Подвижные игры на нг для подростков. Конкурс-развлечение «Пойди туда не знаю куда!»

Игры на любом празднике подразделяются на несколько видов. Спокойные обычно проводятся во время ожидания сильно запаздывающих гостей или к концу мероприятия. Танцевальные конкурсы, эстафеты помогают разрядить обстановку непосредственно во время праздника.

Цель:

Создание хорошего настроения, развитие разнообразных качеств.

Спокойные игры

  • «На ощупь»

Подготовка. Нужно заранее положить в мешок предметы, различающиеся по форме. Также понадобятся лист бумаги и карандаш для каждого желающего участвовать.

Задание. Участникам нужно засунуть руку в мешок, ощупать все предметы, а затем составить как можно более полный список того, что находится в мешке. Победителем будет тот, у кого этот список будет наиболее полным и правильным.

  • «Торговец»

Подготовка. Каждый участник получает по 10 монет.

Задание. Игроки убирают монеты в карман, оставив несколько из них в кулаке. После этого подходят к другим участникам и те отгадывают, сколько монет зажато в кулаке соперника. Если игрок отгадывает, то противник отдает монеты ему. Если он называет неверное число, то должен будет отдать противнику разницу между названным и действительным количеством спрятанных монет. Например, противник спрятал 3 монеты, а игрок назвал число «5». В этом случае он должен отдать 2 монеты. Побеждает тот, кто соберет больше монет.

  • «Руки вверх!»

Подготовка. Игроки распределяются на 2 команды, каждая из которых рассаживается по одну из сторон стола.

Задание. Капитаны садятся с краю. У одного из них – монетка, которую нужно передать незаметно для противников следующим игрокам. Таким образом, монетка передвигается из рук в руки от одного участника к другому, пока капитан противников не крикнет «Руки вверх!». Игроки первой команды поднимают вверх руки, зажатые в кулаки. После этого капитан противников говорит«Руки вниз!». Участники опускают руки на стол, повернув вниз ладони, стараясь, чтобы спрятанная монетка не звякнула при этом. Любые два участника противоположной команды отгадывают местонахождение монеты. Если они определяют верно, то монета отправляется к ним. Если нет – остается у первой команды.

  • «Угадай-ка»

Подготовка. Участникам выдается кусок пластилина или глины. В центре ставится шляпа: в ней лежат бумажки с названиями различных животных.

Задание. Участники по очереди вытягивают бумажку, читают, что на ней написано, а затем лепят из пластилина животное. Через 2 минуты они показывают то, что получилось, а остальные игроки отгадывают, что было написано на бумажке. Кто отгадал – получает балл. Участник, набравший больше баллов, чем остальные, побеждает.

  • «Праздничный пирог»

Подготовка. Для игры понадобятся картонные круги по количеству участников, кубик, карандаш.

Задание. Игроки получают круги – это пирог. Затем они по очереди кидают кубик и рисуют на своем пироге свечи: их количество равно числу, выпавшему на кубике. Побеждает игрок, у которого на пироге больше всех свечей.


Подготовка. Участникам раздается по яблоку.

Задание. Игроки без помощи ножа обкусывают яблоко так, чтобы получилась какая-либо фигурка. Остальные участники должны отгадать, что изображено на яблоке.

  • «Замедленная съемка»

Подготовка. Желающие берут карточку, на которой написано какое-либо действие: чиханье, смех, заигрывание, погоня за комаром.

Задание. Показать движение, как будто в замедленной съемке.

Танцевальные конкурсы

  • «Удержи перо»

Для игры понадобятся перья – по одному на команду из 3-5 человек. Задача участников – удержать перо в воздухе, пока звучит мелодия. Трогать руками его нельзя!

  • «Хэдбол»

Футбол – игра ступнями, гандбол – руками, а вот хэдбол – головой! Для игры нужны воздушные шары. Участники делятся на 2-3 группы. Их задача – подбрасывать шарик только головой под музыку, стараясь не задевать его остальными частями тела. Тот, кто справится с заданием, объявляется победителем.

  • «Делай, как я»

Из числа игроков выбирается водящий. Именно он будет показывать движения, которые будут повторять все остальные: бегать различными способами, кувыркаться, надевать носки и так далее.

Все участвующие распределяются по парам, кроме одного, который и будет танцевать со шваброй. Пока звучит музыка, все танцуют. Как только музыка останавливается, игроки меняют партнеров. Тот, кто танцевал со шваброй, также старается «сменить» партнера. Оставшийся без пары составит «пару» швабре на следующий танец.

  • «Музыка нас связала»

Участники становятся в круг. Под музыку они быстро передают друг другу какой-либо предмет. Игрок, у которого этот предмет будет в руках, когда остановится мелодия, выбывает. Далее игра продолжается, пока не выявится победитель.

Веселые эстафеты

  • «Шарики». Задача игроков – перенести теннисные шарики из одного блюда в другое с помощью двух соломинок или деревянных палочек.
  • «Кормление младенца». Игроки в команде разбиваются по парам, каждая из которых получает по стаканчику молока и чайной ложке. Суть конкурса – один из партнеров должен с помощью чайной ложечки как можно быстрее скормить молоко другому участнику.
  • «Младенец». Дети получают детские бутылочки, заполненные водой поровну. Задача участников – выпить содержимое как можно быстрее.
  • «Апельсин». Участники передают апельсин друг другу, зажимая его между подбородком и шеей. Если апельсин упадет на пол, то поднимать его также можно только с помощью подбородка!
  • «Перчатки». Первый игрок по сигналу ведущего надевает на второго перчатки. Затем второй участник снимает перчатки и надевает их на третьего. Последний игрок, сняв перчатки, надевает их на первого участника.
  • «Буратино». Участники передают верхнюю часть спичечного коробка до последнего игрока и обратно. Главная сложность – делать это нужно только с помощью носа, на который и надевается коробок. Упавший коробок поднимается руками.
  • «Модники». На определенном расстоянии от каждой команды ставится чемодан с разнообразной одеждой. По сигналу ведущего игроки по очереди бегут к чемодану, наугад вытягивают вещь, надевают ее на себя, возвращаются и передают эстафету следующему. Победит команда, «надевшая» больше вещей.
  • «Яблочный бум». Задача участников – добежать до противоположного конца комнаты и обратно, не уронив яблоко, которое установлено на голове.
  • «Лимонные состязания». Задача участников – провести лимон с помощью карандаша вдоль начерченной линии. При этом нужно стараться, чтобы фрукт не вышел за черту.
  • «Одной веревкой». Каждая команда получает моток веревки. По сигналу ведущего моток передается до последнего участника, конец веревки при этом находится у капитана. Затем веревка передается за спиной участника. Обвязывание команды продолжается, пока не закончится веревка. После этого веревка отправляется в обратное путешествие.

Весёлый конкурс для ловких и сообразительных подростков. Ребята делятся на пары. Каждая пара получает колготки или штаны и пару обуви (любую) главное, со шнурками. По команде «старт» ребята кооперируются и надевают штаны: в одну штанину правую ногу одного участника, а в другую штанину - левую ногу второго участника. Как только пара надела штаны, приступает к обуви. И тут важно не запутаться, ведь на левой ноге первого участника должен оказать сапог или ботинок правый, а на правой ноге второго участника - сапог или ботинок левый. Пара обувается и завязывает шнурки. Пара, которая первой наденет штаны, обуется и завяжет шнурки, станет победителем.

Спецзаказ на поздравление

Конкурс можно устроить как для отдельных участников, так и для маленьких команд. Суть игры заключается в том, что каждому участнику или команде за минуту-две нужно придумать своё поздравление для именинника, состоящее из 10 слов с максимальным содержанием буквы «щ», или «р», или любой другой буквы. У кого будет больше заданной буквы в поздравлении, тот и победит.

Части тела

Каждый из гостей по очереди называет ту часть тела, которая его привлекает в имениннике, например, руки, попа, глаза, большой палец и так далее. А затем каждый по очереди, применяя только ту часть тела, которую он назвал, должен поздравить именинника, например, только глазами или только руками, или вообще попой. У кого получится смешнее - тот молодец.

Пара доверия

Гости делятся на пары: мальчик-девочка. По команде ведущего девочки становятся спиной к мальчикам и должны упасть, а мальчики, в свою очередь, должны поймать своих девчонок. Что касается мальчишек, всё понятно, во что бы то ни стало, они поймают девочек, а вот девочкам будет совсем нелегко решиться упасть. В итоге пара, в которой девочка быстрее решится упасть и мальчик её поймает, станет победителем и получит приз.

Кидай, не останавливайся

Ребята делятся на 2-3 команды примерно по 5 человек. В каждой команде выбирают капитана, который должен стать на определённом расстоянии от своей команды спиной. Каждый капитан получает пакет одинаковых предметов, к примеру, попрыгунчиков, маленьких мячиков, монеток и так далее). По команде ведущего капитаны начинают кидать за спину предметы по одному, а команда должна поймать как можно больше этих предметов и только от своего капитана. Как только ведущий остановит игру, ведётся честный подсчёт. Ребята, которые соберут больше предметов, брошенных своим капитаном, станут победителями и получат приз.

Рыцарский поединок

Для поединка нужно 2 рыцаря (при чём рыцарями могут быть и девчонки), 2 коня для них (стулья) и 2 оружия (подушки). По команде «бой» рыцари начинают поединок, целью которого является сбить соперника с коня. Победителю приз.

Спортивная молодёжь

Каждый участник получает минуту или две, а также задание - сделать всего по 5 раз (приседания, отжимания, прес, скакалка, прыжок вверх, например). По команде «старт» участники приступают выполнять задание, делая указанные упражнения по 5 раз. Кто первым справится, тот и победил, а ещё и приз получил, к примеру, шейкер для спортивных коктейлей.

Типичный подросток

Гости торжества делятся на команды с одинаковым количеством участников (примерно по 5 человек). Каждая команда становится в круг. Всем командам вручают пачку чипсов и бутылку (0, 5) кока-колы. По команде «старт» первые участники открывают пачку чипсов и съедают одну чипсу, открывают бутылку колы и делают один глоток, затем передают питьё и кушанье вторым участникам. Вторые участники также съедают по одной чипсе и делают по оному глотку колы и передают третьим. Команда, в которой ребята быстрее скушают чипсы и выпьют колу, станет победителем.

Попробуй попади

Одному участнику вручают палку, к которой привязан воздушный шарик, а второй участник становится на определённом расстоянии от первого участника с дротиком. Первый участник водит палку с шариком, а второй должен попасть в цель и лопнуть шарик. Если лопнул - получил приз, а не лопнул - выполняй желание.

Взломщик

Игрокам выдается связка ключей, закрытый навесной замок. Необходимо как можно быстрее подобрать ключ из связки и открыть замок.

Игра-шутка

Все гости становятся в круг и кладут руки друг другу на плечи. Ведущий каждому на ухо говорит "утка" или "гусь" (в разброс, "утка" сказать большему числу игроков). Затем объясняет правила игры: "Если я сейчас скажу: "Гусь" - то все игроки, которых я так назвал, поджимают одну ногу. А если "Утка", то игроки, которых я назвал "Уткой", поджимают обе ноги". Куча-мала вам гарантирована.

Сказка

Когда у вас собрались не менее 5-10 гостей (возраст значения не имеет), предложите им эту игру. Возьмите детскую книжку со сказкой (чем проще - тем лучше, идеально подходят - "Курочка Ряба", "Колобок", "Репка", "Теремок" и т.д). Выберите ведущего (он будет чтецом). Из книжки на отдельные листочки выпишите всех героев сказки, включая, если позволяет количество человек, деревья, пеньки, речку, вёдра и т.д. Все гости тянут бумажки с ролями. Ведущий начинает читать сказку, и все герои "оживают"…

Воспоминания

Эту игру можно предложить во время застолья. В игре участвует любое число человек. Игроки по очереди называют событие (желательно приятное или смешное), которое происходило в фирме (или непосредственно относится к ней) в течение прошедшего года. Тот, кто не может вспомнить никакого события, выбывает из игры. Последний оставшийся в игре участник получает приз.

Праздничный макияж

Ведущий делит всех участников на пары. Желательно парень-девушка (если уж не получилось, то будет еще веселее). Парням завязывают глаза. После этого они должны нанести косметику на лицо попавшейся им в пару девушки. Женскую половину, по понятным причинам, лучше предупреждать заранее. Можно даже парням глаза не завязывать, так как все равно весело получится. Потом снимают повязку с глаз и дают полюбоваться на результаты своего труда. Выигрывает не тот, кто лучше накрасит, а тот кто веселее.

Не пролей каплю

Все гости сидят за столом и по кругу передают стакан. Каждый наливает в стакан немного какого-либо напитка. Последний, у кого стакан переполнится, и напиток перельется через край, должен сказать тост и выпить.

Кто потерял?

В конкурсе участвуют все присутствующие. Выбирается один участник, который выходит из комнаты. После того, как он выйдет, все присутствующие складывают по одному своему предмету в мешочек (это могут быть зажигалка, сережка, заколка). Когда все участники сложат свои вещи, ведущий зовет вышедшего, назовем его Игрок. Затем Игрок достает по одной вещи и пытается угадать, кому она принадлежит. Если Игрок не угадывает, чья это вещь, то он должен выполнить задание, которое ему даст владелец вещи. Если Игрок угадывает, кому принадлежит вещь, то ее владелец выполняет задание Игрока.

Праздничное меню

Этот конкурс застольный.
Проводится на День рождения взрослых.
Участники все гости, которые сидят за столом и пробуют все праздничные блюда.
Ведущая объявляет о том, что как только он называет одну букву, каждый участник должен назвать какое-то блюдо с праздничного стола или то, что находится в его тарелке.
Кто активней всех проявляет себя в этом конкурсе, тот и выигрывает. Победителю достается вкусный приз, а вот, что это будет, решит именинник.

Сосиска

Эта игра подойдет вам, если у вас собралась большая компания и родителей, и детей, а вы решительно не можете придумать, чем же всех занять. В эту игру можно играть сидя за столом. Выбирается водящий, для первого раза им можете быть вы. Водящий задает всем самые разные вопросы, а задача игроков давать один и тот же ответ «Сосиска» или родственные слова: «сосисечный», «сосисечно» и т.д. Главное, давать ответ с самым серьезным лицом. Тот, кто первый засмеется, выбывает из игры. Побеждает тот игрок, который до конца справится со своими эмоциями и не поддастся на провокации ведущего.

Дирижер

Когда в вашей компании настает время лирических песен, и все собравшиеся затягивают какую-нибудь мелодию, можно подшутить над друзьями. Кто-либо, взяв на себя роль дирижера, заранее предупреждает: «Если я, взмахнув рукой, сожму пальцы в кулак, замолкайте сразу же». Любопытно, но почти никогда не бывает так, чтобы по этому сигналу песня совсем оборвалась, кто-нибудь, да продолжает тянуть своё во весь голос. С невнимательного певца штрафной фант!

Ленточки

Мальчики и девочки становятся вокруг ведущего. У него в кулаке зажато столько лент, сколько участников. Концы лент свободно свисают в разные стороны, но середины их перепутаны. На одном конце каждой ленты завязан бантик. Ведущий предлагает всем игрокам взяться за эти концы. Девочки выбирают те концы, на которых завязан бантик. Когда все схватились за свои концы ведущий отпускает клубок лент, и все игроки расходятся. Побеждает та пара, которая первой распутается. Таким образом, каждая лента своими концами связала пару.

На время разворачиваем конфету в надетых на руки боксерских перчатках. Вместо боксерских перчаток можно одеть несколько пар обычных варежек.

Морковка

Ведущий становится в центр, а вокруг все остальные, плечом к плечу, образуют очень тесный круг. Руки участников должны находится сзади. Цель игры : Незаметно от ведущего передавать за спинами морковку и откусывать от нее по куску. Цель ведущего - отгадать в чьих руках находится морковка. Если отгадал, то пойманный с морковкой игрок становится ведущим. Если всю морковку съели, то ведущий проиграл

Сиамские близнецы

Двух участников связывают следующим образом: Они встают боком друг к другу. Левая нога одного игрока привязывается к правой другого игрока, туловища связываются ремнями. Получаются "сиамские близнецы". Делают несколько таких пар и дальше все задания делать на скорость. Цель конкурса - пара, действуя двумя разными руками, молча должна выполнить различные задания. Например, завязать шнурки, заточить карандаш, открыть бутылку, станцевать.

Желанная конфета

Разведчики

Нескольким участникам навешивают на спины таблички с написанным на них словом. По команде ведущего игроки пытаются узнать, какое слово написано на спине у других, но не показав свое. Игрок, чье слово правильно прочитали, выбывает из игры.

Пожарные

У двух курток выворачивают рукава и вешают на спинки стульев. Стулья ставят спинками друг к другу на расстоянии одного метра. Между стульями кладется веревка длиной в два метра. Оба конкурсанта начинают каждый у своего стула. По сигналу ведущего они должны взять куртки, вывернуть рукава, надеть, застегнуть все пуговицы. Потом обежать вокруг стула соперника, сесть на свой стул и дернуть за веревочку. Выигрывает тот, кто первый это сделает.

Испорченный телефон

Все садятся в ряд, первый игрок загадывает слово или фразу и быстро шепотом передает ее следующему, и так далее. После прохождения слова по всей цепочке начинающий объявляет задуманное слово или фразу, а последний то, что до него дошло.

Облопайся шариков

Покупается много воздушных шариков двух цветов. Компанию разбивают на две команды. Каждой команде выдают шарики одного цвета. Участники команды привязывают шарики ниткой к ноге. Чтобы не было толчеи с ножницами и нитками, лучше сразу заготовить шарики с нитками.

По команде участники начинают лопать шарики противоположной команды. Выигрывает та команда, у которой останется хоть один целый шарик

Письмо дяди Федора

Игрок садятся в круги и всем выдают чистые листы бумаги и ручки. Ведущий задает вопрос: "Кто?". Игроки пишут имена своих героев в верхней части листа. После это, загибают листок так, чтобы написанного не было видно. После этого передают листок соседу справа. Ведущий спрашивает: "Куда пошел?". Все пишут, загибают листок и передают соседу справа. Ведущий: "Зачем он туда пошел?".... И так далее. После этого начинается совместное веселое прочтение

Угадай тень

Один из участников садится лицом к светлой, лучше не заставленной стене. Позади него в нескольких шагах, устанавливается неяркая лампа или свеча так, чтобы вышла максимально резкая тень. Остальные участники проходят между лампой и спиной сидящего. Не оборачиваясь, сидящий, должен по тени угадать кто прошел у него за спиной. Тот, кого угадали садится на стул и становится водящим.

Взломщик

Игроку выдается связка ключей и закрытый навесной замок на шкафу или коробке с призом. Необходимо как можно быстрее подобрать ключ из связки и открыть замок.

У участников собирается по одному любому предмету, которые складываются в мешок. После чего, одному из участников завязываются глаза. Ведущий вытаскивает вещи по очереди, а игрок с завязанными глазами придумывает задание для хозяина вытащенной вещи. Задания могут быть самыми разными: сплясать, спеть песню, проползти под столом и мычать, и так далее.

Отгадай жестами

Все участники делятся на две команды. Первая команда придумывает какое-либо заумное слово, а потом говорит его одному из участников противоположной команды. Задача выбранного - не издавая ни звука, только мимикой и жестами изобразить загаданное слово так, чтобы его команда смогла отгадать что же было задумано. После успешного отгадывания команды меняются ролями.

Веселое настроение можно создать в самом начале новогоднего вечера. Для этого юные гости получают на входе половинки карточек и задание – найти свою пару со второй частью листка. На разделенных картонках можно напечатать короткие стихи про Новый год, нарисовать или наклеить зимние картинки, написать парные имена литературных и мультипликационных героев (Чип и Дейл, Шрек и Фиона) и т.д. На поиск отводится полчаса-час перед торжественным началом, а победители получают приятные сувениры. При этом важно заготовить побольше призов, ведь игроки могут оказаться расторопными.

Отличной игрой для новогодней подростковой вечеринки станет конкурс на лопание воздушных шариков. Все желающие посоревноваться в этом деле получают воздушный шар и привязывают его ниткой к лодыжке левой ноги. Задача каждого игрока – наступить правой ногой на шарик соперника, чтобы тот лопнул, и при этом спасти свой. можно любому количеству человек под веселую музыку, а победитель будет всего один.

Еще один конкурс, который не требует разделения игроков на команды, стоит оставить на завершение вечера. Для него все участники встают в круг, в центре – Дед Мороз с мешком небольших и равнозначных по стоимости подарков. Игроки передают друг другу «снежный ком» из ваты или бумаги. По сигналу ведущего тот, в чьих руках оказался «снежок», должен прочесть стих, спеть песню про Новый год (не повторяясь) или станцевать несколько па. Получивший от Деда Мороза приз участник покидает круг.

Командный дух

Разделив гостей вечера на две или три команды, можно устроить еще несколько конкурсов. Для первого понадобятся заранее приготовленные кубики льда или снежки равного размера. Каждая команда образует круг и по знаку ведущего передает друг другу холодный игровой снаряд, не задерживая его надолго в одних руках. Побеждают те, кто быстрее превратит лед или снег в воду.

Конкурсы по созданию «снеговиков» рассчитаны на соревнования нескольких пар человек. В одном из вариантов огромную снежную скульптуру создают, надев на мальчика самого большого размера и заталкивая внутрь нее воздушные шарики. Побеждает пара, сумевшая поместить внутрь одежды как можно больше шариков. В другом варианте снеговик получается из обмотанного туалетной бумагой человека. Кто быстрее израсходовал на покрытие своего партнера целый рулон – тот и получает приз.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.