Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду. Нвос новая декларация расчет платы скачать бесплатно

В России из года в год усиливается контроль над природной обстановкой. Так, с 1 января 2002 года действует ФЗ «Об охране окружающей среды». В документе отдельным пунктом выделена плата за НВОС - негативное воздействие на окружающую среду. Это положение пришло на смену прежнего, уже устаревшего, закона.

Плата за НВОС в 2019 году

Внимательно прочитайте эту информацию. Здесь представлены новейшие экспертные сведения о НВОС, актуальные для 2019 года.

Скачать новости экологического производства можно совершенно бесплатно!

Просто откройте картинки в полном размере, нажав на них мышкой, и сохраните на свой компьютер или телефон:

Плата за негативное воздействие на окружающую среду 2019: Реквизиты

Для оплаты НВОС есть специальное правило, по которому взносы вносят в 4 приема: три взноса ежеквартально в виде авансов и итоговая выплата в конце года.

Представители среднего и малого бизнеса имеют право платить единожды в год.

Ежеквартальный платеж рассчитывается, как ¼ годового платежа за прошедший год. Таким образом, чтобы просчитать платежи за НВОС на 2018 год, просматривают данные за 2017 год.

При ситуации, когда предприятия в 2017 году еще не было или не велась хозяйственная деятельность, то в 2018 году ничего платить не придется.

Но необходимо произвести все расчеты за 2018 год, чтобы была возможность внести платежи в 2019 году.

Итоговая плата за год. Те предприятия, которые имеют право платить за НВОС раз в год, делают единовременный платеж в конце года. Внести его можно до 1 марта года, следующего за отчетным.

Те компании, которые выполнили авансовые платежи, рассчитывают остаток платежа и вносят его в конце года. Последний срок также 1 марта года, следующего за отчетным.

Платежные поручения оформляются по правилам. Обязательно указывается КБК Росприроднадзора. Точные реквизиты уточняют в территориальных подразделениях Росприроднадзора в районе опасного воздействия на природу.

Следует учитывать, что КБК несколько. Например, на загрязнение водных ресурсов один коэффициент, а на производственные отходы другой.

Реквизиты НВОС

При нарушениях сдачи декларации и задержке оплаты за НВОС назначаются наказания в виде штрафов.

Если предприятие не сдало декларацию, Росприроднадзор сочтет это искажением или сокрытием информации о положении дел в экологии.

Должностные лица в этом случае выплатят штрафы от 3000 до 6000 рублей. Организации выплатят до 80 000 рублей.

Читайте другие статьи для экологов на сайте «Страж Чистоты». Оставайтесь с нами!

Плата за загрязнение окружающей среды – это вид сбора, который взымается с предприятий, негативно влияющих на природу. Помимо уплаты сбора, предприятия должны принимать меры по охране экологии и возмещать нанесенный ущерб. Регулирует правила уплаты Федеральный закон № 7-ФЗ от 10.01.2002 года. Сбор уплачивается в Росприроднадзор (см. → ). В данной статье мы разберем какая плата за загрязнение окружающей среды.

Вредное воздействие на экологию, виды

Негативным влиянием на природу являются действия:

  • Выбросы в атмосферу вредных веществ стационарными объектами (трубы заводов, котельных, дизельные установки, резка и сварка металлов и т.д.);
  • Размещение отходов;
  • Загрязнение водных ресурсов сбросами;
  • Нанесение вреда почве и недрам земли.

Кто уплачивает сбор и объекты обложения

Платеж распространяется на физические и юридические лица, в том числе иностранные, на предприятия, организации, учреждения, индивидуальных предпринимателей, которые ведут деятельность на территории РФ, связанную с природопользованием.

Объектами обложения являются стационарные объекты : объекты на земле, загрязняющие почву или выбрасывающие вредные вещества в воздух; объекты, на которых размещаются отходы (отвал, полигон, хранилище и т.д.).

Плата взымается по каждому объекту.

С 1 января 2015 года за выбросы в атмосферу не взымается плата с транспортных средств организаций и ИП.

По мере воздействия на экологию объекты делят на группы:

Объекты 4 группы освобождаются от уплаты платежа.

Сроки уплаты

Согласно новой статье 16.4 Закона № 7-ФЗ сбор уплачивается и предоставляется расчет по нему за календарный год до 1 марта года, следующего за отчетным (ранее сбор платили за квартал).

Каждый субъект РФ предоставляет отдельный расчет. Если на одном субъекте расположено несколько объектов, то расчеты по ним вносятся в единый расчет.

Расчет платежа

Постановлением Правительства РФ № 344 от 12.06.2003 установлены:

  • Предельно допустимые нормативы и лимиты выбросов и сбросов в рублях за тонну, отходов – за единицу их размещения;
  • Коэффициенты с учетом экологии в разных регионах России.
  • Дополнительные коэффициенты для природоохранных зон (санатории, курорты, заповедники и т.д.).

Ставки ежегодно увеличиваются с учетом инфляции. В 2016 году коэффициент инфляции составляет 2,56, а в 2017 – 2,67.

Алгоритм расчета

  1. В первую очередь нужно узнать точные нормативы, обратившись в свой территориальный Росприроднадзор. Для этого нужно дать информацию: о виде деятельности, о выпускаемой продукции. На основании данных объекту присваивается группа (по уровню негативного воздействия) и устанавливаются ставки. Выдается разрешение, в котором прописаны нормативы и лимиты. Так же выдается свидетельство о классе опасности отходов.
  2. Определить объемы выбросов или сбросов. Для этого можно пригласить специализированную организацию.
  3. Произвести расчет, согласно правилам постановления Правительства РФ № 632 от 28.08.92.

Размер платы в пределах допустимых нормативов определяется:

Ставка нормы * объемы загрязнений* дополнительные коэффициенты.

Размер платы в пределах лимитов определяется:

Ставка лимита* (объем загрязнений лимитных – объем загрязнений в пределах допустимых нормативов) * дополнительные коэффициенты.

Размер платы за загрязнения сверх лимитов определяется:

Ставка лимита * (фактический объем загрязнений – объем лимитных загрязнений) * дополнительные коэффициенты*5 (25).

При нескольких видах загрязнений, расчет ведется по каждому виду, потом полученные результаты суммируются.

В зависимости от соблюдения норм и лимитов применяются коэффициенты с 2016 года по 2019 следующие:

Случай применения коэффициента Коэффициент
Отходы, переработанные самостоятельно в производстве, пущены во вторичное использование 0
Выбросы (сбросы) в пределах установленных нормативов 1
Масса отходов в пределах установленных лимитов 1
Выбросы в пределах объемов временно допустимых выбросов в период мероприятий по охране экологии и повышении эффективности защиты природы. 5
Массы отходов, превышающие установленные лимиты 5
Выбросы (сбросы), превышающие объем, установленный специальными разрешениями 25

Остальные коэффициенты, применяющиеся в расчете:

  • Коэффициент экологической значимости (в каждом регионе свой по атмосфере, почве и воде);
  • Дополнительный коэффициент для особых природных зон равен 2 (какие именно зоны: районы крайнего севера и приравненные к ним районы, охраняемые заповедные зоны, национальные парки, курорты, санатории, зоны стихийных бедствий, зоны под действие международных конвенций);
  • Дополнительный коэффициент на выбросы в атмосферу городов равен 1,2 (если объект зарегистрирован в городе);
  • Коэффициенты инфляции равны: в 2016 году 2,56, а в 2017 – 2,67.

В целях стимулирования организаций проводить меры по эффективному использованию отходов и защите окружающей среды, с 1 января 2016 года введены коэффициенты, уменьшающие ставку платежа:

Класс опасности отходов Природоохранные меры Коэффициент
5 Создание предприятиями добывающей промышленности полостей в почве для размещения отходов. 0
Отходы производства или потребления в пределах лимитов Отходы размещены на объектах, которые являются собственностью организации (например, мусорный контейнер на территории, принадлежащей организации). 0,3
4 и 5 Отходы добывающей и перерабатывающей промышленности, образовавшиеся в результате проведения утилизации. 0,5
3 0,64
4 Результат обезвреживания отходов 3 класса 0,49
4 Результат обезвреживания отходов 2 класса 0,33

Пример #1. Расчет платежа за негативное воздействие на окружающую среду

Организация использует дизельную установку, которая зарегистрирована в Уральском экономическом регионе, в городе Екатеринбург. За 2016 год установка потребила 3000 литров дизеля. Выбросы составили в пределах установленных норм. Сколько составит платеж за негативное воздействие на окружающую среду?

Расчет ведется в тоннах, поэтому литры дизеля нужно перевести в тонны:

  1. Перевести в кг, для этого литры нужно умножить на плотность: 3000*0,83=2490 кг.
  2. Кг перевести в тонны: 2490/ 1000=2,49 тонн.
  • Ставка платы за дизель составляет 2,5;
  • Установка зарегистрирована в Уральском регионе, поэтому коэффициент экологической значимости составит 2;
  • Установка зарегистрирована в городе, поэтому применяется дополнительный коэффициент 1,2;
  • Коэффициент инфляции на 2016 год составляет 2,56;
  • Выбросы в пределах нормы, поэтому коэффициент соблюдения норм составит 1 (таблица 2).

Сумма платежа составит:

2,49*2,5*2*1,2*2,56*1=38,25 рублей.

Пример #2. Расчет платежа за сброс в водные ресурсы

Предприятие находится в республике Карелия.Допустим, за 2016 год осуществило сброс в водные ресурсы Магния 2 тонны, в том числе:

  • В пределах норматива – 0,8 тонн;
  • В переделах лимита – 1,5 тонны.

Сколько составит платеж за негативное воздействие на окружающую среду?

Нам известно (согласно нормативным документам):

  • Ставка за сброс магния в пределах нормы 6,9, а в пределах лимита 34,5
  • Коэффициент экологической значимости республики Карелия (Бассейн Балтийского моря) равен 1,13;
  • Карелия – район, приравненный к районам Крайнего Севера, поэтому применяется коэффициент для особых природных зон – 2.
  • Коэффициент инфляции 2,56;
  • Коэффициент сверхлимитного загрязнения 5 (таблица 2).

Порядок расчета:

  1. Определить плату в пределах норматива: 6,9*0,8*1,13*2*2,56=31,92
  2. Определить плату в пределах лимита: 34,5*(1,5-0,8)*1,13*2*2,56=139,72
  3. Определить плату сверх лимита: 34,5*(2-1,5)*1,13*2*2,56*5=499

Общая сумма составит:

31,92+139,72+499=670,64 руб.

Предприятие заплатит 670,64 рубля.

Порядок постановки на учет

Порядок постановки на учет прописан в новой статье 69.2 Федерального закона № 219-ФЗ. правила действуют с 1 января 2015 года.

В течение шести месяцев с даты ввода в эксплуатацию объекта организация-плательщик обязана встать на учет в Росприроднадзор. Предприятия, которые ведут деятельность на объектах еще до первого января 2015 года, должны встать на учет до 2017 года. Для этого нужно подать соответствующее заявление в бумажном или в электронном виде с электронной подписью.

Организации выдаются нормативы на пять лет. Ежегодно организация обязана подтверждать неизменность данных.

Если у плательщика произошли какие-либо изменения, то в течение 30-ти дней об этом нужно уведомить Росприроднадзор.

О каких изменениях нужно уведомлять:

  • Замена или преобразование организации;
  • Смена реквизитов (наименование, адрес и т.д.)
  • Изменение места регистрации объекта;
  • Изменения в технологии, влияющие на виды и объемы выбросов (сбросов, отходов);
  • Изменения в обезвреживании выбросов или отходов.

Если организация прекращает вести деятельность на объекте, то нужно подать акт о ликвидации или консервации объекта. В этом случае организацию снимают с учета и платеж не платится.

Организации, работающие на объектах 1,2 и 3 групп с 1 января 2015 года обязаны составлять программу экологического контроля. По итогам отчетного периода в Росприроднадзор подаются сведения о назначенных лицах по контролю, о проведенных мероприятиях и о результатах контроля.

Отчетность по платежу

До 10 марта года, следующего за отчетным нужно предоставить в территориальный орган Росприроднадзора форму «Декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду».

Помимо Декларации необходимо представлять технический отчет, подтверждающий неизменность производства и сырья. Технический отчет подается через год, после утверждения нормативов и в течение 10-ти дней. Например, нормативы утвердили 15.03.2016 года, значит отчет нужно подать до 25.03.2017 года. И так ежегодно. Отчет так же подается и в бумажном, и электронном виде. Если его не предоставить, то платеж будет исчисляться как сверхлимитное загрязнение.

Если у организации есть опасные отходы, то нужно предоставить паспорта на каждый вид отходов, подтверждающие класс опасности (исключение – 5 класс опасности).

Штрафы и санкции за нарушение правил уплаты

Вид нарушения Штраф с организации Штраф с должностных лиц Штраф сграждан
Умышленное искажение или скрытие информации:

– о состоянии окружающей среды и природных ресурсов;

– о загрязняющих источниках;

– о возникновении радиации.

20-80 3-6 0,5-1
Умышленное искажение или скрытие данных:

– полученных в результате проведения плана по экономическому контролю;

– в заявлении при постановке на учет;

– в декларации;

– отчета о выполнении мер по повышению эффективности использования отходов.

20-80 3-6 0,5-1
Несвоевременная постановка на учет или отсутствие постановки на учет 30-100 5-20
Отсутствие паспортов с указанием класса опасности отходов До 100

За просрочку платежа начисляются пени в размере 1/30 ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый календарный день просрочки.

Ответы на актуальные вопросы по плате за загрязнение окружающей среды

Вопрос №1. Нужно ли платить плату за негативное воздействие на природу офисам?

Если есть отходы от компьютерной и орготехники, лампы, бытовые отходы, то платить платеж нужно. Если офис заключит договор со специализированной компанией по утилизации отходов и отходы перейдут в собственность этой компании, то платеж будет платить эта компания, а не офис.

Вопрос №2. Освобождены ли от платежа арендаторы?

За объект взымается платеж, не зависимо от формы собственности. Если в договоре аренды оговорено, что плату вносит арендодатель, то тогда арендатору платить платеж не нужно.

Вопрос №3. Что будет, если не получить паспорт на отходы?

Если на предприятии имеются отходы с классом опасности, то на них обязательно нужно получить паспорта. В противном случае грозит штраф до 100 000 рублей.

По объектам, подлежащим федеральному государственному надзору (в соответствии с приложением к Соглашению между Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и Правительством Москвы о передаче Правительству Москвы осуществления части своих полномочий Российской Федерации в области охраны окружающей среды, утвержденному распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.03.2014 № 337-р, установлены следующие реквизиты для оплаты государственных пошлин за негативное воздействие на окружающую среду:

  • Государственная пошлина за выдачу разрешения на вредное физическое воздействие на атмосферный воздух:

Р/с 40101810045250010041

БИК 044525000

ИНН 7704221753

КПП 770401001

ОКТМО – 45 374 000

КБК 048 1 08 07250 01 1000 110

В назначении платежа:

«Государственная пошлина за выдачу разрешения на вредное физическое воздействие на атмосферный воздух»;

  • Государственная пошлина за выдачу разрешения на выброс (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю стационарных источников:

УФК по г. Москве (Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы л/с 04731А87640)

Р/с 40101810045250010041

Главное управление Банка России по Центральному федеральному округу г. Москва (сокращенное наименование - ГУ Банка России по ЦФО)

БИК 044525000

ИНН 7704221753

КПП 770401001

ОКТМО – 45 374 000

КБК 048 1 08 07261 01 1000 110

В назначении платежа:

«Государственная пошлина за выдачу разрешения на выброс (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю стационарных источников»;

  • Государственная пошлина за выдачу разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при эксплуатации транспортных и иных передвижных средств:

УФК по г. Москве (Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы л/с 04731А87640)

Р/с 40101810045250010041

Главное управление Банка России по Центральному федеральному округу г. Москва (сокращенное наименование - ГУ Банка России по ЦФО)

БИК 044525000

ИНН 7704221753

КПП 770401001

ОКТМО – 45 374 000

КБК 048 1 08 07263 01 1000 110

В назначении платежа:

«Государственная пошлина за выдачу разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при эксплуатации транспортных и иных передвижных средств»;

  • Государственная пошлина за выдачу разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду:

УФК по г. Москве (Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы л/с 04731А87640)

Р/с 40101810045250010041

Главное управление Банка России по Центральному федеральному округу г. Москва (сокращенное наименование - ГУ Банка России по ЦФО)

БИК 044525000

ИНН 7704221753

КПП 770401001

ОКТМО – 45 374 000

КБК 048 1 08 07270 01 1000 110

В назначении платежа:

«Государственная пошлина за выдачу разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду»

По региональным объектам реквизиты для оплаты государственной пошлина за выдачу разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками :

УФК по г. Москве (Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы л/с 04732803000)

Р/с 40101810045250010041

Главное управление Банка России по Центральному федеральному округу г. Москва (сокращенное наименование - ГУ Банка России по ЦФО)

БИК 044525000

ИНН 7704221753

КПП 770401001

КБК 803 1 08 07262 01 1000 110

ОКТМО – 45 374 000

Назначение платежа: «Государственная пошлина за выдачу разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарных источников, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, не подлежащих федеральному государственному экологическому контролю »

Реквизиты для внесения платежей за негативное воздействие на окружающую среду:

  • Плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами

УФК по г. Москве (Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы л/с 04731А87640)

Р/с 40101810045250010041

Главное управление Банка России по Центральному федеральному округу г. Москва (сокращенное наименование - ГУ Банка России по ЦФО)

БИК 044525000

ИНН 7704221753

КПП 770401001

КБК 048 1 12 01010 01 6000 120

Назначение платежа: Плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами за ___ квартал 20 __ года.

  • Плата за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты

УФК по г. Москве (Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы л/с 04731А87640)

Р/с 40101810045250010041

Главное управление Банка России по Центральному федеральному округу г. Москва (сокращенное наименование - ГУ Банка России по ЦФО)

БИК 044525000

ИНН 7704221753

КПП 770401001

ОКТМО - код соответствующего муниципального образования, на территории которого расположен источник негативного воздействия

КБК 048 1 12 01030 01 6000 120

Назначение платежа: Плата за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты за __ квартал 20__ года.

  • Плата за размещение отходов производства и потребления

УФК по г. Москве (Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы л/с 04731А87640)

Р/с 40101810045250010041

Главное управление Банка России по Центральному федеральному округу г. Москва (сокращенное наименование - ГУ Банка России по ЦФО)

БИК 044525000

ИНН 7704221753

КПП 770401001

ОКТМО - код соответствующего муниципального образования, на территории которого расположен источник негативного воздействия

КБК 048 1 12 01041 01 6000120 - плата за размещение отходов производства

048 1 12 01042 01 6000120 – плата за размещение твердых коммунальных отходов.

Назначение платежа: Плата за размещение отходов/твердых коммунальных отходов за __ квартал 20__ года.

Реквизиты для уплаты пени за несвоевременное и неполное внесение платы:
УФК по г. Москве (Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы л/с 04731А87640)

Р/с 40101810045250010041

Главное управление Банка России по Центральному федеральному округу г. Москва (сокращенное наименование - ГУ Банка России по ЦФО)

БИК 044525000

ИНН 7704221753

КПП 770401001

ОКТМО - код соответствующего муниципального образования, на территории которого расположен источник негативного воздействия

048 1 12 0101001 2100 120 – Пени за несвоевременное и неполное внесение платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами
048 1 12 0103001 2100 120 – Пени за несвоевременное и неполное внесение платы за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты
048 1 12 0104001 2100 120 – Пени за несвоевременное и неполное внесение платы за размещение отходов производства и ТБО

11 апреля 2016 года вышло пояснительное письмо Росприроднадзора №АС-06-01-36/6155 «О плате за НВОС» уточняющее порядок внесения НВОС на 2017 год:

  • Крайний срок уплаты НВОС за 2017 год – 1 марта 2018 года
  • Для всех (кроме малого или среднего бизнеса) важно следить, чтобы 1/4 от суммы за год (прошлый) каждый квартал выплачивалась на соответствующий КБК (отдельно по отходам, выбросам и сбросам). Размер сумм платы должен быть на основе фактических (не начисленных) выплат за I — IV квартал 2015. Для малого и среднего бизнеса в 2017 году все без изменений : нужно раз в год подать декларацию.
  • При переплатах средства могут быть зачтены в счет будущих платежей, либо возвращены плательщику.
  • По итогам года до 1 марта 2018 все хоз. Субъекты перечисляют плату НВОС в соответствии с основным ФЗ №7 «Об охране ОС».
  • Подача отчетности в течение 2017 года не производится (только платежи). Декларация о внесении платы подаются до 10 марта 2018.
  • НВОС не взимается, если отходы размещаются на объектах размещения отходов без негативного следа на ОС.
  • Вне зависимости, включен ли объект размещения отходов в госреестр объектов размещения отходов, плата за негативное воздействие на окружающую среду производится. В планах принятие постановление Правительства РФ с порядком исключения НВОС.

21 декабря 2015 года Государственной думой ФС РФ принят Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Закон определяет, как будет взиматься плата за негативное воздействие в 2016 году.

Основные положения Федерального закона:

  • изменен срок , до наступления которого необходимо на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I — IV классов опасности до 1 июля 2016 года.
  • введен коэффициент 0,3 при размещении отходов производства и потребления, которые образовались в собственном производстве, в пределах установленных лимитов на их размещение на объектах размещения отходов, принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю на праве собственности, либо ином законном основании и оборудованных в соответствии с установленными требованиями
  • установлены квартальные авансовые платежи (кроме четвертого квартала) платы за НВОС; платежи вносятся не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода, в размере одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, уплаченной за предыдущий год. Данное положение не распространяется на субъекты малого и среднего предпринимательства.

Плата за негативное воздействие в 2016 году должна быть уплачена:

За 1-й квартал 2016 г. до 20 апреля 2016 г.

За 2-й квартал 2016 г. до 20 июля 2016 г. в размере одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, уплаченной в 2015 г.

За 3-й квартал 2016 г. до 20 октября 2016 г. в размере одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, уплаченной в 2015 г.

За 4-й квартал 2016 г. до 1 марта 2017 г. в размере одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, уплаченной в 2015 г.

При этом декларация о плате за НВОС за 2016 г. должна быть предоставлена до 10 марта 2017 г.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду - устоявшееся понятие, под которым понимают ежеквартальные денежные отчисления предприятий и физлиц с вредным экологическим следом в пользу государства.

Виды негативного воздействия

  1. Размещение (захоронение, обезвреживание) отходов
  2. Загрязнение водных объектов (сброс в поверхностные и подземные источники)
  3. Вредные выбросы в воздух от стационарных источников (передвижные исключены с 2015)

Если предприятие имеет хотя бы один вид загрязнения, тогда закон обязывает вносить плату за негативное воздействие на ОС. Регулирующий закон — №632-ФЗ от 28.08.1996.

Рассмотрим подробнее, что включает каждый вид негативного воздействия.

1. Размещение отходов производства и потребления

В законе размещение определено как хранение и захоронение . Сначала отход хранится (собирается, накапливается) в определенном месте, а затем поступает на захоронение (конечная точка пребывания, как правило, полигон). Эти два этапа могут быть разнесены во времени, но по обоим предусматриваются отчисления в бюджет.

Плата НВОС не производится за отходы, подлежащие переработке (утилизации) и дальнейшему использованию.

2. Сбросы ЗВ в водные объекты

Если на предприятии есть труба, по которой в водоем стекает вода вперемешку с отходами, при этом качество воды в данном водоеме резко ухудшается или наносится ущерб береговой линии дну или стволу скважины, то это квалифицируется как сброс загрязняющих веществ.

Бывают организованные и неорганизованные источники. Это относится как к сбросам в воду, так и выбросам в атмосферу. В обоих случаях неорганизованные источники – это те, по которым нельзя провести замеры мощности и объемов вредных сбросов/выбросов. Вместо замеров применяют расчетный метод по усредненным показателям.

3. Вредные выбросы в атмосферный воздух

По аналогии со сбросами под вредными выбросами понимают вредные вещества, распространяющиеся чере атмосферу. Источник выбросов также может быть организованным или поддающимся замерам, как труба в котельной. А может быть неорганизованным: пыль из производственных окон, аэрозольное распространение хим. удобрений и пр.

С 1.01.2015 за выбросы, возникающие от автотранспорта, т.е. от передвижных источников , плата не взимается (см. официальное письмо). Перечисленные в бюджет взносы за передвижные источники выбросов за 1 и 2 кварталы 2015 можно вернуть . Нужно приложить к заявлению письмо Росприроднадзора № АА-06-01-36/13498 (см. ниже).

Изменения в расчете платы за негативное воздействие в 2015 году

Плата за вредные выбросы от передвижных источников с первого января 2015 не взимается . Также произведен перерасчет повышающих коэффициентов за НВОС.

Из-за несогласованности региональные отделения Росприроднадзора в начале 2015 отказывались принимать расчеты платы без учета передвижных источников. Сейчас уже вышло новое письмо, подтверждающее отмену платы за передвижные источники. Это письмо АА-06-01-36/13498 от 3.08.2015 можно прикладывать к расчету платы:

Сроки уплаты платы за негативное воздействие

20 дней после завершения отчетного квартала - это крайний срок, когда размер денежных выплат должен быть рассчитан и перечислен в бюджет (для СЗ региона это Департамент Росприроднадзора по СЗФО).

Расчет платы за негативное воздействие

В расчете учитываются следующие параметры:

  1. Объем отходов за период (степень воздействия на окружающую среду)
  2. Класс опасности отхода (за отходы 1 класса платим больше всего, за 5-ый класс меньше)
  3. Вид обращения с отходами (плата идет за захоронение отходов)
  4. Наличие нормативных документов по экологии. При отсутствии вводятся повышающие коэффициенты.

Коэффициент платы за негативное воздействие

При расчете размера платы за НВОС руководствуются нормативами платы, прописанными в постановлении РФ. Согласно данному документу вводятся повышающие и понижающие коэффициенты в зависимости от ситуации с источником загрязнения.

Если есть нарушения по экологии, формула умножается на число:

Теперь понятна выгода ежегодного , ведь наличие этих документов позволяет снизить размер платы в пять раз .

Также для 2015 года заданы новые коэффициенты инфляции , на которые надо поменять прошлогодние значения:

Ответственность за невнесение платы за негативное воздействие

Статья 8.41 (КоАП РФ от 30.12.2001 №195-ФЗ) устанавливает штрафы за неуплату взноса:

  • 50-100 тысяч рублей - юридическим лицам

Статья 8.5 за умышленное сокрытие информации о состоянии окружающей среды:

  • 3-6 тысяч рублей - должностным лицам
  • 20-80 тысяч рублей - юридическим лицам

В любом случае сохраняется обязательство внести плату за НВОС.

Модуль природопользователя

Государство упрощает механизм расчета платы за НВОС. Непосредственно расчет платы делается через Модуль природопользователя – программу, через которую в электронном виде можно проводить операции по внесению платы.

Интерфейс модуля природопользователя

Модуль можно скачать на сайте Росприроднадзора (http://rpn.gov.ru/node/5523). Если он у вас уже установлен, стоит обновиться до актуальной версии.

Интерфейс модуля напоминает 1С. В самом модуле есть справка, которая упрощают работу.

Помимо расчета платы за негативное воздействие модуль позволяет сдавать в электронном виде отчеты 2-ТП Отходы, и отчет субъектов малого и среднего бизнеса.

Исходные данные для расчета платы через модуль природопользователя

  1. Название организации
  2. Юридический адрес (вкл. индекс)
  3. Основной вид деятельности организации
  4. Номер телефона
  5. ФИО, точная должность руководителя
  6. ФИО, точная должность руководителя обособленного подразделения, заверенная копия доверенности
  7. ФИО главного бухгалтера
  8. ФИО бухгалтера обособленного подразделения организации; заверенная копия доверенности
  9. Фактический адрес площадки (вкл. индекс)
  10. ОКАТО площадки
  11. Разрешение на выброс (нотариальная копия)
  12. Разрешения на сброс (нотариальная копия)
  13. Лимиты на размещение отходов (нотариальная копия)
  14. Справка о расходе топлива за период передвижными и стационарными объектами с печатью организации
  15. Заверенные копии документов за отчетный период: справка об отходах, контрольные талоны и справки сверок и т.п.
  16. Договоры на вывоз и обращение с отходами, лицензий организаций-исполнителей (нотариальные копии документов)
  17. Протоколы лабораторных исследований (на проект НДС); аттестат аккредитации лаборатории.

Пожалуйста, репостьте наш материал:

Sp-force-hide{display:none;} .sp-form{display:block;background:#1b2a4b;padding:20px;width:100%;max-width:100%;border-radius:5px;-moz-border-radius:5px;-webkit-border-radius:5px;border-color:#000000;border-style:solid;border-width:1px;font-family:Arial, "Helvetica Neue", sans-serif;} .sp-form-fields-wrapper{margin:0 auto;width:690px;} .sp-form .sp-form-control{background:rgba(255, 255, 255, 1);border-color:rgba(0, 0, 0, 1);border-style:solid;border-width:1px;font-size:15px;padding-left:8.75px;padding-right:8.75px;border-radius:4px;-moz-border-radius:4px;-webkit-border-radius:4px;height:35px;width:100%;} .sp-form .sp-field label{color:rgba(255, 255, 255, 1);font-size:13px;font-style:normal;font-weight:bold;} .sp-form .sp-button{border-radius:4px;-moz-border-radius:4px;-webkit-border-radius:4px;background-color:#00cd66;color:#ffffff;width:100%;font-weight:bold;font-style:normal;font-family:Arial, "Helvetica Neue", sans-serif;box-shadow:none;-moz-box-shadow:none;-webkit-box-shadow:none;} .sp-form .sp-button-container{text-align:left;width:100%;}

Плата за негативное воздействие на окружающую среду не налог, но при этом относится к обязательному платежу, направленному на восполнение экологического ущерба. Также плата призвана стимулировать компании минимизировать вредное воздействие на природу и проводить мероприятия по улучшению экологической обстановки в регионах.

Закон устанавливает три типа экологического загрязнения, за них берется плата за негативное воздействие:

  • выбросы загрязняющих веществ в воздух;
  • сбросы загрязняющих веществ в стоки;
  • деятельность по размещению отходов.

Платить нужно только за стационарные объекты (ранее сбор рассчитывался и с передвижных объектов, например если у предприятия был транспорт на балансе).

Бланк декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду

Пример заполнения декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду

Кто вносит плату за негативное воздействие на окружающую среду в 2017 году

Расскажем, кто должен платить плату за негативное воздействие на окружающую среду.

До 2017 года платить сбор за загрязнение среды обязаны были все предприятия и ИП, работающие на территории РФ, даже если негативное воздействие на окружающую среду казалось невозможным — арендованный офис, небольшая численность и вывоз мусора включен в договор аренды или был обязанностью собственника помещения. К негативным факторам относили расход бумаги, замену картриджей, ламп в офисе и другие.

Правительство РФ постановлением от 03.03.2017 № 255 обновило правила о том, как исчислять и вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду в 2017 году. Новый порядок действует с 17 марта, но его учитывают с отчетности за 2016 год.

Новое постановление предусматривает исключения для компаний по уплате сбора.

Платежи за негативное воздействие вносят все компании, чья деятельность негативно влияет на окружающую среду, а также организации, которые размещают отходы. Платить за один только офисный мусор не нужно.

По новым правилам компания заключает договор с региональным оператором, а тот будет платить за мусор (п. 5 постановления № 255). Операторы пока есть не во всех регионах, но их заменяют специальные компании и предприниматели, которые занимаются размещением отходов.

От платежей за воздействие на среду также освобождены компании, которые эксплуатируют объекты исключительно IV категории негативного воздействия. Такие объекты должны соответствовать критериям:

  • выбросы в атмосферу не более 10 тонн в год;
  • нет радиоактивных веществ;
  • не сбрасывают отходы в сточные воды центрального водоотведения (п. 6 постановления № 1029).

Категорию объекту присваивает Росприроднадзор, когда компания ставит актив на учет. Чтобы узнать категорию, сделайте запрос в ведомство. Если компания использует опасные объекты и объекты IV категории, платить нужно за все.

Критерии отнесения к объектам I, II, III И IV категорий для платы за негативное воздействие на окружающую среду

Сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду в 2017 году

Компании обязаны отчитываться один раз в год. Так, сдать декларацию о плате за 2017 год надо до 10 марта 2018 года. А перечислить плату по итогам года не позднее 1 марта (за 2016 год — до 1 марта 2017 года, за 2017 год — до 1 марта 2018 года). Сроки установлены пунктом 3 статьи 16.4 закона № 7-ФЗ.

При этом только средние и малые компании вносят платежи по негативному воздействию раз в год. Остальные обязаны платить ежеквартально 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Авансовый платеж за каждый квартал равен 1/4 от суммы платы за предыдущий год.

Сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду в 2017 году (авансовые платежи)

Плата за негативное воздействие — это не налоговый сбор, поэтому правила переноса календарных и праздничных дней здесь не действует. Безопаснее отчитываться и перечислять платежи заранее. За просрочку платежа есть пени — в размере 1/300 ключевой ставки ЦБ за каждый пропущенный день.

Еще раз отметим, малые и средние предприятия освобождены от авансовых платежей.

Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду в 2017 году

Как мы определили ранее, начиная с 2017 года, рассчитывать плату за негативное воздействие на окружающую среду нужно один раз в год, вместо ежеквартальных расчетов.

Законодательные основы для расчета определены в статье 16.3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ и постановлении Правительства РФ от 13.09.2016 № 913. Данное постановление отменяет коэффициенты и нормативы, действующие ранее. Теперь применять их в расчете нельзя. Например, коэффициенты состояния воздуха, почвы и водных ресурсов отменены. А обязательный коэффициент инфляции номинально не используется, но ставки, утвержденные правительством на 2016-2018 годы, уже проиндексированы.

Постановлением № 913 введены новые показатели для расчета:

  • ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду;
  • дополнительный коэффициент 2;
  • стимулирующие коэффициенты, позволяющие снизить затраты на плату путем модернизации производства и сокращения негативного влияния на природу.

Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду делаем по трем направлениям:

Предварительно нужны данные для расчета:

  • количество фактических выбросов и сбросов за 2017 год — данные можно получить от инженерной службы на предприятии в форме служебной записки;
  • нормативы и лимиты по каждому виду — берем из полученных в Росприроднадзоре разрешений;
  • ставки платы загрязняющих веществ (постановление № 913).

Ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду 2017

Обратите внимание, что ставки в постановлении даны в рублях из расчета за 1 тонну.

Формула расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду:

Вес загрязняющего вещества х Ставка

Если по расчетам получилось, что компания превысила лимит выбросов, сбросов или разместила больше отходов за год, рассчитываем дополнительную плату с учетом повышающего коэффициента 5.

Формула расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду с учетом повышающего коэффициента:

Сверхлимитная масса загрязняющего вещества х Ставка х 5

Компании работающие в особой природоохранной зоне, должны использовать в расчете повышающий коэффициент 2 вне зависимости от соблюдения лимита (письмо Росприроднадзора от 16.12.2016 № ОД-06-01-31/25520 «О дополнительном коэффициенте 2»).

Важно заблаговременно зарегистрировать и далее применять в расчете утвержденные нормативы и лимиты загрязняющих веществ. Отсутствие этих нормативов приведет к росту платы в 25 раз.

Пример расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду

Рассмотрим пример с расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду исходя из данных предприятий ОАО «Тепломаш»:

  • тип загрязнения: выбросы в атмосферный воздух;
  • «Тепломаш» находится в особой природной зоне (Кавказские Минеральные Воды);
  • зарегистрированы 2 источника загрязнения атмосферы (1- Дымовая труба, 2- Свеча).

Перечень загрязняющих веществ:

Рассчитаем плату по формуле:

(0,235 х 93,5) + (0,437 х 138,8) + (0,125 х 1,6) + (0,050 х 108) + (0,278 х 5472968,7) = 1 521 573,52 руб.

Поскольку особая курортная зона, применяем повышающий коэффициент 2

1521523,52 х 2 =3 043 147,04 руб.

Как вернуть или зачесть плату за негативное воздействие на окружающую среду

Можно вернуть или зачесть переплату за негативное воздействие на окружающую среду. Росприроднадзор пояснил, как это сделать в 2017 году в письме от 15.03.2017 № АС-06-02-36/5194. Для этого направляем в местный отдел Росприроднадзора следующие документы:

  • Заявление с просьбой о возврате или зачете;
  • Подтверждающие документы. Если переплата возникла из-за ошибочного платежа, то понадобятся копии платежек, а для возврата накопленной переплаты понадобится предварительно проведенная сверка расчетов с Росприроднадзором.

После проведенной проверки Росприроднадзор принимает решение о возврате переплаты. Правда, если вы плательщик авансовых платежей, то в первую очередь переплата будет зачтена по ним, а уже потом вернут остаток. При этом можно получить отказ в возмещении переплаты. В письме чиновники ссылаются на ч. 4 ст. 1109 ГК РФ «‘Необоснованное обогащение» — в этом случае компании придется доказывать право на возврат и получение переплаты в суде.

Заявление о проведении совместной сверки расчетов сумм платы за негативное воздействие на окружающую среду

Основная причина, по которой возникает переплата, — это авансовые платежи. Сейчас в законе нет возможности выбора метода их расчета и корректировки, поэтому у компаний часто возникает значительная переплата.

Законопроект об изменении статьи 16.4 Федерального закона № 7-ФЗ находится сейчас на рассмотрении. Предполагается, что он вступит в силу с 2018 года. Поправки позволят минимизировать переплату.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.