Происхождение шапки мономаха. Шапка Мономаха: история происхождения

, изумрудами и крестом .

В связи с переориентацией московской государственности с Орды на Византию при Иване III происходит и переосмысление значения шапки в русле концепции «Москва - Третий Рим » . В «Сказании о князьях Владимирских » (около 1518 года) формулируется официальная версия её происхождения: этот дар византийского императора Константина IX Мономаха своему внуку, киевскому князю Владимиру Всеволодовичу Мономаху , должен был символизировать преемственность власти русских правителей от византийских императоров. В действительности такое происхождение убора крайне сомнительно - как потому, что Константин умер в , когда Владимиру было всего 2 года и вероятность того, что он получит Киев , была довольно скромной, так и с искусствоведческой точки зрения.

Впервые наименование «шапка Мономаха» появляется в русских источниках в Летописной редакции чина поставления Дмитрия , внука Ивана III , на великое княжение, составленной в 1518 г. Шапка фигурирует в легенде, согласно которой византийские императоры, прежде чем передать её и прочие регалии на Русь, сами отправили за ней экспедицию в Вавилон, где нашли её в числе прочих сокровищ, оставшихся от царя Навуходоносора вблизи гробницы Трёх отроков (см. Три отрока в пещи огненной).

Описание

Вес шапки Мономаха - 993,66 грамма. В хранящейся в архиве Оружейной палаты подробной описи царской казны 1696 года описание шапки Мономаховой приведено следующее:

НАСЛЕДСТВЕННЫЙ ГОСУДАРЕЙ РОССИЙСКИХ ЦАРСКИЙ ЗОЛОТОЙ ВЕНЕЦ, НАЗЫВАЕМЫЙ ШАПКОЙ МОНОМАХА. Золотой и украшенный драгоценными каменьями, он состоит из восьми продолговатых треугольных дощечек, покрытых с лицевой стороны сканью, соединённых острыми концами под яблоком. Рисунок скани на дощечках, представляя собою общий характер греческих завитков, различается в подробностях так, что на одной дощечке, служившей передней, совершенно особый рисунок, на трёх других он несколько сходен с рисунком первой дощечки, на четырёх остальных совершенно отдельный от рисунка подробностей первых дощечек. Рисунок каждой дощечки окоймлён снизу поясом в роде угольчатой цепи, а около швов боковыми рамками: по открытым швам пробиты отверстия, для укрепления дощечек. Яблоко по нижнему поясу прорезано, а в средних частях чеканено. На яблоке гладкий золотой крест; по концам и в подножии его четыре бурмитских зерна, верхнее продолговато, боковые круглы, а нижнее как бы несколько сдавлено и крупнее прочих. На яблоке в гнездах, украшенных сбоку колечками, на долгих согнутых спнях три крупных камня: яхонт лазоревый, яхонт жёлтый и просверленный лал; между ними в репьях, на таких же долгих согнутых спнях три бурмитских зерна, величиной равные вышеописанным. На каждой из восьми дощечек, в гнёздах, из которых три украшены сбоку финифтью, находится посередине по крупному камню: два червчатых яхонта, два лала, один гранёный розсыпью, один испорчен, и четыре изумруда. Камни обставлены бурмитскими зернами, в виде треугольников: на семи дощечках по три, а на восьмой, передней, четыре зерна. Внутри шапки винты медные и шести гаек золотых недостаёт. Опушка на шапке соболья. Вес с опушкой и подкладкой два фунта сорок один золотник. Цена одна тысяча девятьсот девяносто два рубля.

В переводе на современный язык Золотой и украшенный драгоценными камнями, он состоит из восьми продолговатых треугольных дощечек, покрытых с лицевой стороны сканью, соединённых острыми концами под яблоком. Рисунок скани на дощечках, представляя собою общий характер греческих завитков, различается в подробностях так, что на передней дощечке, совершенно особый рисунок, на трёх других он несколько сходен с рисунком первой дощечки, на четырёх остальных совершенно отдельный от рисунка подробностей первых дощечек. Рисунок каждой дощечки окоймлён снизу поясом в роде угольчатой цепи, а около швов боковыми рамками: по открытым швам пробиты отверстия, для укрепления дощечек. Яблоко по нижнему поясу прорезано, а в средних частях чеканено. На яблоке гладкий золотой крест; по концам и в подножии его четыре жемчужины , верхняя продолговата, боковые круглы, а нижняя как бы несколько сдавлена и крупнее прочих. На яблоке в гнёздах, украшенных сбоку колечками, на долгих согнутых застёжках три крупных камня: синий сапфир , жёлтый сапфир и просверленная красная шпинель ; между ними в репьях, на таких же долгих согнутых застёжках три жемчужины , величиной равные вышеописанным. На каждой из восьми дощечек, в гнездах, из которых три украшены сбоку финифтью, находится посередине по крупному камню: два рубина , две красной шпинели – один гранённый россыпью, один испорчен – и четыре изумруда . Камни обставлены жемчужинами , в виде треугольников: на семи дощечках по три, а на восьмой, передней, четыре зерна. Внутри шапки винты медные и шести гаек золотых недостаёт. Опушка на шапке соболья . Вес с опушкой и подкладкой 993,66 грамма (1 фунт = 409,5 граммов, 1 золотник = 4,26 грамма; в пересчёте «два фунта сорок один золотник»).

Инвентарь использованных драгоценностей


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Шапка Мономаха" в других словарях:

    Корона, власть, венец Словарь русских синонимов. шапка мономаха сущ., кол во синонимов: 5 венец (19) вершина … Словарь синонимов

    ШАПКА МОНОМАХА, золотой филигранный остроконечный головной убор среднеазиатской работы 14 в., с собольей опушкой, украшенный драгоценными камнями и крестом, регалия русских великих князей и царей, символ самодержавия в России. В конце 15 начале… … Русская история

    Золотой филигранный остроконечный головной убор среднеазиатской работы 14 в. с собольей опушкой, украшенный драгоценными камнями и крестом; регалия русских великих князей и царей, символ самодержавия в России. В конце 15 начале 16 вв. получила и … Современная энциклопедия

    Золотой филигранный остроконечный головной убор среднеазиатской работы 14 в. с собольей опушкой, украшенный драгоценными камнями и крестом, регалия русских великих князей и царей, символ самодержавия в России. В кон. 15 нач. 16 вв. получила… … Большой Энциклопедический словарь

Символ-корона самодержавия в России. Представляет собой золотой филигранный остроконечный головной убор, предположительно восточной работы конца XIII - начала XIV века с собольей опушкой, украшенный драгоценными камнями: жемчугом, рубинами, изумрудами и крестом.

«Шапка Мономаха» относится к числу самых древних регалий, хранящихся в Московского Кремля. Начиная с , во всех духовных грамотах московских князей упоминается «шапка золотая».

Легенда и история

Шапка представляет собой среднеазиатский головной убор. Не исключено, что эта наследственная регалия московских государей - дар Узбек-хана Юрию Даниловичу или Ивану Калите, которым он покровительствовал. Среди историков распространено мнение, что шапка Мономаха является реликвией московско-ордынского союза, который стал залогом политического взлёта Москвы в начале XIV века. Н. С. Борисов, например, пишет:

«Тех, кто верно служил хану, он награждал одеждой и обувью. Среди историков существует мнение, что знаменитая шапка Мономаха - это не что иное, как золотая тюбетейка, которой хан Узбек наградил за преданность Ивана Калиту».

В связи с переориентацией Московского княжества с Золотой Орды на Византию происходит и переосмысление значения шапки в русле концепции «Москва - Третий Рим». В «Сказании о князьях Владимирских» (около 1518 года) формулируется официальная версия её происхождения: этот дар византийского императора Константина IX Мономаха своему внуку, киевскому князю Владимиру Всеволодовичу Мономаху, должен был символизировать преемственность власти русских правителей от византийских императоров. В действительности такое происхождение убора крайне сомнительно - как потому, что Константин умер в 1055, когда Владимиру было всего 2 года и вероятность того, что он получит Киев, была довольно скромной, так и с искусствоведческой точки зрения.

Stan Shebs , CC BY-SA 3.0

Впервые наименование «шапка Мономаха» появляется в русских источниках в Летописной редакции чина поставления Дмитрия, внука Ивана III, на великое княжение, составленной в 1518 г. Шапка фигурирует в легенде, согласно которой византийские императоры, прежде чем передать её и прочие регалии на Русь, сами отправили за ней экспедицию в Вавилон, где нашли её в числе прочих сокровищ, оставшихся от царя Навуходоносора вблизи гробницы Трёх отроков (см. Три отрока в пещи огненной).

Особый статус венца диктовал его использование - до конца XVII века при поставлении на престол всех русских государей. Царь надевал шапку Мономаха только в день венчания на царство, в дальнейшем он пользовался личным головным убором - «венцом». Этот венец входил в состав Большого наряда.

Последним русским царём, венчанным на царство шапкой Мономаха, был Иван V, соправителем которого был его брат Пётр I, в 1682 году. Сам Пётр I, коронованный вместе с братом как младший соправитель, был венчан на царство специально изготовленной «шапкой второго наряда», воспроизводившей форму и убранство исторической шапки Мономаха, однако с упрощениями и не на столь высоком художественном уровне. Шапка второго наряда также хранится в Оружейной палате.

Описание

Вес шапки Мономаха - 993,66 грамма. В хранящейся в архиве Оружейной палаты подробной описи царской казны 1696 года описание шапки Мономаховой приведено следующее:

«Шапка царская золота, сканая. Мономахова, на ней крест золотой гладкий, на нём по концам и в исподи четыре зерна гурмицких, да в ней каменья, в золотых гнёздах: над яблоком, яхонт жёлтый, яхонт лазоревый, лал, промеж ними три зерна гурмыцких; да на ней четыре изумруда, два лала, две коры яхонтовых, в золотых гнёздах, двадцать пять зёрен гурмицких, на золотых спнях; около соболей: подложена атласом червчатым: влагалище деревянное, оклеено бархателью травчатою, закладки и крючки серебряны».

Инвентарь использованных драгоценностей

Дощечки шапки из золота. Внутри шапки согласно описи 1884 года винты медные. А по описи 1696 года закладки и крючки внутренности шапки были из серебра. Драгоценные камни:

  • Сапфир синий («яхонт лазоревый») - один камень на яблоке.
  • Сапфир жёлтый («яхонт жёлтый») - один камень на яблоке.
  • Шпинель красная («лал») - один камень на яблоке и два камня на дощечках, всего - 3 камня.
  • Рубин («яхонт червчатый») - два камня на дощечках.
  • Изумруд - четыре камня на дощечках.
  • Жемчуг («бурмитское зерно», «гурмицкое зерно»). На золотом кресте и в его основании - четыре жемчужины; на яблоке - три жемчужины и на семи дощечках по три жемчужины, расположенные треугольником вершиной вверх, на восьмой, передней - четыре жемчужины, расположенные ромбом; всего - 32 жемчужины.

Итого на шапке расположено шесть видов камней общим числом 43 штуки.

Шапка Мономаха – сакральный предмет, реликвия российских императоров и самодержцев. С ней связано много интересных фактов и не меньше загадок. Противоречивые сообщения на эту тему со ссылкой на исторические летописи, версии исследователей еще больше подогревают интерес к ней. Чем же она так знаменита, что символизирует и где хранится?

Внешний вид и символизм

В докладах исследователей, учебниках истории для 4 класса, художественной литературе шапка Мономаха упоминается не иначе как главный символ русских царей. Что она представляет? Обычный головной убор полусферической формы, отороченный соболем. Полусфера выбрана не случайно – она символизирует солнце и небо.

Венчает головной убор наконечник в форме золотого креста, устремленный ввысь. Не секрет, что русские самодержцы, начиная с Владимира, считались помазанниками Божьими. Крест вверху как раз олицетворяет связь монархов с высшими силами, указывает на их божественное избрание.

По картинкам сложно оценить истинный размер государевой реликвии, как и то, из чего она состоит. Диаметр головного убора — 61 см, высота – 19 см, дизайн без излишеств, но роскошный и богатый.

Внешняя сторона состоит из 8 золотых пластин с филигранным орнаментом и щедро украшена драгоценными камнями – сапфирами, рубинами, изумрудами, шпинелями и жемчужинами. В общей сложности в оформлении использовались 43 камня. Вес шапки Мономаха – 993,66 гр.

Неоднозначная история

Если кратко, то история происхождения шапки Мономаха неоднозначная, в ней еще много неизвестного и недосказанного. Исследователи выдвигают самые неожиданные гипотезы возникновения царской регалии. Некоторые предположения не выдерживают критики и разбиваются об исторические факты.

Историки чаще всего упоминают три версии. На них и остановимся подробно.

Версия 1

Эта версия связывает реликвию с князем Владимиром Мономахом, прозванным так в честь деда Константина, византийского императора. Предание гласит, что тот подарил внуку дорогой головной убор в знак преемственности власти. Из содержания легенды легко догадаться, почему он так называется.

Версия 2

Она отправляет нас уже к сыну князя Владимира – в те времена, когда русское войско под его командованием заняло Дунайские земли и Фракию. Военные победы фактически вынудили Византию к заключению мира с Русью.

И потянулись в Россию византийские послы с дарами. Предание гласит, что среди тех даров был и роскошный головной убор.

Обе версии разбиваются об исторические факты. Впервые легенды, на которые они ссылаются, упомянуты в летописях в 1518 году. Но многократные аналитические иссследования отдельных частей шапки противоречат указанной дате.

Эксперты возражают

Согласно заключению экспертов Оружейной палаты, где и находится шапка Мономаха, ее части датируются разными периодами. Самый древний элемент – тулья и золотые пластины, из которых она собиралась. Соболиная отделка и крест изготавливались позднее. Специалисты считают, что тулья и пластины выполнены в XIII столетии, а навершие – в XVI веке.

Так откуда взялись красивые предания? Кто и зачем их придумал наперекор фактам? Историки выяснили, что делалось это в угоду князю Василию III, переориентировавшему свою политику с Золотой Орды на Византийскую империю. Родство с византийскими императорами (через Владимира Мономаха) серьезно укрепляло авторитет Василия.

Так откуда взялась шапка Мономаха?

Свое нынешнее название головной убор получил в период правления Василия III. Но до этого она упоминалась в духовной грамоте Ивана Калиты, датируемой 1328 годом.

Третья версия, объясняющая происхождение царской регалии, выглядит наиболее правдоподобной. Согласно ей, князь Иван Калита получил «шапку золотую» от хана Узбека в благодарность за службу.

У монголо-татарских ханов существовал обычай – одаривать подчиненных дорогими вещами со своего плеча. Так что Калита, хитростью втершийся в доверие к завоевателю, вполне мог попасть в число получателей даров.

Исследователи считают, что соболиной отделкой и крестом «золотую монгольскую тюбетейку» облагородил уже московский князь. Он же и завещал ее потомкам.

Исторически верно было бы назвать шапку Мономаха именем Ивана Калиты – в честь того, кто носил ее. Эксперты изучили филигранный орнамент и усмотрели в нем сходство со среднеазиатскими техниками. «Бог велик» – это то, что написано на тыльной стороне на арабском языке и косвенно свидетельствует в пользу азиатского происхождения венца.

Вопреки легендам и мифам, шапка Мономаха – один из символов российского самодержавия – вряд ли имела хоть какое-то отношение к Владимиру Всеволодовичу Мономаху, бывшему великим князем киевским в период с 1113 по 1125 год.



_

Как следует из «Сказания о князьях Владимирских», написанного примерно в 1518 году, этот головной убор был преподнесён императором Византии Константином IX Мономахом князю Владимиру Мономаху, который приходился ему родным внуком.

Однако эта версия крайне сомнительна. Император Константин IX умер в 1055 году, когда Владимиру было всего два года. Кроме того, форма и характер шитья, украшений – всё это не вяжется с происхождением головного убора из Византии. Она в точности соответствует борику, который и ныне является национальным головным убором в Казахстане, имеет популярность в ряде других регионов, населённых народами тюркской языковой группы.

Одной из самых правдоподобных версий реального происхождения шапки Мономаха является предположение о том, что это подарок Узбек-хана Юрию Даниловичу, великому князю Московскому, или Ивану Калите. Таким образом хан Улуса Джучи мог наградить кого-то из московских князей за верность, после чего началось увеличение значимости Московского княжества, которое произошло в начале XIV века.

История же с подарком Византийского императора была придумана в силу появления ориентации на Византию и возникновения концепции наследования Москвой традиций Второго Рима, провозглашения её Третьим Римом.

Только для венчания на царство

Получила статус венца и соответствующим образом использовалась. Цари надевали шапку только в момент назначения на царствование. Так было вплоть до венчания на царство Ивана V, который некоторое время был соправителем Петра I. Пётр же венчан на царствие в специально изготовленной шапке Второго наряда, а шапка Мономаха была частью Большого наряда. Первым же царём, который был венчан на правление в этой шапке, был Иван IV.

Что собой представляет шапка Мономаха?

Весит этот головной убор около килограмма, украшен сапфирами, шпинелью, рубинами, изумрудами и жемчугом. Всего 43 камня. Шапка обшита золотыми дощечками, отделана соболиной опушкой, а в верхней части увенчана золотым гладким крестом. В настоящее время она хранится в Оружейной палате, музее , и является самой древней регалией.

Страсти по Византии

Вне зависимости от версий разных историков, мы имеем основания считать Владимира Мономаха первым русским правителем, при котором начинала формироваться ориентация на Византию. На сохранившихся печатях этого князя уже в те времена был титул «архонт всея земли Русской», традиционный для Греции и Византии. К тому же было бы странно, если бы князь из рода Рюриковичей чисто случайно получил бы прозвище Мономах, по прозванию рода матери. Была ли она дочерью императора Византии, неизвестно, но невозможно отрицать, что являлась его родственницей. Семья же Константина IX была довольно малочисленной, вряд ли он отправил на Русь с посольством какую-то дальнюю родственницу. Имя матери князя Владимира неизвестно, но её появление совпадает со временем правления Константина IX Мономаха.

Владимир II Мономах был правителем активным, с самых юных лет приобщён к военным походам. Участвовал в столкновениях с половцами, походе в Польшу, где помогал полякам в борьбе с чехами. В 1078 году его отец Всеволод Ярославич становится великим киевским князем, а Владимир занимает Чернигов, который успешно обороняет. В ходе этого периода были ещё и походы против взбунтовавшихся вятичей, тоже победоносные.

В 1093 году отец умер, но Владимир не стал занимать киевский престол, опасаясь семейного конфликта и междоусобицы. Великим князем киевским он становится только после смерти двоюродного брата Святополка Изяславича, у которого великое княжение не оспаривал. Да и то не сразу, а после долгих уговоров и даже угроз со стороны киевского боярства. Угрожали же они Владимиру тем, что народный бунт, который происходил в тот период, станет ещё более яростным, если Владимир не займёт престол и не найдёт способ успокоить холопов. Несколько предшествующих великому княжению лет прошли в постоянных стычках с половцами – русские дружины то одерживали победу, то терпели поражение.

Став великим князем, Владимир II Мономах немного улучшил положение простых людей законодательным образом. Начались годы последнего в истории усиления Киевской Руси. Впрочем, подконтрольными ему были не более 3/4 её территории.

Поход на Византию

Последние годы жизни возможного потомка императора Византии были связаны с войной со Вторым Римом. На Руси появился некто Лжедиоген II. Из политических соображений Владимир сделал вид, что признал его, выдал за него свою дочь и начал поход на Дунай. Русь собрала достаточно большие силы и получила поддержку половцев, с которыми к тому моменту активных боевых действий не велось. Дружину возглавил Лжедиоген. Поначалу она захватывала один город на Дунае за другим, но потом наёмные убийцы, отправленные императором Алексеем I, смогли самозванца убить. Владимир Мономах войну не прекратил и теперь уже действовал в интересах Василия, сына Лжедиогена, своего внука. Война была долгой, к местам сражений отправлялись всё новые и новые дружины. Кончилась же она уже при императоре Иоанне II. Был заключён мир, а внучка Мономаха была выдана за сына византийского императора. С этого момента Русь более никогда не воевала с Византией.

Умер Владимир Мономах 19 мая 1125 в Киеве, в возрасте 71 года, и был захоронен в Софийском соборе. Тяжела или легка шапка Мономаха , князь вряд ли знал, но проявил себя одним из наиболее сильных лидеров на Руси.

Калужская область, Боровский район, деревня Петрово


В этнографическом парке-музее «ЭТНОМИР» открывается новый сезон путешествий для групп школьников. Можно пройти дорогами Великого шёлкового пути, через Центральную Азию, горный Непал, легендарную Индию, увидеть Китай, Корею и Японию. Окунуться в мир славянского календаря. Познакомиться с жилищами народов мира, узнать, из каких материалов можно построить жилище, какие по форме и величине бывают дома, как учитываются природно-климатические условия и образ жизни человека.

Состоит из экскурсии и мастер-класса по рукоделию.

В ходе экскурсии, которая пройдёт в русской избе этнодвора «Музей русской печи», в украинской хате-мазанке и на белорусском хуторе, ребята узнают, как раньше жила семья из 10-12 человек в одной избе площадью 20 кв. м. Как сохраняли лад в семье, где спали, как ели; кто такие «большак» и «большуха» и кто же в семье главнее? Школьники увидят предметы быта наших предков, о которых раньше читали только в русских сказках, а некоторыми предметами смогут воспользоваться: достать чугунок из печи, подправить дрова в топке кочергой, попробовать выгладить ткань рубелем. Под рассказы мастера ребята создадут небольшой сувенир – хатку, украсят её и покроют соломенной крышей.

Шапка Мономаха — один из символов самодержавия в России, венец русских великих князей и царей. Представляет из себя золотой головной убор среднеазиатской работы XIV века с собольей опушкой, который украшен филигранями, драгоценными камнями и увенчанный крестом.

Впервые, предположительно, шапкой Мономаха венчался на царство внук Иван III Дмитрий, а после него все другие русские цари вплоть до . С 1721 г. шапку Мономаха на коронационных торжествах заменили короной Российской империи, как раз с того времени Россия стала империей. Хранится шапка Мономаха в Оружейной палате Московского Кремля.

В легендах

Очень давно о шапке Мономаха появилась легенда, будто в XII столетии византийский император Константин прислал ее и другие регалии на золотом блюде великому князю киевскому , от которого спустя много поколений этот венец перешел к московским царям. Согласно легенде, митрополит Эфесский Неофит передал Владимиру Мономаху еще и оплечья, или бармы – драгоценные медальоны, нашивавшиеся на круглый воротник, а еще животворящий крест, цепь из аравийского золота и чашу римского папы Августа.


Хотя со временем историки, когда сопоставили их годы жизни и правления, решительно опровергли эту легенду. Император Константин скончался в 1055 г., а Владимир Мономах стал великим князем в 1113 г. – спустя 58 лет после смерти византийского правителя.

Существует и такое предположение что шапка Мономаха была создана по заказу Василия III между 1521 и 1526 гг. из золотых пластин - частей шлемов, хранящихся в московской казне.

История происхождения

Существует несколько мнений о происхождении царского венца. Одни из историков полагают, что ее сделали в Византии, другие относят ее к восточному (арабскому или арабо-египетскому) искусству, третьи считают, что это может быть произведением бухарской работы. Происхождение реликвии, как и история его появления в царской казне, по сей день не выяснены и еще ждут новых исследований.

В древних летописях нет упоминаний про шапку Мономаха: даже если ее и прислал бы византийский император, это явилось бы знаком подчинения того лица, кому был предназначен этот подарок. А о ней ничего слышно не было до конца XV начала XVI столетия… Зато во всех «духовных грамотах» московских царей, начиная с , были упоминания о некой золотой шапке, однако сколько-нибудь подробного описания ее нет. Первое небольшое письменное упоминание о некой «шапке», которой был венчан на царство внук Ивана III Дмитрий, встречается в грамоте 1498 г.

Первое венчание на царство с шапкой Мономаха

До Ивана III, взошедшего на великокняжеский престол в 1462 г., такого государства еще не было…

Золотой венец русских государей по своей форме походит на скуфью, только имеет еще острую верхушку. Золотую поверхность ее покрывает кружевной сканый узор греческой работы, в котором в единое целое сплелись изящные спиральные завитки, звездчатые розетки и цветки лотоса из 6-ти лепестков.

Украшенная драгоценными камнями Шапка Мономаха состоит из 8-ми продолговатых треугольных дощечек-пластин, с лицевой стороны покрытых сканью и острыми концами соединенных под «яблоком». Рисунок скани представляет из себя широко распространенный характер греческих завитков, однако каждый из них в деталях различен: к примеру, на одном – абсолютно особенный узор, на трех других – несколько сходный с первым, а на четырех остальных – не похожий на другие. Рисунок каждой из дощечек снизу окаймлен поясом наподобие угольчатой цепи, а около швов – боковыми рамками.

«Яблоко» по нижнему поясу прорезано, а в средних частях чеканно. На нем стоит гладкий крест из золота, а по концам и в подножие его вставлены 4 жемчужных зерна: верхнее продолговатое, боковые – круглые, нижнее как бы несколько сдавлено и крупней прочих.

На золотом венце расположено одиннадцать драгоценных камней 5-ти видов: сапфиры синий с желтым на «яблоке», 3 красных шпинели, 2 рубина и 4 изумруда на тулье. Так-же в украшении имеется 32 жемчужины: по 4 на кресте и в его основании, 3 - на яблоке, по 3 жемчужины на семи золотых пластинах. На передней восьмой пластине имеется 4 жемчужины, которые выложены в форме ромба.

Изначально шапку Мономаха украшали жемчужные и золотые подвески, это позднее ее опушили темным собольим мехом и увенчали золотым гравированным навершие крестом. Высота шапки с крестом около 25 см, а ее диаметр – приблизительно 20 см., вес шапки - 993,66 граммов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.