Рабочий визит муфтия республики татарстан в ивановскую область.

Ответы муфтия Татарстана на вопросы читателей «Реального времени»

Почему идея этнодеревни для мусульман пока только идея, какие ждут изменения в работе с халяль-продукцией для школьников и куда расходуются гранты, выделяемые для ДУМ РТ? Муфтий Татарстана Камиль Самигуллин ответил на все вопросы читателей, поступившие во время онлайн-конференции. Напомним, прямой эфир с лидером мусульман Татарстана длился 1 час 20 минут, но и этого времени не хватило, чтобы ответить в формате онлайн на многочисленные вопросы читателей «Реального времени». Сегодня мы публикуем ответы.

Ассаламу алейкум, уважаемый муфтий Камиль хазрат! Я задавала вопрос по выпуску халяль-питания Департаментом питания и продовольствия города Казани. Мы вчера вечером всей семьей посмотрели ответ уважаемого нашего лидера мусульман Татарстана. Но, к сожалению, не услышали понятного ответа. На мой взгляд, это очень серьезный вопрос. И тем более духовный лидер мусульман, муфтий должен на него обязательно ответить! Особенно на второй вопрос: «Ложится ли грех на родителей, которые, доверившись свидетельству халяль ДУМ РТ, накормили своих детей харамом? С уважением, Амина.

В настоящее время в Департаменте продовольствия и питания города Казани при производстве продукции халяль используется часть совместного оборудования. Данное оборудование используется после осуществления его полноценной мойки, что исключает попадание харама в произведенную продукцию. Осуществляется двойная дезобработка дезицинфицирующими средствами и солью. Контроль за чистотой оборудования, а также соблюдением норм по выпуску халяльной продукции, в течение всего цикла производства осуществляет специально назначенный комитетом контролер. Производство халяльной продукции на совместном оборудовании допущено в связи с тем, что в департамент не поставляется свинина. Ее поставка исключена. Кроме того, допуск в помещение, где производится халяль продукция, осуществляется строго по фамильному списку. В ближайшее время на предприятии планируется полный перевод производства халяль на специально выделенном отдельном оборудовании. Разумеется, греха на родителях за возможные ошибки поставщиков нет. Ошибок в работе Комитета по стандартам «Халяль» ДУМ РТ до сих не наблюдалось. Это самый строгий по требованиям комитет в России.

Камиль хазрат, спасибо вам за вашу работу. Радует, что вы переводите и издаете много религиозной литературы, публикуете книги и своего авторства. Однако у меня вопрос. Почему, как пишут в СМИ, вы не издаете переводов трудов Имама Агзама (р.а.). Я видел, что вы издали его «Фикх акбар», но на арабском языке и тиражом всего 200 экз. Трактаты имама Абу Ханифы (р.а.) по акыде (вероучение, - прим. ред. ) небольшие сочинения, все вместе около 100 страниц, но для возрождения ханафитской традиции они очень важны. Я читал эти трактаты в переводе Батрова. Во-первых, не знаю, можно ли ему доверять. Во-вторых, и его переводов уже тоже не достать. А хотелось бы увидеть официальный перевод ДУМ РТ. И почему вы издали сборник хадисов Бухари (р.а.), но не издаете сборник хадисов Абу Ханифы (р.а.) «Муснад»? Неужели за 6 лет своего руководства муфтиятом вы не сочли это важным? Ахмет, Казань.

Издание религиозной литературы является одним из приоритетных направлений деятельности ДУМ РТ, которое осуществляется Издательским домом «Хузур». Здесь стремятся делать качественные книги об исламе не только для верующих, но и для широкой читательской аудитории, испытывающей к религии культурологический интерес. Именно издание религиозной литературы является наиболее действенным методом в борьбе с духовными недугами и невежеством в обществе. Только в 2017 году издательством выпущено в свет 76 наименований книг. Их общий тираж составил 54 тысячи экземпляров. Примечательно, что более половины книг переизданы по многочисленным просьбам преданных читателей. В том числе труды Абу Ханифы и труды о ханафитском мазхабе:

  • Муснад Абу Ханифы (сборник хадисов) - 2018 г.
  • «Фикх-уль акбар» с разъяснением Абу Мунтаха (репринт) - 2016 г.
  • Пост по мазхабу Абу Ханифы - 2015 г.
  • Намаз по мазхабу Абу Ханифы
  • Введение в ханафитский фикх. К. Самигуллин - 2015 г.
  • Ханафитский мазхаб, его значение и актуальность. В. Якупов - 2014 г.
  • Метод вынесения фетв Абу Ханифы и его учеников

Именно издание религиозной литературы является наиболее действенным методом в борьбе с духовными недугами и невежеством в обществе

Расскажите о вреде суфистов (последователи духовной школы суфизма, - прим. ред. ) и бидгатчиков (сторонники нововведений, - прим. ред. ).

Суфизм и его традиции пришли на татарские земли одновременно с распространением ислама в основном из Центральной Азии. Поэтому среди татар имели распространение тарикаты йасавиййа, кубравиййа. В XIX - начале ХХ века наибольшее распространение имел тарикат накшбандиййа, названный по имени бухарского праведника Баххаддина Накшбанда, также являвшегося ханафитом по мазхабу. Крупными учеными этого тариката были Мухаммад Закир Камали и Зайнулла Расули. Суфизм в исламе отражает, прежде всего, нравственную сторону через обращение к внутреннему миру верующего, к его душевным переживаниям, к созерцанию. А нравственность в Исламе - это жизненная программа, порождающая образец безупречного, образованного, интеллигентного, приветливого и дружелюбного человека с добрым сердцем, который заботится о благе всего человечества и трудится ради того, чтобы оживить землю посредством религии. Что касается, бидгатчиков, то общеизвестно, что любые нововведения в исламе запрещены. Известнейший татарский мусульманский ученый Мухаммад Мурад Рамзи аль-Казани писал в 1908 году, что татарские имамы всегда были суннитами, матуридитами в вероубеждении и ханафитами в действиях и среди них не было тех, кто распространял нововведения.

Можете ли вы озвучить имена тех десяти счастливчиков, которые в этом году поехали в хадж по бесплатным путевкам? Почему вы не отдали их тем эбилэр и бабайлар, которые пострадали от нечестных туроператоров, а вместо этого повезли во второй раз в хадж свою жену?

К сожалению, вас ввели в заблуждение. Информация не соответствует действительности. Что касается моей поездки в хадж, то она была совершена по приглашению короля Саудовской Аравии Салмана и содержала многочисленные деловые встречи, в том числе с монаршими особами. В ходе встреч были рассмотрены важные религиозные вопросы и вопросы о сотрудничестве. То есть поездка носила официальный рабочий характер и не предполагала возможность визита в КСА по программе гостей короля других лиц.

Уважаемый муфтий Камиль! Недавно ДУМ РТ выступило с идеей построить татарскую деревню, где бы мусульмане могли жить отдельно от остальных людей. Когда начнется старт продаж? Рузалия

Подхваченная и растиражированная в СМИ тема строительства этнодеревни сегодня не рассматривается предметно, идея лишь обсуждалась среди имамов. Но живой интерес к ней, безусловно, свидетельствует о высокой потребности расширения инфраструктуры для мусульман в Татарстане. И это одна из важных задач, стоящих перед ДУМ РТ.

Речь не о том, запрещен или нет бокс в исламе. В исламе запрещено нанесение ударов по лицу. По религии даже животное нельзя бить по морде

В списки экстремистской литературы каждую неделю попадают исламские книги, даже самые безобидные. Почему муфтият ничего не предпринимает, чтоб остановить этот процесс? Почему в «экспертах» сидят некомпетентные люди, которые за пару часов могут сделать вывод о «вреде» десятков книг, включая изданных на татарском языке?

К сожалению, проблема некомпетентности экспертных органов в религиозных вопросах существует и свойственна в целом для российской общественности. ДУМ РТ не может влиять на процессы, происходящие в государственных институтах, но всегда четко публично выражает свою позицию в защиту классических трудов исламской литературы. Несколько лет назад ДУМ РТ уже приходилось встать на защиту «Сахиха» аль-Бухари от запрета по решению суда, и мы выпустили хадисы многотысячным тиражом. Совсем недавно снова вступились за «Сборник хадисов» и «Сады праведных» имама ан-Навави. Кроме того, мы осуществляем собственную экспертную деятельность в вопросах издательства религиозной литературы. В ДУМ РТ функционирует экспертный совет, который оценивает и рекомендует для издания те или иные труды и книги.

Куда расходуются гранты, выделяемые для ДУМ РТ? Не видно результатов. Хотелось бы видеть квартальную или хотя бы годовую финансовую отчетность.

Гранты ДУМ РТ выделяются для осуществления деятельности мухтасибатов Татарстана, а также являются одной из мер поддержки имамов республики. Отчет о проделанной работе имам-мухтасибы предоставляют ежеквартально по мере получения финансирования. С деятельностью ДУМ РТ и его мухтасибатов можно ознакомиться на сайте муфтията.

Какой вид спорта вы любите? Правда ли, что заниматься боксом харам?

Речь идет не о том, запрещен или нет бокс в исламе. В исламе запрещено нанесение ударов по лицу. По религии даже животное нельзя бить по морде. Что касается моих личных предпочтений, то я активно занимаюсь борьбой. Борьба - это сунна. Но и здесь нужно учитывать требования к внешнему виду: аурат (запретные места, - прим. ред. ) должен быть прикрыт. В целом, в ДУМ РТ уделяется особое внимание спортивным инициативам, которые мы рассматриваем как средство воспитания среди мусульманской молодежи здоровых и коммуникабельных граждан с активной жизненной позицией.

У меня вопрос из практической плоскости. Можно ли в летнее время объединять вечерний магриб и ночной "иша намазы?

В определенный летний период, когда не заходит ночная молитва, действительно, у верующих ежегодно возникает этот вопрос. Причем не одно столетие велись споры на этот счет: кто-то объединял намазы, кто-то выдерживал между ними время, а кто-то и вовсе не читал ночной намаз, поскольку он не наступал. Но точку в этом поставил Шигабутдин Марджани, который в своем труде «Назарутуль хакк...» доказал, что ночная молитва должна совершаться. ДУМ РТ придерживается фетвы, согласно которой мы читаем молитву примерно через полтора часа после ахшама (вечерней молитвы, - прим. ред. ).

Можно ли мне как ханафиту, находящемуся в пути, объединять полуденный зухр и послеполуденный "аср намазы, как это совершают шафииты?

Нет, следовать нескольким мазхабам одновременно не приветствуется. При этом возможно зухр-намаз (полуденная молитва, - прим. ред. ) приблизить к аср-намазу (послеполуденная молитва, - прим. ред. ) за 10 минут до его наступления.

Практически все медресе республики выдвигают требования по внешнему виду и они реализуются в основном на очной форме обучения. Однако некоторые медресе не всегда могут себе позволить заказывать форму, так как из-за большого количества учащихся возникают финансовые сложности

Сколько языков вы знаете? Когда выучили татарский - с детства или уже в юности-зрелости?

Я владею татарским, русским, арабским и турецким языками. Татарскую речь как и многие в детстве слышал только летом в гостях у бабушки и дедушки. Осознание необходимости в знании татарского пришло позже, в медресе: было нужно общаться и понимать пятничные проповеди. Серьезно взялся за свой татарский, когда стал имамом, потому что эти проповеди теперь приходилось читать самому. То есть в моем случае, религия действительно сохранила язык.

Почему в республиканских медресе не введена единая форма для шакирдов?

По поводу внешнего вида есть четкие требования к каждому шакирду медресе, которые прописаны во внутренних локальных актах образовательной организации. Это головной убор (тюбетей), пиджак (в дореволюционном стиле). Практически все медресе республики выдвигают требования по внешнему виду и они реализуются в основном на очной форме обучения. Однако некоторые медресе не всегда могут себе позволить заказывать форму, так как из-за большого количества учащихся возникают финансовые сложности.

Прошел год с открытия Булгарской исламской академии. Какие итоги можете подвести? Над чем еще предстоит работать? Справляются ли Мухаметшин и Исхаков?

Первый год в Болгарской исламской академии прошел успешно, были задействованы ведущие отечественные и зарубежные богословы, сформировалась команда. Ведется исследовательская работа по различным богословским темам. Конечно, реализуя столь глобальный проект, возникают и определенные сложности, проблемы, которые на данный момент решаемы. Учитывая предложения участников образовательного процесса, необходимо вести совершенствование образовательного стандарта. Деятельность Рафика хазрата Мухаметшина и Камиля Шамильевича Исхакова высоко оцениваются и ДУМ РТ, и руководством республики.

Трудно ли трудоустроиться выпускникам ваших медресе и РИИ?

Выпускникам медресе и РИИ трудоустроится по специальности нетрудно, так как в Республике Татарстан функционирует 48 мухтасибатов, 9 профессиональных медресе, 3 высших учебных заведения, 2 частные школы, свыше 700 начальных курсов при мечетях республики. Наблюдается, скорее, нехватка кадров среди имамов.

Сейчас все мусульманское образование выстроилось в систему ступенчатого образования, от начального образования, продолжая средним (это медресе), заканчивая институтом и академией, что не может не радовать. Приняты образовательные стандарты в соответствии с гостребованиями, постоянно дополняется библиотечный фонд. Но какова позиция ДУМ РТ по отношению к дошкольному образованию? Будут ли приниматься меры по систематизации и улучшению этого направления? Планируется ли создание мусульманских детсадов?

Открытие детских садов, безусловно, расширило бы инфраструктуру системы мусульманского образования в Татарстане. Однако сейчас для ДУМ РТ является приоритетным качественное развитие школьного образования. Если с медресе, институтами мы в масштабах России вышли вперед, то школ, которые должны сформировать личность для дальнейшего воспитания представителей татарской интеллигенции, нам катастрофически не хватает. Свои усилия мы сейчас направляем именно на эти цели.

Борода - это сунна или ваджиб?

Это сунна Пророка салаллаху галейхи вассалям, правовое заключение же (хукм) относительно ее в ханафитском мазхабе - ваджиб.

Во сколько лет нужно делать обрезание мальчикам? И как относитесь к обрезанию девочек?

Как человек, у которого очень много ежедневных задач, которые требуется решать, какие советы вы можете дать по управлению временем и процессами? Пусть Всевышний дарует вам тауфик во всем благом что вы делаете. Амин.

Как говорится в хадисе Пророка салаллаху галейхи вассалям, умейте ценить пять вещей, пока не наступили следующие пять. Одна из них - свободное время, пока не пришла занятость. Нужно приучить себя ценить время. А это проявляется в том, что ты никогда не опаздываешь, планируешь свой день и четко следуешь этому плану.

Если с медресе, институтами мы в масштабах России вышли вперед, то школ, которые должны сформировать личность для дальнейшего воспитания представителей татарской интеллигенции, нам катастрофически не хватает. Свои усилия мы сейчас направляем именно на эти цели

Искандер Сиражи в своем видеообращении обвинил вас в том, что вы работаете не на благо республики и мусульман, а только на свой личный карман. Он также отметил, что когда вы пришли в ДУМ РТ у вас ничего не было, а сейчас у вас несколько квартир и коттедж. Правда ли это?

Неправда. Всевышний сказал в Священном Куръане: «О те, которые уверовали! Избегайте многих предположений, ибо некоторые предположения являются грехом. Не следите друг за другом и не злословьте за спиной друг друга. Разве понравится кому-либо из вас есть мясо своего покойного брата, если вы чувствуете к этому отвращение? Бойтесь Аллаха! Воистину, Аллах - Принимающий покаяния, Милосердный» (сура «Худжурат, 12 аят). Аллах предостерег мусульман от злословия, которое является одним из величайших грехов, и поэтому Всевышний уподобил его другому величайшему греху - употреблению в пищу мертвечины.

Почему из муфтията зачищаете сторонников других тарикатов, в т. ч. накшибандитов из другой ветви, и ставите «своих» (Валиулин)?

Не понимаю о чем вы, это все глупости и абсолютное незнание ситуации.

Расскажите о джамаате Исмагил ага в Турции, в котором вы состоите. Поддерживаете ли контакты с муршидом?

Мой джамаат очень большой и это все члены ахли сунны Валь джамаа, (последователи сунны).

Светлана Спирина, фото Максима Платонова, видео Камиля Исмаилова

Татарстан - самый северный форпост Ислама в мире. Более половины 3-миллионного населения республики составляют так называемые этнические мусульмане. Впрочем, по сравнению с республиками Кавказа Татарстан смотрится вполне светским регионом. Тем не менее влияние уммы (исламского сообщества) растет год от года. Более того, это влияние широко распространяется на власть Татарстана. KazanWeek публикует рейтинг 10 самых влиятельных мусульман республики. Именно эта десятка сделала исламский Татарстан таким, какой он есть сегодня.

1. Муфтий Татарстана Илдус Файзов.


Он самый влиятельный мусульманин Татарстана. Должность председателя Духовного управления мусульман (ДУМ) делает его главой крупнейшего после Кавказа сообщества российских мусульман. Напомним, в РТ 1300 мечетей и 1100 приходов находятся под юрисдикцией ДУМ.

Карьеру Файзова можно назвать стремительной. Профессиональный актер, он больше 10 лет работал в драматическом театре имени Тинчурина. В 2002 году стал имамом мечети «Булгар». Более 10 лет занимал кресло начальника отдела пропаганды муфтията. В феврале 2010 года Файзов стал заместителем муфтия РТ Гусмана Исхакова и меньше чем через год сменил его на этой должности. Умма Татарстана очень загадочна, и Файзов не меньшая загадка для наблюдателей. Он производит впечатление очень тихого и уравновешенного человека, который способен держать удар и гнуть свою линию. Политика, которую объявил Файзов, - возвращение к татарским истокам и борьба с религиозными радикалами. У Файзова множество врагов и не меньше сторонников. Кроме того, муфтий Татарстана пользуется поддержкой в федеральном Центре.

2. Первый заместитель председателя ДУМ РТ Валиулла Якупов


Он имеет славу серого кардинала. С 33 лет Якупов бессменный заместитель муфтия Татарстана. Он сохранял этот пост при Габдулле Галлиуллине и Гусмане Исхакове . Сегодня он зам Илдуса Файзова. Якупов курирует издательство «Иман», которое выпускает религиозную литературу и пропагандирует традиционный для татар ханафитский мазхаб. Наблюдатели называют его стратегом проводимой Илдусом Файзовым политики по искоренению религиозного экстремизма. Якупов сыграл ключевую роль в объединении мусульман Татарстана в единый муфтият в 1998 году. В муфтияте он долгое время курировал связи с органами госвласти, которые нередко больше прислушиваются к его мнению, чем к мнению муфтиев. Все это делает Якупова человеком №2 в исламском Татарстане.

3. Мансур Джалялетдинов . Мухтасиб Казани. Имам мечети Марджани.


Он - глава исламской общины в самом большом городе Татарстана. Мечеть Марджани, в которой он служит, имеет особое значение для татарского народа. Кроме того, в этом храме молятся первые лица республики. У Джалялетдинова особые отношения с президентом Татарстана Рустамом Миннихановым . Он имеет прямой контакт с главой республики, в отличие от муфтия Файзова, который общается с Миннихановым в рамках официального протокола. В случае отставки Фаизова, Джалялетдинов - самый вероятный его преемник на посту главы ДУМ. В нашем списке он занимает третье место.

4. Рамиль Юнусов . Популярный священнослужитель. Имам-хатыб соборной мечети Кул Шариф в Казанском Кремле.


Открытый оппонент действующего муфтия республики. В апреле, когда Илдус Файзов своим приказом отстранил Юнусова от должности имама, он смог переломить волю ДУМ и остаться на своем месте. Юнусов быстро мобилизовал сторонников и пообещал устроить волнения, если приказ о его отставке не будет аннулирован. В итоге ДУМ под давлением властей, которым не нужен религиозный конфликт, пошел на попятный. Рамиль Юнусов человек из команды мэра Казани Ильсура Метшина . Они долгое время вместе работали в Нижнекамске. В столицу их в 2005 году перевел президент Минтимер Шаймиев , который поставил Метшина мэром, а Юнусову предложил служить в новой мечети Кул Шариф.

5. Рафик Мухаметшин. Ректор Российского исламского университета - одного из самых влиятельных религиозных вузов в стране.

Он сохраняет свое влияние и после ухода с поста муфтия Татарстана. Впрочем, это влияние тает со временем дома, но за границей оно по-прежнему высоко. После ухода из ДУМ, который он возглавлял больше 10 лет, Исхаков живет фактически на две страны. Он советник министра по делам религий в Катаре и живая нить, которая связывает Татарстан с колыбелью Ислама - Саудовской Аравией. Исхаков - открытый оппонент своего бывшего заместителя, нынешнего муфтия Файзова и является неформальным лидером противников муфтия.

7. Ришат Хамидуллин. Бывший пресс-секретарь ДУМ, нынешний глава аппарата в Духовном управлении.

Главная (естественно, неофициальная и нигде не регламентированная) роль Фазлыева проявилась в умении тушить любые конфликты и противоречия. Напомним, что во время V съезда мусульман Татарстана в апреле 2011 года, когда проходили выборы нового муфтия, была предпринята попытка сорвать съезд, устроив демонстративную обструкцию явному фавориту предвыборной гонки за пост главы ДУМ - Ильдусу Фаизову. Противники Файзова стали выкрикивать оскорбления в его адрес, но именно Фазлыев сумел быстро и тонко утихомирить их. Фазлыев до сих пор гасит конфликты и противоречия внутри уммы.

9. Рустам Батров . Председатель Совета улемов ДУМ РТ, проректор по научной работе РИУ.


Яркий представитель плеяды молодых имамов, твердо придерживающихся традиционного для татар ислама ханафитского мазхаба. Рустам Батров, выступая в роли самого главного популяризатора наследия Абу Ханифы, сумел убедить постсоветскую мусульманскую молодежь Татарстана, стоящую на мировоззренческом распутье, в возможности избежать реформирования Ислама. В свое время это предлагали сделать светские интеллектуалы вроде Рафаэля Хакимова и арабские проповедники с их призывами вернутся во времена "чистого Ислама" эпохи пророка Мухаммеда. Батров убедил сохранить и восстановить традиционный для татар Ислам, сделав его понятным городской интеллектуально продвинутой молодежи. К слову сказать, при Батрове Совет улемов РТ превратился в мозговой штаб мусульманской мысли Татарстана.

10. Марат Низамов замыкает десятку.


Его влиятельность определяется его постом: он руководитель комитета по стандартизации "Халяль". Сам комитет является монополией по выдаче сертификатов халялизации. Получения этого документа - это всегда контакт с Низамовым. Многие экономические рычаги жизни мусульманской уммы контролирует он. Тем более, что халяль давно перешел из области экономической в область политики. Вспомним хотя бы недавние призывы к тотальной халялизации детских дошкольных учреждений.

Александр Соколов
материал подготовлен при содействии руководителя Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований Российского института стратегических исследований Раиса Сулейманова

Если вы обнаружили ошибку в тексте, то выделите часть текста и нажмите Ctrl+Enter

С рабочим визитом, 21 декабря, Ивановскую область посетил муфтий Республики Татарстан, Камиль хазрат Самигуллин.

Начлся день с лекции для студентов Ивановского филиала РАНХиГС на тему: «Взаимодействие ислама и православия в РТ».

Студенты и все гости смогли задать вопросы и получить на них ответы. Камиль хазрат отметил, что общение со студентами получилось очень живым, а выбранная тема заинтресовала многих присутствующих.

Позже муфтий РТ познакомился с Ивановской Соборной мечетью. В экскурсию вошло знакомство с мечетью, рассказ об открытии мемориальной доски, а так же разговор о уже строющейся второй очереди Соборной мечети.

Проводили экскурсию председатель ДУМ Ивановской области, Ляпин Фярит Усманович, имамы Соборной мечети, Джурабек хазрат, Халид хазрат и Махмудхон хазрат.

Уже в обед Камиль хазрат прочитал пятничную хутбу для всех прихожан Ивановской Соборной мечети. Перед собравшимися единоверцами хазрат прочитал проповедь на тему следования Сунне и пути, указанному Пророкомﷺ. «Следуйте Сунне Посланника Аллаха ﷺ , ибо это является самым коротким путем в Рай. Наш любимый Пророк ﷺ — это тот, чья жизнь, является примером для всех людей. Его Сунна живет с нами», — сказал глава мусульман Татарстана.

Он также напомнил верующим о необходимости больше читать Священный Куръан. Любопытно, что проповедь муфтий прочел на двух языках: русском и татарском. После хутбы муфтий ответил на вопросы прихожан.

После состоялась рабочая встреча муфтия РТ Камиля хазрат Симигуллина и аппарата ДУМ Иановской обалсти с заместителем Председателя Правительства Ивановской области — директором Департамента внутренней политики Ивановской области, Нестеровым Евгением Леонидовичем. Во время разговора обсуждалась работа Духовного Управления мусульман Ивановской области, а так же совместная организация и реализация проектов, проводимых для мусульман нашей области.

Не менее интересным мероприятием, стало проведение круглого стола на базе Ивановского Дома национальностей, где собрались мусульмансике деятели региона, активная молодежь и различные деятели города Иваново. Так же на встречу приехали религиозные деятели Ярославлавской области. Все желающие смогли задать интересующие их вопросы Камилю хазрату, которые касались совершенно разных тем. Муфтий Татарстана рассказал им о многоплановой деятельности ДУМ РТ, в частности, в области исламского просвещения, пропаганды традиционных ценностей ислама.

В завешение дня состоялась поездка в молельный дом города Шуи, где прошла небольшая эскурсия и знакомство с жизнью мусульман.

Хочется отметить, что было заключено соглашение между ДУМ РТ и ДУМ Ивановской области. Камиль хазрат был приятно удивлен жизнью мусульман Ивановской области. Он отметил, что работа ДУМ Ивановской области идет на достаточно высоком уровне и пожелал дальнейших успехов, а так же плодотворной работы на благо мусульман Ивановской области, при поддержке Республики Татарстан.

Более подробный фотоотчет можно посмотреть в нашей .

Муфтий Татарстана сам посещает Дагестан и приглашает муфтия Дагестана в Казань. В последнее время в силу определенных причин обе республики упоминаются в одних и тех же новостных сводках. "Idel.Реалии" решили разобраться, что из себя представляет муфтият Дагестана и как он действует в Татарстане.

Муфтият Дагестана называют одним из центров мусульман России. В отношении этого духовного управления даже используют выражение "структура федерального уровня ".

О присутствии муфтията Дагестана где-либо обычно говорит наличие его информационного рупора. Если в мечети или в других публичных местах распространяется газета "Ас-салам", то можно смело утверждать, что дагестанское духовенство присутствует в этом регионе. "Ас-салам", по данным самой газеты, является одной из самых тиражных из печатных мусульманских СМИ России - свыше 110 000 читателей. Она выходит в том числе на региональных языках.

Аффилированные с муфтиятом СМИ также сообщают , что общая численность общин муфтията Дагестана в пределах республики достигает 2600 (при 800 зарегистрированных), а за пределами региона их не менее 200 - то есть суммарно около 2800. Но, судя по частым сообщениям, видимый успех духовенства зиждется далеко не на честной конкуренции. Так, на неподконтрольные этой духовной структуре общины в Дагестане сразу навешивают ярлык "ваххабитский". А потом начинается травля прихожан таких мечетей со стороны силовиков. Пару лет тому назад руководство дагестанского муфтията сообщало о 62 "непокорных" мечетях в республике.

МУФТИЯТ КАК МИНИСТЕРСТВО

Интересно и то, какие отношения у дагестанского муфтията с властью. Корреспондент "Idel.Реалии" обратился в администрацию одной из неподконтрольных ДУМ РД мечетей Дагестана с просьбой прокомментировать мнение о том, что ДУМ РД обслуживает власть.

Всех остальных мусульман, не относящихся к муфтияту, прессуют в той или иной форме, одних больше, других меньше

Это известные вещи, любой прихожанин муфтиятовских мечетей это подтвердит. "Обслуживание" - это не совсем верная формулировка, "работа" более точно описывает суть происходящего. Муфтият - это одно из министерств, выполняющее четко указанные функции. Все последние события связанные с выборами - яркий вам пример. Задача была обеспечить видимость явки, что и было сделано. Всех остальных мусульман, не относящихся к муфтияту, прессуют в той или иной форме, одних больше, других меньше. К примеру, даргинцев - меньше, кумыков и лезгин - больше, - признается неназванный источник из неподконтрольной муфтияту мечети. По соображениям безопасности "Idel.Реалии" не публикует его имени.

Центр "Сова " и ряд СМИ используют при описании нынешего муфтията Дагестана определение "аварский", из-за влияния там представителей этой этнической группы. Наиболее враждебны к "аварскому" ДУМ РД близкие к татарам тюркоязычные кумыки в лице последователей Магомеда-Мухтара Бабатова , менее враждебны - даргинцы. В этом смысле слова источника "Idel.Реалии" выглядят вполне логичными.

Дагестанский муфтият связывали даже с рэкетом и попытками отъема имущества граждан в интересах духовенства. Хотя само духовенство эти обвинения отрицало.

ПРОПАГАНДА МУФТИЯТА И КАВКАЗСКОЕ ОТТОРЖЕНИЕ

Медийное присутствие дагестанского муфтията не ограничивается одной газетой. Супруга муфтия Айна Гамзатова , которая даже намеревалась баллотироваться в кандидаты президенты России, так или иначе руководит или имеет влияние на ряд СМИ. По данным "Кавказ.Реалии", популярные сайты "Ислам.ру" и "Исламдаг.ру" также являются проектами духовенства. С ним же связана и радиостанция "Ватан" и телеканал ННТ (Наше национальное телевидение). Супруга муфтия также является главным редактором глянцевого журнала "Ислам" (тираж свыше 100 тыс. экземпляров, распространяется по всей территории России и СНГ). Помимо этого официальное духовенство имеет собственные издательства и типографии.

Причиной разрыва отношений между Координационным центром мусульман Северного Кавказа и ДУМ Дагестана явилось как раз то, что последние активно распространяли свои информационные рупоры на чужих "территориях". Так, кавказские муфтии высказали своему дагестанскому коллеге несогласие с тем, что ДУМ Дагестана распространяет "у них дома" газету "Ас-Салам". Получается, соседи имеют натянутые отношения с дагестанским духовенством из-за информационной политики последних.

ПУТЬ К СЕРДЦУ ТАТАР ЧЕРЕЗ ЯЗЫК

Совет муфтиев России (СМР), ДУМ Крыма и города Севастополя придерживаются в отношении дагестанского муфтията нейтралитета. ДУМ РД связывают тесные отношения с ДУМ РТ. На сайте "Ислам.ру" постоянно освещается ситуация в Татарстане. Те или иные шаги муфтия Татарстана находят отражение в материалах этого сайта. Интересно и то, что рупор дагестанского муфтията начал выходить и на татарском языке. Необходимость чтения татароязычной "Ас-Сәлам" обосновывается в СМИ как "один из способов сохранения родного языка, татарской культуры, исторических корней, духовных ценностей, сложившихся на протяжении столетий".

С учетом произошедшего языкового конфликта, центром которого стал Татарстан, действительно, шаг был своевременный, а инструмент может стать эффективным. Особенно с учетом того, что в Татарстане рядовой читатель вряд ли знает о связях издателя татароязычного издания с теми, кто запретил обязательность преподавания госязыка республики.

Но дагестанский муфтият не ограничивается исключительно информационным присутствием в Татарстане. Так, он же проводит мероприятия на "территории" ДУМ РТ, причем с благословления последнего. И даже активно налаживает горизонтальные связи на территории Татарстана.

КАК ДУМ РД МОЖЕТ ПОБЕДИТЬ ДУМ РТ

Ранее "Idel.Реалии" о том, что муфтий Татарстана также иногда оказывается втянутым в продвижение государственной линии. Но Камиля Самигуллина вряд ли можно назвать агентом власти, ведь именно он поддержал право на ношение платков в школах, тем самым он пошел против министра образования России Ольги Васильевой . Татарстанский муфтий заступился и за татарский язык от нападок Москвы, хотя и прибегая к дипломатическим формулировкам. В этой связи возникают вопросы.

Во-первых, готов ли муфтий Татарстана ассоциировать себя с дагестанским духовенством с еще более неоднозначной репутацией? Во-вторых, готово ли ДУМ РТ конкуриторовать с ДУМ РД в Татарстане? Ведь с укреплением позиций дагестанского муфтията пространства для маневрирования у ДУМ РТ может остаться еще меньше. И сузится оно благодаря еще более податливой позиции дагестанского духовенства по отношению к власти. Другими словами, если Камиль Самигуллин до сих пор мог заступаться за татарский язык или за право на ношение платков за счет того, что позволял втягивать себя в процесс поддержки сирийского лидера или аннексии Крыма, то в условиях более провластного конкурента татарстанскому духовенству придется исходить из сложившейся ситуации. То есть быть более провластным. Ответить на эти вопросы в пресс-службе ДУМ РТ сходу не смогли, просили направить письменный запрос, что и было сделано корреспондентом "Idel.Реалии". Пока ответа на запрос не поступало.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram . Мы говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.

Еще со времени распространения Ислама сразу в начале пророческой миссии Мухаммеда (да благословит его Аллах и приветствует) мусульмане, по отдельности и различными делегациями, посещали наш регион. Это привело к расширению торговых отношений и естественному увеличению количества мусульман. К 922 г. х. э. (310 г.х.) на территории Волжской Булгарии (современный Татарстан) Ислам распространился в этом регионе и был добровольно принят в качестве государственной религии. Об этом свидетельствуют исторические документы, в частности, заметки Ибн Фадлана, секретаря Посольства Багдадского халифа Аль-Муктадира, найденные в библиотеки г. Мешхеда мусульманским историком Ахмад Заки Валиди. Такое историческое развитие ислама для татар имеет огромное значение, так как свидетельствует о вполне осознанном принятии Ислама их предками в качестве совершенной религии.

В начале XIII века Волжская Булгария, несмотря на сопротивление, была захвачена монголами и опустошена. Территории Булгарии были ими насильственно включены в качестве улуса в состав Золотой Орды. Но это имело и положительный аспект, так как благодаря усилиям наших предков, булгарских ученых, Золотая Орда также стала мусульманским государством. К началу XV века Золотая Орда распалась на ряд государств, самым сильным и значительным из которых было Казанское ханство (1438 – 1552 гг.).

В 1552 году Казань пала под натиском войск Ивана Грозного, несмотря на героические попытки мусульман защитить город во главе с руководителем мусульманского духовенства – Сейида (потомка Пророка с.г.в.с.) Кул Шарифа. Он и все его студенты медресе погибли. В память о них на территории современного Казанского Кремля возвели мечеть Кул Шариф, что ознаменовала историческую справедливость.

До конца XVIII века мусульманское вероисповедание было гонимо, а в 1789 г. Императрицей Екатериной II было учреждено Духовное Управление мусульман. С этого времени Ислам начал набирать силу, открылись десятки медресе и появились известные всему миру мусульманские ученые: Курсави, Муса Бигиев, Ризаэтдин Фахретдин и Шихабутдин Марджани, в честь которого и названа первая каменная соборная мечеть «Марджани» в г. Казани.

В 1992 году мусульмане создали в Татарстане свое Духовное Управление, которое призвано решать проблемы мусульманских общин, координировать их деятельность, регулировать государственно-исламские отношения. Поворотным в жизни мусульман стал Объединительный съезд в 1998 году, когда раскол в мусульманском сообществе был преодолен и мусульманские общины объединились вокруг единого Духовного Управления. Это единство нашло поддержку и со стороны государства, которая была подтверждена и правовыми нормами. С 14 февраля 1998 года Председателем ДУМ РТ является Гусман хазрат Исхаков. Доверие мусульман РТ, как муфтию Республики, ему было оказано трижды: на втором Съезде мусульман в 2002 г. и на третьем 2006г.

Сегодня уже выстроена работоспособная структура Духовного управления. В каждом районе Татарстана работают мухтасибаты, казыяты и отделы самого ДУМ РТ, дающие возможность эффективно организовать свою работу. Накоплен определенный опыт работы в рамках вертикально выстроенной структуры, что способствует эффективному решению возникших проблем, исходя из внутренних потребностей самого мусульманского сообщества, и в связи с изменением политической ситуации в Татарстане и России.

Духовное управление мусульман Республики Татарстан (ДУМ РТ) – является высшей централизованной религиозной организацией мусульманского сообщества Республики. На данный момент в ДУМ РТ состоят 1175 приходов.

ДУМ РТ сегодня имеет разветвленную структуру, обеспечивающую полноценную работу мусульманских общин на местах. Территория РТ разделена на 45 мухтасибатов (ред.-представителей муфтия в районах) и 6 казыятов (ред.-институт богословских судей). В составе ДУМ РТ работают отделы Международных связей, образования, по работе с молодежью, проповеднической деятельности, регистрации, статистики и науки. Также функционирует Благотворительный фонд «Идель-Хадж» и Комитеты по сбору Закята, по Вакуфному имуществу, по организации хаджа и по стандартам «Халяль».

Особое внимание ДУМ РТ уделяет институту «Абыстаи» (ред.-женщина руководитель, учитель). Этот институт присущ только татарскому народу и сформировался еще в дореволюционный период 1917 года. Более того, существование данного института указывает на высокий менталитет татарского народа и на особенную роль татарской женщины, которая она занимает в области служения духовным ценностям. В татарском обществе принято проводить женские меджлисы, на которых ведущую роль берет на себя именно «Абыстай». Также она занимается преподаванием и пропагандой духовных ценностей в женской среде. Из видных таких женщин, можно привести в пример Рашиду абыстай – мать нынешнего муфтия РТ, которая всю свою жизнь посвятила сохранению и приумножению духовных ценностей.

Если на начальной стадии возрождения Ислама ДУМ РТ больше внимания уделяло строительству мечетей, открытию медресе, возрождению на местах мусульманских общин, не уделяя должного внимания формам их функционирования, материального, финансового и кадрового обеспечения, то сегодня, на новом этапе религиозного обновления вносятся коррективы в свою деятельность. На данном этапе для ДУМ РТ очень важно сохранить и укрепить сформировавшееся в Татарстане межэтническое и межконфессиональное согласие, решение своих внутриконфессиональных проблем. Сегодня ДУМ РТ особо волнует проблемы кадров, состояние учебных заведений, проблемы их разностороннего обеспечения, мусульманских средств массовой информации.

Одной из приоритетных направлений ДУМ РТ является подготовка религиозных кадров. Исходя из возможностей обучения, материально-технического обеспечения, учебные заведения разделены на четыре категории:

    Школы начального религиозного образования;

    Средние медресе, дающие среднее религиозное образование;

    Высшие медресе, дающие высшее религиозное образование;

    Исламский университет, готовящий специалистов наивысшей религиозной квалификации.

Сегодня в Татарстане функционирует 9 мусульманских учебных заведений, среди которых многие уже нашли свое место в мусульманском образовательном пространстве. Так, выпускники медресе «Мухаммадия» и имени 1000-летия принятия Ислама пользуются большим спросом в различных регионах России.

Важное место в системе мусульманского образования занимает Российский Исламский университет. Он уже занял свое достойное место в этой системе. Университет готовит специалистов высшей квалификации, кадры для системы религиозного образования и ученых-богословов. Он со временем, безусловно, так же станет научным центром, объединяющим исследователей исламской теологии, имеющей многовековые традиции.

В Татарстане под эгидой ДУМ РТ действует также уникальное учебное заведение Центр подготовки Хафизов Корана, которое располагается в РИУ. Это учебное заведение призвано решить одну из острых проблем современного мусульманского сообщества России – подготовки людей, знающих Коран наизусть. В течение трех лет студенты Центра заучивают весь Коран на арабском языке. Отличившиеся чтецы ежегодно представляют Россию и Татарстан на Международных конкурсах чтецов Корана. Центр работает с 2003 года и уже подготовил около 20 хафизов Корана.

Ежегодно, ДУМ РТ совместно с этим Центром, проводит республиканские конкурсы чтецов Корана. В 2004 году был проведен Первый общероссийский конкурс чтецов и Хафизов Корана, а в 2005 – уже Международный, где приняли участие около 60 конкурсантов из стран СНГ и который был приурочен к открытию мечети Кул Шариф.

Также в республике в г.Набережные Челны функционирует Институт повышения Квалификации имамов и проповедников, где ежегодно стажируются около 250 имамов с разных уголков Татарстана. Обучение ведется неделю, после чего выдается специальный диплом. В течение недели имамам бесплатно обеспечивается проживание и питание.

Задачи, стоящие перед религиозными учебными заведениями, не сводятся только к подготовке специалистов, способных удовлетворить духовные потребности прихожан. Главная цель – подготовка нового поколения мусульманской интеллигенции, способного активно участвовать в формировании высоконравственного общества.

ДУМ РТ, исходя из того, что в Исламе религия и мирская жизнь неразрывно взаимосвязаны, активно участвует в социальном служении своим прихожанам и мусульманскому сообществу в целом. Это находит выражение в участии выработки новых взглядов и подходов по проблемам школьного и вузовского образования, нравственному воспитанию подрастающего поколения, по выработке позитивных межгосударственных и межнациональных отношений.

Руководство ДУМ РТ, а так же мусульманское духовенство республики через СМИ и используя другие публичные формы, выступает с миротворческими предложениями по поводу регулирования межэтнических и политических конфликтов в различных уголках земного шара, предлагает эффективные методы борьбы против экстремизма с учетом многовекового опыта мирного сосуществования татар в поликонфессиональной среде, постоянно пытается снизить остроту восприятия событий на Северном Кавказе, постоянно ведет работу по искоренению форм проявления исламофобии.

Важное место в своей повседневной деятельности ДУМ РТ отводит развитию межрелигиозных отношений, выделяя в качестве приоритетных – сохранение сложившихся позитивных отношений с традиционными конфессиями.

Понимая, что Ислам и христианство являются двумя главными духовными слагаемыми не только в Татарстане, но и во всем российском обществе, а так же осознавая всю меру ответственности за нравственное здоровье народов Татарстана, ДУМ РТ стремится всеми возможными средствами поддерживать межрелигиозный мир и сотрудничество с Русской православной церковью и другими религиозными организациями республики. Участие в научно-практических конференциях, совместные заявления, стремление воплотить в жизнь принципы толерантности свидетельствует об этом.

ДУМ РТ провело ряд конференций к примеру, «Ислам против наркомании», а его представители принимали участие на многих международных конференциях, таких как, «Международная конференция по распространению умеренности в религии», «Молодежь –созидатели будущего», «Мусульмане средней Азии и их культурное наследие» и другие.

ДУМ РТ при поддержке государства через средства массовой информации ведет религиозно-пропагандистскую деятельность. Известные религиозные деятели республики, представители мусульманского духовенства принимают участие в различных передачах местных каналов телевизионного и радиовещания, разъясняют истинные основы учения Ислама и его духовных ценностей, раскрывают сущность таких негативных явлений как терроризм, экстремизм, сектантство, показывают их псевдорелигиозную сущность. В просветительской деятельности ДУМ РТ много внимания уделяется пропаганде религиозного опыта татар, которые в течение многих веков, несмотря на неблагоприятные политические условия, сумели выстроить цивилизованные межконфессиональные отношения в многонациональной России.

ДУМ РТ придает важное значение развитию научных контактов с учеными вузов республики и Академии наук Татарстана, которые занимаются исламоведческими проблемами, проводит совместные конференции, готовит к изданию произведения известных татарстанских мыслителей.

Важным направлением деятельности ДУМ РТ является выпуск учебных пособий и научно-популярной литературы по различным проблемам Ислама, который осуществляется совместно с преподавателями религиозных учебных заведений республики, особенно РИУ. В условиях роста спроса на литературу по религиозной тематике, эти издания пользуются большой популярностью. Из-за отсутствия готовых трудов своих авторов, в издательской деятельности много внимания уделяется переводческой работе, которая в первую очередь нацелена на ознакомление населения классическими произведениями по Исламу.

Начиная с 2000 года, издаются информативно насыщенные мусульманские календари, которые пользуются большой популярностью среди населения.

В современных условиях для организации полноценной работы ДУМ РТ, для распространения достоверных знаний об Исламе, а так же для организации широкомасштабных мер по нравственному оздоровлению общества огромную роль играют средства массовой информации. Сегодня в этой сфере произошли кардинальные изменения. Появилось мусульманское информационное пространство. Правда, оно еще не полностью сформировалось: не хватает интеллектуальных ресурсов и кадров. Тем не менее, в современном Татарстане мусульманские СМИ уже заняли свое достойное место и пользуются большой популярностью среди читателей.

Сегодня в Татарстане издается около 15 мусульманских изданий, печатаются различные типы мусульманских календарей.

Под эгидой ДУМ РТ издается газета “Ислам нуры” и журнал “Дин ва адап”.

Также религиозными приходами ДУМ РТ издаются отдельные газеты, которые пользуются широкой популярностью: «Иман», «Вера», «Умма» и «Ислам info».

Кроме того, успешно функционирует официальный сайт ДУМ РТ – www.e-islam.ru из которого можно почерпнуть немало полезной информации и ознакомиться с деятельностью ДУМ РТ.

Ислам, будучи религией мира, добра и справедливости, уделяет огромное внимание социальным аспектам жизни мусульман. Стремление к социальной гармонии, искреннее желание помочь ближнему, высокие нравственные принципы стали основой создания среди мусульман разветвленной системы благотворительных организаций.

Очень большая работа проводится в социальной сфере. Многие приходы ведут работу в этом направлении, сотрудничая с реабилитационными центрами, дамами престарелых, социальными приютами и детскими домами. Показательным может быть работа проводимая Приходом мечети «Сулейман», расположенного в поселке Левченко г.Казани. За последние три года работы там были проведены 22 благотворительные акции. Сотни граждан получили подарки в виде продуктовых наборов, а дети приютов специальные канцелярские наборы.

Они активно сотрудничают с центром для детей-инвалидов Московского района города Казани «Апрель», со спецшколой для детей с девиантным поведением, в которой на настоящий момент находится около 50 воспитанников, с органами социальной опеки, с детскими домами и приютами, с обществом слепых и глухих, с различными другими организациями.

При этой мечети организованы уроки по основам ислама для самых незащищенных слоев населения: глухих и слепых людей.

Для плодотворной работы в социальной сфере между ДУМ РТ и Министерством социальной защиты РТ были достигнуты соглашения и подписан совместный договор о Сотрудничестве.

Примечателен и тот факт, что ежегодно многие мусульманские приходы проводят детские культурно-просветительские летние лагеря, где дети знакомятся с традициями своего народа и изучают основы ислама. Они стали настолько популярными среди народа, что мечетям приходится организовывать несколько потоков.

Традиционный Ислам внес огромный вклад в развитие духовности и нравственности нашего народа и, обладая мощным потенциалом, способен реально помочь возрождению нашего общества и стать верным заслоном на пути многочисленных пороков, наполнивших нашу землю в невиданных размерах. Ислам за свою многовековую историю накопил положительный опыт в деле духовного и нравственного возрождения, как отдельного человека, так и общества в целом. Поэтому Духовное управление мусульман в своей работе уделяет внимание и таким аспектам, как противостояние и профилактики наркомании и преступности в обществе. Помимо того, что каждую пятницу во всех мечетях проводятся проповеди на нравственные тематики, ДУМ РТ, ведет целенаправленную работу с реабилитационными центрами и исправительными учреждениями.

Представители Духовного Управления мусульман Республики Татарстан проводят в наркологических диспансерах и реабилитационных центрах групповые и индивидуальные беседы с пациентами, распространяют духовную литературу. В мечетях республики размещаются информационные листки Управления ФСКН РФ по РТ, проводятся антинаркотические акции. Сотрудники ДУМ РТ осуществляют поездки в другие регионы России и за рубеж с целью изучения опыта работы по профилактике употребления наркотиков.

Между Управлением Федеральной службы России по контролю за оборотом наркотиков по Республике Татарстан и Духовным Управлением Мусульман Республики Татарстан подписано совместное Соглашение, что в свою очередь облегчает представителям духовенства посещать и вести проповедническую деятельность в специализированных диспансерах и центрах.

Также ведется успешная работа в исправительных учреждениях. В республике во многих из них есть специальные молельные комнаты, а в пяти учреждениях построены мечети, где проводятся молитвы, каждую пятницу читаются проповеди и ведется обучение по основам ислама для всех желающих. В этих мечетях созданы все условия для ознакомления с религией: представлены книги, аудио-видео материалы.

Возрождение традиций мусульманской благотворительности в современных условиях является одним из наглядных показателей духовного обновления нашего общества. Поэтому ДУМ РТ всегда уделяет большое внимание этому важнейшему направлению. В рамках своей благотворительной деятельности ДУМ РТ оказывает постоянную финансовую помощь мечетям, медресе, религиозным организациям республики и особо нуждающимся мусульманам, осуществляет бесплатную раздачу учебной литературы, религиозных книг, организует благотворительные обеды и раздачу мяса на Курбан-байрам нуждающимся и малоимущим.

К примеру, в среднем ежегодно в праздник Курбан-байрам закалывается десятки коров и сотни баранов жертвенных животных, и мясо распределяется среди медресе, нуждающихся людей.

Только за последний год Комитетом по сбору Закята при ДУМ РТ было оказана благотворительная помощь в размере 1 млн. 667 тыс. рублей. Из них 1млн. 263 тыс. были розданы на проведения ифтар-маджлисов – ужинов разговения в месяц Рамадан во все мухтасибаты Татарстана. Было накормлено около 12 тыс. человек. Более того, в месяц Рамадан нуждающимся жителям Республики были розданы 536 продовольственных наборов общей стоимостью 186 тыс. рублей.

Благотворительная деятельность всегда будет в центре внимания ДУМ РТ, поскольку именно она является одной из форм единения мусульман, снижающей социальные преграды, существующие между ними.

Также ДУМ РТ ежегодно осуществляет организацию паломничества на святую землю. Специально для этого был создан фонд «Идель-Хадж». С каждым годом число желающих отправиться в Мекку и посетить святую землю с Республики Татарстан растет. Так, в сезон хаджа 2006 года паломничество совершило рекордное количество – 1067 человек. Хадж – это пятый столп ислама. Его совершение раз в жизни – неукоснительная обязанность любого мусульманина.

Фонд «Идель-Хадж» гарантирует паломникам полный комплекс услуг по совершению хаджа и умры (ред. – малого паломничества), обеспечивает достойное проживание, питание, медицинское обслуживание и страхование. На всем пути следования паломников, их сопровождают специально подобранные руководители, владеющие русским, татарским и арабским языками, знающими традиции и культуру народов с которыми соприкасается паломник во время путешествия. До хаджа и во время его проводится обучение, одобренное Советом по хаджу при Правительстве РФ и Министерстве по делам хаджа Королевства Саудовская Аравия.

Фондом «Идель-Хадж» учитывается социальный аспект паломника и каждому предлагается выбор тура, согласно своим материальным возможностям. Надо отметить, что Фонд «Идель-Хадж» зарекомендовал себя в России, как один из лучших туроператоров по отправке паломников. Поэтому его выбирают жители не только РТ, но и соседних и более отдаленных регионов РФ. В частности, в этой области Фонд взаимодействует с такими регионами, как Ульяновская, Кировская, Самарская, Тюменская области и Республика Башкортостан.

В настоящее время производству халяльной продукции во всем мире уделяется особое внимание, так как этот потребительский рынок является очень привлекательным. Поэтому при ДУМ РТ работает Комитет по стандарту «Халяль», который осуществляет контроль производства и реализации халяльной продукции как в Республике Татарстан, так и в России. Комитетом по стандарту «Халяль» при ДУМ РТ и ЗАО «РСМЦ «Тест Татарстан» разработаны «Общие требования по производству и реализации продукции маркированной «халяль» (HALAL) на территории Республики Татарстан», которые утверждены Председателем ДУМ РТ, муфтием Республики и согласованы с Советом ученых ДУМ РТ, ФГУ Тат.ЦСМ, ФГУ ЦГСЭН в РТ, Главным государственным ветеринарным инспектором РТ и ЗАО «РСМЦ «Тест-Татарстан» (Госстандарт РТ).

В этих Положениях определены требования как к сырью, используемому при производстве продуктов Халяль, так и к персоналу, производственным помещениям, транспортным средствам, инструменту, спецодежде, упаковке и маркировке, а также и требования к порядку освидетельствования на предмет соответствия продукта нормам Ислама.

На основании утвержденных Положений всем производителям, предприятиям торговли и общественного питания, реализующим халяль для мусульман, Комитетом по стандарту «Халяль» при ДУМ РТ совместно с Госстандартом РТ предложено подтвердить соответствие их продукции нормам ислама и получить сертификаты о халяльности их продукции. При наличии данного сертификата производитель получает право маркировать выпускаемые продукты логотипом «халяль».

Большое внимание ДУМ РТ уделяет и международной деятельности. В ДУМ РТ функционирует Международный отдел. Этот отдел был создан для регулирования взаимоотношений между международными мусульманскими организациями и ДУМ РТ.

Основными задачами отдела являются:

    установление международных связей по линии налаживания контактов в сфере религиозного образования. ДУМ РТ поддерживает тесные контакты с ведущими мусульманскими учебными заведениями Египта, Ливии, Турции, Саудовской Аравии, Иордании, в которых студенты и преподаватели Татарстана проходят практику и совершенствуют свои знания, приобщаются к современным технологиям в системе образования.

    продолжение укрепления международных связей с мусульманскими и международными исламскими организациями и фондами для реализации проектов ДУМ РТ по строительству и других важных религиозных проектов.

    участие в международных форумах, конференциях и встречах, в которых религиозные деятели РТ достойно представляют республику, выступая с докладами об истории и религиозной ситуации в современном Татарстане.

    прием международных делегаций и иностранных журналистов и обеспечение их объективной информацией о состоянии религиозной ситуации в республике.

Основной целью международной деятельности ДУМ РТ является пропаганда богатого опыта конфессиональных отношений в таком многонациональном регионе как Татарстан, что является очень важным для международного имиджа республики как региона мира и согласия.

Особое внимание ДУМ РТ уделяет такому мегаполису, как Казань. Многие религиозные деятели России признают, что Казань является привлекательным регионом для проживания мусульман, так как в городе очень сильна развита мусульманская инфраструктура. Мусульманин без проблем может в любом районе города совершить молитву в мечети (на сегодняшний день функционирует 41 мечеть), пообедать в городе в халяльном кафе или ресторане, воспитать своего ребенка по традициям ислама начиная с детского сада, заканчивая средней школой. В Казани высокий потенциал для получения мусульманского образования. В Казани действует Российский Исламский университет, два медресе «Мухаммадия» и медресе «Имени 1000-летия принятия ислама» и один исламский колледж, а также расположена средняя школа «Усмания». Почти при каждой мечети организованы воскресные курсы, По данным ДУМ РТ на воскресных курсах по Республике в целом, постоянно, обучается свыше 35 тыс. человек.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.