Психологическое давление на ребенка со стороны учителя. Если вашего ребенка обижает школьный учитель

Отношения в классе могут вызвать беспокойство родителей не только, когда они касаются общения со сверстниками. Куда сложнее бывает ситуация, в которой имеет место несправедливое отношение педагога к школьнику.

Предвзятое отношение педагога к отдельному школьнику - проблема не частая, но она существует. Здесь необходимо понять причины несправедливого отношения, и сначала постараться урегулировать ситуацию своими силами.

Постоянно ходите на собрания, как родитель вы также имеете право присутствовать на занятиях. Постарайтесь составить мнение, абстрагируясь от личных симпатий или антипатий. Здесь нужна холодная голова. Вам необходимо убедится в словах своего отпрыска самостоятельно.

Что делать, если учитель невзлюбил ребёнка-старшеклассника

Прежде чем решать, как защитить школьника от несправедливого учителя, следует выяснить истинную картину происходящего. Существует несколько видов непониманий между педагогом и школьником. Одно дело если наставник придирается, другое, если ученик срывает изо дня в день уроки, хамит и заводит весь класс, превращая процесс образования в балаган.

Если вы имеете ситуацию, описанную в первом случае, то вам действительно надлежит определить, как защитить ребёнка от произвола учителя. Сначала выслушайте две стороны. С педагогом тет-а-тет разговор должен быть обязательно.

Побеседуйте с ним открыто и откровенно, ставьте целью вашего общения достижение консенсуса, а не обвинение и угрозы. Педагог такой же человек, в большинстве случаев личный разговор с наставником помогает исправить ситуацию. С другой стороны, помните, что решая, как бороться с предвзятым отношением учителя, вы стоите на стороне интересов вашего сына или дочери. Не заискивайте перед наставником и не бойтесь, что он сможет как-то влиять на весь процесс образования в школе.

В проблеме, что делать, если учитель заваливает сына или дочь, могут быть виновны и провоцирующие действия школьника и несправедливое отношение педагога к школьнику. С последним будет разобраться намного сложнее, как показывает практика. Но отстаивать права своего отпрыска нужно. Кто как не вы защитите маленького человека от грубости, тирании и незаслуженных двоек.

Куда пожаловаться при конфликте с учителем в школе

ВАЖНО: Целесообразно привести в качестве доказательств видеоматериалы или диктофонную запись, чтобы ваши обвинения не назвали огульными или беспочвенными. Вам должны ответить на жалобу и назвать срок её рассмотрения. После данной процедуры ждите результат, чиновники должны провести проверку по вашему заявлению.

Куда же писать жалобу на учителя школы? Сначала обратитесь к директору. Если он не примет никаких мер, нужно идти выше. Существуют инстанции, контролирующие процессы образования во всех типах образовательных учреждений. Если попытка мирного урегулирования ни к чему хорошему не приводит, вы имеете право пожаловаться на учителя в департамент образования.

Школьные конфликты

Конфликтными могут стать отношения в школе, другом учебном заведении, где главным действующим лицом является, как
известно, педагог. В результате отказа от ряда традиционных
форм школьного воспитания, из-за стремительной переоценки ценностей, резкого возрастания значения имущественных, финансовых факторов изменяется характер взаимоотношений
в школе (и в учительских коллективах, и в коллективах учащихся).
В итоге более частым явлением стает дидактогенный невроз.
Термином дидактогении обозначают психическую травму,
источником которой является педагог (неуважительное, несправедливое, предвзятое отношение к учащемуся,
прилюдное высмеивание его ответов, поведения, внешнего
вида, способностей, грубое, унижающее порицание).
Неосторожное слово, действия педагога могут вызвать
болезненную психическую реакцию у ребенка. После чего последнему может потребоваться помощь со стороны врачей.

При чем подобный невроз испытывают и учителя. Лечебная
практика, а также сведения из литературы позволяют считать,
что учительский труд очень нервный (особенно в средней школе), труд, который нередко создаёт ситуацию хронического стресса. Очень часто приходится видеть учителей с различными формами неврозов. Общий климат в школе играет колоссальную роль. Психологическое состояние учителя очень важно, а если он
приходит на урок издерганным, взвинченным, то работа его не
будет плодотворной, больше становиться конфликтов,
которые дети чувствуют и так или иначе начинают в них
втягиваются.

Тем не менее, надо помнить, что школа несет полную ответственность за жизнь и здоровье своих учеников
(физическое и психическое) во время образовательного
процесса. Более того, на школу возложены не только образовательные функции, но и воспитательные. При
причинении вреда (вред здоровью, имуществу, моральный
вред) ученику, как со стороны учителей, так и со стороны одноклассников школа будет нести ответственность,
если не докажет, что вред причинен не по ее вине.

Из психологии хорошо известно, что чем младше ребенок, тем чувствительнее он к стилю взаимодействия с ним взрослого
и тем легче воспринимает этот стиль как общепринятый и закономерный. Более того, по мнению специалистов, нормы взаимодействия педагогов с детьми ассимилируются
личностными структурами ребенка почти без изменений и
становятся основой дальнейшего развития его личности.
Дети особенно беззащитны перед любыми формами давления
и агрессии со стороны взрослых, поскольку не обладают
достаточным опытом и неспособны подвергнуть их поведение
критике. Ребенка можно сравнить с пациентом, вменяемость
которого с точки зрения принятия им ответственного решения ограничена всегда. Здесь, однако, аналогия педагогики с
медициной перестает работать, поскольку педагогические вмешательства, в отличие от медицинских, носят не разовый характер, а просто совпадают с условиями жизни ребенка. Невозможно спрашивать разрешения родителей на каждое
повышение голоса, запрет или похвалу, на каждое мелкое
действие педагога. Тем не менее, эффект от этих воздействий
может оказаться далеко не мелким.

В последнее время в Правозащитный центр часто обращаются с жалобами на жестокость со стороны учителей. В нашей практике
есть случаи, когда учитель труда ударил ученика головой о косяк двери, в другой средней школе г. Перми классный руководитель вышла из себя, после чего мальчик с сотрясением мозга попал в больницу. До сегодняшнего момента эти учителя никакой ответственности не понесли, и до сих пор преподают в школе.

За оскорбление, за умаление человеческого достоинства,
доброго имени, причинение вреда здоровью учитель должен
понести ответственность. Сложность всех подобных дел
заключается в том, что свидетелями таких происшествий часто бывают ученики (несовершеннолетние), которые находятся под влиянием и давлением школы, учителя. Часто даже возбудить уголовное дело по факту побоев сложно. Как правило, правоохранительные органы стараются найти повод закрыть дело.

Дети, подвергшиеся насилию со стороны учителя, могут не признаться родителям сразу, замкнуться и долгое время
молчать об этом. Впоследствии медицинское освидетельствование
в трампункте на предмет причинения вреда уже стает
невозможным. К тому времени могут пройти синяки и ссадины.

Для школьных конфликтов трудно выработать единую методику
для решения проблемы. Многое решает в этом случае
человеческий фактор. Но все же ряд рекомендаций дать
необходимо.

Если конфликт ребенка в школе зашел далеко, ребенок
испытывает давление со стороны учителей и одноклассников,
то обязательным правилом для всех родителей является -
перевод ребенка в другую школу! Часто из-за конфликта
ни учителя, ни родители не могут вспомнить, что главной
ценностью всегда являются интересы ребенка. Ни чувство
мести, обиды, жажда справедливости и т.д., а, прежде всего, интересы ребенка.

Не всегда возможно решить конфликт внутренними силами,
поэтому необходимо приглашать третью сторону. Для решения
конфликта необходимо подключать психологов, администрацию
школы и юристов.

Особо нужно отметить роль директора школы. Быть в курсе всех конфликтов, выступать посредником между учителями и
родителями его прямая обязанность. Часто нарушения прав
учеников приходят с молчаливого согласия директора. Иногда директор предпочитает не вмешиваться. В практике
Правозащитного центра был случай, когда учитель иностранных языков удалил с урока ученика за плохое поведение и не пустил больше на свои уроки в течение всей четверти. Ученик остался
не аттестованным. Вряд ли директор данного учреждения не
знал, что при этом нарушается образовательный принцип - общедоступности обучения. Учитель в этом случае препятствовал
получению образования ребенком с молчаливого согласия
директора школы. Школа также отвечает и за качество
образования. В случае если качество образования желает
обещать лучшего, то родителям учеников можно предъявить
иски о возмещении ущерба. К ущербу можно отнести расходы
по оплате работы репетитора. Считаем, что жалоба родителей в прокуратуру или районо вполне помогла бы решить проблему недопуска ребенка на занятия.

Бывают случаи, когда ребенок в школе подвергается насилию со стороны одноклассников (побои, издевательства). Родителям не
стоит влезать в разборку с чужими детьми, говорить надо только
со взрослыми. В этом случае ответственность понесут как сами одноклассники (уголовную), так и их родители (административную, возмещение вреда). В качестве соответчика будет и школа,
которая по закону отвечает за жизнь и здоровье учеников, обеспечивает их безопасность и надзор за ними.

В отношении детей, которые не достигли 14-летнего возраста, в возбуждении уголовного дела по факту причинения вреда
здоровью вашему ребенку милицией будет отказано, но на учет
в комиссии по делам несовершеннолетних их все-таки поставят. Родителей обидчиков привлекут к административной ответственности, т.е. наложат штраф. Родители же пострадавшего могут также обратиться в суд с иском о возмещении морального
и материального вреда.

Особо нужно отметить проблему психологического давления на ребенка. К сожалению оскорбления в адрес учеников, нелицеприятные сравнения со стороны учителей часто
встречаемое явление. Кому не приходилось слышать:"Ну,
что - два?! Что еще может получить такой тупой ученик,
по которому только дурдом плачет"!

Как же поступить в таком случае оскорбленному ученику? Молча проглотить унижения да еще при всем классе, чтобы не нарываться на неприятности, или пуститься в перепалку с учителем, устраивая разборки с ним на повышенных тонах и доказывая его неправоту? Нужно сказать, что не один из предложенных вариантов верным не окажется, а наоборот, только усугубит и без того нелегкое положение. В этом случае надо отметить, что ученики не должны молчать. Не надо устраивать и разборки прямо на месте. Как
вариант можем посоветовать обратиться в администрацию школы с жалобой или просьбой разрешить конфликт. Указать, что учитель
не имеет права на оскорбление и унижение человеческого достоинства. Только не надо бегать по любому поводу так как, конфликт может быть разрешен не пользу ученика, при условии,
если он кричал и препирался с учителем (доказывать свои права,
т.е. говорить о них надо спокойно и корректно, цивилизованно).
В некоторых ситуациях ученик действительно может оказаться неправым и ему придется достойно стерпеть поражение.

Дети не всегда бывают честными рассказчиками. Неумно паниковать, когда первоклассник приходит домой и заявляет, что его учительница ненавидит его .

Но когда вы сами стали замечать признаки необоснованного недовольства, выявленные по отношению к вашему ребенку, нужно принимать меры. Но какие?

Уже пятый вечер подряд ваш школьник возвращается домой в слезах и с твердым убеждением в том, что учительница его невзлюбила .

Сначала вы ему не верите, но потом прислушиваетесь и соглашаетесь с тем, что его учительница не так уж и дружелюбна.

Начните действовать до того, как ситуация выйдет из-под контроля.

Поговорите с ребенком

Напомните ребенку о том, что независимо от того, как к нему относится в школе учитель, вы его любите и будете любить, невзирая ни на что.

Пообещайте в разговоре, что обсудите эту болезненную тему непосредственно с учительницей. Не настраивайте ребенка против учителя, не подпитывайте его ненависть, так будет еще хуже.

Просто дайте понять, что вы так этого не оставите.

Договоритесь о встрече

При первой возможности договоритесь с учительницей о встрече. Будьте учтивыми и доброжелательными, но настойчивыми. Если учительница откажет, назначьте ей встречу через директора школы.

Во время встречи

Не начинайте разговор с агрессивных обвинений, так вы только испортите ситуацию. Начните разговор с фразы: «Я знаю, мой ребенок не всегда бывает правдивым, потому хотела бы услышать правду от Вас». Позвольте учительнице описать событие.

Постарайтесь выяснить, что стало причиной таких отношений между вашим ребенком и учительницей. Не спешите делать выводы, попробуйте поставить себя на место учительницы.

Наметьте план дальнейших действий

Важнейший шаг - наметить цель, а уже потом выбирать средства ее достижения. Обсудите с учительницей общую линию поведения, договоритесь о том, кто и как должен вести себя, чтобы в дальнейшем избежать никому не нужных претензий.

Будьте позитивными

Если вы смогли найти общий язык с преподавательницей ребенка, то после беседы с ней поблагодарите её за то, что она смогла уделить вам время и помочь решить эту деликатную проблему.

Если же учительница не пожелала изменить в дальнейшем свое поведение, обратитесь за помощью в администрацию школы, пусть она рассмотрит этот вопрос.

Ребенок должен находиться в безопасном окружении, чувствовать любовь и поддержку близких. Переводить ребенка в другой класс или школу нужно только в том случае, если нет никаких других вариантов.

За всю свою жизнь ребенок еще не раз столкнется с людьми, которым он не будет нравиться. Именно поэтому нужно научить его эффективно справляться с проблемами подобного характера, а не избегать их.

Что делать, если учитель систематически «шуточно» обзывает ребёнка, ссылаясь, например, на его внешние данные? Если он явно и умышленно несправедлив к конкретному учащемуся? Имеет ли учитель право прилюдно критиковать, высмеивать учеников? Как бороться с неэтичным поведением учителя?

В настоящее время законодательством не определены конкретные требования к профессиональному поведению педагогов общего образования. Как правило, образовательные учреждения утверждают кодексы профессиональной этики педагогов собственными локальными нормативными актами.

Право на уважение человеческого достоинства в школе

Обучающийся имеет право на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья ().

Педагог обязан соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики; уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений ().

Учитель не имеет права: кричать на детей, поднимать руку, оскорблять его достоинство, унижать его перед одноклассниками, наказывать ребенка негуманным способом. В случае дисциплинарного нарушения со стороны ученика, учитель должен руководствоваться Уставом школы и решать вопрос с родителями и администрацией школы.

Что делать родителям, если педагог позволяет себе оскорблять ученика?

Шаг первый. Если учитель готов к диалогу, может помочь личный разговор. Можно объяснить учителю, что Ваш ребенок не привык к крику и вы считаете что подобные меры воздействия недопустимыми.

Шаг второй. Написать обращение на имя директора школы (оно может быть как индивидуальным так и коллективным), перечислить факты и обстоятельства, которые нарушают права учащихся науважение чести и достоинства и просить принять меры воздействия по отношению к учителю, либо привлечь к дисциплинарной ответственности.

Чтобы ваша жалоба не была воспринята как наговор, а ваш ребенок не оказался виноватым - попробуйте привлечь других родителей. Наверняка у них подобные проблемы. Жалоба к директору подписанная родителями класса - очень эффективный способ. Директор не игнорировать подобное обращение - он обязан провести служебное расследование и вправе привлечь учителя к дисциплинарной ответственности.

Шаг третий. Направить заявление в Комиссию по урегулированию конфликтов. Такая комиссия должна собираться в каждой школе и рассматривать поступившие обращения. Обращение может быть направлено как от имени учащихся, так и от имени родителей. В состав комиссии в обязательном порядке должны входить родители.

Шаг четвертый. Обращение в суд, прокуратуру, полицию , инспекцию по контролю за образованием может последовать как после проведения дисциплинарного разбирательства, так и в тех случаях, когда дисциплинарное разбирательство не проводилось или в ходе этого разбирательства, не были установлены, описанное Вами поведение педагога.

Если исправить ситуацию не получается - родитель может поставить вопрос о переводе ребёнка в другой класс или к другому учителю. Порядок перевода и другие организационные моменты, связанные с деятельностью школы, должны быть отражены в Уставе общеобразовательного учреждения. Родители имеют право ознакомиться со всеми документами, которые регулируют деятельность школы и затрагивают их права.

Последствия

После установления фактов непрофессионального и неэтичного поведения педагога Вы вправе требовать:

1) привлечь к дисциплинарной ответственности, вплоть до увольнения (при обращении в администрацию школы или в комиссию по урегулировании споров);

2) привлечь к административной или уголовной ответственности (при обращении в полицию, прокуратуру, инспекцию по контролю за образованием);

  • Административная ответственность. Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от 10 000 до 30 000 рублей ; на юридических лиц - от 50 000 до 100 000 рублей.(ст. 5.61. Кодекс об административных правонарушениях)

3) к компенсации морального вреда (при обращении в суд с требованием о взыскании с педагога и школы).

В любом случае, поднимать вопрос оскорблений стоит поскольку даже педагог не будет наказан, возможно, что на его поведение все же повлияет факт наличия жалоб, либо беседа с директором с глазу на глаз.

Цитаты из закона:

Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.

пункт 1 статьи 21 Конституции Российской Федерации

Обучающийся имеет право на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья

Педагог обязан соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики; уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений.

Нематериальные блага

1. Жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

2. Нематериальные блага защищаются в соответствии с настоящим Кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (статья 12) вытекает из существа нарушенного нематериального блага или личного неимущественного права и характера последствий этого нарушения.

В случаях, если того требуют интересы гражданина, принадлежащие ему нематериальные блага могут быть защищены, в частности, путем признания судом факта нарушения его личного неимущественного права, опубликования решения суда о допущенном нарушении, а также путем пресечения или запрещения действий, нарушающих или создающих угрозу нарушения личного неимущественного права либо посягающих или создающих угрозу посягательства на нематериальное благо.

Статья 150 Гражданского кодекса РФ

Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Преподаватель — это сложная профессия. Она требует от человека большого профессионализма, а главное выдержки. У некоторых не хватает терпения, и они срываются на учениках, оскорбляя их, унижая достоинство. Если вы столкнулись с ситуацией, когда учитель в школе или в каком-либо другом учебном заведении систематически оскорбляет вашего ребенка, прилюдно критикует, высмеивает, демонстрируя, таким образом, предвзятое отношение, вы, как любящий родитель, просто обязаны отреагировать.

Права и обязанности участников учебного процесса

Согласно статье 34 Федерального закона «Об образовании в РФ», каждый ученик имеет право на то, чтобы окружающие уважали его достоинство. Это же касается защиты от различных форм физического, психологического насилия, оскорбления, здоровья и охрану жизни.

В другой статье этого же закона идет речь об обязанностях педагога. В них входит соблюдение правовых, нравственных, этических норм. Он должен в полной мере соблюдать требования профессиональной этики, уважать обучающихся, а именно их честь, достоинство. Не исключением являются и другие участники образовательного процесса.

Внимание! Кричать, поднимать руку на детей, оскорблять их достоинство, публично унижать, наказывать, используя негуманные способы — на все это права учитель не имеет. Если имеет место дисциплинарное нарушение, то руководствоваться в принятии решений педагог должен Уставом школы. Подобные вопросы решаются с родителями, администрацией учебного заведения.

Какими должны быть действия родителя, чьего ребенка оскорбили?

Одним из главных способов защиты интересов собственных детей является направление родителями официального обращения в органы, контролирующие работу образовательного учреждения, это также может быть комиссия по урегулированию споров. Родители имеют право потребовать провести подробное дисциплинарное разбирательство, направленное на педагога. По его результатам работник учебного заведения может быть привлечен к дисциплинарной ответственности и даже уволен. Предусматривается возможность обращения пострадавшей стороны в суд с требованием возместить моральный ущерб, в этом случае не лишним будет обратиться к адвокату.

Любой родитель имеет право на требование прекратить действия со стороны педагога, нарушающие права ребенка. Какие именно меры будут предприняты, зависит от личных особенностей преподавателя, директора и общей ситуации в учебном заведении. Немаловажное значение имеет, насколько удастся доказать факт осуществления унижающих действий, высказываний, оскорбляющих личность ученика.

Что можно предпринять?

  1. Не оставляйте без внимания жалобы своего ребенка на то, что его обижает преподаватель. Если обидчик готов к диалогу, можно попытаться решить проблему мирным путем, ограничившись личным разговором. Постарайтесь донести до работника образовательного учреждения, что ваш ребенок не привык к подобному обращению. Нужно акцентировать внимание на том, что подобные действия со стороны педагога просто недопустимы.
  2. Если же личная беседа не дала результатов, можно переходить ко второму способу воздействия на ситуацию — написать заявление на имя директора. Оно может быть составлено в индивидуальном порядке или коллективно. В своем обращении обязательно перечислите факты, обстоятельства, которые, по вашему мнению, нарушают законные права ребенка на уважении его чести, достоинства. Не забудьте попросить о принятии соответствующих мер воздействия, в некоторых ситуациях уместно привлечение к дисциплинарной ответственности учителя за оскорбление ученика.
  3. Вы можете направить заявление в Комиссию по урегулированию конфликтов между участниками учебного процесса. Инициаторами обращения могут быть как родители, так и сами ученики. Но! В составе комиссии обязательно должны быть родители. Чтобы жалоба не была воспринята как наговор, по возможности привлеките других родителей с вашего класса — такое заявление директор просто не сможет проигнорировать.
  4. Самой крайней мерой является обращение с иском в суд, правоохранительные органы, прокуратуру или инспекцию, осуществляющую контроль процесса образования. Здесь не помешает помощь опытного юриста.

Важно! Если никаким из описанных выше способов исправить ситуацию не удалось, тогда стоит задуматься о переводе ученика в другой класс или школу. Руководствоваться нужно Уставом общеобразовательного учреждения, там четко описан порядок перевода ребенка в другую школу.

Последствия нарушения для учителя

При условии того, что факты непрофессионального и неэтичного поведения все же установлены, учитель привлекается к дисциплинарной ответственности, а в некоторых ситуациях даже увольняется. Если грамотно подойти к решению данной проблемы, а именно обратиться к профессиональному адвокату, то можно добиться привлечения обидчика не только к административной, но и уголовной ответственности . Нарушение прав ребенка для учителя может обернуться наложением административного штрафа в размере в пределах 1-3 тысяч рублей. При обращении в суд можно добиться компенсации морального ущерба.

Если вы столкнулись с тем, что вашего ребенка обижают в школе, да еще и учитель, умалчивать об этом не нужно. Не устранив проблему сразу, могут пострадать и другие дети. При обращении в прокуратуру, что делается в самом крайнем случае, пишется заявление, в котором указывается максимально подробная информация о правонарушении, будьте готовы к тому, что вас будут опрашивать по делу. По результатам предварительной проверки может быть вынесено решение об открытии административного дела. Следующим этапом является осуществление более детального расследования прокуратурой, это может длиться около года (крайний срок). Когда доказательная база собрана, дело направляется в суд, чтобы не было допущено никаких ошибок, рекомендуется обратиться к адвокату. Если все сделать правильно, дело будет рассмотрено в одном заседании, а приговор удовлетворит вас как истца.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.