Спектакль по рассказам М. Зощенко

Рассказы для сценок или прочтения можно выбрать произвольно. Действующие лица: Ведущий. Ведущая. Чтец. Участники сценки «В больнице»: Больной. Толстый больной. Гражданка в платке. Врач. Медсестра. Отец. Мать. Девочка.

Предварительная подготовка. Разучивается инсценировка. Для исполнителей хорошо использовать элементы костюмов - белые халаты для врача и медсестры, платок для гражданки. Для изображения толстого больного исполнителю можно подложить за щеки комки ваты. В качестве иллюстраций к рассказам М. Зощенко также можно использовать отрывки из фильмов режиссера Л. Гайдая «Не может быть» и «За спичками».

Смешной сценарий сценки по рассказам Зощенко

Перед зрителями появляются Ведущий и Ведущая.

Ведущая. Вы знаете, ребята, какой случай однажды состоялся в медицинской практике?

Ведущий. А что такое, что случилось?

Ведущая. В тридцатые годы XX века к одному Санкт-Петербургскому врачу пришел на прием примечательный пациент.

Ведущий. А что же в нем было такого примечательного?

Ведущая. У него был очень угрюмый вид. Пациент пожаловался врачу на то, что не может найти средства против уныния.

Ведущий. Да, это, действительно, противно, когда у тебя постоянно унылое настроение. И что посоветовал ему врач?

Ведущая. Врач внимательно осмотрел посетителя и не нашел у него ни одной болезни, кроме постоянной хандры. Тогда он посоветовал пациенту читать веселые книжки, такие, от которых, даже если не хочешь, все равно захохочешь. «Вот, например, - сказал врач, - я очень часто для того, чтобы поднять настроение, читаю смешные рассказы писателя Михаила Зощенко. И вам советую купить его книжку».

Ведущий. А что, дельный совет. Ведь Михаил Зощенко до сих пор считается одним из самых веселых писателей. Я думаю, что пациент последовал совету врача и выздоровел.

Ведущая. А вот и нет, ты ошибаешься.

Ведущий. Неужели пациент отказался читать смешные рассказы?

Ведущая. Да.

Ведущий. А почему?

Ведущая. Ты не поверишь, пациент ответил врачу: «Мне эти рассказы не помогут. Потому что я сам и есть Михаил Зощенко».

Ведущий. Вот необычный случай. Писатель-юморист Зощенко и был тем самым угрюмым посетителем больным! А читая его рассказы, об этом ни за что не догадаешься.

Ведущая. Вот таким необычным человеком был Михаил Зощенко. На его долю выпала слава, которая редко посещает литераторов при жизни. А ведь когда он творил, журналы отчаянно спорили из-за того, кому принадлежит право первым публиковать его рассказы. Выпускать его книги было честью почти каждого издательства. Потому что издатели знали: книги Зощенко будут раскуплены в считанные дни. Кроме того, рассказы писателя часто исполнялись с эстрады ведущими артистами того времени. И наградой за их исполнение был оглушающий хохот зрителей.

Ведущий. Да, известность этого писателя была, прямо скажем, легендарной. Его многие знали в лицо, по улицам ему ходить было очень нелегко, так как за ним начинал идти буквально шлейф восторженных поклонников. Ежедневно почтальоны приносили ему пачки писем, его телефон надрывался от огромного числа звонков. Вот это популярность! А как писатель достиг ее? Может быть, он закончил какое-то престижное учебное заведение, где его научили так здорово сочинять маленькие смешные рассказы?

Ведущая. А вот давай послушаем его послужной список, в котором он рассказывает о некоторых датах своей жизни. В 1927 году в Санкт-Петербурге издавался веселый журнал под названием «Бегемот». И вот сотрудники этого журнала решили выпустить сатирическую энциклопедию с перечнем всех авторов, которые издавались в журнале «Бегемот». Эту энциклопедию они, конечно же, назвали «Бегемотник». Для «Бегемотника» Зощенко написал свою шуточную автобиографию.

Появляется Чтец.

Чтец. Я родился в 1895 году. В прошлом столетии! Это меня ужасно огорчает. Я родился в XIX веке! Должно быть, поэтому у меня нет достаточной вежливости и романтизма к нашим дням: я - юморист. Я не знаю даже, где я родился. Или в Полтаве, или в Петербурге. В одном документе сказано так, в другом - этак. По-видимому, один из документов - «липа». Который из них «липа», угадать трудно, оба сделаны плохо... Профессий у меня было очень много... Комендант почт и телеграфа, агент уголовного розыска, инструктор по кролиководству и куроводству, постовой милиционер, сапожник.

Сейчас у меня биография скудная. Писатель. Кажется, это последняя профессия в моей жизни. Мне жаль, что я остановился на этой профессии. Это очень плохая профессия, черт ее побери! Самая плохая из 12-ти, которые я знаю. (Уходит.)

Ведущая. Вот такая авторская скромность была у этого писателя. А ведь в литературу он пришел уже с огромным опытом. Несмотря на молодость, Зощенко успел два года побывать на фронтах Первой мировой войны, участвовать во многих боях, получить четыре боевых ордена и чин штабс-капитана. Да и годы его юности пришлись на очень беспокойное время: передел страны, несколько государственных переворотов, голод, холод, тиф, поиски своего места в жизни. И, наконец, писательская слава, которой искренне наградил его читатель.

Ведущий. А знаешь, когда я читаю рассказы Михаила Зощенко, меня всегда удивляет язык, которым он писал. В языке этого писателя не найдешь многострочных фраз с большим числом придаточных предложений. Его фразы - короткие, рубленые. Мне даже всегда вспоминаются слова другого писателя - Чехова, который сказал, что краткость - сестра таланта.

Ведущая. Короткая фраза - огромное достижение художественного приема Зощенко. Он сам об этом говорил так: «Я пишу очень сжато. Фраза у меня короткая, доступная бедным. Может быть, поэтому у меня так много читателей». Да ведь и сюжеты рассказов Михаила Зощенко тоже просты и бесхитростны. Вспомните хотя бы смешную кинокомедию, которая называется «Не может быть», снятую по рассказам Зощенко. Кто помнит, о чем в ней говорится?

Ведущий. Я помогу нашим зрителям. Комедия состоит из экранизаций нескольких коротких сюжетов. В одном из них описывается переполох в доме мелкого жулика по фамилии Горбушкин, когда его по ошибке забирают в милицию.

Ведущая. А в другой истории жених не мог узнать на свадьбе собственную невесту. Потому что в загсе, когда он с ней расписывался, она была в шубке и шапочке. Это очень смешная комедия. Жаль, что она вышла после смерти писателя. Думаю, он экранизациями своих рассказов был бы весьма доволен.

Ведущий. Давайте перечислим еще несколько сюжетов, использованных Зощенко в качестве основы его рассказов. Например, в рассказе «На живца» одна бабушка захотела поймать жулика в трамвае и для этого стала с собой возить повсюду фальшивый пакет, набитый тряпьем. Все ждала, когда жулик попадется, чтобы его за руку поймать.

Ведущая. А вот в рассказе «Богатая жизнь» один гражданин вдруг выиграл пять тысяч золотом, а вся его жизнь, наоборот, вкривь и вкось пошла. Потому что они всей семьей эти деньги караулили.

Ведущий. В рассказе «Аристократка» слесарь повел даму в театр, но ему не хватило денег, чтобы угостить ее пирожными в буфете.

Ведущая. В рассказе «Стакан» описывается случай, когда разгорелось судебное дело из-за треснувшего стакана.

Ведущий. А теперь посмотрим инсценировку... (называет рассказ.)

Идет показ инсценировки.

Ведущая. Необычный язык писателя, о котором мы говорили, можно с полным правом назвать собирательным. Кажется, что писатель многие годы внимательно вслушивался в окружающие его разговоры, а потом запечатлел их на бумаге. Когда писателя спрашивали, как ему удается создавать характерный язык почти каждого персонажа, он признавался: «Быть может, я немного утрировал, чтоб это было сатирично». Читая рассказы Зощенко, представляешь себе, что их создавал человек, которого можно в любую минуту увидеть радом с собой в кухне, в бане, в трамвае. Действия многих его рассказов, особенно - ранних, происходят в коммунальных квартирах, где люди постоянно сталкиваются с разными жилищными проблемами.

Чтец читает отрывок из рассказа «Нервные люди».

Ведущая. Другие рассказы Михаила Зощенко высмеивают глупость, которую рождает высокая должность чиновника. А вот есть у него рассказ о том, как ребята придумали хорошую игру - давать прохожим правильные подсказки. Послушаем, как они это делали.

Чтец читает отрывок из рассказа «Хорошая игра».

Ведущий. Зощенко не просто высмеивал человеческие недостатки. Он пытался помощь людям перемениться в лучшую сторону. А для этого надо было показать, что такие качества, как хамство и грубость, глупость и грубость, вовсе не являются достоинствами. Сам Зощенко утверждал, что человеку надо помочь оказаться от «пошлых навыков и инстинктов». И если читатель будет смеяться над таким героем, он почувствует свои недостатки и не захочет быть на него похожим. Это стремление Зощенко очень чутко уловил самый крупный писатель того времени А. М. Горький. Он написал автору коротких веселых рассказов такие теплые слова: «Юмор ваш я ценю высоко, своеобразие его для меня, да и для множества грамотных людей, бесспорно, так же, как бесспорна его "социальная педагогика". Социальной педагогикой Горький как раз назвал умение Зощенко иронично показать многие человеческие недостатки.

Ведущая. Знаешь, иногда читаешь смешной рассказ, а при этом думаешь: как же трудно такую вещь написать. Короткий, на 2-3 страницы сюжет, написанный запоминающимися невероятно смешными фразами, а настроение тебе поднимет на несколько дней. Только, как мне кажется, большинство писателей-юмористов объединяет одно: они с трудом доказывали свое право вообще называться писателями.

Ведущий. Действительно, это так. Не повезло в этом смысле и Зощенко. Ведь писателя часто критиковали за зубоскальство, говорили, что он не к той теме обратился: писал бы лучше про трудовых героев, а не сыпал на головы читателям мелкие бытовые неурядицы. Зощенко такую критику, конечно, тоже читал, и она его очень обижала. «Чертовски ругают, - писал он в очередном ответе на критику, - Ругают за мещанство... Тему путают с автором». Действительно, критики не понимали многого. Например, как можно, опираясь лишь на тему городских неурядиц, много лет и даже десятилетий неустанно находить темы для творчества. Как пронести через десятилетия боевой дух борьбы с тем самым мещанством, которое несправедливо приписывали самому автору. Думаю, как и у всякого талантливого человека, у Зощенко было много завистников, которые и донимали его своей глупой критикой. Например, писали, что Зощенко - «хулиган и подонок, глумящийся над советскими людьми».

Ведущая. Да, злые завистники не унимались, и критика Зощенко стала нестерпимой. Вершиной издевательства над писателем можно назвать постановление 1946 года, в котором Зощенко был исключен из Союза писателей. В постановлении была совершенно нелепая аргументация: «Членами Союза писателей могут быть писатели, стоящие на платформе советской власти и участвующие в социалистическом строительстве». Только спустя семь лет Зощенко был восстановлен в Союзе писателей. На целых семь лет он был лишен права публиковать свои замечательные рассказы и повести, его книги не издавались. Тогда писатель занялся переводами с других языков. И вот парадокс: в это время он перевел с финского языка юмористическую книжку писателя Майю Лассила «За спичками».

Ведущий. Я знаю, о чем ты хочешь сказать. Спустя много лет, когда писателя уже не было в живых, по этой книге также была поставлена смешная кинокомедия «За спичками», которую многим из нас довелось смотреть.

Можно показать отрывок из фильма «За спичками».

Ведущая. Но мы сейчас говорим о маленьких рассказах Зощенко, а ведь он был автором большого числа и произведений в других жанрах - повестей, пьес, киносценариев. Жаль, правда, что в годы Великой Отечественной войны, когда писатель был эвакуирован в Алма-Ату, часть его архива безвозвратно исчезла. Зато Зощенко очень гордился успехами театральных постановок, сделанных по его комедийным пьесам. Одна такая комедия под названием «Парусиновый портфель» была поставлена в Ленинградском драматическом театре и только за театральный сезон 1945 - 1946 гг. выдержала 200 представлений.

Ведущий. После 1953 года, когда Михаил Михайлович был восстановлен в Союзе писателей, он много работал в популярных журналах «Крокодил» и «Огонек».

Ведущая. Да, книги, которые написаны с хорошим пониманием смешного, всегда ценятся нашим читателем. По этой простой причине до сих пор люди любят веселые книги Михаила Зощенко.

Ведущий. Теперь я предлагаю посмотреть инсценировку по рассказам Зощенко.

Ведущая. Тема рассказов - медицина.

Идет показ инсценировки по рассказам «Пациентка», «Любитель», «Медицинский случай», «Больные» и «Врачевание и психика».

Смешной сценарий сценки по рассказалм Зощенко

Приемная в больнице. На стульях сидят больные, которые ожидают очередь на прием к врачу. Подходит толстый больной.

Толстый больной. Кто последний на прием к врачу? (Садится.)

Больной. За мной будете. (Рассказывает.) Я раз в неделю по внутренним болезням лечусь. У доктора Опушкина. Хороший такой, понимающий медик. Я у него пятый год лечусь. И ничего, болезнь не хуже. У меня бессонница.

Толстый больной. Это, милый ты мой, разве у тебя болезнь? Это плюнуть и растереть - вот вся твоя болезнь. Ты не гляди, что у меня морда выпуклая. Я, тем не менее, очень больной. Я почками хвораю. И твои болезни не могут сравниться с почками!

Гражданка в платке. Ну, что ж, хотя бы и почки. У меня родная племянница хворала почками - и ничего. Даже шить и гладить могла. А при вашей морде болезнь ваша малоопасная. Вы не можете помереть через эту болезнь.

Толстый больной. Я не могу помереть! Вы слыхали? Она говорит, что не могу помереть через эту болезнь. Много вы понимаете, гражданка! А еще суетесь в медицинские разговоры.

Гражданка. Я вашу болезнь не унижаю, товарищ. Это болезнь самостоятельная. Я это признаю. А вот у меня знакомый Сашка Егоров форменно залечился. Пятый год лечится. А сначала у него ничего такого особенного не было. Просто был худощавый субъект. Начал лечиться - стал поправляться. И через два года до того его разнесло, что собственные дети начали пугаться. Начал лечиться от ожирения. Доктор говорит: «Побольше ходите взад и вперед, может быть, от этого факта похудеете». Начал ходить мой приятель. Целый день ходит, а к вечеру до того у него аппетит разыгрывается - удержу нет. Опять прибавил человек. Врач говорит: «Вам ходить вредно. Вам ездить нужно. Поезжайте на курорт». Я со своей стороны тоже рассчитываю, что курорт принесет ему пользу. Постоит человек за железнодорожным билетом ночки две и спустит, как миленький, пуда два, если не больше.

Входит медсестра.

Медсестра. А, собственно, граждане, чего вы тут расхвастались? Чья очередь? Заходите?

Больной (заходит в кабинет). Здравствуйте, доктор.

Врач. На что жалуетесь?

Больной. Так-то я здоров, но страдаю бессонницей. Я сплю худо. Дайте мне каких-нибудь капель или пилюль.

Врач. Пилюль я вам не дам - это только вред приносит. Я держусь новейшего метода лечения. Я нахожу причину и с ней борюсь. Вот я вижу - у вас нервная система расштавши. Я вам задаю вопрос - не было ли у вас какого-нибудь потрясения? Припомните. Это очень важно - вспомнить причину. Мы ее найдем, развенчаем, и вы снова, может быть, оздоровитесь.

Больной. Я завсегда спал отлично. А как сестра приехала из деревни и заселилась в моей комнате вместе со своими детьми, так я и спать перестал. В другой раз с дежурства придешь, ляжешь спать - не спится. Ребятишки бегают, веселятся, берут за нос. Чувствую - не могу заснуть.

Врач. Ну, а если тихо?

Больной. Тоже не спится. Сестра на праздниках уехала в Гатчину с детьми. Только я начал засыпать, соседка несет тушилку с углями. Оступается и сыплет на меня угли. Я хочу спать и чувствую: не могу заснуть - одеяло тлеет. А рядом на мандолине играют. А у меня ноги горят.

Врач. Слушайте, так какого же черта вы ко мне пришли? Одевайтесь. Ну, хорошо, ладно, я вам дам пилюли. (Выписывает рецепт.)

Больной (выходя из кабинета). Нет, неинтересный врач. Верхогляд. Чувствую - он мне не поможет.

Вбегают мать, отец и девочка.

Отец. Нам без очереди! (Все трое вбегают в кабинет.) Доктор, помогите. Вот у нас дочка, 13 лет. Ее ребятишки испугали.

Мать. Она вышедши во двор по своим личным делам. А ребятишки хотели пошутить над ней, попугать. И бросили в нее дохлой кошкой. И у нее через это дар речи прекратился. То есть она не может слова произнести после такого испуга.

Врач. Вот чего. У вашей малютки прекратился дар речи через сильный испуг. И я так мерекаю. Нуте, я ее сейчас обратно испугаю. Может, она снова у меня заговорит. Надо на все находить свою причину и выбивать ее поленом. И в этом есть моя сила и учение.

Отец. Что вы, не надо ее поленом ударять.

Врач. Что вы, что вы! Я ее поленом не буду ударять. Я возьму махровое или, например, вафельное полотенце, посажу ее на это место, и пущай она сидит минуты три. А после я тихонько выбегу из-за дверей и как ахну ее полотенцем. Может, она шибко испугается и снова у нас разговорится. (Сажает девочку на стул, затем подкрадывается и ударяет ее полотенцем. Девочка визжит.)

Мать. Скажите, а она не станет от этого факта дурочкой?

Врач. Этого я не могу вам сказать. Мое дело - сообщить ей дар речи. И это есть налицо.

Отец, мать и девочка, кланяясь, уходят.

Медсестра (больным). Врач временно не принимает. Перерыв!

Сценарий театральной постановки по рассказу М. Зощенко «Стакан»

Герой: Здравствуйте, уважаемые зрители! Тут недавно со мной произошла

такая история – нарочно не придумаешь! И все из-за чего – ведь пустяк

какой! Эх, расскажу по порядку.

Встречаю я как-то нашего маляра Ивана Антоновича Блохина с супругой его,

Марьей Васильевной.

Выходят Марья Васильевна и Антон Иванович.

М.В.: Приходите к нам, уважаемый, на именины в четверг. Курей и жареных

утей у нас, правда, нет, паштетов тоже не предвидится. Но чаю хлебайте

сколько угодно, и даже можете с собой домой брать.

Герой: Я говорю: - В чае хотя интерес не большой, но прийти можно. Иван

Антонович Блохин довольно добродушно ко мне относится и даже бесплатно

потолок однажды побелил.

Герой: В четверг я и пошёл.

Герой: А народу припёрлось множество. Родственники всякие. Деверь тоже,

Петр Антонович Блохин. Ядовитый такой мужчина. Против арбуза сел. И

только у него, знаете, и делов, что арбуз отрезает перочинным ножом и

А я выкушал один стакашек чаю, и неохота мне больше. Душа, знаете, не

принимает. Да и вообще чаишко неважный, надо сказать,- шваброй малость

отзывает. И взял я стакашек и отложил в сторону. Да маленько неаккуратно

отложил. Сахарница тут стояла. Об эту сахарницу я прибор и кокнул, об

ручку. (Раздается звон. Все гости смотрят на Героя) Я думал, не заметят.

Заметили, дьяволы.

Деверь: То есть как это пустяки? Хорошие пустяки. Их в гости приглашают,

а они предметы тюкают.

М.В. (берет стакан, с сожалением осматривает его): Это чистое разорение

в хозяйстве - стаканы бить. Это один - стакан тюкнет, другой - кранчик у

самовара начисто оторвёт, третий - салфетку в карман сунет. Это что ж и

будет такое?

Деверь (встает, берет в руки арбуз, грозит): Об чём речь. Таким гостям

прямо морды надо арбузом разбивать.

Герой: Мне товарищ деверь, довольно обидно про морду слушать. Я,

товарищ деверь, родной матери не позволю морду мне арбузом разбивать. И

вообще чай у вас шваброй пахнет. Тоже мне, приглашение. Вам, три стакана

и одну кружку разбить - и то мало.

М.В. (встает, возмущается): У меня привычки такой нету - швабры в чай

ложить. Может, это вы дома ложите, а после на людей тень наводите. Я не

оставлю вас так после этого!

Ширмы закрываются.

Герой: Через две недели является ко мне милиционер.

Милиционер: Гражданин, извольте заплатить гражданке Блохиной

двугривенный за разбитый стакан.

Герой: Я платить не отказываюсь, а только пущай мне этот треснувший

стакан отдадут из принципа.

Герой отдает деньги. Милиционер и М.В. уходят

Герой: Вот такая история, уважаемые зрители. Но я это так просто не

оставлю! Ну, теперь я их по судам затаскаю. Потому, действительно, когда

характер мой задет,- я могу до трибунала дойти. (Грозит кулако

Выполнила:

Горохова Н.В. МСКД (4 г.)

Инсценировка по рассказу М. Зощенко «Стакан»

Действующие лица:

Блохина Марья Васильевна

Нарсудья

Место действия: улица.

На сцене закрытая ширма. На ширме нарисован антураж двора двухэтажного дома.

Герой: Здравствуйте, уважаемые зрители! Тут недавно со мной произошла такая история – нарочно не придумаешь! И все из-за чего – ведь пустяк какой! Эх, расскажу по порядку. Тут недавно маляр Иван Антонович Блохин скончался по болезни. А вдова его, средних лет дамочка, Марья Васильевна Блохина, на сороковой день небольшой пикничок устроила. И меня пригласила.

Выходит Марья Васильевна.

М.В.: Приходите к нам, уважаемый, помянуть дорогого покойника. Курей и жареных утей у нас, правда, нет, паштетов тоже не предвидится. Но чаю хлебайте сколько угодно, и даже можете с собой домой брать.

Герой: Я говорю:

В чае хотя интерес не большой, но прийти можно. Иван Антонович Блохин довольно добродушно ко мне относится и даже бесплатно потолок однажды побелил.

М.В.: Ну, приходите тем более.

Марья Васильевна уходит.

Герой: В четверг я и пошёл.

Ширмы раздвигаются, зрители видят накрытый стол и гостей.

Герой: А народу припёрлось множество. Родственники всякие. Деверь тоже, Петр Антонович Блохин. Ядовитый такой мужчина. Против арбуза сел. И только у него, знаете, и делов, что арбуз отрезает перочинным ножом и кушает. А я выкушал один стакашек чаю, и неохота мне больше. Душа, знаете, не принимает. Да и вообще чаишко неважный, надо сказать,- шваброй малость отзывает. И взял я стакашек и отложил в сторону. Да маленько неаккуратно отложил. Сахарница тут стояла. Об эту сахарницу я прибор и кокнул, об ручку.

(Раздается звон. Все гости смотрят на Героя)

Я думал, не заметят. Заметили, дьяволы.

М.В.: Никак, батюшка, стакан тюкнули?

Герой: Пустяки, Марья Васильевна Блохина. Ещё продержится.

Деверь: То есть как это пустяки? Хорошие пустяки. Их в гости приглашают, а они предметы тюкают.

М.В. (берет стакан, с сожалением осматривает его): Это чистое разорение в хозяйстве - стаканы бить. Это один - стакан тюкнет, другой - кранчик у самовара начисто оторвёт, третий - салфетку в карман сунет. Это что ж и будет такое?

Деверь. (встает, берет в руки арбуз, грозит): Об чём речь. Таким гостям прямо морды надо арбузом разбивать.

Герой: Мне товарищ деверь, довольно обидно про морду слушать. Я, товарищ деверь, родной матери не позволю морду мне арбузом разбивать. И вообще чай у вас шваброй пахнет. Тоже мне, приглашение. Вам, три стакана и одну кружку разбить - и то мало.

М.В. (встает, возмущается): У меня привычки такой нету - швабры в чай ложить. Может, это вы дома ложите, а после на людей тень наводите. Я не оставлю вас так после этого!

Герой: Тьфу на всех, и на деверя тьфу.

Ширмы закрываются.

Герой: Через две недели после этого факта повестку в суд получаю по делу Блохиной.

Являюсь и удивляюсь.

Ширмы раздвигаются, зрители видят Нарсудью за столом, Марью Васильевну Блохину за трибуной, гостей в качестве слушателей.

Нарсудья (долго рассматривает дело и говорит):

Гражданин, извольте заплатить гражданке Блохиной двугривенный за разбитый стакан.

Герой: Я платить не отказываюсь, а только пущай мне этот треснувший стакан отдадут из принципа.

М.В. (достает стакан): Подавись этим стаканом. Бери его.

Герой отдает деньги.

Ширмы закрываются.

Герой: Вот такая история, уважаемые зрители. Но я это так просто не оставлю! Ну, теперь я их по судам затаскаю. Потому, действительно, когда характер мой задет,- я могу до трибунала дойти. (Грозит кулаком)

«Путешествие в удивительный мир М.М.Зощенко»

Заходят на сцену. На сцене две девочки.

1 девочка : Все мы ходим в библиотеку.

Бабукин: А я хочу на дискотеку.

Чем целый день сидеть над книгой,

Приятней мне ногами дрыгать.

2 девочка: Кто к нам пришел?

3 девочка: Бабукин Вова.

1 девочка: Ты с нами идешь, Бабукин?

Бабукин: Да нет. Я там помру со скуки, да и вообще мне бесполезно.

Повержен странной я болезни, едва лишь я открою книгу,

Навстречу мне большая фига. Встает оттуда, будто кобра

И говорит мне строго, строго: «Не погрызи гранит науки»

2 девочка: Ну и болтун же ты, Бабукин!

3 девочка: Ты просто, Вовочка, лентяй! Уходят

Бабукин: Нет, это надо же назвать, назвать меня «лентяй - Бабукин».

Ворчат, как «старые бабули»

Ну не смешно ль уткнуться в книгу, когда всем миром правит комп.

Вот это класс, вот это блеск! Вот это истинный прогресс.

- Но вот допрыгался, опять пришли…

Все: Как на Вовины именины, испекли мы каравай

Каравай, каравай, Вова, книжки почитай!

Бабукин: А читать то мне когда? Мне читать то некогда!

У меня нагрузки по математике, по - русски,

Драмкружок, кружок по фото, мне еще и петь охота!

2: Но чтоб не отставать от века, быть образцовым человеком,

Тебе, мой друг, необходимо книгу в руки взять и почитать.

Бабукин: Повторяет (А читать то мне…)

3: Нам книга помогает постигать Науки тайны, смысл мирозданья…

Бабукин: Повторяет (А читать то мне…)

1: Володя милый прочти хотя бы про Курочку Рябу!

Бабукин: Повторяет (А читать то мне…)

2 бабушка: Ну, милый, хватит, надоело, теперь уж я возьмусь за дело!

Вот эти книги ты прочтешь, в них кладезь юмора и мудрости найдешь.

Бабукин; Постой, постой, Как ты сказала? Юмор?

Я твой подарок принимаю, и непременно прочитаю

(листает книгу)

2: Ну, слава Богу! Еле, еле Его мы к чтенью привлекли

Ну, ты читай, Володенька, а мы пошли…

Бабукин: Так, так, что это за книжонка? (читает вслух) Михаил Михайлович Зощенко. Где-то я уже это слышал и читал! Да она для младших школьников и эта, и эта. А это что за сопкка книг. Зощенко рассказы, вот это что то посерьезней (в руки берет толстую книгу). С чего начать?

Девочка: Ты все выбираешь? Я тебе помогу. А ты знаешь, что рассказы Зощенко очень смешные. Но смех бывает разный: грустный и счастливый, обидный и приятный, злой и добрый. Но есть и еще один смех – поучительный, когда смешные ситуации не просто развлекают нас, но и заставляют задуматься о чем-то серьезным. Вот так по-особенному мы смеемся, когда читаем рассказы Михаила Зощенко.

Бабукин. Ну, можно ли представить мир без шуток?!

Да он без шуток был бы просто жуток!

Когда на сердце холод, страх и тьма –

Лишь юмор не дает сойти с ума…

Скажу вам, дорогие без лукавства,

Что нам получше ведомо лекарство!

От всех болезней лечит смех,

И он – то из лекарств надежней всех.

Девочка . Постарайтесь рассмеяться, Ведь смеяться не грешно

Рассмеявшись, докопаться, Почему нам так смешно .

Девочка. Готовы показать вам нашу историю, ступив на детство территорию. Расскажем всем, как плохо врать, как вечно побеждать.

Бабукин. Друзья тебе всегда помогут, решить проблему смогут. Так что никогда ты не сдавайся, всегда с родными оставайся.

На сцене: елка, подарки, по музыку появляются девочка Леля и мальчик Митя .Слайд 2

Песня.

Дев: Когда Миньке, дети, ударило пять лет, то он уже отлично понимал, что такое ёлка. И с нетерпением ожидал этого весёлого праздника. И даже в щёлочку двери подглядывал, как мама украшает ёлку. А его сестрёнке Лёле было в то время семь лет. Она ему однажды сказала…

Леля: Не будем глядеть подарки. А вместо того давай лучше съедим по одной пастилке. (подходит к ёлке и съедает одну пастилку, висящую на ниточке.)

Минька: Леля, если ты съела пастилочку, то я тоже сейчас что-нибудь съем.(подходит к ёлке и откусывает маленький кусочек яблока)

Леля: Минька, если ты яблоко откусил, то я сейчас другую пастилку съем и вдобавок возьму себе ещё эту конфетку. (встает на цыпочки и поедает вторую пастилку)

Минька: Если ты, Лелища, съела вторую пастилку, то я ещё раз откушу это яблоко.(снова берет руками это яблочко и снова его немножко откусывает)

Леля: Если ты второй раз откусил яблоко, то я не буду больше церемониться и сейчас съем третью пастилку и вдобавок возьму себе на память хлопушку и орех.

Минька: А я, Лелища, как поставлю к ёлке стул и как достану себе тоже что-нибудь, кроме яблока.(тянет к ёлке стул, стул падает на подарки, среди которых кукла, которой он отбил вследствие фарфоровую ручку)

Бабукин: мама открыла дверь и сказала детям заходить в комнату, где стояла елка. Она давала каждому ребенку игрушку и угощение. Дошла очередь Лельки с Минькой. Мама спросила: «Кто из вас двоих откусил это яблоко?».

Леля: Это Минькина работа.

Минька: Это меня Лёлька научила.

Лёлю мама поставила в угол носом, а заводной паровозик, предназначавшийся Миньке, подарила другому мальчику. Минька рассердился на этого мальчика и ударил его по руке игрушкой. Из-за этого мамы детей начали ссориться, а также из-за того, что девочке досталась кукла с обломанной рукой. Гости стали расходиться.

Минька: Наш папа сказал: «Такое воспитание губит моих детей. Я не хочу, чтобы они дрались, ссорились и выгоняли гостей. Им будет трудно жить на свете, и они умрут в одиночестве».

Лелька: Мы легли спать. На следующий день папа отдал все игрушки гостям.

И вот, ребята, прошло с тех пор тридцать пять лет, и Минька до сих пор хорошо помнит эту ёлку. И за все эти тридцать пять лет он, дети, ни разу больше не съел чужого яблока и ни разу не ударил того, кто слабее его».

А вот ещё одна история про Лелю иМиньку.

Минька: Мои родители очень горячо меня любили, когда я был маленький. И они дарили мне много подарков. Но когда я чем-нибудь заболевал, родители буквально тогда засыпали меня подарками.

А моя сестрёнка Леля почти никогда не хворала. И она завидовала мне.

Лелька: Вот погоди, Минька, я тоже как-нибудь захвораю, так наши родители тоже начнут мне накупать всего.

Минька: Но, как назло, Леля не хворала. И вот однажды наши родители ушли в театр, и мы с Лелей остались в комнате. И мы с ней стали играть на маленьком настольном бильярде.

Лелька: Минька, я сейчас нечаянно проглотила бильярдный шарик. Я держала его во рту, и он у меня через горло провалился вовнутрь.

Минька: Леля у тебя в животе будет взрыв.

Леля: От этого взрыва не бывает. Но болезнь может продолжаться целую вечность. Это не то что твои свинка и ангина, которые проходят в три дня.

Леля легла на диван и стала охать. .Вскоре пришли наши родители, и я им рассказал, что случилось. мои родители испугались Они бросились к дивану и стали её целовать.

Мама: Леля, Лелька, что ты чувствуешь в животе.

Леля:: Я чувствую, что шарик катается там у меня внутри. И мне от этого щёкотно и хочется какао и апельсинов.

Папа с казал: положите её в постель. А я тем временем сбегаю за врачом.

Мама:, но из кармана вдруг выпал биллиардный шарик и покатился под кровать.

Папа: Что это такое. Леля ты нас обманула. В её животе нет ни одного шарика

Мама: Это ненормальная и даже сумасшедшая девочка. Иначе я не могу ничем объяснить её поступок.

Папа: Она хотела над нами пошутить. Но с нами шутки плохи! Целый год она от меня ничего не получит. И целый год она будет ходить в старых башмаках и в старом синеньком платье, которое она так не любит!

Минька: И наши родители, хлопнув дверью, ушли из комнаты. Леля, лучше бы ты подождала, когда захвораешь свинкой, чем идти на такое вранье для получения подарков от наших родителей.

Автор. Тридцать лет прошло с тех пор, как произошёл этот маленький несчастный случай с бильярдным шариком. И за все эти годы я ни разу не вспомнил об этом случае. И только недавно, когда я стал писать эти рассказы, я припомнил всё, что было. Я подумал о том, что надо любить и жалеть людей, хотя бы тех, которые хорошие. И надо дарить им иногда какие-нибудь подарки. И тогда у тех, кто дарит, и у тех, кто получает, становится прекрасно на душе.

Расскажу еще несколько историй из книги. Начну с истории в трамваи.

«Случай в трамваи» Звук трамвая, музыка. Кондуктор.Пассажиры.

Кондуктор. Следующая остановка Петропаловская крепость. Осторожно двери закрываются. Гаждане, пассажиры, приготовте деньги за проезд, оплачиваем проезд (обходит всех сидящих).Бабушка.бабушка, оплачиваем проезд

Бабушка. Погоди внученька сейчас, сейчас, мне один. А скажи пожалуйста, я до Петропаловской крепости доеду.

Кондуктр. Следующая остановка, бабушка.

Бабушка. Ой спасибо внученька.Чтоб тебе добро жилось

Кондуктор. Молодой человек заплатите за проезд. Молодой человек вы будете платить за проезд (дергает его плечо).Ну, нет, Вы, посмотрите за него. Что ж вы думаете: я даром вас повезу? Платите, короче говоря, деньги или сойдите с моего вагона. Плати деньги.

И то роется в карманах и ничего там не находит, и говорит уклончиво:

Пассажир. Такая славненькая кондукторша, и такие хорошенькие у неё губки, и так она сильно ерепенится и этим портит свою наружность... Ну, нет у меня денег... Сейчас сойду, милочка, только одну остановку проеду...

Кондуктор . То есть никакой остановки я тебе даром не дам проехать. А если у тебя денег нет, так зачем же ты, нахал, в трамвай впёрся? Вот чего я никак не пойму.

Все кричат . Уходи, вылезай

Пассажир: А что же пешком мне идти - может быть, у меня пузыри на ногах? Какие нечувствительные люди в настоящее время. Совершенно не входят в положение человека. Только за всё деньги, деньги и деньги. Прямо, может быть, этого не оберёшься. Только давай, давай, давай...

2 пассажир вынимает деньги и говорит кондукторше: дамочка, примите за того, который с постным лицом. Я заплачу за него.

Кондукторша: Никакой уплаты со стороны я не разрешаю.

Все. Нельзя. Не разрешай.

2 пассажир. То есть, как же вы можете не разрешить? Вот тебе здравствуйте!

Кондуктор : А так, говорит, и не разрешу. И если у него нету денег, то и пущай он пешком шкандыбает. А на своём участке работы я не дозволю поощрять то, с чем мы боремся. И вообще, если у человека нету денег - значит, это значит, он их не заслужил.

2 пассажир . Позвольте, это негуманно. К человеку надо гуманно относиться, когда ему плохо, а не наоборот. Человека, надо жалеть и ему помогать, когда с ним что-нибудь происходит, а не тогда, когда ему чудно живётся. А вдобавок это, может быть, мой родственник, и я его желаю поддержать на основе родственных чувств.

Кондуктор . А вот значит это ваш родственник, да сейчас вашего родственника отправлю в одно местечко (и начинает трещать в свой свисток).

1пассажир вздохнувши и дергает ее за подол платья: Какая попалась на этот раз ядовитая бабёнка. А ну, брось свистеть и поезжай дальше: я сейчас заплачу. (Он вынимает из кармана записную книжку, вытаскивает из неё три червонца и со вздохом говорит):Крупная купюра, и через это в трамвае мне её не хотелось зря менять. Но поскольку эта особа с ума сходит и не дозволяет пассажирам производить поддержку, то вот примите, если, конечно, найдётся сдачи, что вряд ли.

Кондукторша: Чего вы суёте мне в нос, такие крупные деньги? У меня нету сдачи. Может есть у кого разменять?

Все .нет, что вы, откуда.

1 пассажир . Вот то-то и оно. Через это я и не давал купюру, поскольку знаю, что это безрезультатно и в трамвае не могут её разменять.

Кондуктор . Нет. Какая канитель с этим человеком. Тогда я трамвай сейчас остановлю и его к чёрту ссажу. Он мне тормозит мою работу (и она берётся за звонок и хочет звонить).

Пассажир: Эта кондукторша что-нибудь особенное. То есть я в первый раз вижу такое поведение. А ну, погоди звонить, я сейчас заплачу. Вот действительно какой ядовитый человек попался...(Он роется в кармане и достаёт двугривенный).

Кондукторша: Что ж ты, дармоед, раньше-то не давал? Небось хотел на пушку проехать.

Пассажир: Всем давать - потрохов не хватит. Прими деньги и заткни фонтан своего красноречия. Через такие мелочи трещит своим языком в течение часа. Прямо надоело.

Кондукторша: И хотя это мелочи, но они затрудняют плавный ход государственного аппарата. И я через это пропустила целую массу безбилетных пассажиров.

Бабушка. Правильно

Кондуктор. И его пятнадцать копеек обошлись государству рублей шесть.

Все . Правильно Вы посмотрите, какие бывают отпетые пассажиры

И не говорите, какие бывают мелкие дрянные людишки. И если ни этот, все было расчудесно и безоплачно.

Все. Правильно, правильно (шумят)

Кондукторша: Какие бывают отпетые подлецы! (Свистит в свисток.) Остановка Петропавловская крепость.

Все уходят, появляется Бабукин.

Бабукин листая книгу. А вот еще одна интересная история, про драку, которая произошла в коммунальной квартире.

Звучит музыка «У самовара я и моя тетя». Выходят жильцы квартиры представляются, танцуют под музыку.

1- Недавно в нашей коммунальной квартире драка произошла. И не то что драка, а целый бой.

2- Дрались, конечно, от чистого сердца. Инвалиду Гаврилову последнюю башку чуть не оттяпали.

3- Главная причина – народ очень уж нервный. Расстраивается по мелким пустякам. Горячится.

4- И через это дерётся грубо, как в тумане.

Звучит музыка «Чух-чух - чух разгорелся наш утюг»

1- одна жиличка, Марья Васильевна Щипцова, в девять часов вечера идет на кухню и разжигает примус.

2- Она всегда, знаете, об это время разжигает примус. Чай пьёт и компрессы ставит.

3- Так приходит она на кухню. Ставит примус перед собой и разжигает.

МАРЬЯ ВАСИЛЬЕВНА. С чего бы он, дьявол, не разжигается? Не закоптел ли, провались совсем! Надоть, ежиком попробовать.

    И берёт она в левую руку ёжик и хочет чистить.

    Хочет она чистить, берёт в левую руку ёжик,

    а другая жиличка, Дарья Петровна Кобылина, чей ёжик, и отвечает:

ДАРЬЯ ПЕТРОВНА. Ёжик-то, уважаемая Марья Васильевна, промежду прочим, назад положьте.

МАРЬЯ ВАСИЛЬЕВНА. Пожалуйста, подавитесь, Дарья Петровна, своим ёжиком. Мне довашего ёжика дотронуться противно, не то, что его в руки взять.

ДАРЬЯ ПЕТРОВНА. Да ты енто чо тут разоралась. Чужие ежики берешь и еще того…(замахивается половником).

МАРЬЯ ВАСИЛЬЕВНА. Пожалуйста, отстаньте со своим ежиком и все тут (Бросает ежик).

    Стали они между собой разговаривать. Шум у них поднялся, грохот, треск. Муж, Иван Степаныч Кобылин, чей ёжик, на шум является.

ИВАН СТЕПАНЫЧ. Чего ето тут орете? А..? Я, говорит, ну, ровно слон работаю за тридцать два рубля с копейками в кооперации, улыбаюсь покупателям и колбасу им не до…отвешиваю, и из этого на трудовые гроши ёжики себе покупаю и нипочем, то есть не разрешу постороннему чужому персоналу этими ёжиками воспользоваться.

МАРЬЯ ПЕТРОВНА. Ну, вас-то еще тут не хватало. В бабьи дела встревать. Да провалитесь вы со своими ежиками.

1.- Тут снова шум и дискуссия поднялась вокруг ёжика.. Инвалид Гаврилыч тоже является.

ИНВАЛИД ГАВРИЛЫЧ. Что это за шум, а драки нету?

2 - Тут сразу после этих слов и подтвердилась драка. Началась. (Все собираются в колонну по двое и, выглядывая друг из-за друга кричат)

Все. Что это за шум, а драки нету? (замахиваются кулаками на соседей, на секунду останавливаются и выкрикивают)

3 -А кухонька, знаете, узкая. Драться неспособно. Тесно. Кругом кастрюли и примуса. Повернуться негде.

4-. Хочешь, например, одного по харе смазать – троих кроешь. И, конечное дело, на все натыкаешься, падаешь. А тут инвалид Гаврилыч.

1-Не то что, знаете, безногому инвалиду – с тремя ногами устоять на полу нет никакой возможности.

2 -А инвалид, чертова перечница, несмотря на это, в самую гущу вперся.

ИВАН СТЕПАНЫЧ. Уходи, Гаврилыч, от греха. Гляди, последнюю ногу оборвут.

ИНВАЛИД ГАВРИЛЫЧ. Пущай нога пропадает! А только не могу я теперича уйти. Мне сейчас всю амбицию в кровь разбили.

Дарья Петровна. Кто-то ударяет Гаврилыча кастрюлькой по голове, он падает и лежит, не шевелится.

СОСЕДИ. Вот те, клюква, с чего ж это мы, уважаемые граждане, разодрались?

Вбегает МИЛИЦИОНЕР. Запасайтесь, дьяволы, гробами, сейчас стрелять буду! (подходит к Гаврилочу, тот поднимает голову) Что, же вы папаша, инвалид, а еще уважаемым называетесь, в драку вязались.

Только после этих роковых слов народ маленько очухался. Бросился по своим комнатам.

(Звучит песня в исполнении Л.О.Утесова «У самовара»

На сцене девочки и Бабукин.

1 .девочка. Не зря говорят, что вовремя прочитанная книга – огромная удача, которая способна изменить жизнь!

Читайте лучшие книги!
Читайте умные книги!
Читайте добрые книги!

Бабукин. Сколько интересных книг написано, так много хочется прочитать…. Только вот еще не знаю, с какой начать, хочется прочитать все: и Пушкина, и Фонвизина, и Крылова…

2-ая девочка Да-а-а, смотри только, чтобы у тебя не получилась полная каша в голове. Любите книгу, она облегчит вам жизнь, научит вас уважать человека и самих себя.

Все: До новых встреч с поэтами, писателями и литературными героями!

Финальная песня

Если мечтаешь найти чудеса,
В сказку попасть ненароком,
Вовсе не надо бродить по лесам
И колесить по дорогам.

Припев:
Есть по соседству библиотека!
В ней лекарства, словно в аптеке,
От коварства, глупости, лени
Лечат книги без промедлений.
Есть по соседству библиотека
В ней все средства для человека,
Чтобы умным стать и великим…
Пусть всегда да здравствуют книги!

В залах рядами стоят стеллажи,
Тысячи книжек на полках.
Каждый здесь что-то найдет для души,
Лишь заглянув ненадолго.

Мир приключений и царство идей,
Знаний источник и смеха:
И для детей, и для взрослых людей –
Все это – библиотека!

Очень важно для человека
Знать дорогу в библиотеку.
Протяните к знаниям руку,
Выбирайте книгу, как друга.
(Т.В. Бокова)

Спектакль про нас с вами, ныне живущих. Зощенко писал про людей, которые потеряли одну страну (царскую Россию) и получили другую (Советскую Россию). Но сами при этом измениться не успели или не захотели. Он писал о людях и для людей 15-25 лет спустя после революции. Новой России сегодня тоже всего 24 года.

И не смотря на сатирический взгляд, Зощенко верил в светлое будущее для человека. Он писал про торжество разума над глупостью, милосердия над эгоизмом, доброты над ханжеством.

Когда мы начали работать над спектаклем, нас поразило, что с начала 20 века НИЧЕГО не поменялось в отношениях между людьми.

Мы хотели бы рассказать о большом писателе Михаиле Зощенко, о его творчестве и жизни, о том, как человек настолько сильно преданный стране был предан самой страной. А еще, мы хотим с его помощью попробовать разобраться способны ли мы, русские, меняться и становится “сверхчеловеками”.

О спектакле

Спектакль будет длится 2 часа без антракта.

В постановке будут использованы рассказы Михаила Зощенко, а также биографические и исторические материалы, связанные с ним. Например, знаменитое Постановление о Зощенко и Ахматовой, после которого начались гонения на всю культуру Советского союза.

В постановке будет задействовано 8 актеров.

В первый месяц спектакль в Мурманске будет показан три раза. В последующие - 1-2 раза в месяц. Мы также планируем гастроли по области и по России. Быть может, спектакль приедет и в ваш город!

Куда пойдут деньги

Мы работаем над спектаклем уже больше полугода. Самая сложная часть - написание сценария, работа с актерами и режиссура спектакля уже проделана. Премьера намечена на сентябрь 2015 года. Дело осталось за малым, и на это малое мы и просим вашей поддержки.

Нам нужны средства на изготовление декораций, техническое решение непростых постановочных задач, пошив костюмов и оплату аренды зала для премьерного показа.

Про Арктический театр

Это негосударственный, частный театр. Четвертый и самый младший из театров Мурманска. Свежая кровь в культурном организме Мурманска.

Пока еще это театр без стабильного финансирования, своего здания, административного аппарата. Арктический театр для Мурманска - это новая форма, живое общение и постановки, в которых зрители становятся участниками действия.

В театре играют как профессиональные актеры, так и актеры без специального образования.

Про Мурманск

Несмотря на то, что за 25 лет население Мурманска радикально сократилось (почти на треть, что сопоставимо с послевоенным Грозным), он все еще остается самым большим городом за Полярным кругом. И мы верим, что создание успешных культурных проектов - это наш вклад в доброе будущее города и северного края.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.