23.06.2020
Признаки ликантропии. Что такое ликантропия: описание заболевания, симптомы, причины появления, методы лечения
Идея превращения в животное владеет сознанием человека с самых древних времён. И только недавно случаи такого превращения получили логическое обоснование. Оказалось, что при некоторых психических заболеваниях, в частности шизофрении, в одном из вариантов бредово-галлюцинаторных состояний человеку кажется, что он превращается или уже превратился в животное. Вариаций самого бреда и возможного животного – множество. Больные могут утверждать, что превратились в лягушку, кошку, лису, медведя, но самое популярное, конечно – превращение в волка. Кроме того, возможны и варианты самого превращения – периодическое или постоянное, полное или частичное и так далее. Именно превращение в волка подразумевает название болезни: ликантропия с греческого – «человек-волк».
Ликантропия в истории
Первые упоминания о ликантропии зарегистрированы ещё в древнегреческих легендах.
«По одной из версий заболевание названо ликантропией в честь героя древнегреческой легеныд – царя Ликаона. Согласно преданию, он в качестве насмешки над Зевсом накормил его человечиной – собственноручно убитым сыном. В наказание Зевс превратил его в волка, обрекая на вечные скитания вместе со стаями зверей. Смерть Зевс счёл недостаточным наказанием за такое злодеяние.»
История о Ликаоне была первым зарегистрированным сказанием об оборотнях. Однако следует понимать, что в Древней Греции и Риме отношение к волкам было весьма благожелательным и уважительным, их считали мудрыми и справедливыми животными. А в Древнем Риме существовал целый культ волков – ведь именно волчица выкормила основателей города, Ромула и Рема. Образ Капитолийской волчицы в Италии и сейчас эталон настоящего материнства.
Древние легенды обширно оперировали возможностью как полного, так и частичного превращения в зверя – вспомнить хотя бы Минотавра, кентавров и сирен.
В скандинавской мифологии волки сыграли не меньшую роль – верховного бога Одина вместо собак сопровождали два волка, Фрекки и Джерри. Разрушительная сущность волка воплотилась у них в Фенрире – гигантском волке, который скован и упрятан в подземелье до момента конца света – тогда он сможет освободиться от своих оков и станет участником вселенской битвы богов, которая разрушит мир.
«Интересно, что детали легенд об оборотнях отличались в зависимости от фауны региона. Так, в Западной Европе большинство сказаний связывали оборотня с волком, а в Центральной и Восточной не менее часто встречались оборотни-медведи. Для Японии характерны оборотни-лисы. В африканских легендах часты превращения в обезьяну или гиену. Кроме того, были и локальные варианты – например, в славянских легендах часто встречаются превращения в жабу, петуха или козла.»
С наступлением средневековья волкам стали приписывать всевозможные грехи и это животное стало собирательным образом «зла». Отчасти этому способствовал большой вред, наносимый волками животноводству.
«Расследования» инквизицией случаев ликантропии, как и суды над ведьмами и прочие процессы носили чисто обвинительный характер, единственной их целью было вырвать у подсудимого признание. Поэтому по обвинениям в оборотничестве в XVI-XVI веках были замучены и казнены тысячи, а по некоторым исследованиям – десятки тысяч людей. Большинство обвинений были результатами сведения личных счётов между односельчанами и к реальным больным никакого отношения не имели. Конечно, под пытками люди соглашались на любые, даже самые абсурдные показания. Единичные же случаи, когда в руки инквизиторов попадали настоящие больные ликантропией, только подогревали их пыл. Оправдательных приговоров практически не было, а те редкие случаи, когда они всё же выносились – оставляли подсудимых глубокими калеками.
С окончанием расцвета инквизиции отношение к ликантропам стало более ровным, начались первые попытки изучения этого феномена. В XVIII-XIX веках уже активно велись исследования для выяснения природы заболевания. К этому же периоду относятся и первые достоверно описанные случаи заболевания ликантропией.
В настоящее время ликантропия в медицине считается синдромом, возникающим при нескольких психических заболеваниях. Диагноз «клиническая ликантропия» ставится в случае наличия следующих проявлений:
- Бред превращения – больной утверждает, что он превратился или превращается в животное, указывает конкретный вид животных, утверждает, что видит в зеркале не себя, а зверя. Часто больной может рассказывать детали превращения, свои ощущения при этом.
- Поведение больного соответствует поведению того зверя, в которого он якобы превратился. Больные передвигаются на четвереньках, лают, воют, царапаются, спят на земле, снимают с себя одежду, требуют пищу, которую, по их мнению, употребляют звери, и проявляют прочие признаки «звериного» поведения.
Распространённость ликантропии
Несмотря на широкую известность данного термина и частое упоминание его в публикациях, большинство из них приходится на «эзотерические», исторические или мифологические исследования. Медицинских исследований что такое ликантропия, со строгим учётом симптомов, лечения, его результатов крайне мало. При целенаправленном поиске в архивах упоминания о заболевании ликантропией с 1850 года удалось найти описание всего 56 её случаев. Ретроспективная диагностика показала следующее распределение диагнозов: половину случаев поделили между собой депрессия с психотическими эпизодами и шизофрения, ещё у пятой части удалось диагностировать биполярное расстройство. Остальные случаи остались без диагнозов. Среди больных мужчин оказалось на треть больше, чем женщин.
За последние несколько десятков лет в литературе описаны всего два случая ликантропии. Первый из них зарегистрирован у молодого солдата с длительным стажем употребления наркотиков, особенно марихуаны, амфетаминов и ЛСД. После приёма ЛСД отмечался однократный эпизод галлюцинаций, в которых больной видел себя превратившимся в волка. В дальнейшем появились бредовые идеи того, что он оборотень, о чём знают и сигнализируют друг другу его сослуживцы, идеи одержимости окружающих дьяволом. В клинике ему был поставлен диагноз шизофрении, после курса лечения состояние значительно улучшилось. В дальнейшем больной самостоятельно прекратил лечение, после чего возвратились идеи одержимости, эпизодов ликантропии в дальнейшем не наблюдалось.
Второй случай описан у мужчины средних лет и сопровождался прогрессирующим снижением интеллекта и способностью выполнять ежедневную работу. Постепенно появились и психотические симптомы – склонность спать на улице, выть на луну, утверждение, что он покрыт шерстью, что он оборотень. При углублённом обследовании выявили дегенерацию коры головного мозга, его микроструктурные изменения. Благодаря регулярному приёму препаратов обострений ликантропии не было, но нормальное состояние ввиду органической природы заболевания вернуть пациенту не удалось.
Официальная медицина уделяет мало внимания психическому феномену, который можно охарактеризовать как ликантропия. Симптомы её всегда оказываются проявлением других заболеваний, способы диагностики и лечения которых и изучаются углублённо, ликантропия при этом оказывается всего лишь одним из вариантов бредово-галлюцинаторного состояния.
Ещё одной причиной низкой изученности ликантропии является редкость её появления. Даже если посчитать описанные 56 случаев верхушкой айсберга и увеличить их в пять раз – 250 случаев заболевания на всё человечество за почти 200 лет его изучения даст крайне низкую распространённость патологии. Более того, специального лечения ликантропия не требует и корректируется при лечении основного заболевания. Соответственно у медицинских компаний отсутствует всякая мотивация для затрат на её изучение.
Причины ликантропии
Большинство случаев ликантропии относится к указанной выше триаде заболеваний: шизофрении, депрессии с эпизодами психоза и маниакально-депрессивному психозу. Примерно пятая часть описанных случаев заболевания приходится на другие причины – различная органическая патология мозга, галлюцинаторные синдромы при употреблении психоактивных веществ, дегенеративные заболевания, ипохондрические психозы.
Согласно большинству исследований, ликантропия сопровождается изменениями в премоторных и сенсорных зонах коры (которым отвечают центральная и прецентральная извилины в теменной области). Часто оказываются вовлечёнными и подкорковые образования. Совокупное поражение этих областей приводит к нарушениям восприятия собственного тела.
Ещё в древних легендах утверждалось, что возможна наследственная передача ликантропии. Как заболеть ею по наследству стало понятно после выяснения истинных причин недуга – большинство психических заболеваний, особенно шизофрения, обнаруживают явную наследственную природу.
Ещё одна возможная причина распространения легенд про оборотней – заболевание, называемое гипертихоз. Это повышенное кожное оволосение, при котором волосы густо покрывают всё тело, в том числе лицо, делая больного похожим на животное. Данное заболевание также носит наследственную природу. Описано множество случаев болезни, особенно часто она встречается у народностей, где приняты близкородственные браки – для проявления дефектных генов необходима их повторная встречаемость в нескольких поколениях. Для инквизиторов пугающий внешний вид таких больных был достаточным поводом для заключения «оборотень» и всех вытекающих последствий. Увы, связь ликантропии и гипертрихоза изучена ещё меньше, чем психические аспекты болезни.
Лечение
Ликантропия далеко не всегда успешно излечивается. При шизофрении лечение нейролептиками и антипсихотиками приводит к стиханию проявлений, но при рецидивах заболевания они могут возвращаться.
Биполярное расстройство и депрессия достаточно успешно лечатся транквилизаторами, однако также возможно сохранение остаточной симптоматики.
А вот последствия приёма галлюциногенов и особенно органические поражения мозга лечатся достаточно плохо. В большинстве случаев максимум, которого удаётся достичь – исчезновение случаев аутоагрессии или угрозы для окружающих.
Ликантропия — факты из истории и современной жизни
Ликантрoпия – бoлезнь страннoго происхoждения, вынуждaющая челoвека прeвращаться в кaкое – либо хищное живoтное, в основнoм это был вoлк.
Ликантропия
С дрeвних врeмён люди бoялись вoлков и в тo же врeмя вoсхищались их cилой и мoщью. В Eвропе в XVI вeке в местах, гдe волки были нaстоящей катастрoфой для нaселения, имели место быть легенды и мифы о их свирeпых нaпадениях. Как и следовало ожидать, одна из таких лeгенд рассказывала о людях, спосoбных прeвращаться в вoлков. В нарoде их стaли называть обoротнями, а само прeвращение получило название - ликaнтропия.
Cиндромы ликaнтропии
В поверьях того времени достаточно часто пытались выяснить “как распознать оборотня”, таким образом в простонародье стали поговаривать о неких синдромах этой загадочной болезни. На протяжении немалого времени выяснилось, что у оборотней в их превращениях произошли многие изменения.
Одни нeпосредственно прeвращались в вoлка, у других же прeвращения остaвались на стaдии незaвершённости, oбразуя новoе существo - смесь чeловека с живoтным сразу. Превращение также бывали неoбратимыми, а иногда оборотни могли менять свою внешность по собственному желанию. Развитие болезни можно было пронаблюдать.
Жертвы необратимого проклятия отличались бледной кожей и повышенной усталостью, их зрение слабело и не покидало ощущение сухoсти во рту и постoянной жажды. Эти симптoмы обычно сопровoждались ростом волoс, в особенности на руках и лицe. Увеличивались в длине ногти, глаза и в особенности зрачки претерпевали существенные изменения. Жертва начинала становиться более раздражительной и агрессивной. Когда внешне признаки ликантропии невозможно было скрыть, жертва пряталась в своём убежище, возвращаясь к людям, чтобы утолить свой звериный голод чьей – то плотью. Однакo среди оборотней нахoдились и такие, кто пытался оградить себя от жажды крoви. С ужаcом ожидая приcтупа, больной запирал себя в четырёх стенах, выбрасывaл ключи наружу и привязывaл себя к крoвати.
У “временных” жертв, мeняющихся под вoздействием луннoго свeта, вoя, либо по желанию, симптoмы возникали не постепенно, а очень быстро. Такие оборотни были вынуждены принимать человеческий облик с восходом солнца. При этом они либо сбрасывали шерсть, клыки и когти, либо снимали шкуру и прятали её в надёжном месте. Ходили слухи, что если уничтожить шкуру оборотня, то он сам умрёт. Согласно легендам, те, кто, добровольно становились оборотнями, достигали такого состояния с помощью колдовства. Те, кто стал оборотнем не по своей воле, были прокляты своими врагами, укушены или рождены от оборотней.
Поскoльку исцeлиться от ликaнтропии было невoзможно, то обoротни были вынуждены проживать свою жизнь во мраке и одиночестве, пока кто – либо не убьёт их.
Причины ликантропии
С течением времени также установилась закономерность, что легенды о волках – оборотнях появляются в тех местах, где обитают волки. В иных же местах люди рассказывали мифы о ликантрoпах, спосoбных прeвращаться в медведя, тигра и других животных той местности, где они вызывали наибольший страх и ужас. Старая поговорка гласящая: “Стань тем, кого ты не можешь одолеть”, прекрасно объясняет причину таких историй в народе. Были такие люди, которые верили и думали, что они оборотни и, в конце концов, ими становились. Другие люди к ним так и относились, что усиливало заблуждение. Люди с такой психикой могли совершить совсем нечеловечные поступки, поэтому их близким и друзьям следовало бы отвести их к врачу, чтобы предотвратить так называемую болезнь “ликантропия”.
Миф в наши дни
В настоящее время прорыв мировой науки даёт нам чёткое представление о генетическом «синдроме ликантропии», который разрушает мистическое очарование древних поверий, но человеку свойственно искать до сих пор в простых вещах мистику и необъяснимое, и потому всё сказочное и нереальное воплощается в искусстве, в особенности в фильмах, жанра фэнтази.
Сознанием человека владеет с самых древних времен идея превращения в животное. И только в наши дни случаи такого явления были логически объяснены. При некоторых психических заболеваниях, например, при шизофрении, больному кажется, что он превращается в животное. Он убежден, что перевоплощается в кошку, лягушку, медведя, лису, но самое популярное животное - волк. Именно превращение в волка и объясняет, что такое ликантропия. С греческого языка слово «ликантропия» переводится как «человек-волк».
Описание этого «мифического» явления содержат самые древние тексты. В седьмом столетии об этом состоянии писал Огинета Павел - греческий врач, который считал, что самым действенным способом, помогающим излечиться от ликантропии, является кровопускание.
Такой метод лечения объяснялся распространением теории, согласно которой в организме человека преобладает какой-то один из четырех жидких элементов: кровь, слизь, обычная или черная желчь. Каждый элемент связан с определенной чертой характера. Идеальное равноценное наличие этих жидкостей говорит о физическом и душевном здоровье человека. Если одна из них находится в организме в избытке, возникает дисбаланс, который становится причиной физиологических и психических отклонений. При ликантропии преобладает именно при ее избытке развиваются мании, различные расстройства психики, депрессии, безумие, галлюцинации.
Ликантропия в легендах и истории
Первые упоминания о том, что такое ликантропия, зарегистрированы еще в легендах Древней Греции.
Согласно одной из версий, заболевание получило название от имени героя древнегреческой легенды - царя Ликаона. Он в качестве шутки решил накормить Зевса человечиной, мясом убитого им же собственного сына. В наказание за такое злодеяние Зевс превратил его в волка и обрек на вечные скитания вместе со стаей зверей.
История о Ликаоне - это первое сказание, в котором письменно упоминается оборотень. Но следует заметить, что в Древнем Риме и Греции отношение к волкам было благосклонным и уважительным, их считали справедливыми и мудрыми животными. А в Древнем Риме существовал даже культ волков - именно волчица выкормила молоком основателей города Рема и Ромула. И в настоящее время образ Капитолийской волчицы в Италии является эталоном материнства.
Древние легенды описывают как полное, так и частичное превращение человека в зверя - минотавры, кентавры, сирены.
В скандинавской мифологии волки сыграли тоже весомую роль - верховного бога Одина сопровождали два волка, Джерри и Фрекки. Разрушительная сила волка воплотилась в Фенрире (гигантский волк, которого сковали и упрятали в подземелье до наступления конца света, когда он освободится от оков и примет участие в битве богов, которая и разрушит мир).
В легендах разных стран оборотнями становились разные животные, в зависимости от фауны местности. В Западной Европе большая часть сказаний сложена об оборотнях-волках, в Центральной и Восточной Европе - о медведях, в Японии - о лисах, в Африканских странах - об обезьянах или гиенах.
Во времена Средневековья волкам приписывали всевозможные грехи, это животное стало образом зла и демонизма. Начались инквизиции, и как в случаях с ведьмами, ликантропия носила только обвинительный характер. По обвинениям в оборотничестве в Средние века были замучены и казнены десятки тысяч человек. Большинство таких обвинений были результатом сведения личных счетов между людьми и к реальным больным никакого отношения не имели. Под пытками люди соглашались и давали показания. Были, конечно, случаи, когда в руки инквизиторов попадали реальные больные ликантропией, но они были редкими и только подогревали пыл палачей.
После окончания рассвета инквизиции отношение к оборотничеству стало более ровным, начались попытки изучения этого явления. В 18-19 веках уже велись исследования природы этого заболевания. К этому же времени относятся и первые описанные реальные случаи болезни ликантропии.
Суть заболевания
Итак, что такое ликантропия? Это заболевание в психиатрии. Оно пришло из Средневековья, когда его связывали с мистицизмом. В настоящее время заболевание имеет клинические признаки, симптомы и методы лечения.
Поэтому в наши дни на вопрос, что такое ликантропия, может ответить любой психиатр или психотерапевт. Это расстройство психики, при котором нарушается самовосприятие и поведение, при котором человек себя чувствует животным и проявляет свойственные ему повадки. Его невозможно переубедить.
Причины болезни
С медицинской точки зрения причиной развития ликантропии является нарушение работы некоторых участков головного мозга, которые отвечают за ощущения и движения. То есть это психическое нарушение, но к психологии оно имеет опосредованное отношение: это заболевание не связано с временным дисбалансом на почве заниженной самооценки или стресса. В комплексе больные ликантропией имеют параноидальный бред, биполярное расстройство личности, острый психоз, эпилепсию.
Как заразиться ликантропией? Еще в древних письменах утверждалось, что возможна наследственная передача болезни. Что заболеть ею можно по наследству, было доказано после выяснения причины недуга - психические заболевания, например, шизофрения.
Симптомы заболевания
В настоящее время в медицине ликантропия считается синдромом, который возникает при нескольких психических болезнях. Диагноз «Клиническая ликантропия» ставится при наличии следующих симптомов:
- Параноидальный бред о превращении - больной утверждает, что он превращается в животное, указывает в кого конкретно, утверждает, что видит в зеркале не свое лицо, а морду зверя. Часто он сопровождает рассказ деталями превращения, описывает ощущения.
- Поведение человека полностью копирует повадки животного, в которого он «превращается». Больные воют, лают, передвигаются на четвереньках, царапаются, снимают с себя одежду, спят на земле, питаются только той пищей, которой, по их мнению, питается зверь.
У больного проявляются признаки, напоминающие шизофрению:
- навязчивые мысли;
- активность в ночное время, хроническая бессонница;
- желание рассказать о своей тайне всему миру.
Особенности поведения
Люди, страдающие ликантропией, пребывая в трансе, уверены, что их тело стало другим. При этом, когда они приходят в себя, они помнят детально свое перевоплощение. Они описывают, что перед началом приступа испытывают легкий озноб, который постепенно переходит в лихорадку. Состояние сопровождается жуткой головной болью и жаждой.
Также во время приступа отмечается затрудненное дыхание, сильное потоотделение. Руки, как утверждают больные, удлиняются, кожа опухает и становится грубее. Пальцы ног сильно искривляются и напоминают когти. Ликантропу во время приступа трудно носить обувь и одежду, поэтому он от нее избавляется.
Происходят изменения и в сознании больного человека, он начинает страдать от клаустрофобии, он старается покинуть дом, комнату. После этого возникают спазмы в желудке, появляется тошнота и жжение в районе грудной клетки.
Речь больного во время приступа становится невнятной, появляется гортанное бормотание. После чего, как описывают больные, появляется на лице и голове грубая шерсть, и он начинает выглядеть как животное.
Как только происходит метаморфоза, оборотень жаждет крови, это желание он не может преодолеть и бросается на поиски жертвы. Нападает он на первого попавшегося человека, после чего ложится спать, а утром, обратно превращается в человека.
Секреты ликантропии
За всю историю существования этой болезни больные признавались в том, что использовали наркотики, натирались особыми мазями. В таких случаях у них происходило расширение сознания, появлялось чувство, что они неимоверно сильны, как психически, так и физически. Они испытывают галлюцинации, которые запоминают и считают реальностью.
Но если человек убежден, что он оборотень, без приема галюциногенов, психиатры ставят диагноз «Клиническая ликантропия».
Распространенность явления
Несмотря на широкую известность термина и частое упоминание его в СМИ, большая часть которых опирается на исторические, «эзотерические», мифологические исследования, медицинских исследований, с учетом симптомов, методов лечения - очень мало.
За последние десятилетия в литературе встречается описание нескольких случаев. Первый зарегистрирован у молодого солдата, который длительное время принимал наркотики, после использования которых он видел, что превращается в волка. Ему был поставлен диагноз - шизофрения, после лечения его состояние улучшилось, но затем идеи одержимости возвратились, он исчез, и медики этого больного дальше не исследовали.
Второй случай - мужчина средних лет, у которого прогрессировало снижение интеллекта, постепенно появлялись такие симптомы: склонность спать на земле, есть сырое мясо, выть на луну, передвигаться на четвереньках. Его исследовали и выявили дегенерацию коры головного мозга. Благодаря медикаментозному лечению обострений у него не отмечалось, но полностью его излечить не удалось.
Медицина уделяет мало внимания данному заболеванию, которое считается одним из вариантов галлюцинаторного и бредового состояния. Еще одной причиной слабой изученности явления является редкость ее проявления.
Гипертрихоз и ликантропия
Возможная причина распространения сказаний про оборотней - заболевание, которое называется гипертрихоз - повышенное кожное оволосенение, при котором волосы густо покрывают тело и лицо, и больной человек начинает напоминать животное. Это заболевание носит наследственный характер. Описано множество случаев. Особенно часто встречается у народов, у которых были приняты близкородственные браки (для проявления дефектов генов необходимо их повторное появление в нескольких поколениях). Врачи до сих пор затрудняются ответить на вопрос, как излечиться от ликантропии и гипертрихоза. Они черпают знания о симптоматике, проявлениях, причинах этих заболеваний из медицинских источников прошлых времен, а связь ликантропии и гипертрихоза до сих пор еще вообще изучена мало.
Как вылечить ликантропию?
Это заболевание не всегда излечивается. Шизофрения корректируется антипсихотиками и нейролептиками, но этот метод излечения от ликантропии приводит к стиханию проявлений, но существует высокий риск рецидива заболевания, при котором все симптомы возвращаются.
Последствия приема наркотиков, галлюциногенов лечатся плохо. Максимум, чего можно добиться, - снижение приступов агрессии и угрозы для окружающих.
Вылечиться от ликантропии, если наблюдается биполярное расстройство и депрессия, можно с помощью транквилизаторов, но также остается высокая вероятность того, что некоторые симптомы сохранятся.
Специального лекарства от ликантропии нет. Ее симптомы лечатся антидепрессантами, препаратами от бессонницы, беседами с психиатром. Заболевание можно стабилизировать, но излечить его полностью невозможно.
Миф или реальность
Споры о том, существует ли болезнь ликантропия, регулярно ведутся в медицинской среде. Отношение к ней, как к порфирии - болезнь вампиров, которая возникает из-за генетических нарушений, вызванных родственными браками. При этом заболевании нарушается выработка гемоглобина, что приводит к разрушению кожных покровов под воздействием солнечного света.
Порфирия и ликантропия раньше считались мифическими явлениями. Однако с развитием медицинских знаний стали считать, что ликантропия - это нарушение психики человека. Признали ее заболеванием только в 1850 году, с этого момента было зафиксировано 56 случаев.
Ликантропия: реальные случаи в наше время
Самым изученным и известным остается синдром оборотня испанского серийного убийцы Бланко Мануэля, которого отправили на принудительное лечение в 1852 году. Ему удалось добиться от суда признания того, что часть преступлений совершил волк, в которого он превращался. Он доказывал свою правоту, демонстрируя воображаемые клыки, питаясь только сырым мясом.
Проявлением ликантропии в реальном времени является семья Асиево (более 30 человек), которая проживает в Мексике. Они страдают от генетической болезни, которая передается по наследству и проявляется в сильном изменении человеческого внешнего облика. Поверхность тела у них покрыта густой шерстью, даже у женщин. Изменена осанка, мимика, жесты.
Как утверждают ученые, эта болезнь вызвана генетической мутацией. Уже много сотен лет они заключают только внутриродовые браки. Сейчас они проживают на севере Мексики в горном городе Закатекас. Местные жители и соседи относятся к ним очень враждебно. В настоящее время ведутся медицинские исследования этой болезни, врачи надеются изолировать ген ликантропии и подарить потомкам этого семейства полноценную жизнь.
Ликантропия (ориг. Lycanthropy) - это заболевание в игре The Elder Scrolls V: Skyrim, дающее персонажу способность обращаться в зверя.
Некоторые считают это даром, снизошедшим от самого Хирсина. Другие же считают ликантропию ужасным проклятием и пытаются излечиться от неё, чтобы душа не оказалась в Охотничьих Угодьях, плане этого Даэдрического Принца, куда попадают души оборотней после смерти.
Основными носителями этого проклятья в Скайриме является воинская гильдия Соратников, штаб-квартира которой, Йоррваскр, находится в городе Вайтран. В отличие от предыдущих игр серии, где оборотни не могли контролировать трансформацию в зверя, проклятье Соратников носит более мягкий характер, позволяя превращаться в любое время суток и где угодно. Для обретения нормальной формы вовсе не обязательно убивать кого-либо и утолять голод. Это стало возможным благодаря тому, что один из Предвестников, Террфиг, заключил договор с гленморильским ковеном, служительницами Хирсина. Таким образом, можно согласиться с Эйлой Охотницей и Скьором, которые считают ликантропию скорее даром, нежели проклятием. Все остальные вервольфы Скайрима, такие, как Синдинг, являются классическими ликантропами и не контролируют свои превращения.
Форма зверя
Способность «Превращение в зверя» главный герой может получить в качестве своеобразной награды, когда докажет, что он достоин стать членом Круга Соратников. Эту способность можно использовать один раз в сутки. После трансформации в зверя камера автоматически переходит в режим от третьего лица. Длительность трансформации составляет 2,5 минуты реального времени, но поедание трупов других персонажей продлевает время пребывания в этом режиме на 30 секунд за каждый труп. В дополнении Dawnguard появляется возможность питаться трупами и других существ, после приобретения соответствующей способности.
В форме зверя с персонажем происходят следующие изменения:
Здоровье увеличивается на 50 единиц, а запас сил - на 100.
Грузоподъёмность возрастает до 1500 единиц.
Базовый урон от когтей вервольфа составляет 20 единиц (на уровнях 1–10) и увеличивается на 5 единиц каждые четыре уровня, начиная с 11 по 45. Таким образом, максимум составляет 70 единиц на 45 уровне.
Все расовые таланты на время превращения отключаются, но эффекты некоторых способностей и заклинаний продолжают действовать. К таким относятся: Знак Лорда, благословение Мары, способность «Сопротивление магии» навыка «Изменение», а также эффекты таких длительных заклинаний, как «Каменная плоть» или «Морозный плащ», которые продолжат действовать в форме зверя.
Преимущества
Силовые атаки оборотня сбивают с ног и отбрасывают в сторону любую жертву, за исключением самых крупных, вроде мамонтов и драконов. По этой причине, бой один на один с большинством противников не представляет для оборотня особых сложностей.
Спринт вервольфа быстрее и гораздо дольше лошадиного галопа, что может оказаться полезным.
Оборотня нельзя оглушить ударом оружия или щита.
Штрафы за любые преступления, совершённые в форме зверя, не засчитываются, если не было свидетелей трансформации. Если превращение было замечено, то на персонажа игрока моментально налагается штраф в 1000 септимов, который, впрочем, можно снять избавившись от свидетелей. Данная особенность может оказаться очень полезной при выполнении некоторых квестов Тёмного Братства и Гильдии воров.
Волки принимают оборотня в форме зверя за союзника и могут помочь в бою.
Если Довакин находится в форме зверя, то вервольфы-дикари не будут атаковать его и его спутника.
Оборотень имеет 100% сопротивление болезням, даже к вампиризму. Поэтому, пока персонаж болен ликантропией, стать вампиром не получится.
Недостатки
Самым большим недостатком является то, что здоровье в форме зверя не регенерирует. Единственный способ его восстановления - пожирание трупов других персонажей, что восполняет 50 единиц здоровья. Но, как было сказано выше, с выходом дополнения Dawnguard появилась возможность обретения способности пожирания трупов и других существ. Кроме того, если установлено дополнение Dragonborn, то на Солстхейме, на Утёсе Морозной Луны, можно купить Кольцо Охоты у Майни, одного из местных охотников, которые оказываются оборотнями. Благодаря чарам, наложенным на это кольцо, здоровье в форме зверя будет восстанавливаться.
В форме зверя невозможно красться, поднимать предметы, пользоваться картой, открывать двери с замками и использовать заклинания, таланты и Крики, открывать меню характеристик и инвентарь.
Заражённый ликантропией персонаж не получает бонус от отдыха после сна.
Большинство персонажей, за исключением текущего компаньона, хускарлов, членов Круга, Гильдии воров и Тёмного Братства, будут пытаться убить вервольфа или спасаться бегством.
Показатель брони в форме зверя составляет 0 единиц.
До версии 1.3.10 показатель брони в форме зверя зависел от уровня развития навыка «Лёгкая броня» и его способности «Ловкость в обороне».
Всё экипированное снаряжение снимается и помещается в инвентарь. После возврата в нормальную форму приходится всё экипировать обратно.
Нет возможности совершить обратную трансформацию до истечения времени действия превращения в зверя. Для того, чтобы персонаж принял нормальный облик, единственным способом является быстрое ожидание в течение 1–2 часов.
Атаки вервольфа
Вервольф может пользоваться обеими лапами для быстрого нанесения множества простых ударов: кнопки атаки и блока поочерёдно. Также при использовании определённых комбинаций клавиш доступны особые силовые атаки:
1.Удерживать кнопку атаки или блока
- серия из трёх ударов обеими лапами попеременно, начиная с той, для которой была зажата клавиша.
2.Одновременно удерживать кнопки атаки и блока
- быстрая силовая атака.
3.Удерживать клавишу движения и кнопку атаки или блока
- сильный удар левой или правой лапой (отличия только в анимации) с отбрасыванием жертвы на довольно большое расстояние, после чего она долго не может встать.
4.Удерживать кнопку атаки или блока во время спринта
- самая мощная атака, представляющая собой прыжок вперёд с опрокидыванием противника, попавшего под удар. На уровне 46 и при полностью развитой способности «Звериная сила» с помощью этой атаки можно нанести 960 единиц урона, что достаточно для мгновенного убийства любого существа, кроме самых сильных. Однако попасть этой атакой в цель очень непросто, так как в спринте вервольф очень медленно меняет направление движения.
Оборотень обладает особыми добивающими движениями: он набрасывается на противника и разрывает его когтями и зубами или поднимает над землёй и откусывает голову. Однако после этого на шее останется ровный срез, словно голову отрезали мечом или отрубили топором. Во время анимации добивания другие противники могут двигаться и атаковать вервольфа, но сам оборотень при этом неуязвим до конца сценки.
Артефакты Хирсина
- Кольцо Хирсина позволяет вервольфу дополнительно менять форму один раз в сутки.
- Проклятое кольцо Хирсина заставляет даже здоровых людей, меров и зверолюдей спонтанно превращаться в зверя.
Как стать оборотнем
В Вайтране есть Соратники
, думаю найти вы их сможете без проблем, вступаем в их ряды, и выполняем за них квесты, и когда вас попросят спустится в нижнюю кузницу
(после выполнения очередного квеста), это будет означать, что настал тот момент, когда вы наконец станете оборотнем.
Исцеление
Исцеление от ликантропии при помощи особой церемонии очищения станет доступно в финале сюжетной линии Соратников. Церемония заключается в сжигании головы одной из ведьм гленморильского ковена в огне жертвенника в глубинах гробницы Исграмора. После этого появляется волчий дух того, над кем проводится ритуал очищения. С призрачным волком нужно сразиться и одержать верх. С этого момента душа считается очищенной и смертный более никогда не станет ликантропом.
Для того, чтобы Довакин мог очистить свою душу, придётся сначала помочь с этой проблемой другим членам Круга, желающим избавиться от проклятия, а именно братьям Вилкасу и Фаркасу.
Если установлено дополнение Dawnguard, то персонаж может быть повторно заражён ликантропией. В этом поможет Эйла Охотница. Однако это можно сделать лишь один раз - после повторного исцеления возможности снова заразиться больше не будет.
Примечание : перезапустить миниквест Эйлы можно с помощью консольной команды resetquest XX00F899 . Это даст возможность снова заразиться ликантропией.
Альтернативой церемонии очищения может стать принятие дара лорда-вампира от Харкона, после чего душа попадает под действие проклятья вампиризма. Проклятье ликантропии при этом снимается.
Баги
- Если кольцо Хирсина снять после использования дополнительного превращения и надеть его вновь, то трансформация будет снова доступна. Это даёт возможность неограниченного количества смены формы в сутки.
- Бывает обратный баг, при котором во время трансформации в зверя первым учитывается эффект кольца Хирсина. А так как после обратной трансформации оно оказывается в инвентаре, то сменить форму получится лишь раз в сутки.
- Используя баг, можно совершить быстрое путешествие, когда персонаж находится в форме зверя.
- Бывает так, что персонаж застревает в форме зверя - эффект не прекращается с течением времени.
- Решение : подождать длительное время (около семи часов). Через несколько секунд после быстрого ожидания нормальная форма должна восстановиться.
- Волчий дух может так и не появиться в процессе церемонии очищения, что не позволит исцелиться от ликантропии.
- В игровой статистике может продолжиться отсчёт дней в виде вервольфа, даже если персонаж уже исцелён. Также другие персонажи будут относиться к нему, как к вервольфу, говоря о волчьей ухмылке и торчащем из ушей мехе. При этом все эффекты ликантропии исчезнут, как и положено.
- Решение : использовать консольную команду Set PlayerIsWerewolf to 0 . После этого статистика станет работать, как положено, однако стражники всё ещё могут подозревать в персонаже оборотня.
- Иногда после повторного заражения ликантропией, стража и некоторые другие персонажи будут игнорировать Довакина в форме зверя. Это может привести к таким неожиданным последствиям, как нападение стражников на мирных жителей, которые будут атаковать вервольфа. Стражники будут стремится защитить персонажа игрока, убивая нападающих.
- Решение : использовать консольную команду Set PlayerIsWerewolf to 1 .
- Если трансформация в зверя была проведена в воде, то экипированное одноручное оружие может остаться в лапах вервольфа. При этом сохраняется урон от оружия и эффекты чар, наложенных на него.
- Иногда даже в случае трансформации на суше экипированное одноручное оружие остаётся в руках персонажа, однако в этом случае на урон оно не влияет.
- Если в момент превращения был экипирован факел или одноручное оружие с эффектом урона огнём, то у вервольфа может гореть хвост. Урона персонажу это не наносит.
- В старых версиях игры (вплоть до 1.3 включительно) возможен баг, когда кольца и ожерелья остаются на персонаже после обратной трансформации, но эффекты чар, наложенных на них перестают действовать.
- Решение : снять украшения и снова экипировать их на персонажа.
- В старых версиях игры (вплоть до 1.6 включительно) возможен баг, при использовании которого после очищения можно сохранить все бонусы ликантропии и избавиться от некоторых минусов, таких, как неполучение бонуса отдыха от сна. Для этого нужно, чтобы во время церемонии очищения на персонаже было экипировано кольцо Хирсина. По окончании изгнания волчьего духа кольцо необходимо снять, при этом дополнительная трансформация от него останется.
- Иногда после нескольких попыток сна бонус отдыха может быть получен.
- Бывает так, что эффект 100 % сопротивления болезням перестаёт действовать, если персонаж перегружен в форме зверя. В таких случаях он может заразиться какой-нибудь простой болезнью вроде каменной подагры. Для исцеления, как обычно, можно помолиться у алтаря одного из божеств или принять зелье исцеления болезней.
- Если раса персонажа была изменена при помощи консольных команд, то после обратной трансформации она изменится на изначальную.
- Иногда анимация добивания противника не начинается в течение 1–3 секунд, при этом персонаж обездвижен.
- Если игра не выключалась в течение длительного времени, текстуры кожи вервольфа на участках лишённых шерсти могут приобрести блеск.
- Решение : перезагрузить игру.
- Если в процессе пожирания трупа нажать клавишу использования Крика / таланта, то анимация процесса пожирания прервётся, что может оказаться полезным в бою.