Спасские куранты. Кремлёвские куранты

Подтверждение о наличии Кремлевских часов можно найти в документах 1585 г. Но, предположительно, они появились раньше: сразу по завершении постройки Спасской башни.

Вероятно, отсчет времени был иной: тогда на Руси сутки делились на «денные» и «нощные» временные периоды. Следовательно, длительность часовых промежутков изменялась через две недели. Состоящие на должности мастера-часовщики перенастраивали механизм по специально выданным таблицам о продолжительности дня и ночи, ремонтировали при поломке.

К главным башенным часам относились особенно внимательно. Но нередко возникающие пожары выводили из строя механизм, а случившийся в 1624 г. сильный пожар превратил часы в лом. Русские кузнецы-часовщики из семьи Ждан изготовили новые часы внушительного размера. Руководил работой часовой механик, англичанин Христофор Галовей, а русский мастер Кирилл Самойлов отлил для этого устройства тринадцать колоколов. На возведенном под руководством архитектора Бажена Огурцова высоком шатровом верхе были повешены колокола для курантов, перезвон которых слышался на десять верст. Точность хода придуманного Галовеем механизма напрямую зависела от обслуживающих его людей.

Появившиеся часы стали первыми русскими : по старорусскому отсчету промежутков времени они издавали специально настроенный мелодичный звон. Созданные Галовеем Спасские несколько раз подвергались восстановлению после очередных пожаров, но служили довольно долго.

Изменение отсчета времени

Единый отсчет времени по суткам был установлен в России по указанию Петра I. При этом царе английский механизм главных часов был заменен на голландский, имеющий двенадцатичасовой циферблат. Новые башенные куранты устанавливались под руководством русского часовых дел мастера Екима Гарнова. Заимствованное у голландцев часовое устройство, обслуживаемое иностранцами, вызванивавшее «ассамблейные танцы» и « тревогу», постоянно ломалось. Сильнейший пожар 1737 г. уничтожил деревянные конструкции башни, повредил установленные при Петре куранты. Колокольная музыка затихла. Спасскими часами мало интересовались, обслуживали их небрежно, когда из Москвы столица была перенесена в Санкт-Петербург.

Куранты на башне Кремля вызвали интерес у вступившей на российский престол императрицы Екатерины II. Пришедшие в совершенную негодность башенные часы по ее приказу были заменены на большие английские. Три года Фатц и русский мастер Иван Полянский занимались монтажом. Из-за безразличного отношения властей с 1770 г. в течение года над Красной площадью играла чужая мелодия про «милого Августина», нравившаяся обслуживавшему часы мастеру-немцу.

Жители Москвы смогли спасти от разрушения Спасскую башню во время войны с Наполеоном, но куранты замолчали. Возглавляемая Яковом Лебедевым группа часовщиков через три года восстановила ход главных часов, затем бесперебойно работавших на протяжении долгих лет.

Братья-датчане Бутенопы совместно с архитектором Константином Тоном обследовали куранты в середине девятнадцатого столетия. Состояние их было близко к критическому. Исправление всех неполадок было поручено русским часовых дел мастерам. Старые детали послужили основой для изготовления новых Кремлевских часов. Но искусными часовщиками была осуществлена огромная трудоемкая работа, включающая замену многих механизмов с подбором сплавов, выдерживающих влажность и резкие перепады температуры. Особое внимание мастера уделили внешнему облику новых часов, полностью изменили музыкальный узел часового механизма. Добавили колокола (теперь их стало 48) – перезвон стал мелодичнее и точнее.

Русский царь Николай Павлович повелел набрать на курантах мелодии гимна Д. Бортнянского «Коль славен наш Господь в Сионе» и марша существовавшего при Петре I Преображенского полка. С перерывом в три часа над главной площадью Москвы до 1917 г. звучали эти мелодии.

Обстрел артиллерии во время штурма Кремля в период Октябрьской революции серьезно повредил Спасские часы. Они почти на год остановили свой ход. Стали восстанавливаться в 1918 г. по указанию Ленина. Слесарь Н. Беренс с сыновьями смогли быстро отремонтировать ставший важным государственный механизм. А музыкальное устройство настраивал музыкант М. Черемных, он установил для воспроизведения революционные мелодии. Утро над Красной площадью столицы каждый день начиналось с «Интернационала».

При И. Сталине изменился циферблат у Спасских курантов, было отменено звучание траурного марша. Но из-за изношенности механизма музыкальное устройство в 1938 г. было остановлено – куранты отбивали только четверти и часы.

Молчавшие более полувека куранты вновь зазвучали в 1996 г., благодаря огромной исследовательской работе, изготовлению новых колоколов. С высоты главной Кремлевской башни полились мелодии «Славься» и официального гимна России до 2000 г. «Патриотической песни» М. Глинки.

В 1999 г. был восстановлен исторический вид верхних шатровых ярусов Спасской башни, усовершенствованы многие работы и контроль за ходом часового механизма. А с боем Кремлевских курантов зазвучал гимн нашего государства.

Часы на Спасской башне сейчас представляют огромное сложное устройство. Удары молотка, действующие на механизмы колоколов, заставляют бить часы. Мелодии гимна России и хора из оперы М. Глинки «Славься» поют колокола на высокой Кремлевской звоннице под действием барабана, заставляющего трудиться и другие механизмы.

Часы на Спасской башне - визитная карточка Московского Кремля. Башня эта имеет ворота на Красную площадь, ворота считались святыми, а башню назвали "Спасской", потому что была на ней икона Спаса Смоленского. Шатровый верх башни - авторства мастера Бажена Огурцова. Там и установлены куранты - башенные часы с набором настроенных колоколов.

История часов на Спасской башне

Предположительно, часы установлены в башне после постройки в 1491 году архитектором Пьетро Антонио Солярио по повелению Ивана III. А в 1585 году по документам "проходили" уже официальные часовщики.

Старинные "византийского времени" куранты были с одной стрелкой и показывали "денные" и "нощные" часы.

В 1624 году, после пожара, часы пришлось заменить. Под началом английского механика и часовщика Христафора Галовея, русские кузнецы-часовщики Ждан изготовили более крупные часы. К ним русским литейщиком Кириллом Самойловым были отлиты 13 колоколов. Для размещения колоколов и механизмов башню пришлось надстроить. Строго говоря, именно эти часы и были первыми курантами, так как мелодию в определенные моменты времени стали "названивать" именно они. Механизм был из дуба. Только время на них опять было... "старорусское. Иностранцы писали:

У наших часов стрелка движется по направлению к цифре, в России же наоборот - цифры движутся по направлению к стрелке. Некий господин Галлоуэй - весьма изобретательный человек - придумал циферблат такого рода. Объясняет он это следующим образом: "Так как русские поступают не так, как все другие люди, то и произведённое ими должно быть устроено соответственно"

Нажмите, чтобы раскрыть...

Разумеется, Петр I заменил их на голландские - с 12-ти часовым циферблатом. Часы каждую четверть часа отбивали мелодию. Заморская штучка часто ломалась, а в 1737 году вообще сгорела. Восстанавливать их не спешили - столицу то перенесли.

В 1767 году новые часы были найдены - теперь уже английские - и установлены мастером Фатцем. Песенка была у них "Ах, мой милый Августин" - единственный раз в истории иностранный мотивчик.

В 1851 году были изготовлены и установлены потом знакомые нам часы. Это был принципиально новый механизм. Дубовые детали заменили на чугунные, особые сплавы минимально реагировали на перепад температур.

Современный маятник, более точный ход, мелодия - все было принципиально новое. Часы изготавливались на российском заводе датских подданных братьев Бутеноп. Музыкальная часть механизма была усовершенствована, было задействовано 48 колоколов, часть из которых были перенесены с других башен Кремля, где когда-то были часы. по колоколам ударяли молоточки.

Мелодии "программировались" с помощью специального вращающегося барабана. В царское время игрались "Коль славен наш Господь в Сионе" и марш лейб-гвардии Преображенского полка Петровских времен.

В 1917 году в башню попал снаряд, и год часы простояли неисправными. По указанию Ленина часы починили, а мелодии набрали другие - Интернационал и "Вы жертвою пали..."

Но к сороковым годам 20 века изношенный механизм потребовал серьезной реставрации. Да и мелодии игрались не чисто. Реставрация эта прошла только в 1974 году - часы останавливали на 100 дней. Последний же ремонт по-крупному датируется 1999 годом.

До 1996 года 58 лет куранты молчали, а на инаугурацию президента Ельцина исполнили мелодию "Славься" Глинки, которую в то время исполняли как гимн России. Вот современный барабан, отвечающий за "музыку"

Колокольная музыка имеет свой ритм, поэтому сложно угадать, что в полдень, полночь, 6 и 18 часов исполняется гимн России, в 3, 9, 15 и 21 час - мелодия хора "Славься".

Часы на Спасской башне не самые точные, но самые главные. Четыре их циферблата имеют диаметр 6,12 метра, высота цифр 0,72 метра, длина часовой стрелки - 2,97 м, минутной - 3,27 м. Общий вес курантов 25 тонн. Это полностью механические часы, а потому - часы уникальные. Они подвергаются регулярной смазке (отдельно зимний и летний состав смазки), модернизациям - они "на карандаше" в научных институтах.

Важный вопрос: когда приходит Новый год? С первым или последним ударом? Так вот, бой курантов ни при чем. Новый гол приходит раньше, с началом перезвона!

Московского Кремля , одни из древнейших в мире. Первые часы установили в XV веке , в дальнейшем они неоднократно реставрировались и заменялись. Современные куранты появились в 1852 году и в настоящее время являются единственными полностью механическими . Ежегодно на фоне Спасской башни Президент России выступает с поздравительной речью, а звон колоколов объявляет о наступлении нового года .

История [ | ]

Механизм кремлёвских часов, конец XIX века

Звонница Спасской башни, конец XIX века

Традиционный перезвон четвертей и двенадцать ударов часов, означающих наступление Нового года (2012)

Часовой механизм курантов

Музыкальный барабан курантов

Кремлёвские часы в 2012 году, 2012

Московский кремль. Куранты, 2009

Спасская башня Московского Кремля. Москва, Россия, 2005

Часы Спасской башни, 2008

Первоначальные часы [ | ]

Первые кремлёвские часы без звона создал в 1404 году сербский монах Лазарь . Они были установлены в Часовой палате соборной Благовещенской церкви великокняжеского двора . От церкви к Кремлю вел деревянный переход .

В лъто 6912, Индиката 12, Князь Великій замысли часникъ и постави е на своемъ дворѣ за церковью за Св. Благовѣщеніем. Сій же частникъ наречется часомѣерье, на всякій же часъ ударяетъ молоткомъ въ колоколъ, размѣряя и разчитая часы нощныя и дневныя, не бо человѣкъ ударяше, но человѣковидно, самозвонно и самодвижно, страннолѣпно нѣкако створено есть человѣческою хитростью, преизмечтано и преухищрено. Мастеръ же и художникъ сему бѣяше нѣкоторый Чернецъ, иже отъ Святые горы пришедый, родомъ Сербинъ, именемъ Лазарь, цѣна же сему бѣяше вящьше полувтораста рублевъ. Полное собрание российских летописей. Том 18, cтр. 281

Часы старого типа [ | ]

XV-XVI века [ | ]

Спасская башня была возведена в 1491 году Пьетро Антонио Солари на месте Фроловской стрельницы белокаменного Кремля , на месте бывших главных ворот для укрепления северо-восточной части. Предположительно, первоначальное название башни - Фроловская - появилось по названию церкви во имя Святых мучеников Фрола и Лавра , покровителей домашнего скота . Это название просуществовало до середины XVII века. Возможно, в глубокой древности эта церковь стояла неподалёку от ворот, однако в письменных источниках о ней нет упоминаний. Более вероятно, что название произошло от одной из трёх церквей, расположенных относительно недалеко за пределами Кремля .

Свидетельством строительству являются плиты из белого камня, установленные над въездными воротами башни. С внутренней стороны плит нанесена надпись на русском языке, а с внешней - на латыни:

В лето 6999 июля божией милостию сделана бысть сия стрельница повелением Иоанна Васильевича государя и самодержца всея Руси и великого князя Володимирского и Московского и Новгородского и Псковского и Тверского и Югорского и Вятского и Пермского и Болгарского и иных в 30 лето государств его, а делал Пётр Антоний Солярио от града Медиолана .

Ворота были построены без ныне существующей башни. Стенообразную постройку на четыре угла накрыли шатровой кровлей, над которой установили большого двуглавого орла. В середине башни висел колокол для часового боя . Точное время появления башенных часов в Кремле неизвестно, но часовщики на службе у царя появились уже в XV веке .

Установка часов была продиктована потребностью горожан разраставшейся столицы. Вероятнее всего, первые часы были установлены на Фроловских воротах - в самом видном месте для торговцев и служителей обширного царского двора. К 1585 году часы были у Фроловской (Спасской), Тайницкой и Троицкой башен . У каждой из них на службе числились особые часовники .

XVII век [ | ]

Часы ремонтировались в 1614, 1619, 1621 годах, некоторые детали в них заменялись . В 1624-м часы продали на вес Спасскому монастырю в Ярославле .

5 октября 1654 года Фроловская башня снова сгорела. Во время ночного пожара пострадали часы, а колокол упал, проломил своды и разбился. Потушить пожар оказалось невозможно. Часовщик на допросе заявил, что «заводил часы без огня и от чего на башне загорелось, он про то не ведает». По словам современников, когда царь Алексей Михайлович увидел обгоревшую Спасскую башню, то горько заплакал. Восстановить часы решили только спустя 13 лет . 26 апреля 1658 года Алексей Михайлович издал указ о переименовании Фроловской башни в Спасскую - в честь помещённых со стороны Красной площади иконы Спаса Смоленского и со стороны Кремля иконы Спаса Нерукотворного :

В 1661 году посол австрийского императора барон Мейерберг зарисовал изображение Фроловских часов . В 1668 году часы отремонтировали и очистили от ржавчины . Металлические детали «мылись в большом корыте» и двое суток варились в пивном котле, затем тщательно чистились мелким речным песком, затем их протёрли ветошью и обильно «смазали квашеным салом» . Отремонтированные часы прослужили до начала XVIII века и сгорели во время пожара 1701 года .

Часы современного типа [ | ]

XVIII век [ | ]

В 1704 году Пётр I решил установить новые часы классического вида с «немецким циферблатом», поделённым на 12 часов. Часы заказали в Амстердаме и на 30 подводах доставили в Москву через Архангельск . Установкой в Спасской башне занимался часовых дел мастер Яким Гарнель. Работы начали в 1707-м и завершили в 1709-м . Новые куранты играли колокольную музыку . В первый раз они пробили начало нового часа в 9 утра 9 декабря 1706 года . По воспоминаниям иностранцев, звон 33 колоколов слышали «в окрестных деревнях более чем на десять вёрст». Также на часах установили дополнительные колокола-набаты для оповещения о пожарах в городе . Но куранты оказались ненадежными и часто ломались .

Так как столицу перенесли в Петербург , после смерти Петра I часы не ремонтировали, и они постепенно пришли в негодность. В 1732 году часовой Гаврил Паникадильщиков писал начальству о необходимости провести ремонт обветшавших часов. Он же повторно подал прошение спустя два года .

В 1737 году, после очередного московского пожара, часы на Спасской и Троицкой башнях серьёзно пострадали. Новые колокола установили только в 1767-м по приказу императрицы Екатерины II , когда в Грановитой палате нашли большие английские курантовые часы . Работы проводил немецкий часовой мастер Фаций под руководством вице-президента Мануфактур-Коллегии Сукина. Установка заняла три года и завершилась в конце 1770-го . Фаций настроил на курантах мелодию «Ах, мой милый Августин », она звучала около года . Это единственный случай в истории страны, когда куранты играли иностранную мелодию .

XIX век [ | ]

27 октября 1850 года ученик часового дела Карчагин сообщил о плачевном состоянии механизма, работавшего почти сто лет со времён Екатерины II:

Архитектор Тон и часовые мастера братья Бутенопы - владельцы крупнейшего машинного завода - осмотрели часы и пришли к выводу, что «Спасские башенные часы в настоящее время находятся в состоянии близком к совершенному расстройству: железные колеса и шестерни от долговременности так истерлись, что в скором времени сделаются совершенно негодными, циферблаты пришли в большую ветхость. Мы, московские купцы, почетные граждане братья Бутенопы принимаем на себя переделку больших башенных часов на Спасской башне в Кремле, с тем, чтобы означенные часы в полной мере исполнили свое предназначение, показывая с верной точностью течение времени часов, минутами, боем четвертей и полных часов» . Бутенопы провели капитальный ремонт и полную реконструкцию курантов. Мастера опытным путем создали новые прочные сплавы для часов и заменили все старые шестеренки на новые. Они установили новые циферблаты на всех четырёх сторонах башни, покрасили их чёрной краской, а медные числа покрыли червонным золотом, железные стрелки покрыли медью с позолотой. Для часового музыкального устройства использовали 35 колоколов, снятых с кремлевских башен и специально подобранных по тонам . Новые куранты соответствовали последним достижениям науки и техники той эпохи . На станине часов сохранилась надпись: «Часы переделаны в 1851 году Братьями Бетеноп в Москве» .

В память о работе над курантами Иван Бутеноп создал напольные часы - уменьшенную модель Спасских часов. В настоящее время они хранятся в московском Политехническом музее .

XX век [ | ]

После 1851 года куранты останавливались один раз - во время революции 1917 года . Спасская башня пострадала во время штурма Кремля со стороны Воробьевых гор , когда её пыталась взять Красная гвардия . Обстрелы вели батареей 6-дюймовых орудий . Снаряд попал в кладку башни непосредственно над циферблатом и повредил маятниковую систему и несколько шестерён . В сентябре 1918-го по указу Владимира Ленина часы восстановил мастер Николай Беренс . С 18 августа 1918 года куранты играли «Интернационал (гимн) » и «Вы жертвою пали…», а с 1932 года - только «Интернационал» .

В 1938-м курантам потребовалась масштабная перенастройка : из-за деформации механизма от времени и морозов мелодия становилась неузнаваемой, поэтому куранты перестали ее играть на 58 лет , но продолжали отбивать часы и четверти . Следующая серьёзная реставрация была проведена в 1974-м .

Мелодия на часах появилась только в конце века: они снова заиграли в 1996-м во время инаугурации Бориса Ельцина . В 12 и 6 часов звучала «Патриотическая песня », а в 3 и 9 часов - «Славься » из оперы «Иван Сусанин » .

Во время реставрации 1999 года были позолочены стрелки и цифры часов, восстановлен исторический облик верхних ярусов курантов , а вместо «Патриотической песни» зазвучал гимн России .

Современность [ | ]

В октябре 2014 года началась плановая реставрация стен Кремля и часов на Спасской башне. Сам механизм на время реставрации останавливали только кратковременно - из-за чего комендатура Кремля получала множество звонков от желающих сообщить о происшествии с курантами . На время ремонта Спасскую башню и Кремлёвские куранты закрыли лесами. Башню укрыли плотной и звукопоглощающей тканью для сохранения теплового режима и микроклимата. Реставраторы провели работу с наружными частями часов и с их механизмом . В это время колокольный звон передавали по записи через динамики, специально установленные на десятом ярусе башни . В новогоднюю ночь 2015 года на строительные конструкции Спасской башни был спроецирован её вид со стороны Лобного места и мавзолея .

Технические данные [ | ]

В настоящее время Кремлёвские куранты - единственные полностью механические часы в мире, и работают в одном режиме уже более 150 лет, являясь самыми древними в Европе. Вес механизма без колоколов составляет 25 тонн. Он состоит из нескольких тысяч деталей. Точность хода достигается благодаря маятнику весом 32 кг. Высота часового механизма - около 3 м, диаметр больших шестерён - до 1,5 м. Механизм стрелок приводится в действие тремя гирями весом от 160 до 224 кг и уходит вглубь стены почти на 20 метров. Главный колокол Спасской башни весит 2160 кг . Музыкальный механизм выглядит как программный медный цилиндр, который вращает 200-килограммовая гиря. Барабан заставляет штифты нажимать на клавиши, связанные тросами с колоколами на звоннице .

Считается, что удары колокола в полночь 31 декабря возвещают наступление нового года. На самом деле новый час, день и год начинаются с началом перезвона курантов, то есть за 20 секунд до первого удара колокола .

См. также [ | ]

Примечания [ | ]

  1. Александр Гамов. Как корреспонденты "Комсомолки" в Спасской башне главные часы России изучали (неопр.) . Комсомольская правда (9 декабря 2016). Проверено 1 декабря 2017.
  2. Новогоднее обращение президента Владимира Путина (неопр.) . РИА новости (1 января 2017). Проверено 22 декабря 2017.
  3. , с. 107.
  4. Марина Лысцева. ФСО пообещала в новогоднюю ночь показать москвичам Спасскую башню, несмотря на реставрацию (неопр.) . ТАСС (26 декабря 2014). Проверено 1 декабря 2017.

Куранты на Спасской башне в сознании многих поколений являются символом не только Московского Кремля, но и всей России. По ним сверяются часы, их боем начинается каждый новый год. Знаменитые кремлевские куранты украшают Кремль уже много столетий и неразрывно связаны с историей России, с ее славными, а порой и драматическими страницами.

О длительной истории курантов осталось много документальных свидетельств. Это указы и распоряжения великих князей, царей, императоров, высших должностных лиц российского государства, касающиеся Спасской башни и ее часов; отчеты о создании и наладке курантов, описи ремонтных работ, рапорты, донесения комендантов Кремля, архитекторов, часовщиков, мастеров, которые занимались и занимаются поддержанием их надлежащего состояния. Можно выделить несколько крупных этапов в процессе строительства и реконструкции главных часов страны, которые приходятся на самые значимые эпохи российской истории.

Каждая башня Московского Кремля уникальна, имеет свою историю, предназначение, все они с момента их постройки имеют собственные имена. Знаменитые куранты находятся на Спасской башне, которая издревле являлась главной и особо почитаемой кремлевской башней.

Спасская башня воздвигнута в 1491 году зодчим Петром Антонио Соларио, который наряду с другими итальянскими зодчими был приглашен для строительства Кремля великим князем Иваном III. На годы его правления пришлись многие значимые события для Руси: окончательное свержение татаро-монгольского ига и практически завершение длительного процесса объединения русских земель со столицей в Москве. После падения Византии в 1453 году Русь, которая приняла от нее православие, объявляет себя ее наследницей, и Москва претендует на роль новой столицы православного мира. Именно в это время оформляется теория «Москва – третий Рим» и зарождается концепция самодержавной государственной власти, которая получит дальнейшее развитие при внуке Ивана III – Иване IV Грозном. Поэтому грандиозная перестройка древнего Кремля была обусловлена политическими и идеологическими причинами. Древнейшая часть Кремля была связана с именем великого князя Ивана Калиты, который в первой половине XIV века, когда Русь находилась под татаро-монгольским игом, начал процесс собирания русских земель и выдвижения Московского княжества как центра политической и духовной жизни страны. Вторым знаменитым строителем стал великий князь Дмитрий Донской, чья победа на Куликовом поле в 1380 году положила начало освобождению Руси от татаро­монгольского ига.

Спасская башня была построена на месте белокаменных ворот Кремля эпохи Дмитрия Донского, просуществовавших с 1367-го по 1491 год, и первоначально носила название Фроловской в честь церкви святых Фрола и Лавра, к которой шел путь через эти ворота Кремля. Эти ворота назывались и Ерусалимскими, так как через них совершалось патриаршее шествие в Московский Иерусалим – храм Василия Блаженного.

В 1658 году вышел указ царя Алексея Михайловича о переименовании всех башен Кремля, и она стала называться Спасской в честь двух икон: Спаса Смоленского, помещенной над проездными воротами башни со стороны Красной площади, и иконы Спаса Нерукотворного, находившейся над воротами со стороны Кремля. На протяжении всей своей истории ворота Спасской башни являются главными парадными проездными воротами Кремля. Они всегда особенно почитались в народе и назывались «святыми». Через них запрещалось проезжать верхом на лошадях и проходить с покрытой головой. Через них входили и выходили полки, выступающие в военный поход, они служили для въездов и выездов царей, торжественных выходов патриарха, крестных ходов, встреч иностранных посольств, прибывающих на аудиенцию к великому князю или царю.

Впервые часы-куранты в Московском Кремле появились на надвратной башне при великом князе Василии I в 1404 году. Они были установлены на въезде в подворье великого князя Василия Дмитриевича, сына Дмитрия Донского, рядом с современной Троицкой башней. Известно, что эти часы изготовил и установил сербский монах Лазарь из Афонского монастыря. Часы представляли собой огромный циферблат, который вращался, а стрелка, направленная вниз, была закреплена неподвижно: «Русские часы делили сутки на часы денные и на часы ночные, следя за восхождением и течением солнца, так что в минуту восхождения на русских часах бил первый час дня, а при закате – первый час ночи…» Стоит иметь в виду, что на циферблате курантов было отмечено всего семнадцать часов. Дело в том, что ночью без искусственной подсветки циферблат не был виден, и за ненадобностью цифры отсутствовали.

На крепостных башнях Московского Кремля часы или куранты появляются во второй половине XVI века в связи «с распространением города и особенно большого посада, впоследствии Китай-города, где сосредоточивалась торговля и всякого рода промышленность и где, следовательно, знать время для всякого было необходимостью, – потребовалось устроить часы и на пользу всех обывателей». Точная дата появления часов-курантов на Фроловской башне в настоящее время неизвестна. Но наиболее вероятно, что впервые это произошло вскоре после ее постройки и располагались они над створом ворот. Очевидно, что именно на Спасской башне они появились в первую очередь, «так как Кремль построен треугольником, то весьма удобно было и с других двух сторон открыть городу показание времени, тем более что в этом очень нуждался и дворец государев, назначавший всему час и время, когда собираться в думу, на выход, на обед, на потеху и т. д. Кроме того, расположенные таким образом башенные часы с большим удобством показывали время для всех служб и должностей обширного дворца».

К 1585 году они уже существовали, о чем свидетельствуют документальные упоминания о мастерах – часовщиках Фроловских, Тайницких (Водяных) и Троицких (Ризположенских) ворот. На начало XVII века приходятся упоминания о часах и над воротами Никольской башни. По всей видимости, часы-куранты были достаточно простого устройства – русские, с разделением на часы дневные, от восхода до захода солнца, и ночные.

В 1625 году в правление царя Михаила Федоровича – первого царя из династии Романовых – они были заменены на более совершенные. Старые часы со Спасских ворот были проданы «на вес Спасскому Ярославскому монастырю». Новые часы были изготовлены и установлены английским мастером Христофором Галовеем (Halloway). Специально для них было построено красивое резное белокаменное шатровое навершие, чтобы защитить дорогостоящие часы от страшных московских пожаров. Механизм их действия был традиционным для той эпохи. Вращались не стрелки, а сам циферблат, проводя цифры мимо неподвижного луча солнца, пригвожденного к стене выше циферблата. Цифры, мерой в аршин, были вызолочены; середина круга, покрытая лазоревой краской и усеянная золотыми и серебряными звездами, с луной и солнцем, изображала небесный свод. Показания часов менялись в зависимости от высоты солнцестояния. В самые долгие дни и часы доходили до цифры 17, числа дневных часов.
Циферблаты были помещены этажом ниже, чем в настоящее время; на том же месте, где они находятся теперь, правильным кругом были расположены слова молитвы и знаки зодиака. Часы были длиной в 3 аршина, вышиной в 2¾ аршина, шириной 1½ аршина, циферблаты ¼ аршина в диаметре. По мнению специалистов, они были не очень совершенного устройства, правильность их хода в значительной степени зависела от искусства часовщика, наблюдавшего за ними. Куранты имели музыкальный механизм, в 1624 году для них специально отлил тринадцать колоколов мастер Кирилл Самойлов.

Часы Галовея простояли на Спасской башне достаточно долго, но башня неоднократно страдала от пожаров; очень сильные разрушения были причинены пожаром 1654 года. Сохранился отзыв архидьякона Павла Алеппского о том, какое впечатление произвело описанное несчастье на царя Алексея Михайловича, когда он вернулся в Москву после польского похода. Это свидетельство важно еще и потому, что позволяет нам понять значение Спасской башни и ее курантов среди кремлевских памятников. «Над воротами возвышается башня, высоковозведенная на прочных основаниях, где находились чудесные городские железные часы, знаменитые во всем свете по своей красоте и устройству и по громкому звуку своего большого колокола, который слышен был не только во всем городе, но и окрестных деревнях, более чем за 10 верст. «На праздник нынешнего Рождества (это ошибка – пожар был 5 октября – прим. авторов), по зависти дьявола, загорелись брусья, что внутри часов, и вся башня охвачена была пламенем вместе с часами, колоколами и всеми их принадлежностями, которые при падении разрушили своею тяжестью два свода из кирпича и камни и эта удивительная редкостная вещь… была испорчена. И когда взоры царя упали издали на эту прекрасную сгоревшую башню, коей украшения и флюгера были обезображены, и разнообразные, высеченные из камня, статуи обрушились, он пролил обильные слезы». Башня и часы были восстановлены. В 1668 году состоялся их следующий ремонт.

К началу XVIII века они сильно износились и устарели по своим техническим характеристикам. А в 1701 году после очередного жестокого пожара в Кремле часы сгорели вместе с другими зданиями. Петр Великий заказал в Голландии часы для Спасской башни с колокольной игрой и танцами (курантами). В 1704 году в Москву из Амстердама часы доставили на 30 подводах в Посольский двор на Ильинке, и они поступили в заведование Оружейной Палаты. Их стоимость составляла 42 474 рублей. В 1705 году началась их установка, которая частично завершилась в 1706 году, но окончательно лишь к 1709 году. Ставил их на место и собирал Яким Гарнов, Гарнель (Gamault). Новые часы имели традиционный вид циферблата, поделенного на 12 часов. Внешний вид часов напоминал часы Галовея, так как циферблаты были усеяны звездами. Но петровские часы часто ломались и к началу 1730-х годов пришли в ветхость, хотя окончательно погибли во время сильнейшего Троицкого пожара 1737 года.

Частые рапорты часовщиков и архитекторов о печальном состоянии часов оставались без ответа. К восстановлению часов приступили при Екатерине II. Надо отметить, что Екатерина Алексеевна хорошо относилась к Москве и Кремлю, достаточно часто туда приезжала, а в 1760-х годах долго жила. По указанию императрицы В. И. Баженов разработал грандиозный проект реконструкции всего Кремля, который так и не был осуществлен.

Предпринятая попытка восстановить петровские часы не увенчалась успехом. В 1763 году в помещениях под Грановитой Палатой происходила разборка архивных дел бывших Преображенского и Семёновского приказов, когда были найдены «большие английские курантовые часы» (быть может, когда-то сняты с одной из башен). Именным указом императрицы Екатерины II в 1767 году эти часы велено было поставить на Спасской башне, для чего был приглашён часовой мастер Фаций. В 1770 году Сенату было объявлено, что работа окончена. С этого времени вот уже 250 лет именно эти часы ведут счет времени, украшая собой Московский Кремль.

Установленные при Екатерине II часы успешно работали без существенного ремонта до начала XIX века. В 1812 году во время пребывания в Кремле армии Наполеона часы получили повреждения. После изгнания французов часы были обследованы, о чем свидетельствует прошение механика Якоба Лебедева в Экспедицию кремлёвского строения, датированное 10 февраля 1813 года. В 1815 году часы были исправлены.

После этого в течение нескольких десятилетий существенных перемен с часами на Спасской башне не происходило. Однако в царствование Николая I часам потребовался серьезный ремонт. 27 ноября 1850 года часовой ученик Корчагин сделал донесение в Дворцовую контору, что «башенные часы с принадлежностями их… нужно не только вычистить по случаю накопившейся в них грязи от пыли и смазки в течение многих лет, но исправить по случаю долговременного их существования в действии с 1769 года…» В том же году после рапорта Корчагина был произведён небольшой ремонт часов братьями Бутеноп, однако не было гарантии, что часы смогут работать безотказно продолжительное время. 28 февраля 1851 года президент Московской дворцовой конторы писал министру императорского дворца о состоянии этих часов следующее: «…железные колёса и шестерни от времени так истёрлись, что в скором времени сделаются совершенно негодными, циферблаты пришли в большую ветхость... дубовый фундамент под часами от долговременности сгнил». После этого принимается решение о полной реконструкции часов, которую осуществили в 1851 – 1852 годах братья Бутеноп.

В 1878 году часовой мастер В. Фреймут сообщил о неисправности курантов Спасской башни, у которых заметно проржавели железные части, вследствие чего необходим ремонт всего механизма. Уже в следующем году ремонтные работы были осуществлены.

В таком виде часы проработали вплоть до начала ХХ века. Последний раз в дореволюционное время они реставрировались в 1911 году часовым мастером М. В. Волынским.

Следующий этап в истории курантов на Спасской башне связан с драматичными событиями. В ходе октябрьских-ноябрьских революцион­ных событий 1917 года в Москве Спасская башня, как, впрочем, и весь Кремль, серьезно пострадала. 2 ноября 1917 года во время обстрела и штурма Московского Кремля красногвардейцами снаряд попал в циферблат курантов, перебил стрелку часов, в результате чего из строя вышел механизм вращения стрелок и часы остановились. Правда, на непродолжительное время. В 1918 году по указанию нового главы государства В. И. Ленина произведены восстановительные работы, которые осуществил Н. В. Беренс. Для курантов изготовили новый маятник длиной около полутора метров и весом 32 кг.

В 1937 году вновь встал вопрос о ремонте часов. От времени в плохом состоянии находился циферблат часов, который был сделан из железа и позолочен сусальным золотом. Местами он сильно проржавел, имел много отверстий от пуль, оставшихся еще с 1917 года, отваливалась позолота с обода циферблата. Цифры, знаки и стрелки были медными с позолотой и также нуждались в обновлении. В результате произведенного ремонта старый циферблат заменили новым. Его также изготовили из железа, толщина которого составила 3 мм, обода сделали из красной меди, которую посеребрили и позолотили электролитическим способом. Цифры, знаки и стрелки были использованы старые, но их вновь посеребрили и позолотили. Толщина покрытия золотом составила около 3 микрон, на покрытие ободов часов и цифр израсходовали 26 кг золота. Циферблаты были изготовлены и установлены на Спасской башне заводом «Парострой», золочение выполнил Научно-исследовательский физико-химический институт им. Л. Я. Карпова. Механизм часов отремонтировал Карачаровский механический завод Наркомхоза РСФСР. Его полностью разобрали, почистили и покрасили, сделали частичные замены отдельных деталей. В частности, заменили все трипки, которые сделали с вращающимися шпильками, поставили новое анкерное колесо, втулки, перебрали все подшипники, пеньковый канат заменили стальным тросом, отлили новый груз для маятника, поставили четыре электромотора для заводки часов, которая до этого производилась вручную, сделали площадку и лестницу – для осмотра и смазки передающих шестерен. Покраску циферблата курантов произвела московская контора «Лакокраскопокрытия­». Окраска циферблата была произведена горячим способом сначала суриком, а потом черным лаком, и дополнительно циферблаты подкрашивались на месте черным матовым лаком.

Последние ремонтные работы кремлевских часов перед началом Великой Отечественной войны прошли в 1940 году, когда старая скобка анкерного колеса, захватывающая пять зубьев, была заменена новой скобкой, захватывающей семь зубьев, что облегчило ход часов. Кроме того старый погон маятника, набранный из медных и железных прутьев, заменили деревянным, для уменьшения влияния температуры на ход часов и большей точности хода. В 1941 году был смонтирован электромеханический привод, но наступившая война помещала произвести приемку правительственной комиссией и установку его на место.

В 1974 году Научно-исследовательский институт часовой промышленности (НИИЧаспром) получил заказ на реставрацию механизма главных часов страны, была проведена одна из крупнейших реставраций механизма в советские годы. Часы остановились на 100 дней. Их механизм полностью разобрали и более тысячи уникальных деталей заменили новыми. В ходе реставрации задействовали новейшие автоматические установки, в частности, для смазки поверхностей более чем 120 трущихся деталей, которая до этого времени проводилась вручную.

В 1995 году была осуществлена комплексная реставрация курантов. Циферблаты и стрелки были демонтированы, подвергнуты рентгеноскопии, покрыты грунтовкой и позолочены. Эта работа художниками-реставраторами проводилась на месте, то есть на Спасской башне (средний ярус), где тщательной обработке подверглись четыре циферблата, восемь стрелок и 48 цифр. Затем все было установлено на своем месте, механизм отрегулирован и запущен вновь.

Последняя крупная реставрация часов в ХХ веке состоялась в 1999 году. Вместе с обновлением часов, в частности, позолотили стрелки и цифры, настроили бой и др., был восстановлен исторический облик верхних ярусов Спасской башни.

В новом ХХI веке куранты также реставрировались. В 2005 году был отреставрирован циферблат часов. В 2014 – 2015 годах в ходе комплексной реставрации стен и башен Московского Кремля обновились фасадные фрагменты курантов: циферблаты, цифры и стрелки. Все они демонтировались, и в специальных условиях с ними проводились реставрационные и консервативные работы, при этом механизмы курантов оставались в рабочем состоянии, т. е. отбивали четверти, каждый час и исполняли мелодию Гимна России.


Механизм часов на Спасской башне

Кремлевские куранты помещаются в шатровом завершении Спасской башни, занимают три этажа (яруса) – 8, 9 и 10-й. Всего в башне 10 этажей, по пять в нижней и верхней частях. Первый этаж занят проездом, который расписан фресковой живописью XVII столетия. В стенах его имеются 4 углубления для икон, чего нет в других проездных воротах Кремля. В южной стене проезда две двери, одна ведет к пролету для часовых гирь, другая, с каменной лестницей, – внутрь башни.

Нижний, главный массив башни имеет двойные стены. Пространство между ними занято со стороны Кремля каменной лестницей; а с других трех – коридорами, своды которых делят его на этажи, со второго по пятый. Центральная часть башни представляет собой помещение с цилиндрическим сводом, очень высокое, так как деревянные помосты ярусов были демонтированы еще на рубеже XVIII – XIX веков. Поэтому в стенах его на разной высоте расположены окна и следы заложенных выходов. Вверху это помещение сужается, отчего огибающие его коридоры соответственно делаются шире. Верхняя часть башни меньшей площади, чем нижняя, и не имеет двойных стен.

Часы состоят из трех отдельных узлов: механизма хода, механизма боя часов и музыкального механизма. В действие каждый механизм приводится тремя гирями, натягивающими тросы, весом от 160 до 224 кг. Точность хода часов достигается при помощи маятника весом 32 кг, длиной 1,5 м. Механизм часов заводится два раза в сутки. Часы имеют 4 циферблата диаметром 6,12 м, они размещены на уровне 8-го яруса и выходят на четыре стороны башни.

По краю поля циферблатов расположен широкий обод. Знаки, определяющие часы, обозначены римскими цифрами – от I до ХII. Высота цифр 0,72 м, длина минутной стрелки 3,27 м, длина часовой стрелки 2,98 м. Обод, цифры, минутные деления и стрелки позолочены и отчетливо выделяются на черном поле циферблата. Циферблат склепан из стальных трехмиллиметровых листов и покрыт черной матовой краской. Вес курантов 25 тонн.

В помещении 8-го яруса размещается распределительный механизм управления стрелками, который посредством вращения валов от главного механизма обеспечивает перемещение минутных стрелок на всех четырех циферблатах. Часовые стрелки перемещаются при помощи шестеренчатых передач от вращения минутных стрелок.

Главный часовой механизм расположен на 9-м ярусе. Он состоит из трех отдельных механизмов, смонтированных на одной станине: механизма хода часов для ведения стрелок, механизма вызванивания четвертей часа, механизма боя часов. Габаритные размеры главного механизма составляют: длина 3,56 м, ширина 3,12 м, высота 2,96 м. Каждый в отдельности механизм приводится в действие от индивидуальных гиревых двигателей. Вес гирь для механизмов различен и составляет: для хода часов 280 кг, для боя четвертей 280 кг и для боя часов 220 кг. Максимальная высота хода гирь составляет 22 м, что обеспечивает продолжительность хода часов без подзавода, равное 28 часам.

В часах применен спусковой регулятор с ходом Броко, в который входят маятник и колесная система спуска, преобразующая колебания маятника в интервалы времени исполнительного устройства.

Маятник состоит из деревянного – чтобы уменьшить зависимость точности хода часов от окружающей температуры – стержня и свинцового позолоченного диска. В часах имеется вспомогательный завод для обеспечения функционирования часов во время подъема гирь, так как при заводе вращающий момент на барабане меняет направление. Чтобы часы продолжали работу, предусмотрена временная тяга с использованием вспомогательного груза.

Главной частью механизма вызванивания четвертей часа служит стальной барабан, приводимый во вращение индивидуальным гиревым двигателем. На поверхности барабана в определенной последовательности расположены штифты, задающие программу (мелодию) девяти колоколам, вызванивающим четверти часа. Бой часов осуществляется при помощи специальных молотков, ударяющих по поверхности нижнего основания колокола.

Открытие боя четвертей часа производится автоматически, посредством действия рычагов, кинематически связанных с механизмом хода часов. После открытия боя четвертей часа начинает вращаться программный барабан. При этом расположенные на нем штифты цепляются за рычаги, которые натягивают тросики, приводящие в движение молотки на колоколах вызванивания четвертей часа. Перезвон первой четверти часа производится в положении минутной стрелки, соответствующей 15 минутам, и проигрывается один раз, второй четверти часа, соответствующей 30 минутам, – два раза, третьей четверти часа, соответствующей 45 минутам, – три раза, четвертой четверти часа, перед боем часов – четыре раза.

Музыкальный механизм состоит из барабана, длина которого 1425 мм. В середине барабана по его образующей закреплено зубчатое колесо. Параллельно оси музыкального барабана размещена ось для 30 рычагов механизма взвода молотков, обеспечивающих звучание колоколов, расположенных в самом верхнем ярусе Спасской башни.

На самом верхнем, 10-м ярусе Спасской башни, который представляет собой просторное помещение с куполом и открытыми проемами, размещены 10 колоколов. Колокола висят в проемах на толстых поперечных балках, и к каждому из них от распределительного устройства боя часов и «четвертей» часа тянутся стальные тонкие тросики. В центре под куполом подвешен самый большой колокол. Рельефная надпись на нем гласит: «По высочайшему всеавгустѣйшія Государыни императрицы Екатерины великія, премудрыя матери отечества, самодержицы всероссійскія повелѣнію в пользу первопрестольнаго города Москвы снабжена сія Спасская башня часами съ колокольною музыкою акъ онымъ вылитъ сей колоколъ въ лѣто отъ рождества Христова 1769 году Мая 27 дня вѣсу 135 пудъ лилъ мастеръ Семенъ Можжухинъ». Этот колокол предназначен для воспроизведения боя часов. Остальные 9 колоколов меньших размеров предназначены для вызванивания четвертей часа. Все колокола в отличие от церковных не имеют языков. Они звучат от удара молотков, действующих при натяжении тросиков.

За работой механизма часов осуществляется постоянный контроль. Обслуживанием часов занимаются механики-часовщики, в обязанности которых входит технический осмотр часов на месте, ежедневный завод механизмов часов и корректировка точности их хода, еженедельная замена смазки в циферблатных колесах, заливка два раза в месяц специального масла в насосы автоматизированной системы смазки механизмов часов. Точность хода часов Спасской башни контролируется 3 раза в сутки по сигналам точного времени, передаваемым по радио или по времени специального хронометра, установленного в помещении часовой службы. Сверка времени производится по первому звуку колокола вызванивания четвертей часа. Среднесуточная точность хода часов допускается ±10 секунд.

Коррекция хода часов осуществляется путем изменения длины маятника. Для дистанционного контроля работы часов в часовой службе установлен электрический эквивалент этих часов, который связан проводной линией с электрическими датчиками, расположенными на маятнике часов в башне.

До отмены в 2011 году сезонного перевода часов в обязанности механиков-часовщиков входили также задачи по переводу кремлевских часов на летнее и зимнее времяисчисление. Перевод часов на один час вперед с зимнего на летнее время осуществлялся путем ускоренного перемещения стрелок за счет обеспечения свободного их вращения под действием груза гирь. А с летнего на зимнее время – путем их остановки на один час в 2 часа ночи. Последний раз такой перевод состоялся 26 октября 2014 года, когда по новому закону «Об исчислении времени» было установлено зимнее время как постоянное в Российской Федерации.


История колокольного боя курантов Спасской башни

Как отмечалось выше, впервые часы с музыкой были установлены на Спасской башне еще в 1624 году. В начале XVII века для часов на Спасской башне Кремля специально было отлито 13 колоколов. Однако неизвестно, какую именно музыку играли тогда колокола на Спасской башне. История упоминает лишь о том, что зимой 1704 года над заснеженной Москвой раздался звон колоколов и заиграла музыка на европейский манер.

Есть упоминания о том, что в 1770 году после реставрации, проведенной немецким мастером Фацием, кремлевские куранты заиграли немецкую песенку «Ах, мой милый Августин». Это стало единственным случаем, когда куранты играли иностранную мелодию.

В ходе реконструкции середины XIX века, проведенной братьями Бутеноп, по указанию императора Николая­ II впервые были набраны музыкальные мелодии.

Сам курант часов состоит из набора колоколов, настроенных в одном тоне в определённой гамме. Колокола курантов Спасских часов составляли по высоте звука хроматическую гамму в две октавы. Механизм курантов связан с механизмом часов, от которого зависит периодичность музыкального исполнения. Куранты башни включались для исполнения мелодий в 12, 15, 18, 21 час, то есть каждые три часа.

Для проведения музыкальной настройки колоколов курантов, а также для боя часов и четвертей были сняты с кремлёвских башен 45 колоколов. Подбор колоколов по звуку осуществлялся не только для курантов, но и для боя часов и четвертей часа. 35 колоколов по «подобрании тонов» были использованы в часах, а неиспользованные 10 колоколов были возвращены обратно. Подбором колоколов по звуку для курантов и по настройке музыкальной колокольной игры для выполнения этих пьес руководил капельмейстер московских театров Штуцман. На программном вале механизма курантов по окружности размещаются деления посредством штифтов на сто сорок четыре полных такта, что составляет 288 полутактов, или 576 четвертных нот.

Выбор мелодий для курантов всегда имел важное идеологическое значение. Император Николай I поставил условие – не набирать гимн «Боже Царя храни». В итоге для исполнения были выбраны гимн «Коль славен наш Господь в Сионе», написанный в 1794 году композитором Д. С. Бортнянским на стихи М. М. Хераскова, и старинный Преображенский марш, являющийся символом воинской славы русской армии. Эти мелодии кремлевские куранты играли вплоть до 1917 года.

В марте 1918 года советское правительство переезжает в Москву, которой вновь возвращается статус официальный столицы. Естественно, новая власть не оставила без внимания «музыкальные способности» часов. Как вспоминал известный художник и музыкант М. М. Черемных, когда архитектор Н. Д. Виноградов, занимавший в 1918 году должность заместителя наркома имуществ республики, передал ему поручение поставить на кремлевских курантах новую музыку, то он так и сказал: «Владимир Ильич хочет, чтобы Спасская башня занялась агитацией».

Выбор пал на две мелодии: международный пролетарский гимн «Интернационал», который стал официальным гимном Советской России, и похоронный марш «Вы жертвою пали в борьбе роковой» (автор стихов поэт А. Архангельский (наст. фамилия – Амосов)).

М. М. Черемных вспоминал: «Я взялся за это дело, ознакомился с музыкальным механизмом, понял его несложную механику, и в течение 10 дней (5-15 Августа 18 года), сняв с вала курантов “Преображенский Марш” и “Коль славен”, поставил Интернационал и Похоронный Марш. Работали двое – я и слесарь (фамилию нe помню), перевинчивавший по моему указанию колки на барабане.

Помню, Комиссия сидела на Лобном месте, чтобы стук телег и гудки автомобилей не заглушали колоколов. Я со Спасской Башни знаками с ними переговаривался. Прослушав по три раза Интернационал и Похоронный Марш, Комиссия приняла работу и я получил из кассы Моссовета 7 семь тысяч рублей».

Однако вскоре возникли трудности. Сразу после завершения работы по установке новых музыкальных произведений на курантах Черемных уехал из Москвы, а когда вернулся, то узнал, что «куранты молчат». Оказалось, что В. И. Ленин выразил пожелание, чтобы куранты играли не только в дневное время, но и ночью. Завод же курантов был рассчитан на 12 часов, и часовщики стали искать решение проблемы. Тогда Черемных вместе с часовщиком Н. В. Беренсом, ремонтировавшим механизм часов после обстрела 1917 года, нашел решение, предложив заводить их два раза в сутки.

До начала 1930-х годов кремлевские куранты ежедневно играли «Интернационал» и похоронный марш «Вы жертвою пали в борьбе роковой» в 12 и 24 часа. Но уже к 15-летней годовщине революции в 1932 году по указанию И. В. Сталина было отменено исполнение похоронного траурного марша. Вообще, исполнение последнего над Кремлем и Красной площадью создавало свое­образную, далеко не позитивную атмосферу, тем более что к настройке привлекались не всегда знающие люди. Вот как об этом вспоминал М. М. Черемных: «Прошло много лет. Как-то, проходя ночью по Красной Площади, я остановился послушать куранты. Мне стало жутко от колокольного бреда, который раздавался с высоты Спасской башни. Потом мне рассказали, что после меня переложил музыку курантов какой-то сумасшедший музыкант. За достоверность не ручаюсь, но похоже на это.

К 15-летию Октября я счел себя обязанным исправить куранты и мне разрешили. Я снял по просьбе Коменданта Кремля Похоронный Марш и заменил его Интернационалом, так что в 12, 3, 6 и 9 часов играется только Интернационал».

В феврале 1938 году прекратилось и исполнение «Интернационала». Еще в 1937 году, когда проходила реставрация часов, специальная комиссия в составе профессора Голованова Н. С., профессора Гарбузова Н. А. и капельмейстера Аганкина признала исполнение «Интернационала» курантами Спасской башни неудовлетворительным по двум причинам. Во-первых, из-за износа музыкального механизма, беспрерывно работавшего двадцать лет. Во-вторых, было признано, что для исполнения «Интернационала» колокола Спасской башни не совсем подходят по тональности и на расстоянии происходит искажение мелодии. В связи с этим принимается решение остановить музыкальный барабан главных часов страны.

Вместе с тем специалистам Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского поручили разработать конструкцию и изготовить электромеханический привод для исполнения «Интернационала». В декабре 1938 года проект устройства для исполнения «Интернационала» на колоколах со Спасской башни Московского Кремля был готов. В 1941 году электромеханический привод смонтировали и предъявили к сдаче, но наступившая война помешала произвести его приемку. Таким образом, эта попытка наладить колокольный бой курантов не удалась.

В 1944 году принимается новый гимн СССР на музыку А. В. Александрова и стихи С. В. Михалкова и Г. Г. Эль-Регистана. В связи с этим была предпринята попытка настроить куранты для исполнения нового гимна, но она оказалась также неудачной.

В 1970 году на базе проекта 1938 года была осуществлена попытка разработки уникального комплекса «ГИМН». Разработали техническую документацию и создали модель установки. Но и эта система не была реализована.

Характерным является тот факт, что обе разработанные системы игры на колоколах («Интернационала» в 1938 году и гимна СССР в 1970 году) должны были быть с электромагнитным приводом. От использования механического курантного механизма часов Спасской башни отказались, в то время как сам механизм, проработав десятки лет, требовал лишь капитального ремонта.

Таким образом, куранты замолчали на долгие десятилетия, отмечая своим боем каждый час и каждую четверть своего хода.

Задача возродить мелодическое звучание была поставлена в середине 1990-х годов уже в новых исторических условиях. СССР уже перестал существовать, Российская Федерация встала на путь демократических реформ. В 1995 году была задача вернуть курантам музыкальное звучание к моменту вступления в должность президента Б. Н. Ельцина на новый срок.

В качестве первого шага в возрождении курантов Спасской башни Московского Кремля была создана механическая модель курантов в масштабе 1:10. Вместо колоколов здесь использовали била («плоские колокола»). Они были изготовлены из колокольной бронзы. Были проведены акустические измерения бил. Использовались те же принципы, что и при измерении акустических характеристик колоколов. Изготовленные била для воспроизведения мелодий вместе с моделью курантов Спасской башни Московского Кремля прошли успешные испытания. Для исполнения были выбраны два произведения М. И. Глинки: «Славься» из оперы «Жизнь за царя» и «Патриотическая песня», которая с 1993-го по декабрь 2000 года являлась официальным гимном Российской Федерации.

В 1996 году на церемонии вступления в должность президента Б. Н. Ельцина на второй президентский срок после более полувекового молчания вновь заиграли кремлевские куранты.

Однако в 1998 году специалистами НИИЧаспрома была проведена техническая экспертиза устройства воспроизведения мелодий курантами. Данная экспертиза выявила, что использование бил, во-первых, нарушило принцип реставрации и воссоздания уникальных часов, т. к. на Спасской башне всегда исторически использовались только колокола. Во-вторых, дальнейшее применение бил влечет за собой катастрофический износ практически всех узлов часов, так как предполагает увеличение нагрузки на механизм, в несколько раз (до 10 раз) превышающее расчетную. В частности, уже на момент обследования были зафиксированы разрушения колок музыкального барабана, износ посадочных места и оси и др. В итоге был сделан неутешительный прогноз о полной остановке механизма через 3-4 года.

В связи с этим весной 1999 года специалисты НИИЧаспрома преступили к выполнению работ по воссозданию музыкального механизма курантов Спасской башни Московского Кремля в полном объеме, с реконструкцией системы воспроизведения мелодий на колоколах.

В начале для достижения поставленной задачи предлагалось снять все колокола со звонницы Спасской башни и их заменить на новые. Руководитель Президентского оркестра в те годы, П. Б. Овсян­ников, предложил для рассмотрения две комбинации набора колоколов. Однако после анализа весовых характеристик предлагаемых комбинаций колоколов выяснилось, что оба набора будут непригодными по весу для установки на звоннице Спасской башни. С другой стороны, была абсолютно очевидна зависимость силы звука от веса колокола. Легкие маленькие колокола просто не будут слышны с высоты Спасской башни. Кроме того, от идеи заказа нового набора колоколов пришлось отказаться из-за их высокой цены. В результате специальной комиссией было принято решение использовать для исполнения «Славься» и гимна России существующие колокола Спасской башни, добавив в их число новые дополнительные колокола.

Следующим шагом стало определение, какие именно (по тону) колокола необходимо изготовить для того, чтобы в итоге получить набор колоколов, способных проигрывать заданные музыкальные фразы.

Сначала провели запись перезвона сохранившихся на Спасской башне колоколов, сейчас их 13, но в разное время здесь находилось, как показали исторические исследования, до 35 колоколов. В дальнейшем в результате компьютерной обработки специалистами НИИЧаспрома была получена сонограмма записи. Выявив основной тон каждого из девяти колоколов, они определили тона недостающих колоколов. Выяснилось, что для исполнения выбранных мелодий не хватает еще трех колоколов.

Потом для того, чтобы изготовить эти три колокола максимально приближенными по ряду звуковых параметров к существующим, потребовалось произвести аудиозапись отдельно каждого колокола, на основе которой специалисты составили спектральную характеристику всех колоколов. На основе спектрального анализа колоколов устанавливались частоты основных спектральных максимумов, и по ним определялись основные тона звучания колоколов. По специальной спектральной записи звучания каждого недостающие три колокола были заказаны в Голландии. Кстати, это соответствовало исторической традиции, так как еще Петр I покупал весь «колокольный набор» для Спасской башни в этой стране.

Таким образом, для реализации этого проекта потребовалась уникальная научно-исследовательская работа, проведенная специалистами Научно-исследовательского института часовой промышленности (НИИчаспром).

В 2000 году обновленные кремлевские куранты вновь зазвучали. Вместо «Патриотической песни» они заиграли гимн России, принятый в 2000 году, в новой музыкальной редакции (музыка А. В. Александрова, слова С. В. Михалкова). С тех пор каждые три часа куранты на Спасской башне исправно радуют москвичей и гостей столицы перезвоном своих колоколов.

Кремлевские куранты давно стали одним из самых узнаваемых памятников Московского Кремля, а Спасская башня с часами во всем мире воспринимается как символ России. Древние куранты на Спасской башне Московского Кремля продолжают, как и в прошлые столетия, отсчитывать ход истории России.

Интересно, что подавляющее большинство россиян считает, что Новый год наступает с первым или последним ударом колокола. Тогда как на самом деле, новый час, день и год начинаются с началом перезвона курантов, то есть за 20 секунд до первого удара колокола. А с 12 ударом колокола уже прошла ровно минута Нового года.

Точная дата установки часов не известна, но предполагается, что часы были установлены сразу после постройки башни в 1491 году архитектором Пьетро Антонио Соларио по повелению Ивана III. Документальное подтверждение о часах относится к 1585 году, когда у трех ворот Кремля, у Спасских, Тайницких и Троицких, находились на службе часовщики, за что получали в год по 4 рубля и 2 гривны, да по 4 аршина сукна на одежду. По всей вероятности часы имели старорусский (византийский) счет времени. Тогдашние сутки, по принятому на Руси счету времени, подразделялись на «денные», от восхода до заката, и «нощные» часы. Каждые две недели длительность часов с изменением продолжительности дня и ночи постепенно изменялась. Были ли эти часы первыми или нет, точно не известно, но от них ведется отсчет.
После одного из пожаров в 1624 году часы были настолько сильно повреждены, что их продали как лом, на вес, Спасскому монастырю в Ярославле за 48 рублей. На место проданных неисправных часов в 1625 году под руководством шотландского механика и часовых дел мастера Христофора Галовея были изготовлены новые, более крупные часы. Над изготовлением часов под руководством Галовея трудились вологодские крестьяне Вирачевы, колокола для «перечасья» лил Кирилл Самойлов, а зодчий Бажен Огурцов построил для них великолепный шатер, который стал украшением всего кремлевского ансамбля.
Диаметр циферблата новых часов, выходящего на две стороны, составлял около 5 м и был выкрашен в голубой цвет. Устройство часов было необычным: вращался циферблат, а не стрелки. Вес часов составлял 3400 кг. По свидетельству современников, это были: «...чудесные городские железные часы, знаменитые во всем свете по своей красоте и устройству и по звуку своего большого колокола, который был слышен... более чем на 10 верст».
Первыми часовщиками были их создатели - отец и сын Вирачевы. Часовые мастера пользовались в Москве привилегиями, им платили большое жалование. Особенно ценилась работа тех, кто надзирал за башенными часами. В специальной инструкции говорилось: «У дела на Спасской башне в часовниках не пить и не бражничать, зернью и карты не играть и вином и табаком не торговать». После установки часы не единожды горели в пожарах, после чего снова восстанавливались. Однако простояли и прослужили людям часы Галовея на Спасской башне достаточно долго.

По указу Петра I в 1705 году вся страна перешла на единый суточный отсчет времени. Вернувшись после заграничных путешествий, он распорядился заменить механизм часов Спасской башни, купленными в Голландии часами с 12-ти часовым циферблатом. Новые кремлевские куранты отбивали часы и четверти, а кроме того отзванивали мелодию. Установкой приобретенных часов на башню, и переделкой циферблата руководил русский часовщик Еким Гарнов. Полная установка курантов была закончена в 1709 году. Для обслуживания голландских часов содержался целый штат часовщиков, большая часть которых была иностранцами.
Куранты ломались и восстанавливались многократно, а обслуживание часов осуществлялось халатно. Интерес к курантам пропал после перенесения Петром I столицы в Санкт-Петербург.
Вступив на престол и посетив Москву, императрица Екатерина II заинтересовалась Спасскими курантами, но часы к тому времени пришли уже в полную негодность. Попытки восстановить их не принесли успеха, и по приказу Екатерины II «большие английские часы-куранты», найденные в Грановитой палате, начали устанавливать на Спасской башне.
Для монтажа был приглашен немецкий мастер Фатц, и вместе с русским часовых дел мастером Иваном Полянским, в течение 3 лет, установка была завершена. В 1770 году куранты начали вызванивать австрийскую мелодию «Ах, мой милый Августин» поскольку она очень нравилась часовому мастеру, немцу по происхождению, обслуживающему часы. И почти год эта мелодия звучала над Красной площадью, а власти на это не обращали никакого внимания. Это был единственный случай за всю историю, когда куранты отзванивали иностранную мелодию.
В 1812 году москвичи спасли Спасскую башню от разрушения французскими войсками, но часы остановились. Спустя три года их починила группа мастеров во главе с часовщиком Яковом Лебедевым, за что ему было присвоено почетное звание – мастер Спасских часов. Установленные при Екатерине II часы успешно работали на протяжении восьмидесяти лет без капитального ремонта.
Однако после обследования в 1851 году братьями Иоганном и Николаем Бутенопов (датскими подданными) и архитектором Константином Тоном было установлено: «Спасские башенные часы находятся в критическом состоянии близкому к полному расстройству (железные шестерни и колеса износились, циферблаты обветшали, деревянные полы осели, дубовый фундамент под часами сгнил, лестница требует переделки)».

В 1851 году компания «Братья Бутеноп» взялась за исправление Спасских курантов. Была проведена масштабная работа. Под часы была отлита новая чугунная станина, на которой располагался механизм, колеса и шестерни были заменены, а для их изготовления подобраны специальные сплавы, которые могли выдерживать большую влажность и значительные перепады температур.
Внешнему виду Кремлевских часов было уделено особое внимание. Были изготовлены новые железные циферблаты черного цвета с позолоченными ободами, выходящими на 4 стороны. Были отлиты из меди цифры, а также минутные и пятиминутные деления. Железные стрелки обернуты медью и покрыты позолотой. Общий вес часов составлял 25 тонн. Диаметр каждого из четырех циферблатов свыше 6 метров; высота цифр – 72 сантиметра, длина часовой стрелки около 3 метров, минутной – на четверть метра длиннее. Оцифровка на циферблате была сделана в то время арабскими цифрами, а не цифрами римскими, как сейчас. Также был полностью переделан музыкальный узел. К старым часовым колоколам добавили колокола, снятые с других башен Кремля, доведя общее количество колоколов до 48 с целью более мелодичного перезвона и точного исполнения мелодий.
В 1913 году была проведена полномасштабная реставрация внешнего вида курантов, приуроченная к 300-летию дома Романовых. Компания «Братья Бутеноп» продолжала обслуживать часовой механизм.

В 1917 году во время артиллерийского обстрела при штурме Кремля часы на Спасской башне серьезно пострадали. Часы остановились, и практически год были неисправны. В 1918 году по указу В.И. Ленина было решено восстановить кремлевские куранты. В первую очередь большевики обратились в фирму Павла Буре и Сергея Рогинского, но после озвученной сумы за починку, обратились к работающему в Кремле слесарю Николаю Беренсу. Беренс знал устройство курантов, так как отец его работал в компании, которая обслуживала куранты ранее. Вместе со своими сыновьями Беренс смог запустить часы к июлю 1918 года, отремонтировав механизм вращения стрелок, заделав пробоину в циферблате и изготовив новый маятник длиной около полутора метра и весом 32 килограмма. По указанию новой власти художник и музыкант Михаил Черемных разобрался в строе колоколов, партитуре курантов и набрал на игральный вал революционные мелодии.
В 1932 году был проведен ремонт внешнего облика и изготовлен новый циферблат, который был точной копией старого. На позолоту обода, цифр и стрелок было израсходовано 28 кг золота, а в качестве мелодии оставлен «Интернационал». По указанию И.В.Сталина исполнение траурного марша было отменено. Специальная комиссия признала звучание музыкального устройства курантов неудовлетворительным. Морозы и изношенность механизма сильно искажали звучание, вследствие чего в 1938 году было принято решение остановить музыкальный барабан и куранты замолчали, став отбивать часы и четверти.

В 1974 году проводилась крупная реставрация Спасской башни и курантов, часы были остановлены на 100 дней. За это время специалистами научно-исследовательского института часовой промышленности механизм часов был полностью разобран и отреставрирован, а старые детали заменены. Также была установлена система автоматической смазки деталей, которую ранее проводили вручную, было добавлено электронное управление часами. В 1996 году во время инаугурации Б.Н.Ельцина, куранты, молчавшие 58 лет, после традиционного перезвона и отбивания часов вновь заиграли.
Последняя крупная реставрационная работа проводилась в 1999 году. Работы велись пол года. Стрелки и цифры снова позолотили и восстановили исторический облик верхних ярусов. Были сделаны важные усовершенствования в работе и контроле за работой Кремлевских Курантов: был установлен специальный сверхчувствительный микрофон для более точного своевременного контроля за ходом часового механизма. Микрофон улавливает точность хода, на основании которого программное обеспечение помогает установить наличии проблем и быстро выявить, в каком узле механизма часов нарушен ритм. Так же во время реставрации провели перенастройку боя курантов, после которой вместо «Патриотической песни» куранты стали исполнять утвержденный государственный гимн Российской Федерации.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.