Стратегия и тактика финансовой политики на современном этапе. Большая энциклопедия нефти и газа

В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.

Финансовая стратегия – долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, определенных экономической и социальной стратегией. В процессе ее разработки прогнозируются основные тенденции развития финансов, формируются концепции их использования, намечаются принципы организации финансовых отношений. Выбор долговременных целей и составление целевых программ в финансовой политике необходимы для концентрации финансовых ресурсов на главных направлениях экономического и социального развития.

Финансовая тактика направлена на решение задач конкретного этапа развития общества путем своевременного изменения способов организации финансовых связей, перегруппировки финансовых ресурсов.

Стратегия и тактика финансовой политики взаимосвязаны. Стратегия создает благоприятные условия для решения тактических задач. Тактика, выявляя решающие участки и узловые проблемы развития экономики и социальной сферы, путем своевременного изменения способов, форм организации финансовых связей позволяет в более сжатые сроки с наименьшими потерями и затратами решать задачи, намечаемые финансовой стратегией.

На протяжении многих лет Россия находилась в условиях острого системного кризиса. Спад промышленного производства, резкое сокращение платежеспособного спроса предприятий и населения, сужение денежной массы привели к массовому обнищанию широких слоев населения.

Анализ основных тенденций финансовой политики в XX в., нерешенных проблем и не оправдавших себя финансовых инструментов позволяет выделить следующие стратегические линии финансовой политики России в XXI в.:

1. Обеспечение единства целей и инструментов финансовой политики и целей развития экономики, совершенствования политической системы, материального благосостояния граждан, их духовного уровня. Без обеспечения экономического роста невозможно решение ни одной сколько-нибудь важной задачи финансовой политики.

2. Повышение эффективности финансового регулирования не только будет иметь внешнюю направленность на другие сферы экономики (рынок труда, внешняя торговля и т.д.), но и внутреннюю дисциплину, упорядоченность финансовых инструментов, их тесное взаимодействие с денежно-кредитными инструментами. Без улучшения финансового регулирования в XXI в. участятся финансовые кризисы, что нарушит функционирование и товарных рынков, ударит по стабильности демократической системы.

3. Успешная реализация названных выше стратегических линий будет происходить в условиях встраивания финансовой системы России в международную финансовую систему. Чтобы не потерять свою роль в формировании экономической политики, найти способы учета в этом процессе национальных интересов России, необходимо обучение новым финансовым технологиям, овладение современными знаниями в сфере государственных финансов, корпоративных финансов, финансового менеджмента поставить на тот же уровень, что и систему обучения в естественных науках, инженерном деле.


Базовой, несущей конструкцией стратегии финансовой политики должны стать укрепление рубля, повышение доверия к финансовым, банковским и кредитным институтам. Нужно постепенно отходить от практики деления денежного оборота на автономные, развивающиеся по своим правилам части: рублевую, долларовую и стоящую особняком, никак не регулируемую финансовыми и денежно-кредитными инструментами теневую компоненту денежного оборота. При слабом неустойчивом рубле, все время зависимом от того количества долларов, которое будет поступать от ММВБ, решить задачу восстановления единого управления денежным оборотом невозможно.

4. Для товарно-ресурсного обеспечения рубля предстоит одновременно решить следующие задачи:

умеренно увеличить производство топливно-энергетических ресурсов, дающих высокую финансовую отдачу, хотя и требующих больших единовременных затрат;

создать мобильные и ликвидные резервы нефти, газа, энергетических мощностей, ценных металлов;

существенно повысить (в 2-3 раза) долю пищевой и легкой промышленности, которые отличаются высокой оборачиваемостью капитала;

развивать авиационную и автомобильную промышленности на основе новых технологий с привлечением прямых иностранных инвестиций и созданием благоприятных условий для перемещения транснациональных компаний в Россию.

5. Если товарное обеспечение рубля находится в более или менее удовлетворительном состоянии, около половины составляет импорт, то ресурсное обеспечение его гораздо лучше, чем у многих стран даже с сильной валютой. Россия располагает доказанными (прибыльными) запасами полезных ископаемых на 42 трлн долл. и разведанными запасами еще более чем на 140 трлн долл.

6. Важно создать надежные финансовые инструменты, позволяющие превратить полезные ископаемые в ликвидные ресурсы, учитываемые при определении денежной массы, объемов кредита в залоговых операциях. Это потребует создания надежных финансовых технологий, обеспечивающих национальную безопасность страны.

Обеспеченность рубля этим не исчерпывается. Необходимо создать фонд экономических активов, включая и другие ресурсы (земля, незавершенное строительство и т.д.). Для этого следует провести классификацию экономических активов и инвентаризацию всего российского имущества, включая заграничное, определить их ценность, ликвидность, разработать схему баланса этих активов и провести международный аудит.

7. Нужна система мер, направленных на стимулирование спроса на рубли. Учитывая, что курс рубля формируется на ММВБ, необходимо именно на этом пространстве целенаправленно формировать спрос на рубли. В качестве одного из вариантов целесообразно ввести продажу отечественных товаров (нефти, газа и т.д.) - потенциальных носителей валюты - за рубли. В этом случае те зарубежные покупатели, которым необходимы такие товары, будут накапливать рубли, а после покупки конвертировать их в доллары и другие твердые валюты.

8. Потенциал рубля ослаблен из-за крупного оттока капитала, нелицензированного его вывоза, утаивания части валютной выручки от экспорта продукции на счетах в офшорных банках, перевода авансовых платежей за поставку импортной продукции без получения соответствующего товара. Лишь частично бегство капитала можно объяснить мотивационными причинами. Предотвращение бегства капитала, его репатриация будут способствовать укреплению рубля.

9. Необходимо осуществить ряд мер по укреплению доверия вкладчиков к банкам, выстраивать долгосрочную политику сбережений и инвестиций, повысить депозитную ставку, развивать систему страхования вкладов, разрешить иностранным банкам привлекать вклады населения при условии возможного их использования в России на инвестиционные цели с короткими сроками возврата кредита.

10. Требуется разработка национальной программы расширения экспорта продукции с соответствующими бюджетными, налоговыми и кредитными инструментами поддержки экспорта, а также путей активизации дипломатии с четкими государственными приоритетами.

11. Задача обеспечения сбалансированности бюджета остается стратегической задачей финансовой политики на ближайшие 10-15 лет. Однако методы ее достижения претерпят серьезные изменения. Главное - добиться высокого качества разработки бюджета, чтобы бюджетно-налоговые инструменты способствовали расширению структуры и увеличению объема товаров и услуг, реализация которых даст наибольшие доходы.

12. В бюджете создан организационный блок развития, включающий научно-инновационную и инвестиционную сферы. По мере реализации политики экономического роста в него необходимо включать инвестиционные проекты с более длительными сроками окупаемости. Высокое качество бюджета определяется не только устойчивостью доходов, высокой собираемостью налогов, но и отлаженностью системы его исполнения. И здесь важно отладить систему казначейства, усовершенствовать вертикальную систему финансового контроля, особенно крупных сделок, обеспечить единую систему бухгалтерского учета расходов бюджета.

13. Одним из вопросов финансовой стратегии является вопрос о соотношении бюджетов разных уровней. Необходимо отладить систему в рамках Бюджетного кодекса РФ, концепции межбюджетных отношений, соблюдения золотого правила бюджетной политики – 50: 50, постепенно увеличивать долю финансовых ресурсов региональных бюджетов.

14. Важнейшей частью финансовой политики является налоговая политика. Нужно продолжить кодификацию налогов, сделать налоговую политику реалистичной, учитывающей финансовое положение предприятий, необходимость их оздоровления, и соблюдать в то же время императивный характер финансовых отношений, обязательность налоговых платежей. Для воздействия налогов на экономический рост необходимо сочетать единство налоговых ставок с возможным дифференцированным режимом их использования путем предоставления скидок компаниям, которые расширяют рынок сбыта своей продукции, снижают цены или вкладывают свои доходы в инвестиции. Нужно упростить систему налогообложения малого бизнеса, сделать ее инструментом его развития.

15. В число стратегических задач финансовой и денежно-кредитной политики входит задача увеличения коэффициента монетизации экономики. В ближайшие пять лет необходимо довести М2 до 30% к ВВП и к 2015 г. до 50%. Сохранение высокого удельного веса в структуре М2 наличных денег, недостаточность связывания денежных средств в безналичных расчетах, тезаврация рублей, долларов и другой иностранной валюты сужают экономическую основу увеличения денежной массы (М2), увеличивают дисбаланс между спросом и предложением денег.

16. Одной из самых сложных задач в предстоящие годы будет задача налаживания работы фондового рынка. Этот рынок, сформировавшийся в условиях высокой инфляции, бюджетного дефицита, непрерывного наращивания внутреннего долга, «привык» работать при высоких уровнях дивидендов. Фондовый рынокне преодолел полностью синдром дефолта. Выход из создавшегося положения видится в нескольких направлениях.

Во-первых, нужно выпустить краткосрочный финансовый инструмент с умеренным доходом, не рассчитанный на изворотливых финансовых спекулянтов, а ориентированный на среднестатистического жителя нашей страны, который согласен меньше рисковать, сохранить свои сбережения с возвратом их в срок и с умеренными дивидендами, которые будут выше средней ставки Дивиденда Сбербанка (на 0,5 -1 пункт) и не будут подкреплены гарантиями государства.

Во-вторых, необходимо выпустить финансовые инструменты со сроками обращения 1, 2, 3, 5 лет, постепенно увеличивая долю пятилетних обязательств, обеспеченных экономическими активами и обладающих достаточной ликвидностью. Они должны обмениваться на золото, конвертируемую валюту, возможно, и на недвижимость (жилье, земля и т.д.). Важно проявить уверенность в объеме их выпуска.

В-третьих, необходимо ввести на период 3-5 Лет государственное регулирование процентных ставок - депозитных и кредитных, устранить 2-3-кратное превышение вторых над первыми. Не следует депозитные ставки жестко ориентировать на превышение нормы инфляции. Большая часть населения стремится сохранить свои сбережения и не хочет рисковать, рассчитывая на высокие дивиденды.

В-четвертых, для перетока средств в инвестиции целесообразно в деятельности фондовых и валютных бирж существенно усилить инвестиционную направленность, в том числе в сфере высоких технологий наладить листинг акций предприятий и инвестировать средства в инвестиционные проекты.

17. Для усиления инвестиционной и инновационно-направленной финансовой политики необходимы серьезные перемены в деятельности банковской системы. Могут быть использованы разные схемы: создание группы инвестиционных банков (банк развития и т.д.), в ряде универсальных банков - отделение инвестиционной деятельности от сугубо коммерческой. При этом нужно учитывать тенденции развития мировой финансовой системы.

В условиях экономического подъема и стабилизации всей финансово-банковской системы часть инвестиционных функций будут выполнять страховые компании, которые могли бы страховать политические риски, пенсионные фонды и другие финансовые институты.

18. Реализация важнейшей стратегической линии финансовой политики в XXI в. предполагает активное использование в финансовом регулировании международных стандартов, в том числе и таких новых, как кодексы финансовой и денежно-кредитной политики, критерии надежности финансового сектора, стандарт управления корпоративными финансами, бухгалтерским учетом, процедурами проведения банкротств.

Таким образом, для стабилизации экономики и решения финансовой проблемы необходимо:

Обеспечить сбалансированность бюджетов и их утверждение на базе реального прогноза макроэкономических показателей;

Реализовать комплекс мер по расширению налогооблагаемой базы;

Установить верхние границы доходности по государственным заимствованиям, расширить операции Банка России на открытом рынке;

Стабилизировать валютный курс рубля через усиление контроля со стороны Банка России за валютными счетами и операциями коммерческих банков, создание предпосылок для конвертации наличной иностранной валюты физическими лицами в рублевые активы;

Сформировать систему доверительного управления государственной собственностью в России и за рубежом;

Реформировать систему казначейского исполнения бюджета, обеспечив ее прозрачность, повысив статус, расширив сферу применения;

Ориентировать денежно-кредитную политику на регулирование процентных ставок.

Важно проводить согласованную финансовую, денежно-кредитную и социально-экономическую политику, направленную на интересы широких слоев населения, создающих национальное богатство и обладающих огромным интеллектуальным потенциалом. Успех финансовой политики находится в плоскости макроэкономического роста на базе развития реального сектора экономики, приводящего к расширению налогооблагаемой базы, и укрепления геополитических и стратегических позиций России.

В зависимости от характера поставленных задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.

Финансовая стратегия – это долговременный курс финансовой политики государства, определенный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, поставленных экономикой и социальной стратегией развития страны. Она ориентирована на длительный период развития и предусматривает решение крупномасштабных задач в рамках определенных экономических стратегий государства. В процессе разработки прогнозируются основные тенденции развития финансов, направления и использования, намечаются принципы организации финансовых отношений в соответствии долговременными целями социально-экономического развития Республики Беларусь.

Финансовая тактика – это комплекс мероприятий, направленных на решение задач конкретного этапа развития государства на основе разработанной финансовой стратегии, связанных с оперативным изменением форм и методов организации финансовых отношений, перегруппировкой финансовых ресурсов исходя из потребностей страны. Она направлена на решение задач конкретного этапа развития государства и связана с изменением форм и методов организации финансовых отношений исходя из его текущих потребностей.

Финансовая стратегия и тактика тесно связаны между собой. В качестве финансовой стратегии следует рассматривать финансовое оздоровление экономики и динамичный рост валового внутреннего продукта, повышение конкурентоспособной продукции. Такое оздоровление можно достигнуть через сокращение дефицита бюджета, уменьшение инфляции, укрепление курса белорусского рубля.

На современном этапе развития экономики финансовая политика Республики Беларусь направлена на борьбу с инфляцией, совершенствование налоговой системы, создание благоприятных условий для ВЭД, привлечения иностранных инвестиций, сокращение государственного долга, обеспечение финансовыми ресурсами целевых программ, повышение социальной защиты населения (согласно Программе социально-экономического развития РБ).

Основные направления финансовой стратегии Республики Беларусь:

Обеспечение устойчивого экономического роста на качественном уровне, позволяющее повысить реальные доходы населения;

Создание налоговой системы, отвечающей требованиям экономического роста и финансовой стабилизации;

Снижение налоговой нагрузки;

Повышение эффективности государственных расходов и сокращение уровня расходов бюджета по отношению к ВВП;

Поэтапная консолидация государственных ресурсов в бюджете;

Концентрация бюджетных средств с целью реализации важнейших государственных программ и мероприятий;

Оптимизация и совершенствование управления государственным долгом

Привлечение иностранных инвестиций в реальный сектор экономики.

Финансовая политика реализуется через финансовый механизм, его рычаги и стимулы.

Финансовый механизм представляет собой систему установленных государством типов, видов, методов и форм финансовых отношений.

Типы финансового механизма (в зависимости от степени участия государства):

Директивный финансовый механизм связан с участием государства в разработке и введении обязательных для всех субъектов финансовых отношений в сфере бюджетного устройства налогообложения, финансо­вого рынка.

Регулирующий финансовый механизм определяет процедуру финан­совых отношений в тех сферах и звеньях децентрализованной финансо­вой системы, где интересы государства напрямую не затрагиваются.

Виды финансового механизма (в зависимости от сфер и звеньев финансовой системы): бюджетный механизм, финансовый механизм организаций, механизм финансового рынка и т.п.

Методы финансового механиз­ ма:

    финансовое обеспечение осуществляется за счет собст­венных, заемных и привлеченных ресурсов.

    финансовое регулирование связано с регламентированием распределительных отношений в обществе в целом, в отраслях народного хозяйства, на предприятиях различных форм собственности.

    налогообложение

    планирование и прогнозирование

    управление и контроль

    самофинансирование и др.

Для регулирования финансовых отношений в ходе осуществления финансовой политики государство использует определенную систему финансовых рычагов и стимулов. В состав финансовых рычагов входят: прибыль, налог на доходы предприятий и организаций различных форм собственности, инвестиции, курсы валют и ценных бумаг, амортизационные отчисления, цена, дивиденды, отчисления на социальное страхование и т.п. Финансовые стимулы представляют собой поощрения за хорошие результаты работы и применение экономических санкций за нарушения.

Стратегией финансового управления или финансовой политики называют систему решений и намеченных направлений деятельности, рассчитанных на долгосрочную перспективу и предусматривающих достижение поставленных целей и финансовых задач по обеспечению оптимальной и стабильной работы хозяйственной структуры, исходя из сложившейся действительности и планируемых результатов.

Стратегия - это искусство планирования руководства, основанное на правильных долгосрочных прогнозах. При этом выделяются приоритетные задачи и на­правления развития различных форм деятельности и разработки механизма их осуществления.

Стратегию финансового управления в определенном смысле можно назвать стратегической финансовой политикой.

В процессе ее разработки выявляют основные тенден­ции развития организации :

    рост объемов производства и продаж;

    лидерство в конкурентной борьбе (выражается показателями рентабельности капитала и продаж);

    максимизацию цены (стоимости) организации;

    определение финансовых отношений с государством (налого­вая политика), банками (кредитная политика) и партнерами (постав­щиками, покупателями, подрядчиками и др.).

К важнейшим элементам финансовой стратегии относят:

    выработку кредитной стратегии;

    управление основным капиталом, включая и амортизационную политику;

    ценовую стратегию;

    выбор дивидендной и инвестиционной стратегии.

Однако выбор той или иной финансовой стратегии еще не гаран­тирует получение прогнозируемого эффекта (дохода) из-за влияния внешних факторов, в частности, состояния финансового рынка, налого­вой, бюджетной и денежно-кредитной политики государства.

Составной частью финансовой стратегии является перспективное финансовое планирование, ориентированное на достижение основных параметров текущей деятельности организации: объема и себестои­мости продаж, прибыли и рентабельности, финансовой устойчивости и платежеспособности.

В свою очередь финансовая политика включает в себя стратеги­ческие и тактические финансовые решения , которые можно разделить на две группы:

    инвестиционные решения;

    решения финансирования.

Инвестиционные решения связаны с образованием и использова­нием активов (имущества) организации и дают ответ на вопрос: «Куда вложить?».

Решения финансирования связаны с образованием и использова­нием пассивов и дают ответ на вопрос: «Где взять средства?».

Два типа финансовых решений взаимосвязаны и взаимопереплетены. Для организации приоритетными являются решения инвестиро­вания, так как их цель - получение дохода от эффективного вложения капитала.

Тактикой финансового управления или финансовой политики на­зывают совокупность приемов и форм предпринимательской деятельности, направленных на достижение того или иного этапа фи­нансовой стратегии, употребляемых в соответствии с конкретными ситуациями, возникающими при реализации стратегии.

Это опре­деление способа для каждого этапа, предусмотренного общим пла­ном стратегии. Общее требование, предъявляемое к тактике, - способствовать развитию стратегии, а не препятствовать ей, не дис­кредитировать ее.

Иначе говоря, финансовая тактика - это теку­щие оперативные действия предпринимателя, подчиненные страте­гическим целям и задачам финансового управления. В этом смысле тактику финансового управления можно назвать тактической фи­нансовой политикой.

При относительно стабильной финансовой стратегии финансовая тактика должна отличаться гибкостью , которая обусловлена измене­нием рыночной конъюнктуры (спроса и предложения на ресурсы, това­ры и услуги). Стратегия и тактика финансовой политики тесно взаимо­связаны. Правильно выбранная стратегия создает благоприятные возможности для решения тактических задач.

Тактическими задача­ми, достижение которых должно обеспечивать управление финанса­ми, являются:

    разработка учетной политики;

    выработка кредитной политики;

    управление оборотными активами и кредиторской задолжен­ностью;

    управление текущими (операционными) издержками, доходами / прибылью;

    достаточность объемов денежных поступлений в краткосрочном периоде (декада, месяц, квартал, год);

    рентабельность капитала и продаж (конкурентоспособность на оперативном уровне) и др.

Финансовая тактика направлена на решение локальных задач конкретного этапа развития организации путем своевременного изме­нения способов осуществления финансовых связей, перераспределения денежных ресурсов между видами расходов и структурными под­разделениями (филиалами).

Финансовые решения и мероприятия, рас­считанные на период менее чем 12 месяцев или на период продолжи­тельности операционного цикла, если он превышает 12 месяцев, относятся к краткосрочной финансовой политике.

    Не следует понимать временные тактические отступления от стратегических целей как препятствие стратегии, если в более отда­ленном периоде такие отступления принесут больший эффект. На­пример, при исследовании цели максимизации прибыли на дли­тельный период существования и развития организации может по­требоваться увеличение расходов и снижение прибыли в тактиче­ском аспекте, что не противоречит, а способствует оптимальному развитию стратегии управления.

Было бы неверным отличать стратегию и тактику по установ­ленному для всех случаев сроку выполнения управленческих про­грамм . В реальном рыночном пространстве сроки стратегии и так­тики могут меняться в зависимости от уровня стабильности эконо­мики. В нестабильной экономике с частыми изменениями условий время стратегии значительно сокращается до периода, в течение которого продолжается развитие прогнозируемого процесса, его жизненный цикл. За стратегический период также может быть при­нят условный интервал времени, в течение которого прогноз о предполагаемых результатах может быть исполнен с достаточной вероятностью. Таким образом, понятие длительности перспективы становится относительным. Оно может означать период как свыше, так и менее года в зависимости от стабильности рынка, частоты изменений его условий, жизненного цикла рассматриваемого процесса.

Главная особенность стратегических целей руководства заключа­ется в том, что они представляют собой глобальный критерий сис­темы, в качестве которого выступает улучшение ключевых показа­телей организации, например максимизация прибыли или дохода от продажи продукции, работ, услуг. Поэтому особенностью стратегии является качественная последовательность действий и состояний, используемых для достижения целей организации.

Стратегические решения как решения, связанные с изменением потенциала орга­низации, имеют существенные последствия. Последствие возникает как результат выбора, повышения эффективности по мере накоп­ления опыта. Такие цели чаще всего - объект долгосрочной фи­нансовой политики.

Важнейший элемент финансовой политики - это разработка правильных стратегий и тактики. Финансовая стратегия - это документ, составленный в письменной форме, в котором есть сформулированные указания непосредственно сотрудникам банка, относящимся к структуре инвестиционного портфеля, разновидностям ценных бумаг и стратегии банка в их купле-продаже. По мере того, как изменяется экономическая конъюнктура, меняется и политическая направленность банка по отношению к инвестициям. Стратегическая финансовая деятельность имеет тесную связь с рядом таких функций менеджмента, как маркетинг и инновации. Это означает наивысшую степень компетенции финансового менеджера, который в ответе за формулировку концепции инвестиционной стратегии и ее реализацию .

Эффективная реализация финансовой деятельности способствует развитию финансовых инструментов фондового и кредитного рынков, которые влияют на механизм и складывается из следующих этапов:

Накопление финансового капитала у инвесторов;

Поиск инвесторами эффективных направлений вложения средств;

Формирование финансовых инструментов, выгодных для направлений вложения средств;

Обеспечение правовой среды со стороны государства, способствующей эффективному привлечению и размещению финансового капитала.

Реализация данных этапов требует системного подхода в вопросах регулирования финансовой деятельности, ориентированного на получение ожидаемых результатов, начиная с обозначений стимулов финансовой деятельности и до окончательного получения намеченного эффекта .

Среди факторов риска, присущих инвестициям, выделяются следующие: кредитный, рыночный и процентный факторы. Кредитный риск вплотную связан с возможностью минимизации финансовых возможностей клиента, а так же невозможностью исполнения им своих финансовых обязанностей. Непредвиденные изменения в экономике, колебания котировок на рынке ценных бумаг - вот по каким причинам вероятен рыночный риск. Подверженность к риску имеют также активы, ввиду изменения процентных ставок, с которым связан риск снижения их цены на рынке. Уровень доходов от инвестиций обязан превышать стоимость издержек, связанных с мобилизацией средств. Бывает, принимается во внимание, и невысокий уровень прибыли, либо её отсутствие. Но это в том случае, программа способствует приросту прибыли от других инвестиций .

Финансовая стратегия предполагает минимизацию снижения стоимости портфеля инвестиций. Для корпораций он служит основным источником ликвидности в периоды, когда ставки по кредитам наиболее высокие. Самым важным условием актуальности инвестиционной стратегии является интенсивность изменения внешних инвестиционных факторов. Также существенным условием является будущий этап ее жизненного цикла. Ещё одним из условий является полярная смена целей деятельности организации, которая связана с новыми коммерческими возможностями.

Цели, которые преследует корпорация, осуществляя инвестиционную деятельность, реализуются через выработку финансовой политики. При ее выработке банки руководствуются традиционными критериями: ликвидность, доходность, риск и величина процентных ставок .

Таким образом, принято различать два основных вида финансовой политики:

1. Агрессивную: отдается с большой степенью риска, однако со значительной потенциальной доходности (акции);

2. Консервативную: значительную часть инвестиций занимают вклады в облигации и другие краткосрочные долговые обязательства, что приводит к уменьшению риска, повышения ликвидности, но к уменьшению доходности.

Мировая практика также различает два типа финансовой стратегии - пассивную и агрессивную.

Пассивная стратегия состоит в реализации четко продуманной инвестиционной политики.

Коммерческий банк зачастую использует конкретную структуру сроков погашения ценных бумаг, которая называется поддержание ступенчатой структуры ценных бумаг.

Агрессивная финансовая стратегия - стратегия, которая позволяет получить высокую доходность вложений в акции компаний и инструменты срочного рынка. Характеризуется наиболее высоким уровнем риска.

Равномерное распределение - это один из популярнейших способов решения проблемы инвестиционного горизонта. Такая политика популярна в небольших финансовых институтах и в основном состоит из выбора приемлемого срока, а также последующее инвестирование в ценные бумаги в равных пропорциях на каждом этапе в рамках такого срока.

Данная стратегия рассчитана не на максимизацию дохода от инвестиций, а на уменьшение отклонений доходов в ту или иную сторону, кроме того, осуществление этой стратегии не нуждается в значительных управленческих талантах. Она приносит, зачастую, некую инвестиционную гибкость, потому что определенные ценные бумаги всегда погашаются наличными денежными средствами, в свою очередь банк имеет возможность воспользоваться некими многообещающими нюансами, которые неожиданно могут возникнуть.

Денежные средства вкладывают в некие ценные бумаги, таким образом, чтоб во время последующих нескольких лет каждый год истекал срок погашения конкретной части портфеля инвестиций.

Поэтому в результате такой некой ступенчатости в сроках погашения ценных бумаг инвестиционного портфеля средства, которые высвобождаются в результате истечения срока погашения, будут реинвестироваться в абсолютно новые виды ценных бумаг с определенно продолжительными сроками погашения и с большей нормой доходности.

Данный подход проведения инвестиционной политики обеспечивает простоту контроля и регулирования, а также отчасти и определенную стабильность получения инвестиционных доходов банком в случае обеспечения необходимой степени ликвидности.

Для осуществления намеченных целей необходимо сформировать детальную финансовую стратегию, включающую в себя основные взаимосвязанные части: экономическую, институциональную и нормативно-правовую (рисунок 4).

Рисунок 4. Финансовая стратегия

Эффективная реализация финансовой стратегии, способствует достижению стратегических целей: развитие инвестиционной деятельности, формирование и развитие инвестиционных продуктов, мобилизация ресурсов инвесторов и привлечение новой клиентской базы.

Институциональный блок состоит из следующих составляющих: инвестиционный портфель, инвестиционные кредиты и риски.

Нормативно-правовой блок представляет собой: внутренние нормативные документы, регулирующие и способствующие осуществлению инвестиционной деятельности, законодательные акты государства, касающиеся осуществления инвестиционной деятельности банка .

Экономический блок состоит из системы экономических показателей, системы управления и финансирования инвестиционного процесса. В данном блоке рассматриваются некоторые критерии финансовой стратегии.

Из этого следует, что основной целью финансовой стратегии является: развить способность "видения" и выявление долгосрочных перспектив развития банка. Это требует проведения диагностики отечественных банков на ранней стадии на определение факторов, имеющих непосредственное влияние на его функционирование и выявление скрытых возможностей долгосрочного развития банка. Это возможно при применении STEP и SWOT-анализов. На их основе проводится анализ внутренней и внешней инвестиционной среды банка и дается стратегическая оценка. За счет этого становится возможным составить целостную картину финансовой среды. Анализ ближнего внешнего окружения основывается на изучении занимаемой доли на рынке банков, анализа спроса клиентской базы, степень освоения предлагаемых инвестиционных продуктов. Анализ дальней внешней среды основывается на выявлении потенциала других участников рынка, экономических и политических факторов, оказывающих прямое влияние на состояние банка. Своевременно выявленные факторы, влияющие на банковский сектор, дают возможность определить ту инвестиционную стратегию банка, которая необходима для долгосрочного развития.

Таким образом, данный анализ способствует выявлению сильных сторон банка, которые необходимо усилить и слабых, которые следует отработать или удалить. С помощью данного процесса возможно выявление скрытых дополнительных резервов банка, и определить их эффективное направление для дальнейшего развития экономики.

Большинство современных крупных предприятий уделяет внимание формированию финансовой стратегии. Подобные активности осуществляются на уровне высшего менеджмента компаний, однако могут в то же время быть в достаточной мере детализированными и предполагать вовлечение руководителей в локальные бизнес-процессы. В чем специфика выстраивания финансовых стратегий на предприятиях? Каковы критерии эффективности их разработки?

Определение финансовой стратегии

Что такое финансовая стратегия? Под этим термином принято понимать план, выработанный каким-либо субъектом хозяйственной деятельности - например, коммерческой фирмой, - который связан с определением эффективных способов получения выручки и снижения расходов компании.

Предназначение финансовой стратегии

Финансовая стратегия призвана содействовать разрешению вопросов, касающихся самоопределения организации как самостоятельного субъекта коммерческих активностей, получения необходимых средств для развития, оптимизации бизнес-модели. Работая в соответствующем направлении, менеджмент организации выявляет закономерности хозяйственного развития фирмы, вырабатывает методы приспособления организации к воздействию тех или иных рыночных, социальных либо политических факторов.

Финансовая стратегия чаще всего связана с оптимизацией основных средств фирмы, распределением прибыли, реализацией расчетов, налоговой, инвестиционной политикой, поиском эффективных механизмов ценообразования. Активности менеджмента в указанных направлениях могут осуществляться как на внутреннем пространстве предприятия, так и в работе на территориях вне корпорации - например, это могут быть переговоры с инвесторами, крупными клиентами, правительственными структурами.

Что позволяет достичь реализация финансовой стратегии?

Разработка финансовой стратегии предприятия и успешная ее реализация позволяют обрести значимые преимущества в области ведения бизнеса. В числе таковых:

  • формирование эффективной системы управления денежными ресурсами компании;
  • выявление ключевых факторов, влияющих на рентабельность бизнес-моделей с последующим сосредоточением активностей на работе с ними;
  • формирование взвешенного, последовательного, рационального подхода к постановке задач и их решению;
  • выявление критериев сбалансированности текущей бизнес-модели, а также потенциальных источников дальнейшего роста компании;
  • выстраивание прозрачных и объективных инструментов контроля над экономической эффективностью предприятия;
  • выявление внутренних и внеших факторов, предопределяющих рентабельность компании;
  • выявление ключевых конкурентных преимуществ организации относительно игроков рынка и обеспечение динамичного их задействования.

Выстраивание финансовой стратегии - важнейшее направление деятельности на коммерческом предприятии. Данные активности позволяют осуществить комплексный анализ возможностей фирмы, потенциала ее роста и увеличения конкурентоспособности в том или ином сегменте бизнеса.

Элементы финансовой стратегии

Финансовая стратегия предприятия состоит из следующих ключевых элементов:

  • планирования (которое может классифицироваться на различные категории - например, текущие и перспективные активности);
  • концентрации денежных ресурсов и формирования необходимой инвестиционной базы;
  • формирования резервов, которые могут понадобиться для поддержания устойчивости тех или иных участков бизнеса в случае негативного воздействия тех или иных факторов;
  • взаимодействия с партнерами - как в аспекте текущих коммуникаций, связанных с расчетами и взаимным выполнением обязательств, так и в направлении поиска новых контрагентов или, например, инвесторов;
  • разработки учетной политики фирмы;
  • стандартизации деятельности фирмы на уровне тех или иных бизнес-процессов;
  • реализации отчетных процедур;
  • подбора новых кадров;
  • повышения квалификации штатных сотрудников;
  • анализа финансовой деятельности;
  • контроля над выполнением пунктов вырабатываемой стратегии.

Работа менеджеров фирмы в рассматриваемых направлениях может быть связана как с поиском объективных закономерностей и факторов, влияющих на хозяйственное развитие фирмы, так и с обнаружением тех, что имеют субъективные характеристики. То есть те цифры, которые менеджмент получил, осуществляя планирование, могут быть не вполне актуальными - к примеру, в силу политического фактора.

Разработка финансовой стратегии может быть проведена на самом высоком уровне - но при наличии напряженности на международной арене, у предприятия могут возникнуть сложности с реализацией намеченных задач.

Стратегические направления развития фирмы

Полезно будет рассмотреть то, какие ключевые стратегические направления в развитии фирмы выделяют современные исследователи. В числе таковых:

  • политика в области оптимизации налогообложения;
  • исследование возможностей для формирования наиболее адекватных цен;
  • инвестиционная политика.

Первое направление активностей будет связано прежде всего с изучением правовой базы на уровне федерального, регионального либо муниципального законодательства. Что касается политики ценообразования, то определение ее ключевых направлений, вероятнее всего, предопределит необходимость менеджерам делать акцент на изучении внешних рыночных факторов. Инвестиционная политика, в свою очередь, будет в большей степени базироваться на исследовании внутренних бизнес-процессов, выстраиваемых на предприятии.

Цели выстраивания финансовой стратегии

Рассмотрим теперь то, какими могут быть цели финансовой стратегии компании. Чаще всего они имеют коммерческий характер. То есть они будут связаны с желанием менеджеров предприятия извлекать как можно больше прибыли и снижать издержки - как мы уже сказали выше. Однако финансовая стратегия организации также может отражать предпочтения владельцев фирмы в области решения не только коммерческих, но и социальных либо политических задач.

В первом случае работа собственников и менеджеров предприятия, возможно, будет предполагать создание как можно большего количества рабочих мест с высокой зарплатой. Что касается решения политических задач, то приоритеты в финансовой стратегии фирмы могут быть в этом случае сконцентрированы в направлении либо формирования градообразующего предприятия, либо экономического развития региона. Вследствие этого собственники и руководители компании могут рассчитывать на определенные преференции на выборах, на реализацию «лобби» и иных активностей в области муниципальной, региональной политики, а в некоторых случаях - на уровне общенациональных процессов.

Разновидности финансовой стратегии

Изучим то, в каких разновидностях может быть представлена финансовая стратегия предприятия. Современные экономисты подразделяют рассматриваемые активности на:

  • генеральные;
  • оперативные;
  • тактические.

Изучим их подробнее.

Генеральная стратегия

Что касается первой разновидности финансовой стратегии, то она предопределяет, на каких принципах будет основываться развитие предприятия. Таковые могут быть основаны на формировании приоритетов в выпуске того или иного товара, задействовании конкретной технологии, акцентированном продвижении фирмы на том или ином рынке сбыта.

Оперативная стратегия

Финансовая стратегия, классифицируемая как оперативная, будет связана с определением инструментов, посредством которых менеджмент должен вести предприятие к достижению тех целей, что определены на генеральном уровне. Например, если ключевым принципом развития фирмы выбрано освоение рынков, расположенных в Юго-Восточной Азии, то оперативные задачи могут быть связаны с закупками оборудования, которое позволит сделать производство конкурентным в отношении поставщиков из соответствующего региона.

Оперативная финансовая стратегия фирмы, как правило, связана с осуществлением контроля над текущим расходованием финансовых средств, которыми располагает предприятие. Так, менеджмент может решать задачи, связанные с: учетом валовых доходов, расчетами с поставщиками, извлечением прибыли за счет эмиссии ценных бумаг, учетом валовых расходов, выплатой зарплаты сотрудникам, уплатой налогов в бюджет. Если модернизация производства, позволившая высти предприятию на требуемый уровень конкурентоспособности относительно азиатских конкурентов, достигнута, то задача менеджмента - выявить, насколько соответствующие нововведения оказываются совместимыми с текущей бизнес-моделью фирмы, ее обязательствами перед контрагентами и государством.

Тактический аспект стратегии

Тактическая часть финансовой стратегии предполагает локализацию задач на уровне конкретных бизнес-процессов. Подобные активности могут быть связаны с закупкой новых фондов для отдельно взятых производственных линий или, например, приобретением расходных материалов. Финансовый контроль над расчетами, сопровождающими решение соответствующих задач, может проводиться с высокой частотой либо в привязке к локальным операциям - например, связанным с перечислением денежных средств поставщику оборудования по текущему контракту.

Критерии эффективности финансовой стратегии предприятия

Исходя из каких критериев должно осуществляться формирование финансовой стратегии фирмы, а также ее последующая реализация?

Касательно первого этапа управленческих активностей можно выделить следующую совокупность условий, повышающих вероятность выстраивания эффективных подходов к развитию бизнеса:

  • необходимая детализация производственных процессов (ключевым фактором конкурентоспособности может быть локальный участок бизнеса, который, казалось бы, не может быть определяющим с точки зрения рентабельности предприятия);
  • адекватная оценка финансовых факторов (завышенные ожидания по выручке могут привести к неудаче в реализации инвестиционных планов, заниженные - к недостаточно динамичному росту фирмы, как следствие - снижению доли на рынке);
  • должное внимание внешним факторам (как мы отметили выше, даже самая эффективная бизнес-модель может оказаться бесполезной, если ее реализации мешают политические события).

Касательно этапа реализации финансовой стратегии исследователи рекомендуют обратить внимание на следующие критерии его эффективности:

  • обеспечение устойчивой институциональной и кадровой основы деятельности фирмы на различных этапах выполнения пунктов выработанных планов (задумка менеджеров может оказаться великолепной, но недостаточно высокая квалификация кадров либо несовершенные механизмы внутрикорпоративных коммуникаций могут помешать ее реализации);
  • обеспечение эффективных механизмов контроля над решением поставленных задач;
  • своевременная аналитика достигнутых результатов (которая может помочь выявить какие-либо недочеты текущей стратегии либо, наоборот, ее самые сильные места, которые можно будет впоследствии задействовать с целью повышения конкурентоспособности бизнеса).

Итак, мы рассмотрели то, каким образом может выстраиваться финансовая стратегия предприятия. Собственники и менеджеры фирмы в ходе ее реализации сталкиваются с необходимостью решения непростых задач, но подобные активности стоят того, поскольку предопределяют уровень конкурентоспособности бизнеса.

Вместе с тем финансовая стратегия управления коррелирует с другой категорией менеджмента - тактикой. Изучим данный аспект подробнее.

Финансовая тактика

Финансовая стратегия и финансовая тактика - явления, которые тесно связаны между собой. Есть точка зрения, по которой второй элемент является неотъемлемой частью первого, поэтому рассматривать их в разных контекстах не вполне корректно. Подобный сценарий мы рассмотрели выше - исследовав один из подходов к классификации стратегий, по которому предполагается выделение тактической ее разновидности.

Финансовая тактика: практические примеры

Есть и другой тезис, по которому финансовая стратегия и финансовая тактика руководства фирмы могут коррелировать на уровне методов, но предполагать решение разных задач. Например, менеджмент предприятия может принять решение о смене банка, обслуживающего РКО организации. С точки зрения финансовой стратегии каких-либо значимых задач в этом случае не решается. Однако менеджмент предпринимает, очевидно, тактический ход, связанный, возможно, с подписанием контракта с более устойчивым банком.

Еще один пример соответствующего типа решений: корректировка перечня полномочий финансового директора - как вариант - в пользу передачи части таковых генеральному. Опять же, с точки зрения стратегии решение незначительное. Но в аспекте тактики оно может быть исключительно важным в силу того, что генеральный директор, пройдя специализированные обучающие курсы, приобретет больший объем компетенций в части некоторых хозяйственных вопросов, а потому справится с их решением лучше, чем руководитель более узкого профиля.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.