Ре третьей октавы как пишется. Вокал

    Вид строфы (см.). Состоит из 8 строк с обязательным чередованием рифм в следующем порядке: 1. ж, м, ж, м, ж, м, ж, ж или 2. м, ж, м, ж, м, ж, м, м; при этом первые три нечетные строки рифмуются между собой точно так же, как и первые три четные, а … Литературная энциклопедия

    Октава - ОКТАВА может быть рассматриваема как твердая форма и как твердая строфа. Считая а мужскою рифмою, в женскою, а второю мужскою и в второй женской, имеем схемы: 1) b a b a b a b′ b‘ 2) a b a b a b a a 3) b b′ b b′ b b′ b′ b′ 4)… … Словарь литературных терминов

    - (лат. octava, от octo восемь). 1) в музыке: восьмая ступень диатонической гаммы от основного тона. 2) самый низкий человеческий голос. 3) род стихов, с восьмистрочными строфами. 4) в католической церкви всякое восьмидневное празднество. 5)… … Словарь иностранных слов русского языка

    ОКТАВА, октавы, жен. (от лат. octavus Восьмой). 1. Восьмой тон гаммы, звучащий сходно с первым, но в более высоком регистре и имеющий одинаковое с первым название (муз.). || Соответствующий интервал между первым и восьмым тоном гаммы (муз.).… … Толковый словарь Ушакова

    Октава (от лат. octava ≈ восьмая) в музыке, ═ 1) интервал, охватывающий восемь ступеней диатонического звукоряда или шесть целых тонов. Принадлежит к числу совершенных консонансов. С точки зрения акустики, О. ≈ интервал между двумя частотами (f1… …

    октава - ОКТА´ВА (позднелат. octava, итал. ottava, от лат. octo восемь) восьмистишная строфа итальянского происхождения с расположением рифм по системе: abab abcc. Стихотворный размер О. обычно пятистопный или шестистопный ямб. При писании октав… … Поэтический словарь

    I Октава (от лат. octava восьмая) в музыке, 1) Интервал, охватывающий восемь ступеней диатонического звукоряда или шесть целых тонов. Принадлежит к числу совершенных Консонансов. С точки зрения акустики (См. Акустика), О.… … Большая советская энциклопедия

    - (от лат. octava восьмая). 1) Восьмая ступень диатонич. звукоряда. 2) Самый низкий по высоте из входящих в состав каждого звука обертонов (призвуков); по числу колебаний относится к осн. звуку натурального звукоряда как 2:1 … Музыкальная энциклопедия

    Октавная система способ группировки и обозначения музыкальных звуков на основе их октавного сходства. Музыкальные звуки, частота которых отличается в два раза воспринимаются на слух как очень похожие, как повторение одного звука на разной высоте … Википедия

В данной статье поговорим о том, что такое октавы на пианино и как с ними совладать. Знания нот октавы особенно важно на начальном этапе освоения клавишных, поскольку это базовые основые - без них далеко не уедешь. Музыкальные звуки могут по разному слышаться и их объединили по звучанию в определенные группы - октавы и они по разному называются...

бывают «Первая октава», «Вторая», «Третья», «Четвёртая» и «Пятая». «Малая октава», «Большая», «Контроктава, «Субконтроктава».

Поняв и изучив как клавиатура делиться на октавы, вы легко сможете разобраться с любым клавишным инструментом, научитесь читать с листа и играть даже сложные музыкальные произведения.

Что такое октава на клавиатуре пианино?

Октава представляет собой тип музыкального интервала или расстояние между двумя нотами с одноименным названием. Например, найдите на клавиатуре ноту "до" и отсчитайте вверх или вниз восемь белых клавиш, то есть дойдите до следующей "до".

Термин "октава" заимствован от латинского слова "octavus", что означает восьмой.

Две соседние клавиши образовывают полутон и, соответственно, весь интервал составляет 12 полутонов. Каждая нота обладает своей собственной звуковой частотой, другими словами, скоростью колебания звука. Два звука, разделенных 8 ступенями, имеют частотное соотношение 2:1. Так, к примеру, нота "ля" содержит частоту 440 Гц, а на октаву выше она будет звучать на 880 Гц. Таким образом, это самый согласованный или приятно звучащий интервал.

Сколько октав у пианино

В предыдущем разделе мы познакомились с термином, а теперь узнаем, как называются октавы, где какая расположена и выясним, как они звучат. Вся клавиатура любого стандартного фортепиано делится на 7 октав плюс несколько дополнительных клавиш по краям.

Сначала посмотрим на основные три, которые находятся в середине клавиатуры, поскольку они часто используемые. В самом центре расположена первая окатва со средней высотой нот (261,63 - 523,25 Гц) и нотационным обозначением (С4-В4). Ниже ее стоит малая октава, звучание которой можно охарактеризовать, как умеренно-низкое (130,81- 261,63 Гц). Вторая октава (С5-В5), наоборот, выше первой и звучит умеренно высоко (523,25 - 1046,5 Гц). Далее добавляем еще две по обе стороны: большая октава (С2-В2) с низким тоном (65,406 - 130,81 Гц) и с другой стороны третья октава(С6-В6) с высоким тоном (1046,5 - 2093,0 Гц). Из полных у нас осталась контроктава (С1-В1) с чрезвычайно низким звуком (32,703 - 65,406 Гц) и четвертая (С7-В7) с чрезвычайно высоким (2093,0 - 4186,0 Гц). В самом нижнем регистре есть еще две клавиши А0 и В0, которые называются субконтроктава (16,352 - 32,703 Гц).

нажмите на картинку для увеличения

Это простой, но достаточно эффективный способ представить себе октавы, где каждая имеет свою собственную территорию, а также понять, как они звучат, прежде чем есть возможность их услышать.

А вот как выглядят первая и малая октавы в нотной тетради:

Как играть октавы на пианино

Один из лучших способов освоить октавы и усовершенствовать технику игры через . Лучше всего начинать с до-мажор. Играть нужно очень медленно, отрабатывая по отдельности каждую руку.

Со временем и упорством ваш навык вырастит, и вы будете чувствовать себя более комфортно и уверенно. С этого момента можно переходить на более быстрый темп. Но не торопитесь. Во-первых, ваши запястья могут устать, так как не привыкли к растяжке. Во-вторых, нужно отработать технику сбрасывания веса руки на клавиши, сохраняя при этом плечи свободными. Благодаря этим занятиям выработается выносливость, и пальцы привыкнут к форме интервала. Кроме того, регулярная игра гамм, усиливает представление об октавах в уме и значительно улучшает общее понимание каждой, а также способность быстро передвигаться по клавишам.

Несравненная Сара Воэн давно и навсегда в числе любимых джазовых певиц спецкорра Асириса. Ее голос - потрясающий инструмент.
У обычного человека 1,5 октавы, а пользуется он только 3-4 нотами? ().
У Сары диапазон три октавы: от сопрано до мужского баритона!
Не хочу ничем обидеть милого и супер-популярного исполнителя этой же самой песни
"Somewhere over the Rainbow"
(),
но можешь сравнить сам.
Теперь ты и лучше выделишь голос Сары Воэн в трио,

Да, что там диапазон! Вслушиваюсь, любуюсь и подпеваю!

Сара Воэн. Sarah Vaughan
23.03.1924, Ньюарк, шт. Нью-Джерси —
03.04.1990, Нью-Йорк
Вокалистка, пианистка. Наряду с Эллой Фицджеральд и Билли Холидэй одна из основоположниц современного инструментального пения. Неоднократно подчеркивала, что на нее сильнейшее влияние оказали импровизации Чарли Паркера и Диззи Гиллеспи. Обладала диапазоном в три октавы, считалась самой лучшей вокалисткой периода бибопа.
Училась играть на фортепиано, работала органисткой в церкви, пела в хоре. В 1943 выиграла вокальный конкурс в гарлемском театре Apollo, и Билли Экстайн, входивший в жюри конкурса, порекомендовал ее Эрлу Хайнзу. В 1943-44 была в оркестре Хайнза второй пианисткой и участницей вокального трио. Через некоторое время Экстайн "забрал" ее в свой бэнд, организовал первые записи (с Тони Скоттом, Диком Уэллсом, Диззи Гиллеспи, Тэдди Уилсоном и другими). В 1945-46 пела в оркестре Джона Кирби, после чего решила выступать на сцене с трио. В 1947 вышла замуж за трубача Джорджа Тредуэлла, ставшим на многие годы ее менеджером. Лучшие ранние записи: Mean To Me (1945), Body And Soul (1946), Once In A While (1947), Ain’t Misbehavin’ (1950), East Of The Sun (1950). После 1955 в основном выступала в клубах, на сцене появлялась редко, в 1967-72 почти не пела (как язвительно замечено в одном из справочников, "долго подыскивала мужей и менеджеров"). Зато в последующие годы посетила более 60 стран, принимая участие в самых разных проектах — от концертов в небольших джаз-клубах до выступлений с симфоническими оркестрами в огромных залах. В 1972 записала альбом с музыкой Мишеля Леграна (Sarah Vaughan — Michel Legrand) с оркестром, которым дирижировал автор. Благодаря записям с различными составами — оркестрами и хорами — вокалистке удалось добиться успеха и вне джаза. Однако джазовые музыканты с удовольствием приглашали ее в свои программы. После триумфального выступления в Карнеги-холле (1979) совершила ряд гастрольных поездок с оркестром Каунта Бэйси, с Джо Пассом, Стэнли Террентайном. В 1978 стала почетным доктором школы Беркли в Бостоне. Когда-то критик Леонард Фэзер написал о ней: "Я слышал вокалистку со спонтанностью Эллы Фицджеральд, с душой Ариты Франклин, с теплотой Пегги Ли, с фразировкой Кармен МакРэй. И все это было у Сары Воэн".

"октавой с Вами мы назвали интервал одинаковых нот, например: До-До, Ре-Ре и т. д. Но это именно значение октавы в нотной грамоте.

А вот на пианино (да и на любом другом клавишном инструменте) физические октавы считаются по клавишам. От "До" до "Си" - одна октава, от следующей "До" до следующей "Си" - другая октава и так далее. На настоящем пианино таких октав 9 (7 полных и 2 неполных), взгляните на картинку:

Название октав на пианино (Рис. 1)

Сравните этот рисунок с Вашим пианино, если он у вас есть (если у Вас синтезатор или midi-клавиатура, то о них читайте ниже - "Октавы на синтезаторе"). Ну что, октавы похожи? Теперь попробуйте найти эти октавы на своем пианино, отделяя их мысленно друг от друга.

Теперь рассмотрим каждую из этих октав.

1. Субконтроктава. Самая первая октава неполная, состоит всего из трех нот: Ля, Ля диез, си.

2. Контроктава. Это уже полная октава на пианино, начинается с ноты До, как и полагается.

3. Большая октава. Обычно в этой октаве играется бас-партия левой рукой.

4. Мaлая октава. И в этой октаве тоже играются бас-партии на пианино.

5. Первая октава. Самая часто употребляемая, особенно по ней учатся читать ноты на нотном стане .

6. Вторая октава. Не менее популярна, чем первая.

7. Третья октава.

8. Четвертая октава.

9. Пятая октава. Состоит всего из одной ноты - До, которая очень высока по звучанию, сравнить ее можно с писком комара!

Важно: запишите себе в блокнот названия этих октав в том порядке, в каком они написаны выше.

Октавы на синтезаторе

"Но на синтезаторе ведь не 9 октав?", скажете Вы. Давайте рассмотрим октавы на примере 5-ти октавного синтезатора:

Название октав на синтезаторе (Рис. 2)

Я это к тому, что на цифровых синтезаторах, где количество октав нечетное, в середине будет "Первая октава". Также и на 7-ми октавном синтезаторе. А чтобы узнать, как называются остальные октавы - смотрите по рисунку (рис. 1).

Бывает, что первая октава не всегда находится в центре, потому что производители могут ее расположить по своему предпочтению (но октавы все равно останутся в том же порядке). Как тогда определить первую октаву? Можно на слух...

Как определить "Первую октаву" на слух?

Первая октава - это удобная октава для спокойного женского голоса. Когда Вы возьмете, например, До первой октавы, у Вас должны возникать ассоциации, как будто Вы разговариваете с женщиной спокойным голосом. Если у вас не возникает такое ощущение - нота До слишком в басах, значит, это не первая октава, а малая.

Я приготовил Вам видео, где Вы услышите, как звучит первая октава. И если Вы не сможете отыскать на своем синтезаторе первую октаву, то Вы вседа можете обратиться к этому видео. Я лично в интернете так и не нашел, где показывают, как именно звучит первая октава. Показывают только, как ее определить на пианино. Но а если у нас нестандартный синтезатор или миди-клавиатура? Тогда смотрим, а, главное, слушаем видео:

Звучание "Первой октавы":

Как звучит первая октава

Но на синтезаторе же можно переключать октавы? Да, если Вы их переключаете, то они все как бы сдвигаются или влево, или вправо, смотря куда Вы их переключили. Но сдвигается звучание, сами-то клавиши остаются на месте. Поэтому лучше, если Вы запомните звучание хотя бы первой октавы, а остальные Вы уже найдете, ориентируясь на первую.

Заключение

Вот мы и рассмотрели с Вами октавы на пианино и на синтезаторе. Переходим на следующий урок, где научимся читать ноты!

Знать диапазон собственного голоса полезно для каждого музыканта. Речь не только о вокалистах, а обо всех людях, занимающихся музыкой - композиторах, гитаристах, пианистах. Знание диапазона помогает писать музыку в комфортных тональностях (или выбирать минуса в нужных тональностях), а также перерабатывать вокальные партии таким образом, чтобы не надорвать связок.

сайт объясняет, как определить диапазон голоса, чтобы правильно рассказать о собственном вокале.

Как описать собственный голос?

Представим, что музыкант откликнулся на объявление местной группы о поиске гитариста с хорошим голосом. Участники коллектива спрашивают музыканта, какой у него голос. Как ответить на этот вопрос?

Описать свой вокал можно тремя способами:

  1. Сравнить свой голос с другим вокалистом. Способ заведомо провальный, так как никто не поверит, что вы поете так же, как Роберт Плант;
  2. Дать общую характеристику своему вокалу. Например, сказать, что вы - лиричный баритон, рок-тенор или роковый альт. Такое описание проще для восприятия, но не несет полезной информации;
  3. Рассказать о диапазоне своего голоса, отметив самую низкую и самую высокую ноту, которую вы можете спеть. Это самый информативный и нормальный способ описания вокала.

Несмотря на понятность третьего способа, часто музыканты дают неполную информацию о диапазоне вокала. Многие приходящие ко мне ученики говорят, что могут спеть все ноты от нижней До до Си бемоль, но не уточняют о каких октавах идет речь.

Как определить диапазон голоса?

Чтобы точно определить диапазон своего голоса, достаточно обратиться к музыкальной теории и октавной системе группировки нот. Все звуки, которые мы можем использовать в музыке и которые различимы человеческим ухом, разбиты на 9 октав. К каждой ноте До привязана цифра, обозначающая октаву, к которой она относится.

Цифра Название октавы
0 Субконтроктава
1 Контроктава
2 Большая октава
3 Малая октава
4 Первая октава
5 Вторая октава
6 Третья октава
7 Четвертая октава
8 Пятая октава

Таким образом, До субконтроктавы будет обозначаться как C0, До контроктавы - C1 и так далее. Все остальные ноты внутри октавы также обозначаются соответствующей цифрой: Фа контроктавы - F1, Соль первой октавы - G4, Ми пятой октавы - E8. Нота До первой октавы находится посередине 88-клавишной клавиатуры и часто берется за отправную точку (в западной музыкальной традиции ее также называют Middle C - серединное До).

Определить диапазон голоса можно с помощью фортепиано или Piano Roll в . Начните поиск звуков, которые вы можете спеть, с До первой октавы (C4). Если вы можете спеть этот звук чисто, двигайтесь вниз, а затем вверх, проверяя доступные вашему голосу ноты. Последние звуки сверху и снизу, которые вы смогли спеть чисто и без дискомфорта для себя и связок - это границы вокального диапазона.

Ноты Ля и Си малой октавы (A3, B3) и До и Ре первой октавы (C4-D4) доступны всем людям. Мужчины и женщины с любым голосом поют эти ноты чисто.

Несмотря на жесткие звуковое разграничение, вы можете без труда брать ноты выше или ниже определенного диапазона. Тем не менее, к диапазону голоса относятся только те ноты, которые вы можете с легкостью и без дискомфорта петь в любой ситуации.

Название Принадлежность Нотация Расшифровка нотации
Бас Мужской E2-D4 От Ми большой октавы до Ре первой октавы
Баритон Мужской F2-G4 От Фа большой октавы до Соль первой октавы
Тенор Мужской A2-C5 От Ля большой октавы до До второй октавы
Альт Женский E3-G5 От Ми малой октавы до Соль второй октавы
Меццо-сопрано Женский E3-B♭5 От Ми малой октавы до Си бемоль второй октавы
Сопрано Женский G3-C6 От Соль малой октавы до До третьей октавы

В каждом виде голоса есть множество подвидов, уточняющих диапазон доступных нот (например, баритон подразделяется на лирический, драматический и тенор-баритон), но такие уточнения не несут практической пользы для обычных музыкантов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.