Православные татуировки для мужчин и их значение. Религиозные тату: особенности и разновидности

В середине первого века нашей эры произошло завоевание Египта арабскими армиями. Это нашествие не совсем правильно называть «завоеванием», ибо оккупанты не встретили никакого сопротивления со стороны египтян.

Однако неприязнь к новым порядкам, которые принесли с собой захватчики, начала проявляться позже. Словом копты арабы называли представителей местного населения Египта, которые к тому моменту были в подавляющем большинстве христиане. Коптское христианство — это одна из самых древних ветвей христианства, в основном, это религиозное ответвление принадлежит к православной церкви.

В самом сердце старого Иерусалима, христианин палестинского происхождения по имени Wassim Razzouk , в своей собственной тату-студии делает татуировки всем желающим. На вывеске его тату-студии написано Since 1300 — это значит, что он является потомственным татуировщиком, поддерживающим традицию христианской татуировки, история которой насчитывает уже более семи веков.

Традиция делать татуировки паломникам имеет глубокие исторические корни

«Мои предки — египетские копты. Многие века коптские христиане поддерживают традицию делать себе татуировки. Считается, что первые христианские татуировки появились в XII веке от рождества христова, когда в Египте начало распространяться мусульманство. А в то время Египет был преимущественно христианским. Арабские завоеватели насильно пытались обращать христиан в свою религию. Для этого они придумали очень интересную вещь — облагать дополнительным налогом тех, кто не хотел обращаться в мусульманство» — рассказывает Wassim.

Татуировка свидетельствовала, что ее обладатель принадлежал к коптской церкви

«Одной из форм сопротивления этому было то, что христиане-копты делали себе татуировки на внутренней стороне запястья — изображение креста. Со временем такой жест непримиримости трансформировался в традицию. Весьма долгое время принадлежность к коптской церкви можно было доказать единственным способом — предъявив татуировку креста на внутренней стороне запястья правой руки» .

Раньше паломничество было делом всей жизни

«Мой прапрадедушка приехал в Иерусалим в начале XVIII века и его ремеслом были татуировки на коже паломников, которые прибывали в Иерусалим со всего света. Сегодня всё намного проще — вы покупаете в интернете билет на самолёт и на следующий день уже в Иерусалиме! Но сотню лет назад всё было иначе. К паломничеству готовились долгие годы — это становилось главным событием всей жизни! И татуировка была доказательством того, что ее обладатель был в святых местах, а также гордым символом того, что её носит христианин» .

Wassim говорит, что в наши дни практика паломнических татуировок набрала небывалую популярность — «Иногда ко мне выстраиваются очереди по 50 человек! Люди готовы ждать часами, чтобы увезти на себе символ Иерусалима. А встречаются даже такие, кто приезжает в Иерусалим каждый год, и каждый раз они делают себе новую татуировку» .

От дедушки остались вырезанные из оливкового дерева штампы

Далеко не все паломники приветствуют практику татуировок, однако они никак не хотят отставать от более смелых собратьев по вере. Для подобных случаев в арсенале татуировщика есть вырезанные из оливкового дерева штампы с изображением христианских мотивов. Они достались ему от дедушки, который был не только татуировщиком, но и плотником, а также мастером резьбы по дереву.

Wassim Razzouk не считает себя участником современного тату-движения

Wassim Razzouk весьма известная фигура в мире израильской татуировки. Он принимает участие во множестве выставок, сотрудничает с ведущими музеями, однако он не считает себя участником современного тату-движения: «Это не мой мир» — коротко объясняет он. «Я не являюсь татуировщиком в современном понимании этого слова. Мои клиенты — это паломники, монахи, священники, пожилые люди» .

«Меня очень удивляет, когда кто-то начинает говорить, что та или иная религия запрещает нанесение татуировок. Независимо от того, что говорят эти люди, спрос на паломнические татуировки в святой земле Иерусалима растёт из года в год!»

Начало

Назад

Значение религиозных татуировок

Религиозные татуировки можно классифицировать по принадлежности их к той или иной религии: , или . Каждая из этих религий наполнена определёнными символическими знаками, которые её идентифицируют среди прочих.

До наших дней дошли факты об очень спорной практике религиозных татуировок, которые проводились на Балканах. Хорваты и боснийцы делали несколько своеобразные татуировки, во времена вторжения они имели другой окрас. Когда совершались набеги, враждующие между собой стороны могли оставлять тату на женских телах, подчеркивая их этническую и религиозную принадлежность какой-либо половине противников.

Многие верующие стремятся сделать себе татуировку с религиозной символикой, чтобы быть ближе к Богу, но хотя и не все религии приемлют намеренные изменения на теле. И всё же, религиозные татуировки можно считать отдельным направлением в искусстве тату. Их изображение достигло высокого мастерства и его можно считать настоящим творчеством. Порой одна такая татуировка, например, с изображением лика святого, делается не один день и даже неделю, когда создаются уникальные по красоте и мастерству .

К сожалению, все современные тату нельзя назвать близкими по духу религии и самопожертвованию, поскольку они могут часто встречаться среди преступников, а истинно верующие люди не делают каких-либо отличительных знаков. Преступники наносят себе на тело религиозные рисунки, после критического момента, чтобы продемонстрировать свое верование, привлечь к себе внимание и покаяться. Самыми распространенными можно назвать наколки

Татуировки, носящие религиозный смысл достаточно серьезный вид искусства. Ведь такие тату обнажают перед окружающими внутренний мир человека, рассказывают о его убеждениях и силе веры.

В отличие от обобщенных рисунков, религиозные тату показывают не только конфессиональную приверженность человека, но и навсегда определяют для окружающих его этническую принадлежность. В каком-то смысле нанесение таких тату требует от носителя большей смелости и постоянства мировоззрения.

Истоки направления. Католицизм.

Историки предлагают искать отправную точку религиозных тату европейской ветви в католицизме. Именно приверженней веры христовой первыми стали отмечать человеческие тела знаком креста. Правда, делали это не с помощью краски, а посредством клейма.

Сегодня средневековое зверство католиков осталось позади, а искусство изображения религиозных мотивов достигло совершенства. Выразить свою сопричастность католической вере сегодня можно посредством таких изображений, как:

  • Сочетание четок и роз;
  • Лик Христа с терновым венцом;
  • Мадонна;
  • Сцены из библии;
  • Библейские тексты на латыни.

Наиболее распространены подобные тату среди жителей Латинской Америки. Здесь же встречаются наиболее масштабные картины и эскизы с множеством отсылок к библейской тематике.

Православная ветвь.

Христианские тату нашли свое отражение и в православной вере. Чаще всего православные верующие украшают свое тело стилизованными крестами, распятиями. Причем располагают их, как правило, на плече. Из более масштабных работ можно встретить изображения Иисуса Христа. В отличие от католической версии, в православии он изображается не с колючим венцом, а с сияющим нимбом.

Довольно распространено изображение Архангела Михаила. Многие набивают портреты святых-покровителей. Также встречаются изображения церквей и куполов.

Однако, стоит учесть, что эти тату воспринимаются исключительно в тюремном контексте.

Мексиканские тату.

Религиозная тематика искусства тату в Мексике неразрывно связана со стилем чикано. Мексиканские религиозные тату вобрали в себя представления о вере, сложившиеся в американской католической среде. Основная масса эскизов содержит вариации на тему розы и Мадонны. Иногда Святую деву изображают с младенцем.

Особенности заключаются в стиле мексиканского изображения знакомых образов. Изобретенное мексиканцами тату в стиле чикано стало популярно во всем мире. Но в самой Мексике стиль плотно ассоциируется с религиозным и бандитским миром. Переплетаясь, обе сюжетные лини и породили новое узнаваемое направление. Кроме того, отличить чикано можно по таким нюансам:

  • В эскизах тема религии обязательно сочетается с темой криминала;
  • Картины выражают страдание и надежду;
  • Лицо мадонны всегда имеет колоритные мексиканские черты.

Изображения в стиле чикано могут быть как монохромными, так и полноцветными. Основной упор сделан на прорисовку деталей и четкость линий.

Мусульманские тату.

Мусульмане, как и буддисты, не запрещают, но и не поощряют тату. Никаких отсылок к необходимости украшать свое тело татуировками в священной книге мусульман нет. Но по желанию, представители исламского мира набивают себе изображения полумесяца или цитаты из Корана.

Впрочем, в полной мере отнести их к разряду религиозных тату нельзя. Так как это скорее дань древней арабской культуре. И желание особо подчеркнуть чувство патриотизма.

Иудаизм ортодоксальный и светский.

Татуированных иудеев можно встретить гораздо реже, чем представителей других конфессий. Связанно это с тем, татуировки в иудаизме не поощряются так же, как работа по субботам или употребление в пищу свинины. В среде ортодоксальных евреев нательные рисунки не встречаются вообще. А вот иудеи, ведущие более светский образ жизни, могут позволить себе отступление от правил.

Эскизы религиозных тату в иудаизме содержат выдержки из Торы, выполненные непременно на иврите. Также распространено изображение звезды Давида и других культурных и религиозных атрибутов.

Племена, восточные народы и ушедшие верования.

Отдельной строкой стоит упомянуть о татуировках представителей, разделяющих взгляды восточной философии. На сегодняшний день они являются одними из самых татуированных в мире. При этом подавляющее большинство рисунков имеют духовный, сакральный смысл.

От части, религиозное значение имеют тату африканских племен и индейцев. Как правило, они рисуют на коже значимых для них тотемных животных. Также часто встречаются узоры, приносящие удачу.

Одним из самых популярных направлений, отраженных в политеистических религиях, сегодня стали изображения славянских и скандинавских мотивов. Руны, орнаменты, стилизованные изображения богов – все это расценивается, как тату оберег и активно используется в качестве самостоятельных сюжетов или частей более сложных картин.

Религиозные тату принято классифицировать по принадлежности к определенному вероисповеданию. Каждая вера обладает своими идентификаторами, которые помогают отличить его от других. Верующие наносят нательные рисунки в “божественном” стиле, чтобы теснее сблизиться с Создателем или Миссией. Но многие верования полностью отрицают украшение человеческого тела какими-либо наколками. Тем не менее, тату на религиозную тему набирают все большую известность и популярность на всех континентах.

Данное направление можно приравнять к искусству, так как для выполнения рисунков на божественную тематику нужно в совершенстве обладать техникой и мастерством нанесения татуировок. Иногда одно такое творение делается несколько дней или даже недель, особенно если накладывается изображение лика святого.

Истоки религиозных тату

Первые эскизы религиозных татуировок появились еще в далекой древности.

  • Например, каждую палестинскую религию можно было отличить по своему узору или орнаменту, который входил в ритуальные тату.
  • В христианстве сложился запрет на изображения такого типа, однако эскизы религиозных тату дошли до наших дней. Этому поспособствовали паломники, носившие рисунки, сделанные Коптскими священниками. Изображения обычно представляли собой крест, портрет святого Петра или Богоматери с младенцем Иисусом.
  • Паломники мусульманского происхождения наносили татуировки, посвященные очищению после смерти.

Религиозные тату в настоящее время

Сейчас такие наколки помогают выразить свои чувства и отношение к определенному верованию.

  • Самыми популярными эскизами среди них выступают цитаты из священных писаний, лики святых.
  • Отдельное место в этой тематике занимает крест. В христианской культуре этот символ неразрывно связан с Богом. Также он обозначает и судьбу – свой крест каждый человек должен пронести сквозь свою жизнь. В культуре и вере кельтов крест указывал на совершенствование и непрерывность развития духовной стороны.
  • Часто в качестве нательного изображения выбирается строка или молитва из священной книги. Нужно обязательно вникнуть в духовный смысл, который несет в себе это писание.
  • Не меньшей популярностью пользуются религиозные татуировки в виде изображения ангела. Данный орнамент доносит прямой библейский смысл, указывает на связь с Богом и духовные качества личности, направляет на любовь, добро и защиту. Ангел является своеобразным хранителем человека и оберегает его от злых сил. В сети можно найти множество фото с эскизами библейских тату в виде ангела и выбрать для себя понравившийся орнамент.

К сожалению, не во все “божественные” нательные рисунки вкладывается истинный смысл. Они часто встречаются среди преступного мира, где наносятся после определенного критического события в жизни, чтобы вызвать привлечение внимания, продемонстрировать свою веру и прийти к покаянию.

Религиозные татуировки в исламе

Мусульманство налагает запрет на любые виды нательных рисунков. Несмотря на это, желающих сделать рисунок хватает.

  • Обычно используют надписи арабской вязью. Ее узор выглядит просто и красиво, что покоряет все больше людей.
  • Нанести можно как выдержку из Корана, так и арабский афоризм.
  • На теле девушки очень эстетично и эффектно будет смотреться вдоль позвоночника по направлению сверху вниз.

Тату “религия” в буддизме

В буддизме популярны татуировки образа Будды, который символизирует волю, характер, богатство внутреннего мира.

  • Обычно Будда изображается веселым, танцующим или смеющимся. Узоры могут быть выполнены в цвете и в мультяшном стиле. Для этого применяют оттенки золотой гаммы.
  • Иногда изображают Будду и в задумчивой медитативной позе. В этом случае отдается предпочтение буддийской символике, частью которой является след Будды, показывающий его присутствие, или листья в форме сердца. Чтобы придать узору реалистичность и объем, нужно тщательно и детально прорисовывать символы.
  • Также могут применяться образы, которые отображают присутствие Будды в живой природе. Для мужчин отлично подойдет изображение льва. Для девушек– цветок лотоса, который в качестве наколки на руке или любой другой части тела будет смотреться женственно и изящно.

Библейские татуировки в христианстве

Самым популярным символом, представляющим христианскую веру, несомненно, является лик Иисуса Христа.

  • Сын Божий изображаться в окружении некоего свечения или с терновым венком на голове.
  • Также встречается и нанесение крови, вытекающей из-под венка на лицо.
  • Можно увидеть фигуру Иисуса, распятого на кресте. Такие наколки подходят как мужчинам, так и женщинам и делаются на любых частях тела.
  • Не менее популярным считается изображение простого христианского креста без всяких дополнительных элементов.
  • Встречаются и портреты Богоматери или других святых.

Как сделать религиозную тату

Данный вид бодиарта лучше не пытаться делать себе в домашних условиях. Это связано с высокой степенью сложности элементов некоторых рисунков, например ликов святых или изображений ангелов. Качественно сделать работу, выполнив пошагово все инструкции, сможет только опытный мастер-татуировщик.

Но если узор более простой, например, выдержка из священной книги, то можно сделать наколку и . Нанесение библейских тату ничем не отличается от каких-либо других. Нужно лишь выполнять схему, поэтапно наносить рисунок и самое главное– не забывать о стерильности. Тогда у вас получится достичь необходимого результата.

Видео: Популярные эскизы религиозных татуировок

Человек, по замыслу Господа, – двухсоставное существо. У него есть духовная нематериальная субстанция – душа и материальное тело. Тело также является сонаследником души в Царствии Божьем – в новом горнем граде Иерусалиме (см. Откровение святого Иоанна Богослова, 21-я гл.).

Ведь нынешняя смерть, которая разлучает душу и тело, – еще не конец. На Страшном Суде, когда Господь наш Иисус Христос вместе с ангелами и святыми угодниками будет судить каждого из нас, мы явимся пред Богом во всей полноте своего естества, то есть не только духовно – душой, но и телесно. Мертвые, например, воскреснут таким образом, что составы и члены их соберутся, в них войдет душа, и человек в полной своей природе предстанет перед Судом Божьим (см. Книгу пророка Иезекииля, 37:1–14). И также душевно-телесно он после окончательного над ним Страшного Суда войдет на веки вечные либо в ад, либо в рай.

Потому Церковь очень тщательно и благоговейно всегда относилась к телу как сонаследнику души в вечной будущей жизни восьмого дня. Отсюда такое трепетное отношение к телесам покойников в православном чине погребения усопших. Потому Церковь столь негативно относится к кремации.

Нежелательны также противоестественные украшения тела: татуировки, пирсинг, покрытие ногтей лаком, макияж и покраска волос. Ведь человек – образ и подобие Божье. Господь изначально создал его прекрасным самодостаточным микрокосмом – целой Вселенной. Потому излишне «моифицировать» свое тело – это, конечно же, сомнительная практика. Мы будто бы не доверяем Богу и строим в гордыне собственную вавилонскую башню, пытаясь исправить Создателя. Подобное поведение ни к чему хорошему не может привести.

Это не исключает естественного ухода за своим телом и лечения болезней, например инвалидности.

Кроме того, зачастую молодой парень или девушка не понимают истинного смысла татуировок – их исторического значения. В древнем языческом мире, где полиграфических технологий не было, татуировки могли в том числе быть чем-то вроде печати или паспорта. Они несли информацию о человеке: принадлежность к определенному племени, клану, роду, социальному положению.

Здесь есть и еще один подтекст. Современный молодой человек иногда воображает, что татуировка – своеобразный символ его личной свободы. Но в языческом мире (откуда ее истоки) – это символ прямо противоположный. Там татуировка – это зачастую символ подчинения, знак принадлежности кому-то или чему-то. Так, например, и сейчас происходит в замкнутых субкультурах типа армейских подразделений или бандитских формирований.

Порой человек, нанося татуировку, даже не задумывается о том, какой информационный смысл несет тот или иной символ. Ведь татуировка – не просто украшение, она зачастую имеет философскую или религиозную подоплеку. И человек, бегущий от реальности в вымышленный мечтательный мир (куда он зачастую пытается «втащить» и свое тело, в том числе и с помощью татуировок), может, сам того не понимая, возрождать и неоязычество, а вслед за ним (если назвать вещи своими именами) идолопоклонство и служение бесам.

Тем более это страшно для православного христианина. Так как святой первоверховный апостол Павел сказал о нас, православных христианах: «Разве вы не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм – вы» (1 Кор. 3:16). То есть мы – живая церковь, храм. Каждый из нас.

У православного христианина есть одна принадлежность – ко Христу. И символом этого издавна является нательный крестик на шее. Такого человека и Бог благословляет, и святой ангел оберегает. А у татуированного все может быть диаметрально противоположно. Тем же, кто нанес на тело откровенно языческие татуировки, конечно же, стоит исповедоваться в этом грехе, и Господь обязательно простит их и восстановит утраченную духовно-телесную гармонию.

Иерей Андрей Чиженко
Православная Жизнь

Можно ли делать татуировки на теле?

Вопрос:

В Ветхом Завете встречается место, где говорится о запрете нанесения на тело изображений и надписей (в книге Левит). Можно ли этот отрывок соотнести с нынешней татуировкой? То есть, является ли она грехом? И есть ли еще места в Библии, где об этом говорилось бы?

Отвечает священник Афанасий Гумеров:

«Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмен. Я Господь» (Лев.19:28). Запрет этот повторяется еще дважды: Лев.21:5; Вт.14:1. В приведенном стихе, действительно, воспрещается наносить на тело изображения накалыванием или втиранием красок, как это было распространено у языческих народов. Отношение к телу в богодухновенной ветхозаветной религии принципиально отличается от язычества. Чудесная связь тела, души и духа образует единого человека, сотворенного по образу Божию.

Добродетели приносят благо не только душе, но и телу: «Кроткое сердце — жизнь для тела, а зависть — гниль для костей» (Притч.14:30). Человеческое тело свидетельствует о премудрости и всемогуществе Творца. Библия говорит о поврежденности человеческого естества грехом, но о теле, как создании Божиим, не высказывает ни одного пренебрежительного слова. Платон называл тело «темницей души», а св. апостол Павел говорит о «искупления тела нашего» (Рим.8:23). Поэтому Моисеев закон запрещал перенимать языческие обычаи. Специальное уродование тела, созданного Богом, является оскорблением Господа. «Ибо вы куплены [дорогою] ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» (1Кор.6:20).

Православие.Ru

Просмотрено (18300) раз

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.