Реформы екатерины 2 с датами. Шпаргалка: Реформы Екатерины Второй

В отличие от многих других российских государей, у Екатерины имелись идеи по поводу преобразований страны, который отражали идеи просвещенного абсолютизма Вольтера, Монтескье и других французских философов12. Эти мыслители придерживались идеи постепенного изменения общества эволюционным путем, без потрясений и революций.

В первую очередь политика просвещенного абсолютизма требовала разработки нового современного законодательства, учитывавшего интересы всех членов общества.

Осознавая несовершенство существующего законодательства, императрица считала, что многие из прежних указов становились непригодными к исполнению, т. к. их авторы руководствовались устаревшими соображениями, непонятными современникам13.

Деятельный характер Екатерины II не позволил идти проторенной дорогой, она выбрала самостоятельный путь развития. Первые год два своего царствования Екатерина не предпринимала хоть сколько-нибудь решительных действий в сторону реформ. Пришедшая к власти в результате переворота она понимала, что не имеет пока нужного ей влияния, и была вынуждена лавировать между разными влиятельными политическими силами. Екатерине понадобилось время, для того что бы как сейчас говорят «набрать свою команду». Но и укрепление личной власти как пишет Омельченко О.А. « не могло совершаться иначе как через правительственно выгодное решение объективно назревших проблем правовой политики».

Экономические реформы Екатерины II обеспечили дальнейшее развитие промышленности в России, позволили стране выйти на внешний рынок. В таблице 2 представим экономические реформы Екатерины II, направленные в том числе и на совершенствование организации бюджетной системы страны.

Таблица 2. Экономические реформы Екатерины II

Мероприятие

Секуляризация церковных земель и имущества

Ослабление церкви, увеличение налогов, повышение эффективности использования земель.

Духовенство потеряло автономность и стало в финансовом плане полностью зависеть от государства

Официальное разрешение на деятельность «Вольного Экономического Общества»

Продвижение использования новых технологий в быту, производстве и земледелии

Одобрена деятельность уже существующего общества крупных землевладельцев, занимающихся разработкой и внедрением эффективных методов землепользования и хозяйства

Денежная реформа

Проблема дефицита бюджета и неудобство транспортировки медных денег

Создание ассигнационных банков в Москве и Петербурге для выпуска и обмена ассигнаций.

Манифест о свободе предпринимательства

Начало определения правового статуса купцов и мещан (горожан)

Отмена налогов на промыслы, откупов (монополий) на добычу некоторых ресурсов, разрешение создавать кустарное производство без дополнительных разрешений. Купечество освобождено от податного налога.

Таможенная реформа

Развитие внешней экономики

Изменение таможенных тарифов, учреждение «Таможенной пограничной Цепи»

В 1764 г. Екатерина II, со свойственной ей как государственному деятелю осторожностью и вдумчивостью, положила начало реорганизационным мероприятиям. Императрица начала с возрождения былого статуса одного из центральных финансовых органов -- Камер-коллегии, президентом которой был назначен князь Б. А. Куракин, а после его смерти в 1765 г. -- А. П. Мельгунов. Исходя из задач, обозначенных в именном императорском указе, А. П. Мельгунов в короткое время разработал проект возрождения и развития Камер-коллегии. Однако в первое десятилетие новой власти принципиальных изменений в системе финансового управления не произошло. Проект Мельгунова остался нереализованным.

В насыщенные многими важными событиями 1760--1770 гг. произошло усиление централизации в вопросах управления страны и финансами, в частности. С 1768 г. при императорском дворе начал заседать Совет по обсуждению всех важнейших вопросов политики и экономики, но представители финансовых коллегий в него не входили. Все руководство финансами государства сосредоточилось в руках генерал-прокурора Сената А. А. Вяземского. В его непосредственном подчинении находились центральные и местные финансовые учреждения, он организовывал контроль за исполнением государственного бюджета, отвечал за работу банков, заключение договоров о внешних займах. А. А. Вяземский играл ключевую роль в управлении финансовыми ресурсами и выработке экономической стратегии государства. В течение нескольких лет при генерал-прокуроре Сената были созданы новые учреждения -- Экспедиция о государственных доходах при первом департаменте Сената (1773) и казначейство (1780) для платежа штатных и остаточных сумм. Экспедиция о государственных доходах состояла из четырех самостоятельных экспедиций. Первая занималась доходами государства; вторая -- расходами; третья -- ревизией счетов; четвертая -- взиманием недоимок. В Указе от 19 марта 1773 года «Об учреждении при 1-м Сената Департаменте Экспедиции о Государственных доходах и о доставлении в оную из всех Присутственных мест полугодовых ведомостей о казенных доходах, доимках и взысканиях» говорится «Во все здешние и Московские Присутственные места, также в Губернские, Провинциальные и Городовые Воеводские канцелярии послать указы, предписать, чтоб они, начав с нынешнего 1773 г., присылали за каждые полгода, не продолжая далее двух месяцев в первый Сената Департамент ведомости, одни о доходах во всем противу того, как уже доныне Генерал- Прокурором и Кавалером от них оныя требованы были, а другие о доимках и казенных взысканиях, какие где состоят, с показанием, какое старание и успех в возвращении оных в казну происходит».

Заметные преобразования пришлись на период проведения губернской реформы 1775 г. Опубликование подписанного императрицей акта «Учреждения для управления губернией Всероссийской империи», наиболее крупного законодательного акта во второй половине XVIII столетия, внесло кардинальные изменения в бюджетную систему страны19. Во введении данного документа указывается на отрицательные последствия отказа от продолжения петровских реформ в предшествующий период: «С одной стороны, медленность, упущения и волокита - суть естественные последствия такового неудобного и недостаточного положения, где дело одно другое останавливает и где опять невозможность исправить на единую воеводскую канцелярию множество различного существа возложенных дел служить может иногда и долгою отговоркою, и покрывать неисправление должности, и быть поводом страстному производству. С другой стороны, от медлительного производства возрастают своевольство и ябеда общие со многими пороками, ибо возмездие за преступления и пороки производится не с такою поспешностью, как бы надлежало для укрощения и в страх предерзностным»20. Данный документ был представлен Совету при Высочайшем дворе 2 ноября и без дальнейшего обсуждения был принят 5 ноября 1775 г. (28 глав были утверждены в этот день, а трое последних - 4 января 1780 г.). В разработке этого законодательного акта непосредственно участвовала сама императрица. В состав комиссии входили Я. Сивере, П. В. Заводовский, А. А. Вяземский, Г. Ульрих и др.21 Наиболее значительными фигурами были Заводовский и Вяземский. Последний фактически руководил с 1780 г. ведомствами юстиции, внутренних дел и финансов, занимал важное положение в Сенате, являясь его докладчиком у императрицы, в конце 80-х - начале 90-х годов XVIII в. он являлся и генерал-прокурором Сената. Заводовский готовил ряд правительственных докладов, в том числе Манифест об издании учреждения о губерниях в 1775 году.

Таким образом, принятие «Учреждения для управления губернией Всероссийской империи» стало отправной точкой реорганизации провинциальных органов управления. Страна получила губернское и уездное административное деление. Финансовыми вопросами на местах стали заниматься губернские и уездные Казенные палаты. Будучи единственными финансовыми органами на местах, Казенные палаты рассматривались как департаменты Камер-коллегии. Учреждались должности губернских и уездных казначеев для хранения собранных денег. Казенные палаты занимались сбором доходов, управляли питейными сборами, отдачей в откупа, следили за состоянием дорог и мостов22. Новое устройство внесло определенный порядок в финансовое делопроизводство, но обошлось казне в круглую сумму -- почти 30 млн руб. Сенаторы самыми черными красками рисовали положение дел в финансовых коллегиях и были близки к истине. Данные о доходах и расходах не отличались точностью, десятки тысяч дел лежали неразобранными. Указом императрицы финансовые коллегии были упразднены: штатс-контора в 1783 г., камер-коллегия в 1785 г., ревизион- коллегия в 1788 г.

Кроме того, Екатериной II были учреждены Государственные банки в Санкт-Петербурге и Москве. 29 декабря 1768 года был опубликован манифест «О учреждении в Санкт-Петербурге и Москве Государственных Банков для вымена ассигнаций». В данном Манифесте указано «В толь обширной империи, какова есть Россия, не можно кажется довольно подать способов к обращению денег, от котораго много зависят благоденствие народа и цветущее состояние торговли. Правда, что одно пространство земель Империи Нашей есть уже некое препятствие совершенству того обращения: однако каждое благоразумное правление в таковом случае обязано преодолевать, елико возможно, естественные затруднения, и пещись о сем для блага общего предмете. Мы, утверждаясь на таком основании, и вменяя себе в долг устроивать все к пользе врученной от Бога Нам Державы, старались входить во все подробности сего дела, и помышляли о поправлении онаго, применяясь при том и к состоянию Государства.

Во-перьвых, удостоверились МЫ, что тягость медной монеты, одобряющая ея собственную цену, отягощает ея ж и обращение. Во-вторых, что дальный перевоз всякой монеты многим неудобностям подвержен. И наконец, третие, увидели МЫ, что великий есть недостаток в том, что нет еще в России по примеру разных европейских областей таких учрежденных мест, которыя бы чинили надлежащие денег обороты и переводили бы всюду частных людей капиталы без малейшаго замедления и согласно с пользою каждаго.

МЫ с удовольствием приступаем к учреждению в империи НАШЕЙ променных банков и надеемся, что оказываем чрез то новый знак материнскаго ко всем НАШИМ верноподданным попечения.

Итак, с 1-го генваря будущего 1769 года установляются здесь, в Санктпетербурге и в Москве, под покровительством НАШИМ два банка для вымена государственных ассигнаций, которых выдаваемо будет из разных правительств и казенных мест, от НАС к тому означенных, столько, а не более как в вышесказанных банках капитала наличнаго будет состоять. Сим государственным ассигнациям иметь обращение во всей империи НАШЕЙ наравне с ходячею монетою, чего для все правительства и казенныя места должны принимать те ассигнации во все государственные сборы за наличныя деньги без малейшаго затруднения».

Таким образом, преобразования Екатерины II в сфере бюджетной политики нашли отражение в денежной реформе, реформе финансового управления, структуре государственных доходов и обновленной политике в области торговли. Финансовыми вопросами на местах стали заниматься губернские и уездные Казенные палаты, были учреждены должности губернских и уездных казначеев для хранения собранных денег. Новое устройство внесло определенный порядок в финансовое делопроизводство, но тем не менее, данные о доходах и расходах не отличались точностью, десятки тысяч дел лежали неразобранными.

Реформы Екатерины 2 (кратко)

Краткое описание реформа Екатерины II

как и большинство монархов России, Екатерина Вторая также стремилась к введению своих новаторских реформ. Тем более, что время её правления пришлось на сложный временной период для всей страны. Коллапс судебной системы, коррупция, огромный внешний долг, а также ослабленные флот и армия – вот, что застала, вступив на престол Императрица.

Губернская реформа

Согласно данной реформе, принятой седьмого ноября 1775 года, вместо былого раздела на губернии, уезды и провинции стали делить земли на уезды и губернии. При этом, общее количество губерний было увеличено более чем вдвое (с двадцати до пятидесяти). Все они делились на дюжину уездов, а в роли начальника двух-трёх губерний выступал наместник, являющийся генералом-губернатором.

Судебная реформа

Отныне каждое сословие имело свой суд. Так, у крестьян это были расправы, у горожан – магистраты, а дворян судил так называемый земской суд. Кроме этого, были сформированы совестные суды для примирения различных сословий, в которые входили представители трёх сословий. В качестве высшего судебного органа выступал Сенат.

Секуляризационная реформа

По этой реформе, которая была проведена в 1764 году всеми монастырскими землями, занималась Коллегия экономии. При этом, правительство брало на себя содержание монашества и определение численности монахов, а также монастырей.

Реформа Сената

Согласно манифесту Екатерины Второй от пятнадцатого декабря 1763 года роль Сената была значительно сужена. Однако полномочия генерал-прокурора (его главы) были наоборот расширены. При этом, Сенат становится вершиной судебной инстанции.

Городская реформа

Реформа российских городов регулировалась выпущенной Екатериной в 1785 году грамотой. Она вводила выборные новые учреждения, увеличив количество самих избирателей. Городские жители были поделены на группы по различным признакам (от сословия до имущественного). Каждый разряд обладал своими привилегиями, обязанностями и правами.

Полицейская реформа

Екатерина Вторая также ввела так называемый «Устав полицейский», согласно которому управа благочиния становится органом полицейского управления. Она состояла из горожан, полицмейстера, городничего и приставов.

Образовательная реформа

Формирование в населённых пунктах народных училищ стало началом появления системы общеобразовательных русских школ в стране. Училища разделялись на два типа: малые и главные училища.

Денежная реформа

При Екатерине Второй создаются судная касса и Государственный банк. Кроме того, вводятся первые бумажные деньги.

Таблица - Государственно-административные и социально-экономические реформы Екатерины II

Сенатская реформа : Одна из первых реформ Екатерины II. Сенат, созданный Петром I как учреждение с законодательными, судебными и контрольными функциями, ко времени Екатерины в значительной мере утратил свое значение в системе органов управления. Его указы исполнялись плохо, дела решались месяцами, а то и годами, а сами сенаторы были малокомпетентны и даже, как выяснила Екатерина, не знали, сколько городов существует в Российской империи. Утвержденный императрицей план реорганизации Сената, подготовленный Н.И.Паниным - одним из самых образованных и способных ее министров, - предусматривал разделение Сената на шесть департаментов со строго определенными функциями каждого в конкретной сфере государственного управления. Сенат лишился своей законодательной власти, но по-прежнему сохранял функции контроля и высшего судебного органа.

Секуляризационная реформа: Другая важная реформа первых лет царствования Екатерины II была связана с наследием, доставшимся ей от Петра III. Взойдя на престол, императрица объявила об отмене секуляризации церковных земель. Однако сама проблема от этого не разрешилась, и уже в 1762г. Была учреждена специальная комиссия для ее решения. В течение полутора лет комиссия готовила новый вариант секуляризационной реформы, и в феврале 1764г. Екатерина подписала соответствующий указ, согласно которому все монастырские земли с жившими на них крестьянами передавались в ведение специально учрежденной Коллегии экономии. Бывшие монастырские крестьяне были названы экономическими, а их правовое положение стало примерно таким же, как положение черносошных, т.е. государственных крестьян. Все подати они отныне должны были платить непосредственно государству, что было значительно легче. Около 2 миллионов крестьян избавились от монастырской барщины, их земельные наделы увеличились, им стало легче заниматься ремеслом и торговлей.

Другим следствием секуляризационной реформы стало изменение положения русской православной церкви в системе государственной власти. С этого времени государство само определяло необходимое стране число монастырей и монахов, ибо содержало их на средства государственной казны

Отмена гетманства на Украине: Третье преобразование начала царствования Екатерины II, имевшее столь же долговременные последствия для судеб страны и ее народов, касалось системы управления территориями необъятной империи. С давних пор в соответствии со средневековой традицией земли, в разное время попадавшие под власть московского царя, сохраняли некоторые исторически сложившиеся особенности в управлении, а в отдельных случаях - даже элементы автономии (особые органы власти, специфическое законодательство и административно-территориальное деление). По мнению Екатерины, такое положение было нетерпимым. Она была убеждена, что вся страна должна управляться по единым законам и принципам. Особое раздражение вызывал статус автономии Украины. Украинские крестьяне сохраняли право на свободный переход от одного помещика к другому, что затрудняло для России получение с них податей в полном объеме. Осенью 1764 г. Екатерина приняла отставку последнего украинского гетмана графа К.Г. Разумовского и назначила на Украину генерал-губернатора графа П.А. Румянцева. В течение последующих десятилетий были постепенно ликвидированы остатки былой казачьей вольницы, особенности административно-территориального деления, городские свободы. В мае 1783 г. последовал указ об окончательном запрете переходов крестьян от одного хозяина к другому, что означало утверждение на Украине крепостнических порядков.

Финансовая реформа: Государству постоянно не хватало денег, и оно вынуждено было искать различные способы их добывания. Сперва стали переплавлять серебряные и медные деньги, чеканя из них монеты с более низким содержанием драгоценных металлов. В 1769 г. в России впервые стали печатать бумажные деньги - ассигнации, но распространение их на первых парах было нелегким: население с трудом соглашалось принимать бумажные деньги вместо «настоящих», а государство печатало так много ассигнаций, что их стоимость падала, и излишние деньги приходилось сжигать. Открытие дворянского и Купеческого банков.

Губернская реформа: «Учреждение для управления губерний Всероссийской империи».

Реорганизация системы местного управления. В ходе губернской реформы было введено новое административно-территориальное устройство, по которому страна делилась на 25 губерний: позднее они были вновь разукрупнены и к концу царствования Екатерины их стало 41.

Губернская реформа отделила судебные органы от органов исполнительной власти, что явилось шагом вперед в реализации принципа разделения властей. Более того, впервые в русской судебной практике уголовное судопроизводство было отделено от гражданского. Вместе с тем в организации суда сохранился сословный принцип, т.е. лица, принадлежавшие к разным сословиям судились в разных судах, где судьями были представители тех же сословий.

Введение свобода предпринимательства. Императрица отлично сознавала, что мощная индустрия и процветающая торговля - непременное условие успешного осуществления любого замысла и внутри страны и вне нее. В основе развития промышленности и торговли, считала она, должен лежать принцип свободного предпринимательства, базирующегося на частной собственности. Развитие и внедрение этого принципа в российскую жизнь проводилось постепенно. Были ликвидированы монополии в некоторых отраслях, упростился порядок организации новых предприятий, их регистрации. Введены льготы для купцов первой, второй и третьей гильдий, а одновременно увеличен имущественный ценз для записи в них, т.е. право на запись в купеческую гильдию получали лишь наиболее богатые, кто был в состоянии «объявить» определенный капитал. Закреплена частная собственность на владение фабриками и заводами, введено право открывать промышленные предприятия без какого-либо специального разрешения правительственных органов, заключались международные конвенции об охране торгового мореходства, в зарубежных морских портах открылись российские консульства и т.д.

Полицейская реформа: Введение «Устава благочиния, или полицейского», согласно которому за населением устанавливался полицейский и церковно-нравственный контроль.

Городская реформа: «Грамота на права и выгоды городам Российской империи». Прежде всего адресована она была не какому-то определенному сословию и в ней рассматривались не только личные и сословные права городского населения, но и вопросы организаций и деятельности купеческих гильдий, ремесленных цехов и органов городского самоуправления.

Жалованная грамота дворянству: «Грамота на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства». Главным замыслом Екатерины было создание законодательства о сословиях. 21 апреля 1785 г. она издала сразу два обширных документа, которые в исторической литературе принято именовать Жалованными грамотами дворянству и городам. Первый из этих документов законодательно оформлял все права и привилегии дворянства, которых оно добивалось на протяжении столетий.

Утвержденные грамотой 1785 г. сословные привилегии окончательно отделили дворянство от всех прочих слоев русского общества, упрочив господствующее положение этого сословия.

Образовательная реформа: создание системы образовательных учреждений. Создана Комиссия об учреждении училищ, в составе которых работал специально приглашенный из Австрии известный педагог В.И.Янкович де Мириево. Комиссия разработала план создания двухклассных училищ в уездах и четырехклассных в губернских городах. В их программы были включены математика, история, география, физика, архитектура, русский и иностранный языки. Были изданы ряд пособий для учителей, инструкции, учебники.

В результате всех этих мер в Росси впервые возникла единообразная система учебных заведений с общей методикой преподавания и организации учебного процесса, основанного на классно-урочном обучении. Народные училища были бессословными, но существовали они лишь в городах и это практически закрывало доступ к обучению в них крестьянских детей.

В меньшей мере изменения коснулись сельского хозяйства, развитие которого носило в основном экстенсивный характер, т.е. шло главным образом за счет освоения новых территорий, а сельскохозяйственная техника, методы хозяйствования и, следовательно, производительность труда оставались практически неизменными. Правда, в это время появляются и первые энтузиасты научного земледелия, чему правительство всячески способствовало в 1765 г. было создано Вольное экономическое общество для распространения научных знаний в области хозяйствования и прежде всего в агрономии. Издававшиеся обществом «Труды» были не менее популярны у читающей публики, чем сочинения французских просветителей. Всё это, однако, не привело к серьёзным сдвигам в сельском хозяйстве, да и не могло привести, покуда в основе сельскохозяйственного производства лежал труб крепостных.

В целом, несмотря на все сложности и недостатки, российская экономика второй половины 18 в. развивалась вполне успешно. Правительственные указы, направленные на стимулирование производства и торговли на принципах свободного предпринимательства, как бы открыли последние шлюзы, дав возможность до конца использовать потенциал феодально-крепостнического государства. Однако этого потенциала могло хватить лишь ненадолго, так как на пути нормального развития страны непреодолимой преградой стояло крепостничество. Каково же было отношение императрицы к крепостному праву и что происходило в этой сфере во время её царствования?

В своих мемуарах Екатерина высказывалась по этому весьма однозначно:

«Предрасположение к деспотизму прививается с самого раннего возраста к детям, которые видят, с какой жестокостью их родители обращаются со своими слугами, ведь нет дома, в котором не было бы железных ошейников, цепей и разных других инструментов для пытки при малейшей провинности тех, кого природа поместила в этот несчастный класс, которому нельзя разбить свои цепи без преступления. Едва посмеешь сказать, что они такие же люди как мы, и даже когда я сама это говорю, я рискую тем, что в меня станут бросать каменьями; чего я только не выстрадала от такого безрассудного и жестокого общества, когда в комиссии для составления нового Уложения стали обсуждать некоторые вопросы, относящиеся к этому предмету, и когда невежественные дворяне число которых было неизмеримо больше, чем я когда-либо могла предполагать, ибо слишком высоко оценивала тех, которые меня ежедневно окружали, стали догадываться, что эти вопросы могут привести к некоторому улучшению в настоящем положении земледельцев.»

В другом документе, написанном рукой императрицы, читаем:

«Великий двигатель земледелия - свобода и собственность. Когда каждый крестьянин будет уверен, что - то, что принадлежит ему, не принадлежит другому, он будет улучшать это. Государственные налоги ему не тяжелы, ввиду того, что они очень умеренны, если государство вовсе не нуждается в увеличении доходов, земледельцы могут располагаться как им удобно, лишь бы они имели свободу и собственность».

Екатерина была недалека от истины, когда говорила, что её могут побить камнями при малейшей попытки поднять вопрос об отмене крепостного права. В защите своей главной привилегии, составлявшей основу его экономического благосостояния, дворянство, ставшее к этому времени серьёзной политической силой, было готово идти до конца, и императрица могла легко лишиться трона. Однако не следует думать, что взгляды Екатерины II носили однозначно крепостнический характер и сравнимы в этом отношении со взглядами, например, революционных демократов 19 в. Отрицание императрицей крепостничества, как явления антигуманного, противоречащего основным принципам Просвещения и вредного с экономической точки зрения, соединялись с представлением, с одной стороны, с духовной неразвитости народа и необходимости его просвещать, а с другой о довольно благостных в целом взаимоотношениях крестьян и их хозяев. Подобный взгляд был характерен не только для императрицы, но и для многих просвещенных людей этого времени. Так, например, Е.Р.Дашкова в беседе с Дени Дидро объясняла ему, что народ напоминает ей слепца, живущего на вершине скалы и не ведающего об этом. Внезапно прозрев, он станет глубоко несчастен:

«Просвещение ведет к свободе, свобода же без просвещения породила бы только анархию и беспорядок. Когда низшие классы моих соотечественников будут просвещены, тогда они будут достойны свободы, так как они тогда только сумеют воспользоваться ею без ущерба для своих сограждан и не разрушая порядка и отношений, неизбежных при всяком образе правления».

Итак, бороться с крепостниками открыто Екатерина не могла, хотя определенные планы в отношении изменения положения крестьянства у нее были. Между тем само явление крепостничества, как всякое явление общественно-политической жизни, не могло, естественно, оставаться неизменным, но менялось оно в сторону усиления эксплуатации крестьян и ухудшения их положения.

Понятно, однако, что завершить реализацию своей программы по созданию в России сословий Екатерина не могла, минуя самое многочисленное сословие - крестьян. Документы свидетельствуют, что был заготовлен проект жалованной грамоты и крестьянам, но он не был утвержден. Адресована грамота была не всем крестьянам, а лишь государственным, которые именовались в ней « свободными сельскими жителями» и наделялись правами, сходными с правами горожан. Согласно проекту грамоты, в деревнях должна была появиться новая система управления - сельский старшина, староста и «управительских дел горница», сходная по функциям с губернским дворянским собранием и градским обществом. Как и другие сословия, крестьяне делились на шесть категорий, причем первые две освобождались от телесных наказаний.

Рассматривая все три грамоты, современный американский историк Дэвид Гриффитс пришел к выводу, что в совокупности они образуют « конституцию в дореволюционном значении этого слова», имея в виду, что первоначально, до Французской революции 1789 г., слово « конституция» означало в целом способ устройства, организации чего-либо. Целостное рассмотрение грамот, с точки зрения Д. Гриффитса, «обнаруживает и целостную политическую программу, отражающую ясные и взаимосвязанные представления императрицы о форме общественного устройства. Это не либеральные и не консервативные представления, не про - и не антидворянские. Это характерные для начала Нового времени представления о хорошо регулируемом обществе сословной структурой».

Однако, как уже сказано, третья грамота так и не была издана. Причины этого ясны: сопротивление дворянства, которое Екатерина была не в состоянии преодолеть. В этих условиях императрица реализовала поставленную ею цель в той мере, в какой это вообще было возможно без опасения вызвать серьезные социальные потрясения, и с этой точки зрения ее реформы нужно признать удавшимися. Именно с екатерининского времени, по мнению историков, можно говорить о появлении в России полноценных сословий. Но сама императрица и после 1785 г. продолжала работать над законодательством и, как свидетельствуют сохранившиеся архивные документы, не оставила идеи создания сословного строя в полном объеме. Так, она намеревалась учредить особый орган с функциями верховного суда, состоящий из выборных представителей трех сословий: дворян, мещан и крестьян. Сохранились также ее разработки в области семейного, имущественного, уголовного права. На 1797 г. была намечена новая реформа Сената. Среди проектов можно встретить и размышления о путях ликвидации крепостного права. Так, в одной из записок читаем:

«Вот удобный способ: поставить, что как только отныне кто-нибудь будет продавать землю, все крепостные будут объявлены свободными с момента покупки ее новым владельцем, а в течение сотни лет все или по крайней мере большая часть земель меняют хозяев, и вот народ свободен».

Как видим, Екатерина не надеялась на скорое освобождение крестьян, да и вообще считала «резкий переворот» вредным. По другим сведениям, она готовила указ, который объявлял свободными всех детей крепостных, родившихся после 1785 г. впрочем, все это были лишь проекты. Реальные же реформы казались не только сферы внутреннего управления, сословной организации и экономики. Среди важнейших следует назвать реформу образования.

Будучи прилежной ученицей философов-просветителей, Екатерина понимала, что успех любых социальных преобразований зависит от уровня просвещенности народа, от его способности воспринимать новое.

В начале упоминалось о том, что пример императрицы, увлекавшейся чтением и сочинительством, имел благотворное влияние и на развитие русской культуры. Это был тот короткий период, в течение которого существовал своего рода союз государства и культуры, когда культура остро нуждалась в поддержке государства.

Огромной заслугой Екатерины является подъем культурной жизни в стране. Она плохо разбиралась в изобразительном искусстве, но при ней возникла внушительная основа коллекций сегодняшнего Эрмитажа: ее агенты-искусствоведы разъезжали по обедневшим дворам европейских правителей и владетельных особ, покупая шедевры и целые коллекции для северной Семирамиды, как называли Екатерину французские просветители. Императрица, мягко выражаясь, не очень-то чувствовала музыкальную гармонию, но при ней в Петербурге получила постоянную “прописку” оперная труппа итальянцев, а опера “Севильский цирюльник” Паизиелло впервые в 1782 году исполнялась в концертном зале Эрмитажа, После своей первой поездки по России в шестьдесят шестом году Екатерина, когда ей довелось увидеть и услышать пение приветственных кантов, народные мелодии и пляски, обратила внимание на воспитание отечественной музыкальной смены. И это выразилось в конкретной поддержке музыкантов-россиян через дирекцию императорских театров.

Эпоха Екатерины II - это время расцвета русской архитектуры. В это время жили и творили архитекторы Р. П. Никитин, Ю.М. Фельтен, Ж.Б. Валлен - Деламот, И.Е. Старов, В.И.Баженов.

Особая заслуга принадлежит императрице в развитии русской журналистики, расцвет которой пришелся на 60-70-е годы 18 века. В 1769 г. императрица основала сатирический журнал “Всякая всячина”, официальным редактором которого был ее статс-секретарь Г.В.Козицкий. Это издание было необходимо Екатерине, чтобы иметь возможность высказать свою точку зрения на общественно значимые проблемы. В журнале она опубликовала несколько статей, в которых в иносказательной форме объяснила причины неудачи Уложенной комиссии.

Екатерина Вторая совершила множество реформ, поднявших экономику и просвещенность России, за что ее можно смело именовать Великой.

Что же она сделала?

Во-первых, реорганизация Сената. Екатерина Вторая вернула Сенату статус верховного судебного учреждения и забрала у него законодательные функции, оставив их только за императором.

Во-вторых, губернская реформа. Екатерина создала 50 губерний по всей России и устроила там дворянское самоуправление, что создавало абсолютный контроль монаршей властью без вреда для населения.

В-третьих, экономическая реформа. Екатерина Великая ввела бумажные деньги - ассигнации. Собственно, плюс этой реформы в том, что не нужно носить с собой множество медяков в кармане, который они оттягивают все сильнее и сильнее. Все умещается в паре бумажек.

В-четвертых, совершенствование образования. Екатерина создала систему образовательных учреждений. Также она создала множество Воспитательных домов, ученики которых получали не только образование, но и деньги.

В-пятых, ликвидация гетманства у Запорожской Сечи. Украина осталась без каких-либо признаков автономии.

В-шестых, жалованные грамоты городам, в которых определялись права и привилегии купцов, а также права и выгоды горожан.

В-седьмых, указ о вольностях дворян. Этим указом Екатерина разбила предыдущие стращани я дворян и дала им множество привилегий, прав и преимуществ. Кроме того, теперь дворяне не были обязаны служить, стали самоуправцами (в губерниях). Также дворяне стали неприкосновенны: их нельзя было наказывать, лишать свободы и собственности без суда.

В-восьмых, секуляризация церковных земель. Екатерина передала церковные земли Коллегии экономики. Эта реформа заставляла государство содержать церковь, но преимущество этого преобразовании было в том, что теперь государство и определяло, сколько стране нужно церквей и священников. Земли, которые не тратились под застройку монастырей и остальных церковных зданий, отправлялись в государственный фонд.

В-девятых, полицейская реформа. Эта реформа помогала контролировать основное население, его деятельность как физическую, так и нравственно-духовную, потому устанавливался не только полицейский, но и церковный надзор.

В-десятых, свобода предпринимательства. Эта реформа позволяет производить продукты и продавать их за границей. Также эта реформа давала возможность создавать предприятие любому человеку. Экономические свободы населения увеличивались, но управление все более и более централизовалось.

Результаты реформ:

  • Результаты реформ Екатерины Великой двойственны, собственно, поэтому она и великая.
  • Укрепляя власть, она давала населению экономические свободы, из-за чего можно было подняться с низших уровней общества и завести свое предприятие, получить образование.
  • Также была ликвидирована угроза со стороны Запорожской Сечи, так как ее автономия была устранена. Граждане наконец могли участвовать в жизни своей страны, общество стало просвещеннее и свободнее.

Восстановили в прежних правах петровский Сенат. Ранее ликвидированные Берг-коллегия, Мануфактур-коллегия, Главный магистрат снова приступили к делам.

По-прежнему правители создавали при своей особе учреждения, стоявшие над всеми другими, из приближенных и доверенных деятелей. Это — елизаветинская Конференция при высочайшем дворе.

Дальнейшая централизация, бюрократизация управления нашли свое выражение в ликвидации. Важный момент в политике “просвещенного абсолютизма” — созыв в 1767 г. Комиссии для составления нового Уложения. После Соборного уложения 1649 г. накопилось большое количество указов царя и Боярской думы, императорских манифестов и указов. Наконец, созвали Комиссию.

Наказ для уложенной комиссии написала сама Екатерина II. Это была компиляция из сочинений французских просветителей XVIII в. (Монтескье и др.), других мыслителей. Сенат разослал его по учреждениям, центральным и местным. В Москву съехались более 500 депутатов от дворян, торгово-ремесленного населения, государственных крестьян, казаков, нерусских народов. Послали своих депутатов коллегии.

Комиссия открылась в конце июля 1767 г. Преобладание дворянских представителей и верноподданнические чувства большинства депутатов объясняют тот факт, что в начале своей работы Комиссия приняла решение — поднести императрице титул “Великой, Премудрой и Матери Отечества” . Оно получило силу закона, который стал единственным непосредственным результатом работы Комиссии.


В связи с начавшейся воиной с Турцией Комиссия в январе 1769 г. была распущена. Правда, частные комиссии продолжали работу над материалами по организации управления и суда, и они были использованы позднее, при проведении областной реформы и подготовке жалованных грамот дворянству и городам: Указ 4 декабря 1774 г. возвестил об окончательном упразднении Уложенной комиссии.

Дальнейшие реформы Екатерины II . В последующие годы императрица и ее окружение, Сенат и другие ведомства проводят курс на дальнейшее укрепление абсолютизма, централизацию и бюрократизацию управления, принимают меры в интересах различных сословий. Дворяне получают щедрые пожалования — земли и крепостных крестьян. Одновременно издали манифесты, способствовавшие занятиям предпринимательством и торговлей, и это отвечало интересам дворян, купцов, ремесленников и крестьян. Один из указов (1775 г.) говорил о свободе открытия промышленных предприятий. Другой указ (1779 г.) вдвое повышал оплату труда приписных крестьян на заводах, а их владельцев, что было гораздо существеннее, освободил от обязательных поставок железа и снарядов в казну. Правительство лавировало, давало льготы не только дворянству и богатому купечеству, но и ремесленному, крестьянскому сословиям.

Реформу управления Екатерина II провела и на основной территории России. “Учреждение о губерниях” 1775 г. возвестило появление 50 губерний, более мелких, чем ранее существовавшие 23 обширные губернии. Возглавлял каждую из них губернатор, а группу из двух-трех губерний, или наместничество,— наместник, или генерал-губернатор. Губернии делились на уезды во главе с капитан-исправниками. Города составляли особые административные единицы во главе с городничими, или комендантами; только в обеих столицах, Петербурге и Москве, во главе администрации стояли обер-полицмейстеры.

Областная реформа, по сути дела, перенесла коллегиальные порядки из центра в провинцию. Создавалась более единообразная и стройная бюрократическая система, подчиненная наместникам и губернаторам, центральным коллегиям и императрице.

В 80-е гг. ликвидировали ряд коллегий. В 1785 г. выдали жалованные грамоты дворянству и городам. Первая из них свела воедино все привилегии господствующего сословия, прежде всего провозгласила их монопольное право на земли и крестьян; далее — право сословного суда, права на устройство заводов и торговлю, организацию корпораций в губерниях и уездах, выбора должностных лиц и др.

По второй грамоте горожане делились на шесть разрядов: купцы и мещане, дворяне и чиновники, духовенство.

Конец эпохи “просвещенного абсолютизма” . С кончиной императрицы (7 ноября 1796 г.) закончилась целая эпоха русской истории.

При Екатерине II существенно увеличились территория страны, население (на 75%), доходы (более чем вчетверо). Победы на суше и море прославили русское оружие, воинское искусство. Столь же впечатляющи успехи в хозяйстве и культуре. Но нельзя не видеть при всем этом тяжелого положения трудовых слоев населения. Недаром в правление Екатерины II произошло самое мощное в истории феодальной России народное восстание во главе с Е. И. Пугачевым .

Правление Екатерины II продолжалось более трех с половиной десятилетий (1762—1796). Оно наполнено многими событиями во внутренних и внешних делах, осуществлением замыслов, продолжавших то, что делалось при .

В своей политике Екатерина II опиралась на русское дворянство, особенно ее “сливки” — гвардию. Недаром российские дворяне и при жизни ее, и после кончины говорили и писали о золотом веке Екатерины Великой, матушке-государыне, мудрой правительнице. Этот венок славы сплетали и русские одописцы, писатели — Державин и прочие, и зарубежные корреспонденты, прежде всего французские философы-просветители.

XVIII век — эпоха “просвещенного абсолютизма”, “союза философов и монархов”.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.