Самый главный грех в христианстве. Смертные грехи

Главные грехи - термин, которым в католическом богословии называют семь основных пороков , порождающих множество других грехов. В восточной христианской традиции их принято называть семью смертными грехами (список ниже). В православной аскетике им соответствуют восемь греховных страстей. Cовременные православные авторы иногда пишут о них как о восьми смертных грехах. Семь (или восемь) смертных грехов следует отличать от отдельного теологического понятия смертного греха (лат. peccatum mortale, англ. mortal sin), которое введено для классификации грехов по степени тяжести и последствиям на тяжёлые и обыденные.

Божию жизнь в человеке портит грех. Надо остерегаться прежде всего тех греховных поступков, которые затягивают человека к следующим грехам (список согласно Катехизесу Католической Церкви пункт 1866. 2001 г.)

  1. Гордыня
  2. Скупость
  3. Зависть
  4. Похоть
  5. Обжорство (Чревоугодие)
  6. Уныние

Нравственные добродетели, противоположные семи главным грехам

  1. Смирение.
  2. Отрешение от земных благ.
  3. Целомудрие.
  4. Милосердие.
  5. Умеренность.
  6. Терпение.
  7. Трудолюбие.

Грехи против Святого Духа

Постоянное сопротивление Божией благодати и частое совершение тяжких грехов в последствии может привести к тому, что человеческая совесть становится нечувствительной и приводит к исчезновению чувства греха. Такие поступки называются деяниями или грехами против Святого Духа (Мф 12, 31).

  1. Грешить, дерзко рассчитывая на милосердие Божие.
  2. Отчаиваться или сомневаться в милосердии Божием.
  3. Противиться узнанной христианской истине.
  4. Завидовать благодати Божией, данной ближнему.
  5. Откладывать покаяние до самой смерти.

Грехи по отношению к ближнему

Способствуя в какой-либо форме греху других людей, мы сами, в какой-то степени, становимся виновниками этого зла и участвуем в грехе. Грешить по отношению к ближнему - это:

  1. Уговаривать кого-либо согрешить.
  2. Приказывать согрешить.
  3. Позволять грех.
  4. Побуждать ко греху.
  5. Хвалить грех другого.
  6. Сохранять безразличие, если кто-то согрешил.
  7. Не бороться с грехом.
  8. Помогать согрешить.
  9. Оправдывать чей-либо грех.

«Горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Мф 18, 7).

Грехи, вопиющие к небесному наказанию

К тяжёлым грехам относятся также поступки, вопиющие к небесному наказанию (Быт 4, 10):

  1. Сознательное злостное человекоубийство.
  2. Грех содомский, или мужеложество (гомосексуализм).
  3. Угнетение бедных, вдов и сирот.
  4. Лишение платы за исполненный труд.

Коротко о грехе согласно Катехизису Католической Церкви (приведены ссылки на пункты из главы 7)

  • "Всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать" (Рим 11,32). п. 1870
  • Грех - это "слово, действие или желание, противящееся вечному закону". Он есть оскорбление Бога. Он восстает против Бога в непослушании, противоположном послушанию Христа. п. 1871
  • Грех - поступок, противоречащий разуму. Он уязвляет человеческую природу и наносит ущерб человеческой солидарности. п. 1872
  • Все грехи коренятся в человеческом сердце. Виды и тяжесть их оцениваются, в основном, в зависимости от их предмета. п. 1873
  • Избрать свободно, то есть зная и желая этого, то, что серьезно противоречит божестенному закону и конечному предназначению человека, - значит совершить смертный грех. Он разрушает в нас любовь, без которой невозможно вечное блаженство. Оставленный без сокрушения, он влечет за собой вечную смерть. п. 1874
  • Грех обыденный представляет собой нравственное беззаконие, поправимое любовью, которой он позволяет в нас пребывать. п. 1875
  • Повторение грехов, даже обыденных, порождает пороки, среди которых мы различаем главные (коренные) грехи. п.1876

Испытание совести:

ГРЕХИ ПРОТИВ БОГА

Верю ли я в то, что Бог присутствует во всем, что случается в моей жизни?
Верю ли в то, что Бог любит и прощает меня?
Не обращался ли я к гороскопам, гаданию, не ношу ли амулеты, талисманы, не верю ли я в приметы?
Не забываю ли о молитве? Не читаю ли ее машинально? Молюсь ли утром и вечером?
Всегда ли я благодарю и прославляю Бога, или же я обращаюсь к Нему только когда мне что-нибудь нужно?
Не сомневаюсь ли я в существовании Бога?
Не отрекался ли я от Бога? Не обвинял ли его в неприятностях, произошедших со мной?
Не произносил ли я имени Бога попусту? Предпринимаю ли я достаточно попыток, чтобы лучше узнать Бога?
Стараюсь ли познать Бога на занятиях в воскресной школе?
Как часто я читаю Священное Писание и другие книги о Боге?
Не принимал ли я причастия в состоянии тяжкого греха? Готовлюсь ли к принятию Тела Христова и благодарю ли Его за этот дар?
Не стыжусь ли своей веры во Христа?
Является ли моя жизнь свидетельством о Боге для других? Говорю ли я другим людям о Боге, защищаю ли свою веру?
Является ли воскресенье для меня особым днем? Не пропускаю ли воскресных и праздничных месс, не опаздываю ли на них? С верой ли участвую в Таинствах?

ГРЕХИ ПРОТИВ ЦЕРКВИ

Молюсь ли за Церковь, или думаю, что есть только я и Бог?
Не критикую ли Церковь? Не отвергаю ли учения Церкви?
Не забываю ли о том, что если я живу в грехе, то община от этого слабеет?
Не веду ли себя во время совершения Таинств, как наблюдатель или зритель?
Интересуюсь ли тем, что происходит в местной Церкви (приходской общине, епархии, стране)?
Молюсь ли о единстве всей Церкви, с уважением ли отношусь к христианам других конфессий?
Не бывает ли так, что я вместе с общиной только во время молитвы, а когда выхожу из Церкви, становлюсь "нормальным" человеком - и другие меня не касаются?
Не забываю ли о Боге на время каникул?
Всегда ли я соблюдаю пост? (это выражение нашей причастности страданиям Христа) Умею ли отказываться от удовольствий?

ГРЕХИ ПРОТИВ БЛИЖНЕГО

Не хочу ли все время быть в центре внимания? Не ревную ли я своих друзей? Признаю ли их свободу?
Отдаю ли я Богу своих друзей, "впускаю" ли Его в свои отношения со знакомыми? Всегда ли замечаю других людей?
Благодарю ли Бога за своих братьев и сестер, помогаю ли им?
Достаточно ли молюсь за других?
Благодарю ли за доброе, прощаю ли злое?
Как отношусь к калекам, больным, нищим?
Не обвиняю ли других в своих проблемах?
Достаточно ли уделяю времени тем, кто нуждается во мне, не отказываю ли в помощи?
Не говорю ли плохо о ближних?
Не завидую ли другим, не желаю ли, чтобы у них пропало то, что у них есть?
Нет ли в моем сердце ненависти к другим? Не желаю ли я зла кому-либо?
Не хочу ли я отомстить другим?
Не выдаю ли чужих секретов, не использую ли доверенную мне информацию против других?
Люблю ли своих родителей и пытаюсь ли укрепить отношения с ними? Слушаюсь ли их?
Не брал ли я без спроса чужие вещи, не крал ли денег у родителей или кого-то еще?
Добросовестно ли исполняю доверенную мне работу?
Не уничтожал ли бессмысленно природу? Не сорил ли?
Люблю ли я свою страну?
Соблюдаю ли правила дорожного движения? Не угрожаю ли чьему-нибудь здоровью?
Не толкал ли других на зло?
Не соблазнял ли других своим словом, поведением, видом?

ГРЕХИ ПРОТИВ СЕБЯ САМОГО

Не отношусь ли к Богу с равнодушием и легкомыслием? (это грех против Бога, но также и против себя самого, поскольку тем самым я отрезаю себя от источника Жизни и становлюсь духовно мертвым.)
Не замыкаюсь ли я в собственных мечтах? Живу ли сегодняшним днем, а не в прошлом или в будущем?
Спрашиваю ли я о том, что думает о моих решениях Бог?
Принимаю ли самого себя? Не сравниваю ли себя с другими? Не бунтую ли против Бога из-за того, что Он сотворил меня таким?
Принимаю ли свои слабости и отдаю ли их Господу, чтобы Он мог их исцелить?
Не избегаю ли правды о самом себе? Принимаю ли замечания в свой адрес и меняю ли свое поведение?
Исполняю ли то, что обещал?
Хорошо ли использую время? Не теряю ли времени даром?
Друзья, круг общения, который я избрал, - помогают ли они мне стремиться к добру?
Умею ли сказать "нет", когда меня толкают на зло?
Не бывает ли так, что я склонен видеть в себе только плохое; молюсь ли о том, чтобы Святой Дух открыл мне, какие у меня дары и помог развить их?
Делюсь ли с другими теми талантами, которые дал мне Господь? Служу ли другим людям?
Как готовлюсь к своей будущей профессии?
Не замыкаюсь ли в себе, перестав радоваться тому, что получил от Бога?
Человек - это душа и тело; достаточно ли я забочусь о развитии своего тела, о его физическом здоровье (теплая одежда, отдых, борьба с дурными привычками)
Целомудренно ли отношусь к разным сферам моей жизни? (делаю ли усилие, чтобы приготовить сердце принять настоящую любовь?)
Не рассказываю ли грязных шуток, не читаю ли неприличных журналов? Умею ли отказаться от фильмов и журналов, подталкивающих меня к нечистым мыслям? Не вызываю ли своей манерой одеваться или своим поведением таких мыслей у других?

Один из перечней грехов в сочинениях христианских теологов и духовных писателей: гордость, алчность, похоть, гнев, чревоугодие, зависть и лень (или уныние). Этот список не опирается на библейские тексты, но становится общепринятым со времен Фомы… … Энциклопедия Кольера

Семь смертныхъ грѣховъ. Ср. Грѣхи къ смерти, которые не простятся человѣку. Ср. 1 Іоанн. 5, 16 17. Смертные грѣхи, поименованные въ схоластической догматикѣ (съ XII в.) и особенно въ католическомъ катихизисѣ для народа: Высокомѣріе, Скупость,… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

СЕМЬ СМЕРТНЫХ ГРЕХОВ - – человеческие грехи, которые произошли «от корня всякого зла – гордости»: тщеславие, зависть, гнев, уныние, скупость, чревоугодие, расточительность. Эти грехи в свою очередь порождают ряд др.: от тщеславия происходит непослушание и чванство, от… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Семь смертных грехов - это те грехи, которые не прощаются человеку и по смерти его. К ним отнесены: тщеславие, высокомерие, зависть, гнев, уныние, скупость, чревоугодие, леность (расточительство). Эти грехи порождают другие – непослушание, чванство, спесь, жадность и т … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

Семь смертных грехов - устойчивое сочетание У верующих: семь особенно тяжких грехов, являющихся нарушением божественных предписаний. Энциклопедический комментарий: Особенно тяжкими грехами считаются зависть, скупость, распутство, чревоугодие, лень, гнев и гордыня.… … Популярный словарь русского языка

Семь смертных грехов - ♦ (ENG sins, seven deadly) в римско католической теологии семь наиболее серьезных грехов или проступков в отношении морали: гордыня, жадность, похоть, зависть, обжорство (алчность), гнев и лень … Вестминстерский словарь теологических терминов

Семь смертных грехов - Устар. Очень большие пороки, непростительные проступки. Сам же сказал, непримиримо гнула своё жена, что тут дело нечисто, как будто Иван был уже пойман за руку, уличён и только из непонятного упрямства отказывался признаться в семи смертных… … Фразеологический словарь русского литературного языка

Ср. Грехи к смерти, которые не простятся человеку. Ср. 1 Иоанн. 5, 16 17. Смертные грехи, поименованные в схоластической догматике (с XII в.) и особенно в католическом катехизисе для народа: Высокомерие, Скупость, Распутство, Гнев, Чревоугодие,… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

Книжн. Очень большой порок. БМС 1998, 137 … Большой словарь русских поговорок

СЕМЬ СМЕРТНЫХ ГРЕХОВ - если эти С. С. Г. совершались в полном сознании, то они подвергали опасности жизнь души. Многие другие, менее значимые, грехи известны как простительные. Один из списков таких С. С. Г. таков: Люцифер – гордость; Маммон – скупость; Асмодей –… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

Книги

  • Семь смертных грехов , Павич Милорад. Составленную из нескольких новелл книгу "Семь смертных грехов" Милорад Павич (1929-2009) считал неделимым романом. Словно в волшебном зеркале с дыркой, здесь отразился дантовский" Ад",…
  • Семь смертных грехов , Павич Милорад. Составленную из нескольких новелл книгу 171;Семь смертных грехов 187;Милорад Павич (1929-2009) считал неделимым романом. Словно в волшебном зеркале с дыркой, здесь отразился дантовский…

Смертные грехи были определены из заповедей по библии. Смертные грехи подразумевают под собою весьма тяжкие грехи, которые влекут за собою потерю спасения души. Любой грех обозначает торжество эго человека над его сущностью, над его истинным я. А любое по величине эго – ничто иное, как отсутствие любви к ближнему человеку, окружающей среде. Поэтому, природу греха не так сложно понять. Человек, обладающий любовью, состраданием, знающий природу кармических законов, никогда не будет потакать выходкам эго, и смертные грехи не будет применять в жизни.

Конечно, это весьма нелегкая работа над собою, но зато жизнь меняется в лучшую сторону. Самым распространенным способом, при котором смертные грехи ну никак не могут проявиться, − это аскетизм. Он применим во многих религиях, и в православии, в том числе. Аскетизм хоть и трудно выполним, однако максимально оголяет духовную сущность человека. Принято разделять смертные грехи на 7 основных

7 смертных грехов

Степень греховности – весьма относительное понятие, и больше применимо для сравнения и ознакомления с этим, чем утверждение истины, не подвергающейся сомнениям. Тем не менее принято выделять 7 смертных грехов:
1. Гордыня – переоценка своих возможностей, превозношение себя над другими, усиленное чувство собственной важности;
2. Зависть – желание к присвоению побед, положения других людей, чужих свойств, благ;
3. Гнев – это прямая противоположность любви, которая выражается в негодовании, непринятии;
4. Уныние и лень – нежелание работать в своих физических и духовных аспектах, развиваться;
5. Алчность, жадность – желание любых материальных благ в безмерных количествах, с полным игнорированием духовности;
6. Чревоугодие – употребление еды в количествах, значительно превышающих потребности;
7. Сладострастие – несдерживаемое желание плотских утех.
Эти все 7 смертных грехов можно проследить в десяти заповедях. Самое интересное. Что есть весьма легкий способ не следовать этим грехам. Он легок к озвучиванию и очень непрост к выполнению. Это любовь. Где есть любовь к своему телу и энергии, то не будет похоти и чревоугодия, где есть любовь к ближнему – не будет жадности и зависти, где есть любовь к жизни – не будет места унынию и гневу.

8 смертных грехов

Распространенное мнение о таком количестве грехов всем давно известно и на слуху. Однако многими применимо такое понятие, как 8 смертных грехов. Если покопаться в религиозных учениях и утверждениях, то 8 смертных грехов упоминаются в православии, а 7 в католицизме. Однако, это не появление или нахождение нового греха. Это скорее разделение одного определения на два составляющих, которые могут немного отличительно трактоваться.
Хотя изначально разделение на грехи смертные и не смертные – комично и примитивно. Любой грех, если он применяется в жизни человека, как норма, как способ жить, является очевидным способом разрушения и деградации личности. Любое проявление греха – в любом случае духовная смерть человека.

Смертные грехи и список их разделения на группы больше имеет ознакомительный характер, и не несет особой значимости. Однако такая классификация заставляет задуматься, о том насколько в нашей жизни распространены эти смертные грехи. Ведь по убеждениям современного общества: «Вот я не убивал, не воровал, преступником не был, нет на мне грехов». Это наивно, ведь мы грешим уже одним проявлением нелюбви к жизни или окружающему миру.
Кстати, не только смертные грехи в список вынесены. Часто напротив каждого греха еще указывают тот вид добродетели, который противоположен. Например, целомудрие является противоположностью похоти, умеренность сопоставима жадности. Добродетели указывают на те качества. Которые нужно развить, чтоб смертные грехи не находили место в жизни.

Смертные грехи в православии

Смертные грехи в православии разделены на восемь основных. В православных книгах указаны также и способы борьбы с ними. Однако не стоит распинаться в заумных утверждениях, если ответ лежит на поверхности, как выше уже упоминалось. Достаточно просто любить, и уже проявление этих смертных грехов по сути будет невозможно.
Но для этого одних знаний, одной теории мало. Нужно практиковать такое каждый день в своей жизни, взять себе за правило, а еще лучше, сделать своей привычкой.
Поэтому смертные грехи в православии – чуть ли не основа самой религии, являются хорошим напоминаем любому человеку и моментальным включением осознанности.

Некоторые считают смертный грех уныние самым страшным и в этом есть своя доля истины. Ведь уныние является отказом от жизни, нежеланием действовать и открывать новые грани жизни. Ни одно жизненное обстоятельство не может быть причиной унынию, ведь всегда на смену чему-то плохому быстро приходит хорошее. Это все для того, чтобы держать нас в равновесии, и еще раз говорит о гармоничности и совершенстве устройства вселенной.
Смертный грех уныние для большего понимания можно заменить словами как тоска, грусть, печаль. Это весьма разрушительные эмоции, состояние, при котором человек словно отворачивается от жизни и не желает видеть всю ее многогранность и разнообразие. Да и если разобраться, то все цвета жизни делаем мы сами. Проявление того или иного жизненного обстоятельства или его изменение только в наших руках.

Смертные грехи библия упоминает в своих писаниях не раз. Однако современные христиане не все считают список этих грехов правильным с одним только объяснением, что его невозможно соблюсти и не проявлять в жизни. Однако подобные заявления служат всего лишь оправданием и не желанием духовно работать над собою, ведь это нелегкий труд.
Доступным образом смертные грехи библия раскрывает каждому человеку, трактует их суть, и предупреждает о последствиях их проявления в жизни. Ни в коем случае такие упоминания не являются нравоучением, они выступают в качестве совета и помощи человеку.

Если у человека спросить: «Как ты думаешь, какой самый страшный грех?» - один назовет убийство, другой - воровство, третий - подлость, четвертый - предательство. На самом деле самый страшный грех - это неверие, а уж оно рождает и подлость, и предательство, и прелюбодеяние, и воровство, и убийство, и что угодно.

Грех не есть проступок; проступок является следствием греха, как кашель - это не болезнь, а ее следствие. Очень часто бывает, что человек никого не убил, не ограбил, не сотворил какой-то подлости и поэтому думает о себе хорошо, но он не знает, что его грех хуже, чем убийство, и хуже, чем воровство, потому что он в своей жизни проходит мимо самого главного.

Неверие - это состояние души, когда человек не чувствует Бога. Оно связано с неблагодарностью Богу, и им заражены не только люди, полностью отрицающие бытие Божие, но и каждый из нас. Как всякий смертный грех, неверие ослепляет человека. Если кого-то спросить, допустим, о высшей математике, он скажет: «Это не моя тема, я в этом ничего не понимаю». Если спросить о кулинарии, он скажет: «Я даже суп не умею варить, это не в моей компетенции». Но когда речь заходит о вере, тут все имеют собственное мнение.

Один заявляет: я считаю так; другой: я считаю так. Один говорит: посты соблюдать не надо. А другой: моя бабушка была верующей, и она вот так делала, поэтому надо делать так. И все берутся судить и рядить, хотя в большинстве случаев ничего в этом не понимают.

Почему, когда вопросы касаются веры, каждый стремится обязательно высказать свое мнение? Почему в этих вопросах люди вдруг становятся специалистами? Почему они уверены, что все здесь понимают, все знают? Потому что каждый считает, что он верует в той самой степени, в которой необходимо. На самом деле это совершенно не так, и это очень легко проверить. В Евангелии сказано: «Если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «Перейди отсюда туда», и она перейдет». Если этого не наблюдается, значит, нет веры даже с горчичное зерно. Так как человек ослеплен, то он считает, что верует достаточно, а на самом деле он не может совершить даже такой пустяк, как сдвинуть гору, которую и без веры сдвинуть можно. И из-за маловерия происходят все наши беды.

Когда Господь шел по водам, Петр, который никого на свете не любил так, как Христа, захотел прийти к Нему и сказал: «Повели мне, и я пойду к Тебе». Господь говорит: «Иди». И Петр также пошел по водам, но на секунду испугался, усомнился и стал тонуть и воскликнул: «Господи, спаси меня, я погибаю!» Сначала он собрал всю свою веру, и на сколько ее хватило, на столько он и прошел, а потом, когда «запас» иссяк, стал тонуть.

Вот так же и мы. Кто из нас не знает, что Бог есть? Все знают. Кто не знает, что Бог слышит наши молитвы? Все знают. Бог Всеведущ, и, где бы мы ни были, Он слышит все слова, которые мы произносим. Мы знаем, что Господь благ. Даже в сегодняшнем Евангелии есть подтверждение этому, и вся наша жизнь показывает, как Он к нам милостив. Господь Иисус Христос говорит, что, если наше дитя просит хлеба, неужели мы дадим ему камень, или, если просит рыбу, дадим ему змею. Кто из нас может так поступить? Никто. А ведь мы люди злые. Неужели это может совершить Господь, Который благ?

Тем не менее, мы все время ропщем, все время стонем, все время то с одним не согласны, то с другим. Господь нам говорит, что путь в Царствие Небесное лежит через многие страдания, а мы не верим. Нам всем хочется быть здоровыми, счастливыми, мы все хотим на земле хорошо устроиться. Господь говорит, что только тот, кто пойдет за Ним и возьмет свой крест, достигнет Царствия Небесного, а нам это опять не подходит, мы снова настаиваем на своем, хотя считаем себя верующими. Чисто теоретически мы знаем, что в Евангелии содержится истина, однако вся наша жизнь идет против нее. И часто нет у нас страха Божия, потому что мы забываем, что Господь всегда рядом, всегда на нас смотрит. Поэтому мы так легко грешим, легко осуждаем, легко человеку можем пожелать зла, легко им пренебречь, оскорбить его, обидеть.

Теоретически нам известно, что есть вездесущий Бог, но наше сердце далеко отстоит от Него, мы Его не чувствуем, нам кажется, что Бог где-то там, в бесконечном космосе, и Он нас не видит и не знает. Поэтому мы грешим, поэтому не соглашаемся с Его заповедями, претендуем на свободу других, хотим переделать все по-своему, хотим всю жизнь изменить и сделать ее такой, как мы считаем нужным. Но это совершенно неправильно, мы никак не можем в такой степени управлять своей жизнью. Мы можем только смиряться перед тем, что Господь нам дает, и радоваться тому благу и тем наказаниям, которые Он посылает, потому что через это Он нас учит Царствию Небесному.

Но мы Ему не верим - мы не верим, что нельзя грубить, и поэтому грубим; не верим, что нельзя раздражаться, и раздражаемся; мы не верим, что нельзя завидовать, и часто кладем глаз на чужое и завидуем благополучию других людей. А некоторые дерзают завидовать и духовным дарованиям от Бога - это вообще грех страшный, потому что каждый от Бога получает то, что он может понести.

Неверие - это удел не только людей, которые отрицают Бога; оно глубоко проникает и в нашу жизнь. Поэтому мы часто пребываем в унынии, в панике, не знаем, что нам делать; нас душат слезы, но это не слезы покаяния, они не очищают нас от греха - это слезы отчаяния, потому что мы забываем, что Господь все видит; мы злимся, ропщем, негодуем.

Отчего мы всех близких хотим заставить ходить в церковь, молиться, причащаться? От неверия, потому что мы забываем, что Бог хочет того же. Мы забываем, что Бог каждому человеку желает спастись и о каждом заботится. Нам кажется, что никакого Бога нет, что от нас, от каких-то наших усилий что-то зависит, - и начинаем убеждать, рассказывать, объяснять, а делаем только хуже, потому что привлечь к Царствию Небесному можно лишь Духом Святым, а у нас Его нет. Поэтому мы только раздражаем людей, цепляемся к ним, надоедаем, мучаем, под благим предлогом превращаем их жизнь в ад.

Мы нарушаем драгоценный дар, который дан человеку, - дар свободы. Своими претензиями, тем, что хотим всех переделать по своему образу и подобию, а не по образу Божию, мы претендуем на свободу других и стараемся всех заставить мыслить так, как мыслим сами, а это невозможно. Человеку можно открыть истину, если он о ней спрашивает, если он хочет ее узнать, мы же постоянно навязываем. В этом акте нет никакого смирения, а раз нет смирения, значит, нет благодати Святого Духа. А без благодати Святого Духа результата не будет никакого, вернее, будет, но противоположный.

И вот так во всем. А причина - в неверии Богу, неверии в Бога, в Его благой Промысл, в то, что Бог есть любовь, что Он хочет всех спасти. Потому что, если бы мы верили Ему, мы бы так не поступали, мы бы только просили. Почему человек идет к какой-то бабке, к знахарке? Потому что он не верит ни в Бога, ни в Церковь, не верит в силу благодатную. Сначала он обойдет всех чародеев, колдунов, экстрасенсов, а если ничего не помогло, ну тогда уж обращается к Богу: авось поможет. И самое удивительное, что ведь помогает.

Если бы какой-то человек все время нами пренебрегал, а потом у нас стал что-то просить, мы бы сказали: знаешь, так не годится, ты так ко мне препогано относился всю жизнь, а теперь приходишь у меня просить? Но Господь милостивый, Господь кроткий, Господь смиренный. Поэтому, по каким бы путям-дорогам человек ни ходил, какие бы безобразия он ни делал, но если он обращается к Богу от сердца, на последний, как говорится, худой конец - Господь и тут помогает, потому что Он только и ждет нашей молитвы.

Господь сказал: «О чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам», а мы не верим. Мы не верим ни в свою молитву, ни в то, что Бог нас слышит, - не верим ничему. Вот поэтому у нас все и пусто, поэтому наша молитва как бы и не исполняется, она не может не только гору сдвинуть, а не может вообще ничего управить.

Если бы мы действительно верили в Бога, тогда любого человека смогли бы на истинный путь направить. А направить на истинный путь возможно именно молитвой, потому что она оказывает человеку любовь. Молитва перед Богом - тайна, и в ней нет никакого насилия, есть только просьба: Господи, управь, помоги, исцели, спаси.

Если бы мы так действовали, то достигли бы большего успеха. А мы все надеемся на разговоры, на то, что как-то сами управимся, что-то такое сохраним на какой-то черный день. Кто ждет черного дня, у того он обязательно настанет. Без Бога все равно ничего не достигнешь, поэтому Господь говорит: «Ищите прежде всего Царствия Божия, и остальное все приложится вам». Но мы и этому не верим. Наша жизнь не устремлена в Царствие Божие, она больше направлена на людей, на человеческие отношения, на то, как бы здесь все наладить. Мы хотим удовлетворить собственную гордость, собственное тщеславие, собственное честолюбие. Если бы мы стремились к Царствию Небесному, то радовались бы, когда нас притесняют, когда нас обижают, потому что это способствует нашему вхождению в Царствие Небесное. Мы бы радовались болезни, а мы ропщем и ужасаемся. Мы боимся смерти, все стараемся продлить свое существование, но опять не ради Господа, не ради покаяния, а по своему маловерию, из страха.

Грех маловерия в нас проник очень глубоко, и с ним надо очень сильно бороться. Есть такое выражение - «подвиг веры», потому что только вера может подвигнуть человека на что-то настоящее. И если каждый раз, когда в нашей жизни складывается такая ситуация, что мы можем поступить по-божески и можем поступить по-человечески, - если каждый раз мы будем мужественно поступать по своей вере, то вера наша будет расти, она будет укрепляться.

Всякий грех разлучает человека с Богом, источником жизни.

С емь смертных грехов . Грех, который ведет к смерти все человечество в независимости от его вероисповедания. Знайте своего врага в лицо, запомните семь смертных грехов.

С мертный грех в христианстве - тяжёлый грех, влекущий за собою потерю спасения души в случае отсутствия покаяния. Этот термин широко используется в католической теологии, где развито вероучение, различающее тяжёлые и обыденные грехи. Похожим образом термин используется также в некоторых не католических церквях, включая православие. Но там отсутствует такое определение смертного греха, которое содержится в конкретной католической доктрине (Энциклопедия).

В этой статье я постараюсь напомнить читателю и обратить его внимание на грех ведущий к смерти. Цель напомнить о том чему мы перестали предавать значение и внимание. Грех, не продлевает жизнь, а . С проявление греха мы сталкиваемся каждый день, он проявляется в различных сферах нашей жизни. Мы видим это в окружении в реальной жизни в интернете и на телевидении. Важно понимать и не забывать, что греховная природа окружает тебя и тот мир в котором ты находишься, помнить об этом и быть во всеоружии, не допустить грех в свою жизнь .

С мертный грех не основывается на библейских текстах и не является прямым откровением Бога, но библия открывает и предупреждает о каждом из этих семи грехов, по возможности я постараюсь об этом донести.

К ратко о том откуда появилось учение, о семи смертных грехах. Начало V Iвека, греческий монах Эвагриус из Понта создал список греха, и его было численностью восемь. В конце V I века папа Римский Григорий I Великий, сократил список до семи элементов. Более позднее христианские теологи возражали против этого учения. Однако это учение существует и по нынешний день.

Д авайте рассмотрим эти семь грехов, а так же что об этом говорит Святое Писание. Библия имеет достаточное слово для того, что бы отвести человека от греха. Попрошу не судите строго если я не полно смог об этом донести.

1. Гордыня – это чрезмерная вера в собственные возможности, вступающая в противоречия с величием Господа. В библии в книге пророка Иеремии написано

(Иер.50:31-32) «Вот, Я – на тебя, гордыня, говорит Господь Бог Саваоф, ибо пришел день твой, время посещения твоего. И споткнётся гордыня, и упадет, и никто не подымит его; и зажгу огонь в городах его, и пожрет все вокруг его.»

Этот стих ясно показывает нам, как Господь Бог поступает с гордыней.

2. Зависть – неудовольствие при виде чужого счастья и удовольствие в его же не счастье. В Святом писании в книге притчей Соломоновых очень доходчиво сказано о зависти .

(Прит. 14:30) «Кроткое сердце – жизнь для тела, а зависть – гниль для костей.»

3. Гнев – это чувство сильного возмущения и негодования. ээ

(Прит.27:3) «Тяжел камень, весок и песок; но гнев глупца тяжелее их обоих.»

4. Леность – это избегание духовной и физической работы. В слове Божьем написано

(Прит. 26:13-16) «Ленивец говорит; «лев на дороге! лев на площадях!» Дверь ворочается на крючьях своих, а ленивец на постели своей. Ленивец опускает руку свою в чашу, и ему тяжело донести её до рта своего. Ленивец в глазах своих мудрее, семерых отвечающих обдумано.»

5. Алчность – это чрезмерное желание материального обогащения, жажда наживы, отвержение и игнорирования духовных принципов.

(2Кор. 9:6) «При сём скажу; кто сет скупо, тот скупо и пожнёт; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнёт.»

6 . Чревоугодие – это не сдерживаемое желание потреблять пищи больше чем требуется для организма. В книге Иисуса сына Сирахова

(Сир 37. 33) написано; « Ибо от многоедания бывает болезнь, и пресыщение доводит до холеры.»

7 . Сладострастие – это страстное желание плотских удовольствий.

(Гал.5:19) «Дела плоти известны; они суть, прелюбодеяние блуд, нечистота непотребство.»

(1Ин. 2:1-2) «Дети мои сие пишу вам, что бы вы ни согрешали, а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая перед Отцом, Иисуса Христа праведника. Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира.»

Т еологи утверждают, что каждый человек, без исключения, со времён Адама и Евы повреждён грехом. Грех помрачает ум, ослабляет и пленяет волю, сдавливает сердце человека печалью и унынием. Блажен тот, кто осознаёт причину своего горя — греховность, а не жизненные обстоятельства или действия других людей. Правильный диагноз ведёт и к исцелению, — через стремление к праведности, через смирение, покаяние и кротость.

Н ам нужно не забывать о том, что любой грех удаляет нас от Бога — источника жизни, не забывать о том, что грех опасен, так как неизбежно влечет за собой другие грехи

Д орогой читатель не забудь оставить свой отзыв или дополнение к этой статье.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.