кроме Аллаха» Ахзаб, 39

*

И приказал к уединению Его в страхе: «И Меня Одного бойтесь..» Бакара, 40

И сказал Всевышний: «И не бойтесь людей, а бойтесь же Меня» аль-Маида, 44

И сказал Всевышний: «И неужели вы боитесь кого-либо, помимо Аллаха?» Ан-Нахль, 52

*

И страх делится на четыре вида:

1. Скрытый, мистический, страх, и это бояться кого либо помимо, кроме Аллаха, в том, что он поразит тебя тем, чем пожелает из болезней, бедности, смерти, и тому подобного, на основе своей способности и желания.

И будет все равно, будет ли боящийся заявлять, что это по причине дара устрашающего его, который дан ему по заступничеству Аллаха, или эта способность есть у него независимо от Аллаха. И этот страх не разрешено связывать его с чем-либо, помимо Аллаха, в основе, поскольку такой вид страха - следствие единственности Аллаха, и тот кто взял себе равного помимо Аллаха, и боится его таким страхом, то он мушрик.

И это то, в чем были убеждены многобожники касательно своих идолов, и обьектов поклонения, и поэтому они запугивают этим приближенных Милостивого, как запугивали они Ибрахима, Приближенного Всевышнего, мир ему. И он сказал им: «Я не боюсь тех, кого вы приобщаете в сотоварищи к Нему, если только мой Господь не пожелает чего-либо. Мой Господь объемлет знанием всякую вещь. Неужели вы не помяните назидание? Как я могу бояться тех, кого вы приобщаете в сотоварищи, если вы не боитесь приобщать в сотоварищи к Аллаху тех, о ком Он не ниспослал вам никакого доказательства? Какая же из двух групп имеет больше оснований чувствовать себя в безопасности, о если вы только знаете?» Анам, 80-81

И сказал Всевышний Аллах о народе Пророка Худа, что они сказали ему: «Мы твердо уверены, что просто один из наших богов причинил тебе зло". Худ сказал: "Воистину, я прошу Аллаха быть свидетелем, а вы свидетельствуйте, что я непричастен к тем, кому вы поклоняетесь помимо Него. Так ухищряйтесь, объединившись с ними, против меня и не давайте мне отсрочки» Худ, 54-55

И сказал Он Худу: «Они устрашают тебя теми, которые ниже Него» Зумар, 36

И этот вид страха - это то, что мы наблюдаем в наши дни у поклонников могил, и воистину они боятся мертвых праведников, и даже тагутов, так же, как боятся Аллаха, или даже больше, чем Его. И когда ты попросишь одного из них поклясться Аллахом, то он даст тебе что захочешь, из ложных клятв или правдивых, однако если это будет клятва обитателем могилы, то он не осмелится на клятву, если она будет ложной. И что это, как не то, что погребенный в земле страшнее для него, чем Аллах?

И нет сомнения, что до такой степени не достигал ширк первых (многобожников Мекки), однако клялись они своими клятвами Всевышнему Аллаху, и если постигала одного из них несправедливость, то они не просили устранения ее у погребенных в земле..

И заключая - не будет раб муслимом, пока не уединит Аллаха в этом виде страха, помимо всего, что кроме Него.

Второй вид: это когда оставляет человек то, что ему приказано из Джихада, и призыва к одобряемому и удержанию от порицаемого, без уважительного оправдания, а только лишь из-за боязни людей. И это запрещено. И об этом был ниспослан аят, разьясняющий это, и пришел в этом хадис: [B]«Воистину, Всевышний Аллах скажет своему рабу в Судный День: что удержало тебя, когда ты увидел порицаемое, от того, чтобы изменить его?» И раб ответит: «О мой Господь, я боялся людей». И скажет Всевышний: «Я имел больше права на то, чтобы ты боялся Меня» Ахмад, 3/30, Ибн Маджа, 2/1328

Третий вид: боязнь угрозы Аллаха, которой Он пригрозил ослушникам, и это то, о чем сказал Аллах: «Это для тех, кто боялся предстояния и боялся угрозы» Ибрахим, 14

И сказал: «И для тех, кто боялся предстояния перед Господом, уготовано два Сада» Ар-Рахман, 46 ,

И сказал также: «Они скажут: «Прежде, находясь в кругу своих семей, мы трепещали от страха» Ат-Тур, 26

А также сказал: «Они боятся дня, зло которого разлетается» Инсан, 7

И этот страх - из высочайших степеней Имана, и его место в Имане такое же, какое Ихсан занимает по отношению к Исламу. Но будет такой страх похвальным только тогда, когда он не ведет к безнадежностью и отчаянью души в Аллахе, и поэтому сказал шейх-уль-Ислам Ибн Теймия: «Граница страха там, где это удерживает тебя от ослушания Аллаха, а то, что выше этого, то нет нужды в этом» см. «Мадариджу ас-Саликин», 2/394

И остался четвертый вид: обычный, нормальный страх, как страх перед врагом, нападением хищных зверей, разрушением, утоплением, и тому подобным. И это не порицается, и это то, что упомянул Всевышний Аллах о Мусе, мир ему, в Его Словах: «Муса покинул город, оглядываясь со страхом» «Касас», 21

И когда стало ясным эти виды страха, то значение Слов Аллаха: «Воистину, это только шайтан пугает вас своими приближенными.» см. «Имран», 175 будет следующим: шайтан пытается запугать вас его сторонниками и приближенными, и ложно внушить вам, что они - могут причинить вам проблемы, и у них есть сила.

Сказал Всевышний Аллах: « ..Не бойтесь же их, а бойтесь меня, если вы являетесь верующими» - то есть: когда наущает он вам, или внушает, то уповайте на Аллаха, и воистину, хватит Его вам, и Он поможет вам одолеть их, как сказал Он, хвала Ему: «Разве Аллаха не достаточно для Его раба? Они устрашают тебя теми, которые ниже Него.. Скажи: «Довольно мне Аллаха. На Него одного уповают уповающие» Зумар, 36-38

И сказал Аллах: «Воистину, козни шайтана - слабы» Ан-ниса, 76

*

Сказал имам Ибн Аль Каййим, рахимахуЛлах: «И из козней врага Аллаха то, что он запугивает верующих своим войском и своими приближенными, для того, чтобы они не вели джихад с ними, и чтобы не приказывали им к одобряемому, и не удерживали от порицаемого, и не приказывали им к одобряемому, И поведал Всевышний, что это из его козней, и запугиваний, и предостерег нас от того, чтобы бояться их, и значение этого у всех толкователей: запугивает их своими приближенными, как сказал Катада: «Возвеличивает их в сердцах верующих». И поэтому сказал Всевышний: «..Не бойтесь же их, а бойтесь меня, если вы являетесь верующими..»

И каждый раз, когда усиливается Иман раба Аллаха, уходит из его сердца страх перед сторонниками шайтана, и каждый раз, когда слабеет Иман раба, увеличивается его страх перед ними» «Игасату Ляхфан»

Говорю я (шейх Сулейман): И приказал Всевышний к очищению этого страха перед Ним, и поведал, что это - условие в Имане, и тот, у кого не будет этого условия, у того не будет обязательного Имана. И также здесь то, что уединение Всевышнего Аллаха в страхе - из обязательных дел..

Передала Аиша, что сказал Посланник Аллаха: «Тот, кто ищет довольства Аллаха, навлекая на себя гнев людей, то будет Аллах доволен им, и сделает так, чтобы люди были довольны им. А тот, кто ищет довольства людей, навлекая на себя гнев Аллаха, то разгневается Аллах на него, и сделает так, чтобы разгневались на него люди» Ахмад, 3-488, Табарани, 878, Тирмизи, 3267, и его иснад достоверный *

Сказал шейх уль Ислам Ибн Теймия: «И это - из величайшей мудрости в религии, и воистину, тот, кто искал довольства Аллаха, гневая людей, тот боялся Его, и являлся праведным рабом, а Аллах возвеличивает праведных людей, и достаточно Его для раба. Как сказал Он: «Тому, кто боится Аллаха, Он создает выход из положения и наделяет его уделом оттуда, откуда он даже не предполагает» Толяк, 2-3 И достаточно для людей удела в Аллахе, без всяких сомнений»

Говорю я (шейх Сулейман): И воистину, толкает человека на поиск довольства творений, гневая при этом Творца, только его страх перед ними, и если бы был искренним его страх перед Ним, то как бы он искал их довольства при Его Гневе? И воистину, рабы - нищие, бессильные, нет способности у них на то, чтобы принести пользу, или причинить вред, абсолютно, и все, что у них есть из милостей - то от Аллаха, так как же сможет искренний муваххид, единобожник, поставить их довольство выше довольства Господа Миров, которому принадлежит власть полностью, и вся хвала абсолютно, и в его Руках все благо, и от него исходит все благо, и к Нему возвращаются все вещи, и нет никого достойного поклонения, кроме Него, Могущественного, Мудрого?

И поведал Всевышний Аллах, что это из качеств лицемеров, сказав о них: «Воистину, они страшатся вас в сердцах сильнее, чем Аллаха, поскольку они являются людьми непонимающими» Хошр, 13

И лучшее что сказано здесь, это слова поэта:

И когда будет достоверна твоя любовь.. То все, что сверху пыли, будет для тебя пылью

И сказал Ибн Раджаб: «И тот, кто убедился, что все, что сверху пыли - пыль, то как он предпочтет подчинение тому, кто является пылью, над подчинением Господину господ?! И как он будет делать довольной пыль, вызывая гнев Царя Вседарящего? Воистину, это вещь крайне удивительная!» Нуруль Иктибас, 89

Шейх, муджахид, лев Таухида, шахид Инша Аллах - Сулейман Ибн Абдуллах Ибн Мухаммад Ибн Абдуль Ваххаб, да будет доволен им Аллах

Из книги: «Тайсируль Азизуль Хамид», 970-989 (с сокращениями)

Параметры Прослушать Оригинал Оригинал текст فَإِذَا بَلَغْنَ أَجَلَهُنَّ فَأَمْسِكُوهُنَّ بِمَعْرُوفٍ أَوْ فَارِقُوهُنَّ بِمَعْرُوفٍ وَأَشْهِدُوا ذَوَيْ عَدْلٍ مِّنكُمْ وَأَقِيمُوا الشَّهَادَةَ لِلَّهِ ذَلِكُمْ يُوعَظُ بِهِ مَن كَانَ يُؤْمِنُ بِاللَّهِ وَالْيَوْمِ الْآخِرِ وَمَن يَتَّقِ اللَّهَ يَجْعَل لَّهُ مَخْرَجًا Транслит Fa"idh ā Balagh na "Ajalahunn a Fa"am sikūhunn a Bima`rū fin "Aw Fār iqūhunn a Bima`rū fin Wa "Ash /hidū Dh away `Ad lin Min kum Wa "Aqīmū A sh -Sh ahādata Lillahi ۚ Dh ālikum Yū`ažu Bihi Man Kā na Yu"uminu Bil-Lahi Wa A l-Yawmi A l-"Ā kh ir i ۚ Wa Man Yattaqi A l-Laha Yaj `al Lahu Makh rajāan Когда для них наступит установленный срок, оставьте их у себя по-хорошему или же отпустите по-хорошему. Призовите свидетелями двух справедливых мужей из вас и будьте свидетелями ради Аллаха. Таково увещевание для тех, кто верует в Аллаха и в Последний день. Тому, кто боится Аллаха, Он создает выход из положения А когда они [разведенные женщины] достигнут своего предела [когда приблизится срок завершения их ‘идды], то удерживайте их (о, мужья) [возвращайте до истечения срока ‘идды] согласно принятому [добрым образом и с намерением соблюдать их права по шариату и как принято среди людей] или расставайтесь с ними [позвольте, чтобы вышел срок их ‘идды] согласно принятому [не причиняя им вреда]. И (для возврата разводимой жены или же окончательного расставания с ней) призовите в свидетели двух справедливых (мужчин) из числа вас [верующих] и (о, свидетели) исполняйте свидетельство (только) ради Аллаха (а не для чего-либо другого) . Этим [тем, что Аллах повелел] увещается тот, кто верует в Аллаха и в Последний день [в День Суда]. А кто будет остерегаться (наказания) Аллаха [исполнять Его повеления и отстраняться от Его запретов], тому Он сделает выход (из любого затруднительного положения) Когда для них наступит установленный срок, оставьте их у себя по-хорошему или же отпустите по-хорошему. Призовите свидетелями двух справедливых мужей из вас и будьте свидетелями ради Аллаха. Таково увещевание для тех, кто верует в Аллаха и в Последний день. Тому, кто боится Аллаха, Он создает выход из положения Ибн Касир

Всевышний Аллах говорит, что когда срок «"идда» подходит к концу, но еще не совсем истек, муж должен решить: либо оставить свою жену у себя, т.е. вернуть ее и продолжать супружеские отношения (بِمَعْرُوفٍ ) «по-хорошему», а именно: по-доброму обращаться с ней, или отпустить ее (بِمَعْرُوفٍ ) «по-хорошему», т.е. без скандалов, обвинений и оскорблений. В таком случае он должен развестись с ней достойным образом.

Слова Аллаха: «Призовите свидетелями двух справедливых мужей из вас», т.е. если решите вернуть свою жену. Однажды "Имрана ибн Хусейна спросили о мужчине, который развелся со своей женой, а затем вступил с ней в половую близость, но он не призвал свидетелей засвидетельствовать его развод и возврат жены. "Имран сказал: «Ты развелся не в соответствии с Сунной и вернул не в соответствии с Сунной! Когда хочешь разводиться, то разводись при свидетелях и возвращай при свидетелях, и больше так не делай!» (передали Абу Дауд и ибн Маджа) .

Ибн Джурайдж сообщил, что "Атаа а словах Аллаха: (وَأَشْهِدُواْ ذَوَى عَدْلٍ مِّنكُمْ ) «Призовите свидетелями двух справедливых мужей из вас», сказал: «Не допустим брак, развод и возврат разведенной жены без двух справедливых свидетелей, как сказал Всемогущий и Великий Аллах, без уважительной причины».

Аллах сказал: (ذَٰلِكُمْ يُوعَظُ بِهِ مَن كَانَ يُؤْمِنُ بِٱللَّهِ وَٱلْيَوْمِ ٱلآخِرِ ) «Таково увещевание для тех, кто верует в Аллаха и в Последний день». Другими словами: «Наш приказ призывать свидетелей в таких случаях и составлять свидетельство исполняют те, кто верует в Аллаха и в Последний день и кто боится наказания Аллаха в следующей жизни».

Слова Аллаха: (وَمَن يَتَّقِ ٱللَّهَ يَجْعَل لَّهُ مَخْرَجاً وَيَرْزُقْهُ مِنْ حَيْثُ لاَ يَحْتَسِبُ ) «А тому, кто боится Аллаха, Он создает выход из положения и наделяет его уделом оттуда, откуда он даже не предполагает» - т.е. тому, кто остерегаясь (наказания) Аллаха выполняет Его предписания и избегает Его запретов, Аллах создаст выход из его трудностей и наделит его уделом, откуда он и не думал. "Абдулла ибн Мас"уд сказал: «Самый объемный по своему значению аят в Коране - это: (إِنَّ ٱللَّهَ يَأْمُرُ بِٱلْعَدْلِ وَٱلإْحْسَانِ ) "Воистину Аллах повелевает блюсти справедливость, делать добро" (16:90) . Самый великий аят Корана, содержащий утешение: (وَمَن يَتَّقِ ٱللَّهَ يَجْعَل لَّهُ مَخْرَجاً ) "Тому, кто боится Аллаха, Он создает выход из положения" (

1. Таква (богобоязненность)

«Тому, кто боится Аллаха, Он создает выход из положения и наделяет его уделом оттуда, откуда он даже не предполагает. Тому, кто уповает на Аллаха, достаточно Его. Аллах доводит до конца Свое дело. Аллах установил меру для каждой вещи »(65:2-3).

«Если бы жители селений уверовали и стали богобоязненны, Мы раскрыли бы перед ними благодать с неба и земли. Но они сочли это ложью, и Мы схватили их за то, что они приобретали» (7:96).

2. Стремление к прощению и покаяние

«Я говорил: «Просите у вашего Господа прощения, ведь Он - Всепрощающий. Он ниспошлет вам с неба обильные дожди, поддержит вас имуществом и детьми, взрастит для вас сады и создаст для вас реки» (71:10-12).

«О мой народ! Просите прощения у вашего Господа, а затем покайтесь перед Ним. Он ниспошлет вам с неба обильный дождь и приумножит вашу силу. Посему не отворачивайтесь, будучи грешниками» (11:52).

«Просите прощения у вашего Господа и раскаивайтесь перед Ним, чтобы Он наделил вас прекрасными благами до определенного срока и одарил Своей милостью каждого милостивого» (11:3).

3. Tаваккуль (упование на Всевышнего)

Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Поистине, если вы будете уповать на Аллаха истинным упованием, непременно будете наделены уделом, подобно птице, которая ранним утром улетает с пустым желудком, а возвращается уже вечером с полным желудком».

«Тому, кто боится Аллаха, Он создает выход из положения и наделяет его уделом оттуда, откуда он даже не предполагает. Тому, кто уповает на Аллаха, достаточно Его. Аллах доводит до конца Свое дело. Аллах установил меру для каждой вещи» (65:2-3).

«Лучше бы они довольствовались тем, что дали им Аллах и Его посланник, и сказали: «Нам достаточно Аллаха. Аллах одарит нас из Своей милости, а также Его посланник. Воистину, мы устремляемся к Аллаху!» (9:59).

4. Постоянное поклонение Аллаху

Пророк Мухаммад (мир ему) сказал: «Аллах сказал: «О, сын Адама! Посвяти себя поклонению Мне, и (тогда) Я наполню твою грудь чувством достатка и закрою твою бедность, в ином же случае, Я наполню твои руки занятостью и не закрою твою бедность».

5. Благодарность Всевышнему

Вот ваш Господь возвестил: «Если вы будете благодарны, то Я одарю вас еще большим. А если вы будете неблагодарны, то ведь мучения от Меня тяжки» (14:7).

6. Совершение хаджа и умры

Пророк Мухаммад (мир ему) сказал: «Чередуйте хадж с умрой, ибо, поистине, они изгоняют бедность и грехи подобно тому, как кузнечный мех выдувает окалину из железа, золота и серебра, а за безупречный хадж единственным воздаянием будет только Рай».

7. Укрепление родственных уз

В хадисе сказано: «Кто хочет, чтобы раскрылся перед ним удел этой жизни, и продлились его годы, то пусть соединяет родственные узы».

8. Тратить на пути Аллаха

«Воистину, мой Господь увеличивает или ограничивает удел тому из Своих рабов, кому пожелает. Он возместит все, что бы вы ни израсходовали. Он - Наилучший из дарующих удел» (34:39).

В другом хадисе-кудси сказано: «О сын Адама, расходуй из своего добра, и Я буду расходовать на тебя».

9. Переселение на пути Аллаха

«Кто совершает переселение на пути Аллаха, тот найдет на земле много пристанищ и изобилие. Если же кто-либо покидает свой дом, переселяясь к Аллаху и Его посланнику, после чего его настигает смерть, то его награда ложится на Аллаха. Аллах - Прощающий, Милосердный» (4:100).

10. Никах

«Сочетайте браком тех из вас, кто холост, и праведников из числа ваших рабов и рабынь. Если они бедны, то Аллах обогатит их из Своей милости. Аллах - Объемлющий, Знающий» (24:32).

11. Поддержка

При жизни Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, (в Медине) жили два брата, один из которых постоянно приходил к Пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, а другой зарабатывал на жизнь своим ремеслом. (Однажды) тот, кто зарабатывал, пожаловался Пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, на своего брата, а он сказал: «Возможно, что удел твой даруется тебе благодаря ему».

12. Доброта по отношению к бедным

В хадисе сказано: «Не прекратит Аллах помогать рабу в его нужде до тех пор, пока сам раб не перестанет помогать в нужде своему брату».

13. Честность

В хадисе сказано: «Продавец и покупатель имеют право удержать или вернуть товар до тех пор, пока они не разошлись или не разойдутся; и если обе стороны говорили правду и раскрывали недостатки и качества (товара), то тогда они будут благословлены в своей сделке, а если они лгали или что-то скрыли, то блага этой сделки будут утеряны».

14. Помнить об Ахирате

В хадисе сказано: «Если человек сделает своей целью ахират, то Аллах сделает богатым его сердце, и этот мир будет ходить за ним униженным. Но, если человек сделает своей целью этот мир, то он будет погружен в беспокойства. И в этой жизни никто не получает больше того, что было ему предписано».

15. Стремление к истинному

«Читайте же из него то, что необременительно для вас, совершайте намаз, раздавайте закят и одолжите Аллаху прекрасный заем. Какое бы добро вы ни приготовили для себя заранее, вы найдете его у Аллаха в виде лучшего и большего вознаграждения. «Просите же у Аллаха прощения, ведь Аллах - Прощающий, Милосердный» (73:20).

«Если кто возжелает преходящей жизни, то Мы тотчас одарим тем, что пожелаем, того, кого пожелаем. А потом Мы предоставим ему Геенну, где он будет гореть презренным и отверженным. А если кто возлюбит Последнюю жизнь и устремится к ней надлежащим образом, будучи верующим, то его старания будут отблагодарены. Каждого из тех и других Мы наделяем дарами твоего Господа, и дары Его не являются запрещенными» (17:18-20).

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.