Тема: «Рельеф и полезные ископаемые Южной Америки. Рельеф и полезные ископаемые Южной Америки

В рельефе Южной Америки, как вам уже известно, есть общие черты с Африкой и Австралией. Вспомните их и ответьте на следующие вопросы:

  1. Какие типы земной коры включает Южно-Американская литосферная плита? В каком направлении она движется? Почему?
  2. Как образуются складчатые горные пояса? Почему у южных материков они лежат на окраинах?

В рельефе Южной Америки выделяются две части. Восток занят равнинами, а на западе протянулись горные цепи Анд. Как же образовался современный рельеф материка? Как изменяется он в настоящее время?

Равнинно-плоскогорный Восток расположен на платформе.

Западная часть материка - результат взаимодействия двух литосферных плит. Океаническая плита поддвигается под континентальную и погружается в мантию, образуя желоб. Край континентальной плиты сминается в складки. Формирование Анд продолжается, происходят частые землетрясения, извержения вулканов. Наиболее мощные движения происходят через каждые 10-15 лет. Последние разрушительные землетрясения случились в Андах в 1960, 1970, 1985 гг. Землетрясения - самые страшные стихийные бедствия для народов, живущих в Андах. С ними, как правило, связано извержение вулканов, а также сотрясение морского дна и образование цунами. В горах землетрясения сопровождаются камнепадами, обвалами, снежными лавинами. В мае 1970 г. со склонов горы в Перуанских Андах сошла снежно-ледяная лавина. Обычная снежная лавина вовлекла в движение ледник длиной 1,5 км, а также глыбы горных пород. В течение считанных секунд был погребен под 10-метровым слоем льда, снега и грязи город, отстоящий от подножия горы почти на 14 км. Там погибло 25 тыс. человек. Эту трагедию сравнивают с гибелью города Помпеи.

Восток материка не имеет в рельефе резких колебаний высот. Здесь редки землетрясения, отсутствуют действующие вулканы. Длительное разрушение платформы и вертикальные движения привели к образованию Бразильского и Гвианского плоскогорий. Разломы земной коры разбили их на отдельные массивы. Рельеф плоскогорий разнообразен, причудливые очертания столовых гор чередуются с холмистыми пространствами, их сменяют невысокие массивы, изрезанные ущельями.

В прогибах платформы лежат низменные равнины - Амазонская, Оринокская и Ла-Платская. Это плоские, часто заболоченные пространства, сложенные осадочными породами. Равнины материка и участки плоскогорий удобны для земледелия, прокладки дорог, строительства городов.

Анды образуют самые длинные горные цепи на суше. Хребты их то расходятся, то сближаются и образуют горные узлы с высочайшими пиками, среди которых много потухших и действующих вулканов. Вершины гор покрыты шапками вечных снегов и ледниками. Высшая точка Анд и всего Западного полушария - гора Аконкагуа поднимается до 6960 м. Между горными хребтами Анд лежат плоскогорья. Внутренние и внешние силы создали великое разнообразие очертаний гор. Из-за разломов образовались крутые склоны. Выветривание образовало у их подножий каменные реки - осыпи. К разломам приурочены вулканы. Их извержения также влияют на внешний облик гор, которые иногда меняются прямо на глазах. Вот что записал в своем дневнике А. Гумбольдт, наблюдая извержение вулкана: «...сразу в одну ночь толстое снежное покрывало горы исчезло, и перед глазами предстало во всей наготе черно-серое тело горы; темно-красным пламенем подымался на громадную высоту огненный столб выбрасываемого дождя шлаков ».

Южная Америка богата месторождениями полезных ископаемых. На плоскогорьях Востока есть месторождения железных, марганцевых руд, никеля, залежи бокситов, содержащих алюминий. Во впадинах и прогибах платформы найдены нефть, природный газ, уголь.

Анды особенно богаты цветными и редкими металлами. Внедрение магмы в осадочные породы привело к образованию крупнейших в мире месторождений медных руд, а также молибденовых, оловянных, серебряных и др. Название гор происходит от слова «анта», на языке инков - «медь».

  1. Какие процессы формируют рельеф Востока материка?
  2. Как образовались Анды?
  3. Объясните закономерности размещения месторождений полезных ископаемых на материке.
  4. Сравните рельеф и полезные ископаемые Южной Америки и Африки. Сделайте вывод по результатам сравнения.

Цели и задачи урока:

  1. Изучить особенности поверхности суши и закономерности размещения полезных ископаемых.
  2. Продолжить формирование умения устанавливать причинно-следственные связи, сопоставление географических карт.
  3. Развивать любознательность.

Оборудование урока:
физическая карта полушарий; карта «Строения земной коры»; картины «Анды»; «Бразильское плоскогорье»; мультимедиа;

Тип урока : урок - исследование
Методы урока : словесный; проблемно-поисковый; самостоятельная работа;

Ход урока:

Организация учащихся на урок.
Проверка и оценка знаний.
Игра «найди меня» .

На доске запись:

Последовательность диктовки:

  1. Узкий извилистый пролив
  2. Канал соединяющий два океана
  3. Океан, омывающий восточные берега
  4. Путешественник, совершивший несколько плаваний к берегам Юж.Америки
  5. Океан, омывающий западные берега Юж.Америки
  6. Море на севере Юж.Америки
  7. Путешественник, чьим именем назван материк
  8. Остров на юге материка.

Проверка: 1 вариант- 4,8,2,6,3,1,7,5
2 вариант-5,1,7,3,6,8,2,4

Изучение нового материала.
Материк Южная Америка – материк рекордов.
Давайте назовем рекорды….?
Самый влажный, …и т. д. (учащиеся называют рекорды материка)
А сейчас перейдем к исследованию поверхности материка.
Работа с атласами и физ. картой.
Назовите и покажите формы рельефа материка?
Что можно сказать о западной части материка?
Что можно сказать о восточной части материка?
С какими материками по форме рельефа схожа Южной Америка?
Вывод: (делают учащиеся)
Рельеф Южной Америки разнообразен. Здесь протянулась самая длинная горная цепь АНДЫ с высочайшей вершиной г. АКОНКАГУА, величайшая низменность АМАЗОНСКАЯ , ее еще называют местные жители БОЛОТОМ ДЬЯВОЛА, обширные нагорья ГВИАНСКОЕ И БРАЗИЛЬСКОЕ, многочисленные действующие и потухшие вулканы ЛЬЮЛЬЯЛЬЯКО , САН-ПЕДРО, ЧИМБОРАСО между цепями гор затерялось высокогорное озеро ТИТИКАКА, в долине р. Парана – ЛА-ПЛАТСКАЯ НИЗМЕННОСТЬ ,а на севере, в долине р. Ориноко- ОРИНОКСКАЯ НИЗМЕННОСТЬ.

Работа с картами (тектонической, физической). Работа в тетрадях.
Теперь приступим к исследованию материка. Давайте, разрежем материк как пирог и посмотрим, что у него внутри.
В тетрадях сделаем схематический профиль Южной Америки по 8 Ю.Ш. 7000 м Анды.

Исследуем маршрут от Тихого океана до Атлантического.
От побережья Тихого океана на нашем пути стеной встают горы Анды.
Картина гор Анд.

  • определите, какого возраста эти горы?
  • что лежит в основании гор Анд?
  • о свидетельствует наличие многочисленных действующих и потухших вулканов?
  • (рассказ учащегося о извержении вулканов в Чили в 1960 г.)
  • чтение детьми статьи в учебнике с. 149 (наблюдение извержение вулкана А.Гумбольдта).
  • какими полезными ископаемыми богаты горы?
  • определить высоту низменности
  • что лежит в основании низменности?
  • какие полезные ископаемые встречаются?

Вывод: в прогибах платформы лежат низменные участки. Они сложены осадочными породами. Эти участки удобны для строительства городов, железных дорог, земледелия.
Продолжаем движение к Атлантическому океану.
Картина « Бразильское нагорье»

  • что происходит с платформой?

Вывод: выход древней платформы образует кристаллический щит в основании Бразильского и Гвианского плоскогорья. Это результат взаимодействия двух литосферных плит – океанической и континентальной.

  • отметить полезные ископаемые

Мы исследовали поверхность материка, узнали особенности рельефа.
Анализ: Что вы узнали в результате исследования Южной Америки?

  • Какие две части можно выделить в рельефе материка?
  • Какие процессы формируют запад материка?
  • На какой платформе лежит материк?
  • Какие формы рельефа соответствуют устойчивым участкам платформы?
  • Где располагаются подвижные участки земной коры?
  • Какие формы рельефа им соответствуют?
  • Как они образовались?
  • Какие низменности лежат в прогибах платформы?
  • Какими породами они сложены?

Работа по контурным картам

  • надпишите формы рельефа Южной Америки
  • условными знаками нанесите полезные ископаемые
  • звездочками отметьте вулканы

Игра для закрепления знаний: «Отметь правильный ответ…»
Учащиеся получаю звездочки. На одном луче написан вопрос, на других - варианты ответов. Нужно выбрать правильный ответ.

Итог.
Учащиеся проводят рефлексию своей деятельности.
Анализируют результаты, степень участия в работе других учащихся.
Что делали ученики на уроке?
Что делал учитель?

Оценки. Домашнее задание

Литература:

  1. Учебник География материков и океанов В.А.Коринская
  2. Поурочные планы к учебнику В.А.Коринская
  3. Занимательная география состовитель Г.Н.Якуш

МБОУ «Войковская средняя общеобразовательная школа Сорочинского района Оренбургской области »

Аннотация к уроку: урок является третьим по счету по теме «Южная Америка » в 7 классе . В структуре урока продумано применение технологии развивающего обучения (индивидуальная и групповая работа), технология личностно-ориентированного подхода (анализ карты «Строение земной коры»), здоровьесберегающая (физминутка).

Конспект открытого урока по географии

Учитель:

Цели и задачи урока:

Образовательные:

Сформировать представление о тектоническом строении, рельефе и полезных ископаемых. Выявление взаимосвязей между строением земной коры, рельефом и полезными ископаемыми Южной Америки

Развивающие

Развитие познавательного интереса у учащихся, их творческих способностей,

совершенствование работы с картами. Отрабатывать умение анализировать исходные данные и делать выводы. Активизация познавательной деятельности учащихся, развитие интереса к предмету, географического мышления, логики, внимания.

Воспитательные:

Воспитывать у учащихся чувство любви и бережного отношения к природе, умение видеть красоту окружающего мира, воспитывать экологическую культур, аккуратность работы с источниками географических знаний

Оборудование: физическая карта Южной Америки, настенная к/к мира, мультимедийная установка, учебник, атлас, контурные карты, презентация «Рельеф Южной Америки».

Ход урока.

I. Организационный момент.

Каждый урок географии эта очередная ступенька вашей лестницы познания. Это очередной шаг восхождения к вершине знаний. И чем больше таких шагов вы совершите за свою жизнь, тем выше ваш интеллектуальный уровень.

Поэтому начать урок я хочу с легенды вождя одного из племени, который посылал юношей на вершину Аконкагуа. Самую высокую точку Южной Америки.

«Идите, пока хватит сил. Кто устанет, пускай вернется домой. Но пусть каждый принесет мне ветку с того места, где он свернул с дороги», говорил вождь . Вскоре первый вернулся с дороги и протянул листок кактуса. Вождь усмехнулся: « Ты не был даже у подножия горы». Второму, принесшему серебристую ветку полыни, вождь сказал: «Ты был у подножия, но даже не пытался начать восхождение». Третий с веткой тополя, заслужил похвалу: «Ты добрался до родника». Подобное поощрение было и к четвертому. Последний юноша пришел с пустыми руками. Но лицо его светилось радостью. Он объяснил, что был там, где не растут деревья, но зато видел сверкающее море. Вождь не только поверил ему, но и отдал самую большую дань признания: «Тебе не нужна ветка-самвол. Победа сияет в твоих глазах, звучит в твоем голосе. Это одна из вершин твоей жизни. Ты видел гору во всем ее величии».

Каждый из вас может сегодня уйти с урока с такими же сияющими глазами. С чувством победы познания нового. Но для вашей победы нужно ваше внимание и кропотливая работа.

На уроках географии почти каждый урок познания начинается с карты и сейчас мы начинаем работать именно с ней.

II. Опрос домашнего задания:

1 уч-ся на к/к наносит объекты ГП Южной Америки

2 уч-ся наносит на к/к объекты ГП Африки

3 уч-ся наносит объекты ГП Австралии

Вопросы для фронтального опросы параграфов:

1. Площадь Южной Америки? (18 млн. км2).

2. Площадь Африки? (30,3 млн. км2).

3. Площадь Австралии и Океании? (около 9 млн. км2)

4. Какие климатические пояса пересекают Африку? (экваториальный, субэкваториальные, тропические, субтропические).

5. Какие климатические пояса пересекают Австралию? (суэкваториальный, тропический. Субтропический, умеренный).

6. Какие климатические пояса пересекают Южную Америку?

(экваториальный, субэкваториальные, тропический, субтропический, умеренный).

III. Мотивация

Мы с вами вспомнили материал предыдущих уроков. Сегодня мы продолжим изучать Южную Америку, но для того чтобы определить тему урока послушайте следующие строки:

(Слайд 1)

Посмотреть на карту надо,
Горы там зовутся Анды,

В переводе эта твердь.

Означает слово медь.
Тут в былые времена,

Прогибалась земля,
А другая поневоле,
Превратилась в плоскогорье.
Где комфортно, без проблем?
Лима, Кито иль Белен?
На востоке жить остаться,
Иль на запад перебраться?

Как вы думаете, о чем мы сегодня поговорим?

Ученики: О рельефе Южной Америки и его особенностях.

Учитель: Совершенно верно, тема урока: «Рельеф и полезные ископаемые Южной Америки». (Слайд 2)

Учитель: Что вы знаете о рельефе материка? Запишите это в свои таблицы. (Учащиеся заполняют первый столбик таблицы). (Слайд 3 )

Знал

(примерные варианты)

Узнал

Хочу узнать

(примерные варианты)

«Теперь я вас попрошу заполнить 3 столбик нашей таблицы и написать, что бы вы хотели узнать о рельефе Южной Америки?»

Учащиеся заполняют 3 столбик. После заполнения кратко обсуждаются записи.

IV. Изучение нового материала.

Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с рельефом Южной Америки, выясним закономерности размещения форм рельефа и полезных ископаемых на территории материка, построим цепочку причинно-следственных связей между рельефом, полезными ископаемыми и внутренним строением материка. (Слайд 4 )

Учитель: Давайте вспомним материал прошлых уроков.

§ Что такое рельеф; (совокупность неровностей суши, дна океанов и морей, разнообразных по очертаниям, размерам, происхождению, возрасту и истории развития).

§ Какие основные формы рельефа вы знаете? (Равнины и горы)

§ На какие виды по высоте делятся равнины; (низменности-200 м, возвышенности – до 500 м, плоскогорья – выше 500 м).

§ Как горы делятся по высоте? (низкие, средние, высокие)

§ Что такое платформа; (обширные малоподвижные участки земной коры наиболее устойчивые глыбы, создающие твердый ее каркас)

§ Каким участком земной коры является пограничная область между литосферными плитами; (сейсмическим поясом).

§ Что происходят на сейсмическом поясе? (землетрясения и извержения вулканов)

§ На какие группы делятся полезные ископаемые по происхождению; (осадочные, магматические)

Для того чтобы более подробно изучить строение земной коры и рельеф Южной Америки нам необходимо поработать с картами. (Слайд 5)

Групповая работа :

1. Выявите закономерность размещения рельефа на материке (горы на западе, равнины на востоке).

2. Какими причинами можно объяснить расположение гор на западе, а равнин на востоке. Разное тектоническое строение (на западе складчатая область - кайонозойская, а востоке платформа – Южно-Американская)

3.На какой литосферной плите располагается Южная Америка? (Южно-Американская)

4. С какими литосферными плитами она граничит? (Антарктическая, Африканская, Северо - Американская, Тихоокеанская).

5 . Что происходит на границе литосферных плит на западе материка? (сталкиваются материковая и океаническая)

6. Какие формы рельефа выделяются на материке? (горы, низменности, плоскогорья)

7. В какой части материка располагаются равнины? Назовите и покажите их на карте. (Восток материка. Амазонская низменность, Ла-Платская низменность, Бразильское и Гвианское плоскогорье)

7. Где на материке располагаются горы? Назовите и покажите их на карте. (Запад материка, Анды)

На основе выявленных знаний заполните схему и сделайте вывод. (Слайд 6)

Вывод: (проверка схемы) размещение основных форм рельефа зависит от внутреннего строения земной коры. (Слайд 7)

V. ФИЗМИНУТКА для глаз

Учитель: следите за семи передвижениями на экране

Учащиеся наносят на контурную карту формы рельефа (Слайд 8)

· Анды (Аконкагуа, 6960м.)

· Гвианское плоскогорье

· Бразильское плоскогорье

· Оринокская низменность

· Амазонская низменность

· Лаплатская низменность

Учитель: Мы с вами выяснили, что рельеф Южной Америки неоднородный. Запад – горный, восток равнинный.

Давайте немного остановимся на Андах.

Сообщение учащегося (Слайд 9-10).

Анды - самая длинная в мире горная цепь, 9000 км.

(Слайд 11)

Полезные ископаемые . (Слайд 12)

Назовите, какими полезными ископаемыми богаты разные части материка. К какой группе по происхождению они относятся?

Подумайте, от чего зависит такое размещение полезных ископаемых на материке (от геологического строения).

Задание:

Учитель: С помощью карт атласа выпишите полезные ископаемые, характерные для разных частей Южной Америки. (Слайд 13)

Учащиеся проверяют схему. (Слайд14)

VI. Закрепление

VII. «Мы с вами много узнали о рельефе Южной Америки.

Давайте обобщим накопленную информацию: (Слайд 15)

1. Ю. А. имеет разнообразный рельеф потому, что… (имеет сложное тектоническое строение на западе - кайнозойская складчатость – горы, а востоке Южно-Американская платформа)

2. Анды – молодые горы потому, что… (кайонозойская складчатость самая молодая)

3. На материке присутствуют различные виды полезных ископаемых потому, что… (разное тектоническое строение, платформам соответствуют полезные ископаемы - осадочное происхождения, а складчатым областям – магматического происхождения)

Тест: (Слайд16)

1. Высшая точка Анд:

а)г. Чимборасо;

б)г. Аконкагуа;

в) г. Ильямпу;

2. Восток материка расположен на:

а) древней платформе;

б) молодой платформе;

в) границе литосферных плит;

3. Горы Анды протянулись на:

4. О продолжении горообразования Анд свидетельствует:

а) их протяженность;

б) частые землетрясения;

в) оледенение;

5. Анды образовались на:

а) платформе;

б) границе литосферных плит;

в) материковой области;

6. В Южной Америке находится величайшая равнина мира:

а) Оринокская;

б) Бразильская;

в) Амазонская.

Учащиеся проверяют тест (слайд № 17)

Теперь давайте вернёмся к нашей таблице и заполним средний столбец.

(слайд № 18)

Знал

(примерные варианты)

Узнал

Хочу узнать

(примерные варианты)

Анды на западе, высшая точка гора Аконкагуа, равнинный восток и др.

Особенности рельефа материка, разнообразие рельефа. Полезные ископаемые, характерные для Южной Америки и др.

Как сформировался рельеф материка, каково геологическое строение материка и какие полезные ископаемые приурочены к той или иной форме рельефа и т. д.

VIII. Домашнее задание (Слайд 19)

§ Параграф 41, к/к – все учащиеся класса;

§ составить кроссворд по теме «Рельеф и полезные ископаемые Южной Америки» - 1 группа уч-ся

IX. Подведение итогов урока

Рефлексия

На заключительном этапе урока предлагаю вам дать оценку
своей работы на уроке:

1. Было ли тебе интересно на уроке?

2. Сумел ли ты приобрести новые знания и умения на уроке?

3. Сумел ли ты применить свои знания?

4. Какой отметкой ты бы оценил свою работу на уроке?

Сообщение

Название «АНДЫ» от анта, на языке инков - медь, медные горы.

Анды - самая длинная в мире горная цепь, 9000км.

Аконкагуа самый высокий в мире потухший вулкан - высшая точка Южной Америки, западного и южного полушарий.

Происхождение названия горы точно неизвестно, существующие выводят его из арауканского («с другой стороны реки Аконкагуа») или от Ackon Cahuak, что на языке кечуа означает «Каменный страж».

Гора возникла при столкновении тектонических плит.

Мощная горная система Анд, образует часть тихоокеанского «Огненного кольца": здесь много вулканов, часты землетрясения.

Карточка № 1

Нанести на к/к «АФРИКИ»:

1.м. Бен-Секка

2. м. Игольный

3. м. Альмади

4. м. Рас-Хафун

5.Средиземное море

6. Гвинейский з-в

7. Красное море

8. Баб-эль-Мандебский пролив

Карточка № 2

Нанести на к/к «Австралии»:

2. м. Саут-Ист-Пойнт

3. м. Саут-Ист-Кейп

4. м. Стип Пойт

5. м. Байрон

6. залив Карпентария

7. Бассов пролив

8. О. Тасмания

Карточка № 3

Нанести на к/к «Южной Америки»:

1. М. Галиньяс

2. М. Фроуард

4. М. Париньяс

5. М. Кабу-Бранку

6. Карибское море

7. Залив Ла-Плата

8. Панамский канал

Знал

Узнал

Хочу узнать

Знал

Узнал

Хочу узнать

Знал

Узнал

Хочу узнать

Знал

Узнал

Хочу узнать

Рельеф Южной Америки разнообразен. По характеру геологического строения и особенностям современного рельефа Южная Америка разделена на две разнородные части. Восточная часть материка - это древняя Южно-Американская платформа; западная - активно развивающийся складчатый пояс Анд. Приподнятым участкам платформы - щитам - соответствуют в рельефе Бразильское и Гвианское плоскогорья. Прогибам Южно-Американской платформы соответствуют гигантские низменные равнины - Амазонская, Оринокская, система внутренних равнин (равнина Гран-Чако, Лаплатская низменность), а молодой Патагонской платформе - равнины Патагонии.

Амазонская низменность заполнена морскими и континентальными отложениями. Образована она вследствие деятельности реки Амазонки, в результате накопления принесенных течением наносов. На западе низменность очень плоская, долины рек врезаны слабо, высоты едва достигают 150 м. Северная и южная ее окраины, подстилаемые кристаллическими породами щитов, возвышенны и постепенно переходят в плоскогорья.

Бразильское плоскогорье расположено на востоке материка. Представляет собой выступы кристаллического фундамента платформы, между которыми расположены прогибы, заполненные осадочными породами и вулканическими лавами. Это самое большое поднятие в пределах платформы. Бразильское плоскогорье имеет высоты от 250-300 м на севере до 800-900 м на юго-востоке. Рельеф плоскогорья представляет собой относительно выровненную поверхность, над которой возвышаются глыбовые массивы и плато.

На севере материка к обширному выступу складчатого основания платформы приурочено Гвианское плоскогорье (300-400 м). В его рельефе преобладают ступенчатые плато.

Огромные равнины и значительные участки плоскогорий Южной Америки удобны для жизни и хозяйственной деятельности населения. (Покажите на карте крупнейшие низменности и плоскогорья и определите максимальные их высоты.)

Анды - самая длинная горная цепь на суше длиной в 9000 км. Анды представляют собой одну из высочайших горных систем земного шара. По высоте она уступает лишь Тибетско-Гималайской горной стране. Двадцать вершин Анд поднимаются на высоту более 6 тыс. м. Самая высокая из них - г. Аконкагуа (6960 м).

Образование Анд - результат взаимодействия двух литосферных плит, когда океаническая плита Наска «нырнула» под континентальную Южно-Американскую. При этом край континентальной плиты смялся в складки, образовав горы. В настоящее время горообразование продолжается. Об этом свидетельствуют извержения многочисленных вулканов и сильнейшие катастрофические землетрясения. Среди крупных вулканов можно отметить такие, как Чимборасо (6267 м), Котопахи (5897 м). Западное побережье, занятое Андами, относится к Тихоокеанскому «огненному кольцу».

Самое сильное в мире зарегистрированное в 11-12 баллов произошло в 1960 г. в Чили. В 2010 г. в Чили землетрясение унесло несколько сотен жизней. Серьезные катастрофы происходят в Андах раз в 10-15 лет.

Горная система Анд состоит из нескольких меридианально вытянутых горных хребтов. Между хребтами лежат внутренние плоскогорья и плато, высотой от 3500 до 4500 м.

Полезные ископаемые Южной Америки

Материк богат полезными ископаемыми. Богатейшие месторождения железных и марганцевых руд приурочены к древним щитам Южно-Американской платформы: центру и окраинам Бразильского плоскогорья, а также северу Гвианского плоскогорья. Крупнейшим районом добычи железных руд является Каражас. В северной части на окраинах обоих плоскогорий расположены очень крупные месторождения бокситов, сырья для алюминиевой промышленности. Бокситы залегают на небольших глубинах, и их добывают открытым способом.

В Андах разведаны руды меди (Перу, Чили), олова (Боливия), свинца и цинка (Перу). Предгорные прогибы Анд, особенно Венесуэлы и Колумбии, богаты нефтью и природным газом. Месторождения каменного угля менее значительны (Эквадор, Аргентина). Многие Андские страны известны добычей драгоценных камней. В первую очередь это относится к добыче изумрудов в Колумбии. Из благородных металлов в Южной Америке наиболее крупные запасы серебра в Перу. Пояс Анд славится также некоторыми нерудными полезными ископаемыми. Среди них первое место занимает селитра. Знаменитую чилийскую селитру и йод добывают в высохших водоемах Атакамы.

Рельеф Южной Америки более разнообразен в сравнении с Африкой и Австралией. Высокие Анды на западе отделяют основную равнинную часть материка от Тихого океана. Южная Америка отличается активной сейсмичностью. Южную Америку называют «кладовой мира». Материк богат природными ресурсами, необходимыми для развития многих отраслей хозяйства.

Недра Южной Америки благодаря уникальному рельефу исключительно богаты залежами железных и меднопорфировых руд, рудами олова, сурьмы и другими рудами черных, цветных и редких металлов, а также серебром, золотом и платиной.

Прогибы Анд, территория Венесуэлы и Карибский бассейн в большом количестве содержат месторождения нефти и природного газа. Также на континенте есть небольшие залежи угля.

Помимо нефти и драгоценных металлов недра Южной Америки полны таких богатств, как алмазы, изумруды и другие драгоценные и поделочные камни.

Особенности рельефа Южной Америки и их влияние на месторождения полезных ископаемых

Южную Америку принято делить на две разные в геологическом отношении части: восточную, в основе которой древняя Южно-Американская платформа, с приподнятыми территориям в районах Гвианского и Бразильского нагорий, и западную, вдоль которой протянулась длиннейшая наземная горная цепь Анд. Поэтому материк богат как полезными ископаемыми, образующимися на равнинах и плоскогорьях, так и горными породами и минералами, образовавшимися в результате вулканической деятельности.

Анды богаты рудами черных и цветных металлов метаморфического и магматического происхождения, среди которых цинк, олово, медь, железо, сурьма, свинец и другие. Также в горах идет добыча драгоценных камней и металлов (серебро, золото, платина).

Восточные нагорья континента богаты залежами редких руд, из которых добывают цирконий, уран, никель, висмут и титан, а также месторождениями берилла (драгоценного камня). Возникновение руд и берилла связаны с вулканической активностью и выходом магмы на поверхность.

В прогибах платформы, межгорных и предгорных впадинах образовались обширные месторождения нефти и природного газа. Благодаря процессам выветривания земной коры в недрах континента появились залежи алюминия. А биохимические процессы в компании с пустынным климатом «поработали» над пометом морских птиц, в результате чего на континенте появились залежи чилийской селитры.

Виды полезных ископаемых Южной Америки


Горючие полезные ископаемые:

  • уголь (Колумбия, Чили, Бразилия, Аргентина) - один из самых востребованных в мире энергоресурсов;
  • нефть (Карибский бассейн) - жидкое маслянистое вещество, возникновение которого приурочено к материковым депрессиям и окраинам;
  • природный газ.

Руды черных металлов

Железо (месторождения в Венесуэле). Применяется для выплавки стали и сплавов, содержится в составе таких минералов, как лимонит, гематит, шамозит, магнетит и др.

Марганец (месторождения в Бразилии). Применяется при выплавке легировынных чугунов и стали.

Хромовые руды (запасы в Бразилии). Хром является незаменимым компонентом жаропрочной и нержавеющей стали.

Руды цветных металлов

Представлены запасами бокситов, из которых производят алюминий (ценится благодаря своей легкости, гипоаллергенности и простоте в обработке), ванадиевыми и вольфрамовыми рудами.

Имеются огромные месторождения медных руд (медь широко используется в электротехнической и машиностроительной отраслях промышленности).

Недра континента богаты свинцом (Перу), применяемом в автомобилестроении, строительстве и других областях, никелем (применяется для производства никелевой стали и различных металлических покрытий), цинком , оловом («оловянный пояс», тянущийся сквозь Боливию), молибденом , висмутом (непосредственно из висмутовой руды металл добывают только в Боливии), сурьмой (применяется для производства антипиренов).

Руды благородных металлов

Континент богат платиновыми и серебряными рудами, а также месторождениями золота . Благородные металлы исключительно устойчивы к коррозии и имеют особый блеск в изделиях, применяются для производства ювелирных украшений, дорогостоящей посуды и предметов роскоши, а также в промышленности.

Руды редких и редкоземельных металлов

Ниобий и тантал - редкие металлы, применяемые для производства высокопрочных сплавов и металлорежущих инструментов. Редкоземельные металлы содержатся на континенте в составе литиевых , ниобиевых и бериллиевых руд .

Неметаллические полезные ископаемые континента:

  • натриевая селитра (Чили);
  • самородная сера (Чили, Перу, Колумлия, Венесуэла);
  • гипс;
  • каменная соль;
  • флюориты и др.
  • алмазы (Бразилия, Венесуэла и др.);
  • берилл, турмалин и топаз - минералы, образованные в гранитных пегматитах (Бразилия);
  • аметист (образуется в кварцевых жилах);
  • агат (образуется в мезозойских базальтах);
  • изумруды (большое месторождение в Колумбии).

Драгоценные камни:

Ресурсы и крупные месторождения ископаемых

Рассмотрим коротко главные месторождения полезных ископаемых Южной Америки. Чили занимает второе место в мире по добыче молибдена, располагает крупнейшими в мире запасами натриевой селитры (около 300 млн. тонн, месторождение в пустыне Атакама) и крупнейшими запасами меди на континенте.

Добыча угля в Южной Америке сосредоточена в Колумбии в области громадного угольного разреза Эль-Серрехон, где ископаемое добывают открытым способом. Крупнейший нефтегазовый бассейн - Маракайбо -находится на территориях Колумбии и Венесуэлы, которая является ведущим поставщиком нефти на континенте. Также нефть добывают на территориях Эквадора, Перу, Аргентины, Бразилии, Тринидада и Тобаго. На Венесуэлу приходится 4,3% мировой добычи нефти.

Богатая редкими рудами и минералами Бразилия располагает 13% мирового запаса тантала, а также является крупнейшим на Земле производителем сырья из ниобия (около 80% от общемирового объема).

Перу принадлежит 11,4% от мировых запасов меди, а всему континенту в целом - около 56 млн. тонн мировых запасов железных руд. На долю Анд приходятся одни из наиболее крупных на Земле месторождений серебра, молибдена, цинка, вольфрама и свинца.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.