12.10.2019
Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду. Нвос новая декларация расчет платы скачать бесплатно
В России из года в год усиливается контроль над природной обстановкой. Так, с 1 января 2002 года действует ФЗ «Об охране окружающей среды». В документе отдельным пунктом выделена плата за НВОС - негативное воздействие на окружающую среду. Это положение пришло на смену прежнего, уже устаревшего, закона.
Плата за НВОС в 2019 году
Внимательно прочитайте эту информацию. Здесь представлены новейшие экспертные сведения о НВОС, актуальные для 2019 года.
Скачать новости экологического производства можно совершенно бесплатно!
Просто откройте картинки в полном размере, нажав на них мышкой, и сохраните на свой компьютер или телефон:
Плата за негативное воздействие на окружающую среду 2019: Реквизиты
Для оплаты НВОС есть специальное правило, по которому взносы вносят в 4 приема: три взноса ежеквартально в виде авансов и итоговая выплата в конце года.
Представители среднего и малого бизнеса имеют право платить единожды в год.
Ежеквартальный платеж рассчитывается, как ¼ годового платежа за прошедший год. Таким образом, чтобы просчитать платежи за НВОС на 2018 год, просматривают данные за 2017 год.
При ситуации, когда предприятия в 2017 году еще не было или не велась хозяйственная деятельность, то в 2018 году ничего платить не придется.
Но необходимо произвести все расчеты за 2018 год, чтобы была возможность внести платежи в 2019 году.
Итоговая плата за год. Те предприятия, которые имеют право платить за НВОС раз в год, делают единовременный платеж в конце года. Внести его можно до 1 марта года, следующего за отчетным.
Те компании, которые выполнили авансовые платежи, рассчитывают остаток платежа и вносят его в конце года. Последний срок также 1 марта года, следующего за отчетным.
Платежные поручения оформляются по правилам. Обязательно указывается КБК Росприроднадзора. Точные реквизиты уточняют в территориальных подразделениях Росприроднадзора в районе опасного воздействия на природу.
Следует учитывать, что КБК несколько. Например, на загрязнение водных ресурсов один коэффициент, а на производственные отходы другой.
Реквизиты НВОС
При нарушениях сдачи декларации и задержке оплаты за НВОС назначаются наказания в виде штрафов.
Если предприятие не сдало декларацию, Росприроднадзор сочтет это искажением или сокрытием информации о положении дел в экологии.
Должностные лица в этом случае выплатят штрафы от 3000 до 6000 рублей. Организации выплатят до 80 000 рублей.
Читайте другие статьи для экологов на сайте «Страж Чистоты». Оставайтесь с нами!
Плата за загрязнение окружающей среды – это вид сбора, который взымается с предприятий, негативно влияющих на природу. Помимо уплаты сбора, предприятия должны принимать меры по охране экологии и возмещать нанесенный ущерб. Регулирует правила уплаты Федеральный закон № 7-ФЗ от 10.01.2002 года. Сбор уплачивается в Росприроднадзор (см. → ). В данной статье мы разберем какая плата за загрязнение окружающей среды.
Вредное воздействие на экологию, виды
Негативным влиянием на природу являются действия:
- Выбросы в атмосферу вредных веществ стационарными объектами (трубы заводов, котельных, дизельные установки, резка и сварка металлов и т.д.);
- Размещение отходов;
- Загрязнение водных ресурсов сбросами;
- Нанесение вреда почве и недрам земли.
Кто уплачивает сбор и объекты обложения
Платеж распространяется на физические и юридические лица, в том числе иностранные, на предприятия, организации, учреждения, индивидуальных предпринимателей, которые ведут деятельность на территории РФ, связанную с природопользованием.
Объектами обложения являются стационарные объекты : объекты на земле, загрязняющие почву или выбрасывающие вредные вещества в воздух; объекты, на которых размещаются отходы (отвал, полигон, хранилище и т.д.).
Плата взымается по каждому объекту.
С 1 января 2015 года за выбросы в атмосферу не взымается плата с транспортных средств организаций и ИП.
По мере воздействия на экологию объекты делят на группы:
Объекты 4 группы освобождаются от уплаты платежа.
Сроки уплаты
Согласно новой статье 16.4 Закона № 7-ФЗ сбор уплачивается и предоставляется расчет по нему за календарный год до 1 марта года, следующего за отчетным (ранее сбор платили за квартал).
Каждый субъект РФ предоставляет отдельный расчет. Если на одном субъекте расположено несколько объектов, то расчеты по ним вносятся в единый расчет.
Расчет платежа
Постановлением Правительства РФ № 344 от 12.06.2003 установлены:
- Предельно допустимые нормативы и лимиты выбросов и сбросов в рублях за тонну, отходов – за единицу их размещения;
- Коэффициенты с учетом экологии в разных регионах России.
- Дополнительные коэффициенты для природоохранных зон (санатории, курорты, заповедники и т.д.).
Ставки ежегодно увеличиваются с учетом инфляции. В 2016 году коэффициент инфляции составляет 2,56, а в 2017 – 2,67.
Алгоритм расчета
- В первую очередь нужно узнать точные нормативы, обратившись в свой территориальный Росприроднадзор. Для этого нужно дать информацию: о виде деятельности, о выпускаемой продукции. На основании данных объекту присваивается группа (по уровню негативного воздействия) и устанавливаются ставки. Выдается разрешение, в котором прописаны нормативы и лимиты. Так же выдается свидетельство о классе опасности отходов.
- Определить объемы выбросов или сбросов. Для этого можно пригласить специализированную организацию.
- Произвести расчет, согласно правилам постановления Правительства РФ № 632 от 28.08.92.
Размер платы в пределах допустимых нормативов определяется:
Ставка нормы * объемы загрязнений* дополнительные коэффициенты.
Размер платы в пределах лимитов определяется:
Ставка лимита* (объем загрязнений лимитных – объем загрязнений в пределах допустимых нормативов) * дополнительные коэффициенты.
Размер платы за загрязнения сверх лимитов определяется:
Ставка лимита * (фактический объем загрязнений – объем лимитных загрязнений) * дополнительные коэффициенты*5 (25).
При нескольких видах загрязнений, расчет ведется по каждому виду, потом полученные результаты суммируются.
В зависимости от соблюдения норм и лимитов применяются коэффициенты с 2016 года по 2019 следующие:
Случай применения коэффициента | Коэффициент |
Отходы, переработанные самостоятельно в производстве, пущены во вторичное использование | 0 |
Выбросы (сбросы) в пределах установленных нормативов | 1 |
Масса отходов в пределах установленных лимитов | 1 |
Выбросы в пределах объемов временно допустимых выбросов в период мероприятий по охране экологии и повышении эффективности защиты природы. | 5 |
Массы отходов, превышающие установленные лимиты | 5 |
Выбросы (сбросы), превышающие объем, установленный специальными разрешениями | 25 |
Остальные коэффициенты, применяющиеся в расчете:
- Коэффициент экологической значимости (в каждом регионе свой по атмосфере, почве и воде);
- Дополнительный коэффициент для особых природных зон равен 2 (какие именно зоны: районы крайнего севера и приравненные к ним районы, охраняемые заповедные зоны, национальные парки, курорты, санатории, зоны стихийных бедствий, зоны под действие международных конвенций);
- Дополнительный коэффициент на выбросы в атмосферу городов равен 1,2 (если объект зарегистрирован в городе);
- Коэффициенты инфляции равны: в 2016 году 2,56, а в 2017 – 2,67.
В целях стимулирования организаций проводить меры по эффективному использованию отходов и защите окружающей среды, с 1 января 2016 года введены коэффициенты, уменьшающие ставку платежа:
Класс опасности отходов | Природоохранные меры | Коэффициент |
5 | Создание предприятиями добывающей промышленности полостей в почве для размещения отходов. | 0 |
Отходы производства или потребления в пределах лимитов | Отходы размещены на объектах, которые являются собственностью организации (например, мусорный контейнер на территории, принадлежащей организации). | 0,3 |
4 и 5 | Отходы добывающей и перерабатывающей промышленности, образовавшиеся в результате проведения утилизации. | 0,5 |
3 | 0,64 | |
4 | Результат обезвреживания отходов 3 класса | 0,49 |
4 | Результат обезвреживания отходов 2 класса | 0,33 |
Пример #1. Расчет платежа за негативное воздействие на окружающую среду
Организация использует дизельную установку, которая зарегистрирована в Уральском экономическом регионе, в городе Екатеринбург. За 2016 год установка потребила 3000 литров дизеля. Выбросы составили в пределах установленных норм. Сколько составит платеж за негативное воздействие на окружающую среду?
Расчет ведется в тоннах, поэтому литры дизеля нужно перевести в тонны:
- Перевести в кг, для этого литры нужно умножить на плотность: 3000*0,83=2490 кг.
- Кг перевести в тонны: 2490/ 1000=2,49 тонн.
- Ставка платы за дизель составляет 2,5;
- Установка зарегистрирована в Уральском регионе, поэтому коэффициент экологической значимости составит 2;
- Установка зарегистрирована в городе, поэтому применяется дополнительный коэффициент 1,2;
- Коэффициент инфляции на 2016 год составляет 2,56;
- Выбросы в пределах нормы, поэтому коэффициент соблюдения норм составит 1 (таблица 2).
Сумма платежа составит:
2,49*2,5*2*1,2*2,56*1=38,25 рублей.
Пример #2. Расчет платежа за сброс в водные ресурсы
Предприятие находится в республике Карелия.Допустим, за 2016 год осуществило сброс в водные ресурсы Магния 2 тонны, в том числе:
- В пределах норматива – 0,8 тонн;
- В переделах лимита – 1,5 тонны.
Сколько составит платеж за негативное воздействие на окружающую среду?
Нам известно (согласно нормативным документам):
- Ставка за сброс магния в пределах нормы 6,9, а в пределах лимита 34,5
- Коэффициент экологической значимости республики Карелия (Бассейн Балтийского моря) равен 1,13;
- Карелия – район, приравненный к районам Крайнего Севера, поэтому применяется коэффициент для особых природных зон – 2.
- Коэффициент инфляции 2,56;
- Коэффициент сверхлимитного загрязнения 5 (таблица 2).
Порядок расчета:
- Определить плату в пределах норматива: 6,9*0,8*1,13*2*2,56=31,92
- Определить плату в пределах лимита: 34,5*(1,5-0,8)*1,13*2*2,56=139,72
- Определить плату сверх лимита: 34,5*(2-1,5)*1,13*2*2,56*5=499
Общая сумма составит:
31,92+139,72+499=670,64 руб.
Предприятие заплатит 670,64 рубля.
Порядок постановки на учет
Порядок постановки на учет прописан в новой статье 69.2 Федерального закона № 219-ФЗ. правила действуют с 1 января 2015 года.
В течение шести месяцев с даты ввода в эксплуатацию объекта организация-плательщик обязана встать на учет в Росприроднадзор. Предприятия, которые ведут деятельность на объектах еще до первого января 2015 года, должны встать на учет до 2017 года. Для этого нужно подать соответствующее заявление в бумажном или в электронном виде с электронной подписью.
Организации выдаются нормативы на пять лет. Ежегодно организация обязана подтверждать неизменность данных.
Если у плательщика произошли какие-либо изменения, то в течение 30-ти дней об этом нужно уведомить Росприроднадзор.
О каких изменениях нужно уведомлять:
- Замена или преобразование организации;
- Смена реквизитов (наименование, адрес и т.д.)
- Изменение места регистрации объекта;
- Изменения в технологии, влияющие на виды и объемы выбросов (сбросов, отходов);
- Изменения в обезвреживании выбросов или отходов.
Если организация прекращает вести деятельность на объекте, то нужно подать акт о ликвидации или консервации объекта. В этом случае организацию снимают с учета и платеж не платится.
Организации, работающие на объектах 1,2 и 3 групп с 1 января 2015 года обязаны составлять программу экологического контроля. По итогам отчетного периода в Росприроднадзор подаются сведения о назначенных лицах по контролю, о проведенных мероприятиях и о результатах контроля.
Отчетность по платежу
До 10 марта года, следующего за отчетным нужно предоставить в территориальный орган Росприроднадзора форму «Декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду».
Помимо Декларации необходимо представлять технический отчет, подтверждающий неизменность производства и сырья. Технический отчет подается через год, после утверждения нормативов и в течение 10-ти дней. Например, нормативы утвердили 15.03.2016 года, значит отчет нужно подать до 25.03.2017 года. И так ежегодно. Отчет так же подается и в бумажном, и электронном виде. Если его не предоставить, то платеж будет исчисляться как сверхлимитное загрязнение.
Если у организации есть опасные отходы, то нужно предоставить паспорта на каждый вид отходов, подтверждающие класс опасности (исключение – 5 класс опасности).
Штрафы и санкции за нарушение правил уплаты
Вид нарушения | Штраф с организации | Штраф с должностных лиц | Штраф сграждан |
Умышленное искажение или скрытие информации: – о состоянии окружающей среды и природных ресурсов; – о загрязняющих источниках; – о возникновении радиации. | 20-80 | 3-6 | 0,5-1 |
Умышленное искажение или скрытие данных: – полученных в результате проведения плана по экономическому контролю; – в заявлении при постановке на учет; – в декларации; – отчета о выполнении мер по повышению эффективности использования отходов. | 20-80 | 3-6 | 0,5-1 |
Несвоевременная постановка на учет или отсутствие постановки на учет | 30-100 | 5-20 | – |
Отсутствие паспортов с указанием класса опасности отходов | До 100 |
За просрочку платежа начисляются пени в размере 1/30 ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый календарный день просрочки.
Ответы на актуальные вопросы по плате за загрязнение окружающей среды
Вопрос №1. Нужно ли платить плату за негативное воздействие на природу офисам?
Если есть отходы от компьютерной и орготехники, лампы, бытовые отходы, то платить платеж нужно. Если офис заключит договор со специализированной компанией по утилизации отходов и отходы перейдут в собственность этой компании, то платеж будет платить эта компания, а не офис.
Вопрос №2. Освобождены ли от платежа арендаторы?
За объект взымается платеж, не зависимо от формы собственности. Если в договоре аренды оговорено, что плату вносит арендодатель, то тогда арендатору платить платеж не нужно.
Вопрос №3. Что будет, если не получить паспорт на отходы?
Если на предприятии имеются отходы с классом опасности, то на них обязательно нужно получить паспорта. В противном случае грозит штраф до 100 000 рублей.
По объектам, подлежащим федеральному государственному надзору (в соответствии с приложением к Соглашению между Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и Правительством Москвы о передаче Правительству Москвы осуществления части своих полномочий Российской Федерации в области охраны окружающей среды, утвержденному распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.03.2014 № 337-р, установлены следующие реквизиты для оплаты государственных пошлин за негативное воздействие на окружающую среду:
- Государственная пошлина за выдачу разрешения на вредное физическое воздействие на атмосферный воздух:
Р/с 40101810045250010041
БИК 044525000
ИНН 7704221753
КПП 770401001
ОКТМО – 45 374 000
КБК 048 1 08 07250 01 1000 110
В назначении платежа:
«Государственная пошлина за выдачу разрешения на вредное физическое воздействие на атмосферный воздух»;
- Государственная пошлина за выдачу разрешения на выброс (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю стационарных источников:
УФК по г. Москве (Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы л/с 04731А87640)
Р/с 40101810045250010041
Главное управление Банка России по Центральному федеральному округу г. Москва (сокращенное наименование - ГУ Банка России по ЦФО)
БИК 044525000
ИНН 7704221753
КПП 770401001
ОКТМО – 45 374 000
КБК 048 1 08 07261 01 1000 110
В назначении платежа:
«Государственная пошлина за выдачу разрешения на выброс (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю стационарных источников»;
- Государственная пошлина за выдачу разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при эксплуатации транспортных и иных передвижных средств:
УФК по г. Москве (Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы л/с 04731А87640)
Р/с 40101810045250010041
Главное управление Банка России по Центральному федеральному округу г. Москва (сокращенное наименование - ГУ Банка России по ЦФО)
БИК 044525000
ИНН 7704221753
КПП 770401001
ОКТМО – 45 374 000
КБК 048 1 08 07263 01 1000 110
В назначении платежа:
«Государственная пошлина за выдачу разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при эксплуатации транспортных и иных передвижных средств»;
- Государственная пошлина за выдачу разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду:
УФК по г. Москве (Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы л/с 04731А87640)
Р/с 40101810045250010041
Главное управление Банка России по Центральному федеральному округу г. Москва (сокращенное наименование - ГУ Банка России по ЦФО)
БИК 044525000
ИНН 7704221753
КПП 770401001
ОКТМО – 45 374 000
КБК 048 1 08 07270 01 1000 110
В назначении платежа:
«Государственная пошлина за выдачу разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду»
По региональным объектам реквизиты для оплаты государственной пошлина за выдачу разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками :
УФК по г. Москве (Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы л/с 04732803000)
Р/с 40101810045250010041
Главное управление Банка России по Центральному федеральному округу г. Москва (сокращенное наименование - ГУ Банка России по ЦФО)
БИК 044525000
ИНН 7704221753
КПП 770401001
КБК 803 1 08 07262 01 1000 110
ОКТМО – 45 374 000
Назначение платежа: «Государственная пошлина за выдачу разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарных источников, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, не подлежащих федеральному государственному экологическому контролю »
Реквизиты для внесения платежей за негативное воздействие на окружающую среду:
- Плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами
УФК по г. Москве (Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы л/с 04731А87640)
Р/с 40101810045250010041
Главное управление Банка России по Центральному федеральному округу г. Москва (сокращенное наименование - ГУ Банка России по ЦФО)
БИК 044525000
ИНН 7704221753
КПП 770401001
КБК 048 1 12 01010 01 6000 120
Назначение платежа: Плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами за ___ квартал 20 __ года.
- Плата за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты
УФК по г. Москве (Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы л/с 04731А87640)
Р/с 40101810045250010041
Главное управление Банка России по Центральному федеральному округу г. Москва (сокращенное наименование - ГУ Банка России по ЦФО)
БИК 044525000
ИНН 7704221753
КПП 770401001
ОКТМО - код соответствующего муниципального образования, на территории которого расположен источник негативного воздействия
КБК 048 1 12 01030 01 6000 120
Назначение платежа: Плата за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты за __ квартал 20__ года.
- Плата за размещение отходов производства и потребления
УФК по г. Москве (Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы л/с 04731А87640)
Р/с 40101810045250010041
Главное управление Банка России по Центральному федеральному округу г. Москва (сокращенное наименование - ГУ Банка России по ЦФО)
БИК 044525000
ИНН 7704221753
КПП 770401001
ОКТМО - код соответствующего муниципального образования, на территории которого расположен источник негативного воздействия
КБК 048 1 12 01041 01 6000120 - плата за размещение отходов производства
048 1 12 01042 01 6000120 – плата за размещение твердых коммунальных отходов.
Назначение платежа: Плата за размещение отходов/твердых коммунальных отходов за __ квартал 20__ года.
Реквизиты для уплаты пени за несвоевременное и неполное внесение платы:
УФК по г. Москве (Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы л/с 04731А87640)
Р/с 40101810045250010041
Главное управление Банка России по Центральному федеральному округу г. Москва (сокращенное наименование - ГУ Банка России по ЦФО)
БИК 044525000
ИНН 7704221753
КПП 770401001
ОКТМО - код соответствующего муниципального образования, на территории которого расположен источник негативного воздействия
048 1 12 0101001 2100 120
– Пени за несвоевременное и неполное внесение платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами
048 1 12 0103001 2100 120
– Пени за несвоевременное и неполное внесение платы за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты
048 1 12 0104001 2100 120
– Пени за несвоевременное и неполное внесение платы за размещение отходов производства и ТБО
11 апреля 2016 года вышло пояснительное письмо Росприроднадзора №АС-06-01-36/6155 «О плате за НВОС» уточняющее порядок внесения НВОС на 2017 год:
- Крайний срок уплаты НВОС за 2017 год – 1 марта 2018 года
- Для всех (кроме малого или среднего бизнеса) важно следить, чтобы 1/4 от суммы за год (прошлый) каждый квартал выплачивалась на соответствующий КБК (отдельно по отходам, выбросам и сбросам). Размер сумм платы должен быть на основе фактических (не начисленных) выплат за I — IV квартал 2015. Для малого и среднего бизнеса в 2017 году все без изменений : нужно раз в год подать декларацию.
- При переплатах средства могут быть зачтены в счет будущих платежей, либо возвращены плательщику.
- По итогам года до 1 марта 2018 все хоз. Субъекты перечисляют плату НВОС в соответствии с основным ФЗ №7 «Об охране ОС».
- Подача отчетности в течение 2017 года не производится (только платежи). Декларация о внесении платы подаются до 10 марта 2018.
- НВОС не взимается, если отходы размещаются на объектах размещения отходов без негативного следа на ОС.
- Вне зависимости, включен ли объект размещения отходов в госреестр объектов размещения отходов, плата за негативное воздействие на окружающую среду производится. В планах принятие постановление Правительства РФ с порядком исключения НВОС.
21 декабря 2015 года Государственной думой ФС РФ принят Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Закон определяет, как будет взиматься плата за негативное воздействие в 2016 году.
Основные положения Федерального закона:
- изменен срок , до наступления которого необходимо на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I — IV классов опасности до 1 июля 2016 года.
- введен коэффициент 0,3 при размещении отходов производства и потребления, которые образовались в собственном производстве, в пределах установленных лимитов на их размещение на объектах размещения отходов, принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю на праве собственности, либо ином законном основании и оборудованных в соответствии с установленными требованиями
- установлены квартальные авансовые платежи (кроме четвертого квартала) платы за НВОС; платежи вносятся не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода, в размере одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, уплаченной за предыдущий год. Данное положение не распространяется на субъекты малого и среднего предпринимательства.
Плата за негативное воздействие в 2016 году должна быть уплачена:
За 1-й квартал 2016 г. до 20 апреля 2016 г.
За 2-й квартал 2016 г. до 20 июля 2016 г. в размере одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, уплаченной в 2015 г.
За 3-й квартал 2016 г. до 20 октября 2016 г. в размере одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, уплаченной в 2015 г.
За 4-й квартал 2016 г. до 1 марта 2017 г. в размере одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, уплаченной в 2015 г.
При этом декларация о плате за НВОС за 2016 г. должна быть предоставлена до 10 марта 2017 г.
Плата за негативное воздействие на окружающую среду - устоявшееся понятие, под которым понимают ежеквартальные денежные отчисления предприятий и физлиц с вредным экологическим следом в пользу государства.
Виды негативного воздействия
- Размещение (захоронение, обезвреживание) отходов
- Загрязнение водных объектов (сброс в поверхностные и подземные источники)
- Вредные выбросы в воздух от стационарных источников (передвижные исключены с 2015)
Если предприятие имеет хотя бы один вид загрязнения, тогда закон обязывает вносить плату за негативное воздействие на ОС. Регулирующий закон — №632-ФЗ от 28.08.1996.
Рассмотрим подробнее, что включает каждый вид негативного воздействия.
1. Размещение отходов производства и потребления
В законе размещение определено как хранение и захоронение . Сначала отход хранится (собирается, накапливается) в определенном месте, а затем поступает на захоронение (конечная точка пребывания, как правило, полигон). Эти два этапа могут быть разнесены во времени, но по обоим предусматриваются отчисления в бюджет.
Плата НВОС не производится за отходы, подлежащие переработке (утилизации) и дальнейшему использованию.
2. Сбросы ЗВ в водные объекты
Если на предприятии есть труба, по которой в водоем стекает вода вперемешку с отходами, при этом качество воды в данном водоеме резко ухудшается или наносится ущерб береговой линии дну или стволу скважины, то это квалифицируется как сброс загрязняющих веществ.
Бывают организованные и неорганизованные источники. Это относится как к сбросам в воду, так и выбросам в атмосферу. В обоих случаях неорганизованные источники – это те, по которым нельзя провести замеры мощности и объемов вредных сбросов/выбросов. Вместо замеров применяют расчетный метод по усредненным показателям.
3. Вредные выбросы в атмосферный воздух
По аналогии со сбросами под вредными выбросами понимают вредные вещества, распространяющиеся чере атмосферу. Источник выбросов также может быть организованным или поддающимся замерам, как труба в котельной. А может быть неорганизованным: пыль из производственных окон, аэрозольное распространение хим. удобрений и пр.
С 1.01.2015 за выбросы, возникающие от автотранспорта, т.е. от передвижных источников , плата не взимается (см. официальное письмо). Перечисленные в бюджет взносы за передвижные источники выбросов за 1 и 2 кварталы 2015 можно вернуть . Нужно приложить к заявлению письмо Росприроднадзора № АА-06-01-36/13498 (см. ниже).
Изменения в расчете платы за негативное воздействие в 2015 году
Плата за вредные выбросы от передвижных источников с первого января 2015 не взимается . Также произведен перерасчет повышающих коэффициентов за НВОС.
Из-за несогласованности региональные отделения Росприроднадзора в начале 2015 отказывались принимать расчеты платы без учета передвижных источников. Сейчас уже вышло новое письмо, подтверждающее отмену платы за передвижные источники. Это письмо АА-06-01-36/13498 от 3.08.2015 можно прикладывать к расчету платы:
Сроки уплаты платы за негативное воздействие
20 дней после завершения отчетного квартала - это крайний срок, когда размер денежных выплат должен быть рассчитан и перечислен в бюджет (для СЗ региона это Департамент Росприроднадзора по СЗФО).
Расчет платы за негативное воздействие
В расчете учитываются следующие параметры:
- Объем отходов за период (степень воздействия на окружающую среду)
- Класс опасности отхода (за отходы 1 класса платим больше всего, за 5-ый класс меньше)
- Вид обращения с отходами (плата идет за захоронение отходов)
- Наличие нормативных документов по экологии. При отсутствии вводятся повышающие коэффициенты.
Коэффициент платы за негативное воздействие
При расчете размера платы за НВОС руководствуются нормативами платы, прописанными в постановлении РФ. Согласно данному документу вводятся повышающие и понижающие коэффициенты в зависимости от ситуации с источником загрязнения.
Если есть нарушения по экологии, формула умножается на число:
Теперь понятна выгода ежегодного , ведь наличие этих документов позволяет снизить размер платы в пять раз .
Также для 2015 года заданы новые коэффициенты инфляции , на которые надо поменять прошлогодние значения:
Ответственность за невнесение платы за негативное воздействие
Статья 8.41 (КоАП РФ от 30.12.2001 №195-ФЗ) устанавливает штрафы за неуплату взноса:
- 50-100 тысяч рублей - юридическим лицам
Статья 8.5 за умышленное сокрытие информации о состоянии окружающей среды:
- 3-6 тысяч рублей - должностным лицам
- 20-80 тысяч рублей - юридическим лицам
В любом случае сохраняется обязательство внести плату за НВОС.
Модуль природопользователя
Государство упрощает механизм расчета платы за НВОС. Непосредственно расчет платы делается через Модуль природопользователя – программу, через которую в электронном виде можно проводить операции по внесению платы.
Интерфейс модуля природопользователя
Модуль можно скачать на сайте Росприроднадзора (http://rpn.gov.ru/node/5523). Если он у вас уже установлен, стоит обновиться до актуальной версии.
Интерфейс модуля напоминает 1С. В самом модуле есть справка, которая упрощают работу.
Помимо расчета платы за негативное воздействие модуль позволяет сдавать в электронном виде отчеты 2-ТП Отходы, и отчет субъектов малого и среднего бизнеса.
Исходные данные для расчета платы через модуль природопользователя
- Название организации
- Юридический адрес (вкл. индекс)
- Основной вид деятельности организации
- Номер телефона
- ФИО, точная должность руководителя
- ФИО, точная должность руководителя обособленного подразделения, заверенная копия доверенности
- ФИО главного бухгалтера
- ФИО бухгалтера обособленного подразделения организации; заверенная копия доверенности
- Фактический адрес площадки (вкл. индекс)
- ОКАТО площадки
- Разрешение на выброс (нотариальная копия)
- Разрешения на сброс (нотариальная копия)
- Лимиты на размещение отходов (нотариальная копия)
- Справка о расходе топлива за период передвижными и стационарными объектами с печатью организации
- Заверенные копии документов за отчетный период: справка об отходах, контрольные талоны и справки сверок и т.п.
- Договоры на вывоз и обращение с отходами, лицензий организаций-исполнителей (нотариальные копии документов)
- Протоколы лабораторных исследований (на проект НДС); аттестат аккредитации лаборатории.
Пожалуйста, репостьте наш материал:
Sp-force-hide{display:none;} .sp-form{display:block;background:#1b2a4b;padding:20px;width:100%;max-width:100%;border-radius:5px;-moz-border-radius:5px;-webkit-border-radius:5px;border-color:#000000;border-style:solid;border-width:1px;font-family:Arial, "Helvetica Neue", sans-serif;} .sp-form-fields-wrapper{margin:0 auto;width:690px;} .sp-form .sp-form-control{background:rgba(255, 255, 255, 1);border-color:rgba(0, 0, 0, 1);border-style:solid;border-width:1px;font-size:15px;padding-left:8.75px;padding-right:8.75px;border-radius:4px;-moz-border-radius:4px;-webkit-border-radius:4px;height:35px;width:100%;} .sp-form .sp-field label{color:rgba(255, 255, 255, 1);font-size:13px;font-style:normal;font-weight:bold;} .sp-form .sp-button{border-radius:4px;-moz-border-radius:4px;-webkit-border-radius:4px;background-color:#00cd66;color:#ffffff;width:100%;font-weight:bold;font-style:normal;font-family:Arial, "Helvetica Neue", sans-serif;box-shadow:none;-moz-box-shadow:none;-webkit-box-shadow:none;} .sp-form .sp-button-container{text-align:left;width:100%;}
Плата за негативное воздействие на окружающую среду не налог, но при этом относится к обязательному платежу, направленному на восполнение экологического ущерба. Также плата призвана стимулировать компании минимизировать вредное воздействие на природу и проводить мероприятия по улучшению экологической обстановки в регионах.
Закон устанавливает три типа экологического загрязнения, за них берется плата за негативное воздействие:
- выбросы загрязняющих веществ в воздух;
- сбросы загрязняющих веществ в стоки;
- деятельность по размещению отходов.
Платить нужно только за стационарные объекты (ранее сбор рассчитывался и с передвижных объектов, например если у предприятия был транспорт на балансе).
Бланк декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду
Пример заполнения декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду
Кто вносит плату за негативное воздействие на окружающую среду в 2017 году
Расскажем, кто должен платить плату за негативное воздействие на окружающую среду.
До 2017 года платить сбор за загрязнение среды обязаны были все предприятия и ИП, работающие на территории РФ, даже если негативное воздействие на окружающую среду казалось невозможным — арендованный офис, небольшая численность и вывоз мусора включен в договор аренды или был обязанностью собственника помещения. К негативным факторам относили расход бумаги, замену картриджей, ламп в офисе и другие.
Правительство РФ постановлением от 03.03.2017 № 255 обновило правила о том, как исчислять и вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду в 2017 году. Новый порядок действует с 17 марта, но его учитывают с отчетности за 2016 год.
Новое постановление предусматривает исключения для компаний по уплате сбора.
Платежи за негативное воздействие вносят все компании, чья деятельность негативно влияет на окружающую среду, а также организации, которые размещают отходы. Платить за один только офисный мусор не нужно.
По новым правилам компания заключает договор с региональным оператором, а тот будет платить за мусор (п. 5 постановления № 255). Операторы пока есть не во всех регионах, но их заменяют специальные компании и предприниматели, которые занимаются размещением отходов.
От платежей за воздействие на среду также освобождены компании, которые эксплуатируют объекты исключительно IV категории негативного воздействия. Такие объекты должны соответствовать критериям:
- выбросы в атмосферу не более 10 тонн в год;
- нет радиоактивных веществ;
- не сбрасывают отходы в сточные воды центрального водоотведения (п. 6 постановления № 1029).
Категорию объекту присваивает Росприроднадзор, когда компания ставит актив на учет. Чтобы узнать категорию, сделайте запрос в ведомство. Если компания использует опасные объекты и объекты IV категории, платить нужно за все.
Критерии отнесения к объектам I, II, III И IV категорий для платы за негативное воздействие на окружающую среду
Сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду в 2017 году
Компании обязаны отчитываться один раз в год. Так, сдать декларацию о плате за 2017 год надо до 10 марта 2018 года. А перечислить плату по итогам года не позднее 1 марта (за 2016 год — до 1 марта 2017 года, за 2017 год — до 1 марта 2018 года). Сроки установлены пунктом 3 статьи 16.4 закона № 7-ФЗ.
При этом только средние и малые компании вносят платежи по негативному воздействию раз в год. Остальные обязаны платить ежеквартально 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
Авансовый платеж за каждый квартал равен 1/4 от суммы платы за предыдущий год.
Сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду в 2017 году (авансовые платежи)
Плата за негативное воздействие — это не налоговый сбор, поэтому правила переноса календарных и праздничных дней здесь не действует. Безопаснее отчитываться и перечислять платежи заранее. За просрочку платежа есть пени — в размере 1/300 ключевой ставки ЦБ за каждый пропущенный день.
Еще раз отметим, малые и средние предприятия освобождены от авансовых платежей.
Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду в 2017 году
Как мы определили ранее, начиная с 2017 года, рассчитывать плату за негативное воздействие на окружающую среду нужно один раз в год, вместо ежеквартальных расчетов.
Законодательные основы для расчета определены в статье 16.3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ и постановлении Правительства РФ от 13.09.2016 № 913. Данное постановление отменяет коэффициенты и нормативы, действующие ранее. Теперь применять их в расчете нельзя. Например, коэффициенты состояния воздуха, почвы и водных ресурсов отменены. А обязательный коэффициент инфляции номинально не используется, но ставки, утвержденные правительством на 2016-2018 годы, уже проиндексированы.
Постановлением № 913 введены новые показатели для расчета:
- ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду;
- дополнительный коэффициент 2;
- стимулирующие коэффициенты, позволяющие снизить затраты на плату путем модернизации производства и сокращения негативного влияния на природу.
Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду делаем по трем направлениям:
Предварительно нужны данные для расчета:
- количество фактических выбросов и сбросов за 2017 год — данные можно получить от инженерной службы на предприятии в форме служебной записки;
- нормативы и лимиты по каждому виду — берем из полученных в Росприроднадзоре разрешений;
- ставки платы загрязняющих веществ (постановление № 913).
Ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду 2017
Обратите внимание, что ставки в постановлении даны в рублях из расчета за 1 тонну.
Формула расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду:
Вес загрязняющего вещества х Ставка
Если по расчетам получилось, что компания превысила лимит выбросов, сбросов или разместила больше отходов за год, рассчитываем дополнительную плату с учетом повышающего коэффициента 5.
Формула расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду с учетом повышающего коэффициента:
Сверхлимитная масса загрязняющего вещества х Ставка х 5
Компании работающие в особой природоохранной зоне, должны использовать в расчете повышающий коэффициент 2 вне зависимости от соблюдения лимита (письмо Росприроднадзора от 16.12.2016 № ОД-06-01-31/25520 «О дополнительном коэффициенте 2»).
Важно заблаговременно зарегистрировать и далее применять в расчете утвержденные нормативы и лимиты загрязняющих веществ. Отсутствие этих нормативов приведет к росту платы в 25 раз.
Пример расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду
Рассмотрим пример с расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду исходя из данных предприятий ОАО «Тепломаш»:
- тип загрязнения: выбросы в атмосферный воздух;
- «Тепломаш» находится в особой природной зоне (Кавказские Минеральные Воды);
- зарегистрированы 2 источника загрязнения атмосферы (1- Дымовая труба, 2- Свеча).
Перечень загрязняющих веществ:
Рассчитаем плату по формуле:
(0,235 х 93,5) + (0,437 х 138,8) + (0,125 х 1,6) + (0,050 х 108) + (0,278 х 5472968,7) = 1 521 573,52 руб.
Поскольку особая курортная зона, применяем повышающий коэффициент 2
1521523,52 х 2 =3 043 147,04 руб.
Как вернуть или зачесть плату за негативное воздействие на окружающую среду
Можно вернуть или зачесть переплату за негативное воздействие на окружающую среду. Росприроднадзор пояснил, как это сделать в 2017 году в письме от 15.03.2017 № АС-06-02-36/5194. Для этого направляем в местный отдел Росприроднадзора следующие документы:
- Заявление с просьбой о возврате или зачете;
- Подтверждающие документы. Если переплата возникла из-за ошибочного платежа, то понадобятся копии платежек, а для возврата накопленной переплаты понадобится предварительно проведенная сверка расчетов с Росприроднадзором.
После проведенной проверки Росприроднадзор принимает решение о возврате переплаты. Правда, если вы плательщик авансовых платежей, то в первую очередь переплата будет зачтена по ним, а уже потом вернут остаток. При этом можно получить отказ в возмещении переплаты. В письме чиновники ссылаются на ч. 4 ст. 1109 ГК РФ «‘Необоснованное обогащение» — в этом случае компании придется доказывать право на возврат и получение переплаты в суде.
Заявление о проведении совместной сверки расчетов сумм платы за негативное воздействие на окружающую среду
Основная причина, по которой возникает переплата, — это авансовые платежи. Сейчас в законе нет возможности выбора метода их расчета и корректировки, поэтому у компаний часто возникает значительная переплата.
Законопроект об изменении статьи 16.4 Федерального закона № 7-ФЗ находится сейчас на рассмотрении. Предполагается, что он вступит в силу с 2018 года. Поправки позволят минимизировать переплату.