Региональный тур — западная грузия. Кто такие грузины? Откуда мы пришли

Грузины – кто они? Или – "Грузия глазами историков".
Истории от Олеся Бузины: "Грузия - родина удабнопитеков".

Последняя война на Кавказе пробудила интерес к грузинскому прошлому. Откуда есть пошла Грузия? Так, перефразируя Нестора Летописца, хочется спросить

В наших школах историю Грузии не изучают. А жаль! Это поучительная для любого националиста история народа, окончательно "придуманного" только в советские времена. Начнем с того, что сами грузины себя грузинами не величают, хотя и любят спорить, кто из них настоящий грузин. В обычную человеческую логику это не вписывается. И, тем не менее, это факт.

Наименование "грузин" происходит от персидского слова "гюрдж". Так персы называли земляков Саакашвили еще в Средние века. От них слово перешло в европейские языки. Склонные к самопрославлению представители гордой кавказской нации, насчитывающей ныне около 3 млн. человек, любят утверждать, что международное имя грузин произошло якобы от св. Георгия Победоносца. Дескать, все грузины такие же храбрые, как он. Но наука (и филологическая, и военная) пока не подтвердила такое объяснение.

Самоназвание грузин - "картвелеби" (в множественном числе) и - "картвели" (в единственном), а их страны - Сакартвело. То есть, один грузин - это картвели. А два и больше - картвелеби. Прижилось это название от имени центральной провинции Грузии - Картли. Там находится и Тбилиси - столица страны.

Как же так получилось, что грузины до сих пор не решили, кто из них подлинный? А дело в том, что сильно пересеченный кавказский рельеф отлично способствует сохранению различных сепаратизмов. Тут удобно защищаться за каждой кочкой. И из-за нее же нападать на ближнего своего. За всю историю Грузии только в XII - первой половине XIII и во второй половине XIV - середине XV веков она была относительно единой. Во все остальные времена на ее нынешней территории находилось около десятка независимых государств.

С древности, кроме "картвелеби" тут существовали и другие племена - кахетинцы со столицей в Кутаиси, имеретинцы, мингрельцы, гурийцы, хевсуры, пшавы, сваны: Этот список можно продолжить до бесконечности! Причем, если диалекты кахетинцев и имеретинцев похожи на официальный грузинский, то сванский и мингрельский - это абсолютно отдельные языки. Речь свана напоминает тбилискую куда меньше, чем говор наших гуцулов - язык донецких шахтеров.

Сванский и мингрельский языки насчитывают почти 3 тысячи лет. Но в советские и нынешние времена в Грузии их последовательно подавляли во имя единства нации. Поэтому даже не существует их письменной формы - только устная. Но мингрелов легко отличить от всех остальных грузин по фамилиям, оканчивающимся на "-ия" или "-иа". Жвания, Берия, Гамсахурдиа - мингрелы. Время от времени мингрельский клан захватывает власть в Тбилиси, словно мстя за свое национальное унижение. Ведь самое древнее из известных истории государств на территории Грузии - Колхида - сложилось именно на земле мингрельцев. Сюда плыл древнегреческий герой Ясон за золотым руном. Отсюда увез он домой волшебницу Медею. Позже эта часть мингрельской истории была присвоена официальной грузинской пропагандой.

Ни одно событие в грузинской политике нельзя понять без учета этих запутанных "племенных" взаимоотношений. Свержение первого президента независимой Грузии Звиада Гамсахурдиа в начале 90-х было не просто гражданской войной, но и борьбой против преобладания в правящей элите мингрелов.

ДАВИД СТРОИТЕЛЬ - ЦАРЬ АБХАЗИИ. До начала XII века на территории будущей Грузии продолжались бесконечные войны всех против всех. Конец этому на некоторое время положил царь Давид Строитель. Сейчас он считается грузинским национальным героем. А кем был в реальности, трудно сказать. Происходил Давид из династии Багратионов. Этот род утверждал, что является прямым наследником знаменитого по Библии израильского царя Соломона. На Кавказе любят сказки. Мог ли еврейский царь, исповедовавший иудаизм, стать родоначальником христианского правящего рода? Но пыли в глаза окружающим кавказским народцам Багратионы пустили! Первым же точно известным их представителем был некий Смбат Багратуни, трудившийся у армянского царя конюшим в конце III века. Вот и решайте, кем они были по корням: евреями, армянами или грузинами?

Ко времени Давида Строителя Багратионы, благодаря родственным связям, унаследовали Абхазию. Территория Картли вместе с городом Тбилиси в этот период вообще находилась в руках турок-сельджуков. Большинство населения города составляли мусульмане. А правил ими турецкий эмир. Но Давиду очень повезло. Как раз в эти годы русские князья во главе с Владимиром Мономахом разбили половцев. Орда их бежала на Кавказ. Давид нанял 40 тысяч этих битых кочевников себе на службу и с их помощью в 1122г. отобрал у турок Тбилиси и перенес туда свою столицу.

Но полным хозяином он там никогда себя не чувствовал и даже запретил любившим свинину грузинам приводить свиней в мусульманскую часть города, чтобы не оскорблять религиозные чувства правоверных. Полный титул Давида Строителя в конце жизни значился так - царь Абхазии и Картли.

КАК БАГРАТИОНЫ СТАЛИ МУСУЛЬМАНАМИ И НАРКОМАНАМИ. Эпоху Давида Строителя грузины считают великой, хотя она относится к ним, как говорится, боком. Посудите сами: царь - абхазский, войско у него - половецкое. А в результате все это - грузинская история. Между прочим, правил в Тбилиси Давид всего три года - после этого он умер.

Еще более выдающейся считается эпоха царицы Тамар (1184 - 1213). Если вы побываете в Грузии, местные жители покажут вам в разных местах штук десять могил, якобы принадлежавших этой великой женщине. Просто "переселение тел" какое-то! На самом деле, "величие" Грузии было эфемерным - одно нахальство. Так же, как князьями на Кавказе называли чуть ли не каждого второго, так и царем там мог стать обладатель пары десятков деревень. У нас Ярослав Мудрый правил огромной страной от Новгорода до Киева и скромно подписывался князем - всего лишь "герцогом" по западноевропейской терминологии. А Тамар - царица! Хотя царство ее с трудом можно различить на карте.

В XIII веке все, что оставалось от царства Тамар, захватили монголы. Потом эти руины завоевал Тамерлан, дважды сжигавший Тбилиси. И только в промежутке между этими азиатскими нашествиями - при Георгии V Блистательном (1314 - 1346гг) - царство Картли ненадолго воскресло. Но дали знать местные сепаратисты, считавшие, что они, прежде всего, кахетинцы или имеретинцы, и только потом, возможно, еще и грузины. В 1469 г. Картлийское государство распалось, как писал грузинский историк XVII в. Вахушти Багратиони, "на три царства и пять княжеств" - Картлию, Кахетию, Имеретию, Самцхе, Одиши, Гурию, Сванетию и Абхазию.

Вахушти Багратиони происходил из царского рода. Он хорошо знал повадки своих родственничков. По его рассказу, в XVII в. цари Картли выглядели не очень благопристойно. Большинство из них правили только по милости персов или турок и в тайне от своих подданных принимали мусульманство. Началось все с царя Ростома - ставленника Персии, воцарившегося в 1634г. По словам Вахушти, он "был мусульманином" и "привел из Персии омусульманившихся пленных грузин, и по их вине распространились среди грузин роскошь, прелюбодеяние, ложь, наслаждение тела, баня персидская, щегольство непристойное, арфисты и певцы мусульманские. И кто не пристрастился к этим делам, их не почитали".

Другие правители оказались под стать Ростому. Царь Свимон во время боя с турками под Гори обкурился гашишем, обпился вином и послал своих воинов за зеленью из сада, говоря: "Неужто не стыдно вам, ибо желаю зелени, вижу глазами и не могу отведать". Битва, начатая полководцем-наркоманом в обстановке такой морально-бытовой распущенности, естественно, была проиграна вчистую.

Еще один герой того времени - царь Иесе, начавший править в 1714 г. как ставленник персидского шаха, "веселился и наслаждался непристойно с юнцами и неподобающими песнями, вместо того, чтобы поступать величественно, отнял жену у Кайхосро Амираджиба, дяди матери своей, племянницу бабушки своей, и взял себе в жены". А когда грузинские епископы стали упрекать царя в непотребстве, Иесе ответил: "Подобает мне как мусульманину".

В эту эпоху магометанином стал даже Георгий Саакадзе - так называемый Великий моурави (правитель)- знаменитый грузинский деятель, о котором в советские времена выходили многотомные неудобочитаемые сочинения. Под 1626г. Вахушти пишет о нем и его соратнике: "Кайхосро и моурави отправились в Стамбул к султану, попросили у него войско, чтобы захватить Картли и там же моурави омусульманился".

В результате такой политики разваленная на восемь частей страна не могла защитить себя не только от Турции или Персии, но даже от племени лезгин, регулярно совершавших набеги чуть ли не на все три грузинских царства и пять княжеств одновремено.

"РОБКИЕ ГРУЗИНЫ" В ЧРЕВЕ ИМПЕРИИ. После того, как в 1795г. персы сожгли Тбилиси, последний царь Картли и Кахети Георгий XII завещал свое царство Российской империи. 12 сентября 1801г. присоединение было официально оформлено манифестом императора Александра I. Это отнюдь не означало, что в состав России вошла вся Грузия. "Всей Грузией" Георгий XII попросту никогда не владел. В 1804г. русские войска присоединили к империи царство Имеретию и княжество Мингрелию. В 1809г. наступил черед Абхазии. Впервые за долгие столетия все эти земли оказались в составе одного государства. Вместо кучи "царств" Россия образовала две губернии - Тифлисскую и Кутаисскую. Порядка сразу стало больше. Цари, кроме того, что сидел в Петербурге, перевелись. Даже с "родословными" от Соломона. Абреки сбежали в горы.

Будущая единая Грузия вызрела в чреве Российской империи, до 1917г. обеспечившей этой стране мир. Кровь за нее в войнах с турками и персами теперь проливали в основном русские и украинцы, служившие в императорской армии. А о боевых качествах местных жителей поэт Лермонтов, воевавший на Кавказе, в одной из поэм отозвался так: "Бежали робкие грузины".

До самой Октябрьской революции этнографы писали не о грузинах, а о "грузинских народах", понимая большую разницу между сванами, картвелами, мингрелами и прочими племенами. Так же, как теперь пишут о славянских народах, например. Но в 1918г. грузинские националисты, захватившие власть в Тбилиси, создали миф о единой нации и сразу же стали угнетать нацменьшинства. Тогда же впервые в XX в. вспыхнула резня в Осетии и Абхазии. Тбилиси считал эти земли своими. А местные народы думали иначе. Тем более, что с грузинами они не находились даже в отдаленном родстве. Свое особое мнение на происходящее было и у мингрелов - весной 1918-го там тоже вспыхнуло восстание.

В феврале 1921г. Грузию захватила победившая в гражданской войне Красная Армия. Но политика поддержки грузин в пику остальным народам страны продолжилась. СССР не признавал таких национальностей как сван или мингрел. А в Кремле у этой точки зрения была надежная крыша, попыхивавшая трубкой, - сам Иосиф Сталин. Официально он считался грузином, хотя, кроме грузинских, имел и осетинские корни. Только благодаря ему в составе Грузии, ставшей в 1936г. союзной республикой, в качестве автономий оказались Абхазия и Южная Осетия.

ОБЕЗЬЯНОЧЕЛОВЕК - ЗЕМЛЯК ВОЖДЯ НАРОДОВ. Вершиной грузинского исторического мифотворчества сталинских времен стало "открытие" удабнопитека - останков "единственного" в Советском Союзе ископаемого обезьяночеловека. Вот как описывал это событие английский кавказовед Дэвид Лэнг в книге "Грузины": "К востоку от Тбилиси, в Гареджийском районе, было открыто несколько поселений, где обнаружили останки человекообразной обезьяны, названные поэтому удабнопитеком (от грузинского слова "удабно", означающего "дикий"). Это существо занимало промежуточное положение между шимпанзе и гориллой. Оно было открыто в 1939г. геологами Н.О. Буршак-Абрамовичем и Е.Г. Габашвили. От удабнопитека сохранилось лишь несколько разрозненных фрагментов, два зуба, один - коренной, но они представляют единственную человекообразную обезьяну, останки которой сохранились на территории СССР".

"Некоторые советские ученые, - продолжал Лэнг, - рассматривают это открытие как свидетельство того, что Закавказье входит в число тех районов мира, где в конце Кайнозойской эры происходил переход от обезьяны к человеку разумному".

Странно другое: в послесталинскую эпоху никаких новых удабнопитеков больше не находили. Да и с первым дело темное. Отрыли-то всего чьих-то два зуба! И из этого сделали вывод, что Грузия - колыбель человечества! Наша Трипольская культура отдыхает.

Мне же ясно, как дважды два: при тогдашнем подхалимаже эти два зуба просто обязаны были "найти". Что больше могло польстить материалистическому самолюбию Сталина? Получалось, что и глава СССР родился в Грузии, и обезьяна стала человеком примерно в тех же местах.

А потом Сталин умер. И необходимость в сказке об удабнопитеке отпала, в связи с политической неактуальностью. Хотя, кто знает, как повернется история? Возможно, при Саакашвили мы еще услышим о находках в Грузии новых экземпляров удабнопитеков. Тем более, костей в тех местах после 1991г. наделали, хоть отбавляй.

Олесь Бузина,
("Сегодня", Украина)

===================================
Как тут не вспомнить "12 стульев" Ильфа и Петрова и фильм с таким же названием - "Дикие люди, дети гор, удабнопитеки, жрут сардельки, сидя на неприступной скале, а главное не падают".
И сразу же вопрос - А как представители стольких племён оказались в столь труднодоступном для врагов (или судей-соплеменников, которые решили их четвертовать за какие-то преступления) месте? Где можно спрятаться так надёжно и от друзей - соседей, и от врагов - соплеменников. Если продолжить эту мысль, то можно предположить, что убегая от сородичей по каким-либо жизненно-необходимым обстоятельствам, эти ребятки прихватили (незаконно заметьте) ещё и по паре дам с собой в горы, и там их надёжно спрятали, периодически пользуя и оплодотворяя. Потихоньку приворовывали женщин и далее на стороне, таким вот образом и разростались разные горные кланы, но не особенно мешая при этом друг другу, потому как, добраться друг до друга в горах дело хлопотное и опасное.

Почему подобный вариант сценария можно предположить? Во-первых в горах есть обычай (во всяком случае в Сванетии) - если женщина вышла одна из дома и даже до горного ручья с водой, её обязан сопровождать любой мужчина этого села, который её увидел одну без мужчины рядом. Следовательно, в этих местах обычное дело уворовать даму без спроса родичей и даже мужа.
Во-вторых - в Турции до сих пор воруют детей (особенно красивых) у всех, кто зазевался. А, как мы поняли из вышеизложенного рассказа Олеся, институт мусульманства среди грузин был развит достаточно широко и объёмно, особенно среди разномастных и разноплеменных царей и царьков. Таким образом, воровство детей и женщин могло быть тоже широко и объёмно развито в том горно-обеднённом женским началом обществе, некоторые обычаи из того классического набора кавказского абрека дожили благополучно и до наших дней - воровство невест, например. И отрывание головы несостоявшемуся жениху и мужу, если незадачливого жениха ловили родственники такой желанной добычи.
В-третьих - Ей Богу, М.Ю. Лермонтову я верю. Ну нет у него сегодня "политической целесообразности" и "политической необходимости" брехать про войну в Осетии, так как поэт- дуэлянт почил в бозе, не дожив (совсем немного, ей Богу) до новой войны Грузии в Осетии и не мог видеть, как бодро и дисциплинированно, большой разно-родово-войсковой кучей грузины в очередной раз показали на что они способны, когда удирали, уже не от Красной Армии, а от РеФе - шной, которая на порядок по своим тактико-боевым качествам уступает славной Красной Армии. Но даже и от неё.... Что же тогда говорить про времена Великого поэта и ту войну на Кавказе, где русские армии обладали ещё более высоким боевым духом и дисциплиной.
Таким образом вывод - Да здравствуют Великие русские поэты и славная Русская Армия, которой ещё не раз, в будущем, придётся доказывать свою живучесть и боеспособность.

Картлийцы, кахетинцы, мохевцы, мтиулы, пшавы, тушины, хевсуры; в Южной Грузии - джавахи, месхи; за пределами Грузии - ингилойцы (в Азербайджане), в Иране - ферейданцы (потомки грузин, переселённых в Иран в начале XVII века шахом Аббасом), имерхевцы (в Турции). Субэтнические группы грузин мегрелы и сваны (расселены в Западной Грузии) говорят на мегрельском и сванском языках, на лазском - лазы (живут в основном в Турции). Письменность, возможно, восходит к разновидности древнего восточно-арамейского письма. Верующие - православные, часть (аджарцы, группы месхов и ингилойцев) - мусульмане-сунниты; имеются небольшие группы грузин-католиков.

Грузины - древний народ Закавказья. В древневосточных и античных источниках известны древнегрузинские племена мушков, тубалов, халибов, гениохов, мисимиан, колхов. Этническое ядро грузинского народа складывалось из трёх крупных близкородственных племенных объединений: картов, мегрело-чанов, сванов, занимавших в древности обширную территорию между Большим Кавказом на севере, Малым Кавказом - на юго-востоке и бассейном реки Чорох на юго-западе. В конце 2-го - начале 1-го тысячелетия до нашей эры на этой территории возникли значительные племенные союзы (Диаохи, Кулха, Сасперы) и первые государства: в VI веке до нашей эры в Восточном и Юго-Восточном Причерноморье образовалось Колхидское царство, в IV веке до нашей эры в Восточной Грузии - Картлийское царство (в античных источниках - Иберия). Происходил процесс формирования грузинского этноса, развивалась самобытная культура.

Важным историческим этапом в этом процессе было принятие грузинами христианства: в IV веке в Картлийском царстве, в VI веке в Западной Грузии , где к этому времени образовалось Лазское (Эгрисское) царство. Другим важнейшим фактором процесса консолидации грузин стало создание грузинской письменности. Древнейший из сохранившихся литературных памятников относится к V веку. Образование на рубеже X-XI веков централизованного государства, достигшего апогея своего развития в XII - начале XIII вв., в основном завершило процесс формирования грузинского этноса, способствовало росту экономики и культуры, развитию городов, установлению широких культурных связей с Западной Европой, Русью, Востоком. Длительный период децентрализации, наступивший после монголо-татарского нашествия в XIII веке, привёл к ослаблению и распаду единого государства на отдельные царства и княжества. В XVI-XVII веках это состояние усугубилось в результате агрессии османской Турции и сефевидского Ирана . Земли на юго-западе Грузии - Лазика, Аджария, Месхет-Джавахети - в XVI-XVII веках были захвачены Турцией . Начался процесс насильственного отуречивания и исламизации местного грузинского населения. В состоянии тяжёлого политического и социально-экономического застоя Грузия оставалась почти до конца XVIII века.

В 1783 Россия и Восточная Грузия (Картлийско-Кахетинское царство) заключили «Дружественный договор» (Георгиевский трактат), предусматривавший протекторат России над Грузией. В 1801 Грузинское царство было ликвидировано. Восточная Грузия вошла в состав Российской империи (к 1811 и Западная Грузия). До конца 70-х годов XIX века в результате русско-турецких войн с Грузией воссоединились некоторые её исторические области - Месхет-Джавахети и Аджария. Отмена в Грузии крепостного права (1864-71) способствовала росту национального самосознания грузин, укреплению их этнического единства, изменению социальной структуры, развитию профессиональной культуры. В 1918 была создана Грузинская Демократическая Республика, просуществовавшая до февраля 1921, когда части Красной Армии установили здесь советскую власть. Была образована Грузинская ССР (до 1936 в составе Закавказской Федерации, затем непосредственно в составе СССР). В 1991 Грузия приняла Акт о независимости. Вооруженный конфликт в Абхазии в 1992-93 привел к вынужденной миграции около 300 тыс. грузин в другие районы Грузии , а также в Россию.

Миграции грузин на территории России известны с раннего средневековья. Крупные грузинские колонии существовали с XVII века в Москве и Астрахани, с XVIII века - в Петербурге.

В Грузии издавна сложился комплексный хозяйственно-культурный тип, сочетавший пашенное земледелие и скотоводство. В горах ведущим было скотоводство, в предгорьях оно сочеталось с развитым земледелием, которое на равнине было главной отраслью хозяйства. Сеяли пшеницу, ячмень, овёс, рожь, рис, чечевицу; в Западной Грузии основными культурами были просо, гоми (чумиза), кукуруза. С начала XX века, особенно в советское время, в причерноморских районах Грузии широкое распространение получили субтропические культуры: цитрусовые, тунг, благородный лавр. Всё большее хозяйственное значение приобретает культура чая. Традиционные занятия грузин составляли также виноградарство и виноделие, садоводство, огородничество, подсобными отраслями были охота, рыболовство, пчеловодство, шелководство, собирание дикорастущих плодов и трав.

Значительного развития достигли домашняя промышленность и ремёсла: ткачество (изготовление тканей из шерсти, хлопка, шёлка, льна), гончарное дело, обработка металла, дерева, камня, рога, ювелирное искусство, ковроткачество, художественная набойка тканей, изготовление войлочных изделий (войлоков, бурок, головных уборов). Для каждой природной зоны Грузии были характерны определённые типы пахотных орудий: для равнины большой плуг с упряжкой в 8-10 пар волов и буйволов, для предгорий - облегчённый плуг орхела, для гор - лёгкое пахотное орудие типа сохи.

Современные грузины заняты в многоотраслевой промышленности, сфере обслуживания, механизированном сельском хозяйстве.

Традиционные поселения Грузии разнообразны. В равнинно-предгорной зоне Восточной Грузии - в основном скученные, реже - разбросанные или вытянутые вдоль дорог, довольно крупные по размерам; в горах - небольшие, скученные, располагавшиеся уступами по склонам гор. В Западной Грузии селения имели свободную планировку и тянулись обычно на много километров. В советское время в Восточной Грузии некоторые сёла перестраивались по специально разработанным проектам. Иногда вблизи старого села в более удобном месте - ближе к дороге, к водным источникам - строили новый населённый пункт. В Западной Грузии традиции свободной планировки сохраняются.

Традиционные типы усадеб различались в отдельных зонах Грузии . В горах все жилые и хозяйственные помещения составляли компактный комплекс и располагались в вертикальном плане. В равнинно-предгорной зоне Восточной Грузии часть хозяйственных помещений, например марани (винохранилище), размещалась рядом с домом, часть - отдельно и даже вне села. В Западной Грузии усадьбы были большие и в них свободно располагались жилые и хозяйственные строения. По зонам прослеживались значительные различия и в типах жилищ. В горах это были каменные дома-крепости (цихе сахли) с оборонительными башнями, каменные жилища в 2-4 этажа (чардахиани сахли, калоиани сахли, кор); одноэтажные каменные дома (квиткири) с плоской земляной крышей.

В равнинно-предгорной зоне Восточной Грузии были распространены дарбази - каменное жилище со ступенчато-венцеобразным перекрытием (гвиргвини), имевшим светодымовое отверстие (эрдо). В центре дарбази находился очаг, по обе стороны которого - два деревянных орнаментированных резьбой опорных столба (дедабодзи). Строились также каменные полуподземные жилища с плоской земляной крышей (мицурис сахли).

В Западной Грузии возводили 1- и 2-этажные деревянные дома (саджалабо сахли, ода сахли, джаргвали, пацха) с двух- и четырёхскатной крышей из дранки, осоки, соломы, без окон, с двумя дверьми, устроенными друг против друга. Со второй половины XIX века в Грузии начали появляться дома нового типа: двухэтажные, каменные, с окнами, деревянными полами, в несколько комнат, с каминами вместо открытых очагов. Этот тип жилища, более усовершенствованный, распространён в современной Грузии . В западных районах сохраняются традиции деревянного зодчества. Важнейшей частью традиционного грузинского жилища был открытый очаг кера, игравший важную роль в культе предков, олицетворявший единство семьи; у очага выполнялись некоторые ритуалы во время свадьбы, примирения кровников. Были распространены также пристенный камин (бухари), специальные печи для выпечки хлеба - тонэ, пурнэ, гумели.

Традиционная одежда грузин разных зон однотипна. Мужской костюм включал рубаху (перанги), штаны (нипхави, шарвали), верхнюю одежду - чоха (подобие черкески) и короткий ахалухи (тип бешмета), надевавшийся под чоху, пояс (шерстяной, шёлковый, кожаный). Зимой носили тулуп (ткави), бурку (набади). Головным убором служили войлочные шапки (набдис куди), меховые папахи, башлыки (кабалахи); у имеретин был известен оригинальный головной убор папанаки. На ноги надевали вязаные носки (циндеби), вязаные или кожаные ноговицы (пачичеби), каламани - самодельную обувь из сыромятной кожи в виде лаптей, в горах носили вязаные сапоги (читеби); социальная верхушка - кожаные сапожки на каблуке.

Женский костюм состоял из рубахи (перанги), длинных штанов (шеидиши), длинного платья (картули каба - «грузинское платье») с нагрудной вставкой (гулиспири), платье подпоясывали длинным матерчатым поясом (сарткели), концы которого спускались почти до подола. Поверх платья состоятельные грузинки надевали катиби - распашную бархатную одежду на меху. Головной убор состоял из вуали (лечаки), картонного ободка, обшитого бархатом (чихта), тонкого валика, обшитого шёлком, и головной повязки (тавсакрави), обычно из бархата. Выходя на улицу, грузинки обязательно накидывали платок (багдади). На ногах носили башмаки на каблуках без задников (коши), мягкую обувь из сафьяна без каблуков (типа тапочек - плости), сафьяновые полусапожки (цуга), каламани.

В одежде грузин отдельных историко-культурных областей имелись различия. В Западной Грузии женщины не носили катиби, иным был головной убор. Покроем, цветовой гаммой, способами украшения (тесьма, аппликация, вышивка шерстью и бисером) отличался костюм хевсуров, представлявший яркую гамму красного, оранжевого, синего, голубого, жёлтого цветов. Костюм тушин был тёмных, в основном чёрных, тонов, для женской одежды было характерно обилие серебряных украшений в виде цепочек. Традиционный костюм грузин сменился одеждой городского типа. Сохранили значение цветовая гамма, войлочные головные уборы, отдельные элементы в профессиональной одежде чабанов и пастухов (бурка, каламани).

Основу традиционного питания грузин составляли молочные и растительные продукты, хлеб. Это сыр (сулугуни, имеретинский, тушинский) домашнего приготовления из овечьего, коровьего молока, мацони (род кислого молока), масло, творог, сливки, разнообразные овощи и фрукты (зимой сушёные), фасоль, бобы, зелень, в том числе дикорастущая. Хлеб - пресный и на закваске (лаваш, пури, шоти) - выпекали из пшеничной (равнинно-предгорная Восточная Грузия), ячменной, ржаной, овсяной (в горных сёлах) муки. В Западной Грузии из кукурузной муки готовили пресный хлеб мчади. Важное место в питании местного населения здесь занимало гоми - блюдо в виде круто сваренной каши из просяной или кукурузной муки без соли и масла. Гоми в значительной мере заменяло хлеб; ели его всегда горячим. Из зерна и муки делали каши, похлёбки. Мясные блюда из баранины, говядины, курицы, индейки были в основном праздничными. В Восточной Грузии - это шашлык, хинкали, бозбаш, чихиртма, плов; в Западной - также сациви (кушанье из индейки или курицы в ореховом соусе).

Основным алкогольным напитком было виноградное вино, в горах - водка (арака), в горах Восточной Грузии также ячменное пиво, игравшее большую роль в ритуальной жизни. Пища грузин сохраняет свою традиционность, появились также новые блюда (супы, котлеты, борщи), в городах распространились чай и кофе (последний в сёлах как традиционный напиток принят только в Аджарии). Устойчивы традиции застольного этикета.

В Грузии основной формой семьи была малая семья. Большие семьи (диди оджахи, эртсахли дзмеби) постепенно, особенно во второй половине XIX века, исчезали. Семейные отношения характеризовались строгой патриархальностью и регламентировались целой системой запретов (избеганий). Супругам запрещалось называть друг друга по имени, произносить имена свёкра и свекрови, тестя и тёщи, жене - разговаривать со старшими родственниками мужа. В брачных нормах грузины придерживались строгой экзогамии, запрещались браки между кровными родственниками до 7-8-го колена, между однофамильцами, жителями одного квартала, одного теми (общества), между лицами, вступившими в искусственное родство (побратимами, воспитанниками по обычаю аталычества).

Были распространены две формы брака: по взаимному согласию родителей жениха и невесты с уплатой залога (в некоторых горных районах - выкупа) и брак похищением. Грузинский свадебный цикл включал сватовство (мачанклоба), смотрины невесты, обручение (нишноба) и собственно свадьбу (корцили). Обряд обручения считался основным в свадьбе. Свадьба продолжалась несколько дней и отличалась многолюдьем. Ещё более многолюдны (особенно в Западной Грузии) были похороны, требовавшие ещё больших материальных затрат на устройство в течение года нескольких богатых поминальных трапез. Многие традиции достаточно устойчивы, в том числе обычаи свадебного и похоронно-поминального циклов. В традиционном общественном быту грузин стойко сохранялись обычаи взаимопомощи, гостеприимства, кровной мести, аталычества (в Западной Грузии), побратимства и посестримства.

Красочными обрядами и весельем насыщен праздничный быт грузин. Отмечали Новый год (1 января), Рождество (25 декабря), весной - Пасху. В феврале - марте весёлый праздник кееноба-берикаоба с ряжеными, осенью - Мцхетоба, Алавердоба и др. В наши дни некоторые традиции праздничного быта сохраняются. По окончании сбора винограда осенью отмечается праздник ртвели. Появилось много новых праздников, например Тбилисоба, отмечаемый в столице Грузии Тбилиси в конце октября.

Сохраняется традиционный фольклор: исторические предания, баллады, сказки, пословицы, песни - трудовые, обрядовые, героические, лирические, застольные, песни-плачи, народные танцы (лекури, хоруми, гандаган и др.).

Западная Грузия – Античное королевство Колхиды, земля Золотого руна и принцессы Медеи, с центром в нынешнем Поти, была первоначально греческой колонией и известной школой риторики и философии. Кутаиси — крупнейший город Западной Грузии был столицей древнего королевства Колхиди уже во втором тысячелетии до нашей эры. Многие другие населенные пункты были основаны на побережье Черного моря, сегодня месторасположение великолепных памятников ЮНЕСКО.

День 2. Тбилиси

Завтрак в гостинице. Трансфер до площади Европы (площадь Рике ), которая расположена в сердце Старого Города . Старый город - это тихое очарование кривых, залитых солнцем тбилисских улочек, старинные церкви с черепичными куполами, руины древних монастырей, традиционные грузинские дворики с причудливыми резными верандами.

Экскурсия по исторической части города начнется с посещением Кафедрального собора «Самеба» - Храм действительно построен с грандиозным размахом, его сверкающий золотой купол видно практически из любой точки Тбилиси. Храм является частью целого комплекса, в который входят также резиденция Патриарха и мужской монастырь, духовные семинария и академия, гостиница; а также комплекс из девяти часовен, пять из которых расположены под землей.

Посещение Метехского Храма , который является одним из самых известных памятников в Тбилиси. Данный храм был возведен в 13 в. у самого края каменистого берега Куры и бывший в прошлом крепостью и резиденцией грузинских царей. Название «метехи» переводится с грузинского как «вокруг дворца» - именно вокруг дворца Вахтанга и был построен и впоследствии населен весь район.

Далее Вы поднимитесь на канатной дороге до крепости Нарикала - «душа и сердце Тбилиси», самый известный и древний памятник старины. Она возвышается на гребне горы Мтацминда, откуда открывается великолепный вид на город. Возникновение этой цитадели относят к IV в. н. э. то есть она стоит, фактически, с основания самого города. В XIX веке нижние бастионы крепости снесли, а землетрясение 1827 г. разрушило крепость, которая с тех пор не восстанавливалась.

Абанотубани - уникальный район серных бань в центре Тбилиси. Это низкие, приземистые здания, сверху закрытые полукруглыми куполами с большими стеклянными отверстиями в центре, служившими окнами, освещающими внутренние помещения, поскольку сами бани находятся ниже уровня земли. В старину люди здесь не только мылись, но и общались, засиживаясь до рассвета, а городские свахи в специальные дни устраивали смотрины. В банях давали званные обеды, заключали торговые сделки.

Легвтахеви расположен в центре старогоТбилиси, за серными банями. Эта часть старого Тбилиси отличается индивидуальной ландшафтной архитектурой, одновременно для нее характерно значительное архитектурное, историческое и культурное наследство. Там же находится центральный вход в Тбилисский ботанический сад. С высокой смотровой площадки, расположенной у входа в сад, открывается вид на ущелье Легвтахеви, в которое с выступа скалы низвергается 20-метровый водопад.

Посещение Сионского Собора - исторически главный храм Тбилиси, названный в честь Сионской горы и освящённый в честь Успения Пресвятой Богородицы. Располагается на берегу реки Куры в Старом Тбилиси. Был построен по приказу византийского вельможи Гурама I в 6 в., но разрушен арабами. В 12 в. Давид IV Строитель возвёл здесь новый храм, с тех пор не раз пострадавший и восстановленный.. В соборе погребены некоторые иерархи Грузинской церкви, а его основная реликвия - древний крест св. Нины, принесший в Грузию христианство.

Осмотр Анчисхатской базилики - В Старом городе сохранилась и действует до сих пор древнейшая каменная церковь Святой Марии, построенная при наследнике Вахтанга Горгасали - Дачи Уджармели в VI веке. Красивейшее прямоугольное здание церкви построено под влиянием древнего палестинского зодчества.

Тбилисский фуникулёр ведёт из центра Тбилиси на верхний парк горы Мтацминды. Он был построен бельгийцами в 1905 году и известен далеко за пределами города. Мтацминда - одно из гор вокруг Тбилиси, названная «Святой горой» по аналогии с афонской Святой Горой. Интересна и как природное явление, и как место развлечений, и как святое место - из-за храма Отца Давида. Фуникулер представляет собой железную дорогу, 500 метровая дорога позволяет выйти на середине горы, где есть возможность посетить Пантеон писателей и общественных деятелей Грузии, а также подняться на самый в Парк развлечений Мтацминда и насладиться величественными панорамными видами города.

Мы пройдем на проспект Руставели , длиной около 1,5 км. Именно здесь находятся Парламент Грузии, Национальный музей, Академия наук, театр оперы и балета. И ещё музеи, и театры, и гостиницы, а также множество кафе, ресторанов, бутиков и сувенирных магазинов. Одним словом, этот проспект - Арбат и Пикадилли столицы Грузии

День 3 .Тбилиси – Амбролаури – Никорцминда– Кутаиси

Завтрак. Поездка в Амбролаури — административный центр региона Рачи посещение церкви Баракони. Церковь Баракони на утёсе над Риони построил рачинский мастер Автандил Шулаврели по приказу рачинского эристава Ростома в 1753 году. На холме на другом берегу высятся развалины древнего замка Миндацихе, в котором провела детство царица Тамара.По некоторым источникам, в Баракони сберегались грузинские рукописи и святыни во времена нашествий, когда монголы, персы, турки с огнём и мечом проходили по равнинам Грузии. Посещение местной пчеловодческой фермы в Амбролаури. Дегустация меда.
Посещение церкви Никорцминда , которую местные жители называют «украшенная невеста». Церковь снаружи и изнутри покрыта невероятно красивой резьбой. Резьба по камню - традиционное местное искусство. Рачинские узоры и орнаменты очень изысканны и сложны; кажется, ни один из них не повторяется дважды. Церковь расписана чудесными фресками XVII века. Собор Никорцминда представлен на включение в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Фото-стоп около Шаорского водохранилища . Озеро Шаори – искусственный водоем в Западной Грузии, возникший в результате строительства плотины на горной реке. Оно расположено в одноименной котловине с уникальным микроклиматом на высоте 1135 метров над уровнем моря.

Водохранилище очень большое – его длина составляет около 7 километров, а максимальная ширина – 2, 5 километра. Благодаря раздвоенному «хвосту» южной части, оно напоминает морское чудовище. Озеро Шаори окружено живописными хвойными лесами, за которыми начинаются альпийские луга. Оно открывается туристам после преодоления перевала Накерала, над которым протянуты два моста. В ясную погоду отсюда открывается фантастическая панорама заснеженных вершин Кавказских гор.
На водохранилище созданы все условия для прекрасного отдыха на лоне природы, включая хорошую рыбалку и пикник.

День 4. Кутаиси - Ахалцихе - Боржоми - Кутаиси

Завтрак в гостинице. Поездка в Ахалцихе , (старое название Ломсия). Город расположен в котловине Ахалцихе, на берегах реки Поцхови, на высоте 1000 м. над ур. моря. В исторических источниках Ахалцихе упоминается с XII века со старым названием Ломсия. В XIII-XVII веках город-крепость принадлежала атабагу Джакели и считалась их родовым владением.
В Ахалцихе, где расположена часть старого города, мы посетим так называемый Рабати — недавно глобально реконструированная. Одна из главных достопримечательностей области Самцхе-Джавахети наравне с Вардзией. По слухам, при реконструкции Рабат старались сделать немного похожим на Иерусалим. Исторический музей в Рабатском замке - новый, красивый, хорошо сделанный музей, с экспозицией от окаменелостей до турецких ружей. Очень много археологических артефактов каменного и бронзового века, в том числе такие интересные раритеты, как колхидские бронзовые топоры, найденные на территории Месхети. Экспозиция в основном излагает историю и археологию Месхети и Южной Грузии.

Поездка в Боржоми . Приятный, курортный, зелёный город среди гор, знаменитый своей минеральной водой. Здесь все хорошо и с проживанием, и с едой, и с информацией. Здесь приятно бывает немного пожить. Боржоми известен своей лечебной минеральной водой. Археологическими раскопками здесь обнаружены каменные ванны, что свидетельствует о том, что целебные свойства минеральной воды были известны и использовались в древние времена.

В Боржомском ущелье свыше 200 исторических памятников: крепости, церкви, монастыри. Особое место среди исторических памятников занимает дворец русских царей Романовых, построенный в конце XVIII века. прогулка в боржомском парке, где Вы сможете попробывать лечебную минеральную воду прямо из источника. Поднятие на плато, откуда открывается потрасяющий вид на город и горы вокруг. Городской парк надо отличать от национального парка – это две разные вещи. Минеральная вода живет именно в городском. У парка есть замаскированный бонус - серный источник. Чтобы туда попасть, надо пройти до конца парка (там какие-то корты) и подняться вверх по ущелью еще на 2 километра. Там будет полянка, на которой - старый бетонный бассейн, в который из трубы выливается теплая серная вода.Температура воды на выходе из трубы - около +35 градусов, но в бассейне она слегка остывает. В бассейне можно полежать в полном одиночестве, но только ночью, а днем здесь много местных жителей. Можно сказать, что это такая демо-версия тбилисских серных бань, только на природе.

Боржоми-Харагаульский национальный парк - представляет собой первый национальный парк на Кавказе. Сейчас он покрывает территорию в 85 000 гектаров и считается одним из крупнейших в Европе. Парк окультурен по всем европейским понятиям: проложены тропинки, сделаны места под кемпинги, пикники, места для костров, домики для ночлега и тд. В парке регулярно дежурят рейнджеры на лошадях - на всякий случай.
Сейчас по территории парка проложено 9 тропинок, которые рассчитаны на трипы в 1-3 дня. Тропинки при желании можно комбинировать и удлиннять себе маршрут. Входов в парк несколько. Главный - из Боржоми (точнее, из Ликани), еще один в Ацкури, в селе Занави, в селе Марелиси, и еще один сильно в стороне, в Абастумани
Вход в парк бесплатный, но полагается регистрироваться. Администрация как бы желает знать, куда и на какой срок вы пошли.

Возврошение в Кутаиси. Ужин. Свободное время.

День 5. Кутаиси – Мартвили – Нокалакеви – Кутаиси

Завтрак в гостинице. Поездка в регион Самегрело, где Вас ждет прогулка по каньону , расположенного вблизи городка Мартвили на реке Абаша. Это потрясающее своей красотой и необычностью место. За многие миллионы лет вода проделала в скалах из известняка умопомрачительное ущелье, глубиной достигающее 40 метров, на дне которого и протекает река. Общая протяженность обозримой части каньона около километра.

После прогулки в каньоне посешение Монастырь Чкондиди - старинный мегрельский монастырь около города Мартвили. Первый и главный монастырь в Самегрело. Был построен еще при абхазских царях как царская усыпальница, и позже использовался для тех же целей князьями Самегрело. Монастырь стал как бы градообразующим для города Мартвили. Исторически это был один из самых уважаемых монастырей Грузии, но все его величие - как бы в сознании, а сам монастырь невелик - там два храма и башня.

Далее посещение город Нокалакеви , который представляет собой древнейший историко-архитектурный памятник Грузии. Нокалакеви - заброшенный город в северной части сенакского района. Прекратил существование в 736 году, во время нашествия арабского полководца Мервана. До этого был столицей Эгрисского царства и административным центром при греках, которые называли его Археополис (ἀρχαῖος πόλις). Город существовал еще в языческую эпоху, и даже раньше. На территории найдена керамика бронзового века, так что здесь находился один из многочисленных городов древней Колхиды.
Раньше этот город назывался Археополис, и по легенде отсюда аргонавты украли золотое руно.
Возврошение в Кутаиси. Ужин. Свободное время.

День 6. Кутаиси – Озургети – Бахмаро – Батуми

Завтрак. Переезд в Озургети. Гурия один из удивительных регионов западной Грузии, и отличается от других своей оригинальностью. Гурийские деревни характеризуется особым шармом и цветом, особенно осенью. Выращивание виноградников в Гурии восходит к античности. В двориках деревянных домов с рядами зеленных деревьев, окруженными деревянными заборами часто можно увидеть кукурузные зерна, разбросанные как бусы и тыквы которые сушатся на солнце.

Посещение Бахмаро - главная курортная ценность района. Нечто вроде поселка размазанного по холмам на высоте 1900 метров от уровня моря, на границе леса и альпийских лугов. Очень напоминает курорт Бешуми в Аджарии. Летом сюда приезжают отдыхать от жары и поправлять здоровье. оворят, что здесь сырой, но какой-то особенно полезный воздух. Ценно как база для треккинга, ибо из Бахмаро можно уйти через горы в Хуло или в Шуахеви.

Набеглави - поселок в 20 километрах от Чохатаури, на реке Губазеули, по пути в Бахмаро. Здесь производится знаменитая на весю Грузию минеральная вода «Набеглави», напоминающая «Боржоми», но чуть более газированная. Здесь за рекой, находится общедоступный кран с бесплатной минералкой.
Переезд в Батуми. Ужин. Свободное время.

День 7. Батуми – Кутаиси

Завтрак. Экскурсия по Батуми . Город буквально наполнен ароматами, он благоухает, как экзотический букет. Повсюду Вас окружают магнолии, олеандры, лимонные и апельсиновые деревья, а стройные кипарисы и пальмы выстроились вдоль приморского бульвара.

Приморский парк-бульвар тянется вдоль берега моря на 2 км, опоясывает город. Это самое популярное место у жителей и гостей города. Отсюда Вы можете наблюдать за проплывающими кораблями или полюбоваться на дельфинов, которые практически круглый год резвятся у берегов Батуми. Город расположен в удобной естественной Черноморской бухте и является важным морским портом для всей Грузии. За бульваром находится городской пляж. Пляжи в Батуми и окрестностях галечные. Единственное песчаное место в окрестностях Батуми это Уреки с уникальным пляжем из черного лечебного песка.
Особенно красив город вечером, в свете огней даже скромные здания приобретают величественный вид дворцов.
Визитная карточка Батуми, излюбленное место горожан и гостей города – это Батумская Пьяцца, Танцующие фонтаны, Площадь Аргонавтов со статуей Медеи….

Посещение Гонио . Крепость Гонио-Апсарос представляет собой настоящий рай для любителей исторических и культурных ценностей. Исторические факты свидетельствуют о том, что крепость имела важное политическое,экономическое и культурное значение для Восточной Римской империи. В 1-3вв. н. э. здесь функционировали театр и ипподром. Один из 12 апостолов Христа – Матвей был похоронен здесь. В 6-8 веках крепость принадлежала Византийской империи. В 13-14 веках была реставpирована генуэзцами. Название «Гонио» произошло от города Генуя.

Посещение Крепость Петры - Руины древней исторической городской крепости Петра расположены в деревне Цихисдзири, в Кобулети. Петра – греческое слово и обозначает “скалу”. Она построена византийцами в 6-ом веке, на базе Лазской крепости 2-го века. Крепость всегда являлась предметом раздора сначала между Иранской и Византийской империями, а затем между Россией и Турцией.
Переезд в Кутаиси. Ужин. Своводное время.

День 8. Кутаиси – Зугдиди – Местия

Завтрак. Переезд в город Зугдиди , Родину князей и сподвижников Наполеона. Обзорная экскурсия по зеленому городу Зугдиди. На каждом шагу мы здесь увидим скверы, парки, клумбы и очень много зеленых деревьев.
В самом городе мы посетим одну из главных достопримечательностей - большой Дворец мегрельских князей Дадиани , он считается музейным комплексом своего города, датируемый XIX веком. Здесь мы увидим много интересного: посмертные маски императора Наполеона, музей Дадиани, церковь, а так же ботанический сад Дадиани. Его общая площадь составляет 26,4 га. Некоторые деревья в саду насчитывают около 200 лет и являются единичными экземплярами на Евразийском континенте. Есть здесь еще более значимая реликвия - плащаница Девы Марии и мы сможем приложиться к частице одеяния Пресвятой Богородицы.
Далее выезжаем в поселок Местия , расположенный на высоте 1500 метров в Кавказских горах. Поездка в высокогорный регион Сванети на фоне величественных горных пейзажей. До наших дней стоят 10-20 метровые башни, построенные в двенадцатом веке, количество которых приближается к 250. Эти башни представляют собой визитную карточку Сванети.

Греческий историк Страбон (I столетие до н.э) в своих географических сочинениях писал, что сваны были известны своей храбростью и энергией и господствовали над территориями, расположенными выше Диоскурии (Сухуми). В реках Сванети добывают золото, которое собирают посредством перфорированных корыт и шкур овец. Этот способ добычи родил миф о Золотом Руне - говорил Страбон.
Прибытие в Местия – административный центр региона. Несмотря на небольшие размеры, село Местия на протяжении столетий являлось культурным и религиозным центром горной Сванетии. Экскурсия по городу Местия, который внесен в число памятников всемирного наследия ЮНЕСКО. Посещение историко-этнографического музея где хранятся уникальные иконы и рукописи, средневековой церкви и осмотр фортификационных сооружений Местийского района.
Ужин и ночь в гостевом доме в Местии.

День 9. Местия – Поти – Кутаиси

Завтрак. Переезд в Поти – портовый город, расположенный на побережье Чёрного моря. У города есть все условия для того, чтобы стать симпатичным курортным городом: тут есть и море, и река, и большое озеро и почти тропический лес. В начале VI в. до н.е. город был греческой колонией и носил название Фазис.

Прогулка по Колхидскому национальному заповеднику. Открыт он был в 1999 году на средства Глобального экологического фонда и Всемирного банка. Сегодня территория Национального парка составляет 28 940 га, в том числе 500 га созданного в 1947 году Колхидского государственного природного заповедника. Большая часть территории заболочена и является маршрутом миграции евразийских и африканских птиц. Именно тут можно увидеть около 194 видов различных птиц. Кроме этого тут изумительная флора и фауна, богатая редкими видами. Например. в Национальном парке Колхети проживают исчезающие виды выдр, тритонов, нутрий. В парке развит с 2007 года водный туризм, дайвинг, прогулки на лодках и верхом. Приток туристов не нарушает спокойствия природы и животных.
По желанию прогулка на катере по реке Риони (по которой плыли аргонавты для того, чтобы добраться до Кутайи (Кутаиси)) и по озеру Палиастоми. Под водами озера подводные археологи обнаружили часть поселения, заселенного по крайней мере с II в. до н.э. до VIII в. н.э.

Магнитные пески в поселке Уреки – тоже недалеки, до них километров 15 или около этого. По пути будет поселок Григолети – небольшой и курортный, с некоторым количеством отелей.
Возвроеение в Кутаиси. Ужин. Свободное время.

День 10. Кутаиси – Тбилиси

После завтрака тур по городу. Кутаиси был основан примерно 40 веков назад, бывшая столица грузинского царства - Колхиды, с которой связан миф об Аргонавтах.

Как и многие грузинские города, Кутаиси не только красив, но и интересен в архитектурном и историко-культурном плане. Город раскинулся по обоим берегам Риони, через которую перекинуты уникальные по строению и красоте мосты, придающие Кутаиси своеобразие и непохожесть на другие города.
Запутанные улицы, кривые переулки, утопающие в зелени одно-двух этажные дома с висячими верандами расположенные друг над другом как бы карабкающиеся по крутым склонам гор на правом берегу Риони сохранили следы средневековой архитектуры.

Посещение храма Баграти (собора Богоматери X-XI вв.) Церковь имеет крестообразное строение. Главный вход украшен арочным портиком, капители, покрытые лепными украшениями, а стены и полы отделаны мозаикой. Украшения и барельефы церкви можно сравнить с работой ювелиров с точки зрения их художественной точностью. В Грузии Церковь Баграти считается не только религиозным центром своего времени, но и символом единства грузинского народа. Она входит в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Монастырь Гелати основан царем Давидом «Строителем» в начале 12-го века. По предназначению Короля, монастырь был не только духовным центром страны, но и большим культурным и научным центром. Давид основал академию Гелати, где собрались лучшие грузинские ученые. Академия была обеспеченна хорошей библиотекой и наиболее просвещенные люди того времени преподавали в ней. Давид настоял на том, чтобы останки грузинских царей были упокоенны в монастыре. Монастырь входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Любителям христианских мистификаций наверняка придётся по душе монастырь Моцамета . По легенде, здание было построено на том самом месте, где грузинские князья Давид и Константин отказались под страхом смертной казни принять ислам от захватчиков, после чего немедленно были преданы смерти. Позже они были причислены к лику святых, мощи их до сих пор находятся на территории монастыря, в своеобразном ковчеге, расположенном в самом центре святыни.

Поездка в пещеру Сатаплия . Заповедник Сатаплия представляет собой комплекс геологических, палеонтологических, спелеологических и ботанических достопримечательностей. Гора Сатаплия знаменита своей уникальной пещерой. Пещера был обнаружен в 1933 г. Там же был обнаружен след динозавра. . Гора Сатаплия находится 500м над уровнем моря. В ней расположена грандиозная пещера в которой мы сможем увидеть 5 залов, знаменитых своей красотой и размером. Длина одного из этих залов 600м, красоту ему придает купол, расположенный в 100м от входа, красота сталактитов и сталагмитов изумляет посетителей. В конце пещеры находится ручей, впадающий в колодец. В заповеднике так же есть кратер потухшего вулкана.

В цену не включено Авиабилеты. Еда и алкогольные напитки не указанные в программе.

Субэтнические группы грузин мегрелы и сваны (расселены в Западной Грузии) говорят на мегрельском и сванском языках, на лазском - лазы (живут в основном в Турции). Письменность, возможно, восходит к разновидности древнего восточно-арамейского письма. Верующие - православные, часть (аджарцы, группы месхов и ингилойцев) - мусульмане-сунниты; имеются небольшие группы грузин-католиков.
Грузины - древний народ Закавказья. В древневосточных и античных источниках известны древнегрузинские племена мушков, тубалов, халибов, гениохов, мисимиан, колхов. Этническое ядро грузинского народа складывалось из трёх крупных близкородственных племенных объединений: картов, мегрело-чанов, сванов, занимавших в древности обширную территорию между Большим Кавказом на севере, Малым Кавказом - на юго-востоке и бассейном реки Чорох на юго-западе. В конце 2-го - начале 1-го тысячелетия до нашей эры на этой территории возникли значительные племенные союзы (Диаохи, Кулха, Сасперы) и первые государства: в VI веке до нашей эры в Восточном и Юго-Восточном Причерноморье образовалось Колхидское царство, в IV веке до нашей эры в Восточной Грузии - Картлийское царство (в античных источниках - Иберия). Происходил процесс формирования грузинского этноса, развивалась самобытная культура.
Важным историческим этапом в этом процессе было принятие грузинами христианства: в IV веке в Картлийском царстве, в VI веке в Западной Грузии , где к этому времени образовалось Лазское (Эгрисское) царство. Другим важнейшим фактором процесса консолидации грузин стало создание грузинской письменности. Древнейший из сохранившихся литературных памятников относится к V веку. Образование на рубеже X - XI веков централизованного государства, достигшего апогея своего развития в XII - начале XIII вв., в основном завершило процесс формирования грузинского этноса, способствовало росту экономики и культуры, развитию городов, установлению широких культурных связей с Западной Европой, Русью, Востоком. Длительный период децентрализации, наступивший после монголо-татарского нашествия в XIII веке, привёл к ослаблению и распаду единого государства на отдельные царства и княжества. В XVI - XVII веках это состояние усугубилось в результате агрессии османской Турции и сефевидского Ирана . Земли на юго-западе Грузии - Лазика, Аджария, Месхет-Джавахети - в XVI - XVII веках были захвачены Турцией . Начался процесс насильственного отуречивания и исламизации местного грузинского населения. В состоянии тяжёлого политического и социально-экономического застоя Грузия оставалась почти до конца XVIII века.
В 1783 Россия и Восточная Грузия (Картлийско-Кахетинское царство) заключили "Дружественный договор" ( Георгиевский трактат), предусматривавший протекторат России над Грузией. В 1801 Грузинское царство было ликвидировано. Восточная Грузия вошла в состав Российской империи (к 1811 и Западная Грузия). До конца 70-х годов XIX века в результате русско-турецких войн с Грузией воссоединились некоторые её исторические области - Месхет-Джавахети и Аджария. Отмена в Грузии крепостного права (1864-71) способствовала росту национального самосознания грузин, укреплению их этнического единства, изменению социальной структуры, развитию профессиональной культуры. В 1918 была создана Грузинская Демократическая Республика, просуществовавшая до февраля 1921, когда части Красной Армии установили здесь советскую власть. Была образована Грузинская ССР (до 1936 в составе Закавказской Федерации, затем непосредственно в составе СССР). В 1991 Грузия приняла Акт о независимости. Вооруженный конфликт в Абхазии в 1992-93 привел к вынужденной миграции около 300 тыс. грузин в другие районы Грузии , а также в Россию.
Миграции грузин на территории
России известны с раннего средневековья. Крупные грузинские колонии существовали с XVII века в Москве и Астрахани, с XVIII века - в Петербурге.
В Грузии издавна сложился комплексный хозяйственно-культурный тип, сочетавший пашенное земледелие и скотоводство. В горах ведущим было скотоводство, в предгорьях оно сочеталось с развитым земледелием, которое на равнине было главной отраслью хозяйства. Сеяли пшеницу, ячмень, овёс, рожь, рис, чечевицу; в Западной Грузии основными культурами были просо, гоми (чумиза), кукуруза. С начала XX века, особенно в советское время, в причерноморских районах Грузии широкое распространение получили субтропические культуры: цитрусовые, тунг, благородный лавр. Всё большее хозяйственное значение приобретает культура чая. Традиционные занятия грузин составляли также виноградарство и виноделие, садоводство, огородничество, подсобными отраслями были охота, рыболовство, пчеловодство, шелководство, собирание дикорастущих плодов и трав.
В одежде грузин отдельных историко-культурных областей имелись различия. В Западной Грузии женщины не носили катиби, иным был головной убор. Покроем, цветовой гаммой, способами украшения (тесьма, аппликация, вышивка шерстью и бисером) отличался костюм хевсуров, представлявший яркую гамму красного, оранжевого, синего, голубого, жёлтого цветов. Костюм тушин был тёмных, в основном чёрных, тонов, для женской одежды было характерно обилие серебряных украшений в виде цепочек. Традиционный костюм грузин сменился одеждой городского типа. Сохранили значение цветовая гамма, войлочные головные уборы, отдельные элементы в профессиональной одежде чабанов и пастухов (бурка, каламани).
Основу традиционного питания грузин составляли молочные и растительные продукты, хлеб. Это сыр (сулугуни, имеретинский, тушинский) домашнего приготовления из овечьего, коровьего молока, мацони (род кислого молока), масло, творог, сливки, разнообразные овощи и фрукты (зимой сушёные), фасоль, бобы, зелень, в том числе дикорастущая. Хлеб - пресный и на закваске (лаваш, пури, шоти) - выпекали из пшеничной (равнинно-предгорная Восточная Грузия), ячменной, ржаной, овсяной (в горных сёлах) муки. В Западной Грузии из кукурузной муки готовили пресный хлеб мчади. Важное место в питании местного населения здесь занимало гоми - блюдо в виде круто сваренной каши из просяной или кукурузной муки без соли и масла. Гоми в значительной мере заменяло хлеб; ели его всегда горячим. Из зерна и муки делали каши, похлёбки. Мясные блюда из баранины, говядины, курицы, индейки были в основном праздничными. В Восточной Грузии - это шашлык, хинкали, бозбаш, чихиртма, плов; в Западной - также сациви (кушанье из индейки или курицы в ореховом соусе).
Основным алкогольным напитком было виноградное вино, в горах - водка (арака), в горах Восточной Грузии также ячменное пиво, игравшее большую роль в ритуальной жизни. Пища грузин сохраняет свою традиционность, появились также новые блюда (супы, котлеты, борщи), в городах распространились чай и кофе (последний в сёлах как традиционный напиток принят только в Аджарии). Устойчивы традиции застольного этикета.
В Грузии основной формой семьи была малая семья. Большие семьи (диди оджахи, эртсахли дзмеби) постепенно, особенно во второй половине XIX века, исчезали. Семейные отношения характеризовались строгой патриархальностью и регламентировались целой системой запретов (избеганий). Супругам запрещалось называть друг друга по имени, произносить имена свёкра и свекрови, тестя и тёщи, жене - разговаривать со старшими родственниками мужа. В брачных нормах грузины придерживались строгой экзогамии, запрещались браки между кровными родственниками до 7-8-го колена, между однофамильцами, жителями одного квартала, одного теми (общества), между лицами, вступившими в искусственное родство (побратимами, воспитанниками по обычаю аталычества).
Были распространены две формы брака: по взаимному согласию родителей жениха и невесты с уплатой залога (в некоторых горных районах - выкупа) и брак похищением. Грузинский свадебный цикл включал сватовство (мачанклоба), смотрины невесты, обручение (нишноба) и собственно свадьбу (корцили). Обряд обручения считался основным в свадьбе. Свадьба продолжалась несколько дней и отличалась многолюдьем. Ещё более многолюдны (особенно в Западной Грузии) были похороны, требовавшие ещё больших материальных затрат на устройство в течение года нескольких богатых поминальных трапез. Многие традиции достаточно устойчивы, в том числе обычаи свадебного и похоронно-поминального циклов. В традиционном общественном быту грузин стойко сохранялись обычаи взаимопомощи, гостеприимства, кровной мести, аталычества (в Западной Грузии), побратимства и посестримства.
Красочными обрядами и весельем насыщен праздничный быт грузин. Отмечали Новый год (1 января), Рождество (25 декабря), весной - Пасху. В феврале - марте весёлый праздник кееноба-берикаоба с ряжеными, осенью - Мцхетоба, Алавердоба и др. В наши дни некоторые традиции праздничного быта сохраняются. По окончании сбора винограда осенью отмечается праздник ртвели. Появилось много новых праздников, например Тбилисоба, отмечаемый в столице Грузии Тбилиси в конце октября.
Сохраняется традиционный фольклор: исторические предания, баллады, сказки, пословицы, песни - трудовые, обрядовые, героические, лирические, застольные, песни-плачи, народные танцы (лекури, хоруми, гандаган и др.).

Многим наверно интересно кто мы такие грузины, откуда мы пришли и что есть Грузия этот пост более или мение полет вам свет о нас.

Самоназвание - картвели. Народ, основное население Грузии. Численность в Российской Федерации - 130 688 человек.

Язык - грузинский картвельской группы кавказской семьи. Представлен 17 диалектами, соответствующими субэтническим группам Грузинов. Письменность, возможно, восходит к разновидности древнего восточно-арамейского письма.

Верующие - православные, часть (аджарцы, группы месхов и ингилойцев) - мусульмане-сунниты; имеются небольшие группы Грузин-католиков.

Грузины - древний народ Закавказья. В древневосточных и античных источниках известны древнегрузинские племена мушков, тубалов, халибов, гениохов, мисимиан, колхов. Этническое ядро грузинского народа складывалось из трёх крупных близкородственных племенных объединений: картов, мегрело-чанов, сванов, занимавших в древности обширную территорию между Большим Кавказом на севере, Малым Кавказом - на юго-востоке и бассейном реки Чорох на юго-западе. В конце 2-го - начале 1-го тысячелетия до нашей эры на этой территории возникли значительные племенные союзы (Диаохи, Кулха, Сасперы) и первые государства: в 6 веке до нашей эры в Восточном и Юго-Восточном Причерноморье образовалось Колхидское царство, в 4 веке до нашей эры в Восточной Грузии - Картлийское царство (в античных источниках - Иберия). Происходил процесс формирования грузинского этноса, развивалась самобытная культура.

Важным историческим этапом в этом процессе было принятие Грузинами христианства: в 4 веке в Картлийском царстве, в 6 веке в Западной Грузии, где к этому времени образовалось Лазское (Эгрисское) царство. Другим важнейшим фактором процесса консолидации Грузин стало создание грузинской письменности. Древнейший из сохранившихся литературных памятников относится к 5 веку.
Образование на рубеже 10-11 веков централизованного государства, достигшего апогея своего развития в 12 - начале 13 века, в основном завершило процесс формирования грузинского этноса, способствовало росту экономики и культуры, развитию городов, установлению широких культурных связей с Западной Европой, Русью, Востоком. Длительный период децентрализации, наступивший после монголо-татарского нашествия в 13 веке, привёл к ослаблению и распаду единого государства на отдельные царства и княжества. В 16-17 веках это состояние усугубилось в результате агрессии османской Турции и сефевидского Ирана. Земли на юго-западе Грузии - Лазика, Аджария, Месхет-Джавахети - в 16-17 веках были захвачены Турцией. Начался процесс насильственного отуречивания и исламизации местного грузинского населения. В состоянии тяжёлого политического и социально-экономического застоя Грузия оставалась почти до конца 18 века.

В 1783 Россия и Восточная Грузия (Картлийско-Кахетинское царство) заключили "Дружественный договор" (Георгиевский трактат), предусматривавший протекторат России над Грузией. В 1801 Грузинское царство было ликвидировано. Восточная Грузия вошла в состав Российской империи (к 1811 и Западная Грузия). До конца 70-х годов 19 века в результате русско-турецких войн с Грузией воссоединились некоторые её исторические области - Месхет-Джавахети и Аджария. Отмена в Грузии крепостного права (1864-71) способствовала росту национального самосознания Грузин, укреплению их этнического единства, изменению социальной структуры, развитию профессиональной культуры.
В 1918 была создана Грузинская Демократическая Республика, просуществовавшая до февраля 1921, когда части Красной Армии установили здесь советскую власть. Была образована Грузинская ССР (до 1936 в составе Закавказской Федерации, затем непосредственно в составе СССР).
В 1991 Грузия приняла Акт о независимости. Вооруженный конфликт в Абхазии в 1992-93 привел к вынужденной миграции около 300 тыс. Грузин в другие районы Грузии, а также в Россию.
В Грузии издавна сложился комплексный хозяйственно-культурный тип, сочетавший пашенное земледелие и скотоводство. В горах ведущим было скотоводство, в предгорьях оно сочеталось с развитым земледелием, которое на равнине было главной отраслью хозяйства. Сеяли пшеницу, ячмень, овёс, рожь, рис, чечевицу; в Западной Грузии основными культурами были просо, гоми (чумиза), кукуруза.
С начала 20 века, особенно в советское время, в причерноморских районах Грузии широкое распространение получили субтропические культуры: цитрусовые, тунг, благородный лавр. Всё большее хозяйственное значение приобретает культура чая. Традиционные занятия Грузин составляли также виноградарство и виноделие, садоводство, огородничество, подсобными отраслями были охота, рыболовство, пчеловодство, шелководство, собирание дикорастущих плодов и трав.
Значительного развития достигли домашняя промышленность и ремёсла: ткачество (изготовление тканей из шерсти, хлопка, шёлка, льна), гончарное дело, обработка металла, дерева, камня, рога, ювелирное искусство, ковроткачество, художественная набойка тканей, изготовление войлочных изделий (войлоков, бурок, головных уборов). Для каждой природной зоны Грузии были характерны определённые типы пахотных орудий: для равнины большой плуг с упряжкой в 8-10 пар волов и буйволов, для предгорий - облегчённый плуг орхела, для гор - лёгкое пахотное орудие типа сохи. Современные Грузины заняты в многоотраслевой промышленности, сфере обслуживания, механизированном сельском хозяйстве.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.