Роль и обязанности свидетелей на венчании: все, что нужно знать. Что делают свидетели на венчании

В енчание в церкви очень часто пугает невест, которые не слишком обознаны в православных обрядах и обычаях. Это касается и того, кто может быть свидетелем на свадьбе, а кто нет. Должны ли они быть правоверными православными христианами, обязательно ли наличие нательного крестика?

Нужны ли свидетели на венчании?

Начнём с самого простого - наличие свидетелей во время Таинства Венчания вовсе не обязательное требование. Точно так же, как их присутствие в ЗАГСе во время официальной церемонии бракосочетания. По сути, свидетели (кроме их символического «свидетельства») - это помощники молодоженов и именно они держат венцы во время венчания. Поэтому выбор полностью за вами. Если в вашем кругу общения есть люди, которым вы бы хотели доверить эту честь - смело вперед.

Наличие свидетелей во время Таинства Венчания вовсе не обязательное требование.

Требования к свидетелям при венчании

Но в случае с обрядом венчания некоторые требования церковь к свидетелям всё таки выдвигает. Во-первых - они должны быть крещеными и носить нательный крестик. Не приветствуется и слишком вызывающие наряды. Они должны знать некоторые правила поведения в православном храме, а именно: мужчины должны быть с не покрытой головой, а женщины - в головных уборах. Нельзя скрещивать руки (даже за спиной) и ноги - это считается плохой пародией на символ крестного знамени, сидеть в храме нежелательно и не в коем случае без крайней надобности нельзя поворачиваться к алтарю спиной.

В отличие от американских фильмов с дальнейшей женитьбой свидетелей не всё так просто - Церковь не одобрит их брак. И по обычаю они становятся родственниками (естественно, не по крови) для молодоженов. Поэтому не поручайте эту честь тем людям, которым не доверяете полностью. Главная миссия свидетеля, по традиции Православной Церкви - обеспечивать молодоженам всевозможную духовную поддержку и напутствие.

Предупредите будущих свидетелей, что им придётся держать венец у вас над головами на протяжении больше чем получаса, а это весьма утомительно. К тому опускать венец ни в коем случае нельзя, только менять руку.
Требований немного и основные из них перечислены в этой статье, но лучше все же поговорить с настоятелем храма, в котором будет происходить венчание. Он расскажет детальней, к тому же в каждом храме могут быть свои незначительные отличия в исполнении этого обряда, которые лучше знать заранее, ведь в чужой монастырь со своим уставом не ходят.

Нужны ли свидетели во время венчания? И еще вопрос: могут ли ими быть муж и жена?

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) :

Поручители (свидетели) были необходимы для заключения брака в России до 1917 года. Сейчас – это дань традиции.

В России, когда она была христианским государством, таинство брака имело не только духовно-сакраментальную, но и юридическую значимость. Приняв решение жениться и получив родительское благословение, жених и невеста обращались к своему приходскому священнику. Тот в течение трёх ближайших воскресных (или других праздничных) дней после Литургии производил оглашение . Цель оглашения состояла в том, чтобы какие-то имевшие место канонические препятствия не остались в тайне. Любой прихожанин, если он что-то знал, мог сообщить об этом священнику. Приготовительная сила оглашения продолжалась по церковным правилам два месяца; если в этот срок брак не совершался, оглашение возобновлялось.

Затем составлялся «обыск» по принятым правилам и по форме. По обыску свидетели (поручители) удостоверяли, что между вступающими в брак нет недопустимого близкого родства, принуждения и никаких других препятствий к браку. Свои показания они скрепляли подписью. Если невеста принадлежала к другому приходу, то оглашение производилось и в ее приходской церкви. Свидетелей должно было быть два-три со стороны жениха и столько же со стороны невесты. Нужно было, чтобы поручители хорошо знали жениха и невесту. Свидетелем мог стать любой православный человек, не лишенный свидетельской правоспособности. Никаких других ограничений не было. Не было, следовательно, препятствий к тому, чтобы свидетелями были муж и жена.

После венчания делалась запись в метрической книге. На основе этой записи выдавался документ о законном супружестве. Поэтому поручители (свидетели) должны были не только присутствовать при совершении таинства, но и ставили подписи в метрической книге. В настоящее время таинство брака отделено от формально-юридической регистрации. Поэтому присутствие поручителей (свидетелей) во время венчания не является уставным требованием, а лишь обычаем.



В какие дни не совершается Таинство венчания?

Согласно каноническим правилам, не разрешается совершать венчание в течение всех четырех многодневных постов ( , и ), в Неделю мясопустную (воскресение накануне масленицы), в сырную седмицу (масленица), в Неделю сыропустную (Прощенное воскресение), Пасхальную седмицу (неделя после праздника Пасхи), в период от Рождества Христова до Богоявления (Святки). По благочестивому обычаю не принято совершать браки в субботу (накануне воскресного дня), а также накануне двунадесятых, великих и храмовых праздников, дабы предпраздничный вечер не проходил в шумном веселии и развлечениях.

Кроме того, в Русской Православной Церкви браковенчание не совершается по вторникам и четвергам (накануне постных дней - среды и пятницы), накануне и в дни Усекновения главы Иоанна Предтечи (29 августа/11 сентября) и Воздвижения Креста Господня (14/27 сентября). Исключения из этих правил могут быть сделаны по нужде только правящим архиереем.

Разобравшись с препятствиями к совершению венчания и днями, в которые запрещены венчания, стоит коснуться и некоторых других вопросов, связанных с совершением этого Таинства. Часто спрашивают о свидетелях на венчании и их обязанностях.

Кого можно пригласить в свидетели на венчание и каковы обязанности свидетелей?

В дореволюционной России, до отделения Церкви от государства, церковный брак обладал законной гражданской и юридической силой. Он заключался при поручителях (в современной практике – свидетелях). В народе их называли дружками. Поручители подтверждали своими подписями акт совершившегося браковенчания в метрических книгах. Но это была не единственная роль поручителей, они принимали участие в богослужении – обручении и венчании, во время обхождения жениха и невесты вокруг аналоя придерживали венцы над их головами.

Однако, наиболее ярко выражают обязанности поручителей богослужебные книги, называющие поручителей восприемниками. Обязанности восприемников схожи с обязанностями крестных родителей. Как и крестные родители, опытные в духовной жизни, прилагают все силы для воспитания и руководства своих крестников в вере и благочестии, так и восприемники берут на себя обязательство перед Богом духовно руководить создаваемой семьей. Очевидно, что восприемники должны соответствовать этому требованию. Поэтому готовящимся сочетаться священными узами брака стоит серьезно задуматься о кандидатурах восприемников. Поручители обязательно должны быть православными, желательно воцерковленными людьми. Они должны быть вхожими в создаваемую семью для духовного руководства.

Раньше в поручители не приглашались люди молодые, не женатые, не знакомые с семейной и супружеской жизнью. Но сейчас в поручители приглашают друзей и подруг жениха и невесты, зачастую не вступивших в брак и мало что понимающих не только в семейной, но и в духовной жизни. Это, конечно же, плоды духовной неграмотности и той «моды» на венчание, которая имеет место среди наших соотечественников. Поэтому думается, что возрождение старых благочестивых традиций было бы делом далеко не лишним в современной церковной практике.

Согласно одной из древних практик оглашение имело место не только перед принятием Святого крещения, но и перед браковенчанием. Эта практика до наших дней сохранилась в Католической Церкви. Но и в православных храмах в последнее время стали вводить обязательную практику оглашения перед венчанием. По большей части, это оглашение представляет собой беседы священника с женихом и невестой, в которых до них в доступной форме доносится православное учение о браке, разъясняются взаимные обязанности супругов и будущих детей.

Эти беседы позволяют выявлять людей, не по велению веры и сердца пришедших в храм за благословением брака, а случайных, попавших в храм отдать дань «моде» или в угоду родителям. Такое отношение к Таинству брака недопустимо и священник должен приложить все усилия, чтобы донести до таких людей истинное христианское учение о браке. Если же усилия священника не возымеют действия и люди останутся при своем мнении, то это вполне может стать поводом для отказа в совершении Таинства браковенчания. Церковь не может и не должна быть неким «бюро добрых услуг», где будут венчать всех подряд без разбора. Также оглашение позволяет выявлять препятствия к браку (о которых я говорил ранее), если таковые имеются. Нелишним было бы проводить оглашение будущих супругов в присутствии поручителей.

Поручителями на венчании не могут стать разведенные супруги или люди, живущие в «гражданском» (не зарегистрированном в ЗАГСе) браке. Первые, не сохранив благодати, полученной ими в Таинстве венчания и являя собой дурной пример для брачующихся, не могут быть верными духовными руководителями для создаваемой семьи. Вторые же, открыто живя во блуде, вообще не могут приступать к церковным Таинствам, пока не престанут от своего богопротивного занятия.

Понятно, что найти поручителей согласно всем вышеуказанным требованием, для многих пар будет весьма затруднительно. Поэтому вполне допустимо совершение браковенчания и без свидетелей. В современном обществе Церковь отделена от государства и церковный брак не имеет гражданской юридической силы. Подписей в церковных метрических книгах поручители теперь не ставят. У них остается только обязанность духовного попечения о созданной семье. Поэтому совершение венчания без свидетелей было бы лучше, чем обременение номинальных восприемников «бременами неудобоносимыми» (Мф. 23, 4), за которые им придется отвечать перед Господом на Страшном Суде. О желании венчаться без свидетелей обязательно нужно поставить в известность священника. Вообще, все вопросы, связанные с духовной жизнью, лучше всегда обговаривать с духовником (если такового нет, то с любым священников в храме).

Можно ли венчаться в тайне от всех?

Это допустимо, но лишь в особенных случаях. Все зависит от причин, которые побудили супругов обвенчаться тайно. Если желание это связано с покрытием одной из причин, которая может стать препятствием к браку (к примеру, отсутствие родительского благословения, кровосмешение или покрытие блудного сожительства), то в таком венчании должно быть отказано. Желание обвенчаться тайно может быть связано с безверием родителей и родственников супругов, противостоящих венчанию. В этом случае венчание допустимо.

Также желание тайного венчания может возникнуть у супругов, втайне от родственников и окружающих исповедующих христианство. И в этом случае венчание допустимо. Вообще, каждый случай и просьбу о тайном венчании стоит рассматривать сугубо отдельно. Поэтому священнику нужно быть предельно внимательным, осторожным и тактичным по отношению к таким просьбам. Было бы не лишним получение благословения епископа на совершение тайного венчания. Однако не могу сказать, что это каноническое требование, т.к. в канонах нет указаний на тайное совершение браковенчания. Подводя итог этому ответу, хотелось бы всем напомнить слова Спасителя: «нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано» (Мф. 10, 26).

Продолжение следует…

Кого можно пригласить в свидетели на венчание и каковы обязанности свидетелей?

В дореволюционной России, до отделения Церкви от государства, церковный брак обладал законной гражданской и юридической силой. Он заключался при поручителях (в современной практике – свидетелях). В народе их называли дружками. Поручители подтверждали своими подписями акт совершившегося браковенчания в метрических книгах. Но это была не единственная роль поручителей, они принимали участие в богослужении – обручении и венчании, во время обхождения жениха и невесты вокруг аналоя придерживали венцы над их головами.

Однако, наиболее ярко выражают обязанности поручителей богослужебные книги, называющие поручителей восприемниками. Обязанности восприемников схожи с обязанностями крестных родителей. Как и крестные родители, опытные в духовной жизни, прилагают все силы для воспитания и руководства своих крестников в вере и благочестии, так и восприемники берут на себя обязательство перед Богом духовно руководить создаваемой семьей. Очевидно, что восприемники должны соответствовать этому требованию. Поэтому готовящимся сочетаться священными узами брака стоит серьезно задуматься о кандидатурах восприемников. Поручители обязательно должны быть православными, желательно воцерковленными людьми. Они должны быть вхожими в создаваемую семью для духовного руководства.

Раньше в поручители не приглашались люди молодые, не женатые, не знакомые с семейной и супружеской жизнью. Но сейчас в поручители приглашают друзей и подруг жениха и невесты, зачастую не вступивших в брак и мало что понимающих не только в семейной, но и в духовной жизни. Это, конечно же, плоды духовной неграмотности и той «моды» на венчание, которая имеет место среди наших соотечественников. Поэтому думается, что возрождение старых благочестивых традиций было бы делом далеко не лишним в современной церковной практике.

Согласно одной из древних практик оглашение имело место не только перед принятием Святого крещения, но и перед браковенчанием. Эта практика до наших дней сохранилась в Католической Церкви. Но и в православных храмах в последнее время стали вводить обязательную практику оглашения перед венчанием. По большей части, это оглашение представляет собой беседы священника с женихом и невестой, в которых до них в доступной форме доносится православное учение о браке, разъясняются взаимные обязанности супругов и будущих детей.

Эти беседы позволяют выявлять людей, не по велению веры и сердца пришедших в храм за благословением брака, а случайных, попавших в храм отдать дань «моде» или в угоду родителям. Такое отношение к Таинству брака недопустимо и священник должен приложить все усилия, чтобы донести до таких людей истинное христианское учение о браке. Если же усилия священника не возымеют действия и люди останутся при своем мнении, то это вполне может стать поводом для отказа в совершении Таинства браковенчания. Церковь не может и не должна быть неким «бюро добрых услуг», где будут венчать всех подряд без разбора. Также оглашение позволяет выявлять препятствия к браку (о которых я говорил ранее), если таковые имеются. Нелишним было бы проводить оглашение будущих супругов в присутствии поручителей.

Поручителями на венчании не могут стать разведенные супруги или люди, живущие в «гражданском» (не зарегистрированном в ЗАГСе) браке. Первые, не сохранив благодати, полученной ими в Таинстве венчания и являя собой дурной пример для брачующихся, не могут быть верными духовными руководителями для создаваемой семьи. Вторые же, открыто живя во блуде, вообще не могут приступать к церковным Таинствам, пока не престанут от своего богопротивного занятия.

Понятно, что найти поручителей согласно всем вышеуказанным требованием, для многих пар будет весьма затруднительно. Поэтому вполне допустимо совершение браковенчания и без свидетелей. В современном обществе Церковь отделена от государства и церковный брак не имеет гражданской юридической силы. Подписей в церковных метрических книгах поручители теперь не ставят. У них остается только обязанность духовного попечения о созданной семье.

Поэтому совершение венчания без свидетелей было бы лучше, чем обременение номинальных восприемников «бременами неудобоносимыми» (Мф. 23, 4), за которые им придется отвечать перед Господом на Страшном Суде. О желании венчаться без свидетелей обязательно нужно поставить в известность священника. Вообще, все вопросы, связанные с духовной жизнью, лучше всегда обговаривать с духовником (если такового нет, то с любым священников в храме).

Можно ли венчаться втайне от всех?

Это допустимо, но лишь в особенных случаях. Все зависит от причин, которые побудили супругов обвенчаться тайно. Если желание это связано с покрытием одной из причин, которая может стать препятствием к браку (к примеру, отсутствие родительского благословения, кровосмешение или покрытие блудного сожительства), то в таком венчании должно быть отказано. Желание обвенчаться тайно может быть связано с безверием родителей и родственников супругов, противостоящих венчанию. В этом случае венчание допустимо.

Также желание тайного венчания может возникнуть у супругов, втайне от родственников и окружающих исповедующих христианство. И в этом случае венчание допустимо. Вообще, каждый случай и просьбу о тайном венчании стоит рассматривать сугубо отдельно. Поэтому священнику нужно быть предельно внимательным, осторожным и тактичным по отношению к таким просьбам. Было бы не лишним получение благословения епископа на совершение тайного венчания. Однако не могу сказать, что это каноническое требование, т.к. в канонах нет указаний на тайное совершение браковенчания. Подводя итог этому ответу, хотелось бы всем напомнить слова Спасителя: «нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано» (Мф. 10, 26).

священник Дионисий Свечников

Венчание – это церковное таинство освящения брака, момент единения душ новобрачных до конца жизни, при котором пара благословляется Господом для супружеского счастья, рождения и воспитания детей. Обвенчанные должны быть преданы друг другу перед лицом Бога. Важно глубоко осознавать всю серьезность данного решения, ведь аннулирование брака и не соблюдение верности является грехом. Издавна повелось, что венчание в православной церкви происходит в присутствии свидетелей, хотя это условие не является обязательным. Сегодня им отводиться роль духовных наставников супружеской пары, свидетели помогают молодоженам войти в их новый статус, а также держат венцы во время церемонии в храме. Молодожены сами выбирают себе тех, кто будет сопровождать их венчание, правила церкви при этом все равно учитываются. У священнослужителей есть свои требования к этому процессу.

Кто может быть свидетелем на венчании

К выбору свидетелей нужно отнестись с большой ответственностью. Церковь возлагает на них большие надежды. Считается, что свидетели будут главными наставниками для молодоженов и подавать им пример крепкого православного брака. Остановить свой выбор лучше на близких друзьях или родственниках. Шафера не должны быть в разводе или сожительствовать друг с другом. Развод - это нарушение Божьей благодати, а сожительство - блуд в глазах церкви, неугодный Богу.

Допускается брать в качестве свидетелей супружескую пару и особенно хорошо, если они оба венчаны и живут вместе много лет. Но вот если свидетели неженаты, то в будущем при желании им нельзя будет это сделать. После венчания они связаны между собой духовными нитями как брат и сестра. Священник не дает согласие на такие браки.

Шафера жениха и невесты должны быть верующими и носить при себе нательный крестик. Церковь не разрешает брать в качестве свидетелей людей, которые принадлежат к другой вере или конфессии, и часто отказывает им. Атеисты тоже не могут претендовать на эту роль. Но вот если люди другой веры или атеисты уверуют и покрестятся перед венчанием, то они могут присутствовать в качестве шаферов. Священники хотят видеть в качестве свидетелей людей богобоязненных, ведь в будущем им придется защищать этот церковный брак от всяческих невзгод. Поэтому следует выбирать на эту роль людей не ветреных, а рассудительных. В любом случае между молодоженами и их свидетелями на венчании должна быть некая духовная связь, поэтому к их выбору молодым надо подойти душой и сердцем.


Свидетели венчания в дореволюционной России

В давние времена правила таинства обряда в православной церкви соблюдались неукоснительно. Данная церемония была не только религиозной, но имела юридическую силу. Дружки на свадьбе поручались за молодоженов, их имена записывались в метрических книгах. Они обязательно принимали участие в обряде венчания. В церковных книгах шафера называют восприемником. На них возлагалась такая же роль, что и на крестных родителей. Они должны всячески способствовать духовному очищению супругов и не дать им свернуть на неправильную дорожку.

Роль свидетелей сегодня

Свидетели на свадьбе не только оказывают помощь паре во время обряда,но и помогают справиться с семейными трудностями, являются их близкими по духу людьми, советчиками.
Свидетелям придется держать венец над головой жениха и невесты, пока батюшка будет проводить обряд венчания. Держать венцы в течении 30-40 минут может быть совсем не легким делом. Если церемония происходит в монастыре, то она может длиться и час. Поэтому свидетели должны быть достаточно крепкими людьми, чтобы это выдержать такое долгое бдение. Еще желательно, чтобы их рост совпадал с ростом жениха и невесты, иначе держать венцы они просто-напросто не смогут. Но иногда батюшка разрешает одеть венцы во время венчания на голову молодоженам. Если свидетели не могут по состоянию здоровья долго держать корону, то это бремя поручается другим людям.

Свидетели перед тем, как выполнить свою миссию, должны исповедаться в своих грехах и пройти обряд причастия. Это делается за день до церемонии. Лучше будет, если они проведут несколько дней в посте и в молитве. В день церемонии им нельзя употреблять пищу животного происхождения и пить спиртные напитки.


Правила поведения в храме

В храме от всех людей, не только от свидетелей, требуется подобающий вид. Невеста должна иметь специальное платье для венчания в церкви, которое соответствует христианским канонам. Подружка невесты должна быть одета скромно, как и все присутствующие в храме женщины. Их одежда не должна показывать голые участки тела и всем женщинам нужно покрыть голову платком. Платье подружки невесты не может быть такого же цвета, что и у невесты, оно должно контрастировать с ним. Мужчине, наоборот нельзя находиться в головном уборе, также запрещается одевать в церковь черный костюм. Руки в храме нельзя скрещивать - это трактуется как оскорбление церкви. Во время церемонии венчания не садятся, скамейки предназначены для старых и немощных людей. Нельзя громко разговаривать, шутить, телефон также лучше выключить. Брюки в храме для женщины не приемлемы. Нельзя поворачиваться спиной к иконостасу.


Обряд и атрибуты венчания

Перед самим венчанием происходит обряд обручения. Священник произносит молитвы, после чего трижды благословляет пару, вручает зажжённые свечи – символ вечной пылающей любви, и обручает пару кольцами. Затем молодые становятся на расшитый молитвами белый рушник, поручители держат венцы над головами пары, - наступает освящение брака. Перед венчанием все атрибуты и действия обсуждаются с православным священнослужителем, чтобы во время обряда не возникли различные казусы. Свидетели могут всячески помогать брачующимся во время церемонии, они подают им кольца, подстилают перед женихом и невестой белый плат.
Звучат молитвы, после чего наступают самые важные мгновения венчания, священник произносит: «Венчается раб Божий (имя) и раба Божья (имя)...». Священнослужитель от лица Бога благословляет церковный брак. После обряда пара должна со связанными белым полотенцем руками обойти алтарь трижды, выпить три раза из священной чаши вина, обменяться клятвами, - теперь они являются единым целым и все минуты горести, счастья делят пополам. Начинают звонить церковные колокола, свидетельствующие о большой радости и благодати, все присутствующие поздравляют пару.

Во время церковного таинства помощникам новобрачных важно знать правила венчания в православной церкви и понимать смысл каждого атрибута, которые используются во время церемонии.

  1. Обручальные кольца как символ связи между молодоженами, которую нельзя разорвать. Перед обручением кольца лежать в алтаре - это является символом отдачи судьбы молодоженов Богу.
  2. Венчальные свечи означают любовь между супругами, которая не гаснет. Супругам следует оберегать свою любовь от затухания, как они оберегают эти свечи, чтобы они не потухли.
  3. Два белых полотенца (рушника). Один рушник помещается на икону как обрамление, другой расстилается перед молодыми как символ их долгого совместного жизненного пути.
  4. Несколько носовых платочков для держания свечей в руках.
  5. Сладкое вино Кагор символизирует кровь Иисуса. В конце церемонии молодожены выпивают глоток в знак новой жизни.
  6. Каравай хлеба - символ тела Иисуса. После венчания жениху и невесте полагается кусочек. В знак благодарности каравай оставляется в церкви.
  7. Иконы освящаются священником специально для молодых. Их должны принести в церковь родители, чтобы потом подарить молодой семье. Такие иконы передаются из поколения в поколение.



Таинство венчания знаменует начало долгой жизни молодоженов. Свидетели связывают себя с молодой парой невидимыми духовными узами, они должны быть всегда готовы помочь им в их жизненных трудностях, а самое главное - направлять на путь истинный. И если трудно найти таких людей, которым можно было безраздельно доверять, то лучше вообще обойтись без свидетелей. Это не возбраняется, так как церковь отделена от государства и венчание не имеет юридической силы, а значит, подпись свидетеля в церковных книгах не требуется. И роль свидетелей лишь быть духовными наставниками в вопросах веры. Если таких людей в окружении нет, то лучше не обременять себя номинальными восприемниками. Вопрос отсутствия свидетелей обсуждается со священником заранее .

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.