Православие эфиопии. Эфиопская православная церковь

Эфио́пия (амх. и тигринья ኢትዮጵያ [ʾiːtjoːṗṗjaː], оромо Itoophiyaa ), официальное название - Федерати́вная Демократи́ческая Респу́блика Эфио́пия (амх. የኢትዮጵያ ፌዴራላዊ ዲሞክራሲያዊ ሪፐብሊክ , оромо Federaalawaa Dimokraatawaa Repabliikii Itoophiyaa ), ранее также известна как Абиссиния - государство в Восточной Африке, не имеющее выхода к морю (после отделения Эритреи 24 мая 1993 г.). Крупнейший город - Аддис-Абеба.

Христианство в Эфиопии

Паломникам следует обратить внимание на то, что христианство в Эфиопии в настоящее время представлено Эфиопской Церковью - это монофизитская (неправославная ) церковь, и Александрийской Православная Церковью (Аксумская митрополия).

История

Христианство было принесено в Эфиопию апостолом от 70 Филиппом который крестил Аетия, евнуха Эфиопской царицы Кандакии, сделавшегося просветителем этой земли. Окончательно вера утвердилась здесь в IV веке святым Фрументием, первым епископом Абиссинской Церкви. Фрументий был римским гражданином из Тира, потерпевшим кораблекрушение на африканском побережье Красного моря. Он приобрел доверие императора Аксума и вскоре обратил в христианство его сына, будущего императора Езану, который и объявил в 330 году христианство государственной религией. Фрументий был впоследствии рукоположен в епископы (около 347 г.) св. Афанасием Александрийским и вернулся в Эфиопию, где продолжил проповедь.

Эфиопская Церковь

Возникновение Эфиопской Церкви

Во время арианских смут и споров оставшись верными православию, абиссинцы в начале VI в. отпали от союза со Вселенскою Церковью, вслед за коптами приняв монофизитскую ересь. Впрочем, по замечанию С.В. Булгакова, тринитарные и христологические споры, волновавшие христианскую церковь древности, не утихали здесь вплоть до современной эпохи.

Около 480 года в Эфиопию прибыли "Девять Святых" и начали здесь свою миссионерскую деятельность. Согласно преданию, они были из Рима, Константинополя и Сирии, которые им из-за оппозиции христологии Халкидона пришлось покинуть. Какое-то время они находились в монастыре Св. Пахомия в Египте. Их влияние (наряду с традиционной связью с коптами в Египте), объясняет почему Эфиопская Церковь отвергла Халкидон. "Девять Святых", как полагают, окончательно покончили с остатками язычества в Эфиопии, привили монастырскую традицию и внесли огромный вклад в развитие религиозной литературы: они перевели Библию и другие религиозные сочинения на классический эфиопский язык. По всей стране распространились монастыри, которые быстро стали важными духовными и интеллектуальными центрами.

Эфиопская Церковь достигла расцвета в XV веке, когда появилось много талантливой богословской и духовной литературы, а Церковь активно занималась миссионерской деятельностью.

Крайне отрицательный опыт контактов с католиками-португальцами в XVI веке привел к многовековой изоляции, из которой Эфиопская Церковь только недавно начала выходить.

Эфиопская церковь, в которой важную роль играло монашество, сохраняла тесные связи с Коптской Церковью: на протяжении более пятнадцати веков во главе ее стоял "абуна" (или "папас" - отец наш), – коптский епископ, присылаемый из Александрии. Только в XX в. она выделилась в самостоятельный патриархат и получила официальное название Эфиопской церкви.

Эфиопская Церковь в Новейшее время

В 1948 году с помощью императора Хайле Селассие (правил с 1930 года по 1974 год) было достигнуто соглашение с коптами об избрании после смерти митрополита Кирилла местного митрополита. Когда в 1951 году он умер, собрание клириков и мирян избрало митрополитом (абуной) эфиопа Василия. Так была установлена автономия Эфиопской Церкви. В 1959 году Коптский патриархат утвердил митрополита Василия первым патриархом Эфиопской Церкви.

После абуны второе место в абиссинской иерархии занимает эчегге, глава черного духовенства (архимандрит-благочинный всех монастырей, число которых у абиссинцев весьма значительно), хотя не имеющий епископского сана, но тем не менее пользующийся большим влиянием, так как в его руках сосредоточено управление всеми церковными делами. После них следуют представители белого духовенства, причем церковное управление возлагается не на служащее духовенство, а на различного рода должностных лиц духовного звания, но не имеющих священного сана. Составы причтов довольно многочисленны, так что иногда при одной церкви состоит по нескольку десятков священников и дьяконов.

В университете в Аддис-Абебе существовал эфиопский факультет богословия (Колледж Св. Троицы), однако к 1974 году правительство его закрыло. В том же году Церковь учредила в Аддис-Абебе Колледж Св. Павла для обучения богословию будущих священников. Желание стать священником среди эфиопов - дело обычное; в 1988 году в стране насчитывалось 250 000 священнослужителей. Чтобы дать им надлежащее образование недавно в разных районах Эфиопии было открыто шесть "Центров обучения священников". Почти в каждом приходе имеется воскресая школа.

До социалистической революции 1974 года, свергшей императора и поставившей во главе правительства полковника Менгинсту Хайле Мариама, Эфиопская Церковь была государственной Церковью. Вскоре после революции Церковь была отделена от государства и большинство церковных земель были национализированы. Это послужило сигналом для начала антирелигиозной кампании по всей стране.

После падения в мае 1991 года коммунистического правительства патриарх Меркурий (избран в 1988 году) был обвинен в сотрудничестве с режимом Менгисту и был вынужден снять с себя полномочия патриарха. 5 июля 1992 года Святейший Синод избрал пятым патриархом Эфиопской Церкви Абуна Павла. При марксистском режиме он семь лет провел в тюрьме после того, как патриарх Феофил (смещен в 1976 году, убит в тюрьме в 1979 году) рукоположил его в 1975 году в епископы без разрешения государства. В 1983 году Павел был выпущен из тюрьмы и несколько лет провел в США. Патриарх Меркурий, эмигрировавший в Кению, отказался признать избрание Павла.

Архиепископ Иезехак, эфиопский архиепископ США, также не признал это избрание и в 1992 году прервал литургическое общение с патриархатом. В качестве ответной меры Эфиопский Священный Синод лишил его полномочий и назначил архиепископом США и Канады Абуна Маттиаса. Поскольку архиепископ Иезехак пользуется поддержкой многих эфиопов в Америке, в эфиопской общине этой страны произошел раскол.

В октябре 1994 г. в присутствии патриарха Павла был заново открыт Богословский Колледж Св. Троицы в Аддис-Абебе. 50 студентов, обучающихся в этом колледже, получат богословскую степень, а 100 - дипломы.

Эфиопская Церковь, особенно в последние годы, деятельно помогает нуждающимся. Она оказывает помощь беженцам и пострадавшим от засухи, под ее покровительством учреждено множество сиротских приютов.

Особенности Эфиопской Церкви

Священное Писание и богословие

В Библии абиссинцы насчитывают 81 книгу, включая сюда, наряду с каноническими, почитаемые ими неканонические книги и апокрифы (Книгу Еноха и Книгу Юбилеев). При этом у них редкая рукопись псалтири, Евангелия, а также и служебника не профанируется вздорными и иногда прямо кощунственными приписками, в которых подбор бессмысленных сочетаний звуков объявляется именами Божьими, имеющими магическую силу, в уста святых и Божией Матери влагаются странные тексты, и про них рассказывают невероятные истории.

В Эфиопии существовали необычные христологические теории, включая учение о том, что соединение Божественной и человеческой природы во Христе произошло только после Его помазания при Крещении. Эти учения никогда официально не признавались и в большинстве своем исчезли .

Храмы

По множеству церквей Абиссиния может быть сравниваема только с Россией: церковный крест увидишь на каждой горе, на каждом холме, на каждом возвышении. Все абиссинские храмы строятся вдали - на большом расстоянии от города или села, к которому принадлежат; место для них выбирается непременно возвышенное, видное. Кроме четырехугольных с плоской крышей и выдолбленных в скалах пещерных храмов, у абиссинцев в настоящее время большей частью строятся круглые, крытые конусообразной тростниковой крышей храмы, в которых алтарь устраивается посредине в виде квадратной комнаты с вратами на все четыре страна света, причем восточные всегда бывают заперты.

Иконопись

Иконы неблагообразной, наивной и яркой живописи и отличаются крайним убожеством; но в общем церковная утварь подобна утвари православных храмов.

Богослужение

Абиссинская церковь признает семь таинств, чины которых близки к православным. Крещение ребенка совершается (большей частью через обливание) в соединении с миропомазанием в церкви священником: над мужским полом в 40-й, над женским в 80-й день. Совершается у абиссинцев и обряд обрезания, но, по объяснению защитников абиссинской церкви от обвинения ее в иудействовании, это обрезание принято у абиссинцев не для исполнения Моисеева закона, как у иудеев, а ради народного обычая. Помимо обрезания в Эфиопской церкви есть и другие религиозные обычаи, характерные для иудаизма, например, употребление пищи и соблюдение субботы в субботний (как и в воскресный) день. Вероятно, это связано с тем, что христианство пришло в Эфиопию прямо из Палестины через Южную Аравию. Существует мнение, что иудаизм был известен в Эфиопии еще до прихода христианства.

Причащение преподается под двумя видами раздельно. Таинство брака удержалось почти только для духовенства и царей, миряне же в большинстве случаев живут в гражданских браках, переходящих иногда в полигамию. Церковь борется против этого отлучением от причастия, вследствие чего к таинству причащения приступают почти только старики и дети.

Рядовые службы те же, что и у православных.

Эфиопская литургия имеет александрийское (коптское) происхождение, но она подверглась воздействию сирийской традиции. До недавнего времени литургию служили на древнем языке геэз. Ныне в приходах все чаще используют современный амхарский язык.

Необходимым условием совершения литургии служит присутствие на престоле ковчега, или табота (деревянной доски с изображением по углам евангелистов и крестом посредине), который также принято носить обернутым в шелковые платы и во время крестных ходов. Литургию всегда служат не менее трех священников и двух дьяконов. Евангелие читается священником, а не дьяконом; последний читает только Апостол. После возгласа дьякона: "Молитесь о мире и лобзайте друг друга" (соответствующего нашему: "Возлюбим друг друга..."), в большинстве абиссинских храмов бывает взаимное целование. Все ответы на возгласы священнослужителей произносит весь народ, стоящий в храме. В некоторых литургийных молитвах и в Трисвятой песни имеются монофизитские добавления.

Богослужебное пение сопровождается звоном систров (древнеегипетских музыкальных инструментов), барабанным боем, хлопаньем в ладоши, ударами посохов о пол; воодушевление переходит в экстаз, начинаются телодвижения, род священного танца, в котором участвуют и священники.

В ночь на Богоявление бывает крестный ход на воду, сопровождаемый пляскою, и совершается великое водоосвящение, на котором при погружении креста производится стрельба. В этот праздник пред закатом солнца все сходят в воду и купаются при молитвах священников.

Накануне праздника Воздвижения креста Господня ставится на площади или на горе за городом громадный сноп из жердей, перевязанных яркими материями; ночью к нему направляется крестный ход с факелами, который при трубном звуке и выстрелах трижды обходит сноп, после чего последний зажигается факелами при пении крестных стихир.

Вообще, при своей близости к православному абиссинское богослужение наряду с монофизитскими вставками затемняется также и разного рода обрядами, заимствованными из других религий.

Посты

Посты по времени продолжительности и строгости близки к православным, причем одним из отличий служит не положенный у нас во время нашей недели мытаря и фарисея пост, общий всем монофизитам и несторианам.

За исключением всех тех свойственных абиссинцам особенностей, которые чужды истинной Церкви Христовой, в остальном вероучение и богослужение абиссинской, или эфиопской, церкви остается близким к православию, и, по свидетельству некоторых, современные абиссинцы считают себя вполне единоверными с греками, русскими и другими православными народами, несмотря на то, что, как монофизиты, находятся в общении с единоверными им коптской и армянской церквами.

Аксумская митрополия Александрийской Православной Церкви

Аксу́мская митропо́лия (греч. Ιερά Μητρόπολη Αξώμης ) - епархия Александрийской Православной Церкви на территории Эфиопии, Эритреи, Джибути и Сомали.

Во времена проповеди апостола Матфея на территории Африканского Рога существовало Аксумское царство, правители которого с середины IV века начали исповедовать Христианство. При святителе Афанасии Александрийском (328-373) был поставлен первым епископом Аксумским святитель Фрументий, отправившийся туда вместе со своим братом, пресвитером Эдесием.

С VII века Аксумская епархия, как и вся Эфиопская Церковь, перешла в юрисдикцию монофизитской Коптской Церкви. Православная Аксумская митрополия был воссоздана в 1908 году, при патриархе Александрийском Фотии. Однако этот акт не получил признания со стороны эфиопских гражданских властей. Лишь 16 ноября 1931 года Патриарх Мелетий II настоловал митрополита Аксумского Николая (Абдаллу), сирийца по происхождению.

К 1914 году был построен кафедральный собор святого Фрументия в Аддис-Абебе.

В 1981 году при митрополии было основано благотворительное братство святого Фрументия.

В 1994 году был открыт Богословский колледж святой Троицы в Аддис-Абебе.

В 1986 году была основан Высшая церковная школа в монастыре святого Павла близ Аддис-Абебы.

Паствой Аксумской митрополии является православные греки, эфиопы, русские, сербы, болгары и другие православные европейские народов, а также африканцы, пребывающие на территории Эфиопии, Эритреи, Джибути и Сомали.

Православные святые Эфиопии

  • св. ап. и ев. Матфей
  • св. свт. Фрументий Аксумский

Святыни

АКСУМ. Собор Святой Марии Сионской монофизитской Эфиопской Православной Церкви Тэуахэдо:

  • Ковчег Завета (?) (на престоле).

ЭЛЛА-АЦБЭХА ИЛИ КАЛЕБ (VI в.) (2 км. от Аксума):

  • Гробница Св. царя Елезвоя.

Эфиопская Православная церковь

Согласно древнему преданию, первым великим христианским просветителем эфиопов был Св. Фрументий, римский гражданин из Тира, который потерпел кораблекрушение на африканском побережье Красного моря. Он приобрел доверие императора Аксума и вскоре обратил в христианство его сына, будущего императора Езану, который и объявил в 330 году христианство государственной религией. Фрументий был впоследствии рукоположен в епископы Св. Афанасием Александрийским и вернулся в Эфиопию, где продолжил еванге-лизацию страны.
Около 480 года в Эфиопию прибыли "Девять Святых" и начали здесь свою миссионерскую деятельность. Согласно преданию, они были из Рима, Константинополя и Сирии, которые им из-за оппозиции христологии Халкидона пришлось покинуть. Какое-то время они находились в монастыре Св. Пахомия в Египте. Fix влияние (наряду с традиционной связью с коптами в Египте), объясняет почему Эфиопская Церковь отвергла Халкидон. "Девять Святых", как полагают, окончательно покончили с остатками язычества в Эфиопии, привили монастырскую традицию и внесли огромный вклад в развитие религиозной литературы: они перевели Библию и другие религиозные сочинения на классический эфиопский язык. По всей стране распространились монастыри, которые быстро стали важными духовными и интеллектуальными центрами.
Эфиопская Церковь достигла расцвета в XV веке, когда появилось много талантливой богословской и духовной литературы, а Церковь активно занималась миссионерской деятельностью.
Крайне отрицательный опыт контактов с католиками-португальцами в XVI веке (см. Эфиопская Католическая Церковь, IV. С. 3) привел к многовековой изоляции, из которой Эфиопская Церковь только недавно начала выходить.
Эта Церковь уникальна тем, что она сохранила некоторые иудейские обряды, такие как обрезание и соблюдение библейских законов о вкушении пищи, а также празднование, наряду с Воскресением, Субботы. Вероятно, это связано с тем, что христианство пришло в Эфиопию прямо из Палестины через Южную Аравию. Существует мнение, что иудаизм был известен в Эфиопии еще до прихода христианства. В Эфиопии существовали и необычные христологические теории, включая учение о том, что соединение Божественной и человеческой природы во Христе произошло только после Его помазания при Крещении. Эти учения никогда официально не признавались и в большинстве своем исчезли.
Эфиопская литургия имеет александрийское (коптское) происхождение, но она подверглась воздействию сирийской традиции. До недавнего времени литургию служили на древнем языке геэз. Ныне в приходах все чаще используют современный амхарский язык. Сохранилось мощное монашеское движение.
С древних времен все епископы в Эфиопии были египтянами-оптами, назначенными Коптским патриархатом. Более того, на протяжении многих веков единственным епископом в Эфиопии был митрополит-копт. С начала XX века Эфиопская Церковь стала требовать большей автономии и избрания местных епископов. В 1929 году были рукоположены четыре местных епископа-эфиопа в помощники коптскому митрополиту. В 1948 году с помощью императора Хайле Селассие (правил с 1930 года по 1974 год) было достигнуто соглашение с коптами об избрании после смерти митрополита Кирилла местного митрополита. Когда в 1951 году он умер, собрание клириков и мипян избрало митрополитом эфиопа Василия. Так была установлена автономия Эфиопской Церкви. В 1959 году Коптский патриархат утвердил митрополита Василия первым патриархом Эфиопской Православной Церкви.
В университете в Аддис-Абебе существовал эфиопский Православный факультет богословия (Колледж Св. Троицы), однако к 1974 году правительство его закрыло. В том же году Церковь учредила в Аддис-Абебе Колледж Св. Павла для обучения богословию будущих священников. Желание стать священником среди православных эфиопов - дело обычное; в 1988 году в стране насчитывалось 25о 000 священнослужителей. Чтобы дать им надлежащее образование недавно в разных районах Эфиопии было открыто шесть "Центров обучения священников". Почти в каждом приходе имеется воскресая школа.
Эфиопская Церковь, особенно в последние годы, деятельно помогает нуждающимся. Она оказывает помощь беженцам и пострадавшим от засухи, под ее покровительством учреждено множество сиротских приютов.
До социалистической революции 1974 года, свергшей императора и поставившей во главе правительства полковника Менг-нсту Хайле Мариама, Эфиопская Православная Церковь была государственной Церковью. Вскоре после революции Церковь будд отделена от государства и большинство церковных земель были национализированы. Это послужило сигналом для начала антирелигиозной кампании по всей стране.
После падения в мае 1991 года коммунистического правительства патриарх Меркурий (избран в 1988 году) был обвинен в сотрудничестве с режимом Менгисту и был вынужден снять с себя полномочия патриарха. 5 июля 1992 года Святейший Синод избрал пятым патриархом Эфиопской Православной Церкви Абуна Павла. При марксистском режиме он семь лет провел в тюрьме после того, как патриарх Феофил (смещен в 1976 году, убит в тюрьме в 1979 году) рукоположил его в 1975 году в епископы без разрешения государства. В 1983 году Павел был выпущен из тюрьмы и несколько лет провел в США. Патриарх Меркурий, эмигрировавший в Кению, отказался признать избрание Павла. Архиепископ Иезехак, эфиопский архиепископ США, также не признал это избрание и в 1992 году прервал литургическое общение с патриархатом. В качестве ответной меры Эфиопский Священный Синод лишил его полномочий и назначил архиепископом США и Канады Абуна Маттиаса. Поскольку архиепископ Иезехак пользуется поддержкой многих православных эфиопов в Америке, в эфиопской общине этой страны произошел раскол.
В октябре 1994 г. в присутствии патриарха Павла был заново открыт Богословский Колледж Св. Троицы в Аддис-Абебе. 50 студентов, обучающихся в этом колледже, получат богословскую степень, а 100 - дипломы.
Приводимые ниже сведения о численности верующих даны Всемирным Советом Церквей. Согласно заслуживающим доверия эфиопским источникам, эта численность оценивается в 30 миллионов человек, т.е. православные эфиопы составляют около 60% от общего числа населения в 55 миллионов человек.

Реакции на статью

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)

Предание Эфиопской Церкви возводит ее начало к апостольским временам, когда евнух эфиопской царицы Кандакии был крещен апостолом Филиппом (Деян. 8: 26–30). Однако история связывает создание Церкви в IV веке со святым Фрументием - римским гражданином из Тира, который потерпев кораблекрушение в Красном море попал в рабство в Эфиопию (Аксумское царство). В Аксуме Фрументий начал проповедовать Евангелие и в конце концов смог обратить в Христианство императора Эзана и стать учителем его наследника. в 330 году Христианство было провозглашено государственной религий Аксумского царства. Таким образом, святой Фрументий стал просветителем Эфиопии и поныне почитается эфиопами как «Отец мира» и «Открыватель света». Получив свободу, он прибыл в Александрию, где святым Афанасием Великим был рукоположен в епископа и предстоятеля новообразованной Эфиопской Церкви.
С поставлением Фрументия в епископа Эфиопии Афанасием Александрийским, Эфиопская Церковь оказалась в каноническом единстве с Церковью Египта и в формальном подчинении Александрийской кафедре. Формальность эта обусловливалась с одной географической удаленностью и изолированностью Эфиопии, с другой стороны, особой, не имеющей аналогов в других поместных Церквях иерархической и административной структурой Эфиопской Церкви, где административное управление осуществлялось светскими сановниками. Став первым предстоятелем Эфиопской Церкви, святой Фрументий был ее единственным епископом на всю страну, как епархиальный архиерей рукополагая по местам только священников и диаконов. При этом, церковными приходами и монастырями управляли светские лица. Такая традиция существования Церкви с одним епископом в ЭПЦ просуществовала все века и была изменена только в XX веке. При этом, поставляемый епископ всегда был коптом.
Каждый раз, после смерти предстоятеля Эфиопской Церкви, которого эфиопы называли Абуна, или Аббатачин (Наш отец), Александрийским патриархом из числа египетских монахов избирался кандидат и рукопологался в епископы Эфиопии. На этом, практически, руководящая роль Александрийского патриарха заканчивалась. После долгого, зачастую опасного перехода из Египта в Эфиопию, новопоставленный первоирарх обязан был провести всю оставшуюся жизнь в Эфиопии, в практически полном отрыве от своего народа и своей египетской Церкви. Он был почитаем эфиопами как свой предстоятель, как лицо своей духовной властью преемствующее святому Фрументию, а от него любимому эфиопами Афанасию Александрийскому, но сам он мог чувствовать себя здесь одиноким, и даже воспринимать свое служение как ссылку.
Во многом по этой причине в жизни Эфиопской Церкви традиционно важную роль играла светская власть. Влияние светской власти на Церковь в Эфиопии было даже большим, чем это было принято в Византии. Административным главой Эфиопской Церкви - Эчегхе, контролирующем все церкви и монастыри, с XV века является настоятель великого шоанского монастыря Дэбре-Либанос. Он возглавляет сложную церковную иерархию, в которой выдающееся положение занимают провинциальные сановники, известные под именем лика кахинат (главы священнослужителей). Среди этих местных сановников церкви Небура"ед – церковный глава Аксума и святых мест на севере – занимает особо почетное положение. Каждая значительная церковь или важный монастырь имеют своей главой алака, который как правило богат.
С другой стороны, обыкновенный священник (кес), хотя и пользуется величайшим уважением, живет достаточно скромно, часто как обычный работающий крестьянин. Каждая церковь имеет минимум двух священников и трех дьяконов, помимо ризничего (габаз), казначея (аггафари), главного певчего (мари гета), они и их подчиненные составляют довольно высокую пропорцию населения. К крупным приходам Эфиопской Церкви приписано по множеству клириков. Например, в храмах Аддис-Абебы служит по 150 священников, а некоторые приходы насчитывают даже по 500 клириков. Таким образом, Эфиопская Церковь занимает одно из первых мест не только по количеству верующих, но также по количеству клириков. По максимальной оценке, на приблизительно 70 млн человек населения Эфиопии приходится около полумиллиона клириков, которые окормляют приблизительно 30 000 общин.
В Эфиопской Церкви существует уникальный чин церковнослужителей – дабтара. Хотя в этот чин не рукополагают, он, тем не менее, выполняет в Церкви важную функцию и по своему назначению близок к чтецам греко-православной традиции или клиросным певцам. При этом дабтара не только поют в церквах, но также играют на музыкальных инструментах и танцуют. Также дабтара являются основными носителями богословских знаний и церковных преданий Церкви и этим напоминают церковных дидаскалов.
Текст скрыт

1

Итак, возвращаемся к вопросу о том каким путем, рядом с святыми, полученными чрез коптов от вселенской церкви и заимствованными у них же монофиситскими, появились у эфиопских христиан свои местные, занявшие столь видное место в их святцах. Летописи не дают нам на это никаких указаний, кое-что не всегда понятное и законченное сообщают пространные жития, в общем можно высказать более или менее вероятные предположения, исходя из того, что мы знаем о практике вселенской церкви в древности с одной стороны и особенностей устройства эфиопской церкви - с другой. Древняя вселенская церковь предполагала святость апостолов и мучеников ео ipso, и только с периода появления подвижничества, начала вырабатывать некоторые правила канонизации, которые долго были не сложны и вероятно высшей инстанцией имели эпархиальных епископов. Исследователи находят возможным говорить даже о «принудительном воздействии» на волю последних со стороны мирян, а также о канонизации, предшествовавшей епископской. Последнее могло иметь место особенно в тех случаях, когда дело шло о великих подвижниках, которых чтили на обителях, как основателей, наставников и руководителей, а окрестные миряне - за святость жизни, чудеса и духовное водительство 15. Вспомним, что и у нас едва ли есть возможность доказать непосредственность епископской канонизации для большинства преподобных, что же касается таких столпов русского монашества, как свв. Феодосий Печерский 16, Сергий Радонежский 17 и др., то приходится придти к заключению, что их почитание началось немедленно после их преставления, так сказать, само собою, без авторитета епископской власти 18. Если это могло быть в России, где и во времена митрополитов-греков, неверствовавших прославлению русских святых, была полная и непрерывная церковная иерархия, то в Абиссинии этому способствовало и устройство церкви. Прежде всего эта страна не составляет в юридическом смысле автокефальной церкви; до сих пор она находится в таком же отношении к александрийскому монофиситскому патриархату, в каком находилась русская к константинопольскому до своей автокефальности. Разница заключается лишь в том, что в ней по большей части был один архиерей и непременно иностранец, человек совершенно чуждый стране, презирающий свою одичавшую паству. При всем том случаи продолжительного вдовствования кафедры были обычны. Один архиерей-иностранец на большое, раздробленное и природой и историей государство, часто совсем отсутствующий и почти никогда не любящий своей паствы, не был в то же время юридически и высшим авторитетом; над ним стоял liqa-papasat za Eskenderja - патриарх александрийский, заинтересованный далекой Эфиопией лишь постольку, поскольку она давала ему доход при отправлении туда нового абуны. Между тем, эфиопы мало-помалу нашли себе церковных сановников ближе: не имея возможности учредить национальный епископат, они изобрели туземных акабе-саатов и эчеггэ, а также признавали за царями некоторый авторитет в духовных делах.

Эти авторитеты были единственными в тех частых случаях, когда Абиссиния была вовсе без митрополита, но и во время нормального хода церковной жизни в стране они были ближе и доступнее. Нельзя забывать, что эчеггэ сделался постепенно настоящим администратором церкви и главой целой благочиннической организации мамхеров и наместников (neburana-ed). Конечно, этим духовным сановникам была дороже слава родной церкви, для них было вполне естественным заботиться о внесении своих соотечественников в списки угодников Божиих и молитвенников за их отчизну. Вот что можно сказать a priori. Как дело происходило в действительности, сказать крайне трудно. Несомненно одно - канонизация в Абиссинии, как и в России, происходила без участия патриаршего престола; копты не знают эфиопских святых точно также, как греки не признают наших, абиссинские святые - местные в монофиситской церкви точно так же, как русские - в православной. Далее можно предполагать, что иногда в святцы вносились имена по каким-то особенным соображениям, возникавшим в кельях невежественных начетников. Исследователей приводит в ужас 25 число месяца сене с именем Пилата и величанием в честь этого христоубийцы, но они вероятно не знают, что это еще не самое худшее: под 29 гевбота мы читаем: «и преставление Александра царя, сына Филиппа. Бог молитвами его да помилует нас; аминь», а под 29 сене «успение Марка, царя римского». Если Александра Македонского можно было еще возвести в пророки за жертвоприношение в иерусалимском храме, то для Марка Аврелия, гонителя христиан, не было никаких оснований чествования. Как проникали подобные monstra в официальные церковные книги, мы не можем определенно сказать. Некоторые указания дает нам, правда, поздний, но вполне аналогичный случай, очевидцем которого был Брюс, рассказавший его в записках о своем путешествии 19.

Какой-то дабра-либаносский монах Себхата-Эгзиабхер додумался до святости Навуходоносора на основании таких текстов как Иезек, 29, 20 Иерем. 43, 10, Дан. 3.95-100, и увлек за собою много народа, уважавшего его за святость жизни; Двор также благоволил к нему, а царь Такла-Хаманот III даже был серьезно убежден в том, что Навуходоносор действительно ветхозаветный пророк. Отлучение от церкви, провозглашенное на Себхата-Эгзиабхера акабе-саатом Саламой, нелюбимым за свою безнравственность и вскоре казненным по обвинению в измене, не имело действия и толпы народа стали требовать церковного собора, так что правительство должно было принять экстренные меры для водворения спокойствия. Чем дело кончилось - неизвестно, т. к. Брюс вскоре должен был покинуть Абиссинию, но эта история во всяком случае указывает нам на то, что, по крайней мере, в конце XVIII в. вопросы о канонизации возбуждали в обществе большой интерес и решались не так просто, раз речь могла заходить о соборе.

Пилат, Александр, Навуходоносор - лица библейские и при известных условиях могли быть относимы к тому классу, уже самая принадлежность к которому обусловливала внесение в святцы. Надо было только доказать право их на принадлежность к этому классу. В тех же самых условиях находились мученики. В числе святых, жития которых нам известны, нет мучеников в буквальном смысле этого слова 20; есть преподобноисповедники (Филипп, Аарон, отчасти Такла-Хайманот и Евстафий) и исповедница (Валатта-Петрос). Хотя они не пострадали до смерти, но много терпели гонений, проливали кровь за свои убеждения и сподоблялись между прочим и мученического венца. Поэтому и их святость, вероятно, разумелась сама собой. Но было ли это так, мы сказать не можем, так как святость их могла быть признана и помимо мученичества. Филипп был вторым преемником Такла-Хайманота; если верить житию - единственным эфиопом, удостоившимся епископства, отцом и руководителем множества монахов и при всем том - чудотворцем. Аарон основал новые монастыри не только в стране, но и на ее диких южных окраинах, и был притом чудотворцем. Валатта Петрос положила начало множеству обителей, была великой подвижницей, творила чудеса при жизни и источала их по смерти. При всем том эта поборница национальной веры была близко известна и царю и митрополиту; весьма возможно, что не только «глас народа», а и правительство, как духовное, так и светское, победив иезуитское воинство, отпраздновали свое освобождение прославлением святой. По крайней мере, уже в 30 году по ее преставлении было написано ее житие. Что касается Филиппа, то этот страдалец умер на глазах у митрополита Саламы III, который знал его подвиги и похоронил его; вероятно и прославление его совершилось не без его ведома. По крайней мере житие его писалось еще тогда, когда дабра-либаносский монастырь не вполне оправился от последствий гонения, и агиобиограф считал себя в праве в конце своего труда обратиться к святому: «возврати рассеяние чад твоих, благоволи воссозданию разоренной обители, воздвиги падение ея».... Память Аарона также начала чтиться его е учениками сряду по кончине; вскоре о ней был осведомлен и митрополит, как об этом повествует дважды житие. Текст скрыт

Немногие знают, что на Африканском континенте существуют Древневосточные церкви дохалкидонской эпохи. Одна из таких церквей - эфиопская (абиссинская) православная церковь. Около 60% жителей стороны её прихожане. Русская Православная Церковь поддерживает с Эфиопской Православной Церковью тесные связи много столетий. Это проявляется как в общении между церковными иерархами, так и во время общения между верующими.

Эфиопская православная церковь имеет свой обряд и особую иерархию духовенства

Эфиопская православная церковь относится к Александрийскому патриархату. Центр её в Аддис-Абебе. До 1959 года она считалась автономной церковью и находилась в канонической зависимости от Коптской церкви. Потом она получила автокефалию.

Эфиопская православная церковь - одна из дохалкидонских церквей.

Церковь входит в состав Древневосточных (дохалкидонских) церквей. В этом качестве признаёт три Вселенских собора. Уникальна тем, что исповедует мнофизитскую христологию. Обряд у неё собственный, оригинальный. Также не имеет аналогов её иерархическая структура духовенства.

Эфиопы-христиане признают некоторые заповеди Ветхого Завета. Большинство же современных христиан считают их неактуальными. Среди них, например, соблюдение пищевых запретов характерных для Ветхого Завета. Кроме того, эфиопы также практикуют обрезание младенцев мужского пола. Этот обряд выполняется на восьмой день, в полном соответствии с заповедями Ветхого Завета.

Эфиопы ведут свой род от царя Соломона и царицы Савской

Эфиопы ведут свою родословную от царя Соломона и царицы Савской. Царицу Савскую почитают как мать Менелика I, первого правителя Эфиопии. Издавна в страну проникали семитские переселенцы. Большого влияния на жизнь в стране они не оказывали, но благодаря им христианство в ней получило оригинальные черты. При этом необходимо отметить, что государственным языком в Эфиопии признан амхарский язык. На нём же ведётся и богослужение.


Евсевий Памфил и Новый Завет утверждают, что христианство в Эфиопию принёс апостол Филипп. Он крестил евнуха Аэтия, который служил при дворе царицы Кадакии. Аэтий стал просветителем Эфиопии (Деяния святых апостолов 8:26-30). Окончательно же утвердил в здешних местах христианскую веру святой Фрументий.

Святой Фрументий стал епископом около 347 года.

Святой происходил из Тира и имел римское гражданство. Его кораблю потерпел кораблекрушение на африканском побережье Красного моря. Приобретя доверие императора эфиопов Аксума, он обратил в христианство его сына Езану. Когда он стал императором, он 330 году объявил христианство государственной религией. Около 347 года святого Фрументия святой Афанасий Александрийский рукоположил в епископы города Аскума.

Видеоролик: Жития Святых Святитель Фрументий, Архиепископ Индийский (Ефиопский). В фильме даётся краткий пересказ жития святого Фрументия, просветителя Эфиопии.

Необходимо отметить, что святой Фрументий находился при дворе царя на положении пленника, но перед смертью он решил отпустить Фрументия на родину. Несмотря на это после смерти Аксума святой вернулся в Эфиопию для того, чтобы продолжить её евангелизацию.

Эфиопия не приняла арианства, но стала монофизитской

Эфиопия испытала на себе влияние ереси Ария. Её распространение в государстве остановил святитель Афанасий Великий. Боролись с арианством в Эфиопии и отцы Первого Вселенского собора. Именно поэтому одна из четырнадцати литургических анафор посвящена Афанасию Великому, другие же 318 - отцам I Вселенского собора в Никее.


Несмотря на то что абиссинцы (эфиопы) остались верными православию, они в VI веке отпали от союза со Вселенской Церковью. Произошло это потому, что на эфиопской земле издавна шли споры о Святой Троице. Из-за этого Эфиопская Православная Церковь приняла по примеру коптов монофизитскую ересь.

Прибытие «Девяти Святых» окончательно утвердило христианство в Эфиопии.

После святого Фрументия церковь в Эфиопии возглавил епископ Мина. Именно с этого момента началась особая юрисдикция Александрии над ней. Это продолжалось в течение шестнадцати столетий.


Отдельно необходимо отметить тот вклад, который внесли «Девять святых» в распространение христианства в стране. Они прибыли в страну в 480 году из Рима, Константинополя и Сирии с целью ведения в ней миссионерской деятельности. Считается, что это противники Халкилдона из-за чего они и покинули родные города, скрываясь преследований императора Византии принявшего его. Имена святых:

в этом году «Девять святых» прибыли в Эфиопию

  • Арагави;
  • Пантелеймон;
  • Карима;
  • Алаф;
  • Сехам;
  • Афсе;
  • Лиганос;
  • Адимата;
  • Оз, или Куба.

Святые некоторое время перед переселением в Эфиопию жили в монастыре святого Пахомия в Египте. Под их влиянием и влиянием коптской церкви Эфиопская Церковь отвергла Халкидон. Святые создали в стране монастырскую традицию, покончили с остатками язычества, перевели Библию и другую религиозную литературу на классический эфиопский язык.


Православие в Эфиопии достигло своего расцвета в XV веке. Именно тогда написана талантливая богословская и духовная литература. Кроме того, в это время Церковь активно занялась миссионерской деятельностью. К сожалению, в 640-642 году всю христианскую Африку захватили мусульмане, и в течение почти десятилетия христианство в Эфиопии находилось в упадке.

Желая спастись от мусульманских завоеваний, эфиопские христиане обратились к португальцам и очень об этом пожалели

Желая избавиться от мусульманских завоеваний, эфиопы обратились к португальцам. Они в те времена искали опорные пункты для организации стоянок своих судов. Португальцы заинтересовалась предложением эфиопов, так как им нужны были порты для создания морского пути в Индию. Они оказали военную помощь Негусу Лебен Денгелю и его приемнику Клавдию.


После военных успехов португальцы-католики начали вести в стране миссионерскую деятельность. Их целью стало подчинение Эфиопии римско-католическому владычеству через иезуитов. После ряда кровопролитных сражений император Фессалидас изгнал в 1632 году иезуитов из страны.


К сожалению, изгнание португальцев из страны привело к тому, что в Эфиопии развились догматические споры. Это отрицательно сказалось на единстве Церкви, но позволило развиться церковной литературе.

Из-за того, что царство Гондарское, которое в то время существовало на территории Эфиопии, разделилось под натиском мусульман на несколько отдельных княжеств, его царь Иоанн I созвал в 1668 году Собор. Благодаря этому Эфиопская Церковь смогла сохранить своё единство.

Эфиопская Церковь длительное время не имела самостоятельности

Православные эфиопы длительное время не имели самостоятельной Церкви. Дело в том, что в стране развито монашество, а церковная иерархия никогда не развивалась, так как Эфиопская Церковь с момента своего создания считалась одной из епархий Александрийского Коптского Патриарха. Патриарх же всегда поставлял единственным епископом Эфиопии абуну.

Абуна в переводе означает «отец наш», кроме того, глава Эфиопской Церкви также называется «папас». В XII веке Абуна Негус Синуда постарался добиться для Эфиопии права рукополагать нескольких епископов.

Это позволило бы получить автономию, так как в результате образовался Синод, который и был бы наделён полномочиями для избрания Абуны. Видя это, Александрийский Патриарх не дал своего согласия на то, чтобы представить Эфиопской церкви автономию.

в этом году эфиопская церковь получила автономию

Важную роль в обретении самостоятельности Эфиопской Церковью сыграл император Хайле Селассие, который правил с 1930 по 1974 год. Он имел чин диакона. В 1948 году с его помощью получилось достигнуть соглашение с коптами о том, чтобы избрать после смерти митрополита Кирилла местного эфиопского митрополита.

Произошло это в 1951 году, когда митрополитом или абуной стал эфиоп Василий. Эта дата считается датой получения автономии Эфиопской церкви. Через восемь Коптский патриархат утвердил митрополита Василия первым Патриархом Эфиопской Церкви.

Необходимо отметить, что второе место в иерархии Эфиопской Церкви занимает эчеге. Это глава черного духовенства. Он архимандрит-благочинный всех монастырей. Он не имеет сана епископа, при этом пользуется большим влиянием, так как в его руках находится управление всеми церковными делами.

После него следуют представители белого духовенства. Церковное управление при этом возлагается на различных лиц духовного звания, не имеющих священного сана. Именно поэтому при одной церкви иногда может состоять несколько десятков священников и дьяконов.

В 1988 году в Эфиопии насчитывалось 250 000 священнослужителей

Многие эфиопы желают стать священниками. Ранее в университете Аддис-Абебе работал факультет богословия или же колледж Св. Троицы. К сожалению, колледж Святой Троицы закрыли в 1974 году. В этом же году открыт колледж Святого Павла. Основной его задачей стало обучение богословию будущих священников.


Несмотря на это обстоятельство, церковным властям пришлось открыть в разных районах страны шесть «Центров обучения священников». При этом, при каждом приходе работает воскресная школа. Данное обстоятельство привело к тому, что в 1988 году в Эфиопии насчитывалось 250 000 000 священнослужителей.

В 1988 году в Эфиопии насчитывалось 250 000 священников.

До 1974 года Эфиопская Церковь была государственной. После того как произошла социалистическая революция, Церковь отделили от государства. Практически все церковные земли национализировали. Правительство полковника Менгису Хайле Мариама начало проводить по всей стране антирелигиозную компанию.

В 1991 году коммунистическое правительство пало. После этого избранный в 1988 году Патриарх Меркурий обвинён в сотрудничестве с режимом Менгисту и сложил с себя полномочия. На его место в 1992 году заступил пятый Патриарх Абуна Павел.

При марксистах он семь лет провёл в тюрьме после того, как его рукоположил без разрешения органов государственной власти патриарх Феофил. Эмигрировавший в Кению Меркурий признал это избрание незаконным.

Из-за внешнего вмешательства в Эфиопской церкви произошёл раскол

Из-за того, что избрание Патриархом Абуны Павла не признал эфиопский архиепископ США Иезехак, он в 1992 году прервал литургическое общение с ним. В ответ Эфиопский Священный Синод принял решение лишить его полномочий и назначить архиепископом США и Канады Абуну Матиаса.

Это решение вызвало раскол в американской общине эфиопской церкви, так как Иезехак пользуется в ней большим уважением.


В 2007 году Коптская и Эфиопские православные церкви торжественно заявили о том, что провозглашено единство веры, а также верность общему свидетельству. Кроме того, они также собирались и далее расширять своё сотрудничество. Несмотря на это, Коптская церковь поддержала не только отделение Эритрейской церкви, но и раскол внутри Эфиопской церкви.

Особенности Эфиопской церкви в наше время

В конце XX века Эфиопская церковь насчитывает в своих рядах более 16 миллионов верующих. Она представляет собой государственную религию страны. В составе Церкви работает четырнадцать епархий. Кроме того имеется архиепископ в Нью-Йорке и Иерусалиме. В 15 000 храмах служат 172 000 священников.


Эфиопия (Абиссиния) может сравниться с количеством храмов только с Россией. Эфиопские церкви, как и православные храмы в России, строятся на возвышенности, на видных местах. Наибольшее их количество находится в Аксуме, где появилась первая христианская кафедра.

Сами здания имеют круглую форму и конусообразную крышу, выполненную из тростника. Также богослужения ведутся в пещерах и четырёхугольных зданиях с плоской крышей. Алтарь в них квадратный с вратами на все четыре стороны света. При этом восточные врата всегда заперты.

Эфиопская Церковь хранит остатки Ковчега Завета.

В Эфиопии хранятся различные артефакты и святыни. Например, здесь хранятся части ковчега Завета. Ковчег Завета хранился в Иерусалиме. Его части в Абиссинию привёз Менелик I, когда ездил навестить своего отца ― царя Соломона. При этом иконы Эфиопской церкви нельзя отнести к шедеврам, так как они выполнены в простом и наивном стиле. Утварь же подобна утвари православных храмов.


В целом же, вероучение и богослужение Эфиопской Церкви близко к православию. Естественно, что при этом необходимо исключать те особенности, которые свойственны ей как монофизитской Церкви. Сами же современные эфиопы-христиане считают себе единоверными с православными народами, например, греками и русскими. При этом они состоят в общении в единоверными армянской и коптской Церквами.

Средняя общеобразовательная школа

при Посольстве Российской Федерации в Эфиопии

«Эфиопия - древнейшая христианская страна, оплот православия

на Черном континенте»

Творческий учебный проект по всеобщей истории

Праздник Тимкат в Гондэре

Эфиопии. Каждая из этих церемоний подтверждает крепость религиозных чувств эфиопских христиан, традиции которых почти без изменений сохраняются уже 1700 лет.

В Эфиопской Церкви существует особый культ Ковчега Завета. Традиционный эфиопский храм по своей структуре напоминает ветхозаветный храм. Главная его часть – Макдас –святая святых, в которую имеют право входить только священники и диаконы. В этой части расположен Табот – ковчег, знаменующий Ковчег Завета. Литургия может совершаться только в том храме, где есть Табот. Когда освящается новая церковь, в первую очередь освящается новый Табот. В праздник Богоявления Табот торжественно выносится из храма и с ним совершается крестный ход. При этом на Табот набрасываются покрывала, и весь народ ему поклоняется. В этом обычае проявляются иудейские черты, характерные для эфиопского христианства, а также существующий в Эфиопской церкви особый культ Ковчега Завета.

Лалибэла.

Правители Аксума строили много храмов и монастырей. После угасания Аксума, в Эфиопии наступило время политической нестабильности и междоусобиц, сменившееся в XII в. централизованным правлением династии Загве. Центром христианства становится Лалибэла.

Храм святого Георгия в Лалибэле

Из всех чудес, которые древняя Эфиопия может предложить миру, самые интересные и захватывающие, бесспорно, находятся в Лалибэле. Огромные древние эфиопские книги, написанные на телячьей коже загадочными буквами мертвого языка геэз, рассказывают, что с незапамятных времен, со дня своего основания деревня называлась Рох. Царь Лалибэла, правивший с 1190 по 1228 год, решил превратить Рох в свою резиденцию. Лалибэла был очень набожным, в христианстве видел главную опору своей как внутренней, так и внешней политики. Наслышанный о пирамидах египетских фараонов и дворцах иерусалимских царей, не без зависти долго взиравший на аксумские стелы, решил тоже прославить себя в истории и приказал соорудить в новой столице 11 величественных храмов. Каждая из одиннадцати церквей ансамбля уникальна, не повторяет другие. Храмы не просто строили, а ваяли словно статую, полую изнутри. Скальные христианские храмы и церкви вырубали в каменной толще туфовых пород. Вход в церкви Лалибэлы и сообщение между ними осуществлялись по подземным туннелям. Окна и двери обрамляла каменная резьба. Изнутри стены и потолки покрывались расписным орнаментом. Храмов, подобных лалибэльским, нигде в мире больше не увидишь. Благодаря им имя Лалибэлы связано с одним из «чудес света», к каковым относят эти творения рук человеческих. Благодарные монахи в своих летописях ХIII века Рох окрестили Лалибэлой.

Самая большая среди церквей монолит-церковь Ымануэл. В церкви Меркуриос сохранились три огромные, выполненные на ткани картины. Эти священные картины -одно из главных сокровищ искусства Эфиопии. Церковь святого Ливаноса, как гласит предание, жена Лалибэлы якобы построила за одну ночь. В работе ей помогали

ангелы. Ночь была темная, поэтому «камни освещали мрак». И действительно одна из стен у алтаря излучает слабый серебристый свет.

Главное из всех лалибэльких чудес

- Бетэ-Гиоргиес --церковь святого Георгия . В лучах восходящего солнца среди яркой зелени эвкалиптов выделяется красная площадка. В центре ее – черный провал, из которого, словно из преисподней, восстает огромный крест. Это и есть знаменитая церковь Гиоргия --- храм-крест . На верхней каменной кровле монолита рельефные изображения вписанных друг в друга крестов повторены трижды. Декорирование крыши превратилось в традицию национальной архитектуры.

Верующие стекаются к вырубленному в стене каменному лику, поклоняясь святому Георгию. Местные монахи доверительно рассказывают, что там запечатлен сам царь Лалибэла. К этому все больше склоняются и историки.

Соблюдение пропорций, изысканный орнамент, четкие строгие линии --- все это ставит Бетэ Георгиес в число величайших архитектурных творений прошлого.

В глубокой выемке, стоит на скальном теменосе самый большой (34 на 30) и самый изящный из лалибэльских храмов - Медхане Алеем (храм Спасителя). В этом храме находится камень, на котором по преданию Христос благословил Лалибэлу. Строители храма создавали в первую очередь привлекательный, видный отовсюду «верхний фасад». По бокам монолита вырезаны лишь тонкие столбы, которые зрительно увеличивают высоту храма, подчеркивая его устремленность вверх, к земной поверхности, к солнцу. В Медхане Алеем было создано нечто поэтической школы, в которой учили слагать стихи.

Церковь святой Марии – единственная в Лалибэле, где применена раскраска и позолота орнаментальных резных рельефов из камня. Стены и своды храма украшены изображениями солнца и древних символов плодородия, на еще не затертых плитах пола силуэты то львов, леопардов и страусов, то фениксов и других фантастических животных. С трех континентов и из многих веков собраны под крышей Бетэ Марьям эти символы.

Церковь Святой Марии

Спрятанная внутри холма двойная церковь Голгофы и Михаила известна своими рельефами со скачущими всадниками и уникальными каменными скульптурами святых, не встречающимися больше нигде в Эфиопии. Из часовни святого Михаила маленькая дверь с семью замками ведет в чрево холма, приютившего в своей тверди главную святыню – церковь Гроба господнего. Даже ее существование предпочитают не разглашать, и простым церковникам заказан туда вход.

Монахи уверены, что сохранился крест, который принадлежал самому царю Лалибэла.

«Церкви Лалибэлы самые замечательные в Эфиопии, -- писал в конце прошлого века Э. Реклю. Этот священный город построен на семи холмах, подобно Иерусалиму имеет свою Элеонскую гору, а его замечательные

памятники разрешают Лалибэле претендовать на роль одного из интереснейших мест христианского мира».

Оставив потомкам эти замечательные храмы, мастера Лалибэлы возвели вечный памятник не столько Богу, сколько самим себе…

Почему храмы Лалибэлы не красуются над поверхностью, многие их них попросту не видно, поскольку крыши церквей находятся на уровне земли, а к их входам ведут подземные траншеи и рвы? Почему набожный Лалибэла прятал свои чудо-храмы, чтобы они не бросались в глаза непосвященным, не привлекали внимания?

Хадани Лалибэла правил в тревожное время, когда могущественный халифат, со всех сторон сомкнул свои владения вокруг православной Эфиопии. Даже в то время Лалибэла через головы мусульманских наместников поддерживал связи с единоверцами в Иерусалиме, отстаивая интересы христиан в Нумибии, Сирии, Египте. Со всех сторон горное царство продолжали теснить мусульмане. Время работало не на Эфиопию, отрезанную исламом от внешнего мира, от передовых идей и прогресса. Мусульманские соседи алчно взирали на богатое и культурное государство, оказавшееся в их капкане.

Тридцатилетняя война между христианской Эфиопией и мусульманским имаматом.

В 1529 году началась Тридцатилетняя война между христианской Эфиопией и мусульманским имаматом под руководством Ахмед ибн Ибрагима аль-Гази, прозванного Грань. В огне «священной войны» были преднамеренно сожжены, разрушены, уничтожены все находившиеся на пути мусульманского воинства монастыри, храмы, церкви. Вместе с ними погибли редчайшие рукописи и книги, драгоценные произведения искусства. В книге Евгения Сенигова, бывшего русского офицера, сказано:

« Амхара и Тигре были покорены. Аксум разорен дотла, погибло большинство памятников абиссинской древности. Войска ныгусэ были истреблены». Страна была полностью разорена, это была трагедия эфиопского народа и его культуры. Лишь Лалибэле чудом удалось уцелеть как целостному ансамблю. Легенда гласит, что Лалибэлу от разрушения спасла женщина.

В 1535 году взоры Эфиопии обратились к Португалии. Эфиопия нуждалась в антимусульманском союзе с Португалией. Пятый сын Васко да Гамы должен был не столько спасать Эфиопию, сколько продолжать колониальную экспансию Лиссабона в бассейне Индийского океана, начатую его отцом. Харэрский имамат лишился поддержки Османской империи, эфиопы начали одерживать свои первые победы и в 1559 году война закончилась победой эфиопов.

В это время в Риме открылась специальная школа для иезуитов. Там эфиопские языки изучали те, кому будет поручено навязать католицизм империи черных христиан. Ещё в 1554 году Ватикан, не спрашивая на то согласия Эфиопии, впервые назначил в эту страну своего наместника. Иезуиты действовали оперативно и эффективно, как всегда и всюду, они начали повсеместно вводить в Эфиопии католические обряды. В 1628 году император Сусныцос принял католицизм в качестве официальной религии. «Возмущенное действиями монарха, духовенство объявило народ свободным от присяги ему, ---пишут русские дореволюционные исследователи Эфиопии В. Бучинский и С. Балахов.

Cтрана обратилась в арену кровавых смут».

Гондэрский собор духовенства объявил о возвращении страны к прежней вере и выслал за пределы империи всех миссионеров-католиков. «Страна черных христиан» стала «закрытой страной» для католической Европы. Царь обещал большую меру золота за каждую голову европейца, пытавшегося проникнуть в Эфиопию с востока.

Замки Гондэра

Наступило время «гондэрского периода». Вплоть до 1860 года этому городу будет суждено быть столицей всей Эфиопии, это был самый большой город Тропической Африки. На протяжении двух веков здесь рос гигантский дворцовый комплекс.

Впервые в истории Эфиопии в Гондэре доминировали не соборы, а замки, впервые страна имевшая «кочующих царей», обрела «оседлых» правителей с постоянной резиденцией. Каждый из правителей Гондэра оставил в городе памятник, свидетельствующий о том огромном значении, какое уже тогда придавали в Эфиопии просвещению и искусству. Расцветал блестящий период «гондэрской культуры». Жизнь стала более светской, страна как бы избавилась от мрака религиозного фанатизма.

Императоры отлично понимали все выгоды, которые дает их собственной власти союз с церковниками, поэтому всячески укрепляли и поддерживали их авторитет.

Церковь Дэбрэ-Бырхан-Сылассе

Колл" href="/text/category/koll/" rel="bookmark">коллекций эфиопской живописи. Долгое время церковь Дэбрэ-Бырхан-Сылассе была одним из главных интеллектуальных центров Гондэрской империи.

Мирное правление куарийцев лишний раз доказывает, сколько многого может достичь народ, не растрачивающий свои силы на войны. Не знавшая кровопролитий и бессмысленных разрушений эпоха вошла в эфиопскую историю как одна из наиболее ярких, красивых страниц.

Гондэрские мастера смело отходили от средневекового канона, использовали всю цветовую гамму, обыгрывали световые контрасты, украшали задние планы. Именно в Гондэре родилась светская эфиопская живопись и светское национальное искусство вообще. В гондэрские времена широкое распространение получило искусство народного лубка - многосюжетных миниатюр, развивающих какую-нибудь известную историческую или религиозную тему. Эти миниатюры настолько вошли в традицию национальной жизни, что превратились в эфиопский сувенир. При куарийцах они ценились настолько в высоко, что украшали залы царского дворца.

Иясу I была собрана самая большая коллекция рукописей в ныне знаменитом монастыре святого Габриэля на озере Тана. Немалые богатства хранятся в островных монастырях и в пустынях озера Тана.

Основные черты женского городского костюма в Эфиопии сформировались еще в то время, когда знатные обитательницы Гондэра своими нарядами и украшениями стремились подражать ытеге (императрице).

Многие нововведения тех лет, свидетельствующие о попытках поднять уровень культуры и эстетики африканского быта, дожили до наших дней.

Первая половина XVIII века вошла в историю Эфиопии как период просвещенных правителей.

Создание централизованного государства.

В 1755 году Эфиопию вновь охватили междоусобицы. В 1789 году в Эфиопии было уже пять царей, феодальная анархия и раздробленность усиливались. Конец этому страшному периоду в истории Эфиопии положил Менелик II, завершивший процесс создания централизованного государства.

К концу ХIХ века заканчивается колониальный раздел Африки. Италия метила захватить Эфиопию, сохранявшую свою независимость. Однако 1 марта 1896 года войска Менелика II в битве при Адуа одержали блистательную победу над итальянцами.

В начале 1898 года эфиопская армия, окрыленная победой под Адуа, выступает походом на Каффу, чтобы восстановить древние рубежи своей страны. В ее передовом отряде по личному желанию Менелика находился русский офицер. Двумя годами раньше он был в миссии русского Красного Креста. Русская интеллигенция глубоко сочувствовала своим братьям по вере. Российское общество Красного Креста, работавшее под покровительством императрицы Марии Федоровны, отправило в Абиссию мобильный санотряд. С 1896 по 1906 год русской миссией в Аддис-Абебе открыт постоянно действующий госпиталь. Император Абиссинии Менелик II лично приветствовал русскую миссию. Новая история госпиталя началась в 1947 году. Император Хайле Селассие попросил советское руководство организовать в столице Эфиопии новый госпиталь. В 2007 году госпиталь отпраздновал свой 60-летний юбилей.

Вернуть Каффу в лоно эфиопского государства--- таково было решение Менелика II, продиктованное объективными историческими условиями. В описаниях русского путешественника Каффа предстает как « могущественная южноэфиопская империя», «населенная сильным народом, проникнутым любовью к своему отечеству, с воинственным духом». Каффа являлась ядром государства, окруженного вассальными княжествами.

Наш соотечественник стал первым европейцем, пересекшим Каффу, единственным европейским свидетелем завоевания этой легендарной страны, остававшейся «географической тайной» для всего мира.

Присутствие А. Булатовича способствовало успеху военной экспедиции раса.

Другой выдающийся русский исследователь Эфиопии, выходец из дворянской семьи, подпоручик царской армии-Евгений Сенигов. Плененный африканской природой, он решил навсегда поселиться в Эфиопии и задался целью создать на одном из островов озера Тана «демократическую коммуну». Вскоре он расстался со своей утопией. Он много ездил по стране, записывал рассказы об обычаях и традициях каффичо, легенды и много рисовал. Он пользовался успехом среди придворной знании, даже Менелик II благоволил Сенигову.

Эфиопская Православная Церковь Тэуахэдо.

Эфиопия упоминается в Библии более 38 раз-в писаниях как Ветхого, так и Нового Заветов. В соответствии с библейской традицией Древнего Израиля, Эфиопия описывается как земля «КУШ». Источники сообщают, что помимо израильского народа, только Эфиопия знала и славила всесильного Бога, регулярно ему служа. Псалмопевец говорит: «Эфиопия должна простереть свои руки к Богу». Эти свидетельства утверждают рьяную набожность народа Эфиопии, основанной на непоколебимой вере во Всемогущего Бога. Даже для народа Израиля эфиопы представлялись более любезными всемогущему Богу, чем они сами.

Богословие" href="/text/category/bogoslovie/" rel="bookmark">богословскую формулу. Тэуахэдо значит «объединенный» и обозначает способ соединения Божества и человечества во Христе. Это самая многочисленная из всех Церквей дохалкидонской традиции, принадлежит к группе православных церквей. Эфиопская (Абиссинская) православная церковь до 1959 года часть Коптской православной церкви, а затем ---автокефалия.

Коптская и Эфиопская ортодоксальные церкви торжественно провозгласили единство веры, верность общему свидетельству и готовность углублять и расширять сотрудничество. Подписание декларации состоялось в Каире в июле 2007 года.

На протяжении всех веков истории Эфиопской Церкви, начиная с рукопожатия святого Фрументия святителем Афанасием Александрийским, эта церковь входила в юрисдикцию Александрийской церкви (после Халкидонского собора - Коптской). Александрия поставляла в Эфиопию епископов и полностью контролировала Эфиопскую церковь. С начала XX века Эфиопская церковь стала требовать себе независимость. В 1959 году Александрия https://pandia.ru/text/78/058/images/image021_2.jpg" alt="Выход" align="left alt=" width="300" height="212 src=">Дабтара не только поют в церквах, но также играют на музыкальных инструментах и танцуют! Они являются основными носителями богословских знаний и церковных преданий Церкви. В Эфиопской Церкви большое внимание уделяют катехизации, религиозному образованию и подготовке клириков. Значительная часть нынешней элиты Эфиопской Церкви владеет русским языком , так как многие учились в Ленинградских духовных школах.

Главное учебное заведение Эфиопской Церкви - богословский колледж Святой Троицы в Аддис-Абебе. Ректор колледжа богослов В. Сэмюэль -- на протяжении многих лет один из самых видных участников межхристианских богословских диалогов, в том числе с Русской Православной Церковью.

Взаимоотношения Русской и Эфиопской Православной церкви.

Более полутора веков связывает тесная дружба Русскую Православную и Эфиопскую Православную церковь. Подтверждением и укреплением, которой стала встреча летом 1959 года в здании Московской Патриархии Императора Хайле Селассе I и Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия. Эта встреча была праздником христианского общения.

В январе 2007 года делегация Московского патриархата во главе с архиепископом Львовским и Галицким Августином по благословению святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия посетила Эфиопскую Ортодоксальную церковь.

От имени Святого Патриарха Алексия Предстоятелю Эфиопской Церкви

Абуно Павлу было передано пожертвование на строительство колледжа святого Яреда.

Делегация провела встречи с богословской комиссией Эфиопской Церкви, преподавательской корпорацией и студентами колледжа Святой Троицы в Аддис-Абебе, руководством Комиссии по развитию Эфиопской Церкви, посетила один из древнейших монастырей Эфиопской Церкви – Дебре-Либанос. Делегация также посетила госпиталь Российского Красного Креста имени Д. Балчи, где работают мои родители.

Архиепископ Августин совершил в Российском центре науки и культуры праздничную вечерню и чин Великого освящения воды для православных соотечественников, где посчастливилось присутствовать и мне.

Русские врачи посещают местные церкви, обряды в которых хоть и сильно отличаются от наших, но даты всех праздников соответствуют русскому православному календарю.

Делегация Русской Православной Церкви приняла участие в торжествах по случаю празднования 2000-летия от Рождества Христова по эфиопскому календарю. Представителей Русской Православной Церкви встречали Эфиопский Патриарх Абуна Павел и Посол Российской Федерации в Афанасьев. В здании Экономической комиссии ООН для Африки состоялся «Саммит религиозных деятелей», приуроченный к эфиопскому миллениуму. Во время церемонии открытия митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир зачитал приветственное обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия к организаторам и участникам форума. После состоявшейся в ходе заседания дискуссии участники саммита приняли итоговый документ. В основном его положения отражают актуальные вопросы жизни Африканского континента и всего мира: противодействие распространению СПИДа, реструктуризация долгов развивающихся стран, помощь этим странам и избавление их от «синдрома зависимости». Гости посетили выставку, посвященную эфиопскому миллениуму. В числе приглашенных, была делегация нашего госпиталя, в том числе и я.

Выставка произвела на меня огромное впечатление. Здесь воочию я увидела картины и экспонаты, раскрывающие историю Эфиопской Православной церкви, яркие страницы её становления, развития и борьбы за выживание. На картинах эфиопских художников были изображены: святые места Эфиопии, танцующий святой Яред, португальские мушкетеры, легендарная битва под Адуа и другие яркие страницы истории Эфиопии. Здесь же монахи из местного монастыря писали тонким бамбуковым пером церковные книги из кожи, так же как это делали их предшественники много-много веков назад.

Среди экспонатов были представлены все разновидности эфиопских крестов, являющихся подлинными произведениями искусства. Одни вырезаны из дерева, другие отлиты из меди, третьи из кованого железа, но больше всего меня поразило отсутствие распятия Христа. На одном из крестов изображены альфа и омега, знаки бесконечности. Только на эфиопских крестах можно увидеть такое. На кресте Авраама изображены рожки, напоминающие о том, что Христос своей смертью искупил грехи, и теперь можно просить Бога о спасении. Меня удивило разнообразие форм крестов. Оказывается, это объясняется местонахождением монастырей, где создавались своеобразные «эталоны» крестов. Среди них выделяют «аксумский», «лалибэльский», «харэрский» и «гондэрский» стили.

https://pandia.ru/text/78/058/images/image023_0.jpg" width="176" height="250 src=">27 сентября" href="/text/category/27_sentyabrya/" rel="bookmark">27 сентября , по случаю открытия Еленой Равноапостольной истинного Креста Господня в Иерусалиме.

https://pandia.ru/text/78/058/images/image026.jpg" alt="Главный" align="left alt=" width="220" height="251 src=">

https://pandia.ru/text/78/058/images/image028.jpg" alt="Отшельник" align="left alt=" width="240" height="296 src=">рукописи, своеобразная церковная утварь и иконы хранятся в них до сих пор. Один из самых знаменитых эфиопских монастырей, который посещала и я - Дебре-Либанос.

По преданию его основал монах абба Мэтаы, которого называли Либанос. Сам император Лалибэла, потом Йикую-Амилаз, а в XV веке Андэ-Цыйон I укрепляли позиции монастыря многочисленными пожалованиями. Ведь императорам Эфиопии нередко приходилось делить власть с духовенством или править под его диктатом.

Неподалеку от монастыря бьет святой источник, освященный Либаносом и обладавший якобы, поэтому чудодейственными лечебными свойствами. Когда мы подъезжали к монастырю, вдоль дороги сидело много больных и калек. Все они надеялись получить избавление от своих недугов на святой монастырской земле и от воды из святого источника. Монастырь окружен пещерами, в которых до сих пор живут отшельники. Со слов сотрудников госпиталя - это одно из самых святых мест в Эфиопии, куда стараются попасть многие верующие. Они берут с собой домой святую землю и святую воду для лечения своих родных и близких.

Монастырь находится неподалеку от Великого Африканского разлома, хотя он тянется через всю Африку, именно здесь наиболее живописный вид, с невероятно красивыми пейзажами и водопадами , через один из которых, до сих пор стоит мост, построенный ещё португальскими мушкетёрами.

Церковные традиции здесь передаются от старого к младшему. С малых лет детей приобщают к чтению церковных книг. Книги написаны на языке геэз, многие переведены на амхарский язык. Древние книги писались каллиграфами на пергаменте натуральными красками. Миниатюристы украшали Евангелия, жития местных святых, прочие религиозные тексты прекрасными рисунками. Литература абиссинцев по большей части состоит из священных текстов и их толкований. Абиссинской литературе 2000 лет, такого феномена нигде более в Африке не встречается.

Книга «Кыбрэ нэгэст» - «Слава царей» одно из наиболее популярных в Эфиопии произведений, которое на протяжении веков играло важную политическую и культурную роль в истории страны. «Кыбрэ нэгэст» сыграла немалую роль в культуре, не раз становясь источником вдохновения при создании различных произведений и оказывая влияние на развитие литературы Эфиопии.

Заключение

В процессе своей работы над проектом, мне открылось много интересного и поучительного. Многие явления стали понятными, а на некоторые пришлось взглянуть совсем с другой стороны, чем они представлялись до этого. Чтобы понять настоящее, нужно знать прошлое. Помогало и одновременно подогревало интерес к исследованию, ещё и то, что многое, о чем читала, я видела воочию, и это было как живой иллюстрацией, как живыми картинками к тем книгам, которые мне пришлось читать.

В беседах с местными сотрудниками госпиталя я узнала о многих христианских обычаях и праздниках, и большинство из них совпадает с православными в России. В одни и те же дни мы празднуем Светлое Рождество и Пасху. Христиане, эфиопские сотрудники госпиталя, соблюдают все посты, хотя посты намного строже наших, они постятся ещё три дня в неделю (понедельник, среда, пятница). Местные жители очень набожны, благочестивы, почитают святыни, но не всегда могут объяснить, что та или иная традиция означает. С особым благоговением относятся эфиопы к церкви. Рядом с госпиталем находится церковь Лидетта, я наблюдала, как они начинают креститься за несколько сот метров от храма, ползут к нему на коленях, целуют ворота, ведущие к храму. По воскресеньям пройти возле Лидетты очень сложно, кажется, все христианское население Аддис-Абебы отправляется на молитву в храмы. Желающих столько, что многие не могут попасть в храм, не помещаются даже на территории храма. Толпы людей в белых шаммах стоят за воротами, жгут свечи и слушают литургию через громкоговорители. Теперь понятно, от какого песнопения мы часто просыпаемся по утрам.

Христианская вера имеет очень глубокие корни и уходит в глубь веков, она помогла православной Эфиопии выстоять во враждебном мусульманском окружении и сохранить её. И хотя сейчас количество мусульман превышает количество христиан, а мечетей в АддисАбебе и по стране больше чем православных церквей, эти две религии мирно сосуществуют рядом. Самое приятное осознавать, что в современной Эфиопии отсутствуют волнения на религиозной и этнической почве. Это ещё раз подтверждает отсутствие религиозного фанатизма среди эфиопов, несмотря на наличие глубоких корней христианской веры, уходящими в IV век н. э.

Эфиопское Христианство играет важную роль в жизни современной Африки. Вместе с богатым и оригинальным наследием Церкви, история которой охватывает 2 тысячи лет, оно вносит уникальный вклад в историю и развитие Христианства.

Литература

1. «Северо-Восточная Африка в средневековом мире». «Наука», 1980.

2. The Beauty of historic Ethiopia. 2006.

4.Журнал «Путешествие по свету», 2007.

1.Введение.

2.Аксумскре царство.

3.Легенда о Ковчеге Завета.

4.Лалибэла.

5.Тридцатилетняя война между христианской Эфиопией и мусульманским имаматом.

7.Создание центрального государства.

8. Эфиопская Православная Церковь Тэуахэдо.

9.Взаимодействие Русской Православной и Эфиопской церкви.

10 Заключение.

Эфиопия приняла христианство в начале четвёртого века. Сегодня праздник Тимкат – самый важный из девяти основных христианских праздников Эфиопии. Его отмечают 19 января в ознаменование крещения Христа. Для празднования в северном городе Лалибэла священники из разных церквей переносят на головах в место благословения таботы (или скрижали закона), завёрнутые в дорогую ткань.

Крещенские воды

На следующее утро толпы верующих собираются вокруг крестообразного бассейна, который представляет реку Иордан, где Иоанн Креститель крестил Иисуса.

Церковь Бет Гиоргис, Лалибэла

Прихожане с раннего утра отправляются к искусно вырезанной и лучше всех сохранившейся церкви Лалибэлы – Бет Гиоргис (Церковь Святого Георгия). Это последняя по времени создания из одиннадцати древних монолитных церквей 13-го века в городе Лалибэла. Легенда гласит, что её выкопали после того, как святой Георгий появился перед местным императором и сказал, что о нём позабыли. Церковь вытесали в форме греческого креста со сторонами одинаковой длины. На плоской крыше вырезали тройной греческий крест. Бет Гиоргис – часть Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Церковь Дэбрэ-Дамо

Дэбрэ-Дамо стоит на горе с плоской вершиной на севере Эфиопии и выступает одним из важнейших центров христианства в стране. Эта маленькая современная церковь построена перед гротом, где, как говорят, исчез Арагави – один из девяти святых (или миссионеров), принесших христианство в Эфиопию. Святым часто приписывали исчезновение, а не смерть. Выступающие из саванов скелетные останки монахов можно увидеть в нишах в стенах грота.

Абуна Гебре Микаэль

Чтобы добраться в церковь Абуна Гебре Микаэля в горах Геральты, придётся перепрыгивать с одной скальной плиты на другую в горном овраге. В интерьере есть два прохода и центральный неф с интригующими фресками конца 18-го и начала 19-го века. Палитра цветов здесь обогащена потрясающим голубым, фиолетовым, оранжевым и серым. Они дополняют традиционные оттенки коричневого и жёлтого.

Церковь Йоханнеса Мэикудди

Она также стоит в горах Геральты. Это последняя из великих расписных базилик в регионе Тыграй. Церковь вырезана из белого песчаника на вершине горы, возвышающейся на 230 метров над низом долины. В первой части разделённой надвое церковной паперти есть небольшой купол с выгравированным крестом. Интерьер украшен красочными фресками с библейскими сценами, портретами святых и геометрическими узорами. Они покрывают не только стены, но и потолок.

Даниэль Коркор

Даниэл Коркор стоит над головокружительной 300-метровой пропастью. Отсюда открывается потрясающий вид. Говорят, две маленькие камеры служили убежищем для монаха. Украшена только большая из них. Ниша в стене напротив входа – место, где сидел отшельник или монах. С этой точки он мог видеть равнины, из которых пришёл, и небеса, куда собирался.

Абуна Йемата

Абуна Йемата – один из девяти святых. Он избрал в качестве отшельнической обители вершину Гуха в хребте Геральты и удалился от суетной жизни. Позднее он основал церковь, высеченную в скале. Чтобы войти в неё, необходимо пройти по крутому и опасному подъёму. На этой фотографии слева виден вход в церковь.

Абуна Йемата

Священник, выглядывающий через единственное окно церкви Абуна Йемата. Местные служители весело сообщают посетителям, что воскресные службы посещают беременные женщины, младенцы и пожилые люди, и никто не падает.

Петрос и Паулос, Тека Тесфай

Эта церковь, как и многие другие в хребте региона Геральта, находится в живописном месте: на узком уступе под нависшим утёсом. Раньше единственный к ней путь лежал через 15-метровое восхождение по вертикальной скале. Теперь есть шаткая лестница. Церковь построена из дерева, камня и строительного раствора, но святилище высечено в скале. На стенах сохранились прекрасные фрески конца 17-го века в приглушенных цветах в стиле 15-го века.

Арбату Энцесса, Аксум

Каменная церковь 1960-х годов посвящена четырём апокалиптическим существам, а также тетраморфу, особенно почитаемому в Эфиопии. Четыре животных стали символами четырёх евангелистов: Марк – лев, Лука – жертвенный телец, Иоанн – орёл, Матфей – человек. Стены и потолок покрыты литургическими образами, нарисованными в тёплых тонах, но перекрашенными с использованием буйства основных цветов.

Геннет Марьям, Ласта

Церковь, высеченная в период правления императора Йэкуно Амлака (1270-85), хранит самые ранние фрески в Эфиопии, которые, предположительно относятся к концу 13-го века. Здесь можно увидеть сцены из Ветхого Завета и изображения святых, а также сюжеты из Нового Завета. На этой фотографии видна крыша церкви, украшенная высеченными крестами.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.