Реабилитация пациентов с ограниченными возможностями по зрению презентация к уроку на тему. Социально-педагогическая реабилитация детей с нарушением зрения карандаева татьяна аркадьевна Понятие реабилитация инвалидов по зрению

11390 0

Важнейшей задачей медико-социальной экспертизы является реабилитация инвалидов.

Реабилитации незрячих уделяется очень большое внимание. Реабилитация включается в систему государственных социально-экономических, медицинских, профессиональных, педагогических, психологических и других мероприятий, направленных на предупреждение заболеваний, ведущих к временной или стойкой утрате трудоспособности и на возвращение больных и инвалидов в общество и к общественно полезному труду.

При освидетельствовании больного ВТЭК формирует индивидуальную программу реабилитации инвалида. В планировании и проведении реабилитационных мероприятий должны участвовать не только учреждения медицинской и социальной помощи, но и предприятия, а также сами инвалиды и их семьи.

Созданная научно обоснованная система медико-социальной реабилитации слепых и инвалидов по зрению включает комплекс медицинских, психологических, социологических, педагогических, профессионально-трудовых программ, поэтапное и взаимосвязанное применение которых способствует восстановлению здоровья, трудоспособности и социальной интеграции незрячих. В комплексе реабилитационных мер ведущую роль играет восстановительное лечение. Благодаря достижениям современной офтальмологии, особенно офтальмохирургии, многим тысячам слепых возвращено зрение.

Большое значение имеет также элементарная реабилитация слепых — развитие мобильности, сенсорного восприятия, овладение навыками ориентировки в пространстве, самообслуживания, домоводства, обучение письму и чтению по точечной азбуке Брайля (дающей возможность из комбинации 6 выпуклых точек создать 63 знака, достаточных для обозначения букв алфавита, цифр, знаков препинания, а также математических и нотных знаков), овладение средствами тифлотехники (от греч. typhlos — слепой, techne — искусство — отрасль техники, разрабатывающая приспособления, приборы и системы, компенсирующие частичную или полную потерю зрения, облегчающие преодоление психологического комплекса неполноценности).

Для проведения элементарной реабилитации существуют специальные школы, а также специальная служба при правлениях и на предприятиях обществ слепых. Необходимое для социально-трудовой реабилитации профессиональное обучение или переобучение незрячих осуществляется в специальных техникумах, профессионально-технических училищах, а также непосредственно на предприятиях обществ слепых, где они приобретают доступные им профессии.

Незрячие дети проходят курс элементарной реабилитации в специальных школах-интернатах, где они получают общее среднее образование. Обучение и воспитание в этих школах строится с учетом своеобразия развития детей при разных формах нарушения зрения. Существуют раздельные школы для слепых и слабовидящих детей. Обучение в школах ведется по типовым и специальным программам, основанным на принципах отечественной тифлопедагогики. В школах-интернатах осуществляется также трудовая подготовка, имеющая политехническую направленность. Выпускники школ-интернатов работают на предприятиях обществ слепых либо на других предприятиях.

Часть выпускников продолжают обучение в высших или средних специальных учебных заведениях и по окончании их работают в различных отраслях народного хозяйства по специальности. Важнейшим, завершающим этапом реабилитации является возвращение инвалида к профессиональному труду. Разработанная научно обоснованная система трудового устройства слепых обеспечивает предоставление работы, соответствующей функциональным возможностям слепого и не оказывающей отрицательного влияния на состояние его здоровья. Производственное обучение и трудовая деятельность слепых и слабовидящих — инвалидов I и II групп осуществляются на учебно-производственных предприятиях обществ слепых, где созданы необходимые условия труда, учитывающие функциональные возможности инвалидов. Инвалиды III группы, а также определенная часть инвалидов I и II групп работают в общих условиях производства.

При определении видов, условий и режимов труда необходимо учитывать доступность профессиональной деятельности, а также (что особенно важно) противопоказанные факторы условий труда. В табл. 25 приведены основные факторы условий труда, противопоказанные инвалидам с различными формами глазной патологии, которые объединены в восемь категорий.

Ковалевский Е.И.

3.2 Социальная реабилитация инвалидов с нарушениями слуха

Окружающая среда с ее многочисленными объектами, восприятие которых осуществляется с помощью слуха, для лиц, страдающих глухотой, является нередко малодоступной. Требуются определенные реабилитационные мероприятия, для того чтобы данная категория инвалидов имела равные возможности жизнедеятельности со здоровыми.

Существуют различные классификации по степени потери слуха, среди которых самая распространенная - классификация, принятая Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ). Её можно представить в виде таблицы 1.

Таблица 1: Классификация слуховых нарушений .

Социально-средовая реабилитация инвалидов с патологией слуха представляется социальными методами обучения, созданием специальных производственных условий, условий труда. Сущность социальной реабилитации инвалидов с нарушениями слуха состоит в приведении окружающей среды в соответствие с потребностями инвалидов, в создании условий для доступа инвалидов к информации, которой располагает здоровое общество.

Инвалиды с выраженной патологией слуха испытывают определенные сложности в обучении. Требуются специальные методы в связи с невозможностью получения а также воспроизведения информации из-за патологии коммуникативных функций. Для этой категории инвалидов существуют специальные школы для глухих и слабослышащих. Чем раньше начато обучение, тем больше вероятности развития речи. Существуют тренажеры для развития слухового, слухо-вибротактильного восприятия, применяется аппаратура для коллективных и индивидуальных занятий.

В целях социально-бытовой и социально-средовой реабилитации инвалидов с нарушениями слуха используется много технических средств. Среди них индивидуальные слуховые аппараты. Для создания максимального комфорта людям с частичной потерей слуха рекомендуется оснащение бытовых и производственных помещений следующей аппаратурой: индикатор телефонного вызова с возможностью подключения комнатного светильника; телефонная трубка с усилителем; световой сигнализатор дверного звонка; будильник со световой, вибрационной индикацией; телефон-принтер с памятью со встроенным экраном;

Специфические ограничения жизнедеятельности у лиц с нарушениями слуха заключаются в затруднении получения информации. В связи с этим глухота не только создает проблемы "доступа" к транспорту, сколько ограничивает возможности его использования без дополнительных приспособлений. В связи с этим как реабилитационное мероприятие выступает информационное обеспечение инвалидов с патологией слуха на транспорте, оснащение транспорта для глухих и плохослышащих, которое представлено световым сигнализатором остановки и начала движения, "бегущей строкой" - информацией о наименовании станции, мигающим маяком.

В связи с тем, что в основе причин глухоты лежат вредные условия труда, в реабилитационных целях применяют звукоизоляцию, вибропоглощение, дистанционное управление. Используются и индивидуальные средства защиты: виброгасящие перчатки, обувь, ушные шлемы.

Для действенной реализации программ социальной реабилитации инвалидов с нарушениями слуха представляется важным осуществления субтитрования общественно значимых информационных и других телепередач, выпуск видеопродукции (с субтитрами), адресованной инвалидам.

Для социальной реабилитации инвалидов с патологией слуха важное значение имеет Всероссийское общество глухих, которое располагает широкой сетью реабилитационных учреждений, где осуществляется обучение, трудоустройство и меры по социальной интеграции лиц с данной патологией.

В федеральном законе "О социальной защите инвалидов в РФ" прописаны льготы для лиц, страдающих нарушениями слуха. Инвалиды обеспечиваются необходимыми средствами телекоммуникационного обслуживания, специальными телефонными аппаратами, инвалиды обеспечиваются бытовыми приборами и другими средствами, необходимыми для социальной адаптации .

Таким образом, в результате проведенного анализа можно сделать выводы, что для полноценной жизни этой категории инвалидов необходимо создание условий для доступа к информации, которой располагает здоровое общество.

3.3 Социальная реабилитация инвалидов с нарушением зрения

Зрение является одной из ведущих функций человека, оно обеспечивает получение более 90% информации о внешнем мире. При частичной или полной утрате зрения человек испытывает большие трудности в самообслуживании, передвижении, ориентации, общении, обучении, трудовой деятельности, т.е. в осуществлении всей полноты жизнедеятельности.

В соответствии с Международной номенклатурой нарушений, ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности выделяются зрительные нарушения:

Глубокое нарушение зрения обоих глаз;

Глубокое нарушение зрения одного глаза с низким зрением другого;

Среднее нарушение зрения обоих глаз;

Глубокое нарушение зрения одного глаза, другой глаз нормальный.

Нарушения зрения, степень которых может быть уменьшена при помощи компенсирующих средств и которые можно исправить очками или контактными линзами, обычно не считаются зрительными нарушениями.

Социально-бытовая и социально-средовая реабилитация инвалидов с нарушениями зрения обеспечивается системой ориентиров – осязательных, слуховых и зрительных, которые способствуют безопасности передвижения и ориентировке в пространстве.

Осязательные ориентиры: направляющие поручни, рельефные обозначения на поручнях, таблицы с выпуклыми надписями или шрифтом Брайля, рельефные планы этажей, здания т.п.; изменяемый тип покрытия пола перед препятствиями. Слуховые ориентиры: звуковые маяки при входах, радиотрансляция. Зрительные ориентиры: различные специально освещаемые указатели в виде символов и пиктограмм с использованием ярких, контрастных цветов; контрастное цветовое обозначение дверей и т.п.

Решающий момент в психологической реабилитации - восстановление социальных позиций инвалида по зрению, изменение отношения к своему дефекту и восприятие его как личного качества, индивидуальной особенности.

Особое место занимает обучение навыкам использования в работе компьютерной оргтехники, умению ориентироваться в научной информации, эффективно ее использовать для решения практических задач. Развивается практика индивидуального обучения. Организовываются воспитательная, культурно-просветительская работа и досуг учащихся.

Курс социальной реабилитации обеспечивает овладение навыками самостоятельной ориентировки в пространстве, социально-бытовой ориентировки и самообслуживания, чтения и письма по системе Брайля, машинописи и других коммуникативных средств. Незрячих обучают правилам пользования общественным транспортом, учат делать покупки в магазине, пользоваться почтой и т.д.

Инвалиды с патологией зрения испытывают определенные трудности при необходимости самостоятельного пользования транспортом. Для слепых важны не столько технические приспособления, сколько адекватная информация – вербальная, звуковая (ориентирующая, предупреждающая об опасности и др.)

Слабовидящий человек нуждается при пользовании транспортом в изменении величины указателей, усилении контрастности цветовой гаммы, яркости освещения объектов, транспортных элементов, которые позволяют ему использовать, дифференцировать, различать транспортные средства и устройства. Для человека с полной утратой зрения доступ к общественному транспорту возможен лишь с посторонней помощью.

Важное значение для социальной интеграции инвалидов со зрительными расстройствами имеют меры социальной реабилитации. Для реализации этих мер необходимо обеспечение незрячих вспомогательными тифлотехническими средствами:

Для передвижения и ориентировки (трость, системы для ориентации – локаторы лазерные, световые и др.)

Для самообслуживания – тифлосредства культурно-бытового и хозяйственного назначения (кухонные приборы и приспособления для приготовления пищи, для ухода за ребенком и др.)

Для информационного обеспечения, обучения;

Для трудовой деятельности – тифлосредства и приспособления, которыми незрячих обеспечивает производство в зависимости от вида трудовой деятельности .

Важную роль в социальной реабилитации слепых и слабовидящих, в улучшении качества их социальной защиты и расширении объема социальных услуг играет в РФ Всероссийское общество слепых, где осуществляется самые различные формы социальной реабилитации, способствующие их интеграции. В системе ВОС имеется широкая сеть производственных предприятий и объединений, где созданы специальные условия организации труда, учитывающие функциональные возможности незрячих.

В федеральном законе "О социальной защите инвалидов в РФ" прописаны льготы для инвалидов с нарушениями зрения. Инвалиды по зрению обеспечиваются бытовыми приборами, тифлосредствами .


Заключение

Социальная реабилитация личности - это сложный процесс ее взаимодействия с социальной средой, в результате которого формируются качества человека, как подлинного субъекта общественных отношений.

Одной из главных целей социальной реабилитации является приспособление, адаптация человека к социальной реальности, что служит, пожалуй, наиболее возможным условием нормального функционирования общества.

Целью курсовой работы являлся анализ социальной реабилитации инвалидов и методика её осуществления, а также выработка практических рекомендаций, направленных на совершенствование методики осуществления реабилитационных мероприятий. Анализ результатов позволяет сделать следующие выводы:

1) социальную реабилитацию можно определить, как комплекс мер, направленных на восстановление разрушенных или утраченных индивидом общественных связей и отношений вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, изменения социального статуса, девиантного поведения личности. Сущность социальной реабилитации - это восстановление возможностей для социального функционирования при том состоянии здоровья, которым после излечения располагает инвалид. Сущность и содержание социальной реабилитации в значительной мере зависит от того, как понимают инвалидность ведущие субъекты этого процесса, из каких идейно-методических оснований исходят.

2) основной целью социальной реабилитации является восстановление социального статуса личности, обеспечение социальной адаптации в обществе, достижение материальной независимости. Выявлено, что объем и содержание социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями зависит в немалой степени от тех принципов, которыми руководствуются в своей деятельности субъекты реабилитации, общество в целом, государство, организующие и реализующие соответствующие социальные программы. Субъекты процесса, при проведении социальной реабилитации должны придерживаться принципов, которые несут в себе основную идею – идею гуманизма.

3) установлено, что методика осуществления социальной реабилитации реализуется путём двух направлений: социально-бытовой адаптации и социально-средовой ориентации.

4) выявлено, что социально-бытовая адаптация предполагает формирование готовности личности к бытовой, трудовой деятельности и развитие самостоятельности при ориентации во времени и пространстве. Осуществляется она путём приспособления окружающей среды к функциональным возможностям инвалида и включает такие мероприятия, как обустройство квартиры инвалида, оснащение помещений специальными вспомогательными устройствами для облегчения самообслуживания, информирование членов семьи инвалида по различным вопросам и т.п. Также проводятся занятия-практикумы в центрах социального обслуживания населения и экскурсии, которые призваны помочь инвалиду ориентировании на местности.

5) в ходе работы удалось выяснить, что во время проведения социально-бытовой адаптации, в процессе совместной деятельности происходит социально-средовая ориентация инвалида. Это процесс формирования готовности личности к самостоятельному осмыслению окружающей обстановки. Методика осуществления – это обучение; обучение социальной независимости, обучение распоряжаться деньгами, пользоваться гражданскими правами, участвовать в общественной деятельности, обучение навыкам проведения отдыха, досуга, занятий физкультурой и спортом, обучение пользованию для этого специальными техническими средствами и т.д.

6) в связи со значительным увеличением количества лиц с ограниченными возможностями социальная реабилитация расширяет свои методики оказания помощи этой категории населения, при этом учитываются особенности не только отдельной категории инвалидов, но и непосредственно конкретного человека. Изучение показало, что определённого подхода к себе требуют инвалиды с психическими нарушениями и интеллектуальной недостаточностью, поскольку

95 % инвалидов этой категории, признанны нетрудоспособными и остаются на пенсионном обеспечении пожизненно. Осуществляется социальная реабилитация путём восстановления трудового статуса и приобретения способностей жить в естественных условиях. Один из способов достижения способности вести независимую, личностно удовлетворяющую жизнь это репетиция-имитация "нормальной" самостоятельной жизни и общественных взаимодействий. Что касается инвалидов с нарушениями слуха, то здесь социальная реабилитация проводится с помощью обучения, созданием специальных производственных условий, условий труда, основная цель – это создание условий для доступа инвалидов к информации, которой располагает здоровое общество. Свои особенности есть и в оказании социальной реабилитации инвалидам с нарушением зрения. Курс социальной реабилитации обеспечивает овладение навыками самостоятельной ориентировки в пространстве, социально-бытовой ориентировки и самообслуживания, чтения и письма по системе Брайля, машинописи и других коммуникативных средств.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты, основные выводы и обобщения способствуют более глубокому пониманию содержания социальной реабилитации инвалидов и методики её осуществления.


Список использованных источников

1 Комплексная реабилитация инвалидов: Учебное пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений / Т.В. Зозуля, Е.Г. Свистунова, В.В. Чешехина; под ред. Т.В. Зозули. – М.: "Академия", 2005. – 304 с.

2 Словарь – справочник по социальной работе / Под ред. д-ра ист. наук проф. Е.И. Холостовой. – М.: Юристъ, 1997. – 424 с.

3 Социальная работа: Словарь – справочник /Под ред. В.И. Филоненко. Сост.: Е.А. Агапов, В.И. Акопов, В.Д. Альперович. – М.:"Контур",1998. – 480 с

4 Социальная геронтология в схемах, таблицах и опорных конспектах: Учебное пособие/ сост. Т.П. Ларионова, Н.М. Максимова, Т.В. Никитина. – М.: "Дашков и К", 2009. – 80 с.

5 Холостова Е.И., Дементьева Н.Ф. Социальная реабилитация: Учебное пособие. 2-е изд. – М.: "Дашков и К", 2003 – 340 с.

6 Основы социальной работы: Учеб. пособие для студ. 0-753 высш. учеб. заведений / Под ред. Н. Ф. Басова. - М: Издательский центр "Академия", 2004. - 288 с.

7 Социально-экономическая помощь населению // Internet resource: http//n-vartovsk.ru/adm

8 Социально-бытовая реабилитация инвалидов // Internet resourсe: http//www.sci.aha.ru.

9 Дементьева Н.Ф., Устинова Э.В. Формы и методы медико-социальной реабилитации нетрудоспособных граждан: Учебное пособие. – М.: ЦИЭТИН, 1991.

10 Internet resourсe: http//www.megananny.ru/soc-sr-orient

11 Психическое здоровье пожилых людей //Internet resourсe: http//terms/monomed.ru

12 Психическое здоровье – это больше, чем отсутствие психических расстройств //Internet resourсe: http//[email protected]

13 Сафонова Л.В. Содержание и методика психосоциальной работы: Учебное пособие – М.: Издательский центр "Академия", 2006. – 224 с.

14 Internet resourсe: http//www.kwota.ru/181-fz.phtml

15 Internet resourсe: http//www.classs.ru/library1/economics/savinov/

16 Internet resourсe: http// kadrovik.ru/docs/08/fzot24.11.95n181-fz.htm

17 Социальная работа / под общей ред. Проф. В.И. Курбатова. Серия "Учебники, учебные пособия". – Ростов н/Д: "Феникс", 1999. – 576 с.

18 Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы: Учебное пособие для вузов. Изд. 2-е доп. и испр. М: Академический Проект, 2005. - 512 с.


Техники наши, отечественные, во многом проигрывают: и тяжелее, и менее долговечны, и больших габаритов, и менее удобны в эксплуатации. 2.3 Проблема социальной реабилитации инвалидов и основные пути, и способы её решения сегодня Социально-демографическая структура общества, оставаясь всегда неоднородной, предполагает выделение в ней нескольких обобщенных людских когорт, которые могут быть...

Дополнительную помощь в работе от всех служб учреждения. Заключение Целью выпускной квалификационной работы явилось изучение возможностей трудотерапии как метода социальной реабилитации инвалидов, проживающих в условиях психоневрологического интерната. Достижение этой цели предусматривали следующие задачи: – изучить научно-методическую, специализированную литературу и другие источники...

В этих учреждениях сосредоточен самый тяжелый контингент детей с поражением опорно-двигатель­ного аппарата. Основная цель этих учреждений - осуществ­ление медико-социальной реабилитации детей-инвалидов посредством непрерывной интенсивной восстановительной терапии и протезирования, психологической коррекции, школьного и трудового обучения, профессиональной подго­товки и последующего рационального...

Необходимые требования доступности и интеграции, однако на практике далеко не всегда можно говорить о готовности и возможности обеспечивать заявленное и достигать обозначенных целей. Системы социальной защиты инвалидов, сложившиеся в развитых странах, включают в себя ряд взаимосвязанных элементов, отражаемых в нормативном закреплении прав инвалидов, прав и обязанностей государственных органов, ...


После диагностического этапа приступают к реализации медицинских, образовательных, психологических, социальных, социальных, трудовых и технических мероприятий.

Предоставление реабилитационных услуг осуществляют федеральные, областные и муниципальные организации социальной сферы (системы социальной защиты населения, образования, здравоохранения, культуры, спорта, государственной службы занятости), а также негосударственные организации.

По данным Всероссийского общества слепых и Федерального бюро медико-социальной экспертизы в медицинской реабилитации нуждаются 94% инвалидов по зрению, в профессиональной – 83%, социально-средовой и социально-бытовой – 65%, в социо-культурной – 93%, в физкультурно-оздоровительной – 100%.

1. Медицинская реабилитация:

· медикаментозное лечение - назначается комплексное лечение, направленное на улучшение питания сетчатки и стимулирование ее функции. Применяются комплексы витаминов, АТФ, алоэ, сосудорасширяющие и другие препараты.

· Оксигенотерапия – лечение кислородом

· Физиотерапия

· Активное плеоптическое и плеоптоортоптическое лечение

· Лазеротерапия - для консервативного лечения;

· ЛАЗЕРНАЯ ХИРУРГИЯ

· лечение на специальных аппаратах, тренажерах, выполнение упражнений для развития зрения - ВИДЕОКОМПЬЮТЕРНАЯ КОРРЕКЦИЯ ЗРЕНИЯ – уникальная технология лечения амблиопии у детей и взрослых;

· Очковая коррекция - необходим ранний и правильный подбор очков, динамическое наблюдение за состоянием зрения и систематическое лечение.

· лечебная физкультура.

· Дети регулярно осматриваются врачом-офтальмологом

1. Образовательная реабилитация:

Дошкольное образование детей с нарушением зрения:

· Детские сады, ясли-сады и дошкольные группы для слепых детей (наполняемость групп 10 человек);

· Детские сады, ясли-сады и дошкольные группы для слабовидящих детей (наполняемость групп 10 человек);

· Детские сады, ясли-сады и дошкольные группы для детей с косоглазием и амблиопией (наполняемость групп 10-12 человек);

· Специальные дошкольные учреждения комбинированного вида

· При ДОУ открываются консультативные группы для детей, не посещающих сад. Эти группы могут также открываться и при общественных организациях, при частных ДОУ. Цель создания данных групп – помощь родителям в воспитании детей с нарушением слуха, обучение их методам и приемам, наблюдение за динамикой развития такого ребенка и т.д.

В ясли-сад принимаются дети с 2 до 7 лет на основе медицинского заключения и психолого-педагогического обследования на ПМПК.

Цель данных учреждений - обеспечение лечения, возможного восстановления и развития нарушенных зрительных функций у детей, а также создание коррекционно-компенсаторных условий с целью предупреждения вторичных отклонений и устранение недостатков познавательной деятельности и нежелательных личностных качеств ребенка.

Педагогическая работа исходит из программ обучения и воспитания в массовых детских садах, на основе которых разрабатываются специальные программы. Разработана специальная программа для обучения и воспитания данной категории детей – Л.И. Плаксиной.

Общие положения организации коррекционно-педагогического процесса:

· В работе всегда учитываются общие и индивидуальные специфические особенности нарушения зрения у детей;

· Модифицируют учебные планы и программы, увеличивают срок обучения и перераспределяют материал, изменяют темп его прохождения;

· Дифференцированный подход в условиях уменьшенной наполняемости групп;

· Осуществляется работа по социально-бытовой адаптации и самореализации личности ребенка с нарушением зрения;

· Создаются офтальмогигиенические условия в учебных классах. Особые требования к освещенности, к организации режима с максимальным использованием дневного света.

В процессе обучения развиваются все элементы зрительного восприятия :

· способность видеть вблизи и вдаль,

· наблюдать за движущимися предметами,

· способность различать форму предметов, краски, рассматривать картинки,

· ориентироваться в пространстве.

· Развитие зрительных функций дополняется развитием слуха и осязания.

Для слабовидящих разрабатывают различные приспособления: очки, оптические средства (лупы, проекторы, линзы), телескопические очки, учебники с крупным шрифтом, тетради со специальной разлиновкой.

- ответственность за лечебный процесс несет министерство здравоохранения.

Школьное образование детей с нарушением зрения

· Специальные коррекционные школы III вида для незрячих детей с остаточным зрением (0, 08 – 0, 04 и ниже). Наполняемость классов – до 8 человек. Общий срок обучения – 12 лет.

· Специальные коррекционные школы IV вида для слабовидящих детей с остротой зрения (0, 05 – 0, 04 на лучше видящем глазу). А также принимаются дети с косоглазием и амблиопией для продолжения лечения. Наполняемость классов – до 12 человек. Общий срок обучения – 12 лет.

Школьное обучение . – часто совмещают 3 и 4 вид.

Виды задач школьного обучения детей с нарушением зрения:

· учебно-воспитательные задачи;

· коррекционно-развивающие;

· санитарно-гигиенические;

· лечебно-восстановительные;

· социально-адаптационные;

· профориентационные.

Цель – обеспечить детям с нарушением зрения знания, умения и навыки в объеме программы общего образования,

· обеспечить профилактику, лечение и развитие остаточного зрения,

· компенсировать в определенной мере недостаточный зрительный опыт и психологические особенности, обусловленные заболеваниями.

3 ступени образования:

I ступень – начальное общее образование (нормативный срок освоения 4 года);

II ступень – основное общее образование (нормативный срок освоения 6 лет);

III ступень – среднее (полное) общее образование (нормативный срок освоения 2 года).

В школе-интернате обучение осуществляется по учебникам массовой школы:

· печатаются более крупным шрифтом и специально преобразованными изображениями, доступными для зрительного восприятия слабовидящего ребенка

· учебники с рельефно-точечным шрифтом (по системе Брайля) для незрячего.

С целью компенсации зрительного дефекта используют тифлотехнические и аудиовизуальные средства обучения: специальные приборы для письма, преобразователи световых сигналов в звуковые и тактильные.

Выпускники школы-интернаты получают такой же, как и в массовой школе, аттестат о среднем образовании государственного образца и могут на общих основаниях поступать в высшие, средние специальные и технические учебные заведения по доступным им специальностям или работать в отраслях народного хозяйства по их физическим возможностям.

2. Социально-бытовая реабилитация инвалидов по зрению имеет существенную специфику.

Им необходимо научиться обслуживать себя без зрительного контроля или при минимальном контроле. Она включает базовую элементарную реабилитацию и ориентировку в замкнутом и открытом пространстве.

Базовая элементарная реабилитация связана с умением следить за своим внешним видом, принимать пищу, общаться согласно правилам этикета, быть независимым в проживании (уметь найти упавшую вещь, воспользоваться сантехникой, приготовить еду и прочее) и умением ориентироваться в пределах помещения. а также умение пользоваться бытовыми электроприборами: плитой, чайником, миксером, стиральной машиной и т.д.

Ориентировка в замкнутом и открытом пространстве предполагает безопасное перемещение инвалида по зрению от места проживания до объекта (магазин, почта, поликлиника..) и ориентирование внутри данного объекта. Без навыков самостоятельной ориентировки в пространстве мобильность инвалида всегда будет зависеть от зрячего сопровождающего. У больных формируют навыки использования сохранных анализаторов и оптических средств пространственном ориентировании, обучение комплексному восприятию сигналов разной модальности, формирование навыков ориентирования по типу карта-путь и карта-обозрение. А также обязательное обучение приемам передвижения с помощью ориентировочной трости.

Еще одним важным компонентом социально-бытовой реабилитации является компьютерная грамотность, которая в настоящее время становится для невидящих и средством общения и средством удовлетворения информационных и других потребностей.

Социокультурная реабилитация обеспечивает доступ к культурному наследию человечества и возможность личного творчества, а также открывает доступ к различным видам отдыха и развлечений. Это становится возможным благодаря обучению чтению и письму по рельефно-точечной системе Брайля.

Социальные услуги включают семейную реабилитацию, предполагая помощь незрячим в создании семьи, поддержании в ней благоприятного климата, работу со зрячими родственниками.


Тема: Структурная и функциональная организация слуховой сенсорной системы.

1. Роль слухового анализатора в жизнедеятельности человека – эссе.

2. Анатомическое строение слухового анализатора – актуализация знаний, самостоятельная подготовка студентов.

3. Психофизические показатели слуха.

Социальная реабилитация - восстановление основных социальных функций личности, общественного института, социальной группы, их социальной роли как субъектов основных сфер жизни общества. В содержательном плане по существу включает в концентрированном виде все аспекты реабилитации.

Социальная реабилитация инвалидов по зрению имеет свои особенности.

При нарушении остроты зрения снижается различительная способность зрительного анализатора, возможность детального зрения, что ограничивает возможность обучения, получения профессионального образования и участия в трудовой деятельности. При значительном нарушении остроты зрения (вплоть до слепоты) резко ограничиваются и другие категории жизнедеятельности. Лица с концентрическим сужением поля зрения с трудом ориентируются в незнакомой обстановке, несмотря на относительно высокие показатели остроты зрения. Мобильность их значительно ограничена.

Абсолютная или практическая слепота приводят к резкому ограничению основных категорий жизнедеятельности. Абсолютно слепые люди практически утрачивают способность к самообслуживанию и физической независимости.

В связи с дефицитом зрения окружающая среда воспринимается незрячими с помощью других анализаторов. Преобладающей становится информация акустическая, тактильная, кинестетическая, светоцветовая. Приобретает значение форма и фактура предметов и материального мира в целом. В процессе осязательного восприятия участвуют руки, подошвы ступней, в осязании мелких предметов - язык и губы.

Важную роль в жизнедеятельности слепых играет слух, память и внимание.

Начальным звеном системы общей реабилитации инвалидов по зрению является медицинская реабилитация, которая представляет собой комплекс мер, направленных на восстановление утраченных функций или компенсацию нарушенных функций, замещение утраченных органов, приостановление прогрессирования заболеваний.

Медицинская реабилитация неразрывна с лечебным процессом - уже в ходе реализации медицинских услуг для потерявшего зрение человека должен предусматриваться наиболее полный учет возможностей дальнейшей реабилитации: минимально травмирующая операция и т.д.

Следующим крупным разделом медицинской реабилитации является восстановительная и реконструктивная хирургия, которая восстанавливает пораженные органы зрения, создает органы или их части взамен утраченных, а также устраняет нарушения внешности, полученные в результате заболевания или травмы.

Комплексную оценку состояния организма проводит медико-социальная экспертиза (МСЭ) - определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.

В состав Бюро МСЭ входят врачи различных специальностей, специалист по реабилитации, психолог, специалист по социальной работе. При необходимости в данный состав могут быть включены другие специалисты.

Технология медико-социальной экспертизы включает четыре основных этапа.

Первый этап: вынесение врачами-экспертами клинико-функционального диагноза.

Второй этап - определение категорий и степени выраженности ограничений жизнедеятельности.

По результатам социальной диагностики оформляется Карта, которая служит одним из обоснований медико-экспертного заключения.

На третьем этапе выявляются реабилитационные возможности относительно восстановления конкретных видов жизнедеятельности инвалида.

На четвертом этапе происходит определение потребностей инвалида в мерах реабилитации. Конечным результатом данного этапа экспертизы является формирование индивидуальной программы реабилитации (ИПР) - это разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями, медико-социальной экспертизы комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

Весь цикл лечебно-восстановительных мероприятий сопровождает психологическая реабилитация, содействуя преодолению в сознании больного представлений о бесполезности реабилитации.

Кроме того, психологическая реабилитация направлена на преодоление страха перед действительностью, устранение социально-психологической неполноценности, укрепление активной и деятельной личностной позиции.

Психологическое обеспечение реабилитационного процесса лиц, имеющих нарушения зрения представляет собой совокупность задач, являющихся актуальными на каждом из его этапов. Именно психологические составляющие во многом определяют направленность реабилитационных мероприятий, эффективность проведения реабилитации и конечный результат в целом.

Необходим тщательный анализ психологической работы на всех этапах реабилитации, изучение перспективных направлений сотрудничества и взаимодействия психолога с другими специалистами (врачами, социальными работниками, педагогами, реабилитологами и т.д.).

На каждом из этапов реабилитации слепых можно выделить задачи психологического обеспечения, соответствующие ведущим факторам каждого из этапов. Инвалид по зрению как объект реабилитации присутствует на каждом из них, психологическая реабилитация также присутствует на различных ступенях этого процесса.

Для положительного эффекта психологическое сопровождение реабилитационных мероприятий одинаково важно на всех этапах, поэтому нецелесообразно рассматривать преимущества психологической работы на той или иной ступени, можно говорить лишь о большей или меньшей значимости отдельных видов психологической помощи.

У большинства инвалидов наблюдаются проявления неблагоприятных психологических признаков различной степени выраженности. Субъективно это находит отражение в жалобах на плохой сон, нервно-психическое напряжение, повышенную утомляемость, раздражительность, снижение психической активности, работоспособности. Часто имеют место явления социально-психологической дезадаптации в виде ухудшения семейных отношений, сужения круга общения, формирования негативных установок к окружающим людям и т.д.

Для успешного проведения психологических мероприятий необходимо учитывать их объем, структуру, направленность, целесообразность сочетания с другими методами лечения и реабилитации. Каждый из этапов реабилитационного процесса имеет специфические особенности. В соответствии с этим и методы психологического воздействия должны исходить из возможностей и потребностей реабилитации на определенном этапе.

Ведущей задачей специалистов в области психологической реабилитации является обеспечение позитивных изменений в психоэмоциональной сфере и структуре личности инвалида по зрению. Для ее решения необходимы не разовые и односторонние меры, а комплексный подход, предполагающий учет внешних и внутренних факторов, воздействующих на личность. Поэтому при работе с инвалидами по зрению профессиональная деятельность психолога предполагает многоплановость работу и включает в себя все направления реабилитационного процесса.

Наряду с другими направлениями психологической реабилитации, к которым традиционно относят психологическую диагностику, психокоррекцию, психопрофилактику и психогигиену, одним из основных является также психологическое просвещение, так как одной из основных задач психологической реабилитации является организация и проведение психологической работы по формированию здорового образа жизни и психологической культуры, а также разработка и внедрение образовательных психологических программ для незрячих и их родственников.

Одной из важнейших и непростых задач психолога является разъяснение зрячим сути непривычного и, часто, непонятного для них поведения слепого человека в обычных жизненных ситуациях и необходимой коррекции взаимоотношений обеих сторон. Успех этой работы заключается в формировании чувства взаимопонимания и взаимоуважения между инвалидами по зрению и здоровыми людьми в повседневных условиях жизни.

Принято считать, что удовлетворение потребностей человека в жилище, пище, одежде и досуге объединяется понятием быт. Бытовые потребности зависят от уровня материального благополучия, круга жизненных интересов, набора социальных ценностей, которыми дорожит каждый человек, от возможностей его здоровья.

Одним из направлений социальной реабилитации инвалидов по зрению является социально-бытовая реабилитация, необходимость которой обусловлена тем, что инвалидность по зрению приводит к значительному числу ограничений в возможностях самообслуживания и передвижения, которые здоровый человек использует, даже не задумываясь об их значимости.

Социально-бытовая реабилитация инвалидов по зрению - это система и процесс определения оптимальных режимов общественной и семейно-бытовой деятельности инвалидов в конкретных социально-средовых условиях и приспособления к ним, а также система и процесс определения структуры наиболее развитых функций инвалида с целью последующего подбора на этой основе вида общественной или семейно-общественной деятельности.

Мероприятия по социально-бытовой реабилитации включают:

  • - информирование и консультирование инвалида и его семьи;
  • - «адаптационное» обучение инвалида и его семьи;
  • - обучение самообслуживанию и сохранности; овладению социальными навыками;
  • - адаптацию жилья к потребностям инвалида по зрению;
  • - оказание помощи в решении личных проблем;
  • - социально-психологический патронаж семьи;
  • - обеспечение инвалида техническими средствами реабилитации и обучение пользованию ими.

При определении своего местоположения слепой вынужден использовать осязание и слух, а обнаружить изученные ранее объекты, находящиеся на небольшом расстоянии ему поможет трость.

Звуковые ориентиры можно обнаружить издали. Разумеется, зримый ориентир куда надежнее звучащего, так как на пути могут быть множество факторов, искажающих направление звука.

Перед выходом из дома нужно изучить и запомнить расположение основных препятствий и ориентиров намечаемого маршрута, что серьезно облегчит проведение последующих занятий. Выходить на местность следует в любую погоду. Это способствует отработке умения не теряться, не паниковать в экстремальных ситуациях. Также занятия рекомендуется проводить в различное время: ранним утром, в полдень, в вечернее время, а также в будни и выходные дни. Благодаря такому чередованию незрячий быстрее научится улавливать различия в звуковом фоне на месте проведения занятий, что очень важно для его ориентировки.

Полезно использовать навыки, приобретенные до потери зрения. К ним относятся: знание планировки местности, умение разбираться в планах и картах, пользоваться различными видами транспорта, умение одеваться по погоде, опора на которые может повысить эффективность обучения, но при этом обучающий сам должен владеть аналогичными навыками.

Особый подход требуется при обучении мобильности незрячих пожилого возраста.

В отдельных случаях удобно пользоваться помощью специально обученной собаки-проводника. Но прежде чем решиться взять собаку в дом, необходимо понять, что собака - живое существо со своей биологией, характером, инстинктами.

Отсутствие зрения осложняет выполнение бытовых функций и требует продумывания каждой мелочи. При организации быта незрячего необходимо учитывать его специфику. В соответствии с указанными специфическими особенностями незрячего устраивается и его быт, с чем необходимо считаться всем, проживающим совместно с ним. С возрастом незрячему становится тяжелее и приходит необходимость в помощи, которая может быть получена от членов семьи, родных и близких, друзей, социальных работников и других людей.

Педагогическая реабилитация инвалидов по зрению включает в себя, в первую очередь, мероприятия воспитательного и обучающего характера в отношении инвалидов по зрению и направлены на то, чтобы он овладел знаниями, умениями и навыками самоконтроля и осознанного поведения, самообслуживания, получил необходимый уровень общего или дополнительного образования.

Важнейшая цель этой деятельности - выработка уверенности в собственных возможностях, создание установки на активную самостоятельную жизнь. В ее рамках осуществляется также профессиональная диагностика и профессиональная ориентация инвалида, обучение его соответствующим трудовым навыкам и умениям, а также подготовка или переподготовка к новой профессии, основанной на доступных для них видах деятельности.

Социально-профессиональная (трудовая) реабилитация инвалидов по зрению включает в себя комплекс мероприятий: приспособление производственной среды к нуждам и потребностям инвалида, адаптацию инвалида к требованиям производства.

Социальная реабилитация в условиях стандартной производственной среды требует достаточно значительных усилий и расходов, так как по общему правилу проекты производственных мощностей и инфраструктура предприятий проектируется на основе требований, далеких от нужд инвалидов.

Прежде чем приступить к профессиональной реабилитации, необходимо: выяснить специальность, предшествующую инвалидности, о возможности работать без посторонней помощи, о желании ознакомиться с организацией труда, о факторах, препятствующих овладению профессией или ремеслом без зрения или с остаточным зрением.

После выяснения соответствия желаемого, возможного и целесообразного вносится ясность в суть проблемы. Нельзя не учитывать то, что многие инвалиды в настоящее время стали более информированными о своих правах на социальную поддержку и трудовую занятость.

В условиях сокращения возможностей трудоустройства на предприятиях, инвалидам по зрению, желающим работать, остается осваивать сложные технологии и пробиваться в интеллектуальную сферу деятельности, в бизнес, хотя для многих незрячих привлекателен бытовой труд как наиболее приемлемый, удобный и в семейном плане экономически целесообразный.

Социокультурная деятельность выступает важнейшим социализирующим фактором, приобщая людей к общению, согласованию действий, восстанавливая их самооценку.

В рамках социокультурной реабилитации инвалидов по зрению следует, прежде всего, применять досуговую реабилитацию.

Социокультурная реабилитация инвалидов - это комплекс мероприятий и условий, позволяющих адаптироваться инвалидам в стандартных социокультурных ситуациях: заниматься посильной работой, находить и использовать нужную информацию, расширять свои возможности интеграции в обычную социокультурную жизнь. В рамках социокультурной реабилитации инвалидов следует, прежде всего, применять досуговую реабилитацию. Это не просто включение инвалида в досуговое окружение, но и формирование у него качеств, позволяющих использовать различные формы досуга.

Социокультурная реабилитация способствует расширению творческого потенциала.

Использование средств культуры и искусства способствует реабилитации инвалидов, ускорению их социальной интеграции и возрастанию их трудовой активности. Одна из задач социокультурной реабилитации заключается в том, чтобы выявить, какие виды деятельности интересуют инвалидов, и по возможности организовать их реализацию.

Кроме того, социокультурная реабилитация способствует расширению творческого потенциала инвалида. Основы процесса социокультурной реабилитации составляют разнопрофильные культурно-реабилитационные мероприятия (информационно-образовательные, развивающие и т. п.), которые направлены на развитие коммуникативных навыков, приобретение опыта социального взаимодействия, новых умений и навыков, расширение круга общения.

В качестве элемента социокультурной реабилитации можно рассматривать спортивную реабилитацию инвалидов по зрению, в которой особенно сильны механизмы соперничества, действующие также зачастую в сфере творческой реабилитации.

Эффективному занятию спортом помогают новые технологии, такие как сопровождение спортсмена на дистанции в соревнованиях по легкой атлетике и лыжным гонкам тренером-лидером, разработаны специальные спортивные игры для незрячих (голбол (звенящий мяч), торбол и др.)

Заниматься биатлоном позволяют специальные винтовки с радио маяком, благодаря которому спортсмен ориентируется на звук.

Существуют специально сконструированные шахматные и шашечные доски с выпуклыми и втопленными клетками одного цвета, шахматные фигуры вставляются в специальное отверстие, сделанное в доске и отличаются вырезанным ободком, обозначающим цвет фигуры. По такому же принципу изготавливаются шашки. Также эффективным средством в реабилитации инвалидов по зрению являются занятия туризмом.

Помимо перечисленных видов реабилитационной деятельности, есть определенное специальное направление, в рамках которого осуществляется восстановление способности к социальной деятельности как восстановление способности к общению - «социокоммуникативная реабилитация», которая нацелена на восстановление непосредственных социальных взаимодействий инвалида с социальными сетями.

Социокоммуникативная реабилитация инвалида по зрению невозможна, если у него отсутствует доступ к получению информации, Ключом доступа к информации у инвалидов по зрению являются информационные технологии.

В современных условиях роль информации неуклонно расширяется во всех сферах человеческой деятельности. Возможность активного участия человека в информационном обмене становится одним из важнейших факторов социального полноправия.

Поскольку, как уже отмечалось, большую часть информации человек получает через зрение, для незрячих людей проблема информационного обмена представляется особенно острой.

Возможность самостоятельного пользования специально предназначенными для слепых и слабовидящих изданиями (рельефными или озвученными) рассматривается незрячими как величайшее благо.

Издание литературы, будь то рельефно-точечный шрифт по системе Л. Брайля, или в аудиоформате, требует значительных временных и материальных затрат. Их применение может обеспечить этой категории инвалидов доступ лишь к незначительной части информации, доступной зрячим.

Эффективное решение проблем инвалидов по зрению в сфере информационного обмена находится в области использования информационных компьютерных технологий, в том числе специально адаптированных для лиц с глубокими нарушениями зрения (тифлотехнологии).

Миллионы людей уже не представляют свою жизнь без использования достижений информационных технологий. Процесс развития информационных технологий оказал решающее воздействие на доступность информационной среды для инвалидов по зрению.

С потерей зрения человек теряет 80% получаемой информации и нетрудоспособен - общепризнанный стереотип, сложившийся годами. Естественно, человеку с проблемами зрения трудно конкурировать со здоровыми, зрячими людьми, особенно на рынке труда. Инвалиду приходится значительно труднее выполнять операции, чем здоровому человеку. Но люди с физическими ограничениями могут полноценно трудиться, используя в профессиональной деятельности устройства, компенсирующие потерю зрения и помогающие воплощать в жизнь задачи, выполняемые зрячими людьми в различных сферах профессиональной деятельности.

Реабилитация (фр. rehabilitation от лат. re врозь + habilis удобный, приспособленный) в медицине - комплекс медицинских, психологических, педагогических, профессиональных и юридических мер по восстановлению автономности, трудоспособности и здоровья лиц с ограниченными физическими и психическими возможностями в результате перенесённых (реабилитация) или врожденных (абилитация) заболеваний, а также в результате травм.

Современный этап развития российского общества характеризуется активизацией деятельности граждан в рамках добровольных объединений с целью отстаивания своих интересов. Целью ВОС на современном этапе социально-экономического развития является содействие осуществлению государственной политики в области социальной защиты инвалидов по зрению, обеспечение им равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод.

Средством достижения этой цели является комплексная реабилитация лиц с нарушением зрения, позволяющая им восстановить социальный статус, достигнуть материальной независимости, адаптироваться в обществе.

Реабилитация инвалидов по зрению определяется организацией мероприятий, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

Реабилитация охватывает все возрастные группы и категории инвалидов по зрению: слепых, слабовидящих, работающих и неработающих по состоянию здоровья и возрасту.

В организации Всероссийского общества глухих работают кружки по ориентированию в пространстве, домоводству, работает квалифицированный психолог. Ведётся обучение по освоению специализированной звуковой программы на компьютере, обучению чтения по методу Брайля и многое другое.

Ежегодно многие инвалиды по зрению проходят курс комплексной реабилитации ВОС совместно с сотрудниками Центра реабилитации инвалидов. Социально-бытовая и социально-средовая реабилитация инвалидов с нарушениями зрения обеспечивается системой ориентиров - осязательных, слуховых и зрительных, которые способствуют безопасности передвижения и ориентировке в пространстве.

Осязательные ориентиры:

ь направляющие поручни,

ь рельефные обозначения на поручнях,

ь таблицы с выпуклыми надписями или шрифтом Брайля,

ь рельефные планы этажей, здания т.п.;

ь изменяемый тип покрытия пола перед препятствиями.

Слуховые ориентиры:

ь звуковые маяки при входах,

ь радиотрансляция.

ь Зрительные ориентиры:

ь различные специально освещаемые указатели в виде символов и пиктограмм с использованием ярких, контрастных цветов;

ь контрастное цветовое обозначение дверей и т.п.;

ь текстовая информация на таблицах должна быть максимально краткой.

Строительные элементы на путях движения у лиц с ослабленным зрением следует оборудовать системой типовых ориентиров-указателей, выполненных на основе цветового, акустического и тактильного контраста с окружающей поверхностью.

Зрительные ориентиры и другая визуальная информация должна быть достаточно продумана, чтобы не допускать их переизбытка, способствующего созданию "тепличных" условий и утрате навыков пространственной ориентировки. Важное значение, для социальной интеграции инвалидов со зрительными расстройствами имеют меры социальной реабилитации. Для реализации этих мер необходимо обеспечение незрячих вспомогательными тифлотехническими средствами:

ь для передвижения и ориентировки,

ь для самообслуживания - тифлосредства культурно-бытового и хозяйственного назначения,

ь для информационного обеспечения, обучения,

ь для трудовой деятельности - тифлосредства и приспособления, которыми незрячих обеспечивает производство в зависимости от вида трудовой деятельности.

Для лиц с остаточным зрением и слабовидящих необходимы специальные средства коррекции зрения: увеличивающие приставки, лупы, гиперокуляры, телескопические очки, а также некоторые тифлотехнические средства бытового, хозяйственного и информационного назначения. Применение тифлотехнических средств наряду с другими реабилитационными мероприятиями создает предпосылки для достижения равных со зрячими возможностей и прав для разностороннего развития, повышение культурного уровня, раскрытия творческих способностей незрячих, их активного участия в современном производстве и общественной жизни.

ООО Научно-производственная фирма "Купав-А" готовит тестовый выпуск электронных тростей, которые во многом смогут заменить собаку-поводыря для инвалидов по зрению. Основной учредитель фирмы - 18-летний Павел Курбацкий сейчас студент МГТУ им. Баумана, изобрел этот прибор, когда учился в старших классах армавирской школы. С 2011 г. автор проекта представлял трость-навигатор на конкурсах инновационных разработок. Устройство признано лучшим инновационным проектом года в 2011 году, в 2012 году автор проекта стал победителем всероссийского конкурса "Ученые будущего", проводимом МГУ им. М.В. Ломоносова и компанией Intel, получив путевку на всемирный форум научной молодежи "Intel ISEF 2013", где также вошел в число победителей.3 марта 2014 года Роспатент, по результатам проведенных экспертиз, принял решение о выдаче Павлу патента на трость-сканер. Разработчик находится в контакте с ведущим базовым институтом ВОС по проблемам реабилитации инвалидов по зрению.

Последний проект Павла Курбацкого-интерактивные очки для слепых и слабовидящих. Это изобретение уже работает на практике в администрации Армавира, где его презентовали в начале 2013 г. Очки помогают незрячим свободно передвигаться по территории, оснащенной специальными датчиками-информаторами. Слабовидящий, на входе в здание, получает очки со встроенными наушниками, через которые датчики подсказывают ему дорогу. Такие датчики можно использовать где угодно - на улицах городов и поселений, в общественном транспорте. Тогда все люди в интерактивных очках смогут чувствовать себя комфортноhttp: //dislife.ru.

Инвалиды с патологией зрения испытывают определенные трудности при необходимости самостоятельного пользования транспортом. Для слепых важны не столько технические приспособления, сколько адекватная информация - вербальная, звуковая. Слабовидящий человек нуждается при пользовании транспортом в изменении величины указателей, усилении контрастности цветовой гаммы, яркости освещения объектов, транспортных элементов, которые позволяют ему использовать, дифференцировать, различать транспортные средства и устройства. Для человека с полной утратой зрения доступ к общественному транспорту возможен лишь с посторонней помощью.

Важную роль в социальной реабилитации слепых и слабовидящих, в улучшении качества их социальной защиты и расширении объема социальных услуг играет в РФ Всероссийское общество слепых, где осуществляется самые различные формы социальной реабилитации, способствующие их интеграции. В системе ВОС имеется широкая сеть производственных предприятий и объединений, где созданы специальные условия организации труда, учитывающие функциональные возможности незрячих. В Федеральном законе "О социальной защите инвалидов в РФ"прописаны льготы для инвалидов с нарушениями зрения. Инвалиды по зрению обеспечиваются бытовыми приборами, тифлосредствами, необходимыми им для социальной адаптации. Ориентиром на местности может быть искусственный или естественный объект, являющийся отличительным признаком данной местности. Не каждый объект может служить ориентиром на данной местности. Так, например, отдельные деревья и небольшие группы деревьев являются хорошими ориентирами в поле. Но эти же деревья в лесу перестают быть ориентирами из-за их многочисленности, по ним уже нельзя определить свое положение на местности и направление пути. Ориентиры должны нести новую информацию о пространстве и не должны быть избыточными. Доступная среда для слепых на курорте стала создаваться сравнительно недавно. Форсированная укладка тактильной плитки шла почти весь прошедший год. Например, в Сочи очень сильно изменилась ситуация для слепых и слабовидящих людей. Желтые метки помогают избегать травм и ориентироваться. Легче стало передвигаться по улицамwww.sochi-express.ru. . Однакосами строители не задумываются о функциональности среды для инвалидов. Встречаются случаи и с некачественными материалами. "Для себя" ВОИ и ВОС города Сочи уже составили списки тех, кто качественно делает работу по созданию безбарьерной среды, а кто халтурит. Немало неудобств, доставляет слепым людям брошенный на тротуарах строительный мусор. Уже есть случаи, когда слепые получили очень серьезные травмы. В настоящее время с определенной уверенностью можно сказать, что инвалид, вооруженный техническими средствами профессиональной реабилитации, может составить достойную конкуренцию здоровому человеку. В сфере профессиональной реабилитации незрячих инвалидов существует ряд проблем, требующих решения.

Их можно выделить в следующие группы:

ь проблемы, связанные с обеспечением незрячих инвалидов электронными устройствами;

Ни для кого не секрет, сколько стоит устройство воспроизведения книг в формате Daisy, который может отлично подойти незрячему педагогу. Или, например, персональный компьютер с "MicrosoftOffice" и лицензионной программой экранного доступа JAWS, помогающий незрячему специалисту в работе и т.д. Все эти очень нужные вещи зачастую не доступны не только лично для незрячего инвалида, но и для той организации, в которой он хотел бы и мог бы работать.

ь проблемы, связанные с освоением и эффективным использованием на практике самими незрячими инвалидами электронных средств реабилитации;

Не всегда незрячий специалист умеет правильно и эффективно использовать в своей работе средства реабилитации. Необходимо комплексное информирование инвалидов по зрению о рациональном применении электронных средств реабилитации. Важно знание самих незрячих того, как и каким образом можно оптимизировать производственный процесс и выполнять задачи, поставленные работодателем быстро и качественно.

ь проблемы создания и производства средств реабилитации;

В настоящее время распространенные средства реабилитации имеют много недостатков (дороговизна устройств, сложность их освоения, проблема сервисного обслуживания), которые только препятствуют комфортному их использованию. Нужно отметить господство зарубежных производителей в сфере производства устройств профессиональной реабилитации. Существующие модели отечественного производства не всегда отвечают требованиям, предъявляемым к устройствам для использования людьми с нарушениями зрения.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.