Структура личности и поведенческие типы. Иерархическая структура личности(по К.К

Понятие ʼʼличностьʼʼ, ʼʼчеловекʼʼ, ʼʼиндивидʼʼ, ʼʼиндивидуальностьʼʼ.

Человек – наиболее общее понятие, вся совокупность всœех человеческих качеств, свойственных людям (не важно, есть она у данного человека или нет).

Индивид – Человек как индивид –это существо материальное, природное, телœесное в его целостности и неделимости. Индивидные характеристики – возрастно-половые и индивидуально-типические, нейродинамические свойства мозга; функциональная геометрия мозга (ассиметричность). Познание человека как индивида предполагает рассмотрение природных основ человеческой жизни, его психологии. Высшая интеграция индивидуальных свойств человека представлена в темпераменте и психологических задатках.

Личность – основная форма развития. Личностные свойства человека – жизненный путь человека, его социальная биография. Человек как представитель общества, определяющий свободно и ответственно свою позицию среди других.

Индивидуальность – человек как уникальная, самобытная Личность, реализующая себя в творческой Деятельности. В случае если Личность - есть вершинный уровень человека, то индивидуальность - ϶ᴛᴏ его глубинное измерение.

Основные элементы структуры личности.

В структуре личности выделяют такие три компонента͵ как мотивационный , интеллектуальный и деятельностный .

Первый компонент структуры личности характеризует направленность личности как избирательное отношение к действительности. Направленность включает различные свойства, систему взаимодействующих потребностей и интересов, идейных и практических установок. Доминирующие компоненты направленности определяют всю психическую деятельность личности. Так, доминирование познавательной потребности приводит к соответствующему волевому и эмоциональному настрою, что активизирует интеллектуальную деятельность.

Второй компонент определяет возможности личности и включает ту систему способностей, которая обеспечивает успех деятельности. Способности взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом. На характере соотношения способностей сказывается структура направленности.

Третьим компонентом в структуре личности является характер, или стиль поведения человека в социальной среде. Характер, разумеется, не выражает личность в целом, однако представляет сложную систему ее свойств, направленности и воли, интеллектуальных и эмоциональных качеств. В системе характера можно выделить ведущие свойства. К ним относятся в первую очередь моральные (чуткость или черствость, ответственность по отношению к своим обязанностям, скромность). Во вторую очередь - волевые качества (решительность, настойчивость, мужество и самообладание), которые обеспечивают определœенный стиль поведения и способы решения практических задач.

Четвертым компонентом, надстраивающимся над остальными, будет система управления, которую обозначают понятием "я". "Я" - образование самосознания личности, оно осуществляет саморегуляцию: усиление или ослабление деятельности, самоконтроль и коррекцию действий и поступков, предвосхищение и планирование жизни и деятельности. Рассмотрим, как определяет личность и ее структуру К. К. Платонов.

Основные элементы структуры личности. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Основные элементы структуры личности." 2017, 2018.

Почти все ученые, пытавшиеся вникнуть в суть такого сложного понятия, как личность, и понять механизм его функционирования, приходили к мысли о необходимости выделения элементов и анализа взаимоотношения между ними. Критерии деления личности на отдельные блоки были различны и вызывали дискуссии, но всеми учеными признавалась необходимость изучения структуры личности .

Существует три уровня анализа личности как психологического образования: свойства отдельных «элементов» личности, компоненты («блоки») личности и свойства целостной личности. Соотношение свойств и блоков личности всех трех уровней называют структурой личности .

Существуют два основных способа построения структуры личности: эмпирический и теоретический. В отечественной психологии представлены оба способа построения структуры личности. Эмпирический подход реализован в работах В.С. Мерлина, который на основе эмпирических исследований пришел к трехуровневой структуре личности. Нижний уровень представлен свойствами личности, которые являются элементами. Второй уровень образуют симптомокомплексы – группы свойств личности, связанные между собой вероятностными связями. Третий уровень составляют три вторичных фактора, которые вбирают в себя все симптомокомплексы.

Теоретический подход реализован Н. Н. Платоновым, который в качестве основы для выделения уровней структуры выбрал принцип соотношения социального и биологического. На этом основании нижний уровень оказался представленным теми компонентами личности, которые имеют только биологическую детерминацию: темперамент, половые и возрастные свойства. Второй уровень включает в себя личностные особенности протекания психических процессов (восприятия, мышления и др.). Он детерминирован и биологическими, и социальными факторами. Третий уровень, обусловленный преимущественно социальными факторами, состоит из привычек, умений, навыков, знаний личности. Высший уровень имеет исключительно социальную детерминацию и представлен такими характеристиками личности, как убеждения, мировоззрение, идеалы, стремления, интересы, желания, что в совокупности составляет направленность личности.



Практически никто из исследователей не возражает против того, что ведущим структурным компонентом (блоком) личности, её системообразующим свойством (признаком, качеством) является направленность.

Направленность – это социально-обусловленные особенности личности: интересы, стремления, идеалы, мировоззрение, убеждения, которые определяют моральные качества личности. Это система устойчивых предпочтений и мотивов личности, задающая главные тенденции ее поведения.

В основе направленности человека лежат его потребности: биологические, отражающие нужду его организма в еде, пище, воде, жилье и т.д., и духовные (интеллектуальные, моральные, эстетические). Потребности тесно связаны с эмоциями и удовлетворение их также сопровождается эмоциями. Так, слабо выраженные потребности связаны с влечениями, с которых начинается иерархия форм направленности личности.

Влечение – малодифференцированное, смутное стремление, направленное на какой-либо предмет или действие вследствие той или иной маловыраженной потребности, характеризуемое отсутствием четко осознаваемой целью.

Желание – более высокая форма направленности, характеризуемая наличием осознания человеком цели своего стремления.

Интерес – еще более полная и осознанная форма направленности на предмет, являющаяся, однако, только стремлением к его познанию.

Склонность – стремление к определенной деятельности. Различие между интересом и склонностью – это различие между зрителем и активным участником какого-либо действия. На основе интересов и склонностей формируются идеалы.

Идеал – форма направленности, воплощенная в определенном, конкретном образе, на который человек, имеющий данный идеал хотел бы походить.

Мировоззрение – это система взглядов, представлений и понятий о мире, его закономерностях, об окружающих человека явлениях, природе и обществе.

Направленность оказывает организующее влияние не только на компоненты структуры личности (например, на нежелательные черты темперамента), но и на психические состояния (например, преодоление отрицательных психических состояний с помощью положительно доминирующей мотивации), и познавательные, эмоциональные, волевые психические процессы (в частности, высокая мотивация в развитии процессов мышления имеет не меньше значение, чем способности). Направленность является интегрирующей основой всей психической деятельности индивида.

Направленность личности характеризуется уровнем зрелости, широтой, интенсивностью, устойчивостью и действенностью.

Темперамент – это биологический фундамент личности, те врожденные особенности человека, которые обуславливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде.

Древнее описание темперамента принадлежит "отцу" медицины Гиппократу. Он считал, что темперамент определяется тем, какая из 4-х жидкостей организма в человеке преобладает:

Если кровь ("сангвис" – (лат.)), то человек – сангвиник, т.е. энергичный, быстрый, жизнерадостный, общительный, легко адаптирующийся к жизненным переменам;

Если желчь ("желе"), то – холерик, т.е. желчный, раздражительный, возбудимый, импульсивный, вспыльчивый, лабильный (подвижный);

Если слизь ("флегма"), то – флегматик, т.е. способный, уравновешенный, малоподвижный, медлительный человек, плохо приспосабливающийся к изменениям окружающей среды;

Если черная желчь ("мелана-холе"), то меланхолик, т.е. болезненно застенчивый и впечатлительный человек, склонный к депрессии, замкнутости, робости, быстро утомляемый, чрезмерно чувствительный к невзгодам.

Академик И.П. Павлов доказал наличие зависимости темперамента от типа нервной системы. Два основных нервных процесса – возбуждение и торможение, отражают деятельность головного мозга. От рождения они у всех разные по силе, взаимной уравновешенности, подвижности. В зависимости от соотношения этих свойств нервной системы Павлов выделил 4 основных типа высшей нервной деятельности.

1) «безудержный» (сильный, подвижный, неуравновешенный тип нервной системы (н/с) – соответствует темпераменту холерика);

2) «живой» (сильный, подвижный, уравновешенный тип н/с – соответствует темпераменту сангвиника);

3) «спокойный» (сильный, уравновешенный, инертный тип н/с – соответствует темпераменту флегматика);

4) «слабый» (слабый, малоподвижный, неуравновешенный тип н/с – соответствует темпераменту меланхолика).

Большинство исследователей темперамента выделяют такие его свойства, теснейшим образом связанные между собой и с качествами характера: сензитивность – особенность человека, проявляющаяся в возникновении чувствительности (психической реакции) на внешний раздражитель наименьшей силы; реактивность – особенность человека, связанная с силой эмоциональной реакции на внешние и внутренние раздражители; активность – способность человека, заключающаяся в преодолении внешних и внутренних ограничений в производстве, в общественно-значимых преобразованиях, в присвоении богатств, усвоении духовной культуры; темп реакции – особенность человека, заключающаяся в скорости протекания психических процессов, а в определённой мере и психических состояний; пластичность/ригидность – особенности человека гибко и легко приспосабливаться к новым условиям, либо костно, инертно, нечувствительно вести себя в изменившихся условиях; экстраверсия/интроверсия – особенности человека, выражающиеся в преимущественной направленности активности личности либо вовне (на мир внешних объектов: окружающих людей, событий, предметов), либо внутрь (на явления собственного субъективного мира, на свои переживания и мысли).

Темперамент – это внешнее проявление типа высшей нервной деятельности человека, и поэтому в результате воспитания, самовоспитания это внешнее проявление может искажаться, изменяться, происходит "маскировка" истинного темперамента. Поэтому и резко встречаются "чистые" типы темперамента, но, тем не менее, преобладание той или иной тенденции всегда проявляется в поведении человека.

Темперамент определяет лишь динамические, но не содержательные характеристики поведения. На основе одного и того же темперамента возможна и "великая" и социально-ничтожная личность.

Характер – это каркас личности, в который входят только наиболее выраженные и тесно взаимосвязанные свойства личности, отчетливо проявляющиеся в различных видах деятельности. Все черты характера – это черты личности, но не все черты личности – черты характера. Характер – индивидуальное сочетание наиболее устойчивых, существенных особенностей личности, проявляющихся в поведении человека, в определенном отношении: 1) к себе (степень требовательности, критичности, самооценки); 2) к другим людям (индивидуализм или коллективизм, эгоизм или альтруизм, жестокость или доброта, безразличие или чуткость, грубость или вежливость, лживость или правдивость, и т.п.); 3) к порученному делу (лень или трудолюбие, аккуратность или неряшливость, усидчивость или нетерпеливость, ответственность или безответственность, организованность и т.п.); 4) в характере отражаются волевые качества: готовность преодолевать препятствия, душевную или физическую боль, степень настойчивости, самостоятельности, решительности, дисциплинированности.

Согласно концепции отечественного ученого Б.Г. Ананьева, в формировании черт характера ведущую роль играют те отношения, которые формируются непосредственно в системе общения и общественных отношений, в труде, и которые, в свою очередь, обуславливают отношения человека к собственной личности, к самому себе. Он выделяет следующие черты характера: «рефлексивные», коммуникативные, волевые, интеллектуальные.

Соотношение различных свойств характера, согласно Ананьеву, выражается в его силе и полноте, в основе которых лежит мировоззрение человека.

Сила характера – твердость характера, его волевая структура. Полнота характера – многообразие жизненных интересов и идеалов, потребностей и способностей, богатство знаний и практических действий, определяемых большой жизненной целью, то есть идейной направленностью. Мировоззрение, таким образом, становится внутренним основанием полноты и силы характера конкретного человека.

Обладание целями жизни, по Ананьеву, есть главное условие для образования цельности личности . Необходимым условием является тождественное соответствие действий человека поставленным целям и задачам. Характер можно понять только как определенное единство направленности и образа действия. Характер представляет собой не только единство многообразия личности, но вместе с тем и определенная самобытность личности и ее оригинальность. Яркий, сильный характер – это его самобытность, внутренняя самостоятельность человека, созидательность. Характер – во многом результат самовоспитания. С.Л. Рубинштейн пишет: «Человек сам участвует в выработке своего характера и сам несет за него ответственность»

Связь темперамента и характера. Характер человека – это сплав врожденных свойств высшей нервной деятельности с приобретенными в течение жизни индивидуальными чертами. Правдивыми, добрыми, тактичными или наоборот, лживыми, злыми, грубыми – бывают люди с любым типом темперамента. Однако при определенном типе темперамента одни черты приобретаются легче, а другие труднее. Например, организованность, дисциплинированность легче выработать флегматику, чем холерику. Немецкий психиатр К. Леонгард выявил, что у 20-50% людей некоторые черты характера столь заострены (акцентированы), что при определенных обстоятельствах приводит к однотипным конфликтам и нервным срывам.

Акцентуации характера – преувеличенное развитие одних свойств характера в ущерб другим, в результате чего ухудшается взаимодействие с другими людьми.

Способности – это совокупность таких психических свойств личности, которые являются условием успешного выполнения определенных видов деятельности.

Всякая способность является способностью к чему-нибудь, к какой-то деятельности (например, конструктивное воображение, возможность точно оценивать пропорции, эмоциональная память и тому подобное). Никакая отдельная способность не может обеспечивать успешное выполнение деятельности. Успешность выполнения любой деятельности зависит от сочетания способностей.

Различают: более общие способности и более частные способности .

К первым относят такие психические свойства, которые находят себе применение в широком круге деятельности (например, качество ума или качество памяти). Ко вторым - такие психические свойства, которые имеют значение только в специальных областях деятельности (например, музыкальный слух или «оценка пропорций»).

Человек, способный ко многим и различным видам деятельности общения, обладает общей одарённостью , то есть единством общих способностей, обусловливающим диапазон его интеллектуальных возможностей, уровень и своеобразие деятельности и общения.

Способности не являются врожденными. Они – результат развития личности.

Способности имеют органические, наследственно закрепленные предпосылки для их развития в виде задатков. Задатки – врожденные анатомо-физиологические особенности, образующие различия между людьми. Задатки имеют важное значение для развития способностей (например, свойства слухового анализатора важны для музыкальных способностей, а свойства зрительного анализатора – для изобразительных). Но задатки – только одно из условий формирования способностей. Сами по себе они еще никак не предопределяют способностей. Способности человека формируются, реализуются и развиваются в ходе той или иной деятельности.

Не следует думать, что каждой способности соответствует особый задаток. Всякий задаток многозначен, на его основе смогут выработаться разные способности, в зависимости от условий жизни и деятельности человека.

По мере освоения знаний, умений, навыков происходит содействие развитию способностей, и последние – это более устойчивые свойства личности, чем знания, умения и навыки.

Признаками наличия способностей к какому-нибудь виду деятельности являются следующие:

1. высокий темп обучения соответствующей деятельности;

2. широта переноса навыка, которая состоит в том, что, обучившись применению операции в одной ситуации, человек способен легко применить ее в других аналогичных ситуациях;

3. энергетическая экономность выполнения данной деятельности;

4. индивидуальное своеобразие выполнения деятельности;

5. высокая мотивация, стремление к этой деятельности, иногда вопреки обстоятельствам жизни.

Высшую ступень развития способностей называют талантом.

Талант – это сочетание способностей, дающих человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнять какую-либо сложную трудовую деятельность. Также, как и способности, талант представляет собой лишь возможность приобретения высокого мастерства и значительных успехов в творчестве. Талант – это сочетание способностей, их совокупность. Структура таланта определяется, в конечном счете, характером требований, которые предъявляет личности данная деятельность.

Все блоки личности действуют взаимосвязано и образуют системные, целостные свойства. Среди них основное место принадлежит экзистенциально-бытийным свойствам личности. Эти свойства связаны с целостным представлением личности о самой себе (самоотношение), о своем «Я», о смысле бытия, об ответственности, о предназначении в этом мире. Целостные свойства делают личность разумной, целенаправленной. Личность с выраженными экзистенциально-бытийными свойствами является духовно богатой, цельной и мудрой.

Психологическая структура личности состоит из нескольких компонентов.

Первый компонент – направленность личности, или отношение человека к действительности.

Направленность личности – это система побуждений, определяющая избирательность отношений и активности человека.

Направленность включает различные свойства, систему взаимодействующих потребностей и интересов, идейных и практических установок.

Например, доминирование познавательной потребности приводит к волевому и эмоциональному настрою, что активизирует интеллектуальную деятельность. Личность начинает обосновывать целесообразность своего увлечения, придавать ему общественную и личную значимость.

Второй компонент определяет возможности личности и включает ту систему способностей, которая обеспечивает успех деятельности. Способности взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом. Одни из способностей доминируют.

Пушкин – поэт, историк, хорошо рисовал.

Третьим компонентом в структуре личности является характер или стиль поведения человека в социальной среде. Характер – сложное образование, где в единстве проявляется содержание и форма духовной жизни человека.

К свойствам характера относят: а) моральные (чуткость, черст­вость к людям), отношение к обязанностям, скромность; б) волевые качества (решительность, настойчивость, мужество) – обеспечивают стиль поведения.

Четвертый компонент – система управления – обозначают словом “я”. “Я” осуществляет саморегуляцию: усиление или ослабление деятельности, самоконтроль, коррекцию действий и поступков.

Психологическая структура личности будет неполной, если из неё исключить процессы и состояния.

Психические процессы – динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений (обеспечивают связь личности с действительностью). В них формируются свойства личности. Образовавшиеся свойства влияют на течение процесса. В процессе ощущения формируются конкретные сенсорные свойства и целостная сенсорная организация личности, которая определяет в дальнейшем количественно-качественную характеристику ощущения.

На основе психических процессов образуются психические свойства , которые регулирует течение психических процессов. Психические свойства личности – это устойчивые образования, обеспечивающие определённый качественно-количественный уровень психической деятельности и поведения. Характер протекания процессов зависит от функционального уровня активности мозга, то есть от психической активности личности.

Под психическим состоянием понимают определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности.

Психическое состояние зависит от свойств личности.

У человека инертного типа НС состояние оказывается более устойчивым по сравнению с состоянием подвижного типа.

Личность вступает в многообразные общественные отношения и осуществляет деятельность в различных областях практики. При этом личность исходит из разных побуждений или мотивов .

Мотивы – это осознанные побуждения к деятельности или поведению. Каждое действие и поступок человека в норме мотивировки, и он отдает ясный отчёт себе в этом. В качестве мотивов выступают различные побуждения : осознанные потребности и интересы человека, его морально-политические установки, идеалы мировоззрения и убеждений, чувства, помыслы. Изучение мотивов имеет важное значение для понимания морально-психологической сущности личности. Например, одни добросовестно относятся к труду в силу потребности, другие – в силу сознания долга, третьи – временно, в интересах достижения карьеристских замыслов.

Что такое личность? По этому вопросу велись и ведутся долгие, нескончаемые споры.

Личностью в психологии называют человека как носителя сознания. Считается, что личностью не рождаются, а становятся в процессе бытия и трудовой деятельности, когда, общаясь и взаимодействуя, человек сравнивает себя с другими, выделяет свое "Я". Психологические свойства (черты) личности полно и ярко раскрываются в деятельности, общении, отношениях и даже во внешнем облике человека .

Личности бывают разные - гармонично развитые и реакционные, прогрессивные и односторонние, высоконравственные и подлые, но при этом каждая личность неповторима. Иногда это свойство - неповторимость - называют индивидуальностью, как проявление единичного.

Однако понятия индивид, личность и индивидуальность не тождественны по содержанию: каждое из них раскрывает специфический аспект индивидуального бытия человека. Личность может быть понятна только в системе устойчивых межличностных связей, опосредованных содержанием, ценностями, смыслом совместной деятельности каждого из участников .

Межличностные связи, формирующие личность в коллективе, внешне выступают в форме общения или субъект - субъектного отношения наряду с субъект - объектным отношением, характерным для предметной деятельности.

Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием черт и особенностей, образующих ее индивидуальность - сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие, его отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в чертах характера, темперамента, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов, в способностях, индивидуальном стиле деятельности.

Личность - система социально значимых качеств индивида, мера овладения им социальными ценностями и его способность к реализации этих ценностей .

В свойствах личности проявляются возможности данного человека к участию в общественных отношениях. Существенной стороной личности является ее отношение к обществу, к отдельным людям, к себе и своим общественным и трудовым обязанностям. Личность характеризуется уровнем осознанности своих отношений и их устойчивостью.

Человек не рождается с готовыми способностями, интересами, характером и т.п. Эти свойства формируются при жизни человека, но на определенной природной основе .

Наследственная основа человеческого организма (генотип) определяет его анатомо-физиологические особенности, основные качества нервной системы, динамику нервных процессов .

В биологической организации человека, в его природе заложены возможности будущего его психического развития. Но человеческое существо становится человеком только благодаря социальной наследственности - благодаря освоению опыта предшествующих поколений, закрепленного в знаниях, традициях, предметах материальной и духовной культуры, в системе общественных отношений .

Природные стороны человека не следует противопоставлять его социальной его сущности. Сама природа человека является продуктом не только биологической эволюции, но и продуктом истории. Биологическое в человеке нельзя понимать как наличие в нем какой-то "животной" стороны. Все природные биологические задатки человека являются человеческими, а не животными задатками.

Но становление человека как личности происходит только в конкретных общественных условиях. Требования общества определяют и модели поведения людей, и критерии оценки их поведения. Наряду с социальной приспособленностью развитая личность обладает личностной автономией, утверждением своей индивидуальности. В критических ситуациях такая личность сохраняет свою жизненную стратегию, остается приверженной своим позициям и ценностным ориентациям (целостность личности). Возможные психические срывы в экстремальных ситуациях она предупреждает системой средств психологической защиты (рационализацией, вытеснением, переоценкой ценностей и др.) .

Составные элементы личности могут быть подразделены также на три класса :

· физическую личность,

· социальную личность

· духовную личность.

В каждом из нас телесная организация представляет существенный компонент нашей физической личности, а некоторые части тела могут быть названы нашими в теснейшем смысле слова.

Социальная личность. Признание в нас личности со стороны других представителей человеческого рода делает из нас общественную личность. Мы не только стадные животные, не только любим быть в обществе себе подобных, но имеем даже прирожденную наклонность обращать на себя внимание других и производить на них благоприятное впечатление. Собственно говоря, у человека столько социальных личностей, сколько индивидов признают в нем личность и имеют о ней представление .

Мы разумеем под духовной личностью полное объединение отдельных состояний сознания, конкретно взятых духовных способностей и свойств. Это объединение в каждую отдельную минуту может стать объектом нашей мысли и вызвать эмоции, аналогичные эмоциям, производимым в нас другими сторонами нашей личности. Когда мы думаем о себе как о мыслящих существах, все другие стороны нашей личности представляются относительно нас как бы внешними объектами .

Телесная, социальная и духовная личности образуют естественную личность.

Для того, чтобы более четко представлять место личности в системе координат психологической науки, рассмотрим определения личности, сформированные известными психологами.

По мнению Леонтьева "личность - совокупность общественных отношений, реализующихся в многообразных деятельностях" .

Рубинштейн определяет личность как "совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия" .

Ганзен полагает, что личность это "общественный индивид, объект и субъект социальных отношений и исторического процесса, проявляющий себя в общении, в деятельности, в поведении" .

Для И.С. Кона понятие личности обозначает "человеческого индивида как члена общества, обобщает интегрированные в нем социально значимые черты" .

По Б.Г. Ананьеву личность - "субъект общественного поведения и коммуникации" .

А.В. Петровский считал, что личность "общественный индивидуум, субъект познания и объективного преобразования мира, разумное существо, обладающее речью и способное к трудовой деятельности" .

К.К. Платонов полагал, что личность "носитель сознания" .

Среди многих работ по теории личности, ее структуре в психологии особенно выделяются работы А.Г. Ковалева, В.Н. Мясищева и К.К. Платонова.

А.Г. Ковалев ставит вопрос о целостном духовном облике личности, его происхождении и строении как вопрос о синтезе сложных структур :

Темперамента (структуры природных свойств),

Направленности (система потребностей, интересов, идеалов),

Способностей (система интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств).

Все эти структуры возникают из взаимосвязи психических свойств личности, характеризующих устойчивый, постоянный уровень активности, обеспечивающий наилучшее приспособление индивида к воздействующим раздражителям вследствие наибольшей адекватности их отражения. В процессе деятельности свойства определенным образом связываются друг с другом в соответствии с требованиями деятельности.

В.Н. Мясищев единство личности характеризует: направленностью (доминирующие отношения: к людям, к себе, к предметам внешнего мира), общим уровнем развития (в процессе развития повышается общий уровень развития личности), структурой личности и динамикой нервно-психической реактивностью (имеется в виду не только динамика высшей нервной деятельности (ВНД), но и объективная динамика условий жизни) .

С этой точки зрения структура личности - лишь одно из определений ее единства и целостности, т.е. более частная характеристика личности, интеграционные особенности которой связаны с мотивацией, отношениями и тенденциями личности.

Концепция динамической структуры личности (К.К. Платонов). "Наиболее общей структурой личности является отнесение всех ее особенностей и черт к одной из четырех групп, образующих 4 основные стороны личности :

1. Социально обусловленные особенности (направленность, моральные качества).

2. Личный опыт (объем и качество имеющихся ЗУН (знания, умения, навыки) и привычек).

3. Индивидуальные особенности различных психических процессов (внимание, память).

4. Биологически обусловленные особенности (темперамент, задатки, инстинкты и т.п.).

При этом считается, что 1 и 2 - социально обусловлены, 3 и 4 - генетически обусловлены. Все четыре стороны личности тесно взаимодействуют друг с другом. Однако, доминирующее влияние всегда остается за социальной стороной личности - ее мировоззрением, направленностью, потребностями, интересами, идеалами и эстетическими качествами.

Рассмотренные выше определения позволяют сделать вывод о том, что личность это многогранное понятие, которое прежде всего выделяется общественно-социальной значимостью.

  • 13. Характеристика процесса развития высших психических функций по л.С.
  • 14. Концепция личности л.С. Выготского
  • 15. Стадии развития личности по л. С. Выготскому. Зона ближайшего развития.
  • 16. Сущность историко-эволюционного подхода а. Г. Асмолова к проблеме личности, уровни системообразующих качеств личности.
  • 17. Концепция личности а.Ф. Лазурского, уровни развития личности.
  • 18. Структура личности по а. Г. Ковалеву
  • 19. Структура личности по к.К.Платонову.
  • 20. Концепция интегральной индивидуальности в.С.Мерлина.
  • 21. Структура личности по в.С.Мерлину.
  • 22. А.В. Петровский о личности как системном качестве человека. Структура личности.
  • 23. Развитие личности по а. В. Петровскому, стадии развития личности
  • 24. Диспозиционная концепция в. А. Ядова
  • 25. Основные характеристики человека как индивидуальности
  • 27. Типы высшей нервной деятельности по и.П.Павлову.
  • 28. Темперамент и его характеристика.
  • 29. Характер личности, проблема типологизация характеров.
  • 30. Потребности личности.
  • 31. Мотивация личности
  • 32. Способности личности
  • 33. Социальная группа как фактор и предпосылка развития личности.
  • 34. Топографическая и динамическая модели личностной организации в психодинамическом подходе и их характеристика.
  • 36. Защитные механизмы эго и их характеристика.
  • 37. Индивидуальная психология а.Адлера. Ведущие элементы и тенденции в структуре личности.
  • 38.Типы личности по а.Адлеру.
  • 40. Структура личности по к.Юнгу.
  • 3. Сознание. Персона и Эго
  • 41.Эпигенетический принцип развития личности по э.Эриксону.
  • 42. Психосоциальные стадии развития личности по э. Эриксону.
  • 43. Социокультурная теория личности к.Хорни: основные положения
  • 44. Типы личности по к.Хорни и их характеристика.
  • 45. Понятие личности в диспозициональном подходе. Концепция черты личности и диспозиции по г.Олпорту.
  • 46. Основные характеристики зрелой личности по г.Олпорту.
  • 47. Структурная теория черт р.Кеттела: общая характеристика
  • 48. Теория типов личности г.Айзенка.
  • 49. Личность с точки зрения бихевиористического подхода.
  • 50. Концепция личности б.Скиннера.
  • 51.Режимы подкреплений в теории оперантного научения Скинера
  • 52.Основные положения теории социального научения Дж. Роттера.Понятие локуса конроля.
  • 53.Социально-когнитивная теория личности а.Бандуры. Самоэффективность в личностном функционировании и механизмы её приобретения
  • 54. Основные процессы научения и их характеристика.
  • 55.Когнитивная теория личности Дж.Келли
  • 56. Виды личностных конструктов по Дж.Келли и их характеристика.
  • 57. Гуманистическая теория личности э.Фрома: основные положения.
  • 58.Гуманистическая теория личности а.Маслоу
  • 59.Иерархия потребностей а.Маслоу
  • 60. Феноменологическая теория личности к.Роджерса.
  • 61.Тенденция актуализации в структуре теории личности к.Роджерса.
  • 62.Я-концепция, её развитие и функционирование
  • 63. Основные характеристики полноценно функционирующего человека по
  • 64.Типологизация личностей в психологии. Критерии типологизации
  • 65.Типология личностей Кречмера
  • 66.Соматотипы у.Шелдона их характеристика
    1. Проблема теоретического определения личности в психологии .

    Личность в психологии – это системное (социальное) качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее степень представленности в нем общественных отношений.

    Основные подходы в изучении определений личности:

      Биологический - изучение личности осуществляется с точки зрения эволюционного развития, генетических предпосылок и ранее приобретенного опыта; предметом особого внимания является взаимодействие поведенческих аспектов и биологической основы.

      Экспериментальный - в основе изучения личности лежит изучение процессов восприятия, научения и высшей нервной деятельности; понимание этих процессов приводит к пониманию того, как конкретные события влияют на последующее поведение индивида через воздействие на структуру его личности.

      Психометрический - изучение личности основывается на изучении признаков, отражающих внутреннюю структуру свойств личности; изучение личностных свойств и их различий опирается на применение психологических методов, дающих количественную и качественную характеристику проявления тех или иных свойств.

      Социальный – изучаются социальное окружение индивида и его воздействие на развитие личности в процессе общения и взаимодействия, социальные роли и их приобретение, а также влияние культуры в целом.

      Базовые критерии развития и степени зрелости человека как личности.

    Базовые критерии развития личности (К. Обуховский):

      Рост умения : на протяжении жизни каждой личности усиливается противоречие, выражающееся в том, что достигнутые успехи приводят к росту сложности задач, которые перед ней стоят, а естественный процесс старения ухудшает умения. Только само поддержание умения на прежнем уровне требует, по сути, его постоянного повышения.

      Появление новых особенностей : это новые взгляды, иное понимание мира, переход к более абстрактной концепции мира и изучение новых техник действия.

      Ощущение удовлетворенности жизнью : удовлетворение – это общий положительный фон, на котором мы рассматриваем нашу жизнь, что не исключает отрицательных эмоциональных состояний как адекватных реакций на неизбежные несчастья и сложности.

      Способность к самоконтролю требует особых психологических условий, качеств, свойственных исключительно человеку и относящихся к миру переживаний человека, его наиболее осознанному внутреннему миру.

    4 базовых критерия уровня зрелости личности(А.А. Реан):

    1.ответственность

    2.терпимость

    3.саморазвитие

    4. позитивное мышление или позитивное отношение к миру, определяющее позитивный взгляд на мир.

    Критерии наличия и степени зрелости личности:

    Способность к иерархизации мотивов – когда человек способен преодолеть собственные побуждения ради социально значимых целей и потребностей.

    Ответственность, самостоятельность и критичность – когда человек способен оценить, объяснить и признать собственными свои мысли, побуждения и поступки.

    Сознательное соподчинение мотивов – наличие самосознания как основной черты личности.

    Основными понятиями, отражающими личностное развитие, личностный рост, являются: самосовершенствование, саморазвитие, жизненный путь, развитие потенциала личности и творческая деятельность.

      Базовые структурные элементы личности и их характеристика.

    В целом структура личности может быть представлена в теоретическом плане следующим образом:

      Общечеловеческие свойства - ощущения, восприятие, мышление, память, воля, эмоции.

      Социально – специфические черты – социальные установки, роли, ценностные ориентации.

      Индивидуально – неповторимые черты - темперамент, сочетание ролей, самосознание.

    В качестве относительно самостоятельных комплексов структуры личности можно выделить следующие подструктуры :

      Динамика ее психических процессов – темперамент

      Психические возможности личности, в отдельных видах деятельности – способности.

      Направленность личности - характерные для нее потребности, мотивы, чувства, интересы, оценки симпатии и антипатии, идеалы и мировоззрение.

    Проявления в соответствующих обобщенных способах поведения, направленность обусловливает характер личности.

    Психическим фундаментом структуры личности является: влечение, потребности,желания, стремления

    Группы черт личности:

    Мотивационные (интересы, цели, мотивы поведения, установки)

    Инструментальные (предпочтение средств достижения целей и удовлетворения потребностей)

    Стилевые (темперамент, характер, способ поведения, манеры)

      Характеристика деятельностного подхода, методологические принципы

    деятельностного подхода в психологии.

    Деятельность – это форма и условие существования и развития психического мира человека как личности.

    Деятельностный подход – психическая теория о порождении, функционировании и структуры психического отражения в процессах деятельности индивида.

    Методологические принципы :

      Предметность (объекты внешнего мира не сами по себе непосредственно воздействуют на субъекта, а определяют формирование образа).

      Активность (деятельность это всегда проявление какой либо активности)

      Неадаптивная природа человеческой деятельности (личность выступает как активный «элемент» в развивающейся системе общественных отношений, оказывается носителем тенденции к сохранению, воспроизводству родового опыта системы и тенденции к изменению самого рода «расширенному воспроизведению», обеспечивающему появление в системе различных инноваций).

      Интериоризация / экстериоризация (интериоризация – присвоение общественно - исторического опыта; экстериоризация – вовлечение человека в систему социальных связей с другими людьми).

      Принцип зависимости психического отражения от места отражаемого объекта в структуре деятельности (в зависимости от мотивации одни аспекты образа мира становятся значимыми для человека, эмоционально окрашиваются, а другие остаются «безличными» знаниями, не оказывая существенного влияния на его жизнь).

      Принцип развития (личность проходит определенные, последовательно развертывающиеся во времени стадии, следующие одна за другой или отрицающие одна другую, на каждой из которых в личности возникают новые качества (новообразования) или она сама выступает в новом качестве, что дает ей возможность перейти на новый уровень развития).

      Субъектно-деятельностный подход. Взгляды С.Л.Рубинштейна на проблему личности, этапы развития личности.

    Окружающая действительность с точки зрения Рубинштейна существенно независима от субъекта, но если она выступает в роли объекта для нас, она с нами сильно связана. Это значит, что мир представляется для на в виде субъектного образа.

    Основной принцип субъектно-деятельностного подхода :

    принцип единства сознания и деятельности (субъект в своих действиях, в актах своей творческой деятельности не только обнаруживается и проявляется, он в них созидает и определяется, поэтому тем, что он делает, можно определять то, что он есть, и формировать его самого).

    Личность - исходная психологическая категория, предмет психологического исследования и одновременно методологический принцип психологии.

    Личность представляет собой триединство отношений – к миру, к другим людям, к самому себе, и трех модальностей – чего хочет (мотивы и потребности), что может (способности) и что есть сам человек (характер и направленность).

    Этапы развития личности:

      Овладение собственным телом , возникновение произвольных движений. (На этом этапе появляются новые предметные действия).

      Начало ходьбы , самостоятельность в передвижениях. (Индивид становится самостоятельным субъектом различных действий, и их спектр начинает быстро расширяться. Зарождается самосознание через отношение к другим людям).

      Развитие речи , являющейся формой существования мышления и сознания в целом. Речь становится инструментом воздействия на других людей и на окружающий мир.

      Начало собственной трудовой деятельности , делающей личность материально независимой.

    6. Основные структурные элементы личности по с. Л. Рубинштейну и их характеристика

    Основными структурными элементами личности являются психические модальности деятельности – потребности, способности, характер

    Личность представляет собой триединство отношений к миру, к другим людям, к самому себе, и трех модальностей :

    чего хочет личность , что для него привлекательно, к чему он стремится? Это вопрос о направленности, установках и тенденциях, потребностях, интересах и идеалах;

    что может личность ? Это вопрос о способностях, о дарованиях человека, о его одаренности",

    что личность есть , что из его тенденций и установок вошло у нее в плоть и кровь и закрепилось в качестве стержневых особенностей личности. Это вопрос о характере.

    7. Определение и характеристика деятельности по а.Н.Леонтьеву.

    Деятельность – целостный динамический процесс активного и целенаправленного взаимодействия человека с окружающим миром, в ходе которого возникает и воплощается в объекте его психический образ, реализуется отношение к нему и удовлетворяется определенная потребность.

    Структура деятельности :

      Потребность (состояние нужды в определенных условиях нормального функционирования индивида). Она проявляется в как переживание дискомфорта, неудовлетворенности, напряжения (т.е. не осознается) и вызывает поисковую активность. Бывают:

    Витальные (жизненные) – еда, питье, сон.

    Экзистенциальные (потребность в самореализации)

    Социальные.

      Мотив – это то, ради чего совершается деятельность. Мотивы является не только побудителями к определенным действиям и поведению, но и отражают личностный смысл этих действий и поведения.

      Цель – осознанный образ желаемого результата (предвосхищение результата деятельности):

    Конечная (к чему стремимся)

    Промежуточная (условия достижения цели)

      Условия и соотносимые с ними мотивы – фактор определенной характеристики деятельности.

      Действие – целевой акт поведения в поле знаний субъекта. Действие состоит из:

    Операций

    Функций (психофизиологический уровень деятельности)

    8. Предметно-деятельностный подход. Концепция личности а.Н.Леонтьева.

    Деятельность – это целостный динамичный процесс активного и целенаправленного взаимодействия человека с окружающим миром, в ходе которого возникает и воплощается в объект, его психический образ, реализуется отношение к нему и удовлетворяется определенная потребность.

    Исходной является внешняя, предметная деятельность, от которой производятся все виды внутренней психической деятельности и сознания. Основной характеристикой деятельности выступают предметность и субъектность .

    Структура деятельности : потребность-мотив-цель-условия и совместимые с ними цели-действия

    Потребности . (Состояние нужды в определенных условиях нормального функционирования индивида). Она проявляется в как переживание дискомфорта, неудовлетворенности, напряжения (т.е. не осознается) и вызывает поисковую активность.

    Витальные(жизненные) – еда, питье, сон. Экзистенциальные (потребности в самореализации). Социальные

    Мотив . Это побуждение к чему-либо (опредмечанная потребность). Определяет поисковую активность. С появлением мотива начинается собственная деятельность.

    Цель . Это осознанный образ желаемого результата. Предвосхищение результата деятельности (предвидение). Конечная (к чему стремимся). Промежуточная (условия достижения цели)

    Потребность, мотив, цель – внутренняя сторона деятельности.

    Действия . Это внешняя сторона деятельности. Она складывается из действий (-это целевой акт поведения). Действия – сложноорганизованный процесс. Операции – более низний уровень в структуре деятельности. Функции – более мелкий акт деятельности, психофизиологический акт деятельности.

    Процесс целеобразования всегда связан с апробированием целей действием. Вместе с рождением действия возникает основной элемент собственно человеческой психики – смысл для человека того, на что направлена его активность. Возникая в деятельности, смысл становится единицами человеческого сознания, его образующими. В рамках сознания смысл выражает значение. С развитием форм и функций деятельности меняется и внутреннее строение сознания человека.

    Личность – это внутренним момент деятельности, некоторое неповторимое единство, выполняющее роль внешней интегрирующей инстанции, управляющей психическими процессами, целостное психическое новообразование, которое формируется в жизненных отношениях индивида.

    Личность – это продукт интеграции процессов осуществляющих жизненные отношения субъекта, это прежде всего общественные отношения в которые он вступает в процессе предметной деятельности.

    Личностью человек становится лишь в качестве субъекта общественных отношений. Личность не обусловлена генотипически, личностью не рождаются – личностью становятся. Личность – это то, что человек создает из себя, утверждая свою человеческую жизнь. Личность характеризуется способностью влиять на свои потребности и мотивы путем их иерархизации, что отражается в конкретной деятельности.

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.