Рембрандтовский свет в фотографии известных фотографов. Рембрандт-освещение - классическая схема портретного освещения

Одной из самых распространенных схем освещения является так называемая схема «свет Рембрандта». Знаменитый голландский живописец Рембрандт Ван Рейн в подавляющем большинстве портретов использовал свет, который на тёмной стороне лица создавал под глазом тень в виде треугольника.

Rembrandt Harmenszoon van Rijn

Высокий контраст между светом и тенью является ключом к передаче объёма. Художник по праву считается мастером работы со светом и тенью, поэтому его методы были скопированы для работы с портретной фотографией.

Схема Рембрандт-освещения

Для данного вида освещения достаточно одного источника света. Свет устанавливается под углом 45° к модели. Расстояние примерно 1,5 метра. От камеры до источника света должно быть примерно 2 метра. Тени подсвечиваются отражателем, который устанавливается с противоположной стороны от света и поворачивается на 45°. На фон желательно не направлять прямые лучи, поэтому перед источником света устанавливается тёмный занавес.

схема света по Рембрандту

Самая распространённая ошибка при использовании рембрандтовской схемы света является освещение глаза со светлой стороны. Он не должен быть полностью заполнен светом. Решением является поднятие источника света повыше.

Неправильное Рембрандт-освещение

Если внести коррективы правильно, получится отличная схема по Рембрандту, когда свет, касается век, образует световой треугольник, но не шире глаза и не длиннее носа. Этот треугольник так и называют - треугольник Рембрандта .

Правильный эффект треугольника Рембрандта

Эффект

Рассмотренную выше схему света лучше использовать для портретов полных или круглолицых людей. Когда половина лица скрывается в тени, происходит визуальное вытягивание лица, что на снимке позволит человеку выглядеть более худым. Для людей с худощавым лицом такой свет не пойдёт на пользу. Лицо будет выглядеть слишком вытянутым.

Считается, что Рембрандт-освещение лучше применимо для мужских портретов, но женщинам оно тоже подходит. Используя различные модификаторы можно добиться большей жесткости или мягкости, что позволяет не меняя схему и положение источников света добиться кардинально отличающегося света от первоначального.

Если взять софтбокс и отражателем заполнить тени, то получится очень светлый и мягкий портрет.

Варьируя позу модели можно добиться различного эффекта. Тенью можно подчеркивать не только лицо, но и линию тали.

В классической портретной фотографии есть несколько основополагающих принципов освещения, которые необходимо знать и контролировать в процессе съемки и понимать, какой из них применить для того, чтобы передать на портрете нужное настроение, правильный образ или наиболее лестно представить модель.

Стоит запомнить эти правила для того, чтобы легко им следовать, а главное — знать когда и как их можно нарушить. Изучите эти 6 правил — они станут вашими вехами на пути к большой портретной фотографии. И не забывайте, что лучшее обучение — перемежать теорию с практикой.

Что такое режимы освещения в портретной фотографии? Можно сказать, что это игра света и тени, которая может изменять восприятие и форму лица. Если говорить простым языком, какой формы тень будет лежать на лице, зависит от способа освещения. Существует четыре самых распространенных основы для освещения человека:

    • боковое освещение;
    • классическое освещение;
    • рембрандтовское освещение;
    • бабочка.

К основным 4 видам стоит добавить два дополнительных способа, которые являются больше элементами стиля и могут быть использованы одновременно с базовыми режимами освещения в портрете: это широкое и узкое освещение.
Давайте рассмотрим каждый тип освещения в отдельности.

1. Боковое освещение (Split Lighting)


При данном режиме свет «разбивает» лицо на две равные половинки, одна из которых находится на свету, а вторая в тени. Такой тип освещения больше подходит для мужчин, его часто используют при съемке портретов музыкантов или художников, потому что придает драматизма портрету. Не существует жестких правил для применения того или иного типа освещения, есть только рекомендации, основанные на среднем восприятии. Необходимо знать подобные правила, чтобы можно было их использовать в качестве основной отправной точки.

Чтобы достичь подобного эффекта, следует поставить на 90 градусов слева или справа от предмета, и, возможно, даже немного позади головы. Место расположения света по отношению к субъекту зависит от формы лица человека. Посмотрите, как свет падает на лицо и подстройтесь соответствующим образом. Свет с теневой стороны должен попадать только на глаза и формировать лицо таким образом, чтобы четко посредине проходила свето-теневая граница. Если, вращаясь вокруг лица человека, вы видите, что свет падает больше на щеку, вполне возможно, что просто модель не подходит для этой схемы, в которой должно быть идеальное разбиение светом.

ПРИМЕЧАНИЕ. Имейте ввиду, что для поддержания целостной картины освещения ваш источник света должен перемещаться в зависимости от того будет ли двигаться модель. Делаете ли вы фронтальный снимок, фотографируете ¾ лица или даже профиль, свет должен «следовать схеме». Если модель просто повернет голову, изменится вся картина в целом. Вы должны регулировать освещение, перемещая источник или слегка разворачивая в нужном направлении модель.

Что такое блик и зачем он нужен?


Обращайте внимание на отражение фактического источника света в глазах модели. Блики выглядят белыми пятнышками в глазах ребенка на фотографии выше. Если приглядеться, можно увидеть контуры приборов, которые были использованы при съемке портрета.

Например, на фото видно яркое пятно шестиугольника с темным центром. Это свет, который был использован, -

Такой эффект называется бликом. Без блика глаза модели становятся темными и выглядят маловыразительно. При съемке убедитесь, что по крайней мере в одном глазу блики отражаются в полной мере. Обратите внимание, что блик также слегка изменяет цвет радужной оболочки и яркость глаз в целом, что усиливает ощущение жизненности и придает блеск глазам.

2. Классическое освещение (Loop Lighting)


Классическим считается такое освещение, которое создает небольшую тень от носа на щеках, при этом образуется свето-теневая петля. Чтобы получить подобное, необходимо расположить немного выше уровня глаз, и примерно под углом в 30-45 градусов от камеры (зависит от человека, вы должны учиться читать лица людей).

Посмотрите на это изображение и обратите внимание на то, как падают тени. Слева и справа можно увидеть небольшие тени возле носа. Их всегда оставляют, следите только за тем, чтобы тень была слегка направлена вниз. Для этого располагайте источник света не слишком высоко, так как это может привести к образованию нежелательных теней на лице и потере бликов в глазах моделей.

Классическое освещение считается самой популярной моделью освещения при портретной съемке, потому что создаваемый рисунок света и теней является наилучшим и подчеркивает достоинства большинства людей.

На схеме черным фоном обозначена полоса деревьев, которая находится за парой, солнце при этом прячется за зеленью. С помощью попало достаточно освещения на лица. Если слегка изменять его положение, можно подобрать различные варианты освещения.

При классическом способе освещения устанавливается под углом в 30-45 град. от камеры и чуть выше уровня глаз моделей. За этим необходимо следить для того, чтобы свето-теневая петля не касалась носогубной складки. Среди новичков распространена такая ошибка, когда отражатель размещается слишком низко, сильно освещая нижнюю часть лица, из-за этого создается нелестный рисунок для портретируемого.

3. Рембрандтовское освещение (Rembrandt lighting)

Освещение носит имя знаменитого художника потому, что Рембрандт часто использовал такой рисунок света в своих картинах. Например, в данном автопортрете.

Освещение Рембрандт отождествляется с треугольником света на щеке. В отличие от петли освещения, где не следует трогать тени носа и щек, в Рембрандт освещении нужно получить только маленький треугольник света в середине щеки. При создании надлежащих теней следите, чтобы на глаз в теневой стороне портрета падало достаточно света, иначе он будет выглядеть безжизненным. Освещение Рембрандт считается драматичным, так как из-за «раскола» в светотенях создается особое настроение у портрета, которое может способствовать трагичному выражению лица.

Чтобы создать Рембрандт освещение, необходимо развернуть модель немного в сторону от света. Источник должен располагаться выше головы человека, чтобы тень от носа падала вниз по направлению к щеке.

Не все лица подходят для подобной схемы. Если у модели высокие или заметно выделяющиеся скулы, Рембрандт освещение может дать интересные результаты. Небольшой нос и плоская переносица заметно усложнит работу фотографа и вряд ли удастся достичь нужного эффекта. Использование той или иной схемы освещения зависит только от модели, которую снимают и от того настроения, которое фотограф хочет передать в снимке.

Если вы будете использовать свет от окна, которое расположено ближе к полу, вы можете закрыть его нижнюю часть, чтобы попытаться получить освещение типа Рембрандт.

4. Эффект бабочки (Butterfly Lighting)


Подобное освещение недаром метко названо «бабочкой» или «баттерфляй». Очертаниями светотеней оно напоминает форму бабочки, потому что создает под носом у модели такие тени, которые напоминают крылья. Основной источник света располагают повыше и непосредственно за камерой. Данную схему часто используют для съемки в стиле гламур, а также она является оптимальной, когда вы фотографируете пожилых людей, так как меньше акцентирует внимание на морщинах.

Схема «эффект бабочки» создается при наличии источника света за камерой и чуть выше глаз объекта съемки. В качестве дополнительного оборудования, порой, используется светоотражатель, который размещают ниже лица модели, чтобы подсветить тени под подбородком модели. Подобная схема освещения подходит для лиц с выраженными скулами или объектов с тонкими чертами лица. Для круглого или широкого лица лучше использовать стандартную (классическую) схему освещения или даже освещение типа Рембрандт.
Схема сложна для воспроизведения, если в наличии имеется только лайт-диск — тогда с ней трудно будет справиться без ассистента.

5. Широкое освещение

Широкий способ освещения — это не отдельная схема света, а скорее стиль съемки. Любое из выше рассмотренных схем света может сниматься с помощью широкого или узкого способа освещения.

Широким называется такой вариант, когда лицо объекта слегка развернуто от центра и на большую его часть падает свет. Теневая сторона, соответственно, будет меньшей.
Широкое освещение иногда используется при съемке портретов в высоком ключе. Такой тип освещения зрительно слегка расширяет лицо (отсюда название). Лучше использовать для тех, у кого очень узкий овал лица, тонкие заостренные черты. Большинство людей хотят выглядеть на портретах стройнее, поэтому следует внимательно относиться к данной схеме, когда фотографируете круглолицых. Проще говоря, широкое освещение делает акцент на большую часть лица.

Для создания широкого освещения модель следует развернуть от источника света. Обратите внимание, что со стороны лица, которое находится ближе к камере, свет именно такой, который формирует правильные тени на дальней от фотокамеры части лица модели.

6. Узкое освещение


Данный способ является противоположным широкому освещению. Как можно рассмотреть на примере, модель необходимо располагать таким образом, чтобы большая часть лица находилась в тени. Такой прием чаще всего используют при съемке портретов в низком ключе. Лица при этом становятся более скульптурно очерченными, что придает изображению объем. Это очень лестный способ освещения для большинства людей.

Лицо развернуто к источнику света. Обратите внимание, что часть лица, которая отвернута от камеры, также имеет очень значимые тени. Узкое освещение показывает зрителю рисунок теней, который необходимо контролировать.

Собираем все вместе

Как только вы научитесь распознавать и воспроизводить каждую из различных моделей освещения, вы поймете как и когда их следует применять. Свет и тень — очень важный инструмент фотографа при съемке портрета. Изучая лица людей, практикуясь, вы разберетесь, какие световые схемы будут лучше для того или иного типа лица и передачи определенного настроения, найдете свой неповторимый стиль.

Кто-то с очень круглым лицом, наверняка, захочет казаться стройнее и будет рад, если портрет подчеркнет утонченность лица. Вы сможете использовать правильную схему, если перед вами будет стоять задача снять гнев или сделать групповую фотографию. Когда вы научитесь читать и распознавать образы, освоите качество света, сможете управлять правильным положением источников света и знать соотношения и пропорции, вы будете совершенно подготовлены к профессиональной работе.

Научиться управлять светом гораздо легче, если источник можно передвигать. Но те же правила освещения работают, когда основным источником света является Солнце или окно. Потренировавшись со , вы начнете непроизвольно применять правила работы и с естественным освещением и легко, единственное отличие — не источник будете крутить вокруг модели, а модель разворачивать так, чтобы получить нужное вам освещение. Вам придется двигать модель или изменять положение камеры, чтобы менять направление света и с помощью теней создавать необходимый по задумке рисунок, но как показывает практика — оно того стоит!

В портретной фотографии, как и в любой форме изобразительного искусства присутствуют три составляющих: фотограф (субъект), модель (объект) и свет. Сегодня мы обсудим две классические модели построения световой схемы: рембрандтовский и голливудский свет.

В классической фотографии основным источником света является рисующий свет (Key light). Рисующий свет можно сравнить с солнечным светом, где солнце является основным источником и рисующий свет должен быть ярче всех остальных источников света (+ одна ступень) и в зависимости от того, находится солнце в зените или заходит оно освещает объект под различными углами. При этом необходимо помнить закон физики, что угол падения равен углу отражения.

Классический рембрандтовский свет- это рисующий свет, расположенный к объекту под углом в 45’, находящийся выше уровня линии глаз. На лице модели, смотрящей в камеру формирует на противоположной части лица от источника света тень, с небольшим световым треугольником, между углом носа и глазом, которые еще называют рембрандтовским треугольником. Этот тип освещения называется рембрандтовским потому, для написания картин, Рембрандт использовал светильники, создающие подобный драматический свет. Работая в студии «рембрантовский » свет может быть мягким и жестким, в зависимости от используемых светоформирующих насадок.

Небольшого размера рефлектор дает жесткий свет с резкой тенью. Для женского портрета рекомендуется использовать мягкий, рассеянный свет, для чего используются такие светообразующие насадки, как софбоксы и фотозонты. При расположении Вашей вспышки также важно следить за высотой: при расположении источника света под углом 45 ‘ к объекту, важно следить за высотой с которой падает свет. Если источник света расположить высоко, то появятся «круги» под глазами, если низко- получится «эффект зомби».

Рассматривая картины Рембрандта становится понятным, что у художника в мастерской присутствовал не один источник света, так и современный фото художник, помимо key lighting использует еще заполняющий (fill light), фоновый (back light) и контровой (acсent light).Заполняющий свет, как правило используется софтбоксом или зонтом.

Цель заполняющего света- сделать тени менее глубокими, с читающимися деталями. Классический заполняющий свет располагается фронтально или чуть сдвинут с оптической оси камеры. Иногда, при отсутствии второго источника света, роль заполняющего может играть световой рефлектор(light reflector), отражает свет от рисующего источника.

Фоновый свет направлен от модели на фон, с целью отделения модели от фона и придать фотографии глубину и объем. Различные светоформирующие насадки могут рождать разные эффекты: цветные фильтры со шторками создают цветовые пятна, гобо (маска с трафаретом) создает иллюзию различный светотеневой рисунок, например тень ветвей деревьев.

Тубус поможет создать световое пятно за головой модели, что способствует выделению силуэта на фоне.

Контровой свет, как правило, располагается сзади модели, фронтально или под углом в 45’ с целью подчеркнуть одежду или силуэт. Также контровой свет при расположении сверху акцентирует внимание на прическе модели, для этой цели чаще всего используется рефлектор с сотовой насадкой 10’-15’

Привлечение внимания к прическам моделей широко использовалось в 50 годах 20 века в Голливуде. О так называемом «голливудском свете» мы и хотим поговорить сейчас.

monroГолливудский свет означает – это источник освещения, расположенный на оптической оси камеры, прямо перед объектом съемки, во фронтальной плоскости, расположенной выше головы и наклоненный под 45’относительно модели. Этот тип света ровно освещает лицо модели, оставляя под носом единственную маленькую тень, похожую на бабочку, поэтому этот тип освещения иногда называют «batterfly light» (бабочкин свет).

В современной фотографии для этих целей лучше всего использовать софтбокс средних размеров и следить за правильным углом расположения источника света, также рекомендуется использовать небольшие рефлекторы, расположенные на коленях модели для освещения зоны декольте, что способствует проработке деталей в области шеи.

Все вышеперечисленные примеры не являются догматичными световыми схемами. Главный совет начинающему фотографу- не бояться экспериментировать со светом и всегда помнить, что свет является мощным инструментом для раскрытия образа модели и превращения недостатков в достоинства.

Рембрандтовское освещение

Rembrandt lighting - освещение которое названо в честь великого живописца, часто использующего его в своих работах - портретах. Суть этого метода заключается в том, что на затененной щеке вашей модели необходимо создать перевернутый треугольник света. Это освещение сильно украшает лицо, и необходимо если у модели высокие скулы. Такой метод часто использовался в создании голливудских портретов. При этом нужно следить, чтобы блики появились в обоих глазах.

Рембрандтовский свет хорошо использовать снимая портреты людей с полным или круглым лицом, но считается неподходящим выбором при съемки узких лиц моделей. Многие фотографы «старой школы» считают, что рембрандтовское освещение подходит только для съемки мужских лиц, заявляя пи этом, что его нельзя применять к личикам женщин. Но известно, что сам Рембрандт рисовал портреты женщин, применяя это освещение, поэтому такие заявления нужно расценивать как рекомендацию, а не правило.

Этот вид света является одним из 5 главных схем освещения, которые используются в студии при портретной фотосъемке. Остальные четыре схемы это: широкий свет, разделенный свет, узкий свет, и «бабочка». Рембрандтовское освещение составляется из двух составных: освещения одной половины лица и создание треугольника света на другой стороне лица модели. Тень создаваемая треугольником должна быть не шире глаза и длиннее носа. От схемы «короткого света», схема «рембрандтовский свет» отличается только наличием этого треугольника. Он так и называется - треугольник Рембрандта.

Порядок установки освещения:

В своей начальной вариации схема будет выглядеть так: один источник света нужно расположить под углом 45 градусов по отношению к модели, чуть выше чем уровень глаз, что бы осветить сторону лица, более удаленную от камеры. Рисующий (основной) свет дополняют либо отражателем, или же вторым источником света. Его тоже размещают под углом 45 градусов, но к стороне лица, что буде в тени. Второй источник устанавливают в половину слабее от основного света. Это нужно, чтобы поднять тень на затемненной стороне лица.

Рембрандтовский свет - эффективная и простая схема освещения. Легкая в применении, эта схема хорошо подходит для съемки многих типов человеческих лица. Чтобы попробовать использовать этот метод необходимо иметь рассеянную вспышку и отражатель, можно самодельный.

Голландский художник Рембрандт Харменс ван Рейн известен своими темными и унылыми портретами, характеризуемыми одним источником света, который проходит через объект, расположенный перед темным фоном. Это интересный, запоминающийся стиль, который достаточно легко воспроизвести в современной фотографии.

Есть два шага для создания портрета в стиле Рембрандта. Первый шаг подразумевает правильное освещение и композицию. Второй – использование Lightroom с целью подчеркнуть ощущение унылости, созданное освещением.

Освещения в стиле Рембрандта легко достичь с помощью естественного света. Важно, чтобы свет был направленным. Взгляните на эти портреты, чтобы понять, как это работает.

Портрет №1

Этот портрет был сделан с моделью, стоящей под аркой, которая является частью здания. Мы сделали фотографию в пасмурный день, поэтому свет был достаточно мягкий и ровный, идеальный для портрета.

Свет исходил слева от модели, через арку, отбрасывая тень на его лице. Правая часть его лица темная, так как с той стороны нет света. Фон также темный, так как на него падает меньше света.

Фотография выглядит так, будто сделана в студии, но свет сформирован аркой, а не софтбоксом.

Портрет №2

Я сделал этот портрет в лесу. Свет проходил сквозь деревья сверху. День был пасмурным, но узкие промежутки между деревьями сделали свет направленным. Я попросил свою модель повернуть лицо вверх к свету, чтобы не создавать тени под глазами.

Я выбрал эти портреты, потому что они интересны с точки зрения постобработки. Один из них легко обработать, а для другого предстоит больше работы. Сможете угадать, какой из них какой?

Обработка портрета №1

Первый портрет был самый простой в обработке. Вот этот файл в формате Raw прямо из камеры.

Практически вся работа над этим портретом была сделана в модуле Коррекции в Lightroom. Вот основные настройки:

  • Экспозиция +0.20. Небольшое движение слайдера, чтобы осветлить фотографию.
  • Тени -27. Это усиливает темные оттенки фотографии без воздействия на светлые.
  • Четкость + 41. Это общая настройка для улучшения текстуры и деталей, а также добавления грубоватости мужскому портрету (для женского портрета нужны более деликатные настройки).

Вы заметите, что я не использовал слайдер Контрастность, чтобы затемнить фон. Причина в том, что Контрастность влияет как на темные тона, так и на светлые. Поэтому лучше использовать Света и Тени, чтобы по отдельности контролировать эти участки.

Контроль над темными участками с помощью слайдера Тени дает вам возможность выбора, когда речь идет о тональных значениях изображения. Вы также можете перемещать слайдер Черные влево, хотя таким образом можно заблокировать некоторые затемненные участки.

Помните, что вашей целью является создать портрет в стиле Рембрандта, поэтому от вас зависит, насколько темными будут тени. Вот сравнение, где вы можете увидеть, что произошло с портретом, когда я задал Тени -100 и Черные -22.


Локальные настройки

Передвигая Тени и Света влево, вы также можете затемнить участки, которые хотели бы оставить как они есть. В этом портрете волосы модели стали слишком темными, поэтому я использовал Кисть коррекции, чтобы осветлить их. На этом скриншоте показана красная маска, созданная Кистью коррекции. Я установил Тени +71, чтобы сделать волосы светлее.


Обработка портрета №2

Следующему портрету понадобилось больше работы в Lightroom. Вы увидите почему, когда взглянете на исходное изображение, приведенное ниже.

Хотя свет исходил сверху, он не был таким направленным, как в обработанном варианте. Такое изображение требует немного больше работы в Lightroom, чтобы достичь темного фона, который свойственен стилю Рембрандта.

Я произвел легкие настройки со следующими значениями:

  • Экспозиция до -1.10
  • Тени до -70
  • Света +65
  • Четкость до +23

Перемещение слайдеров Тени и Экспозиция влево сделает изображение в целом темнее, а фон выглядит уже ближе к тому, чего я хочу. Перемещаем Света до +65, чтобы сделать светлые участки (другими словами, кожу модели) светлее. Еще раз повторюсь, это увеличило контрастность, но более контролируемым способом, чем использование слайдера Контрастность.

А вот и результат.

Локальные настройки

Как только вы сделаете все возможное с помощью общих настроек, следует переходить к локальным настройкам. Lightroom имеет три инструмента локальных настроек – Градиентный фильтр, Радиальный фильтр и Кисть коррекции. Какой из этих инструментов (или комбинацию) выбрать, зависит от вас и ваших задач.

Для этого портрета я применил пять Градиентных фильтров и переместил слайдер Экспозиции влево (для затемнения) для каждого из них. На скриншоте показано, где я применил Градиентный фильтр в этом изображении.






Лучше всего производить локальные корректировки на глаз. Не бойтесь экспериментировать с настройками и параметрами, пока не получите ту фотографию, которую хотели.

Это сравнение показывает разницу в том, как Градиентные фильтры повлияли на изображение.


Заключение

Ключ к воссозданию стиля Рембрандта в Lightroom лежит в анализе типа освещения, который использован при создании портрета, и размышлений о том, как можно повторить его с помощью инструментов Lightroom. Имейте ввиду, что свет так же важен, как и техники Lightroom. Получите правильное освещение, и остальное последует легко.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.