Появление татар на белорусских земель. Белорусские татары

Витовт, Великий князь Литовский

Один из самых могущественных правителей Восточной Европы, литовский великий князь Витовт был известен не только своими бесконечными войнами с крестоносцами и борьбой за королевский титул. Он вел активную политику на востоке и путем заключения выгодных дипломатических союзов стремился к максимальному расширению своих владений. Именно благодаря Витовту на территории средневековой Литвы появилась одна из самых необычных этнических групп - литовские татары.

Когда в конце XIV в. в соседней Золотой Орде началась очередная междоусобица, Витовт охотно предложил свою помощь татарскому хану Тохтамышу, лишенному престола в борьбе с более могущественным Тамерланом. В лице Тохтамыша Витовт приобретал для себя не только союзника, но и инструмент политической борьбы, при помощи которого он намеревался подчинить Золотую Орду своему влиянию. Тохтамыш попросил у Витовта своеобразного «политического убежища» и переселился на земли Литвы вместе со своим двором, многочисленными воинами и членами их семей.

Живший позднее турецкий историк Печеви писал: «Когда могущественный Тимур пришел в Дэшт и-Кыпчак (Половецкую степь. - прим.), то иные из них (татары) были полонены, иные сделались добычей меча; а несколько их племен бежало во владения ляхских в московских гяуров да в тех странах неверия и утвердились. Доныне их в Лехе существует шестьдесят селений, и в каждом селении по мечети».

Всего в Литве оказалось таким образом до 40 тысяч выходцев из Золотой Орды. Витовт распорядился разместить татарских переселенцев в окрестностях города Лида (теперь территория Беларуси) и наделить их землями.

Татары в Литве изначально рассматривались как профессиональные воины и привлекались для несения военной службы, за которую получали земельные пожалования. Витовт образовал из татарских поселений своеобразный оборонительный пояс в окрестностях замков в Тракае, Вильно, Ковно, Лиде, Крево, Новогрудке и Гродно (последние три находятся сейчас на территории Беларуси). Татарские поселения здесь имели ярко выраженный оборонительный и стратегический характер и защищали рубежи княжества от Тевтонского ордена. В свою очередь, литовские татары считали Витовта своим «белым ханом» и защитником.

Постепенно татарские переселенцы образовали особую группу в составе служилого сословия Литвы и несли военную службу наравне с литовской и русской шляхтой. В XV-XVI вв. значительную часть литовской конницы составляли именно татарские отряды.

Татары в Литве имели военную организацию, опиравшуюся на родоплеменную систему, заимствованную еще от ордынских времен, а также собственные социальные институты (гмины, приходы). Границы самоуправления этих структур определялись обычным правом и привилегиями великих князей, а позднее - польских королей. Представителями татарского населения были так называемые хорунжие, в функции которых входили военные, административные, судебные и финансовые вопросы. Как правило, они назначались пожизненно и с сохранением права наследования. Кроме того, значительная роль принадлежала местным имамам, которые помимо религиозных функций, выполняли также и судебные на основе законов шариата.

Стоит отметить, что литовские татары допускались к занятию административных должностей и участию в местных шляхетских сеймах только после принятия христианства. Однако такой переход не освобождал их от воинской повинности, хотя и давал все преимущества польско-литовской шляхты.

…и Польши

С ХVI в. татарские «осадники» начинают селиться в Польше, где они также привлекаются к военной службе. Местом наиболее компактного проживания татар стало Подляшье. В ХVII в. в составе польской армии действовало уже несколько конных татарских полков.

Ян Собеский под Веной

Литовские татары приняли участие практически во всех крупных военных конфликтах Речи Посполитой, в том числе в войнах со Швецией и Османской империей. Особенно благоволил татарам польский король Ян III Собеский, которому при непрерывных войнах с османами требовалась определенная поддержка и лояльность его подданных-мусульман. В знаменитой битве под Веной в 1683 г. татары сражались на стороне Польского государства.

В 1679 г. Ян Собеский предоставил татарам земли у Гродно (сейчас территория Беларуси) и Белостока и, кроме того, пожаловал новые поместья из королевских владений. Так, на границе современной Польши появились татарские села Бохоники, Крушиняны, Студзянка и Лужаны. Татарское население в этом регионе, особенно в селах Бохоники и Крушиняны, а также в Белостоке сохраняется и по сей день.

Наличие земельных владений, несение военной службы, а также взимание налогов наравне с польско-литовской шляхтой вело к тому, что богатые татары постепенно становились частью шляхетства Речи Посполитой. Польские короли не раз подтверждали своими привилегиями дворянские права литовских татар и связанные с ними преимущества.

В ХVШ веке татарские полки Речи Посполитой стали называться уланскими. Происхождение этого названия также имеет татарские исторические корни. В Золотой Орде улан был титулом, означающим принадлежность человека к роду Чингисхана. Когда представители многих татарских княжеских родов обосновались в Литве и Польше, они сохранили за собой этот титул на многие века, и посвятив себя военной службе, дали это название своим хоругвям.

По мнению профессора Белостокского университета Али Мицкевича, «толерантность польских королей и последующих республиканских правительств помогли татарам сохранить их приверженность польскому государству наряду с отличиями в культуре и традициях».

Язык и традиции

Проживая на протяжении нескольких столетий в окружении славян, татары в Литве достаточно быстро ассимилировались с местными жителями, заключали смешанные браки, перенимали язык и культуру окружавшего их населения, все больше отличаясь от своих сородичей в Золотой Орде.

Тюркские диалекты, на которых говорили татарские переселенцы в конце XIV в., достаточно быстро сошли на нет. Как свидетельствовал татарский путешественник , посетивший Константинополь в 1558 г., некоторая часть его соплеменников уже «покинула свой родной язык и употребляет польский».

Основными языками для литовских татар стали старобелорусский (западно-русский, «простая мова») и польский, причем на них существовала специфичная литература, основанная на арабской графике.

Литовские татары создали свою уникальную книжную традицию, которая заключалась в составлении особых рукописных книг религиозного содержания - китабов. В них записывались предания о жизни и деятельности пророка Мухаммеда, описания обрядов и ритуалов, основных обязанностей мусульман, нередко - легенды, нравоучительные рассказы, а иногда даже восточные авантюрные повести.

Историк Печеви писал : «Они пишут св. Коран, так как мы, арабскими буквами, но если хотят делать толкование оного, то производят сие на польском языке... Король их имеет к ним более доверия, нежели к неверным своего народа».

Если в XVI-XVII вв. доминирующим языком татарских текстов был старобелорусский, то на рубеже XVIII столетия с усилением процесса полонизации практически повсеместно стал использоваться польский. Именно благодаря литовским татарам впервые появился и польский перевод Корана.

Однако если в языковой сфере ассимиляция татарского населения проходила достаточно быстро, то их религиозные верования - ислам суннитского толка - сохранялись на протяжении столетий.

Как считает профессор политологии Мазурского университета Селим Хазбиевич, «татары в Польше выжили во многом благодаря тому, что сохранили свои религиозные традиции и тому, что были широко представлены на военной службе. Сохранению традиций служили и брачные связи внутри общины. Татары в Польше всегда имели сравнительно высокий социальный статус».

В Польско-литовском государстве татары первоначально не подвергались религиозным ограничениям. Уже с XIV в. появляются сведения о начале строительства первых татарских мечетей. В XVI в. мечети упоминаются в Вильно, Тракае, Прудзянах, Новогрудке, Гродно, Остроге и других городах. Первая мечеть в Минске появилась в 1599 г. В результате последующих войн и военных конфликтов значительная часть из них была разрушена.

В Российской империи

После падения Речи Посполитой и окончательного раздела польских земель в конце XVIII в. литовские татары вошли в состав Российской империи. Императрица Екатерина II 20 октября 1794 г. подтвердила им все существовавшие права и привилегии.

В 1795 г. подавленное экономическими трудностями мусульманское население отправило своих представителей к генерал-губернатору Михаилу Репнину с просьбой о формировании татарского полка в российской армии. Эта просьба была принята с большим удовлетворением, так как создание отдельной воинской части, состоящей из польско-литовских мусульман, являлось давней мечтой российского командования.

Российские власти также стремились использовать воинские навыки литовских татар. В 1797 г. по указу императора Павла I был образован Литовско-Татарский конный полк, из «уроженцев губерний, от Польши присоединенных». Это совпадало и с желаниями самих татар, так как в период упадка Речи Посполитой большинство татарских офицеров и солдат находились в отставке и остро нуждались в материальных средствах. Позднее полк отличился войне с Наполеоном и просуществовал до 1917 г.

Политика деполонизации, которую Российская империя проводила на территории Западного края в XIX в., практически не коснулась литовских татар. Более того, современники не раз отмечали их «образцовое поведение» и именно из этой среды часто назначались чины местной полиции. Перед началом Первой мировой войны в северо-западных губерниях Российской империи проживало более 10 тысяч литовских татар.

Наши дни

В Беларуси

Литовские татары сегодня

Татары - шестое по численности национальное меньшинство в Беларуси. В 1989 г. их насчитывалось 12500 человек, а в 1999 г. - 10 тысяч. Согласно последней переписи (2009 г.), татарами назвались 7316 человек. Примерно столько же, по статистике, в Беларуси армян и цыган. Однако при этом довольно велико - преимущественно среди городских жителей - количество людей, которые идентифицируют себя как белорусы, но упоминают, в том числе, и татарские корни.

Самые большие сообщества татар располагаются в Минске, в Клецком районе Минской области, а также в Гродненской области, в городках Слоним, Ивье и Новогрудок - там даже сохранились еще дореволюционные мечети. Всего же в Беларуси действует около десяти мечетей и исламских молитвенных домов, но далеко не все они используются именно татарами.

Белорусские татары никогда не отличались повышенной религиозностью и общественной активностью, жили достаточно тихо, а потому в жизни страны были практически незаметны. Сегодня белорусские татары довольно быстро ассимилируются. Если старшее поколение еще исповедует ислам и посещает мечеть, то их дети и внуки (в большинстве случаев - от смешанных браков) обычно называют себя уже белорусами и посещают костел либо православную церковь. Сами татары признают: «Если татарин женится на православной, то обычно дети растут под влиянием матери, то есть не в соответствии с татарскими традициями». Этот интенсивный процесс начался примерно полвека назад, до этого белорусские татары старались сохранять этническую идентичность.

При этом главная особенность ситуации - полное отсутствие межнациональных конфликтов с местным населением - белорусским и польским. Традиционно в тех деревнях, где сосредоточенно жили татары, они отмечали и православные празники, а белорусы не работали по мусульманским праздничным дням. При этом многие из татар, живших в Западной Беларуси, после Второй мировой получили право уехать в Польшу (там они считались одним из коренных народов) и воспользовались ею. Те, что остались, и сейчас поддерживают связи как с родственниками в Крыму, в Польше, так и в странах Западной Европы - преимущественно в Италии и Великобритании.

«Сегодня в Беларуси очень немногие татары выделяют себя именно как татары, по национальному признаку. И это в основном жители деревень, небольших городков. В больших городах татары себя уже не персонифицируют именно как татары, - говорит социолог Ольга Фурс, жительница Минска, которая признается, что кроме татарских у нее есть российские и белорусские корни. - Но при этом многие продолжают исповедовать ислам. То есть по этому фактору они сливаются с другими мусульманскими меньшинствами. Вообще же белорусские татары, которых я знаю, они либо, по большей части, вообще люди не религиозные, либо исповедуют очень умеренные направления ислама».

Общение с белорусскими татарами на бытовом уровне показывает: городские жители стараются обходить стороной любые религиозные вопросы. С одной стороны, они люди действительно не слишком религиозные. С другой - им совсем не хочется вызывать каких-либо ассоциаций с радикальным исламом.

Что же касается политических взглядов, то тут ситуация иная. Белорусские татары ощущают свое родство с крымскими татарами, а потому воспринимают Россию в лучшем случае настороженно, в худшем - враждебно. Такое отношение проявилось именно с 2014 г., с началом украинских событий.

В Беларуси действует несколько татарских организаций, самая заметная среди которых - Национально-культурное объединение белорусских татар «Зикр-уль-Китаб» («Память книги»).

«Наши кадры в основном татарские. Вообще для нас ориентиром считаются именно казанские мусульманские учебные заведения. Преподавание у нас ведется в соответствии с ханафитской традицией, учитываем также и белорусские особенности, - говорит муфтий Беларуси Али Воронович. - Польские, белорусские и литовские татары, как правило, все имеют родственные связи. Например, у меня очень много родственников в Литве среди литовских татар, есть родственники в Польше: одни и те же фамилии, одни и те же семьи и одна и та же история. … Языковой вопрос имеет как интегрирующую, так и дезинтегрирующую роль. И сейчас в минской татарской общине он, к сожалению, имеет дезинтегрирующую роль. Например, когда собираются казанские татары (татары последней волны эмиграции), разговаривают на своем языке, преподносят свою культуру на каких-то культурных мероприятиях, приходят наши старики, им это неинтересно, и они вообще чувствуют себя чужими. А когда собираются наши, уже те говорят: “Неужели это татарская культура?!”. И поэтому, пожалуй, есть какая-то граница, к сожалению. И она сложно преодолевается».

Сравнительно обособленное локальное соощество татар сохранилось в татарской слободе города Ивье. Ее местные жители называют Муровщизной. Примета татарского анклава (его население всего около 800 человек) - высокий минарет местной мечети. Во времена СССР мечеть в Ивье была единственным работающим мусульманским храмом. Однако сегодня быт белорусских татар в Ивье и в расположенном неподалеку Новогрудке практически ничем не отличается от быта живущих по соседству белорусов и поляков.

На протяжении уже более чем полвекового периода татарские дети в Ивье ходят в обычные детские сады, вместе с белорусами учатся в обычной средней школе. Хотя еще до войны в Ивье была отдельная мусульманская школа, где детей учили основам Корана и арабскому языку. Правда, тогда эта территория принадлежала Польше. После 1939 г., при СССР, отдельное обучение татар прекратилось.

Хотя белорусские татары исповедуют ислам, нигде татарские женщины в хиджабах не ходят. Только в Ивье и Новогрудке есть несколько татарских семей, которые придерживаются относительно строгих правил, и женщины ходят в платках и длинных юбках. А вот религиозные праздники татары, живущие в белорусской провинции, отмечают всей общиной. По традиции среди местных раздается мясо, а для самых старых - уважаемых - людей община готовит своеобразный продуктовый подарочный набор, в который входит крупа и сладости, в том числе традиционные. Отмечаемые праздники - Курбан-байрам, Ураза-байрам, сабантуи.

В Литве и Польше

В этих странах этнические татары представлены намного слабее, чем в Беларуси. По данным за 2002 г., в Польше проживало не более 500 татар. На северо-востоке Польши (то есть на этнически белорусских землях) сохранились две татарские деревни с мечетью и мусульманским кладбищем. В Польше также действует «Союз татар Речи Посполитой».

Мечеть, Каунас

В современной Литве насчитывается около двух тысяч татар, часть которых компактно проживает в Вильнюсском и Алитусском районах. В Литве действует «Союз общин татар Литвы», выпускается ежемесячник «Татары Литвы». Сохранились и действуют четыре мечети - в Каунасе, Немежисе, деревнях Сорок татар и Райжяй.

Между тем еще данные г. указывали, что в Литве живет около четырех тысяч татар, а в Польше - свыше пяти тысяч. Вероятно, такое расхождение в цифрах связано с тем, что очень многие польские татары полностью перешли на польский язык, многие взяли себе польские фамилии и приняли католичество. Иногда польского татарина можно отличить от поляка только по имени, так как фамилии уже у всех польские (Али Козакевич, Мустафа Конопацкий и т.д.). В 2004 г. впервые в истории послевоенной Польши татарин Томаш Мицкевич был назначен муфтием страны.



Дата: 21.03.2010
Источник: http://www.kr-alemi.com/

Как писал российский историк Сергей Соловьёв, "поскреби русского - под ним окажется татарин". Знает ли президент Украины Виктор Янукович о своём татарском происхождении? Корень фамилии Янукович - татарский. Глубинно по корням он происходит из татар, которые приняли христианство и оказались на территории Руси и Польши. Его корни в Беларуси, где литовские князья селили татар. Это видно даже по антропологическому типу Януковича...
Ещё до революции дед украинского президента уехал из небольшого селения Януки, находящегося на территории нынешнего Докшицкого района Витебской области, большая часть которой расположена в природно-ландшафтной зоне европейской тайги, тогда - бедно-земельной северо-восточной части Виленщины, и многие годы колесил в поисках заработков, пока не осел в Донбассе. Исторический регион Виленщины (с 1939 сама Вильня "подарена" Сталиным Литовской Республике и стала Вильнюсом), где родился дед Виктора Фёдоровича, с давних времён населена живущими рядом "литвинами" - католиками-белорусами и православными, караимами и татарами. Первыми мусульманами, появившимися здесь в XIV веке, были татары, воины хана Тохтамыша - выходцы из Причерноморья и с Крымского полуострова. Натерпевшись от междоусобиц в Золотой Орде, они, говоря языком современным, попросили политического убежища у литовского князя Витовта. Тот гостеприимно принял татар, определил их к себе на воинскую службу, выделил хорошие наделы на белорусских землях - на Виленщине и Минщине. В соответствии с договорённостью Витовта и хана Золотой Орды Тохтамыша в конце 1397 г. несколько тысяч татар с семьями поселились возле Вильно, Новогрудка, Лиды, Бреста и Минска. Татары своей новой родине служили верно, храбро сражались за Витовта и даже называли его своим ханом. В 1409 году к Витовту прибыл со своим отрядом сын Тохтамыша царевич Джелал-эд-Дин. Великий князь гостеприимно принял его и заключил союз о совместных действиях против тевтонского Ордена. Татары были временно расселены во владениях великого князя возле Гродно, то есть недалеко от границ с Орденом. Они принимали действенное участие в войне с Орденом в 1409-1411 годах, особенно в Грюнвальдской битве. На возвышенностях Грюнвальда вместе с белорусами, поляками и литовцами бились с крестоносцами и татарские воины. Немецкие хроники, чтобы объяснить причину поражения крестоносцев в битве под Грюнвальдом, называют очень большое количество татар на стороне Витовта - от 20 до 40 тысяч - и рассказывают, что великий магистр Ульрих фон Юнгинген погиб в битве от руки татарского хана Багардина (наверное, имеется в виду Джелал-эд-Дин).
Весь период правления Витовта характеризуется исследователями хорошими отношениями, заботой и интересом властей к татарам. Поэтому татарская эмиграция в Литву имела в тот период массовый характер. Причину этого явления объясняет сам великий князь в письме магистру ордена крестоносцев, что "на территории его государства появилось множество татар, которые в Литве ищут спокоя". Великий князь Витовт заложил фундамент татарского осадничества в своём государстве. Татары получали землю, причём в вечное пользование, правда, без права свободно распоряжаться ею. Взамен за землю они должны были (за собственный счёт) нести воинскую службу. Такая зависимость делала их вассалами великого литовского князя, поэтому их и называли "господскими татарами". Однако их фактическое положение не отличалось от местной шляхты. Князь Витовт гарантировал осадникам свободу вероисповедания и религиозную практику, а также дал право мужчинам татарам жениться на христианках, а детей от брака воспитывать в вере отцов. Процесс поселения татар в границах польско-литовского государства продолжался ещё и в XVI веке, но уже не был таким массовым. Кроме того, изменился этнический состав эмигрантов. В Речь Посполитую чаще всего прибывали представители именитых родов Крымского ханства вместе со своими сподвижниками. Здесь появляются представители и других народов Востока: черкесы, черемисы и даже турки-османы. С 1667 года Польско-Литовское государство воевало с Турцией. Татары, служившие в войске, назывались в это время "липки". В 1676 году татарские полки храбро обороняли польский лагерь в Журавне. Особенно отличились татарские хоругви Мустафы Сулькевича, Самуэля Кшечковского, Колумбека Босацкого, Яхьи Кробицкого. Соединение из татарских полков одержало убедительную победу над турецкими войсками под Веденом, на взгорьях Михаэлерберга (12 сентября 1676 года). А в битве под Парканами 7 октября 1676 года татарский ротмистр Самуэль (Исмаил) Кшечковский спас жизнь королю Польши Яну Собескому.
В первой половине XVIII века татарские полки Речи Посполитой стали называться уланскими. Происхождение этого названия имеет татарские исторические корни. В Золотой Орде улан был титулом, означающим принадлежность человека к роду Чингисхана. Когда судьба забросила в Литву и Польшу многих представителей татарских княжеских родов, они сохранили за собой этот титул на многие века, посвятив себя военной службе и дав это благородное название своим хоругвям. Военная слава татарских полков польской королевской армии привела к тому, что во многих армиях западноевропейских стран начали создавать лёгкую кавалерию по образцу татарских формирований. В XVIII столетии уланские части возникли во Франции, Австрии и Пруссии. Татарское население, жившее в польско-литовских землях, делилось на 6 племенных групп, называемых хоругвями: баргынская, джалаирская, юшыньская, конгратская, найманская и уланская. Их название происходило от знатных родов Золотой Орды, таких, как Баргын, Джалаир, Хушин, Конграт и Найман, крымских родов Девлет-Бердей и Девлет-Гирей, Ширин и Аргун. По мнению исследователей, на белорусской земле живут предки около полусотни знаменитых татарских родов: Александровичи из рода Искандер, Шабановичи из рода Шейбан, Барановские из рода Борын, Кондратовичи из рода Конград, Асановичи из рода Асан... Среди белорусских татар часто встречаются и такие, оформленные на местный манер, фамилии: Конопацкий, Якубовский, Базаревич, Саганович, Янукович. В средние века правители, наделяя татар землями, требовали как непременное условие принятие фамилии местного звучания. Многие белорусы имеют фамилии, которые образовались от татарских корней: Курош, Камай, Булгак, Бузук, Колдай, Довляш, Букатый, Колган, Кубеко, Кардаш, Солтан...
Достаточно часто встречаются в Беларуси топонимы татарского происхождения: Койданово, Татарка, Татарщина, Сорок Татар, Мамай, Орда, Агдемер, Болбасово, Татарск, Татариновичи, Татарья, Бабаевичи, Баево, Балаши, Баторин, Баштан, Галимцы, Карачино, Карачуны, Курманово, Мамойки, Мурзы, Тодулино, Чаусы, Чигири, Шайтарово. Постепенно численность исповедующих ислам на белорусских землях росла и к XVI веку достигла примерно двухсот тысяч. Мусульмане настолько прижились на новых землях, что, сохранив язык и культуру они в общении перешли на белорусский язык - являвшийся основным языком великого княжества, и только молитвы читались на арабском и тюркском языках. Веротерпимость, царившая здесь, позволяла татарам строить мечети на отведённых им землях, открывать мусульманские школы. Было возведено почти 400 мечетей.
Город Минск тогда назывался Tatarskaya Slabada (Татарская Слобода). Взаимоотношения белорусских татар и белорусов почти всегда были мирными. Белорусские татары никогда не проявляли попытки завоевать господствующее место в политическом и экономическом положении страны. Только в военном деле они стремились отличиться и получить командные должности. Вместе с белорусскими, польскими и литовскими патриотами татары боролись за освобождение Речи Посполитой от стран завоевателей. Генералы Чимбай Мурза Рудницкий, Юсуф Беляк, Якуб Ясинский, Матей Сулькевич, Александр Мильковский, Юсуф Базаревич, полковники Гасан Конопацкий и Мустафа Якубовский, много других воинов-татар за свои ратные дела завоевали гордость и уважение белорусского и польского общества. Гербы и геральдические знаки XVI-XIX вв. свидетельствуют, что на Беларуси было более 50 известных татарских семейств. Оседлая татарская аристократия превратилась в аристократов - владетелей имений, фольварков и небольших деревень. В монографии Станислава Дзядулевича "Herbarz rodzin tatarskich w Polsce" ("Гербовник родов татарских в Польше", Вильно, 1929) сведения о 600 с лишним татарских родах разделены на две части: "Татарские роды, до сих пор оставшиеся мусульманскими" и "Роды татарского происхождения, принявшие когда-то христианство разного толка". Причём зачастую одни и те же роды имели и имеют как мусульманскую, так и христианскую ветви, что не мешало им не забывать своё татарское происхождение, благодаря чему их предки и стали шляхтичами. Примерно то же самое происходило с русскими дворянами татарского происхождения, с той лишь разницей, что они не стремились афишировать свои татарские корни. Оно и понятно: в России татарам намертво приклеен ярлык "врага и завоевателя", "поганого бусурмана" и т.д. В Речи Посполитой этнические, то есть "свои" татары зачастую выступали в роли героев многочисленных войн с соседними державами, в том числе с Московией. Многие польско-литовские татары, например, до сих пор гордятся своими предками, принявшими деятельное участие в Грюнвальдской битве 1410 года.
Глинские - княжеский род Великого Княжества Литовского и Московского Великого княжества, пользовался собственным гербом, который происходит от татарской родовой тамги, и символизирует княжескую власть, перед ним скипетр направлен вниз, с расщеплённым верхом. Род имел татарские корни, генеалогические традиции связывают его с Мамаем, сын которого, Мансур-Кият, когда-то покинул сыновей Скидара и Лекса (в крещении Александр). Последний выехал в Великое Княжество Литовское, принял православие и получил от великого князя Витовта земли на границе с Золотой Ордой и города Полтаву и Глинск (современный город Золотоноша Черкасской области Украины). Первым в исторических источниках в 1398 году упоминается Иван Александрович Глинский, который был женат на дочке князя Данилы Острожского Анастасии. В 1537 году владелица Полтавы Аграфена Байбуза (в девичестве Глинская) завещала город своему зятю Михаилу Грибуновичу. В родовом гербе Грибуновичей изображались змея, пробитая стрелой, и три золотых гриба. Согласно родовому преданию один из предков Грибуновичей, татарский мурза, увидел при дворе литовского князя спрятавшуюся среди грибов готовую к нападению змею и поразил её метким выстрелом из лука. В XVI веке под давлением церкви многие татары принимали христианство. Именно в это время появились христианские фамилии с татарскими корнями. Можно предположить, что национальный белорусский герой Кастусь Калиновский и великолепный поэт Максим Богданович восходят своими корнями к татарам. Этим можно только гордиться.
В XVII веке, когда началось контрнаступление католической церкви на православие, под мощный пресс попали татары, мусульманская религия. Многие вынуждены были принимать христианство по православному или католическому образцу. Или вообще покидать ставшие родными земли. Если в XVI веке на территории Великого княжества Литовского проживало 200 тысяч татар, то спустя 100 лет их осталось 30 тысяч. В 1939 году в польской армии был восстановлен полк липковских татар со своей униформой и знамёнами. Этот полк стал одной из последних воинских частей, сражавшихся против нацистов и после падения Польши. К началу XX столетия на территории Беларуси действовало более 20 мечетей. Молитвенные дома действовали в Глубоком и Докшицах. Фамилия Янукович, как и следует из развития повествования, принадлежала к одному из родов литовских татар Янук, и её носителями были жители небольшого шляхетского застенка, а ныне - деревеньки Януки Докшицкого района. В 20-х годах XX столетия (за Польшей) в Януках было 36 дворов и более ста жителей. В перечне мужских татарских имён находится имя Янгильде - Пришла душа (в значении "ребёнок родился"). Диалектальные варианты: Янай, Яныш, Янук. В очерках истории татарских дворянских родов значится род князей Кудашёвых. "Кудашёвы - русские княжеские роды, происходящие от татарских мурз. В списке с переписных книг города Темникова 1710 г. переписи воеводы Тимофея Панова между значится: "мурза Абдюк - 52 года, Тимербулат - 42 года умре, Аделыпины дети; у Абдюка дети - Смаил 29 лет, Янук - 27, Аюкай - 21 год. По ревизской сказке 1795 г. по пятой ревизии, поданной Краснослободской округи деревни Булаевой, показано: в деревне Булаевой, выселившейся после 4 ревизии из деревни Чёрной, мурзы Янук 40 лет, Аюкай 34 лет, Абдюковы дети князь Кудашёвы. У Янука дети - Селим 8 лет, Сеит полугоду..."
В архивных данных о мечетях и имамах за 1907 год Вятско-Полянской волости Малмыжского уезда Вятской губернии значится имам Мухаммат Каримович Януков 1881 года рождения. Фамилия Янук встречается не только среди татар, но и у мусульман-абхазов.
Янук-Оглы Анифе Мустафов 1911 г.р.
Янук-Оглы Леонид Аршакович 1948 г.р.
Виктор Янукович не забывает о своём происхождении, и его тянет на землю предков - только за время своего премьерства он уже дважды побывал в Януках - в 2003 и 2006 годах. На сегодняшний день в Беларуси коренных татар, тех, чьи рода живут здесь по 500-600 лет, насчитывается более 12 тысяч. Создано татарское культурно-просветительное объединение "Аль-Китаб", которое издаёт ежеквартальник "Байрам". Примечательно, что члены этого объединения внимательно следят за судьбой крымскотатарского народа и поддерживают восстановление его прав на своей исторической Родине. Примером этому можно привести данное Обращение, адресованное к депутатам Верховного Совета Автономной Республики Крым:
В связи с принятием Конституции Крыма 1 ноября 1995 года без учёта скромных правовых требований коренного населения Крыма - крымских татар на их исторической родине - в Крыму, Белорусское Республиканское объединение татар-мусульман "Аль-Китаб" обращается к вам с просьбой: будьте благоразумными, пересмотрите принятую вами Конституцию, учтите правовые интересы многострадального крымскотатарского народа на территории их исторической Родины - в Крыму.
Эти элементарные требования изложены в заявлении фракции Курултая крымскотатарского народа в связи с принятием Конституции Автономной Республики Крым, в заявлении Симферопольской городской организации Народного Руха Украины и других демократических организаций Крыма. Мы просим вас - не разжигайте национальную вражду! Будьте справедливы к элементарным национальным требованиям всех народов, живущих на полуострове! Откажитесь от политики пагубного великодержавного шовинизма! Весь мир напоминает вам об этом. Ещё раз просим вас и призываем к благоразумию, к справедливости по отношению коренного народа Крыма - крымских татар, на земле которых вы живёте, создавая искусственное большинство со времени оккупации Крыма, и особенно со времени насильственной депортации крымскотатарского народа.
(Подписано Президиумом Белорусского Республиканского объединения татар-мусульман "Аль-Китаб").

В татарской слободе города Ивье (ее еще называют Муровщизной) прошло мое детство. И хотя татары уже давно не селятся обособленно, но так получается, что большая их часть живет именно в этом районе. Который, впрочем, сейчас ничем не отличается от других уголков города. Сразу не скажешь, где живут татары, а где - белорусы. И если меня, почти здешнюю, высокий минарет местной мечети ничуть не удивляет, то у нашего фотографа такое соседство традиционных белорусских хат и мусульманского храма вызывает искреннее недоумение. Кстати, во времена СССР мечеть в Ивье была единственным работающим мусульманским храмом.

Ивье находится примерно на половине пути из Минска в Гродно . Если свернуть с трассы М6, то еще километров 6 - 8 - и мы на месте.

О том, что Ивье - город необычный, понять можно уже на въезде. Почти в каждом огороде - огромные теплицы, где в сезон местные жители выращивают помидоры. А начиная примерно с февраля - салат, лук, редиску. Еще лет 20 назад такие теплицы можно было увидеть только у татар, сейчас же и белорусы переняли премудрости огородного дела у своих мусульманских соседей.


Татары на белорусских землях появились чуть более 600 лет назад. Нет, они не пришли к нам с войной и потом остались. В 1397 году великий князь Витовт пригласил умелых татарских воинов охранять границы Великого княжества Литовского. И так хорошо они служили, что правители щедро наделяли их шляхетскими титулами и дарили землю. Татары же до сих пор в своих молитвах именуют князя, пригласившего их на свои земли, Витовтом сильным или Витовтом-заступником.

Со временем татары настолько сжились со своими соседями, что даже татарские фамилии стали звучать сначала на польский, а потом на белорусский лад: Абрамовичи, Адамовичи, Богдановичи, Вороновичи, Гембицкие, Ждановичи, Казакевичи, Радкевичи , Радлинские, Щуцкие, Якубовские, Ясинские… Да и внешне не всегда можно определить, что перед тобой представитель татарского народа - смешанные браки в Ивье не редкость. Вот стоит перед тобой такой типичный белорус. А он Мустафа!

И живет этот Мустафа в простом сельском доме. Быт, по большому счету, уже с XIX века ничем не отличался от быта белорусского селянина. В этом мы смогли убедиться, придя в гости к татарской семье Шабановичей.


НИКАХ, АЗАНИВАНИЕ ДЕТЕЙ - ПРИВЫЧНЫЕ ОБРЯДЫ

Якуб Мустафович Шабанович - один из старейшин местной общины, в свое время был и председателем местного колхоза, и трактористом, и рабочим, и вместе с отцом кожевничал.


Простой добротный деревянный дом, сени, обычная печка, привычный телевизор. «Красный угол» в комнате, где вместо христианских икон - изображенные на листах бумаги суры из Корана.

Имена у нас простые - Яков, Мустафа, Аминя, Айша, Алия, Ибрагим, - улыбается Якуб Мустафович и проводит нас по дому. Его жена Аминя Якубовна идет следом.

А как вы познакомились? - спрашиваю, рассматривая старые фотографии.

А мы не знакомились. Родители сговорились - и все.

Почему так? Приданое было большое? - удивляемся мы.

Ну, какое там приданое: одежду свою принесла - и все. После войны очень болела мама, надо было работать, а мы с братьями не справлялись.

Так вам выбрали помощницу?

И помощницу, и спутницу жизни. Так и привыкали друг к другу, обживались вместе уже.

А свадьбу как играли?

Дома. Родственники собрались. Простая деревенская свадьба.

Оказывается, татарская свадьба мало чем отличается от привычной белорусской. Однако вместо венчания главным религиозным обрядом становится никах - в переводе с арабского «договор». Этот обряд проводится в мечети: мулла наставляет молодых перед совместной жизнью, благословляет их и подписывает свидетельство о браке, которое сейчас уже не имеет юридической силы, но, как и венчание, очень важно для верующих людей.

Якуб Мустафович и Аминя Якубовна прожили вместе больше 50 лет, вырастив троих детей. Кроме воспитания своих собственных сыновей Якуб Мустафович участвовал в судьбе многих татарских детей в Ивье, ведь старейшины, которые знают молитвы на арабском, обязательно принимают участие в азанивании детей. Выглядит обряд достаточно просто: над младенцем читают определенные молитвы. Все действо происходит дома во время очередного будничного купания новорожденного. Иногда при азанивании ребенку дают второе имя, а община собирается на подарок, потому что в жизни маленького мусульманина наступает очень важный период.

Подрастая, татарские дети в Ивье ходят в обычные детские сады, вместе с другими учатся в обычной средней школе и в гимназии. Хотя еще до войны, как рассказывает Якуб Мустафович, в Ивье была отдельная мусульманская школа, где детей учили основам Корана и арабскому языку.

Может быть, из-за отсутствия специализированных учебных заведений, ивьевские татары практически не знают татарского языка. И только единицы хорошо знают более сложный арабский, на котором в основном издается духовная литература.

ТАТАРЫ СЛАВЯТСЯ СВОИМИ СЛАДОСТЯМИ, А ХИДЖАБ НОСИТЬ НИКТО НЕ ЗАСТАВЛЯЕТ

Один из таких знатоков - имам Ивьевской мечети Адам Радецкий, который стал недавно духовным лидером местной общины. Для имама служение в мечети - своеобразная общественная нагрузка, потому что денег за это он не получает.


Сейчас у нас идет священный месяц Рамадан, чрезвычайно важный период для каждого мусульманина, когда соблюдается строгий пост. Он отличается от похожего христианского поста тем, что есть и пить можно только после захода солнца. Конечно, летом очень сложно соблюдать все правила, но у нас в общине есть люди, которые полностью держат пост. Наш молитвенный день - это пятница, тогда обычно в мечети собирается порядка 50 - 60 человек, а когда проходят большие праздники, а это происходит раза три в год, то в мечети буквально негде яблоку упасть.


Скажите, а татарские женщины должны ходить в хиджабах?

Нет, у нас же не мусульманская страна. Кто как хочет, так и ходит. Есть несколько семей, которые придерживаются более строгих правил, там женщины ходят в платках и длинных юбках.

Праздники татары отмечают всей общиной. По традиции среди местных раздается мясо, а для самых старых, а значит, уважаемых людей, община подготавливает своеобразный сухой паек, в который входит крупа, сладости, в том числе и традиционные для татар.

Национальные татарские блюда готовят тут в большей степени на праздники - курбан-байрам, ураза-байрам, сабантуи. Тогда ивьевские татары готовят и традиционные открытые пироги, и мясные наваристые супы, и так называемый перекочевник - тесто раскатывается тонко-тонко и соединяется с мясной или сладкой начинкой. А в повседневной жизни готовят пельмени. Но не такие, какие мы привыкли видеть, а большие, похожие на манты, с говядиной или бараниной.

Моя татарская подруга с удовольствием рассказывает о том, что главные и самые яркие воспоминания у нее связаны именно с большими «посиделками» общины. Тогда она готова была отдать все, что угодно, за традиционный для татар десерт - гальму . Вкуснейшую гальму из своего детства помню и я. Хотя, на первый взгляд, рецепт прост - мука, мед и масло. Все это варится, остужается, затем нарезается ромбиками и раздается в общине и соседям.

А почему ты сама сейчас не делаешь эти сладости? - спрашиваю у подруги.

Не знаю, наверное, потому, что национальные традиции так и остались для нашего поколения где-то в детстве, - говорит она и мечтательно продолжает: - Я бы хотела съездить в Стамбул , где по-настоящему смешано много культур, Запад и Восток, посмотреть, как живут там вместе люди разных национальностей.

А мне подумалось - зачем куда -то ехать? Ведь белорусское Ивье - само по себе маленький Стамбул…

КСТАТИ

Столетия назад центрами татарской культуры на территории Великого княжества Литовского были Тракай и Ивье. Сейчас на территории бывшего ВКЛ живут около 25 тысяч татар. 10 тысяч раскиданы по Беларуси . Община в Ивье насчитывает около 800 человек.

Газета "Наша Нива" (Беларусь) - 2005 - №34
Шестьсот лет на белорусской телеге
Белорусские татары живут вместе с белорусами, но отдельно. Свои улицы, своё самоуправление, свои кладбища, свой бизнес. Репортаж Андрея Скурко из города Ивье.
Перевёл с белорусского Александр Сосинович (то есть я)
Татарское присутствие в Ивье незаметно. По крайней мере, на фасаде. Парадная картинка свидетельствует, скорее, о былом присутствии евреев. Их обновлённые каменные домики цветной гирляндой тянутся от центральной площади вниз к костёлу. Одноэтажный Краков. Так расцвело Ивье, получив статус города.
На костёле - иезуитская монограмма. Присутствие Бога на этом не заканчивается: напоенные светом своды, чистый хор, в алтаре - игра белого и красного цветов. Ивьевцы пользуются этим чудом как могут. С утра в воскресенье увидишь в центре наряженную молодуху или почтенного белорусского дяденьку на велосипеде - маршрут определить несложно. На мессу собирается полгородка.
Вторая половина тоже ничего не имеет против Христа - пророка, посланного от Аллаха. Их храм стоит не на перекрёстке главных улиц, как костёл, и не рядом с площадью - между отделением милиции и заколоченной синагогой, - как небольшой православный храм. Мечеть прячется в сердце татарского квартала. Шестьсот лет белорусские татары живут вместе с нами, но отдельно. Свои улицы, своё самоуправление, свои кладбища, ещё лет десять назад были даже свои танцы.
"Татары к нам раньше не ходили! - перекрикивает грохот ивьевской дискотеки женщина, стоящая у дверей на фэйс-контроле. - У них своя площадка была! На нашу они только большой толпой драться приходили!" А теперь такого не бывает? "Теперь? Драться? И тут половина татар", - улыбается чернявый капитан милиции, кивая в сторону толпы подростков, бесящихся под хаус-музыку. "Мы тут все друзья! Особенно если напьёмся", - браво отвечают 15-16-летние ребята. Так что, и татары пьют? Парни смеются: "Их только по их праздникам на танцы не пускают". А христиан в пост? "Христиан пускают".
Муэдзин дядя Сюля
"Пить-курить - это харам. Нельзя, - говорит Сулейман Рафалович, муэдзин ивьевской мечети. - Так же, как и поклоняться изображениям, верить в других богов, кроме Аллаха единого..." Отыскать муэдзина нам помогла элегантная татарка, у которой мы спросили на улице, где живёт имам или его помощник. "Дядя Сюля!" - позвала она. Дядя Сюля вышел из зарослей гигантской теплицы. Как и все татары, муэдзин живет овощеводством. Его помидоры напоминают виноград - не размером, а количеством. Подвязанные кусты в рост человека, к каждому подведена вода, во дворе - грузовой фургон, куда помещается много-много коробок со свежими овощами. Дядя Сулейман с сыном имеют свой автономный бизнес. "Огурцы не знаю куда девать, - смеётся муэдзин. - Каждый хочет молоденьких и ровненьких. Крученных не берут совсем".
Продукция монументальных татарских парников плывёт на минские базары. "Татары богатые, потому что земельные!" - нашёптывают завистники на ивьевском базаре. Тот, кто видел руки дяди Сулеймана с несмываемым зеленоватым налётом от помидорных кустов, возразит: "Не поэтому". Коневодство и ремесло землекопа, как татарский бизнес, отмерли. Правда, у муэдзина есть буланая кобылка, и у имама лошадка.
"А, одни хлопоты с ними, - кривится дядя Сулейман. - У нас есть поговорка: если будешь иметь лошадь или будешь иметь жену, не будешь иметь покоя".
Клещук на экспорт
На государственной работе в Ивье больше всего зарабатывают дорожники в ДРСУ, работники горгаза и электросетей. Есть ещё консервный и хлебозавод. Но хлеб в старых печах получается невкусный, и люди гоняются за привозным лидским в частных магазинах.
Степан Станилко, лидер ивьевских "афганцев", тоже его продаёт. Магазин "Афганец" - на центральной площади. Станилко даже поставил памятник землякам, погибшим на советской войне в Афганистане. Памятник тот в центральном сквере похож на стену Каменецкой башни в масштабе 1:10. (О Каменецкой башне читайте здесь: ). Частный сектор в Ивье дорос до собственных ресторанов. Трактир "Старая мельница" искушает по дороге в костёл. В этом среднеевропейском ресторане можно вкусно поужинать вместе с лидским пивом за 15 тысяч белорусских рублей (3,75 евро).
Неотъемлемый атрибут государственной торговли в этих пограничных районах - конфискат. Продаётся он и в ивьевском продмаге. Тут можно приобрести "на запчасти" мотоцикл за 77 тысяч рублей (19,25 евро) или "Волгу" за четыре миллиона (1000 евро). На втором этаже продмага - книжный магазин. Из "белорусского" в нём - "Меч князя Вячки" Леонида Дайнеко и кипы фотоальбомов Анатолия Клещука со всеми цветами Беларуси. (Анатолий Клещук (в белорусском произношении Кляшчук) - известный в Беларуси журналист). Берут его обычно дети, едущие за границу. Несмотря на лукашенковские запреты, детки из Гончаров и Уртишек, Субботников и Трабов по-прежнему отдыхают летом в Италии и США. В 1986 году Ивье накрыло радиационное пятно, и с этим люди связывают рост числа раковых заболеваний.
"Но в Беларуси в сто раз лучше, чем в Литве, в тысячу, - горячится Юзеф Русакевич, учитель из Майшагалы. - Там только политики 16 тысяч евро получают. А люди бедствуют. Грузовик водки привозят, вот они и голосуют за Успаского". "Там хорошо, где нас нет, - доказывает обратное работница лидского дома культуры. - Я вот с красным дипломом окончила институт, а теперь зарабатываю 180 тысяч белорусских рублей (45 евро). Так в Литве пенсионер вдвое более получает".
Татары не жалуются. Они, насколько могут, дистанцируются от политических процессов и общественной жизни. Нет у них своих депутатов, только один стал фермером. Общиной управляет комитет из двадцати человек. Он собирает деньги на общественные нужды. Помогают и единоверцы из Польши. Той самой, где нищета, если верить Белорусскому телевидению (БТ). Овощеводство - тоже способ бегства в себя, в свою общину. "Мы за Лукашенко, - отводит в сторону глаза дядя Сулейман. - Нас жизнь научила. Шестьсот лет здесь живём. На чьей телеге ехать, того и песню петь". По крайней мере, сегодня в паспортном столе не переписывают Яхья на Иванов, а Мустаф на Степанов. По крайней мере, сегодня можно ходить в мечеть.
"По-татарски говорить мой отец учил. Пока не помер, - рассказывает муэдзин. - А потом был застойный период. И те, кто 1950, 1960 года рождения, те уже неграмотные. А сейчас уже снова учат детей. Зимой. Когда нет работы в огороде". Преподают в такой воскресной школе татарский язык и основы мусульманской веры молодые парни. "Они были в Минске на съездах, знают историю, про Мухаммада, хадисы они все знают, знают, что говорил пророк Мухаммад", - с гордостью говорит Сулейман. Молодёжь от ислама не отрекается. На Курбан-Байрам собирается полная мечеть людей.
Зефир для муллы
"Аллах ни на кого не похож, и на него никто не похож. Он сам не родился и никого не родил. Он не рождает, Он создаёт. Скажет: да будет так! И так делается. Мы почитаем и пророка Ису, ибо он послан от Аллаха, от Бога, для христиан, и Мусу, который иудеев наставлял на правильный путь, чтобы верили только в единого Аллаха, в Бога. Почитаем Ибрагима, Исмаила-праотца. Его отец делал идолы - статуи - а Ибрагим сказал, что им не надо поклоняться, надо единому Богу поклоняться. А те идолы он разбил, ибо они не дают ни вреда, ни добра. Статуи же неживые..." Проповедь дяди Сулеймана звучит просто и натурально. Проповедь искренне верующего, всю жизнь прожившего с Аллахом в душе.
Слова, идущие от сердца, в сердце и попадают. Поэтому в мечети хочется перекреститься и поклониться на Мекку. Бог один.
Храм Аллаха внутри окрашен в синий цвет. Чуть темнее неба в высоких окнах. Разуваемся в сенях, шагаем на ковры. На стенах - каллиграфическая вязь изречений из Корана, рисунки святых мест. Для всех изображений муэдзин Сулейман сделал аккуратные рамки. Возле окошка на Мекку - возвышение со ступеньками, откуда мулла произносит проповедь. На ступеньках лежат конфеты, печенье, зефир в шоколаде. В мечеть люди берут с собой угощения: устанавливают сбоку возле стены, и каждый мусульманин подходит и угощается, чем хочет. Для муллы в знак уважения отдельно кладут всего понемногу. Чтобы вместить всех, в мечети сделан "второй этаж" - галерея на струганных деревянных столбах.
В женской половине мечети стоят цветы ("вот уж женщины, всё им хочется, чтобы красиво было", - улыбается Сулейман), сложены тёплые платки. Потому что зимой мечеть не отапливается; обычное дело - молиться в кожухе и валенках.
Женщины молятся отдельно не только в мечети. И во время молитвы дома, как приказал пророк, женщина стоит сзади мужчины. Чтобы мужчиной не овладевали земные соблазны. Ещё пророк сказал: если дома не молятся, то это не дом, а могила.
Татары с евреями - братья
"Брать в жёны христианку - это халяль. Можно, - говорит муэдзин. - Если она переходит в нашу веру. Подчиняется нашим законам. Верит в Аллаха единого. Ни во многобожие, ни в идолопоклонство. Пророк позволяет мусульманину иметь до четырёх жён, если можешь их содержать". А есть ли в Ивье такие многожённые семьи? "Тут с одной женой, бывает, еле справляешься", - машет рукой наш гид.
Татарки совсем редко выходят за нетатар. Вера и кровная связь цементирует эту маленькую общину. Но вокруг - большой мир. И татарская молодёжь уже танцует вместе с белорусами на дискотеке под модную западную музыку. Ещё пара поколений - и татары растворятся в белорусском море. Или сумеют модернизироваться, сделать современной и привлекательной свою традицию, найти себе место в новых условиях. Многое здесь зависит от молодёжи.
Трое ивьевцев недавно вернулись из Турции, где обучались в религиозной школе. "Они молятся лучше, чем старики - пять раз в день", - хвалит Сулейман. Возможно, молодёжь восстановит и традицию обрезания мальчиков. Последний раз его делали в 1946 году - приезжали "два старика с седыми бородами" и обрезали всю ивьевскую детвору с татарских улиц. Тогда повезло и самому Сулейману. "Некоторые мальчики, до года, ещё не ходили. А некоторые уже большие были, по десять лет. Убегали от тех дедов, боялись", - вспоминает он. Потом кое-кто ещё возил малышей в Вильно, к евреям. "К евреям?" - удивляемся мы. "Это можно, чтобы еврей обрезал мусульманина, - объясняет муэдзин. - Потому что татары с евреями - братья".
"Обрезание - это для чистоты. Для гигиены. От него никто не умирал. Но теперь, среди русских, знаете, если установить такое... мероприятие, может быть какая-нибудь неувязка. Проблема может быть..." - говорит Сулейман.
Татары вынуждены мимикрировать в советизированном обществе, представляться такими "как все". Чтобы не притягивать внимание своим отличием. Жертвовать возможным, чтобы не провоцировать враждебности. Шестьсот лет научили их: спокойствие общества - прежде всего.
А обосновались татары в Ивье на века. На их кладбище - мизаре - где людей хоронят с 1397 года, земли выделено с запасом ещё лет на шестьсот. Под могучими соснами покоятся поколения. И на замшелых камнях, и на новых мраморных памятниках рядом с именем отца с уважением написано имя матери умершего. На свободной половине кладбища бушует картофель. Как так, чтобы земля пустовала?

На протяжении всей своей истории Минск был многонациональным городом, доказательством чему служила и его топонимика. Так, северо-западная часть нашего города называлась когда-то Татарской слободой (Татарским предместьем, Татарским концом). Здесь, в районе Большой и Малой Татарской, Заславской, Глухой и Замечетной улиц, компактно проживали татары (теперь это район современных улиц Димитрова, Мельникайте, Заславской, часть пр. Победителей). А прилегающий к Татарскому предместью участок земли вдоль Свислочи назывался Татарскими огородами. Об истории этих мест рассказывает создатель сайта minsk-old-new.com Владимир Воложинский.

Фрагмент карты 1909 г. Цифрой 3 обозначена мечеть.

Появление татар в Беларуси

Период первоначального расселения татар на территории ВКЛ (современной Беларуси) приходится на XIV-XVI столетия. Процесс был поощрен несколькими князьями Великого княжества Литовского, которые приглашали татар-мусульман из Крыма и Золотой Орды для несения воинской службы.

Татарский конный воин.

Князья ВКЛ Гедимин, Ягайло, Витовт использовали военное мастерство татарских воинов в борьбе с Тевтонским орденом. В 1410 году татары принимали участие в знаменитой Грюнвальдской битве против крестоносцев. По известиям летописцев, 30 000 союзных нам татар, под начальством Джэ-лял-эд-дина, сына Тохтамыша, находились в рати Витовта. И, как считается, именно от кривой сабли хана Багардина погиб великий магистр Тевтонского ордена Ульрих фон Юнгинген.

Грюнвальдская битва 1410 г. Картина Ян.Матейко (1878).

Известно также, что и в битве на Куликовом поле в 1380 году на стороне войска ВКЛ участвовало несколько татарских полков.

Всего же во времена Витовта в Великое княжество Литовское на жительство перебрались до 40 тысяч татар. А к концу XVI столетия уже более чем 100 000 татар поселились на территории современных Беларуси и Литвы. В их число входили наемные воины и охранники, добровольные поселенцы и военнопленные.

Селились они всегда компактно, даже в пределах одного населенного пункта. Известны их поселения в Несвиже, Гродно, Снове, Копыле… Ну а такие города, как Новогрудок, Ивье, Слоним, Минск, Смиловичи, Клецк, Мир, стали настоящими центрами татарской жизни.

Великий князь ВКЛ и король польский Жигимонт II Август выдал татарам привилегии на шляхетство и разрешил жениться на христианках. У татар стали появляться имена и фамилии на местный манер - Александрович, Воронович, Шабанович, Курманович, Кричинские, Криницкие, Конопацкие...

Со временем для них стал родным белорусский язык, а свой же был постепенно забыт. Очень яркое и уникальное явление - китабы - татарские книги, написанные арабской вязью, но на понятном местным татарам старобелорусском (литвинском) языке.

Отрывок из легенды «Мерадж» из «Аль-Кетаба». Это написано по-белорусски.

Вот транслитированный отрывок из китаба XVII столетия: «Сюлейман казал собі палац вусокій збудова[ц]і... алі рыба одна мором плыне і стала... рэкла: - Господару Сюлеймане... пан Бог казал мні ў [ц]ебе йесь[ц]і піці просі[ц]ь. Сюлейман рэк: - Міла рыба. Праўда. Ото майеш што йесь[ц]і і пі[ц]і».

Татары в Минске

На окраинах стародавнего Минска татары появились в первой половине XV века. В 1428 году татары, жившие в окрестностях Минска, встретились с Великим князем Литовским Витовтом и подарили ему коней, верблюдов, других животных и оружие.

Первые известия о появлении татар в самом Минске относятся к XVI веку, когда к западу и северо-западу от замка были поселены пленные крымские татары, участвовавшие в набегах на литвинские земли и разбитые в 1506 году под Клецком войсками князя Михаила Глинского. В месте их компактного поселения сформировались улицы, положившие начало Татарскому предместью.

Битва с татарами. XVI в.

Белорусский этнограф Павел Шпилевский в середине XIX века писал: «Говоря про Татарский конец, нельзя не напомнить об одной его особенности, которая … является доказательством того, что в состав древнего Минска … входило и теперешнее Татарское предместье. Особенностью этой являются окопы, или валы, на левом берегу Свислочи, которые видны с хутора Людамонт, которые составляли укрепления древнего Минска. Окопы эти тянутся вокруг Татарского конца от Свислочи до Раковской улицы, здесь они прерываются… Окопы вокруг Татарского конца так заросли травой, кустарником и даже большими деревьями, что жители Минска считают их обычными горами. А между тем, это не простые, естественные горы, а искусственные насыпи древнего города, которые обычно заменяли у славян крепости и оборонительные стены…»

Вид на Татарское предместье и мечеть. Рисунок Язепа Дроздовича (1920-е годы).

Из описаний П. Шпилевского: «Число минских татар доходит до 400 душ. Они ведут довольно трудолюбивую жизнь… Главный предмет их деятельности - огородные овощи, которые они насевают и выращивают в большом количестве в огородах и на полях близ Раковской дороги. Кроме того, некоторые из них занимались коневодством и потому для приготовления сена имеют огромные луга на берегах Свислочи, часть этих лугов когда-то принадлежала Свято-Духовскому монастырю, но затем была выкуплена татарским старейшиной Салиманом».

Административно Татарская слобода в дореволюционный период относилась к 5-й полицейской части Минска. Включала улицы: Малую и Большую Татарскую, Татарско-Людамонтскую, 1-й и 2-й Татарские переулки, Ново-Татарскую улицу и Ново-Татарский переулок, Глухую-Татарскую улицу. Заболоченная территория между Татарским концом и Свислочью, где татары выращивали овощи, стала называться Татарскими огородами.

Вид на Татарскую слободу со стороны замковой горы.

Большая Татарская была главной улицей, она проходила с западной стороны замка вдоль Татарских огородов (татарского болота), и упиралась в пойму р. Свислочь в районе современного Дворца спорта. Дома состоятельных мусульман были накрыты жестяными крышами, остальные имели гонтовые крыши. На главной улице в основном жили торговцы и ремесленники. На ней же находилась мечеть.
В 1844 году в Минске проживало 325 татар, а в 1885-м - 424. Согласно переписи населения 1897 года, в городе жило 1146 татар-мусульман. Минские татары в основном занимались различными ремеслами. Среди них были торговцы, скорняки, шорники, извозчики, огородники. Значительную группу составляли служащие, которые работали в суде, полиции, на почте, телеграфе, на железной дороге, были также и военные (122 человека). Татары вели законопослушный образ жизни - по данным 1897 года, ни один из них не сидел в тюрьме, не имел отношения к проституции…..

Житель Татарской слободы. Начало ХХ в.

Белорусские татары. Начало ХХ в.

Белорусские татары имели привилегированное положение, которое утверждалось указом Сената от 5 сентября 1840 года «О предоставлении дворянам-магометанам права иметь имения». В указе, в частности, говорилось следующее: «Утвержденным 11 июня 1838 года мнением Государственного совета постановлено дворянам магометанского закона, поселившимся с особыми привилегиями в западных губерниях, сохранить в неприкосновенности право владеть недвижимыми населенными имениями» . Эти дворяне могли владеть крепостными из числа православных христиан.

Мусульманин. Начало ХХ в.

Большинство белорусских татар принадлежало к дворянскому сословию. Так, в годовом статистическом отчете минского губернатора за 1850 год отмечалось, что «в Минской губернии находятся 94 320 инородцев и татар 2017 душ обоего пола. Татары, большею частью дворяне, владеют недвижимыми имениями, населенными крестьянами, а прочие занимаются успешно хлебопашеством, огородничеством и выделкою кож».

Татары, жившие столетиями на землях ВКЛ (в т. ч. и современной Беларуси), смогли сохранить свою самобытность, свою национальную особенность. Она отражалась в их внешнем облике, в быте, типовом характере, манерах поведения. Татарские усадьбы всегда были огорожены, с цветниками, огородом, в котором росли фруктовые деревья и плодово-ягодные кусты. Дома татар-сельчан мало чем отличались от хат белорусов. Они отказались от некоторых своих обычаев: от полигамии, от ношения чадры, девочки и мальчики учились в школах совместно. Однако сохранили свою религию. Именно ислам стал той основой, на которой столетиями крепились национальная традиция и культура татар в новой этнолингвистичной среде.

Мечеть

Приблизительно в конце XVI века (вероятно в 1599 году) по просьбе татарского старейшины Салимана была построена деревянная мечеть на территории, принадлежащей Воскресенской церкви. В 1617 году минский кашталян Петр Тышкевич подтвердил права мусульман на мечеть и выделенный участок земли.

Большая Татарская. Мечеть. Конец XIX в.

Мечеть имела мужское и женское отделения, разделенные между собой металлической оградой. Внутреннее убранство было скромным: пол был застлан зеленым сукном, в мужском отделе находился церемониальный балдахин, на стенах висели высказывания из Корана, а вдоль стен стояли скамеечки для верующих. Каждое отделение имело прихожую, где мусульмане оставляли свою обувь перед входом в молельный зал.
В той мечети не было минарета, поэтому муэдзин созывал верующих на молитву, стоя на крыльце.

В 1890 году строительное отделение Минского губернского правления дало разрешение построить в Минске на месте старой деревянной мечети новую каменную соборную мечеть. 25 октября 1902 года состоялось «освящение нововыстроенной на Татарской улице каменной магометанской мечети».

Как отмечали современники: «Это было красивое каменное строение с большим центральным куполом и прямым, высоким многоэтажным минаретом. Белые оштукатуренные фасады храма были украшены и имели двери и окна полукруглой формы. Крыша храма была покрыта жестью. Территория вокруг мечети имела высокую глухую деревянную ограду и кирпичные главные ворота».

Мечеть на открытке. Начало ХХ в.

Выстроенный в византийском стиле храм с 32-метровым минаретом отличался «изяществом и скромностью архитектуры». По своему внешнему виду здание «является одним из лучших сооружений в г. Минске», писала газета «Минский листок».

После открытия минская мечеть стала одной из достопримечательностей Минска и была отражена на многочисленных почтовых открытках начала ХХ века. Особенно много верующих собиралось здесь по пятницам (в священный для мусульман день) и по праздникам.

Отношения татар с местным христианским населением складывались по-добрососедски. В основном благодаря терпимости, трудолюбию, высоким моральным качествам татар. Мусульманское духовенство не вело миссионерской работы, не стремилось вовлечь в свою веру православных, католиков, протестантов. Главной их заботой было сохранение религии. Поэтому серьезных конфликтов с представителями других конфессий не возникало.

Советский период

Революция 1917 года навсегда изменила жизнь слободы. Наряду с положительными моментами - открытием национальной татарской школы, созданием татарской избы-читальни - она внесла и негатив. Улицы предместья, например, были переименованы на советский манер: Мало-Татарская стала Колхозной, Большая Татарская - Димитрова, чем утратили этническую уникальность….

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.