Так что же, больше никаких зверей не будете заводить.

Высокий и низкий ключи – творческие приемы фотографии. Технически, термин используется для обозначения сюжетов, снятых в светлой тональности:

Фотография взята с сайта Фото.Клуба

Термин , наоборот, используется для обозначения фотографий, снятых в темной тональности:

Давайте разберемся, для каких творческих задач используется каждый из этих приемов, и какие условия нужны, чтобы эти приемы воспроизвести.

Высокий ключ часто применяют, чтобы подчеркнуть невинность, простоту и легкость. В число таких сюжетов входят романтичные образы, фотографии детей, зимние и туманные пейзажи.

Фотография взята с photosight.ru: Vladimir Dranistin

Фотография взята с сайта photokaravan.ru

Технические советы:

1. Чтобы добиться нужного эффекта — светлых тонов — используйте предметы и объекты белого, светло-серого и пастельного цвета, но не пересвечивайте предметы. Пересвет может привести к потере важных деталей и объема в фотографии.
2. Используйте отражатели (лайт-диски) для заполнения светом всех теневых областей объекта съемки.
3. Дополнительный эффект создают малая , контровой свет и небольшое увеличение . При увеличении экспозиции нужно внимательно следить за тем, чтобы не было пересветов.

Совет: Высокий ключ в фотографии можно использовать при съемке людей с проблемной кожей лица, чтобы скрыть ее дефекты.

Низкий ключ применяется, чтобы подчеркнуть таинственность, загадочность и даже опасность объекта. Прием можно использовать для передачи напряженной обстановки, тоски, плохого настроения и неспокойного внутреннего состояния человека.

В. Тетерин. Портрет.

Технические советы:

1. Для создания темной тональности используются глубокие тени, задне-боковое освещение, темный, неподсвеченный фон и темный цвет снимаемых объектов.
2. Чтобы слегка выявить детали в глубоких тенях, рекомендуется использовать .
3. Если объект съемки не передает задумку автора, значит ваш – недостаточно темный. Тон фотографии следует затемнять до тех пор, пока он не покажется слишком мрачным. Для затемнения фотографии можно также добавить виньетирование в Photoshop.

Фотографии, выполненные в высоком ключе, имеют очень нежные и светлые тона. Этот стиль фотографии совершенно исключает густые тени. Идеальный снимок в этом стиле не должен содержат совершенно никаких теней. Темными акцентами должны выделяться только глаза, ресницы и контуры лица модели. Этот стиль обычно ассоциируется с нежностью и женственностью. Первым фотографом, прославившим этот стиль фотографии был Джон Френч. Еще в 50-х годах он поднял этот метод фотографирования на новый уровень.

Фотографировать портреты в высоком ключе нужно при рассеянном, отраженном свете. Свет должен отражаться от белой поверхности. Для съемки должно использоваться как минимум три источника света. Два должны освещать модель с обеих сторон, а третий должен подсвечивать фон. Фон тоже должен быть белым. Для съемки портретов в высоком ключе можно использовать специально изготовленные палатки. Модель находится в окружении совершенно белых стен. Свет падает со всех сторон. Из-за того, что свет белый и достаточно сильный, теней нет совсем.

Итак, как сделать портрет в высоком ключе в Фотошопе?

Открываем подходящий снимок и проводим первоначальную коррекцию. Удаляем всё лишнее и избавляемся от жестких теней.

Добавляем к изображению фильтр из меню Filter - Sharpen - Unsharp mask. Значение amount изменяем до 150-200 %
Обесцвечиваем изображение (Ctrl+Shift+U)
Редактируем Уровни (Ctrl+L). Двигаем правый ползунок немного левее.


Для дальнейшей работы понадобится инструмент "Осветлитель" Его интенсивность должна соответствовать 50%. Режим работы можно менять, выбирая при этом какой диапазон тонов будет осветляться.



Во время обработки нужно не затрагивать глаза, губы и края носа. Окончив обработку нужно выделить области вокруг глаз, носа и губ. Выполняем растушевку (feaser) с радиусом 5-6 пикс. Затем выполняем инверсию выделения (Ctrl+Shift+I) и слегка размываем выделенную область размытием по Гауссу.
Вот и всё.

Дмитрий КОНСТАНТИНОВ.


Статья из разряда "Most be Read". Читаем.

Я фотографирую потому, что ещё не умею этого делать.
Если бы умел, то перестал бы.
Йозеф Судек

1. Определение
В технической литературе макросъемкой принято называть съемку при масштабе 1:2 и более - то есть когда объект съемки на пленке уменьшен не более, чем в два раза. Но что нам за дело до инженеров и теоретиков? Мы определим макрофотографию по-своему. Пусть это будет направление реалистической фотографии, отличительной особенностью которого является выбор сюжетов, имеющих относительно небольшие размеры. Макрофотография использует некоторые творческие методы таких направлений, как портрет, пейзаж, натюрморт и анималистика.

2. Поиски основ и смысла
Макрофотография в России не в чести. Отношение к ней можно охарактеризовать как снисходительно-презрительное. Беседа на волнующую вас тему, скорее всего, начнется и закончится одной фразой: – «А… Цветочки и жучков снимаешь?.. Ну-ну…»

И это совершенно нормально, поскольку полностью отвечает базовой модели менталитета всего русского народа, вне зависимости от интеллекта, образования и профессиональной деятельности. Тут уж ничего не поделаешь… Житель нашей чудесной страны в большинстве своем черств и нелюбопытен до вещей и явлений, не входящих в жизненно-необходимую сферу. Если оно не опасно, не съедобно и непригодно в хозяйстве – значит, оно не интересно. Так занятие макрофотографией входит в конфликт с глубинной национальной этикой.

Вы не сможете сказать жене, что вместо поездки к теще пойдете снимать букашек и не решитесь сказать друзьям, приглашающим вас на охоту, что в окрестностях Приокско-террасного заповедника зацветает сон-трава, и вы не можете пропустить этого волнующего момента. Они вас, как минимум, не поймут.

Быть может, раньше мы и были другими. Но письменных свидетельств об этом почти не сохранилось. Сначала нас изменило христианство, вера и философия, совершенно безразличные к ландшафту в котором мы живем и животному и растительному миру. Образ природы, созданный древнееврейской культурой, передан в библейской литературе. Закон требовал не создавать изображений живых существ наподобие того, что делали язычники для идолопоклонства. "Поразительно, как четко древнееврейская ментальность разводит Бога и природу - в других религиях Ближнего Востока этого нет." (Passmore Y. Man s Responsibility for mature. Ecological Problems and western Traditions. L., 1974. P.9-10.).

Особенности эстетического восприятия природы в средневековой Руси определяет сплав христианских и языческих воззрений, по существу взаимоисключающих друг друга, но обретших в русском сознании синтетическую форму. "Слово о полку Игореве", памятник эпохи раннефеодальной культуры, является одновременно и памятником мифопоэтического восприятия природы, которое предполагает если не тождество, то теснейшую связь и взаимозависимость макрокосма и микрокосма, природы и человека. Это единство ярко и образно выразилось в поэтической одухотворенности сил и явлений природы. Средневековое сознание в XII веке еще не выделяло прекрасного человека или прекрасную природу, но видело прекрасное в их гармонии. Поэтические обращения к природе встречаются и в литературе XIII-XVI веков, но их крайне мало. Они нечасты в повестях и сказаниях, крайне редки в летописях, а такие жанры, как церковно-поучительный, житийный, позже - публицистический вообще не содержат обращений к природе.

Языческая культура, как известно, подвергалась серьезным гонениям со стороны христианской церкви, искоренявшей любые следы дохристианских верований. Однако гонение и сознательное истребление не христианских памятников искусства не объясняет полностью их малочисленность и, соответственно, довольно редкое для древнерусской литературы художественное отражение природы. Следует учитывать изменения в самом мировоззрении народа. Вероятность возникновения произведения, поэтикой своей подобных "Слову" в средние века уменьшилась, так как постепенно исчезало одно из непременных его условий - мифологическое восприятие природы.

Идеи исихазма привезенного в Россию Григорием Паламой не способствовали распространению отшельничества, сопровождаемого элементом созерцательности. Объектом созерцания отчасти выступала и природа. Окружающий отшельника лес, как прекрасно видно из жития Сергия Радонежского, мрачен, полон опасности и искушений. Только упорные труд и молитва позволяют отшельнику выжить. Вполне естественно, что в таких условиях "житийскыя красоты ни в чтож въменившоу", - автор жития закономерно не упоминает о какой-либо эстетической значимости для отшельника окружающей его "пустыни". Природа в данном случае интересует автора как один из факторов противостояния святому, а победа над темными силами природы подтверждает высокую этическую значимость отшельника, и то, что "благодать бо божиа съблюдаше его" (Житие Сергия Радонежского // Памятники. XIV - сер. XV в. С.306).

В средневековой живописной традиции "Окружающую природу, реальный мир наши древние мастера понимали условно, в глубоком живописном отвлечении. Они выражали сокровенность тогдашнего человека. Их личные чувства, ощущения, мир душевных движений поглощались единым чувством вселенности и пламенной веры" (Грищенко А. Русская икона как искусство живописи // Вопр. живописи. М., 1917. Вып.3. С.37-38). "Требование религиозно-символического истолкования мира предопределяло условное изображение природы. Точнее, условное изображение природы было единственно возможным в средние века, что в известной мере даже отдаляло средневековое искусство от эстетического освоения природы. "В этом метафизическом пространстве нет и не может быть места действительному изображению природы. Могут быть изображены лишь отдельные предметы и только в том случае, если они сюжетно обязательны" (Федоров-Давыдов А. Из истории древнерусского искусства. М., 1940. С.74).

Светское искусство эпохи капитализма несколько реанимировало ситуацию, но, не на глобальном уровне. Появившееся при советской власти общее образование, с его примитивной методологией и совершенно никак не связанными с реальной жизнью учебными программами преподавания естественных наук довершило процесс.

В результате с восприятием природы у нас большие проблемы. Мы не знаем и не желаем знать не только сути явлений и процессов окружающего нас мира, но и названий объектов, его составляющих. Даже у классиков отечественной живописи и словесности все общепризнанные шедевры описаний природы не выдерживают сравнения с творчеством народов, исповедующих синто или анимизм.

Документальное кино о природе у нас если и снимают, то совершенно позорного качества. Что до фотографии, то вспоминается только два фотографа: работающий в реалистичной стилистике Владимир Лагранж и Игорь Терехов , специализирующийся на макро-натюрмортах.

Зато мы умеем умиляться и жалеть. Что в общем-то неплохо, по своему оригинально и не требует никаких особых усилий.

Надо признать, что корней у отечественной макрофотографии нет. Ни в визуальных искусствах, ни в религии, ни в литературе, ни в философии. С обывательской точки зрения – это блажь, баловство и глупость. "Ходят некоторые с фотоаппаратами и фоткают", вот и все, что можно сказать об этом «направлении реалистической фотографии» в России.

Но есть прекрасные восточные и западные школы макрофотографии. Посредством Интернета и фотоальбомов мы можем их изучать. Нужно это вам или нет, не является предметом данной статьи. Есть планка, которую можно преодолеть. Вы имеете возможность к ней подойти, потрогать руками, а дальше либо прыгать, либо быть зрителем. Фотография, конечно же, не спорт, но в любом мастерстве есть элемент соревнования.

Перейдем к более оптимистическим вещам. Спрос, как известно, рождает предложение. И вот этот самый, очень важный для всех будущих фотографов специализирующихся на макро, спрос наконец-то появился. Его даже можно выразить в цифрах, к сожалению, только для Москвы. Уже в 2005 году на художественных черно-белых баритовых фотографиях, реализуемых через галереи, можно заработать до 3000$ (при наличии интересных фотографий и желания продвигать себя на арт-рынке). Хороший архив средне-полноформатных слайдов может принести до 10000$ на рынке календарей.

Этот серьезный фактор. На виллу не накопить, но на пленку и оборудование хватит. Занятие макрофотографией в нашей стране наконец-то окупается и приносит прибыль. Такие факторы способны влиять на массовое сознание и стереотипы.

Писать избитые фразы о том, как увлекательно общение с природой, о чарующих мгновениях встреч с прекрасным и таинствах проникновения в микро и макромир мне как-то не хочется. Нету в этом занятии ничего прекрасного и таинственного. Тяжелый рюкзак и штатив, мокрая земля, на которую нужно ложиться, комары, холод, подъем затемно и т.д. и т.п. Макрофотография – это физически тяжелая работа даже в студии, а уж в условиях дикой природы еще и вредная. Людьми, которыми ею занимаются, двигают интерес, азарт, жажда накопительства красивых картинок, творческие амбиции и в последнюю очередь деньги. Наверное, это занятие наполняет их жизнь смыслом. В чем смысл? Не знаю. С трудом вспоминаю чем занимался вчера, но прекрасно помню, как фотографировал жизнь осеннего подмосковного леса два месяца назад. Может в этом и смысл.

3. Основные направления

3.1. Научная и техническая макрофотография.
Все фотографии хороши, кроме скучных. Не скучными являются только те, сквозь которые проступает личность автора. Техническая и научная фотография не несут в себе ничего, кроме информации. Некоторые из них на первый взгляд могут быть интересны. Но стоит повесить их на стену, и уже через несколько дней станет понятно, что это несколько не то, что можно рассматривать много раз. Да этого и не требуется. Научная фотография имеет исключительно прикладное значение. Она может быть элементом исследовательского процесса или иллюстрацией.

Техническая фотография - либо сугубо утилитарна (фотографии для каталогов, буклетов и т.п.), либо является побочным продуктом творческого развития фотлюбителя.

3.2. Реалистическое отражение действительности.
Честно сказать, не такое уж оно и «реалистическое»… Во первых, отсечение лишнего границами прямоугольного или квадратного кадра. Во вторых, крайне личностный выбор сюжетов, ракурсов, глубины резкости и цветности. В третьих, возможные манипуляции с добавлением или удалением отдельных элементов (веточек, листиков и пр.). Но в целом- да, именно реалистическое. Фотограф нашел созданную Природой и Хаосом картинку и положил на лист бумаги.

«Искусство относится к жизни, как вино к винограду, - ибо берёт материал из неё, но даёт сверх него нечто такое, что в свойствах самого материала ещё не содержится». (Л.С. Выготский)

3.2.1. Микроландшафт
В большинстве случаев строится на основе некоего главного объекта и достаточно информативного фона. При этом главный объект сам по себе не столь уж и интересен. Фотографии этой группы отличаются тем, что и объект и ландшафт по отдельности не самодостаточны, а вместе создают законченное и гармоничное изображение.

3.2.2. Объекты живой и неживой природы
Не совокупности; некий главный объект или объекты на красивом, но не отвлекающем фоне, «вырванные» из окружения за счет небольшой глубины резко рисуемого пространства. Интересны тем, что расширяют наши представления о частностях.

3.3. Арт-фотография.
Арт-фотография, хотя и использует методы реализма, но совершенно иначе и для другого. Если реалистическое направление честно демонстрирует зрителю то, что создано природой и ведет поиск в сфере эстетики, то арт-фотография к эстетике и реализму безразлична. Чем больше автор своими действиями и манипуляциями влияет на изображение – тем вернее отпечаток становится арт-фотографией. При этом критериев отличия арт-фотографии от брака нет.

История фотографии содержит множество имен людей, работавших с мелкими объектами и фактурами, и я счел нужным вспомнить некоторых интересных авторов.

Промышленные отбросы представляли собой рабочий материал и для французского фотографа Жана Дьезеда (1921). Примечательны его снимки случайно потрескавшегося асфальта на проезжей части, в бочке или сосуде. Эти фотографии вышли даже в отдельной книге под названием «Мои приключения со смолой». У Дьезеда проявлялись стремления открывать скромную поэзию в предметах, которые не замечает или даже считает ненужными отбросами общество. В развитии принципа «обже труве» с конца второй мировой войны проявлялся некоторый фотографический опыт, приобретенный в двадцатые и тридцатые годы. Благодаря «новой предметности» были весьма подробно изучены способности фотографии изображать структуру поверхности объектов с максимальной точностью. Результаты, служившие вначале для характеристики сути вещей, могли быть использованы для активации иллюзорных видений при детальном рассматривании неумышленно поврежденных структур.

Брассе (1899) запечатлевал мелкие знаки, наносимые нищими на штукатурку у дверей для информации своим друзьям по несчастью. Причудливые формы этих примитивных идеограмм в соответствующем освещении переносили восприятие зрителя в абсолютно другую сферу, что не отвечало социологическим исследованиям при рациональном объяснении данных фигур.

Поиск фантасмагорических форм в структурах поверхностей стал типичной чертой творчества Жан-Пьера Судра (1921). В его понимании фотографической интерпретации реальность часто утрачивала свою первоначальную идентичность до такой степени, что зритель внушал себе представление автора, не пытаясь разгадать сущность исходного образца.

С 50-60-х годов прошлого века некоторые авторы уделяют большое внимание макро-натюрморту. Все мы в детстве играли в игру под названием «секретики». В укромном месте выкапывалась ямка, туда тщательно укладывались нехитрые детские ценности: цветные стекляшки, цветы, красивые камушки. Все это богатство накрывалось стеклом и закапывалось. По всей видимости, эта игра в совокупности со склонностью людей к раскладыванию мелких предметов и лежит в основе творчества фотографов, увлеченных фотосъемкой миниатюрных натюрмортов.

3.3.1 Сюрреализм

«Картина должна быть воспроизведением параноического видения с точностью цветной фотографии».
Сальватор Дали

Великий мастер относился у фотографии очень серьезно. Особенно плодотворным было его сотрудничество с Филиппом Хальсманом (1906-1979), создавшим об этом художнике целую иллюстрированную книгу. В ней находится и портрет «дали атомикус», сделанный на основе представлений Бора о составе атома, в котором вокруг положительно заряженного ядра в безвоздушном пространстве движутся отрицательно заряженные электроны. Чтобы показать это постоянное движение, оба друга решили построить снимок следующим образом: Дали прыгал вверх, три ассистента бросали кошек, а один лил из ведра воду. Хальсман снимал все это с помощью сильных павильонных вспышек, чтобы вся искусственно созданная ситуация была изображена абсолютно резко. Фотограф был удовлетворен только двадцать восьмым дублем.

Данный пример не имеет прямого отношения к макрофотографии, зато прекрасно иллюстрирует сложность настоящей работы.

Сюрреализм в фотографии популярен с начала прошлого века и по сей день. Отдельные элементы используются в рекламе, фотографии моды и, естественно, в арт-фотографии. Фотосъемка искривленных отражающих поверхностей, а также искусственных и естественных фактур с использованием различных техник печати и фотомонтажа уже более ста лет увлекает множество фотографов.

3.3.2. Фактуры
Запечатленные крупным планом фактуры естественного и искусственного происхождения. Фотоизображения фактур не несут никакой информационной, эмоциональной или смысловой нагрузки. В большинстве своем абстрактны и интересны только тем, что вызывают некие трудно формулируемые ассоциации.

4. Методология
Поскольку я считаю создание фотографий бессознательным актом, мне сложно писать о том, как их делать. Почему «бессознательным»? Ну не знаю, какое другое слово тут можно использовать. Нет в голове никаких мыслей в момент съемки. Мозг занят обработкой визуальной информации, мысли, облаченные в слова, используются только для таких простых вещей, как определение экспозиции и выражения эмоций.

Можно провести аналогию с занятием сексом. Когда делаешь это первый раз, то думаешь: «сейчас я положу ей руку на грудь», «а как она это воспримет?», «а может лучше не класть ей руку на грудь, а положить куда-нибудь еще?..» и т.п. При этом все делаешь по-дурацки. С макрофотографией все точно так же. Пока не научишься пониманию, голова занята всякими тупыми размышлениями. А как научился, все делается интуитивно и правильно.

Макрофотография, как, впрочем, и любое другое направление фотографии, осваивается только опытным путем.

Нужно смотреть картинки интересных авторов, анализировать их и запоминать ракурсы, композицию и особенности освещения. Когда в подсознании накопится много готовых образов, вы постепенно научитесь находить или создавать их на натуре, а может быть, и придумывать свои.

Еще нужно фотографировать. Очень много. Пока не начнет тошнить от плохих снимков, хорошие не получаются. Фотографировать – это значит не сделать 10-20 кадров между купанием и изготовлением шашлыка. Фотографировать – это, стоя на коленях, встретить рассвет в пойме реки, внимательно наблюдая за изменением освещенности на покрытом росою соцветии осоки. После того, как солнце встало, переместиться в лес и на затененных участках до вечера искать интересные сюжеты. Снимать только со штатива. Перед тем, как нажимать на кнопку «спуск», отвечать на четыре вопроса:
1. Это действительно идеальный ракурс для данного сюжета?
2. Может, можно изменить свет на более удачный?
3. Это действительно лучшая композиция?
4. Неужели я никак не могу сделать фон более интересным?

Если про просмотре отснятого материала большая часть снимков неудачна, это означает, что вы не хотите или не умеете думать во время съемки. Говоря по-простому, или патологически ленивы, или интеллектуально ограничены. Ничего страшного в этом нет, в современном мире работоспособность и интеллект чаще являются недостатками, чем достоинствами.

4.1. Имена

"...Скажи мне, что это за растение около тропинки?
- Бессмертник.
- А вон то?
- Не знаю.
- Оно называется четырехлистник.
Огион остановился и показал окованным медью наконечником своего посоха на
невзрачный сорняк. Гед внимательно рассмотрел его, взял засохший стручок, и, видя, что Огион не собирается больше ничего говорить, спросил:
- Какая от него польза, Мастер?
- Никакой, насколько я знаю. - Они пошли дальше, и Гед скоро выбросил стручок. - Когда ты будешь узнавать четырехлистник во все времена года по корешку, по листочку и по цветку, по виду, по запаху и по семени, только тогда ты сможешь научиться произносить его настоящее Имя. А это больше, чем знать, какую он приносит пользу..."
Урсула Ле Гуин. "Волшебник Земноморья".

В Ягвистском повествовании есть момент, когда Бог приводит к человеку "всех животных полевых и всех птиц небесных" (как партнеров), чтобы "видеть, как он назовет их" ((Книга Бытия.2.19) Barr J. Man and Nature: The Ecological Contraversy and the Old Testament // Ecology and Religion in History. N.Y., 1974. P.64). Адам давал имена животным, что означает овладение ими, поскольку древние воспринимали "имя" как выражение "сущности" того, что "именуется"; здесь принимается, что только "эдемский" язык, безвозвратно утраченный, обладал такой способностью прямо "контактировать" с "сущностью" вещей.

Я уже неоднократно писал о необходимости определения объектов фотосъемки. В этот раз приведу лишь один довод. С фотографиями флоры, фауны и минералов, не имеющими правильных научных названий, не работает ни один фотосток. Вам скажут: - да это очень красивые снимки, но мы в них не нуждаемся.

4.2. О чем и как думать

"Ох люблю я эт дело. Только вот никогда не получается..."
).

Для того чтобы учиться думать о макрофотографии, нужно как минимум хотеть ею заниматься. Любой творческий акт – это прежде всего волевой акт. Нет зрелища жальче, чем взрослый мужчина, обремененный фотооборудованием на 3-5 тысяч долларов, который приехал в лес за 100 километров от города и понял, что ему не хочется фотографировать. Вообще… И заставлять себя нет ни сил, ни желания…

К сожалению, это очень распространенное явление. Человек считал, что хочется фотографировать, а на самом деле хотелось иметь хорошие фотографии. А это очень разные вещи.

Собираясь посетить какой-то город, мы первым делом покупаем путеводитель. Без него трудно грамотно распланировать время и маршрут. Без него непонятно, чем интересно то или иное место или строение. Собираясь посетить лес, мы лишь готовим снаряжение для преодоления тягот дикой жизни. А прибыв на место, грустно сидим у костра, потому что в лесу снимать нечего. Деревья все одинаковые, живности, кроме комаров и слепней нет, цветов только три сорта (голубые, звездочками и красноватые). Тоска… Хорошо хоть водку не забыли…

«Очень стыдно ходить по земле и ничего не знать о ней. Даже нескольких названий цветов...» Э.М.Ремарк «Три товарища».

Вот сейчас вы читаете эту статью, никто не может подслушать ваших мыслей. Подумайте о своей неполноценности. Вы не знаете и никогда не хотели узнать, как прорастает хмель, что чувствует и куда летит крохотный сатир, где живет маразмиус, когда зацветает венерин башмачек. И думайте об этом до тех пор, пока не сможете либо честно сознаться в том, что природная ограниченность не позволяет вам всерьез заниматься макрофотографией, либо пока не решите заняться изучением окружающей жизни. Учиться никогда не поздно. Только давайте не будем заниматься самообманом. Это глупо и бессмысленно.

99% фотографий в жанре макро, которые приносят или присылают авторы в фотоагентства с целью их дальнейшей продажи, в лучшем случае банальны, а в основной массе просто ужасны.

Почему я об этом пишу? Ну а как же не писать, если, судя по отечественным журналам и последним фотовыставкам, этого никто не понимает. Не то чтобы с некомпетентностью и халтурой в фотографии имеет смысл бороться, но информировать о ее наличии совсем не вредно.

За последние 200 лет об окружающем нас мире написано столько, что при желании можно стать неплохим специалистом в любом вопросе. Было бы желание.

Фотография - это отнюдь не эмоция из разряда: «о!», «во как!» или «эвона какая!». В идеале фотография - это сложное и неоднозначное впечатление или переживание, нашедшее свое воплощение на бумаге. Но чтобы не быть банальным, оно должно основываться на знаниях и опыте.

4.3. Сюжеты
Фотографировать можно где угодно и что угодно. В макрофотографии нигде и никогда нет дефицита сюжетов. Даже в камере предварительного заключения масса интереснейших тем: неровности стен, складывающиеся в таинственные символы и знаки, мелкие элементы присутствия предыдущих сидельцев, движение солнечного луча, танец пылинок, усталость крепления нар и многое другое.

Мир удивительно многообразен, на первый взгляд творческие возможности безграничны. Но это только на первый взгляд.

Фотография – своего рода поэзия. Всякий может рифмовать слова, но не у всех получается писать хорошие стихи. Создание одной фотографии, как создание хокку. Создание серии фотографий, как написание поэмы. Помимо знания жанра и методологии нужно иметь, что сказать. Либо о том, о чем еще никто не говорил, либо о известном, но лучше и по другому.

Когда ученик Басе сложил стихотворение:
"Оторви пару крыльев
У стрекозы -
И получится стручок перца!
Басё отверг его, сказав, что это не хайку, потому что ты убил стрекозу, а хайку - это жизнь. Хайку получится, если ты скажешь:
Прибавь пару крыльев
К стручку перца,
И получится стрекоза"
(Бреславец Т. И. Поэзия Мацдо Басё. М., 1981. С.57)

Максимально интересных результатов можно достичь только посредством концентрации. Многообразие окружающего мира распыляет внимание и делает ваше визуальное восприятие поверхностным. Приходится ограничивать себя либо темой, либо местом.

«Насколько важно место само по себе? «Место - всего лишь место», - скажешь ты. «А вот и нет», - возражу я. Ты либо соответствуешь месту, либо нет. Если да, то оно проникает в твое сердце, в твою плоть, пронизывает тебя до мозга костей, ты знаешь его, не задумываясь об этом, и оно хранит в себе знание о тебе. Вам уютно вместе. Вы партнеры…»
Глен Кук «Теневая линия»

Мне нравится фотографировать в одних и тех же местах многие годы подряд. Видеть, как растут деревья, как на месте лужайки образуется маленькое болотце, узнавать в лицо живущих поблизости лосей и знать, где и когда зацветают симпатичные мне растения. В известных и понятных местах нет проблемы с сюжетами, список того, что хочется или нужно снимать, многократно превышает физические возможности фотографа. Нужно лишь решить, над чем в имеющихся сезонных или погодных условиях рациональнее работать.
Сюжеты выбираются исходя из личных предпочтений или творческих планов. Но они обязательно должны быть интересны. Можно перечислить несколько не устаревающих тем, на которых можно так или иначе специализироваться.

4.3.1. Совершенство и целесообразность
Как можно дать определение красоты? Только через понятие целесообразности. Почему красивы цветок, бабочка, швейная игла, кристалл, или даже червяк? Они гармоничны, в них есть законченность. Ничего нельзя ни убавить, ни прибавить, не нарушив их гармонию и высшее предназначение. Но даже у максимально совершенного объекта есть разные ракурсы и миллион меняющихся под воздействием света обликов, которые интересно фотографировать. При этом можно использовать самые разные технологии вплоть до рентгенографии (Judith K McMillan). Приходит на ум аналогия с бесконечным числом имен Бога. Можно произнести или написать все, а можно искать одно, но истинное.

4.3.2. Неоднозначность
Любой объект можно снять так, что многие зрители будут видеть не только сам объект, но и что-то иное, иногда совершенно неожиданное. Главное, чтобы такие фотографии не смотрелись банально или вульгарно, как, к примеру, нежно любимые начинающими фотографами фаллические сюжеты с сучками; веточки, напоминающие зверушек и т.п.
Лучшим вариантом являются ассоциации с чем-то неоднозначным и трудно формулируемым.

4.3.3. Явления
Рождение, спаривание, увядание, смерть, полет, кормление, ухаживание, падение капли, пламя, рост дендритов и множество других сюжетов могут быть очень интересны для изучения и работы. Явления снимать сложно, часто это требует подготовительных работ и хорошего знания темы.

4.3.4. Взаимодействие объекта и стихии
Посмотрите ставший уже хрестоматийным фильм "Макрокосмос". Целый блок этого фильма посвящен поведению насекомых под дождем. Чем не тема для фотографа?

4.3.5. Противоположности, контрастности
Почему обнаженные девушки достаточно выигрышно смотрятся на фоне старых стен, в интерьере заброшенных помещений? Если для вас это очевидно, то я не понимаю, в силу каких причин вы снимаете цветок на фоне других цветов или зеленого кузнечика на фоне зеленой травы? Это какая-то форма творческого мазохизма?

4.3.6. Объект в контексте естественного ландшафта
Картинки, демонстрирующие зрителю объект в контексте вмещающего ландшафта, максимально правдивы и информативны. Они позволяют глубже понять сущность объекта и его «место» в окружающем мире. Делать такие снимки сложнее, чем кажется на первый взгляд. Из-за малой глубины резкости иногда приходится пользоваться объективами 20-50мм с одним удлинительным кольцом.

4.3.7. Декоративность.
Всем, кто работает под полиграфию (календари, открытки) хорошо известно, что данное направление имеет свои требования и законы, без понимания которых на коммерческий успех надеяться бессмысленно. Требования эти практически не формулируются словами, но легко понимаемы после изучения западных каталогов такого рода продукции.

Перечисленные ниже сюжетные направления могут быть как отдельными темами работы фотографа, так и элементами фотографических серий. Скажем, если бы мне потребовалось снять фотоисторию про мухомор, какие сюжеты можно бы было использовать?
1. Рождение.
2. Совершенный гриб, как венец творения.
3. Мухомор, как герой сказок и легенд. Антропоморфный экземпляр, нечто похожее на маленького лесного человечка.
И т.п.

4.4. Лаконизм.

"Дерево справа отвлекает от петли."
(из ).

Вы наверняка замечали, что людей, которые много говорят, практически никто не слушает. Если вы многословно и косноязычно что-то объясняете или описываете, это означает только то, что вам нечего сказать.

Очень многие фотоизображения «держатся» исключительно на лаконизме. На отточенности линий и форм без отвлекающих деталей. Они похожи на крик ночной птицы, до и после которого лишь тишина.

4.5. Композиция.
Чувство композиции, как и музыкальный слух, у многих людей отсутствует, а у счастливых обладателей не развито, поскольку развивать такие вещи нужно в детстве, когда мозг легко обучается. Наша школьная программа этого не включает, родители про композицию не думают, а ребенку она не интересна. Вот и получается, что пора выбирать место на кладбище, а приспичило осваивать композиционные построения, чувство перспективы, визуальный ритм и прочую чепуху.

Посоветовать тут можно только одно. Купите книжку Лапина «Фотография как» и внимательно прочтите ее хотя бы три раза. Она вас ничему не научит, но поможет понять, как работают некоторые «штуки». А если повезет, то запустит поросший мхом и лишайником механизм восприятия гармонии и композиции.

Не чувствуя композицию, правильно построить кадр невозможно. Слишком уж много вариантов неправильного построения. Вероятность угадать правильное исчезающее мала.

Чувствуя композицию, мы вообще перестаем о ней думать и выстраиваем правильный кадр интуитивно.

4.6. Цвет или чб.
Так уж сложилось, что предметом коллекционирования является в основном черно-белая фотография (монохромная пленка, темная комната, баритовая бумага), а для редакционного использования более востребованной оказывается цветная. Так что, если вы понимаете, для чего фотографируете, то данный вопрос отпадает сам собой. А если не понимаете, то можно снимать на то, что больше нравится.

Ограничусь лишь одним замечанием. Одновременно на цвет и ч.б. подавляющее большинство фотографов (и я в том числе) хорошо снимать не могут. Поскольку сюжеты для цветного воспроизведения и сюжеты для монохромного воспроизведения очень разные, а человеческий мозг не совершенен. Требуется достаточно длительное время на переключение, если он вообще умеет это делать.

4.7. Фон.
Посмотрите на свои макрофотографии. Фон занимает площадь от 20 до 80% кадра. Им нужно заниматься столь же усердно и внимательно, как и главным объектом. Иначе фотографии не получится.

Под словом «заниматься» я подразумеваю следующее:
- контролировать bokeh (степень и особенности размытия)
- регулировать его яркость
- изменять форму и размер значимых фрагментов
и т.п.

5. Оборудование.

Все современные фотографические журналы забиты информацией о том, Чем же, в конце концов, фотографировать. Данное издание не исключение. Видимо, это востребованная информация. Хотя, на мой взгляд, достаточно бесполезная. Поскольку, когда фотограф понимает, Что и Зачем фотографирует, то вопрос Чем перестает быть актуальным.

Ничего принципиально нового за последние двадцать лет в технологии фотографического процесса не появилось. Как фотографировали наши предшественники, точно так же делаем это и мы. Только изготовление фотоотпечатков упростилось в ущерб качеству, да появилась возможность обрабатывать картинку в цифровой форме.

Спектр оборудования для макрофотографии очень разнообразен. Каждая крупная фирма, производящая фотографическую технику, за время своей деятельности выпустила в продажу более сотни моделей механических и оптических изделий, призванных быть полезными при съемке мелких объектов. Все это оборудование действительно может быть вполне удобным, но по качеству получаемого на выходе изображения ничего лучше разработанных еще в начале прошлого века карданных камер человечество не придумало. Они громоздки, работа с ними требует терпения, листовая пленка стоит денег, но если фотограф стремится к идеальному качеству, альтернативы им нет. Совершенно не обязательно приобретать Sinar , достаточно раритетной довоенной «раскладушки» с большим выдвижением меха за 50-100$ и двух-трех старинных объективов. Отпечатки или сканы с пластинок 9х12 или 18х24 см - на сегодняшний день - эталон качества по детализации, а также по цвето- и тонопередаче.

Но основная масса читателей - простые современные люди, для которых не важно, как лучше, а важно, как проще. Поэтому тему использования карданных камер мы оставим в подвешенном состоянии.

5.1. Техническое качество
Общим техническим критерием качества является резкость, не та, что достигается фильтром Фотошопа, а микроконтраст и детализация. Зависят они от особенностей матрицы или размера и технических характеристик пленки, а также от оптики. Как следствие этого возникают размерные ограничения при печати.

Для редакционного (книги, журналы) использования совершенно достаточно цифровой зеркалки. 6 или 12-ти мегапиксельные фотоизображения, опубликованные размером с журнальную полосу, в большинстве случаев трудноотличимы. Но 12-ти мегапиксельную картинку можно кадрировать.

Для календарей формата А3 и больше годится только средне- или полноформатная пленка. С 35мм пленки иногда получаются более-менее удачные календари А3 формата, а вот с 6-8 мегапикселями цифр ы, проблемы с отсутствием пластики …

Цветные авторские отпечатки лучше всего делать с цветного негатива посредством аналогового процесса (темная комната, увеличитель и т.п.). Богатство полутонов в этом случае будет выше, чем при печати с негатива, слайда или матрицы на цифровой машине или принтере. Прямая печать со слайда на материалы Ilford еще лучше, но в России ею практически никто не занимается (нет спроса, а соответственно нет и опыта).

Черно-белая фотография - тема слишком обширная. Мы ее в этой статье проигнорируем.

5.2. Производительность
Достаточно занятна не качественная, а количественная производительность различных систем. Последние время при занятии макросъемкой я использую три камеры: Canon 10D , Pentax 67 II и древнюю карданную камеру формата 13х18см.

В среднем, за 8 часов работы в лесу, в период весна-осень и при наличии благоприятных погодных условий я снимаю следующее количество качественных (тех, что гарантированно продаются) фотографий:

ФОРМАТ КОЛ-ВО ФОТОГРАФИЙ
13х18 см 1-3
6х7 см 3-5
цифра 5-20

Если фотограф занимается макрофотографией на уровне хобби или не умеет создавать изображения календарной стилистики, то удобнее и выгоднее использовать цифровую камеру. Если же создание фотографий для него работа, то выгоднее пользоваться среднеформатной техникой и снимать только календарные сюжеты. Арифметика тут очень проста.

Слайд 6х7 может быть использован, как для журнальной публикации (10-80$ за однократную публикацию), так и для календарей, постеров и оформления интерьера (100-400$ за однократное использование). А цифровые картинки востребованы только журналами естественнонаучной тематики и много реже для иллюстрирования книг. В России это очень ограниченный рынок.

Чтобы стать коммерческим фотографом, работающим не на заказ, а занимающимся продажей готовых фотоизображений через фотостоки, нужно иметь архив. Собственно архивом (набором фотоизображений, представляющих интерес на рынке коммерческой фотографии) можно считать набор из нескольких относительно полных тематических подборок, включающий в себя от 1000 качественных картинок. Легко подсчитать, что, при производительности 1 фотоизображение в день, создание архива займет 1000 дней.

Стоимость расходных материалов при работе с форматом 6х7 см (если учитывать технический брак и неудачные кадры) составит около 10000$.

Грустные цифры. Потратить десяток лет и кучу денег на создание архива, затем какое-то время его окупать и только когда-то в светлом будущем начать на нем зарабатывать - это путь для патологических оптимистов или фанатиков.

5.3. Макрообъектив
Пионером в разработке макрообъективов была фирма Nikon. Первые “микро-Никкоры” рассчитывал профессор Токийского университета д-р Кодна. В мире производится несколько десятков макрообъективов, в том числе для всех среднеформатных систем.

От обычных объективов, они отличаются тем, что без дополнительных приспособлений позволяют вести фотосъемку с относительно близких расстояний в масштабе 1:3 – 1:1.

Минимальное расстояние фокусировки – это расстояние от плоскости плёнки до объекта съёмки. Ближе этого расстояния наводка на резкость невозможна. Нужно понимать, что это не то же самое, что рабочее расстояние - от передней линзы объектива до объекта съёмки. Если рабочее расстояние мало, довольно сложно обеспечить нормальное освещение снимаемого объекта - объектив находится так близко к объекту съёмки, что освещать его можно только с боков. Также небольшое рабочее расстояние не позволяет снимать осторожных и опасных существ (В большинстве технической литературы под рабочим расстоянием (рабочим отрезком) подразумевается расстояние между торцевой плоскостью объектива (байонетным сечением) и плоскостью пленки или матрицы).

Объективы Canon Минимальное расстояние фокусировки Длина объектива на минимальном расстоянии фокусировки Рабочее расстояние при масштабе 1:1
EF 50 мм f/2.5 Macro + Life-size Converter 240мм 98мм 7см
EF 100мм f/2.8 Macro 310мм 137мм 10,1 см
EF 180мм f/3.5 Macro 480мм 187мм 22,1 см

Как я уже отмечал ранее, отличительной особенностью макрофотографии является малая глубина резкости, которая ощутимо падает с укрупнением масштаба. Глубина резкости зависит от масштаба съемки и кружка рассеяния (нерезкости). Значения в таблице рассчитаны, исходя из принятого кружка нерезкости 0,033 мм. Таков обычный критерий качества для малоформатного кадра 24х36 мм, с учетом последующего увеличения до формата 30х40 см или проекции па экран (для слайдов) до размера 1х1,5м.

ЗАВИСИМОСТЬ ГЛУБИНЫ РЕЗКОСТИ ОТ МАСШТАБА СЪЕМКИ И ДИАФРАГМЫ

Масштаб f 2 f 2.8 f 4 f 5.6 f 8 f 11 f 16 f 22 f 32 f 45
1:3 1.6мм 2.2мм 3.2мм 4.4мм 6.4мм 8.8мм 12.8мм 17.6мм 25.6мм 35мм
1:2 0.8мм 1.1мм 1.6мм 2.2мм 3.2мм 4.4мм 6.4мм 8мм 12мм 18мм
1:1 0.3мм 0.4мм 0.6мм 0.8мм 1.2мм 1.6мм 2.4мм 3.2мм 4.8мм 6.4мм
2:1 0.1мм 0.14мм 0.2мм 0.28мм 0.4мм 0.5мм 0.8мм 1.2мм 1.6мм

Профессионалы руководствуются более жестким критерием - 0,02 мм. В этом случае глубина резкости составляет 0,6 от значений, приведенных в таблице.

Данные в подобных таблицах рассчитываются, исходя из предположения, что изображение точки в плоскости наибольшей резкости также точечное. На самом деле объектив изображает точку в виде слегка размытого пятна. Поэтому реальная глубина резкости всегда несколько меньше теоретической, особенно при использовании бюджетных объективов.

Вместо того, чтобы разглядывать приведенную выше таблицу и пытаться вникнуть в смысл терминов, проще поснимать обычную чертежную линейку, и все станет понятно.

Даже с диафрагмами 22–32 получить изображение муравья во весь кадр, резкое до последней лапки, можно только после удара по нему молотком. Да и то полностью резким будет только вид сверху.

Качество изображения у всех объективов существенно падает на малых значениях диафрагмы: разрешение на диафрагме f/22 на 20 - 30 % ниже, чем на диафрагме f/8. Некоторые производители объективов сообщают, что их наиболее дорогие модели лишены этого недостатка. К сожалению, те тесты, с которыми я ознакомился, этого не подтверждают.

Проблема малой глубины резкости при больших коэффициентах увеличения может быть решена посредством создания нескольких изображений имеющих разную плоскость фокусировки. Из таких изображений в фоторедакторе собирается картинка, на которой главный объект резкий от ближней до дальней точки.

Не следует стремиться к максимальным увеличениям. Масштаб съемки должен зависеть от сюжета, а не от возможностей вашей оптической системы. Самая распространенная ошибка фотолюбителей - это стремление снять покрупнее.

Макросъемка с рук невозможна, а работа автофокуса на близких расстояниях способна свести с ума даже очень терпеливого человека. Поэтому при съемке автофокус отключают, а первичная наводка на резкость осуществляется перемещением камеры вперед-назад. Кольцом фокусировки меняют масштаб и осуществляют точную наводку. В ряде случаев неплохих результатов можно достичь, если после приблизительной наводки на резкость дополнительно воспользоваться автофокусировкой.

5.4. Дополнительные аксессуары
Удлинительные кольца (extension tubes ) представляют собой прочные металлические кольца, которые вставляются между камерой и объективом. Они не содержат никаких оптических элементов и их «работа» заключается в увеличении расстояния и сохранении электронной связи между объективом и самой камерой. Удлинительные кольца часто продаются комплектами из трех штук разной толщины. Их можно использовать по одному, а также в любых сочетаниях. Таким образом, уменьшается минимальное расстояние фокусировки. Когда объектив используется с удлинительным кольцом, он теряет возможность сфокусироваться на бесконечности. Степень увеличения определяется длиной кольца - чем длиннее кольцо, тем больше увеличение.

Удлинительные кольца практически не ухудшают качество работы объективов с фиксированным фокусным расстоянием, но уменьшают кол-во света попадающего на пленку, что увеличивает экспозицию и осложняет наводку на резкость.

При выборе колец следует обращать внимание на качество чернения внутренних поверхностей и, если кольца произведены не той же фирмой, что и камера, на электронную совместимость с современными объективами.

Мех - это, по сути своей, то же кольцо, но с переменной длиной. Мех выглядит как матерчатая раздвижная гармошка на раме, к которой с одной стороны крепится объектив, а с другой - корпус камеры. Наиболее совершенные модели позволяют сдвигать и наклонять объектив по вертикали и горизонтали относительно оптической оси, а также сохраняют функции автофокуса. Наличие подвижек и наклонов позволяет управлять распределением глубины резко рисуемого пространства и геометрией объекта съемки.

Для системы Canon EF мех не производится, но при наличии объектива MP-E65 Macro необходимость в нем не возникает.

Диоптрийные насадки (макролинзы) - это одиночные линзы или блоки линз, которые навинчивают на объектив, как обычный фильтр. Они позволяют уменьшить минимальное расстояние до снимаемого объекта, но ухудшают оптические характеристики объектива.

Если вы решили использовать насадочные линзы, выбирайте качественную модель, обязательно с многослойным просветлением. Она не так сильно ухудшит изображение.

Телеконвертер тоже может использоваться в макросъемке, несмотря на то, что это не основное его назначение. Из плюсов можно отметить увеличение фокусного расстояния объектива - то есть, при той же дистанции съемки получаем больший масштаб. Минусы - ухудшение разрешения объектива и уменьшение его светосилы.

Оборачивающее кольцо или «перевертыш» (reversing ring ) - переходник для прикрепления к камере перевернутого "задом наперед" объектива. Таким образом, для большинства объективов достигается меньшая минимальная дистанция фокусировки, нежели при использовании того же объектива стандартным образом. Существуют оборачивающие кольца почти для всех типов крепления.

Использование объектива в перевернутом положении осложняет съемку. Не работает автофокус, не работает прыгающая диафрагма, не передается значение диафрагмы в камеру. Возможно только ручное управление.

Для работы с перевернутым объективом желательно изготовить хотя бы примитивную бленду.

Coupling ring - переходник для соединения двух объективов. В большинстве случаев используется для прикрепления к длиннофокусному объективу перевернутого «задом наперед»" короткофокусного (сложная диоптрийная насадка). Конечное увеличение такого тандема будет равно фокусному расстоянию телевика, деленному на фокусное расстояние перевернутого объектива.

Этот переходник легко изготовить самостоятельно. Берем два светофильтра от тех объективов которые мы собираемся совмещать. Выбиваем из них стекла и прочно склеиваем их друг с дружкой оправами.

Подробнее о съемке спаренными объективами можно почитать в статье СуперМакро .

Штатив - вещь совершенно необходимая и многофункциональная. Помимо приспособления для фиксации фотокамеры его используют как альпеншток, палку для промера глубины болота, опору при переходе по бревнам через водные преграды и как пешню при определении прочности льда. Поэтому он должен быть очень прочным.

Большинство приятно легких и ультрасовременных моделей для серьезной работы не подходят. Один такой образец, пленивший меня небольшим весом и функциональностью, через месяц съемок в горах Кольского полуострова превратился в голую вертикальную штангу с разболтанной головкой, которую я втыкал в грунт и подпирал по бокам камнями.

Это не избавило меня от иллюзий относительно того, что полевой штатив должен быть легким. Следующим моим штативом был карбоновый. Жизнь его оказалась коротка, а кончина печальна. Упав на камни при небольшом морозе, он сломал себе две ноги и превратился в очень легкий, неэстетичный, дорогой и совершенно не нужный монопод.

Также хочется предостеречь от приобретения штативов с фиксаторами в виде «клипсов», прочно и с эффектным щелчком зажимающими вместе с коленом штативной ноги еще и кожу на вашей руке. Уж лучше не столь современные, но безопасные винтовые зажимы.

На мой субъективный взгляд, в современной линейке штативов наиболее приемлемым является одна из моделей Мanfrotto 190-й серии с телескопической вертикальной штангой и винтовыми зажимами ног. Весит он вместе с головкой больше 3 килограмм, зато не трясется, как алкоголик на ветру и не ломается, если его используют не по прямому назначению. Независимое движение ног позволяет легко устанавливать его на крутых склонах, в расщелинах и прочих сложных формах рельефа. А короткая телескопическая вертикальная штанга не упирается в землю при максимальном подъеме ног и позволяет вести съемку с очень низкой точки.

Не верьте тому, что шаровая штативная головка удобна. Ее единственное достоинство - малый вес. Но облегчение снаряжения на 0.5 кг оборачивается раздражительностью и потерей хороших кадров.

С шаровой головкой практически невозможны столь необходимые в макрофотографии плавные микроподвижки камеры. Если вы плохо закрепили зажим, камера «клюет носом» и бьется объективом о штатив. При переходе на вертикальный формат кадра, требуется прокручивание части головки или всего штатива, что отнимает время и создает лишние неудобства. Наиболее удобны следующие модели фирмы Мanfrotto: PRO GEARED HEAD 405, PAN TILT HEAD W/ QUICK RELEASE PLATE 141RC, 3D MAGNESIUM HEAD 460MG или SUPER PRO HEAD W/QUICK RELEASE 229, для карданных камер HEAVY-DUTY HEAD 160.

Для штатива необходим чехол. Он должен быть прочным, то есть сделанным из очень толстого брезента, и практичным. Водонепроницаемые чехлы из синтетики неудобны. Во первых, они неприятно скрежещут, шелестят и шуршат при перемещении через кусты. Во вторых, их водонепроницаемость работает в обратную сторону. Внутрь штатива достаточно часто попадает вода, далее вы убираете его в водонепроницаемый чехол, где он, не высыхая, «киснет» до следующей съемки. Под «практичностью» чехла следует понимать то, что он имеет не скользящую на плече лямку и легко расстегивается как минимум на половину своей длины.

Из представленных на российском рынке наиболее удобны чехлы фирмы Domke, но дешевле сходить в магазин, посмотреть на них и сшить самостоятельно.

Мешок с крупой - используется вместо штатива для съемок на уровне земли или с упора. Делается из прочного брезента, размеры 20х40 см, при толщине 10–15 см. Неплотно наполняется любой крупой или горохом. Проминаясь под весом камеры и не пружиня, позволяет уверенно снимать на длинных выдержках.

Угловой видоискатель - это насадка на видоискатель. Используется, в основном, с 35мм камерами (для работы со средним форматом проще использовать шахту). Если вы снимаете что-то сбоку на уровне земли, он позволяет смотреть в видоискатель сверху, не ложась на землю. Нечто вроде шахтного видоискателя среднеформатных камер или половины перископа.

Данное приспособление весьма удобно, но из-за того, что слегка затемняет и без того не слишком яркую картинку, используется редко.

Фокусировочные рельсы при наводке на резкость позволяют двигать камеру вместе с объективом, не перемещая штатив. При съемках с фиксированым масштабом это единственный способ фокусировки. Фокусировочные рельсы представляют собой железяку в виде одного или двух Т-образно скрепленных рельсов. Располагаются между штативной головкой и камерой. Вы поворачиваете регуляторы сбоку рельсов, и камера с объективом перемещаются вперёд-назад (если рельсы Т-образные, то и слева-направо) с очень большой точностью, чтобы сфокусироваться на объекте. После того, как объектив оказался в правильном положении, рельсы надёжно фиксируются. Это очень удобное приспособление при съемке в масштабе 1:1 и больше, поскольку на таких увеличениях кадрирование и наводка на резкость требует очень точных движений. Хорошие фокусировочные рельсы недёшевы. Чтобы добиться резкого изображения, требуется высокая точность. Даже малейший люфт рельсов может испортить фотографии, сделанные при большом увеличении.

Дистанционный спуск (тросик или электронное устройство). Вибрации - бич макрофотографии. Даже при использовании хорошего штатива на выдержках длиннее 1\250 сек последовательность действий должна быть следующей: наводка на резкость, подъем зеркала, 5–10 секундная пауза в ожидании прекращения вибраций и лишь после этого дистанционный спуск затвора. При этом лучше вообще не двигаться и не переступать ногами во избежание колебаний грунта.

Фиксаторы для закрепления растений в ветреную погоду. Для закрепления тонких ветвей деревьев и кустарников используется проволока. С помощью нее делаются оттяжки к более толстым ветвям или стволу. Травянистые растения удобно фиксировать посредством двух или четырех металлических спиц, втыкаемых крест-накрест в землю. При этом побег должен располагаться сразу под перекрестьем, ограничивающим его колебания. Также на спицы крепят бельевые прищепки.

При съемке сидящих на растениях насекомых фиксация качающихся от ветра стеблей должна производиться крайне осторожно. Шестиногие чутко реагируют на непривычные вибрации и в панике либо падают на грунт, либо взлетают.

Цветные фолиевые фильтры используются в фотографии для окрашивания искусственных источников света. Совершенно не обязательно радикально менять цвет фотоизображения. Поскольку фолиевые фильтры бывают самой разнообразной интенсивности и окраски, применять их можно очень мягко и ненавязчиво в границах естественной цветовой гаммы.

Резиновые наколенники (продаются во всех крупных садово-огородных магазинах и предназначены для дачников). Кроме защиты от влаги, эти наколенники защищают от острых и колючих элементов субстрата.

5.5. Вспышки
Для макрофотографии существуют два вида специальных вспышек: кольцевые и двухламповые на кронштейнах. И те, и другие крепятся к передней части объектива, а их управляющий блок с источником энергии вставляется в гнездо для вспышки.

Изначально кольцевые вспышки разрабатывались для нужд науки и медицины. Большинство моделей дают однообразный бестеневой свет, позволяющий сфотографировать зуб или иной объект совершенно невыразительно, но во всех деталях. Для творческой фотографии такие вспышки не подходят.

Современные модели кольцевых вспышек имеют от 1 до 8 излучателей, причём в промежутках между ними встраиваются лампы-пилоты для подсветки. Фотограф способен управлять их относительной мощностью, но не направлением. При этом можно воспользоваться моделирующим светом для оценки светового рисунка.

Для разнообразной творческой макрофотографии лучше всего подходят вспышки на подвижных кронштейнах. До недавнего времени они были редкостью, но с появлением системы E -TTL сразу несколько фирм-производителей фототехники выпустили на рынок ряд весьма удобных моделей. Удобны они тем, что позволяют гибко управлять не только мощностью каждой из вспышек, но и направлением светового потока.

Если нет желания платить за практичность и удобство, можно избежать покупки специальных вспышек для макрофотографии. Обычные вспышки светят точно так же. Практически любую современную внешнюю вспышку можно использовать в согласовании с камерой через кабель, а кронштейн для его выноса либо изготовить самостоятельно, либо приобрести готовый. Вторую (заполняющую) вспышку прекрасно заменяет белый отражающий свет экран.

5.5.1 Macro Twin Lite MT-24 EX
Кольцо крепления вспышки присоединяется непосредственно к переднему краю макрообъектива, а ее контрольный блок может наклоняться вперед на 57°. Даже при работе с коротким объективом EF 50 мм f/2,5 COMPACT MACRO контрольный блок не касается излучателей вспышки, в том числе и при вращении кольца крепления. На контрольном блоке расположен большой удобный ЖК-монитор, который выглядит так же, как и на других вспышках Speedlite.

При работе вместе со вспышкой Speedlite 550EX обеспечивается беспроводное управление тремя вспомогательными группами вспышек с синхронизацией по первой или по второй шторке.

Семь пользовательских функций позволяют задать индивидуальные стили съемки, а подключение к внешнему источнику питания обеспечивает более длительную работу и короткие интервалы между импульсами. В модели MT-24EX добавлены также две новые пользовательские функции. Функция C.Fn-8-1 задает соотношение мощностей с шагом 1/2 ступени или 1 ступень, а C.Fn-9-1 – режим включения или выключения фокусировочной лампы при нажатии наполовину кнопки спуска затвора.

Управление соотношением мощностей ламп и их расположением по вертикали и по горизонтали позволяют получить разнообразные световые эффекты. Ведущее число – 22/24 (парная/одиночная головка). Цена ~750$

7. Привлечение объектов

Привлекать можно только некоторых беспозвоночных и слизевиков, с растениями и прочими объектами ничего не выходит.

Гнилые фрукты привлекают многие виды двукрылых, перепончатокрылых и чешуекрылых. Ночные и дневные виды бабочек хорошо летят к намазанным забродившим вином цветам.

На этом основан самый эффективный способ фотосъемки бражников. С вечера готовится съемочная площадка: устанавливается красивый цветок, напротив него вывешивается нарисованный фон или организуется естественный. На штативах расставляются вспышки и камера. Если вы используете цифровой фотоаппарат, можно поместить на точку предполагаемого зависания бражника небольшой предмет и сделать тестовые снимки, на основании которых корректируется свет и особенности фона. Нужно помнить, что при фотографировании бражников в полете, при зависании насекомого у цветка у вас есть возможность сделать только один кадр, т.к. после срабатывания вспышек зверушка в ужасе падает в траву и, выбравшись из нее, в панике улетает.

Полный список методов привлечения насекомых со ссылками на литературу и пояснительными рисунками можно изучить на странице: http://www.zin.ru/Animalia/Coleoptera/rus/tsurik4.htm

8. Работа с готовым фотоизображением

«Никакого фотошопа», - гордо заявляют некоторые ленивые или неспособные к работе с изображениями фотолюбители. Не редкость и выставочные проекты, целиком напечатанные с пленки в минилабе. Иногда это оправдано, так как выставленные картинки не способна улучшить никакая обработка. Но в целом - однозначная глупость.

Над фотографией работают во время съемки, при подготовке к печати и продолжают работать, занимаясь ее выставочным оформлением. Все это применяется с целью повысить качество снимка, его эмоциональное воздействие на зрителя.

Фотографировать учатся всю жизнь, обрабатывать снимки - на один-два дня меньше.

Adobe Photoshop - та же самая фотолаборатория, только нет необходимости тратить многие дни на эксперименты под увеличителем. Если вы занимаетесь цветной фотографией, то должны уметь пользоваться Фотошопом не хуже Дена Моргулиса. Вот минимальный набор действий, нужных для придания снимку законченности: кадрирование, баланс белого, тональность, насыщенность цветов, акценты (приглушить ненужные детали и подчеркнуть главные) и резкость. При этом речь идет не об искажении действительности и обмане зрителя, а о создании фотографии. Документализм востребован только в судмедэкспертизе, прикладной научной фотографии и событийном репортаже, да и там не помешает умение работать с контрастом и тональностью.

9. Заключение

Если вы хотите потратить какую-то сумму денег на фотооборудование, подумайте, а так ли оно вам нужно?

В большинстве случаев фотооборудование не улучшает качества ваших фотографий. Продвигаемая производителями фототехники философия о том, что улучшение оборудования - это путь вперед, не более чем маркетинговый ход. Может случиться так, что с переходом от узкого формата к среднему и от среднего к полному, вы будете снимать только хуже, поскольку потеряете мобильность и легкость. А приобретете только одно - возможность делать более резкие большие отпечатки.

2005 © Дмитрий Константинов, фотографии автора
Статья опубликована в журнале Фототехника & Видеокамеры (Потребитель) 2005 г.

В детстве я переезжала из одного военного городка в другой, никаких кружков там не было, а вот некоторые мои сокурсники-москвичи до поступления на биофак МГУ занимались в биологических кружках, но подробно я их об этом не расспрашивала.

Однажды я открыла в себе тайное пристрастие к картиночкам с котиками, и начала следить за новыми работами фотографа, а в прошлом – биолога, Дмитрия Константинова из серии

Я и не знала, что когда-то в его орнитологическом кружке занимался мой сокурсник, а нынче – успешный ученый, орнитолог

На самом деле Дмитрий занимается рекламной съемкой, а кошки – это хобби.

Недавно я и сама попала в прицел его объектива, что было для меня непривычно, но интересно.

Подруга-художник сказала, что фотографу удалось поймать настроение, характерную для меня меланхолическую задумчивость и грустную полуулыбку.

Она меня называет в шутку лесным эльфом, поскольку я не слишком крупных габаритов и постоянно бегаю по лесу, разговариваю с птицами и делаю много странных с точки зрения не биолога вещей. И вот что любопытно, фотограф тоже сравнил меня с эльфийкой. Видимо, у художников есть что-то общее во взглядах на мир.

О.К. – Откуда такая страсть к кошкам?

Д. К. – Кошки – удобный объект съемки. Они доступны, разнообразны и всегда интересны людям. На самом деле мне не так важно, кого снимать, я ловлю ощущения, какие-то не формулируемые эмоции. То есть вещи, малоинтересные массовому зрителю. Если я их буду снимать на таких объектах, как червяки, индустриальные пейзажи или камни, то буду интересен очень не многим ценителям. Это не мой путь. Закончу собирать серию про кошек, займусь собаками.

О.К. – У вас есть кошка?

Д.К. – Есть старенький кот Фокус, ему уже лет пятнадцать, наверное. Пушистый полосатый зверь. Он почти все время спит.

О.К. – Как Фокус попал к вам? Откуда он появился? Он породистый?

Д.К. – Я его подобрал котенком около рюмочной в Сыктывкаре. В поезде отмыл с мылом, высушил взятым у проводницы феном. Он был довольно диким, и все манипуляции с ним приходилось совершать в рабочих рукавицах. В то время мы жили в большой студии на Китай-Городе. Его любимым развлечением было стремительное вскарабкивание по чулкам и колготкам приходящих моделей. В те времена кот именовался Закрепителем. Позже был переименован в более благозвучного Фокуса.

О.К. – Еще каких-то животных держите дома?

Д.К. – Когда мне хотелось получше изучить поведение птиц, я держал дома до шестидесяти видов пернатых, а еще разных мелких животных – лемуров, обезьян, лягушек, змей. Чтобы спокойно спать ночью, я посредством решетки отгородил угол с кроватью, то есть я жил в клетке, а они – за ней, в квартире.
Но животные все равно просачивались ко мне. Проснешься ночью – а на груди сидит маленькая сова – сыч – и сверлит тебя глазами-блюдцами. Лемур пытался открыть мне ночью веки и заглянуть в глаза.
Мы регулярно обменивались птицами с другими любителями – в то время певчие птицы были очень популярны.

Но экспедиционная деятельность и поездки по всему миру трудно совместимы с содержанием животных, и, когда я раздал всю живность, то испытал огромное облегчение – словно гора с плеч упала. Больше не надо было ни о ком беспокоиться. Свобода!

О.К. – Понимаю, я когда сижу в Юго-Восточной Азии, каждый день шлю sms-ки с вопросами, как там мои коты, как рыбки и цветы, и все время переживаю, что если звери заболеют, то никто, кроме меня, не сможет им помочь. Доходит до того, что мне снится ночами, будто бы опять отключили электричество (поэтому аэрация отрубилась), и задыхающиеся рыбки-гастромизоны выпрыгнули в форточку, чтобы подышать воздухом.

Так что же, больше никаких зверей не будете заводить?

Д.К. – У меня необратимые возрастные изменения. В Юго-Восточную Азию больше не хочу, вообще никуда не хочу, кроме дачи. В идеале хотел бы жить на даче круглый год, но еще не достиг нужной степени просветления. Коллекционирую розы, рододендроны и карликовые хвойные. Роз около 50 сортов.

О.К. – Ничего себе! У меня их меньше, но зато есть коллекция примул, колокольчиков, гладиолусов. К сожалению, прошлой зимой две самые красивые полосатые розы пропали. Теперь новые посадила. Работа фотографа позволяет жить на даче?

Д.К. – Если не гоняться за высокими заработками, то позволяет. Два дня в неделю работа в Москве, 5 на даче – вполне комфортный для меня график.

О.К. – Я посмотрела французскую комедию «Притворись моим парнем» , и там есть такой эпизод – женщина-фотограф орет матом на моделей – девушек и парня. Кричит, что ей работать надо, а они стоят, как вяленые воблы. Оскорбляет их. Это нормально для мира рекламных фотографов или нет?

Д.К. – Нормально, но так делают не все. Условно можно разделить фотографов на тех, кто вот так орет и на флегматиков.

О.К. – Но зачем они скандалят? Я бы не выдержала, сбежала.

Д.К . – Для моделей позировать – работа, они не могут сбежать, а фотограф кричит не потому, что действительно хочет унизить человека, нет, таким образом он пытается спровоцировать моделей на эмоции. Злость, раздражение, агрессия – все это часто смотрится лучше, чем бесстрастная маска.

О.К . – Но вы такими методами не работаете?

Д.К – С моделями я работаю как с кошками, тихо хожу за ними и пытаюсь поймать в кадр какие-то их состояния. Через какое-то время кошки перестают обращать внимание на человека с фотоаппаратом. Так же и с моделями.

Я считаю, что человек наиболее естественен наедине с самим собой, соответственно, не нужно его провоцировать ни на какие эмоции, нужно ему объяснить, что требуется делать и не мешать. Если это профессионал, то рано или поздно все получится.

О.К. – А бывает так, что сами модели, наоборот, скандалят и кричат?

Д.К. – Если говорить о профессионалах, то нет. Самые лучшие фотомодели – как правило, сангвиники и флегматики с весьма устойчивой психикой. Скажешь ей лечь нагишом на холодную землю – молча ляжет и будет думать о своем.

Когда работал для глянцевых журналов, регулярно снимал актеров, телеведущих и прочую богему. Среди них не редки люди с истерическим складом характера. Кто-то кричит на визажистов, кто-то бросает пудреницу в зеркало, а кто-то и матом кроет.

О.К. – Так у них и правда нервы ни к черту. Как можно выдержать такое – ежедневно натягивать на себя другую, чужую личность, выкладываться на сцене по полной, терпеть нападки режиссера и требования продюсеров… А у служебного выхода караулят поклонницы, которые влюбляются в персонаж, не подозревая, что сам актер – совсем другой человек.
Кого же из известных персон вы фотографировали?

Д.К. – Да много кого. Аллу Пугачеву, Земфиру, Дмитрия Певцова, Александра Домогарова, Евгения Миронова…

О.К . – Работу фотографа с моделями в некоторых фильмах представляют и так – прибежали красотки, пофотографировались в полуголом виде, а потом пошли кутить с фотографом и другими членами съемочной группы. Секс, наркотики, рок-н-ролл.

А как на самом деле?

Я вот, например, вижу, что никакого белого диванчика и барной стойки в студии нет – чисто рабочая обстановка, за стеной работает скульптор, под дверью просунуто объявление: «Прежде чем закрыть дверь, в следующий раз следите, не заперли ли вы тут котят!!!».

Д.К. – Котенок одной бабульки бегает по подъезду, протискивается через какую-то дыру в студию, а обратно выбраться не может… Работа моделей – это тяжелый труд. По нескольку месяцев они живут по 3-5 человек в маленькой квартирке где-нибудь в Гуанджоу, бегая с утра до ночи на кастинги. После съемки они падают с ног от усталости, доползают до квартиры и засыпают. Личной жизни у них нет.

О.К . – Но заработок нормальный?

Д.К. – Раскрученная, известная фотомодель получает около 200 тысяч рублей в месяц. Но они прекрасно знают, что век их недолог, лет до 28, поэтому многие – с высшим образованием, и после завершения модельной карьеры уходят в бизнес или в семью. Мужья у них, кстати, частенько совсем не красавцы и не богачи.

О.К. – Любовь зла?

Д.К. – Да нет. Большинство моделей барышни опытные и иллюзий относительно олигархов и писаных красавцев не испытывают. Поэтому выбирают не по внешности или достатку. Многие выходят замуж по любви или из соображений надёжности сразу по завершению карьеры.

О.К. – Насколько для модели важна яркая внешность?

Д.К. – Внешне многие модели – обычные девушки, пройдет такая мимо – не обернешься. Лица им «делают» визажисты. Лучшая модель та, у которой лицо никакое, и на нем можно нарисовать все, что угодно. С запоминающимися, красивыми лицами визажистам и фотографам трудно работать. К примеру, снимаем имиджевый каталог, двадцать образов на одной модели. В идеале зрителю должно показаться, что работало двадцать моделей, а не одна.

О.К. – Мне всегда было немного жаль, что рост у меня немодельный, впрочем, с трудом верится в сказки про моделей, которые вдруг попадают в Париж из деревни Гадюкино.

Д.К – А они реальны – эти истории. Одна из моделей, с которой я постоянно сотрудничаю, несколько лет назад сдала ЕГЭ в школе крохотного рабочего поселка на Урале, а уже через месяц была Париже. Ее случайно заметил на улице скаут модельного агентства из Франции. Скауты – это охотники за людьми с модельной внешностью. Сразу же подписали контракт на полгода. Потом она работала в Италии, Китае, Японии.
С вашим ростом международной карьеры не сделаешь, но на внутреннем рынке работать можно. Высокий рост требуется подиумным моделям, те, кто работают в фото и видеорекламе часто ниже 170 см.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.